Научное познание эмпирическое и теоретическое в философии. Эмпирическое и теоретическое познание. Соотношение эмпирии и теории

Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение), другие - только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые (например, моделирование) - как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях.

Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях путем проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, постановки экспериментов. Здесь производится также первичная систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т.п. Кроме того, на данном уровне научного познания - как следствие обобщения научных фактов - возможно формулирование некоторых эмпирических закономерностей.

Теоретический уровень научного исследования осуществляется на рациональной (логической) ступени познания. На данном уровне происходит раскрытие наиболее глубоких, существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям. Теоретический уровень - более высокая ступень в научном познании. Результатами теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы.

Соотношение эмпирии и теории

  1. Качественное различие между эмпирическим и теоретическим знанием в науке
  2. Взаимосвязь между ними, включая объяснение механизма этой взаимосвязи.

Если источником содержания эмпирического знания является информация об объективной реальности, получаемая через наблюдения и экспериментирование с ней, то основой содержания теоретического знания является информация об идеальных объектах, являющихся продуктами конструктивной деятельности мышления.

Теоретическое знание является сложной структурой, состоящей из утверждений разной степени общности.

  1. Наиболее общий уровень - аксиомы, теоретические законы. Например, для классической механики это три закона Ньютона (инерции; взаимосвязи силы, массы и ускорения; равенства сил действия и противодействия).
  2. Вторым, менее общим уровнем научной теории являются частные теоретические законы, описывающие структуру, свойства и поведение идеальных объектов, сконструированных из исходных идеальных объектов. Для классической механики это, например, законы движения идеального маятника.
  3. Третий, наименее общий уровень развитой научной теории состоит из частных, единичных теоретических высказываний о свойствах, отношениях некоторых идеальных объектов.

Эмпирический и теоретический типы познания различаются не только по средствам, но и по методам исследовательской деятельности.

На эмпирическом уровне в качестве основных методов применяются реальный эксперимент и реальное наблюдение. Важную роль также играют методы эмпирического описания, ориентированные на максимально очищенную от субъективных наслоений объективную характеристику изучаемых явлений.

Что же касается теоретического исследования, то здесь применяются особые методы: идеализация (метод построения идеализированного объекта); мысленный эксперимент с идеализированными объектами; особые методы построения теории (восхождение от абстрактного к конкретному); методы логического и исторического исследования и др.

Все эти особенности средств и методов связаны со спецификой предмета эмпирического и теоретического исследования. На каждом из этих уровней исследователь может иметь дело с одной и той же объективной реальностью, но он изучает ее в разных предметных срезах, в разных аспектах, а поэтому ее видение, ее представление в знаниях будут даваться по-разному.

Изучая явления и связи между ними, эмпирическое познание способно обнаружить действие объективного закона. Но оно фиксирует это действие, как правило, в форме эмпирических зависимостей, которые следует отличать от теоретического закона как особого знания, получаемого в результате теоретического исследования объектов.

Эмпирическая зависимость является результатом индуктивного общения опыта и представляет собой вероятностно-истинное знание. Теоретический же закон - это всегда знание достоверное. Получение такого знания требует особых исследовательских процедур.

Следует подчеркнуть, что увеличение количества опытов само по себе не делает эмпирическую зависимость достоверным фактом, потому что индукция всегда имеет дело с незаконченным, неполным опытом. Сколько бы мы ни проделывали опытов и ни обобщали их, простое индуктивное обобщение опытных результатов не ведет к теоретическому знанию. Теория не строится путем индуктивного обобщения опыта.

Итак, эмпирический и теоретический уровни познания отличаются по предмету, средствам и методам исследования. В реальности эти два слоя познания всегда взаимодействуют.

Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения (здесь - структура научного познания или знания).

К методам научного познания относят те из них, которые применяются в эмпирических и теоретических исследованиях. Чтобы понять место и роль различных методов в научных исследованиях, следует рассмотреть структуру научного познания, которая состоит из двух уровней - эмпирического и теоретического. На эмпирическом совершается накопление фактов и информации об исследуемых объектах, на теоретическом - осуществляется синтез полученного знания в форме гипотез, теорий, идей. В зависимости от уровней познания методы делятся на две группы:

Методы эмпирического исследования - наблюдение, эксперимент, сравнение.

Методы теоретического познания - анализ и синтез, индукция и дедукция, идеализация, аксиоматический и др.

Эмпирические и теоретические исследования тесно связаны между собой - первые основываются на сборе эмпирического материала, который накапливается в ходе проведения наблюдений и экспериментов, а вторые осуществляются с целью подтвердить или проверить какую-либо гипотезу.

Эмпирические и теоретические исследования различаются глубиной проникновения в сущность предмета. Если первые связаны с исследованием внешней стороны предмета, то вторые - с изучением его внутренних свойств и связей. Можно сказать, что если на эмпирическом уровне постигается сущность первого порядка, то на теоретическом - сущность второго, третьего и т.д. порядка.

Основной целью эмпирического познания является получение фактов.

Различение этих двух уровней научного познания произошло не сразу. Более четко это разделение появилось в позитивизме, который признавал статус науки, связанный только с теми знаниями, которые эмпирически проверяются. Можно отметить, что еще до позитивизма появилась эмпирическая философия Ф. Бэкона (основная идея: знание начинается с опыта, в опытных экспериментах ученый исследователь добывает знание, затем знание обобщается, получается обобщенное знание).

Разделение эмпирического и теоретического уровней можно произвести исходя из особенности познания человека: чувственный и рациональный уровень (однако эмпирический уровень нельзя ассоциировать с чувственным, а теоретический - с рациональным, так как это разные понятия). Основные методы эмпирического познания - наблюдение и эксперимент. Есть целый ряд методов теоретического познания, таких как: абстрагирование, идеализация, формализация и т.д. Есть методы эмпирического и теоретического познания, такие как: анализ, синтез, индукция, дедукция.

Основным видом знания, получаемого на эмпирическом уровне научного исследования, является факт и экспериментальный закон. К знанию теоретического уровня прежде всего относится теория. На эмпирическом уровне научное познание имеет дело с индивидуальными свойствами объекта, данными в опыте. Индуктивное обобщение собранных данных представлено в виде экспериментально установленных закономерностей. Теоретический уровень научного познания отличается нацеленностью на обнаружение общих закономерных характеристик объекта, выявляемых с помощью рациональных процедур. На теоретическом уровне формулируются теоретические законы.

В научном познании под фактом понимается либо достоверное знание, либо знание, выраженное в языке описания эмпирических данных. Наука никогда не имеет дело с «чистыми» фактами. Информация, собранная эмпирическими методами исследования, нуждается в интерпретации, которая всегда исходит из определенных теоретических предпосылок. Любой факт имеет смысл только в рамках определенной теории. Таким образом, различие между эмпирическим и теоретическим уровнем не является абсолютным. Научное познание обязательно включает в себя как эмпирический, так и теоретический уровень исследования. На эмпирическом уровне обеспечивается связь научного познания с действительностью и с практической деятельностью человека. Теоретический уровень представляет собой выработку концептуальной модели предмета познания.

Вывод. Отличие эмпирического от теоретического уровня:

1) различное соотношение чувственного и рационального (на эмпирическом уровне преобладает элемент чувственного над рациональным, на теоретическом - наоборот);

2) разные методы исследования;

3) основная форма получаемого научного знания (на эмпирическом уровне - научный факт; на теоретическом - теория).

Эмпирический и теоретический уровни научного знания, критерии их различия

Различают два уровня научного познания - эмпирический и теоретический . (Можно сказать также - эмпирическое и теоретическое исследования.)

Эмпирический уровень научного познаниявключает в себя наблюдение, эксперимент, группировку, классификацию и описание результатов наблюдения и эксперимента, моделирование.

Теоретический уровень научного познаниявключает в себя выдвижение, построение и разработку научных гипотез и теорий; формулирование законов; выведение логических следствий из законов; сопоставление друг с другом различных гипотез и теорий, теоретическое моделирование, а также процедуры объяснения, предсказания и обобщения.

Соотношение эмпирического и теоретического уровней научного познания с чувственным и рациональным познанием

Почти тривиальным стало утверждение о том, что роль и значение эмпирического познания определяются его связью с чувственной ступенью познания. Однако эмпирическое познание - не только чувственное. Если мы просто фиксируем показания прибора и получаем утверждение «стрелка стоит на делении шкалы 744», то это не будет еще научным знанием. Научным знанием (фактом) такое утверждение становится только тогда, когда мы соотнесем его с соответствующими понятиями, например, с давлением, силой или массой (и соответствующими единицами измерения: мм ртутного столба, кг массы).

Равным образом о теоретическом уровне научного познания нельзя сказать, что знание, которое он доставляет, есть «чистая рациональность». В выдвижении гипотезы, в разработке теории, в формулировании законов и сопоставлении теорий друг с другом используются наглядные («модельные») представления, которые принадлежат чувственной ступени познания.

В целом можно сказать, что на низших уровнях эмпирического исследования преобладают формы чувственного познания, а на высших уровнях теоретического исследования - формы рационального познания.

Различия между эмпирическим и теоретическим уровнями научного познания

1. Рассматриваемые уровни различаются по предмету . Исследователь на обоих уровнях может изучать один и тот же объект, но «видение» этого объекта и его представление в знаниях одного из этих уровней и другого будут не одними и теми же.

Эмпирическое исследование в своей основе направлено на изучение явлений и (эмпирических) зависимостей между ними. Здесь более глубокие, сущностные связи не выделяются еще в чистом виде: они представлены в связях между явлениями, регистрируемыми в эмпирическом акте познания.

На уровне же теоретическом имеет место выделение сущностных связей, которые определяют основные черты и тенденции развития предмета. Сущность изучаемого объекта мы представляем себе как взаимодействие некоторой совокупности открытых и сформулированных нами законов. Назначение теории в том и состоит, чтобы, расчленив сначала эту совокупность законов и изучив их по отдельности, затем воссоздать посредством синтеза их взаимодействие и раскрыть тем самым (предполагаемую) сущность изучаемого предмета.

2. Эмпирический и теоретический уровни научного познания различаются по средствам познания . Эмпирическое исследование основывается на непосредственном взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Теоретическое исследование, вообще говоря, не предполагает такого непосредственного взаимодействия исследователя с объектом: здесь он может изучаться в той или иной мере опосредованно, а если и говорится об эксперименте, то это «мысленный эксперимент», т. е. идеальное моделирование.

Уровни научного познания различаются также понятийными средствами и языком . Содержание эмпирических терминов - это особого рода абстракции - «эмпирические объекты». Они не являются объектами изучаемой реальности (или «данности»): реальные объекты предстают как идеальные, наделенные фиксированным и ограниченным набором свойств (признаков). Каждый признак, который представлен в содержании термина, обозначающего эмпирический объект, присутствует и в содержании термина, обозначающего реальный объект, хотя и не наоборот. Предложения языка эмпирического описания - их можно назвать эмпирическими высказываниями - поддаются конкретной, непосредственной проверке в следующем смысле. Высказывание вроде «стрелка динамометра установилась около деления шкалы 100» является истинным, если показание названного прибора действительно такое. Что касается теоретических высказываний , т. е. предложений, которые мы используем в теоретических выкладках, то они вышеописанным непосредственным образом, как правило, не проверяются. Они сопоставляются с результатами наблюдений и экспериментов не изолированно, а совместно - в рамках определенной теории. В языке теоретического исследования используются термины, содержанием которых являются признаки «теоретических идеальных объектов». Например: «материальная точка», «абсолютно твердое тело», «идеальный газ», «точечный заряд» (в физике), «идеализированная популяция» (в биологии), «идеальный товар» (в экономической теории в формуле «товар - деньги - товар»). Эти идеализированные теоретические объекты наделяются не только свойствами, которые мы обнаруживаем реально, в опыте, но также и свойствами, которых ни у одного реального объекта нет.

3. Эмпирический и теоретический уровни научного познания различаются по характеру используемых методов . Методы эмпирического познания нацелены на как можно более свободную от субъективных напластований объективную характеристику изучаемого объекта. А в теоретическом исследовании фантазии и воображению субъекта, его особым способностям и «профилю» его личностного познания предоставляется свобода, пусть вполне конкретная, т. е. ограниченная.

Научное познание имеет два уровня: эмпирический и теоретический.

ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ это непосредственное чувственное исследование реально существующих и доступных опыту объектов .

На эмпирическом уровне осуществляются следующие исследовательские процессы:

1. Формирование эмпирической базы исследования :

– накопление информации об исследуемых объектах и явлениях;

– определение сферы научных фактов в составе накопленной информации;

– введение физических величин, их измерение и систематизация научных фактов в виде таблиц, схем, графиков и т. п.;

2. Классификация и теоретическое обобщение сведений о полученных научных фактах:

– введение понятий и обозначений;

– выявление закономерностей в связях и отношениях объектов познания;

– выявление общих признаков у объектов познания и сведение их в общие классы по этим признакам;

– первичное формулирование исходных теоретических положений.

Таким образом, эмпирический уровень научного познания содержит в своем составе два компонента:

1. Чувственный опыт.

2. Первичное теоретическое осмысление чувственного опыта.

Основой содержания эмпирического научного познания , полученного в чувственном опыте, являются научные факты . Если любой факт, как таковой – это достоверное, единичное, самостоятельное событие или явление, то научный факт – это факт, твердо установленный, надежно подтвержденный и правильно описанный принятыми в науке способами.

Выявленный и зафиксированный принятыми в науке способами, научный факт, обладает принудительной силой для системы научного знания, то есть подчиняет себе логику достоверности исследования.

Таким образом, на эмпирическом уровне научного познания формируется эмпирическая база исследования, чья достоверность образуется принудительной силой научных фактов.

Эмпирический уровень научного познания использует следующие методы :

1. Наблюдение. Научное наблюдение – это система мероприятий по чувственному сбору сведений о свойствах исследуемого объекта познания. Основное методологическое условие правильного научного наблюдения – это независимость результатов наблюдения от условий и процесса наблюдения. Выполнение этого условия обеспечивает как объективность наблюдения, так и реализацию его основной функции – сбора эмпирических данных в их естественном, природном состоянии.

Наблюдения по способу проведения делятся на:

непосредственные (сведения получаются непосредственно органами чувств);

косвенные (органы чувств человека замещены техническими средствами).

2. Измерение . Научное наблюдение всегда сопровождается измерением. Измерение – это сравнение какой-либо физической величины объекта познания с эталонной единицей этой величины. Измерение является признаком научной деятельности, поскольку любое исследование становится научным только тогда, когда в нём происходят измерения.

В зависимости от характера поведения тех или иных свойств объекта во времени, измерения делятся на:

статические , в которых определяют постоянные во времени величины (внешние размеры тел, вес, твердость, постоянное давление, удельная теплоемкость, плотность и т. п.);

динамические , в которых находят меняющиеся во времени величины (амплитуды колебаний, перепады давлений, температурные изменения, изменения количества, насыщенности, скорость, показатели роста и т.д.).

По способу получения результатов измерения делятся на:

прямые (непосредственное измерение величины измерительным прибором);

косвенные (путем математического расчета величины из её известных соотношений с какой-либо величиной, получаемой путем прямых измерений).

Назначение измерения состоит в том, чтобы выразить свойства объекта в количественных характеристиках, перевести их в языковую форму и сделать основой математического, графического или логического описания.

3. Описание . Результаты измерения используются для научного описания объекта познания. Научное описание – это достоверная и точная картина объекта познания, отображенная средствами естественного или искусственного языка.

Назначение описания состоит в том, чтобы перевести чувственную информацию в удобную для рациональной обработки форму: в понятия, в знаки, в схемы, в рисунки, в графики, в цифры и т.д.

4. Эксперимент . Эксперимент – это исследовательское воздействие на объект познания для выявления новых параметров его известных свойств или для выявления его новых, ранее неизвестных свойств. Эксперимент отличается от наблюдения тем, что экспериментатор, в отличие от наблюдателя, вмешивается в естественное состояние объекта познания, активно воздействует и на него самого, и на процессы, в которых этот объект участвует.

По характеру поставленных целей эксперименты подразделяются на:

исследовательские , которые направлены на обнаружение у объекта новых, неизвестных свойств;

проверочные , которые служат для проверки или подтверждения тех или иных теоретических построений.

По методикам проведения и задачам на получение результата, эксперименты делятся на:

качественные , которые носят поисковый характер, ставят задачу выявить само наличие или отсутствие тех или иных теоретически предполагаемых явлений, и не нацелены на получение количественных данных;

количественные , которые направлены на получение точных количественных данных об объекте познания или о процессах, в которых он участвует.

После завершения эмпирического познания начинается теоретический уровень научного познания.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ – это обработка мышлением эмпирических данных с помощью абстрактной работы мысли.

Таким образом, теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента – понятий, умозаключений, идей, теорий, законов, категорий, принципов, посылок, заключений, выводов, и т.д.

Преобладание рационального момента в теоретическом познании достигается абстрагированием – отвлечением сознания от чувственно воспринимаемых конкретных объектов и переходом к абстрактным представлениям .

Абстрактные представления подразделяются на :

1. Абстракции отождествления – группировка множества объектов познания в отдельные виды, роды, классы, отряды и т.д. по принципу тождества их каких-либо наиболее существенных признаков (минералы, млекопитающие, сложноцветные, хордовые, окислы, белковые, взрывчатые, жидкости, аморфные, субатомные и т.д.).

Абстракции отождествления позволяют открыть наиболее общие и существенные формы взаимодействий и связей между объектами познания, и переходить затем от них к частным проявлениям, видоизменениям и вариантам, раскрывая всю полноту процессов, происходящих между объектами материального мира.

Отвлекаясь от несущественных свойств объектов, абстракция отождествления позволяет перевести конкретные эмпирические данные в идеализированную и упрощенную для целей познания систему абстрактных объектов, способных участвовать в сложных операциях мышления.

2. Изолирующие абстракции . В отличие от абстракций отождествления, эти абстракции выделяют в отдельные группы не объекты познания, а их какие-либо общие свойства или признаки (твердость, электропроводность, растворимость, ударная вязкость, температура плавления, кипения, замерзания, гигроскопичность и т.д.).

Изолирующие абстракции также позволяют идеализировать в целях познания эмпирический опыт и выразить его в понятиях, способных участвовать в сложных операциях мышления.

Таким образом, переход к абстракциям позволяет теоретическому познанию предоставлять мышлению обобщенный абстрактный материал для получения научного знания обо всём многообразии реальных процессов и объектов материального мира, что невозможно было бы сделать, ограничиваясь только эмпирическим познанием, без отвлечения от конкретно каждого из этих неисчислимых объектов или процессов.

В результате абстрагирования становятся возможными следующие МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ:

1. Идеализация . Идеализация – это мысленное создание неосуществимых в реальности объектов и явлений для упрощения процесса исследования и построения научных теорий.

Например: понятия точка или материальная точка, которые применяются для обозначения объектов, не имеющих размеров; введение различных условных понятий, таких, как: идеально ровная поверхность, идеальный газ, абсолютно черное тело, абсолютно твердое тело, абсолютная плотность, инерциальная система отсчета и т.д. для иллюстрации научных идей; орбита электрона в атоме, чистая формула химического вещества без примесей и другие невозможные в реальности понятия, создаваемые для объяснения или формулирования научных теорий.

Идеализации целесообразны:

– когда необходимо упростить исследуемый объект или явление для построения теории;

– когда необходимо исключить из рассмотрения те свойства и связи объекта, которые не влияют на суть планируемых результатов исследования;

– когда реальная сложность объекта исследования превышает существующие научные возможности его анализа;

– когда реальная сложность объектов исследования делает невыполнимым или затрудняет их научное описание;

Таким образом, в теоретическом познании всегда происходит замена реального явления или объекта действительности его упрощенной моделью.

То есть метод идеализации в научном познании неразрывно связан с методом моделирования.

2. Моделирование . Теоретическое моделирование – это замещение реального объекта его аналогом , выполненным средствами языка или мысленно.

Основное условие моделирования состоит в том, чтобы создаваемая модель объекта познания за счет высокой степени своего соответствия реальности, позволяла:

– проводить неосуществимые в реальных условиях исследования объекта;

– проводить исследования объектов, в принципе недоступных в реальном опыте;

– проводить исследования объекта, непосредственно недоступного в данный момент;

– удешевлять исследование, сокращать его по времени, упрощать его технологию и т.д.;

– оптимизировать процесс построения реального объекта за счет обкатки процесса построения модели-прообраза.

Таким образом, теоретическое моделирование выполняет в теоретическом познании две функции: исследует моделируемый объект и разрабатывает программу действий по его материальному воплощению (построению).

3. Мысленный эксперимент . Мысленный эксперимент – это мысленное проведение над объектом познания неосуществимых в реальности исследовательских процедур.

Используется в качестве теоретического полигона для планируемых реальных исследовательских действий, или для исследования явлений или ситуаций, в которых реальный эксперимент вообще невозможен (например, квантовая физика, теория относительности, социальные, военные или экономические модели развития и т.д.).

4. Формализация . Формализация – это логическая организация содержания научного знания средствами искусственного языка специальной символики (знаков, формул).

Формализация позволяет:

– вывести теоретическое содержание исследования на уровень общенаучных символов (знаков, формул);

– перенести теоретические рассуждения исследования в плоскость оперирования символами (знаками, формулами);

– создать обобщенную знаково-символьную модель логической структуры исследуемых явлений и процессов;

– производить формальное исследование объекта познания, то есть осуществлять исследование путем оперирования знаками (формулами) без непосредственного обращения к объекту познания.

5. Анализ и синтез . Анализ – это мысленное разложение целого на составные части, преследующее цели:

– исследование структуры объекта познания;

– расчленение сложного целого на простые части;

– отделение существенного от несущественного в составе целого;

– классификация объектов, процессов или явлений;

– выделение этапов какого-либо процесса и т.д.

Основное назначение анализа – изучение частей как элементов целого.

Части, познанные и осмысленные по-новому, складываются в целое с помощью синтеза – способа рассуждения, конструирующего новое знание о целом из объединения его частей.

Таким образом, анализ и синтез – это неразделимо связанные мыслительные операции в составе процесса познания.

6. Индукция и дедукция .

Индукция – это процесс познания, в котором знание отдельных фактов в совокупности наводит на знание общего.

Дедукция – это процесс познания, в котором каждое следующее утверждение логически проистекает из предыдущего.

Вышеперечисленные методы научного познания позволяют раскрыть наиболее глубокие и существенные связи, закономерности и характеристики объектов познания, на базе чего возникают ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ – способы совокупного представления результатов исследования.

Основными формами научного познания являются:

1. Проблема – теоретический или практический научный вопрос, требующий решения . Правильно сформулированная проблема частично содержит в себе решение, поскольку формулируется исходя из актуальной возможности своего решения.

2. Гипотеза – предполагаемый способ возможного решения проблемы. Гипотеза может выступать не только в виде предположений научного характера, но и в виде развернутых концепции или теории.

3. Теория – целостная система понятий, описывающая и объясняющая какую либо область действительности.

Научная теория является высшей формой научного познания , проходящей в своем становлении стадии постановки проблемы и выдвижения гипотезы, которая опровергается или подтверждается использованием методов научного познания.

В научном исследовании, исходя из логики движения знания, из характера его организации, можно выделить два основных уровня: эмпирический и теоретический.

Эмпирический уровень :

1. Преобладает живое созерцание (чувственное познание). Исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения.

2. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на свой объект. Оно осваивает его с помощью таких приемов и средств, как сравнение, наблюдение, измерение, эксперимент, когда объект воспроизводится в искусственно созданных и контролируемых условиях (в том числе и мысленно), анализ - разделение объекта на составные части, индукция - движение познания от частного к общему и др.

Любое научное исследование начинается со сбора, систематизации и обобщения фактов. Понятие "факт" (от лат. facturum - сделанное, свершившееся) имеет следующие основные значения:

1. Знание о каком-либо событии, явлении, достоверность которого доказана, т.е. как синоним истины.

2. Предложение, фиксирующее эмпирическое знание, т.е. полученное в ходе наблюдений и экспериментов.

Сбор фактов, их первичное обобщение, описание ("протоколирование") наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная "фактофиксирующая" деятельность - характерные признаки эмпирического познания.

Теоретический уровень :

1. Характеризуется преобладанием рационального момента и его форм (понятий, теорий, законов и других сторон мышления). Чувственное познание здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень важным) аспектом познавательного процесса.

2. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания.

3. Задача теоретического знания - достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания. При этом особенно широко используются такие познавательные приемы и средства, как абстрагирование - отвлечение от ряда свойств и отношений предметов, идеализация - процесс создания чисто мысленных предметов, синтез - объединение полученных в результате анализа элементов в систему, дедукция - движение познания от общего к частному, восхождение от абстрактного к конкретному и др.

4. Характерной чертой теоретического познания является его направленность на себя, внутринаучная рефлексия, т.е. исследование самого процесса познания, его форм, приемов, методов, понятийного аппарата и т.д.

Формы теоретического научного познания:


Проблема - форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Проблема не есть застывшая форма знания, а процесс, включающий два этапа движения познания - ее постановку и решение. Правильное выведение проблемного знания из предшествующих фактов и обобщений, умение верно поставить проблему - необходимая предпосылка ее успешного решения.

Проблемы возникают, по мнению К. Поппера, либо как следствие противоречия в отдельной теории, либо при столкновении двух различных теорий, либо в результате столкновения теории с наблюдениями.

Тем самым научная проблема выражается в наличии противоречивой ситуации (выступающей в виде противоположных позиций), которая требует соответствующего разрешения.

Гипотеза – форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Говоря об отношении гипотез к опыту, можно выделить три их типа:

Гипотезы, возникающие непосредственно для объяснения опыта;

Гипотезы, в формулировании которых опыт играет определенную, но не исключительную роль;

Гипотезы, которые возникают на основе обобщения только предшествующих концептуальных построений.

Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования. В ходе доказательства выдвинутых гипотез одни из них становятся истинной теорией, другие уточняются и конкретизируются, третьи отбрасываются, превращаются в заблуждение, если проверка дает отрицательный результат. Выдвижение новой гипотезы, как правило, опирается на результаты проверки старой даже в том случае, если эти результаты были отрицательными.

Теория - наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Примерами этой формы знания являются классическая механика И. Ньютона, эволюционная теория Ч. Дарвина, теория относительности А. Эйнштейна, теория самоорганизующихся целостных систем (синергетика) и др.

Особенности:

1. Теория - это не отдельно взятые научные положения, а их совокупность, целостная органическая развивающаяся система. Объединение знания в теорию производится, прежде всего, самим предметом исследования, его закономерностями.

2. Не всякая совокупность положений об изучаемом предмете является теорией. Чтобы превратиться в теорию, знание должно не просто описывает определенную совокупность фактов, но и объясняет их.

3. Для теории обязательным является обоснование, доказательство входящих в нее положений: если нет обоснований, нет и теории.

4. Теоретическое знание должно стремиться к объяснению как можно более широкого круга явлений, к непрерывному углублению знаний о них.

5. Важную роль при выборе теорий играет степень их проверяемости: чем она выше, тем больше шансов выбрать хорошую и надежную теорию. Так называемый "критерий относительной приемлемости", согласно Попперу, отдает предпочтение той теории, которая: сообщает наибольшее количество информации, т.е. имеет более глубокое содержание; является логически более строгой; обладает большей объяснительной и предсказательной силой; может быть более строго проверена посредством сравнения предсказанных фактов с наблюдениями.

К числу основных функций теории можно отнести следующие:

1. Синтетическая функция. Любая теория объединяет, синтезирует отдельные достоверные знания в единую, целостную систему

2. Объяснительная функция. На основе познанных объективных законов теория объясняет явления своей предметной области

3. Методологическая функция. Теория является средством достижения нового знания во всех его формах.

4. Предсказательная - функция предвидения.

5. Практическая функция. Конечное предназначение любой теории - быть воплощенной в практику, быть "руководством к действию" по изменению реальной действительности.

Эмпирическое познание - установление научных фактов и их субъективная обработка. Это начальный момент процесса познания, в котором важнейшую роль играют ощущения и чувства. Благодаря органам чувств человеческое существо может быть объективно связано с миром вокруг. Они дают непосредственное первичное знание о вещах, явлениях и предметах, их функциях и свойствах.

Гносеология ощущений

Данный раздел науки рассматривает эмпирический и теоретический уровни познания как надстройку над чувственным. К последним относятся восприятие, ощущение и представление. Эмпирическое познание основано на ощущениях. Это отображение свойств отдельных предметов, вещей во время оказания ими воздействий на органы чувств. Это элементарное знание, которые не имеет структуры явления познавательного. Пропускная информационная способность человеческих чувств основана на зрении, осязании, слухе, обонянии и вкусе. Органы чувств в качестве средств познания сформированы в результате практического непосредственного взаимодействия природы и человека. Именно благодаря этой практике и возможно эмпирическое познание. Представления и образы, которые создаются в результате приобретения того или иного ощущения, нельзя отделать от познавательных социальных действий и пристрастий людей.

Гносеология восприятия

Эмпирический уровень познания строится также и на восприятии, которое представляет собой чувственно-структурированный, конкретный образ. Оно возникает на основании комплекса предварительно полученных ощущений: осязательных, зрительных и так далее. Эмпирическое познание отталкивается от восприятия, которое является мыслящим созерцанием. В результате восприятия и ощущения форм внешней природы создается представление о ней, как образ познавательного типа. Представление - промежуточное звено между мышлением и восприятием.

Осмысление

Эмпирическое познание появляется на стыке чувственного восприятия и сознания. Ощущения оставляют в сознании глубокий след. Процессы и события, ощущаемые подсознательно, ориентируют человека в потоке жизненных событий, но он не всегда специально их фиксирует. Осмыслить это все и проникнуть в суть вещей, узнать причины явлений невозможно с помощью одних только органов чувств. Этого можно достигнуть с помощью умственного (рационального) познания, в сочетании с таким процессом, как эмпирическое познание.

Опытный уровень

Опыт - более высокий уровень в сравнении с чувственным. Эмпирическое и теоретическое познание (без которого невозможно будет прикладное использование полученного опыта) позволяют описывать опыт. Они предполагают создание источника познания в виде научных строгих документов. Это могут быть схемы, акты, протоколы и так далее. Эмпирическое познание может быть как непосредственным, так и опосредованным (благодаря использованию всевозможных приборов и устройств).

Исторический процесс

Современное эмпирическое научное познание имеет источником наблюдения за вещами, предметами и природными явлениями. Наши предки наблюдали за животными, растениями, небом, за другими людьми, работой человеческого организма. Именно приобретенные таким путем знания легли в основу астрономии, биологии, медицины, физики и других наук. В процессе развития цивилизации эмпирический и теоретический уровни познания совершенствовались, увеличивались возможности восприятия и наблюдения при помощи инструментов и приборов. Целенаправленное наблюдение отличается от созерцания избирательностью процесса. Предварительные гипотезы и идеи нацеливают исследователя на конкретные объекты исследования, что определяет и набор технических средств, которые необходимы, чтобы получить достоверный результат.

Методология

Методы эмпирического познания основаны на живом созерцании, чувственном восприятии и рациональном моменте. Сбор и обобщение фактов - главная задача этих процессов. Методы эмпирического познания включают в себя наблюдение, измерение, анализ, индукцию, эксперимент, сравнение, наблюдение.
1. Наблюдение - это пассивное целенаправленное изучение объекта, которое опирается на органы чувств. Во время этого процесса исследователь получает общие сведения об объекте познания, о его свойствах.

2. Эксперимент - это целенаправленное активное вмешательство в текущий изучаемый процесс. Он включает в себя изменение объекта и условий его функционирования, которые определены рамками целей эксперимента. Особенностями эксперимента являются: активное отношение к предмету исследования, возможность его преобразования, контроль за его поведением, проверка результата, воспроизводимость эксперимента по отношению к изучаемому объекту и условиям, возможность обнаружить дополнительные свойства явлений.

3. Сравнение - это операция познания, которая выявляет различия или тождество разных объектов. Этот процесс имеет смысл в одном классе однородных вещей и явлений.

4. Описание - процедура, состоящая в фиксации результата опыта (эксперимента или наблюдения) с помощью принятых систем обозначений.

5. Измерение - это совокупность активных действий, которые выполняются с помощью измерительно-вычислительных средств для нахождения числовых и количественных значений изучаемых величин.

Необходимо подчеркнуть, что эмпирическое и теоретическое познание реализуются всегда вместе, то есть, методы исследований подкреплены концептуальными теориями, гипотезами и идеями.

Техническое оборудование

Эмпирическое познание в науке активно использует техническое дооснащение в процессе изучения явлений и вещей. Это могут быть:

Измерительные приспособления и приборы: весы, линейки, спидометры, радиометры, амперметры и вольтметры, ваттметры и так далее, помогающие исследователю узнать параметры и характеристики объектов;

Приборы, которые способны помочь в наблюдении фактически невидимых невооруженному глазу вещей и предметов (телескопы, микроскопы и тому подобное);

Устройства, позволяющие анализировать функции и структуру исследуемых процессов и явлений: осциллографы, электрокардиографы, хроматографы, хронометры и прочее.

Важность эксперимента

Эмпирическое познание и его результаты на сегодняшний день напрямую зависят от экспериментальных данных. Если они не получены или невозможны на данном этапе, то теория считается «голой» - непрактичной и неподтвержденной. Правильно провести эксперимент - ответственная задача построения теории. Только благодаря этому процессу можно проверить гипотезы, установить предполагаемые связи. Эксперимент качественно отличается от наблюдения тремя условиями:

1. Во время эксперимента явления происходят в заранее созданных исследователем условиях. При наблюдении - только регистрация явления в естественной для него среде.

2. Исследователь беспрепятственно вмешивается в события и явления в рамках правил эксперимента. Наблюдатель же не имеет права и не может регулировать объект исследования и его условия.

3. Исследователь во время эксперимента имеет право исключать или подключать различные параметры. Наблюдатель же только фиксирует возможные новые параметры в естественных условиях.

Виды экспериментов

Эмпирический уровень познания основан на разных видах экспериментов:

Физический - изучение многообразия природных явлений;

Психологический - изучение жизнедеятельности предмета исследования и сопутствующих обстоятельств;

Мысленный - проводится исключительно в воображении;

Критический - необходима проверка данных по разным критериям;

Компьютерное математическое моделирование.