Печальное известие! Под благодатным покровом пречистой (покрово-тервенический женский монастырь)


Икона Божией Матери «Тервеническая»

Покрово-Тервенический монастырь (Монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы) — православный женский монастырь Тихвинской епархии Русской православной церкви. Расположен в деревне Тервеничи Лодейнопольского района Ленинградской области.


12/10/2016

Покрово-Тервенический женский монастырь — самая молодая обитель Епархии.
Погост в Тервеничах упоминается впервые в 1137 году.
Переписи 1582-1583 годов говорят о двух находящихся здесь храмах, расположенных в центре Михайловского погоста, переименованного из Тервеничского в честь Архангела Михаила.
Часть деревень принадлежала Антониево-Дымскому монастырю, расположенному в ста километрах от Тервеничей, часть — непосредственно Новгородскому Епископству.


Расположение погоста в стороне от водных путей — основной дороге с древних времён, казалось бы не оставляло будущего для погоста, и в конце ⅩⅧ века он действительно перестаёт быть административным центром.
С середины восемнадцатого века действует здесь церковно-приходская школа, в конце девятнадцатого века открывается училище Министерства Народного Просвещения, в начале двадцатого — открывается земская больница, оборудованная по последнему слову медицины того времени.


Покрово-Тервенический женский монастырь.

Дальность расстояния от столицы не влияет на духовную жизнь в этих краях.
Но со временем деревянные церкви Тервеничей приходили в ветхое состояние, перестраивались, горели, как, например — церковь Покрова Божией Матери, сгоревшая в 1904 году.
Кстати, сгорела и новая церковь, отстроенная на деньги жителей и в 1917 году, но эта история тёмная. В 1861 году строится каменный Успенский храм.


Храм Покрова Пресвятой Богородицы Тервенического монастыря.

Деньги на него собирали «всем миром».
По воспоминаниям временников, храм, расположенный над озером, белый, с синим с золотыми звёздами куполом, напоминавшим купола среднерусских церквей, был красиво и торжественно устроен и внутри.
Отапливалась эта церковь четырьмя голландскими печами, что так было необычно для глухой окраины руса земли.
Более полувека церковь служила Богу и людям, даже после революции, пока её закрыли в 1935 году, а священника о. Василия не арестовали. По сложившемуся обычаю новой власти в церкви разместили клуб.


Надкладезная часовня на месте явления иконы Божией Матери в Тервеническом монастыре.

Храм который остался без заботы и должного внимания, со временем разрушался.
Село вымирало, разрушен был привычный крестьянский уклад жизни, потерян её стержень.
Но в 1991 году произошло долгожданное событие. После принятого пострига сестёр Свято-Покровской общины Софии и Веры в полуразрушенном, разграбленном храме 14 октября состоялся первый престольный праздник, и была отслужена Литургия.


Глухой зимой, в феврале 1992 года произошло чудо — обретена главная Святыня монастыря — Чудотворный Тервенический образ Божией Матери.
Духовник сестричества, иеромонах Лукиан увидел сон, как сама Богородица указывает на икону, которая должна находиться в обители.
Это напоминает многочисленные чудеса с вещими снами, историю с явлением Богородицы Юрышу в Тихвине, и входит в ряд событий, которые наукой не признавались, но всегда волновали умы людей. Сегодня, когда мы читаем о событиях такого рода, то они кажутся чудесными, но правдивыми, поскольку наука значительно шагнула вперёд, а чудеса происходят только при крепости веры.

В 70ти километрах от Введено-Оятского монастыря находится ещё один потрясающий монастырь.

Покрово-Тервенический женский монастырь является на сегодня одной из немногих обителей,основанных в конце двадцатого столетия.
В 1991 году первые насельницы монастыря во главе со своим духовником,ныне настоятелем Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря архимандритом Лукианом (Куценко) положили основание обители на месте разрушенного в советское время храма в селе Тервеничи.

Тервенический погост упоминается уже в 1137 г. в Уставе Новгородского князя Святослава Ольговича, где описаны все погосты Приладожья и Прионежья. Эти земли, принадлежавшие Новгороду, с давних времен населялись славянами и вепсами

Над озером на горе в 1861 г. на собранные «всем миром» деньги жители деревни построили каменный храм Успения Пресвятой Богородицы. Он был белый с ярко-синим с золотыми звездами куполом, богатый росписями и красивыми иконами. По воспоминаниям старожилов (сына последнего старосты С.Ф. Генеральского) на праздники в церковь собиралось множество народа - жителей окружающих деревень.

Последним священником, служившим в этом храме вслед за своими предшественниками отцом Владимиром Пограницким и отцом Николаем Знаменским, был отец Василий Стручков. Приходской священник преподавал в училище Закон Божий. Отец Василий, по словам прихожан, был добрый и отзывчивый человек. В 1935 г., когда храм закрыли, его арестовали, и о дальнейшей его судьбе нет никаких сведений.

После прекращения богослужений в церкви разместился клуб, здесь проводились танцы, показывали кино, потом храм использовали под склад зерна, а затем и удобрений.

Удобрения разъели штукатурку, исчезли настенные росписи. Когда разобрали крышу, сожгли окна, храм начал быстро разрушаться.

Первые сестры появились у руин церкви летом 1991 г. Печальное зрелище представилось им: голый осыпающийся кирпич, зияющие оконные проемы, на месте алтаря - груды мусора; покосившиеся кресты старого кладбища поросли бурьяном.
С благословения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) монастырь возник как сестричество этого храма

Сейчас в обители 26 сестер, в том числе 6 монахинь и 11 инокинь, управляет ею настоятельница монахиня Лукиана (Рысева).

За годы существования проделана большая работа: полностью восстановлен храм и его внутреннее убранство, построены две новые каменные часовни, два келейных корпуса,


трапезная с храмом в честь Антония и Феодосия Киево-Печерских - основателей монашества на Руси,

А также скотный двор, баня и другие хозяйственные постройки. За территорией монастыря старый дом, где жили вначале сестры, переоборудован под гостиницу, другой - для представительских целей. В 1997 г. в соседней деревне Пирозеро открыт монастырский скит.

В каждом монастыре есть свои святыни - особо почитаемые чудотворные иконы, мощи святых. Эти святыни охраняют, оберегают обитель, служат для ее насельников видимым знаком милости Божией.

В феврале 1992 г. одному из монашествующих в тонком сне было явление Божией Матери - Пресвятая Богородица, стоя на Тервенической земле, указывала на икону, лежащую у Ее ног, из-под которой струилась вода. Икона эта по написанию напоминала Касперовскую-Корсунскую - один из древнейших иконографических типов, именуемых «Умиление».

Весной на месте, указанном Божией Матерью, был обнаружен источник, воды которого были освящены. Вскоре для удобства там поставили сруб и ископали колодец. Примечательно, что на этом месте еще раньше пытались найти воду, но тогда все попытки ни к чему не привели.


путь к источнику

От иконы Божией Матери и воды св. источника происходят многочисленные исцеления, Царица Небесная подает помощь страждущим, укрепляя сестер в вере, в выбранном ими нелегком служении Богу и людям. С благословения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) почитаемая икона, сначала именовавшаяся Касперовской, именуется как Тервеническая икона Божией Матери.


Купальня

Видимо, не случайно Богородица явила новый Свой образ северной земле, освященной многими трудами и подвигами, именно тогда, когда Тихвинская чудотворная икона, покровительствующая этому краю, находится за границей, а люди особенно нуждаются в помощи Божией.

Обретение почитаемой иконы стало краеугольным камнем, на котором стоит и укрепляется Покрово-Терве-нический женский монастырь. Множество раз Божия Матерь являла Свою милость обители от этой иконы:

На праздник Преображения Господня 1994 г. началось миро-точение новонаписанного образа, изображавшего Явление Божией Матери в Тервеничах - капли мира как роса покрывали низ одежд Богородицы и Тервеническую икону, лежащую у Ее ног. Вскоре замироточила и сама Тервеническая икона. Миро-точение продолжалось в течение года и зафиксировано на видеопленке.

Перед праздником Покрова Пресвятой Богородицы 1996 г. сестры и паломники работали у Покровского храма, приводя в порядок окружающую территорию. Погода была солнечная, вдруг на голубом небе рядом с куполом все увидели яркую семицветную радугу, коромысла которой были обращены вверх, будто Божия Матерь распростерла Свой Покров. Это явление продолжалось несколько часов, к великому утешению всех трудившихся.

Зимой 1997 г. в открытом недавно скиту замироточило фотографическое изображение Тервенической иконы Божией Матери - слезы крупными каплями лились из глаз Пресвятой Богородицы.

Вскоре случилась беда - сгорел старый келейный корпус, подаренный монастырю колхозом, с мастерскими и хозяйственными помещениями. В нем была келейная церковь, где пребывал почитаемый образ. Из всего того, что находилось в корпусе, удалось спасти только эту икону, с которой потом обошли пылающий дом. Искры летели во все стороны, но ни одно деревянное здание из находившихся в нескольких метрах, незагорелось - Царица Небесная уберегла Свою обитель. Как и многие другие монастыри, Покрово-Тер-венический монастырь прошел через испытание огнем, но ограждаемый заступничеством Божией Матери, даровавшей и сохранившей Свою икону, восстал в еще большей красоте.

Это печальное событие предшествовало большой радости для обители - 14 апреля 1997 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви По-кровское сестричество получило статус монастыря, а монахиня Лукиана, его возглавлявшая, стала первой настоятельницей с правом ношения золотого наперсного креста.

Выросло и монастырское хозяйство: на скотном дворе теперь шесть коров, лошади, овцы, козы, куры; на 13 гектарах земли, подаренных местным колхозом, разбит сад, сажают овощи, сеют овес. Сестры несут послушание не только на скотном дворе и огороде, есть послушания гостиничной, алтарницы, свечницы, трапезной. Старейшие монахини ежедневно читают Псалтирь. При монастыре открыты швейная и художественная мастерские. Все иконы Покрово-Тервенического монастыря, а также многие иконы в других храмах и обителях написаны в этой мастерской. В августе 1998 г. впервые в истории края и монастыря обитель посетил правящий архиерей митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. Познакомившись с монастырем. Владыка порадовался красоте и благолепию обители.

Образ Божией Матери "Прибавление ума" или "Лоретская" – точная копия скульптурного изображения Пресвятой Богородицы, находящегося в Святом Доме Божией Матери в Итальянском городе Лорето

В монастыре сейчас насчитывается около 40 насельниц, но не все живут в самом монастыре: часть сестер по послушанию живут в скитах и на подворье. В самом монастыре преобладают в основном сельскохозяйственные работы. У обители свои поля и огороды, своя ферма, свое домашнее производство сыра, брынзы и других молочных продуктов. Для богослужений сестры сами пекут просфоры. Есть художественные и швейные мастерские.

В монастыре всегда рады желающим приехать потрудиться, и таким образом помочь обители. Работы всегда очень много и поля для деятельности обширны.

Основан в 1991 г. на развалинах храма Успения Пресвятой Богородицы (построен в 1861). В 1992 г. была обретена икона Тервеничской Божией Матери. Основное занятие в обители - иконопись (иконы из Тервеничей можно встретить повсюду в храмах Северо-запада).



Самая молодая женская обитель Санкт-Петербургской епархии - Покрово-Тервенический женский монастырь. Раньше на этом месте находился деревенский храм Покрова Пресвятой Богородицы, куда по большим праздникам приезжали жители окрестных сел и деревень.

Тервенический погост впервые упоминается уже в 1137 г. в Уставе Новгородского князя Святослава Ольговича среди описаний других погостов Приладожья и Прионежья. Эти Новгородские земли с давних времен были населены славянами и вепсами. По одной из версий, название поселения имеет финно-угорское происхождение. "Те" - по-вепски означает "здравствуй" (можно также вспомнить финское "терви" и эстонское "тере"). Окончание же "..-ичи" явно славянского происхождения, что лишний раз доказывает, насколько тесно переплелись в северо-западных землях корни славянских и финно-угорских народов.

Переписи 1582-1583 гг. упоминают о том, что в центре погоста находилось два храма, а сам погост назывался Михайловским, в честь Архангела Михаила. Во многих близлежащих деревнях были часовни. Во время многочисленных войн деревни Тервенического погоста неоднократно разорялись и приходили в запустение, но затем вновь заселялись. Треть деревень погоста принадлежала Антониево-Дымскому монастырю, находившемуся в 15-ти верстах от Тихвина, еще часть - Новгородскому архиепископу. В конце XVIII в. Тервеничи утратили значение административного центра. В 1861 году на средства местных жителей в селе строится большой кирпичный храм Успения Божией Матери. Его поставили на горе, над Погостским озером. Он был белым, с ярко-синим с золотыми звездами куполом, внутри были красивые иконы и росписи.

После прекращения богослужений, в 1935 г. в церкви разместился клуб. Затем храм использовали под склад зерна, еще позже - под склад удобрений. Удобрения разъели штукатурку, уничтожив настенные росписи. После того как в храме разобрали крышу и сожгли окна, он начал быстро разрушаться.

В октябре 1991 года в полуразрушенном и вновь освященном в честь Покрова Пресвятой Богородицы храме состоялся первый престольный праздник будущей обители и отслужена Литургия. В феврале 1992 года в неделю праздника Сретения Господня произошло чудесное обретение главной святыни будущего монастыря - чудотворного образа Божией Матери Тервенической. Духовник сестричества иеромонах Лукиан мечтал о списке Касперовского Корсунского образца Божией Матери и во сне увидел, как сама Пресвятая Богородица указывает на икону, которая должна быть в обители. После долгих поисков икона, точно такая же, как отец Лукиан видел во сне, была обретена в мастерской одной из одесских художниц. Когда икону привезли в будущую обитель, она чудесным образом обновилась. Летом 1992 г. в Тервеничи приехала паломницей будущая настоятельница монастыря. Ее постриг состоялся в то же лето накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы с именем Лукианы. Тогда же, после долгих поисков, был обретен источник и над ним построена деревянная часовня, которую вскоре заменили каменной на пожертвования тех, кто получил исцеление. Для сестричества был написан образ "Явление Божией Матери в Тервеничах", где Царица Небесная указывает на источник и на икону. Чин освящения часовни совершил архимандрит Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры Назарий.

В сентябре 1996 г. решением Священного Синода Свято-Покровская женская община в Тервеничах обращена в монастырь, а церковь в пос. Дачном, освященная во имя Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, объявлена его подворьем. В 1997 году в 20 км от Тервеничей по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира в деревне Пирозеро был основан скит монастыря, храм которого освящен во имя иконы "Неупиваемая чаша".



Деревня Тервеничи известна с 12 века. С середины 18 века в деревне открылась церковно-приходская школа, а с 1884г. - училище Министерства Народного Просвещения. В нале 20 века стала работать земская больница. В Теревеничах всегда была церковь, а то и несколько. Но храмы были деревянные, часто горели, и до наших дней ни один из них не сохранился. Известно, что в селе была церковь Архангела Михаила. В конце 18 века был построен еще и храм Покрова Пресвятой Богородицы, который сгорел в 1917 году.

В 1861 году на средства местных жителей был построен большой кирпичный храм Успения Божией Матери. Крупным вкладчиком в строительство и содержание храма была семья Генеральских. Федор Генеральский был последним его старостой. Известны имена священников, служивших в Тервеничах: о.Владимир Пограницкий, о.Николай Знаменский, о.Василий Стручков. В 1935 году советская власть Тервенический храм, как и многие другие, закрыла.

После прекращения богослужений в церкви устроили клуб, потом склад зерна, а затем удобрений. Последнее окончательно разрушило церковь.

Следующие 30 лет о духовной жизни людям вопияли лишь зияющие пробоины в стенах некогда величавого Успенского храма. Не иначе, как Божьим усмотрением, в результате поиска места для будущей женской обители иеромонахом Лукианом /Куценко/, настоятелем храма Воскресния Христова в Санкт-Петербурге, был найден этот храм. Случилось так, что батюшке с его спутниками пришлось остановиться на ночлег именно в Тервеничах, а на утро они поняли, что нашли то, что искали. Это было в конце мая 1991 года. Местные жители считали, что церковь была раньше Покровской, помня, что в деревне особо чтился праздник Покрова. И только через несколько лет, работая в архивах, выяснили, что храм был когда-то Успенским.

13 октября 1991 года состоялся первый постриг - Мария Прокопьевна стала монахиней Софией. Тогда служили еще только в келейной церкви, в принадлежащем общине деревенском доме. Следующий постриг был 31 декабря, в этот же день общине передали Покровский храм. Третьей по счету сестрой, приехавшей в монастырь, оказалась нынешняя его игумения - монахиня Лукиана /Рысева/. С благословения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна /Снычева/ обитель была зарегистрирована как сестричество - подворье храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Санкт-Петербурге.

Весной 1992 года для обители произошло самое важное событие - обретение Тервенической иконы Божией Матери. В это же время на месте, указанном Самой Божией Матерью, нашли воду. Источник обустроили, выкопав колодец. Летом матушки вместе с паломниками приводили в порядок храм. На Покров 1992 года в нем служили Божественную Литургию. На Источнике поставили маленькую часовню.

Тем же летом монастырю отдали барак, стоявший рядом с храмом, ранее занимаемый базой отдыха Кировского завода. Туда перенесли келейный храм и кельи из деревенского дома.

К 1996 году был построен келейный деревянный корпус, перестроена часовня над Источником. Удалось сделать внешний ремонт Покровского храма, заново выстроить разрушенную колокольню и начать строительство второго келейного деревянного корпуса.

В январе 1997 года монастырь открыл свой скит в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в деревне Пирозеро, в 20 км от Тервеничей.

14 апреля 1997 года по представлению правящего архиерея митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира решением Священного Синода РПЦ Покровское сестричество получило статус монастыря, храм святых мучениц в Санкт-Петербурге стал считаться его подворьем. Особо почитаемую в обители икону Божией Матери благословлено было именовать Тервенической и считать местночтимой.

Летом того же года был закончен внутренний ремонт храма, полностью достроены келейные корпуса. Были заложены и построены каменные Надкладезная и Троицкая часовни. В 1998 году были выполнены первые росписи храма. В последующие годы в монастыре была построена деревянная трапезная церковь в честь Собора Киево-Печерских святых, деревянная часовня в честь великомученика Георгия Победоносца на монастырской ферме, что находится в километре от обители, и часовня в честь Воскресения Христова на монастырском кладбище.

В 2003 году монастырь посетило еще одно испытание пожаром. В одну зиму в монастыре сгорел трапезный храм, а в Пирозерском скиту - церковь, постройки начала 20 века, к тому времени уже частично восстановленная. После этих печальных событий насельникам скита понадобилось два года, чтобы заново построить каменную церковь в честь иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша". В монастыре через три года была закончена постройка новой кирпичной трапезной с двумя храмами: трапезным - в честь Успения Божией Матери и "пещерным" - в честь Собора Киево-Печерских святых.

http://www.diveevo.ru/260