Совет. Как правильно покупать готовый бизнес. Плюсы и минусы системы оценивания педагогом учебной деятельности младших школьников Оценить плюсы и минусы

Оценка ученика: плюсы и минусы

Один из главных лозунгов модернизации – повышение качества образования. Достичь этой цели, похоже, предполагается через ужесточение контроля, своеобразный образовательныйОТК.
В современном понимании качество образования – это соответствие того, что делает школа, потребностям общества, запросам детей и родителей. А у нас государство по-прежнему планирует содержание образования и контролирует качество его усвоения. Без этого тоже нельзя, но процесс должен быть двухсторонним – государственно-общественным. Содержание образования, предложенное специалистами, должно обсуждаться с потребителями образовательных услуг, среди которых – учащиеся, родители, работодатели.
В этом случае в корне меняются содержание и структура стандартов, в перечне требований к уровню знаний выпускников появляются ключевые компетенции: овладение коммуникативными умениями, работа с информацией, с информационными технологиями и т. д. Нам нужен, как теперь принято говорить, “прозрачный” стандарт – открытый, понятный учащимся, родителям.
Минобрнауки планирует, что оценка качества образования будет сводиться к анализу результатов аттестации школ и государственной итоговой аттестации учащихся. Такой подход в большинстве стран мира не используется. Там измерение качества образования – системная процедура, анализ всего контекста образования. Первые шаги на этом пути пытаются сделать и у нас, включив в стандарты требования к условиям обучения. Однако, кроме этого, есть еще масса факторов, влияющих на результаты учебы.
Например, средний балл учащихся по той или иной школе сам по себе ни о чем не говорит. Мы не знаем, какие дети в ней учатся, столичная ли это гимназия или сельская школа. Средний балл по сельской школе может быть ниже, но это не значит, что она работает менее эффективно. Наоборот, учителям сельской школы приходится прилагать огромные усилия, чтобы достичь результатов, которые могут показаться скромными на фоне достижений городских лицеев и гимназий. Зачастую успехи элитного образования обусловлены отбором учащихся, а сельская школа учит всех.
Сегодня во всем мире больше внимания уделяют не контролю качества образования, а управлению качеством образования, а для этого необходимо изучить образовательную среду, выявить факторы, которые влияют на эффективность образования.
Основное значение для эффективного образования имеет не расположение школы (городская школа или сельская), а социально-экономический статус семьи ученика, уровень образования родителей. У 80% детей, которые намерены продолжить образование в вузе, родители с высшим образованием. В таких семьях, как правило, больше образовательных ресурсов – книг, компьютеров. Детям оказывается больше помощи в обучении. К сожалению, в современной России семья оказывает большее влияние на результаты обучения, чем школа,
так как что школа не работает целенаправленно с различными группами детей в соответствии с их способностями, интересами и уровнем подготовки. В большинстве стран мира различными способами выявляют детей с низкими результатами, выясняют причины их отставания и стараются компенсировать пробелы в знаниях. Почему финны, японцы, новозеландцы имеют столь высокие результаты. Именно в этих странах для детей созданы равные условия в получении образования. Различия в результатах разных школ, в отличие от России, там несущественные.
Различные диагностический мониторинги позволяет обнаружить пробелы в знаниях учащегося, выяснить причины его ошибок и построить учебный процесс так, чтобы он корректировал и компенсировал эти проблемы. Оценка качества образования во всех его формах должна стимулировать развитие школы, а у нас она ориентирована на жесткий контроль и административные наказания.
С советских времен аттестация выпускников школ проводилась по принципу: три пишем, два в уме. Оценка работы учителя всегда зависела от количества двоечников. До введения ЕГЭ по результатам итоговой аттестации учащихся школы выдавали нам меньше 1 процента двоек. И вдруг по результатам ЕГЭ этот показатель подскочил до 20–30%! Что произошло? Да просто заработал более объективный инструментарий.
Но процедура ЕГЭ несовершенна. Бывает так, что за двойки и тройки по ЕГЭ учителя получают взыскания , многие школы перестали брать слабых учеников в 10-е классы, поскольку опасаются, что они не сдадут ЕГЭ. (И это несмотря на письмо Минобразования, которое не рекомендует использовать результаты ЕГЭ для аттестации учителей и школ). Таким образом, школа перестает выполнять свою главную миссию – обеспечивать качественное общедоступное образование. Поэтому как же можно использовать ЕГЭ для оценки качества образования, если школа не заинтересована в том, чтобы показывать реальные результаты?
Выход, наверное, заключается в принципиальной смене тех задач, на которые нацелены различные процедуры оценки качества образования. Если бы по результатам итоговой аттестации, как во многих странах мира, школам оказывали бы помощь – и финансовую, и методическую, – они были бы заинтересованы показать реальную картину. Школам нужна помощь, поддержка.
Причины слабых результатов по ЕГЕ не в начальной школе, а в основной. Начальная школа дает достаточно высокий уровень сформированности умений чтения и понимания текстов. Но при переходе из четвертого класса в пятый ученик попадает к учителям-предметникам, чья цель – передать максимальный запас знаний. У педагогов нет времени развивать общеучебные умения, они не организуют целенаправленной работы с текстом, с информацией. Поэтому ученики постепенно теряют навыки, полученные в начальной школе, и к концу 9 класса демонстрируют очень низкий уровень овладения ими.
Основная школа требует очень серьезной реформы – именно в этом звене прослеживается значительное ухудшение результатов по сравнению с начальной.
Если задания, предлагаемые на ЕГЕ не выполняются почти половиной школьников, то есть повод задуматься: почему такое большое количество двоек (например, по математике)? В чем причина? В том, что занижен интерес к предмету? Неэффективно преподавание? Завышены требования к уровню подготовки? Если это комплекс причин, значит, нужно системно подойти к решению проблемы – разработать разное содержание и требования для разных профилей школы.
Но если эти требования опять начнут формулировать специалисты, далекие от педагогики, не соотносящие требования с их реальным выполнением, мы опять получим недостижимый результат.
Оценка качества образования должна способствовать развитию школы, принятию взвешенных решений по реформированию образования. Любая инновация, которая не подкреплена кадрами, учебниками, методической базой, а главное, не принятая школой – обречена на неудачу.

А. Ершов, учитель МОУ “Краснолиманская СОШ” Романовского района

Вопросы, связанные с оценочной деятельностью педагога, были и остаются пока достаточно проблемными для процесса обучения.

Нужна ли оценка в школе?

С точки зрения, предположим, второклассника и его родителей - нет, не нужна. Она каждый раз становится поводом для семейных споров, взаимных претензий, негативных эмоций по отношению друг к другу…

Но с иной, общественной, точки зрения без оценивания не обойтись. Образование - это особый социальный институт, в котором государство готовит будущих специалистов и профессионалов.

Судить о степени их готовности к той или иной социально значимой деятельности можно только на основании диагностики и оценивания, которые в различных областях социальной жизни принимают различные формы: аттестация, аудит, ревизия, комплексная проверка, системный мониторинг, автоматизированный контроль и пр.

Необходимость и целесообразность социально значимой оценки деятельности очевидны, поскольку позволяют выявить степень, уровень, качество готовности конечного «продукта»: архитектурного ансамбля, художественной повести, компетентности специалиста, знаний и умений учащихся и т.д.

Поэтому этап оценивания в учебном процессе нужен и важен. Это понимают педагоги, ученые, которые стремятся осмыслить учение как вид деятельности. Оценка в этом общем значении не сводится просто к неким номинациям - «отлично», «удовлетворительно» и пр.; нет, она выполняет определенные функции, т.е. отвечает тем самым общественным ожиданиям, о которых говорилось выше.

Однако оценочные компоненты урочной деятельности воспринимаются учениками как стрессовые ситуации, и это связано именно с явлением оценки и ее последствий.

Что выделяют как «зоны риска» оценочной системы?

1. Прежде всего - субъективизм педагога , проявляющийся в оценках и соответствующих суждениях. Учитель - живой человек, и ему далеко не всегда удается избежать проекции своего отношения к личности учащегося на оценивание его ответов и письменных работ.

«Плюсы» и «минусы», которыми педагог усиливает или снижает балльную оценку, часто являются свидетельством именно такого, личностно окрашенного отношения. (Собственно, идея тестирования как формы контроля и призвана была как раз разрушить основание для проявлений субъективизма.

Такая форма ставит учащихся в изначально равные условия в получении контрольного задания и должна обеспечить независимость и объективность итоговой оценки).

2. Часто та или иная оценка, в системе получаемая учеником, становится краеугольным камнем, начинающим определять его социальный статус : «отличник», «хорошист», «троечник», «двоечник по жизни»… Причем это случается не только в школьных обстоятельствах, но и в семейных отношениях.

Ежедневное сравнение достижений ребенка с некоей нормой и систематическое несоответствие этой норме пагубно сказывается и на родительских ожиданиях и на самооценке школьника, подростка.

3. Недоработанность системы оценок проявляется и в том, что балл есть число, которым стараются измерить разные, в том числе и нравственные, свойства учеников, но они не могут быть выражены числами, т.к. не могут быть измерены.

В итоге происходит подмена: оценка работы, продукта деятельности начинает восприниматься как оценка личности школьника - его нравственности, интеллекта, жизненных устремлений: нет прилежания - неудачник, ничего не сможет добиться в жизни.

4. Со временем оценка может стать своеобразной ловушкой для ученика. Да, он сам порой способствует тому, что такая «клетка» возникает вокруг него, однако, попав в нее однажды, вырваться из ее ограничивающих рамок оказывается чрезвычайно трудно.

Здесь возможны три варианта: уйти в «глухую защиту» («мне на все наплевать»), время от времени пытаться что-то сделать (но так как запаса знаний и умений немного, то эти усилия далеко не всегда должным образом оцениваются и поддерживаются), и, наконец, «проснуться другим человеком». Последняя стратегия во многом связана с целеустремленностью, темпераментом, наличием волевых усилий, поэтому все она не может подойти для всех.

Как нивелировать негативные аспекты учебной оценки?

Прежде всего важно уточнить цель действий педагога . Если она заключается в том, что «обнаружить и уничтожить» незнание ученика, то, пожалуй, приведенные рекомендации не сработают. Если же цель заключается в том, чтобы через оценку и взаимооценку подвести учащегося к самооценке и саморефлексии (а это уже и социальная функция оценочной деятельности), тогда изложенные советы могут действительно пригодиться.

Чтобы оценочный этап процесса обучения мог стать не приговором, а стимулом к дальнейшей учебной работе, имеет смысл:

  • дифференцировать ошибки учащихся на «механические» (невнимательность, рассеянность) и «познавательные» (касающиеся знаний и умений); в соответствии с этим организовывать подборку упражнений для учащихся на уроке;
  • предоставлять школьникам право на самостоятельный выбор сложности контрольных заданий;
  • давать учащимся возможность выбирать ту часть работы , которую он хочет сегодня предъявить учителю для оценки - это приучает школьников к ответственности оценочных действий;
  • пользоваться знаками сомнения (например, знак вопроса), адекватность применения которых должна высоко оцениваться учителем и пр.

В последнее время говорят о необходимости использования само- и взаимооценки в учебной деятельности. Отстаивая необходимость психолого-педагогической работы, направленной на формирование самооценки в учебном процессе, педагоги (Ш.А. Амонашвили, Г.А. Цукерман и др.) считают целесообразным придерживаться следующих установок :

  • самооценка ребенка должна предшествовать оценке учителя , лишь тогда оценочные отношения перестанут быть односторонними, своеобразной игрой в одни ворота;
  • ученики должны с помощью учителя искать предельно четкие критерии оценки , (участвовать в разработке оценочных шкал вместе с учителем).
  • им должна быть открыта социальная суть оценивания . Тогда в более зрелом возрасте они самостоятельно и чрезвычайно рационально переведут любую нестандартную оценочную шкалу в конвенциальную (пяти, десяти- или сто балльную) и т.д.

Начинается все с того, что учитель поощряет разнообразную учебную работу учащихся, давая им возможность заработать первоначальный капитал, на который затем и приобретаются «ценные бумаги». Назначение последних заключается в регулировании процесса оценки (выкуп, отсрочка, погашение и пр. - все как в окружающем социуме).

Одна из самых популярных (но и самых дорогих) ценных бумаг - «Страховой полис», который снижает степень самого большого школьного страха - страха совершить ошибку (он годами терзает самых хороших, талантливых детей). С помощью данной бумаги можно откупиться от ответа. Эта ситуация не просто одномоментно спасает ученика от случайной «двойки», но помогает ученику чувствовать себя более защищенным и уверенным на уроке.

Другая ценная бумага «Передай другому» дает ученику право передать свой ответ другому ученику, когда спрашивают его.

Еще одна - «Плюс один» - может повысить итоговую отметку, переведя ее с тройки на четверку и т.д.

Подытоживая материал, имеет смысл обратимся к словам американского педагога Т. Орлика: «Оценивая детей... необходимо исходить из индивидуальных особенностей каждого ребенка. Если он все-таки продвигается вперед, необходимо его поощрить, подбодрить, с тем, чтобы он не чувствовал неудачу, сравнивая свои результаты с заранее определенными нормами, особенно если они для него недосягаемы».

Тогда возможным станет новое прочтение императивного призыва: «Оцени!». Вспомнив об учениках, их ожиданиях и страхах, о родительских чаяниях и разочарованиях, о позитивных и негативных последствиях учебной отметки, сделаем новый акцент: «О, цени…».

На сегодняшний день основной задачей, стоящей перед вузами страны, является повышение качества образования. Одним из ключевых направлений в ее решении считается необходимость перехода на новые стандарты. В соответствии с ними устанавливается четкое соотношение количества часов на самостоятельную и аудиторную работу. Это, в свою очередь, потребовало пересмотра и создания новых форм обеспечения контроля Одним из нововведений стала балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов. Рассмотрим ее подробнее.

Назначение

Суть балльно-рейтинговой системы заключается в определении успешности и качества освоения дисциплины через определенные показатели. Трудоемкость конкретного предмета и всей программы в целом измеряется в зачетных единицах. Рейтинг представляет собой некую числовую величину, которая выражается в многобалльной системе. Она интегрально характеризует успеваемость обучающихся и участие их в исследовательской работе в рамках той или иной дисциплины. Балльно-рейтинговая система рассматривается как важнейшая часть деятельности по контролю качества образовательной работы института.

Преимущества


Значение для преподавателей

  1. Подробным образом планировать образовательный процесс по определенной дисциплине и стимулировать постоянную активность обучающихся.
  2. Своевременно корректировать программу в соответствии с результатами контрольных мероприятий.
  3. Объективно определять итоговые оценки по дисциплинам с учетом систематической деятельности.
  4. Обеспечивать градацию показателей в сравнении с традиционными формами контроля.

Значение для обучающихся


Подбор критериев

  1. Выполнения программы в части практических, лекционных, лабораторных занятий.
  2. Исполнения внеаудиторных и аудиторных письменных и прочих работ.

Сроки и количество контрольных мероприятий, а также количество баллов, которое выделяется на каждое из них, устанавливаются ведущим преподавателем. Педагог, ответственный за осуществления контроля, должен на первом занятии проинформировать обучающихся о критериях их аттестации.

Структура

Балльно-рейтинговая система предполагает подсчет результатов, полученных обучающимся за все виды учебной деятельности. В частности, учитывается посещение лекций, написание контрольных работ, выполнение типовых расчетов и пр. Так, например, общий результат на кафедре химии может складываться из следующих показателей:


Дополнительные элементы

Балльно-рейтинговая система предусматривает введение штрафов и поощрений для обучающихся. Об этих дополнительных элементах преподаватели информируют на первом занятии. Штрафы предусматриваются за нарушения требований к подготовке и оформлению рефератов, несвоевременно сданные типовые расчеты, лабораторные работы и пр. По окончании курса педагог может премировать студентов прибавлением к набранному числу дополнительных баллов.

Перевод в академические отметки

Он осуществляется по специальной шкале. Она может предусматривать следующие пределы:


Другой вариант

Общее число баллов зависит и от уровня трудоемкости дисциплины (от размера кредита). Балльно-рейтинговая система может быть представлена в следующем виде:

Балльно-рейтинговая система: плюсы и минусы

Положительные аспекты этой формы контроля очевидны. В первую очередь активное присутствие на семинарах, участие в конференциях не останется незамеченным. За эту деятельность студенту будут начисляться баллы. Кроме этого, будет учитываться Студент, который наберет определенное число баллов, может получить автоматический зачет по дисциплине. Посещение самих лекций также будет учитываться. Недостатки балльно-рейтинговой системы заключаются в следующем:


Заключение

Ключевое место в балльно-рейтинговой системе занимает контроль. Он предусматривает сквозную аттестацию по всем дисциплинам в рамках учебного плана. В результате студенту присваивается рейтинговая оценка, которая, в свою очередь, зависит от степени подготовленности. Преимуществом применения такой формы контроля выступает обеспечение ее информационной прозрачности и открытости. Это позволяет обучающимся сравнивать свои результаты с показателями однокурсников. Контроль и оценивание учебных достижений выступает как важнейший элемент образовательного процесса. Они должны осуществляться систематически на протяжении семестра и всего года. Для этого формируются рейтинги обучающихся в группе и на курсе по конкретным дисциплинам, выводятся внутрисеместровые и итоговые показатели за определенный период.

Отсрочка платежа – наиболее популярный способ улучшить условия оплаты поставок за счет поставщика . Договоренность с поставщиком об оплате, например, через 14 дней после поставки, в некоторых отраслях является непременным условием даже для первой сделки. Отсрочка должна быть обязательно прописана в договоре – если это не сделано, то в соответствии с законодательством, обязанность оплаты товара покупателем по умолчанию наступает непосредственно после получения товара.

В этой статье вы найдете ответы на следующие вопросы:

  • Если вы продавец: сколько фактических денег вы отдаете клиенту, когда предоставляете ему отсрочку платежа? Если вы покупатель: сколько реальных денег в этом случае тратит на вас поставщик?
  • Что выгоднее – работать с поставщиком на условиях отсрочки или предоплаты?
  • Как определить более выгодное предложение среди поставщиков, сравнивая их разные цены и разные отсрочки платежа?

Формула расчета стоимости отсрочки

Не забывайте, что любая отсрочка платежа – это реальные финансовые затраты поставщика. В своей практике управления коммерческими отделами, я делал оценку стоимости отсрочки, когда подтверждал ее клиенту как 2% от суммы поставки за один месяц отсрочки платежа. Аналогичный подход, учитывающий стоимость денег и риски, применяли многие знакомые руководители.

Факторы, влияющие на стоимость отсрочки платежа для покупателя

Рисунок 1

Для расчета сэкономленных средств, которые покупатель получит, договорившись с поставщиком об отсрочке платежа , можно воспользоваться следующей формулой:

ОП = (КДО / 365) х (БП / 100%) x СК,

где ОП – стоимость отсрочки платежа, руб.;

СК – сумма контракта, договора, сделки, руб.



Рисунок 2

Эта формула с достаточной точностью дает понимание того, сколько денег вы экономите, пользуясь отсрочкой платежа поставщика. Логика этой формулы в том, что вы оцениваете, сколько бы вам потребовалось потратить денег для привлечения кредита в банке, чтобы рассчитаться с поставщиком по факту поставки.

Также вы можете рассматривать эту формулу как способ оценить, сколько денег тратит ваша компания, предоставляя отсрочку платежа своим клиентам. В этом случае предприниматели добавляют к полученному числу еще порядка 20%, учитывающих риск невозврата денег и затраты на получение просроченной задолженности.

Факторы, влияющие на стоимость отсрочки для поставщика


Рисунок 3

Пример расчета эффекта отсрочки

Рассмотрим пример того, как оценить экономический эффект отсрочки для покупателя. Предположим, вы покупаете канистры у поставщика на условиях оплаты по факту поставки. В ходе длительных и непростых переговоров вам удалось добиться от поставщика отсрочки платежа 21 день. Сумма вашего заказа составит 1 млн руб. Финансовый директор сообщил вам, что на сегодняшний момент заемные деньги банка ваша компания может привлечь под 22% годовых. Давайте оценим стоимость отсрочки платежа в этом случае:

ОП = (21 / 365) × (22 / 100) × 1 000 000 = 12 658 руб.

Можно считать, что 12 658 руб. вы сэкономили компании. Если бы отсрочка платежа не была получена, компания должна заплатить поставщику на 21 день раньше, а для этого потребовалось бы привлечь заемные средства в банке. 12 658 руб. – это деньги, которые пришлось бы потратить, чтобы компания пользовалась кредитом 1 млн руб. в течение 21 дня.

При оценке стоимости кредитных денег правильно учитывать не только процент годовых, но и всевозможные одноразовые платежи банку за открытие кредитной линии: различные комиссионные, расходы на оформление и страхование залога, другие расходы, которые возникают по ходу оформления и обслуживания кредита.

Некоторые бизнесмены считают при оценке стоимости отсрочки не банковский процент, а процент прибыльности альтернативного вложения средств (например, в акции или побочный бизнес), либо фиксированный процент, привязанный к рентабельности бизнеса.

Приведенная мной формула расчета будет также полезна, если вы покупаете товар у поставщика на условиях предоплаты, к тому же еще и с длительной доставкой. В этой ситуации можно считать, что вы поставщика кредитуете. Стоимость предоплаты может быть рассчитана по той же формуле, только вместо количества дней отсрочки подставьте в формулу количество дней с момента оплаты до момента поступления товара к вам.

В некоторых компаниях клиенту озвучивается цена, к которой, в зависимости от количества дней отсрочки, добавляется некий процент. Например, цена товара 200 руб., если хотите отсрочку на неделю – цена составит 202 руб., если на месяц – 210 руб. В этом случае первое, что должно быть сделано покупателем – это улучшены по максимуму цены, предлагаемые с отсрочкой платежа , а второе – произведен расчет выгодности такого предложения.

Оценка выгодности сделки с отсрочкой

Оценку выгодности цены товара с отсрочкой по сравнению с ценой товара без отсрочки можно сделать с помощью неравенства:

НЗО / (100% — НЗО) х (365 / КДО) х 100% ≤ БП,

где НЗО – надбавка за отсрочку, % (размер упущенной скидки, если сделка будет с отсрочкой платежа);

КДО – количество дней отсрочки;

БП – банковский процент заемных средств, %.


Рисунок 4

Если неравенство выполняется – значит пользоваться деньгами поставщика выгоднее, чем кредитными деньгами, поэтому отсрочка в этом случае принесет компании дополнительную прибыль. Если не выполняется, и левая часть неравенства больше правой – отсрочка невыгодна.

Например, вы покупаете канистры у поставщика на условиях оплаты по факту поставки. Цена за канистру – 200 руб. В ходе переговоров об изменении условий поставки, вы остановились на том, что при интересующей вас отсрочке платежа 21 день стоимость канистры составит 206 руб. Финансовый директор сообщил вам, что на сегодняшний момент заемные деньги ваша компания может привлечь под 22% годовых. Надбавка за отсрочку составляет (206 ‒ 200) = 6 руб. или 3%. Давайте оценим выгоду работы с отсрочкой платежа в этом случае:

3 / (100 — 3) × (365 / 21) × 100% = 53,75 ? 22

53,75% > 22%

Левая часть получилась больше правой. Неравенство показывает, что при таких условиях работать с поставщиком с отсрочкой платежа невыгодно. Нужно заново садиться за стол переговоров, либо принимать управленческое решение: согласиться продолжить работу с оплатой по факту поставки канистр, или предпочти более дорогую, чем кредитные деньги, отсрочку платежа. В приведенном выше примере выгодно работать с отсрочкой в 21 день, если цена при этом увеличится не более, чем на 1,25%.

Многие иностранные производственные компании, с которыми я сотрудничаю, не работают с российскими поставщиками на условиях отсрочки платежа. Их задача – получить вместо отсрочки максимально низкую цену и комплекс условий. Стоимость европейских денег при кредитной ставке в среднем 3% годовых получается в шесть-десять раз дешевле российских. Поэтому для европейской компании работать с российскими поставщиками на условиях отсрочки часто равносильно неэффективному и дорогому кредитованию.

Сравнение условий двух поставщиков

Если возникает необходимость сравнить двух поставщиков с одинаковым товаром, но с разной ценой и отсрочкой платежа (при прочих равных условиях), можно воспользоваться «условной закупочной ценой» – оценкой стоимости закупки с учетом отсрочки:

УслЗак = ЗАК х (1 – (БП / 100%) x (КДО / 365)),

где УслЗак – условная закупочная цена с учетом предоставления поставщиком отсрочки, руб.;

ЗАК – закупочная цена, руб.;

БП – банковский процент заемных средств, %;

КДО – количество дней отсрочки.



Рисунок 5

Например, мы имеем два предложения от поставщиков «Альфа» и «Бета» на канистры. Канистры абсолютно одинаковые и при прочих равных условиях у поставщиков отличаются только цена и отсрочка. Поставщик «Альфа» предлагает цену за канистру 200 руб. и не дает отсрочку платежа . Поставщик «Бета» предоставляет цену 205 руб. и дает 30 дней отсрочки платежа. Предположим, что заемные деньги ваша компания может привлечь под 22% годовых. Какое предложение выгоднее? Рассчитаем условную закупочную цену для двух поставщиков:

«Альфа»: УслЗак = 200 × (1 – (22 / 100) × (0 / 365)) = 200 руб.

«Бета»: УслЗак = 205 × (1 – (22 / 100) × (30 / 365)) = 201,3 руб.

Таким образом, несмотря на то, что поставщик «Альфа» не предоставляет отсрочку платежа, его предложение, с учетом стоимости отсрочки, будет более выгодным, чем у поставщика «Бета». Можно рассчитать, что предложение поставщика «Бета» становится выгоднее, чем «Альфа» при условии отсрочки платежа более 41 дня.

Как вести переговоры об отсрочке

Отсрочка платежа – важнейшее условие договора с поставщиком. Рекомендую покупателям переходить к обсуждению размера отсрочки после того, как будут достигнуты определенные договоренности по цене – если начинать переговоры с отсрочки, ее включат в стоимость.

Если поставщик сам предлагает отсрочку, задача закупщика добиться минимально возможной цены при максимальной отсрочке, а затем получить цену при условии предоплаты. После этого посчитать выгодность отсрочки по приведенной выше формуле.

Если вы сейчас работаете с отсрочкой платежа , получите более низкую цену на условиях предоплаты и оцените эффективность двух этих цен по вышеприведенной формуле. Проведите несколько сделок без отсрочки платежа, после чего предпринимайте попытки получить отсрочку при сохранении недавно полученной предоплатной цены.

Если вы продавец, не забывайте, что каждый день предоставленной отсрочки стоит вашей компании каких-либо денег, и обязательно «продавайте» отсрочку – это фактически дополнительная скидка, которую получает ваш клиент. Не забывайте также, что отсрочка платежа может быть не только 14, 30, 60 дней, но и 11, 26, 47 дней.

С сентября 2017 года родители многих казахстанских школьников не знают покоя. То в личных разговорах, то в постах в Facebook и других социальных сетях они рассказывают о своих страхах, сомнениях и недопонимании, связанных с новыми учебными планами и новой системой оценки знаний/контроля успеваемости их детей.

Оксана Кузнецова

Редакция сайт не смогла остаться в стороне и обратилась с вопросами к специалисту, который каждый день решает школьные конфликты, – школьному психологу. Наш эксперт клинический психолог, заведующая кафедрой психолого-медико-педагогической службы школы-лицея «Туран» Оксана Владимировна КУЗНЕЦОВА подробно описала, что стоит за новой системой обучения и оценивания и как к этому адаптироваться.

Про оценки

– Оксана Владимировна, какую функцию выполняет оценка?

– Роль оценки в учебно-образовательной сфере очень важна. Так как все стороны: ученик, родитель, учитель, психолог, администрация школы – должны понимать, что происходит у ребенка в процессе обучения, каких результатов он уже достиг и каких может достичь.

Меня часто все заинтересованные стороны спрашивают: «Как вы можете оценить происходящую ситуацию с новыми учебниками, отметками, с новой программой?» Эта ситуация имеет как плюсы, так и минусы. Вот взять систему оценивания. Я даже провела небольшое исследование, поспрашивав о новой системе оценивания педагогов школы-лицея «Туран». Они отмечают достаточно много плюсов новой системы оценки. Например, критериальное оценивание – там есть такие понятия, как дескрипторы, по которым точно определяется, что оценивается и как оценивается.

– А какие плюсы и минусы были у прежней 5-балльной системы оценивания?

– Плюсы – она довольно простая и всем знакома. Минусы – она достаточно тесная, так как там всего пять отметок/баллов: 1, 2, 3, 4, 5.

Но ведь бывает же по-другому. Бывает, что ученик знает на 5, но допускает какие-то совсем мелкие ошибки, которые даже ошибками не считаются. Или когда школьник исправляет свою собственную ошибку. По старой системе это все равно считалось ошибкой. Хотя я считаю, что, если сам исправил свою ошибку, это вообще просто мегауровень. Потому что мало того что он осознал, что ошибся, он еще и исправил ошибку. Значит, он знал, как сделать правильно.

– В чем плюсы и минусы новой системы оценивания?

– Новая система, на мой взгляд, сейчас работает прямо на учеников. Потому что она шире, чем 5-балльная. И она меньше зависит от субъективных моментов, то есть от самого учителя. Там субъективно только в формативном оценивании – это похвала, когда ты стремился, старался, достиг. А суммативная оценка зависит уже конкретно от самого ученика.

– Что такое формативное оценивание с точки зрения психолога?

– Формативное оценивание – это оценивание в течение урока. Это похвала, определенные слова, которые создают у ученика мотивацию к обучению.

– Что такое суммативное оценивание?

– Суммативное оценивание – это проверочная/контрольная работа, которая проводится, когда закончено изучение определенного раздела и/или по итогам четверти.

– Как Вы думаете, почему введение новых форм оценивания вызвало в родительской среде бурный шквал негодования? Что с этим можно сделать? И надо ли что-то с этим делать?

– Всегда, когда вводится новая система (в любой сфере – в образовании, в науке, где-либо еще), то всем надо время, чтобы к ней адаптироваться, привыкнуть, увидеть ее плюсы и минусы. Конечно, когда приходит что-то новое, большинство людей реагирует негативно, потому что привыкли уже находиться в определенной зоне комфорта. А сейчас их выгоняют из рамок привычного и понятного, приходится меняться, что-то предпринимать. Именно поэтому перемены не всегда воспринимаются позитивно.

Но, с другой стороны, я допускаю, что старая система уже отработала свое: сейчас другие дети, другое время, другие навыки требуются для того, чтобы быть успешным. Новые формы работы – замечательные, они помогают людям коммуницировать между собой. И причем не просто сидеть и разговаривать, а именно в продуктивной деятельности – что-то создавать, что-то решать. Это один из главных пунктов, который мне очень импонирует в новой программе: детей учат не только сидеть и заучивать что-либо, а именно взаимодействовать – применять свои навыки, умения, знания в командной работе. Ведь мы, когда вырастаем, живем в социуме. И многие не умеют взаимодействовать, работать в команде. Все время учитывают только свои какие-то эгоистичные цели, как в классе школы, когда каждый сам был за себя.

Роль оценки в учебно-образовательной сфере очень важна. Так как все стороны: ученик, родитель, учитель, психолог, администрация школы – должны понимать, что происходит у ребенка в процессе обучения, каких результатов он уже достиг и каких может достичь.

У новой программы очень хорошая концепция. Она учит детей не просто поглощать какие-то знания от учителя, а анализировать, размышлять. Не просто запоминать, что так происходит вследствие того-то, а задавать самому себе вопрос «А как вот это получается?» и находить на него ответ. Родителей тоже можно понять. Они в смятении: «А где оценки? А как нам понять, что у ребенка сложности и ему нужна помощь? А как понять, что ребенок полностью справляется сам?» Да, есть определенные сложности. Да, есть определенные минусы, которые необходимо будет подкорректировать в процессе обучения. Но при этом в целом, я считаю, это достаточно позитивно скажется на детях.

Аналогичный шквал негатива был, когда университетская система переходила с линейной на кредитную. Тоже были сложности, но в итоге она оправдала себя. И в результате я, человек, который учился в вузе по кредитной системе, понимаю, как можно находить информацию, как можно ее использовать, что делать с ней после того, как ты ее нашел.

Я думаю, что переходный адаптационный период в школах Казахстана займет несколько лет. Сложно будет и педагогам, и родителям. Но затем они освоятся и будут думать: «Как же иначе можно было учиться раньше?»