Артист абдулов биография. Абдулов Александр: биография, личная жизнь. Болезнь и смерть

Aleksandr Abdulov

Заслуженный артист РСФСР (24.06.1986).
Народный артист РСФСР (28.11.1991).

Отец - Абдулов Гавриил Данилович (1908-1980), актер, режиссер. Мать - Людмила Александровна, работала в этом же театре.

Актёрская карьера Александра началась в пятилетнем возрасте, когда он вместе с отцом вышел на сцену Ферганского драматического театра в спектакле «Кремлёвские куранты», в котором отец играл Ленина.
В юности занимался музыкой и спортом. Профессионально занимаясь фехтованием, был удостоен звания мастера спорта СССР. После окончания школы поступил на факультет физкультуры Ферганского пединститута. Однако через год сдал экзамены в ГИТИС и поступил на курс И.М. Раевского.

В 1974 году Марк Захаров пригласил Александра Абдулова в Театр имени Ленинского комсомола (ныне «Ленком») на главную роль лейтенанта Плужникова в спектакле по повести Бориса Васильева «В списках не значился». За эту роль он был удостоен премии «Театральная весна».

Самой значительной своей ролью в театре актёр считает Алексея Ивановича в театральной версии Марка Захарова по роману Ф.М. Достоевского «Игрок» - спектакле «Варвар и еретик». За эту роль Александр Абдулов был удостоен премии «Фонда К.С. Станиславского» и «Хрустальной Турандот», а также отмечен грамотой Международного театрального фонда имени Евгения Леонова.

Начиная с середины 1970-х годов активно снимался в кино. Широкая известность и популярность пришли к актёру после роли Медведя в телефильме Марка Захарова по знаменитой пьесе Евгения Шварца «Обыкновенное чудо» (1978).
Заметным событием в творчестве стало сотрудничество с кинорежиссёром Сергеем Соловьёвым («Чёрная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви» 1989 год), а также участие в фильмах своего учителя Марка Захарова.

В 2000 году состоялся режиссёрский дебют в игровом кино (ранее он снял полудокументальный фильм «Храм должен остаться храмом») - «Бременские музыканты и Ко» - мюзикл по мотивам известной сказки. Этот фильм стал одним из самых дорогостоящих проектов отечественного кино. В процессе съёмок картины были использованы самые современные технологии и методы работы. Сам автор сыграл в своём фильме Шута, от лица которого ведётся повествование. Остальных персонажей играют самые популярные актёры кино - целое созвездие, элита российского кинематографа.
Некоторое время был ведущим телепрограммы «Естественный отбор» на канале Рен-ТВ.

При его непосредственном участии был возрождён Московский международный кинофестиваль, который Абдулов возглавлял в течение нескольких лет. В 1993 году актёр организовал и до сего времени возглавляет Театральную антрепризу, львиная доля доходов от которой направляется на благотворительность. Силами «Антрепризы Александра Абдулова» и театра «Ленком» был отреставрирован и передан Русской Православной Церкви храм Рождества Богородицы в Путниках.

Александр Абдулов был женат трижды.
Первая жена - актриса Ирина Алферова (Абдулов удочерил её дочь Ксению от первого брака).
Вторая (гражданская) жена - Галина Лобанова, балерина и театральный менеджер.
Третья его супруга юрист - Юлия Милославская; 21 марта 2007 года у них родилась дочь Евгения.

18 августа 2007 года во время съёмок своей новой картины по роману Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» в Балаклаве под Севастополем, у Абдулова неожиданно обострилась язва желудка. Актёр был немедленно доставлен в больницу и прооперирован. Спустя несколько дней его перевезли в Москву, а затем 3 сентября он отправился в Тель-Авив (Израиль) в онкологическую клинику «Ихилов» на консультацию. Там ему был поставлен диагноз - рак лёгких четвёртой стадии. Болезнь поразила и другие внутренние органы - печень, почки, поджелудочную железу. Эта стадия рака считается неизлечимой. После курса химиотерапии израильские врачи отметили у актёра некоторые улучшения и он вернулся в Москву, где намеревался продолжить лечение.
В ноябре у Александра Абдулова случилось несколько сердечных приступов. Каждый раз с сильными болями в области сердца актёра доставляли в столичные клиники.

В последний раз на публике Александр Гаврилович появился 13 декабря 2007 года, когда президент России Владимир Путин на торжественной церемонии в Кремле вручил знаменитому актёру орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
Несмотря на тяжёлую болезнь, Александр Абдулов планировал вернуться на сцену и уже в начале следующего года приступить к репетициям в «Ленкоме». Он заявил, что в феврале 2008 года собирается сыграть Кочкарёва в спектакле «Женитьба» ради своих поклонников. Но этим планам не суждено было сбыться.

Александр Гаврилович Абдулов ушёл из жизни в четверг 3 января 2008 года в 7:20 утра по московскому времени в Центре сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева на 55-м году жизни. Похороны актёра состоялись 5 января на Ваганьковском кладбище Москвы, участок № 2.

29 мая 2009 года, в день рождения Александра Гавриловича на Ваганьковском кладбище, на его могиле открыт памятник.
Мемориал сделан из серо-белого карельского гранита, над которым возвышается белый мраморный крест.
Сам Абдулов изображён на мемориальной табличке в роли Ланцелота из фильма «Убить дракона». По словам друзей актёра, именно этот образ был близок его натуре.
Монумент выполнен в форме айсберга. По замыслу авторов, это символизирует безграничный талант Александра Абдулова.

театральные работы

* Лейтенант Плужников - «В списках не значился» по Б. Васильеву
* Хоакин - «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты» по Пабло Неруде
* Марцелл - «Гамлет» по Шекспиру
* Фернандо Лопес и Человек театра - «Юнона и Авось» Андрея Вознесенского и Алексея Рыбникова
* Никита - «Жестокие игры» Алексея Арбузова
* Сиплый - «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского
* Верховенский - «Диктатура совести» М. Шатрова
* Лаэрт,сын Полония - "Гамлет" по Шекспиру
* Менахем - «Поминальная молитва» Г. Горина по Шолом-Алейхему
* Трубецкой - «Школа для эмигрантов» Д. Липскерова
* Алексей Иванович - «Варвар и еретик» по Ф. Достоевскому
* Палач - «Плач палача» по Фридриху Дюрренматту и Жану Аную
* Макмэрфи - «Затмение» по Кену Кизи
* Кочкарёв Илья Фомич - «Женитьба» по Н. Гоголю

призы и награды

Орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2007).
Орден Почёта (1997).
Лауреат премии «Чайка» (ТВ-6, 1997).
Лауреат премии фонда К.С. Станиславского "Московская премьера"(1997).
Премия "Хрустальная Турандот" за роль Алексея Ивановича в спектакле "Варвар и еретик" (1997).
Лауреат продюсерской премии «Золотой овен» - «Человеку кинематографического года» («Кинотавр», 1998).
Диплом за лучшую мужскую роль за фильм «Шизофрения» на V Всероссийском кинофестивале «Виват, кино России» (1997).
Приз за лучшую мужскую роль за фильм Эльдара Рязанова «Тихие омуты» на фестивале комедийных фильмов в Новгороде (2000).
Приз «Золотая подкова» за режиссуру фильма «Бременские музыканты и Со» на фестивале фильмов о любви в Доме Ханжонкова (2001).
Приз лучшему исполнителю главной роли, фильм «Next» (РТФ «Сполохи» в Архангельске, 2002).
Благодарность Президента РФ к 75-летию театра (2002).
Международная премия Международной ассоциации писателей-фантастов "Странник" в Санкт-Петербурге - "Легенда фантастического кинематографа" (2002).
Приз лучшему актёру телесериала, фильм "Next-2", XI Российский кинофестиваль "Виват,кино России!" в Санкт-Петербурге (2003).
Признан самым популярным отечественным актёром среди россиян в 2002 году в результате опроса, проведенного компанией «Гэллап Медиа» по заказу журнала «7 дней».
Театральная премия "МК" сезона 2002/03 в номинации "Мэтры" - "Лучшая мужская роль" (Палач в спектакле "Плач Палача", 2003).
Премия фонда К.С. Станиславского "Московская премьера" (2003) - Лучшая мужская роль (Палач - "Плач Палача").
Премия XV Международного российскиого КФ "Кинотавр" в номинации "Лучшая мужская роль" (Григорий Степанович Смирнов - фильм "О любви", 2004).
Премия Дома актера "Актерская удача" (Макмэрфи - "Затмение")(2006).
Орден "Слава России" (2006).
Театральная премия "Чайка" в номинации "Синхронное плавание" - за актерский ансамбль в спектакле "Затмение" (2006).
Премии V открытого российского кинофорума "Амурская осень" в номинациях "За лучшую мужскую роль", "За многогранность таланта" (роль второго плана: Босякин - "Артистка"; Алик - "Ниоткуда с любовью, или Веселые похороны") (2007).
Почетный орден "Миротворец" (вручение прошло в храме Христа Спасителя, 2007).
Национальная кинопремия "Золотой орел" в номинации "Лучшая мужская роль второго плана" (Босякин - "Артистка", 2008).
Национальная кинематографическая премия "Ника" (2008, "За выдающийся вклад в российский кинематограф".

Народный артист РСФСР, Кавалер орденов «Почёта» и «За заслуги перед Отечеством», обладатель множества профессиональных премий, актёр Александр Абдулов в юности не собирался посвящать свою жизнь кино. Он грезил о спортивной карьере и даже стал мастером спорта СССР по фехтованию. Будучи сыном театрального режиссёра, он впервые вышел на сцену в пятилетнем возрасте и часто бывал в Ферганском драматическом театре, занимался музыкой, но мечтал попасть на факультет физкультуры Ферганского пединститута. Жизнь распорядилась иначе и он прожил её по другому сценарию. Причиной смерти Александра Абдулова стало онкологическое заболевание.

Он родился в 1953 году в Тобольске, но уехал с семьёй в Фергану, где окончил школу, а после неё, по настоянию отца, попытался поступить в Щепкинское театральное училище. После неудачи, Абдулов всё же стал студентом- физкультурником, но, через год, вновь отправился в Москву, на этот раз – в ГИТИС, который успешно окончил. Его приметил на дипломном спектакле известный режиссёр Марк Захаров и в 1975 году пригласил в Московский театр Ленинского комсомола. Это оказалась «работой на всю жизнь»: из «Ленкома» Абдулов уходил только на сьёмки и всегда возвращался.

Деятельность в кино началась ещё раньше. В 1974 году он снялся в дебютной роли пехотинца Козлова в детском фильме «Про Витю, про Машу и морскую пехоту». Популярность Абдулову принесла захаровская экранизация пьесы Шварца «Обыкновенное чудо», где он сыграл Медведя. В1979 году на экраны вышла драма « С любимыми не расставайтесь», где актёр играл Митю в дуэте с женой Ириной Алфёровой. В общей сложности, Александр Абдулов приял участие в съёмках более 110 фильмов самых разных жанров и тематики. У него был обширный творческий диапазон и все сыгранные роли от комедийных до трагических стали успешными.

Наиболее интересными образами, созданными Абдуловым в кино, считаются Сергей Ненашев в детективе «Гений», Коровьев в драме «Мастер и Маргарита» и некоторые другие, отмеченные призами кинофестивалей. Интересной получилась его режиссёрская работа в мюзикле «Бременские музыканты», тоже получившая награду. Театральные роли Абдулова давали ему возможность более полно раскрывать свой талант и не раз отмечались престижными премиями.

В августе 2007 года актёр перенёс в Севастополе операцию по поводу язвы, от которой ему стало плохо с сердцем. После шестидневного содержания в реанимации актёр был спешно переправлен в Москву, но ему не становилось лучше. Через месяц израильские специалисты – онкологи диагностировали ему рак лёгкого в поздней стадии. Он скончался спустя полгода в клинике, в возрасте 54 лет. Определяя, почему умер Александр Абдулов, имевший неплохую спортивную форму и крепкое сложение, врачи назвали основной причиной появления болезни многолетнее курение.

После гражданской панихиды в родном театре и отпевания в Церкви Рождества Богородицы в Путинках, он был похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы.

Ровно 10 лет назад, 3 января 2008 г., скончался один из самых ярких артистов того времени - Александр Абдулов

Знал о болезни девять лет назад

Сегодня, когда актера нет с нами, стали известны новые подробности его болезни. Врачи не скрывали, что актер может прожить не больше года. От частых химиотерапий выпадали волосы, мешал привкус железа во рту, так что еда казалась однообразной. Сильные боли снимались лекарствами, от которых чувствовал слабость, много спал. Но, проснувшись, первым делом старался улыбаться и подбодрить близких.

Говорят, Абдулов однажды проговорился, что уже девять лет, как знает о нездоровых легких. Давно были подозрения на рак, но он отказывался от обследования. Врачи советовали ему бросить курить. Но он говорил, что привык к никотину.

У Абдулова болела спина, и кто-то ему посоветовал пить сильные обезболивающие, которые, как я думаю, спровоцировали язву желудка, - рассказал «КП» актер «Ленкома» Виктор Раков. - А на самом деле это была история с легкими, боль от которых отдавалась в позвоночник....

О своем здоровье Александр Гаврилович заботился мало. Как всегда, не хватало времени.

Он сгорал на глазах при такой интенсивной жизни, - говорит его друг и коллега Виктор Раков. - У него были проблемы с ногами - не хватило времени долечить их. Мне кажется, у Саши за год проходило все пять лет. Почти как на войне. Но он чувствовал себя комфортно. Возможно, нужно было бросить все и позаботиться о здоровье. Но он считал, что жизнь и так штука короткая...

С какой нежностью он относился к супруге и дочке! Помню, ехали в конце июня поездом в Самару играть «Женитьбу». Мы проходили мимо купе Захарова, Саша вдруг говорит: «Сейчас, Марк Анатольевич, что-то покажу». И принес несколько фотографий в красивых рамочках новорожденной дочки. Это было очень трогательно. К сожалению, он не успел до конца насладиться счастьем отцовства. Очень хотел увидеть, как дочка пойдет, начнет говорить. Не успел...

О последних днях...

Несмотря на плохое самочувствие, Александр Гаврилович старался не унывать, гулял, ездил на рыбалку, пока не стали отниматься ноги. Накануне 31 декабря Абдулова госпитализировали (у него отнимались ноги, болело сердце). Уговорил врачей, чтобы разрешили ему поехать на дачу. Новый год он встретил с женой, дочкой, мамой. А 1 января его снова увезли в больницу. Говорил, что ему лучше. Около него была жена Юля. Словно чем-то вдохновленный, попросил дать ему его киносценарий «Гиперболоид инженера Гарина» - фильма, который не успел доснять. Даже перед смертью его мысли были заняты работой.

«Я позвонила на мобильный Александру Гавриловичу поздравить с Новым годом, - рассказывает художник по костюмам, работавшая на последней картине с Абдуловым. - Обычно брала трубку жена Юля. А тут взял он. Голос был слабый, но бодрился. Так нежно мне: «Хорошая моя, спасибо, что помните! Будем работать!» Ни о чем страшном не думала. Хотя говорили, что он плох. Но все равно все надеялись...

Первого января в больницу к актеру пришли близкие друзья.

Мы вошли к нему в палату, он не встал. Впервые принимал нас лежа. Обычно весь в движении, не мог на месте усидеть. А на этот раз объяснил: «Ноги не держат, буду лежать», - рассказал на поминках один друг актера. - Выглядел не очень. Но виду не показывал. Когда жена Юля вышла из палаты, сказал нам с грустью: «Четыре месяца боли, устал». А потом после паузы: «Хочется жить!»

Первого и второго января по многим каналам показывали фильм «Чародеи». Телеканал РЕН ТВ показал празднование 25-летия «Чародеев», в котором актеры говорили Абдулову добрые слова. В ночь на третье января мы, корреспонденты «КП», долго общались с режиссером «Чародеев» Константином Бромбергом.

Утром я позвоню Саше, поздравлю с 25-летием «Чародеев». Сколько лет живет фильм, и Саше надо жить! Звонить ему сейчас тяжело, но, чувствую, нельзя откладывать, - переживал режиссер. А утром мы узнали, что через несколько часов после нашего разговора Абдулова не стало...

...и последних часах

По словам медиков, умер он очень тихо - сказал, что хочет отдохнуть, закрыл глаза и спокойно уснул. А в шесть утра датчик показал остановку сердца. Доктора пытались «завести» сердце, не получилось. На лице актера не было следов мучений, отчаяния, скорее легкая улыбка. Он просто уснул. Насовсем. Говорят, так умирают очень добрые, сердечные, хорошие люди. Накануне его ухода многие вспоминали о нем только хорошее. Смотрели фильмы с его участием и желали ему добра. И, быть может, эта позитивная энергия миллионов любящих его людей избавила его от предсмертных мучений?

Отпевали актера в храме Рождества Пресвятой Богородицы рядом с театром; он восстановлен с помощью Александра Гавриловича.

Обычно отпевание длится несколько часов. Над Александром Гавриловичем читали молитвы сутки - такой почести удостаиваются только лучшие, самые праведные люди...

Андрей ВЕЛИГЖАНИН.

Из книги Ларисы Штейнман «Гений: инструкция по применению»:

Подруга Абдулова за год до смерти актера выпустила книгу, герой которой был списан с Александра. Еще не зная о тяжелом недуге Саши, она рассказывает о муках, которые терпел актер...

«...Он производил впечатление истощенного и вымотавшегося человека. У него было очень мало жизненной силы. Держался исключительно на своей бешеной энергии. Чувствовалось, что он серьезно болен.

Лодыжки у него были обмотаны эластичными бинтами. Он разбинтовал их и уставился. Я присмотрелась: ноги до середины икр были черные, и сквозь язвы сочился гной.

Что это? - спросила я в ужасе.

Тромбофлебит, - ответил он. - Это не лечится. С этим просто живут.

Но ты пробовал хоть что-то сделать?

Объездил весь мир, - усмехнулся он. - Все врачи говорят одно и то же. Иногда колю себе в живот фроксепарин - разжижаю кровь.

Я заплакала и со слезами на глазах заснула.

С нами целый месяц жил один смешной персонаж - целитель Гена. Ноги он лечил самыми невероятными способами. Например, с утра надо было втирать в икры белый порошок снизу вверх, а на ночь - желтый сверху вниз. При этом пить крепкие напитки не воспрещалось. Вскоре он притащил трехлитровую банку с пиявками... Когда толстые объевшиеся пиявки стали с чмоканьем отваливаться от икр, он аккуратно собрал их обратно в банку и понес сжигать... Гению значительно полегчало... Но ненадолго...»

Вспоминают друзья

Сергей СТЕПАНЧЕНКО (близкий друг актера): «Саша - человек широкий, бескорыстный, бесхитростный до глупости. Когда снимали «NEXT», вся группа заселилась к нему в дом, на Валдай. Первый день выносили аппаратуру, реквизит. А потом решили, мол, пусть стоит. Уже покрикивали на Сашу, что он там под ногами путается, давай-ка не мешайся. А Саша все прощал».

Георгий МАРТИРОСЯН: «Саше кто-то сказал, что у него порядка 12 ангелов-хранителей, которые его спасают от передряг. Его называли баловнем судьбы. Ему часто везло. В начале 90-х в Ленинграде мы пришли в казино. Все посетители столпились вокруг стола с рулеткой - играет известный актер театра и кино Александр Абдулов. Я умолял его: «Саш, хватит, брось, поехали». «Щас, щас, секунду...» - отвечал он, весь сконцентрированный на игре. Три раза подряд он ставит на одну- единственную цифру: 12. И каждый раз крупье громко объявляет: «12!» Везение сумасшедшее. Возможно, поэтому все и верили, что он преодолеет любые трудности, судьба выведет».

Владимир ДОЛИНСКИЙ: «Мы с Сашкой просто в братских отношениях были. На моих глазах развивался его роман с Ириной Алферовой. Он был необычайно трепетный, трогательный, привозил ей огромные букеты цветов, делал замечательный узбекский плов. Сашка в нашей компании был трепетно бьющимся сердцем».

АудиоАудио

Я встретилась с Абдуловым в гримерке «Ленкома» перед его отъездом на съемки фильма «Гиперболоид инженера Гарина». Тогда еще никто не знал о серьезной болезни артиста. А потом, после объявления диагноза, завизировать интервью не получилось - актеру было не до того. Сегодня фрагменты мы решили напечатать.

- Александр Гаврилович, почему у вас нет персонального сайта?

А он мне не нужен! Интернетом не пользуюсь.

- Вы суеверный?

Да. Масса всяких суеверий.

- А страхи есть?

Самый большой - потерять близких.

- Старость вас страшит?

Нет. Она же неизбежна. Что ж ее бояться-то! Мне очень нравится мой возраст. У меня все есть. Да, я счастливый. Но абсолютного счастья не бывает. Хочется хорошую роль сыграть, снять кино, чтобы дома все живы-здоровы были (после паузы). Хочу у всех попросить прощения. И всех простить.

- Вам бывало за что-то стыдно?

Понимаете, когда человеку стыдно, он не будет об этом кричать на всю страну. Он забьется в уголок, тихо поплачет. Главное, чтобы ты сам понял, что тебе стыдно.

Мистики не боюсь

- Вы не боялись сниматься в «Мастере и Маргарите»?

Нет. Нравилась работа. На «Мастере и Маргарите» была замечательная команда по созданию спецэффектов, та самая, что работала над «Ночным Дозором». Только «Ночной Дозор» имеет отношение к кино такое же, как я - к Папе Римскому. Это такая большая реклама кофе и сотовому телефону. А у нас на съемках «Мастера и Маргариты» ребята грандиозные вещи делали. Трамвай отрезает голову, голова катится. Они сделали копию головы. Когда я увидел искусственную голову Адабашьяна, мне стало страшно! Трюков в этом фильме не делал. Когда на прудах Берлиоз пьет теплую газировку, поворачивается и видит, что летает странный субъект в пенсне, меня поднимали в воздух. Сейчас уже не выполняю трюки. После фильма «Убить дракона» получил приз «За лучший трюк года» на «Золотом Дюке». Меня там на 45 метров за ноги поднимали.

- У вас имидж успешного человека - квартира, машина, дача.

У меня это все есть. Мне не нужно создавать имидж, что-то доказывать.

- Говорят, у вас большие связи с сильными мира сего?

Откуда? Ну да, с Коржаковым я дружу много лет.

- А с Пугачевой дружите?

Перезваниваемся по телефону. Раньше больше общались.

- Многие актеры вашего поколения сейчас активно снимаются в сериалах.

Сейчас уровень сериалов очень вырос. Это скорее кинороманы. Сыграл в «Анне Карениной» режиссера Соловьева. Это кинороман. Мне бы было интересно сыграть Каренина, хотелось. Меня режиссер хотел снимать в этой роли. Сделали грим и фотопробу. Но досталась роль Стивы Облонского.

«Своего бизнеса нет»

- У вас бизнес свой есть?

Нет. Писали, якобы пельменную открыл, полный бред!

- Слышала, вы руководитель фонда поддержки творческих людей «Созвездие». Зачем вам это?

Да, есть такое. Фонды помогают творческим людям. Открыл потому, что надо, чтобы хоть кто-то помогал нашим актерам. Да, я многим помог, но не буду об этом говорить. Я много работаю. Я не боюсь остаться без работы. Вопрос в том, насколько ты можешь это делать, насколько ты профессионален. Если ты бездарность, тебя на один раз взяли, так совпало, а потом, естественно, сидишь, ничего не делаешь. Потому что профессии-то нет. А у меня профессия!

- Почему вы не участвуете в делах Союза кинематографистов?

Зачем мне лезть в эту грязь, в эту банку с тараканами?! Даже говорить об этом не хочу.

- Вы могли кого-нибудь разыграть?

Иногда позволяем себе такие вещи. Если начну рассказывать актерские розыгрыши, нормальный человек не поймет. Например, выходишь на сцену, вот так делаешь глазом (показывает), и второй актер начинает ржать. Это он «раскололся»! У нас с Олегом Ивановичем есть такая шутка. Янковский входит и говорит: «Здорово, идиот». И все - ха-ха-ха. А посторонний человек скажет: «Больные, что ли?»

- Вам отказывали женщины?

Конечно!

- Вы завоеватель по натуре?

Нет, если мне отказывают, я не делаю больше попыток.

- Вы хорошо готовите. А что?

Плов, супы, соусы, салаты, много чего. Нужно вдохновение. Начинаешь придумывать что-то, берешь несочетаемые, казалось бы, продукты, и вдруг получается что-то вкусное.

Анна ВЕЛИГЖАНИНА

ВСЕ ФОТО

В Москве на 55-м году жизни скончался актер Александр Абдулов. Он умер в четверг в 7:20 по московскому времени в Центре сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева. "Эту печальную весть я узнал от близкого друга Абдулова, который позвонил с мобильного телефона самого Александра Гавриловича", - сообщил радиостанции "Эхо Москвы" замдиректора театра Ленком Сергей Вольтер.

Александр Абдулов скончался после тяжелой болезни - у него была четвертая степень рака легких. Прощание с актером состоится 5 января в московском театре "Ленком", передает ИТАР-ТАСС. В этот же день пройдут и похороны замечательного артиста на Ваганьковском кладбище, сообщил ближайший друг Абдулова, известный актер Леонид Ярмольник.

Народный артист России Александр Абдулов последний раз появлялся на публике в середине декабря минувшего года, когда президент России Владимир Путин вручал ему орден "За заслуги перед Отечеством" четвертой степени. Путин и премьер-министр Виктор Зубков уже выразили соболезнования родным и близким актера. Зубков назвал смерть Абдулова невосполнимой потерей и пожелал близким и коллегам артиста "силы духа и мужества в эти скорбные дни".

История болезни

Напомним, в начале сентября врачи израильской онкологической клиники "Ихилов" обнаружили у него рак легких четвертой стадии . Болезнь поразила и другие внутренние органы – печень, почки, поджелудочную железу. Эта стадия рака считается неизлечимой. После курса химиотерапии израильские врачи отметили у актера некоторые улучшения и он вернулся в Москву , где намеревался продолжить лечение.

В ноябре у Александра Абдулова случилось несколько сердечных приступов . Каждый раз с сильными болями в области сердца актера доставляли в столичные клиники. Однако после того, как Абдулову становилось лучше, он, отказываясь от госпитализации, уезжал домой.

В начале сентября 2007 года, израильский корреспондент "Московского комсомольца" Александр Розензафт несколько раз встречался с Абдуловым. Артист не хотел, чтобы его фотографировали в больнице, и договорился с журналистом, что фотосессия состоится в гостинице Hilton, где 8 сентября он вместе с женой Юлией встречался с художественным руководителем театра "Ленком" Марком Захаровым.

Розензафт предоставил эти снимки редакции NEWSru.co.il (одна из фотографий была ранее опубликована в газете "Московский комсомолец"). Позже Абдулов согласился дать интервью российскому телевидению, но на фотосессии в Израиле он больше не соглашался.

Несмотря на тяжелую болезнь, Александр Абдулов планировал вернуться на сцену и уже в начале следующего года приступить к репетициям в "Ленкоме". Он говорил, что собирается сыграть в спектакле "Женитьба" ради своих поклонников.

Напомним, в конце августа Александра Абдулова срочно прооперировали в севастопольской клинике по поводу прободной язвы. Буквально через несколько часов после операции у него начались серьезные проблемы с сердцем.

Шесть суток Абдулов провел в реанимации, а после его отправили в Московский кардиоцентр имени Бакулева . Перелет негативно сказался на организме актера, и врачам пришлось сбивать у Абдулова повышенное давление.

Еще через три дня наступило резкое ухудшение. Доктора срочно созвали консилиум и назначили самое тщательное обследование, результаты которого оказались тревожными. Абдулову сделали множество анализов, УЗИ, компьютерную томографию и обнаружили у него объемное образование в левом легком.

Деятели культуры скорбят в связи со смертью Александра Абдулова

Художественный руководитель театра "Ленком" Марк Захаров шокирован известием о кончине популярного актера Александра Абдулова. "Это, конечно, шок, страшный удар... Такой, который не знаю как пережить и как выразить словами всю глубину и весь ужас этой потери для моей жизни режиссерской, для театра "Ленком", для нашей кинематографии и вообще для нашего русского театра", - сказал он в интервью российскому информационному каналу "Вести".

Абдулов пришел студентом 4 курса театрального института и был взят в театр. "Он уже сыграл у нас, замечательно сыграл, незабываемую роль лейтенанта Плужникова - "В списках не значился" по повести Бориса Васильева. Это было такое событие замечательное к 30-летию нашей Победы и потом была галерея замечательных работ. Он был прекрасен", - отметил Захаров.

После фильма "Обыкновенное чудо", где Абдулов сыграл главную мужскую молодую роль на него обратили внимание. "Актер стал много сниматься и успешно сниматься. Хотя в начале были у нас какие-то сложности, но это все очень быстро ушло, забылось, а вот то прекрасное, удивительное, уникальное, что он подарил всем нам - это остается, живет", - сказал Захаров.

По словам художественного руководителя "Ленкома", "в последние годы чувствовалась огромная и искренняя любовь к Абдулову". Когда Александр Гаврилович заболел очень многие хотели помочь ему, "предлагали разные способы, как эту хворь победить". "Это был какой-то нескончаемый поток писем сюда (в театр). Но я не ожидал... Потому что позавчера я ним говорил по телефону... Он сражался до самого последнего конца. Он был человек мужественный", - сказал Захаров.

"И, конечно, незабываемый в истории нашего театра, в истории "Ленкома", в моей личной судьбе. Я очень многим обязан ему - этому удивительному другу, сотоварищу, единомышленнику. Его уход - это потрясение для театра и я не знаю, как мы устоим на ногах. Александр Гаврилович Абдулов - это наше все в "Ленкоме". И мы скорбим, мы рыдаем, мы молимся за упокой его светлой души", - заключил он.

Смерть Александра Абдулова - это большое несчастье для российской культуры, заявил режиссер, генеральный директор Мосфильма Карен Шахназаров . "Это очень большое несчастье. Действительно, несчастье для нашей культуры, для нашей страны. И для его друзей, близких друзей, а таких у него очень много. Потому что он обладал таким обаянием, которое привлекало к нему огромное количество людей, и привлекало навсегда", - отметил Шахназаров.

"Мне не довелось с ним вместе поработать, но мы начинали вместе, мы ведь ровесники, нам по 54 года, и всю жизнь мы были друзьями. Мне очень трудно говорить, особенно потому, что все это случилось так неожиданно. Он был необычайно живой человек, такой энергичный, при нем всегда все кипело вокруг, и если рядом был Саша Абдулов, то даже мысли о болезнях, о смерти, о несчастьях куда-то уходили, казались нереальными. И поэтому, когда несколько месяцев назад стало известно о его болезни, никто как-то с особой тревогой всерьез это не принял. Просто трудно поверить, что он ушел", - приводит слова Шахназарова "Интерфакс" .

"Конечно, Саша останется не просто в нашей памяти, он останется в нашей жизни своими блистательными работами. Он был велик - сейчас, наверное, можно употребить это слово, - как в трагедии, так и в комедии, это было огромное актерское явление. И, наверное, еще более огромное человеческое", - подчеркнул гендиректор Мосфильма.

Александр Абдулов был удивительным человеком, "никакой звездности", поделился своими воспоминаниями об ушедшем актере в интервью российскому информационному каналу "Вести " режиссер Станислав Говорухин . "Вы знаете, Саша все время жаловался, что я его в массовке снимаю, это, конечно, было не так, но все это были не главные роли и они не главные потому, что он человек, как я его называл, многостаночник. Он же ставил, снимался, играл в театре, задумывал какие-то фестивали, задворки его знаменитые в "Ленкоме", помогал восстанавливать церкви. Вот только поэтому он у меня снимался в таких небольших, но ярких ролях, таких, например, как Энтони Марстон в "Десяти негритятах", - рассказал Говорухин.

Говоря о последней роли Александра Абдулова в фильме "Артистка" режиссер сказал, что "эту роль я ему предложил - позвонил и говорю: "Саш, ты все жалуешься, что я тебя в массовках снимаю, вот есть роль со словами. Как ты согласен?" "Да, согласен", - сказал он, не читая сценария. Он вообще не всегда читал сценарий". "В "Десяти негритятах" его убивают ведь первым, помните. Вот он дочитал до того места, где его убили, и больше не читал сценарий. Потом всю картину у всех допытывался, а кто же убийца. Все ему морочили голову. Вот с ним была такая атмосфера на площадке", - сказал Станислав Говорухин. Личное общение с актером "за 30 лет было все-таки коротким и верным", - заключил он.

"Его уход - это жестокий удар, кровоточащая рана для всех нас. Он был сердцем театра, как теперь Ленком будет жить без сердца? Но Саша навсегда останется в наших сердцах", - сказала актриса Инна Чурикова . Актер Эммануил Виторган назвал Абдулова человеком, которого будут не вспоминать, а помнить. "Он был потрясающий партнер, - вспоминает актриса Елена Проклова . - Саша был такой красавец и такой широкий человек, что в него была влюблена вся съемочная группа. Это был человек-фейерверк".

Со своей стороны, заместитель министра культуры и массовых коммуникаций Андрей Бусыгин назвал кончину Абдулова огромной потерей. "Не хотелось верить, думали, что болезнь отойдет. Это огромная потеря", - заявил Бусыгин.

Футбольный клуб "Спартак" (Москва) выразил соболезнования в связи со смертью Александра Абдулова - преданного болельщика "красно-белых". "Прекрасный артист. Великолепный человек. Преданный болельщик "Спартака". Футбольный клуб "Спартак" выражает искренние соболезнования родным и близким актера, всем, кто его знает и любит. Пусть земля Вам будет пухом, Александр Гаврилович!" - говорится в сообщении официального сайта клуба.

Биография Александра Абдулова

Александр Абдулов родился 29 мая 1953 года. Еще в пятилетнем возрасте он дебютировал на сцене в спектакле "Кремлевские куранты" в Ферганском драматическом театре, где работал отец. В 1975 году окончил ГИТИС имени Луначарского (курс Раевского).

В 1974 году талантливого студента 4-го курса заметил режиссер Московского театра имени Ленинского комсомола ("Ленком") Марк Захаров. Он пригласил Абдулова на роль лейтенанта Плужникова в спектакле "В списках не значился". В 1975 году молодой актер был официально принят в труппу театра.

Затем последовали роли в спектаклях "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты", "Жестоких играх", несколько ролей в "Юноне и Авось", в "Оптимистической трагедии", "На всякого мудреца довольно простоты", "Гамлете". Среди последних театральных ролей: Менахэм ("Поминальная молитва"), Верховенский ("Диктатура совести"), Трубецкой ("Школа для эмигрантов"), Алексей Иванович ("Варвар и еретик"), Палач ("Плач палача"), Макмэрфи ("Затмение").

В 1974 году состоялся дебют Александра Абдулова в кино в роли десантника в фильме "Про Витю, про Машу и морскую пехоту". Всенародное признание и любовь принесла Александру Абдулову роль влюбленного юноши-Медведя в телевизионной версии пьесы-сказки Евгения Шварца "Обыкновенное чудо" (1978), поставленной Марком Захаровым.

После "Обыкновенного чуда" Абдулов снялся у Захарова в картинах "Тот самый Мюнхгаузен" (1979), "Дом, который построил Свифт" (1983), "Формула любви" (1984), "Убить дракона" (1988).

Параллельно Абдулов снимался у других режиссеров в таких лентах, как "С любимыми не расставайтесь" (1980), "Карнавал" (1981), "Чародеи" (1982), "Ищите женщину" (1982), "Поцелуй" (1983), "Самая обаятельная и привлекательная" (1985), "Сошедшие с небес" (1986), "Храни меня, мой талисман" (1986), "Леди Макбет Мценского уезда" (1989) и других.

Среди кинофильмов последнего десятилетия Абдулов снялся в картинах "Тихие омуты", "Желтый карлик", "NEXT" и "NEXT-2", "О любви", "Ледниковый период", "Мастер и Маргарита", "Капкан" и других. В 2000 году состоялся его режиссерский дебют - он снял художественный фильм "Бременские музыканты и Со" - мюзикл по мотивам известной сказки.

Абдулов избирался секретарем Союза кинематографистов России. В течение нескольких лет он возглавлял Московский международный кинофестиваль. В 1991 году Александр Гаврилович был удостоен звания "Народный артист России". Награжден орденами Почета, "За заслуги перед Отечеством" IV степени. Лауреат премии "Хрустальная Турандот" за лучшую мужскую роль в спектакле "Варвар и еретик".

Имя: Александр Абдулов (Aleksandr Abdulov)

Возраст: 54 года

Место рождения: Тобольск, Тюменская область

Место смерти: Москва

Деятельность: Актер, кинорежиссер

Семейное положение: был женат на Юлии Милославской

Александр Абдулов - биография

Нам, зрителям, кажется невероятным, что актера Александра Абдулова больше нет, ведь мы с ним и не расставались. Он смотрит с экрана телевизора, улыбается, живет. Но для друзей и близких время остановилось. Пустоту, которая образовалась после его смерти, ничем не заполнить.

Абдулова называли гонщиком и безрассудным ковбоем: однажды вскочив в седло, он так и мчался во весь опор. Заканчивая один проект, сразу брался за другой. Он так много успел в своей бурной биографии, но как мало времени судьба отвела ему для жизни... Александр Абдулов навсегда останется в нашей памяти принцем, скачущим на своем коне по дороге на встречу со своим зрителем, навстречу судьбе.

Александр Абдулов - семья, детство и юность

Александр родился в Тобольске 29 мая 1953 года. Вскоре вся большая театральная семья Абдуловых переехала в Фергану. Отец, Гавриил Данилович, был создателем и художественным руководителем первого в Средней Азии Русского Драматического театра. В его честь названа одна из улиц Ферганы. А еще он был «официальным Лениным» в СССР. Играть вождя пролетариата было разрешено лишь трем актерам: Борису Щукину, Рамазу Чхиквадзе и Гавриилу Абдулову. Мама, Людмила Александровна, работала в этом же театре гримером и костюмером.

В 5 лет Саша Абдулов участвовал в спектакле «Кремлевские куранты» и выходил на сцену с отцом. Ездил на гастроли с родителями и прекрасно понимал, что это за труд, видел, как артисты выжимали за кулисами насквозь пропотевшие рубахи.

«Когда мне было лет восемь, учительница спросила, кем мы хотим стать. Дети отвечали - летчиком, врачом, космонавтом. А я сказал - артистом. Учительница расстроилась: как же так, мальчик, ты никем не хочешь быть?»


Из всех школьных предметов Саша любил только физкультуру Вообще в его юношеской жизни были два основных занятия: музыка и спорт. Он любил плавать, играть в футбол, профессионально занимался фехтованием. У Александра никогда не было недостатка в творческих идеях. За эти самые идеи, а особенно за их реализацию, соседи считали его законченным хулиганом. В 13 лет Саша начал курить. Денег на сигареты не было. Выйдет соседка тетя Аня покурить на балкон, «бычок» выбросит... Фильтр в в помаде - долой, а окурочек - по кругу.

Абдулов был предводителем и идейным вдохновителем местной дворовой компании. Мальчишки подкладывали под колеса машин самодельные взрывпакеты. Абдулов собственноручно их готовил - воровал из кабинета химии бертолетову соль. «На дело» отправлялись в гриме, добытом предводителем в театре. Если в школе обнаруживали дохлую кошку в учительской, ищите Сашку Абдулова. Его запирали дома, и это было самым суровым наказанием.

Друзья Саши обожали его маму Людмилу Александровну Считали ее мировой женщиной за «понимание» и любовь к футболу Она была ярой болельщицей московского «Торпедо» и даже принимала в своем доме Эдуарда Стрельцова, когда команда приехала в Фергану играть с местным «Нефтяником». Видимо, от мамы и передалась Александру любовь к этому вида спорта. Он был не только страстным болельщиком, но и игроком футбольной команды театра «Ленком», которая провела не одну славную встречу с соперниками.

Летом 1984-го в Куйбышеве, куда театр приехал на гастроли со спектаклем «Юнона» и «Авось», состоялся матч между «ленкомовцами» и «Крыльями Советов». На городском стадионе в полном составе «зажигал» театральный оркестр. Музыканты активно «подыгрывали» своим: когда мяч угрожал их воротам, играли похоронный марш, а когда артисты атаковали, - бравурные мелодии. В результате победили артисты со счетом 6:5. В награду от клуба им выдали... продуктовые авоськи.

Не удивительно, что в школе все девчонки были влюблены в Сашу Абдулова. Внешность, бесстрашие и привитое отцом уважительное отношение к женщине ставило его выше любого отличника. Несмотря на свой хулиганистый характер, в отношении слабого пола Александр всегда оставался джентльменом. Одноклассницы соперничали за его внимание. Он пел под гитару песни «Битлз», а потом находил в своих карманах записки с признаниями в любви.

В 14 лет в биографии Абдулова состоялась первая любовь: Саша впервые сам влюбился, в одноклассницу Наташу Несмеянову. Симпатия оказалась взаимной. Их отношения продолжались и после школы, когда Саша поступил на факультет физкультуры Ферганского пединститута. Однако через год, на радость родителям, его приняли в ГИТИС. Абдулов уехал в Москву. Вскоре нарядный первокурсник приехал за своей возлюбленной, а та переезжать в Москву категорически отказалась. Это была их последняя встреча.

В родительский дом Абдулов вернулся лишь через 10 лет, когда заболел отец. Истинное состояние дел от младшего сына скрывали - отец лежал в больнице вроде бы на обследовании. В больнице старшие братья Роберт и Володя попросили брата «резко» в палату не входить. «Мы его подготовим», - сказал Роберт. Саша остался в коридоре, но видел все, что происходило внутри палаты. Видел, как отцу стало плохо. Как прибежали медсестры с капельницами. Александр влетел в палату, отец открыл глаза и сказал: «Приехал!» И умер.

В последний путь Гавриила Ааниловича провожала вся Фергана. Поддавшись душевному порыву, Саша положил в гроб семейную фотографию. Священник потом сказал, что этого ни в коем случае нельзя было делать. Теперь череда смертей не прекратится, пока на том свете не окажутся все изображенные на снимке. Можно по-разному относиться к этим словам, но через два месяца трагически погиб Володя Абдулов. Отец умер в день рождения Володи - 24 февраля. Именинник тогда горько заметил: «У меня теперь никогда не будет дня рождения! Этот праздник для меня кончился».

Никто не подозревал, что эти слова окажутся пророческими. В конце апреля Людмила Александровна, не дождавшись сына дома, пошла ему навстречу и нашла мертвым напротив входа в театр. Только закончился спектакль, мимо шли люди - думали, пьяный. Милиция предположила, что Володю до смерти избили в уличной драке. После гибели брата родной город стал для Александра Абдулова словно чужим. Он перевез маму к себе в Москву и только однажды принял приглашение навестить родину и выступить перед зрителями - почти тридцать лет спустя, накануне своего юбилея. ..

Александр Абдулов - дебют в кино

В ГИТИСе Александр с упоением осваивал навыки будущей профессии. Дебют в кино для него начался в «предбаннике» института. Именно там началась актерская биография Абдулова. Собирались прогуливавшие лекции студенты. К Александру подскочила девушка, как потом выяснилось, ассистент режиссера, и набросилась с вопросами: «Как зовут?», «Какой курс?», «В кино хочешь сниматься?» Абдулов промямлил что-то невразумительное. «Значит, будешь!» - сказала незнакомка и испарилась. Саша воспринял эпизод как шутку, розыгрыш, а спустя неделю получил телеграмму об утверждении на главную роль в фильме Одесской киностудии «Про Витю, про Машу и морскую пехоту».

В отличие от самого фильма, Абдулов запомнился зрителям и режиссерам. Марк Захаров увидел в молодом артисте Александре Абдулове своего «лейтенанта Плужникова» и пригласил его в 1974 году в Театр им. Ленинского комсомола на главную роль в спектакле по повести Бориса Васильева «В списках не значился». За эту роль Абдулов был удостоен премии «Театральная весна». С тех пор «Ленком» стал для Абдулова домом. Если его вызывали на репетицию, давали новую роль, он бежал в театр, забыв обо всем: о доме, о женщинах, о друзьях, даже о кино.

Александр Абдулов - личная жизнь: Обет безбрачия

В середине 70-х произошла встреча, благодаря которой в СССР появилась самая красивая пара: Абдулов - Алферова. Фотографии Александра и Ирины украшали обложки журналов и стены квартир. Алферова влюбилась в Абдулова с первого взгляда, едва перешагнув порог «Лейкома». Увидела его на сцене в спектакле «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Позже актриса призналась, что влюбилась сначала не в самого Абдулова, а в его руку, скользящую по телу партнерши... Оказалось, что Саша талантлив не только на сцене, но и в отношениях.


Ирину сразила его способность удивлять, дарить мечту, предвосхищать желания. Они обвенчались. Вместе с Ириной они воспитывали очаровательную девочку Ксению, дочку Алферовой от первого мужа. И по сей день Ксения Алферова считает Александра Гавриловича своим отцом. Расставание этой пары переживала вся страна. Красивая сказка, которую к тому же «раскрашивали» журналисты, увы, закончилась. Александр тяжело переживал разрыв с Ириной и отдушину находил в творчестве.

Театр, кино, гастрольные поездки захватили все его жизненное пространство. Уже спустя много лет после развода с Ириной Александр принципиально не поставил печать в паспорте, удостоверяющую их развод. Возможно, поэтому так и не дошел до загса со своей гражданской женой, молодой балериной Галиной Лобановой, с которой прожил восемь лет. При расставании Абдулов повел себя по-мужски - оставил Галине все, что имел: машину и квартиру в Москве.

Обет безбрачия Александр нарушил только ради Юлии Милославской, которая в марте 2007-го родила ему дочь Женечку. Теперь все изменилось. Абдулов хотел, чтобы отныне семья была рядом даже на съемках. Им не суждено было прожить вместе долгие годы. Но Юлия была рядом с мужем до последней минуты.


Александр Абдулов: Нездоровая популярность

В 1978 году в биографии Александра Абдулова случилось «Обыкновенное чудо», изменившее всю его дальнейшую судьбу. Грустная и смешная, эта философская сказка в изложении Марка Захарова зажгла новую мегазвезду. После премьеры Абдулов проснулся знаменитым на всю страну. В скобках заметим, что Госпремия «сорвалась с крючка» со странной формулировкой «За нездоровую популярность» ...

Он был неподражаем. Во всем: в таланте, в любви, в бешеном азарте, в везении и в жажде риска. Марк Захаров: «Абдулов уговаривал меня разрешить ему прыгнуть с четырехметрового забора без дублера. Второй режиссер, человек более опытный, сказал, что нужно сделать специальную яму, смягчающую удар о землю. Я отнесся к этому легкомысленно. В результате Александр Гаврилович сиганул и повредил себе ногу. Я очень сожалел, что уступил ему».

Другой пример: на гастролях в Париже он однажды пошутил так, что эта шутка только чудом не обернулась серьезными последствиями. Абдулов всего лишь спросил у прикрепленных к группе артистов «искусствоведов в штатском»: «Не подскажете ли, как спросить на французском «я прошу политического убежища»? Один сквозь зубы процедил: «Я тебе дома переведу»...

А казино! Абдулов был одержим рулеткой, игрой. Когда в Москве открылось первое казино, там ежедневно стала собираться одна и та же компания. «Это были абсолютно сумасшедшие люди, - вспоминал Абдулов. - Я не был исключением. Мой случай был просто клиническим, каждый день ходил в казино как на работу. Было время, когда мне казалось, что карту я вижу насквозь. А однажды наступил момент, когда я понял, что еще секунда, и тумблер сработает, у меня просто съедет крыша. С этой иглы я соскочил сам.

Хотя признаюсь: еще чуть-чуть, и я бросил бы театр, продал квартиру, машину - все бы проиграл. Однажды я выиграл 62 тысячи долларов. И 30 тысяч выигрывал... А один раз проиграл весь свой гонорар. Причем за итальянскую картину. Уже после проигрыша поинтересовался, какое сегодня число. Оказалось - 13-е, пятница. В этот день из дома-то выходить было нельзя. Бес попутал...» То были неистовые времена. Заканчивались ночи в казино, как правило, скандалами и вызовом милиции. Абдулов много зарабатывал и готов был тратить деньги на удовольствия... Возможно, таким образом актер сбрасывал эмоциональное напряжение, переключался, заряжался энергией.

Ведь у бешеной популярности и успеха всегда есть обратная сторона медали: зависть, сплетни, вмешательство в личную жизнь. Однажды поклонница, ожидавшая своего кумира на служебном выходе из «Ленкома», плеснула в Абдулова серной кислотой с криком: «Не доставайся же ты никому!» Он опередил движение руки обезумевшей девушки на какую-то секунду и пригнулся. Как говорится, повезло. Судьба вообще хранила своего избранника. Берегла от смерти много раз.

Однажды Абдулов, словно предчувствуя что-то, не сел в самолет, летевший в Ленинград, который разбился на взлете. Этот билет хранится в его доме в рамочке. «Судьба мне дарит фантастические вещи. Она доводит меня до определенного момента и говорит: здесь чуть правее, дерево обойди. А я не вижу дерева... Иду дальше, а она мне опять шепчет: здесь левее возьми, не надо прямо - там стена, не стоит ее лбом прошибать. А я не вижу стену...

Сейчас я уже знаю, что все, что случается в моей жизни, случается не зря. Притом я убежден, что судьбу надо «готовить», воспитывая в себе качества, за которые она потом будет оберегать тебя» (из книги Александра Абдулова «Хочу остаться легендой»). Но, видимо, Александр Гаврилович лимит везения исчерпал.

Александр Абдулов - болезнь и смерть

В конце августа 2007 года актер был прооперирован по поводу прободной язвы, затем реанимация, Московский кардиоцентр имени Бакулева и наконец Израиль, где прозвучал приговор: четвертая, неизлечимая, стадия рака легких. 3 января 2008 года новогодние праздники были омрачены печальной новостью: умер Александр Абдулов...

Силами «Антрепризы Александра Абдулова» и театра «Ленком» был отреставрирован и передан Русской православной церкви храм Рождества Богородицы в Путниках. Именно в этом храме прошло отпевание актера.

Да, он многое успел. Все, за что брался этот талантливый человек, он делал виртуозно. Создавал ли новый образ, любил ли женщин, или... готовил узбекский плов. Он отдавал себя полностью и без остатка. Подобно героям вестернов, АлександрАбдулов всегда видел цель и не видел препятствий. Он ушел на пятьдесят пятом году жизни, оставив нам возможность с ним не расставаться...


По словам друзей, ближе всего к Александру Абдулову был образ странствующего рыцаря Ланцелота из фильма-притчи Марка Захарова «Убить дракона». «Рыцарь всегда на распутье дорог. Рыцари никогда ничего не делают потихонечку, они все делают открыто и честно. А это никому не нравится, кроме Дракона. Конечно, ведь открытый человек - отличная мишень»... Абдулов мечтал сыграть короля Лира и Дон Кихота. Этим мечтам не суждено было сбыться. Но его дочь подрастет и увидит папу на экране - рыцаря, красавца, настоящего мужчину, единственного в своем роде...