Мощи святой нины в грузии. Святая равноапостольная нина, просветительница грузии. Что там можно посмотреть

Недалеко от Сигнахи, в живописной местности с видом на Алазанскую долину и, если повезёт, заснеженные вершины Кавказского хребта расположился монастырь Бодбе. Святая равноапостольная Нина грузинская, одна из самых почитаемых в Грузии, нашла здесь своё последнее пристанище.

Из Тбилиси в Бодбе прямой маршрутки нет. Первый вариант – не о чём не думать и прибегнуть к помощи турфирм Тбилиси, второй вариант – договориться с такси и третий вариант, самый бюджетный – на маршрутке до Сигнахи.
Если нужно попасть в монастырь самостоятельно, то нужно сесть на маршрутку до Сигнахи и попросить водителя, чтобы он остановил перед поворотом на монастырь. От поворота до монастыря пешком около 1,5 километра. Обратно в Тбилиси нужно либо дойти до этого же поворота и ждать маршрутку или дойти до площади Ираклия II в Сигнахи (около трёх километров), где останавливаются те же маршрутки. Поездку в Бодбе можно и нужно совместить с осмотром замечательного городка Сигнахи. Расстояние от Тбилиси до Бодбе около 110 километров, время в пути около двух часов.

Дорогу от Сигнахи к монастырю Бодбе можно спросить у жителей или, если вы ориентируетесь в названиях, от площади Ираклия II идти по улице Бараташвили по направлению на Тбилиси.

С дороги открываются превосходные виды на Сигнахи и Алазанскую долину.

По пути нам встретились цветы огромных размеров.

Они росли рядом с домом, откуда к нам вышла женщина и пригласила посмотреть её цветы.

Проходим мимо заправочной станции.

И практически сразу после неё поворот налево к монастырю Бодбе.

Монастырь Бодбе.

Монастырь Бодбе сейчас действующий женский монастырь и попасть в него можно только до 19-00 и не во все помещения. Бодбийский монастырь святой Нины одна из главных святынь православных христиан Грузии и паломников здесь много.

В основном все приезжают на своих машинах, для парковки которых перед монастырём выделено большое место.

Рядом с парковкой уже несколько лет работает трапезная “Пилигрим”, где можно отдохнуть и поесть национальные блюда.

Вся еда готовиться по рецептам монахинь, а доходы, получаемые с трапезной, идут полностью на восстановление монастыря.

Поэтому покупая что-то, будь то кусочек хачапури или чашечка кофе, вы вносите свою лепту в это достойное дело.

Мы тоже внесли свой вклад в реставрацию и строительство монастыря, не исключая, конечно, и собственной выгоды вкусно покушать.

Пора ознакомиться с постройками монастыря Бодбе.

Главная достопримечательность Бодбе это Храм святого Георгия IX века с могилой святой Нины IV века.

Внутри храма, кроме могилы святой Нины, достойны внимания мироточивая икона Иверской Божией Матери и могила 1803 года генерала Василия Гулякова, разбившего войско дагестанцев у реке Иори. Фотографировать в храме, к сожалению, нельзя. Поэтому ограничусь фото территории монастыря Бодбе и попутно скажу несколько слов о человеке, которому монастырь обязан своим основанием.

Святая Нина.

Святая равноапостольная Нина родилась в богатой и знатной семье на территории Каппадокии (современная Турция) в конце III века. Родители её были римский полководец Завулон и сестра Патриарха Иерусалима Сосанна.

Когда Нине исполнилось 12 лет, её семья отправилась из Каппадокии в Иерусалим. Отец уединился в Иорданской пустыне, а мать стала помогать своему брату ухаживать за нищими. Нину отдали на воспитание прислужнице Гроба Господня Саре.

От Сары Нина узнала, что Риза Господня была перенесена из Иерусалима в Мцхету. Как Риза Господня попала в Грузию эта уже другая история, к которой вернёмся при рассказе о Мцхета.

В 14 лет к Нине во сне явилась Пресвятая Богородица и объявила о том, что на Нину возложена святая миссия найти Ризу Господню и проповедовать Истинную Веру в Иверии (современная Грузия).

Иверия считается первым уделом Богородицы или проще землёй под её особым покровительством. Именно Богородице, после распятия Христа, по жребию нужно было отправиться в Иверию для проповеди Евангелия.

Богородица вручила Нине крест из виноградной лозы (хранится сейчас в Тбилиси, в Сионском соборе) и благословила её на апостольский подвиг.

И вот в возрасте 23 лет Нина и ещё несколько православных девушек начали свой путь в Иверию.

Путь лежал через Армению, где местному царю понравилась одна из девушек и он захотел оставить её. Но она отказалась и в гневе царь убил всех, спаслась волей Богородицы, только одна Нина.

В Грузии молитвами святой Нины исцелились от болезни царица Нана, царь Мириан и был найден Хитон Господень. Вскоре в водах реки Арагви во Мцхета уже весь народ Иверии принимал крещение.

Умерла Святая Нина в селе Бодбе. Царь Мириан хотел перенести мощи святой к Хитону во Мцхету, но даже двести человек не смогли сдвинуть с места её усыпальницу. Тогда над могилой святой Нины царь велел построить храм, который до наших дней не сохранился, и основать около могилы монастырь.

История Бодбе.

С тех пор на долю монастыря Бодбе, как и Грузии, выпало много разных событий. Здесь и монголо-татарское нашествие, и арабское вторжение, сильное землетрясение XIV века, вхождение Грузии в состав России в 1801 году (в наследие от России, кстати, досталась построенная рядом колокольня)

и закрытие монастыря Бодбе в 1926 году большевиками (у входа в храм могила последней настоятельницы монастыря того времени игуменьи Нины).

Но за всё это нелёгкое для Грузии время, могила Святой Нины, как особо почитаемое место, со времени захоронения не была ни кем тронута.

На территории Бодбе находится ещё один храм и, по первому впечатлению, очень старый и главный. На самом деле, строительство Храма Святой Нины (так его назвали) началось в 2010 и сейчас его достраивают, проводят внутренние и наружные работы.

Разорённый советской властью, монастырь Бодбе в наше время обрёл новую жизнь. С 1991 года идёт возрождение святыни. Сейчас в Бодбе живут около 30 монашек, которые трудятся в обители.

Источник Святой Нины.

У Бодбе есть свой целительный источник. Говорят, что до советской власти он находился в самом монастыре, но с её приходом иссяк. Забил источник снова живительной влагой только в 90-е годы у подножия горы, где находиться монастырь. Спуск вниз в центре монастыря Бодбе прямиком приведёт к источнику святой Нины.

Идти от Бодбе до источника достаточно далеко, около двух километров и если туда спускаться достаточно легко, то подниматься сами понимаете. Кому крутой подъём обратно будет в тягость, есть ещё автомобильная дорога до источника. Она более пологая, но более длинная. На крайний случай, у родника всегда дежурят таксисты, можно воспользоваться их услугами.

Сам источник находится в кирпичном здании, куда по очереди пускают мужчин и женщин. Для прохождения омовения нужно не забыть взять с собой хитон (рубашку) или приобрести его (отличный сувенир на память) на входе в источник. Перед входом надо снять обувь. Вода в источнике очень холодная, бодрое расположение духа на ближайшие несколько часов вам обеспечено.

По одной и той же дороге ходить не в наших привычках. После зарядки бодрости в источнике, обратно в Сигнахи мы решили вернуться пешком по автомобильной дороге и нисколько не пожалели. Ведь по пути было столько интересного: и стадо коров, и цветение граната, и многого другого.

Бодбийский монастырь , на самом деле, именуется монастырём святой Нины и, как понятно из названия, находится в грузинском селе Бодбе, что расположилось всего в 2-х км от Сигнахи в Кахетии. Это очень красивое место, занимающее огромную площадь, на которой разбиты цветники, ухоженные лужайки, церковные постройки, подсобное хозяйство, виноградники, целебный источник и конечно же останки просветительницы Грузии святой равноапостольной Нины.

Этот монастырь является очень знаковой святыней в православном мире, поэтому паломники приезжают сюда со всего мира, особенно 14 января, когда здесь отмечается храмовый праздник. Монастырь Бодбе, парящий над Алазанской долиной, будет интересно посетить и обычным людям: посмотреть на величественные здания, побродить по красивейшим аллеям и полюбоваться на хребты кавказских гор.

Немного истории и легенд

Жизнь Нины

Стоит упомянуть, что Нина была родом не из Грузии, а её отец был знатным римским полководцем, который был женат на сестре иерусалимского Патриарха, и являлась единственным ребёнком своих родителей. Когда ей исполнилось 12 лет, её родители раздали все свои богатства и имущество нищим и двинулись в путь, который привёл их в Иорданскую пустыню, где и уединился отец, а мать стала помогать сирым да убогим. В итоге родной дядя отдал её на воспитание доброй христианке из Вифлеема.

Спустя 2 года, Нине было ведение, в котором Пресвятая Богородица благословила её на распространение христианства на территории Грузии. Так она и попала в село Бодбе, где на горе разбила свою палатку и жила в ней, неся свою веру человечеству, параллельно помогая людям излечивая их от различных недугов. Среди её спасённых была и царица Нана, которая уверовала вместе со своим мужем Мирианом, что и послужило тому, что грузинский народ вскоре принял христианство в реке Арагви у Мцхеты.

Из всего этого следует, что христианство в Грузии существует где-то с 326 года, а крещение Руси произошло лишь через 662 года - в 988. Поэтому не удивляйтесь, что грузинский народ столь сильно предан своей вере, что даже любой таксист незаметно перекрестится проезжая мимо малюсенькой церквушки.

После этого знаменательного события, св. Нина вернулась в Бодбе, где, спустя непродолжительное время, и умерла. И хотя её похоронили там же, царь Мириан решил перевезти её мощи в древнюю столицу Грузии - Мцхету. По одним данным пара волов, а по другим 200 человек не смогли сдвинуть с места карету с её телом. В итоге от транспортировки из Бодбе отказались и захоронили её на том месте, где стояла её палатка, а перед своей смертью, царь Мириан, наказал жене, кабы она половину казны отдала на возведение храма над могилой святой - к сожалению, он не сохранился до наших дней.

История монастыря

По древним записям удалось установить, что после кончины святой Нино, в начале IV века, над её могилой в Бодбе был воздвигнут храм, а рядом появился монастырь - его постоянно достраивали и расширяли приходящие на смену друг другу цари.

К этому месту крайне почтительно относились не только грузины, но и даже татаро-манголы, которые грабили и разрушали всё на своём пути, но не тронули усыпальницу, в отличии от храма, который серьёзно пострадал от их набега.

Монастырь святой Нины в XV веке становится настолько популярным и значимым местом, что в нём начинают короновать кахетинских царей.

В XVII веке персидский шах Аббаса I разоряет Бодбе, а кахетинский царь Теймураз I восстанавливает монастырь и открывает там духовную семинарию, хранящую в себе одно из самых больших в стране собраний книг на религиозную тематику.

С XVIII века обитель перепрофилируется в мужской монастырь, с большим количеством монахов.

После 1811 года Бодбийская епархия была упразднена указом из Российской Империи и монастырь пришёл в упадок. У него забрали большинство земель, перевели на гособеспечение, а присматривать за ним осталось всего несколько монахов. Не смотря на все эти трудности, в это время над реставрацией усыпальницы и комплекса в целом, трудится известный иконописец и аэрограф, Михаил Сабинин.

В 1889 году, Российский Император Александр III, посещает Сигнахи и настолько восхищается здешней природой, что повелевает открыть в Бодбе женский монастырь. Буквально сразу же приступили к его реставрации и восстановлению, возвратили отобранные земли, открыли школу живописи и рукоделия, а первыми монахинями стали 12 женщин из различных регионов Российской Империи.

Жизнь кипела и бурлила, количество сестёр достигло 300 и всё шло хорошо, пока в 1924 году не пришли большевики и полностью не разорили монастырь, превратив его в больницу. Лишь в 1991 году нашлись силы и средства для начала восстановления и возрождения Бодбийского монастыря.

Что там можно посмотреть?

Приехав на стоянку у главных ворот, можно беспрепятственно заходить на территорию монастыря или перекусить в трапезной "Пилигрим" у парковки.

Внутри вы сразу попадаете в довольно красивый и ухоженный парк с высокими кипарисами, мощёнными дорожками, каменными стенами и вьющимся по ним плющом.

В центре всего этого скромно стоит кафедральный собор во имя святого Георгия, вход туда свободный, только фотографировать запрещено. Его архитектура слегка непривычна для среднестатистического русского человека, т.к. на нём нету куполов, хотя в XIX веке надстроили один по приказу из России, но при советской власти его разобрали. А вот внутри храм уже не так скромен, как снаружи - чувствуется отпечаток русской православной церкви. Но чему тут можно удивляться, если учесть, что его возвели в период IX-XI вв., а потом несколько раз перестраивали, реконструировали и восстанавливали, что не мешает ему быть центром Сигнахской епархии.

Национальная грузинская святыня - усыпальница св.Нины, расположена справа от алтаря. Есть поверье, что она исцеляет душевные и телесные недуги. Ежедневно на её могиле проводится богослужение за мир и благополучие Грузии и всего Православного мира.

Рядом возвышается колокольня XIX в. в три этажа - она не является классическим представителем грузинской церковной архитектуры, хотя и гармонирует с окружающими постройками.

Из парка можно попасть непосредственно на территорию самого Бодбийского монастыря, но все калитки прикрыты и на них висят таблички, что туда вход воспрещён - не стоит забывать, что это женская обитель.

Направляемся в левую сторону, к церковной лавке со стеклянной стеной, где можно приобрести всякое разное и это не только несколько видов свечей. Сразу за ней обзорная площадка.

Слева от обзорной площадки, хозяйственные постройки с коровами и другими животными, которых охраняет огромный добрый пёс с очень длинной цепью. Не думаю, что туда стоит пробовать пройти, хотя запрещающих знаков замечено не было.

А с правой стороны возвышается во всей своей красе храм святой Нины. Подходя к нему так сразу и не скажешь, но это типичный новодел, правда построенный с умом. Облицовка кирпича не даёт определить возраст здания - всё подобрано правильно и гармонирует с соседними, более древними строениями.

С обзорной площадки хорошо видны окружающие холмы и находящаяся где-то там далеко, Алазанская долина.

Источник Святой Нины

Насладившись красотой открывающегося вида, осмотрев ухоженные цветники, лужайки и виноградные лозы, пора начинать спускаться к целебному источнику святой Нино. Ради того, чтобы набрать там воды, люди приезжают из далека.

Туда можно добраться двумя способами: пешком через лес и на машине/пешком по объездной дороге.

Пешком предстоит спуститься по лестнице, которая проложена сквозь лес и вьётся змейкой на протяжении 3-х км, и имеет около 320 ступеней различной ширины. По пути очень часто встречаются скамейки для отдыха.

Людям с проблемным здоровьем или с больными ногами лучше воздержаться от спуска и подъёма по этому маршруту.

Все ступеньки делались вручную, поэтому имеют абсолютно разную ширину, что не позволяет войти в ритм и спускаться на легке, например, одна ступень может быть 20 см шириной, а вторая 1,5 метра.

В шлёпанцах, сланцах и другой обуви, непрочно сидящей на ноге, спускаться крайне неудобно - лучше разуться и идти босиком.

Второй маршрут, по автомобильной дороге, более лёгкий, но и более длинный - раза в 2. Зато можно доехать на своём авто или с таксистами, которые обычно дежурят, как на стоянке у монастыря, так и возле источника.

Спустившись наконец-то вниз и выйдя на ровную поверхность, из-за листвы начинают виднеться два кирпичных здания.

Правое, по-видимому, принадлежит смотрителю, а левое - храм Завулона и Сосаны (родителей Нины), построенный в 1990-х гг. Прямо под ним, с другой стороны, находится купель и целебный источник.

Что бы пройти омовение, нужно иметь при себе рубашку или хитон, если таковой не окажется, то можно купить на входе. Сама процедура бесплатная. Мужчин и женщин пускают попеременно. Вода очень холодная - зато взбодрит на обратный путь.

Днём там бывают небольшие очереди, кран у источника один, а некоторые люди пытаются набрать воды в целую кучу бутылок. Рекомендую приезжать туда ближе к концу дня с 16.00-18.00 - народа практически не будет.

Мой отзыв туриста

Видно, что монастырь Бодбе прошёл очень большой путь восстановления и сейчас в нём приятно находиться. Вся территория досмотрена и ухожена, здания стоят крепкие и не разваливаются, а самое главное - всё это не выглядит дешёвым новоделом, который был нужен только для того, чтобы освоить выделенные государством деньги, видно, что делали в первую очередь для себя, а значит добротно и по уму.

Мне с женой там понравилось, все эти выстриженные газоны, пихты, отсутствие кича - всё это очень контрастировало с "домашними" храмами. Можно было спокойно гулять по дорожкам, и никакая бабка при храме не будет шикать в твою сторону или смотреть исподлобья потому, что ты не купил свечку. Там много действительно молоденьких послушниц и они не прячутся от туристов, ведут себя абсолютно спокойно и дружелюбно.

Я бы с удовольствием сюда вернулся, чтобы посмотреть, как будет выглядеть готовый ансамбль, когда будет полностью закончен храм св. Нино.

Полезная информация

  • GPS координаты для Навитела: N 41°36"23", E 45°55"58"
  • Координаты для ЯндексКарт и ГуглМэпса: 41.606302, 45.932683
  • Координаты целебного источника: N 41°36"33", E 45°56"14"
  • Вход бесплатный.
  • Режим работы: с 10:00 до 19:00.

Как доехать и добраться

Коль вы собрались в Бодбе, то лучше это сделать в купе с и Алазанской долине в принципе. По времени она занимает весь день, включает дегустацию вин, чачи, посещение всяких интересных мест и заслужено является одной из самых популярных экскурсий из Тбилиси. Только советую бронировать экскурсионные туры заранее, а то в сезон быстро разбирают самые дешёвые предложения с хорошими гидами.

Если ехать самостоятельно, то покупаете билет на маршрутку Тбилиси-Сигнаги за 6 лари, отправляющуюся от метро Самгори, и просите водителя остановить у поворота на Бодбе. Дело в том, что этот поворот очень крутой и его элементарно проскочить, если это случится, то придётся топать ~2 км в обратную сторону. Зато пешком вы вряд ли пропустите указатель.
Расписание маршрутки:

  • Тбилиси-Сигнахи 9-00, 11-00, 13-00, 15-00, 17-00, 18-00.
  • Сигнахи-Тбилиси 7-00, 9-00, 11-00, 13-00, 16-00, 18-00.

На машине всё также, как и с маршруткой. Учитывайте, что от Тбилиси до Сигнахи расстояние 110 км, на которые уйдёт 2-2,5 часа времени в одну сторону. Поэтому выезжайте пораньше, а то не успеете всё осмотреть, т.к. ворота закроют, и никто не сможет пройти.

Если всё сделать вовремя, то на всё про всё хватит одного дня.

Бодбийский монастырь святой равноапостольной Нины

Имя святой равноапостольной Нины в сознании многих людей прочно ассоциируется с Грузией. В восточной части страны – Кахетии – в двух километрах от города Сигнахи, над Алазанской долиной, находится Бодбийский монастырь. Он был основан в IV веке после преставления подвижницы на месте, избранном ею как последнее свое пристанище. И сегодня здесь, в возрождающейся православной обители, в конце XIX века преобразованной в женскую, сестры с радостью встречают паломников и гостей, чтобы рассказать им об апостольских трудах великой святой и вместе с ними помолиться над ее гробницей. Мощи той, которая принесла в древнюю Иверию свет евангельской истины, хранятся под спудом...

Каппадокия – Иерусалим – Иверия: свершилось чудо Божие!

Находящаяся на территории современной Турции Каппадокия поражает своим необычным природным ландшафтом. Каменные столбы «со шляпками», конусовидные скалы, пещеры причудливой формы – всё это образовалось в результате сильных вулканических извержений и последующей коррозии, выветривания. Но на человека верующего, у которого чтение житийной литературы и церковных преданий является таким же излюбленным занятием, как и у его благочестивых предков, более сильное впечатление производит другое. В эпоху раннего христианства первые христиане стали тут строить огромные подземные города, соединенные туннелями, чтобы защитить себя от набегов сарацинов и религиозных гонений. Они вырубали в мягких скальных породах храмы и украшали их расписными фресками, часть которых можно увидеть и сегодня. В III веке Каппадокия стала одним из основных центров христианства, в IV веке здесь уже появились монашеские общины. А скольких великих святых дала эта земля, пропитанная христианским духом! В Каппадокии родились святители Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов. Святой великомученик Георгий Победоносец и святая равноапостольная Нина (которая, как гласит древнее предание, приходилась ему двоюродной сестрой) тоже родом отсюда. Все они были земляками.

.

Из уст святой Нины народы Грузии узнали о жизни ее великого брата. И первая церковь в честь Георгия Победоносца была построена в Иверии (так тогда называлась Грузия) на месте погребения святой Нины. В наши дни, по словам сестер Бодбийского монастыря, в Грузии насчитывается 365 храмов в честь Георгия Победоносца. По числу дней в году, чтобы каждый день славить святого: вместе с Пресвятой Богородицей он считается Небесным покровителем этой страны. Жития угодников Божиих подтверждают: у Господа всегда есть ясный четкий план, касающийся Его избранников, и называется он Промыслом Божиим. Нине было 12 лет, когда ее родители – Завулон, известный как храбрый полководец, и Сосанна (Сусанна), сестра Иерусалимского Патриарха Ювеналия, – вместе с единственной своей дочерью отправились в Иерусалим, продав имение. Промыслительно было отцу девочки, почувствовавшему в душе неодолимое тяготение к пустыннической жизни, взять благословение у Патриарха и уйти к отшельникам за Иордан. А мать Нины была поставлена Патриархом (который приходился ей братом) в диакониссы при Храме Гроба Господня, чтобы служить нищим и немощным женщинам. Дочь она отдала в обучение и для услужения мудрой старице Ниафоре, которая замечательно знала Ветхий и Новый Заветы и немало слышала от иерусалимских священников о жизни Иисуса Христа на земле и о чудесах, совершавшихся Им. И когда Нина узнала о бесшовном хитоне Иисуса Христа, сотканном Пречистой Его Матерью и после распятия Ее Божественного Сына увезенном иверским раввином в далекий город Мцхету, то заветной мечтой отроковицы стало увидеть священную одежду Спасителя. Эта мечта явилась сильным импульсом для ее светлых мыслей и дальнейших решительных действий. Еще старица сообщила Нине две важные вещи: Иверия – первый удел Божией Матери, доставшийся Ей по жребию, который Она тянула вместе с апостолами, чтобы узнать, в каких странах им предстоит проповедовать веру во Христа. Апостолы отправились в путь. А Пречистой вскоре явился Ангел и сказал, чтобы Она оставалась на месте, потому что удел, назначенный Ей, просветится светом благочестия в угодное Господу время. Но к моменту встречи и сокровенных бесед старицы со отроковицей время еще не настало – Иверия находилась во мраке язычества... В житии святой равноапостольной Нины – великая концентрация судьбоносных событий, «исходной точкой» которых было явление Пречистой Девы Марии в тонком сне. Матерь Божия благословила Нину идти в страну Иверийскую, благовествовать там Евангелие Господа Иисуса Христа. А в руках у будущей богопроповедницы остался зримый осязаемый подарок – крест, сплетенный из виноградной лозы. В памяти – слова Богородицы, что этот крест будет ей щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов.


Смертельно опасное путешествие в далекий край; сильная буря во время празднества язычников и низвержение с высокой горы идолов, которым поклонялись грузинский царь Мириан и его народ; исцеление от тяжкого недуга святой Ниной царицы Наны, ставшей после этого ревностной христианкой; исцеление и поистине духовное прозрение ее супруга царя Мириана, замышлявшего по наущению язычников подвергнуть Нину жестоким мучениям; последовавшая вскоре просьба царя Мириана к византийскому императору Константину Великому прислать священников для Крещения народов Иверии, прежде веривших в языческих богов, – всё это надо читать, впитывать, испытывая чувство великой благодарности и признательности той, которая, уже будучи на смертном одре, откликнулась на просьбу своих учениц рассказать о своем жизненном пути. И Саломия Уджармская, невестка царя Мириана, записала всё под диктовку.

Прочная связь с Россией

В 326 году христианство окончательно утвердилось в Иверии. Царя Мириана III стали почитать как первого христианского царя Грузии и позже прославили в лике равноапостольного святого. Много всего – и созидательного, цементирующего фундамент веры, и разрушительного, испепеляющего людские души, – произошло за минувшие века. Но если мы обратимся ко времени, более близкому к нам, то важно вспомнить посещение Бодбийского монастыря русским императором Александром III и его указ возобновить пришедшую в запустение обитель, но уже в новом качестве – как женскую. Первые насельницы приехали сюда из России.


Позже, в 1906 году, по указу императора Николая II обители было присвоено звание первоклассного монастыря. А имена двух его настоятельниц – игумении Ювеналии (Ловенецкой) и ее духовной дочери схиигумении Фамари (Марджанишвили) – образно говоря, золотыми буквами вписаны в историю и Русской, и Грузинской Православных Церквей. Господь судил игумении Ювеналии (Ловенецкой), прибывшей в монастырь во имя Равноапостольной Нины из Москвы, вывести его в число процветающих женских обителей и вернуться домой настоятельницей Богородице-Рождественского женского монастыря. По матери грузинская княжна Тамара (Марджанова) стала ее преемницей по игуменству. Получившая в постриге имя Ювеналия, совсем молоденькая настоятельница продолжила труды своей духовной наставницы по обустройству обители. Вот только пробыть тут Ювеналии-младшей пришлось недолго: последовали угрозы революционеров, появилась опасность для ее жизни. Указом Святейшего Синода она была переведена в Москву. И спустя время по благословению старцев отца Анатолия из Оптиной пустыни и отца Алексия из Зосимовой пустыни игумения княжеских кровей построит в лесу на подмосковной земле Серафимо-Знаменский скит (как сама она его любовно называла – скиточек), в наши дни – место, особо любимое паломниками. Этой обители, разрушенной в годы богоборчества, помогла окрепнуть, встать на ноги и паства московского храма в честь Святого великомученика Георгия Победоносца в Грузинах, члены грузинской диаспоры, живущей в Москве. В возрожденном Серафимо-Знаменском скиту дважды принимали настоятельницу Бодбийского монастыря во имя Святой равноапостольной Нины игумению Феодору (Махвиладзе). Многое постарались сестры показать дорогой гостье из Грузии. В том числе и бесценную книгу-реликвию святителя Игнатия (Брянчанинова) с пометками самой матушки Фамари. Книга была подарена будущей схиигумении Фамари ее духовной наставницей Ювеналией (Ловенецкой) еще в Бодбийском монастыре. В дарственной надписи содержится пожелание полюбить этого автора так же, как полюбила его она.


Настоятельница Серафимо-Знаменского скита игумения Иннокентия (Попова) тоже побывала «с ответным визитом» в Бодбийском монастыре, о чем она поведала в своем интервью , данному порталу «Монастырский вестник» в прошлом году. Один эпизод из той поездки хочется вкратце воспроизвести. В три часа ночи во время молебна у гробницы святой Нины матушка Иннокентия поняла, как сильно она устала, добираясь в монастырь по изнуряющей жаре. Прислонилась к гробнице с мыслью: «Ой, только бы продержаться!» И неожиданно почувствовала, что будто с нее снимают тяжелый груз. Сначала с плеч, затем – с души. И такая легкость появилась! По молитвам к святой Нине она получила духовное подкрепление... Осенью 2016 года сестры Свято-Троицкого Стефано-Махрищского ставропигиального женского монастыря, совершая паломничество по святым местам Грузии, тоже с благоговением поклонились мощам равноапостольной Нины и поделились своей духовной радостью на официальном сайте обители. Огромным утешением для монашествующих и мирян стала канонизация схиигумении Фамари (Марджановой) Священным Синодом Грузинской Православной Церкви. Это произошло 22 декабря 2016 года. То есть за месяц с небольшим до праздника святой равноапостольной Нины, к которому в обеих обителях – грузинской и русской – готовятся с особым подъемом. Игумения Феодора тут же позвонила игумении Иннокентии и сообщила окрыляющую весть.


Икона Богородицы, изрезанная хирургическим скальпелем

Эту волнующую историю рассказала монахиня Бодбийского монастыря мать Мариам (Шония). А услышала она ее от матушек, которые в советское время трудились медсестрами, когда в монастырских стенах размещалась больница (после открытия обители в 1991 году эти шесть матушек, монахини и схимонахини, стали его насельницами). Монахиня Мариам пришла сюда 17-летней девушкой в 1993 году, и вот что она услышала об Иверской иконе Пресвятой Богородицы, привезенной в монастырь в 1905 году со Святой Горы Афон. Находилась святыня в соборе Святого великомученика Георгия, возведенного над местом упокоения равноапостольной Нины. В советской больнице хирург-атеист использовал ее как операционный стол, перевернув ликом вниз. Медсестры говорили ему, что это недопустимо – нельзя так поступать, но врач не обращал никакого внимания на их слова. Ночью женщины заходили в операционную, залезали под стол, чтобы увидеть израненный скальпелем образ Пресвятой Богородицы, и молились. Ночью никто не мешал им молиться. Они горячо просили Господа, Божию Матери и Небесных покровителей поруганной святыни, чтобы канула в лету эпоха безбожия и свет Евангелия, принесенный девой Ниной в Грузию из Иерусалима, снова озарил сердца людей. И дождались богомолицы этого благословенного времени! А изрезанная икона несколько раз мироточила, чему свидетелями стали сестры возрождающегося монастыря. Сегодня к чудотворному образу, который находится в соборе Святого Георгия Победоносца Бодбийской обители, притекает много верующих. Паломники также отмечают ухоженность монастырской территории, где в теплую пору года клумбы, газоны, лужайки предстают перед ними во всей красе. Настоящие произведения современной флористики! И неудивительно: матушка настоятельница в миру была биологом. Она хорошо разбирается в цветах, растениях, очень их любит. Рассказывавшая о монастыре по ее благословению монахиня Мариам сообщила: «Все цветы, которые у нас есть, мы сами выращиваем. Сеем семена поздно осенью в теплицах в маленьких горшках. Потом пересаживаем, делаем пикировку. А ранней весной цветочную рассаду высаживаем в открытый грунт. На это уходит немало сил и времени, а сестер для такой большой обители, в которой когда-то их число доходило до 300, сегодня не так много – 33 вместе с матушкой игуменией. Послушаний у всех хватает, но мы понимаем: дом святой Нины должен быть цветущим оазисом».

Дом святой Нины, или Сегодняшний день монастыря в Бодбе

В монастыре все эти века не было церкви Равноапостольной Нины. Был храм Великомученика Георгия с приделом во имя святой. Сейчас здесь строится собор, где верхний храм будет освящен в честь просветительницы Грузии, а внизу – несколько маленьких храмов. На нижней террасе восстановлен древний источник святой Нины (Ниноцкаро), над которым устроена церковь в честь Святых Завулона и Сусанны, ее родителей. Уже в наши дни на святом источнике произошло немало исцелений. Распорядок жизни Бодбийского монастыря такой: сестры встают в половине пятого утра, а в пять начинается полунощница, затем утреня и после нее – Литургия. На Литургии присутствуют все насельницы. Некоторые после богослужения могут отдохнуть, а другим надо идти в трапезную готовить еду. Поэтому они читают сестринское правило до службы. В половине десятого – трапеза, после которой все вместе моют посуду и в 10.00 расходятся по послушаниям. В 12 часов, в полдень, желающие могут перекусить, выпить чая. В 15.00 сестры служат акафист и молебен у гробницы святой покровительницы обители равноапостольной Нины (или Нино, как ее называют в Грузии с ударением на первый слог). В 15.30 – вторя трапеза, затем все снова идут на послушания. А с половины седьмого до восьми вечера у сестер келейное время. Кто-то отдыхает, кто-то читает правило. В 20.00 начинается вечерняя служба и повечерие. Утром каждый день читается акафист Божией Матери перед чудотворным Ее образом «Иверская». Днем – акафист святой равноапостольной Нине. По средам – акафист святителю Николаю Чудотворцу. По воскресеньям – святому великомученику Георгию. Что касается послушаний, то они, как во многих других монастырях, связаны и с ведением хозяйства, и с просветительской работой. Сестры трудятся в теплицах, на коровнике. И не только сестры. В монастырь приезжают девочки и девушки (начиная с 13-летнего возраста), которые помогают в теплицах, в трапезной. Некоторые из них, по словам монахини Мариам, выросли на глазах сестер, так как бывают здесь по нескольку раз в год во время школьных каникул.


В иконописной мастерской пишутся иконы с золочением. Также сестры занимаются переводами духовной и классической литературы с русского языка на грузинский. К настоящему моменту переведены труд Иосифа Исихаста «Выражение духовного опыта», аллегорическая сказка «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери и «Снежная королева» Ганса Христиана Андерсена – сказка о прекрасной дружбе, любви и вере. Уникальный проект, который сегодня воплощается в жизнь, связан с издательской деятельностью.

Монахиня Рахиль (Буадзе) трудится над древними рукописями, представляющими собой большую музейную ценность. Но для монастыря это, прежде всего, духовная ценность, настоящее духовное сокровище – минеи со службами святым на каждый день года. Мать Рахиль вначале переписывала эти рукописи, взятые из Грузинского национального центра рукописей, затем набирала печатный текст, потом монастырь их издал. Пока только на семь месяцев года. Но дело потихоньку движется... В планах игумении Феодоры – создание сайта, во многом похожего на известный православный портал «Предание.ру», где материалы распределены по разделам. Такое распределение помогает человеку, ищущему смысл человеческой жизни на земле, найти ответы на вопросы, его волнующие. Небесная покровительница монастыря в Бодбе святая равноапостольная Нина была богопроповедницей, приводила людей ко Христу. Вот и сестры, живущие в доме святой Нины, хотят показать путь ко спасению своим современникам, предложив им духовную пищу. Хотят рассказать о молитвенном подвиге и плодах молитвы ярких светильников Православия. Однако для этого им самим следует хорошо знать историю Церкви и понимать духовные законы. Поэтому по приглашению матушки в монастырь приезжал доктор филологических наук Эдишер Челидзе, преподающий в Тбилисской духовной академии догматику. Он известен в Грузии и за ее пределами как авторитетнейший специалист в области богословия. Приезжал сюда ученый-педагог раз в неделю и читал лекции, на которых присутствовали все насельницы обители. Им также запомнились и его замечательные лекции по истории Греции, что вызвало желание выучить греческий язык. Желающие знать иностранные языки учат русский и английский, чтобы рассказывать гостям из-за рубежа о монастыре, а на источнике святой Нины объяснять, как совершать омовение: надеть хитон и трижды с молитвой окунуться в купель. Еще матушка настоятельница ввела в практику такую интересную форму углубленного изучения Библии, как знакомство с толкованиями псалмов. Каждая сестра по послушанию должна прочитать толкования того или иного псалма и познакомить с ними остальных. Занятия проводятся по средам и четвергам. Иногда во время них вспыхивает полемика, и это тоже положительная сторона обучения – желание дойти до истины.


Сегодня национальный состав насельниц в Бодбе таков: все монашествующие – грузинки и одна послушница – украинка. Самой младшей сестре – 22 года. Самой старшей – послушнице-украинке – 93. Правда, последняя всю жизнь прожила в Грузии, работала в мастерской, а когда осталась одна, то ее – это было около десяти лет назад – взяли в монастырь. Рано утром сестры идут в храм, а у нее в келии свет горит. Она все свои силы направляет на молитву. Молитва – это дыхание христианина, это его жизнь, его суть. Духовным подкреплением для сестер становятся визиты Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II и праздничные богослужения, совершаемые епископом Бодбийским Иаковом с сонмом священнослужителей из разных епархий. А также мудрые наставления духовника архимандрита Лазаря (Грдзелишвили), который подвизается в мужском монастыре в честь одного из Тринадцати святых ассирийских отцов Стефана Хирсского и окормляет сестер обители. Согревают душу многих насельниц воспоминания об архимандрите Гаврииле (Ургебадзе), которого называют «большой любовью ХХ века». Преподобноисповедник Гавриил, прославленный в лике святых Грузинской Церковью 20 декабря 2012 года, бывал в Бодбийском женском монастыре, и уже тогда некоторые сестры смотрели на него как на святого. Чувствуя это, он начинал юродствовать, чтобы скрыть духовные дары, данные ему Богом. Матушка Феодора особенно хорошо помнит старца. Тут надо сказать, что в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века ухудшение экономической ситуации и неблагоприятное финансовое положение обострили социальные проблемы внутри Грузии. Преступные группировки, отсутствие электричества и воды, высокие цены, безработица и низкие пенсии, погромы государственных учреждений, нападения на воинские части с целью захвата оружия – вот краткая характеристика тех лет. Да еще грузинско-абхазский конфликт. Матушка Феодора в то время подвизалась в женском монастыре во имя Равноапостольной Нины в Самтавро, а отец Гавриил поселился неподалеку. И, по ее воспоминаниям, не давал сестрам спать по ночам. Звонил, спрашивал: «Как вы можете спать, когда Грузия в крови?» Будил всех на молитву...


Крест равноапостольной Нины из виноградной лозы, на стыке перекладин переплетенный волосами святой, находится в Сионском кафедральном соборе Тбилиси в честь Успения Божией Матери. Святыня помещена в серебряный киот, на его крышке изображены чеканные сюжеты из жития святой Нины. А хитон Господень, снятый со Спасителя перед самым Его распятием, по преданию, хранится под спудом в Мцхетском Патриаршем кафедральном соборе Светицховели (переводится как Животворящий Столп) во имя Двенадцати апостолов. Тысячи и тысячи паломников со всего мира приезжают в Грузию поклониться этим величайшим христианским святыням.

Материал подготовили: Екатерина Орлова, Нина Ставицкая

В материале также представлены снимки из монастырского архива

Святая Нина (по грузински Нино), равноапостольная просветительница Грузии. В Православной Церкви празднуется 27 января, а в католической Церкви 15 декабря .

Родилась, согласно восточно-православной житийной литературе, около 280 года в городе Коластры в Каппадокии; её отец Завулон был родственником великомученику Георгию Победоносцу, мать Сусанна была сестрой Иерусалимского Патриарха .

По преданию, отправилась в Иверию (территория современной Грузии), чтобы найти Хитон Господень . Её воспитательница Нианфора рассказала ей о том, как Хитон Господень был перенесён из Иерусалима во Мцхету. Но главной целью, которую возложила на святую сама Богородица, было просвещение Иверии, так как Иверия (Грузия) - первый удел Божией Матери. Нина захотела отправиться в ту страну, где находится Хитон Господень, чтобы найти гробницу Сидонии, которая была погребена с Хитоном Христа , поклониться Его Хитону и затем посвятить себя проповеди Евангелия жителям Иверии. Господь являлся святой Нине в видениях и благословил её на равноапостольский подвиг, а Дева Мария чудесным образом вручила ей крест из виноградной лозы.

Христианская реликвия, крест, сплетённый из виноградных лоз, который, по преданию, Богородица вручила святой Нине перед тем, как направить её в Грузию.

После смерти святой Нины крест до 458 года хранился в соборе Светицховели в Мцхете . Сегодня этот собор 12 апостолов одно из главных духовных мест Грузии.

В пол вмурованы надгробные плиты - могилы почти исключительно князей Багратион-Мухранских.

Так же в соборе можно увидеть список с древней иконы "Божья матерь Цилканская" Древняя грузинская святыня названа по месту её первоначального нахождения - Цилканскому монастырю. Ныне чтимый древний список (копия) иконы - одна из главных святынь Патриаршего собора Светицховели. Икона - ровесница святой Нины, 4 век..

В южный неф в XIII или XIV веке встроили часовню. Может возникнуть иллюзия, что это нечто древнее, но на самом деле это скорее подражание Храму Воскресения в Иерусалиме.

Собор Светицховели - древнейший православный собор в Грузии, являющийся ее духовным символом. В нем проводились коронации и захоронения царей семьи Багратиони , последний представитель которой умер относительно недавно, не оставив после себя наследников.

Легенда о основании собора очень интересная. В I веке местный раввин Элиоз, ставший свидетелем распятия Иисуса Христа, выкупил у воинов часть Хитона Господня и привез его в Грузию, своей сестре Сидонии. Но как только Сидония прижала Хитон к своей груди, тут же пала замертво. Священное полотно так и не смогли забрать у нее из рук, поэтому похоронили его вместе с Сидонией. На могиле вырос чудесный кедр, которому поклонялись как божеству и считали целебным.
Три столетия спустя святая Нина принесла в Мцхета благую весть о христианстве. По ее просьбе царь Грузии Мириан ІІІ основал церковь на месте, где покоился Хитон. Из священного кедра вырубили семь колонн для деревянного храма. Однако выкорчевать пень не удалось, а из его ствола истекало благовонное миро. Согласно преданию, этот столп творил чудеса по излечению людей, поэтому его назвали светицховели, что в переводе с грузинского означает «Животворящий столп» .

В подтверждение правдивости этой легенды в церкви есть икона изображающая эти события.


Собор очень величественно смотрится снаружи, красив он и внутри. Внутренние стены расписаны фресками, большинство из которых, к сожалению, не сохранились в своем первоначальном состоянии. Многие иконы также были заменены, а оригиналы хранятся в национальных музеях Грузии. Большая фигура Иисуса у алтаря была написана русским художником в XIX веке. Барельефы украшают гроздья винограда, что является особенностью многих храмов Грузии.

Обязательно нужно обратить внимание на каменные купели IV века, в которых крестили королей . К сожалению остатки оригинального животворящего столба увидеть невозможно, так как над ним построена колонна . В правом пределе храма есть колодец, время от времени в нем набирают ведро воды и ставят его рядом. Вода эта считается целебной. И ее может пить каждый желающий.
Еще хочется сказать пару слов о надгробных плитах расположенных в церкви. Служащие церкви их постоянно моют, поэтому внимательно смотрите под ноги - не наступайте из уважения к умершим.

В храме так же находится плащ Ветхозаветного Пророка Илии.

В храме были похоронены католикос Мелхиседек (найдено археологами), царь Вахтанг Горгасал (не знаю, известно ли место) и Ираклий II. После смерти царицы Тамары ее тело некоторое время находилось в Светицховели, потом было захоронено в Гелати.
Этот собор, самая важная часть туристического Мцхета. Храм имеет огромное значение в духовной жизни Грузии, именно здесь исторически назначаются грузинские Патриархи ..

Из Тбилиси сюда ходят маршрутки за 1 лари. Маршрутка делает пару остановок неподалеку от храма. Найти его легко, он виден почти отовсюду.

Перед основными воротами ограды размещается инфоцентр, вокруг массово торгуют сувенирами.

Считается, что на том месте, где сейчас стоит храм, была захоронена Риза Христова , ее привезли из Иерусалима женщины, отправившиеся посмотреть на Иисуса и послушать его проповеди. Поставлен он был в IV веке, но с тех пор неоднократно перестраивался , а его вид на сегодняшний день считался таким красивым, что архитектору Арсакидзе отрубили руку, чтобы он не повторил успеха (руку с чертежными инструментами можно увидеть на левой стене).
Внутри же, среди толпы туристов и молодоженов, приехавших за благословением, стоит разглядеть удивительную икону Христа — если долго на нее смотреть, то кажется, что Христос то закрывает глаза, то открывает их.

После усиления языческих гонений крест был взят иноком Андреем и перенесён в область Тарон, в Армении. Позднее крест в течение около 800 лет укрывали в различных армянских городах и крепостях. В 1239 году грузинская царица Русудан обратилась к монгольскому полководцу Чармагану, захватившему город Ани, где в то время находился крест святой Нины, и попросила вернуть его в Грузию. Чармаган удовлетворил просьбу царицы, и крест вернулся в Светицховели. Во время опасности крест неоднократно укрывали в храме Святой Троицы на горе Казбек или в крепости Ананури.

Троицкая Церковь расположена на высоте 2 170 м у подножья Казбека вдоль Военно-Грузинской дороги в грузинской деревне Гергети на правом берегу Чхери (приток Терека), прямо над посёлком Степанцминда.

Построенная в XIV веке святыня является единственным крестово-купольным храмом в области Хеви. Подле храма сохранилась средневековая колокольня.

Во время нашествия на Тбилиси персов (1795 год) в Гергети укрывали крест святой Нины. В советское время церковь была закрыта, ныне возвращена Грузинской православной церкви. Популярна среди туристов.

В 1749 году грузинский митрополит Роман, отправляясь из Грузии в Россию, тайно взял с собою крест святой Нины и передал его проживавшему в Москве грузинскому царевичу Бакару. С этого времени в течение более 50 лет крест хранился в селе Лыскове, Нижегородской губернии, в имении грузинских князей. В 1801 году князь Георгий Александрович преподнёс крест святой Нины императору Александру I, который повелел вернуть реликвию в Грузию. С 1802 года крест хранится в Тифлисском Сионском кафедральном соборе около северных врат алтаря в киоте, окованном серебром. На верхней крышке киота помещены чеканные миниатюры из жития святой Нины.

Сиони (სიონი) — исторически главный храм Тбилиси и один из двух главных в Грузинской церкви; назван в честь Сионской горы и освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы. Стоит на берегу реки Куры в историческом центре города. До строительства собора Цминда Самеба (2004) здесь находилась кафедра грузинского католикоса. В соборе погребены некоторые иерархи Грузинской церкви, в частности Католикосы-Патриархи Кирион II (канонизирован в 2002 году), Давид V (Девдариани) . В этом соборе города Тбилиси и находится сегодня крест святой Нины. .

Согласно «Житию св. Нины» , в 303 году, спасаясь от преследований римского императора Диоклетиана, святые Нина, Рипсимия , Гаиания и несколько девушек-христианок бежали. Когда они оказались на территории Армении, царь Тиридат получил письмо от Диоклетиана, в котором говорилось о беглянках и о необычной красоте Рипсимии. Царь Армении решил завладеть ею, но получил отказ, за это он приказал изрубить всех дев. Спаслась только святая Нина. И уже в одиночестве она продолжила свой путь в Иверию.

Её проповедь привела ко Христу всю Грузию .

Умерла около 335 года. Мощи покоятся под спудом в женском Бодбийском монастыре, в Кахетии (Грузия) .


Могила Св.Нины

Бодбийский монастырь — монастырь, расположенный в двух км от Сигнахи в Кахетии, Грузия. В нём покоятся мощи просветительницы Грузии святой равноапостольной Нины, умершей там же в 347 году, на 67 году жизни, после 35-летнего апостольского подвижничества. Храмовой праздник отмечается 14 января.

Город Мцхета , в котором жила и молилась святая Нина, является административным центром края Мцхета-Мтианети. Город расположен в нескольких километрах севернее Тбилиси. Население составляет 7 423 человек. Очень милый тихий древний центр Грузии, многонациональный город. К русским отношение братское.

Монастырь Джвари .
"Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь..."
(М.Ю.Лермонтов)


Маленький монастырь пятого века Джвари — первый в стране памятник Всемирного наследия и любимое место для венчаний : с вершины горы, на которой он стоит, открывается невероятный вид на слияние Арагвы и Куры. Романтики добавляет мнение, что именно из Джвари сбежал лермонтовский Мцыри .


Кто посетил это место это место хоть однажды, тот получил духовный заряд на всю жизнь. Это великолепное старинное место. Одно из самых сильных впечатлений в Грузии. Там сильно дует ветер, видно далеко вокруг и на душе очень хорошо. Храм очень закопчён от времени.

Монастырь Самтавро 4 век..

Небольшой монастырь всегда оживлен: во-первых, тут идет реставрация, во-вторых, снуют, ухаживая за садом, монахини, в-третьих, на маленьком кладбище кого-то хоронят, а в-четвертых (и в главных), паломники толпятся у могилы архимандрита Гавриила. Считается, что приложив руки и опустив нательные крестики в землю могилы, можно зарядиться энергией. Памятник архимандриту, к слову, мироточащий. В храме похоронен царь Мириан и его жена Нана - первыми принявшие крещение христианской верой от Святой Нино в 337 году.

Здесь же находятся мощи святого Шио. Почитается как чудотворец в христианстве. По удалении родителей в монастырь, Шио раздал всё своё имение и отправился к преподобному Иоанну , жившему возле Антиохии, в пустыне, и подвизался в течение 20 лет. Он был среди тех двенадцати, которых Иоанн взял с собой в Иверию для утверждения верующих, обращённых святой Ниной. Шио поселился в пещере, в пустыне близ Мцхета Вокруг него вскоре собралось до 25 пустынножителей.


Монастырь Зедазени

Уже одна только дорога до монастыря — испытание веры: лучше брать внедорожник и быть готовым биться на ухабах головой о потолок, обычная легковая даже в сухую погоду не пройдет. Но когда выходишь к полуразрушенной стене, маленькому монастырскому двору с овцами и большому кресту (он, кстати, вечером весь в лампочках — зрелище пробирает до мурашек), про шишку на лбу уже и не помнишь.
Зедазени основал один из тринадцати ассирийских старцев, и, как гласит местная легенда, он открыл целебный источник, который в голодные годы поддерживал обитель.


Шио-Мгвимский монастырь.

Монастырь интересно расположен в окружении гор. В горах видно множество пещер, но сейчас они не используются. В монастыре сохранилось несколько древних интересных фресок. До монастыря ведет довольно жесткая гравийная дорога.

Длинный водопровод, протянутый одним из помощников царицы Тамары из соседнего села еще в XIII веке, почитается здесь не меньше замечательных видов на горные склоны (а монастырь зажат между стенами ущелья) и фресок (самые красивые — в часовне, стоящей поодаль) — как-никак великое человеческое изобретение.

Впрочем, аскетичное и вместе с тем очень крепко сбитое здание самого монастыря тоже вызывает у путешественника не меньшее уважение. Очень своеобразный монастырь, аналогов которому практически нет в Грузии. Также интересны в монастыре многочисленные кельи, вырытые монахами в пещерах окрестных гор.

Сама Мцхета (основан Мцхетосом) — небольшой город, исторический центр которого сконцентрирован вокруг храма Светицховели. Недавно здесь провели масштабную реконструкцию, чтобы сделать город привлекательнее для туристов: старинные улочки замостили булыжником, жителям города построили новые опрятные домики, обнесли все участки одинаковыми заборами, организовали ненавязчивые ларьки с сувенирами и конные экипажи — выглядит немного нарочито, но все равно симпатично.

Древняя столица Иберии еще в первые века была весьма успешным городом, но потом он пришел в упадок, да так и остался — только в XII веке тут вдруг решили построить монастырь, оказавшийся впоследствии тоже заброшенным. Теперь же тут вяло ведутся раскопки с XIX века, и археологи уже откопали фундаменты построек, террасы, кое-какие башни и остатки стен.

Слияние двух мощнейших (и поистине красивых) рек Грузии Агавы и Куры не смогло оставить равнодушным ни грузинских поэтов, ни квартировавшего неподалеку с полком Лермонтова (см. «Немного лет тому назад,/Там, где, сливаяся, шумят,/Обнявшись, будто две сестры,/Струи Арагвы и Куры,/Был монастырь"), и даже с приходом цивилизации в виде автодорог и новостроек не может оставить современного туриста. Смотреть на то, как две бирюзово-лиловые реки сливаются в одну, а у их берегов раскинулся город с башенками храмов, лучше всего с холма у монастыря Джвари.

Сюда можно добраться на такси из Тбилиси. Водители с удовольствием рассказывают о древней столице Грузии как профессиональные гиды))
Дорога к монастырю по серпантину не менее живописна.

Если пройти вниз в сторону слияния рек Арагви и Куры, можно выйти к маленькому древнему но действующему антиохийскому храму, где хорошо отдохнуть от групп туристов: Отличный вид на Джвари, в садике растет виноград.

Ужасно популярное место ресторан Салобио, где вообще-то все вкусно, но гордятся больше всего лобио. "Салобио" растянулся вдоль железной дороги и трассы Мцхета-Тбилиси и напоминает один большой грузинский дом с балконами, на которых за низенькими столиками сидят и обедают друзья-соседи. На огромных подносах приносят хинкали (счет идет не на штуки, а десятки), в горшочках - горячее лобио (в него полагается ломать кукурузные лепешки мчади), на тарелках - маринованный перец, а в кувшинах - домашнее вино.

Город Сигнаги , в котором похоронена святая Нина . Город выглядит очень отполированным. По городу интересно погулять, поизучав архитектуру. Маленький городок в восточной Грузии, на склоне горы, в историческом регионе Кахети . Грузинский город Сигнаги находится в самом сердце Кахетии в 100 км от Тбилиси (2 часа езды). Центр историко-географической области Кизики . Расположен на террасах, соединяющихся извилистыми крутыми улицами.

Здания выстроены в стиле южно-итальянского классицизма с грузинскими элементами. Славится своей одноименной крепостью , входящую в список самых известных и крупных крепостей Грузии. Стены Сигнахской крепости чудесным образом уцелели и сегодня окружают старую часть города и выходят далеко за городские границы. По периметру стен сохранились 28 сторожевых башен, с которых открывается замечательный вид на Алазанскую долину.
В городе есть памятник грузинскому оперному певцу Вано Сараджишвили , уроженцу Сигнахи. Бадбийский монастырь расположен в двух км от Сигнахи.

В Российской империи город именовался Сигнах, город входил в Тифлисскую губернию.

Тихие мощеные улочки, старенькие ярко-синие "москвичи", забитые вереском и хлебом, частые туманы и окружающие горы и холмы сделали Сигнахи любимым туристическим местом и эпицентром свадеб - его даже называют здесь "город любви". Последнее очень кстати придумал эксплуатрировать Саакашвили, понастроив романтических водопадов, ресторанов и гостиниц - как следствие, масса старушек, торгующих чурчхелой ("Это наш грузинский сникерс" - объясняют они на ломанном английском) и сахарными петушками.

Впечатляющая длинная каменная стена с высеченными именами прямо в самом центре Сигнахи - списки погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны - тянется на несколько метров. По соседству - памятник погибшим в 1989 году, в ходе "Нападения с лопатами" в Тбилиси.

Крепостная стена города с 28 башнями и смотровыми площадками, с которых открывается красивый вид на долину.

Монастырь Бодбе. Наблюдать за жизнью действующего монастыря лучше осенью — туристов мало, на склонах холмов стоят густые туманы, кипарисы тянутся вверх от мокрых монастырских мощеных дорожек, террасы с помидорами краснеют ягодами, а матушки, прячась от посторонних глаз, старательно полют грядки с потрясающе яркими хризантемами. На територии монастыря целебный святой источник святой Нины.
Именно здесь, в Бодбе, похоронена святая Нино — женщина, принесшая христианскую веру в Грузию и крестившая ее двумя прутиками виноградной лозы, которые связала своими собственными волосами.


Приидите днесь вси,/ воспоим избранную от Христа/ равноапостольную проповедницу Божия слова,/ мудрую благовестницу,/ люди Карталинии приведшу на путь живота и истины,/ Богоматере ученицу,/ усердную заступницу и неусыпающую хранительницу нашу,// Нину прехвальную. .

Февраль — прекрасная пора для теплых воспоминаний о путешествиях лета и начала осени. Публикуем рассказ прихожанки нашего храма Вероники Семеновой о поездке на юг России в сентябре прошлого года. Тем более, что сегодня, 25 февраля, день чествования Иверской иконы Божией Матери, с которой неразрывно связано это повествование.

Небольшой курортный поселок на берегу Черного моря – Головинка — Лазаревский район города Сочи — знаменит не только уникальным оздоравливающим климатом, красивыми пейзажами, но с недавнего времени и чудесным Иверским образом Пресвятой Богородицы.

Волны Черного моря вынесли на берег старинную икону Божией Матери в 2013 году. Чудесную находку одна из отдыхающих отнесла в ближайший храм — святой равноапостольной Нины, где образ находится и по сей день.

Но об этом я узнала позднее. Изначально мое внимание этот храм привлек тем, что очень уж он напоминает наш — Николу-на-путях.

Господь промыслительно выбирает места для храмов близ железных дорог. Жизнь — дорога, дорога, ведущая к Храму. Не так часто в оживленных курортных местах возводятся церкви.

Храм в поселке Головинка, так же как и наш, появился благодаря усилиям немногих верующих. Люди отстояли территорию старого кладбища от приватизации и превращения в частный сектор отелей в лихие 1990-ые. Первоначально была возведена небольшая часовенка в честь святой равноапостольной Нины, впоследствии она была преобразована в небольшой храм, где с 2001 года настоятель отец Константин Хадарин стал служить Божественную Литургию.

Позже рядом был заложен новый двухуровневый храм, работы по возведению которого продолжаются и по сей день.

С храмом связана удивительная история обретения чудотворной иконы Божией Матери. 26 октября 2013 года на берег штормом вынесло старинный образ. Толстая доска почернела от времени и разобрать изображение на ней было невозможно. Икону отмыли, поместили в храм, три дня читали в церкви перед ней акафист Иверской иконе Божией Матери, потому что образ был обретен в день чествования этой иконы.

Икона небольшая, размером со школьную тетрадь, с резными вставками из серебра, позолоты и камней. Образ написан на металлической пластине и прикреплен к деревянной доске. На торце имеется надпись по металлу: «От Московского духовно-цензорного комитета печатать дозволяется. Москва. Декабря 23 дня 1896 года. Цензор прот. Александр Смирнов».

Лики Младенца и Богородицы были практически не различимы. Однако, через непродолжительное время, икона стала самообновляться. Постепенно все яснее появилось очертание Богородицы с Младенцем. Оказалась – Иверская. Через какое-то время начали проявляться и лики. А в честь иконы освятили нижний храм строящейся церкви.

Примечательно, что море прибило икону к храму Равноапостольной Нины – просветительницы Грузии. Грузия же, древняя Иверия, – является одним из четырех Уделов Богородицы. По преданию в 11 веке именно этот образ Божией Матери по воде попал на Афон к монахам грузинского Иверского монастыря, по которому и именуется с тех пор эта икона Иверской.

Из истории известно, что после того, как Иверская икона Божией Матери, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами, и слух о чудотворном образе через паломников распространился по России, Святейший Патриарх Никон (тогда еще Новоспасский архимандрит) обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию (который как раз в то время прибыл в Москву за милостыней для афонских обителей) с просьбой прислать список с чудотворной иконы Пресвятой Богородицы. Афонский инок Иамвлих написал копию с Иверского образа, и через год икона, в сопровождении афонских монахов, прибыла в Москву.
13 октября 1648 года она была торжественно встречена жителями столицы. Великая святыня Русской Православной Церкви Московская Иверская икона прославлена от Господа многими чудесами.

Теперь и на юге России, в поселке Головинка, у людей есть возможность поклониться чудесным образом обретенной иконе Пресвятой Богородицы и на отдыхе не забывать о присутствии Господа.

Окрестности Головинки

Будете в тех краях, не забудьте поклонится новообретенной святыне — Иверскому образу Божией Матери и почтить память святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, незримой покровительнице тех мест.

А храм найти не сложно, он единственный в поселке, подскажут — адрес, карта, контакты