Сообщение на тему ареалы обитания миграции. §52. Ареалы обитания. Миграция. Закономерности размножения животных. А11. Ареал - это

Что такое ареал?

Ареал - поверхность суши или моря, в пределах которой распространен тот или иной вид или род растений, животных.

Как определить границу ареала?

Почему животные разных видов неравномерно распределяются на нашей планете?

Неравномерное распределение животных на нашей планете связано с неравномерностью и разнородностью природных условий.

Почему животные совершают миграции?

Миграции животных обычно вызваны сменой условий среды. Миграции бывают возрастные, сезонные (регулярные), нерегулярные.

Вопросы

1. Что может быть причиной изменения площади ареала?

Основной причиной изменения площади ареала является изменение условий среды. При их улучшении ареал может расширяться. При ухудшении условий уменьшается численность организмов, ареал сужается.

2. Каковы причины образования прерывистых ареалов?

Прерывистые ареалы могут возникать в результате появления преграды внутри самого ареала, путем преодоления преграды группой животных и основанием новой колонии, при гибели животных в промежуточных территориях.

3. От чего зависит размер ареала?

Размеры ареалов могут быть различными. Имеются весьма обширные – космополитные и совсем незначительные – эндемичные ареалы. Размеры ареала зависят от подвижности вида, его экологической валентности и его возраста.

4. Какие причины влияют на плотность животных в ареале?

Плотность животных в ареале зависит от наличия совокупности благоприятных для вида условий. Как правило, наиболее заселены центральные территории ареала, где набор благоприятных условий наиболее полный. Ближе к границам ареала условия становятся менее благоприятными и плотность животных уменьшается.

5. Какие условия существования необходимы для жизнедеятельности животных?

Для разных видов животных существую свои условия, которые необходимы для жизнедеятельности. Можно выделить важнейшие условия необходимые большинству животных: достаточное количество пищи, воды, тепла, территории.

6. Каковы причины миграций? Приведите примеры.

Миграции животных обычно вызваны сменой условий среды. Миграции бывают возрастные, сезонные (регулярные), нерегулярные. Возрастные миграции связаны с поиском мест обитаний, соответствующих определенному возрасту. Примером могут стать миграции угрей. Сезонные миграции разнообразны и связаны с перемещением животных внутри ареала. Например, миграции перелетных птиц. Нерегулярные миграции сопровождаются выселением особей вида далеко за пределы ареала. Примером могут служить миграции леммингов, саранчи. В момент таких миграций большинство животных гибнет.

7. Чем можно объяснить, что Голарктическая область имеет такую большую площадь?

Голарктическая область занимает такую большую площадь, поскольку объединяет территории, которые не так давно потеряли сухопутную связь между собой. Именно поэтому фауна этих территорий сходна и может быть объединена в одну зоогеографическую единицу.

Задания

Используя различные источники информации, подготовьте сообщение о миграциях различных животных.

Загадки самоубийства леммингов нет, как нет и никакого самоубийства

Для биологов более ста лет одним из самых странных и загадочных явлений в естественной природе было внезапное массовое самоубийство леммингов, дружно бросавшихся с обрыва в воды моря. Финские ученые разбирались 15 лет с этой задачей, и нашли объяснение причинам столь неоднозначного поведения зверьков.

Оливер Гилг из Хельсинского Университета в Финляндии и его коллеги опубликовали результаты своих исследований по этой теме в выпуске журнала Science 31 октября. Необъясненные трагедии популяции этого грызуна, обитающего в высоких северных широтах, вызывали рождение легенд и мифов о том, что будто бы всякий раз, когда численность зверьков становится слишком огромной и пищи на всех не хватает, они объединяются в одно полчище и дружно совершают самоубийство, бросаясь с утесов в море. Исследователи говорят, что реальные причины подобного поведения леммингов более сложны.

Численность леммингов, как они говорят, легко регулируется благодаря жесткому контролю со стороны их естественных хищников: горностаев, песцов, снежных сов и поморников (чаек).

За 15 лет ученые собрали данные о леммингах и их хищниках с 75 квадратных километров восточной части острова Гренландия. Выяснилось, что периодически популяция леммингов может резко возрастать в 100 или даже 1000 раз от их первоначальный численности. Горностай является ключевым хищником, регулирующим баланс леммингов. Это в свою очередь повышает численность их естественных хищников, которые становятся столь многочисленными, что пожирают леммингов в гигантских количествах, и популяция последних резко падает. Следующая стадия - недостаток леммингов в среде расплодившихся хищников приводит к снижению и популяции хищников.

Циклы роста и снижения популяций хищников и добычи знакомы биологам, но интересным в этом случае с леммингами тем, что они почти подобны часовому механизму. Горностай является ключевым хищником, регулирующим баланс леммингов. Для него лемминги – это основной источник пропитания. Три других хищника - "универсалы" - они любят лакомиться леммингами, но также имеют и альтернативные источники пропитания. Поэтому только численность горностаев резко падает в течение года после снижения популяции леммингов.

Вопрос цикла леммингов оставался открытым в течение почти целого столетия. Различные школы спорили об этом. Это было очень горячей темой. Что же до необычного явления среди леммингов собираться в полчища, то оно обусловлено моментом, когда в период максимального роста их популяции, они вынуждены совершать миграции. Если на их пути встанет море, то приличная часть стаи не успеет заметить, как окажется там, так как зверьки смотрят лишь на хвосты друг друга и идут за ведущими. Поэтому если и ведущие увидят обрыв, то даже резко остановившись, не смогут остановить всю массу позади бегущих, которые просто столкнут их и начнут падать сами. Но это не значит, что вся стая поголовно будет топиться и упавшие в воду зверьки утонут. Они неплохо плавают и сумеют выбраться затем на берег, где снова соберутся в стаю и продолжат миграцию.

Если соединить на карте крайние точки, в которых обнаружен определенный вид животного, то мы получим область его распространения. Нельзя ожидать четких границ, когда ареал заселен не сплошь, а отдельными участками. Это связано с мозаичностью биотопов, входящих в пределы всей области, где живет вид. Кроме того, учет самых крайних точек может привести к завышению площади ареала.

Неизменными границы ареалов долгое время остаются лишь там, где вид из-за трудно преодолимых преград не имеет возможности расселяться: в горах, на побережьях или в областях, где нет необходимой растительной пищи. Таким образом, за исключением горных долин, оазисов и островов, четко ограничена может быть только часть области распространения вида.

Другие границы проводятся соответственно климатическим или биотическим градиентам. Под биотическим ограничивающим фактором подразумевается постепенное ухудшение условий жизни в результате сокращения пищевой базы (растений, добычи или хозяев) и нехватки мест для гнездования или укрытий. Непостоянство погоды, в особенности длительные изменения климата, которые могут продолжаться годами, десятилетиями, столетиями и даже тысячелетиями, приводит, естественно, к смещению границ ареалов, определяемых условиями температуры или влажности. Короче говоря, с изменением экологических условий область распространения вида то расширяется, то сокращается. При сокращении могут возникать разрывы ареала, при последующем расширении части ареала снова сливаются.

Независимо от этого отдельные особи благодаря своей большей индивидуальной устойчивости могут проникнуть дальше других по градиенту фактора. Кроме того, временами вид получает особенно благоприятные возможности для размножения. И тогда возрастание численности приводит к увеличению популяционного давления и вынужденному заселению новых, менее подходящих областей.

Следовательно, видовые границы нельзя рассматривать как нечто застывшее . К тому же следует учитывать возможность включения в фаунистические списки и карты ареалов случайных находок отдельных животных. Вряд ли кому придет в голову вносить поправки в карты распространения тех или иных птиц, если они встретятся далеко за пределами хорошо известных ареалов. А такие сообщения то и дело появляются в орнитологической литературе. Труднее принять решение, если представителя малоизученной группы вдруг обнаруживают в 20 км от ранее известной крайней точки его нахождения.

Смещение границ ареалов не всегда удается объяснить изменениями условий среды. В таких случаях можно предположить, что заселение пограничной области произошло в результате возникновения мутаций и действия естественного отбора. Именно генетическими изменениями, по-видимому, вызвано чрезвычайно быстрое расселение кольчатой горлицы, поражающее своей внезапностью.

Некоторые животные имеют разорванные ареалы. Это характерно для горных, водных и пещерных видов. Для них единый ареал невозможен по экологическим причинам. Но нередко возникновение больших разрывов между частями ареала вызвано историческими причинами. Под разрывом мы понимаем полное отсутствие обмена между популяциями или расами. Один из наиболее известных примеров - тапиры, которые живут сейчас только в Южной Америке и Юго-Восточной Азии. Далее следует назвать (Desmana ) и голубую сороку (Cyanopica cyanus ), встречающихся на Пиренейском полуострове и в Восточной Азии, а также (Misgurnus fossilis ). Во всех этих случаях речь идет о реликтовых ареалах ранее широко распространенных родов или видов. Разрыв ареалов выхухолей, голубой сороки и вьюна, вероятно, обусловлен оледенениями. Тапиры же вымерли в промежуточной области еще раньше, так и не достигнув Африки.

Насколько различны формы ареалов, часто без видимой на то причины, легко заметить, перелистав любую книгу с картами распространения животных.

Ареалы родственных и дологически близких видов или родов часто соприкасаются, почти не перекрываясь. Животные как бы сменяют друг друга. Это явление, так же как и экологическое замещение одного вида другим в отдаленных областях, называют викариатом, а сами виды - викариирующими. В Европе, например, викариируют два близких вида соловьев, обыкновенный и южный, а из земноводных - и . У жерлянок неполный географический викариат возникает на основе экологического, так как краснобрюхая жерлянка встречается в основном на равнинах, а желтобрюхая преимущественно в горах.

Литература: У. Зедлаг. "Животный мир Земли". Издательство "Мир" Москва 1975.
Перевод с немецкого канд. биол. наук. Н. В. Хмелевской.

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо-вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ-ектами;

Задачи:

Образовательные : формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно-сти, и эстетической культуры как способно-сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ-ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен-ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру-гих людей; экологическое сознание; воспита-ние любви к природе;

Личностные : понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные : умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Технологии : Здоровьесбережения, проблем-ного, раз-вивающего обучения, групповой деятельно-сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Формирование у учащихся деятель-ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала составление таблицы «Си-стематические группы многоклеточных » при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопровер-кой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консульта-тивной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.

Планируемые результаты

Предметные

понимать смысл биологических терминов;

описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно-сти строения простейших и многоклеточных животных;

распознавать органы и системы органов живот-ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

устанавливать взаимосвязь между особенно-стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

приводить примеры животных разных система-тических групп;

различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

характеризовать направления эволюции живот-ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

Метапредметные УУД

Познавательные:

работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре-образовывать ее из одной формы в другую;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня-тий;

проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль-таты;

сравнивать и классифицировать, самостоятель-но выбирая критерии для указанных логиче-ских операций;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана-лизировать и оценивать ее достоверность;

Регулятивные:

организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после-довательность действий, ставить задачи, про-гнозировать результаты работы;

самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре-зультаты работы, выбирать средства достиже-ния цели;

работать по плану, сверять свои действия с це-лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

владеть основами самоконтроля и самооцен-ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

Коммуникативные:

слушать и вступать в диалог, участвовать в кол-лективном обсуждении проблем;

интегрироваться и строить продуктивное взаи-модействие со сверстниками и взрослыми;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи-ровать свою точку зрения, отстаивать свою по-зицию.

Личностные УУД

Формирование и развитие позна-вательного инте-реса к изучению биологии и исто-рии развития зна-ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Основные понятия

Причины неравномерного размещения животных на планете, понятие «миграция», типы миграций

Ход урока

Актуализация знаний (концентрация внимания при изучении нового материала)

Вопрос 1. Что может быть причиной измене-ния площади ареала?

Причиной уменьшения площади ареала может быть исчезновение благоприятных условий среды, наличие непреодолимых для расселения вида препятствий. Причи-ной увеличения площади ареала являет-ся то, что некоторые особи покидают аре-ал, не выдерживая конкуренции за жили-ща, убежище и пищу. Если они находят за его пределами другие благоприятные условия для размножения и развития, то поселяются там, — ареал их вида, таким образом, расширяется.

Вопрос 2. Каковы причины образования пре-рывистых ареалов?

Прерывистые ареалы возникают вслед-ствие разобщения сплошного ареала на два или несколько изолированных участ-ков, например, вследствие образования какой-либо преграды внутри ареала (тер-ритории или акватории с неблагоприят-ными для жизни данного вида условиями) или преодоления таковой в процессе рас-селения и образования за ее пределами новой колонии данного вида.

Вопрос 3. От чего зависит размер ареала?

Размер ареала зависит от возможности вида приспосабливаться к неблагоприят-ным условиям обитания, преодолевать препятствия, конкурировать с другими видами за пищу, свет, тепло, места раз-множения и развития.

Вопрос 4. Какие причины влияют на плот-ность животных в ареале?

На плотность расселения животных в ареале влияют: наличие благоприятных условий для интенсивного размножения и максимального выживания, внутривидо-вые требования к величине индивидуаль-ной территории каждой особи, миграци-онные процессы.

Вопрос 5. Какие условия существования не-обходимы для жизнедеятельности животных

Для жизнедеятельности животных преж-де всего необходимы пищевые ресурсы, так как в природных сообществах они не явля-ются продуцентами, способными произво-дить первичные органические вещества из неорганических. Все остальное зависит от индивидуальных особенностей строения и образа жизни животных данной система-тической группы.

Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

Миграции животных: примеры, причины, виды. Почему животные совершают миграции?

Причинами миграций являются изме-нения условий существования живот-ных. Примерами могут служить мигра-ции птиц, саранчи в места, где достаточно пищи и др

Знаете ли вы, почему происходит миграция животных?

7 класс узнаёт об этом на уроках биологии . И уже тогда, во время знакомства с тайнами биологической науки, сознание детей начинают приучать к пониманию обыденного факта: мигрируют люди, мигрируют животные. И если хорошо разобраться, причины у всех одинаковые. Миграция животных (лат. migratio) - регулярное перемещение группы животных со сменой основной среды обитания по определенному маршруту. Наиболее распространены подобные явления у птиц (все мы наблюдаем осенью миграции аистов, гусей, уток, скворцов и других пернатых) и рыб. Перемещения зверей изучены меньше. Связано это с тем, что они ведут в основном скрытный образ жизни, проследить за ними часто бывает невозможно

Миграции имеют ярко выраженный адаптивный характер, эта особенность представителей животного мира наблюдается у самых разных видов и возникла в процессе эволюции.

Сезонные миграции характерны больше для птиц , обитателей умеренных широт. Также они присущи некоторым млекопитающим: меняют место обитания антилопы гну, северные олени, некоторые разновидности летучих мышей, рыбы (осетр, европейский угорь), пресмыкающиеся (морская черепаха), ракообразные (лангуст), насекомые (бабочка-монарх).

Почему животные совершают миграции?

Самая главная причина перемещений животных - изменение условий обитания, чаще всего в худшую сторону. Например, северные олени перемещаются с наступлением зимы из тундры в лесотундру в связи с нехваткой корма и трудностью его добычи в местности, занесенной снегом. А сезонные миграции микроскопических животных на мелководья из глубинных частей озер связаны с изменением температуры воды. Не менее важная мотивация - размножение, когда животному нужна иная окружающая среда для продолжения рода. Еще одна причина миграций связана с природными катаклизмами. Каждую из причин мы постараемся рассмотреть в данной статье на примере.

Виды миграции животных

Условно можно выделить два вида миграции - активный и пассивный . В активной миграции животных выделяют несколько подвидов: перемещения бывают сезонные (суточные), периодические (горизонтальные и вертикальные), возрастные. Попробуем разобраться, что собой представляет каждая разновидность. Итак, сезонная (суточная) миграция животных. Примеры подобных перемещений лучше всего рассматривать на рыбах и птицах. На сегодняшний день науке известно около 8500 видов пернатых, большинство которых ведут оседлый образ жизни, хотя и подвержены миграциям в пределах ареала обитания на время гнездования.

Сезонные перемещения пернатых на зимовку больше присущи обитателям Арктики и умеренных широт: с приближением зимнего периода птицы перелетают в более мягкий, теплый климат. Интересный факт: чем больше птица, тем на более дальние расстояния она перемещается, при этом самые мелкие птицы из мигрирующих могут находиться в воздухе беспрерывно до 90 часов, преодолевая маршрут до 4000 км.

Рыбы же мигрируют вертикально : во время дождя находятся практически на поверхности, в жару или зимой - стремятся к глубинам водоемов. Но только две рыбы меняют привычную среду обитания - это лосось и европейский угорь. Удивительно, но факт: смена водоёмов с соленой и пресной водой происходит у этих рыб два раза в жизни - на момент рождения и в период размножения, правда, это касается только самок, которые после кладки икры погибают.

Интересно, что в момент нереста лосося бурые медведи тоже мигрируют , покидая леса, обосновываясь на реках, кишащих лососем. Таким образом, получается, что они следуют за своей кормовой базой. Как было отмечено раньше, периодические миграции животных можно разделить на два подвида: горизонтальный и вертикальный. Рассмотрим эти явления подробнее.

Горизонтальные миграции животных связаны с перемещением особей в поиске пищи . Так, например, серый кит к лету перемещается из Северного океана в Атлантический (субтропическая, тропическая часть), где в это время полно планктона - основной пищи кита.

Вертикальные миграции присущи высокогорным животным , которые в зимний период спускаются в лесополосу, а летом, по мере схождения снега и выгорания трав в низине, поднимаются обратно на гору

Существует еще такое понятие, как возрастная миграция животных . Подобные перемещения раскрываются лучше на примере крупных хищников. Так, тигр, по своей сути, одиночное животное с собственной огромной территорией, которую он покидает только в период гона. Появившиеся на свет тигрята живут с самкой до достижения половозрелого возраста (обычно это 3-4 года), после чего самцы отделяются и уходят из семьи в поисках собственной территории.

Причины и примеры миграции

Мы уже поговорили о том, с чем связано такое явление, как миграция животных. Примеры на конкретных представителях рассмотрим далее. Начнем знакомство с рыб, так как всего два их вида подвержены перемещениям. К ним относятся лосось и европейский угорь. Существуют и другие немногочисленные виды животных, совершающие миграции, но о них поговорим позже. Так почему же мигрируют рыбы? Что служит тому причиной? Смена места обитания рыб

Анадромные рыбы - разновидность, которая живет в определенной среде обитания, но на время размножения кардинально ее меняет. С чем это связано? Лосось (лат. Salmo salar) рождается в пресной воде, потом с речными потоками быстро перемещается в море-океан, где живет 5-7 лет в ожидании полового созревания. И вот настал долгожданный момент - особи выросли и готовы оставить потомство. Только вот незадача - соленая вода им нравится, однако малыши отказываются появляться в ней на свет. Рыба «помнит», что родилась в пресной воде, а это значит, что ей надо сменить соленые моря-океаны на реки, а еще лучше - на горные. Там самые благоприятные условия для воспроизводства. Только не все родители достигнут желаемой цели - здесь сидит хищник, который ловко вылавливает из горного потока рыбку, вспарывая брюхо и выедая исключительно икру. На такое способен лишь бурый медведь, который привязан к миграции животных - источнику кормовой базы.

Европейский угорь (лат. Anguilla anguilla) - полная противоположность лососям. Угорь рождается в соленой воде Саргассова моря, происходит это на глубине до 400 м. Самка производит на свет около полумиллиона икринок, которые переходят в личинку, похожую на ивовый листочек. Личинки за свое кардинальное отличие от своих родителей получили отдельное название - лептоцефал. На примере этих рыб мы можем рассмотреть детально вид пассивной миграции: личинки всплывают к поверхности, их подхватывает течение Гольфстрим, и так три года они перемещаются в теплой водичке к побережью европейской части Евразии. К этому времени лептоцефал обретает очертания угря, только уменьшенного - около 6 см. В этот момент угорь перебирается в устья рек, поднимаясь по течению вверх, рыба превращается во взрослую особь. Так проходит 9, а может, 12 лет (не больше), угри становятся половозрелыми, резко появляются половые различия в окраске. Пора на нерест - обратно в океан.

Миграции млекопитающих

Серый кит (от лат. Eschrichtius robustus) обитает в Северном Ледовитом океане, но, что парадоксально, самки и самцы с октября начинают продвигаться на юг вдоль побережья. К декабрю-январю пары достигают Калифорнийского залива, где в теплых водах приступают к спариванию и родам, после чего самцы возвращаются на север, а беременные самки и особи с детенышами возвращаются домой только в марте-апреле. Беременность у китов длится около года, поэтому в теплых водах либо зачинают, либо выводят на свет новое потомство. Для молодняка это очень важно — в первые 2-3 недели жизни малыши в теплых водах набирают жировую прослойку, которая позволяет им возвращаться в суровый Ледовитый океан.

На примере лосей мы можем объяснить такое понятие, как пути миграции животных . Лось, в простонародье «сохатый» (от лат. Alces alces), распространен в лесной зоне Северного полушария. Как только появляется первый снег, реки покрываются льдом, лось начинает перемещение в южные районы, где сохраняется поросль травы, водоемы не замерзают. Интересно, что, мигрируя с октября по январь, лоси идут по натоптанной тропе: первыми следуют самки с молодняком, за ними движутся самцы. На обратном пути животные возвращаются той же дорогой, только теперь самцы идут впереди, расчищая тропу от разросшейся зелени. С приближением к месту обитания группы разбредаются - одинокие самки в одну сторону, самки с детенышами - в другую, самцы же - в третью. Тигры (лат. Panthera tigris), самые крупные представители кошачьих, ведут одиночный образ жизни: для самки требуется до 50 км² личной территории, для самца - до 100 км². Встреча происходит в период размножения, чаще всего самка сама привлекает самца, оставляя различные метки. Оплодотворив тигрицу, самец возвращается на свою территорию или на поиски следующей самки. Здесь мы видим пример миграции животных в пределах ареала обитания, но с нарушением территориальных границ. Новое потомство живет с матерью до тех пор, пока «малыши» не научатся охотиться, что занимает довольно длительное время. Так, детеныши находятся с тигрицей до наступления полового созревания, после чего уже выросшие особи идут завоевывать новые территории. К примерам возрастной миграции можно добавить и ранее описанного европейского угря.

Массовые миграции животных присущи многим видам, но перемещение летучих мышей - неописуемое зрелище . Вообще рукокрылые склонны к оседлому образу жизни, но если зверьки живут в умеренном поясе, то на зимовку вынуждены отправляться на юг. Если температура воздуха в зимний период держится в пределах 0 ºС, то летучие мыши могут перезимовать на чердаках зданий. В это время мыши впадают в зимний сон. При вынужденной миграции рукокрылые руководствуются инстинктами и перемещаются по тем маршрутам, которые используются из поколения в поколение. -

Вспомним о вертикальной миграции и обратим внимание на жителей гор. В горах, на высоте тысяч метров, необыкновенное зооразнообразие: шиншиллы, снежные барсы, пумы, козлы, бараны, яки, арчевый дубонос, белый ушастый фазан, кеа. Для всех жителей высокогорья характерны густые шерсть и оперение, предотвращающие переохлаждение животных. Некоторые зверьки в зимний период в норах впадают в спячку, а птицы в расщелинах скал делают гнезда и греются группами. А вот представители копытных спускаются к подножию скал в поисках пищи, следом за ними идут хищники, преследующие свою добычу. Интересный факт: горные козлы и бараны способны мигрировать по скалам, не ступая на горные тропы. А все благодаря особому строению копыт: мягкие подушечки быстро восстанавливаются, копыта имеют возможность широко раздвигаться, что немаловажно при передвижении по скалистой местности.

Причины смены места обитания птиц

Перелетные птицы наблюдаются как в Северном, так и в Южном полушарии. Чем резче меняется климат, тем ярче выражены перелеты. Так, привычные нам вороны и горлицы становятся перелетными, если обитают в северных районах, где суровые, снежные зимы лишают птиц возможности добычи пищи. Обитатели южной части Европы ведут оседлый образ жизни по причине отсутствия резких перепадов температуры. Интересно поведение пернатых в Африке: здесь одновременно можно наблюдать перемещения как с севера на юг, так и с юга на север. Причина таких миграций скрыта в предпочтении влажного или засушливого климата. Птицы могут совершать довольно длительные перелеты. Например, ареал обитания белого аиста (лат. Ciconia ciconia) — в Европе, а зимует птица в Африке, 2 раза в год преодолевая расстояние в 10-15 тыс. км. Но самая уникальная среди перелетных пернатых - полярная крачка (лат. Sterna paradisaea). Крачка гнездится в тундре, здесь же выводит птенцов. С наступлением осени она мигрирует в Южное полушарие, а весной возвращается обратно. Так, дважды в год эта птица преодолевает до 17 тыс. км. Интересно, что весной и осенью крачка летит разными маршрутами.

Перемещения пресмыкающихся

Разберем на примере морской черепахи (лат. Cheloniidae), в чем причина массовых миграций животных. Морские черепахи размножаются только в определенных местах . Так, ридлея атлантическая (лат. Lepidochelys kempii) размножается на одном-единственном острове в Мексике, где в 1947 г. учеными было зарегистрировано примерно 42 тыс. самок, которые приплыли для откладывания яиц. Благодаря оливковой морской черепахе (лат. Lepidochelys olivacea) в науке появился термин «аррибида». Феномен заключается в том, что тысячи ридлей оливковых в один день собираются для спаривания, после чего, выбрав остров, самки практически одновременно делают кладки миллионов яиц.

Почему мигрируют ракообразные

Лангуст (лат. Achelata) тоже перемещается в определенное время. Причины миграции животных этого вида до сих пор наука не объясняет. Осенью лангусты собираются в колонну из тысяч особей и делают марш-бросок от острова Бимини к Большой Багамской банке. Пока существует только одно предположительное объяснение подобного поведения: осенью начинает сокращаться световой день, что и заставляет лангустов менять среду обитания. Колючий лангуст (лат. Panulirus argus) тоже считается кочующим представителем ракообразных. В начале зимы он уходит в более глубокие воды. Ученые долгое время считали, что причина перемещения лангуста — размножение, но позже было выяснено, что кладка яиц происходит намного позже миграции, только через несколько месяцев. Ученые называют разные причины смены места обитания лангустов. Некоторые, например, считают, что миграция этих ракообразных — это пережиток ледникового периода, когда зимой они меняли холодные воды на более теплые глубокие. Миграция лангустов — поистине удивительное зрелище! Несколько сот особей движутся колонами друг за другом. Что самое интересное, лангусты сохраняют между собой постоянный контакт. Так, тот, кто находится сзади, держит свои антенны на панцире того, кто идет впереди.

Примеры миграций насекомых

Бабочка данаида-монарх (лат. Danaus plexippus) - самая известная обитательница Северной Америки. В периоды миграции животных ее замечают на территории Украины, России, Азорских островов, Северной Африки. В Мексике, штате Мичоакан, даже есть заповедник бабочки-монарха. В вопросе миграции это насекомое тоже отличилось: данаида - одна из немногих представительниц своего класса, способная пересечь Атлантический океан. Уже в августе монархи начинают мигрировать на южные территории.

Продолжительность жизни этой бабочки - около двух месяцев, поэтому миграция животных происходит поколениями. Диабаз - репродукционная фаза, в которую вступает данаида, родившаяся в конце лета, что позволяет бабочке прожить еще около 7 месяцев и достигнуть места зимовки. Бабочка-монарх обладает удивительным «солнечным датчиком», который позволяет третьему, четвертому поколениям вернуться на места зимовки предков. Интересно, что самый благоприятный климат для этих бабочек оказался на Бермудских островах, где некоторые насекомые остаются круглый год.

Мигрируют и европейские виды . Репейницы, например, зимуют и размножаются в Северной Африке, а уже их потомство перемещается на север и там выводит летнее поколение, после чего снова летит в Африку.

Весной история повторяется. Что интересно, летят репейницы группами и могут за один день преодолеть расстояние 500 км. Всего за время миграции они могут пролететь целых 5000 км! И скорость полета у них немаленькая - она составляет 25-30 км/час. Некоторые бабочки мигрируют не постоянно, а только в зависимости от условий. К таким можно отнести крапивницу, махаона, траурницу, капустницу, адмирала. Все эти виды обитают в Северной и Средней Европе, но могут перемещаться на юг при неблагоприятных обстоятельствах. А вот олеандровый бражник, например, ежегодно совершает перемещение из Турции и Северной Африки в Восточную и Центральную Европу. Там эти бабочки размножаются, но, к сожалению, зимой большая часть их потомства погибает. Весной с юга мигрирует очередное поколение.

Выводы

Вот мы немного и разобрались в том, почему животные совершают миграции. Действительно, причины разнообразны, но хочется отметить две самые распространенные. Все мы помним историю Маугли, особенно тот момент, когда в джунглях настал период засухи. Все животные потянулись к единственной речушке, где должен был соблюдаться паритет: все равны, охота - табу. Такая миграция происходит, как правило, в пределах ареала обитания, когда животные (чаще обитатели степей, полупустынь, пустынь) в период засухи мигрируют в поисках пищи и воды с места на место, чаще всего это представители копытных. Однако перемещение табунов, стад влечет за собой и перемещение некоторых хищников (гиен, грифов), которым необходимо находиться недалеко от кормовой базы.

Таким образом, пища и вода заставляют мигрировать большие группы животных нескольких видов.

Немаловажная причина - размножение. Активная миграция животных в период размножения, в частности, морских черепах, впечатляет и завораживает.

Перемещается много видов животных: одни в пределах ареала обитания, другие преодолевают тысячи километров, чтобы достичь благоприятного климата; третьи кардинально меняют среду обитания (помним про осетра и европейского угря). Да, миграции различных животных имеют различный характер, разные причины, но объединяет всех одно - жажда жизни.

Миграция ЖИВОТНЫХ

Интересный! Документальный фильм 1 "Зов природы" великие миграции

Миграции птиц (рассказывает орнитолог Сергей Харитонов)

Миграция птиц - наблюдение из космоса

Миграция лосося Нерки (Sockeye salmon) на реке Адамс

Массовая миграция сардины привлекает хищников и дайверов (новости)

Ресурсы

Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде-ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин.

Активные формы и методы обучения биологии : Животные. Кп. для учителя: Из опыта работы, —М.:, Просвещение. Молис С. С.. Молис С. А

Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).

В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». - М.: Дрофа.

Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. - М.: Издательство «Экзамен»

Хостинг презентаций

Cлайд 1

Ареал обитания. Миграции. Закономерности размещения животных. Учитель биологии и географии МАОУ СОШ №1 г. Заводоуковска Янтыкова Елена Ринатовна

Cлайд 2

Какая форма изменчивости имеет большее значение для процесса эволюции? Почему борьба за существование является причиной эволюции? Наследственность и изменчивость присущи всем животным? Вспомним… Молодцы!

Cлайд 3

Животные Овцебык Койот Ягуар Кенгуру Коала Носорог Косуля Зубр Панда Пингвин Материки Евразия Африка Северная Америка Южная Америка Австралия Антарктида

Cлайд 4

Cлайд 5

Голарктическая; Индо-Малайская; Австралийская; Эфиопская; . Неотропическая; Антарктическая

Cлайд 6

Зоогеография - наука изучающая распространение животных на Земле. Изучение ареалов - областей земного шара, населённых популяциями определённых видов. Выявление причин, определяющих характер географического распространения животных организмов. Прогнозирование изменений животного мира в обозримом будущем для предотвращения обеднения его видового состава или сдвига последнего в нежелательную для человека. Изучение закономерностей формирования фаун под влиянием природных и антропогенных факторов. сторону.

Cлайд 7

Cлайд 8

Ареал, виды ареалов. Что мы узнаем? Закономерности размещения животных. Миграции, виды миграций.

Cлайд 9

Ареал - территория, в пределах которой распространены животные или растения определенного вида, рода, семейства или другой таксономической категории. Ареал обитания сетчатого питона.

Cлайд 10

Cлайд 11

Cлайд 12

Реликтовый ареал Эндемики - виды животных, обитающих только в данной географической области и нигде более не встречающиеся. Гаттерия

Cлайд 13

Географические реликты - виды, сохранившиеся на территории как останки прежней фауны. Реликтовый таракан

Cлайд 14

Cлайд 15

Что служит причиной возникновения разорванного ареала? Почему границы ареала не могут оставаться неизменными? Какие особенности распространения вида характерны для сплошного ареала? Всё запомнили? Молодцы!

Cлайд 16

Миграции – закономерные перемещения животных, связанные со сменой мест обитания и вызванные изменениями условий существования.

Cлайд 17

Вывод? Вывод: Миграции могут способствовать расселению животных, при этом вид может приспособиться к новым условиям или погибнуть. Виды миграции Особенности Примеры Виды миграции Особенности Примеры Возрастная Поиск необходимых для особи определенного возраста условий существования Оболочники Периодическая= сезонная Очень разнообразны и связаны с перемещением животных внутри ареала Дальневосточные лососевыерыбы Непериодическая=нерегулярная Сопровождается выселением особей вида из ареалаза его пределы. Бабочки, стрекозы, прямокрылые

Cлайд 18

Каковы причины образования прерывистых ареалов? Что такое миграция, какой вид миграции характерен для птиц? Что может быть причиной изменения площади ареала? Всё запомнили? Молодцы!

Cлайд 19

Домашнее задание: П.52, вопросы – стр.256. Выучить термины. Задание 2-6 в рабочей тетради на печатной основе. Сообщение «Эндемики и космополиты России» Животные, характерные для каждой зоогеографической области. (3-4 примера.) Всем * По желанию Источники: В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные. 7 класс».- М.: Дрофа,2014. -304 с.: ил.; Латюшин В.В., Уфимцева Г.А. Биология. Животные. 7 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные» пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2013.-192 с. http://dic.academic.ru/pictures/bse/jpg/0284736271.jpg карта природных зон мира; http://crazymama.ru/images/foto/19/19819.jpeg детёныши; http://www.rusif.ru/vremya-istorii/004-epohi/images-map/1532.jpg дрейф континентов; http://dic.academic.ru/pictures/bse/jpg/0284736271.jpg зоогеографическая карта; http://ianimal.ru/wp-content/uploads/2011/05/piton23.png ареал сетчатого питона; http://anson-int.com/img24.jpg сетчатый питон; http://ianimal.ru/wp-content/uploads/2011/04/Polar_bear_range_map.png ареал белого медведя; http://i1.avatarko.ru/2/nf33e9KRha.jpg белый медведь; http://www.birds-online.ru/wiki/images/f/fe/HisHis_areal.jpg ареал сороки; http://www.zooclub.ru/attach/2391.jpg голубая сорока; http://samadhisoft.com/wp-content/uploads/2007/05/new-zealand-map.jpg Новая Зеландия; http://animalfotos.ru/photo/54/54886f341094bd5e965ba1f3e8315b13.jpg гаттерия; http://www.geo-sfera.info/_ph/40/2/809465110.jpg?1438910940 контурная карта мира; http://bio-logos.my1.ru/01_s/195/143.jpg реликтовый таракан; http://file2.answcdn.com/answ-cld/image/upload/w_760,c_fill,g_faces:center,q_60/v1401183905/n6tvqmkluwvzuakgetes.png ареал воробья; http://farm4.static.flickr.com/3042/3045255605_734c600afc.jpg воробей домовой; http://mtdata.ru/u7/photo7D3E/20125024204-0/original.jpg миграции.

Каждое живое существо связано с условиями среды, в которых оно обитает. На эту связь обратил внимание еще во времена античности отец зоологии Аристотель. Но условия среды на нашей планете неоднородны, поэтому каждый вид живых организмов привязан к определенному участку земной поверхности. Из этого урока вы узнаете, что такое ареал, какие бывают типы ареалов, как животные распространяются и перемещаются на поверхности Земли, в воде, в атмосфере и толще почвы. Кроме этого, вам станут понятны причины миграций, объемы которых вы сможете оценить. Вы узнаете, как животные ориентируются во время миграций, почему одни птицы улетают в теплые края, а другие нет, а также выясните, как древние миграции повлияли на современное распространение животных на Земле. Кроме этого, вы узнаете о реликтовых ареалах и ареалах реликтовых (древних) видов. Вам станет понятно, почему и от чего следует охранять пути миграции позвоночных и беспозвоночных животных.

Тема урока: «Ареал и миграция».

Цель урока - рассмотреть основные типы ареалов животных, сезонные и нерегулярные миграции, а также закономерности распространения животных.

Зоогеография - это наука, изучающая распространение животных на земном шаре и выявляющая общие закономерности этого распространения. Зоогеография не изучает непосредственно животных, она изучает фауны и ареалы. В естественной среде обитания каждый вид животных занимает определенную акваторию или территорию, называемую ареалом. Размеры и формы ареалов могут быть различными (рис. 1, 2). Здесь все зависит от выносливости и конкурентных возможностей данного вида. Ареалы бывают сплошными, прерывистыми и реликтовыми.

Рис. 1. Ареал обитания шпротов

Рис. 2. Ареал обитания амурского тигра

Сплошной ареал характеризуется непрерывным распространением вида на всей географической области. Естественно, что внутри ареала особи все равно живут только в подходящих местообитаниях. Хорошими примерами сплошных ареалов является область распространения белого медведя за полярным кругом или область распространения лисицы обыкновенной на территории России (рис. 3, 4).

Рис. 3. Ареал обитания лисицы обыкновенной

Рис. 4. Ареал обитания белого медведя

Разорванный ареал возникает вследствие разобщения некогда сплошного ареала на два или несколько изолированных участка. Примерами разорванного ареала могут быть область распространения черной крысы в Европейской части России и на Дальнем Востоке России либо гнездование голубой сороки на Пиренейском полуострове и на Дальнем Востоке России (рис. 5, 6).

Рис. 5. Ареал обитания черной крысы

Рис. 6. Ареал обитания голубой сороки

Часто прерывистые ареалы образуются в результате возникновения преграды внутри сплошного ареала, или, наоборот, когда в период расселения животные преодолевают преграду и образуют новую колонию за пределами исходного ареала. Иногда ареал разрывается из-за гибели животных на промежуточных территориях.

Виды, являющиеся остатками крупных, почти полностью вымерших в прошедшие геологические эпохи таксонов, называются живыми ископаемыми. Живые ископаемые, как правило, имеют очень небольшие ареалы. Такова, например, гаттерия, обитающая только на нескольких островах возле Новой Зеландии (рис. 7).

Рис. 7. Ареал обитания гаттерии

Виды, сохранившиеся на данной территории как останки прежней фауны, называются географическими реликтами. Жизненное пространство, занимаемое каждым из них, называется реликтовым ареалом. Реликтовые ареалы обычно имеют небольшую площадь и часто состоят из нескольких изолированных частей. Здесь в качестве примера хорош ареал реликтовых тараканов. Виды этого рода обитают в России на Дальнем Востоке, в Китае, Корее и с другой стороны в США (рис. 8).

Рис. 8. Ареал обитания реликтовых тараканов

Ареал вида может быть и очень большим. Например, таков ареал домового воробья, обитающего на всех континентах (рис. 9).

Рис. 9. Домовой воробей

Велик ареал волка серого, лисицы обыкновенной и ворона черного (рис. 10, 11, 12).

Рис. 10. Волк серый

Рис. 11. Лисица обыкновенная

Рис. 12. Ворон черный

Виды, распространенные на большей части планеты, называются видами-космополитами.

Многие виды стали космополитами благодаря человеку. Вспомните хотя бы кошек, серую крысу и американского таракана (рис. 13-15).

Рис. 13. Вид-космополит - кошка

Рис. 14. Вид-космополит - серая крыса

Рис. 15. Вид-космополит - американский таракан

Виды животных, обитающих только в данной географической области и нигде более не встречающихся, называют эндемичными видами, или эндемиками данной области.

Например, розовая чайка - это эндемик северо-востока Якутии (рис. 16).

Рис. 16. Розовая чайка

Ограниченный ареал у рыбки голомянки, живущей в озере Байкал (рис. 17).

Рис. 17. Голомянка

Каспийская нерпа является эндемиком Каспийского моря (рис. 18).

Рис. 18. Каспийская нерпа

Представители отряда Кивиобразные являются эндемиками Новой Зеландии (рис. 19).

Рис. 19. Киви

В пределах ареала животные могут расселяться по-разному. Возможно, например, равномерное распространение особей по всей территории (рис. 20).

Рис. 20. Равномерное распределение особей

Также возможно плотное заполнение особями центра ареала, а ближе к границе их концентрация может быть значительно меньше (рис. 21).

Рис. 21. Центральное заполнение особей ареала

Границы ареала вида могут расширяться, сужаться или оставаться неизменными. Если условия благоприятствуют виду, он интенсивно размножается. Растет конкуренция за пищу и убежище. Вслед за самим видом размножаются и питающиеся им хищники. Из-за всего этого некоторые особи покидают ареал. Если за пределами ареала они находят новые местообитания с благоприятными условиями, то эти особи там поселяются. Они основывают новые колонии. Ареал вида, таким образом, расширяется. Если животные смогли переместиться достаточно далеко и не контактируют с другими особями вида, то со временем их потомство может дать новый подвид, а затем и вид. Хороший пример - это плодовые мушки-дрозофилы, образовавшие несколько сотен видов на Гавайских островах (рис. 22).

Рис. 22. Крылья разных видов дрозофил. Гаваи

Границы ареала вида могут сужаться и из-за исчезновения предпочитаемых этим видом местообитаний. Так, усыхание водоемов в Средней Азии привело к сужению ареала многих водоплавающих птиц и рыб.

Любой ареал неоднороден. Внутри него всегда есть места с более или менее подходящими условиями. Это приводит либо к неравномерному распределению особей внутри ареала, либо к их постоянному перемещению, в поисках мест с наиболее подходящими условиями. Центр ареала обычно обладает наиболее подходящим набором условий. Чем ближе к границам ареала, тем хуже живется особям. Окраинные районы ареала часто бывают населены слабыми особями, которых более сильные вытеснили из наиболее комфортных местообитаний. Условия, вообще не обеспечивающие существование, являются экологическими барьерами на пути распространения вида. Также существует барьер географический: реки и горы, болота и пустыни, моря и океаны. Все эти преграды могут быть непреодолимыми. Иногда при весьма специфических условиях, как, например, при сильном наводнении, или, наоборот, засухе, некоторые преграды становятся проходимыми. Тогда образуются так называемые «мосты распространения». По ним часть животных преодолевает преграду, пытаясь переселиться. Если новая территория имеет благоприятные условия, то она заселяется. Потомство заселившихся животных со временем может дать новые виды. В распространении животных огромную роль сейчас играет человек. Он может создавать искусственные преграды, такие, например, как плотины на реках.

Наоборот, многие животные расселяются за счет человека, который перевозит их через непреодолимые препятствия. Так, например, кролики и крысы попали в Австралию, а колорадский жук был завезен из Америки в Евразию.

Часто животные расселяются вынуждено, из-за преобразования их мест обитания человеком. Человек может распахивать степи, вырубать леса, затапливать территории из-за создания водохранилищ.

В этих случаях животные вынуждены искать другие места для существования, или они попросту погибнут.

Закономерные перемещения животных, связанные со сменой мест обитания, называются миграциями.

Животным, находящимся на различных этапах онтогенеза, необходимо специфическое условие среды. Например, в период размножения большинству птиц и млекопитающих требуется постоянная положительная температура, укромные места и отсутствие хищников.

Для подрастающего молодого поколения необходимы другие условия.

Для животных, которые готовятся к зимовке, нужны третьи условия. Поиск необходимых для особи на данной стадии развития условий называются возрастной миграцией. Во время возрастной миграции животные часто расселяются. Миграции животных бывают сезонными, или периодическими, и непериодическими, или нерегулярными. Сезонные, или периодические, миграции очень разнообразны и связаны с перемещением животных внутри ареала. Таковы, к примеру, миграции перелетных птиц с мест гнездовий в область зимовок и обратно (рис. 23).

Рис. 23. Миграция перелетных птиц

Например, кукушки размножаются в Европе, а зимовать улетают на африканское побережье Средиземного моря (рис. 24).

Рис.24. Кукушка

Сезонные перемещения внутри ареала совершают дальневосточные лососевые рыбы, морские млекопитающие, например гренландский тюлень (рис. 25, 26).

Рис. 25. Дальневосточные лососевые рыбы

Рис. 26. Гренландский тюлень

Из сухопутных млекопитающих: песцы (рис. 27), северные олени, волки и лисицы.

Рис. 27. Песец

Непериодические, или нерегулярные, миграции - это передвижение части особей вида за пределы ареала.

Среди млекопитающих такие миграции случаются у белок, полевок, хомяков, северных оленей и леммингов (рис. 28).

Рис. 28. Лемминг

Среди птиц - у свиристелей (рис. 29).

Рис. 29. Свиристель

Среди насекомых - у некоторых бабочек и саранчовых (рис. 30).

Рис. 30. Бабочка-репейница

Основная причина таких миграций - это недостаток корма в период массового размножения вида. В процессе нерегулярной миграции большая часть мигрирующих особей, как правило, гибнет. Даже у выживших шанс прижиться на новой территории очень и очень невелик. Серьезные различия в видовом составе животных отдельных территорий связаны с их изолированностью друг от друга. Изоляция могла возникать в различные географические эпохи. Так, в Австралии и Новой Зеландии практически нет плацентарныхмлекопитающих. Дело в том, что Австралия и Новая Зеландия отделились от основной части суши задолго до формирования и распространения по миру этих животных.

Фауна - это исторические сложившаяся совокупность всех видов животных, которые обитают в данной области.

Домашние животные или обитатели зоопарков в состав фауны не входят. Можно говорить, например, о фауне острова Кубы, фауне Зимбабве или фауне Евразии.

Также можно выделять фауны определенных таксонов. Фауна птиц, например, называется орнитофауной, а фауна насекомых - энтомофауной.

Территории, характеризующиеся специфической фауной и набором эндемичных видов, называются зоогеографическими областями.

В настоящее время на основе размещения животных по планете выделены шесть крупных зоогеографических областей: голарктическая, неотропическая, австралийская, эфиопская, индо-малайская и антарктическая.

Список литературы

  1. Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные. 7 класс. - М.: Дрофа, 2011.
  2. Каково значение миграции в жизненном цикле рыб, рептилий, птиц и млекопитающих? Приведите примеры оседлых животных и животных, мигрирующих на дальние расстояния.
  3. Обсудите с друзьями особенности ареала представителей нашего вида, а также влияние расселения человека на фауну Земли.