Какой народ живет в карелии. Коренные жители Карелии — кто они? Коренные жители Карелии

Сообщество

Карелы

Terveh! Terveh teile! - Здравствуйте!

Происхождение этнонима

Этноним карелов - карьялайзет. Собствено карелы - карьялани, приладожские - лигвиляйне, ливвикей, ливвики, прионежские - лююдилайне, лююдикей, людики.

Места проживания

Карелы - коренное население Республики Карелия. Живут также в Тверской области (тверские и верхневолжские карелы), Ленинградской, Мурманской и других областях России. Карелы проживают на Украине, в Белоруссии и Эстонии.

Историческая справка

Карелы сформировались на основе аборигенных племён Южной Карелии и юго-востока Финляндии. На рубеже I-II тысячелетий нашей эры предки карелов населяли северное и северо-западное побережье Ладожского озера. В начале XI века началась миграция карелов на Север, на территорию новгородской земли. Примерно в XII веке древние карелы упоминаются в русских летописях, скандинавских сагах

Статистические данные

По переписи 2002 года в Российской Федерации проживает 93344 человека.

Религия

Карелы исповедуют православие. Из летописных сведений известно, что в 1227 году князь Ярослав Всеволодович «крести множество карел». У карел сохранялись элементы язычества: поклонение стихийным силам природы (ветру, дождю, граду, молнии), вера в очистительную силу огня, подчинение жизненного цикла фазам луны.

Язык

Карельский язык принадлежит финно-угорской группе уральской семьи. Наиболее близки языку карел языки таких народов как вепсы, ижора, водь, эстонцы, финны, ливы. По мнению языковедов, из языка-основы (древнекарельского языка) возникли ижорский язык, восточно-финский диалекты финского языка.

В карельском языке, прошедшем длительный путь исторического развития, имеются летто-литовские, или балтийские, германские, славянские заимствования. Основные диалекты: собственно карельский, ливвиковский, людиковский. Распространён также финский язык.

Письменность

Краткий разговорник

Jiagia tervehekse! - До свидания!
Passibo! Kiitos! - Спасибо!
Huvia paivia! - Добрый день!
Prostikkua! Andakkua andiekse! - Извините!
Pagizettogo omua kiedu? - Вы говорите по-карельски?
Da- Да.
Еn - Нет.
Leibu suolu suojile ! - Приятного аппетита!

Энциклопедия быта:

Национальный костюм

Древнекарельский женский костюм состоял из длинной юбки, нередко окаймленной узорчатой тесьмой, льняной рубахи, отделанной тесьмой с серебряными нитями, передника, украшенного по подолу спиральными нитями, и головного платка, крепящегося к волосам красивыми застёжками.

Широкое распространение имели различные украшения - подвески, медальоны, фибулы.

Женский наряд дополняли ножи с медными орнаментированными рукоятями в ножнах, которые прикреплялись к одной из нагрудных цепочек.

Мужчины носили шерстяные или льняные рубашки, которые у ворота скреплялись маленькой застёжкой. К поясу, обычно кожаному, с железными или бронзовыми пряжками, привешивались нож в чехле, огниво, брусок. В конце??? - начале?? веков традиционная одежда карел отличалась от севернорусской только деталями.

Кухня

Любимая пища карел - свежая уха, пироги из рыбы. Повсеместно заготавливалась впрок солёная, вяленая, сушёная рыба.

При всей важности рыбы, основу пищи с давних времён всё же составляли зерновые продукты. Хлеб круглой формы выпекали из ячменной, ржаной и овсяной муки. Большой популярностью пользовались каши - перловая, ячменная, гороховая, толокняная, овсяная. Самое широкое распространение у карел получили калитки (открытые пироги), начинённые ячневой, пшённой крупой, картофельным пюре. Колобы, сканцы, косовик, рядовик, постные пироги - традиционные блюда воскресных и праздничных столов.

Значительное место в питании карел занимало молоко и молочные продукты - масло, сметана, простокваша, топлёное молоко.

Любимый напиток карел - чай.

Поселения и жилища

Для карельских поселений характерно прибрежное (озёрное или речное) расположение деревень с двумя основными типами расселения: гнездовым и разбросанно-хуторским.

Из множества разновидностей селений наиболее распространенными были деревня и погост. Формы поселений (их планировка, ориентация фасадов домов), в основном трёх вариантов: беспорядочная, характерная прибалтийско-финским народам, прибрежно-рядовая, когда расположение домов определял ландшафт местности, и уличная, возникшая в 19 веке и связанная с появлением сухопутных дорог. Характерными особенностями жилища карел являлись значительная высота сруба дома (от 14 до 21 венца) и «монолитность», то есть соединение под одной крышей жилья для семьи и построек для скота.

Занятия и промыслы

Карелы издавна занимались земледелием, животноводством, различными домашними промыслами и ремёслами.

Основное занятие - земледелие (пашенное и подсечное). Карелия считается классическим регионом подсечного земледелия. Кроме ячменя, ржи и овса в средней и южной Карелии сеяли пшеницу. Повсеместно выращивали репу, редьку, лук, горох.

Издревле карелы занимались и животноводством: держали коров, низкорослых лошадей, грубошерстных овец, в южной и средней Карелии - свиней, в небольшом количестве кур.

К традиционным занятиям карел относится бортничество, курение смолы и дёгтя.

Социальный институт

У карел была распространена соседская община. Долгое время сохранялась большая семья из трёх-четырёх поколений родственников.

Фольклор:

Орнамент

Приметы

Песни и танцы

Эпические и лирические песни, заклинания, причитания, обрядовые песни исполнялись в строгом соответствии с жизненными обстоятельствами.

Особое место в фольклоре карел занимают эпические песни (руны).

Ёйги - раздольные мелодии, посвящённые любовным похождениям молодых парней.

Народные танцы - «танху» - можно разделить на три группы: бытовавшие в Южной Карелии, Приладожской Карелии и Беломорской Карелии.

На карельские танцы оказали влияние танцы соседних народностей. Под калевальские, лирические и эпические песни танцевали в кругу, шеренгой и парами. Под песни на рифмованные стихи водили хороводы. Для карельских народных танцев характерна свободная импровизация в ритме музыки. Почти все карельские танцы основаны на шаге, пробежке, или на «парадном» шаге.

Характерен лаконизм: в танцах нет ничего лишнего. Повторяется хорошо знакомый шаг, нет сложных фигур. Карельские народные танцы часто начинаются и заканчиваются кругом.

Декоративное творчество

Наиболее распространенными видами крестьянского бытового искусства карел издавна были вышивка, узорное ткачество, вязание. Резьба и роспись по дереву, обработка бересты и металла.

Праздники иобряды

Осенью и зимой карелы вечеряли - собирались вечером в каком-либо доме, где девушки занимались рукоделием, а парни пели и аккомпанировали. В перерывах все вместе играли в игры. Обычно, когда вечеряли, не танцевали.

Среди семейных обрядов относительно несложной была родильная обрядность, в которой преобладали санитарно-гигиенические и религиозно-магические ритуальные действия. В соответствии с народными представлениями обеспечить здоровье и благополучие новому потомству стремились задолго до самих родов. Для этих целей свадьбу и первую брачную ночь приурочивали к новолунию.

Беременной женщине запрещали стричь волосы, чтобы не укоротить жизнь ребёнка, смотреть в зеркало, чтобы он родился красивым. Будущую роженицу оберегали от испуга, советовали ей избегать ссор, запрещали ходить на кладбище и т.д. Приближение родов скрывали даже от близких родственников, боясь дурного глаза и «порчи».

У карел распространён обычай обрядового выгона скота в день Егория (23 апреля) - покровителя скота. Хозяйка дома в шерстяных рукавицах скот выводила так, чтобы животные переступали через кочергу, давала им кусочек пресной лепёшки, испечённой в великий четверг, и произносила специальный заговор. Праздники с жертвоприношениями животных (баранов, бычков, тёлок или овец) устраивались в июле-августе. Они, по верованиям карел, обеспечивали прирост скота, обильный урожай, отводили от общины угрозу засухи и эпидемий на животных.

Мифы и предания

Карельский эпос один из самых архаичных в мировом фольклоре. К ценнейшему фольклорному наследию карел принадлежат эпические руны.

Перечислим основные эпические сюжеты:

1) возникновение мироздания из яйца морского ястреба или утки;
2) кузнец Ильмаринен выковывает небосвод;
3) состязание Вяйнямейнена и Ёукахайнена в пении и силе магических заклинаний;
4) рождение огня;
5) рождение железа;
6) руна об изготовлении Сампо;
7) руна о Большом дубе;
8) освобождение солнца и месяца;
9) рождение медведя;
10) погоня за лосем; и т.д.

Калевала - один из немногих величайших памятников человеческого Знания, дошедших до наших дней. Калевала стоит в одном ряду с такими текстами, как Дао - Дэ цзин, Библия, Веды, Авеста, Коран. Это сконцентрированная мудрость северных народов, воплощённая в эпосе. Читать её и понимать - значит познавать код бытия наших предков.

Лённротовской Калевале всего 150 лет. За эти годы она была переведена на 45 языков. По утверждению исследователей, этому произведению не менее 4000 лет и оно существовало задолго до образования карельского и финского народа. Именно земле Карелии мы благодарны за сохранение этого величайшего наследия предков. И это далеко не последняя нематериальная ценность, которую жители страны священных озёр сохранили для нас.

Чудесное рождение Вяйнямёйнена

Согласно эпическим рунам, герои Калевалы родились от чудесного зачатия. Девушка Иро расчёсывала волосы на морском берегу. Её гребень упал в море: Иро долго искала свой гребень, но нашла лишь три волоска. По поверьям, нельзя было выбрасывать или сжигать волосы - с хозяином волос могло случиться несчастье. Иро положила находку за щёку и от этого зачала.

У неё родились три сына, и дева решила не носить их к попу, а сама дала им имена.

В некоторых рунах дети сами придумывают себе прозвания. Первого стали называть Вяйнямёйненом, второго - Еукахайненом, третьего - Ильмариненом.

Певческое искусство Вяйнямёйнена - искусство заклинателя. Его песнопениями не только сотворён мир: без них «исчезнет в мире радость», и даже скот станет неплоден. Вяйнямёйнен создал также скалы, рифы, выкопал озёра, полные рыбы.

Источники:

  1. Клементьев Е.И. Этнографический очерк «Карелы». - Петрозаводск, 1991.
  2. Петрухин В.Я. Мифы финно-угров. - М., 2003.
  3. Uurali keelte sonastik. - Tallinn, 2004.
  4. «Финно-угорские и самодийские народы России»: Статистический сборник. - Сыктывкар, 2006.
  5. «Что такое Карелия»: Союз Карелии. - Helsinki, 1997.

Северный народ — карелы – немногочисленная этническая группа. Территория расселения карел сосредоточена в Карелии , Архангельской , Тверской , Ленинградской областях . Малая часть карел проживает в Финляндии . Численность уникального народа, к сожалению, ежегодно снижается и составляет около 89 тысяч человек .


Исторический экскурс

В древности карельские племена были язычными, а в 1227 году символичное крещение карельского народа провел великий князь Ярослав. Российские карелы придерживаются православия , а финские исповедают лютеранство . Национальный язык карелов относится к финно-угорской языковой группе . Местные наречия и говоры – это наследие древних племен. Особенности диалектов хорошо заметны у беломорских карелов , жителей северного Приладожья и людиков (жителей побережья Онежского озера). На территории Карелии можно выделить три основных зоны расселения жителей:

Карельский перешеек и земли Приладожья ,
Беломорье ,
территории у Онежского озера .

Земледелие здесь было развито крайне скудно, так как возделывание болотистых и каменистых почв не приносило результатов. По этой причине карелы промышляли охотой, рыболовством. Жители приморских земель добывали морского зверя. В местных лесах собирали ягоды, коренья, грибы. Пушнина пользовалась спросом у других народов, поэтому торговля морским и пушным зверем активно шла через Новгород.

Много испытаний выпало на долю этого : суровые природные условия и голод, нападения финских и шведских соседей, притеснения московскими государями. На северную Карелию претендовали и Швеция, и Московское государство. Спасаясь от захватов, часть карелов покидали свои обжитые территории. Нелегкой была судьба нации и в период большевиков. Из — за натиска и экономического бесправия вспыхнуло восстание. Карелы покинули родные земли и бежали в Суоми.

Культура карелов

Уникальное переплетение христианских традиций и древних языческих верований легло в основу самобытной карельской культуры. В зимнюю пору готовились жители к празднованию Рождества. От христианских представлений в этом празднике карелы чтили рождение Иисуса Христа, а от языческих верований – ожидание мифического существа, посланца из мира мертвых. Традиция проводить святки имеет много общего с русскими гуляниями. Молодежь поет колядки, прославляет Христа, за что получают денежные вознаграждения или сладости. Незамужние девушки осваивают таинство гадания. Ряженые гуляют по дворам и веселятся. Молодежь наряжает бычка: надевает на мужчину шубу наизнанку, а на голову большой горшок. Такого «бычка» водят по поселку. Интересен обычай «кормления козы». К чучелу животного приносят свежий хлеб и будто кормят козу. Сам хлебушек складывают в мешок, а после ритуала набранные хлеба раздаются домашним животным. Все обычаи и магические ритуалы направлены на мольбу о богатстве скота, успешном заработке, здоровье близких.

Календарные праздники(Масленица, Вербное воскресенье, Пасха, Егорьев день и другие) имеют славянские корни и отмечаются схоже с русскими традициями. Свадебные приготовления сопровождаются старинными песнями и заклинаниями. В семье невесты готовятся к ритуалу увода молодой девы из отчего дома.

Карельские шаманы с помощью колдовских заклинаний общались с духами и просили их оградить народ от бед. В домах хранились обереги, защищающие от нечистой силы. В современной Карелии шаманы воспринимаются туристами и гостями как экзотическая диковинка. А между тем, шаманство карелов – это богатый духовный пласт нации. Языческие корни легли в основу сказок и былин, народных песен и обычаев.

Бытовой уклад карелов

Кушанья северных жителей – это простая в приготовлении еда из даров холодного края. Много блюд готовится из рыбы, которой в этих краях в изобилии. Горячая рыбная похлебка – уха – готовится быстро и утоляет голод надолго. В наваристый бульон из жирной рыбы добавляют картофель, лук и крупу. Из рыбы готовят и другие блюда. В больших количествах она идет на засолку и сушку. Грибы и ягоды заготавливают на зиму, чтобы полакомиться в холодные месяца. Пользуется популярностью выпечка.

Дома построены из дерева. В таких домах всегда по-особому уютно. Местные мастера украшают дома изящной резьбой, поэтому такие жилища похожи на сказочные теремки.

В доме чтятся древние традиции: уважение к старшим, посильная помощь детей по хозяйству, обсуждение важных дел всем семейством.

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

~~~~~~~~~~~

«Лица России». Карелы. «В краю "Калевалы», 2009


Общие сведения

КАР‘ЕЛЫ (общее самоназвание Карелов - карьялайзет, собственно Карелов - карьялани, приладожских Карелов - ливгиляйне, ливвикёй, прионежских Карелов - лююдилайне, лююдикёй), народ в России. Численность 124,9 тыс. человек. Коренное население Карелии (78,9 тыс.), расселены также в Тверской области (тверские или верхневолжские Карелы - 23,2 тыс. человек), Ленинградской, Мурманской, Архангельской, Московской, Кемеровской и других областях России. Живут также на Украине (2 тыс. человек), в Белоруссии (1 тыс.) и Эстонии (1 тыс.). Общая численность 130,9 тыс. человек. Говорят на карельском языке финно-угорской группы уральской семьи. Основные диалекты: собственно карельский (средняя и северная части Карелии), ливвиковский (Приладожье), людиковский (Прионежье). Распространён также финский язык. Верующие - православные.

По данным Переписи населения 2002 года численность карелов, проживающих на территории России, составляет 93 тысячи человек, по данным переписи 2010г. - 60 тыс. 815 человек.

Карелы сформировались на основе аборигенных племён Южной Карелии и Юго-Восточной Финляндии. На рубеже 1-2-го тысячелетий нашей эры предки Карелов населяли северное и северо-западное побережье Ладожского озера. Миграция Карелов на север началась в 11 веке, в район между Ладожским и Онежским озёрами (территория Новгородской земли). С ними смешалась часть веси (смотри Вепсы), на севере Карелии в состав Карелов вошла часть саамов. Территория Карелов (корелы в русских летописях) входила в состав Новгородской республики, с 1478 - Русского централизованного государства. В 1920 на территории Карелов была образована Карельская трудовая коммуна, преобразованная в 1923 в Карельскую АССР, с 1991 Республика Карелия.


Древние Карелы (корела) упоминаются в русских летописях (впервые в 1143), скандинавских сагах, хрониках, буллах папы римского. С разложением родо-племенной организации началось развитие этнической консолидации племенных групп корелы, формирования карельской культурной общности (12-14 века). Значительное влияние на культуру Карелов оказало русское население.

Распространение пашенного земледелия (начало 2-го тысячелетия нашей эры) положило начало возникновению у Карелов комплексного хозяйства. Традиционные занятия - трёхпольное и подсечное земледелие, животноводство, охота, рыболовство, лесные промыслы, ремёсла, на севере - оленеводство. Основные сельскохозяйственные культуры - рожь, ячмень, овёс, горох, репа, редька, с начала 20 века - брюква, лук, морковь, свёкла, с 40-х годов 19 века - картофель. Держали коров, низкорослых лошадей, грубошёрстных овец, на юге Карелии - свиней. Важную роль играло рыболовство. Карелы занимались бортничеством, курением смолы, дёгтя. Со средних веков развито железоделательное производство. В горнах и домашних печах-дымницах из местных болотных руд вырабатывали железо. Известна сварная технология, ковка, художественная и горновая пайка, обмеднение, инкрустация цветным металлом, медно-литейное дело, изготовление украшений из меди, бронзы, серебра.


Традиционные ремёсла: кузнечное, оружейное, бондарное, ткацкое, вышивка, вязание, золотошвейное и жемчужное шитьё, плетение из соломы, берёсты, резьба и роспись по дереву, керамика, обработка дерева и металлов, изготовление украшений. Основной доход давали лесные промыслы - рубка и сплав леса, заготовка дров, работа на лесопильных заводах. С 18 века получило развитие отходничество, на севере Карелии - торговля вразнос с Финляндией. Современное социально-экономическое развитие Карелов определяет многоотраслевое производство (лесозаготовки, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность, машиностроение, судостроение и т.д.). Для значительной части Карелов сельское хозяйство остаётся существенной отраслью производства.

До конца 19 века сохранилась большая 3-4-поколенная семья (до 25 и даже 40 человек). Было характерно совместное владение имуществом, коллективное участие в хозяйственно-бытовых делах. В наши дни у Карелов малая семья, её средний размер 3 человека.

Селения прибрежные (речные или озёрные) с двумя основными типами расселения: преобладающим гнездовым, возникшим, видимо, на рубеже 1-2-го тысячелетий нашей эры, и разбросанно-хуторским. Формы поселений (по планировке, ориентации фасадов домов) в основном трёх вариантов: беспорядочная, прибрежно-рядовая (с 16-17 века) и уличная (с 19 века). Жилище Карелов близко к северо-русскому со значительной высотой сруба (14-21 венец) и соединением под одной крышей жилья для семьи и построек для скота. Дома украшались резными причелинами, наличниками, ажурными ветреницами, декоративными балкончиками.


В традиционной одежде преобладали северо-русские формы. Основа комплекса женской одежды: различные рубахи, сарафан (с 16 века), кофта с юбкой, платок, сорока. Мужская одежда состояла из рубахи с косым воротом, штанов с узким шагом. В Приладожье бытовал древний тип несшитой юбки (хурстут), у олонецких Карелов - юбочный комплекс. Для северных Карелов характерна женская рубаха с разрезом на спине, обувь с загнутым носком, для всех групп Карелов - шейные мужские платки, вязаные и плетёные пояса, наголенники. Обувь берестяная, кожаная, меховая, валяная.

В традиционной пище Карелов преобладала озёрная рыба (солёная, вяленая, сушёная), растительные и животные продукты, дары леса. Любимая пища - свежая уха, на севере Карелии - с мучной подболткой, на юге - с картофелем, перловой крупой. Повсеместно распространены калитки с крупяной и картофельной начинкой. Колобы, сканцы, косовики, рядовики, постные пироги - традиционные блюда воскресных и праздничных столов. Древнее блюдо - овсяные блины. Выпекали кислый хлеб-каравай, на севере и в средней Карелии - особый лепёшкообразный пресный "хлеб с дыркой". Напитки - чай, на севере кофе, иногда подсоленный, в прошлом - репный квас.


Распространено узорное ткачество, в том числе со сложными видами техники художественного тканья, вязание, соломоплетение, резное и росписное ремесло. Вышивка отличается богатым набором геометрических, антропоморфных, растительных мотивов.

В фольклоре - древнейшие эпические песни (руны), сопровождавшиеся игрой на щипковом инструменте кантеле. Карело-финский эпос "Калевала" записан главным образом в Ухтинском (ныне Калевальском) районе, насчитывает 22795 стихов. Широко бытовали лирические, обрядовые (свадебные и др.) песни, причитания, заклинания, сказки (волшебные, о животных и т.д.), пословицы, поговорки, загадки. В 19 веке появились рифмованные песни, короткие песни типа русских частушек. В северной Карелии издавна пели финские лирические, хороводные, шуточные песни, "жестокие" любовные романсы.

Е.И. Клементьев



Очерки

Что прожито - бело, что не прожито - темно

«Калевала» - вещь культовая

Карельский фольклор очень разнообразен. И главное место в нем занимают древнейшие эпические песни (руны). Они сопровождаются игрой на щипковом инструменте «кантеле». Карело-финский эпос «Калевала» записан главным образом в Ухтинском (ныне Калевальском) районе, эта книга насчитывает 22795 стихов.

«Калевала», как теперь говорят, вещь культовая. По песням этого эпоса можно почувствовать, можно увидеть, что с помощью силы слова, звука и магического заклинания человек упорядочивает мир, побеждает врагов, покоряет природу.

Не только «вековечный прорицатель» Вяйнямейнен обладал даром заклинания и магическими знаниями, но и кузнец Илмаринен.

«Словами небо он украсил, разговорами своими», - говорится в руне о выковывании неба, а также Лемминкяйнен. В состязании на пиру в Пяйвяле соперники силой слова создают животных.

Но если «Калевала» - это героический эпос, то есть у карел и эпос бытовой, семейный под названием «Кантелетар». Лучшего пособия по семейной жизни карелы пока еще не придумали, не сочинили. «Кантелетар» - это истории про то, как живут карелы, как они влюбляются, ссорятся, мирятся. Это вещь полна юмора. События в ней происходят с невероятной быстротой. И если судить о карельском характере именно по текстам, собранным в «Кантелетаре», то никакие карелы не медлительные. А наоборот, активные и стремительные. Рифмованные стихи из бытового эпоса «Кантелетар» на сцене просто поются. В начале 80-х годов прошлого века по этому произведению в Петрозаводске на сцене Финского драматического театра была поставлена пьеса. Она пользовалась необычайной популярностью в течение многих лет.

Архаические свадебные песни карелов немногочисленны. Они сохранились в беломорской и сегозерской Карелии. Обычно это песни-наставления - невесте, молодым, песни встречи двух родов. Свадебные песни могут исполняться с руническими и причетными напевами. Самые известные песни «Летел орел с востока» и «Мир ждал молодого месяца».

В свадебной традиции карелов-людиков, сегозерских карелов (в меньшей степени) к ХХ веку закрепились русские (пудожские, заонежские, свирские) свадебные песни, которые исполняются на русском, а с 30-х годов переводятся на карельский язык.

В системе жанров карельской музыкальной традиции своеобразием отличается «huhuhja» - призывы домашних животных. Сбором этого материала занимался в середине ХХ века финляндский исследователь Е. Ала-Кённи, записывая выкрики приладожских карелов и карелов Финляндии. Этот жанр имеет аналоги в эстонской женской пастушеской музыкальной традиции. Призывы исполняются только женщинами или девушками-пастушками. Текст импровизационный, функциональный, ритмика свободная, звукоряд выкриков неустойчивый, тесситура звучания постоянно повышается как в структуре в целом, так и на отдельных ее участках.

Широкое распространение в ХХ веке получила традиция частушек. Она сформировалась на основе карельских luhutpajot (коротких песенок) с медленным, протяжным напевом; русских частушек, рунических песен и песен городской традиции.


Карельские загадки впитали в себя многовековую народную мудрость, крестьянскую хитрость, северную основательность. В загадках таятся неожиданности, оригинальные и необычные аналогии, эротический юмор. Многие древние загадки так затемнены, что путем логического умозаключения их не разгадать. Надо их просто заучить наизусть и не забывать. Интересно, что сами карелы знают толк в загадках и умеют щелкать их, как орехи.

В карельских деревнях до сих пор живут люди, знающие сотни загадок, пословиц, баек.

Загадки обычно загадывают женщины, мужчины сами загадывать не соглашаются, но подсказывают «Загадай о рукавице…», явно намекая на двусмысленность загадки. Издавна удобным временем для загадывания считалось утро, вечером загадки были запрещены - боялись прихода «хозяйки загадок». Если человек не мог отгадать определенного числа загадок (три, шесть, девять), его изгоняли из числа присутствующих.

Многие карельские загадки сочинялись на грани дозволенного. Еще чуть-чуть, еще немножко, и они бы воспринимались как непристойности. Но в том-то и состоит мастерство загадывающего, что он эту грань не переступает. Слегка пощекотать воображение отгадывающего легкой эротической щекоткой, это возможно, это допустимо. А культивировать явные пошлости - недопустимо. Но порою, войдя в раж или заигравшись, эту тонкую грань «мастера загадок» все-таки переходили. И винить их за это не надо. Это сейчас сексуальная литература вполне доступна. Ее просто много. Хочешь - читай Фрейда. Хочешь - справочники попроще, да еще и с иллюстрациями. А в те далекие времена карелы именно через загадки получали реальное представление о «мужском и женском», о взаимоотношениях между различными полами.

Вот несколько примеров относительно невинных, как бы эротических, загадок, но на самом деле абсолютно не эротических. Тот, кто загадывает загадку, просто направляет наше внимание по ложному следу…

Девица одевается в тысячу платьев, а зад открыт. (Курица).

Качается, трясется, за мясо держится. Серёжкав ушах).

Мужик на печку поднимается, палка сзади висит. (Кот хвостатый)

Вор в чулан заходит, котомки на пороге оставляет. (Совокупление).

Не лишним будет добавить, что эти загадки были привезены из Олонецкойгубернии в конце века известным писателем Николаем Лесковым.


День и ночь в Карелии

В последнее время актуализировались споры о двух типах культуры - о жаворонках и о совах. Действительно, есть люди, которые ориентированы на дневное бытие, на технический прогресс, на рациональные способы освоения мира. И есть те, кто тянется к «ночной жизни», в которой преобладает интуиция и иррациональные формы познания.

Так вот, ночная составляющая в карельской культуре велика, значительна. По мнению некоторых исследователей, колдовство и магия занимают в культуре карел исключительное место. Многие предметы у карел считаются магическими. Например, ртуть, зубы и когти тотемных животных, цвет ржи, кусочек кожи с вырезанной на ней пятиконечной звездой (пентаграмма - знак-оберег у многих народов мира). Чтобы уберечь новорожденного от сглаза, кусочек его пуповины зашивали в кожаную ладанку. Ребенок ее носил. Считалось, что помогает.

Мы бы не стали так уж однозначно тягу к магии и к символике относить к ночной жизни. Но факты - упрямая вещь. У карел существовали запреты рассказывать сказки летом и днем. Сказочнику нужна темнота, чтобы он мог видеть в своем воображении то, о чем идет речь, и вызвать подобные впечатления у слушателей.

Именно в сумерках и ночью в сказке происходят самые важные события. Сказка выполняла защитную функцию, так как, согласно представлениям карел, рассказанная сказка образует вокруг дома обереговый, охранительный «железный» обруч, защищающий от вредоносного воздействия злых духов. Волшебные сказки больше распространены на севере Карелии. В северных сказках ощутимо родство с песенной эпической традицией. «Ночное» ярче проявляется в культуре именно северных карел, что, вероятно, связано с суровым климатом.

На юге были популярнее сатирические и бытовые сказки. С ясным и светлым содержанием. Одну из таких сказок мы и расскажем.


Как один парень царя проучил

Жил в далекие времена один царь. Очень любил он слушать сказки. По всему государству искали царские слуги сказочников для царя, - царь требовал каждый день новую сказку. А если ему рассказывали такую, которую он уже слышал однажды, он приказывал сказочника казнить. А как было узнать, слыхал он эту сказку или не слыхал?
Бывало, как только начнут ему во второй раз знакомое рассказывать, так царь сейчас же распоряжался отрубить рассказчику голову.

И вот пришел день, когда уже не осталось в этом царстве сказочников, которые решились бы выступить перед царем. А царь из себя выходит, кричит на слуг:
- Доставайте мне сказочника, откуда хотите! А не то всем вам конец!

Мечутся слуги, себя не помнят. И вдруг является во дворец какой-то незнакомый парень.

Пришел, с царем поздоровался и говорит:

Хочешь, царь, мою сказку послушать?

А царь и рад-радёшенек. Торопится, в рот парню смотрит.

Давай, давай, рассказывай скорее! И усаживает его подле себя в мягкое кресло.

Парень царю говорит: - Ну, слушай. Такую сказку ты еще, верно, не слыхивал. Было это давным-давно, когда мой дед и твой дед вместе сарай строили. Такой был длинный сарай, что если бы в нем бревно протянуть - белка за целый день не смогла бы от конца до конца проскакать. Вот это был сарай! Ты про такое не слыхал?

Нет, не слыхал, - царь говорит, - а что дальше было?

Наутро опять приходит. Царь его опять рядом с собой усаживает, торопит:

Так вот, - говорит парень, - твой дед и мой дед в этом сарае быка вырастили. Такой был бык, что ласточке целый день лететь нужно было, чтобы с одного рога на другой перебраться. Ты про такого быка слыхал?

Нет, - говорит царь, - не приходилось.

А не слыхал, так на сегодня и хватит, - говорит парень. И опять ушел.
«Хитрый ты парень, - думает царь, - а только я все равно тебя перехитрю. Быть тебе, как и другим, без головы!»


Созвал он всех своих придворных и говорит:

Когда завтра этот парень снова рассказывать начнет, вы все приходите слушать и, что бы он ни сказал, кричите: «Мы это слышали, слышали! Вот я его и подловлю».

Пришел парень и еще раз. Уселся, начал рассказывать.

Когда твой отец и мой отец по соседству царствовали, взял твой отец у моего отца в долг тридцать бочек золота. На тридцати лошадях увез. Слыхали ли вы про это?

Слыхали, слыхали! - закричали хором придворные.

Ну, раз все слыхали, так отдавай, царь, долг! - говорит парень.

И пришлось царю золотом с парнем расплачиваться. Ведь не поспоришь, коли все хором кричат, что про этот долг слышали. Велел царь своим казначеям приготовить парню золото.

Собирали, собирали, да всего десять бочек набрали, больше у царя в казне не оказалось.

Разбогател наш парень, на тройке коней от царя уехал. Поучительная сказка, как и многие карельские пословицы.

В одиночку только с кашей воевать.

Родина - земляника, чужбина - черника.

Жизнь прожить - мозоль нажить, либо на руку, либо на язык.

Даже хорошая драка не стоит плохого лаптя.

Или вот еще - просто вершина светлой народной мудрости:

Что прожито - бело, что не прожито - темно.

"Карьяла" ("Карелия") - название края, расположенного на границе России с Финляндией, в различные эпохи обозначало не совсем одну и ту же территорию. Границы многократно менялись после шведско-русских войн, и карелы в течение столетий расселились по всему краю. Карельский язык относится к северной ветви прибалтийско-финской группы финно-угорской языковой семьи, его ближайшим родственником является финский. Некоторые исследователи считают карельский язык всего лишь восточным диалектом финского языка. Недвусмысленно, однако, о статусе лингвистической самостоятельности карельского языка свидетельствует тот факт, что большая часть его носителей живет за пределами Финляндии, принадлежит к другой культурной сфере, исповедует православие, а кроме того, у карел существует своё, отличное от финнов осознание своей национальной принадлежности. Из-за большой территориальной разбросанности они говорят на нескольких значительно отличающихся между собой местных наречиях, из числа которых людиковский диалект некоторые учёные считают отдельным языком. В то время как северные карельские говоры достаточно близки к финскому, южный в значительной степени отличается от него.

По официальным данным за 1989 г., в Российской Федерации проживает 131 тысяча карел. Из них 60% - примерно 80 тыс. чел. - живёт в Республике Карелия. В Тверской области их проживает около 23 тыс. чел., в Ленинградской и Мурманской областях - 12 тыс. чел., но среди прочих народов и народностей карелы живут также в Сибири. Численность финских карел составляет около 40-50 тыс. человек.

В этногенезе карельского народа принимают участие многие этнические образования. Остатки Первых поселений на территориях последующего расселения карел восходят к VII тыс. до н. э. Начиная с IV тыс. до н. э. на эти земли с востока и юга прибывают поселенцы, внося изменения в антропологический тип местного населения. Археологическим памятником этого населения является так называемая культура ямочно-гребенчатой керамики, появление которой на этих территориях обычно связывают с приходом финно-угров. Финские и эстонские исследователи древней истории, археологи придерживаются мнения, что предки прибалтийско-финских народов уже начиная с IV-III тыс. до н. э. в большинстве своём проживали на территории своего нынешнего хабитата. Согласно традиционно принятому представлению, протофинны в середине I тыс. до н. э. достигли берегов Балтики, откуда, начиная с первых столетий I тыс. н. э., постепенно мигрировали на северное побережье Финского залива и в Карелию. К пришедшим на новую родину финским племенам обычно причисляют также и карел, которые впоследствии отдалились от прочих племен в своём языке и обычаях.

В начале нашей эры предки карел жили в окрестностях Онежского и Ладожского озёр, откуда, самое позднее в XII в., спустившись по Северной Двине, вышли к Белому морю, а на северо-западе проникли на территорию современной Финской

Карелии, к области Саволакс и на северо-восточное побережье Ботнического залива. Живших в местности между озёрами Ладога и Онега предков саамов протокарелы вытеснили на запад и север, но с течением времени часть карел ассимилировалась с вепсами. В скандинавских сагах карелы впервые упоминаются в VIII веке. Восточные славяне во второй половине I тыс. н. э. достигли соседних с карелами земель. С IX по XII вв. южная часть Карелии принадлежала к Киевской Руси, затем, начиная с XII в. постепенно попала в зависимость от Новгорода. В русских летописях Карелия (Корела) и карелы упоминаются впервые в середине XII в. Раньше, по всей вероятности, употреблявшимся по отношению ко всей совокупности прибалтийско-финских народов, термином "Чудь" могли называть и карел. В IX в. под упоминаемой в скандинавских сагах страной Бьярмией или Биармией, славившейся своими мехами и богатствами, и ее обитателями бьярмами или биармами, предположительно, могли понимать также и северных карел.

Приблизительно одним тысячелетием ранее от нынешнего времени можно датировать появление карельского народа. Начиная с XI в., в течение трёх столетий Карелин переживает эпоху заслуживающего внимание развития, которое связано с тем фактом, что, подобно другим прибалтийско-финским народам, карелы приняли в наследство от всё больше теряющих свою активность варягов важную роль в прокладывании новых торговых путей. Не было редкостью проникновение карел на территории, лежавшие к западу от них. В ходе такой военно-промысловой экспедиции они подожгли шведскую крепость Сигтуна. В эту эпоху выросла населённая карелами территория.

С XI-XII вв. усилилась деятельность новгородской православной церкви на этих землях. Эта деятельность достигла своей кульминационной точки в 1227 г. при князе Ярославе Всеволодовиче, когда, по свидетельству летописцев, началась насильственная христианизация местных жителей. Начиная с XIII в. и в Швеции возрастает интерес к карельским землям. Шведы, объявляя крестовые походы, оккупировали всё больше финских территорий, и постепенно началось их соперничество с Новгородом за земли карел. С этих пор русско-шведское противоборство стало означать для карел постоянные не прекращавшиеся военные столкновения и разрушения. На продвижение шведов к востоку от побережья Финского залива Новгород ответил тем, что после неудачного карельского бунта 1278 г. он присоединил к себе Карелию юридически. К этому времени восходят магические заклинания на карельском языке написанные на бересте и найденные в Новгороде, которые одновременно являются древнейшим письменным памятником прибалтийско-финских языков.

Швеция организовала три крестовых похода для завоевания карельских земель. К 1239 г. в качестве опорного пункта и плацдарма шведских завоеваний была заложена крепость Виипури (Выборг). За этим последовали 30 лет непрерывных военных стычек, в ходе которых обе стороны постоянно опустошали и разоряли Карелию. Долгой войне положил конец Ореховский, или Ореховецкий, 7 мир, который был заключён в 1323 г. На основе действовавшего в течение почти двух с половиной столетий договора граница пролегала по Карельскому перешейку, деля его пополам, тянулась на север и северо-запад до самого конца северо-восточного побережья Ботнического залива. Таким образом, граница рассекла надвое заселённые карелами земли и стала важным, разделившим две культуры, рубежом. Город Винпури (Выборг) сделался центром Западной Карелии. Большая часть Карелии по-прежнему относилась к Новгороду Великому. Её центром был город-крепость Какисалми на берегу озера Ладога. Карельским языком пользовались практически только к востоку от Ладожского озера, в приграничных местностях говорили на различных диалектах финского языка.

Оказавшись под властью Швеции, Западная Карелия начала развиваться быстрее, чем Русская Карелия. Шведы начали заселять более северные земли, где мирный договор 1233 г. не определил точных границ. Таким образом, в этих местах граница начала сдвигаться на восток. В XV в. в пограничных стычках финны Саволакса сражались против своих братьев-карел. Эти события переросли в русско-шведскую войну на Карельском перешейке в 1555-1557 гг. Однако заключение мирного договора не изменило границ, да и передышка, к сожалению, оказалась недолгой. Новая шведско-русская (Ливонская) война разразилась за прибалтийские территории, в том числе и за новые карельские земли. После Тайсинского мира (1595 г.) Швеция получила все населенные финнами территории. Короткий мир был опять нарушен новой войной. По Столбовскому мирному договору (1617 г.) к Швеции отошли приладожские земли, вся карельская территория и Ингерманландия (Инкери). На этих территориях шведы создали провинцию Кексгольм (Какисалми), на которой начали интенсивную кампанию по обращению населения в протестантскую (евангелисткую) веру. Начиная с 1620-х гг., вследствие непропорционально больших налогов и принудительного крещения в протестантство всё больше жителей упомянутых территорий бежало в Россию. Половина населения - примерно от 30 до 50 тыс. чел. - переселилась в местности между Онежским и Ладожским озёрами, а также на ранее опустошённые и обезлюдевшие земли Тверской губернии. И таким образом возникла так называемая Тверская Карелия, сохранившаяся до наших дней.

С начала XVIII в. Швеция постепенно утрачивает свою прежнюю роль великой империи. В Северной войне (1700-1721 гг.) Россия получила назад большую часть принадлежавшей ей в средние века Финской Карелии вместе в Виипури (Выборгом), а также Карельский перешеек и земли в окрестностях Ладожского озера. Эти последние территории позднее были названы Старой Финляндией. В следующей войне (1741-1743 гг.) вся Карелия за вычетом узкой полоски земли отошла к Российской империи.

Вторая половина XVIII в. принесла с собой расцвет экономики и культуры. Выборг стал важным торговым и культурным центром. Принадлежащее к евангелисткой церкви население также могло свободно исповедовать свою веру. На землях Старой Финляндии система раздачи земельных угодий в подарок царским фаворитам вскоре превратила местных крестьян почти в крепостных, но на более северных территориях экономика успешно развивалась. В 1808-1809 гг. России завоевала всю Финляндию и присоединила её к своим владениям в качестве самостоятельного Великого княжества Финляндского. В 1812 г. Старая Финляндия снова вошла в состав Финляндии, так что для Великого княжества вновь стали действительными границы Столбовского мира 1617 г. Центром Западной Карелии снова стал Выборг, который благодаря открытию Саймовского канала в Саимаа и железной дороги Санкт-Петербург-Гельсингфорс (Хельсинки) превратился в один из самых оживленных морских портов.

В начале XIX в. появились первые напечатанные кириллицей книги на карельском языке. Пробуждение национального самосознания финского народа благоприятно сказалось и на карелах. Изданный в середине XIX в. национальный эпос "Калевала" по большей части был воссоздан ни основе собранных в Карелин текстов. Это подвигло финскую интеллигенцию ехать на поиски своих национальных корней в Карелию. Так появился карельский романтизм, получивший название "карелианизм".

Получение Финляндией национальной независимости и образование Советской России провели четкую межгосударственную политическую и идеологическую демаркационную линию между Финской Карелией и Русской Карелией. События гражданской войны в Финляндии в 1918 г. частично затронули также Карелию и карел. Начиная с 1917г. по 1922 г. в Русской Карелии созывалось несколько народных собраний и съездов делегатов, на которых провозглашалась автономия Карелии, позже делались попытки вступить в свободное межгосударственное содружество с Финляндией, более того, некоторые села объявили о своём присоединении к Финляндии. Однако развернувшееся карельское вооружённое восстание, несмотря на помощь финских добровольцев, не достигло поставленных целей вследствие превосходства сил большевиков.

Заключённый между Финляндской Республикой и РСФСР Тартуский мирный договор восстановил границы по Столбовскому миру. В меморандуме российская сторона пообещала дать Восточной Карелии право на самоопределение (автономию). Из-за невыполнения этих обещаний Финляндия в 1923 г. обратилась в Лигу наций.

В июне 1920 г. была провозглашена Карельская Рабочая коммуна, так что восточная половина Карелии стала автономным округом Советской России, а в 1923 г. она была переименована в Карельскую АССР. В 1920-е гг. многие финны, ранее эмигрировавшие в Америку, находясь под воздействием пропаганды, вернулись и Советскую Карелию; они надеялись обрести там свою духовную родину. Многие из этих идеалистов, часто возвращавшихся в отеческие края со всеми машинами оборудованием и рабочим инструментом, нашли свою смерть в трудовых лагерях.

В 1921 г. на I Всекарельском съезде народных депутатов под давлением большевистской власти было принято решение об обучении в карельских школах финскому языку наряду с русским. Советское руководство в ожидании грядущей мировой революции ощущало необходимость получить в своё распоряжение нужное количество партработников, владеющих финским языком. В так называемой Тверской Карелии, где в начале 30-х гг. численность карельского населения (прибл. 155 тыс. чел.) превосходила количество карел, проживавших в Карельской АССР, в 1931 г. был создан собственный литературный язык на латинской графической основе, на котором могли издаваться книги, газеты и которому можно было обучать в школах. Затем в 1937 г. возможность пользоваться национальным языком была внезапно пресечена. К концу 30-х гг. вновь возникла мысль о создании карельского литературного языка на основе кириллической графики, который был бы понятен всем карелам. В спешке за полтора года были выработаны нормы этого литературного языка, в 1938-1939 гг. на нём были изданы учебники, переводы, периодика, затем в 1939 г. этим экспериментам был положен конец, и далее всё шло на русском языке.

Условия московского мирного договора, увенчавшего развязанную по советской инициативе зимнюю финскую кампанию 1939-1940 гг., снова навязали Финляндии границы, действовавшие во времена Петра Великого, под предлогом безопасности Ленинграда и его области. Всё население так называемой Возвращенной Карелии - более 400 тыс. чел. - бежало в Финляндию, где их благодаря принятым мерам и распоряжениям удалось быстро расселить на выделенной для них земле. В так называемой перманентной войне, которую Финляндия начала из-за несправедливо отнятых у неё территорий, в период с 1941-го по 1944 гг. она вернула себе упомянутые территории, но не остановилась на старых границах, а - главным образом по стратегическим соображениям, но также под предлогом близкого финно-карельского родства - заняла и большую часть Русской Карелии, где некарельское население было интернировано, были введены военные порядки и финский оккупационный режим, но вопреки немецкому нажиму не предпринимались атаки ни на Ленинград, ни на железнодорожную магистраль Ленинград-Мурманск. Советское контрнаступление началось в 1944 г. Заключённое в 1944 г. перемирие восстановило границы 1940 г. Вторая мировая война принесла карельской земле большие разрушения.

В течение XX столетия карелы постепенно превратились в национальное меньшинство на своих национальных территориях. Процент карел, проживающих в Республике Карелия, по отношению ко всему населению менялся следующим образом:

  • 1897 - 42,3%
  • 1926 - 38.2%
  • 1939 - 23.2%
  • 1959 - 13,1%
  • 1979 - 11,1%
  • 1989 - 10,0%

Уровень знания родного языка среди молодого поколения крайне низок. Всего около 50% карельского населения Республики Карелия назвали своим родным языком карельский, а, по некоторым оценкам, 90% детей в возрасте моложе 10 лет считает своим родным языком русский. Численность тверских карел, по официальным сведениям, сократилась почти до одной пятой прежнего количества, знание родного языка свойственно только среднему поколению. Помимо насаждавшее ассимиляцию советской национальной политики, а также наплыва русскоязычного населения, сопровождавшего процесс развития промышленности, в формировании негативных тенденций крайне отрицательную роль сыграло и уничтожение карельских деревень в связи с политикой укрупнения колхозов. Переселившись из деревень, потеряв связи с карельской языковой средой, многие карелы совершенно обрусели.

Начиная со второй половины 80-х гг. под влиянием гласности национальное самосознание карел усилилось, что проявилось в политической и культурной жизни на местах. После Конференции карел в 1989 г. было создано Карельское культурное общество, в 1991 г. был избран Карельский Конгресс и его Исполнительный комитет из 50 членов. В некоторых детских садах и школах можно изучать карельский язык, и Петрозаводском университете создана кафедра карельской филологии, карельский факультет имеется также в Педагогическом институте Петрозаводска. Начались регулярные радио- и телепередачи, издаются книги и учебники на карельском языке. Однако для приостановления ассимиляционных процессов необходимы соответствующие законы и материальная база, с тем чтобы у карельского народа было не только прошлое, но и будущее.

Каре́лы - народ в Российской Федерации (60, 8 тысячи человек, 2010), коренное население Карелии (45, 5 тысячи человек), живут также в Тверской области (7, 39 тысячи человек; тверские или верхневолжские карелы, переселившиеся из Приладожья в 16-17 вв.), кроме того группы карелов живут в Мурманской области (1, 37 тысячи), в Финляндии, Эстонии (1 тысяча человек). Карелы говорят на карельском языке, значительная часть карелов, кроме карельского языка, говорит на русском языке, некоторые - на финском. Карельский язык относится к финно-угорской группе уральской языковой семьи. Основные диалекты: собственный карельский (средняя и северная части Карелии), ливвиковский (Приладожье), людиковский (Прионежье). Верующие карелы - православные.

К 9 веку племена корела - предки современных карелов - населяли северо-западное побережье Ладожского озера. В 11-12 веках они освоили западную часть современной Карелии, а затем начали продвигаться на север к Белому морю и на восток в район между Ладожским и Онежским озерами, где с ними смешалась часть живших там вепсов (веси). Значительное влияние на формирование культуры карелов оказывало соседнее русское население. Первое упоминание карелов в русских летописях относится к 1143 году. Консолидация карельской народности в 12-15 веках происходила в рамках Новгородской земли. Основным занятием карелов издавна было пашенное трeхпольное и подсечное земледелие, подсобным - скотоводство, лесной промысел, рыболовство, охота; на севере - оленеводство. Из ремесел особенно было развито кузнечное дело. В июне 1920 года была образована автономная Карельская трудовая коммуна, преобразованная в 1923 году в Карельскую АССР.

В традиционной одежде преобладали северорусские формы. Женская одежда: рубахи, сарафан (с 16 в.), кофта с юбкой, платок, сорока. Мужская одежда состояла из рубахи с косым воротом, штанов с узким шагом. В Приладожье бытовал древний тип несшитой юбки (хурстут), у олонецких карелов - юбочный комплекс. Для северных карелов характерна женская рубаха с разрезом на спине, обувь с загнутым носком, для всех групп карелов - шейные мужские платки, вязаные и плетeные пояса. Обувь берестяная, кожаная, меховая, валяная.

У карелов распространено узорное ткачество со сложными видами техники художественного тканья, вязание, соломоплетение, резное и росписное ремесло. Вышивка отличается богатым набором геометрических, антропоморфных, растительных мотивов. В фольклоре - древнейшие эпические песни (руны), сопровождавшиеся игрой на щипковом инструменте кантеле. Карело-финский эпос «Калевала» записан главным образом в Ухтинском (ныне Калевальском) районе, насчитывает 22795 стихов. Широко бытовали лирические, обрядовые (свадебные) песни, причитания, заклинания, сказки (волшебные, о животных), пословицы, поговорки, загадки. В 19 веке появились рифмованные песни, короткие песни типа русских частушек.