Деятельность оон краткое описание. Организация объединенных наций Оон краткая информация

ОСН отряд особого назначения ООН Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. 318 с. ОСН Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и… … Словарь сокращений и аббревиатур

ООН - ООН, смотри Организация Объединённых Наций … Современная энциклопедия

ООН - см. Организация Объединенных Наций … Большой Энциклопедический словарь

ООН - ООН, см. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЁННЫХ НАЦИЙ. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

ООН - (греч.). Надпись на иконе спасителя, что означает сый, т. е. сущий, имя Божие. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

оон - сущ., кол во синонимов: 1 организация (82) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

ООН - См. Организация Объединенных Наций EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций

ООН - ООН, см. Организация Объединённых Наций … Демографический энциклопедический словарь

ООН - ООН, смотри Организация Объединённых Наций. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ООН - Запрос «ООН» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Координаты … Википедия

ООН - и Япония. Политику в отношении Организации Объединенных Наций можно считать одним из главных элементов послевоенных дипломатических усилий Японии, направленных на то, чтобы играть в делах мирового сообщества роль, которая бы соответствовала месту … Вся Япония

Книги

  • Купить за 517 грн (только Украина)
  • ООН и миротворчество. Курс лекций. , Заемский Владимир Федорович. В современном мире, когда остро встают проблемы конфликтов и конфронтации, особо актуальными становятся задачи миротворчества, основы которого, заложенные в глубокой древности, развиваются и…

Организация объединенных наций (ООН) – это международное объединение, которое было создано для улучшения связей между государствами и безопасности содружества стран.

ООН – это:

  • Универсальная площадка для международных встреч.
  • Гарантия безопасности содружества стран.
  • Главное связующее звено существующей дипломатии.

Идея разработки этой организации была сформулирована еще в годы Второй мировой войны, в связи с укреплением позиций фашистской Германии. Первое упоминание об этом относится к 1 января 1942 года (Декларация Объединенных Наций). Вскоре был согласован устав ООН (середина 1945 года).

Первоначально в содружество страны были включены 50 государств. 24 октября 1945 года в силу уже вступил Устав ООН. Эту дату принято считать Днем Организации Объединенных наций.

Структура ООН.

Организация Объединенных Наций включает в себя следующие подразделения:

  1. Совет безопасности. Это главный правительственный орган ООН, который несет полную ответственность за все происходящее.
  2. Секретариат. Включает в себя исполнительную власть. Во главе секретариата – генеральный секретарь.

За все время существования организации сменилось всего 8 генеральных секретарей. В настоящий момент – это Пан Ги Мун (представитель Республики Корея).

  1. Международный суд. Включает в себя судебную власть. В данном случае, суду подвергаются не конкретные люди, а именно государства.
  2. Экономический и Социальный Совет. Отвечает за экономическую и социальную политику в сфере международного сотрудничества.
  3. Почтовая администрация. Занимается выпуском почтовых марок, специально для ООН.
  4. Специализированные учреждения. Это обособленные международные организации, которые были созданы ООН. Сюда можно включить: ЮНЕСКО (вопросы образования, науки и культуры), МАГАТЭ (международное агентство по атомной энергии) и другие.

Официальные языки ООН.

Для улучшения организации деятельности ООН были установлены некоторые официальные языки, на которых ведется общение внутри организации.

В связи с этим, были определены следующие официальные языки Организации Объединенных Наций:

  • Английский язык.
  • Русский язык.
  • Французский язык.
  • Испанский язык.
  • Арабский язык.
  • Китайский язык.

На этих, и только на этих языках ведутся все переговоры, пишутся отчеты о заседаниях и издаются официальные документы. Никакие исключения не предусмотрены.

Какие государства являются членами ООН?

Как уже было сказано, первоначально в Организацию входило 50 стран (1945 год). И уже в 1946 в ООН были включены еще 150 государств, ряд которых был разделен на независимые (к примеру, Чехословакия).

В настоящее время, Организация Объединенных Наций включает в себя 193 государства.

Но не все государства могут быть включены в ООН. Членом ООН можно стать только в том случае, если стране дадут международное признание. Все это прописано в главном документе Организации Объединенных Наций – Уставе ООН.

Важно, чтобы страна, вступающая в ООН, приняла этот Устав, а страны ООН были уверены в том, что все пункты Устава этой страной будут соблюдаться. Такие решения принимаются Генеральной Ассамблеей с разрешений Совета Безопасности.

Плюс ко всему, страны, которые являются постоянными членами ООН (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай) имеют возможность наложить на решение вето.

Создание ООН стало важной исторической вехой – Организация Объединенных наций стала гарантом мира и возможности решать конфликты без глобальных военных действий. Она также стала ответом на Вторую мировую войну.

Как и когда была создана ООН

Год окончания последней мировой войны и год создания ООН совпадают – это 1945-й. Тогда в Сан-Франциско собрались представители пятидесяти стран мира, чтобы создать особенную организацию. Предшествовала этой конференции встреча в Думбартон-Оксе – тогда представители Великобритании, Китая, американских Соединенных Штатов и Советского Союза выработали предложения по уставу этой организации. Встреча в Думбартон-Оксе проходила с апреля по октябрь 1944 года, а уже 26 июня разработанный устав был подписан представителями 50 держав. Этот день и считается датой создания ООН.

Рис. 1. Церемония подписания Устава ООН.

Польша не присутствовала на церемонии подписания, но позже также подписала документ и вошла в число государств-основателей, которых, таким образом, стало 51.

В качестве основной причины создания Организации Объединенных наций можно назвать недопущение очередной мировой войны, которая может привести к еще более значительным человеческим жертвам, чем первая и вторая.

Цели Организации Объединенных наций

Они закреплены в Уставе и в основном касаются вопросов поддержания мира и безопасности. То есть основная цель ООН – это улаживание конфликтов международного масштаба исключительно мирными средствами и предотвращение угроз миру.

Кроме того, ООН занимается вопросами сотрудничества в международных масштабах и самых разных областях, от социальных и экономических до культурных.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 2. Заседание ООН.

На сегодняшний лень членство в ООН получили уже 193 государства. Последним на сегодняшний день государством, принятым в организацию, стал Южный Судан (14 июля 2011 года).

Структура Организации Объединенных наций

Главным органом ООН является Генеральная ассамблея, в которой представлены все входящие в организацию государства (строго по 1 голосу).

Но главную ответственность за поддержание мира несет другой орган – Совет безопасности. В него входят пять постоянных представителей – от России, Китая, Америки, Британии и Франции, а также 10 непостоянных, которые меняются каждые два года. Их избирает генеральная ассамблея. Таким образом всего членов Совета безопасности – пятнадцать.

Также у нее есть ряд других органов и Генеральный секретарь. Этот человек избирается на пять лет и может переизбираться неограниченное количество раз, однако на сегодняшний день ни один Генеральный секретарь не занимал эту должность более 10 лет. Первым Генсеком ООН стал британец Глэдвин Джебб, который исполнял обязанности меньше года. После этого на должность избирались представители Норвегии, Швеции, Бирмы, Австрии, Перу и Египта, а также Ганы. Сегодня обязанности Генерального секретаря ООН исполняет Пан Ги Мун из Южной Кореи.

Рис. 3. Пан Ги Мун.

Штаб-квартира Организации Объединенных наций располагается в Нью-Йорке.

Что мы узнали?

Когда и по каким причинам была создана Организация Объединенных наций, то есть была изложена кратко история создания ООН. Мы узнали, какие цели преследует эта организация – она создана для того, чтобы поддерживать мир и способствовать урегулированию конфликтов между государствами с помощью мирных средств. Узнали, какова ее структура: что двумя главными органами являются Генеральная ассамблея и Совет безопасности, а важной фигурой – Генеральный секретарь. Где находится штаб-квартира этой организации и какими еще важными вопросами международного масштаба она занимается.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 295.

Организация Объединённых Наций (ООН) - международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками Антигитлеровской коалиции. Название «Объединенные Нации», предложенное Президентом США Франклином Д. Рузвельтом, было впервые использовано 1 января 1942 г. в Декларации Объединенных Наций, когда во время Второй мировой войны представители 26 государств обязались от имени своих правительств продолжать совместную борьбу против стран оси.

Примечательно, что ранее для сотрудничества в отдельных областях создавались первые международные организации: Международный телеграфный союз (1865 г.), Всемирный почтовый союз (1874 г.) и др. Обе организации являются сегодня специализированными учреждениями ООН.

Первая Международная конференция мира была созвана в Гааге в 1899 г. для разработки соглашений по мирному разрешению кризисов, предупреждению войн и правилам ведения войны. Конференция приняла Конвенцию о мирном решении международных столкновений и учредила Постоянную Палату Третейского Суда , которая начала свою работу в 1902 г.

Всемирная продовольственная программа (ВПП);

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД);

Программа Организации Объединенных Наций по международному контролю над наркотиками (ЮНДКП);

Программа Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (ООН-Хабитат; ПНПООН);

Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП);

Программа добровольцев Организации Объединенных Наций (ДООН);

Фонд капитального развития Организации Объединенных Наций (ФКРООН);

Центр по международной торговле (ЦМТ);

Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА).

Учебные и научно-исследовательские учреждения:

Институт Организации Объединенных Наций по исследованию проблем разоружения (ЮНИДИР);

Межрегиональный научно-исследовательский институт ООН по вопросам преступности и правосудия (ЮНИКРИ);

Научно-исследовательский институт социального развития при ООН (ЮНРИСД);

Учебный и научно-исследовательский институт Организации Объединенных Наций (ЮНИТАР).

Другие подразделения ООН:

Колледж персонала системы Организации Объединенных Наций (КПСООН);

Международный вычислительный центр (МВЦ);

Объединенная программа Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС);

Университет Организации Объединенных Наций (УООН);

Управление Организации Объединенных Наций по обслуживанию проектов (ЮНОПС), ООН-женщины.

Комиссия по наркотическим средствам;

Комиссия по народонаселению и развитию;

Комиссия по науке и технике в целях развития;

Комиссия по положению женщин;

Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию4

Комиссия по устойчивому развитию;

Комиссия социального развития;

Статистическая комиссия;

Форум Организации Объединенных Наций по лесам.

Региональные комиссии ЭКОСОС:

Европейская экономическая комиссия (ЕЭК);

Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО);

Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА);

Экономическая комиссия для Африки (ЭКА);

Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК).

Постоянные комитеты ЭКОСОС: Комитет по неправительственным организациям, Комитет по переговорам с межправительственными учреждениями, Комитет по программе и координации.

Специальные органы ЭКОСОС: Специальная рабочая группа открытого состава по информатике.

Экспертные органы, состоящие из правительственных экспертов:

Группа экспертов Организации Объединенных Наций по географическим названиям;

Комитет экспертов Организации Объединенных Наций по управлению глобальной геопространственной информацией;

Комитет экспертов по перевозке опасных грузов и согласованной на глобальном уровне системе классификации и маркировки химических веществ;

Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам учета и отчетности.

Экспертные органы, состоящие из членов, выступающих в личном качестве: Комитет по политике в области развития, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, Комитет экспертов по государственному управлению, Комитет экспертов по международному сотрудничеству в области налогообложения, Постоянный форум по вопросам коренных народов.

Связанные с Советом органы : Исполнительный совет Международного учебного и научно-исследовательского института по улучшению положения женщин, Комитет по присуждению Премии Организации Объединенных Наций в области народонаселения, Координационный совет Совместной программы Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу, Международный совет по контролю над наркотиками.

При создании международной системы опеки Уставом ООН был учрежден Совет по Опеке в качестве одного из главных органов Организации Объединенных Наций, на который была возложена задача по наблюдению за управлением подопечными территориями, подпадающими под систему опеки.

Главные цели системы заключались в содействии улучшению положения населения подопечных территорий и их прогрессивному развитию в направлении к самоуправлению или независимости. Совет по Опеке состоит из пяти постоянных членов Совета Безопасности - РФ, США, Великобритании, Франции и КНР. Цели системы опеки были достигнуты, когда все подопечные территории достигли самоуправления или независимости либо в качестве самостоятельных государств, либо посредством объединения с соседними независимыми странами.

В соответствии с Уставом Совет по Опеке уполномочен рассматривать и обсуждать отчеты управляющей власти, касающиеся политического, экономического и социального прогресса народов подопечных территорий и прогресса в области образования, а также в консультации с управляющей властью рассматривать петиции, поступающие из подопечных территорий, и устраивать периодические и другие специальные посещения подопечных территорий.

Совет по Опеке приостановил свою работу 1 ноября 1994 г. после того, как последняя оставшаяся подопечная территория Организации Объединенных Наций, Палау, обрела 1 октября 1994 г. независимость. Посредством резолюции, принятой 25 мая 1994 г., Совет внес в свои правила процедуры поправки, предусматривающие отмену обязательства о проведении ежегодных заседаний, и согласился собираться по мере необходимости по своему решению или решению своего Председателя, или по просьбе большинства своих членов или Генеральной Ассамблеи, или Совета Безопасности.

Международный Суд.

Является главным судебным органом Организации Объединенных Наций. Он был учрежден Уставом ООН, для достижения одной из главных целей ООН: «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира». Суд функционирует в соответствии со Статутом, который является частью Устава, и своим Регламентом. Он начал работать в 1946 г., заменив собой Постоянную палату международного правосудия (ППМП), которая была учреждена в 1920 г. под эгидой Лиги Наций. Местопребыванием Суда является Дворец мира в Гааге (Нидерланды).

Секретариат.

Секретариат - это международный персонал, работающий в учреждениях по всему миру и выполняющий разнообразную повседневную работу Организации. Он обслуживает и другие главные органы ООН и осуществляет принятые ими программы и политические установки. Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок.

Обязанности, выполняемые Секретариатом, столь же разнообразны, как и проблемы, которыми занимается ООН, - от руководства миротворческими операциями до посредничества в международных спорах, от составления обзоров экономических и социальных тенденций и проблем до подготовки исследований по правам человека и устойчивому развитию. Кроме того, персонал Секретариата ориентирует и информирует мировые средства информации о работе ООН; организует международные конференции по проблемам мирового значения; следит за выполнением решений органов ООН и осуществляет перевод выступлений и документов на официальные языки Организации.

Специализированные учреждения ООН и связанные с ней органы. Специализированные учреждения ООН - это самостоятельные международные организации, связанные с Организацией Объединённых Наций специальным соглашением о сотрудничестве. Специализированные учреждения создаются на основе межправительственных соглашений.

Специализированные учреждения:

Всемирный почтовый союз (ВПС);

Группа Всемирного банка;

Международная ассоциация развития (МАР);

Международная финансовая корпорация (МФК);

Международный банк реконструкции и развития (МБРР);

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС);

Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МИГА);

Всемирная метеорологическая организация (ВМО);

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ);

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС);

Всемирная туристская организация (ЮНВТО);

Международная морская организация (ИМО);

Международная организация гражданской авиации (ИКАО);

Международная организация труда (МОТ);

Международный валютный фонд (МВФ);

Международный союз электросвязи (МСЭ);

Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР);

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО);

Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО);

Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО).

Связанные с ООН организации:

Всемирная торговая организация (ВТО);

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ);

Организация по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ОДВЗЯИ);

Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО).

Cекретариаты конвенций:

Конвенция о правах инвалидов;

Конвенция Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке (КООНБО);

Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКООНИК).

Целевые фонды ООН:

Фонд демократии Организации Объединенных Наций (ФДООН);

Фонд международного партнерства Организации Объединенных Наций (ФМПООН).

Руководство ООН представлено в лице Председателя Генеральной Ассамблеи и Генерального секретаря.

Председатель Генеральной Ассамблеи . Открывает и закрывает каждое пленарное заседание Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций, полностью руководит работой Генеральной Ассамблеи и поддерживает порядок на её заседаниях.

Генеральный секретарь . Главное административное должностное лицо, является символом Организации Объединённых Наций и выразителем интересов народов мира.

По Уставу, Генеральный секретарь выполняет функции, возлагаемые на него Советом Безопасности, Генеральной Ассамблеей, Экономическим и Социальным Советом и другими органами Организации Объединённых Наций.

Генеральный секретарь назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок.

В настоящее время действует джентльменское соглашение, по которому гражданин государства - постоянного члена Совета Безопасности ООН (Россия, США, Великобритания, Франция и КНР) не может быть Генеральным секретарём ООН.

Генеральные Секретари ООН:

Государства - члены ООН.

К первоначальным членам ООН относятся 50 государств, подписавших Устав ООН на конференции в Сан-Франциско 26 июня 1945 г., а также Польша. С 1946 г. в ООН было принято около 150 государств (но при этом ряд государств, таких как Югославия и Чехословакия, разделились на независимые государства). 14 июля 2011 г., с принятием в члены ООН Южного Судана, число государств - членов ООН составило 193.

Членами ООН могут быть только международно признанные государства - субъекты международного права. Согласно Уставу ООН, приём в члены ООН открыт для всех «миролюбивых государств, которые примут на себя содержащиеся в Уставе обязательства и которые, по суждению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять». «Приём любого такого государства в Члены Организации производится постановлением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности».

Для приёма нового члена требуется поддержка как минимум 9 из 15 государств - членов Совета Безопасности (при этом 5 постоянных членов - Россия, США, Великобритания, Франция и КНР - могут наложить на решение вето). После утверждения рекомендации Советом Безопасности вопрос передаётся в Генеральную Ассамблею, где для принятия резолюции о вступлении требуется большинство в две трети голосов. Новое государство становится членом ООН с даты резолюции Генеральной Ассамблеи.

Среди первоначальных членов ООН были страны, не являвшиеся полноправными международно-признанными государствами: наряду с СССР, две его союзные республики - Белорусская ССР и Украинская ССР; колония Великобритании - Британская Индия (разделённая на ныне независимые члены - Индия, Пакистан, Бангладеш и Мьянма); протекторат США - Филиппины; а также фактически независимые доминионы Великобритании - Канада, Австралийский Союз, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз.

В сентябре 2011 г. заявку на принятие в члены ООН подала Палестинская автономия (частично признанное Государство Палестина), однако удовлетворение этой заявки отложено до палестинско-израильского урегулирования и всеобщего международного признания Палестины.

Кроме статуса члена, существует статус наблюдателя ООН, который может предшествовать вступлению в число полноправных членов. Статус наблюдателя присваивается путём голосования в Генеральной Ассамблее, решение принимается простым большинством. Наблюдателями ООН, а также членами специализированных учреждений ООН (например, ЮНЕСКО) могут быть как признанные, так и частично признанные государства и государственные образования. Так, наблюдателями в данный момент являются Святой Престол и государство Палестина, а также некоторое время были, например, Австрия, Швейцария, Италия, Япония, Финляндия, и другие страны, имевшие право вступления, но временно им не воспользовавшиеся по разным причинам.

Для организации работы органов в системе ООН установлены официальные и рабочие языки. Перечень этих языков определён в правилах процедуры каждого органа. На официальных языках издаются все основные документы ООН, включая резолюции. На рабочих языках издаются стенографические отчёты заседаний и на них переводятся речи, произнесённые на любом официальном языке.

Официальными языками Организации Объединённых Наций являются : английский, французский, испанский, русский, китайский, арабский. Если делегация желает выступить на языке, который не является официальным, то она должна обеспечить устный или письменный перевод выступления на один из официальных языков.

Расчёт бюджета ООН - это процесс, в который вовлечены все члены организации. Бюджет выдвигается Генеральным секретарём ООН после согласования с подразделениями организации и на основании их требований. Впоследствии предложенный бюджет анализируется Консультативным комитетом по административным и бюджетным вопросам, состоящим из 16 членов, и Комитетом по программе и координации, состоящим из 34 членов. Рекомендации комитетов направляются Административно-бюджетному комитету Генеральной Ассамблеи, включающему все государства-члены, который ещё раз тщательно анализирует бюджет. Наконец, он представляется Генеральной Ассамблее для окончательного рассмотрения и утверждения.

Главный критерий, используемый государствами-членами в Генеральной Ассамблее, - это платёжеспособность страны. Платёжеспособность определяется на основании величины валового национального продукта (ВНП) и ряда корректировок, в том числе корректировок на внешнюю задолженность и уровень дохода на душу населения.

Организация Объединенных Наций является центром решения проблем, с которыми сталкивается все человечество. Эта деятельность осуществляется совместными усилиями более 30 связанных с ней организаций, составляющих систему Организации Объединенных Наций. Изо дня в день Организация Объединенных Наций и другие организации ее системы ведут работу по содействию соблюдению прав человека, охране окружающей среды, борьбе с болезнями и сокращению масштабов нищеты.

Организация Объединенных Наций была создана 24 октября 1945 года пятьдесят одной страной, которые были преисполнены решимости сохранить мир посредством развития международного сотрудничества и обеспечения коллективной безопасности. На сегодняшний день членами Организации Объединенных Наций являются 191 страна, то есть почти все страны мира. Когда государства становятся членами Организации Объединенных Наций, они принимают на себя обязательства, изложенные в Уставе Организации Объединенных Наций, представляющем собой международный договор, в котором отражены основные принципы международных отношений.

Согласно Уставу, в своей деятельности Организация Объединенных Наций преследует четыре цели: поддерживать международный мир и безопасность, развивать дружественные отношения между нациями, осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем и в поощрении уважения к правам человека, а также быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

История Организации объединенных наций

Появление ООН было обусловлено целым рядом объективных факторов военно-стратегического, политического, экономического развития человеческого общества конца второго тысячелетия. Создание ООН явилось воплощением извечной мечты человечества о таком устройстве и организации международного общежития, которые избавили бы человечество от бесконечности череды войн и обеспечили бы мирные условия жизни народов, их поступательное продвижение по пути социально-экономического прогресса, процветания и развития, свободного от страха за будущее.

Начало обсуждению и разработке проблемы всеобщей организации труда и безопасности положили Атлантическая партия, подписанная Президентом США Ф.Д.Рузвельтом и премьер-министром Великобритании Гергелем 14 августа 1941г., и Декларация правительства СССР на межсоюзной конференции в Лондоне 24 сентября 1941г., в которой в первые была сформулирована чрезвычайно важная задача, стоявшая перед миролюбивыми государствами, а именно “определить пути и средства для организации международных отношений и послевоенного устройства мира”.

Первым межправительственным документом, принятым в годы Второй мировой войны, в котором выдвигалась идея создания новой международной организации безопасности, была Декларация Правительства Советского Союза и Правительство Польской Республики о дружбе и взаимопомощи, подписанная в Москве 4 декабря 1941г. В ней указывалось, что обеспечение может прочного и справедливого мире может быть достигнуто только новой организацией международных отношений, основанной не объединением демократических стран в прочный союз. При создании такой организации решающим моментом должно быть “уважение к международному праву, поддержанному коллективной вооруженной силой всех Союзных государств”.

1 января 1942г. В Вашингтоне была подписана Декларация Объединенных Нации 26 государств - участников антигитлеровской коалиции, в том числе СССР, о совместных усилиях в борьбе с гитлеровской Германией, фашисткой Италией и милитаристской Японией. Позднее название “объединенные нации” было предложено для новой организации Президентом США Р.Д. Рузвельтом и было официально использовано для Устава ООН.

По предложению правительства США в августе - сентябрь 1944 в Думбартон-Оксе, на окраине Вашингтона, состоялась конференция четырех держав - СССР, Великобритании, США и Китая, на которой был подписан согласованный текст итогового документа: “Предложение относительно создания Всеобщей международной организации безопасности”. Эти предложения послужили основой для выработки Устава ООН.

В ходе работы Конференции в Сан-Франциско 25 апреля 1945г. Был подготовлен текст Устава ООН, который был подписан 26 июня 1945г. Со дня вступления в силу Устава ООН 24 октября 1945г., когда на хранение Правительству США была сдана последняя 29-я ратификационная грамота СССР, официально отсчитывается начало существования ООН. По решению Генеральной Ассамблеи, принятому в 1947г. День вступления в силу Устава ООН был официально объявлен ”Днем Объединенных Наций”, который торжественно отмечается ежегодно в странах - членах ООН.

Устав ООН воплощает в себе демократические идеалы, что находит свое выражение, в частности, в том, что он утверждает веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправии мужчин и женщин, закрепляет равенство больших и малых народов. Устав ООН устанавливает в качестве своих основных целей поддержание международного мира и безопасности, улаживание мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, международных споров и ситуаций. Он определяет, что ООн основана на принципе суверенного равенства всех ее членов, что все члены добросовестно выполняют обязательства по Уставу, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из членства в Организации, что все члены должны разрешать путем и воздерживаться от угрозы силой или ее применения и что ООН имеет права на вмешательства в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства. В Уставе ООН подчеркивается открытый характер Организации, членами которой могут быть все миролюбивые государства.

Как функционирует ООН

Организация Объединенных Наций не является всемирным правительством и не принимает законов. Однако она предоставляет средства, которые помогают урегулировать международные конфликты и разрабатывать политику в вопросах, которые затрагивают всех нас. В Организации Объединенных Наций все государства-члены - большие и малые, богатые и бедные, придерживающиеся различных политических взглядов и социальных систем, - имеют право выразить свое мнение и принять участие в голосовании в рамках этого процесса.

В Организации Объединенных Наций имеется шесть главных органов. Пять из них - Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке и Секретариат - расположены в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке. Шестой орган - Международный Суд - находится в Гааге, Нидерланды.

Генеральная Ассамблея ООН

Это орган, в котором представлены все государства - члены ООН. Генеральная Ассамблея наделена рядом весьма важных функций: полномочием рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие вооружений, а также обсуждать широкий круг проблем сотрудничества государств в политической, экономической, социальной, экологической, научно-технической и иных областях и выносить рекомендации по ним.

Генеральная Ассамблея проводит ежегодные регулярные сессии, которые в декабре каждого года лишь прерываются и продолжаются до начала следующей сессии. Пленарные заседания открываются во вторник после второго понедельника сентября. Созываются такие специальные (с1946 по 2000г. их было 24) и чрезвычайные специальные(с 1946 по 1999г. их было 10) сессии. Предварительная повестка дня очередной сессии составляется Генеральным секретарем и сообщается членам ООН не менее чем за 60 дней до открытия сессии.

Характерной особенностью деятельности Генеральной Ассамблеи в последние годы является то, что все большие значения в ее работе, да и работе всех органов ООН приобретает впервые примененный в 1964г. в Совете Безопасности и широко используемый в Генеральной Ассамблеи метод выработки и принятия резолюций на основе принципа согласования (консенсуса), т.е. достижения общего согласия без проведения голосования по соответствующему решению.

Резолюции Генеральной Ассамблеи не являются юридически обязательным для государств, но и не могут квалифицироваться как простые призывы или пожелания. Государства должны тщательно и добросовестно рассматривать резолюции Генеральной Ассамблеи.

Резолюции и декларации Генеральной Ассамблеи являются важнейшим эталоном формирования международного права. В ООН сложилось следующая практика разработки международно-правовых документов. Вначале принимается декларация по какому-либо вопросу (например, Всеобщая декларация прав человека), а затем на основе таких деклараций вырабатывались международные договоры и конвенции (два Международных акта о правах человека, Договор о нераспространении ядерного оружия и др.).

Генеральная Ассамблея является подлинно демократическим представительным органом суверенных государств. Каждый член Генеральной Ассамблеи независимо от размеров территории, численности населения, экономической и военной мощи имеет один голос. Решение Генеральной Ассамблеи по важным вопросам принимаются большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании членов Ассамблеи.

В работе Генеральной Ассамблеи могут принимать участие государства - не члены ООН, имеющие постоянных наблюдателей при ООН (Ватикан, Швейцария) и не имеющие их. Кроме того, получили право участвовать в качестве наблюдателей Палестины и представители ряда международных организаций (специализированных учреждений ООН, ОАГ, ЛАГ, ОАЕ, ЕС, СНГ и др.).

Совет Безопасности состоит из 15 членов: пять членов Совета - постоянные (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай), остальные десять членов (по терминологии Устава - “не постоянные”) избираются в Совет в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом.

Решение по процедурным вопросам в Совете Безопасности считаются принятыми, если за них поданы голоса не менее девяти любых членов Совета. Основной формой принимаемых Советом Безопасности рекомендаций является резолюция. Их принято за более чем полвека более 1300.

В ходе многолетней деятельности Совета Безопасности сложились вполне определенные методы и формы его реагирования и воздействия на те или иные события в мире. Одним из таких методов является осуждение Советом того или иного государства за совершенные им противоправные действия в нарушение целей и принципов Устава ООН. Например, Совет неоднократно осуждал в своих решениях ЮАР за проведение преступной политики апартеида. Нередко Совет Безопасности прибегал к такому методу, как констатация политического факта, того или иного сложившегося положения. Именно так определялась в многочисленных резолюциях Совета Безопасности обстановка на Юге Африки, созданная агрессивными действиями Претории против “прифронтовых ” африканских государств.

Наиболее часто используемым приемом - призывом к государствам, является способ улаживание конфликтов Советом Безопасности. Он неоднократно обращался с призывом прекратить военные действия, соблюдать прекращение огня, вывести войска и т.д. В ходе рассмотрения комплекса проблем югославского урегулирования, ирано-иракского конфликта, положение в Анголе, Грузии, в Таджикистане и вдоль Таджикско-афганской границы.

Совет Безопасности нередко исполнял и функции примирения сторон в спорах и конфликтах. С этой целью Совет назначал посредников, особенно часто поручал Генеральному секретарю или его представителю выполнить функции оказания добрых услуг, посредничества и примирения сторон. Эти функции использовались Советом при рассмотрении палестинского, кашмирского вопросов, положения в бывшей Югославии и др.

С 1948г. Совет Безопасности стал прибегать к такому методу, как направление групп военных наблюдателей и миссий наблюдения за выполнением требований о прекращении огня, условий соглашений Ио перемирии, политическом урегулировании и т.д. До 1973 г. военные наблюдатели комплектовались почти исключительно из числа граждан западных стран. Впервые в 1973г. советские офицеры - наблюдатели были включены в состав Органа по наблюдению за выполнением условий перемирия в Палестине (ОНВУП), который до сих пор осуществляет полезные функции на Ближнем Востоке. Мисси по наблюдению направлялись, кроме того, в Ливан (ЮНОГИЛ), Индию и Пакистан (ГВНООНИП), Уганду и Руанду (МНООНУР), Сальвадор (МНООС), Таджикистан (МНООНТ) и др.

Важной сферой деятельности Совета Безопасности является его взаимодействие с региональными организациями. Такое сотрудничество осуществляется в различных формах, в том числе путем проведения регулярных консультаций, оказания дипломатической поддержки, посредством которой та или иная региональная организация может принимать участие в миротворческой деятельности ООН (например, ОВСЕ в Албании), путем параллельного оперативного развертывания миротворческих миссий (например, миссия наблюдения ООН в Либерии (МНООНЛ) была развернута совместно с группой наблюдения (ЭКОМОГ) экологического сообщества западно-африканского государств(ЭКОВАС) в Либерии, а миссия ООН по наблюдению в Грузии (МООННГ) действует в сотрудничестве с миротворческими силами СНГ в Грузии) и путем совместных операций (например, Международная гражданская миссия ООН и ОАГ в Гаити (МГМГ).

Совет Безопасности играет важную роль в сфере раннего обнаружения и выявления зарождающихся конфликтов. В последние годы возникла насущная потребность в создании систем раннего предупреждения о возникновение очагов напряженности, опасности ядерной аварии, об экологических угрозах, массовых передвижениях населения, стихийных бедствиях, угроза голода и распространения болезней и эпидемий. Такого рода информацию можно было использовать для того, чтобы оценить, существует ли угроза миру, и проанализировать, какие действия могут быть предприняты Организацией Объединенных Наций для ее уменьшения и какие превентивные действия и меры могут быть приняты Советом Безопасности и другими органами ООН.

Одним из наиболее часто используемых Советом Безопасности инструментов является превентивная дипломатия. Превентивная дипломатия - это действие политического, дипломатического, международного, правового и иного характера, направленные на предупреждение возникновения споров и разногласий между сторонами, недопущения их перерастания в конфликты и ограничение масштабов конфликтов после их возникновения. Сотрудничая с Генеральным секретарем, Совет активно использовал средства превентивной дипломатии, обеспечивал условия для примирения, посредничества, добрых услуг, установлением и других превентивных действий.

Наиболее часто используемым инструментом, особенно в последнее время, являются операции по поддержанию мира (ОПМ), которых только по линии ООН было проведено с 1948г. свыше 50. Операция по поддержанию мира - совокупность предпринимаемых с согласия конфликтующих сторон взаимосвязанных по целям, задачам, месту и времени действий с участием беспристрастного военного, полицейского и гражданского персонала в поддержку усилий по стабилизации обстановки в районах потенциальных или существующих конфликтов, проводимых в соответствие с мандатом Совета Безопасности или региональных организаций и направленных на создание условий, способствующих политическому урегулированию конфликта, и поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

Совет Безопасности весьма часто, особенно в последние годы, использовал такой инструмент, как санкции - экономические, политические, дипломатические, финансовые и иные принудительные меры, не связанные с использованием вооруженных сил, осуществленные по решению Совета Безопасности С целью побудить соответствующее государство прекратить или воздержаться от действий. Представляющих собой угроз миру, нарушение мира или акт агрессии.

Для контроля за осуществлением санкций Советом был создан ряд вспомогательных органов, например Совет управляющих Компенсационной комиссии и Специальная комиссия по ситуации в отношениях между Ираком и Кувейтом, Комитеты по санкциям в отношении Югославии, Ливии, Сомали, Анголы, Гаити, Руанды, Либерии, Судана, Сьерра-Леоне и др. Результаты применения Советом против них санкций являются далеко не однозначным. Так, принятые Советом против расистского режима Южной Родезии экономические санкции содействовали в известной мере ликвидации расистского режима, достижению народом Зимбабве своей независимости, вступлению этой страны в 1980г. в члены ООН. Ценность санкций как средства урегулирования конфликтов наглядно проявилась и при урегулировании других конфликтов, например, в Анголе, Гаити, Южной Африке. Вместе с тем нельзя не признать, что в большинстве случаев применение санкций было сопряжено с целым рядом негативных последствий для населения и экономики стран - объектов санкций и оборачивалось огромным материальным и финансовым ущербом для соседних и третьих государств, соблюдающих решения Совета по санкциям.

Согласно Уставу ООН, Совет Безопасности должен функционировать непрерывно и осуществлять “быстрые и эффективные” действия от имени членов ООН. С этой целью каждый член Совета Безопасности должен всегда быть представлен в месте пребывания ООН. Согласно правилам процедуры, промежуток между заседанием Совета Безопасности не должен превышать 14 дней, хотя на практике это правило не всегда соблюдалось. В среднем Совет Безопасности проводили 77 официальных заседаний в год.

Экономический и Социальный Совет действует под общим руководством Генеральной Ассамблеи и координирует деятельность Организации Объединенных Наций и учреждений ее системы в экономической и социальной областях. Будучи главным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем и выработки рекомендаций в отношении политики в этих областях, Совет играет важную роль в укреплении международного сотрудничества в целях развития. Он также консультируется с неправительственными организациями (НПО), поддерживая тем самым жизненно важную связь между Организацией Объединенных Наций и гражданским обществом.

В состав Совета входят 54 члена, избираемых Генеральной Ассамблеей на три года. В течение года Совет периодически проводит заседания, собираясь в июле на свою основную сессию, в ходе которой на заседании высокого уровня обсуждаются важнейшие экономические, социальные и гуманитарные вопросы.

Вспомогательные органы Совета регулярно проводят свои заседания и отчитываются перед ним. Например, Комиссия по правам человека осуществляет контроль за соблюдением прав человека во всех странах мира. Другие органы занимаются вопросами социального развития, положения женщин, предупреждения преступности, борьбы с наркоманией и устойчивого развития. Пять региональных комиссий содействуют экономическому развитию и сотрудничеству в своих регионах.

Совет по Опеке был создан для обеспечения международного наблюдения за 11 подопечными территориями, находившимися под управлением семи государств-членов, а также для обеспечения того, чтобы их правительства предпринимали необходимые усилия для подготовки этих территорий к самоуправлению или независимости. К 1994 году все подопечные территории перешли к самоуправлению или стали независимыми либо в качестве самостоятельных государств, либо присоединившись к соседним независимым государствам. Последней перешла к самоуправлению подопечная территория Тихоокеанские острова (Палау), находившаяся под управлением Соединенных Штатов и ставшая 185-м государством - членом Организации Объединенных Наций.

Поскольку работа Совета по Опеке завершена, в его состав в настоящее время входят пять постоянных членов Совета Безопасности. В его правила процедуры были внесены соответствующие изменения, с тем чтобы он мог проводить свои заседания лишь в тех случаях, когда того могут потребовать обстоятельства.

Международный Суд

Международный Суд - известный так же, как Всемирный Суд - является главным судебным органом Организации Объединенных Наций. Его 15 судей избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности, которые проводят голосование независимо и одновременно. Международный Суд занимается урегулированием споров между государствами на основе добровольного участия заинтересованных государств. Если государство соглашается принять участие в судебном разбирательстве, то оно обязано подчиняться решению Суда. Суд также занимается подготовкой консультативных заключений для Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений.

Секретариат

Секретариат проводит оперативную и административную работу Организации Объединенных Наций в соответствии с указаниями Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности и других органов. Его возглавляет Генеральный секретарь, который обеспечивает общее административное руководство.

Секретариат состоит из департаментов и управлений, где работает около 7500 человек, должности которых финансируются за счет регулярного бюджета и которые представляют 170 стран мира. Помимо Центральных учреждений Организац ии Объединенных Наций, расположенных в Нью-Йорке, существуют отделения Организации Объединенных Наций в Женеве, Вене и Найроби и другие места службы.

Система Организации Объединенных Наций

Международный валютный фонд, Всемирный банк и 13 других независимых организаций, называемых «специализированными учреждениями», связаны с Организацией Объединенных Наций посредством соответствующих соглашений о сотрудничестве. Эти учреждения, включая Всемирную организацию здравоохранения и Международную организацию гражданской авиации, являются самостоятельными органами, созданными на основе межправительственных соглашений. На них возложен широкий диапазон международных функций в экономической, социальной и культурной областях, а также в сфере образования, здравоохранения и других. Некоторые из них, например Международная организация труда и Всемирный почтовый союз, старше самой Организации Объединенных Наций.

Кроме того, целый ряд управлений, программ и фондов Организации Объединенных Наций - таких, как Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ), Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) и Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), - занимается улучшением социального и экономического положения людей во всех регионах мира. Они подотчетны Генеральной Ассамблее или Экономическому и Социальному Совету.

Все эти организации имеют свои собственные руководящие органы, бюджеты и секретариаты. Вместе с Организацией Объединенных Наций они составляют единую семью, или систему Организации Объединенных Наций. Совместными усилиями они оказывают техническое содействие и предоставляют практическую помощь в иных формах практически во всех экономических и социальных областях.