Осязание или тактильные ощущения. Орган осязания человека: строение и функции Где находится осязание

Орган осязания воспринимает тактильные раздражения, возникающие в результате прикосновения или давления предметов на кожу. Афферентная иннервация кожи осуществляется нервными волокнами, идущими от чувствительных нейронов спинномозговых ганглиев. Дендриты чувствительных нейронов формируют осязательные рецепторы, которые находятся в коже. Кожные рецепторы воспринимают не только механические раздражения, но и температурные, химические, электрические.

В коже, помимо тактильных и температурных рецепторов , имеются также болевые рецепторы. Физиологи полагают, что рецептор - это не только и не просто воспринимающий аппарат, а творческая часть афферентного отдела рефлекторной дуги.

Различают свободные и несвободные нервные окончания. Первые - состоят только из осевого цилиндра - дендрита чувствительного нейрона. Вторые - включают и клетки глии - нейролеммоциты (шванновские). Если у последних появляется соединительнотканная капсула, то такие нервные окончания называются инкапсулированными.

Болевые раздражения (ноцицепция) воспринимают свободные чувствительные нервные окончания, пронизывающие толщу эпидермиса. Нервные волокна распространяются между эпителиоцитами, при этом утрачивают миелиновую оболочку. Прикосновения, даже самые нежные, в первую очередь воспринимаются чувствительными нервными окончаниями, оплетающими корни волос. В эпидермисе имеются клетки Меркеля.

Они принимают участие в восприятии прикосновений , поскольку тесно связаны с сетевидными концевыми разветвлениями чувствительных нервов. Кроме того, клетки Меркеля синтезируют специфические для нервных клеток маркеры (нейрофиламенты, нейрональные клеточные адгезионные молекулы и др.). На основании присутствия в цитоплазме клеток нейропептидов они относятся к диффузной эндокринной системе. Мет-энкефалин, вырабатываемый клетками Меркеля, стимулирует иммунные реакции организма.

Типичными инкапсулированными органами осязания (механорецепторами) являются осязательные тельца Мейснера, расположенные в сосочковом слое кожи пальцев, губ, век, половых органов. Они имеют диаметр около 100 мкм, снаружи окружены соединительнотканной капсулой. В составе этих телец нейроглиальные клетки образуют внутреннюю колбу вокруг концевого утолщения чувствительного нервного волокна, которое располагается параллельно поверхности кожи.

Специальным рецептором давления (барорецептором) являются пластинчатые тельца Фатер-Пачини. Они лежат глубоко в подкожном слое в области пальцев, наружных половых органов, стенки мочевого пузыря, капсуле внутренних органов и др. Диаметр тельца достигает 1 мм. Для них характерно наличие многослойной пластинчатой соединительнотканной капсулы (наружной колбы) и комплекса нейроглиальных клеток (внутренней колбы). В центре внутренней колбы проходит концевая веточка чувствительного нервного волокна.

Тельце Руффини лежит в глубоких слоях кожи, например, подошвы стопы. Диаметр - до 1 мм. Афферентное волокно образует наподобие кустика из немиели-низированных веточек, которые оканчиваются уплощенными терминалями. Соединительнотканная капсула хорошо выражена. Реагируют на смещение кожи и давление.

Концевые колбы Краузе обнаруживаются в конъюнктиве, языке, наружных половых органах. Диаметр - до 150 мкм. Имеют тонкую капсулу, многочисленные разветвления афферентного окончания располагаются в виде колбы. Это механорецептор.

При действии на органы осязания и давления в механорецепторах кожи энергия раздражителя трансформируется в нервное возбуждение, которое по цепи нейронов передается от периферической части кожного анализатора в его корковую часть - в заднюю центральную извилину. В верхней части ее проецируется чувствительность кожи ног, в средней - рук и туловища, а в нижней - кожи головы.

ОСЯЗ’АНИЕ, осязания, мн. нет, ср. Ощущение, получаемое при прикосновении кожи к чему-нибудь. Осязание - одно из пяти основных чувств. Толковый словарь Ушакова

  • осязание - осязание ср. Восприятие ощущений, получаемых при прикосновении различных твёрдых или жидких тел к коже и слизистым оболочкам. Толковый словарь Ефремовой
  • осязание - -я, ср. Ощущение, возникающее при соприкосновении кожи с чем-л., - одно из пяти внешних чувств. Органы осязания. Малый академический словарь
  • осязание - сущ., кол-во синонимов: 4 ощущение 25 способность ощущать прикосновения 1 тактильное чувство 2 чувство 32 Словарь синонимов русского языка
  • Осязание - Способность животных и человека воспринимать действие факторов внешней среды с помощью рецепторов (См. Рецепторы)кожи, опорно-двигательного аппарата (мышц, сухожилий, суставов и др.), а также некоторых слизистых оболочек (на губах, языке и др.). Большая советская энциклопедия
  • ОСЯЗАНИЕ - ОСЯЗАНИЕ - восприятие животными и человеком прикосновения, давления, растяжения. В основе осязания лежит раздражение различных рецепторов кожи, некоторых слизистых оболочек (на губах, языке и др. Большой энциклопедический словарь
  • ОСЯЗАНИЕ - ОСЯЗАНИЕ, одно из пяти ЧУВСТВ, функционирующее благодаря особым нервным рецепторам в КОЖЕ. Научно-технический словарь
  • ОСЯЗАНИЕ - (син. гаптическое восприятие, от греч. hapto - касаюсь) - один из видов восприятия предметов, основанный на мультимодальной информации, но прежде всего тактильной. Большой психологический словарь
  • осязание - Осяза́/ни/е [й/э]. Морфемно-орфографический словарь
  • осязание - ОСЯЗАНИЕ, способность животных к восприятию различных внешних воздействий (прикосновение, давление, растяжение, холод, тепло); осуществляется рецепторами кожи, опорно-двигат. аппарата (мышц, сухожилий, суставов и др.), слизистых оболочек (губ, языка... Ветеринарный энциклопедический словарь
  • осязание - ОСЯЗАНИЕ, я, ср. Одно из внешних чувств человека и животного способность воспринимать прикосновения, давления, растяжения. Толковый словарь Ожегова
  • осязание - орф. осязание, -я Орфографический словарь Лопатина
  • Осязание - Представляет особое чувство, вызываемое прикосновением кожи к различным твердым и жидким телам. Кожа в этом случае играет роль специального органа чувства (см. Кожа). Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • осязание - Восприятие ощущения прикосновения, давления, растяжения, температуры через раздражение различных рецепторов кожи и слизистых оболочек (на губах, языке и др. Биология. Современная энциклопедия
  • осязание - Способность животного организма воспринимать разл. воздействия внеш. среды посредством органов осязания и преобразовывать поступающие сигналы в соотв. вид чувствительности. У мн. беспозвоночных О. наряду с хеморецеппией - осн. Биологический энциклопедический словарь
  • - см. >> чувство Словарь синонимов Абрамова
  • 5 наших чувств для здоровой и долгой жизни. Практическое руководство Геннадий Михайлович Кибардин

    Виды осязания

    Виды осязания

    Наша сенсорная система, обеспечивающая формирование осязательного образа, включает кожный (тактильный, температурный) и двигательный (кинестетический) анализаторы. В процессе осязания ощупывающие движения рук воспроизводят, реконструируют форму (контур) предмета, как бы снимая его слепок. Осязание играет важную роль в психической регуляции, контроле и коррекции рабочих движений рук. Различают пассивное и активное, мономануальное и бимануальное, непосредственное и инструментальное осязание.

    Активное осязание – процесс формирования осязательного образа предмета в ходе его ощупывания. Наши руки выступают как своеобразная координатная система, обеспечивающая восприятие пространственных взаимоотношений частей (элементов) ощупываемого предмета и его фактуры. Для активного осязания характерно разделение функций рук и пальцев. Важнейшую роль при этом играет двигательный (кинестетический) анализатор. При пассивном осязании осязательный образ контура предмета формируется в условиях его последовательного перемещения относительно покоящейся руки (пальцев). В этих условиях образ формируется на основе только тактильных сигналов.

    Пассивное осязание свойственно всей кожной поверхности организма. Однако неподвижная кожа воспринимает только отдельные свойства предметов. Для осязательного отражения предмета, а не его отдельных свойств необходима развертка, то есть необходимо, чтобы цепь признаков, воспринимаемых отдельными участками кожи, была последовательно развернута, а затем синтезирована. При этом для адекватного отражения предмета недостаточно пассивной развертки. Так, в опытах А. Л. Шифмана, Л. М. Веккера и других к коже испытуемого прикасались определенным предметом, а затем экспериментатор двигал предмет по коже испытуемого. Таким образом, возможность развертки создавалась, но отсутствовали самостоятельные движения испытуемого. Оказалось, что при пассивной развертке элементы предмета отражались полнее, но их адекватный образ не формировался. Для тактильного отражения целого образа требуются активные движения ощупывающего органа, необходим переход от осязания к ощупыванию.

    Мономануальное осязание (от лат. mono – «один», manus – «рука») – пространственно-тактильное различение, осуществляемое одной рукой. Восприятие достигается в ходе активного ощупывания, когда движения руки уподобляются форме предмета.

    Ощупывание представляет собой дискретный ряд движений и пауз. Выделяют 2 основные стадии обследования предмета. На 1-й, ориентировочной, стадии с помощью мелких (амплитуда 2–3 мм) движений происходит выделение наиболее информативных частей контура фигуры, на 2-й – после размашистых, «обзорных» движений руки возникает тактильный образ предмета.

    Бимануальное осязание (от лат. bis – «дважды», manus – «рука») – осязание двумя руками. Обладает рядом преимуществ: больший объем осязательного поля, большая скорость ощупывания, большее разнообразие сопряженных ощупывающих движений, позволяющее оптимизировать стратегию восприятия, расширить возможности восприятия пространственных отношений между предметами.

    Для бимануального осязания характерно разделение функций рук. Одна рука выполняет функцию опоры или начала отсчета, другая рука совершает ощупывания. При этом циклически происходит смена рук, что обеспечивает взаимный контроль и коррекцию осязательных сигналов.

    Если разделение функций рук искусственно снимается (обе руки синхронно выполняют одну и ту же функцию – ощупывание), то целостный осязательный образ ощупываемого предмета в нашем сознании не формируется.

    При восприятии предметов (или их элементов), расположенных симметрично относительно сагиттальной плоскости тела, ощупывающие движения обеих рук синхронны. При восприятии предметов (или их элементов), расположенных асимметрично, – асинхронны.

    Чередование синхронных и асинхронных сопряженных ощупывающих движений – необходимое условие различения и сравнения объектов восприятия (и их элементов). Бимануальное осязание необходимо при формировании пространственных представлений, в особенности таких, как представление о симметрии.

    Инструментальное осязание присуще слепым людям. Оно достигает большой точности, когда ощупываемый предмет скрыт от зрения. Инструментальное осязание получило исключительное развитие в трудовой деятельности человека. Тактильные сигналы, играющие значительную роль в осязании, возникают от соприкосновения руки со вспомогательным средством, последовательно воспроизводя (сопровождая) проприоцептивные сигналы. Ощупывающим органом является рука, в которой большой палец противостоит всем остальным, что позволяет захватывать предмет, ощупывать его, получать информацию об отдельных признаках и дальше уподоблять движение руки предмету так, чтобы сделать возможным синтез отдельных признаков.

    Процесс синтеза тактильного образа проходит ряд стадий. Сначала имеют место мелкие, дробные движения, выделяющие отдельные признаки предмета. Далее наблюдаются более обобщенные движения руки, выполняющие функцию уподобления, и движения, выполняющие синтезирующую функцию. Процесс ощупывания не остается неизменным. Вначале он имеет развернутый характер, а затем в ходе упражнения число ощупывающих движений все более сокращается, выделяются информативные признаки, на основе которых сокращенным путем может быть восстановлен тактильный образ. У людей, лишенных зрения, осязание играет ведущую роль в познании окружающего мира.

    Пользуясь осязанием, слепые люди способны выполнять очень тонкую и сложную работу. Особенно высокой степени развития осязание достигает у людей, лишенных как зрения, так и слуха.

    Специальное обучение таких людей речи, письму, трудовым навыкам основано на совершенствовании у них чувства осязания. Нарушение чувства осязания выражается в полной или частичной его потере, что связано с поражением центральной нервной системы.

    Нередко у людей наблюдается повышенная чувствительность определенных участков кожи к прикосновению. Повышение чувствительности кожи может быть следствием заболевания ряда внутренних органов. Эта связь помогает врачам диагностировать и лечить ряд заболеваний внутренних органов, воздействуя на чувствительные участки кожи с помощью поверхностного массажа и других методов лечения.

    Хаптика (haptics) – наука об осязании и прикосновении, о коже как органе восприятия и творчества, о тактильных формах деятельности и самовыражения. В широком и притом строго научном смысле этого термина осязание включает в себя все разнородные и многообразные ощущения, доставляемые прикосновением данного тела к наружным предметам или среде, включая кинестетические, температурные и болевые. Следовательно, под хаптикой понимается такое взаимодействие человека с окружающим миром, которое может включать и напряжение мышечной ткани, если оно опосредуется наружно, кожей как органом осязания. Слово «хаптика» (и соответствующее прилагательное «хаптический») образовано от греческого слова haphe («осязание») и haptikos («осязательный», «тактильный»), которые в свою очередь образованы от haptesthai («трогать», «хватать»).

    Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Полная энциклопедия оздоровления автора Геннадий Петрович Малахов

    Из книги Искусство любви автора Михалина Вислоцкая

    Из книги Ум человека автора Олег Геннадьевич Торсунов

    Из книги Продукты, которые мы выбираем автора Сергей Васильевич Никитин

    Из книги Бобовые культуры. Сажаем, выращиваем, заготавливаем, лечимся автора Николай Михайлович Звонарев

    Из книги Боль в коленях. Найти и устранить причину автора Анастасия Фадеева

    автора

    Из книги 5 наших чувств для здоровой и долгой жизни. Практическое руководство автора Геннадий Михайлович Кибардин

    Из книги 5 наших чувств для здоровой и долгой жизни. Практическое руководство автора Геннадий Михайлович Кибардин

    Из книги 5 наших чувств для здоровой и долгой жизни. Практическое руководство автора Геннадий Михайлович Кибардин

    Из книги 5 наших чувств для здоровой и долгой жизни. Практическое руководство автора Геннадий Михайлович Кибардин

    Из книги 5 наших чувств для здоровой и долгой жизни. Практическое руководство автора Геннадий Михайлович Кибардин

    Из книги 5 наших чувств для здоровой и долгой жизни. Практическое руководство автора Геннадий Михайлович Кибардин

    Из книги 5 наших чувств для здоровой и долгой жизни. Практическое руководство автора Геннадий Михайлович Кибардин

    Из книги Роскошные волосы. Уход, прически, укладки автора Елена Владимировна Доброва

    Из книги Здоровый мужчина в вашем доме автора Елена Юрьевна Зигалова

    Человеку природой дано пять органов чувств, которые помогают ему получать информацию об окружающем мире. За слух, зрение, обоняние и вкус отвечают отдельные органы. Именно поэтому, закрыв глаза, мы можем чувствовать запах и слышать посторонние звуки. Орган осязания у человека является самым большим и целостным - это кожа, которая защищает тело от различного вида раздражителей.

    Что такое осязание человека: строение органа

    Кожа пронизана множеством нервных окончаний, благодаря которым люди способны отличать твердые предметы от мягких, холодное от теплого, гладкое от шершавого, влажное от сухого. Весь кожный покров задействован в процессе осязания, но степень чувствительности у различных его участков отличается. Так, кончики пальцев являются более чувствительными, чем, например, поясница. Главный человеческий орган осязания - это рука. Сенсорика, включающая кожные тактильные, температурные и двигательные анализаторы, обеспечивает формирование осязательного образа. Ощупывание предмета руками позволяет воссоздать контур объекта. Орган осязания у человека незаменим при контроле и корректировке рабочих движений рук.

    Различают такие виды осязания:

    1. Активное. Процесс, при котором образ предмета формируется путем его ощупывания.
    2. Пассивное. Образ контура предмета складывается при его постепенном перемещении относительно неподвижной руки.
    3. Мономанульное осязание осуществляется одной рукой.
    4. Бинуальное - задействует две руки. Преимущество заключается в большем объеме осязательного поля и скорости ощупывания.
    5. Инструментальное осязание основывается на использовании какого-либо орудия для воссоздания образа предмета.

    Кожная чувствительность: рецепторы

    Орган осязания формирует ощущения и реакции на них с помощью рецепторов. Раздражения этих клеток передаются посредством нервных окончаний в головной мозг, который, обработав информацию, посылает импульсы к мышцам, сокращая их. Учитывая функциональную направленность, различают следующие виды чувствительности:

    Температурная;

    Тактильная;

    Болевая;

    Вибрационная;

    Проприоцептивная.

    Температурные рецепторы

    Кожные терморецепторы делятся на два вида: холодовые и тепловые. Орган осязания с тепловыми рецепторами, расположенными неравномерно по всей поверхности, можно представить в виде мозаики с холодными и теплыми пятнами размером не более 2 мм. Температурный анализатор важен, так как помогает организму адекватно реагировать на смену температуры окружающей среды и осуществлять процесс терморегуляции. Тепловые рецепторы называются тельцами Руффи, холодовые - колбами Краузе. Количество холодовых точек на коже значительно превышает количество тепловых.

    Тактильные рецепторы

    Тактильные рецепторы представлены:

    Тельцами Пачини, реагирующими на силу давления. Они отвечают за грубую чувствительность и располагаются в подкожной жировой клетчатке;

    Тельцами Мейснера, расположенными в коже. Представляют тонкую чувствительность и являются быстро адаптирующимися;

    Дисками Меркеля, регистрирующими продолжительность давления;

    Волосяными фолликулами, реагирующими на отклонение волосков;

    Окончаниями Руффи, ответственными за растяжение.

    Болевые рецепторы

    Эти рецепторы уникальны тем, что не поддаются никакой адаптации и десенсибилизации, то есть они не привыкают к раздражителям. Воспринимают боль свободные нервные окончания, располагающиеся и в эпидермисе, и в дерме. Болевые рецепторы можно найти как на коже, так и в мышцах, костях и внутренних органах. Вся поверхность кожи покрыта более чем миллионом чувствительных точек. Наименьшее их количество сосредоточено на подошвах ног, ладонях и ушах. Боль свидетельствует о нарушении нормальных процессов и запускает специальные защитные реакции. Болевые рецепторы молниеносно доставляют в мозг импульс, заставляя человека реагировать на опасность.

    Мышечная рецепция

    Орган чувств, представленный проприорецепторами, имеет сложное строение. Такие анализаторы ответственны за чувство положения тела. Это способствует поддержанию равновесия, управлению движением и оценке контура предмета. Различают несколько типов проприорецепторов:

    Мышечные веретена воспринимают степень растяжения мышц;

    Сухожильные рецепторы Гольджи отслеживают степень мышечного напряжения;

    Суставные рецепторы изучены мало.

    В процессе изучения внешнего мира весомую роль играет кожа как самый обширный и целостный орган чувств. Осязание с ее помощью способно определить размер, форму и ряд других характеристик предметов. Повышенная чувствительность кожи говорит о проблемах в функционировании внутренних органов. Но и решать их можно посредством воздействия на сам орган осязания путем массажа или с помощью процедуры иглоукалывания.

    Осязание является основным видом контактной чувствительности, с помощью которого мы воспринимаем действующие на нас предметы, прикасаясь к ним чувствительными поверхностями тела.

    Для людей, лишенных зрения, осязание является одним из сохранных анализаторов, с помощью которого компенсируется недостаток информации, обусловленный отсутствием или значительным снижением зрения.

    Когда известный французский философ Э. Б. де Кондильяк строил схему тех источников, на основе которых формируется человеческая психика, он вообразил статую, лишенную всех ощущений, а следовательно, лишенную психики, и постепенно наделял эту воображаемую статую отдельными ощущениями, прослеживая, что каждое из них вносит в формирование психической жизни. Первое и основное чувство, которым он наделил статую, было осязание, и это неслучайно.

    Осязание действительно является одной из основных форм чувствительности, оно принимает участие едва ли не во всех остальных формах восприятия. Даже у зрительной рецепции есть скрытые элементы осязания, которые непосредственно участвуют в процессе формирования образа.

    Осязание в отличие от других форм чувствительности никогда полностью не выпадает. Выпадение осязания может иметь лишь локальный характер, но никогда не захватывает всех частей тела, все рецепторные поверхности.

    Наконец, осязание лучше, чем любой другой вид ощущений, дает возможность проследить, как постепенно, в результате последовательных ощупываний, из отдельных признаков создается целостный образ.

    Считать, что осязание – относительно простой процесс, совершенно неправильно, и сразу по двум причинам. Во-первых, сама кожная чувствительность состоит из ряда более частных форм чувствительности. Во-вторых, осязание – это взаимодействие кожной чувствительности с двигательным анализатором, вместе они составляют рабочий комплекс, который практически осуществляет функцию осязания.

    Осязание позволяет получить сложную информацию о предметах внешнего мира; с его помощью может формироваться достаточно полный образ предмета. Слепые, пользуясь только осязательной чувствительностью, могут настолько хорошо формировать субъективный образ объективного мира, что известны даже слепые скульпторы (например, Лина По), которые только по осязательным ощущениям восстанавливали образ воспринимаемого объекта и делали великолепные скульптурные копии.

    Если отдельные виды кожной чувствительности (тактильная, температурная, болевая) отражают только отдельные свойства предмета, к которому мы прикасаемся, то осязание как сложный комплекс кожной и проприоцептивной чувствительности обеспечивает отражение целостного образа предмета. Это означает, что возникновение целостного образа предмета возможно только при происходящем в процессе осязания объединении тактильной и двигательной чувствительности.

    Опыты, проведенные целым рядом исследователей, показали, что образ неподвижного относительно кожной поверхности предмета не возникает. Если вы, например, возьмете руку испытуемого и на эту руку положите какой-нибудь предмет, подопытный обычно ответит вам, что это "что-то холодное", "что-то теплое", "что-то длинное", "что-то шершавое", но никогда не скажет, какой предмет лежит у него на руке.

    Очень интересный, но рано погибший советский психолог Л. А. Шифман подсчитал, что в словесном отчете испытуемого о приложенном к неподвижной коже предмете 98% занимают прилагательные, обозначающие отдельные качества последнего. Значит, кожа воспринимает только отдельные свойства, и нужно движение, перемещение предмета относительно кожи (иначе говоря, ощупывающие движения), чтобы человек мог воспринять предмет в целом, ощутить его форму.

    В опытах ряда исследователей (Л. А. Шифман, Л. М. Беккер, Т. Котлярова) показана роль восприятия кожей не отдельного свойства, а целой цепи признаков, когда дается так называемая развертка предмета. К коже испытуемого прикасались определенным предметом, а затем экспериментатор двигал его по коже испытуемого. Ощупывающие движения пальцев отсутствовали. Таким образом возможность тактильного восприятия развертки создавалась, а активные мышечные компоненты устранялись. Что же получилось при такой пассивной развертке? Оказывается, более богато отражались элементы предмета, но точного образа не получалось.

    Следовательно, при пассивном восприятии развертки отражается цепь признаков, которая, однако, не синтезируется в целостный образ. Для того чтобы обеспечить отражение целого образа, необходимо включение мышечной рецепции наряду с тактильной, т.е. необходим переход к активным движениям ощупывающего органа, переход от пассивного осязания к ощупыванию.

    С помощью руки, которая устроена так, что большой палец противостоит всем остальным (к этому привел процесс эволюции), человек имеет возможность захватывать предмет, ощупывать его, получать информацию об отдельных его признаках и затем синтезировать их в цельный образ.

    Ленинградские психологи Л. М. Веккер и Б. Ф. Ломов тщательно изучили структуру ощупывающего движения, в результате которого формируется осязательный образ внешнего предмета. Прежде всего было выяснено, что это движение не является непрерывным и плавным: это ряд отдельных, прерывистых, дискретных движений и пауз, представляющих собой не что иное, как дробление ощупываемого предмета на отдельные единицы.

    Далее оказалось, что движения при ощупывании предмета неодинаковы. Сначала выделяются мельчайшие движения размахом 2–3 мм. Эти движения прерываются на критической точке предмета; например, руки останавливаются на ребрах ощупываемой фигуры, там, где ее контуры меняют направление. Это дает дробную информацию и составляет основу предварительной, ориентировочной фазы ощупывания. Лишь потом, на второй фазе, движения начинают носить более общий, синтетический характер. Рука, которая сначала выделяла отдельные компоненты, пробегает по всему предмету, причем движение уподобляется этому предмету, и только после этих общих, обзорных движений возникает тактильный образ предмета. Характерно также, что для полноценного осязательного восприятия образа обычно включаются несколько принимающих каналов: человек никогда не ощупывает предмет одним пальцем, он включает несколько пальцев с тем, чтобы отдельные элементы ощупываемого объекта одновременно ощущались разными пальцами. При этом наиболее активную роль, как показали исследования, играют большой и указательный пальцы, роль мизинца и безымянного пальца незначительна. Соответственно этому большой и указательный пальцы представлены в коре головного мозга особенно большими площадями.

    Иногда для полноценного ощупывания включается и вторая рука, тогда возникает двуручное ощупывание. При этом руки, ощупывающие предмет, играют неодинаковую роль. У правшей правая рука играет активную ощупывающую роль, а левая служит для поддержания предмета и получения глобальной, общей информации о нем. У левшей – наоборот.

    Особый интерес представляет собой явление, которое на первый взгляд может показаться парадоксальным. Оказывается, что можно ощупывать предмет не только рукой. Зубному врачу для ощупывания больного зуба отлично служит стоматологический инструмент. Острие ощупывающего инструмента передает синтетические ощущения на суставы пальцев, на кисть или предплечье. Ощупывание может быть доступным даже человеку с ампутированными руками, культи сохраняют эту возможность.

    Рассмотрим несколько подробнее роль структуры самого предмета в акте осязательного восприятия.

    Если структура предмета проста, то одного движения достаточно для того, чтобы синтезировать образ (например, резиновый мяч). Иначе воссоздается образ предмета, который характеризуется целым комплексом признаков, например ключ. Образ ключа синтезируется на основании нескольких элементов. Тут есть стержень, который сам по себе не является признаком, передающим исчерпывающую информацию: форму стержня имеет и стоматологический инструмент, и карандаш, и многие другие предметы. Есть кольцо и есть бородка ключа. Если посмотреть, как испытуемый ощупывает ключ при воссоздании его образа, то можно увидеть, что его рука быстро скользит по длинному стержню, не несущему решающей информации, останавливается на кольце и, наконец, на бородке, несущей решающую информацию.

    Значит, в ощупываемом предмете можно выделить признаки, содержащие относительно мало информации, и признаки, несущие достаточную информацию, чтобы отличить его от всех других объектов. В наиболее простых случаях достаточно выделить один признак, несущий максимальную информацию, например у иглы достаточно нащупать ее острие или у гребешка – его гнущиеся зубчики, чтобы сделать правильное заключение. В случае более сложной структуры необходимо бывает выделить несколько признаков или их сочетания. Чем сложнее предмет, тем большее количество несущих информацию признаков он в себя включает и тем больше необходимость в синтезе этих признаков.

    Оказалось, что движение ощупывания распределяется неравномерно, и главная масса ощупывающих движений падает на выделение информативных признаков.

    Процесс ощупывания имеет свое развитие: сначала он носит развернутый характер, а затем испытуемый перестает обращаться к несущественным, избыточным точкам и сосредоточивается на элементах, несущих максимальную информацию.

    Это было прослежено на процессе упражнения в ощупывании как у взрослых, так и у детей. Если маленький ребенок, например четырех-пяти лет, при первом предъявлении предмета делает примерно шесть ощупывающих движений в среднем, то при четвертом предъявлении этого предмета ему достаточно трех движений. Ребенок восьми-девяти лет при первоначальном ощупывании предмета совершает только одно движение, выделяя соответствующим образом наиболее информативную точку, и делает заключение о том, что за предмет перед ним находится (В. П. Зинченко и Б. Ф. Ломов).

    Таким образом, воссоздание осязательного образа проходит ряд стадий: сначала это мелкие дробные движения, выделяющие признаки, затем более обобщенные движения руки, исследующие предмет, и, наконец, движения, которые несут синтезирующую функцию.