Как воспитывать ребёнка без мамы. Ошибки матери при воспитания сына без отца Мать воспитывает сына одна

Статья подготовлена при содействии

агентства деловой литературы «Ай Пи Эр Медиа»

ЛЬГОТЫ ДЛЯ ОДИНОКИХ РОДИТЕЛЕЙ

РАБОТНИК - ОДИНОКИЙ РОДИТЕЛЬ

В любых трудовых отношениях всегда присутствуют две стороны - работник и работодатель. Нередко на стороне работника выступают такие представители социально незащищенных слоев населения, как молодежь, неквалифицированные и малоквалифицированные рабочие, женщины с малолетними детьми и т.п. Среди таких работников часто в условиях современной жизни встречаются одинокие родители, а именно матери-одиночки, одинокие отцы и иные лица, воспитывающие детей без матери.

В данной статье мы рассмотрим подробнее такие понятия, как «одинокая мать», «отцы, воспитывающие детей без матери», «мать-одиночка» и т.д.; подскажем работодателям, как разграничивать данные понятия, какие льготы в трудовом и ином законодательстве предусмотрены для этих работников и как регулировать их труд.

В списке льгот по определению ребенка в детский сад есть формулировка «одинокий работающий родитель». Определение одинокого родителя содержится в Налоговом кодексе РФ, а именно подп. 4 п. 1 ст. 218 гласит, что вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям, приемным родителям налоговый вычет производится в двойном размере. Под одинокими родителями для целей настоящей главы понимается один из родителей, не состоящий в зарегистрированном браке» . Следовательно, понятие «одинокий родитель» относится и к родителю, который никогда не состоял в законном браке, и к разведенному родителю. Но ключевым моментом здесь является фраза «для целей настоящей главы». Если бы данное определение распространялось на все законодательство Российской Федерации в целом, то тогда бы масса статей Трудового кодекса Российской Федерации по предоставлению льгот матерям-одиночкам, распространялась бы и на всех разведенных женщин.

Сама по себе формулировка «одинокий родитель» обозначает, что ни в каких документах не фигурирует имя и фамилия второго родителя, т.е. в свидетельстве о рождении ребенка в графе «отец (мать)» может стоять прочерк, или имя отца может быть вписано произвольное, по заявлению матери.

При регистрации рождения ребенка предоставляется медицинский документ о рождении ребенка, паспорта обоих родителей. Если родители ребенка состоят в законном браке, предоставляется также и свидетельство о регистрации их брака.

По российским законам мать-одиночка записывает рожденного или усыновленного ею ребенка на свою фамилию, а имя и отчество ребенка указывает уже по своему желанию.; отец ребенка в данном случае не имеет никаких прав и обязанностей, в т.ч. не платит алиментов, а мать ребенка получает государственную социальную поддержку и защиту. То есть в свидетельстве о рождении ребенка отсутствует запись об отце или запись об отце ребенка произведена в установленном порядке по указанию матери. Органы ЗАГСа выдают в этом случае справку, которая служит основанием для внесения записи об отце ребенка и которая является документом, необходимым для предоставления льгот, связанных с одиноким материнством.

В случае если папа исчез в неизвестном направлении, но в свидетельстве о рождении ребенка он числится (на основании его заявления о признании отцовства либо свидетельства о браке), то женщина уже не мать-одиночка! То есть ни разведенные женщины, ни вдовы, которых часто в бытовых разговорах называют матерями-одиночками, таковыми на самом деле не являются . Мать-одиночка - это женщина, одна, без мужа воспитывающая своего ребенка. А вот как соотносятся понятия «мать-одиночка» и «одинокая мать»? Исходя из вышеизложенного текста мать-одиночка - это женщина, родившая или усыновившая ребенка уже без отца, т.е. она не вдова и не разведенная женщина.

Ни один современный словарь или энциклопедия не дают подробного толкование понятия «одинокая мать», а тем более «семья одинокой матери». Более того, термин «одинокая мать» употребляется в государственных нормативных актах в значении весьма далеком от обыденного восприятия. Впервые юридический термин «одинокая мать» (в узком смысле) появился в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям,усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства"». Из данного документа следовало, что одинокая мать - это женщина, не состоящая в законном браке и имеющая так называемых внебрачных детей. Это обозначает более широкую категорию матерей, воспитывающих детей в семьях без отца, в т.ч. и разведенных женщин и вдов.

Как правило, понятие «одинокая мать» отождествляется с одиноким материнством, а семьи одиноких матерей различного брачного статуса именуются неполными или материнскими семьями. Таким образом, под весьма распространенным термином «неполная семья» понимают семью родителя, который вследствие различных причин один воспитывает и несет ответственность за живущего на его иждивении ребенка (детей).

То есть одинокая мать - это мать, у детей которой изначально есть отец, он записан в их свидетельствах о рождении, но она вынуждена одна воспитывать детей (из-за развода, смерти или гибели мужа и т.п.). То есть в категорию «одинокая мать» попадают вдовы и разведенные женщины, а в категорию «мать-одиночка» уже нет.

Существует также понятие «неполная семья». Неполная семья - это семья, в которой единственный родитель имеет статус матери-одиночки либо один из родителей умер, признан судом безвестно отсутствующим, лишен родительских прав (ограничен в родительских правах) или отбывает срок наказания в местах лишения свободы, а также в которой родители (один из родителей) уклоняются (уклоняется) от уплаты алиментов, а решение суда о взыскании алиментов не исполняется.

В настоящее время количество неполных семей пополняется также семьями фактически раздельно проживающих супругов, а также за счет практики усыновления ребенка одинокой женщиной, а также установлением опеки или попечительства в случае сиротства.

В научной зарубежной литературе наряду с терминами «одинокая мать» и «семьи одиноких матерей» с уточнением их семейного статуса используется также обобщающее понятие «семьи, возглавляемые женщинами». В последние годы стали использоваться понятия «одинокий родитель» и «семья одного родителя».

В случаях, когда в субъектах Российской Федерации, на конкретных учреждениях, предприятиях предусматриваются какие-либо дополнительные социальные льготы для одиноких матерей (например, снижение оплаты за содержание ребенка в детском дошкольном учреждении), может применяться более широкое понятие «одинокая мать». Иногда в подобных случаях одинокими считаются матери-вдовы и разведенные матери. Каждый работодатель вправе сам решать, исходя из финансовых, материальных и иных возможностей своей организации (предприятия, фирмы и т.п.), каких женщин относить к матерям-одиночкам и какие льготы им предоставлять.

Часто говорят, что одинокий родитель - это мать-одиночка или одинокая мать. Но это не так. К лицам, воспитывающим детей без матери, также относятся:

¡ отцы, воспитывающие детей без матери;

¡ мужчины, воспитывающие без матери усыновленных ими детей;

¡ опекуны и попечители, воспитывающие детей без матери;

¡ отчимы, воспитывающие детей без матери;

¡ приемные отцы, воспитывающие детей без матери.

В Трудовом кодексе Российской Федерации не перечислены условия, при которых мужчина признается одиноким отцом. На практике же отцом-одиночкой считается мужчина, имеющий ребенка (детей), мать которого умерла, пропала без вести, лишена родительских прав, долгое время пребывает в лечебном учреждении, оставила детей отцу при разводе, находится в местах лишения свободы. Если ваш работник заявляет, что он - одинокий отец, попросите его принести документы, удостоверяющие, что он воспитывает детей без матери. Это может быть решение суда о признании жены безвестно отсутствующей или умершей, решение суда о разводе, свидетельство о смерти жены одновременно с предоставлением справки жилищно-коммунального органа (ТСЖ, ЖЭУ и т.п.) о совместном проживании детей с отцом.

Отцом ребенка является то лицо, которое записано в качестве отца в его свидетельстве о рождении. Отчимом является лицо, состоящее в зарегистрированном в установленном порядке браке с матерью ребенка. Опекуном ребенка в возрасте до четырнадцати лет и попечителем ребенка в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет является лицо, в отношении которого имеется решение главы местной администрации о назначении его опекуном (попечителем) и которому выдано опекунское свидетельство (свидетельство попечителя).

Приемная семья образуется на основании договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью) о передаче на воспитание. Приемные родители по отношению к приемному ребенку обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Приемные родители имеют соответствующее удостоверение, в котором указывается возраст (год рождения) каждого приемного ребенка (ст. 151 Семейного кодекса РФ) .

Вышеуказанные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекунов (попечителей).

Под воспитанием ребенка без матери или отца в данном случае следует понимать отсутствие второго родителя по любым причинам: смерть, гибель, лишение родительских прав, ограничение в родительских правах, расторжение законного брака, раздельное проживание, отказ от участия в воспитании ребенка, длительная болезнь, командировка и т.д. Отсутствие второго родителя должно быть подтверждено соответствующими документами. Мы уже писали о них ранее: свидетельство о смерти, решение суда, справка о составе семьи и т.п.

К одиноким родителям также может быть причислен и родитель разведенный, если судом признано, что другой родитель (супруг) считается безвестно отсутствующим. Если оба родителя не состоят в зарегистрированном браке, то они признаются одинокими родителями. Здесь надо думать, что если родители живут просто в гражданском браке (устойчивая семейная общность) и ведут совместное хозяйство и т.п., а также у них есть общий ребенок, то они будут признаны одинокими родителями по отношению к данному ребенку, т.к. официально зарегистрированного брака между ними нет.

К сожалению, закона, в котором были бы четко прописаны данные определения, пока еще нет.

ЛЬГОТЫ ДЛЯ ОДИНОКИХ РОДИТЕЛЕЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ТРУДОВЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ

Прием на работу . Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на обеспечение социальной защиты одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов и т.п. Чрезвычайно сложной является ситуация с трудоустройством отдельных групп населения (к примеру, молодежи или женщин). Сохраняется селективный подход при высвобождении рабочей силы и приеме на работу в зависимости от пола, наличия детей, иных иждивенцев и других признаков. Практика подбора персонала демонстрирует нам в настоящее время повсеместное распространение дискриминационного подхода к замещению определенных вакансий именно по таким основаниям, как наличие детей, семейное положение и т.д.

Вспомним хотя бы Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», который говорит о том, что к особо нуждающимся в защите гражданам при поиске работы относятся именно одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей и детей-инвалидов и т.п. Для данных категорий граждан государство обеспечивает различные гарантии при реализации программ содействия занятости населения, создания дополнительных рабочих мест и т.п.

Так почему бы и работодателям при подборе персонала не отдавать предпочтение именно лицам с семейными обязанностями, если они также обладают всеми необходимыми квалификационными и иными требованиями по сравнению с другими претендентами на работу? Работник с маленькими детьми - это не всегда плохой работник. Ведь женщина или мужчина, признанные одинокими родителями, будут ответственнее относиться к работе, будут выполнять ее качественно и в срок, будут дорожить своим рабочим местом и т.д., ведь на их иждивении находится маленький ребенок.

Прием на работу осуществляется работодателем по соглашению с женщиной путем заключения трудового договора. Законодательство устанавливает определенный порядок и юридические гарантии при приеме на работу беременных женщин и женщин, имеющих несовершеннолетних детей. Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей. Статьей 64 ТК РФ запрещается необоснованный отказ при заключении трудового договора, не допускается прямое либо косвенное ограничение прав или установление преимуществ в зависимости от пола и др. признаков, не относящихся к деловым качествам работника. Но не является дискриминацией по отношению к лицам с семейными обязанностями различия, исключения, предпочтения и ограничения при приеме на работу, которые определяются свойственными виду труда требованиями либо обусловлены особой защитой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

При отказе в приеме на работу работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме по требованию обратившегося лица. Прямо запрещение связывать отказ в заключении трудового договора с наличием детей практически никогда «не работало» в интересах одиноких родителей, будь то одинокие матери, отцы-одиночки и т.п. Как правило, работодатели не указывают эти мотивы, используя другие благовидные предлоги для отказа в приеме на работу.

Сверхурочные работы, работа в выходные и нерабочие праздничные дни. В соответствии со ст. 99 ТК РФ сверхурочной называется работа, производимая работником по инициативе работодателя за пределами установленной продолжительности рабочего времени, ежедневной работы (смены), а также работа сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.Привлечение отцов, воспитывающих детей в возрасте до пяти лет без матери (в других случаях отсутствия материнского попечения о детях), матерей, воспитывающих ребенка до пяти лет без супруга, а также опекунов (попечителей) несовершеннолетних к сверхурочным работам допускается с их письменного согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом они должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от таких работ (ст. 259 ТК РФ).

Данная мера в какой-то степени снижает уровень гарантий трудовых прав одиноких родителей, т.к. вопросы привлечения, например, к сверхурочной работе требуют от работодателя оперативного принятия решений. Получается, что данная категория работников практически лишена возможности подкрепить свое письменное согласие на данные работы медицинским заключением, так как просто не успеет пройти необходимое медицинское обследование. И таким образом, все указанные выше вопросы будут решаться без учета состояния здоровья женщин и мужчин.

Если же работодателю известно о каких бы то ни было медицинских противопоказаниях для данного работника, то привлечение его к сверхурочным и иным подобным работам категорически недопустимо. Разумеется, подобную информацию, а именно медицинскую справку, заключение и т.п. работодатель может получить только от самого работника - одинокого родителя уже по его желанию.

Ночное время. Известно, что постоянная работа в ночное время (с 22.00 до 6.00) неблагоприятно влияет на организм человека, увеличивает текучесть женских кадров, влечет осложнения в семейной жизни. Именно поэтому ограничение ночного труда одиноких родителей и нашло свое закрепление в законодательстве. При решении вопроса об освобождении от ночных работ необходимо учитывать, что названные категории родителей не могут привлекаться к работе в ночное время и в тех случаях, когда на ночное время приходится только часть рабочего времени, например в вечерних сменах, заканчивающихся позже 22.00. Отказ лица с семейными обязанностями от работы в ночное время не считается нарушением трудовой дисциплины.

Матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет, а также опекуны детей указанного возраста могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом указанные работники должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от работы в ночное время (ст. 96 ТК РФ).

Трудовой кодекс Российской Федерации впервые указал именно на письменную форму согласия работника - одинокого родителя на привлечение его к ночным, сверхурочным и прочим подобным работам. Такое требование навсегда опровергло мнение о возможности выражения работником своего согласия на отдельные виды работ в устной форме или путем конклюдентных действий (например, молчания).

Данный императивный запрет не допускается не только по инициативе работодателей, но и по просьбе самой женщины или иного лица с семейными обязанностями (одинокого родителя).

Установление трудовым законодательством дополнительных гарантий в сфере труда для одиноких родителей направлено на создание равных возможностей с лицами, не обремененными такими обязанностями, как воспитание детей и т.д., при реализации ими права на труд, а также на обеспечение им условий труда, позволяющих гармонично сочетать профессиональные и семейные обязанности .

Неполное рабочее время. Неполное рабочее время вводится в интересах тех лиц, которые по каким-либо причинам не могут быть заняты полный рабочий день.

Неполное рабочее время (неполный рабочий день или неполная рабочая неделя) может устанавливаться по соглашению между работодателем и одиноким родителем, имеющем ребенка (детей), уже при приеме его на работу, если в связи с необходимостью ухода за детьми он не может работать полное рабочее время. Запись в трудовую книжку о приеме на работу вносится без указания о работе на условиях неполного рабочего времени.

Неполное рабочее время может быть установлено по соглашению сторон как без ограничения срока, так и на любой, удобный для работника срок: до достижения ребенком определенного возраста, на период учебного года и т.д. В приказе (распоряжении) о приеме одинокого родителя на работу с неполным рабочим временем указываются срок работы, продолжительность рабочего времени и его распорядок в течение рабочего дня или недели и т.д.


«Судьба человеческой психики состоит в том, чтобы всегда иметь два объекта и никогда – один».

Андре Грин

Термин «Мать-одиночка» хоть и является общеизвестным и понятным для большинства, на самом деле не раскрывает сути происходящего.

Мать, оставшись воспитывать ребенка без мужа, в большинстве случаев не одинока и не воспитывает ребенка одна. В процессе воспитания, так или иначе, принимают участие родственники с одной или с обеих сторон. В связи с вышесказанным, лично я не считаю данное обозначение корректным и отражающим всю суть происходящего.

В наши дни молодая мать, воспитывающая маленького ребенка без мужа, - очень распространенное явление. На то есть разные причины, но самая актуальная - это развод.

Сегодня много и гражданских браков, которые так же как и официальные нередко распадаются. Что касается официальной статистики, то последние 15 лет процент разводов среди молодых семей в Российской Федерации колеблется от 52 до 80 процентов в зависимости от региона.

Это говорит о том, что огромное число детей и подростков живут в неполных семьях. Несмотря на то, что оба родителя по закону имеют равные права на ребенка, на практике же, чаще всего, после развода родителей ребенок остается именно с матерью.

Понимая, что семья может распасться на любом возрастном этапе ребенка, конкретно для этой статьи я выбираю, как мне видится, наиболее интересную для рассмотрения ситуацию, когда мать остается без мужа с «доэдипальным» (младше 3-х лет) ребенком на руках.

Данное положение дел часто является наиболее напряженным для матери. В том случае, когда отпрыск к моменту распада семьи достиг, скажем, подросткового возраста мы, имеем дело с человеком сравнительно взрослым и самостоятельным, прошедшим основные этапы своего психосексуального развития в полной семье при каком бы то ни было, но участии отца.

Когда же речь идет об одинокой молодой маме с маленьким ребенком на руках, то мало кто в подобной ситуации чувствует себя достаточно спокойно и уверенно. Большинство матерей после развода задаются вопросом: «Как дальше воспитывать ребенка?»

Стоит ли паниковать матери, которая осталась одна, и как ей следует себя вести?

Попробуем разобраться. Как показывает практика, большинство матерей и без участия отца способны, что называется, «выкормить, вырастить» ребенка. То есть позаботиться о том, чтобы ребенок вырос образованным, интеллигентным и здоровым.

Зачастую у таких матерей довольно богатое представление о том как развивать ребенка физически и интеллектуально, но когда речь заходит о психическом и психологическом развитии/воспитании то, чаще всего выясняется, что в этом направлении знаний значительно меньше.

Стоит отдать должное тем немногим матерям, которые, чувствуя себя неуверенно в данном вопросе, приводят своих детей к специалистам - психоаналитикам, психологам и психотерапевтам.

Замечу, что уже сам развод влияет на эмоциональное состояние всех членов семьи, что, в свою очередь, чувствует ребенок.

Почему воспитание ребенка без отца можно назвать проблемой для ребенка и проблема ли это?

Чтобы ответить на эти вопросы следует сказать про основные особенности каждого из родителей и про то, какую ценность для развития ребенка несут эти особенности.

Для психического развития ребенка очень важны оба родителя и у каждого из них своя важная роль на разных этапах развития ребенка. Традиционно начну с материнской фигуры.

Роль матери в воспитании ребенка

Принято считать, что женщины, чаще всего, превосходят мужчин в том, что касается речевых и коммуникативных навыков, оперирования понятиями, творческого и интуитивного мышления. Секретами этих важных умений мать, сознательно и несознательно, будет делиться со своим ребенком.

Если говорить о роли или о функции матери, то ее можно обозначить устоявшимся термином «оберегательно-ласкательная функция».

Можно сказать, что мать - это та, кто дает нежность и занимается потворством ребенка.

В силу своих психических особенностей женщина сильно отстает от мужчины в том, что французский психоаналитик Жак Лакан называет «символическим ограничением», благодаря чему способна воспитывать ребенка в стиле «избыточного наслаждения». Чем она - мать обычно и занимается.

То есть, по наблюдению того же Лакана, мать нередко позволяет ребенку избыточное удовольствие - то есть то, «чего не надо бы» (эту формулировку я заимствовал у коллеги).

В разгар такой вседозволенности на «воспитательной сцене» появляется отец со своей авторитарной «требовательно - запретительно - воспитательной» функцией.

«Разрешать ребенку все - это значит относиться к нему как к взрослому; и это вернейший способ добиться того, чтобы он никогда не стал взрослым » (с) Томас Сас.

Роль отца в воспитании ребенка

Мужчины, как правило, прагматики и обладают выраженными топологическим, порядковым и техническим видами мышления. Также у мужчин лучше чем у женщин развито пространственное мышление - все это, безусловно, важно для развития ребенка, но скорее с педагогической точки зрения.

Основная же функция отца заключается в другом: отец несет в семью закон, порядок и общественные нормы - то, что называется «отец символический».

Этот закон распространяется как на ребенка, так и на поведение жены по отношению к ребенку при условии, что ее собственный отец не был слабым «кастрированным» отцом, а являлся законом в ее семье.

Иначе в голове у матери нет символической отцовской фигуры, олицетворяющей закон, а, значит, нет и закона, который бы защитил ребенка любого пола от материнского, поглощающего ребенка, произвола.

Основной закон, который несет в семью отец - это запрет на даруемое матерью ребенку «избыточное наслаждение». Ограничение на то, «чего не надо бы». То есть отец накладывает «запрет на некоторые виды наслаждения», как писал Фрейд, имея в виду инцестуозную связь матери с ребенком.

В качестве иллюстрации приведу знаменитую метафору Жака Лакана. Бессознательные желания матери, направленные на ребенка, он метафорично описывал так:

«Мать подобна голодному крокодилу, жаждущему проглотить ребенка, вернуть его в свою утробу и только отцовский фаллос, вставленный в эту ненасытную пасть способен спасти ребенка от поглощения ею! »

Как уже стало понятно фигура отца имеет важное значение для психического развития ребенка.

Негативное влияние преимущественно «женского» воспитания

Теперь, когда о функциях родителей немного сказано, предлагаю поразмышлять над возможными негативными последствиями преимущественно женского воспитания ребенка.

После чего немного поговорим о том как можно минимизировать эти самые последствия.

Мы уже знаем, что отец и мать обладают разными типами мышления, а, значит, на одну и ту же ситуацию могут смотреть по-разному. Соответственно когда в семье присутствуют оба родителя они передают свои таланты ребенку посредством общения с ним и общения друг с другом в присутствии ребенка.

Также в полной семье мать [в норме] уделяет внимание не только ребенку, но и своему мужу. С определенного возраста и в определенный период психосексуального развития ребенка факт переходящего внимания матери от ребенка к отцу и обратно становится для чада принципиально важным моментом.

Эту важность подтверждает накопленный опыт психоаналитиков, занимающихся объектными отношениями. Речь идет о периоде, который называют «Эдиповой фазой», которая приходится на возрастной отрезок с 3 до 5 лет (данный возрастной промежуток является усредненным, в действительности же границы этой фазы размыты).

Почему это важно: подразумевается, что в полной семье мать любит своего мужа и любима им. Муж является третьей стороной, и это дает возможность матери быть матерью для своего ребенка, а не любовницей. То есть мать разделяет свои материнские устремления и сексуальные влечения - первые она реализует с ребенком, а вторые с любимым мужем в спальне.

Мать периодически покидает своего ребенка, чередуя свое присутствие и отсутствие. Когда ее нет рядом с ребенком - она с отцом. Уложив ребенка спать, мать направляется в спальню к отцу и становится сексуальной женщиной для сексуального мужчины.

Именно такое отсутствие матери способствует формированию и развитию фантазматической жизни ребенка. Ребенок получает возможность начать фантазировать на тему того, что происходит между родителями за закрытой дверью родительской спальни.

«Чувствовать себя не допущенным к особой близости между родителями, завидуя им, дети получают мощный толчок во внешний мир, где только и найдут подобную радость». Беррес Фредерик Скиннер

Данная ситуация постепенно помогает ребенку отделить свои желания от желания матери, инфантильную сексуальность от взрослой, генитальной, сексуальности. Ребенок постепенно понимает, что существует разница между его детскими отношениями с матерью и взрослыми отношениями мать-отец.

Все это дает ребенку возможность сделать важнейшие выводы и принять «слово и закон отца», который гласит: отец для матери важнее ребенка, ребенок не является для матери ВСЕМ и не является первой и единственной причиной материнского счастья, удовлетворенности .

«Быть взрослым - это иметь исключительные [недоступные ребенку] права на другого взрослого. Для ребенка это создает ту модель поведения, в которой он в семье - ученик: он воспитывается у этой пары, но никак не должен претендовать на место взрослого, даже отсутствующего в семье» . Француаза Дольто

В том случае же, когда у матери в голове не существует сексуального и желаемого ею образа мужчины, отца, то все свои влечения она направляет на своего ребенка, делая его своим продолжением во всех смыслах этого слова.

В таком случае вместо мужа в постели матери ночует ребенок, становясь для нее бессознательной заменой мужчины - отца, как объекта сексуального влечения. Ребенок невольно принужден, к тому, чтобы «заткнуть» собой и своей любовью «пробоины» в материнском нарциссизме и тем самым облегчить тягость материнского одиночества (депрессию).

Инцест ведет к вырождению, психозу и смерти. Инцестуозность - тоже. Психоаналитики, исследующие больных раковыми заболеваниями, выяснили что в анамнезе этих пациентов зачастую присутствует факт проживания матери с сыном или дочерью в одной комнате и, нередко, в одной кровати.

Схема, которую я называю «мама и ребенок - дружба, а мужчина, папа, нам не нужен» имеет место и в полных семьях, где отцовская фигура принижается и «кастрируется». Но чаще всего вышеупомянутая схема актуальна именно для ситуации, когда мать воспитывает ребенка без участия мужчины, отца.

Этапы взросления ребенка и формирования важных жизненных навыков

Начиная с «эдиповой фазы» [и до завершения латентной фазы] у ребенка активно формируются важные навыки - основы коммуникативного и полоролевого поведения.

Когда ребенок вырастет и станет взрослым, заложенный в этот период фундамент будет влиять на его поведение и на качество жизни.

Конечно же, для полноценного формирования данных навыков ребенку необходимо участие обоих родителей.

Когда в воспитании ребенка мужчина не принимает участия, ребенок сталкивается с еще одной значительной психологической проблемой - нарушением половой идентичности, и, как следствие, трудностями в формировании полоролевого поведения.

Эти проблемы негативно влияют на формирование личности человека и приводят к так называемой «потери собственного Я» и нарушению коммуникабельности.

Видный американский психиатр, Томас Сас, писал: «Люди, не имевшие в детстве условий для осознания собственного Я и самовыражения, стремятся к этому всю жизнь. И первому проявлению их подлинной натуры всегда сопутствует сильный страх» .

Это касается всех сфер жизнедеятельности человека. В том числе и взаимоотношения полов.

Написанное выше касается как мальчиков, так и девочек. Но я хочу немного написать о том, как отсутствие мужчины в семье может сказаться отдельно на мальчике и на девочке.

Воспитание мальчика без отца

С какими проблемами может столкнуться мальчик, воспитанный без участия отца? Очевидно, что такой мальчик не имеет перед собой живого примера мужского поведения и социальной роли мужчины.

В такой ситуации мальчик избыточно идентифицируется с матерью и бессознательно перенимает женские черты, что ведет к искажению личностных черт. Такое искажение самовосприятия, по мнению многочисленных психологов и психоаналитиков, нередко ведет к формированию выраженных гомосексуальных наклонностей.

Последнее касается не только мальчиков, но и девочек. Также мальчик, невидящий перед собой отца и не имеющий опыт общения с ним, лишен возможности усваивать особенности мужского мышления, восприятия, в частности, и полноценной возможности для формирования идентификации с мужчиной, отцом, в целом.

Кроме того, мальчики нередко становятся объектом вымещения материнской агрессии, которая вызвана поведением «плохого отца». Ведь они, сын и отец, одного пола.

Воспитание девочек без отца

Что касается девочек, то для них отсутствие в семье отца также может вызвать определенные проблемы.

Имея перед глазами пример нормальных отношений между материю и отцом, женственную мать и мужественного отца, девочка формирует собственный образ женщины, идентифицируясь со счастливой и женственной матерью, а не с депрессивной фаллической женщиной.

Отсутствие в семье отца вызывает у девочки трудности в идентификации своей половой роли. Отсутствие с детства опыта общения с мужчиной, отцом, впоследствии может вызывать трудности, например, в виде сильной тревоги, при общении с противоположным полом и, как следствие, трудности с формированием семейной пары.

Также отсутствие отца может вызывать у девочек потребность в гиперкомпенсации мужского внимания. То есть чрезмерную потребность в мужском внимании.

Нередко встречается ситуация, которая послужила поводом для формирования отдельной ниши в народном фольклоре. Речь о взаимоотношениях жена - муж - теща. То есть ситуация, когда жена со своей матерью объединяются против мужчины, а он, в свою очередь, вынужден проявлять смекалку, чтобы не пасть жертвой данной коалиции.

Нередко данный союз, движимый бессознательными желаниями, ведет активную агитацию против отца. Чаще агитируют дочерей, дабы расширить женское объединение против мужчин. Довольно часто это происходит и работает и в полных семьях. Что уж говорить когда мужчина в семье отсутствует.

Можно предположить как будет относиться к мужчинам девочка, выросшая в такой семье, когда станет взрослой.

Женские манипуляции, направленные против «плохого отца»

После развода дети регулярно становятся материнским средством мести «плохому отцу» и всяческих манипуляций им.

Мать под различными предлогами не предоставляет отцу возможности видеться с ребенком, а ребенку при этом сообщается, что отец сам не хочет его видеть, что воспитывает в ребенке ненависть к отцу. Это хороший пример материнского произвола в отсутствие отца, символизирующего закон.

То есть материнский произвол становится законом. Ребенку ничего не остается как усвоить «материнский закон»: «беззаконие - это закон», что является хорошей почвой для формирования нарциссической перверсии и других расстройств личности.

Будучи психоаналитиком и зная роль бессознательных психических процессов в жизни любого человека начиная с самого рождения и даже до него, хочу отметить важность истории семьи для ребенка.

Все что происходило с родителями по отдельности до того, как они познакомились и после знакомства - влияет на психическую жизнь родителей и передается ребенку. Это означает, что ребенок изначально обречен сознательно и бессознательно впитывать и перерабатывать продукты психических аппаратов своих родителей, и даже, родителей своих родителей, бабушек и дедушек.

И если уж так произошло, что семья распалась, а ребенок остался на воспитании матери, то на нее ложится огромная ответственность. Ответственность за психическое состояние ребенка.

Матери придется совершить немало усилий, чтобы не воспитать или минимизировать в ребенке комплекс «безотцовщины», даруя шанс на построение в будущем собственной полноценной семьи и возможность воспитать своих психически здоровых детей.

Как же поступить матери, которая не хочет заметно усложнить ребенку жизнь, сделав его жертвой материнского нарциссизма, а желает своему сыну или дочери хорошего будущего?

Чаще всего расставание родителей - процесс затяжной. Страдают и родители и дети. Мать может как усугубить эти страдания, так и минимизировать. Нужно четко понимать, что ребенок не виноват в том, что родители расходятся. Поэтому не стоит лишать ребенка возможности видеться с отцом, если такая возможность имеется .

Конечно, женщина сталкивается с дополнительными бытовыми и психологическими трудностями, но стоит найти в себе силы не высказывать ребенку, что во всем виноват отец . Что отец такой-сякой бросил мать и ребенка. Подобные высказывания формируют у ребенка комплексы и негативное отношение не только к отцу, но и к семье как таковой.

Фрейд, а за ним и многочисленные психологи, психоаналитики неоднократно подчеркивали, что «каждый склонен обходиться с другими так, как с ним обходились в детстве ». Это утверждение можно перефразировать и применить к семье, сказав: «Каждый склонен относиться к созданию семьи так, как этому относились его родители».

Регулярные встречи отца с ребенком помогут ребенку сформировать положительное представление о семье и об отце.

Понимаю, что причины для развода могут быть разные и отец может не хотеть видеться с ребенком или не иметь возможности по тем или иным причинам. Рано или поздно ребенок спросит: «Почему папа не приходит к нам и не живет вместе с нами?» Дети куда смышленее, чем многие думают. Как поступать в такой ситуации?

Не стоит придумывать истории про космос или отвечать, что-то вроде «потому, что твой отец плохой и не любит нас».

Правильнее будет объяснить ребенку примерно так: «У взрослых людей иногда так случается, что они расходятся. И мы с твоим папой приняли решение жить отдельно. Извини, что не посоветовались с тобой, когда принимали решение. В этом нет, ни моей, ни папиной и уж тем более твоей вины. Такое бывает.»

Можно добавить: «Несмотря на то, что мы с твоим отцом не вместе, он тебя любит». И т.д и т.п. Конечно, такой ответ вряд ли полностью удовлетворит ребенка, но в таких словах нет агрессии и агитации.

Бывает так, что отец погиб и тогда тоже не стоит обманывать маленького ребенка, рассказывая про космос. Можно честно сказать ребенку, что отец умер.

Поясню цитатой из работы Фрейда «Толкование сновидений»:

Ребенку незнакомы ужасы тления, могильного холода, бесконечного «ничто» и всего того, что связывается со словом «смерть» в представлении взрослого и что имеется налицо во всех мифах о потустороннем мире. Страх смерти чужд ему, поэтому-то он и играет с этим страшным словом и грозит другому ребенку: «Если ты еще раз это сделаешь, то умрешь, как умер Франц» . <...> «То, что папа умер, я понимаю, но почему он не приходит домой ужинать, этого я никак понять не могу» , говорил десятилетний мальчик.

Когда речь заходит о смерти, широко используется формулировка «он ушел от нас, покинул нас» - что подтверждает детское и бессознательное толкование смерти как отсутствие.

В таких случаях следует регулярно рассказывать ребенку о том, каким мужественным, сильным, любящим был отец, о том какие хорошие, мужественные, героические поступки он совершал и т.д. и т.п. Все это позволит ребенку формировать позитивный образ отца, а мальчику успешно идентифицироваться с ним.

Не стоит забывать, что примером мужества может послужить не только отец ребенка, но и отец матери или отца, дедушка .

Частично компенсировать отсутствующего в семье отца и стать положительным объектом для идентификации может учитель, сосед, брат, друг матери или тренер в спортивной секции.

Широко изучено и доказано, что появление у матери нового мужа благоприятно влияет на ребенка. Однако наиболее гладко появление нового мужчины в семье проходит, если на момент его появления ребенок не достиг подросткового возраста, а новоиспеченный муж не приводит в семью своих детей. Подчеркиваю: это не правило, а усредненные данные!

Если матери не удается повторно выйти замуж, то стоит воздержаться от того, чтобы манипулировать своими детьми и нарочито демонстрировать свою печаль, связанную с этим, подкрепляя все это заклинаниями вроде «мужчины все плохие и ненадежные, но только мама тебя никогда не бросит и будет любить тебя вечно».

И не нужно обвинять ребенка в «грехах», которые совершил отец.

Воспитание ребенка в стиле «ребенок - замена мужа» является большой ошибкой. Например, ребенок не должен помогать матери потому, что ее «бросил» муж . Следует воспитывать ребенка таким образом, чтобы он помогал не потому, что «отец бросил» - это не вина ребенка, а потому, что матери объективно нужна помощь в быту.

При этом ребенок должен понимать, что он волен жить своей личной жизнью и развиваться как личность, и что он не является собственностью матери по гроб жизни.

Почему не нужно «залюбливать» своих детей, окружая их постоянной двойной сверхзаботой?

Во-первых, мать никогда не сможет заменить ребенку отца. Матери стоит признать это и направить свои силы на то, чтобы не стать для ребенка «фаллической матерью», постараться сохранить свою женственность, оставаясь достаточно любящей матерью.

Во-вторых, ребенку нужна свобода, чтоб развиваться. Для этого у него должно быть свободное от материнской любви время. Ребенок, понимающий что его любят, спокойно может играть один без участия матери или кого бы то ни было другого и это важный момент.

«Залюбленный ребенок» - тревожный, испытывает проблемы с саморазвитием, так как мать словно развивается за него.

Резюмируя, хочу сказать: когда семья распадается, а мать остается воспитывать ребенка без его отца, то важно знать, что ребенок, следуя за реакцией матери, пытается понять - произошла ли непоправимая трагедия или то, с чем можно справиться.

Матери стоит четко понимать, что в отсутствие отца она должна сохранить или создать в психике ребенка символический образ отца. Отца фаллического. При этом мать должна осознавать, что не сможет стать мужчиной и/или заменить его, а, следовательно, должна попытаться быть для ребенка «достаточно хорошей матерью», женственной, но не «фаллической матерью».

Найти в себе силы не «залюбливать» ребенка и предоставить ему возможность развиваться, в том числе и самостоятельно. Не «затыкать» своим ребенком дыру, образовавшуюся с уходом мужчины и не делать из ребенка «мужа» со всеми его мужскими функциями.

Если мать чувствует, что не справляется и испытывает соблазн поступить так, как не следовало бы, то рекомендую обратиться за помощью к опытному специалисту, чтобы проработать то, что происходит.

Семьи распадаются - от этого никто не застрахован. Полная ли семья или нет - всегда есть травмирующие моменты, с которыми при желании можно разобраться. Присутствие отца не гарантирует идеального психического развития ребенка, также как отсутствие отца не гарантирует появление психических отклонений. В любом случае ребенок всегда продукт двух людей и никогда одного.

Безумство одного или двух родителей ребенок может переработать и трансформировать в творческие корни, а в будущем использовать это на благо себе и окружающим. Поэтому, если уж развод и произошел, не стоит паниковать и ставить крест на себе и на ребенке. Стоит собраться с силами, подумать, вооружившись определенными знаниями, и жить дальше.

Довольно часто женщины воспитывают ребенка без мужчины. Причины у каждой свои. Ну, а ошибки в воспитании мальчиков у всех одинаковые.

С точки зрения психологов, особенно распространены такие ошибки матери-одиночки:

«Маменькин сыночек» - откуда он берется? Оказывается из детства. Гиперзабота и чрезмерная опека делает сыночка совсем не готовым к взрослению и неприспособленным к жизни. Нельзя полностью посвящать себя ребенку, рано или поздно он вырастет, начнет строить собственную семью, его нужно будет отпустить. А когда вся жизнь была посвящена только ребенку, сделать это совсем непросто.

Часто мама выходит замуж повторно не потому, что хочет собственного счастья, а только для того, чтобы у сына был папа . Это может плохо сказаться на формировании представления о семейных отношениях у подрастающего ребенка.

Иногда женщины переносят на сына негативные чувства к мужчинам . Нередко бывает, что отец малыша не совсем справедлив по отношению к ребенку и к матери. Только это не является поводом для того, чтоб убеждать сына, что отец его – предатель и ничтожество, как и все мужчины.

Также, не редко мать испытывает чувство, что она виновата перед своим сыном потому, что сама инициировала развод или родила малыша «для себя» . К сожалению, это ломает психику ребенку и не дает установить полноценные отношения в семье.

Огромную ошибку допускают мамы, когда придумывают образ героя-отца . Рассказывают своему сыну, что папа был космонавтом и погиб, выполняя важное задание и др. Но рано или поздно, ребенок узнает правду, которая очень сильно травмирует психику.

Некоторые мамочки умудряются обвинить ребенка во всех неудачах , которые приключились с ними в жизни. А для детей это чувство, привитое родным, близким и любимым человеком, станет тяжелейшим грузом на всю жизнь.

Еще одна ошибка, которую допускают мамы, очень занятые работой, они не обращают внимания на интересы своего сына и его нужды. Равнодушие, с которым встретился малыш, губительно влияет на самооценку. В тех семьях, где мама равнодушна и всегда занята, мальчики бывают неуверенными и подвержены депрессиям.

Еще одна ошибка - боготворить своего ребенка . Неадекватная оценка передается и малышу, ему будет тяжело выжить во взрослом мире. Учите ребенка с детства видить свои сильные стороны и свои слабости и работать над ними. Если же ребенок с детства уверует, что он лучше всех, ни к чему хорошему это не приведет.

Компенсировать подарками недостающую любовь и внимание - одна из главных ошибок мам-одиночек. Понятно, что хочется, чтобы ребенок ни в чем не нуждался, но так легко сделать его эгоистом и потребителям. Ничто ребенку не сможет заменить вас, поэтому находите время для ребенка и как можно чаще проявляйте свою любовь.

И последнее, запомните, что только у счастливой мамы вырастет счастливый ребенок. Поэтому учитесь быть счастливой хотя бы ради ребенка.

Матери одной воспитывать сына сложно во все времена. Отец всегда считался главным примером в семье, особенно для мальчика. Мама склонна наделать много ошибок, не замечая их.

Последствия воспитания мальчика без отца

Когда дома и в школе воспитанием занимаются только женщины, парень вырастает усидчивым, аккуратным, прилежным. Мужество и смелость абсолютно могут отсутствовать. Они уходят в тень под влиянием женского воспитания. Происходит поиск мужской природы, который впоследствии даст о себе знать.

Последствия воспитания без отца:

  • мальчики, воспитанные без отца, отгораживаются от трудностей, не решают возникающие проблемы;
  • возникает «математическая» проблема. Умственные способности не развиваются должным образом, уступая место развитию эмоциональной стороны ребенка;
  • стремление к образованию у таких детей занижено или совсем отсутствует. Нет папы – не с кого брать пример;
  • как следствие маминого воспитания выступает развитие преимущественно женских черт характера;
  • ребенок, выросший в неполной семье, не до конца осознает, став взрослым, свои мужские обязанности.

Личная жизнь. Еще одним последствием женского воспитания может быть нарушение половой идентичности. Перед глазами мальчика нет модели « женщина + мужчина». Он теряет вследствие этого свое «я». Система ценностей меняется. Воспитание мальчика без отца приводит к неправильному общению с противоположным полом.

Некоторые мамы лепят из сыновей мужчин, не считаясь с их мнением, желанием. В результате у ребенка нервный срыв, у мамы неоправданные надежды, старания.

Воспитать сына настоящим мужчиной без отца можно и в одиночку. Рекомендуется заниматься не только воспитанием сына, но и своим. Родитель - лучший пример для ребенка.

Не следует забывать, что даже при самой старательной маме, отсутствие отца все равно скажется на ребенке. Он не будет знать, что такое отцовская любовь. И как после этого он сможет воспитывать своих сыновей?

Чтобы воспитать настоящего мужчину, женщине, проживающей без мужа, надо приложить огромные усилия. Она способна справиться с поставленной перед собой задачей только при поддержке представителя мужского пола. Искать его следует среди близкого окружения родственников, друзей.

Как воспитывать мальчика без отца?

Неполноценная семья может стать уютной, гармоничной и всесторонне развитой. Главное, правильно и грамотно организовать воспитание ребенка. Важно помнить, что отца сыну никто не заменит. Основным правилом будет то, чтобы мать оставалась сама собой.

Каждая мама, мечтает и хочет дать своему сыну правильное и хорошее воспитание. В данном случае нужно забыть такое мнение людей, как неполная семья – это результат плохого воспитания, а в дальнейшем и неполноценного мужчины.

Как правильно воспитать сына без отца:

  • свою семью не надо считать неполноценной. Главное знать, что она такая, как и у всех, ничем не отличается. Неполноценность в семье – это не отсутствие отца, а плохое воспитание, в котором нет любви, внимания и ласки к ребенку;
  • не стоит пытаться стать отцом, одновременно быть мамой и папой для ребенка. Нежелательно воспитывать сына, как солдата. Если не хотите чтобы он вырос злым, замкнутым, обиженным на весь мир, обделенным, то важно знать, что доброта, ласка и нежность должна присутствовать;
  • необходим образец мужского поведения. Не стоит искать замену папе. Требуется мужчина, который и правда станет примером для сына. Это может быть папа женщины, брат, дядя, крестный, тренер или учитель.

Воспитание мальчика 4 лет без отца большая ответственность, ведь в этом возрасте он начинает понимать, что хотят взрослые. Следует сделать так, чтобы ребенок проводил как можно больше времени с мужчинами, которые для него являются идеалом и примером во всем. Именно в этот период жизни надо помогать сыну в таком общении, так как для него они станут примером.

Развитие. Так же необходимо ребенку, познавать мир с помощью книг, мультиков, фильмов, рассказами собственных историй. Это истории про отважных, мужественных героев, которые спасают мир, уважают своих жен и ценят семьи.

Контроль. Нужен постоянный контроль над ребенком. Рекомендуется знать, чем увлекается сын, что делает в свободное время, что читает и смотрит. В общении важно разговаривать обычным языком, не искажая его. Разговоры ведутся, как со взрослым, самостоятельным человеком. Воспитывать ребенка независимым и уверенным в себе.

Самостоятельность. Если держать ребенка все время возле себя, есть риск воспитать эгоиста и труса. Самостоятельность так же немаловажный фактор в воспитании мальчика без отца. Делая, что-то сам, ребенок понимает, что за то или иное дело ответственный именно он.

Если у малыша есть желание обнять, поцеловать, пожалеть не отвергайте его. Таким образом, он показывает свою заботу и внимание. Воспитывая мальчика, необходимо привить мужественность, смелость, самостоятельность, при этом, не нарушая его собственную свободу.

Воспитать сына настоящим мужчиной без отца – тяжелый труд. Но в семье, в которой царит любовь и уважение друг к другу, все будет хорошо. Любящим матерям, а главное понимающих своих сыновей воспитать в них мужественность. Задача это сложная, но желая добра и счастья своему сыну, каждая мама готова всем и всегда ему помогать.

Как воспитывать мальчика маме одиночке?

Семья, в которой ребенок проживает с мамой, является неполной. Существует мнение, что в такой семье мальчик получает неправильное воспитание. Но это вовсе не так. Главное правильно организовывать воспитательный процесс.

Воспитание сына матерью одиночкой - это нелегкий момент. В первую очередь, маме не нужно обращать внимание на мнение людей, которые считают, что такая семья неполноценная. Неполноценность заключается не в том, что нет отца, а в любви и правильности воспитания.

Не следует стремиться воспитывать жестокость и бескомпромиссность. Лучше дать ему больше ласки и тепла. Воспитание матерями сыновей в нудистских семьях немного отличается от воспитания в обычных семьях.

Мужское общение. Становясь старше, мальчику необходимо общение с мужчинами. В этом случае такое общение могут предоставить родственники, тренеры кружков, наконец – учителя. Мама должна позаботиться о развитии ребенка как мужчины. Поэтому мальчика хорошо отдать в спортивные секции. Там он будет получать воспитание мужественной личности.

Подростковый возраст сам по себе тяжелый период. Воспитание одинокой матерью сына подростка имеет свои особенности. Именно сейчас ребята узнают про отношения полов. Сын может не поддаваться на открытые беседы с мамой. В этом периоде необходимо, чтобы был помощник в личности мужчины, который смог подсказать, научить самоконтролю.

Воспитание матерью сына не должно запрещать вести общение с отцом, если тот этого желает. Кроме того, общение мальчика со сверстниками играет немалую роль в воспитательном процессе. Он учится себя вести в обществе. При возникновении конфликтных ситуаций дайте ему сориентироваться самому в решении проблемы.

Обязанности мамы. Женщины воспитывают мальчиков иногда перекидывая свои обязанности на ребенка. Этого делать не нужно. Помогая маме, ребенок надеется увидеть поддержку. Показывая свое мужество, он старается что-то помочь своему близкому человеку: поднести сумку, обнять, проявить жалость. Его не надо отталкивать, но и стараться не переусердствовать.

Мальчик, воспитанный женщинами, сочетает все достоинства, что и ребята, воспитанные в полных семьях. Чтобы не ошибиться в воспитании, не надо ребенка винить в возникнувших проблемах. Забота мамы для ребенка это главное.

Одинокие матери, родив ребенка, имеют перед собой долг – вырастить его достойным членом общества.

Многие одинокие матери задумываются, можно ли воспитать сына настоящим мужчиной без отца. Вне всяких сомнений, подобная возможность существует, но для того, чтобы воспитание сына без отца было успешным, крайне важно подобрать правильную тактику для воспитания. Основная задача – это научить правильному общению с представительницами прекрасного пола и дать мужские черты характера будущему парню.

  • ребенка нельзя винить за сложную жизнь без участия отца. В противном случае мальчик вырастит с чувством вины, что негативно отразится на его самооценке;
  • сын должен гордиться своей мамой. В связи с этим, следить за внешностью нужно, вне зависимости от сложности и специфики домашнего хозяйства;
  • мать должна контролировать себя в нежностях со своим сыном. В противном случае ребенка можно залюбить, в результате чего сын вырастит ранимым и изнеженным. Любые поцелуи и объятия допустимы только наедине и с соблюдением меры;
  • на улице нельзя пристально следить за одеждой мальчика. Потому не рекомендуется заставлять надевать шапку или туго завязывать шарф. Эти вопросы желательно решать только дома;
  • советы психологов направлены и на всестороннее развитие парней-подростков. Лучше всего разрешить посещать спортивные секции, свидания с представительницами прекрасного пола.
  • Мужское воспитание. Даже мальчик должен общаться с взрослыми мужчинами. Лучше всего разрешать сыну общение с дядями и другими родственниками, с которыми можно ходить на рыбалку и в многодневные походы, смотреть футбол, заниматься спортом. Принимая во внимание отсутствие отца, мать должна стараться поддерживать мужские интересы своего ребенка.

    В любом случае мужская психология должна быть построена на следующем принципе: мужчина – это помощник и опора. По данной причине сыну требуется доверять тяжелые сумки и другие мужские обязанности. Не следует самостоятельно справляться с ремонтными работами, использованием дрели и гвоздей.

    Современная психология рекомендует, как воспитывать мальчика без отца, потому даже из этой непростой жизненной ситуации можно найти достойный выход. После того, как в семье все-таки появится другой мужчина, придется пережить кратковременный период ревности сына.

    Однако, впоследствии избранник матери поладит с ребенком, благодаря чему удастся создать полноценную семью. Вне зависимости от того, в каких условиях проводится воспитание сына, следует давать ему возможность быть успешным и стремиться к лидерству, достижению любых поставленных целей.