Отсрочка и рассрочка: в каких случаях импортеры могут оплачивать НДС не сразу. Финансовое ведомство подтвердило, что проценты за отсрочку по оплате товара НДС не облагаются (Вайтман Е.) Отсрочка по ндс

Иногда компании просто необходимо «перенести» уплату налога на добавленную стоимость на более поздние сроки. Можно, конечно, всего-навсего «пропустить» контрольную дату, что, естественно, влечет начисление пеней и штрафов. Только зачем? Ведь есть гораздо менее болезненные способы отсрочить исполнение своих налоговых обязательств, надо только немного юридически «подковаться».

Заемное приобретение

Наиболее популярной и одновременно самой опасной схемой оптимизации НДС является применение договора займа. Уловка заключается в том, что продавец заключает с покупателем одновременно два договора – займа и купли-продажи – и, получая деньги по первому из них, не уплачивает НДС, так как заем НДС не облагается (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК). После отгрузки товара поставщиком по договору поставки организации проводят взаимозачет.

Чтобы налоговики не посчитали полученный заем предоплатой, фирме необходимо заключить договор займа раньше, чем договор поставки. Кроме того, в них надо указать разные сроки возврата средств и поставки товара, а также прописать сумму займа, не совпадающую с размером оплаты по основному договору.

Опасность данной схемы заключается в том, что контролеры, как правило, расценивают платежи по договору займа в качестве аванса, облагаемого НДС, в результате чего начисляют штраф и пени, а также сумму того самого неуплаченного налога. Ситуация усугубляется, если предприятия оформили не взаимозачет, а новацию, о чем говорится в письме Минфина от 7 сентября 2005 г. № 03-04-11/221. Следует также помнить, что с 1 января 2007 года при взаимозачете фирмы должны перечислять своим контрагентам выделенную в счете-фактуре сумму НДС. Данная схема именно оттягивает срок уплаты НДС, но вовсе не избавляет от уплаты налога.

И еще: заключая договор беспроцентного займа, можно оказаться уличенным инспекторами в получении необоснованной налоговой выгоды. Несмотря на то, что и в письме ФНС от 13 января 2005 г. № 02-1-08/5@, и в постановлении Президиума ВАС от 3 августа 2004 г. № 3009/04 отмечено, что материальная выгода от экономии на процентах за пользование займом доходом не считается, лучше предусмотреть в соглашении проценты за пользование заемными средствами. Например, установить их величину равной ставке рефинансирования Центробанка.

Вексельное дело

Еще одной «полезной» схемой, позволяющей получить отсрочку при уплате НДС, является применение сделки купли-продажи векселя. Как и в предыдущем случае, заключаются одновременно два договора. Первым будет контракт на поставку товара (выполнение работ, оказание услуг) с исключенным из него условием о предоплате; а вторым – договор купли-продажи векселя. После передачи товара вексель обналичивают, а между договорами проводят взаимозачет.

Применение данной схемы имеет множество преимуществ. Во-первых, снижается риск неплатежа покупателя по поставке товара; во-вторых, описанный метод позволяет отсрочить уплату НДС, так как вексель реализуется по отдельному договору; и в-третьих, операция передачи и обналичивания данной ценной бумаги налогом на добавленную стоимость не облагается (подп. 12 п. 2 ст. 149 НК).

Тем не менее не стоит забывать о пункте 4 статьи 170 Налогового кодекса, содержащем требования к покупателю вести раздельный учет НДС и делить «входной» налог, из-за чего, естественно, страдает именно покупатель. Дабы избежать подобных неприятностей, многие предприятия после отгрузки продукции просто аннулируют договор купли-продажи векселя, а в договоре поставки указывают, что вексель был передан поставщику в счет предоплаты.

Однако и в последнем варианте не избежать затруднений, предостерегают эксперты журнала «Московский бухгалтер». Ведь он не очень выгоден для поставщика, которому придется подавать уточненную декларацию и платить пени за просрочку НДС в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки. Тем не менее он получает отсрочку по уплате НДС.

Комиссионерство как способ отсрочки

Оттянуть сроки уплаты НДС возможно, используя договор комиссии. Общий вид данной схемы следующий: торговая организация (в данном случае она будет выступать в роли комиссионера) заключает с поставщиком (комитентом) такой контракт и платит НДС и налог на прибыль только с комиссионного вознаграждения (п. 1 ст. 156, подп. 9 п. 1 ст. 251 НК).

Цепь событий будет иметь следующий вид: комитент передает продукцию для реализации комиссионеру, в качестве которого выступает входящая в состав холдинга и применяющая УСН фирма. Причем на товары для такого посредника устанавливается минимальная наценка и максимальная сумма вознаграждения. Однако для полноценной работы такой схемы, помимо всего прочего, необходимо выполнение ряда условий.

Во-первых, комитент и комиссионер не должны быть взаимозависимыми лицами (по признакам, указанным в статье 20 НК).

Во-вторых, цена на реализуемую через посредника продукцию не должна быть заниженной более чем на 20 процентов. В противном случае это может повлечь недовольство инспекторов, выраженное в доначислении комитенту налогов согласно статье 40 Налогового кодекса. Впрочем, из такой ситуации выход есть: такие расценки можно обосновать, например, маркетинговой политикой (постановление ФАС Московского округа от 16 февраля 2005 г. № КА-А40/13133-04).

В-третьих, большое значение имеет правильное отражение посреднических операций на счетах бухгалтерского учета: принятые на комиссию товары следует отражать на забалансовом счете 004 «Товары, принятые на комиссию», а не на счете 41 «Товары».

И последним (по перечислению, но не по значимости) является условие грамотного оформления договора комиссии. Так, в подобных контрактах необходимо:

1) предусмотреть размер вознаграждения посреднику, ведь именно с этой суммы он заплатит налоги в бюджет; иначе контролеры могут рассчитать налоги, исходя из рыночных цен по аналогичным сделкам (п. 3 ст. 424; ст. 991 ГК);

2) отразить момент, в который услуга посредника считается исполненной. В качестве такового может выступать как дата отгрузки товаров покупателю, так и дата утверждения отчета комитентом. Причем последний вариант является наиболее выгодным для посредника, так как позволяет заплатить налоги с суммы вознаграждения позже.

Используя данную схему, стоит учесть, что с налогообложением комитента могут возникнуть проблемы, ведь он должен начислить НДС в тот момент, когда посредник отгрузит товар покупателю. Данную информацию комитент может получить только из отчета комиссионера, а следовательно, если отгрузка товара и получение отчета приходятся на разные налоговые периоды, в договоре нужно указать сроки, в которые посредник обязан отчитаться перед комитентом.

Невзирая на то обстоятельство, что комиссионер-«упрощенец» не является плательщиком НДС, в момент реализации посредник все равно должен выставить от своего имени счет-фактуру в двух экземплярах. Первый экземпляр комиссионер передает покупателю, а второй – регистрирует в журнале учета выставленных счетов-фактур. Указанную в документе сумму НДС нет надобности ни отражать в книге учета доходов и расходов, ни платить в бюджет. После этого комиссионер должен составить отчет о реализации и передать его поставщику на утверждение. Этот документ необходимо фиксировать в книге учета доходов и расходов.

Выгодный отказ от льготы

В ситуациях, когда сумма НДС, подлежащая вычету, выше налога, который следует заплатить, то отказ от льготы может оказаться выгодным. Принимая такое решение, необходимо учесть требования пункта 5 статьи 149 Налогового кодекса, оговаривающего право предприятия отказаться от освобождения, представив заявление в налоговый орган в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого он намерен платить НДС.

Обратите внимание, что отказ или приостановление возможны только на срок не менее года и лишь в отношении операций, предусмотренных пунктом 3 статьи 149 Налогового кодекса.

Хитрые строительные намерения

Интересный метод с целью получить отсрочку по уплате налога на добавленную стоимость ввели строительные организации. Он подразумевает использование договора о намерениях. Так, вместо того чтобы продавать доли в строящемся доме и, соответственно, платить в бюджет НДС, компании-застройщики (инвесторы) оформляют предварительные соглашения, порядок заключения которых регулирует статья 429 Гражданского кодекса.

В договорах о намерениях указывается, что денежные средства будут зачтены в счет данного соглашения только после продажи квартиры или иного объекта недвижимости. Таким образом, обязанность платить НДС переносится на более поздний срок. А при продаже квартир налог и вовсе не платят.

Все же споры с налоговыми органами не исключены, ведь инспекторы могут истолковать иначе положения договора о намерениях и начислить организации штрафы и пени. Избежать подобных неприятностей несложно, достаточно указать в платежном поручении: «Гарантийный взнос по предварительному договору такому-то» и зафиксировать в учетной политике, что все расчеты с данным контрагентом до момента заключения основного договора будут вестись на отдельном субсчете, открытом к счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Окончательно же обезопасить себя от претензий налоговиков можно, вернув покупателю гарантийный взнос и получив от него плату за объект недвижимости при заключении договора купли-продажи

Сумму НДС, рассчитанную по итогам квартала, перечисляйте в бюджет равномерно в течение следующих трех месяцев. Сроки уплаты – не позднее 25-го числа каждого из этих месяцев. Например, сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет за I квартал, нужно перечислить равными долями в сроки не позднее 25 апреля, 25 мая и 25 июня. Т.е. по общему правилу налог уплачивают по 1/3 от суммы начисленного налога за квартал без сдачи каких-либо документов в налоговую инспекцию. Если налогоплательщик оказался в тяжелой финансовой ситуации (его имущественное положение не позволяет уплатить налог либо уплата налога приведет к возникновению признаков его несостоятельности), инспекция по заявлению налогоплательщика может предоставить рассрочку уплаты налога. К заявлению о предоставлении рассрочки по уплате налога прилагаются следующие документы:

1) справка налогового органа по месту учета этого лица о состоянии его расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

2) справка налогового органа по месту учета этого лица, содержащая перечень всех открытых указанному лицу счетов в банках;

3) справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам этого лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;

4) справки банков об остатках денежных средств на всех счетах этого лица в банках;

5) перечень контрагентов - дебиторов этого лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами - дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства);

6) обязательство этого лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности;

7) документы, подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты налога, указанные в п. 5.1 ст. 64 НК РФ.

К заявлению о предоставлении рассрочки, прилагаются заключение о факте наступления в отношении заинтересованного лица обстоятельств непреодолимой силы, являющихся основанием для его обращения с этим заявлением, а также акт оценки причиненного этому лицу ущерба в результате указанных обстоятельств, составленные органом исполнительной власти (государственным органом, органом местного самоуправления) или организацией, уполномоченными в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

1.Как перечислить НДС в бюджет

Общий порядок

Сумму НДС, рассчитанную по итогам квартала, перечисляйте в бюджет равномерно в течение следующих трех месяцев. Сроки уплаты – не позднее 25-го числа каждого из этих месяцев. Например, сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет за I квартал, нужно перечислить равными долями в сроки не позднее 25 апреля, 25 мая и 25 июня.

Если 25-е число попадает на нерабочий день, то НДС заплатите не позднее первого рабочего дня, следующего за нерабочим днем (п. 7 ст. 6.1 НК РФ). Так, например, 25 апреля 2015 года приходится на субботу, поэтому последний день уплаты первой части (доли) НДС за I квартал – 27 апреля 2015 года.

Внимание: новые сроки перечисления НДС в бюджет распространяются в том числе и на платежи за IV квартал 2014 года

Новые сроки уплаты НДС – до 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за отчетным кварталом, – установлены Законом от 29 ноября 2014 г. № 382-ФЗ . Этот документ вступил в силу с 1 января 2015 года и применяется в отношении всех платежей по НДС, сроки которых наступают после этой даты. Таким образом, новые правила действуют и в отношении налога за IV квартал 2014 года. Первый платеж по НДС за этот период надо перечислить в бюджет не позднее 26 января 2015 года (т. к. 25 января приходится на воскресенье). Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 25 декабря 2014 г. № 03-07-15/67246 , которое доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 13 января 2015 г. № ГД-4-3/122 .*

2. Налоговый Кодекс РФ

Статья 64. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора

Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога подается заинтересованным лицом в соответствующий уполномоченный орган. Копия указанного заявления в пятидневный срок со дня его подачи в уполномоченный орган направляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета. К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога прилагаются следующие документы:*

1) справка налогового органа по месту учета этого лица о состоянии его расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

2) справка налогового органа по месту учета этого лица, содержащая перечень всех открытых указанному лицу счетов в банках;

3) справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам этого лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;

4) справки банков об остатках денежных средств на всех счетах этого лица в банках;

5) перечень контрагентов - дебиторов этого лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами - дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства);

6) обязательство этого лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности;

7) документы, подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты налога, указанные впункте 5.1 настоящей статьи .

5.1. К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи , прилагаются заключение о факте наступления в отношении заинтересованного лица обстоятельств непреодолимой силы, являющихся основанием для его обращения с этим заявлением, а также акт оценки причиненного этому лицу ущерба в результате указанных обстоятельств, составленные органом исполнительной власти (государственным органом, органом местного самоуправления) или организацией, уполномоченными в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованному лицу - получателю бюджетных средств по основанию, указанному в , прилагается документ финансового органа и (или) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, содержащий сведения о сумме бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, которые не предоставлены (несвоевременно предоставлены) указанному лицу, и (или) о сумме предельных объемов финансирования расходов, которые не доведены (несвоевременно доведены) до этого лица в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога.К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному вподпункте 2 пункта 2 настоящей статьи , заинтересованному лицу, которому не перечислены (несвоевременно перечислены) денежные средства из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, в том числе в счет оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд, прилагается документ получателя бюджетных средств, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) этому лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, либо документ государственного, муниципального заказчика, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) этому лицу в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, в счет оплаты оказанных таким лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд.Наличие основания, указанного в подпункте 3 пункта 2 настоящей статьи , устанавливается по результатам анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта, проведенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии с методикой, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления.

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному вподпункте 4 пункта 2 настоящей статьи , прилагаются сведения о движимом и недвижимом имуществе физического лица (за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание).К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному вподпункте 5 пункта 2 настоящей статьи , прилагается составленный заинтересованным лицом документ, подтверждающий, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) такого лица доля его дохода от отраслей и видов деятельности, включенных в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, составляет не менее 50 процентов.

5.2. В заявлении о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованное лицо принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности в соответствии с настоящей главой.

5.3. По требованию уполномоченного органа заинтересованным лицом представляются документы об имуществе, которое может быть предметом залога, поручительство либо банковская гарантия.

6. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня получения заявления заинтересованного лица.

По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом. Копия такого решения представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня принятия решения.Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога принимается уполномоченным органом в срок, установленный абзацем первым настоящего пункта, по согласованию с финансовыми органами в соответствии со статьей 63 настоящего Кодекса .

7. Пункт утратил силу со 2 сентября 2010 года - Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 229-ФЗ . - См. предыдущую редакцию .

8. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно содержать указание на сумму задолженности, налог, по уплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка, сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов, а также в соответствующих случаях документы об имуществе, которое является предметом залога, поручительство либо банковскую гарантию.Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога вступает в действие со дня, установленного в этом решении. При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества в порядке, предусмотренном

Схема оптимизации НДС

Схема с отсрочкой уплаты НДС



Упрощенная система налогообложения и др.

Налог на добычу полезных ископаемых

Порядок исчисления и уплаты налога определен гл. 26 НК РФ. Налог носит воспроизводственный характер.

Налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся пользователями недр. В зависимости от категории субъекта налога налогоплательщик подлежит постановке на учет по месту нахождения участка недр, по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица (ст. 335 НК).

Объект налогообложения – полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ или за ее пределами на территориях, находящихся по юрисдикцией РФ, а также полезные ископаемые, извлеченные из отходов добывающего производства.

Установлены виды полезных ископаемых , добыча которых подлежит налогообложению. К ним относятся: каменный уголь, торф, нефть, природный газ, руды черных, цветных и редких металлов, минеральные воды и др.

Не признаются объектом налогообложения полезные ископаемые:

· не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;

· добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение и др.

Налоговая база – стоимость добытых полезных ископаемых, исчисленная налогоплательщиком самостоятельно исходя из сложившихся у налогоплательщика цен реализации (без учета государственных субвенций) или расчетной стоимости.

Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется тремя способами:

1. исходя из сложившейся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета государственных субвенций;

2. исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;

3. исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

Налоговая база определяется отдельно по каждому добытому полезному ископаемому. В отношении добытых полезных ископаемых, для которых установлены различные налоговые ставки либо налоговая ставка рассчитывается с учетом коэффициента, облагаемая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Налоговый период – календарный месяц.

Ставки налога зависят от вида полезных ископаемых запасов и составляют от 0 до 17,5%. Специальная ставка 0% применяется при добыче некоторых полезных ископаемых:

1. полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых;

2. газа горючего природного из нефтяных месторождений;

3. минеральных вод, используемых исключительно в лечебных целях без непосредственной реализации и т.д.

Пользователи недр, осуществляющие за счет собственных средств поиск и разведку месторождения, уплачивают налог в отношении полезных ископаемых с коэффициентом 0,7.

Порядок исчисления и уплаты. Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Она определяется по итогам налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому. Налог подлежит уплате по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование. При этом сумма налога, подлежащая уплате, рассчитывается исходя из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в совокупном количестве добытого полезного ископаемого соответствующего вида.

Сумма налога, исчисленная по полезным ископаемым, добытым за пределами территории РФ, подлежит уплате по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

Сроки уплаты. Налогоплательщик обязан представлять налоговую декларацию, начиная с того налогового периода, в котором начата фактическая добыча полезных ископаемых. Эта декларация передается в налоговые органы по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, перечисляется в бюджет не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Государственная пошлина

Государственная пошлина – это сбор, взимаемый с организаций и физических лиц, за совершение в их интересах юридически значимых действий и выдачу им документов (копий, дубликатов) уполномоченными органами и должностными лицами.

Субъекты налогообложения (налогоплательщики) – организации и физические лица в случае, если они:

· обращаются за совершением юридически значимых действий;

· выступают ответчиками в судах, когда решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Объекты взимания пошлины – это исковые и иные заявления и жалобы, подаваемые в суд; совершение нотариальных действий нотариусами государственных контор; государственная регистрация (в том числе актов гражданского состояния) и другие юридически значимые действия, рассмотрение и выдача документов, связанных с приобретением гражданства РФ; въездом (выездом) в РФ; регистрация программ для ЭВМ; осуществление федерального пробирного надзора.

Ставки. Законом установлена твердая сумма государственной пошлины. Размеры пошлины определены на каждый вид совершаемых юридически значимых действий и выдачу документов

Например, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, требуется заплатить 100 руб. (для физических лиц) и 2 тыс. руб. (для юридических лиц) при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке. За государственную регистрацию заключения брака уплачивается – 200 руб.,

Льготы. Полное освобождение от уплаты пошлины распространяется на отдельные категории физических лиц (Герои СССР и РФ, участники и инвалиды войны и др.) и организации (бюджетные учреждения, суды, государственные органы и др.). Установлены дополнительные основания неуплаты пошлины, например, регистрация арестов имущества, ипотеки, соглашения об изменении содержания закладной.

При обращении в суды общей юрисдикции не уплачивают пошлину:

· истцы – по некоторым видам исков (взыскание заработной платы, алиментов, возмещение вреда);

· стороны – при подаче апелляционных, кассационных жалоб по искам о расторжении брака;

· организации и физические лица – при подаче в суд некоторых видов заявлений и жалоб;

При обращении за совершением нотариальных действий также установлены льготы. В этом случае от уплаты могут быть освобождены общественные организации инвалидов (по всем видам нотариальных действий); школы-интернаты и специальные учебно-воспитательные учреждения; воинские части и др.

При государственной регистрации актов гражданского состояния освобождение от пошлины получают физические лица (например, за внесение изменений в записи актов гражданского состояния), а также органы управления образованием, опеки и попечительства – за выдачу повторных свидетельств о рождении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Срок и порядок уплаты пошлины. Плательщики уплачивают пошлину в следующие сроки:

· при обращении в суды – до подачи запроса, ходатайства, заявления;

· плательщики, выступающие ответчиками в судах, когда решение суда принято не в их пользу – в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда;

· при обращении за совершением нотариальных действий – до совершения нотариальных действий;

· при обращении за выдачей документов – до выдачи документов;

· при обращении за проставлением апостиля – до его проставления;

· при обращении за совершением иных юридически значимых действий – до подачи заявлений и иных документов на совершение таких действий.

Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия наличными деньгами в рублях через банки (их филиалы), а также путем безналичных перечислений сумм пошлины со счета плательщика через банки (их филиалы). Прием банками (их филиалами) государственной пошлины осуществляется с выдачей квитанции установленной формы или копии платежного поручения с отметкой банка (при безналичных расчетах).

Схема оптимизации НДС

Схема с отсрочкой уплаты НДС

Эту схему целесообразно применять, если фирма в конце налогового периода по НДС (месяца или квартала) получила большую выручку. А в следующем налоговом периоде она получит большой вычет по НДС.

Суть схемы в следующем. Получив в конце месяца большую выручку, с которой надо платить НДС, фирма сдает в инспекцию декларацию за этот месяц, с небольшой суммой налога к уплате, не учитывая в ней данную сумму, поступившую в конце месяца. Желательно, чтобы данная декларация не сильно отличалась от сумм по прежним декларациям, чтобы не вызвать лишних подозрений у инспектора. Эту сумму впоследствии бухгалтер и перечислит в бюджет.

За следующий налоговый период, когда у фирмы появляется большая сумма возмещения по НДС, она подает декларацию в обычном порядке. Сразу после этого бухгалтер перечисляет в бюджет НДС за предыдущий период с учетом налогового вычета по последней декларации. При этом он быстренько составляет «уточненку» уже с достоверными цифрами и отправляет ее в инспекцию.

При этом организации придется заплатить пени за несвоевременную уплату налога (1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки). Таким образом, вы без всякой документальной волокиты берете своего рода налоговый кредит с минимальными процентами.

Однако уплатить пени и сумму НДС надо обязательно до подачи уточненной декларации, иначе штрафа вам не избежать.

2. Создание рациональной холдинговой структуры как метода комплексной оптимизации налогообложения. При этом происходит оперативное распределение налоговой нагрузки между участниками холдинга, аккумулирование всех финансовых потоков (с НДС и без) на одном предприятии «Управляющей компании» или «Торговом доме».

3. Применение зарубежных оффшоров во внутрироссийских операциях;

4. «Инвалидизация» организации;

Импортерам необходимо знать, что изменение сроков уплаты таможенных платежей (таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, взимаемого таможенными органами) производится в виде отсрочки или рассрочки их уплаты.

Таможенные пошлины

Отсрочка и рассрочка по уплате таможенных пошлин предоставляется на основании:

  • Таможенного кодекса Таможенного союза (ст. 83);
  • Соглашения об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин (ратифицировано Законом Республики Беларусь от 10 января 2011 г. «О ратификации Соглашения об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин» (скачать , 22.1 КВ);
  • Закона Республики Беларусь от 10 января 2014 года № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»(скачать , 290.3 КВ).

Отправить заявку

Подождите, идет отправка данных...

Налог на добавленную стоимость

Отсрочка и рассрочка по уплате НДС предоставляется в соответствии с:

  • Таможенным кодексом Таможенного союза (статья 83);
  • Законом Республики Беларусь от 10 января 2014 года № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»;
  • Декретом Президента Республики Беларусь от 13.06.2001 № 16 «О предоставлении рассрочки уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь технологического оборудования и запасных частей к нему»(скачать , 16.5 КВ);
  • Указом Президента Республики Беларусь от 24.09.2009 № 465 «О некоторых вопросах совершенствования лизинговой деятельности в Республике Беларусь»(скачать , 20.8 КВ).

Отсрочка и рассрочка по уплате таможенных пошлин

В соответствии с Соглашением об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин, отсрочка (рассрочка) по уплате таможенных пошлин может предоставляться при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в следующих случаях:

  1. Причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы.
  2. Задержка плательщику таможенных пошлин финансирования из федерального (республиканского) бюджета или оплаты за выполненный этим лицом государственный заказ.
  3. Ввоз товаров, подвергающихся быстрой порче.
  4. Осуществление поставок в рамках международных договоров, одной из сторон которых является государство-член Таможенного союза, если законодательством государства-члена ТС не установлено, что данное обстоятельство не является основанием для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин.
  5. Ввоз товаров, включенных в утвержденный Комиссией таможенного союза перечень отдельных типов ввозимых иностранных воздушных судов и комплектующих к ним, в отношении которых могут быть предоставлены отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин.
  6. Ввоз организациями, осуществляющими сельскохозяйственную деятельность, или поставки для указанных организаций посадочного или посевного материала, средств защиты растений, сельскохозяйственной техники субпозиций 8424 81, 8433 51, 8433 59 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, товаров для кормления животных, (кроме кошек, собак и декоративных птиц).
  7. Ввоз товаров, в том числе и сырья, материалов, технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, для их использования в промышленной переработке.

Важно! Срок предоставления отсрочки (рассрочки) - не более 6 месяцев, а в отношении товаров, подвергающихся быстрой порче, - не более 2 месяцев. За пользование отсрочкой или рассрочкой уплаты таможенных пошлин взимаются проценты.

Порядок взимания процентов за пользование отсрочкой (рассрочкой) уплаты таможенных пошлин аналогичен порядку их взимания за пользование рассрочкой или отсрочкой по уплате НДС. Далее в статье мы остановимся более подробно на этом вопросе.

Условия и порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин

Отсрочка (рассрочка) уплаты таможенных пошлин предоставляются при условии обеспечения уплаты таможенных пошлин в порядке, предусмотренном главой 12 Таможенного кодекса Таможенного союза. Самым распространенным способом обеспечения уплаты таможенных пошлин является банковская гарантия. Такую гарантию уполномочены выдавать банки, включенные в соответствующий реестр Государственного таможенного комитета Республики Беларусь. Ознакомиться с реестром можно по ссылке: http://www.customs.gov.by/ru/banki-ru/ .

Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) уплаты таможенных пошлин принимается по письменному заявлению плательщика в таможенный орган, которому подается таможенная декларация. С заявлением плательщик представляет документы, подтверждающие наличие оснований для пользования отсрочкой или рассрочкой уплаты таможенных пошлин.

В заявлении о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин указываются следующие сведения:

  • сведения о плательщике;
  • наименование товаров;
  • реквизиты внешнеторгового договора (международного договора);
  • сумма таможенных пошлин, в отношении которой запрашивается отсрочка или рассрочка;
  • срок, на который запрашивается отсрочка или рассрочка;
  • график поэтапной уплаты сумм таможенных пошлин, в отношении которых запрашивается рассрочка;
  • информация об отсутствии обстоятельств, указанных в статье 8 Соглашения, при наличии которых отсрочка или рассрочка не предоставляется (задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов; возбужденная процедура банкротства или уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением таможенного законодательства; непредоставление таможенному органу необходимых сведений и документов).

Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) уплаты таможенных пошлин либо об отказе в ее предоставлении принимается в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня подачи заявления.

Важно! Изменение сроков уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в форме отсрочки или рассрочки не производится .

Условия и порядок предоставления отсрочка или рассрочка по уплате НДС

Отсрочка (рассрочка) по уплате НДС в соответствии с Законом Республики Беларусь от 10 января 2014 года № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» сроком на 2 месяца.

В соответствии с Законом, при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления плательщику может быть предоставлена отсрочка (рассрочка) уплаты НДС сроком на 2 месяца в следующих случаях:

  • причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  • задержка этому лицу финансирования из республиканского бюджета или оплаты за выполненный этим лицом государственный заказ;
  • ввоз скоропортящихся товаров;
  • осуществление поставок в рамках международного договора Республики Беларусь;
  • ввоз юридическими лицами, осуществляющими сельскохозяйственную деятельность, или поставка для указанных организаций сельскохозяйственной техники по перечню, определяемому Правительством Республики Беларусь, посадочного или посевного материала, средств защиты растений, товаров для кормления животных (кроме кошек, собак и декоративных птиц);
  • ввоз товаров, в том числе и сырья, материалов, технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, для их использования в промышленной переработке.

Для предоставления таможенным органом отсрочки или рассрочки уплаты налогов под промышленной переработкой понимается использование товаров в производстве для получения новых товаров, код которых в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности отличается от кода товаров, ввозимых для их промышленной переработки, на уровне любого из первых четырех знаков.

Важно! Отсрочка или рассрочка уплаты налогов предоставляются таможенным органом при условии обеспечения их уплаты. Как и в случае с отсрочкой (рассрочкой) по уплате таможенной пошлины, наиболее часто используемым видом обеспечения уплаты является банковская гарантия. За предоставление таможенным органом отсрочки или рассрочки уплаты налогов уплачиваются проценты.

Отсрочка или рассрочка уплаты налогов предоставляются по заявлению юридического лица или индивидуального предпринимателя, которое подается в письменной форме в таможенный орган, в котором будет производиться декларирование товаров. Заявление подается с документами, подтверждающими наличие оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты налогов. В заявлении о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты налогов указываются следующие сведения:

  • сведения о плательщике;
  • наименование товаров;
  • реквизиты внешнеторгового договора;
  • основания для предоставления отсрочки или рассрочки;
  • сумма налога, в отношении которой запрашиваются отсрочка или рассрочка;
  • срок, на который запрашиваются отсрочка или рассрочка;
  • график поэтапной уплаты сумм налога, если в его отношении запрашивается рассрочка;
  • информация об отсутствии обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 107 настоящего Закона, при наличии которых отсрочка или рассрочка не предоставляются. (неисполненная в установленный срок обязанность по уплате таможенных платежей и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы; возбужденное производство по делу о банкротстве; возбужденного в отношении физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем либо руководителем и (или) главным бухгалтером юридического лица, уголовное дело, производство дознания по которому ведется таможенными органами; в случае неполного предоставления соответствующих сведений и документов).

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты налогов либо об отказе в ее предоставлении принимается в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня подачи заявления.

Важно! При нарушении сроков погашения отсрочек (рассрочек) уплачиваются пени, а плательщик, в том числе и его руководитель, могут быть привлечены к административной ответственности по части 9 ст.13.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Статья предусматривает применение штрафа на юридическое лицо в размере 20 % от неуплаченной суммы таможенного платежа, но не менее 2 базовых величин.

Рассрочка уплаты НДС при ввозе на территорию Республики Беларусь технологического оборудования и запасных частей к нему. Основанием является Декрет Президента Республики Беларусь от 13.06.2001 № 16 «О предоставлении рассрочки уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь технологического оборудования и запасных частей к нему».

При ввозе на территорию Республики Беларусь товаров, классифицируемых согласно единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза в товарных позициях 7309 00, 7311 00, 8402-8408, 8410-8431, 8433-8443, 8444 00, 8445-8448, 8449 00 000 0, 8450-8466, 8468, 8471-8475, 8477-8481, 8483, 8484, 8486, 8487, 8501, 8502, 8503 00, 8504-8508, 8514-8517, 8523, 8528-8531, 8535-8537, 8543, 8545, 8603, 8604 00 000 0, 8605 00 000, 8608 00 000, 9010-9013, 9015, 9016 00, 9022, 9023 00, 9024, 9026, 9027, 9030-9032, в отношении которых применяется ставка ввозной таможенной пошлины ноль процентов, организациям и индивидуальным предпринимателям предоставляется рассрочка уплаты налога на добавленную стоимость на год с уплатой ежемесячно 1/12 суммы начисленного налога на добавленную стоимость .

Рассрочка в отношении технологического оборудования и запасных частей к нему предоставляется без взимания процентов и без обеспечения уплаты налога на добавленную стоимость. Рассрочка предоставляется непосредственно при выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.

Ежемесячно декларант обязан оформлять в таможне корректирующую декларацию на товары с учетом уплаченной части суммы НДС. Погашается рассрочка каждый месяц без взимания процентов за ее использование.

На сегодняшний момент это наиболее востребованная рассрочка у плательщиков.

Рассрочка уплаты НДС при ввозе товаров, являющихся предметами договоров международного лизинга. Основанием является Указ Президента Республики Беларусь от 24.09.2009 № 465 «О некоторых вопросах совершенствования лизинговой деятельности в Республике Беларусь».

В соответствии с Указом, при ввозе товаров, являющихся предметами договоров международного лизинга, при заявлении таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления по заявлению лизингополучателя предоставляется рассрочка уплаты налога на добавленную стоимость на срок действия договора лизинга, но не более чем на 5 лет.

Рассрочка предоставляется при условии обеспечения уплаты налога на добавленную стоимость.

Погашение рассрочки и уплата процентов производятся в течение срока ее действия ежеквартально равными долями.

Порядок взимания процентов за пользование отсрочкой или рассрочкой по уплате таможенных пошлин и налогов

За предоставление отсрочки или рассрочки по уплате таможенных пошлин и налогов взимаются проценты, начисляемые на непогашенную сумму рассрочки (за исключением рассрочки уплаты НДС при ввозе на территорию Республики Беларусь технологического оборудования и запасных частей к нему).

Проценты начисляются на сумму таможенной пошлины (налога), по уплате которой были предоставлены отсрочка или рассрочка, за период со дня, следующего за днем выпуска товаров, до дня прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере 1/360 ставки рефинансирования НБРБ, действовавшей в соответствующие периоды фактического пользования отсрочкой или рассрочкой уплаты за каждый день пользования. Суммы процентов уплачиваются одновременно с платежами, вносимыми в счет погашения рассрочки (отсрочки).

Расчет процентов за предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенной пошлины (налога) производится по каждому такому периоду по формуле:

П = (РТП х КД х СР) / (360 х 100)

П - размер процентов, начисленных в соответствующем периоде фактического пользования отсрочкой или рассрочкой уплаты таможенной пошлины, налога.

РТП - размер суммы таможенной пошлины, налога, срок уплаты которых был изменен, не уплаченных в соответствующем периоде фактического пользования отсрочкой или рассрочкой уплаты таможенной пошлины, налога.

КД - количество календарных дней фактического пользования отсрочкой или рассрочкой уплаты таможенной пошлины, налога, ограниченное сроком, на который предоставлены отсрочка или рассрочка, в течение которых сумма таможенной пошлины, налога и ставка рефинансирования Национального банка Республики Беларусь оставались неизменными, включая день уплаты суммы таможенной пошлины, налога или день, предшествовавший дню, в котором была изменена ставка рефинансирования.

СР - ставка рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действовавшая в соответствующие периоды фактического пользования отсрочкой или рассрочкой уплаты таможенной пошлины, налога.

Размер процентов , подлежащих уплате за весь срок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенной пошлины и налога, определяется как сумма размеров процентов, исчисленных в соответствующих периодах фактического пользования отсрочкой или рассрочкой уплаты таможенной пошлины, налога.

Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами по таможенному оформлению товаров, расчету процентов за пользование отсрочкой (рассрочкой) по уплате таможенных пошлин и налогов, а так же по оформлению всех необходимых документов на таможне. Обращайтесь к нашим специалистам по таможенному декларированию или по тел. +375 44 580 31 66.

С 4 марта действует новый порядок получения отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и страховых взносов. Он утвержден (далее - Приказ № ММВ-7-8/683@). Одновременно признан утратившим силу предшественник названного документа - . Необходимость внесения поправок обусловлена новым порядком администрирования страховых взносов.

В связи с этим регламент изменения срока уплаты налоговых платежей распространен на страховые взносы, кроме того, Приказом № ММВ-7-8/683@ обновлены требования к составу и содержанию документов, которые налогоплательщики должны представить в инспекцию для получения отсрочки (рассрочки) и (или) инвестиционного налогового кредита.

Общие правила изменения срока уплаты налоговых платежей

Изменением срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа признается перенос установленного срока уплаты (в том числе ненаступившего срока) на более позднее время. Указанный перенос осуществляется в соответствии с гл. 9 НК РФ. В частности, общие условия изменения срока уплаты налоговых платежей (пени и штрафов) установлены ст. 61 НК РФ. Так, п. 2 названной статьи предусматривает изменение срока уплаты в отношении всей подлежащей уплате в бюджет суммы либо ее части (суммы задолженности) с начислением процентов на сумму задолженности. Причем обозначенный перенос не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога (п. 4). Кроме того, данное изменение может быть обеспечено залогом имущества в соответствии со ст. 73 НК РФ, поручительством либо банковской гарантией (п. 5).

Изменение срока уплаты налога (а также сбора, страховых взносов, пени и штрафа) налоговые органы осуществляют в порядке, определяемом ведомственным приказом (п. 8 ст. 61 НК РФ). В настоящее время это Приказ № ММВ-7-8/683@.

Что такое отсрочка и рассрочка?

Напомним: в силу п. 1 ст. 64 НК РФ отсрочка (рассрочка) по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии установленных Налоговым кодексом оснований на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности. При предоставлении отсрочки налог уплачивается единовременно, но в более поздний срок (п. 6 ст. 61 НК РФ), а при рассрочке - не только позднее, но и частями (п. 1 ст. 64 НК РФ).

Отсрочка (рассрочка) по уплате федеральных налогов в части,зачисляемой в федеральный бюджет, предоставляется на срок от одного года до трех лет. Она может быть предоставлена налогоплательщику по одному или нескольким налогам (п. 3 ст. 64 НК РФ). По налогам, уплачиваемым налоговыми агентами, отсрочка (рассрочка) не предоставляется (п. 9 ст. 61 НК РФ, Письмо Минфина России от 15.02.2016 № 03-02-07/1/8000).

Важный нюанс. Сумма, на которую предоставляется отсрочка (рассрочка) по уплате налоговых платежей, не может быть больше стоимости чистых активов организации (п. 2.1 ст. 64 НК РФ).

Кто вправе претендовать на получение отсрочки (рассрочки)?

Согласно п. 2 ст. 64 НК РФ правом на отсрочку (рассрочку) может воспользоваться заинтересованное лицо, финансовое положение которого не дает уплатить названный налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка.

В этой же норме приведен перечень оснований, когда заинтересованное лицо может претендовать на получение отсрочки (рассрочки) по уплате налоговых платежей:

  • причинение ему ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  • задержка финансирования из бюджета либо задержка оплаты выполненного государственного заказа;
  • угроза его банкротства в случае единовременной выплаты им налога;
  • производство или реализация товаров, работ или услуг, носящих сезонный характер.
Итак, в соответствии с Налоговым кодексом организация вправе претендовать на отсрочку (рассрочку) по внесению налоговых платежей лишь в четырех случаях.

Что касается таможенного НДС (подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ), получить отсрочку (рассрочку) в отношении данного налога организация может в случаях и в порядке, предусмотренных таможенным законодательством (пп. 6 п. 2 ст. 64 НК РФ).

Правила получения отсрочки (рассрочки)

Как упоминалось выше, ФНС Приказом № ММВ-7-8/683@ утвердила новый Порядок изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, пени и штрафа налоговыми органами (далее - Порядок). Данный документ (как, впрочем, и его предшественник) регламентирует процедуру предоставления налогоплательщику отсрочки (рассрочки), а также определяет требования к составу и содержанию документов, представляемых им в указанных целях.

Сразу скажем: каких-либо существенных изменений в процедуре получения отсрочки (рассрочки) не произошло. Процедура изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, пени и штрафа, установленная Порядком,мало чем отличается от предыдущих правил.

Как и прежде, решение об изменении срока или об отказе в изменении срока уплаты налоговых платежей уполномоченный орган должен принять в течение 30 рабочих дней со дня получения заявления заинтересованного лица (п. 15 Порядка, п. 6 ст. 64 НК РФ). Копия такого решения должна быть направлена заинтересованному лицу не позднее 3 рабочих дней со дня принятия (п. 10 ст. 64 НК РФ).

Обратите внимание: решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога вступает в действие со дня, обозначенного в этом решении. Причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления решения в силу. Если отсрочка (рассрочка) предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества в порядке, предусмотренном ст. 73 НК РФ (п. 8 ст. 64 НК РФ).

Пунктом 17 Порядка, п. 1 ст. 63 НК РФ определены уполномоченные органы и сроки для предоставления отсрочки (рассрочки) по видам налогов. Для удобства эта информация приведена в таблице.

Вид налога

Уполномоченный орган, который принимает решение об отсрочке (рассрочке)*

Срок отсрочки (рассрочки)

Федеральные налоги и сборы (пени и штрафы), зачисляемые в федеральный бюджет

ФНС России

Не более трех лет

Федеральные налоги и сборы (пени и штрафы), зачисляемые в региональные и местные бюджеты

ФНС России по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов РФ, муниципальных образований

Не более одного года

Страховые взносы

ФНС России

Не более одного года

Региональные и местные налоги

УФНС субъекта РФ, налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика

Не более одного года

* Заинтересованное лицо, претендующее на изменение срока уплаты федеральных налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, обращается в ФНС России через управление ФНС по субъекту РФ по месту своего нахождения либо через межрегиональную инспекцию ФНС по крупнейшим налогоплательщикам.

Важный нюанс. По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом (абз. 2 п. 2 Порядка). Копию такого решения заинтересованное лицо в пятидневный срок должно представить в налоговый орган по месту своего учета (абз. 2 п. 6 ст. 64 НК РФ).

Документы

Для получения отсрочки (рассрочки) заинтересованное лицо, помимо заявления, должно представить в уполномоченный орган определенный пакет документов, перечень которых приведен в п. 5 ст. 64 НК РФ. Обязательными документами являются:

  • справки банков об оборотах денежных средств по счетам за каждый из шести месяцев, предшествующих подаче указанного заявления, а также справки о наличии расчетных документов, помещенных в картотеку, либо об их отсутствии в этой картотеке;
  • справки банков об остатках денежных средств на всех счетах в банках;
  • перечень контрагентов-должников. Надо указать по каждому должнику цены договоров и сроки их исполнения, приложить копии этих договоров и первичных документов по ним (накладных, актов оказанных услуг (выполненных работ) и пр.);
  • обязательство о соблюдении условий отсрочки (рассрочки), а также предполагаемый график погашения задолженности.
Кроме перечисленных документов, заинтересованное лицо дополнительнодолжно представить (п. 5.1 ст. 64 НК РФ):
  • заключение органа власти о факте стихийного бедствия (технологической катастрофы) и акт оценки причиненного ущерба - если поводом для обращения за отсрочкой (рассрочкой) стал ущерб, причиненный при чрезвычайных обстоятельствах;
  • информацию о неполученных суммах оплаты выполненного госзаказа (данный документ может быть составлен как распорядителем бюджетных средств, так и самим налогоплательщиком) - в случае неполучения средств из бюджета;
  • справку о том, что доля доходов от сезонных видов деятельности составляет не менее 50% всей выручки организации, - в случае осуществления организацией деятельности, носящей сезонный характер.
О залоге, поручительстве и банковской гарантии

Согласно п. 19 Порядка изменение срока уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов может быть обеспечено:

  • залогом имущества (ст. 73 НК РФ);
  • поручительством (ст. 74 НК РФ);
  • банковской гарантией (ст. 74.1 НК РФ).
При этом договор поручительства, договор залога, банковская гарантия подлежат регистрации в налоговом органе (п. 24 Порядка).

Для оформления договора поручительства либо договора залога заинтересованное лицо и поручитель (либо залогодатель) должны одновременно обратиться с письменным заявлением в налоговый орган (п. 20 Порядка). Рекомендуемые образцы заявлений приведены в приложениях 8 и 9 к Порядку.

О результатах рассмотрения заявлений о возможности заключения обозначенных договоров, а также о результатах рассмотрения банковской гарантии налоговый орган должен известить заинтересованное лицо (поручителей, залогодателей) в течение семи рабочих дней после получения соответствующих документов (п. 23 Порядка).

Основания для отказа в предоставлении отсрочки (рассрочки)

Непредставление вышеупомянутых документов является основанием для отказа в предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налоговых платежей. Об этом сказано в п. 13 Порядка.

Кроме того, в п. 1 ст. 62 НК РФ назван еще ряд ситуаций, когда налогоплательщику однозначно откажут в изменении срока уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов. К примеру, едва ли организация может рассчитывать на положительное решение, если в отношении нее ведется производство по делу о налоговом правонарушении либо административном правонарушении в области налогов, сборов, страховых взносов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза (пп. 2 п. 1 ст. 62 НК РФ).

Другими основаниями для отказа в предоставлении отсрочки (рассрочки) являются следующие обстоятельства:

  • возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением налогового законодательства;
  • есть достаточные основания полагать, что заинтересованное лицо просит отсрочки (рассрочки) в целях уклонения от взыскания налога;
  • не истекли три года с момента вынесения отказного решения по предыдущему заявлению застрахованного лица о предоставлении отсрочки (рассрочки).
О принятии уполномоченным органом отказного решения налогоплательщик должен быть извещен в течение трех дней (п. 2 ст. 62, п. 10 ст. 64 НК РФ). Такое решение может быть обжаловано в вышестоящем налоговом органе и затем в суде или сразу в суде (если принято ФНС России) (п. 2 ст. 62, п. 9 ст. 64, п. 2 ст. 138 НК РФ).