Трудовой подвиг детей в годы великой отечественной войны. Трудовой подвиг женщин в тылу во время вов Дети на заводах во время вов

« Все для фронта, все для Победы!»

Незабываем подвиг советского солдата, освободившего Европу от зверств фашизма. Но мы не можем и не имеем права забывать и о подвиге простого трудового народа, который во время войны ставил всё на алтарь победы. Сотни тысяч стариков, женщин и детей по 24 часа в сутки трудились на обеспечение нужд фронта. Колхозники отправляли весь хлеб солдатам, рабочие на заводах сутками напролет стояли у станков, чтобы сделать как можно больше снарядов и боеприпасов.

На войне был свой враг: немецко-фашистские захватчики, а в тылу свой: голод и холод. Рабочие блокадного Ленинграда при суточной норме 200 граммов хлеба, не сворачивая производство боеприпасов, повторяли: « Всё для фронта, всё для победы!!!» Эти слова стали главным лозунгом всего русского народа. А когда не стало и хлеба, умирали у станков голодной смертью, но не уходили с рабочих мест. На Сталинградском металлургическом заводе “Красный Октябрь” 31 июля 1943 г. была восстановлена мартеновская печь, которая дала первую плавку, а в марте 1944 г. был пущен блюминг (прокатный стан). Этот завод во время войны перешёл на производство танков и другой военной техники. Он не переставал работать даже тогда, когда бои шли в нескольких метрах от главного цеха.

В деревнях и селах, оставшиеся без мужей, сыновей, отцов - женщины, старики и дети сажали хлеб, обрабатывали поля. Это был адский труд. Немецкие стервятники поджигали поля с пшеницей, кукурузой и уже с созревшим хлебом, и колхозники, среди ночи, бросались тушить поля и нередко погибали в огне. Простой русский народ в годы войны проявил мужество и героизм. Советский тыл был самым мощным, благодаря нему наши солдаты были накормлены и тепло одеты. « Мы готовы были отдать последнее, только бы враг был разбит»,- так часто вспоминала моя бабушка Литягина Александра Тимофеевна, рассказывая мне о тех страшных годах.

Прочитав книгу А. Тахтарова « На трудной, но родной земле» я узнал о подвиге наших земляков. В годы войны за самоотверженный труд и вклад в дело разгрома немецко-фашистских захватчиков палласовские железнодорожники В.К. Михин, И.М. Тучин, Я.В. Кузьменко и другие были награждены медалью « За оборону Сталинграда», а начальнику станции Эльтон Латунову Г.Г. за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта в 1943 году присвоено звание героя Социалистического труда. В числе других палласовских железнодорожников, выполнявших свой долг перед Родиной, был и машинист депо В.В.Звонов (его как специалиста отозвали с поля битвы за Сталинград водить военные эшелоны.) В одной из бесед с Валентином Васильевичем я узнал, что совершали героические поступки не только машинисты, и он рассказывал: «Молодой печник Саша Моргунов при температуре в паровозной топке шестьдесят – семьдесят градусов (ждать, пока остынет, значило потерять много драгоценного времени) восстановил арку из кирпича, которая разрушилась и не обеспечивала должного парообразования. Только после этого воинский эшелон смог отправиться к месту своего назначения.» Но не только железнодорожники военной поры прославили героическим трудом свои имена. Фронту нужны были продукты питания, теплая одежда. Сельские труженики, земледельцы и животноводы, ни на минуту не забывали об этом, терпя огромные лишения, сами зачастую живя впроголодь, раздетые и разутые, делали все возможное и невозможное, чтобы способствовать, помогать своим воюющим отцам, братьям и сестрам одолеть ненавистного врага.

Война унесла 129 миллионов человеческих жизней и после неё, все вместе, ценой неимоверных усилий, наши деды и прадеды поднимали разрушенное государство, поднимали из руин города, заново строили заводы и фабрики.

И сейчас, поздравляя ветеранов войны с Днем Победы, мы не должны забывать и о тружениках тыла, которые не жалея себя, приближали этот великий праздник!

Без памяти о прошлом ни у одного народа не может быть будущего. Горечь и скорбь до сих пор живут в сердцах многих наших граждан, пытающихся выяснить судьбу своих близких, пропавших без вести в Великую Отечественную войну. За многие тысячи километров едут они к местам былых сражений, где сложили свои головы дорогие им люди.

Низкий поклон всем, вынесшим на своих плечах тяготы и лишения военного лихолетья, превозмогавшим боль, кровь и смерть!

Низкий поклон и благодарность потомков всем, кто поднял страну из руин, кто всей своей жизнью показал, каким должно быть поколение Победителей!!!

Все достижения советской экономики в годы Великой Отечественной войны были бы невозможны без подлинного героизма людей, которые работали в очень тяжелых условиях, не жалея сил, проявляя исключительную стойкость и упорство в выполнении поставленных задач, освоении новых профессий. Лишь благодаря этому удалось сравнительно быстро преодолеть все сложности перестройки экономики СССР на военный лад и Затем непрерывно наращивать производство оружия; обеспечить войска всем необходимым для достижения победы.
Война повлекла серьезные изменения в трудовых ресурсах страны. Миллионы советских людей ушли на фронт. Многие, не успев эвакуироваться, остались на оккупированной врагом территории. В результате численность рабочих и служащих в народном хозяйстве СССР резко сократилась. К концу 1941 г. она составила только 18,5 млн человек (58,7 % довоенного уровня).

Обеспечение кадрами основных отраслей экономики осуществлялось посредством установления нового трудового режима, мобилизации и перераспределения рабочей силы, ее планомерного использования. Уже в конце июня 1941 г. был увеличен рабочий день, вводились обязательные сверхурочные работы продолжительностью от одного до трех часов, отменялись отпуска. Эти меры позволили в первые месяцы войны без увеличения контингента рабочих и служащих загрузить производственные мощности примерно на треть.

В декабре 1941 г. в целях ликвидации текучести кадров на военных предприятиях все работающие указом Президиума Верховного Совета СССР объявлялись мобилизованными. Самовольный уход с предприятий рассматривался как дезертирство, и совершившие его несли уголовную ответственность. На транспорте была установлена воинская дисциплина. В важнейших отраслях экономики немалая часть квалифицированных рабочих и специалистов закреплялась также через бронирование - освобождение от призыва в армию на тот или иной срок. Из числа военнообязанных, но не пригодных к строевой службе, для работы в промышленности, на транспорте и в строительстве создавались колонны и строительные батальоны, которыми правительство распоряжалось как воинскими частями. К концу 1941 г. в них насчитывалось более 700 тыс. человек.

Война изменила советских людей, они стали более дисциплинированными, повысилась четкость и организованность в работе, причем не только и не столько из-за чувства страха перед наказанием. Они ощущали себя участниками великой битвы за свободу и независимость своего Отечества. Это определяло смысл их жизни и деятельности, душевное состояние. Для подавляющего большинства тружеников тыла законом стали выдвинутые коммунистической партией лозунги: «Все для фронта, все для победы над врагом!», «Работать не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт!», «В труде - как в бою!».

С первых военных лет многие труженики тыла перевыполняли нормы, проявляли инициативу и смекалку, вносили рационализаторские предложения. Стремление людей работать как можно лучше, произвести больше продукции для фронта привело в самом начале войны к зарождению движения двухсотников, передовиков труда, систематически перевыполнявших нормы в два раза. Его инициатором стал молодой московский токарь Ф. Букин. В июле 1941 г. он предложил работать не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт, ежедневно давать по две нормы. Этот призыв подхватили многие. Уже в августе на Горьковском автозаводе свыше 500 рабочих выполняли по две нормы и более.

Разумеется, сильное моральное воздействие на массы оказывала организационная и пропагандистская работа партийных и комсомольских организаций. Далеко не последним побудительным мотивом перевыполнять норму выработки служили различные экономические стимулы. Передовики производства получали повышенные продовольственные пайки, горячее питание на работе. Победителям соревнований выдавались премии. Им объявляли благодарности, награждали грамотами, медалями, орденами.

Большой вклад в обеспечение фронта всем необходимым внесли советские женщины, заменившие на предприятиях сыновей, мужей, отцов, ушедших с оружием в руках защищать Отчизну. Именно женщина стала ведущей фигурой в военной экономике. Если в 1940 г. среди рабочих и служащих, занятых в народном хозяйстве СССР, женщины составляли 38,4 %, то в 1944 г. - 57,4 %. Они взяли на себя нелегкий труд изготовления военной продукции. Нередко им приходилось выполнять работу, традиционно считавшуюся мужской, ибо она требовала большой физической силы. Девушки осуществляли сварку корпусов самоходных артиллерийских установок. Когда варили стенки, было еще терпимо, но когда добирались до потолочных швов, становилось совсем невмоготу: внутри тесного корпуса температура превышала 40°. Работали, скорчившись или лежа, обливаясь потом в удушливом от сварки газе. После часа такой работы сварщицу вытаскивали наружу, обливали дымящуюся от искр робу водой, потом она снова продолжала работу.

Советские люди, которые по тем или иным причинам оказались в заключении, трудились с большей, чем до войны, отдачей. В лагерях и колониях широко практиковались стахановские вахты, трудовые салюты, открывались лицевые счета по выпуску сверхплановой продукции в фонд Главного командования. Производительность труда заключенных в 1944 г. превзошла довоенный уровень почти в два раза.

По заданиям военных наркоматов работали ученые и инженеры, репрессированные еще до войны по политическим мотивам. Создавались особые конструкторские бюро (ОКБ) под надзором представителей НКВД. Одно из таких ОКБ, которым руководил авиаконструктор А. Туполев, находилось под Москвой, в Болшеве. Со своими помощниками Туполев сконструировал фронтовой бомбардировщик Ту-2. Его заместитель итальянский коммунист Р. Бартини с небольшой бригадой совершенствовал в этом же ОКБ транспортные самолеты. Все они, даже находясь в заключении, искренне желали одного - приблизить победу Советского Союза.

Патриотизм тружеников тыла выражался также в их личной финансовой и материальной помощи стране и армии. Уже в первые дни войны возникло массовое движение за создание на добровольных началах фонда обороны Родины. В фонд обороны вносились деньги, облигации государственных займов, золотые и серебряные изделия, ценные вещи. В него также передавались крупные суммы, заработанные во время воскресников. Из сельской местности поступало зерно, мясо, масло, овощи, фрукты и многие другие продукты питания, а также сырье для изготовления обмундирования. Многие колхозы засевали сверх плана «гектары обороны», весь урожай с которых шел на нужды фронта.

Почти одновременно с созданием фонда обороны в стране возникло движение по сбору личных средств на строительство танковых колонн, эскадрилий боевых самолетов, бронепоездов, подводных лодок, боевых катеров, артиллерийских батарей и других видов военной и транспортной техники. Всего на строительство вооружения от тружеников тыла поступило 17 350 млн руб. наличными, 4,5 млрд руб. облигациями государственных займов, на 1 776 млн руб. различных драгоценностей. За счет этих средств было построено и передано в действующую армию свыше 30,5 тыс. танков, более 2,5 тыс. боевых самолетов, несколько тысяч артиллерийских орудий и другой военной техники.

В связи с переходом многих предприятий на выпуск оружия и военной техники сократилось производство гражданской продукции. Иным стал ассортимент товаров легкой и пищевой промышленности: основное место заняла продукция, необходимая для снабжения армии продовольствием и обмундированием. Из-за потери в оккупированных районах огромных посевных площадей и поголовья скота сократилось сельскохозяйственное производство. В связи с этим распределение продовольственных ресурсов велось по карточкам.
В сельской местности карточки не вводились, но и там было установлено по гарантированным нормам снабжение хлебом населения, не связанного с сельскохозяйственным производством, включая эвакуированных городских жителей. Сельским учителям, медицинским работникам и другим представителям интеллигенции хлеб отпускался по талонам или спискам.

Введение нормированного снабжения позволило государству в условиях острого дефицита сельскохозяйственной продукции обеспечить людей прежде всего таким важнейшим продуктом питания, как хлеб, что помогло многим спастись от голодной смерти.

Если хлебом по карточкам снабжали население всех без исключения городов и рабочих поселков, то карточная система на мясо, рыбу, крупу и макаронные изделия была введена отнюдь не везде. Указанная на карточке норма хлеба выдавалась полностью, другими продуктами он не заменялся. Остальные продукты, положенные по карточкам, в напряженные периоды с продовольствием выдавались отдельным категориям населения не в полной норме. Нередко потребитель получал заменители: вместо мяса - яичный порошок, вместо сахара - кондитерские изделия низкого качества и т.д.

В числе тяжелых проблем военного быта оказалась жилищная. В результате массовой миграции резко возросла переуплотненность населенных пунктов в Поволжье, на Урале, в Сибири, Казахстане и Средней Азии. В 1943 г. в восточных регионах страны население увеличилось на треть за счет эвакуированных рабочих и служащих с их семьями, мобилизованных в промышленность и на строительство колхозников. Например, в городах Свердловской области норма жилой площади во время войны не превышала 2,5-3 м2 на человека.
Советские люди были убеждены в справедливости дела, за которое они сражались на фронте и ради которого самоотверженно трудились и переносили лишения в тылу. Они доверяли руководству, не сомневались в правильности проводимой политики. Это давало им силы для выживания в тяжелейших условиях войны, вселяло уверенность в победу, надежду на лучшую жизнь.

По сей день помнят солдат, защищавших нашу Родину от врагов. Заставшими эти жестокие времена были дети, родившиеся в 1927 году по 1941 год и в последующие годы войны. Это — дети войны. Они пережили всё: голод, смерти близких, непосильный труд, разруху, дети не знали что такое душистое мыло, сахар, удобная новая одежда, обувь. Все они уже давно старики и учат молодое поколение дорожить всем, что у них есть. Но зачастую им не уделяют должного внимания, а для них это так важно передать свой опыт другим.

Обучение во время войны

Несмотря на войну, многие дети учились, ходили в школу, в чем придется. «Школы работали, но мало кто учился, все работали, обучение было до 4 класса. Были учебники, а тетрадей не было, дети писали на газетах, старых квитанциях на любом клочке бумаги, какой нашли. Чернилами служила сажа из печи. Её разводили водой и наливали в баночку — это были чернила. Одевались в школу в то, что было, определенной формы не было ни у мальчиков, ни у девочек. Учебный день был короткий, так как нужно было идти на работу. Брата Петю забрала папина сестра в Жигалово, он один из семьи закончил 8 классов» (Фартунатова Капитолина Андреевна).

« У нас была неполная средняя школа (7 классов), я уже выпустилась в 1941 году. Помню то, что учебников было мало. Если человек пять жили рядом, то им давался один учебник, и они все вместе собирались у кого-то одного и читали, готовили домашнее задание. Давали одну тетрадь на человека делать домашнюю работу. У нас был строгий учитель по русскому и литературе, он вызывал к доске и просил рассказать наизусть стихотворение. Если ты не расскажешь, то на следующий урок тебя обязательно спросят. Поэтому я до сих пор знаю стихи А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и многих других» (Вороткова Тамара Александровна).

« В школу пошла я очень поздно, не чего было одевать. Беднота и нехватка учебников и была и после войны» (Кадникова Александра Егоровна)

«В 1941 году я закончила 7 класс в Коноваловской школе с наградой – отрезом ситца. Мне дали путёвку в Артек. Мама попросила меня показать на карте, где тот Артек и отказалась от путёвки, сказав: «Далеко сильно. А вдруг война?» И не ошиблась. В 1944 году я поехала учиться в Малышевскую среднюю школу. До Балаганска добирались на ходках, а затем на пароме в Малышевку. В деревне не было родственников, но был знакомый отца – Собиграй Станислав, которого я видела однажды. По памяти нашла дом и попросилась на квартиру на время обучения. Я убирала дом, стирала, тем самым отрабатывала за приют. Из продуктов до нового года был мешок картошки и бутылка растительного масла. Это надо было растянуть до каникул. Училась старательно, хорошо, так хотела стать учительницей. В школе большое внимание уделяли идейно-патриотическому воспитанию детей. На первом уроке первые 5 минут учитель рассказывал о событиях на фронте. Каждый день проводилась линейка, где подводились итоги успеваемости в 6-7 классах. Рапортовали старосты. Красное переходящее знамя получал тот класс, было больше хорошистов и отличников. Учителя и ученики жили одной семьёй, уважая друг друга».(Фонарева Екатерина Адамовна)

Питание, повседневная жизнь

Большинство людей во время войны столкнулось с острой проблемой нехватки продуктов питания. Питались плохо, в основном с огорода, из тайги. Ловили рыб из ближайших водоемов.

«В основном нас кормила тайга. Мы собирали ягоды и грибы, заготавливали на зиму. Самым вкусным и радостным было когда мама пекла пироги с капустой, черемухой, картошкой. Мама садила огород, на котором работала вся семья. Ни одного сорняка не было. А воду на полив носили с речки, поднимались высоко в гору. Держали скот, если были коровы, то 10 кг масла за год отдавали на фронт. Копали замершую картошку и собирали оставшиеся на поле колоски. Когда папу забрали, то Ваня заменил нам его. Он, как и отец был охотником и рыбаком. В нашей деревне текла река Илга, в ней водилась хорошая рыба: хариус, беляк, налим. Поднимет нас Ваня рано утром, и пойдем мы ягоды разные собирать: смородину, боярку, шиповник, бруснику, черёмуху, голубицу. Соберем, высушим и сдаем за деньги и на заготовку в фонд обороны. Собирали, пока роса не сойдёт. Как сойдёт, бегом домой – надо на колхозный сенокос, грести сено. Еды выдавали очень мало по маленькому кусочку только бы всем хватило. Брат Ваня шил на всю семью обувь ”Чирки”. Папа был охотником добывал много пушнины и сдавал ее. Поэтому когда он уехал осталось большое количество запасов. Выращивали дикую коноплю и из неё шили штаны. Старшая сестра была рукодельницей она вязала носки, чулки и варежки» (Фартунатова Капиталина Андреевна).

« Нас кормил Байкал. Мы жили в деревне Баргузин, у нас был консервный завод. Были бригады рыбаков, они ловили как из Байкала, так и из реки Баргузин, разную рыбу. Из Байкала ловили осетра, сига, омуля. В реке водилась рыба такая как окунь, сорога, карась, налим. Сделанные консервы отправляли в Тюмень, а затем на фронт. Старики немощные, те, которые не пошли на фронт, имели своего бригадира. Бригадир был всю жизнь рыбак, имел свою лодку и невод. Они созывали всех жителей и спрашивали: «Кому нужна рыба?» Рыба нужна была всем, так как в год выдавали всего 400 г, а на работника 800г. Все, кому нужна была рыба, тянули невод на берегу, старики заплывали в реку на лодке, ставили невод, затем второй конец выводили на берег. С обеих сторон равномерно выбирали верёвку, подтягивали невод к берегу. Важно было не выпустить косяк из «мотни». Потом бригадир делил рыбу на всех. Так сами и кормились. На заводе после того, как сделают консервы, продавали головы от рыб, 1килограмм стоил 5 копеек. Картошки у нас не было, да и огородов тоже. Потому что вокруг был только лес. Родители ездили в соседнюю деревню и меняли рыбу на картошку. Сильного голода мы не чувствовали» (Вороткова Томара Александровна).

« Кушать было нечего, ходили по полю собирали колоски и замершую картошку. Держали скот и садили огороды» (Кадникова Александра Егоровна).

« Всю весну, лето и осень ходила босиком – от снега до снега. Особенно плохо было, когда работали на поле. По стерне ноги кололи в кровь. Одежда была как у всех – холщёвая юбка, кофта с чужого плеча. Еда – капустный лист, свекольный лист, крапива, болтушка из овсяной муки и даже кости сдохших от голода лошадей. Кости парили, а потом хлебали подсоленную воду. Картошку, морковь сушили и в посылках отправляли на фронт» (Фонарева Екатерина Адамовна)

В архиве я изучала Книгу приказов по Балаганскому Райздраву. (Фонд № 23 опись № 1 лист №6 — Приложение 2) Обнаружила, что эпидемий инфекционных болезней за годы войны среди детей не было допущено хотя по приказу Райздрава от 27 сентября 1941 года медицинские сельские акушерские пункты были закрыты. (Фонд № 23 опись № 1 лист №29-Приложение 3) Лишь в 1943 году в селе Молька упоминается эпидемия (болезнь не указана)., вопросы здоров К месту вспышки были направлены на 7 дней санитарный врач Волкова, участковый врач Бобылёва, фельдшер Яковлева. Делаю вывод, что недопущение распространения инфекции было очень важным делом.

В отчётном докладе на 2-й районной партийной конференции о работе районного комитета партии 31 марта 1945 года подводятся итоги работы Балаганского района за годы войны. Из доклада видно, что 1941,1942,1943 годы были для района очень тяжёлыми. Урожайность катастрофически снижалась. Урожайность картофеля в 1941 – 50, в 1942 – 32, в 1943 – 18 ц. (Приложение 4)

Валовой сбор зерна – 161627, 112717, 29077 ц; получено на трудодни зерна: 1,3 ; 0,82; 0,276 кг. По этим цифрам можно сделать вывод, что люди действительно жили впроголодь.(Приложение 5)

Трудная работа

Работали все и стар и млад, работа была разной, но по-своему трудной. Трудились изо дня в день с утра до поздней ночи.

«Работали все. И взрослые, и дети с 5 лет. Мальчики возили сено, управляли лошадьми. Пока сено не уберут с поля никто не уходил. Женщины брали скот молодняк и растили его, дети же им помогали. Они водили скот на водопой, задавали корм. Осенью во время учебы, дети все также продолжают работать, находясь утром в школе, а по первому призыву уходили работать. В основном, дети работали на полях: копали картошку, собирали колоски ржи и т.д. Большинство людей работали в колхозе. Работали на телятнике, растили скотину, работали на колхозных огородах. Старались быстрее убрать хлеб, не жалея себя. Как хлеб уберут, снег выпадет, отправляют на лесозаготовки. Пилы были обычные с двумя ручками. Ими валили в лесу огромные лесины, обрубали сучья, распиливали на чурки и кололи дрова. Приходил обходчик и замерял кубатуру. Надо было заготовить не меньше пяти кубов. Помню, как с братьями и сёстрами везли из лесу дрова домой. Везли на быке. Он был большой, с норовом. С горки стали съезжать, а он понёс, задурил. Воз раскатился, и дрова вывались в обочину. Бык упряжь порвал и убежал на конюшню. Скотники поняли, что это наша семья и отправили в помощь деда на коне. Так и довезли до дому дрова уже затемно. А зимой волки подходили близко к деревне, выли. Часто задирали скот, но людей не трогали.

Расчет велся в конце года по трудодням, некоторых хвалили, а некоторые оставались в долгах, так как семьи были большие, работников мало и надо было кормить семью в течение года. В долг брали муку, крупы. После войны я пошла работать в колхоз дояркой, мне дали 15 коров, а вообще дают 20, я попросила, чтобы дали как всем. Коров добавили, и я перевыполнила план, надоила много молока. Мне за это дали 3 м сатина голубого цвета. Это была моя премия. Из сатина пошили платье, которое было мне очень дорого. В колхозе были как трудяги, так и лентяи. Наш колхоз всегда перевыполнял план. Мы собирали посылки на фронт. Вязали носки, варежки.

Не хватало спичек, соли. Вместо спичек в начале деревни старики поджигали большую колоду, она потихоньку горела, дымина. От неё брали уголёк, приносили домой и раздували огонь в печи». (Фартунатова Капитолина Андреевна).

«Дети работали в основном на заготовке дров. Работали ученики 6-7 классов. Все взрослые ловили рыбу и работали на заводе. Работали без выходных.» (Вороткова Тамара Александровна).

«Началась война, братья ушли на фронт, Степан погиб. Три года я работала в колхозе. Сначала нянечкой в яслях, потом на постоялом дворе, где чистила с младшим братом двор., возила и пилила дрова. Работала учётчиком в тракторной бригаде, затем в полеводческой и вообще, шла туда, куда посылали. Заготавливала сено, убирали урожай, опалывала поля от сорняков, сажала овощи в колхозном огороде». (Фонарева Екатерина Адамовна)

В повести Валентина Распутина «Живи и помни» описывается подобная работа во время войны. Одинаковые условия (Усть-Уда и Балаганск расположены рядом, рассказы об общем военном прошлом как будто списаны с одного источника:

« — И нам досталось, подхватила Лиза. — Верно, бабы, досталось? Тошно вспоминать. В колхозе работа- это ладно, это свое. А только хлебушек уберем- уж снег, лесозаготовки. По гроб жизни буду помнить я эти лесозаготовки. Дорог нету, кони надорванные, не тянут. А отказываться нельзя: трудовой фронт, подмога нашим мужикам. От маленьких ребят в первые годы уезжали…А кто без ребят или у кого постарше- с тех не слазили, пошел и пошел. Настена она не одной зимушки, однако, непропустила. Я и то два раза ездила, на тятю тут ребятишек бросала. Навалишь эти лесины, кубометры эти, и стяг с собой в сани. Без стяга ни шагу. То в сугроб занесёт, то еще что - выворачивай, бабоньки, тужься. Где вывернешь, а где нет. Настена он не даст сорвать: в позапрошлую зиму раскатилась моля кобыленка под горку и на завороте не справилась- сани в нег, набок, кобыленку чуть не сшибло. Я билась, билась- не могу. Из сил выбилась. Села на дорогу и плачу. Настена сзади подъехала - я ручьем заливаюсь реву. — На глаза у Лизы навернулись слезы. — Она пособила мне. Пособила, поехали вместе, а я никак не успокоюсь, реву и реву. — Еще больше поддаваясь воспоминаниям, Лиза всхлипнула. — Реву и реву, ниче не могу с собой поделать. Не могу.

Я работала в архиве и просматривала Книгу учёта трудодней колхозников колхоза «Памяти Ленина» за 1943 год. В ней записывали колхозников и работу, которую они выполняли. В книге записи ведутся посемейно. Подростки записаны только по фамилии и имени — Медвецкая Нюта, Лозовая Шура, Филистович Наташа, Страшинский Володя, в общем я насчитала 24 подростка. Перечислялись следующие виды работ: лесозагоговки, заготовки зерна, заготовка сена, дорожные работы, уход за лошадьми и другие. В основном у детей указаны следующие месяцы работы: август, сентябрь, октябрь и ноябрь. Я связываю это время работы с заготовкой сена, уборкой урожая и обмолотом зерновых. В это время надо было провести уборочную до снега, поэтому привлекали всех. Количество полных трудодне у Шуры – 347, у Наташи – 185, у Нюты – 190, у Володи – 247. К сожалению, больше сведений об детях в архиве нет. [Фонд №19, опись №1-л, листы №1-3, 7,8, 10,22,23,35,50, 64,65]

В постановлении ЦК ВКП (б) от 05.09.1941 года «О начале сбора тёплых вещей и белья для Красной Армии» указывался перечень вещей для сбора. Школы Балаганского района также собирали вещи. По перечню заведующей школой (Фамилия и школа не установлены) в посылку вошли: папиросы, мыло, платки носовые, одеколон, перчатки, шапка, наволочки, полотенца, помазки для бритья, мыльница, кальсоны.

Проведение праздников

Несмотря на голод и холод, а так же на такую тяжелую жизнь люди в разных селах пытались отмечать праздники.

« Праздники были, например: когда весь хлеб убран, и молотьба закончена, то проводился праздник “Отмолотки”. На праздниках пели песни, танцевали, играли в разные игры например: городки, прыгали на доске, готовили кочулю (качели) и мячи катали, делали мяч из засохшего навоза.Брали круглый камень и слоями насушивали навоз до нужных размеров. Тем и играли. Старшая сестра шила и вязала красивые наряды и наряжала нас на праздник. На празднике веселились все и дети и старики. Пьяных не было, все были трезвыми. Чаще всего в праздники приглашали домой. Ходили из дома в дом, так как много угощения ни у кого не было.» (Фартунатова Капиталина Андреевна).

« Праздновали Новый год, День конституции и 1 мая. Так как окружал нас лес, выбирали самую красивую елку, и ставили её в клубе. Жители нашей деревни несли игрушки на елку, какие только могут, большинство было самодельных, но были и богатые семьи они уже могли принести красивые игрушки. На эту елку ходили все по очереди. Сначала первоклассники и ученики 4-х классов, потом с 4-5 классы и затем два выпускных класса. После всех школьников вечером туда приходили рабочие с завода, из магазинов, с почты и с других организаций. На праздниках танцевали: вальс, краковяк. Подарки дарили друг другу. После праздничного концерта, женщины устраивали посиделки с алкоголем и разными разговорами. 1 мая проходят демонстрации, на нее собираются все организации» (Вороткова Тамара Александровна).

Начало и конец войны

Детство-это самый лучшей период в жизни, от которого остаются самые лучшие и яркие воспоминания. А какие воспоминания у детей, которые пережили эти четыре страшных, жестоких и суровых года?

Раннее утро 21июня 1941 года. Люди нашей страны тихо и мирно спят в своих постелях, и некто не знает, что их ожидает впереди. Какие муки им придется одолеть и с чем придется смириться?

« Мы всем колхозом убирали камни с пашни. Работник Сельсовета ехал в роли посыльного верхом на коне и кричал “Началась Война”. Сразу же начали собирать всех мужчин и юношей. Тех, кто работал прямо с полей собирали и увозили на фронт. Забрали всех лошадей. Папа был бригадиром и у него был конь Комсомолец и его тоже забрали. В 1942 году пришла похоронка на папу.

9 мая 1945 года мы работали в поле и опять ехал работник Сельсовета с флагом в руках и объявил, что война кончилась. Кто плакал, кто радовался!» (Фартунатова Капитолина Андреевна).

« Я работала почтальоном и тут меня вызывают и объявляют, что началась война. Все плакали в обнимку друг с другом. Мы жили в устье реки Баргузин от нас дальше по течению было еще очень много деревень. Из Иркутска к нам ходило судно Ангара на него помещалось 200 человек и когда началась война, он собирал всех будущих военных. Он был глубоководный и поэтому останавливался в 10-ти метрах от берега, мужики плыли туда на рыбацких лодках. Много было слез пролито!!! В 1941 году на фронт в армию забирали всех, главное, что бы ноги и руки были целы, и голова на плечах была».

«9 мая 1945 г. Вызвали и сказали сидеть и ждать пока все свяжутся. Вызывают “Всем, Всем, Всем” когда все связались, я всех поздравила “Ребята война кончилась”. Все радовались, обнимались, некоторые плакали!» (Вороткова Тамара Александровна)

ДЕНЬ ПОБЕДЫ! Нелегок был путь к этому дню. Великая Отечественная война для нашего народа оказалась самой тяжелой и жестокой. Наши женщины, которые остались в тылу, не воевали, но стояли у станков, у металлургических печей, в деревнях. Огромную тяжесть войны они вынесли на своих хрупких плечах, работая по 12-16 часов в сутки, без выходных.

Как мало мы знаем про эту сторону нашей жизни, как редко вспоминаем про тех женщин, которые были тогда молодыми и немолодыми, но очень желали Победы своей Родине и своего личного счастья, но так и не дождались. Накануне Дня Победы хочется вспомнить о наших женщинах, которые внесли огромный вклад в тылу для нашей Победы.

Мирно страна проснулась в этот июльский день

Только что развернулась в скверах ее сирень.

Радуясь солнцу и миру, утро встречала Москва.

Вдруг разнеслись по эфиру памятные слова…

Утром у нас на пороге заполыхала война.

В годы Великой отечественной войны советский народ совершил великий подвиг не только на поле битвы, но и в тылу.

Тыл - какое крепкое по звучанию слово. Тыл – это второй фронт. А держался он на самой слабой половине человечества. Говоря о героических делах народа в годы войны, особенно хочется сказать о трудовых подвигах женщин.

Женщина и мать – слова – синонимы. Многое пережили наши женщины в годы Великой Отечественной войны. Какая безумная тяжесть легла на их хрупкие плечи! Вместе с воинами они ковали победу, кормили и одевали защитников Родины. А как переживали матери и жены за мужчин, ушедших на фронт!

Все, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещает слово милосердие. Есть и другие слова: сестра, жена, друг и самое высокое – Мать.

Женщина дает жизнь, женщина сберегает ее, «Женщина» и «жизнь» два неразделимых понятия. Их труд золотыми буквами вписан в героическую летопись истории нашей родины достойные памяти.

В мир приходит женщина,

Чтоб свечу зажечь.

В мир приходит женщина,

Чтоб очаг сберечь.

В мир приходит женщина,

Чтоб любимой быть.

В мир приходит женщина,

Чтоб дитя родить.

В мир приходит женщина,

Чтоб цветам цвести.

В мир приходит женщина,

Чтобы мир спасти!

Женщины – это самое хрупкое существо на земле, они встали на защиту своей Родины, своих детей и их будущего. Им приходилось выполнять непосильную работу в годы войны.

О трудовом подвиге женщин в годы войны, поэт М.Исаковский писал:


...Да разве об этом расскажешь
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..

В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.

Один на один со слезами,
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
И все - без конца и без счета -
Печали, труды и заботы
Пришлись на тебя на одну.

Одной тебе - волей-неволей -
А надо повсюду поспеть;
Одна ты и дома и в поле,
Одной тебе плакать и петь.

А тучи свисают все ниже,
А громы грохочут все ближе,
Все чаще недобрая весть.
И ты перед всею страною,
И ты перед всею войною
Сказалась - какая ты есть.

Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.

В холодные зимы, в метели,
У той у далекой черты
Солдат согревали шинели,
Что сшила заботливо ты.

Бросалися в грохоте, в дыме
Советские воины в бой,
И рушились вражьи твердыни
От бомб, начиненных тобой.

За все ты бралася без страха.
И, как в поговорке какой,
Была ты и пряхой и ткахой,
Умела - иглой и пилой.

Рубила, возила, копала -
Да разве всего перечтешь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто б отлично живешь.

Бойцы твои письма читали,
И там, на переднем краю,
Они хорошо понимали
Святую неправду твою.

И воин, идущий на битву
И встретить готовый ее,
Как клятву, шептал, как молитву,
Далекое имя твое...

Трудно было женщине в тылу. Более половины всех рабочих на предприятиях были женщины, 75 процентов – на селе. Они работали под девизом: «Все для фронта – все для победы!»

В начале войны все предприятия, которые могли оказаться в зоне оккупации, спешно были эвакуированы на восток страны, на Урал, в Сибирь.

Только в Чкаловскую область и в город Чкалов были эвакуированы сотни различных предприятий: заводы, фабрики, детские дома. Заводы организовывались на базе мастерских и старых заводов, станки стояли под снегом без крыш и отопления, а на них уже работали по 12-14 часов, в основном, женщины.

Был налажен выпуск мин, снарядов, патронов, самолетов. Женщинам сначала было трудно, они учились и работали одновременно. Девиз: «За себя и за мужа, ушедшего на фронт, по 200-300%».


М. Исаковский

На позиции девушка

Провожала бойца,

Темной ночью простилася

На ступеньках крыльца.

И пока за туманами

Видеть мог паренек,

На окошке на девичьем

Все горел огонек.

Парня встретила славная

Фронтовая семья.

Всюду были товарищи,

Всюду были друзья,

Но знакомую улицу

Позабыть он не мог:

"Где ж ты, девушка милая,

Где ж ты, мой огонек?"

И подруга далекая

Парню весточку шлет,

Что любовь ее девичья

Никогда не умрет.

Все, что было загадано,

В свой исполнится срок,

Не погаснет без времени

Золотой огонек.

И просторно и радостно

На душе у бойца

От такого хорошего,

От ее письмеца.

И врага ненавистного

Крепче бьет паренек

За Советскую Родину,

За родной огонек.

В Сибири не было войны

Но область фронтовой считаем,

В Сибири не было войны.

Но подвиг тыла прославляем!

Новосибирский самолетостроительный завод имени Чкалова в 1941 году принял пять авиационных предприятий, эвакуированных из Москвы, Ленинграда, Киева.

Уже в декабре 1941 года запустили производство новых истребителей Як-7 и к концу года выпустили 21 самолет. В 1942 году таких машин собрали 2211 штук. В то время завод работал под девизом «Полк в день!», то есть выдавал по 28-30 самолетов ежесуточно.

Из воспоминаний труженицы тыла Зинаиды Гавриловой.

Мне было 14 лет, когда я начала работать на заводе. Нас нигде не учили, просто показали, что нужно делать. Мы проклеивали самолет изнутри специальным клеем, на который садилась материя. Едкий клей разъедал перчатки, да в них и неудобно было, и мы работали голыми руками, кожа свисала клочками.

За смену делали по 12 машин. Силы давало сознание: победа зависит и от меня лично! Однажды я уснула во время смены, и это едва не стоило мне жизни. Тогда у людей было два главных желания – спать и есть. И если к голоду люди как-то притерпелись, то побороть сон порой было невозможно. Так и я заснула и упала в фюзеляж, а когда его стали поднимать, выпала прямо на цементный пол и чуть не разбилась.

На селе женщины сели на тракторы, комбайны. Они пахали, сеяли, убирали. В 1942 году во Всесоюзное социалистическое соревнование трактористок и тракторных бригад в республике включилось более 800 трактористов, в том числе 346 женщин-трактористок и 10 женских тракторных бригад.


Трактористки-комсомолки Чкаловской МТС на тракторе СТЗ «НАТИ» вырабатывали не менее 900 гектар и экономили горючего на 5%.

Из воспоминаний Зеркалий Марии Федоровны.

Она в 1931 году из Украины переехала в заснеженную Сибирь.

Ее работа в тылу началась с уроков езды на тракторе СТЗ – «НАТИ». И через 3 дня она стала работать самостоятельно. Много лет ей пришлось просидеть у штурвала трактора, до апреля 1946 года. Мерзли руки, стыли ноги, постоянно не досыпали, но знали что это все для победы.

Весь день проходил в поле, а ночью возили зерно на ток. А потом еще приходилось ремонтировать трактора. Везде она успевала, а ведь была еще и домашняя работа.

Стихотворение Владимира Абросимова

Да, были, как века, мгновения.

Об этом тяжко вспоминать

-Хватило б только сил, терпения,

-Чуть слышно повторяла мать.

Когда заря еще дремала

И крепко спали петухи,

Она, ослабшая, вставала

На ошалелые гудки.

Ей было двадцать семь неполных.

Внося сибирскую метель в избу,

Она валилась помню,

Едва раздевшись на постель.

Уставши за день несказанно,

Она шептала, как вчера:

-Успеть бы, отдохнуть мне за ночь,

-И затихала до утра.

Мне только после ясно стало:

Им, женщинам, таким, как мать,

«Упорным» сердце приказало

В тылу Отечество спасать.

Летом 1943 года началось движение комсомольско-молодежных бригад за присвоение звания «фронтовая бригада». Это было очень почетное звание. В документах говорилось: «Называться фронтовой – это значит работать в тылу так, как бойцы сражаются на фронте; это значит все силы, все знания, все умение отдавать производству, выжимать из техники все, что она может дать».

Вязание варежек для советских бойцов

В Новосибирске первой это звание завоевала бригада Шуры Калинкиной с завода имени Чкалова.

«…Первое время Шура Калинкина работала в одиночку. Затем она стала недовольно такой работой и решила организовать бригаду из четырех человек. Работа у них пошла лучше и бригада начала выполнять норму на 400-500 процентов. По вечерам, когда рабочий день был завершен, молодежь часто собиралась вместе, чтобы рассмотреть итоги дня, обменяться опытом.

Почин Шуры Калинкиной подхватила молодежь всего завода. Из года в год в комсомольско-молодежных бригадах росла производительность труда.

За 1944 г. она увеличилась в 2,5 раз. К маю 1945-го звание «фронтовых» было присвоено 1775 бригадам города.

В госпитали и больницы были привлечены домохозяйки, пенсионеры, студенты. Они мыли, убирали, стирали, писали письма. Вязали перчатки, шарфы, варежки, носки собирали посылки на фронт. Донорами тоже были женщины.

Большим испытанием явилась война для женщин нашей страны, которые не только перенесли горечь утраты, родных и близких, но и прошли все тяготы

и невзгоды фронтовой жизни. Женщины, работавшие в тылу страны, вынесли на своих плечах основную тяжесть туда на производстве и сельском хозяйстве.

Героический труд не раз отмечался высокими наградами. В годы войны было награждено много тружеников тыла, в том числе:

-Орденом Ленина

-Орденом Трудового красного Знамени

-Орденом «Знак Почета»

27 миллионов наших людей – мужчин, женщин, детей – унесла война. Но мы должны о них помнить! Пусть наша память всегда хранит былое.

Мы поздравляем вас, женщины, с Великим днем! С днем Победы!

Чипигина Варвара

Работа про тружеников тыла села Новониколаевка, Яйского района.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Взрастило вас время войны»

Работа на III районную научно-исследовательскую конференцию

«Первые шаги в науке

Чипигина Варвара

Ученица 3 класса

МБОУ «Новониколаевская школа»

Научный руководитель:

Мирошникова Надежда

Александровна,

Учитель начальных классов

МБОУ «Новониколаевская

Школа» »

с. Новониколаевка, 2015 г.

Введение ……………………………………………………………………………. 3

Глава1 . Д ети-войны - труженики тыла …………………………………………..4

Глава 2 . Нелёгкие годы военного детства … .…………………………………...5

Заключение ………………………………………………………………………8

Литература ………………………………………………………………………..9

Приложения ……………………………………………………………………...10

Введение

Наша страна готовится к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Это было самое жестокое и ужасное испытание, выпавшие на долю русского народа в 1941 – 1945 годах. Война не щадит ни взрослых ни детей. Она унесла миллионы жизней, погубила миллионы талантов.

Мы, дети сегодняшнего времени, мало знаем о событиях Великой Отечественной войны. Нет семьи которой не коснулась бы война.

Я никогда не спрашивала у своего деда о его детстве и ничего не знаю о прабабушке и прадедушке. И не знаю о том как жили люди в это время. Я думала, что дети и война – два слова не должны стоять рядом. И была потрясена, услышав рассказ экскурсовода нашего музея о детях, которым во время войны было по 7 - 10 лет, а они наравне с взрослыми трудились на заводах, полях, фермах. Они были ещё слишком малы, чтоб держать оружие в руках, и их, конечно, не брали на фронт, но они оказывали большую помощь взрослым в тылу. Своим посильным трудом старались приблизить победу. Мы говорим – это «дети войны».

У каждого из них своя война, свои подвиги, своя история. Хочется больше узнать и рассказать об этих людях, которые внесли неоценимый вклад в Победу над фашизмом, работая в тылу.

Тема моей работы « Взрастило вас время войны».

Цель работы: Узнать о жизни детей во время Великой Отечественной

Войны.

Задачи:

Изучить исторические источники, посвященные жизни детей в годы

Великой Отечественной войны.

Выявить, кого называют «Труженик тыла».

Собрать и записать воспоминания моих односельчан, которые имеют статус «Труженик тыла»

Пополнить экспозиции в школьном музее;

Объект проекта: Жизнь детей в годы Великой Отечественной войны.

Предмет проекта : Жизнь детей в годы Великой Отечественной войны проживающих в селе Новониколаевка.

В качестве гипотезы можно высказать предположение, что судьба моих земляков неотрывно связана с судьбой страны.

При выборе методов исследования использовала встречи и беседы с тружениками тыла, изучала архивные материалы.

С каждым годом становится все меньше и меньше тружеников тыла, и если сейчас не записать их воспоминания, то они просто исчезнут вместе с людьми, не оставив заслуженного следа в истории.

Поэтому я захотела узнать от живых свидетелей о жизни детей в годы Великой Отечественной войны.

Практическая значимость: Весь собранный материал может быть использован на классных часах. Он будет передан в школьный музей.

Учебно-исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава 1 Дети-войны - труженики тыла

И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война.

Тот далекий 1941 год самый трагический, но и самый героический в многовековой истории нашего Отечества.

Кровь и боль, горечь потерь и поражений, гибель родных, людей, героическое сопротивление и горестный плен, самоотверженный труд в тылу. Весь народ - и стар, и млад, встали на защиту своей Родины.

У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют сегодняшних 70 – 80- летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. С самого начала войны наравне с взрослыми работали и дети. Дети встали к станкам на фабриках и заводах, заменив ушедших на фронт мужчин. Школьники собирали варежки, носки, теплые вещи для солдат, помогали раненным в госпиталях, собирали лекарственные растения, отправляли подарки на фронт, писали письма солдатам, чтоб поддержать их боевой дух. Таких мальчишек и девчонок, которые помогали взрослым в годы войны, было много.

В сёлах надо было обрабатывать поля, чтоб был хлеб. А лошадей не было и тогда женщины, и дети впрягались в плуг и пахали землю, чтоб посадить и вырастить хлеб для фронта. Они знали, что голодный солдат не победит.

Холодной зимой детям приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам, сестрам, бабушкам. Кто помогал на фермах, кто в поле. Огромными были нормы выработки на полях, где трудились мальчишки и девчонки, тысячи гектаров скошенного хлеба, тысячи связанных снопов, тысячи намолоченного зерна.

Дети, понимали, что могущество нашей армии состояло из связи фронта с тылом. Не будет у солдата одежды, продовольствия не сможет он воевать.

Я не могу себе представить, что дети, такого же возраста как я, работали наравне со взрослыми.

Родина высоко оценила подвиги детей, которые во время войны трудились в тылу. Сразу же после окончания войны десятки тысяч тружеников промышленности, сельского хозяйства, культуры были удостоены памятной медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Им присуждено звание «Труженик тыла». (Приложение 1)

Именно они дети-войны - труженики тыла, получили свою первую награду за помощь в восстановление разрушенного хозяйства, за восстановление дорог, городов, сёл. Воспитанные трудом и доблестью, они рано взрослели, заменяя погибших родителей своим братьям и сестрам.

Вывод: Героический труд всех, включая детей, способствовал победе над врагом.

Глава 2 Нелёгкие годы военного детства.

Тем, кто родился после войны, сложно понять то, что пережило военное поколение. Можно только прочитать или послушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили. Воспоминания о Великой Отечественной войне будут волновать нас и через 100 и через 200 лет. Эта тема актуальна, потому что чем дальше по времени отодвигаются от нас годы Великой Отечественной войны, тем важнее все детали, все подробности тех великих событий, о которых могут рассказать их непосредственные участники

В нашем селе есть люди, которые во время Великой Отечественной войны защищали нашу Родину от врагов и те кто работал в тылу. Самым младшим труженикам тыла было 7 - 10 лет.

В селе Новониколаевка в данное время живых тружеников тыла осталось 10 человек. Вот некоторые из тех, с кем я встречалась и беседовала о жизни во время войны. (Приложение 2)

Вот что мне поведала в своем коротком интервью Лаптева Татьяна Яковлевна «В марте 1941 года мы переехали в село Новониколаевка на постоянное место жительства. Мне в то время было 15 лет. Когда началась война отца сразу призвали в армию. Без папы очень трудно было жить.

Мама все время была на работе, все работы выполняли женщины. В колхозе землю пахали на лошадях и их очень берегли. А дома свой участок люди пахали сами: собирались женщины и впрягались в плуг и тащили его. Так пахали по очереди: сначала у одного, потом у другого, и так далее. Жили дружно.

Потом получали зерно, мололи его сами на мельницах и пекли хлеб в печах своих. Зерна было мало, поэтому хлеб пекли с травой». Детьми ходили на луга и собирали головки от клевера, лебеду, дикий лук, щавель, копали луковицы саранок. Маленькие дети в основном пасли скот, иногда боронили, возили навоз.

Во время войны работала в колхозе «Путь Сталина», на ферме по 1943 год. В 1944 году на лесозаготовках на Чёрном озере. В 1945 году работала уже бригадиром 1-ой полеводческой бригады вплоть до 1946 года. Сейчас на заслуженном отдыхе. (Приложение 3)

Родился 10 августа 1931 года. В семье колхозника. Мать и отец были простые люди. В семье было трое детей - старший брат, Иван и сестра, младше его на 8 лет. Брат, Ивана Григорьевича, до войны был в армии, там заболел, вернулся больной - инвалидом и в 1946 году умер. Отец, Ивана Григорьевича, работал в колхозе на заготовке сена. Вот что вспоминает Иван Григорьевич: «Косить ездили в с. Тёплую речку Ижморского района и меня отец брал с собой на целое лето. Вот там и узнали, что началась война. Осенью 1941 года отца забрали на войну. Когда война началась мне тогда было всего10 лет все работы приходилось делать. Учиться было некогда. Надо работать. Начиная с весны боронили верхом на лошадях, летом трудились на покосе сено косили, гребли, складывали, волокуши возили.

На покос ездили далеко за Ижморку и жили там неделями, после жатки связывали снопы и возили в скирды, а после уборки пахали зябь. Зимой молотили эти снопы, а ещё ездили на заготовку леса на озеро Чёрное. Там была проложена железнодорожная узкоколейка, по ней проходил маленький паровозик, который работал на дровах, с вагонами мы нагружали его лесом и он отвозил на берег реки Золотого Китата. Весной нас посылали на сброс леса в реку. Все работы делали в основном на лошадях, а их надо было ещё накормить и напоить. Потом и дома матери помочь - воды с речки наносить, дров раздобыть и много ещё чего. Было очень тяжело и трудно. Были ещё детьми хотелось и поиграть, но сил уже не было. Осенью 1944 года пришла похоронка на отца. Нелегкими были наши детские годы во время войны». (Приложение 4)

С большим желанием ждал победы. В день Победы,9 мая 1945 года, был на работе, боронил. В поле пришёл бригадир и сказал, что война закончилась. Победа! Им дали один день выходной, а до этого выходных не было. В 1951 году Ивана Григорьевича забрали в армию, вернулся и до сих пор живёт в нашем селе.

Ромашова Наталья Васильевна родилась в 1921 году. Во время войны жила в селе Ломовица Мальцевского с/с. Она вспоминает: «В войну почти всех мужиков из деревни забрали на фронт. Остались старики, женщины и дети». Наталья Васильевна, как и все женщины в годы войны, трудилась в тылу. Ей было тогда 20 лет. Днём все женщины, старики и дети работали на полях. В ручную жали серпами рожь, вязали снопы, скирдовали, «сложкой» молотили снопы, сеяли лён, пололи на полях сорняки, а ночью работала пасечником. Как и во всей России в годы войны в Ломовице люди голодали. Всё, что убирали с полей, отдавали государству. Работающим выдавали в день по 200 грамм хлеба. Оставшуюся на полях картошку собирали тайком и пекли из неё лепёшки. Работала до самой пенсии в колхозе «Победа». За свой труд во время войны и после войны получила орден «Знак почёта» и медаль «Ветеран труда». Сейчас проживает в селе Новониколаевка. (Приложение 5)

Дубинин Михаил Яковлевич учился в Новониколаевской начальной школе, закончил всего 3 класса, учебе помешала война. Он говорит, что дети работали много. После работы ели хлеб, мороженную картошку, пили чай из морковки. Даже очистки от картошки не выбрасывали, а использовали для приготовления оладий. В 10 лет уже ходил в помощниках тракториста, а в 14 лет сам сел на трактор. Пахали день и ночь, без выходных, пока не закончилась страда. Спали по четыре часа в сутки.

После уборки урожая, Михаил Яковлевич первый раз получил на трудодни зерна. Мама плакала от радости, все гладила его по голове и приговаривала: «Совсем ты взрослый стал». Детство поглотила война, юность – послевоенная разруха и голод». Служил в армии, участвовал в Параде Победы на Красной площади.

Награждён медалями и знаком «Труженик тыла». (Приложение 6)

Гунько Матрёна Яковлевна вспоминает, когда н ачалась Великая Отечественная война стали забирать мужчин на фронт. Остались в деревне старые и малые. Жизнь стала тяжелой. Собирать урожай было некому. Дети работали наравне с взрослыми. Все таскали снопы, молотили цепами, хлеб собирали и почти весь сдавали государству. Работали доярками. Коров доили вручную.
Было голодно, хлеба не было, собирали в полях мерзлую картошку, варили щи из лебеды.

Мой дедушка , Чипигин Михаил Яковлевич, в о время войны был маленьким и воевать ему не пришлось. Но воспоминания о том, как плохо им жилось тогда, как приходилось работать для фронта и для победы, как ждали весточки с фронта от родных, а после и возвращения фронтовиков домой, - это он запомнил на всю жизнь. В семилетнем возрасте мне пришлось уже работать, ходил помощником пастуха. После войны деду было 10 лет, а он уже работал на лошади. Приходилось заниматься боронованием почвы, вывозом навоза, развозом сена.

Мою бабушку зовут Чипигина Майя Дмитриевна. Она на фронте не была. Когда началась война, ей было всего лишь 4 года. Но она уже трудилась в колхозе: собирала колоски в полях, картошку. Она говорит, что всем было очень трудно. Всегда хотелось, есть, а кушать было почти нечего, потому что все отправляли на фронт для победы.

Теперь по рассказам своих односельчан я знаю, как приходилось трудно людям не только на фронте, но и в тылу во время Великой Отечественной войны.

Я слушаю и понимаю – такое не забудется никогда. Эта память священна и вечна. Мужество и героизм людей, которые приближали Победу, не имеют срока давности. Рассказы тружеников тыла, как далёкое эхо войны, напоминают нам: война была, но не дайте ей повториться!

Вывод: Всех тружеников тыла объединяет одинаковое прошлое: постоянное чувство голода, недосыпание, непосильный детский труд и вера в победу.

Заключение

Все дальше в прошлое уходят годы Великой Отечественной войны, все меньше и меньше остается в живых свидетелей тех страшных событий. И тем дороже для нас воспоминания детей войны. Их имена мы не найдём ни в одной книге. Но запомнить мы их должны.

Какое сердце не обожжет память огненных лет, ставших суровым испытанием для миллионов советских ребят, которым нынче уже за семьдесят. Это они самоотверженно трудились в тылу, помогая фронту всем, чем только было можно. За годы войны отгружены тысячи центнеров хлеба, мяса, молока, шерсти и других продуктов сельскохозяйственного производства.

Труженики тыла внесли весомый вклад в общее дело победы над фашизмом. Не только героизм и отвага солдат, но и тяжелый, порой изнуряющий труд в тылу во имя победы помогли выстоять нашим дедам и прадедам в этой страшной и жестокой войне, унесшей миллионы жизней. Дети войны верили в победу и, как могли, приближали ее, они верили в светлое, счастливое будущее.

В ходе работы я познакомилась с тружениками тыла нашего села. Встречаясь с ними, я поняла, что многим из них очень тяжело вспоминать о тех страшных годах. Они как бы заново переживают то время. Ведь многие из них потеряли на войне своих самых родных и близких людей.

В результате своей работы я пришла к следующим выводам:

1. Труженики тыла внесли весомый вклад в победу над фашизмом.

2. Их большая часть - женщины, старики и дети с 7-летнего возраста.

3. Они строили объекты, занимались сельским хозяйством, перевозкой грузов, выпуском оружия для фронта и т д.

Проделанная работа помогла понять, что военное детство наших прабабушек и дедушек было очень трудным, Они отдали своё детство, за то, что мы с вами сегодня имеем.

Жива еще в потомках память
Тех героических времен –
Всем труженикам тыла
Низкий наш земной поклон!

Литература

1. Алексеев, С.П. Книга для чтения по истории нашей родины [Текст].- М.: Прсвещение,1996.-214с

2. Лаврина, В.Л. Великая война [Текст]/ В.Л Лаврина // История Кузбасса в рассказах для детей от древних веков до наших дней.- Кемерово: Кузбасс, 2004- С. 68 - 74

3. Шуранов, И.П. Трудный хлеб деревни [ Текст]/И. П. Шуранов// Кузбасс: всё

Для фронта.- Кемерово: «Скиф», 2005 -. С195 - 211

4. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс] Википедия

Труженики тыла в годы великой отечественной войны

Https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BC 11.2013 г.

Воспоминания и фотографии и документы из личных архивов:

1.Красношлыкова И.Г

2. Лаптевой Т.Я

3. Дик И.Я

4.Гунько М.Я

5. Чипигина М.Я

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Лаптева Татьяна Яковлевна

Приложение 4

Красношлыков Иван Григорьевич

Приложение 5

Ромашова Наталья Васильевна

Приложение 6

Дубинин Михаил Яковлевич

Приложение 7