Кто принес дары младенцу иисусу. Какие подарили дары Волхвы младенцу Иисусу? И что значат эти дары? Как выглядят Дары волхвов

«Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь.

Дары волхвов - это золото, ладан и смирна, которые волхвы принесли в дар новорожденному Младенцу Христу.

На Рождество принято дарить друг другу подарки. Эта традиция восходит не только к образу святого Николая, который стал прототипом Санта-Клауса. У нее есть и евангельские корни - история волхвов и их даров.

Символизм:

Дары волхвов имеют символическое и пророческое значение:

  • Золото - как дар Царю,
  • Ладан - как дар Первосвященнику и Богу,
  • Смирна - как дар смертному Человеку.

История:

О волхвах пишет евангелист Матфей:

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (Мф 2 :1–2).

Не узнав ничего от Ирода, волхвы пошли дальше за звездой, которая привела их в Вифлеем: И се, звезда… пришла и остановилась над местом, где был Младенец… и войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну (Мф 2 :11).

Кто такие волхвы:

В оригинале Нового Завета волхвы названы как μάγοι , то есть маги. В древнегреческом языке это слово обозначает персидских (иранских) жрецов, астрологов и астрономов, которые обладали особыми знаниями.

От слова «волхв » образовано русское слово «волшебник ».

Евангелие не уточняет количество волхвов и их имена, но церковное предание называет троих: Каспар, Бальтазар и Мельхиор.

Согласно тому же преданию, все они впоследствии стали христианами и приняли крещение от апостола Фомы. Западное предание говорит о том, что апостол рукоположил волхвов в епископов. Их мощи были обретены святой царицей Еленой и сегодня находятся в Кельнском соборе (Германия).

Почитание волхвов в западной традиции или “три короля”

В некоторых европейских странах святых Каспара, Бальтазара и Мельхиора особенно почитают и называют “тремя королями”. 6 января по улицам Кельна и других немецких городов ходят дети в коронах и с посохами, символизируя собой волхвов. Они стучатся в дома, поздравляют жителей и получают взамен сладости или мелкие деньги. На дверях таких гостеприимных хозяев появляется надпись “В+С+М” – начальные буквы имен волхвов на латинском алфавите. Это делается в знак того, что жилище посетили сами “три короля” и благословили его.

Монастырь св. Павла на Афоне. Фото с сайта afonua.com

История даров после Успения Богородицы

Божия Матерь бережно хранила дары и перед своим Успением передала их Иерусалимской Церкви, где они находились до 400 года. Позже византийский император Аркадий перенес дары в константинопольский храм Святой Софии. После захвата Константинополя турками-османами, в 1470 году дары волхвов передала сербскому монастырю святого Павла на Горе Афон вдова турецкого султана Мурата II Мария, дочь правителя Сербии (она не приняла ислам и до конца жизни оставалась христианкой).

Согласно преданию, Мария лично хотела принести дары волхвов в монастырь, но перед стенами ее остановил небесный голос и напомнил о запрете женщинам находится на Святой Горе. В память об этом монахи установили крест, который называется Царицыным , а в стоящей рядом часовне изобразили встречу великих святынь насельниками обители.

Дары волхвов по сей день хранятся в 10 специальных ковчегах на Святой горе Афон (Греция) в монастыре святого Павла.

Две тысячи лет назад родился Иисус Христос. Хотя это произошло совсем тихо, об этом событии сегодня знает весь мир. Одна из самых запоминающихся деталей рождественской истории - это визит волхвов и их дары младенцу Иисусу.

Давайте вместе подробно рассмотрим этот эпизод, чтобы глубже понять Библейское предание.

Волхвы - это жрецы или маги, которые пришли к новорождённому Иисусу, следуя за Вифлеемской Звездой

О волхвах нам известно из Нового Завета. Их упоминает в связи с рождением Иисуса Христа автор Евангелия от Матфея:

«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где Родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему».

Звезда, о которой идёт речь, - загадка для историков и богословов. Есть разные мнения:

  • комета;
  • соединение Юпитера и Сатурна;
  • чудо, которое не имеет ничего общего с астрономией.

Но обо всём по порядку. Кто же такие эти волхвы, которые следовали за Вифлеемской звездой?

Волхвы могли быть магами, либо жрецами с Востока.

Вероятнее всего, речь о жрецах из Мидии или Персии. Текст Библии намекает именно на такою трактовку. Однако Священное Писание употребляет слово, которое можно перевести ещё как:

  • чародей;
  • волшебник.

Отдавая предпочтение идее о жрецах, мы не можем всё же однозначно утверждать, что это были представители персидского духовенства, а не колдуны. Слишком мало для того информации.

Также иногда их называют королями (царями - в православной традиции).

Волхвы могли знать иудейские предания, их поклонение Христу - исполнение пророчества из Ветхого Завета

Как же получилось, что иностранцы и иноверцы заинтересовались рождением Христа? Дело в том, что иудейские предания не были для них новостью. За 6 веков до тех событий еврейская религия уже была хорошо известна на Востоке.

Иудеи были в плену в Вавилоне, так что отпечаток их культуры навсегда остался на тех землях.

Мудрые люди, вроде жрецов, не могли не интересоваться подобными знаниями, а потому были в курсе о Библейском пророчестве:

«Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых».

А книга пророка Даниила даже давала информацию для вычисления времени рождения Мессии:

«Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена».

Так что волхвы, даже если они не были иудейского вероисповедания, вполне могли полюбопытствовать, что же за Христос явится в мир.

Они отправились к царю Ироду Великому. Такое решение не удивительно, ведь иудейская традиция рисовала Мессию как некого царя, поэтому и искать волхвы начали именно там.

Но Ирод Великий разочаровал путешественников, так как ничем помочь им не мог.

Со второй попытки волхвы всё же обнаружили убежище Марии и Иосифа - родителей Иисуса Христа. Точно неизвестно, что это было. Современная традиция считает, что семья ночевала в пещере, которая выполняла функцию хлева. В те дни многие люди прибыли в Вифлеем на перепись, так что мест в гостиницах просто не осталось.

Впрочем, Евангелие от Матфея говорит не о пещере, а о доме:

«И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему».

Поклонение волхвов младенцу часто рассматривают как начало исполнения ветхозаветного пророчества:

«Цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся Ему все цари; все народы будут служить Ему, ибо Он избавит нищего, вопиющего и угнетенного… и души убогих спасет».

(Пс. 71:10–13)

Волхвов иногда путают с пастухами

В Новом Завете есть похожий эпизод. К пастухам являются ангелы и возвещают о рождении Иисуса Христа:

«Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдём в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чём возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сём.

И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своём. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было».


Неизвестно, сколько было волхвов, но в Предании есть имена 3 из них

Имена волхвов часто создают путаницу и отражаются в неправильной иконографии. На самом деле, в Библии не сказано, как звали волхвов. Называть их поимённо - поздняя традиция, она возникла в Средневековье и не основана на Священном Писании. Вот такие имена преподобный Беда Достопоченный из монастыря святых Петра и Павла приписывает путешественникам:

  • Каспар;
  • Мельхиор;
  • Валтасар.

3 имени волхвов известно из текстов преподобного Беда Достопочтенного.

Но это вовсе не означает, что волохов было всего трое. Эта цифра, вероятно, связана с количеством даров, которые преподнесли младенцу Христу. Но к ним мы ещё вернёмся.

Помимо имён, Предание сообщает внешность этих трёх человек:

  1. Каспар - юноша без бороды.
  2. Мельхитор - чернокожий эфиоп.
  3. Валтасар - бородатый старец.

Возможно, что эти люди действительно существовали и были вождями большой группы путешественников, а может, действительно, странствовали втроём. Библия не даёт никаких зацепок для того, чтобы отдать предпочтение какой-либо версии.

Волхвы принесли Иисусу Христу 3 символических дара: золото, ладан и смирну

Очень важный момент в этой истории - дары волхвов. Путешественники прибыли не с пустыми руками, а с предметами, которые имели глубокое символическое значение.

Очевидно, что эти люди серьёзно готовились к своей миссии и видели в ней не просто визит вежливости или инициативу ради удовлетворения любопытства, а именно сокровенный смысл. Поэтому они знали, какие дары понравятся.


Вот что принесли волхвы в дар богомладенцу:

  • золото - такой выбор неудивителен, ведь волхвы полагали, что направляются к царскому наследнику. Этим драгоценным металлом платят дань правителю. Также золото - это материал для украшения священных реликвий, что могло бы подчеркнуть особое положение Мессии. Поэтому золото демонстрирует то, что Христос - царь, пусть и не в традиционном понимании этого слова;
  • ладан - это смола с приятным ароматом. Она стоила немалых денег. Применяли её в богослужениях, так что смысл такого выбора очевиден: Христос - наставник людей и истинный Первосвященник священник. По крайней мере, именно таким его представляли волхвы. Ладан подчёркивает духовную природу Мессии, его связь с Богом;
  • смирна - это погребальное благовоние. О том, какая участь предстоит Мессии, знали многие люди, знакомые со Священным Писанием. Ему надлежало принести великую жертву, умереть. Традиционно смирна использовалась при бальзамировании. Это подчёркивало благодарность за жертву Христа.

Волхвы принесли ему дары и удалились, ни о чём не сообщив царю Ироду Великому.

Волхвы заложили традицию дарить подарки на Рождество и Новый год

Так волхвы заложили многовековую традицию дарить подарки на Рождество. Хотя далеко не с них она вошла в обиход христиан и людей других вероисповеданий. Настоящий толчок для этой традиции дал Николай Чудотворец. Он имел богатое наследство и щедро им распорядился, когда узнал, что один бедняк не может выдать дочерей замуж из-за отсутствия приданного.

Николай Чудотворец стал прообразом современного Санта-Клауса с мешком подарков.

Тогда святой Николай Угодник ежегодно подбрасывал мешочки с золотом этому бедняку. Позже его образ под влиянием литературы трансформировался в доброго бородатого Санта-Клауса с мешком подарков.

С тех пор католики на Рождество, а православные - на Новый год делают родным подарки. Многие даже не знают, как дары принесли Иисусу и откуда взялась эта традиция. Но прижилась она повсеместно.

В память о волхвах, дети в Кёльне наряжаются в них 6 января и ходят благословлять соседей

Образ волхвов не столь популярен у христиан, как образ Христа, святых или пророков. И всё же кое-где их особенно почитают. Например, такая традиция есть в Германии. 6 января дети выходят на улицы в коронах и со шлейфами.

Они изображают мудрецов и королей, стучатся в двери к соседям, а люди им с радостью открывают. Ведь это радостная весть - завтра Рождество!

Дети в Кёльне наряжаются волхвами и навещают соседей за деньги или сладости.

Это очень напоминает Хеллоуин: дети исполняют песни, получают конфеты или деньги. Вся разница лишь в том, что здесь переодеваются не в героев массовой культуры, а волхвов.

Сами же «волхвы» могут благословлять хозяев.

Традиция эта наиболее широко распространена в Кёльне.

Дары волхвов сохранились на г. Афон, в монастыре святого Павла

О судьбе даров волхвов рассказывает предание. Мария хранила их всю жизнь, а перед смертью отдала в Иерусалимскую Церковь. Там они пролежали четыре века, пока реликвии не перенесли в новое место - в Константинополь. Такое решение принял император Аркадий.

Затем дары хранились шесть веков в Никее, поскольку Константинополь заняли латиняне. Следом их вернули назад, в столицу.

В 1453 столица христианского мира, Византия, пала. Тогда дары перенесли на гору Афон, в монастырь святого Павла.

Алла МИТРОФАНОВА, Тимофей КИТНИС
Дары волхвов

Что подарили Младенцу-Христу?

На Рождество принято дарить друг другу подарки. Эта традиция восходит не только к образу святого Николая, который стал прототипом Санта-Клауса благодаря своему доброму и щедрому сердцу. У нее есть и евангельские корни. Как сказано в Писании, новорожденному Христу пришли поклониться три мудреца с Востока. В русской традиции их принято называть волхвами. Это были ученые люди, которые занимались наблюдением звездного неба. Они принесли Младенцу Иисусу подарки — золото, ладан и смирну. Звали волхвов Каспар, Бальтазар и Мельхиор.
Откуда пришли волхвы?

Про имена волхвов в Евангелии ничего не сказано — они известны из Предания. Об их поклонении новорожденному Христу из четырех Евангелистов пишет один только апостол Матфей, остальные опустили этот факт. Но тому есть логичное объяснение. Матфей писал свое Евангелие для народа Израиля, а потому его текст содержит массу сведений, принципиально важных именно для иудеев и именно им понятных с полуслова. Скажем, земная «родословная» Христа, с которой начинается Евангелие от Матфея, ссылки на древние пророчества, цитаты из псалмов — все это своеобразный код, по которому Израиль мог распознать своего Мессию. При чем же здесь волхвы? Дело в том, что они, по одной из версий, были родом из Месопотамии. С этой землей была связана история ветхозаветного пророка Даниила. Он жил в Вавилоне и предсказал в том числе такие подробности, как время прихода Мессии. Знание об этом пророчестве в Вавилоне сохранилось. Иудеи же, в свою очередь, очень хорошо знали Ветхий Завет, одна из книг которого — как раз Книга пророка Даниила. Для иудейского сознания вполне логично было получить сведения о том, что мудрецы с Востока, из Месопотамии, пришли поклониться родившемуся Богу.


Ладан, золото, смирна

Поклонение волхвов. Джентиле да Фабриано, 1423

Собственно, христиане почитают трех волхвов именно за то, что они первыми из числа людей, не принадлежащих богоизбранному израильскому народу, пришли поклониться Христу и признали Его Мессией. Они принесли Спасителю очень символичные дары. Золото было преподнесено Ему как Царю царей. С одной стороны, это символ дани, которую подданные приносят своему правителю. С другой стороны, золото всегда использовалось для изготовления самых роскошных вещей, а нередко им украшали и священные реликвии. Золотыми были херувимы на Ковчеге Завета в Иерусалимском храме, золотыми нимбами украшают лики святых на иконах, золотыми куполами нередко увенчивают храмы… Кроме того, золото — это и символ мудрости («золотые слова», «молчание — золото») и вечности (в силу того, что этот металл не портится со временем). Все эти свойства и смыслы дают очень глубокое понимание того, почему золото было принесено в дар Христу. Ведь Царь царей — мудрейший и славнейший, Тот, Кто имеет власть и всегда использует ее во благо.

Ладан, дорогая ароматическая смола, была преподнесена Христу как Богу и Первосвященнику. Это благовоние традиционно используется для каждения, которое совершает священнослужитель. Так символически выражается благоговение человека перед Богом. Кроме того, каждение напоминает, что повсюду в мире, во всем пребывает Святой Дух, третья ипостась Бога-Троицы. Что же касается чина Первосвященника… Ветхозаветный царь Давид назвал Христа Иереем по чину Мелхиседека, древнего царя, который одновременно был и священником. Об этом человеке мало что известно. Но в Книге Бытия с ним связан один очень символичный эпизод. Когда к Мелхиседеку пришел Авраам, тот приветствовал гостя особым образом — вынес ему хлеб и вино, то есть прообраз Евхаристической жертвы Нового Завета. Поэтому Христа, Который установил Таинство Евхаристии, Тело и Кровь Которого в виде хлеба и вина принимают христиане во время причастия, со ссылкой на Мелхиседека называют Первосвященником.
Смирну, погребальное благовоние, волхвы подарили Христу как Тому, Кто должен умереть за людей. Возможно, они знали из пророчеств, какова будет судьба Мессии, что Он претерпит гонение и страдания, взойдет на крест и отдаст Свою жизнь, чтобы избавить людей от смерти.
А за Его смертью последует Воскресение — то, ради чего Он приходил и почему Его так ждали.

Где искать рождественских волхвов?

Однако не только дары волхвов были символичными. Не менее важно и то, что мудрецы проделали огромный путь, чтобы поклониться Христу. Волхвами двигало желание найти Бога — пожалуй, один из самых важных побудительных мотичтобы поклониться Христу. Волхвами двигало желание найти Бога — пожалуй, один из самых важных побудительных мотивов в жизни человека. Этот поиск и привел их в Иудейскую землю. Правда, сначала они отправились не в Вифлеем, а в Иерусалим, к царю Ироду, ошибочно полагая, что Царя царей надо искать во дворце правителя. Трагические последствия этой ошибки известны: безумный Ирод узнал от мудрецов, что родился новый Царь Иудейский, по своим источникам выяснил, что произошло это в Вифлееме, и приказал истребить там всех детей младше двух лет. Их теперь почитают как первых мучеников за Христа.
А волхвы пошли дальше за Звездой, оказались в городке Вифлееме и встретили там своего Бога. Дальнейшая их судьба доподлинно не известна. Предание говорит, что они проповедовали Христа и приняли мученическую смерть в Месопотамии. Христианская община с особым почтением отнеслась к их захоронению. Почему? Дело в том, что три рождественских волхва прославлены как святые. Правда, у западных христиан их почитание гораздо более распространено, чем, например, в России. Но в Берлинской и Германской епархии Русской Православной Церкви их тоже любят и приходят к ним молиться в Кёльнский собор — именно там теперь находятся их мощи. Раньше, начиная с V века, святыня хранилась в Медиолане (современный Милан). Оттуда в Кёльн в XII веке их перевез Фридрих Барбаросса. Жители города очень полюбили эту святыню и решили построить для нее совершенно уникальный «ковчег». В средние века была хорошая традиция ради сохранения великой реликвии специально строить собор, такой красивый, какого еще не бывало в городе. И ради «трех королей», как прозвали в Германии рождественских волхвов, начали строить величайший шедевр готики — Кёльнский собор. В самом его центре — в алтаре, в реликварии работы искусного мастера Николая Верденского — мощи трех волхвов и находятся по сей день.


B+С+M

Народная любовь к «трем королям» сохраняется в Германии по сей день и проявляется совершенно по-особому. 6 января, в память об их шествии вслед за Звездой, на улицах Кёльна и многих других городов можно увидеть интереснейшие процессии. Дети, укутанные в блестящие шлейфы, с коронами на головах и посохами в руках ходят по домам и стучатся в двери. Им с радостью открывают: еще бы, ведь пришли рождественские волхвы, мудрецы с Востока, которые последовали за Вифлеемской звездой и поклонились Христу! Еще пару часов назад «мудрецы» вместе со своими родителями ждали в соборе начала богослужения, после которого им открыли ковчег со святыней, и они один за другим прошли под высоким престолом, на котором ковчег установлен. «Поздоровавшись» таким образом с волхвами, дети облачились в специально приготовленные костюмы и рассыпались по городу — навещать соседей. Волхвы исполнят рождественские песни и стихи, а взамен попросят чего-нибудь вкусного или мелких денег. Хозяин, который одарит волхвов, в свою очередь тоже получит подарок — благословение. На косяке его двери появится надпись: «B+С+M», с указанием текущего года, например, 2014. Это значит, что Бальтазар, Каспар и Мельхиор посетили дом и благословили его. И сегодня не только в Кёльне, но и в Баварии и других религиозных землях Германии трудно найти дверь, не украшенную заветными буквами.
Сами же Дары волхвов — золото, ладан и смирна — хранятся на Афоне, в монастыре святого Павла Ксиропотамского. Их вывозят в разные земли Греции, чтобы у верующих была возможность прикоснуться к святыне. А на Рождество 2014 года Дары волхвов привезут со Святой Горы в Москву.

Елена Слободян

6 января 2014 года в храм Христа Спасителя прибудут Дары волхвов — великая христианская святыня впервые доступна верующим вне пределов Греции.

В Рождественский сочельник христиане вспоминают евангельский рассказ о поклонении новорождённому Христу волхвов, которых привела к Нему чудесная звезда над Вифлеемом. Волхвы преподнесли дары — золото, ладан и смирну. Частицы Даров волхвов — одна из немногих реликвий, связанных с земной жизнью Спасителя и сохранившихся до наших дней.

В Евангелии слово «волхвы» означает звездочётов и мудрецов. Наблюдая за небесными светилами, они увидели неизвестное доселе явление и, зная о древнем пророчестве, отправились в Вифлеем, чтобы увидеть родившегося Царя Славы. Сами евангелисты не упоминали количество и имена волхвов — рассказ о трёх (по числу даров) волхвах (на западе — королях) появился в раннехристианской литературе и был дополнен в Средневековье. Согласно традиции, волхвов изображают людьми трёх возрастов (Бальтазара — юношей, Мельхиора — зрелым мужчиной, Каспара — седым старцем) и трёх сторон света (Бальтазар — африканец, Мельхиор — европеец, Каспар — представитель Азии). По преданию, позже волхвы были крещены апостолом Фомой и приняли мученичество в восточных странах. А их мощи были найдены императрицей Еленой Константинопольской и положены сначала в Константинополе, а затем перенесены в Западную Европу, где сейчас хранятся в Кёльнском соборе.

Как выглядели и что символизировали Дары волхвов?

Волхвы принесли Младенцу три дара: золото, ладан и смирну (мирру). Каждый из даров имел своё символическое значение:

золото — дар Младенцу как царю, указывающий на то, что Иисус родился, чтобы быть Царём;

ладан — дар Ему как Богу;

смирна , благовонная смола — символ жертвы Христа, дар тому, кто должен умереть.

Именно эти дары положили начало возникшей в христианском мире традиции дарить подарки на Рождество и вообще новорождённым.

По преданию, Дары волхвов Пресвятая Богородица передала христианской общине Иерусалима, после чего они были перенесены в Константинополь в храм Святой Софии. После завоевания Константинополя турками в XV веке дочь сербского князя Мария Бранкович перевезла Дары волхвов на Афон, где они хранятся уже более 500 лет в Афонском монастыре Святого Павла.

Реликвия представляет собой 28 треугольных и квадратных золотых пластин, к ним на серебряной нити прикреплены 60 бусин, состоящих из смеси ладана и смирны.

Сегодня части реликвии хранятся в десяти особых ковчегах — и несколько из них будут доступны в дни рождественских праздников в Москве в храме Христа Спасителя.

«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим с востока и говорят: где Родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2:1–2), - рассказывает Евангелист Матфей.

Еще за 6 веков до Рождества Христова, во время вавилонского пленения иудеев, религиозные мыслители Востока впервые открыли для себя Библию и познакомились с древним пророчеством о Вифлеемской звезде провидца и прорицателя Валаама, предсказавшего приход Мессии: «Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Числа. 24:17). Тогда же, во время вавилонского плена, пророк Даниил предсказал точную дату рождения Мессии (Дан. 9:25). О ней знали в каждом еврейском доме. Знал ее и царь Ирод.

Именно поэтому расспросы волхвов о Царственном Младенце так перепугали Ирода. Посоветовавшись с первосвященниками и книжниками, Ирод выяснил, что именно Вифлеем был тем местом, где должен родиться Мессия по предсказанию пророка Михея (Мих. 5:2).

Тогда «тайно», как говорит нам Евангелие, призвав к себе во дворец волхвов и узнав от них, что звезда стала видимой на небосклоне еще до рождения Того, Кого они ищут, и что именно она вела их в пути, Ирод поручил им отыскать в этом маленьком городке Младенца, чтобы и он, Ирод, мог поклониться Ему. Когда же волхвы вышли из Иерусалима, звезда вновь осветила им путь и привела их к дому, где в то время находились Матерь Божия с Сыном и праведный Иосиф Обручник: «И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему» (Мф. 2:11).

Кем же были волхвы, пришедшие поклониться Богомладенцу? Это событие становится предметом размышлений многих толкователей уже в самых ранних памятниках христианской литературы. Следуя ветхозаветной традиции, христианство изначально негативно оценивает магию и астрологию как занятия, несовместимые с представлением о свободе воли и Промысле Божием о человеке. Однако Евангелист Матфей говорит о волхвах в позитивном смысле, как о людях, совершающих благочестивый поступок, в отличие от иудеев, не принявших Спасителя. Языческий мир признал Спасителя, а богоизбранный народ не узнал своего Господа и Творца. Говоря о , Евангелист употребляет термин μάγοι (маги, волшебники). В античной литературе существуют 2 значения этого термина: люди, принадлежащие к персидским зороастрийским жрецам, и вавилонские жрецы-астрологи. Из какой страны пришли эти мудрецы-звездочеты, определенно сказать невозможно: скорее всего, из Персии или Вавилонии. В этих странах были известны мессианские ожидания иудеев благодаря пророку Даниилу. Уже со II века в раннехристианской литературе родиной волхвов нередко называли Аравийский полуостров, тем самым связывая их с ветхозаветными пророчествами о поклонении иноземцев мессианскому Царю Израиля: «Цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся Ему все цари; все народы будут служить Ему, ибо Он избавит нищего, вопиющего и угнетенного... и души убогих спасет» (Пс. 71:10–13).

Персидский царь Хосров II Парвиз, уничтоживший во время завоевания Палестины в VII веке почти все христианские храмы, пощадил Вифлеемскую церковь Рождества Христова из-за фресок, на которых волхвы изображены в персидских одеяниях.

В Евангелии не сказано, сколько именно волхвов пришло к Младенцу, но принято считать, что их было трое - по числу даров. Их имена - Каспар, Мельхиор и Валтасар - впервые встречаются у преподобного Беды Достопочтенного (†735). В некоторых повествованиях имеются данные и об их внешнем виде: Каспар оказывается «безбородым юношей», Валтасар - «бородатым старцем», а Мельхиор - «темнокожим» или «черным», происходящем из Эфиопии.

Итак, войдя, волхвы «пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф. 2:11). Каждый из этих даров имел символическое значение. Золото было принесено Иисусу как Царю Иудейскому, ладан - как Богу. Смирна (мирра) - дорогое ароматическое вещество, применявшееся для бальзамирования тел при погребении, - как Спасителю, Ставшему Сыном Человеческим, Которому были предсказаны «многие страдания и погребение».

Поклонившись Младенцу, волхвы, «получив во сне откровение не возвращаться к Ироду», минуя Иерусалим, вернулись в свои земли.

Согласно преданию, впоследствии все они стали христианами и проповедниками Евангелия. Их крестил святой апостол Фома, который благовествовал в Парфии и Индии. В западных преданиях говорится даже о рукоположении их апостолом Фомой во епископов. Мощи волхвов были обретены святой равноапостольной царицей Еленой в Персии и положены в Константинополе, а в V веке перенесены в Милан. В настоящее время золотой находится в Кельнском соборе.

Честные дары волхвов Матерь Божия бережно хранила всю жизнь. Незадолго до Своего Успения Она передала их Иерусалимской Церкви, где они находились вместе с поясом и ризой Богоматери до 400 года. Позже дары были перенесены византийским императором Аркадием в Константинополь, где их поместили в храме Святой Софии.

Так что же такое дары волхвов? Какие они?

Золото, принесенное волхвами, - это 28 небольших золотых пластин-подвесок в форме трапеций, четырехугольников и многоугольников, украшенных изящным, филигранно выполненным орнаментом. Рисунок ни на одной из пластинок не повторяется. Ладан и смирна, принесенные раздельно, когда-то были соединены в небольшие, величиной с маслину, шарики темного цвета. Их сохранилось около семидесяти. Соединение это очень символично: ладан и смирна, принесенные Богу и Человеку, соединены так же неразрывно, как во Христе соединились две природы - Божественная и человеческая.

В 1453 году султан Мухаммед (Мехмед) II осадил и взял Константинополь. Византийская империя пала. Матерью молодого султана была сербская принцесса Мария (Мара) Бранкович. Во времена османского владычества европейские монархи часто стремились породниться с Портой, чтобы хоть как-то облегчить своё существование. Так дочь сербского правителя Георгия Бранковича Мария оказалась замужем за султаном Мурадом (1404–1451). Мария не приняла ислам и до конца своих дней оставалась православной. Невозможно даже представить себе, что чувствовала она, видя, как рушатся стены великого христианского города и гибнут в муках ее братья и сестры по вере! Но эта личная трагедия сербской принцессы обернулась настоящим счастьем для христианской истории. Благодаря ей были спасены и сохранились многие православные святыни. Мехмед II, очень любивший свою мать и уважавший её религиозные чувства, не препятствовал этому.

Помимо собирания святынь султан позволил матери взять под свое личное покровительство и защиту Святую гору Афон - монашескую страну, помогать которой считали за честь все предыдущие правители Константинополя. Традиция, заведенная Марией Бранкович, так понравилась султаншам последующих веков, что они, даже будучи мусульманками, истово берегли эту твердыню Православия вплоть до падения Порты.

В 1470 году Мария Бранкович решилась посетить Афон, который она так любила с детства и на земле которого мечтала побывать, несмотря на тысячелетнюю монашескую традицию, запрещавшую женщинам приезжать на Святую Гору. Больше всего ей хотелось увидеть , в котором подвизалось тогда много сербов. Эту обитель очень любил её отец - Георгий Бранкович. Он построил здесь храм во имя своего святого покровителя Георгия Победоносца.

Корабль Марии пристал к берегу неподалеку от монастыря святого Павла. Мария везла с собой 10 ковчегов со спасенными святынями, среди которых были и Дары волхвов. Во главе торжественной процессии Мария стала подниматься в гору. На полпути к монастырю она в изумлении остановилась, услышав голос: «Не приближайся! Отсюда начинается царство Иной Владычицы, Царицы Небесной, Госпожи Богородицы, Предстательницы и Охранительницы Святой горы». Мария упала на колени и стала молиться, прося прощения за своеволие у Царицы Небесной. Навстречу Марии из монастыря вышел игумен с братией, которому она передала ковчеги со святынями. После этого Мария вернулась на корабль.

На том месте, где стояла когда-то коленопреклоненная Мария, был поставлен крест, называемый Царицыным. В стоящей рядом часовне изображена встреча иноками этих великих святынь.

А драгоценные дары с благоговением сохраняются в монастыре святого Павла по сей день. Монахи хорошо понимают, сколь велика духовная и историческая ценность святыни, поэтому после ночного богослужения выносят дары из ризницы в небольшом серебряном ковчеге на поклонение паломникам. Дары источают сильное благоухание, и когда их открывают, благоуханием наполняется вся церковь. Монахи-святогорцы заметили, что дары подают исцеления душевнобольным и одержимым беснованием.

…Некоторые паломники рассказывают, что когда монахи подносили к их уху одну из золотых подвесок, от нее чудесным образом слышался как бы шепот, рассказывающий о чудесном Рождении в мир Предвечного Младенца...