Гетти пол реальная история. «Траст» – сериал, основанный на реальной истории похищения внука Пола Гетти, богатейшего человека на планете. Вас обрадовали номинации на кинопремии

Благодаря целому ряду известных американских меценатов – страстных коллекционеров и любителей прекрасного, собиравших ценнейшие произведения искусства по всему свету и позаботившихся об их приумножении даже после своей смерти, музеи изобразительного и прикладного искусства Калифорнии занимают весьма солидное место не только в стране, но и в мире. Среди них: Уильям Херст, Арманд Хаммер, Генри Хантингтон, Нортон Саймон и, конечно, Жан Пол Гетти – личность неординарная и весьма любопытная, своего рода феномен.

Пророчество «римского императора»

В жизни и поступках этого странноватого господина, этого богатейшего скупердяя и скупейшего богатея просматривается некая мистическая жилка – со дня его рождения и до последнего вздоха, оказавшая громадное влияние на судьбу не только его собственную, но и его потомства... и на американцев в целом как на его наследников. По существу его следовало бы называть: великий цезарь Пол Гетти-Адриан. По крайней мере, именно так он сам себя идентифицировал.

Один из биографов этой «всемирной нефтяной вышки» запустил в мир некую мистическую историю, которую с тех пор все, кому не лень, перепевают на разные лады. Перепою и я – совсем коротенько. Отец Пола – Джордж Гетти – нефтяной магнат и миллионер в первом поколении, тяжело переживая потерю единственной дочери (10-летняя девочка умерла от брюшного тифа в 1890 г.), увлекся спиритическими сеансами. Магнат пытался получить ответ от потусторонних сил: пошлет ли Бог ему взамен дочери наследника и, если да, то когда. И однажды явившийся на зов дух, расплывчато сообщивший о себе, что при жизни он был властелином Древнего Рима, пообещал безутешному отцу, что через два года у него родится сын. Ровно два года спустя, в 1892 году, на свет появился Жан Пол.

Рассказывал отец сыну о пророчестве «римского императора» или нет – неизвестно, но только первое озарение посетило Пола в подростковом возрасте, когда он впервые в школьной библиотеке увидел в учебнике иллюстрацию: скульптурный бюст цезаря Траяна Адриана Августа, и ощутил вдруг, что слишком хорошо «знает» этого человека.

С тех пор Гетти-младший с трепетным благоговением носил в себе дух древнеримского императора, необычайно гордясь тем, что стал его избранником, стремился жить по его законам и подсказкам (которые постоянно слышал внутри себя). Он досконально изучил его биографию – свою «прошлую инкарнацию», и пытался во всем ей следовать.

Возможно узнав, каким при жизни был римский цезарь Адриан, мистическим образом вселившийся в американского магната, овладевший его душой и мыслями, мы лучше поймем поступки Пола Гетти.

Это был один из величайших правителей Древнего Рима. Скуповатый и амбициозный, умный и расчетливый. А еще – страдавший особым пристрастием к женскому полу. Если верить древним слухам, у него было четыре сотни наложниц. Он не признавал никаких обязательств – ни супружеских, ни отцовских. Собственно, последние ему и не грозили, так как он умудрился остаться бездетным.

Больше всего на свете цезарь любил путешествовать и собирать памятники старины (т.е. предшествовавшей ему эпохи эллинизма). Особо неравнодушен был к мраморным статуям. В Тибуре (ныне Тиволи) – в окрестностях Геркуланума, Адриан якобы построил для себя загородную резиденцию, ставшую одним из наиболее выдающихся памятников античности и получившую название «Вилла деи Папири» – за бесценную библиотеку на папирусах. В эту резиденцию Адриан свозил свои сокровища, превратив «Виллу Папирусов» в настоящий музей.

В стремлении подражать своему кумиру Пол Гетти начал собирать произведения искусства, разумеется, античные, делая исключение лишь для эпохи Возрождения, вложив в свое, почти маниакальное увлечение целое состояние. Римские статуи он приобретал в любом виде – даже в поврежденном, даже фрагментами, испытывая к ним непреодолимую «генетическую» страсть. Так к нему попала часть мраморного торса Геркулеса, вызвавшая у Гетти настоящий шок. Он не сомневался, что однажды уже видел этот торс. Связавшись с предыдущим владельцем древней реликвии, Гетти выяснил, что торс был найден при раскопках «Виллы деи Папири», погребенной под слоем вулканического пепла. Его будто пронизало током. Одержимый навязчивой идеей, Гетти помчался в Италию, в Тиволи. И там, стоя на развалинах «своей виллы», он испытал очередное озарение – четкое ощущение переноса во времени, в эпоху Адриана. «Я уже бывал здесь в прошлой жизни!», – записал он в своей знаменитой черной тетради.

Тогда-то нефтяной магнат и принял решение воссоздать в Америке точную копию виллы человека, с душой которого – он уже в этом не сомневался – делил свое тело, или сам являлся этой душой. Он заказал подробные чертежи остатков Виллы. В каменоломнях Тиволи закупил 16 тонн великолепного золотисто-кремового травертина – натурального камня, из которого была построена вилла, и переправил его в Калифорнию. Нанятые им кураторы по древностям находили и скупали по всей Италии фрагменты старинных барельефов для украшения фасадов его собственной будущей виллы. А еще – заказал свой портрет в мраморе, в античном стиле, наказав скульптору усилить сходство, которое всегда усматривал, с цезарем Адрианом. (Бюст находится в его Музее, в Малибу.)

Любовник, бизнесмен, коллекционер

Эту, похожую на сказку историю я, как нетрудно догадаться, не выдумала, а лишь пересказала. Но! Покопавшись в источниках, я обнаружила одно крошечное несоответствие, разом разрушившее всю ее стройность и достоверность. Дело в том, что Геркуланум, рядом с которым находилась «Вилла деи Папири», и Помпеи погибли в один и тот же день – от извержения Везувия в 79 г н.э. А цезарь Траян Адриан Август жил в 76-138 годах той же эры. Выходит, что к Вилле Папирусов он, в силу несоответствия дат, не мог иметь никакого отношения. Так что, либо у биографа было слишком богатое воображение, либо американский магнат пребывал в параноидальном заблуждении.

А теперь посмотрим, каким был сам Жан Пол Гетти. Казалось, он делал все, что мог, чтобы соприкасавшиеся с ним люди ненавидели и проклинали его. Друзья у него вряд ли были при его жизненном кредо: доверять можно только тому, у кого равные с тобой доходы. А для тех немногих, кто мог его посетить, держал в доме специальные платные телефоны – чтобы кто-нибудь не вздумал позвонить за его счет.

Жены и дети – статья особая, беспрецедентная. Он любил всех пятерых своих жен до тех пор, пока очередная из них не сообщала, что ждет от него ребенка. С этого момента он терял к ней всякий интерес, более того, она начинала раздражать и тяготить его. Так что его четырех сыновей им приходилось растить уже в одиночку. Еще хуже относился он к своим 14 внукам, о которых попросту не хотел ничего знать.

История с одним из них стала притчей во языцех: когда 16-летнего мальчика на целых 5 месяцев похитили в Италии калабрийские мафиози, запросив выкуп 3 млн. долларов, старый скряга, окопавшийся на своей лондонской вилле, и не думал реагировать. Тогда бандиты – в качестве первого предупреждения, прислали в издательство газеты в Риме отрезанное ухо Гетти III-младшего. Но и после этого Гетти II еще раздумывал, платить или не платить. На его счастье, раскошеливаться так и не пришлось – мальчика отыскала полиция. А когда от СПИДа умерла его внучка, он не только не приехал на похороны, но даже не выразил соболезнования сыну и невестке. И такого рода эпизодами полнятся отношения Жана Пола Гетти с его близкими.

А вот что он любил – с отрочества и до глубокой старости, так это женщин. Правильнее будет сказать, не женщин, а секс, считая его залогом молодости и даже бессмертия души. Он мог вызвать в свой парижский офис платных жриц любви с Пляс Пигаля, и мог устроить настоящую охоту за какой-нибудь светской красавицей, обольщая ее своей выдержкой и энциклопедической эрудицией и, как правило, не проигрывал, добиваясь своего. При том, что не обладал привлекательной внешностью, а к старости - так и просто отталкивающей. Зато в придачу к эрудиции у него была слава самого богатого человека в мире. На бесконечные постельные подвиги его подталкивал, как говорят, все тот же цезарь Адриан. Желая не отстать от древнеримского Дон Жуана, он вел учет всем своим «наложницам», записывая их в черную тетрадь в алфавитном порядке – несколько сотен женских имен, снабженных адресами.

Своих конкурентов он попросту заглатывал с потрохами. Лично у меня Гетти-бизнесмен ассоциируется с муравьиным львом – есть такое пренеприятное хищное насекомое. Муравьиный лев устраивает засаду на дне песчаной воронки, спрятав в песке свое большое бледное туловище. И выставив только голову, терпеливо ждет, когда пробегающий мимо муравей свалится в расставленный капкан и попадет прямиком ему в рот. Именно так действовал Пол Гетти. Он имел в Париже, в отеле «Георг V», неприметный офис, из которого мог не выходить месяцами. Рассказывают, что он по телефону покупал концессии, по телефону договаривался о налоговых льготах с султанами и королями. Из этого крошечного офиса он руководил своей армией торговых агентов, брокеров и геологов, целым флотом танкеров...

Его компания Getty Oil сумела подмять под себя гигантский концерн Tidewater Oil , затем Skelly Oil и принадлежавший Рокфеллерам Standard Oil . На протяжении 20 лет он разорял и уничтожал конкурентов – компанию за компанией, пока не превратил Getty Oil во всемирный концерн. А затем выкупил целую нефтяную концессию в Саудовской Аравии, на чем заработал дополнительные миллиарды. С 1957 года стал самым богатым человеком планеты, удерживая пальму первенства почти 20 лет – вплоть до самой смерти.

После Второй мировой войны он переехал в Великобританию. Англичане тотчас возненавидели его за то, что магнат по бросовым ценам скупал имения разорившихся аристократов, за то, что «пожирал трупы банкротов и несчастных людей», как высказался о нем однажды лорд Бивербрук. Гетти приобрел в Лондоне огромное старинное имение Саттон-Плейс – у самого крупного, но разорившегося коллекционера Англии, герцога Сазерлендского – всего за 600 фунтов. В этом имении безвылазно и уединенно он прожил, как минимум, последнюю дюжину лет – за глухой каменной стеной, охраняемой вооруженной охраной с 20-ю собаками.

Коллекционировать произведения искусства древнего мира Пол Гетти начал в 50-х годах. Его многочисленные кураторы рыскали по миру, заключая сделки с любыми арт-диллерами и черными археологами. И хотя он теперь жил в Англии, коллекцию свою собирал в Штатах, на тихоокеанском побережье, на специально для этого купленной вилле в Малибу. В 1953 году Жан Пол основал благотворительный фонд Getty Trust , в который и перевел почти все свое состояние. А на его базе создан музей J.Paul Getty Museum . Как строил Гетти свою «Виллу деи Папири» на Тихом океане, я уже рассказала выше. Строительными работами и переброской туда произведений искусства он руководил заочно – из Саттон-Плейс. И, по иронии судьбы, так никогда и не увидел результатов своих трудов, своей осуществленной мечты. На долгое плавание через океан тщедушный старец уже не отваживался, а самолетов и вовсе панически боялся.

Зная, что цезарь Адриан умер в собственной постели, во сне, Гетти последние годы жизни спал только в кресле, у камина, завернувшись в плед. В нем он и умер в 83 года – ночью, во сне. И никого с ним рядом, кроме слуг, не было. Объявляя о его кончине, ведущий теленовостей Би-Би-Си сказал: «Скончался самый богатый и самый одинокий человек на планете». В Калифорнию он все-таки вернулся, к тому же самолетом. Только уже в гробу.

Наследство

Жан Пол Гетти оставил после себя самое большое состояние в мире – гигантскую нефтяную компанию Getty Oil и свыше 200 различных концернов, а также виллы, дворцы, поместья в разных странах. Однако в историю он вошел как крупнейший коллекционер и основатель частного музея. Его собрание классифицируется как лучшее среди мировых коллекций античного и средневекового искусства.

Меценат-одиночка и после смерти пожелал остаться для своих близких скаредным, чудаковатым, ненавистным эгоистом. При таком громадном состоянии, он практически лишил наследства своих сыновей и внуков, не говоря уже об их матерях – его бывших женах. Слушая нотариуса, зачитывающего завещание, его родные якобы не верили своим ушам. Впрочем, это не совсем так. Просматривая дальнейшую жизнь его сыновей, нетрудно убедиться, что жили они в праздности и достатке, в частности – на деньги от продажи части нефтяных акций, оставленных им отцом.

Так кому же в результате достались баснословные богатства нефтяного короля? Понятное дело – цезарю Адриану! Вернее – воплощенной в вилле, в Малибу, памяти о нем. Травертиновым стенам и мраморным статуям из далекого Тибура. Ведь не о будущих же поколениях думал уходя из жизни старик, презревший собственных детей и внуков, а о славе своей и бессмертии. Но это, так сказать, из области мистики и домыслов. Все свое состояние он еще при жизни перевел в Фонд Гетти. А перед Фондом стояла и стоит лишь одна задача – сохранять и приумножать коллекцию ее создателя.

Таким образом, многомиллиардный Фонд Музея Гетти стал самым большим наследством, оставленных когда-либо официальному заведению – не только в США, но и в мире. Это дало ему беспрецедентную свободу в приобретении произведений античного и классического искусства на престижнейших аукционах Лондона и Нью-Йорка.

Собрание художественных произведений Музея Гетти, разрастаясь год от года, уже не помещалось на вилле в Малибу, и Фонд принял решение создать новый Центр Гетти, куда более просторный, чем прежний. Чтобы большее количество людей могло его посещать, местом для Центра-Музея избрали Лос-Анджелес. Но Музей в Малибу сохранен в неприкосновенности. В нем по-прежнему экспонируется собрание произведений искусства древней Греции, Рима и Этрурии, общая стоимость которых оценивается в 2,5 млрд. долларов.

Центр Гетти в Лос-Анджелесе

Строительство Центра, начатое в 1983 году в Брентвуде продолжалось 14 лет и обошлось в 2 млрд. долларов. 33 маститых архитектора представили на конкурс свои варианты проекта. После долгих дебатов и колебаний выбор остановили на варианте 63-летнего архитектора-модерниста Ричарда Мейера из Нью-Йорка, что, честно говоря, не кажется бесспорным. Вот когда для коллекции абстрактного искусства золотопромышленника Соломона Гуггенхайма архитектор-новатор Франк Ллойд Райт построил в Нью-Йорке здание «Музея на Манхэттене» в абстрактно-авангардном стиле, получилось органичное единство «упаковки» и содержимого. А соответствуют ли современные архитектурные формы Центра Гетти произведениям «старых мастеров» и античной скульптуре – большой вопрос. Тем более, что Фонд, уважая прижизненные предпочтения его создателя, не приобретает произведения искусства XX и XXI веков.

The Getty Center in Los Angeles включает в себя Музей Пола Гетти, специальную Грант-программу и НИИ истории искусства и гуманитарных наук, с собственной библиотекой на 800 тысяч томов, плюс более 10 филиалов на территории США. Комплекс зданий, расположенный на вершине холма и органично вписанный в его рельеф, состоит из взаимосвязанных между собой шести сооружений с террасами и просторными обзорными площадками, откуда открывается величественный вид на лежащий внизу Лос-Анджелес, на далекие вершины гор – с одной стороны, и на Тихий океан – с другой.

В качестве строительного камня был использован тот самый травертин. Его завози­ли, как это делал сам Гетти, из карьера Бани ди Тиволи, которым пользовались еще древние римляне при строительстве Колизея, колоннады Собора Святого Петра и фонтана Треви. В планировку комплекса включены прямо-таки архитектурные сады ландшафтного дизайнера Роберта Ирвина, одна только центральная часть которых, с лабиринтом из кустов азалий посреди водоема, занимает территорию в 12400 кв. метров.

Благодаря удачным финансовым операциям директора-распорядителя нового Центра Гарольда Уильямса (бывшего советника по безопасности США при президенте Картере) средства, завещанные Полом Гетти, существенно приумножились, составив 4,3 млрд. долларов (что в 4 раза превысило средства, которыми располагает крупнейший музей США – Метрополитен). Таким образом у Центра Гетти появилась возможность ежегодно тратить 225 млн. долларов, из которых 40 ассигнуется на приобретение новых произведений искусства, а остальные деньги идут на финансирование различных программ.

Такая беспрецедентная финансовая свобода американского Фонда Гетти больно ударила по интересам европейских музеев, не выдерживающих конкуренции с ним. Непомерно взвинчивая цены, Фонд скупал на аукционах все стоящие произведения живописи, скульптуры и прикладного искусства. В результате Центр Гетти превратился в самый крупный художественный музей Калифорнии, пополнив собой число известнейших музеев мира. Собрание музея настолько обширно, что часть его экспозиций обновляется каждые 10 недель.

Летом 2007 года все СМИ писали о том, что Министерство культуры Италии, после многолетних переговоров и дорогостоящих препирательств в судебном порядке, предъявило претензии Центру Гетти в отношении 52 произведений искусства, якобы приобретенных им незаконно. Последний дал обязательство вернуть Италии 40 античных произведений искусства на общую сумму 100 млн. долларов. Конфликт разгорелся из-за мраморной статуи Афродиты, датированной V веком до н. э. (2,20 метра высотой) – римской копии с греческого оригинала. Итальянская сторона сумела доказать, что статуя была приобретена у посредников, которые незаконно вывезли ее с Апеннинского полуострова. Тогда, в 1988 году, Фонд Гетти заплатил за нее 18 млн. долларов. Скульптура основательно повреждена и оббита, и вообще-то не слишком соответствует пропорциями своего мощного тела Афродите. В конце концов, было достигнуто соглашение: мраморная «Афродита» останется в экспозиции Музея до конца 2010 года. В марте 2011 года ее дипломатической почтой без лишнего шума перевезли сначала в Рим, а потом в Сицилию, где она первоначально и была найдена.

Не менее жаркие дебаты шли и с Министерством культуры Греции, на сей раз вокруг изумительной красоты бронзового «Юноши-победителя» – не римской копии, а оригинала IV века до н.э. Статуя классифицируется как величайший шедевр Древней Греции, дошедший до наших дней. Ее обнаружили и подняли со дна моря в нейтральных водах итальянские рыбаки, после чего бронзовый юноша был куплен охотниками за древностями и вывезен в Швейцарию, где в 1977 году за 4 млн. долларов его и приобрел Фонд Гетти.

Претензии к обоим музеям Гетти и нью-йоркскому Метрополитену начались с расследования деятельности арт-дилера Джакомо Медичи – крупнейшего перекупщика и посредника между черными археологами Италии и Греции – с одной стороны, и частными и государственными собраниями США – с другой. Ну да, подобные недоразумения и проблемы вокруг купли-продажи произведений искусства возникают постоянно и повсеместно. И не стоит, наверное, в эту кухню особенно вникать. Важнее то, что Центр Гетти держит свои двери широко открытыми для посетителей, желающих окунуться в мир вечного и прекрасного.

Миниатюрный поезд поднимает их от места парковки на вершину холма. В выставочных залах и на всей территории гостей сопровождают аудиогиды, дающие исчерпывающие профессиональные комментарии о Музее, об уникальных шедеврах мирового искусства, представленных здесь на обозрение. За доставку и посещение музея, согласно воле его создателя, не взимается ни цента.

Так что, какими бы странностями ни грешил при жизни Жан Пол Гетти, американцы должны испытывать чувство глубокой признательности к этому человеку, потому что в результате именно они оказались единственными и полноправными наследниками собранных им эстетических сокровищ и огромного капитала, пущенного на их приумножение.

0 10 марта 2016, 13:32


Лауреат премии "Оскар" Дэнни Бойл снимет сериал о трагической истории, произошедшей в семье миллиардера Пола Гетти. Проектом займется студия FX, зрителям представят 10 эпизодов сериала.

10 июля 1973 года в Риме был похищен внук миллиардера Жана Пола Гетти. Преступники потребовали за 16-летнего Джона Пола Гетти III 17 миллионов долларов. Дед-миллиардер отказался платить выкуп: мужчина изначально посчитал, что тинейджер инсценировал похищение. Джон Пол III часто шутил, что выманить деньги у прижимистого дедушки можно только таким неординарным способом.


Пол Гетти был похищен на площади Фарнезе, ему завязали глаза и увезли в горное убежище в Калабрии. Отец Пола - нефтяной магнат Джон Пол Гетти, у которого не было таких денег, попросил сумму выкупа у своего отца Жана Пола Гетти. Миллиардер Жан Пол отказал сыну, объяснив, что если он заплатит похитителям, его оставшихся 14 внуков начнут похищать одного за другим. В ноябре 1973 года ежедневная газета получила конверт, в котором находилась прядь волос и часть уха, а также письменные угрозы окончательно изувечить Пола, если вымогатели не получат 3,2 миллиона долларов в течение десяти дней.

Тогда Гетти-старший согласился заплатить выкуп, но только 2,2 миллиона долларов, поскольку это была максимальная сумма, не облагавшаяся налогом. Недостающие деньги для спасения внука он одолжил сыну под 4 процента годовых. По итогам, похитители получили примерно 2,9 миллиона долларов, а Пола нашли живым на юге Италии после уплаты выкупа.

Позже полиция задержала девятерых похитителей: плотника, санитара, бывшего уголовника и продавца оливкового масла из Калабрии, а также нескольких высокопоставленных членов местной мафиозной группировки. Двое из банды были осуждены и отправились тюрьму, остальных - в числе которых были мафиози, - отпустили из-за недостатка улик. Большая часть суммы выкупа исчезла.

Джон Пол Гетти III так и не пришел в себя и впоследствии страдал от алкоголизма и наркомании. Через 8 лет после похищения он ослеп, потерял дар речи и провел остаток жизни в инвалидном кресле.


Над сценарием этой шокирующей истории трудится Саймон Бойфой, который работал с Бойлом над оскароносной картиной "Миллионер из трущоб" (Slumdog Millionaire).

Сценарий Саймона - это прекрасная драматургия невероятная истории похищения внука Пола Гетти. Прекрасная возможность увидеть, как три поколения, включая одного из самых богатых людей мира, сталкиваются между собой, когда семья, будущее и репутация находятся под угрозой,

Рассказывает представитель канала FX Эрик Шриер.


Источник Vanity Fair

Фото Gettyimages.ru

« Все деньги мира»
в 30 суммах

История семьи Гетти от Джорджа до Ридли

В прокат выходят «Все деньги мира» Ридли Скотта - история похищения Пола Гетти III, за которого его дед, самый богатый человек планеты, отказался заплатить потребованный выкуп. Weekend изучил историю скандальной династии и составил краткий финансовый отчет о том, что нужно знать для просмотра фильма

Основоположник знаменитой династии - Джордж Гетти - начал карьеру с продажи страховок. Получив юридическое образование в Мичиганском университете, в 1884 году 30-летний Гетти переехал в Миннесоту и устроился в юридическую фирму, решив сосредоточиться на корпоративном и страховом праве. Стоимость страховки составляла $18 (около $430 в современном эквиваленте) - работа считалась весьма прибыльной, и в том же году Гетти завел семью, женившись на Саре Макферсон Райшер. В 1892 году, через два года после смерти их первой дочери от брюшного тифа, у них родился сын - Жан Пол Гетти . История этой семьи вряд ли представляла бы особый интерес, если бы в 1903 году Джордж Гетти не уволился из своей юридической фирмы, не переехал в Оклахому и не занялся бы нефтедобычей. Так началась династия Гетти.

Джордж Гетти оказался успешным бизнесменом - за первые пару лет он заработал порядка $1 млн. В 1906 году он зарегистрировал собственную нефтедобывающую компанию Minnehoma Oil Company и перевез семью из Оклахомы в Лос-Анджелес.

Не менее успешным бизнесменом оказался и его сын Жан Пол. Удачно вложив занятые у отца деньги в собственные нефтяные разработки в Талсе, он заработал свой первый миллион, едва достигнув восемнадцати. Спустя несколько лет они с отцом объединили нефтяные промыслы, основав компанию, на основе которой впоследствии будет создана Getty Oil .

Процветающим нефтяным магнатам требовалась собственная резиденция. Дом в стиле эпохи Тюдоров был построен в 1921 году по заказу Джорджа Гетти и обошелся семье в $83 тыс., что в сегодняшнем эквиваленте составляет порядка 1 млн. В 1975 году семья передала резиденцию в дар городу — с тех пор "дом Гетти" стал официальной резиденцией мэра Лос-Анджелеса.

Резиденция семьи Гетти в Лос‑Анджелесе, 1920‑е

Несмотря на сопутствовавший отцу и сыну успех, отношения между ними неизменно ухудшались. В течение 1920-х Жан Пол успел в четыре раза увеличить свое состояние , трижды жениться и дважды развестись. Отец, ультраконсервативный потомок ирландских кальвинистов, образ жизни сына категорически не одобрял, считая, что его любовь к женщинам развалит семейный бизнес. Недовольство сыном он выразил наиболее наглядным способом — в завещании.

Джордж Гетти умер в 1930 году, оставив после себя $10 млн. Из них Жан Пол получил всего 500 тыс. Основной актив Джордж Гетти завещал своей жене Саре, она же получала нефтедобывающую компанию George F. Getty, Inc. Впрочем, она немедленно назначила Жана Пола на должность управляющего.

Жан Пол Гетти и Тедди Линч, 1939

В 1939 году Жан Пол Гетти женился в пятый и последний раз. К этому моменту у него четверо сыновей в возрасте от 5 до 15 лет. Жизнь с оперной певицей Тедди Линч, которая родит ему пятого, началась с подписания брачного договора — Жан Пол согласился оплатить учебу жены в Италии при условии, что она обязуется выплачивать ему 10% от каждого последующего гонорара. По воспоминаниям самой Линч, больше всего денег, $100, Гетти таким образом "заработал" благодаря ее роли в "Потерянном уикенде" Билли Уайлдера. Их брак тем не менее просуществовал 19 лет — Линч подала на развод с Гетти только в 1958 году, после того как Гетти отказался приезжать из Англии на похороны их 12-летнего сына, умершего от рака мозга.

В 1949 году Жан Пол заключил сделку с королем Саудовской Аравии Абдул-Азизом II: за $9,5 млн и еще 1 млн ежегодно компания Getty Oil получала эксклюзивные права на разработку участка земли на границе Саудовской Аравии и Кувейта.

Запуск танкера «Жан Пол Гетти» в Гавре, 1960

Потребовалось четыре года и $30 млн, прежде чем на приобретенном в Саудовской Аравии участке было обнаружено месторождение нефти. Всего в этот участок компания Getty Oil вложила порядка $600 млн. С 1953 года компания стала стабильно добывать здесь 16 млн баррелей нефти в год.

В 1957 году Жану Полу Гетти был присвоен официальный статус миллиардера: деловой журнал Fortune оценил его состояние в минимум $700 млн, а Forbes — в $1,6 млрд. В том же году в интервью Жан Пол признался, что деньги тратит только на бизнес и произведения искусства и никогда не носит с собой больше $25.

В 1960 году Жан Пол Гетти переехал в Англию. За год до этого он приобрел в Суррее особняк XVI века Саттон-Плейс за $840 тыс. К приезду Жана Пола особняк обнесли дополнительной стеной — поместье круглосуточно охраняли несколько десятков человек и 20 специально обученных собак. Сам Жан Пол передвигался по округе исключительно на автомобиле, вызывая неподдельную ненависть соседей.

Жан Пол Гетти напротив особняка Саттон-Плейс, 1960

С собой в Суррей Гетти перевез и коллекцию живописи, в которой к этому времени уже были Тициан и Рубенс. Старых мастеров Гетти покупал на протяжении предыдущих десяти лет — точную стоимость коллекции определить было невозможно, но, по данным Forbes, она составляла минимум $4 млн.

В 1962 году Гетти установил в Саттон-Плейс таксофон — звонок из него обходился посетителям дома в среднем в 10 центов. Близкие друзья миллиардера звонили по его личной линии, остальные должны были за связь платить. Сам Гетти говорил, что установил таксофон после того, как его посетители стали использовать дом в качестве международного колл-центра.

В 1966 году Жан Пол Гетти был внесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый богатый человек планеты. Его состояние было оценено в $4 млрд, ему принадлежали около 200 разнообразных бизнесов, он был пять раз разведен и у него было четверо сыновей. Трое из них — Джордж Франклин Гетти II, Джон Гетти-младший и Гордон Гетти — работали на компанию отца.

Освобождение Пола Гетти III, 1973

В 1973 году 16-летний внук Гетти, начинающий актер Пол Гетти III, только что исключенный из британской международной школы St. George"s, был похищен в Риме возле палаццо Фарнезе. В качестве выкупа похитители потребовали $17 млн. Жан Пол Гетти платить отказался. "У меня четырнадцать внуков, и если я сегодня заплачу хоть пенни, тогда завтра у меня будет четырнадцать похищенных внуков",— сказал миллиардер в официальном обращении.

Через полгода после похищения семья Гетти получила письмо, в котором находились прядь волос и отрезанное ухо Пола Гетти III, и старшему Гетти пришлось вступить в переговоры с преступниками, после которых сумма выкупа уменьшилась до 2,9 млн. Миллиардер согласился заплатить $2,1 млн — это была максимальная сумма, которая не облагалась налогом. Оставшиеся 800 тыс. он одолжил своему сыну Джону Гетти-младшему (отцу похищенного) под 4% годовых. Пол Гетти III был найден на автозаправке в городе Лаурия. Девять человек было впоследствии арестовано в связи с его похищением — среди них оказалось два высокопоставленных члена мафии округа Калабрии.

В 1974 году Гетти открыл Музей Гетти — главное дело всей своей жизни. Личная коллекция европейского искусства миллиардера отныне располагалась в центре Лос-Анджелеса, а посмотреть на нее мог любой желающий — вход в музей был бесплатным.

Жан Пол Гетти и его юридический консультант Робина Лунд на выставке в Королевской академии художеств, 1965

Жан Пол Гетти умер в Англии в 1976 году в возрасте 83-х лет. Его состояние оценивалось в $6 млрд. Больше всего, 2 млрд, согласно завещанию получил его сын Гордон. Он же принял управление Getty Oil. Параллельно с бизнесом Гордон Гетти , выпускник консерватории Сан-Франциско, продолжал занятия академической музыкой — в 1986 году он получил премию Кеннеди-центра за выдающиеся достижения в музыке.

Согласно завещанию, Музей Гетти получал более 661 млн сразу и еще 1,2 млрд спустя пять лет. В 1982 году он стал одной из самых богатых культурных институций мира — средний годовой бюджет Музея Гетти оценивается в 40 млн.

Неизвестный автор, предположительно Лисипп. «Атлет из Фано», 300 год до н. э

В 1977 году музей заплатил сенсационные $4 млн за скульптуру эпохи эллинизма "Атлет из Фано" . Аукцион был выигран у Метрополитена, а скульптура, чье авторство приписывается Лисиппу, стала одним из главных экспонатов музея. Законность покупки до сих пор оспаривается итальянскими властями. В 1990 году Музей Гетти купил "Ирисы" Винсента Ван Гога за $54 млн — сделка стала одной из самых дорогих покупок в истории музея.

Смерть Жана Пола, хотя и увеличила состояние его наследников, не улучшила отношений между ними. В 1981 году Пол Гетти III, так и не оправившийся после похищения, пережил инсульт, вызванный передозировкой наркотиков,— 25-летний наследник империи Гетти ослеп и оказался в инвалидном кресле. Его отец, Джон Гетти-младший, сам в этот момент в очередной раз лечившийся от наркотической зависимости, отказался платить за лечение сына. Ежемесячной выплаты в $28 тыс. Пол Гетти III добился через суд.

Верный заветам отца, Джон Гетти-младший тоже предпочитал тратить деньги на бизнес и искусство, а не на семью. Заядлый англофил, в 1984 году он сделал одно из самых крупных частных пожертвований в истории лондонской Национальной галереи — буквально из палаты лондонской больницы, где он в очередной раз лечился от наркотической зависимости, он передал £50 млн. По легенде, в эту палату благодарить его за щедрость приехала сама Маргарет Тэтчер. В том же году он пожертвовал £100 тыс. в фонд помощи британским шахтерам.

В том же году Джон Гетти-младший открыл грантовую программу от имени фонда Гетти для поддержки искусствоведческих исследований. К 1990 году на программу было потрачено около $20 млн, среди проектов фонда — электронная каталогизация всех художественных музеев Лос-Анджелеса, оцифровка коллекции Национальной галереи в Праге и персональный грант для Музея изобразительных искусства Хьюстона для сохранения латиноамериканского искусства.

$ 10 000 000 000

Пока Джон Гетти-младший занимался культурной благотворительностью, его брат Гордон, когда-то пришедший в компанию отца, чтобы не расстраивать его, а затем получивший ее управление, разбирался с семейным бизнесом. В 1984 году он продал Getty Oil компании "Texaco" за $10 млрд.

Из всех детей Джона Гетти-младшего предпринимательский талант унаследовал сын Марк. В 1995 году он основал фотоагентство Getty Images, архив которого сейчас насчитывает около 80 млн изображений со средней ценой в $100 за фотографию. В 2008 году Марк Гетти продал Getty Images компании Hellman & Friedman, заработав $2,4 млрд.

В 1995 году вышла книга английского писателя Джона Пирсона "Мучительно богатые: скандальные успехи и несчастья наследников Гетти". Первая беллетризованная семейная хроника Гетти пользовалась скромным успехом, NYT резюмировал — "Жадность автор хотел изобразить как трагедию, а получилась в лучшем случае вульгарщина". Впрочем, образ алчной семьи с жестоким и безумным тираном во главе естественно прижился в популярной культуре. Джон Гетти-младший умер в 2003 году, его сын Пол Гетти III — в 2011-м. В 2015 году, после смерти всех участников трагической истории, Дэвид Скарпа написал на основе книги Пирсона сценарий "Всех денег мира".

$ 25 000 000 000

Сценарий сразу попал в голливудский "Черный список" сценариев — ежегодный отчет бывшего продюсера Universal Pictures Франклина Леонарда о лучших и еще не купленных новых сценариях, который он составляет с 2005 года. Фильмы, снятые по сценариям из "Черного списка", стабильно попадают в оскаровские номинанты и с 2005 года в общей сложности принесли студиям $25 млрд. Экранизировать историю похищения Пола Гетти III взялся Ридли Скотт, а на роль Жана Пола Гетти был утвержден Кевин Спейси.

Первоначальный бюджет фильма Ридли Скотта составил $40 млн. В октябре 2017 года 15 мужчин обвинили Кевина Спейси в сексуальных домогательствах. После этого Ридли Скотт заявил, что полностью вырежет Спейси из фильма и переснимет все сцены с его участием с другим актером. Новым исполнителем роли Жана Пола Гетти стал Кристофер Пламмер. Дополнительные девятидневные съемки "Всех денег мира" обошлись студии в $10 млн.

Кевин Спейси в роли Жана Пола Гетти, 2016

Дополнительный гонорар за досъемки исполнителя одной из главных ролей в фильме Марка Уолберга составил $1,5 млн. Его коллега актриса Мишель Уильямс, игравшая роль Абигейл Харрис-Гетти, матери Пола Гетти III, получала по $800 за рабочий день. После того как прессе стала известна разница в зарплате Марка Уолберга и Мишель Уильямс, Уолберг от лица Уильямс пожертвовал свой гонорар за фильм в фонд движения Time"s Up, организованный голливудскими актрисами, сценаристами, агентами и режиссерами для борьбы с сексуальными домогательствами на рабочем месте. Движение возникло после того, как более 50 женщин обвинили одного из самых влиятельных голливудских продюсеров Харви Вайнштейна в сексуальном насилии.

Слева направо: Марк Уолберг, Ридли Скотт и Кристофер Пламмер на съемках «Всех денег мира», 2017

На данный момент "Все деньги мира" собрали в прокате почти на $14 млн меньше бюджета. Ридли Скотт уже заявил, что это последствия скандала с Кевином Спейси. Кристофер Пламмер, впрочем, за роль Жана Пола Гетти был номинирован на "Оскар" в категории "Лучшая мужская роль второго плана". Номинацией, однако, осталась недовольна семья Гетти: с критикой фильма публично выступила Ариадна Гетти, сестра Пола Гетти III. "Фильм поддерживает заблуждение, что наша семья одержима только деньгами. Но это не так. Нас так не воспитывали, и мы не так воспитываем наших детей",— заявила она в интервью.

«Все деньги мира» – фильм Ридли Скотта с участием Кристофера Пламмера, выпущенный в конце декабря 2017 года, – и «Траст», новый сериал FX, первые эпизоды которого режиссировал Дэнни Бойл, а в главной роли снялся Дональд Сазерленд, – оба получились достаточно разными и без особых повторений.

Если сначала посмотреть «Все деньги мира», то «Траст» слегка разочарует. Фильм получился потрясающий, и Кристофер Пламмер (заменивший Кевина Спейси) великолепен в роли богатого промышленника Пола Гетти, деда жертвы. Сериал, состоящий из 10 эпизодов, – если судить по уже вышедшим сериям – показной, отчасти развлекательный и эфемерный – жуткое происшествие перетекает в джазовую сатиру.

Дональд Сазерленд в роли промышленника Дж. Пола Гетти в фильме «Траст» с Амандой Дрю.

Дональд Сазерленд с самого начала производит не то впечатление, на которое можно рассчитывать. Главным образом это потому, что сценарий Саймона Бофоя, работавшего с Бойлом над «Миллионером из трущоб», не совладал со старшим Гетти. Персонаж колеблется от жестокого до добродушного и извращённого, но связи между этим всем не видно. Похоже, его задумали комическим монстром (в отличие от трагического монстра, которого сыграл Пламмер), и сцену за сценой Сазерленд проходит этот путь, насколько может. Но это скорее вопрос техники, чем ощущений.

В таких фильмах, как «Миллионер из трущоб», «На игле» и «28 недель спустя», Бойл достигает нужного эффекта через головокружительную скорость и неисчерпаемую художественную изобретательность. Когда у него есть солидная история для работы – как адаптированный Бофоем роман Викаса Сварупа в «Миллионере из трущоб» или «На игле», где в основу лёг одноимённый роман Ирвина Уэлша, – результаты впечатляют.

В «Трасте», где он работает с историей из реальной жизни и должен растянуть повествование на 10 часов, результаты менее убедительны. Стремление нарисовать широкий портрет эпохи реализуется за счёт индивидуальных эмоций и психологической глубины.


Дональд Сазерленд и Харрис Дикинсон в «Трасте».

Однако поверхностный блеск определённо присутствует. Возможно, в качестве стратегии борьбы с растянутостью телесериала и чтобы заинтересовать самого себя Бойл, режиссировавший первые три эпизода, к каждому из них применяет другой стиль.

В начале зритель знакомится с семьёй Гетти и с жизнью в Саттон-Плейс, английском загородном доме Дж. Пола Гетти, – британская комедия о сумасшедшей аристократии. Четвёрка ревнивых, скучающих подружек хором комментирует события, пока старик Гетти волнуется о том, кто станет его преемником в семейном нефтяном бизнесе, унижает потомков и играет стареющего сатира, получая инъекцию для эректильной дисфункции и жалуясь на употребляющего наркотики сына и внука.

Второй эпизод, в котором начинается расследование похищения внука нефтяного магната (в исполнении Харриса Дикинсона), повествование переходит в стиль, напоминающий приключенческое кино конца 60-х-начала 70-х годов. Действие переносится в Рим и цвета становятся ярче, экран часто разбивается на три части и более (оттенки «Аферы Томаса Крауна»), фокус смещается на частного детектива в белой шляпе, сыгранного Бренданом Фрейзером.


Брендан Фрейзер в сериале «Траст».

Всё изменяется, как только Фрейзер открывает эпизод, рассказывая прямо в камеру. Третья серия называется «La Dolce Vita» и, конечно же, есть в ней лёгкий сюрреализм в стиле Феллини и немного яркой юношеской развязности в стиле Бертолуччи.

Ожидание визуальной и стилистической новизны от Бойла объединяет впечатления от просмотра «Траста». Можно отслеживать, как вместе с повествованием меняются саундтреки – The Rolling Stones и Дэвид Боуи для британского разврата, инструментальная палитра спегетти-вестерна для итальянской крутизны. Аллюзии на английскую литературу – «Король Лир», «История Тома Джонса» – уступают место кадрам с мышью-марионеткой Топо Джиджио с итальянского телевидения. Интонация и содержание резко переключаются между сатирой, мелодрамой и моралите.


Харрис Дикинсон в роли Джона Пола Гетти III в сериале «Траст». Фото: Оливер Аптон / FX.

Как реализуют такой фрагментарный подход на протяжении всего сезона, пока остаётся лишь строить догадки. Возможно, стоит поглядеть, насколько Сазерленд, Фрейзер и Хилари Суонк (в роли матери похищенного Пола) смогут нарастить свои образы. И, конечно, Харрис Дикинсон, исполнивший роль Джона Пола Гетти III (ему значительно больше 16 лет, а именно в этом возрасте похитили наследника Гетти).

Но привлекательные исполнители и запоминающийся вид сериала ещё не перевешивают отсутствие связности и готовность возвращаться к банальностям о разрушительных последствиях богатства. «Все деньги мира» – это изучение характера, а «Траст» пока – скорее карикатура.

ПРОДАЛ ВНУКА ЗА 17 МЛН ДОЛЛАРОВ!

Джон Пол Гетти – нефтяной король Америки прошлого века, самый богатый человек планеты. Он всегда ходил в самых дешевых костюмах, причем всегда мятых, чтобы не тратиться на утюг. Но самый яркий «приступ скупости» случился с Полом Гетти, когда бандиты похитили его внука и потребовали с деда выкуп за парня 17 миллионов долларов. Гетти категорически отказался платить, объяснив, что внуков у него много, а денег много не бывает. Спустя некоторое время по почте ему прислали ухо и прядь волос юноши, сказав, что будут частями присылать внука деду, если тот не раскошелится. Пол снова отказался и сделал отчаянный шаг…

Обо всем по порядку.

Гетти всю свою жизнь был известен, как один из самых скупых богачей в мире. По общему мнению, желание хвастануть собственным богатством никогда не было целью предпринимателя. Он создал свою империю и миллиардный капитал практически с нуля и не собирался ни с кем с этим делиться.

Его виллы и особняки были произведением искусства, но приобретались они в период, когда цена на них сильно снижалась. Говорят, что даже его переезд в отдельные дома из люксовых номеров, которые он предпочитал в молодости, были связаны с тем, что расходы за дом ему казались ниже, чем оплата отелей. Кстати, Гетти сам стирал собственное белье каждый день, экономя деньги.

К другим чудачествам Гетти нужно отнести еще и экономию при отправке почты. Ответы на письма он обычно писал на их же полях и отправлял в тех же конвертах, если была возможность использовать их ещё раз.

Стоит упомянуть и о многочисленных романах предпринимателя. За свою жизнь он был женат пять раз и имел, по общему мнению, более сотни романов - без учета мимолетных увлечений и девушек на одну ночь.

К благотворительности Гетти относился прохладно. Сам он утверждал, что отдал бы 99,5% своего состояния, если бы был уверен, что оно решит проблему бедности. По его мнению, лучшие благотворительные организации попросту приучают людей пассивно получать деньги.

Предпринимателя застигла печальная новость: был похищен его внук Джон Пол Гетти III. Похитители требовали до $17 млн. Для Гетти, состояние которого в то время достигло $4 млрд, это были небольшие деньги, но платить он не собирался. Руководствовался он, по его мнению, рациональными убеждениями. Широко встречается утверждение предпринимателя, что у него четырнадцать внуков и если он заплатит выкуп за одного, то начнут похищать и остальных.

Ежедневная газета получила конверт, в котором находилась прядь волос и часть уха, а также письменные угрозы окончательно изувечить внука, если вымогатели не получат 3,2 миллиона долларов в течение десяти дней.

Тогда Гетти согласился заплатить выкуп, но только 2,2 миллиона долларов, поскольку это была максимальная сумма, не облагавшаяся налогом. Недостающие деньги для спасения внука он одолжил сыну под 4 процента годовых. По итогам, похитители получили примерно 2,9 миллиона долларов, а Пола нашли живым на юге Италии после уплаты выкупа.

Внук так и не пришел в себя и впоследствии страдал от алкоголизма и наркомании. Через 8 лет после похищения он ослеп, потерял дар речи и провел остаток жизни в инвалидном кресле.

Нужно ли за миллионы платить такую цену?