Генрих боровик - биография, фотографии. Победа над "геном чингисхана" или почему армяне не спиваются Сын генриха боровика сканворд

Лауреат Государственных премий СССР, председатель Благотворительного фонда имени Артема Боровика , академик и член президиума Национальной академии кинематографических искусств и наук России.

Родился в 1929 году, в семье театральных работников. Отец – Боровик Авиэзер Абрамович(1902–1980), дирижер. Мать – Боровик-Матвеева Мария Васильевна (1905–1970), ведущая актриса музыкальных театров. Супруга – Боровик (Финогенова) Галина Михайловна (1932 г. рожд.), педагог-историк, работала преподавателем истории в школе, затем – редактором отдела культуры программы «Время» на Центральном телевидении. Дочь – Якушкина Марина Генриховна (1956 г. рожд.), кандидат филологических наук. Сын – Боровик Артем Генрихович (1960–2000), известный журналист, писатель, общественный деятель, основатель и первый руководитель холдинга «Совершенно секретно», трагически погиб в авиакатастрофе. Внуки: Якушкин Иван Дмитриевич (1976 г. рожд.), Боровик Максимилиан Артемович (1995 г. рожд.), Боровик Кристиан Артемович (1997 г. рожд.).

Родители Генриха Боровика всю жизнь были связаны с театром. В 1939 году они были среди основателей Пятигорского театра музыкальной комедии. Там же, в Пятигорске прошли школьные годы их сына.

В 1944–1945 годах, еще школьником, Генрих работал в Пятигорском театре помощником электромонтера и иногда выходил на сцену статистом. В театре он подружился – и сохранил эту дружбу на всю жизнь – с только начинавшими свой блестящий путь в искусстве Махмудом Эсамбаевым и Михаилом Водяным.

В 1947 году, окончив школу с золотой медалью, Генрих отправился в Москву поступать в Институт международных отношений. «Запасным» вариантом был режиссерский факультет ГИТИСа – любовь к театру, к музыке навсегда осталась с ним.

После успешного окончания МГИМО (диплом с отличием) Генриха Боровика приняли на работу в редакцию журнала «Огонек»… техническим секретарем международного отдела. Казалось, обладатель «красного» диплома мог рассчитывать на большее, но он был рад и этому: на дворе стояло очень «холодное лето» 1952 года. В редакции же молодой человек ощутил необыкновенную теплоту. Там работали прекрасные люди, почти все – фронтовики или фронтовые журналисты. Главным редактором был поэт Алексей Сурков. Практически все дела журнала вел замечательный человек, заместитель главного редактора Борис Бурков, всю войну проработавший главным редактором «Комсомолки». В редакцию «на огонек» запросто заходили и совершенно легендарные люди – Константин Симонов, Борис Полевой, Сергей Михалков , Ираклий Андроников...

Генрих Боровик был в журнале самым молодым сотрудником, и старшее поколение относилось к нему, как минимум, с интересом – «а получится ли из этого паренька журналист?», но чаще – с трогательной, почти отеческой заботой.

В 1953 году Боровик стал литературным сотрудником, а потом и спецкором международного отдела. Уже в середине 1950-х годов к нему пришла известность. Его очерки из «горячих точек» – Вьетнама, Китая, Индонезии, Бирмы, – печатавшиеся в журнале «Огонек», резко отличались от общего стиля принятой тогда международной журналистики. Эти материалы были лишены пропагандистских штампов, в них действовали не ходульные герои, а нормальные люди со своими сомнениями и надеждами, описывались не шаблонные политические схемы, а обыкновенные жизненные ситуации.

В 1956 году в библиотеке «Огонек» вышла первая книжка очерков Генриха Боровика о Вьетнаме. Особый успех выпал на долю молодого писателя и журналиста после публикации им в 1960 году в «Огоньке» очерков о революционной Кубе и затем созданной на их основе книги «Повесть о зеленой ящерице», населенной живыми, а не плакатными людьми с неординарными характерами. Его очерк о встрече на Кубе с Эрнестом Хемингуэем и о рыбалке с ним вдвоем на его легендарной шхуне «Пилар» cтал тогда настоящей сенсацией.

Выдающийся кинорежиссер-документалист Роман Кармен, прочтя очерки Боровика о Кубе, предложил ему написать сценарий для документального фильма. И вскоре состоялась премьера «Пылающего острова» – фильма о кубинской революции, который обошел тогда все экраны Советского Союза.

А вскоре блестящий театральный режиссер Андрей Гончаров поставил в Москве, в Драматическом театре на Малой Бронной первую пьесу Генриха Боровика «Мятеж неизвестных», образы и содержание которой были навеяны поездками автора по «горячим точкам» Юго-Восточной Азии. Ее поставили многие театры страны (так исполнилась его «запасная мечта»).

В 1962 году на съезде молодых литераторов Генрих Боровик был принят в Союз писателей СССР. Им написано более 20 книг. Среди них: «Повесть о зеленой ящерице», «Ваш специальный корреспондент встретился...», «Один год неспокойного солнца», «Пролог», «Май в Лиссабоне», «Репортаж с фашистских границ», «Ким Филби» и др. Некоторые переведены на разные языки мира. Он – автор сценария десятков документальных фильмов, в том числе документальных сериалов «Всего дороже», «За девять лет до конца войны», «Война в России. Кровь на снегу» и др.

Его пьесы «Мятеж неизвестных» (1962) «Человек перед выстрелом» (1963), «Три минуты Мартина Гроу» (1970), «Интервью в Буэнос-Айресе» (1976), «Агент 00» (1985) с успехом шли в театрах СССР и за рубежом.

Сотни очерков, опубликованных в печати многих стран мира, телевизионные программы и эссе, сценарии документальных и художественных фильмов, пьесы для театра – таков творческий диапазон писателя, публициста, драматурга, журналиста, телеведущего Генриха Боровика.

Вряд ли кто-то возьмется оспаривать, что среди журналистов-международников старшего поколения произведения Генриха Боровика – на газетной ли полосе, в журналах, в книгах, на экране документального кино и телевидения, на театральной сцене, наконец, – всегда занимали одно из первых мест по популярности среди читателей изрителей.

Приведем пример. В 1986 году вышла книга очерков Г. Боровика «Пролог», отмеченная читателем и критикой и быстро исчезнувшая с прилавков книжных магазинов. Через год редакция «Роман-газеты» провела интересный опрос читательских мнений. Она разослала своим подписчикам анкету, в которой перечислила 100 наиболее заметных произведений прозы, получивших общественный резонанс в последнее время, и обратилась к читателям с просьбой выбрать из этих 100 произведений 12 для публикации в 12 номерах ежемесячной «Роман-газеты» в наступавшем 1988 году. Среди этой сотни произведений была упомянута и последняя книга Генриха Боровика «Пролог». В ней не было ни детективной фабулы, ни любовной интриги, ни прочих заведомо привлекательных для читателя элементов. Но в читательских откликах документальная очерковая книга «Пролог» заняла третье место по числу голосов, поданных за нее. Поскольку книга по объему не умещалась в одном номере «Роман-газеты», редакция напечатала ее в двух выпусках. Общий тираж этой книги только в СССР составил более 5 миллионов экземпляров!

Объяснение этому простое. Несмотря на «нероманное» построение, книга по-настоящему художественна. Автор знакомит читателя с целой галереей характеров и ситуаций. Знакомит с американским народом и с Америкой как страной. Они и являются главными героями книги.

И еще одно действующее лицо этого романа встает перед глазами читателя, независимо от воли автора. Он сам. Его взгляды, надежды и разочарования, нравственные ценности, характер. И это оказывается интересно читателю.

Из драматургических произведений Генриха Боровика особый успех выпал на его пьесу «Интервью в Буэнос-Айресе», написанную в 1976 году по огненным следам чилийских событий, которым автор был свидетель. Она не только прошла почти в сотне театров нашей страны, но и в полутора десятках театров крупнейших городов мира, включая Нью-Йорк, Мадрид, Стокгольм, Прагу, Варшаву, Токио, Дамаск, Париж, Каракас...

Сам автор, говоря об успехе пьесы, склонен относить его прежде всего на счет той атмосферы солидарности с народом Чили, с которой был воспринят многими в мире пиночетовский переворот 11 сентября 1973 года. Однако о тех событиях были написаны десятки, сотни произведений (в том числе и драматургических), но пьеса Г. Боровика была в те годы самой популярной. А его очерки, написанные по горячим следам трагических событий в Чили, были официально включены в число документов Международного трибунала, который рассматривал преступления чилийской военной хунты.

Главный режиссер Театра имени Ленсовета Игорь Владимиров, тоже поставивший эту пьесу в своем театре и блестяще сыгравший в ней главную роль журналиста Карлоса Бланко, рассказывал, как в 1977 году театр возил спектакль в Париж на театральный фестиваль наций. Спектакль был принят очень хорошо, а известный французский театральный критик сказал тогда: «Секрет успеха этого спектакля состоит в том, что в нем рассказывается не только о Чили. В нем речь идет об угрозе фашизма и во Франции, и в любой стране мира. В каждой сцене, в каждом диалоге я вижу и слышу то, что относится лично ко мне, французскому журналисту...»

Эти слова применимы ко всему творчеству Генриха Боровика, в каком бы жанре он ни выступал. В его произведениях всегда есть то главное, что читатели, зрители, слушатели могут соотнести и соотносят с собой лично, с обществом, в котором они живут.

Личность Г. Боровика многогранна. В его жизни немало ярких поступков, не обозначить которые хотя бы телеграфным стилем было бы некорректно. Весной 1980 года Г.А. Боровик провел несколько месяцев в Афганистане. Объездил всю страну, побывал в самых опасных местах и ситуациях, но почти ничего не написал оттуда ни в газеты, ни в журналы. Писать неправду не мог, а правду никто бы не напечатал. Вернувшись в Москву, он отказался от выгодного предложения студии «Мосфильм» написать сценарий для художественного фильма об этой войне. Договор был заключен накануне поездки в Афганистан. Сценаристу были обещаны госзаказ и почти верная Государственная премия. Ставить фильм должен был известный кинорежиссер. Но, вернувшись домой, Боровик отказался от договора и вернул аванс. Вместо того чтобы писать сценарий, он отправился в ЦК КПСС и рассказал там о том, что увидел в Афганистане. Сказал, что эта война бессмысленна, что наша страна повторяет те же ошибки и совершает те же преступления, которые совершали США в своей войне против Вьетнама, что советские войска взвалили войну на свои плечи, но оказались к ней не готовы, что истинные размеры наших потерь военное начальство скрывает и т. д., и т. п.

Результатом этого похода в ЦК стал гнев начальника Главпура (Главного политического управления) Советской армии. Генерал армии А.А. Епишев собирался жаловаться на «безответственного журналиста» самому Л.И. Брежневу . Спасла «безответственного» только помощь его друзей в ЦК – Евгения Самотейкина и Николая Шишлина, а также то обстоятельство, что именно в это время Боровик на полтора года ушел из журналистики – работать над серией документальных фильмов и писать новую пьесу.

В 1982–1985 годах Г.А. Боровик становится главным редактором журнала «Театр». Тираж этого издания при нем вырос вдвое.

В 1985–1987 годах Г.А. Боровик был секретарем Союза писателей СССР по международным делам. Именно в эти годы приезжают к нам в страну по приглашению Союза писателей давние друзья Г. Боровика – выдающиеся писатели и деятели культуры разных стран: Грэм Грин, Габриэль Гарсиа Маркес , Норман Мейлер, Питер Устинов и др. Это способствовало росту популярности нашей страны за рубежом и распространению правды о перестройке, которая тогда только начиналась.

Вскоре Г.А. Боровик обратился в ЦК с предложением прекратить изоляцию советских писателей от крупнейших международных писательских организаций, в частности от Международного Пен-клуба. Его аргументы были убедительны, и Секретариат ЦК принял решение, положившее конец «берлинской стене» между советскими писателями и писателями мира.

В 1987 году Г.А. Боровика избирают председателем Советского комитета защиты мира и вице-президентом Всемирного совета мира. Эта общественная работа отнимала у него много времени. Советский комитет защиты мира стал тогда заметной общественной организацией, твердо стоявшей на позициях демократических преобразований в стране. Это было доказано многими реальными делами обновленной организации, которая немало сделала для окончания «холодной войны» и ликвидации «образа врага». Но кроме международных дел Боровику тогда приходилось заниматься и внутренними конфликтами, которые на национальной почве начали возникать на территории СССР. Он, как всегда, одним из первых едет в новые «горячие точки», туда, где опасно. Но теперь это не за рубежами страны, а внутри нее. Везде, где назревал или развертывался конфликт, люди видели его, обращались к нему за советом. Это было и в разгар конфликта вокруг Нагорного Карабаха, и в дни конфликта между Северной Осетией и Ингушетией, и в дни противостояния в Приднестровье.

В те же годы Г.А. Боровик работает политическим обозревателем Гостелерадио СССР. Он – автор и ведущий популярной программы «Позиция». Именно в его программе впервые с экрана телевизора было рассказано об истоках различных межнациональных конфликтов, впервые открыто и остро был поднят вопрос о деятельности шовинистических организаций в СССР. Настолько остро и открыто, что в одной из таких организаций Г.А. Боровика поставили на первое место в секретном списке «на физическое уничтожение».

В Минске (Белоруссия) в семье дирижера симфонического оркестра и актрисы. Его родители были среди основателей Пятигорского театра музыкальной комедии.

В 1952 году с отличием окончил Московский институт международных отношений (Университет) МИД России (МГИМО).

С 1952 года работал в редакции журнала "Огонек" сначала техническим секретарем, затем литературным сотрудником, корреспондентом международного отдела, ответственным секретарем редакции, международным обозревателем.

Он одним из первых начал работать на стыке журналистики и литературы. Известность Генриху Боровику принесли его очерки из "горячих точек" — Вьетнама, Китая, Индонезии, Бирмы, — печатавшиеся в журнале "Огонек".

В 1955 году в библиотеке "Огонек" вышла первая книжка очерков Генриха Боровика о Вьетнаме. Особый успех выпал на долю молодого писателя и журналиста после публикации им в 1960 году в "Огоньке" очерков о революционной Кубе и затем созданной на их основе книги "Повесть о зеленой ящерице".

На основе своих очерков о Кубе Боровик написал сценарий для документального фильма "Пылающий остров", который был снят кинорежиссером-документалистом Романом Карменом.

В 1962 году Генрих Боровик был принят в Союз писателей СССР.

В 1966-1972 годах работал собственным корреспондентом Агентства печати "Новости" (АПН) и "Литературной газеты" в США.

В 1972 году был приглашен ведущим американским журналом "Эсквайр" быть его специальным корреспондентом на съезде Демократической партии США.

В 1972-1982 годах — специальный корреспондент АПН и "Литературной газеты".

С 1982 года по 1985 год — главный редактор журнала "Театр".

В 1985-1987 годах Генрих Боровик был секретарем Союза писателей СССР по международным делам.

С 1987 года по 1992 год был председателем Советского комитета защиты мира (Федерации мира и согласия), вице-президентом Всемирного Совета мира. В эти же годы Боровик работал политическим обозревателем Гостелерадио СССР, был автором и ведущим популярных программ "Камера смотрит в мир", "Позиция".

В 1989-1991 годах — народный депутат СССР, член постоянного комитета Верховного Совета СССР по международным делам.

В 1994 году на телеканале "Останкино" как автор проекта, автор сценария и ведущий он создал телесериал "За девять лет до конца войны". Как автор проекта и один из авторов сценария работал над 10-серийным документальным фильмом "Россия в войне — кровь на снегу".
Генрих Боровик внес серьезный творческий вклад в становление телевизионного канала "Культура". Был автором и ведущим просветительской авторской программы "Завещание XX века".

С 2002 года — академик Национальной академии кинематографических искусств и наук.

Он написал пьесы "Мятеж неизвестных", "Человек перед выстрелом", "Три минуты Мартина Гроу", "Интервью в Буэнос-Айросе", Агент 00" и др.

Всего им было написано более 20 книг и 40 сценариев к документальным фильмам.

По его сценариям были сняты художественные фильмы "Незваные гости" (1959) и "На гранатовых островах" (1981), короткометражный фильм "Кубинская новелла" (1962), фильм-спектакль "Интервью в Буэнос-Айресе" (1979), документальный цикл "Всего дороже" (1981).

Генрих Боровик является почетным ректором Московского института телевидения и радиовещания "Останкино". С 2009 года возглавляет попечительский совет института.

В Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина открылась фотовыставка "Увидеть время", на которой были представлены снимки Генриха Боровика, сделанные во время его зарубежных поездок.

Боровик — дважды лауреат Государственной премии СССР (1977, 1986). Он является лауреатом премии Союза журналистов имени Воровского (1968) и премии Союза писателей СССР имени А. Толстого (1985), нескольких международных журналистских премий (в том числе "Золотое перо").

Награжден орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, а также орденами "За заслуги перед Отечеством" III (1999) и IV (2009) степени,

Артем Боровик прожил короткую (всего 39 лет), но яркую жизнь. Он учил не бояться правды, помогал бывшим участникам Холодной Войны понять друг друга, любил жизнь и умел дружить. Стал единственным журналистом, дважды награжденным американской премией имени Эдварда Морроу «Война справедливости». Лауреат премий «Общественное признание», ТЭФИ, «Лучшие перья России».

Детство и юность

Артем Генрихович Боровик родился 13 сентября 1960 года в Москве. Отец Артема, журналист и писатель Генрих Авиэзерович (Аверьянович) Боровик, в 1966 году перевез семью в США, где работал корреспондентом Агентства печати «Новости». Мать Галина Михайловна Боровик (в девичестве Финогенова) менее известна, чем ее муж и сын. В молодости преподавала историю, позже работала редактором отдела культуры телевидения.

Маленький Артем Боровик с мамой и сестрой

В 1972 году семья вернулась в Советский Союз. Мальчик вместе с сестрой Мариной пошел в московскую школу №45, известную новаторскими методами преподавания и победами учеников на олимпиадах по школьным предметам. Высокий уровень подготовки позволил Артему без проблем поступить на факультет международной журналистики МГИМО и успешно закончить учебу в 1982 году. Практиковался в посольстве СССР в Перу.

Журналистика

После института Артем не стал сотрудником МИДа, а выбрал работу в газете «Советская Россия». Редакция посылает молодого журналиста в «горячие точки». За пять лет Боровик побывал в Афганистане и Никарагуа, освещал подробности аварии на Чернобыльской АЭС с места событий.


Молодой Артем Боровик и его отец

В 1987 году уходит в журнал «Огонек», который под руководством главного редактора Виталия Коротича превратился в рупор гласности. В 1988 году по заданию редакции журналист полностью погружается в американскую военную среду. По итогам службы написал книгу «Как я был солдатом армии США».



Известно, что независимый журналист «перешел дорогу» многим власть имущим лицам. За ним велась слежка, телефоны прослушивались. У Артема Боровика было много врагов, понимавших, что растущая популярность руководителя информационного холдинга представляет серьезную опасность. Рвавшиеся к власти олигархи имели основания и возможности для покушения, но истинная причина трагедии осталось неизвестной.

Похоронили Артема Генриховича 11 марта 2000 года на Новодевичьем кладбище. В мае 2000 года учрежден Благотворительный фонд Артема Боровика, вручающий в день его рождения ежегодную премию за лучшие журналистские расследования. 13 сентября 2001 года в Москве торжественно открылся парк имени Артема Боровика. На церемонии открытия выступил друг журналиста, мэр Москвы . В парке установлен памятник в виде гранитного пера.

В школу имени А. Г. Боровика переименована московская гимназия №1562. Впрочем, официальный сайт школы не содержит информации о нем. Биографии журналиста посвящен документальный фильм режиссера Алексея Аленина «Артём Боровик. Он очень торопился жить», снятый в 2010 году. В картине использованы фото из семейного архива Боровика, рассказы друзей и родных.

Проекты

  • 1988-1990 – телепередача «Взгляд»
  • 1989 – газета «Совершенно секретно»
  • 1991 – телепередача «Совершенно секретно»
  • 1992 – телепередача «Двойной портрет»
  • 1996 – журнал «Лица»
  • 1998 – газета «Версия»

В Минске (Белоруссия) в семье дирижера симфонического оркестра и актрисы. Его родители были среди основателей Пятигорского театра музыкальной комедии.

В 1952 году с отличием окончил Московский институт международных отношений (Университет) МИД России (МГИМО).

С 1952 года работал в редакции журнала "Огонек" сначала техническим секретарем, затем литературным сотрудником, корреспондентом международного отдела, ответственным секретарем редакции, международным обозревателем.

Он одним из первых начал работать на стыке журналистики и литературы. Известность Генриху Боровику принесли его очерки из "горячих точек" — Вьетнама, Китая, Индонезии, Бирмы, — печатавшиеся в журнале "Огонек".

В 1955 году в библиотеке "Огонек" вышла первая книжка очерков Генриха Боровика о Вьетнаме. Особый успех выпал на долю молодого писателя и журналиста после публикации им в 1960 году в "Огоньке" очерков о революционной Кубе и затем созданной на их основе книги "Повесть о зеленой ящерице".

На основе своих очерков о Кубе Боровик написал сценарий для документального фильма "Пылающий остров", который был снят кинорежиссером-документалистом Романом Карменом.

В 1962 году Генрих Боровик был принят в Союз писателей СССР.

В 1966-1972 годах работал собственным корреспондентом Агентства печати "Новости" (АПН) и "Литературной газеты" в США.

В 1972 году был приглашен ведущим американским журналом "Эсквайр" быть его специальным корреспондентом на съезде Демократической партии США.

В 1972-1982 годах — специальный корреспондент АПН и "Литературной газеты".

С 1982 года по 1985 год — главный редактор журнала "Театр".

В 1985-1987 годах Генрих Боровик был секретарем Союза писателей СССР по международным делам.

С 1987 года по 1992 год был председателем Советского комитета защиты мира (Федерации мира и согласия), вице-президентом Всемирного Совета мира. В эти же годы Боровик работал политическим обозревателем Гостелерадио СССР, был автором и ведущим популярных программ "Камера смотрит в мир", "Позиция".

В 1989-1991 годах — народный депутат СССР, член постоянного комитета Верховного Совета СССР по международным делам.

В 1994 году на телеканале "Останкино" как автор проекта, автор сценария и ведущий он создал телесериал "За девять лет до конца войны". Как автор проекта и один из авторов сценария работал над 10-серийным документальным фильмом "Россия в войне — кровь на снегу".
Генрих Боровик внес серьезный творческий вклад в становление телевизионного канала "Культура". Был автором и ведущим просветительской авторской программы "Завещание XX века".

С 2002 года — академик Национальной академии кинематографических искусств и наук.

Он написал пьесы "Мятеж неизвестных", "Человек перед выстрелом", "Три минуты Мартина Гроу", "Интервью в Буэнос-Айросе", Агент 00" и др.

Всего им было написано более 20 книг и 40 сценариев к документальным фильмам.

По его сценариям были сняты художественные фильмы "Незваные гости" (1959) и "На гранатовых островах" (1981), короткометражный фильм "Кубинская новелла" (1962), фильм-спектакль "Интервью в Буэнос-Айресе" (1979), документальный цикл "Всего дороже" (1981).

Генрих Боровик является почетным ректором Московского института телевидения и радиовещания "Останкино". С 2009 года возглавляет попечительский совет института.

В Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина открылась фотовыставка "Увидеть время", на которой были представлены снимки Генриха Боровика, сделанные во время его зарубежных поездок.

Боровик — дважды лауреат Государственной премии СССР (1977, 1986). Он является лауреатом премии Союза журналистов имени Воровского (1968) и премии Союза писателей СССР имени А. Толстого (1985), нескольких международных журналистских премий (в том числе "Золотое перо").

Награжден орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, а также орденами "За заслуги перед Отечеством" III (1999) и IV (2009) степени,

Родился в Минске в 1929 году. Отец - Боровик Авиэзер Абрамович (1902-1980), дирижёр симфонического оркестра, работал в музыкальном театре; происходил из еврейской семьи. Мать - Боровик-Матвеева Мария Васильевна (1905-1970), актриса. Жизнь родителей Генриха была связана с театром. В 1939 году они были среди основателей Пятигорского театра музыкальной комедии, там же и прошли школьные годы Генриха Боровика. В 1944-1945 годах он работал в Пятигорском театре помощником электромонтёра и статистом. В 1947 году Генрих окончил школу с золотой медалью и отправился поступать в Институт международных отношений. По окончании МГИМО работал в журнале «Огонёк», где вскоре получил известность как автор очерков из «горячих точек», умевший выражать и отстаивать собственную точку зрения.

В 1966-1972 годах работал собкором Агентства печати «Новости» и «Литературной газеты» в США. С 1972 по 1982 год - специальный корреспондент АПН и «Литературной газеты». Во время работы в АПН принял участие в организованной властями кампании по дискредитации писателя Солженицына. В частности, выступил одним из соавторов брошюр «В круге последнем» и «Ответ Солженицыну: Архипелаг лжи».

В 1960-1970 гг. пишет ряд пьес (постановка первой пьесы «Мятеж неизвестных», 1962) и киносценариев, ведёт ряд телепрограмм («Международная панорама» и др.). Пьеса «Интервью в Буэнос-Айресе» (1976; Государственная премия СССР, 1977) о событиях в Чили после свержения Альенде была поставлена во многих странах мира - включая те, которые не относились к «социалистическому лагерю». С 1980 г. попадал в опалу после критических замечаний о войне в Афганистане. С 1987 г. - председатель Советского комитета защиты мира и заместитель председателя Всемирного Совета Мира. В качестве эксперта участвовал во многих зарубежных поездках М. Горбачёва. В июне 1990 г. вышел из КПСС. Во время августовского путча 1991 г. выступал по каналу CNN с осуждением путча. В конце 80-х - начале 90-х гг. главный редактор журнала «Театр»

Автор книги очерков о революции на Кубе «Повесть о зелёной ящерице» (1956), повести «Май в Лиссабоне» (1975), пьесы «Агент 00» (1982), романа-эссе «Пролог» (1984; Государственная премия СССР, 1986), исследования, посвящённого известному агенту Киму Филби (1994).

Семья

  • Жена - Боровик (Финогенова) Галина Михайловна (1932 г. рожд.), педагог-историк, была преподавателем истории в школе, затем работала на телевидении редактором отдела культуры.
  • Дочь - Марина Генриховна Якушкина (Боровик) (1956 г. рожд.), кандидат филологических наук
  • Сын - Артём Генрихович Боровик (1960-2000), известный журналист, писатель, основатель и первый руководитель холдинга «Совершенно секретно».

После гибели сына Артёма Г.Боровик возглавляет благотворительный фонд его имени.

Награды

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (16 ноября 1999) - за большой вклад в развитие отечественной культуры и многолетнюю плодотворную работу в области журналистики
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (8 декабря 2009) - за большие заслуги в развитии отечественной культуры, многолетнюю творческую и общественную деятельность
  • Почётный член Российской академии художеств