Способы разрешения конфликтов. Типы конфликтов Какие типы конфликтов бывают

При изучении современной литературы, посвященной конфликтам, нам удалось выделить 112 определений и значительные расхождения в их формулировках.

Приведем лишь наиболее типичные:

  • Конфликт — это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающихся в противоборстве сторон.
  • Конфликт — это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Как считает Ф. Глазл, многие англо-американские авторы делают упор в своих определениях на противоречиях целей или интересов , которые преследуют стороны, но не дают четкого определения понятия “конфликт”.

Из всех определений дефиниции “конфликт” возникает ряд вопросов. Какие противоречия являются значимыми и что такое противоречие вообще и чем они отличаются от конфликтов?

Практически никто, за исключением Ю.В. Рождественского, не определяет противоречие как речевое действие. Он выделяет три стадии развития борьбы интересов, которые приводят к конфликту. “Действия в этой борьбе можно поделить как бы на три стадии интенсивности: различия во мнениях, противоречия в дискуссиях и прямая борьба в виде конфликтов в действиях”. Таким образом, различием мы будем считать любое высказывание авторитарного типа от 1 лица в утвержденной форме в любом виде словесности.

С нашей точки зрения, противоречием можно считать диалог, т.е. речевое действие, когда высказываются различия сторон.

Понятийная схема, характеризующая сущность конфликта должна охватывать четыре основные характеристики: структуру, динамику, функции и управление конфликтом.

В структуре конфликта выделяют:

  • объект (предмет спора);
  • субъекты (отдельные индивиды, группы, организации);
  • условия протекания конфликта;
  • масштаб конфликта (межличностный, локальный, региональный, глобальный);
  • стратегии и тактики поведения сторон;
  • исходы конфликтной ситуации (последствия, результаты, их осознание).

Всякий реальный конфликт представляет собой сложный динамический процесс, включающий следующие основные стадии:

  • предметная ситуация — возникновение объективных причин конфликта
  • конфликтное взаимодействие — инцидент или развивающийся конфликт
  • разрешение конфликта (полное или частичное).

Конфликт, независимо от его природы, выполняет ряд , среди которых наиболее важными являются:

  • диалектическая — служит для выявления причин конфликтного взаимодействия;
  • конструктивная — вызываемое конфликтом напряжение может быть направлено на достижение цели;
  • деструктивная — появляется личностная, эмоциональная окраска взаимоотношений, которая мешает решению проблем. Управление конфликтом можно рассматривать в двух аспектах: внутреннем и внешнем. Первый из них заключается в управлении собственным поведением в конфликтном взаимодействии. Внешний аспект управления конфликтами предполагает, что субъектом управления может выступать руководитель (менеджер, лидер и т. п.)

Управление конфликтом — это целенаправленное обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.

В научной литературе можно проследить различное отношение к конфликтам . Конфликт, как явление всегда нежелательное, которое следует, по возможности, избегать и немедленно разрешать. Такое отношение четко прослеживается в трудах авторов, принадлежащих к школе научного управления, административной школе. Авторы, принадлежащие к “человеческих отношений”, также были склонны считать, что конфликтов желательно избегать. Но если конфликты в организациях присутствовали, то рассматривали это как признак неэффективной деятельности и плохого управления.

Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть желательны. Во многих случаях конфликт помогает выявить разнообразия точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить проблемы и т.п.

Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективность организации. Или он может быть дисфункциональным и приводить к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта в основном зависит от того, насколько эффективно им управляют.

Виды конфликтов

В современной литературе существует множество классификаций конфликтов по различным основаниям.

Так А.Г. Здравомыслов дает классификацию уровней конфликтующих сторон:
  • Междиндивидуальные конфликты
  • Межгрупповые конфликты и их типы:
    • группы интересов
    • группы этнонационального характера
    • группы, объединенные общностью положения;
  • конфликты между ассоциациями
  • внутри и межинституциональные конфликты
  • конфликты между государственными образованиями
  • конфликты между культурами или типами культур

Р. Дарендорф дает одну из наиболее широких классификаций конфликтов.

Мы приведем данную классификацию, указав в скобках типы конфликтов:
  • По источникам возникновения (конфликты интересов, ценностей, идентификации).
  • По социальным последствиям (успешные, безуспешные, созидательные или конструктивные, разрушительные или деструктивные).
  • По масштабности (локальные, региональные, межгосударственные, глобальные, микро-, макро-, и мегаконфликты).
  • По формам борьбы (мирные и немирные).
  • По особенностям условий происхождения (эндогенные и эксогенные).
  • По отношению субъектов к конфликту (подлинный, случайный, ложный, латентный).
  • По использованной сторонами тактики (сражение, игра, дебаты).

А. В. Дмитров дает несколько классификацией социальных конфликтов по разным основаниям. К конфликтам по сферам автор относит: экономические, политические, трудовые, социального обеспечения, образования, образования и пр.

Виды конфликтов по отношению к отдельному субъекту:

  • внутренние (личностные конфликты);
  • внешние (межличностные, между личностью и группой, межгрупповые).

В психологии принять также выделять: мотивационные, когнитивные, ролевые и пр. конфликты.

К. Левин относит мотивационные конфликты (мало кто удовлетворен работой, многие не верят в себя, испытывают стрессы, перегрузки на работе) в большей мере, к внутриличностным конфликтам. Л. Берковиц, М. Дойч, Д. Майерс описывают мотивационные конфликты как групповые. Когнитивные конфликты также в литературе описаны как с позиций внутриличностных, так и межгрупповых конфликтов.

Ролевые конфликты (проблема выбора одного из нескольких возможных и желаемых вариантов): внутриличностные, межличностные и межгрупповые чаще всего проявляются в деятельностной сфере. Но чаще всего в психологической литературе описываются три вида конфликтов: на внутриличностном уровне, на межличностным и межгрупповом.

Ф. Лютенс выделяет 3 типа внутриличностных конфликтов : конфликт ролей; конфликт, вызванный фрустрацией, конфликт целей.

Межгрупповые конфликт — это, как правило, конфликты интересов групп в производственной сфере.

Межгрупповые конфликты порождаются чаще всего борьбой за ограниченные ресурсы или сферы влияния в рамках организации, которая состоит из множества формальных и неформальных групп, имеющих совершенно различные интересы. Такое противостояние имеет разные основы. Например, профессионально-производственная (конструкторы- производственники-финансисты), социальная (рабочие-служащие — руководство) или эмоционально-поведенческие ("лентяи" — "работяги").

Но самыми многочисленными являются межличностные конфликты . В организациях они проявляется по-разному чаще всего в виде борьбы руководства за всегда ограниченные ресурсы. 75-80% межличностных конфликтов порождается столкновением материальных интересов отдельных субъектов, хотя внешне это проявляется как несовпадение характеров, личных взглядов или моральных ценностей. Это коммуникационные конфликты. Аналогичными являются конфликты между личностью и группой. Например, столкновение руководителя с единым фронтом подчиненных, которым не по нраву крутые дисциплинарные меры начальника, направленные на "завинчивание гаек".

Виды конфликтов по характеру:

  • объективные, связанные с реальными проблемами и недостатками;
  • субъективные, обусловленные различных оценок тех или иных событий и поступков.

Виды конфликтов по последствиям:

  • конструктивные, предполагающие рациональные преобразования;
  • деструктивные, разрушающие организацию.

Управление конфликтами

Чтобы эффективно управлять конфликтами менеджеру необходимо:
  • определить его вид конфликта
  • его причины
  • его особенности,
  • а затем применить необходимый для данного типа конфликта способ разрешения.
Главной задачей управления внутриличностным конфликтом может быть:
  • если это конфликты целей, то главные усилия менеджеров должны быть направлены на достижение совместимости личных и организационных целей.
  • если это конфликт ролей, то следует учитывать их тип (конфликт личности и связанных с ролью ожиданий; конфликт может возникнуть и тогда, когда существуют различные требования к ролям, которые человек должен играть одновременно).

Способов разрешения внутриличностных конфликтов существует много: компромисс, уход, сублимация, идеализация, вытеснение, переориентация, коррекция и т.д. Но вся сложность состоит в том, что самому человеку очень трудно констатировать, выявить и управлять внутриличностным конфликтом. Они очень хорошо описаны в научный литературе, на практике самостоятельно их разрешить очень сложно.

Межличностные конфликты охватывают практически все сферы человеческих отношений.

Управление межличностными конфликтами можно рассматривать в двух аспектах — внутреннем и влиянием.

Внутренний аспект связан с некоторыми индивидуальными качествами самой личности и навыками рационального поведения в конфликте.

Внешний аспект отражает управленческую деятельность со стороны руководителя по отношению к конкретному конфликту.

В процессе управления межличностными конфликтами следует учитывать на разных этапах управления ( , предупреждение, регулирование, разрешение) причины, фактора, взаимные симпатии и антипатии. Существует два основных способа их разрешения: административный или педагогический.

Слишком часто конфликты, возникающие, например, между начальником и подчиненным, сотрудником или клиентом, либо перерастают в борьбу, либо уход. Ни тот, ни другой вариант не являются эффективным способом управления конфликтом. Психологи и социологи предлагают еще несколько вариантов поведения личности в конфликте. Широкое распространение в конфликтности получила, разработанная К. Томасом и Р. Киллменом двухмерная модель поведения личности в конфликтном взаимодействии. В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны. Участники конфликта, анализируя свои интересы и интересы соперника, выбирают 5 стратегий поведения (борьба, уход, уступки, компромисс, сотрудничество).

Для разрешения и сохранения позитивных взаимоотношений лучше последовать таким советам:
  • Остыньте
  • Проанализируйте ситуацию
  • Объясните другому человеку, в чем состоит проблема
  • Оставьте человеку “выход”

Групповые конфликты менее распространены в практике, но они всегда более масштабны и тяжелы по своим последствиям. Менеджеру важно знать, что причины, возникающие между личностью и группой, конфликтов связаны:

  • с нарушением ролевых ожиданий
  • с неадекватностью внутренней установки статусу личности
  • с нарушением групповых норм

Чтобы эффективно управлять конфликтом “личность-группа”, нужно произвести анализ по этим параметрам, а также выявить форму его проявления (критика, санкции группы и т.п.)

Конфликты типа “группа-группа”, характеризуется своим многообразием и своими причинами их появления, а также отличительными формами их проявления и протекания (забастовки, митинги, встречи, переговоры и т.п.). Подробнее методики управления конфликтами подобного типа представлены в трудах американских социологов и психологов (Д. Гельдмана, Х. Арнольда, Ст. Роббинса, М. Дилтона).

На разных этапах управления межгрупповыми конфликтами (прогнозирование, предупреждение, регулирование, разрешение) имеется свое содержание управленческих действий, они будут различаться. Такое различие мы можем наблюдать, например, при разрешении конфликта:

Конфликт типа “личность-группа” разрешается двумя способами: конфликтующая личность признает свои ошибки и исправляет их; конфликтующая личность, интересы которой не могут быть приведены в состояние конгруэнтности с интересами группы, уходит их нее. Конфликт типа “группа-группа” разрешается или организацией переговорного процесса, или заключением договора в согласовании интересов и позиций конфликтующих сторон.

С практической точки зрения проблема регулирования отношений формируется как задача изменения стереотипов поведения. Как считает Г.М. Андреева, должна происходить замена одних — деструктивных — другими, более конструктивными.

Курсовая работа

По теме: « конфликт и его роль в менеджменте»

Подготовил студент

3 курса группы 306 ОРГ

Гетта Владимир

Преподаватель Шарко Н.А

Введение…………………………………………………………………………………….1

1. Конфликт, как социальная взаимосвязь личностей во внутренней среде предприятия общественного питания…………………………………………………………………..

1.1 Конфликт. Понятие, определение, виды…………………………………

1.2 Роль конфликта………………………………………………………………

1.3 Природа возникновения и последствия конфликта………………………………………..

1.4 Способы и методы решения конфликтных ситуаций……………………………

1.5 Межличностный трансакционный анализ, как способ избежания конфликта…

2. Сложность и роль возникновения и устранения конфликтных ситуаций в организации общественного питания…………………………………………………………………….

Введение

Конфликт, как «постоянный фактор человеческой истории» лежит в основе развития мира. История любого общества – это, в том числе, и история конфликтов, сопровождающихся психологическими стрессами, материальными, культурными, человеческими потерями. Недаром Бертран Рассел писал: «Всемирная история есть сумма всего того, чего можно было бы избежать». В прошлом, как и в настоящем, столкновение интересов неизбежно.

В психологии конфликт определяется как отсутствие согласия между сторонами – отдельными личностями или группами лиц, противоборство между субъектами, которые руководствуются противоположными мотивами: идеалами, убеждениями, целями, интересами, потребностями или суждениями.

Конфликт, как социальная взаимосвязь личностей во внутренней среде предприятия общественного питания

Конфликт. Понятие, определение, виды.

Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов людей. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели и средства их достижения в данных обстоятельствах либо несовпадение интересов, желаний партнеров.

В структуре конфликта выделяют:

  • объект (предмет спора);
  • субъекты (отдельные индивиды, группы, организации);
  • условия протекания конфликта;
  • масштаб конфликта (межличностный, локальный, региональный, глобальный);
  • стратегии и тактики поведения сторон;
  • исходы конфликтной ситуации (последствия, результаты, их осознание).

Всякий реальный конфликт представляет собой сложный динамический процесс, включающий следующие основные стадии:

  • предметная ситуация - возникновение объективных причин конфликта
  • конфликтное взаимодействие - инцидент или развивающийся конфликт
  • разрешение конфликта (полное или частичное).

Конфликты могут возникать в связи с противоречиями: поиска, когда сталкиваются новаторство и консерватизм; групповых интересов, когда люди отстаивают интересы только своей группы, коллектива при игнорировании общих интересов; связанными с личными, эгоистичными побуждениями, когда корысть подавляет все другие мотивы. Конфликт (межличностный) возникает, когда одна сторона начинает действовать, ущемляя интересы другой. Если другая сторона отвечает тем же, то конфликт может развиваться как неконструктивный или конструктивный.


Конструктивный конфликт - конфликт, позитивно влияющий на структуру, динамику и результативность социально-психологического процесса и служащий источником самосовершенствования личности; конфликт, в котором конструктивные функции преобладают над неконструктивными. Т.к имеет место в случае: разрешения его цивилизованными способами; торжества справедливости в результате разрешения конфликта; победы правой стороны.

Неконструктивный конфликт напротив, направлен внутрь коллектива. В их основе лежит борьба за ресурсы и власть. Это междоусобные войны, которые выматывают организацию общественного питания, не привнося в нее ничего нового и ценного.

В социальной психологии в качестве составных элементов конфликта выделяется объективная конфликтная ситуация, с одной стороны, и ее образы у участников разногласий - с другой. В связи с этим американский психолог М. Дойч предложил рассматривать следующие виды конфликтов:

1. Подлинный конфликт, существующий объективно и воспринимаемый адекватно.

2. Случайный, или условный, конфликт, который легко может быть разрешен, хотя это и не осознается его участниками.

3. Смещенный конфликт - когда за «явным» конфликтом скрывается нечто совсем другое.

4. Неверно приписанный конфликт - когда, например, гость ругается с администрацией ресторана из-за плохого обслуживания и вспоминает, что ему не осуществили скидку, которая давным-давно не действует.

5. Латентный (скрытый) конфликт. Базируется на неосознаваемом противоречии участников, которое, тем не менее, объективно существует.

6. Ложный конфликт, существующий только из-за восприятия участников, без объективных причин.

Подлинные причины конфликта трудно обнаружить из-за различных психологических моментов. Во-первых, в любом конфликте рациональное начало, как правило, скрыто за эмоциями. Во-вторых, подлинные причины конфликта могут быть надежно скрыты и психологически защищены в глубине подсознания и проявляться на поверхности только в виде приемлемых для концепции мотивировок.

Существует два аспекта межличностных конфликтов:

Когнитивный (как мы их видим и понимаем);

Аффективный (как мы к ним относимся);

Когнитивный (от лат. cognitio – знание, познание) – развитие противоречий когнитивных структур, (знаний, взглядов, точек зрения, мнений) субъектов взаимодействия. При таком подходе формами конфликта являются спор, дискуссия, диспут, обсуждение проблемы, где высказываются различные теории. Когнитивный конфликт является необходимым элементом оптимального развертывания коллективной творческой деятельности в ситуации группового обсуждения. Выполняет функцию столкновения различных представлений об объекте совместной деятельности. Трансформация когнитивного конфликта в межличностный конфликт является причиной разрушения коллективного творческого процесса в связи с формированием у его участников негативных межличностных взаимоотношений. Одним из механизмов превращения когнитивного конфликта в межличностный является феномен неадекватного восприятия межличностного конфликта, возникающего в процессе общения.

Аффективный (эмоциональный) конфликт столкновение, разногласие между людьми, вызванное личностным восприятием происходящего, чувственной реакцией на поведение окружающих, расхождением взглядов. Любой конфликт сопровождается эмоциональной подпиткой. Потому что если хотя бы одной из сторон безразлично, чем он кончится, конфликта никакого не будет. С другой стороны, бывает так, что за эмоциональным выхлопом реального повода для конфликта не просматривается. Тогда говорят о мнимом конфликте, или конфликте беспредметном. Суть его в том, что разные люди по-разному выражают свое мнение, и часто склонны не замечать, что говорят об одном и том же.

А так же отметим и такие классификации по Т.А Здравомыслову:

  • Междиндивидуальные конфликты
  • Межгрупповые конфликты и их типы:
    • группы интересов
    • группы этнонационального характера
    • группы, объединенные общностью положения;
  • конфликты между ассоциациями
  • внутри и межинституциональные конфликты
  • конфликты между государственными образованиями
  • конфликты между культурами или типами культур

Согласно мнению психолога Р. Дарендорфу, который дает одну из наиболее широких классификаций конфликтов:

  • По источникам возникновения (конфликты интересов, ценностей, идентификации).
  • По социальным последствиям (успешные, безуспешные, созидательные или конструктивные, разрушительные или деструктивные).
  • По масштабности (локальные, региональные, межгосударственные, глобальные, микро-, макро-, и мегаконфликты).
  • По формам борьбы (мирные и немирные).
  • По особенностям условий происхождения (эндогенные и эксогенные).
  • По отношению субъектов к конфликту (подлинный, случайный, ложный, латентный).
  • По использованной сторонами тактики (сражение, игра, дебаты).

Виды конфликтов по отношению к отдельному субъекту:

  • внутренние (личностные конфликты);
  • внешние (межличностные, между личностью и группой, межгрупповые).

В психологии принято также выделять: мотивационные, когнитивные, ролевые и пр. конфликты.

К. Левин относит мотивационные конфликты (мало кто удовлетворен работой, многие не верят в себя, испытывают стрессы, перегрузки на работе) в большей мере, к внутриличностным конфликтам. Л. Берковиц, М. Дойч, Д. Майерс описывают мотивационные конфликты как групповые. Когнитивные конфликты также в литературе описаны как с позиций внутриличностных, так и межгрупповых конфликтов.

Ролевые конфликты (проблема выбора одного из нескольких возможных и желаемых вариантов): внутриличностные, межличностные и межгрупповые чаще всего пробудут в деятельностной сфере. Но чаще всего в психологической литературе описываются три вида конфликтов: на внутриличностном уровне, на межличностным и межгрупповом.

Ф. Лютенс выделяет 3 типа внутриличностных конфликтов : конфликт ролей; конфликт, вызванный фрустрацией, конфликт целей.

Межгрупповые конфликт - ϶ᴛᴏ традиционные конфликты интересов групп в производственной сфере.

Межгрупповые конфликты порождаются чаще всего борьбой за ограниченные ресурсы или сферы влияния в рамках организации, кᴏᴛᴏᴩая состоит из множества формальных и неформальных групп, имеющих совершенно различные интересы. Такое противостояние имеет разные основы. К примеру, профессионально-производственная (конструкторы- производственники-финансисты), социальная (рабочие-служащие - руководство) или эмоционально-поведенческие ("лентяи" - "работяги").

Но самыми многочисленными будут межличностные конфликты . В организациях они пробудет по-разному чаще всего в виде борьбы руководства за всегда ограниченные ресурсы. 75-80% межличностных конфликтов порождается столкновением материальных интересов отдельных субъектов, хотя внешне ϶ᴛᴏ пробудет как несовпадение характеров, личных взглядов или моральных ценностей. Это коммуникационные конфликты. Аналогичными будут конфликты между личностью и группой. К примеру, столкновение руководителя с единым фронтом подчиненных, кᴏᴛᴏᴩым не по нраву дисциплинарные меры начальника, направленные на дисциплинарных взысканий.

1.2 Роль конфликта

Один из взглядов на конфликт заключается в том, что его можно предотвратить. Принято считать, что конфликта можно избежать, предоставив сотрудникам возможность изменить свои взаимоотношения с целью более тесного сотрудничества. Кроме того, предотвращению конфликта будет способствовать разработка и реализация руководством планом и процедур, направленных на достижение общих для всех членов организации целей. Этот взгляд оправдан, так как некоторые конфликты действительно можно предотвратить.

Вторая точка зрения заключается в том, что конфликт неизбежен и не существует никакого способа его полного устранения. Во многих случаях это соответствует действительности. Если конфликт является неразрешимым, то попытка предотвратить его может привести к более удручающим результатам, чем сам конфликт. Считается, что в данном случае лучше всего принять фактор неразрешимости определённых конфликтов как данность. Впоследствии можно предпринять действия для их предотвращения. Сотрудников необходимо обучить правильно, воспринимать и разрешать различные конфликтные ситуации до того, как они выйдут из-под контроля. При данных условиях конфликт можно контролировать и эффективно им управлять.

конфликт стратегия

Третья точка зрения заключается в том, что некоторый уровень конфликта может быть полезен для организации. Положительное влияние на компанию оказывают, например, рациональные конфликты.

При оптимальном уровне конфликта каждый сотрудник или подразделение прилагают максимум усилий для достижения общих целей. Ведётся активная работа по повышению качества и внедрению инноваций, которые могут существенно улучшить показатели увеличить конкурентоспособность её продукции. Служащие заинтересованы в результатах своего труда, следствием чего является отсутствие морального дискомфорта. Развиваются различные формы взаимодействия, которые могут привести к качественно новым формам организации труда.

Слишком высокий уровень конфликта угрожает эффективности работы компании. Если индивидуумы или целые группы не согласны по многим вопросам или отказываются принимать во внимание интересы других людей, инновационные разработки могут никогда не воплотиться в жизнь, -заказчики будут потеряны, цели компании не будут достигнуты. Организация может столкнуться со значительными проблемами, если конфликтные ситуации не способствуют взаимодействию или если персонал поглощён взаимными неурядицами. При очень высоком уровне конфликта возникший вследствие этого хаос может угрожать существованию организации.

Практическое отсутствие конфликта также представляет угрозу для эффективной работы компании. Нет борьбы идей и мнений, нет конструктивного сотрудничества, сотрудники компании игнорируют мнение друг друга. Внедрение каких- либо новшеств или проведение модернизации и других изменений может быть сильно затруднено, что,в свою очередь, негативно повлияет на возможность компании адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды. В случае, если низкий уровень конфликта продолжает сохраняться, под угрозу ставится само существование и выживание организации.

Ряд исследователей считает, что рациональные конфликты должны поощряться, а иррациональные – устраняться. Однако на практике многие менеджеры стремятся исключить все типы конфликтов. Это объясняется тем, что негативное отношение к конфликту закрепляется с детских лет (дома, в школе, в церкви). Кроме того, деятельность менеджеров часто оценивается и вознаграждается по тому, насколько бесконфликтны их зоны деятельности. Негативное отношение к конфликту становится частью организационной культуры.

Стратегия преодоления конфликтов на современных предприятиях

Эффективное стратегическое управление (преодоление) конфликтами включает несколько этапов, которые могут проявляться как по - отдельности, так и в сочетании:

1. Прогнозирование – направлено на выявление причин возникновения конфликтов и потенциальной возможности его развития. Изучаются условия взаимодействия и индивидуальных психологических особенностей: стиль руководства, типы лидерства, уровень конфликтности. Для точного и своевременного прогнозирования необходимо постоянно анализировать причины возникновения конфликтов.

2. Предупреждение – направлено на предотвращение возникновения конфликт. Оно основывается на результатах прогнозирования. Если конфликт возникает и выявлены причины его возможного, возникновения, предпринимают действия, нейтрализующие его причины. Так же возможна примитивная форма, выраженная в комплексе мероприятий, направленных на эффективное управление социальной системы в целом. Для этого обычно используют:

Постоянную заботу об удовлетворении нужды сотрудников

Их подбор и расстановка с учётом их социально – психологических особенностей;

Применение принципа социальной справедливости;

Обучение сотрудников навыкам эффективного общения и формирования корпоративной культуры.

3.Стимулирование – противоположное действие – направлено на провокацию конфликтов. Оно оправдано, когда результат конфликта – эффективное решение проблемы.

Способы стимулирования конфликтов:

Вынести проблему на общее совещание компетентных специалистов;

Создать условия для развития конфликта на собрании коллектива;

Выступить с критическим материалом в СМИ;

Пригласить консультанта и провести тренинг для выяснения причин конфликта;

Раскритиковать сложившуюся ситуацию на собрании;

Необходимо помнить, что при стимулировании конфликта, основную ответственность за него лежит на менеджере, исключая способ, когда приглашают специальных консультантов.

4.Регулирование – связано с ограничением и ослаблением конфликта, направление его развития в сторону завершения. Это сложный процесс, в котором выделяют три основных этапа:

Признание факта существования конфликта;

Установление и принятие норм конфликтного поведения;

Создание органов (рабочих групп) по регулированию конфликта взаимодействия.

В процессе регулирования конфликта могут осуществляться следующие мероприятия:

Контроль над распространением информации о конфликте для ликвидации информационного дефицита;

Исключение из информации о конфликте неподверженных слухов;

Снижение социально-психологической напряжённости, работа с неформальными лидерами;

Изменение условий взаимодействия сотрудников, использование методов поощрения и наказания и решение кадровых вопросов.

5. Разрешение – заключительный этап, при котором необходимы следующие условия:

Потребность участников в завершении конфликта;

Достаточное количество ресурсов и средств;

Необходимая степень зрелости конфликта.

Обычно разрешение конфликта осуществляется формальными и неформальными способами

Формальные: обращение в суд, увольнение, перевод, административные решения.

Неформальные: беседа, просьба, убеждение, разъяснение.

Заключение

Конфликт, порождая споры, проверяет и весь коллектив, и каждого служащего в отдельности, и может существенно помочь и в процессе разбора проблемы, и выработке решения. Служащие и менеджеры должны управлять им, делая максимально полезным. Если же они избегают обсуждения своих трудностей и опасений, они не могут понять ни реального состояния, ни путей развития, ни извлечь уроков для себя и для других.

Если же умело управлять конфликтом, он укрепляет и коллектив, и организацию в целом.

Субъективные по природе конфликты в управленческом коллективе непосредственно порождаются противоречиями между конвенциональными ролями, которые призваны играть руководители и исполнители, каждый член организации, и отклонениями от них, выражающимися в нарушении установленных норм, невыполнении положенных обязанностей и нереализации прав. Источники таких противоречий кроются в сфере социальной психологии личности и группы.

Вообще взаимодействия в группе не могут быть абсолютно гармоничными, потому что не может быть абсолютного единства взглядов и интересов, увлечений и ценностей, характеров и образования. Возможность и вероятность конфликтов заложена в существе человека. И это нельзя оценивать отрицательно. Надо умет решать конфликты.

Существуют различные виды поведения в конфликте. Это очень важно учитывать менеджеру, деятельность которого часто связана с возникновением конфликтных ситуаций. Пожалуй, нет ни одного менеджера, который мог бы управлять бесконфликтно. Успех в деятельности менеджера заключается в умении разрешать конфликты, или обходить их, или инициировать для обеспечения инноваций и обновления.

Эффективность поведения менеджера в конфликтной ситуации определяется его ориентацией на сотрудничество, способностью к компромиссам конструктивного типа, ясностью целей своей деятельности и социальной позиции, открытостью и тактичностью.

Понятие конфликта, его сущность

Конфликты являются вечным спутником нашей жизни. И потому даже самая последовательная политика гуманизации на предприятиях и в учреждениях и лучшие методы управления не защитят от необходимости жить в условиях конфликтов.

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Конфликт – это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.

Из формулы наглядно видно, что конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, то есть, ни одно из них не является следствием или проявлением другого.

Разрешить конфликт – значит: устранить конфликтную ситуацию; исчерпать инцидент.

Практика показывает, что в жизни много случаев, когда конфликтную ситуацию устранить невозможно по объективным причинам. Из формулы конфликта следует: чтобы избежать конфликта, следует проявлять максимальную осторожность, не создавать инцидента.

Пути разрешения конфликтов:

1. сила – используя агрессивный метод ведения борьбы в конфликте, что бы задавить соперника напором. Плох в том, что есть возможность наткнуться на соперника сильнее и последствия будут тяжелее, возможна драка, месть и т.д

2. власть – использование статус своего высокого положения перед соперником статусом или должностью ниже.

3. Убеждение -

1.4 Способы и методы решения конфликтных ситуаций.

Каждый человек из собственного опыта имеет представление о конфликтах. Это неизбежное жизненное явление возникает на почве недопонимания, неприятия чужих идей между людьми и даже государствами. Конфликтология – отрасль науки, которая занимается изучением и обобщением знаний о конфликтных столкновениях и способах их разрешения, подробно рассматривает различные виды конфликтов.

Разновидности конфликтов

Все люди – уникальные личности со своими убеждениями, интересами, потребностями. Поэтому так сложны и многогранны человеческие взаимоотношения. Конфликты в социуме практически неизбежны. Они проявляются в разнообразных сферах деятельности, личных, деловых и социальных отношениях, политике, экономике.

В литературе даются разные определения социального явления с упором на противоречия. То есть конфликт – это острое проявление объективных или субъективных противоречий на почве расхождения взглядов, несоответствия суждений, интересов в процессе социального взаимодействия.

Конфликты принято воспринимать как нежелательное явление и ассоциировать с негативными эмоциями, спорами, агрессией, враждебностью противоположных сторон. Укоренилось понятие, что их надо избегать или немедленно разрешать.

Важно! Все виды конфликтов в современной психологии рассматриваются не только в негативном, но и в позитивном ключе, как генератор новых идей, способ развития отдельной личности, группы, организации.

Пока не разработана универсальная схема описания конфликта. Есть некоторые разногласия в созданных понятийных группах. Для облегчения классификации сложного социального явления введены опорные понятия и основные характеристики.

Структура конфликта:

  • объект – сама проблема возникшего спора (ресурсы, статусы, духовные ценности);
  • субъекты – непосредственно участники (отдельные личности, группы, организации);
  • условия – (семейные споры, деловая обстановка);
  • масштаб (межличностный, региональный, локальный);
  • стратегии поведения;
  • итоговые результаты.

Иногда участниками конфликта бывают посторонние лица, которые могут быть его подстрекателями, руководителями или случайно вовлеченными людьми.

В конфликте можно выделить четыре стадии его развития:

  • процесс формирования конфликтной ситуации;
  • выявление и осознание противоречий;
  • выбор тактики поведения;
  • разрешение.

Для управления конфликтом требуется целенаправленное воздействие на его развитие. Это возможно путем определения причины разногласий, особенностей и способа разрешения. Все усилия направляются на достижение совместимых целей.

Для правильного понимания сущности, особенности, функций и последствий выделяют основные типы конфликтов.

По причинам:

  • различие целей и видения желаемого;
  • нехватка ресурсов;
  • расхождение во взглядах и мыслях по поставленному вопросу;
  • особенности психического развития, различие чувств и эмоций, которые раздражают участников.

По способу разрешения:

  • антагонистичные;
  • компромиссные.

По сферам проявления:

  • социальные;
  • внешнеполитические;
  • экономические;
  • организационные;
  • этнические.

По длительности протекания:

  • кратковременные;
  • затяжные.

По направлению воздействия:

  • вертикальные – противоположные стороны находятся на разных уровнях иерархической системы;
  • горизонтальные – происходят между субъектами одного уровня;
  • смешанные.

В зависимости от количества участников, конфликты в обществе и их виды делятся на:

  1. Внутриличностные – происходят внутри одного индивида, часто из-за расхождения действий человека с его внутренними установками. Сопровождаются психологическим напряжением и негативными эмоциями.
  2. Межличностные – самые распространенные. Столкновение целей, ценностей, поведения двух или больше оппонентов в процессе социального общения.
  3. Межгрупповые. Противостояние групп на профессиональной или эмоциональной основе может привести к внутриорганизационному конфликту.
  4. Между личностью и группой. Возникают, когда новый в коллективе человек не принимает условий общения.

Разные типы конфликтных ситуаций по разным причинам могут возникать в сфере торговли и услуг, структурных подразделениях, в социальных учреждениях. Случаются инновационные конфликты, связанные с развитием определенных организаций.

Причины и функции

Причиной обострения конфликтной ситуации может стать все, что задевает интересы личности или группы, ограничивает деятельность.

Основные причины конфликтов:

  • искаженное представление о себе, сложившейся ситуации, других субъектах;
  • разные характеры и темпераменты;
  • дискриминация по разным признакам;
  • битва за место или блага при их ограниченности.

Функции определяют динамику конфликта и его влияние на внешнюю среду и психологический климат. Бывают конструктивные и деструктивные конфликты.

Конструктивный выполняет следующие функции:

  • разрядка напряженной ситуации;
  • информационная и связующая (появление новой информации о субъектах);
  • сплочение коллектива;
  • расстановка приоритетов;
  • стимулирование к дальнейшему развитию;
  • открытое выражение мыслей;
  • диагностика отношений.

Деструктивный выполняет негативные функции:

  • снижение работоспособности;
  • ухудшение взаимоотношений;
  • эмоциональное выгорание;
  • занижение значимости оппонента;
  • эмоциональная тяга на дальнейшую борьбу.

Способы разрешения разных типов конфликтов

Есть несколько видов разрешения конфликтов. На практике это происходит как замена деструктивных стереотипов поведения на конструктивные. Грамотное решение конфликта позволит ликвидировать причины противостояния:

  1. Разрешение. Этот способ подходит, если все участники настроены на полное решение и устранение проблемы.
  2. Урегулирование. Обе стороны принимают активное участие в разрешении сложившейся ситуации. Предполагается присутствие третьего независимого лица.
  3. Затухание. Прекращение противодействия с сохранением напряжения.
  4. Устранение. Предполагается устранение провоцирующих условий.
  5. Трансформация. Происходит перемена объекта разногласий, а также мотивов.

Чтобы полностью урегулировать конфликт и исключить повтор ситуации, надо разрешение всех видов и типов конфликтов доводить до конца. Конфликтные ситуации в школе – явление неизбежное и сложное, оно требует урегулирования без травмирования детской психики. Как яркий пример, борьба за лидерство между учениками одного класса, когда автоматически выбирается «антилидер» для постоянной травли и издевательств. На уроках обществознания изучается тема социальных конфликтов, чтобы школьники могли правильно ориентироваться во взрослой жизни.

Есть методы для снятия напряжения и профилактики всех видов конфликтных ситуаций:

  1. Увлечение общим делом, которое будет отвечать интересам обеих сторон.
  2. Развитие способности сопереживания.
  3. Формирование уважения и понимания каждой личности.
  4. Организация праздников, совместного отдыха для снятия психологического напряжения.
  5. Прохождение тренингов, курсов по развитию и укреплению межличностных отношений.

Предотвращение конфликтов в коллективе требует постоянной практики. Чтобы управлять организационными конфликтами по всем правилам менеджмента, надо определить вид и причины, их особенности и найти правильный способ разрешения.

Как себя вести в различных ситуациях

В конфликтной ситуации следует избегать излишней эмоциональности – это может ее усложнить. Необходимо оставаться спокойным и сдержанным, сохранять уважение к сопернику. Взаимный негатив сделает невозможным урегулирование спорных моментов.

Есть определенные стратегии поведения человека в конфликтной ситуации:

  1. Соперничество. Жесткая стратегия, когда необходимо победить любыми способами в открытой борьбе за свои интересы. Здесь действует опасный принцип «кто кого».
  2. Сотрудничество. Совместное принятие решений, удовлетворяющее обе стороны.
  3. Компромисс. Между участниками конфликта в форме дискуссии идет поиск компромиссного решения путем анализа разногласий и взаимных уступок.
  4. Избегание. Участники конфликта игнорируют его опасность, не хотят брать ответственность за принятие решений, желают незаметно выйти из ситуации. При такой стратегии решение проблемы может переноситься на другое время.
  5. Приспособление. Это метод сглаживания разногласий пренебрежением своих интересов и полным принятием всех требований противоположной стороны.

Каждое противостояние имеет свои особенности, и нет одинаковых путей выхода из него. Чтобы избежать стресса, нужно придерживаться определенных правил поведения и реагирования. Психологи дают следующие рекомендации, упрощающие урегулирование всех разновидностей конфликтов:

  1. Вести себя сдержанно, следить за движениями, речью и мимикой, избегать закрытых поз.
  2. Нельзя сразу и резко отрицать чужое мнение, перебивать, переходить на повышенные тона.
  3. Внимательно и терпимо выслушать собеседника, повторить его слова для подтверждения, что он услышан.
  4. Выслушав противоположную сторону, привести свои доводы в мягкой доброжелательной форме. Это обезоружит негативно настроенного соперника.
  5. Не следует остро воспринимать словесные оскорбления и относить на свой счет.
  6. В ходе развивающегося конфликта сдерживать ответную реакцию, быть уверенным, что правильно поняли оппонента.
  7. Необходимо остерегаться входить в разногласия с личностями, имеющими психические отклонения или низкий уровень интеллекта. Разумный финал в этом случае исключен.

Дополнительная информация. Отвлечение оппонента вопросами на другие темы поможет выиграть время для обдумывания дальнейшего поведения.

Таблица с основными видами

Основная классификация Виды конфликтов Краткая характеристика
По количеству участников Внутриличностные Неуверенность в себе, неудовлетворенность работой и жизнью из-за несоответствия личных потребностей и требований со стороны. Сопровождается раздражительностью, раздвоением личности, большим психическим напряжением. Их сложно разрешить самостоятельно.
Межличностные Их можно отнести к наиболее распространенным во всех сферах человеческих взаимоотношений. Столкновение отдельных индивидов с различными характерами и убеждениями, кандидатов на одну должность, руководителей по поводу ресурсов.
Между личностью и группой Когда отдельная личность не принимает устоявшиеся позиции и нормы поведения группы.
Межгрупповые Для них характерно многообразие форм проявления. Это производственная сфера, забастовки, митинги.

Так как классификация конфликтов на виды довольно условная, без четких границ, то на фоне сложных социальных взаимоотношений периодически возникают другие разновидности. Неудовлетворенные человеческие потребности делают жизнь немыслимой без разногласий и противоречий. Умение разрешать конфликтные ситуации во многом облегчает жизнь.

Видео

По характеру возникновения выделяют четыре типа конфликтов и четыре типа инцидентов:

ü объективно-целенаправленные,

ü объективно-нецеленаправленные,

ü субъективно-целенаправленные,

ü субъективно-нецеленаправленные.

В развитии любого конфликта можно выделить момент возникновения новой конфликтной ситуации и инцидента, а также их прекращение. Любое изменение конфликтной ситуации приводит либо к приостановлению данного конфликта (если инцидент уже начался), либо к началу нового конфликта.

Конфликты, происходящие в процессе трудовой деятельности индивида, называются деловыми . Закономерность динамики деловых конфликтов заклю-

Рис. Типология конфликтов

чается в том, что они перерастают в личностно-эмоциональные конфликты. Затянувшийся деловой конфликт может привести:

ü к потере объекта конфликта (и трансформироваться в личностный);

ü к формированию негативного отношения оппонентов друг к другу.

Личностно-эмоциональные конфликты базируются на внутренних психологических причинах - личностных качествах оппонентов.

По степени проявления конфликты делятся на скрытые и открытые, случайные и хронические.

Скрытый конфликт затрагивает обычно двух людей, которые до определенного времени стараются скрыть свой конфликт. Но когда терпение одного оппонента заканчивается, конфликт становится открытым.

Конфликты бывают также случайные (стихийно, спонтанно возникшие) и хронические (сознательно провоцируемые). Во втором случае они влияют на производительность труда, являются причиной спада качества продукции. Поэтому при анализе причин и источников такого конфликта необходимо искать его виновников, цели и истоки провокации.

Кроме того, различают две формы производственных конфликтов:

Ø вертикальные - между руководителем и подчиненными в конкретном производственном коллективе;

Ø горизонтальные - между членами коллектива, работниками производства, равными между собой.

Выделяют следующие источники конфликтов:

1) противоречия, возникающие на производственной основе,

2) противоречия, возникшие при распределении социальных ресурсов,

3) социальные и статусные противоречия,

4) религиозно-конфессиональные и идеологические противоречия,

5) ценностные противоречия,

6) межличностные противоречия, выражающиеся в отрицательных взаимоотношениях;

7) конфликтная личность.

Межличностный конфликт - это проблемная ситуация, в которой индивидуумы либо преследуют различные цели, либо придерживаются несовместимых ценностей, пытаясь одновременно реализовать их во взаимоотношениях друг с другом, либо в конструктивной борьбе стремятся к достижению одной цели, которая может быть достигнута только одной из конфликтующих сторон.


Межгрупповой конфликт - это конфликт, в котором в качестве конфликтующих сторон выступают социальные группы.

Разновидности таких конфликтов представляют:

Ø ролевой конфликт - ситуация, в которой от человека требуется од­новременное исполнение двух или более несовместимых типов поведения;

Ø моно- и поликаузальные конфликты имеют в своей основе, со­ответственно, одну или много причин.

Ø внутриличностные конфликты возникают при столкновении противоположных мотивов, интересов у одного и того же человека из-за негативного психологического состояния человека, обиды, разочарования, страха.

Одним из распространенных вариантов типологии конфликтов является разделение их по субъектам (или сторонам) конфликта. В рамках такого подхода конфликты делятся на:

Ø внутриличностные;

Ø межличностные;

Ø между личностью и группой;

Ø межгрупповые;

Ø межгосударственные.

Внутриличностные конфликты относятся к сфере психологии, поэтому здесь разбираться не будут.

Рис. Внутренние причины личностных конфликтов

Межличностный конфликт заключается в столкновении между отдельными индивидами в ходе их социального и непосредственного личного общения и взаимодействия. Это, пожалуй, самый распространенный тип конфликта, не считая внутриличностного. Такие конфликты могут происходить в любых сферах общественной жизни: бытовой, социальной, экономической, политической, культурной и др. Однако при этом, начавшись с какой-то конкретной проблемы, такой конфликт будет постоянно разрастаться и расширяться, захватывая самые различные стороны отношений между данными людьми.

Причины межличностного конфликта могут быть самыми разными: как объективными, так и субъективными. Но в любом случае такой конфликт отличается повышенной субъективностью и эмоциональностью. Конфликтанты не только стремятся к удовлетворению своих потребностей и интересов, но и к самоутверждению. В результате в межличностном конфликте эмоциональная сторона, как правило, преобладает над содержательной стороной. Такие конфликты особо трудно поддаются разрешению и регулированию.

Конфликт между личностью и группой более разносторонен. Группа – более сложная система отношений, она определенным образом организована, в ней есть лидеры и различные подсистемы. Любая группа стремится к нивелированию своих членов, что вызывает у некоторых индивидов протест. Отсюда возрастает возможность возникновения конфликта, что обусловлено к тому же самой групповой организацией.

Межгрупповой конфликт выражается в столкновении интересов различных групп – больших (классы), средних (профессиональные) и малых (семья). Такой конфликт отличается не только масштабностью, но и высоким уровнем инерции: чем больше общность, включенная в конфликт, тем больше требуется усилий и времени, чтобы остановить столкновения.

Причины межгрупповых конфликтов могут быть различными: экономические, политические, национально-этнические и т.д. Разный уровень социальных групп имеет свои особенности возникновения конфликтов и способов их разрешения. Большую роль в формировании межгруппового конфликта играет чувство причастности к группе, отождествление себя с другими ее членами (групповая идентификация: «мы» отличаемся от «них», «мы» - это свои, «они» - это другие, отличающиеся от «нас»).

Межгосударственный конфликт. Сторонами этого типа конфликтов выступают целые государства или группы государств. Причины этих конфликтов могут быть различными (от экономических и политических до идеологических и территориальных). Причинами данного вида противоречий следует считать противоречия интересов стран. Отличительные особенности такого конфликта – это масштабы и широкое применение вооруженного насилия. Поэтому в современном мире с такими конфликтами связана опасность массового уничтожения в случае развязывания полномасштабной войны вплоть до ядерного апокалипсиса.

Конфликт между государствами может вызвать внутригосударственный конфликт, а может, наоборот, сплотить общество перед лицом внешней опасности. С другой стороны, межгрупповые конфликты могут спровоцировать политическую власть на развязывание межгосударственного конфликта. Поэтому типология конфликтов по их субъектам – важная часть конфликтологии. Ведь, как правило, именно субъекты конфликта определяют характер конфликта, его содержание и динамику.

Кроме выделенных типов, конфликты можно разделять по:

1. характеру объектов, по поводу которых возникают конфликты:

а) ресурсные;

б) статусно-ролевые;

в) социокультурные;

г) идеологические и др.;

2. сферам жизнедеятельности людей:

а) бытовые;

б) семейные;

в) трудовые;

г) воинские;

д) учебно-педагогические и др.;

а) вертикальные (начальник - подчиненный);

б) горизонтальные (между коллегами).

Кроме того, выделяют также явные и латентные конфликты, конструктивные и деструктивные, кратковременные и длительные, реалистические и нереалистические, локальные, региональные и международные и т.д.

Классифицировать конфликт по его предмету предложил Я. Штумски и выделил следующие разновидности:

Ø экономический конфликт. Возникает при реализации экономических и финансовых интересов, в ситуации, когда данная деятельность не в полной мере регламентирована, а правовое поле, в котором функционируют участники экономических отношений, не имеет четких границ и правил. Это довольно частое явление в условиях рыночной экономики, особенно в переходный период, при неразвитой инфраструктуре;

Ø социальный конфликт. Основной причиной данного вида конфликта являются различные противоречия, возникающие между разными слоями общества и социальными группами, особенно на фоне социального расслоения и ущемления интересов какой-либо из групп;

Ø классовый конфликт. Сущность этого конфликта была рассмотрена и проанализирована К. Марксом и Ф. Энгельсом, а позднее В.И. Лениным. На современном этапе классовые противоречия не проявляются так остро, как в начале ХХ века. Общество утратило свою полярность, стало более сложным по своему составу и более мобильным;

Ø политический конфликт. Самым показательным примером политического конфликта являются выборы, вернее, предвыборная борьба. Отличительной особенностью данного противостояния можно назвать то, что эта борьба не прекращается после избрания какой-либо партии. Итогом конфликта является прекращение существования данной политической организации. Но отсутствие такого конфликта - признак диктатуры власти;

Ø идеологический конфликт. Один из самых сложных для решения конфликтов. В большинстве случаев здесь нет места для консенсуса и примирение невозможно в принципе;

Ø культурный конфликт. Данный вид конфликта возникает, когда некие обособленные группы со сложившейся культурой соприкасаются друг с другом и происходит навязывание тех или иных ценностей;

Ø аксиологический конфликт. Конфликт ценностей и целей. Он создается не только для неких социальных групп, но и для каждого индивида. И найти здесь гармонию - порой задача целой жизни;

Ø порционный конфликт. Он представляет собой обезличенное столкновение интересов социальных групп и отдельных личностей, занимающих разное положение в структуре организационных отношений.

В заключение нам бы хотелось привести еще несколько видов клас­сификаций конфликтов по разным критериям, чтобы можно было понять все многообразие конфликтных технологий. По источникам и причинам возникновения конфликты бывают объективные, субъективные, организационные, эмоциональные и социально-трудовые, деловые и личностные. По формам и степени столкновения конфликты бывают открытые и скрытые, спонтанные, инициативные и инициированные, вынужденные, лишенные целесообразности. По масштабам и продолжительности конфликты бывают общие и локальные, кратковременные и затянутые, скоротечные и долгосрочные. По способам урегулирования конфликты бывают антагонистичные и компромиссные, полностью или частично разрешимые.

Остановимся более подробно на характеристике ряда конфликтов.

Межличностный конфликт – это конфликт, который возникает между двумя и более индивидуумами. Причины возникновения данного конфликта можно поделить на объективные, субъективные и иррациональные. Объективные причины есть действительные события или реальные ситуации, вызвавшие противоречия. Это может быть конфликт интересов, т.е. противоборство, основанное на столкновении интересов различных субъектов. Он может проявляться как в желании захватить новые позиции, так и сохранить уже имеющиеся. Конечно, человеческие претензии – понятие субъективное, но предмет претензий обычно реален. Иная ситуация возникает при конфликте ценностей, здесь предметом конфликта являются иные представления человека относительно целей и норм своего поведения. Задача этого противоборства - переубедить оппонента, отстоять свою правоту либо разобраться в проблеме и прийти к соглашению. Показательным примером является конфликт, в котором врач пытается убедить пациента в необходимости операции, влекущей болевые ощущения и физические страдания.

Еще один вид межличностного конфликта - это конфликт ролевого ожидания . Другое название этого явления - деривация , а именно состояние, для которого характерно явное расхождение между ожиданиями людей и возможностями их удовлетворения. Это общая глобальная причина семейных конфликтов, когда супруги не оправдывают ожиданий друг друга, при этом роль супруга или супруги входит в противоречие с другими ролевыми проявлениями индивида: профессиональными, товарищескими, сыновними и т.д.

Индивидуальная окраска, степень напряженности и методы борьбы зависят от субъективных причин, от личностных особенностей людей, вовлеченных в конфликтную ситуацию. Личность – это совокупность природных и приобретенных в течение жизни социальных качеств индивида. К конфликтным качествам можно отнести недисциплинированность, наглость, завышенный уровень притязаний, самооценки, обидчивость и др. В этой связи А.Л. Журавлев выделяет два типа личности:

Ø агрессивная личность - это обычно эмоционально неустойчивый субъект, не способный принимать во внимание точку зрения окружающих, амбициозный, грубый, бесцеремонный, честолюбивый, склонен к агрессивным реакциям;

Ø жертва конфликта - это человек, обладающий набором качеств, которые порождают агрессивное отношение у окружающих.

По другой классификации (А.В. Дмитриев, С.Н. Кудрявцев) можно выделить три основных психологических типа участников конфликта:

Ø деструктивный тип. Это человек, не способный или не желающий улаживать конфликт мирными средствами, наоборот, стремящийся к ожесточению противоборства вплоть до уничтожения противника. Часто это люди невротического склада или имеющие психические заболевания;

Ø конструктивный тип. Главная его отличительная черта - это адекватность в достижении цели, стремление найти решение, приемлемое для всех сторон. Такие люди стремятся избегать прямых конфликтов, охотно вступают в переговоры, стремятся урегулировать конфликт «малой кровью»;

Ø конфликтный тип. Люди этого типа скорее уступят в противостоянии, сдавшись «на милость победителя».

Большое значение в ходе конфликта имеет национальная, культурная принадлежность индивида: это определяет реакции человека на какое-либо действие, и они весьма многообразны для людей разных этнических групп.

Так называемый иррациональный фактор проявляется в большинстве своем, когда речь идет о невротических реакциях и поступках, которым нет разумного объяснения, например, совершенных в состоянии аффекта.

На количество и остроту межличностных конфликтов влияет социальная среда, в которой проживает индивид. Неблагоприятные факторы, такие, как низкий уровень жизни, бытовая неустроенность, отсутствие возможности к самореализации и тем более экстремальные ситуации (землетрясение, экономические кризисы), провоцируют заметное возрастание конфликтных ситуаций в среде граждан.

Конфликты в малых социальных группах. Как известно, социальная группа – это объединение индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной общности и признаваемых ее членами с точки зрения других. Акцент ставится на эмоциональные и коммуникативные связи. Каждый в группе оказывает влияние на всех ее членов и одновременно попадает под их воздействие. Важной характеристикой группы является наличие общих интересов, целей и норм поведения. По размерам социальные группы делятся на:

Ø малые (семьи, класс, бригада),

Ø средние (коллективы крупных предприятий, жители одного города),

Ø большие (население страны, класс).

Отличительная особенность малых групп - это возможность непосредственного общения всех членов группы. Такая группа сама может быть частью более крупной социальной формации.

Конфликты в малых группах могут иметь непосредственное отношение к целям, интересам и нормам поведения в группе либо иметь опосредованное отношение к целям группы, обладая чисто эмоциональным характером. В первом случае индивид имеет возможность влиять на развитие дальнейших событий в том случае, если он преследует общие интересы и цели, а не только свои собственные, т.к. групповым интересам всегда придается приоритетное значение. Частой причиной конфликта как раз и является противоречие интересов группы с потребностями ее отдельных членов. Одной из главных таких потребностей является получение заслуженного материального и эмоционального вознаграждения. И если индивид осознает несправедливость данной оценки своего труда, то это неминуемо приводит к конфликту. Во время «уравниловки» это было обычной практикой, что негативно сказывалось на производительности труда и качестве производимой продукции. Данный вид конфликта в большинстве своем конструктивен, он вскрывает недостатки в организации работы, укладе группы и способствует их устранению.

Второй вид конфликта возникает зачастую при негативной пси­хологической атмосфере в коллективе либо сам приводит к ее резкому ухудшению. Социально-психологический климат – очень важная характеристика жизнеспособности группы. Она обусловлена характером преобладающих в коллективе настроений, степенью удовлетворенности своей работой и ролью в коллективе и комфортностью самочувствия каждого члена группы. Без достижения положительного психологического климата трудно достигнуть высокой эффективности работы в группе. Слаженности функционирования группы способствуют групповые нормы, одобренные всеми членами сообщества.

Конфликты больших социальных групп. Социальная группа представляет собой сообщество индивидуумов, которые объединены общими интересами, целями, задачами. Но одновременно каждый член группы является носителем собственных интересов. Бесспорно наличие связи между причинами конфликтного поведения индивида и интересами социальных групп. Социальные общности формируются благодаря осознанию различными субъектами своих интересов при объективных условиях жизни и в результате определенной деятельности по достижению своих целей. Внутригрупповые и межгрупповые конфликты пронизывают всю нашу жизнь. Большие социальные группы аморфны и являются носителями настроений на фоне противоречий, существующих в обществе.

Кристаллизация интересов создает предпосылки для формирования функциональных и целевых групп, в которых представлен интерес более широких слоев населения (партии, союзы). Этим группам присущи высокий организационный уровень, индивидуализация их членов, обособленность по отношению к другим группам, наличие сформированной системы взглядов (программа партии) и групп лидеров, руководителей. Именно они являются субъектами конфликта, совершая конкретные действия по развязыванию конфликта, ведению переговоров и отстаиванию интересов всей группы. В конечном итоге борьба больших социальных групп трансформируется в межличностный конфликт между лидерами данных общностей, порой заслоняя общественное противостояние, либо конфликты этих групп перерастают в противоборство самих этих групп.

Многие социологи признают главной причиной возникновения конфликтов социальное неравенство, а именно – различия в отношениях собственности, власти и статуса. Следует различать социально-экономическое и социально-политическое неравенство. Первое возникает по причине конфликта материальных ресурсов, второе – из-за неудовлетворенности своим социальным статусом, положением в обществе. При определенных обстоятельствах борьба за перераспределение ресурсов может привести к смене господствующего класса. До сих пор не существовало примеров удавшейся ликвидации неравенства. Но задача государства – сдерживать его чрезмерный рост посредством перераспределения ресурсов в пользу обездоленных, что обезопасит от возникновения крупных социальных столкновений.

Конфликт возникает, когда интересы сильных классов, групп противоположны. Слабые группы в этой ситуации попадают в подчиненное положение, а при совпадении интересов могут находиться под их покровительством.

Существуют разные варианты классификации конфликтов. Они разбивают все виды конфликтов на классы по какому-то определенному признаку: по составу участников конфликта, по длительности конфликта, по его причинам, по формам протекания конфликта и др.

Итак давайте подробнее остановимся на каждой классификации.

1. По длительности:

— кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов);
— длительные (от нескольких часов до нескольких суток);
— затяжные (бессрочные, пока не найдется конструктивное решение).

2. По проявлению:

— скрытые (видимых проявлений конфликта недостаточно для того, чтобы судить о его наличии и особенностях);
— частично скрытые (видимые проявления конфликта не позволяют адекватно судить о его причинах, глубине, действиях участников);
— открытые (все проявления конфликта не скрываются участниками, а иногда даже принимают демонстративный характер).

3. По конфликтогенам:

— конфликты интересов,
— конфликты целей,
— конфликты ценностей,
— конфликты подходов и др.

4. По причине возникновения:

— естественные (возникшие без целенаправленного воздействия);
— преднамеренные (ставшие следствием целенаправленного воздействия).

5. По характеру причин:

— объективные (порождены объективными причинами, разрешаются чаще всего конструктивно);
— субъективные (порождены объективными, личностными причинами и, как правило, разрешаются деструктивно).

6. По организационной структуре:

— вертикальные (начальник-подчиненный);
— горизонтальные (без иерархических отношений);
— смешанные.

7. По уровню очевидности:

— скрытые;
— маскируемые;
— явные.

8. По ценностям:

— «плюс-плюс» (выбор из двух благоприятных вариантов);
— «минус-минус» (выбор из двух неблагоприятных вариантов);
— «плюс-минус» (выбор из неблагоприятного и благоприятного вариантов).

9. Открытость:

— Открытый конфликт — разногласия относятся к производственной сфере и выражают различные пути, ведущие к одной цели. Открытый конфликт чаще всего разворачивается на деловой основе и относительно безобиден.
— Скрытый конфликт основан на человеческих взаимоотношениях и является наиболее опасным, так как может осложнить отношения в коллективе.

10. По сферам проявления:

— экономические конфликты;
— идеологические конфликты;
— социально-бытовые конфликты;
— семейно-бытовые конфликты.

11. По степени длительности и напряженности:

— бурные быстротекущие конфликты (возникают на основе индивидуальных психологических особенностей личности, отличаются агрессивностью и крайней враждебностью конфликтующих сторон);
— острые длительные конфликты (возникают при наличии глубоких противоречий);
— слабовыраженные и вялотекущие конфликты (связаны с не острыми противоречиями или пассивность одной из сторон);
— слабовыраженные и быстротекущие конфликты (связаны с поверхностными причинами, носят эпизодический характер).

12. По предмету:

— реалистичные (предметные) конфликты (имеют четкий предмет);
— нереалистичные (беспредметные) конфликты (не имеют предмета или имеют предмет, который является жизненно важным для одного или обоих субъектов конфликта).

13. По сторонам конфликта:

— внутриличностные
— межличностные
— между индивидом и группой
— внутригрупповые
— межгрупповые

Внутриличностный конфликт – его носителем является отдельная личность. Содержание этого конфликта выражается в острых негативных переживаниях личности. Причины переживаний – противоречивые стремления, мотивы, интересы, ценности личности. Т.е. внутриличностный конфликт – это проблема между реальным и желаемым состояниями человека, между действительностью и возможностью.

Межличностный конфликт – это столкновение между людьми в процессе их взаимодействия. Например: противоречие между начальником и подчиненным по поводу размера зарплаты; противоборство между пассажирами в общественном транспорте и др. Причины конфликтов могут быть самые разные. Большое значение здесь имеют личностные качества людей, их психические, социально-психологические и нравственные характеристики.

Для возникновения межличностного конфликта необходимо одновременное наличие 3-х условий: противоречия в межличностном взаимодействии, противодействия оппонентов, переживания ими выраженных негативных эмоций по отношению друг к другу.

Конфликт между индивидом и группой – очень похож на межличностный. Но в то же время потенциальная возможность конфликта здесь высокая, т.к. группа организована определенным образом, имеет формального или неформального лидера, имеет структуру. Если конфликт конструктивный, то связь личности с группой укрепляется. Если конфликт деструктивный, то происходят дезидентификация личности и групповая дезинтеграция.

Внутригрупповой конфликт – это конфликт между микрогруппами в коллективе, или личностью и микрогруппой, или личностью и всем коллективом. Причины конфликта – противоположность целей сторон, сохранение или усиление своего социально-группового статуса, групповое доминирование, личная неприязнь друг друга, престиж, авторитет и др.

Межгрупповой конфликт – это столкновение интересов различных групп. Причины конфликта: экономические, политические, религиозные, классовые, этнические и др.

14. По результатам:

— Дисфункциональные конфликты — последствием таких конфликтов являются осложнения межличностных отношений и отсутствие результатов по проблемным вопросам.

— Функциональные конфликты помогают участникам трудового процесса лучше осознать цели организации, обратиться к своим неиспользованным резервам и сделать многое из того, что кажется невозможным в обычных условиях.

15. По социальным последствиям:

— конструктивные конфликты (в их основе лежат объективные противоречия, такие конфликты способствуют развитию организации);
— деструктивные конфликты (в их основе лежат субъективные причины, такие конфликты создают социальную напряженность и ведут к разрушению социальной системы).

С практической точки зрения классификация конфликтов важна, так как она позволяет ориентироваться в их специфических проявлениях и, следовательно, помогает оценить возможные пути их разрешения.