То что не знаем о природе. Занятие "Что мы знаем о природе?". Ультра-энергетические космические лучи

«Что мы знаем о природе»

Над сопками солнце встаёт величаво,

Умывшись крутой океанской волной.

Здесь нового дня и исток, и начало.

К нам первым рассветы стучатся в окно

(Кухтина А)

Что же такое экология? Для некоторых это – огромное скопление животных и птиц, а для других – деревья и травы. Но мы можем назвать экологию одним словом – это вся наша природа. А природа многогранна и огромна.

2017 год в России объявлен Годом экологии и особо охраняемых территорий. В связи с этим в рамках воспитательной работы с воспитанниками в каникулярное время запланированы различные мероприятия: тематические викторины, конкурсы. Целью этой работы является ознакомление детей с экологическими проблемами родного края и планеты в целом, а также их практическое участие в акциях по охране и защите окружающей среды окрестностей села. В ходе занятий используются фотографии, презентации, видео, фрагменты мультфильмов, практические задания. В форме презентации «Экологический эрудит» дети пополняют знания не только о жизни животных, но и мире растений, в живой природе. Дети познакомились разными видами деревьев, грибами, животными, растительным миром. На территории детского дома расположен «сад», который выполняет познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. На территории «сада», растут деревья, кустарники, точки, которые служат объектами интереснейших наблюдений во время прогулки. Здесь дети знакомятся с представителями местной флоры. Воспитывать у детей осознанно-правильное отношение ко всему живому, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Экологические знания дети получают также во время ухода за комнатными растениями и животными. Есть огород, где каждая группа имеет свои грядки. Дети не только получают практические навыки, с удовольствием заботятся об живой природе, но и получают положительные эмоции. Так постепенно в процессе работы, воспитывать у детей доброту, отзывчивость, развивать детскую пытливость, любознательность, интерес, любовь к родной природе, желание заботиться о ней, например, уборка мусора, охране деревьев на участке, помощи зимующим птицам. Результатом экологического воспитания для воспитанников является экологическая культура личности. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе, к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» .

Лихорадки Эбола и Зика, свиной и птичий грипп - все новые имена страшных вирусов всплывают и множатся с пугающей быстротой, а сотни людей умирают от действий этих вирусов. Почему инфекционистам и вирусологам не удается опережать и своевременно погашать вспышки смертельно опасных болезней? С этим и другими вопросами обозреватель МИА "Россия сегодня" обратился к заместителю директора Центрального НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора академику Виктору Малееву.

— Вирусы - не надуманная угроза. В патологии людей значительное место занимают инфекции, а среди них большинство — вирусные. Просто не все они еще открыты, и периодически открываются новые. Тут важно понять: вирусы - порождение природы, и все изменения в природе и в человеке вызывают изменения в них, а они, в свою очередь, меняют окружающую их среду. Мой коллега профессор Эдуард Карамов пришел к выводу, что изменения природы вирусов связаны с изменением структуры океанов, коралловых островов и многими другими глобальными природными метаморфозами.

Постоянно появляются новые вирусы, многие из них - болезнетворные, патогенные, кроме того, мутируют уже известные. И то, что наука не всегда оказывается в состоянии не только предугадать эти изменения, но и отследить их, говорит лишь о том, как мало изучена нами природа, в которой неизученного неизмеримо больше, чем изученного. А вирусы, повторяю, составная часть природных факторов.

— Периодически появляются сообщения о том, что очередной вирус был разработан в секретных лабораториях как биологическое оружие, и вот по чьей-то злой воле он вырвался наружу…

— Я недавно тоже услышал по телевидению, что , якобы, Рокфеллер торгует. Вот только не могу взять в толк, зачем ему это надо - что, ему торговать больше нечем?

Минздрав: РФ готова обеспечить собственную биологическую безопасность Система вирусологии в России очень хорошо развита, и мы сможем обеспечить биологическую безопасность нашей страны, сообщила глава Минздрава Вероника Скворцова.

Если серьезно, то в мире множество лабораторий, изучающих и культивирующих вирусные культуры - в исследовательских, медицинских целях. Медики между собой постоянно обмениваются штаммами вирусов, вот и сейчас мы, наверное, будем просить у ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) штаммы вируса лихорадки Зика, чтобы посмотреть, что это такое, испытать на подопытных организмах. Не изучая те или иные опасные инфекции, мы не сможем разрабатывать вакцины против них.

— Вирусная опасность в последние годы действительно усилилась, или это какое-то субъективное ощущение, вызванное массой сообщений в СМИ?

— Кто-то говорит, что нас погубит астероид… Есть много версий наступающего конца света, и вирусы - одна из них. Информация, конечно, играет свою роль. Тем не менее, она, информация, ведь не на пустом месте. Масштабы распространения заболеваний, смертельные случаи от тех или иных инфекций — все это, к сожалению, как правило, происходит на самом деле.

— Вы говорите, что мы до сих пор мало знаем про вирусы - но почему? Ведь иные вирусные культуры существуют уже миллионы лет…

— Повторяю: мы природу плохо знаем. И пытаемся воздействовать на нее, в большинстве случаев не представляя себе последствий. Когда я учился в школе, то у нас в классе на стене висел плакат с портретом Ивана Владимировича Мичурина и его цитатой: "Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее - наша задача". На протяжении всей своей истории человечество вторгается в природу, меняя ее. Меняется окружающая нас среда, меняется сам человек. Мы научились быстро перемещаться по планете - вместе с нами быстрее стали перемещаться инфекции. Распространение наркомании привело к распространению СПИДа. Сексуальная раскрепощенность - к распространению болезней, передающихся половым путем. Мода на тату и пирсинг — к увеличению числа перекрестных заражений, включая вирусный гепатит.

Наука не стоит на месте, но изучение природы - объективно не такой быстрый процесс, как ее "покорение". Из всех возбудителей болезней человека до сих пор известны только около 5%, не говоря уже о возбудителях заболеваний других представителей фауны - животных, птиц.

— Тем не менее, человечеству удалось победить многие страшные болезни прошлых лет - эпидемии оспы, чумы, холеры больше не случаются, а если и случаются где-то, то не получают фатальное распространение.


ВИЧ-2016: какие проблемы предстоит решить НКО и власти? Правительственная комиссия по вопросам охраны здоровья граждан месяц назад поставила вопрос о противодействии эпидемии ВИЧ-инфекции и развитии межведомственного сотрудничества, включая сотрудничество с НКО. Проблемы доступа к лекарствам, профилактики инфицирования обсудили представители власти и НКО на прошлой неделе в Москве.

— С какими-то инфекционными болезнями действительно удается справляться. Некоторые инфекции удается победить с помощью вакцинации. Противовирусные же вакцины удается разработать далеко не всегда. До сих пор нет вакцины от СПИДа, хотя в ее разработку вкладываются огромные деньги. В США я посещал огромный комплекс, напичканный самим дорогим оборудованием, где разрабатывают вакцину от СПИДа, а ее до сих пор нет, хотя известен этот вирус уже не одно десятилетие. До сих пор нет вакцин от гепатита C, от малярии.

Причин тому множество. Вирусы быстро мутируют, изучать их структуры трудно, были случаи, когда вакцины только ухудшали ситуацию - как случилось, например, с вакциной от полиомелита, некоторые вакцины вызывают зависимость.

Дело в том, что критерии, разработанные Луи Пастером для бактериальных инфекций, для вирусов не подходят. Но и в отношении бактериальных инфекций нельзя говорить о полной победе над ними. До сих пор удалось полностью ликвидировать только натуральную оспу, а больше ничего не удается, однако и с оспой еще могут возникнуть сложности. Ее место в природе заняла оспа обезьян, которую обнаружили в Африке. Слава Богу, она пока никуда не вырывается, в отличие от вируса лихорадки Зика, который прежде тоже никак не давал о себе знать.

Но кто знает, что может случиться завтра? Почему очаговые инфекции вдруг вырываются из своей эндемичной зоны и начинают распространяться по планете? Кто-то связывает это с экологией, кто-то с урбанизацией, кто-то с изменением климата… Связывают с феноменом Эль-Ниньо (колебания температуры поверхностного слоя воды в экваториальной части Тихого океана). Но достоверно, разумеется, не знает никто. Хотя для инфекций, думаю, климат все же имеет большое значение. Простой пример: метеорологам далеко не всегда удается правильно предсказывать погоду. А ведь вспышки гриппа как раз от погоды зависят, носят сезонный характер. Летом эпидемий гриппа, как правило, не бывает.

— Для того чтобы разработать новую вакцину на основе полученного штамма вируса, надо не менее полугода. А вирус может измениться буквально за считанные дни - даже просто пройдя через организм человека, например, с нарушенным иммунитетом, с ВИЧ-инфекцией.

В природе меняется все. Меняется человек - наши предки, к примеру, были куда более поджарыми. Меняются наши привычки, образ жизни. Люди практически неконтролируемо принимают множество лекарств, пищевых добавок - фармацевтическая промышленность работает на полную мощность. И все это заставляет вирусы и бактерии меняться вместе с нами.

Океаны нашей планеты поражают нас, и не только потому, что соленая вода занимает около 70 % всей поверхности Земли, но также и потому, что в глубинах вод скрываются миллионы, если не миллиарды еще не открытых морских существ. Наверняка каждый из нас знает больше о нашей галактике и бесконечной Вселенной, чем о подводном мире в недрах морей и океанов.

А знаете ли вы, что акулы существовали около 450 миллионов лет назад, и если бы вам показали вашего далекого родственника, жившего 370 миллионов лет назад, вы бы бесспорно сказали, что это акула? В океанах Земли насчитывается более 470 видов акул, и большинство из них очень похожи на своих доисторических предков. Конечно, не все рыбы этого семейства представляют опасность для людей, но действительно в природе имеются очень странные экземпляры. Вот некоторые из самых причудливых акул, которые известны ихтиологам.

Если вы не можете вспомнить ее название, то хотя бы вспомните, что у этой акулы очень большой рот. Отбросьте ее толстые губы, и вы получите самый красивый шарф в море. Но не бойтесь этого большого монстра, так как он в основном питается планктоном.

Эти гиганты вырастают примерно на 13-16 футов (4-5 м), а их вес составляет около 2600 фунтов (1200 кг). И это почти все, что мы знаем об этих рыбах, поскольку они были открыты только 40 лет назад, а ученые встречали менее 60 экземпляров.

Опять же, если это акулы, то автоматически не означает, что они являются хищниками, которые будут атаковать при удобном случае все, что движется в воде. Некоторые виды, к примеру, такие как гренландская акула, предпочитают плавать со скоростью 1 миля в час (1,6 км/ч) или намного медленнее. Этот вид - самый медленный в мире. У этой акулы все еще имеется загадка- тайна ее существования. Морские биологи обнаружили тюленей, угрей и других животных, которые передвигаются в воде намного быстрее гренландской акулы.

3. Акула-пила

Акула-пила - одна из самых страшных океанских монстров. У нее имеется удлиненная морда с острыми зубами по бокам, которые рыба использует как пилу, чтобы убить добычу. Подогните свои голени и лодыжки, если вы увидите эту маленькую машину смерти. Она может не убить вас, но определенно нанести серьезные увечья.

4. Акула куки-каттера

Многие называют это чудовище куки-каттером. Это звучит довольно мило. Несмотря на то что длина этой рыбы составляет всего 50 см, это один из самых злобных хищников. В это трудно поверить, но она охотится на китов, акул, дельфинов, тюленей, лучей, дюгоней и т. д. И если вы знаете, как функционируют обычные резаки (они режут тесто в разных формах), то можете представить себе это сердитое существо. Нападая на жертву, акула в основном вырезает круглые куски мяса. Не правда ли, очень страшно?

5. Акула-молот

Акула молот - опасный хищник. Этот вид обладает внушительными размерами и слывет отличным пловцом. Эта рыба способна развивать высокую скорость.

Акула-молот обладает массивным хвостом, который может достигать до 50 % ее общей длины (примерно до 20 футов). Акула будет увеличивать количество добычи и использовать при этом свой хвост как хлыст, потрясающий окружающих ее рыб. После этого наступает время обеда!

Случалось, что рыба поедала и крупных океанских обитателей, и даже отдаленных сородичей хвостоколов, абсолютно не испытывая страха перед их ядовитыми шипами. В желудке у одной особи даже обнаружили останки ее четырех сородичей.

6. Оборочная акула

Одна из самых узнаваемых акул в Интернете - оборочная акула. Из-за своего примитивного облика она долгое время считалась существующей разновидностью, вымерших видов. К счастью для нас, людей, эти акулы предпочитают черную тьму и сокрушительные глубины.

7. Акула-гоблин

И последнее, но не менее важное — природа создала этот уродливый вид рыбы. Акула-гоблин потрясает всех своим необычным внешним видом. Этот глубоководный обитатель на самом деле не заботится о своем ужасном носе.

Кроме того, у него имеется ксеноморфная челюсть с острыми зубами, которая используется для поимки добычи. Излишне говорить, что если вы увидите этот экземпляр в дикой природе, не протягивайте к нему руку, и все будет в порядке.

Игра-викторина: «Что мы знаем о природе».

Цели:

1.Закрепить знания детей о природе.

2.Способствовать формированию у детей разумного поведения в лесу.

3.Развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы, развивать доказательную речь.

4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход игры

Здравствуйте ребята! Вы готовы принять участие в игре «Что мы знаем о природе».

Знаете ли вы ребята, что наша Родина – это страна лесов. Они составляют 1/3 часть всех лесных богатств на планете.

Конкурс нашей викторины под названием «Лес – наше богатство».

Каждой команде задаются вопросы. Если участники команды затрудняются с ответом или их ответ неполный, право ответа переходит к соперникам или они могут вносить свои добавления.

Какова польза леса?

Деревья выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес ещё называют «лёгкими земли».

Используют как строительный материал (брёвна, доски), для строительства железных дорог (шпалы).

Для изготовления бумаги (целлюлозы).

Крепёжный лес (для крепления шахт, забоев).

Из отходов древесины получают древесный уголь, дёготь, из бересты плетут корзины.

С деревьев и кустарников можно собирать плоды (яблоки, груши, кедровые орехи, ягоды).

Назовите правила поведения в лесу.

Не ломать ветви деревьев и кустарников.

Не повреждать кору деревьев.

Не рвать без надобности цветов, не мять траву.

Срезать грибы ножом, чтобы не повредить грибницу, не сбивать ядовитые грибы, они нужны животным как лекарство.

Не обрывать паутину и не убивать пауков, не ловить других насекомых.

Не разорять гнёзда птиц и муравейники.

Не ловить животных и их детёнышей, не уносить их домой.

Не шуметь в лесу, чтобы не испугать птиц и животных.

Разводить костёр только на специальных площадках, из сухих веток. Уходя гасить.

Не оставлять после себя мусор (уносить с собой или закапывать).

Растёт ли дерево зимой ? (Нет, оно замирает).

Как дерево помогает ориентироваться в лесу? (Мхи и лишайники покрывают северную сторону деревьев. Смола больше выступает на южной стороне хвойного дерева).

Как определить возраст дерева ? (По годичным кольцам).

У кого ещё можно определить возраст по годичным кольцам ? (У рыб на каждой чешуйке есть кольца).

Молодцы!

Следующий конкурс покажет нам, что вы знаете о диких животных.

Каждая команда называет по одному животному и его детёнышу. Выигрывает та команда, которая назовёт больше животных; но повторяться нельзя.

Молодцы, вы много знаете животных и их детёнышей, а вот сможете ли вы изобразить животное, чтобы соперники смогли узнать его? Для этого вам потребуются актёрские умения. (Каждая команда под музыку изображает по 2 каких- либо животных. Соперники отгадывают. Оценка ставится и за артистизм и за правильный ответ).

Конкурс «Угадай кто это?»

А теперь по два вопроса каждой команде.

1.Почему весной не охотятся на диких зверей? (1. Звери линяют, теряют густой и тёплый подшерсток, без него мех обесценивается. 2. У животных появляются детёныши.)

2. Куда зайцу удобнее бежать в гору или с горы? (У зайца передние ноги короткие, а задние длинные. В гору бежать удобнее, а с горы он катится кувырком через голову.)

3. Какого зверя зовут «шатуном»? (Медведя, которого выгнали из берлоги и он вся зиму шатается по лесу.)

4. Какая птица выводит птенцов в любое время года? (Клёст, так как они кормят своих птенцов семенами из еловых и сосновых шишек, поэтому корма им хватает и зимой и летом.)

Следующий конкурс называется «Четвёртый лишний».

Вам надо не только назвать лишнее слово, но и объяснить, почему вы так считаете.

Снегирь, гусь, скворец, аист.

Подберёзовик, подосиновик, рыжик, мухомор.

Берёза, елка, осина, клён.

Лиса, заяц, медведь, лось.

И последний конкурс нашей викторины называется «Собери картинку».

Детям даётся два одинаковых набора с разрезными картинками под названием «Половодье».

Стихотворение Евгения Евтушенко.

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя.

Все, что мы видим вокруг нас, все, что нас окружает и при этом не создано руками человека - это живая и неживая природа. Она отличается большим разнообразием явлений и процессов. Узнаем, каковы особенности природы, и чем живая природа отличается от неживой.

Живая природа

Все объекты живой природы обладают важными качествами: они рождаются, растут, питаются, дышат, передвигаются, умирают. Для жизни им необходима пища, тепло, вода, воздух. К живой природе относится не только человек, но также животные, растения и даже микроорганизмы. Исследованием объектов живой природы занимается очень обширная и важная наука - биология.

  • Микроорганизмы

Задолго до того, как на нашей планете появились животные, ее уже населяли крошечные, незаметные глазу организмы: бактерии, грибы, вирусы. Они могут существовать практически в любых условиях, где есть хотя бы немного воды. Главная особенность всех микроорганизмов - способность очень быстро размножаться.

Рис. 1. Бактерии

  • Растения

Мир растений очень большой и разнообразный. Без них на Земле не было бы жизни, ведь растения вырабатывают самый важный для дыхания газ - кислород. Также они поглощают вредный углекислый газ, который очень плохо влияет на здоровье человека и климат планеты.

Растения - это важный источник пищи для человека и животных. Но нужно быть очень внимательным, так растения бывают съедобные (фрукты, орехи, злаки, овощи) и несъедобные (цветы, декоративные кустарники травы).

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • Животные

К животным относятся все звери, птицы, земноводные, насекомые нашей планеты. За всю историю Земли какие-то животные исчезали, какие-то очень сильно менялись.

Много лет назад хозяевами нашей планеты были динозавры - огромные ящеры, которые не знали себе равных. Но из-за резкого изменения климата почти все они вымерли, и только немногие представители древних животных смогли приспособиться к новым условиям обитания.

Животные могут быть хищными и травоядными, домашними и дикими. Они приспосабливаются к тем условиям, где живут, и животных можно отыскать в любой точке земного шара, от знойных пустынь до ледяной Арктики.

Рис. 2. Белый медведь

  • Человек

Конечно же, к объектам живой природы относится и человек. Благодаря своему интеллекту, находчивости и разумному планированию своей деятельности ему удалось покорить себе всю планету. Но, точно так же, как животные, растения и микроорганизмы, он не может прожить без пищи, воздуха, воды.

Неживая природа

К объектам неживой природы относят воздух, воду, почву, минералы. Они были первыми при создании нашей планеты, и именно потому объекты неживой природы часто называют первичными.

Они могут находиться в трех состояниях:

  • твердое (камни, горы, песок, лед);
  • жидкое (вода, облако, туман, нефть);
  • газообразное (пар, воздух).

С объектами неживой природы не происходят никакие изменения в течение многих десятков и сотен лет. Они не дышат, не размножаются и не питаются. Их размер может увеличиться или уменьшиться, они могут передвигаться в пространстве, но только под влиянием внешних факторов. Поскольку они не рождаются, то никогда и не умирают.

Некоторые объекты неживой природы могут менять свое состояние. К примеру, вода может быть твердой в виде льда, привычной всем жидкой и газообразной в виде пара. Но она никуда не исчезает и не появляется из ниоткуда.

Таблица “Признаки живой и неживой природы”

Связь живой и неживой природы

Рассмотрев примеры живой и неживой природы, можно сделать вывод, что на нашей планете все взаимосвязано, и все находится в гармонии друг с другом. Живые существа не могли бы существовать без объектов неживой природы. А если бы не было растений и животных, Земля выглядела бы как безжизненная пустыня.

Рис. 3. Схема взаимосвязи живой и неживой природы

Что мы узнали?

При изучении одной из интересных тем по программе окружающего мира 1-2 класса, мы выяснили, что относится к живой и неживой природе. Доступный план конспекта помог определить основные отличия между объектами живой и неживой природы, их тесную взаимосвязь друг с другом.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 375.