Влияние социальных институтов. Социальные последствия инновационной деятельности Социализация личности– это

Влияние социальных институтов на социализацию личности

Определение 2

Институты социализации – это учреждения и организации, направляющие процесс социализации и оказывающие на него непосредственное влияние.

Институты социализации подразделяют на:

  • первичные институты социализации – семья, дошкольные учреждения, школа, секции и кружки для детей и молодежи, группы сверстников и т.д.;
  • вторичные институты социализации – государство и его органы, церковь, высшие учебные заведения, средства массовой информации и т.д.

На процесс социализации личности оказывают воздействие различные социальные институты:

  1. Семья. Родители – агенты первичной социализации. Семья учит правилам и нормам поведения,
  2. Школа. Обучает дисциплине, воспитывает коллективизм, уважение к старшим. В школе осваиваются культурные ценности, моральные нормы, ребенок приобретает новые знания, умения и навыки.
  3. Социальные кружки, спортивные секции. Способствуют развитию физических качеств, терпению, выносливости, чувству коллективизма.
  4. Церковь. Учит терпению, добру, справедливости и милосердию.
  5. Армия. Приучает к дисциплине. Развивает чувство ответственности, патриотизм.
  6. Средства массовой информации. Способствуют формированию определенных отношений к культурным и иным ценностям, принятым в обществе.

Влияние образовательных и культурных институтов

Определение 3

Образование – это социальный институт, который обеспечивает развитие общества в следствие структурированной передачи социального опыта в виде определенных знаний, умений и навыков.

Образовательные и культурные институты оказывают разнообразное влияние, которое заключается в:

  • адаптации, т.е. подготовке к жизнедеятельности в социуме;
  • управлении на основании принятых норм разнообразных проявлений группового и межгруппового поведения, повседневных межличностных контактов людей;
  • определении способов и порядка взаимного общения;
  • регуляции методов обмена и передачи информацией, обращения, приветствия и т.д.;
  • обучении специалистов;
  • приобщении к культурным нормам и ценностям;
  • раскрытии личного потенциала каждого человека.

Влияние экономических и политических социальных институтов

Замечание 1

Экономический и политический социальные институты оказывают наибольшее влияние на стабильность общества, его развитие как социальной системы.

Экономическая система представляет собой взаимосвязь разнообразных экономических структур, функционирование которых регулируется определенными экономическими институтами. Социальный институт охватывает только один сегмент экономики.

Институты, оказывающие влияние на экономику:

  1. Институт собственности. В его состав входит система органов социального контроля, учреждений и организаций власти, правовых и моральных норм, стандартов, ценностей, стереотипов поведения, связанных с различными формами собственности (государственной, общественной, муниципальной, групповой, индивидуальной и др.). Как социальный институт собственность является мощным средством, активизирующим и стимулирующим деятельность людей.
  2. Институт рынка. Рыночная экономика – это саморегулирующаяся экономическая система, в основе которой лежит производство товаров, их обмен в соответствии со спросом и предложениями в условиях свободной конкуренции. Институт рыночной экономики позволяет реализовать человеку свои частные интересы, обеспечивает путь к эффективному и динамичному хозяйственному развитию, создает

Развитие реального сектора национальной экономики ограничено многими макроэкономическими факторами, среди которых — изношенность основных производственных фондов и острая необходимость в инвестиционных ресурсах для их модернизации.

Под экономическим эффектом понимают полезный результат от экономической деятельности, измеряемый, как разница между денежными доходами от такой деятельности и денежными расходами на ее осуществление, а проявлением экономического эффекта для компании, имеет тенденцию к росту капитализации, является повышение ее рыночной стоимости, конкурентоспособности, прибыльности, инновационной привлекательности, кредитного рейтинга и т.п..

Социальный эффект связывают:

— со снижением заболеваемости населения;

— улучшением условий отдыха;

— сохранением природных ресурсов;

— возможностью его учета в экономических показателях — экономия расходов на лечение, проведение необходимых дорогостоящих медицинских процедур, таких как исправление прикуса у детей и т.д.;

— выплаты по больничным листам;

— созданием благоприятных условий для всестороннего развития личности;

— реализацией гражданами своих творческих сил и способностей, что выражается в сокращении тяжелого физического труда;

— увеличении свободного времени;

— повышении материального и культурного уровня жизни населения, в здравоохранении;

— повышением материального и культурного уровня жизни населения, более полным удовлетворением его потребностей в товарах и услугах;

— совершенствованием условий и техники безопасности труда, снижением доли тяжелого ручного труда;

— полезным результатом любой экономической деятельности, отражается в создании условий для удовлетворения основных социальных потребностей и целей общества.

Исследователи социальных эффектов разделяют их на личные и общественные. Личный социальный эффект имеет индивидуальный характер и проявляется в улучшении уровня жизни отдельной личности. Общественный социальный эффект не имеет индивидуального характера и распространяется на широкий круг лиц. Кроме того различают социальный эффект на микро- и макроуровне экономики.

Рост капитализации предприятия обеспечивает привлечение дополнительных инвестиционных ресурсов, расширение объемов производственной деятельности, рост доходов, от чего социальные выгоды получают, как работники компании, так и регионы и национальная экономика.

Для персонала предприятия — это рост оплаты труда, дополнительные социальные льготы и гарантии, повышение безопасности и условий труда, квалификации и профессиональных навыков за счет предприятия, изменение характера труда с тяжелой физической на интеллектуальную, творческую и т.д.. Вследствие роста доходов высоко-капитализированным компаниям растут отчисления в государственный бюджет, средства которого направляются на финансирование развития социальной инфраструктуры и социальных программ.

Кроме того социальный эффект на макроуровне проявляется в росте занятости и доходов населения, улучшении уровня удовлетворения общественных потребностей за счет товарных инноваций, способствующих повышению качества товаров и услуг, снижении экологической нагрузки на окружающую среду, рациональном использовании безопасных ресурсов, как следствие — повышение уровня и качества жизни населения. Рост прибылей компаний предполагает их частичное реинвестирования, что обеспечивает увеличение прибыли и капитализации, а потому и дальнейший рост социальных выгод за счет мультипликативного эффекта.

Положительные социальные последствия деятельности компаний способствуют развитию человеческого капитала, который, в то же время, служит главным конкурентным преимуществом отечественных предприятий и мощным резервом роста капитализации в условиях становления экономики, основанной на знаниях.

Итак, социальные эффекты, возникающие вследствие роста капитализации субъектов хозяйствования, занимающих важное место наряду с экономическими, обеспечивая положительные социальные сдвиги, основными из которых является повышение уровня, качества, безопасности и продолжительности жизни населения.

1. Поведение людей, обладающих такими чертами, как неорганизованность, некоординированность:

1) коллективное поведение;

2) паническое поведение;

3) массовое поведение.

2. Организации, членство в которых обеспечивает работников средствами к существованию, называются:

1) деловые;

2) общественные;

3) ассоциативные.

3. Передачу знаний от поколения к поколению и распространение культуры выполняет:

1) институт религии;

2) институт семьи;

3) институт образования.

4. Стремление максимально ограничить свободу подчиненных свидетельствует о:

1) попустительском стиле лидера;

3) демократическом стиле лидера.

5. Социальный институт представляет собой:

1) совокупность статусов и ролей;

2) устойчивые формы общественных отношений;

3) формы управления.

6. Обязательным признаком социальной организации является:

1) собрание людей в одном месте;

2) взаимодействие людей на основе иерархии социальных статусов;

3) системная общность.

7. Группа людей, выполняющих общественно-полезную и личностно-значимую деятельность – это:

1) компания;

2) организация;

3) коллектив.

Какой тип регламентации характерен для социальных институтов?

1) аморфный;

2) гибкий;

3) нерегулярный;

4) жесткий.

9. Функции образования – это:

1) формирование у подрастающего поколения установок, ценностей, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе;

2) воспитание людей в духе беспрекословного подчинения власти;

3) трансляция и распространение культуры в обществе (научных знаний, моральных ценностей и норм, опыта и навыков, присущих различным профессиям);

4) социальная селекция.

Какой из предложенных подходов к определению семьи является специфически социологическим?

1) семья – это малая социальная группа, члены которой объединяются в единое целое на основе общих интересов, чувств и стремлений;

2) семья – это основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей;

3) семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства.

11. Социальный институт, осуществляющий воспроизводство населения называется …

1) организацией;

2) семьей;

3) общиной;

4) сословием.

12. Правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействие между людьми, называются …

1) нормами;

2) ресоциализацией;

3) субкультурой;

4) обычаями.

13. Брак одного мужчины одновременно с двумя и более женами называется …

1) полигинией;

2) полиандрией;

3) моногамией;

4) конкубинатом,

14. Если последствия деятельности социального института препятствуют функционированию другого института, то это явление называется …

1) явной функцией;

2) латентной функцией;

3) дисфункцией;

4) девиацией.

15. Исключите из указанных вариантов определение социального института, которое, по вашему мнению, является неверным:

1) социальный институт это – организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества;

Б) реальная социальная общность, с которой индивид соотносит себя и на нормы, мнения, ценности, оценки которой он ориентируется в своем поведении;

В) исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленные на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

16. Предпосылкой возникновения любого социального института является…

1) возникновение общественной потребности;

2) наличия общественного договора;

3) возникновение социальных стереотипов;

4) государственное регулирование.

17. Правительственные учреждения, университеты – это…

1) тоталитарные организации;

2) принудительные организации;

3) утилитарные организации;

4) ассоциации.

18. Элементом социального института не является….

3) ценности;

4) знания.

19. Рождаемость ниже там, где:

1) высокий уровень и качество жизни;

2) низкая культура и образованность;

3) существует соответствующая культурная установка.

20. Какой тип семьи является преобладающим в современном обще­стве:

1) домовая община;

2) моногамная патриархальная семья;

3) нуклеарная моногамная семья.

Тема 7. Личность, общество, культура

1. Социализация личности– это:

1) освоение культуры (норм, ценностей, правил поведения и стереотипов понимания) общества;
2) перемещение индивида или социальной группы в социальном пространстве, переход из одной страты в другую;
3) совокупность больших социальных групп, расположенных иерархически по критериям социального неравенства (по доходам, уровню образования, престижу должности или профессии, обладанию властью);
4) процесс формирования устойчивых ценностно-нормативных образцов действий, посредством которых интегрируется и координируется деятельность социальной группы.

2. Диспозиционная теория личности разработана:

1) европейскими социологами;

2) американскими социологами;

3) российскими социологами.

3.Личность – это:

1) устойчивая совокупность социально значимых черт, присущих человеку как социальному существу. Среди них социологи выделяют в первую очередь социальные роли, усваиваемые индивидов в процессе социализации, а также ценностные ориентации, на основе которых выстраивается жизненная линия поведения личности;

2) социально приобретаемый элемент структуры личности, выступающий как фиксированное, устойчивое представление о желаемом;

3) процесс формирования устойчивых ценностно-нормативных образцов действий, посредством которых интегрируется и координируется деятельность социальной группы;

4) совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

4. Необходимость социализации определяется:

1) социальными причинами;

2) географическим положением;

3) биологией человека.

5. Социальный статус личности – это:

1) социальное поведение человека;

2) трудовой стаж человека;

3) достоинство человека.

Какой уровень существования человека характеризуется его биосоциальностью?

1) человек как личность;

2) человек как индивид;

3) человек как социальный субъект;

4) человек как индивидуальность.

Сторонником какой теории личности был Дж. Г. Мид?

1) ролевая теория;

2) психоанализ;

3) необихевиоризм;

4) теория «зеркального Я».

С чем связано приобретение предписанного статуса?

1) место работы;

2) место рождения;

3) профессия;

4) престиж.

Кто из социологов провел «тюремный эксперимент»?

1) Ф. Зимбардо;

2) Дж. Хоманс;

3) Т. Парсонс;

4) Дж. Г. Мид.

Кто ввел понятие «ролевого набора»?

1) Ф. Зимбардо;

2) Р. Мертон;

3) Дж. Г. Мид;

4) Дж. Хоманс.

11. Отклоняющееся от групповых норм поведение, которое влечет за собой тюремное заключение – это:

1) индивидуализм;

2) делинквенция;

3) патология;

4) девиация.

12. Динамический характер статуса определяется понятием:

1) девиация;

2) социальный контроль;

3) социальная роль.

13. Подготовка девианта к возвращению в нормальную жизнь называется:

1) реабилитация;

2) вторичная социализация;

3) перевоспитание.

14. Социокультурный слой в структуре личности включает …

1) стимулы активности

2) подсознание

3) самосознание

4) влечения

15. Личность может снизить ролевое напряжение или конфликт путем _____ ролей.

1) забывания

2) игнорирования

3) регулирования

4) объединения

16. Статус, определяющий общественное положение и значение человека с его правами и обязанностями, называется …

1) эпизодическим

3) главным

4) смешанным

17. Необходимым условием успешной аккультурации является …

1) конфликтность

2) терпимость

3) избегание

18. Податливость установок и поведения личности групповому давлению называется …

1) конформизмом

2) социализацией

3) ролевым конфликтом

4) лидерством

19. Субкультура, находящаяся в конфликте с господствующими ценностями доминирующей культуры, называется …

1) народной культурой

2) высокой культурой

3) контркультурой

4) массовой культурой

20. Наиболее распространенный в обществе тип личности со средними общепринятыми чертами называется ______ личностью.

1) модальной

2) нормативной

3) идеальной

1. Для функционализма характерен анализ образования как

·Фильтрующего устройства

·Социально значимой деятельности

·Сферы самореализации

При переходе к постиндустриальному обществу наблюдается процесс увеличения численности населения - это явление называется

·Урбанизацией

·Субурбанизацией

·Социальной мобильностью

Фактором, влияющим на быстроту принятия инноваций, является возможность … характеристик

·Демонстрации

·Визуального осмотра

·Описания

Процесс взаимного культурного проникновения, в результате которого утверждается общая культура, называется

·Ассимиляция

·Сегрегация

·Компромисс

Сущность контактов заинтересованности состоит в том, что они

·Заставляют обращать внимание на других

·Заставляют других обращать внимание на нас

·Позволяют выбрать социальный объект

6. Возникновение новых социальных движений объясняется массовой реакцией на

·Вестернизацию

·Глобализацию

·Модернизацию

7. Теория Шпенглера носит название «теории жизненного цикла…»

·Обществ

·Цивилизаций

·Культур

8. Идеология политики как социального института базируется на след. Идеях

·Свобода, прогресс, равенство

·Демократия, право, национализм

·Конституция, закон, гос-во

Устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, называется …

·Социальный институт

·Соц система

·Соц структура

Необходимым условием успешной аккультурации является

·Терпимость

·Избегание

·Конфликт

Форма соц взаимодействия, в кот-й акторы стремятся к осуществлению своих интересов в ущерб интересам др людей

·Кооперация

·Конфликт

·Компромисс

Примером эволюционного процесса яв-ся..

·С/х жизнь

·Развитие разделения труда

·Развитие информац. Систем

Мировой информ. Порядок по Гидденсу -

·Создание международной системы новостей

·Создание международной системы производства инф-и и ее распространение

·Объявление о найме на работу

·Покупка газеты

·Переход улицы по пешеходному перекрестку

К общим признакам социальных институтов не относится

·Мотивация

·Кодексы

·Идеология

Социальные изменения в общ-вах развиваются через..

·Селекцию

·Диффузию

·Сегрегацию

К новым соц движениям относят.. Движение

·Профсоюзное

·Экологическое

·Фермерское

Глобализация … миграционные процессы в мире

·Стимулирует

·Вызывает

Примером контркультуры в современном общ-ве может быть субкультура …

·Предпринимателей

·Богемы

·Глухонемых

Роль СМИ в современном мире

·Конструирование соц реальности

·Оценка соц реальности

·Отражение соц реальности

Теория … утверждает, что толпа способствует проявлению такого поведения людей, к которому они предрасположены

·Конвергенции

·Возникновения норм

·Прирастающей ценности

Форма соц взаимодействия, предполагающая вознаграждения и затраты, наз-ся

·Конкуренция

·Компромисс

·Обмен

23. Свержение гос и классовых структур общ-ва и замена их новым порядком - это

·Классовый конфликт

·Политический переворот

·Соц революция

24. К факторам, пораждающим глобализ-ю, не относ-ся

·Электронные СМИ

·Эколог. Движение

·Этноцентризм

25. Экономическую основу традиц. Общ-ва составляет..

·Сфера услуг

·Промышленность

Кто из западных социологов утверждал, что современные школы не развивают познавательные способности учащихся, их здравый смысл и учение самостоятельно мыслить

·С.Д.Хэрн

·И.Иллих

·Р.Коллинз

Действие, совершаемое человеком автоматически, по привычке согласно классификации Вебера наз-ся

·Целерациональным

·Традиционным

·Аффективным

Кто считал причиной конфликтов в общ-ве нерав-во ролей

·Дж. Г. Мид

·Л. Козер

·Р. Дарендорф

29. К негативным эффектам глобализации относят

·Интернализацию институтов гражд общ-ва

·Международное разделение труда

·Ограничение автономности национ. Гражданских институтов

30. Какой аспект не является характерным при анализе образования

·Институциональный

·Системный

·Структурный

31. Кто из социологов выделяет ядро глобального общ-ва, состоящее из мировых лидеров производства

·И. Валлернштайн

·Э.Гидденс

·Н. Смелзер

Кто создал двучленную схему развития общ-ва, состоящую из стадий общины и общества

·Ф. Теннис

·Г.Зиммель

·В.Паретто

Поведение толпы - это вид..

·Коллективного поведения

·Массового действия

·Социального движения

К элементам структуры социал действий не относится

·Потребность в активизации

·Рез-т действия

·Интересы участников

35. Существенный признак массового действия - отсутствие..

·Инcтитуциональных контактов

·Личных контактов

·Личной активности

Как называется особый тип мимолетных кратковременных связей индивида в обществе

·Контакты

·Взаимодействия

Гидденс считает что глобализация неразрывно связана с..

·Модернизацией

·Трансформацией

·Дискриминацией

Кто из нижеперечисленных социологов считал, что образование является капиталовложением в будущее, которое приносит прибыль

·Дюркгейм

·Хэрн

·Джастер

39. Формирование алфавитов европейских языков на основе латинского алфавита - это пример культурного (-ой)

·Аномии

·Релятивизма

·Диффузии

40. Система взаимообусловленных соц действий наз-ся

·Взаимными упреками

·Взаимодействиями

·Взаимоотношениями

К установкам и образцам поведения религии как соц института относится

·Любовь

·Вера

·Почтительность

42. Глобализация образования означает его..

·Интернационализацию

·Унификацию

·Г.Лебон

·Г.Тард

·Н.Смелзер

Согласно теории.. все общ-ва проходят одинаковые этапы развития от традиционализма к индустриальной стадии

·Культурной динамики

·Эволюции

·Модернизации

45 К пространственным контактам не относится..

·Предполагаемый

·Визуальный

·Публичный

46 Система способов идеологического и соц - психологич. Воздействия с целью изменения мнения, мышления, сознания и поведения людей вопреки их интересам наз-ся

·Пропаганда

·Внушение

·Манипулирование

47 СМИ по мнению Гидденса не оказывает влияния на

·Повседн существование

·Предрасположенность к преступлениям и насилию

·Религиозную принадлежность

48 Глобализация возможности нац гос-в реально управлять внутренними процессами в стране

·Не влияет на

·Снижает

·Повышает

Любое действие индивида, ориентированное на мотивы поведения др людей, наз-ся

·Культурным

·Психологическим

·Социальным

50 К типам соц действий по веберу не относится

·Прагматическое

·Традиционное

·Аффективное

Ценностно ориентированные движения характеризуются след признаками

·Наличие лидеров, программ и развитых идеологий

·Наличие лидеров, перспективных программ и развитых идеологий

·Наличие харизматических лидеров, перспективных программ и развитых идеологий

52 Мюзиклы и блокбастеры в жанре фантастики и детектива яв-ся примером.. культуры

·Элитарной

·Массовой

·Народной

Соц движения - это совокупность усилий и действий направленных на..

·Поддержку изменений

·Против нововведений

·Поддержку или сопротивление изменениям

·Конфликт

·Несогласие

·Мобилизацию

55 Какое из перечисленных теоретических направлений считает, что в основе строения общ-ва лежит единство, общественное согласие и функциональное соответствие

·Эволюционализм

·Конфликтология

·Функционализм

Критерием прогресса в концепции постиндустриального об-ва выступает уровень.. Развития

·Технического

·Научного

·Культурного

Брак м/у одной женщиной и несколькими мужчинами наз-ся

·Полигинией

·Полигамией

·Полиандрией

58 Согласно Смелзеру следствием распространения промышл. Технологий стало

·Усиление соц мобильности

·Появление закрытых соц групп

·Усиление родств. Связей

·У.Ростоу

·А.Тоффлер

·Л.Уайт

Институт … обеспечивает управление в разных сферах общества, безопасность и соц.порядок

·Религии

·Политики

·Экономики

Этот вид движений направлен на улучшение условий труда и повышение его оплаты

·Ценностно ориентированные

·Нормоориентированные

·Реформаторские

Все харизматические движения можно назвать

·Нормоориентированными

·Ценностоно ориентированными

·Религиозными

Община по Ф.Тённису- это образ … общества

·Массового

·Традиционного

·Индустриального

Н. Смелзер рассматривает коллективное поведение как

В результате освоения дайной главы студент должен:

знать

  • сущность социальной эффективности инновационного развития предпринимательских организаций;
  • показатели, характеризующие социальную эффективность инновационного развития предприятий;

уметь

  • определять интегральный показатель социального эффекта от внедрения инноваций;
  • рассчитывать обобщающие показатели, характеризующие социальный эффект организационно-технического развития предприятий;

владеть

  • навыками выступления перед аудиторией с информационными сообщениями, докладами по актуальным проблемам российского инновационного предпринимательства;
  • методами оценки социального эффекта в результате предпринимательской деятельности.

Социальная сфера в условиях рыночных отношений

В условиях перехода к рыночной экономике социальные аспекты в сфере производства явно недооцениваются. Уже в начале экономических реформ четко проявился курс на упразднение социального сектора предприятий: закрывались дошкольные учреждения, спортивно-оздоровительные комплексы. При этом не ставился вопрос об обеспечении безубыточного их функционирования, а с молчаливого согласия федеральных служб и местного самоуправления объекты социальной сферы продавались, закрывались, растаскивались.

Безработица обусловила дешевый рынок трудовых ресурсов, что круто изменило отношение предпринимателей к кадрам. В свою очередь, это порождает ответную негативную реакцию работающих. Утратили значимость коллективные договоры на предприятиях, роль профсоюзных организаций сведена к минимуму, несвоевременная выплата заработной платы – все это отрицательно сказывается на уровне организации труда и производства. Однако недооценка кадровой политики является недопустимой ошибкой, имеющей экономические и социальные последствия.

В мировой практике высокоразвитых стран приоритеты инвестирования ориентированы на удовлетворение ряда общественных потребностей – развитие жилищной индустрии, совершенствование инфраструктуры и сферы услуг. Формируется новая модель развития, главным приоритетом в которой является повышение качества жизни, включая оздоровление и улучшение условий труда и экологии, повышение качества медицинских услуг, производство экологически чистых продуктов питания, обеспечение социальной и личной безопасности и условий для развития и самореализации личности.

Для российской экономики крайне сложно, на данном этапе развития, сочетать обеспечение экономического роста и повышение качества жизни. Но это архиважная проблема и решать ее нужно, с этой целью необходимо разрабатывать концепции и программы (федерального и регионального уровня) научно-экономического развития.

Именно инновационная деятельность обеспечивает условия совершенствования производственных отношений, изменяет формы организации, условия, характер и содержание труда.

В результате социальных последствий инновационной деятельности создаются условия активизации деятельности человека, что в конечном итоге прямо или косвенно влияет на подъем экономики. Социальные последствия инновационной деятельности неоднозначны, и поэтому их следует оценивать в зависимости от достижения цели научно-технического развития. Так, внедрение компьютерного оборудования и информационных технологий обусловливает применение высшей стадии автоматизации производства. Но при этом одновременно возрастает сложность производственных процессов, меняются функции рабочего, его роль в производстве. Автоматизация и роботизация облегчают труд, но и повышают ответственность рабочего, требуют специальной производственной культуры и интеллекта, постоянного повышения уровня знаний.

Воздействие инноваций на структуру интенсивного труда работающих довольно сложно и противоречиво. В условиях технического совершенствования производства одновременно со снижением затрат физической энергии и облегчением труда увеличиваются умственные и нервные нагрузки. Таким образом, возникают противоречия между ускорением преобразования производственных процессов, увеличением потока информации и ограниченными физическими и психофизиологическими способностями человека.

Различные социальные последствия оказывают неодинаковое влияние на экономическую эффективность, увеличивая ее или снижая. Однако социальные воздействия инновационной деятельности, как правило, поддаются регулированию, в результате чего снижаются отрицательные воздействия и усиливаются положительные. В этом заключена одна из особенностей управления социальным развитием отдельных предприятий и отраслей.

Целенаправленные воздействия на социальные последствия инновационной деятельности должны обеспечивать повышения социального эффекта.