Слово об исцелении расслабленного в капернауме. Исцеление расслабленного в Капернауме. Евангельский рассказ о дерзновении в вере и любви друзей. Воскресное Евангелие: Исцеление расслабленного, как спастись от греха

Размышления Андрея Музольфа в Неделю о Расслабленном.

Все, что было совершено Господом нашим Иисусом Христом во время Его земной жизни, мы можем осознать только в свете того события, которое особенным образом мы вспоминаем уже на протяжении трех последних недель. И событие это – Воскресение Христа.

Что такое Воскресение? По словам святого апостола Павла, вера в Воскресение Христово – это, прежде всего, выражение нашей надежды на то, что каждый из нас, будучи смертным, однажды воскреснет для вечной жизни в Боге. Главная истина христианства выражается в том, что Бог приходит в этот мир не для того, чтобы Ему служили, но чтобы Самому послужить человеку. Святые отцы неоднократно говорят о том, что Сын Божий становится Сыном Человеческим, чтобы спасти человека и возвратить ему утраченное грехопадением блаженство богообщения. Именно поэтому мы имеем полное право говорить о том, что Воскресение Христа коренным образом изменило ход всей человеческой истории. И именно поэтому воскресные евангельские чтения послепасхального периода говорят нам ни о чем ином, как о победе Христа над смертью.

Один из евангельских отрывков повествует нам о том, как однажды Христос исцелил некоего расслабленного у Овчей купели. Кто такой расслабленный? Расслабленный – это такой человек, у которого все тело или только некоторые его органы парализованы. В связи с этим расслабленный человек лишается возможности двигаться. Таким образом, в нем проявляется разрыв между волей и действиями: человек хочет что-то сделать, но не может, так как тело его не слушает.

Весьма характерно, что в Евангелии только Христос как истинный Бог совершает чудеса исцеления расслабленных людей. В этом проявляется некая связь: связь телесного, физического здоровья человека с его духовным, нравственным состоянием. Преподобный Ефрем Сирин говорит: большинство болезней человека происходят от неправильного направления воли – то есть от греха, и потому, чтобы исцелить ту или иную болезнь, сначала нужно победить в себе грех как причину болезни. Именно это и повелевает Христос расслабленному: иди и не греши более, чтобы не случилось с тобой чего худшего.

Всякая болезнь, постигающая человека, не возникает сама по себе, без всяких причин. От того, как мы живем, как соблюдаем евангельские заповеди и общечеловеческие нормы, зависит наше состояние. Если мы пренебрегаем заповедями Христа о духовном совершенстве, то обязательно будем больны душой. Болезнь же души влечет за собой болезнь тела. Грех, будучи нарушением воли Божией, разрушает взаимосвязь души и тела, расстраивает их единство и делает нас расслабленными – расслабленными прежде всего духовно.

Таким образом, физическая болезнь присутствует в мире как отображение болезни духовной. Следовательно, подлинное исцеление человека может быть только тогда, когда он освобождается от греха. Именно поэтому Христос, прежде чем исцелить человека от физической болезни, говорит ему: «Прощаются тебе грехи твои!» Только осознав эту внутреннюю связь духовного и физического в человеке, мы сможем понять, насколько важно внутреннее, духовное измерение нашей жизни для полноты человеческого бытия.

Однако появляется другая сложность: для того чтобы получить исцеление, недостаточно просто теоретически согласиться с той мыслью, что каждый из нас духовно болен, нужно при этом осознать бедственность подобного состояния и захотеть, взалкать этого исцеления. По словам преподобного Исаака Сирина, грех настолько поражает духовную природу человека, что человек уже даже не чувствует того вреда, который от него происходит. Грешник упояется грехом подобно тому, как пес, лижущий пилу, пьянеет от вкуса собственной крови. Именно поэтому прежде чем исцелить расслабленного, Господь спрашивает у него: хочешь ли быть здоров? По мысли святых отцов, Иисус делает это только потому, чтобы не навязывать Себя человеку. Никто никогда не может быть спасен Богом насильно. Все совершается Творцом только с учетом человеческой свободы. Кстати, именно поэтому и возможен вообще ад, который очень точно определен одним христианским писателем как памятник человеческой свободе. Спасение – это синергия, сотрудничество человека и Бога, причем в этом процессе Бог действует первым, Он первым выходит навстречу человеку, как мы помним об этом из евангельской притчи о блудном сыне.

«Хочешь ли быть здоров?» Этот вопрос дает нам полную свободу выбора, и потому мы уже не вправе обвинять Бога в своих проблемах. Никто никогда не поможет нам в деле нашего спасения, пока мы сами того не пожелаем. Даже Бог… Именно об этом, кстати, говорят слова расслабленного, прозвучавшие в ответ на вопрос Христа: «Хочешь ли быть здоров? – Хочу… но не имею человека».

Подобные слова в древности однажды прозвучали из уст одного философа, который ходил средь бела дня по городу с факелом и взывал: «Ищу человека». Точно такая же ситуация описана несколько прикровенно и в Евангелии: расслабленный лежал возле купели, расположенной недалеко от Иерусалимского храма. Следовательно, мимо должны были проходить многие верующие люди, в том числе и представители ветхозаветного священства. Но точно так же, как и в притче о милосердном самарянине, они не спешат помочь страждущему человеку и проходят мимо. И только Бог, ставший Человеком, спасает несчастного.

Слова расслабленного «Не имею человека» говорят еще и о другом. Так, святитель Игнатий Кавказский, толкуя данное место из Евангелия, пишет, что мы не должны надеяться на человеческие силы в деле своего исцеления. Ни врачи, ни ближние, ни мы сами не можем себе помочь в том, чтобы очиститься от греха. Только Господь по милосердию Своему очищает душу нашу от скверны и дает нам полное исцеление.

Таким образом, мы видим, насколько физическое здоровье человека зависит от духовного. И потому, если мы хотим обрести здоровье телесное, прежде всего нам следует обратить внимание на свою душу.

Почему Церковь говорит нам об этом именно в четвертую Неделю после Пасхи? Потому что, по словам святителя Николая Сербского, Христос был распят и воскрес именно для того, чтобы победить в человеке грех и даровать ему вечную жизнь. Победа над грехом – это и есть победа над вечной смертью, а вечная смерть находится не где-нибудь, а в самом сердце человека. Победив смерть, Христос дает и каждому из нас возможность участвовать в Его вечной, божественной жизни. Но осуществляется такая возможность только при условии приобщения человека к тому, образом чего, собственно, и являлась та Силоамская купель, о которой мы слышали сегодня в Евангелии. Силоамская купель, по словам святителя Игнатия Кавказского, – это образ Церкви, и только в Церкви, только в Ее спасительных Таинствах возможно исцеление человека, его спасение и обожение. Именно в Церкви как Теле Христовом действует та благодать, которая способна исцелить любые наши недуги: как физические, так прежде всего и духовные.

Вконтакте

Исцеление расслабленного при Овчей купели - одно из чудес, совершенных Иисусом.

Согласно Евангелию от Иоанна (Ин.5:1-16), это чудо произошло у Овчих ворот рядом с фонтаном или прудом, который по арамейски назывался Вифезда (досл. «дом милосердимя».

Вода из купальни считалась чудодейственной, когда

«ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью».

При купальне всегда было множество больных людей, которые желали получить исцеление и старались быть первыми при вхождении воду.

Одним из них был расслабленный, страдающий своей болезнью 38 лет и почти потерявший надежду на исцеление, так как некому было опустить его в купальню при возмущении воды.

Palma Giovane (1548–1628) , Public Domain

Когда Иисус увидел его беспомощно лежащим и узнал, что он лежит долгое время, сказал ему: «возьми постель твою и ходи».

И расслабленный тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошёл.

Bartolomé Esteban Murillo (1617–82) , Public Domain

Это чудо было совершено в субботу и, видя расслабленного, несущего свою постель, иудеи говорили: «сегодня суббота; не должно тебе брать постели», на что он отвечал - «Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи», но не мог сказать, кто исцелил его.

Овчая купель (Исцеление расслабленного). Николай Бруни Бруни Николай Александрович (1856-1935) , Public Domain

Позже в храме его встретил Иисус и сказал:

«вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже».

Когда стало известно, кто совершил исцеление в субботу, то «искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу».

Фотогалерея



Полезная информация

Исцеление расслабленного при Овчей купели
англ. Healing the paralytic at Bethesda

Евангелие от Иоанна

1 После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. 2 Есть же в Иерусалиме у Овечьих [ворот] купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. 3 В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, 4 ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил [в нее] по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. 5 Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. 6 Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? 7 Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. 8 Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. 9 И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. 10 Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. 11 Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. 12 Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? 13 Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. 14 Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. 15 Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус. 16 И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие [дела] в субботу.

Дополнительное чтение

«Это завещание Господа имеет для нас значение величайшей важности. Оно возвещает нам, что мы подвергаемся болезням и прочим бедствиям земной жизни за согрешения наши. Когда же Бог избавит нас от болезни или бедствия, а мы снова начнем проводить греховную жизнь, то снова подвергаемся бедствиям, более тяжким, нежели какими были первые наказания и вразумления, посланные нам от Бога».

Святитель Игнатий (Брянчанинов) Поучения в неделю о расслабленном. О наказаниях Божиих .

«Блажен человек, переносящий все страдания в жизни сей с терпением и упованием на Бога! Один его день перевесит на весах небесных месяцы и годы безбожника, который или веселится без страданий, или страдает без терпения и упования на Бога».

После исцеления прокаженного в Галилее и после путешествия в Иерусалим, Христос опять пришел в Капернаум; «и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово». Среди слушателей, – как свидетельствует Евангелист Лука, – «сидели фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелениибольных».

Повидимому, в это время Христос исцелил многих недужных, как Он делал это обыкновенно при стечении народа, но здесь синоптики подробно описывают чудо исцеления лишь одного расслабленного, которого внесли в дом через разобранную крышу и положили на пол пред Иисусом.

Об этом событии, Евангелисты рассказывают так: «...пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный». «И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои».

Здесь, прежде всего, надо отметить, что Христос совершает чудо прощения грехов расслабленному по вере «их», т.е. по вере четырех принесших больного. Это есть могущественная «соборная вера», о которой впоследствии Господь сказал: «Если двое или трое согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего небесного» ().

Самого больного Христос ободряет и милует властным словом: «дерзай, чадо!» (т. е. сын, дитя): – будь смелым в своей вере и надежде, не бойся ни необычайности условий, в которых ты оказался, ни этой толпы людей, которая тебя окружает; ты грешен, но твои грехи прощаются тебе по вере тех, кто тебя жалеет и любит, и по твоей собственной вере!

Услышав слово Христа о прощении грехов, фарисеи и законоучители заволновались и начали шептаться между собою, говоря сами в себе: «что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» – Эти люди не способны были ощутить в сердце своем присутствие среди них Самого Бога, а их религиозная догматика не допускала прощения грехов человеком – человеку. Они не знали – хотя и могли бы знать, как «законоучители» – и того, что всякая болезнь есть следствие греха.

Узнав духом Своим мысли своих противников, Христос сказал им: «Для чего так помышляете в сердцах ваших?» И тут же установил перед ними истину о неразрывной связи греха и болезни: «Что легче?» – спросил Он фарисеев, – «сказать ли расслабленному: «прощаются тебе грехи?» или сказать: «встань, возьми свою постель и ходи?»

Такими словами, Христос как бы провел знак равенства между этими двумя понятиями, т.е. что если бы не было греха – не было бы и болезней. Грехопадение есть общая причина болезней и страданий человечества. Но власть над силами греха в руках Сына Человеческого. А Он присутствует здесь, в доме, и это Он прощает и исцеляет!

И тогда Христос ясно объявил Своим противникам: «Но (надо) чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи». И обратись к расслабленному, сказал ему: «Тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой»

И чудо совершилось: расслабленный встал и вышел пред всеми, «так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали». А по Матфею: «Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам».

Для этого народа Иисус был здесь «человеком», облеченным властью от Бога. Для народа, как видно, в этом чуде открывалась не вся истина о Христе, как Сыне Божием, но только одна сторона этой истины. Тайна Бого-Сыновства оставалась непосгижимой.

Истина: Вместе мы можем сделать для Бога намного больше.

Цель: Учить никогда не отчаиваться и быть уверенными в Боге.

Догматика: Церковь (в единстве — сила).

Практическое христианство: Любовь к ближнему (настойчивость друзей в помощи ближнему).

Заинтересованность:

Учитель с будильником в руках: «Это старый будильник. Все знают его. Мало кто может похвалиться, что обходится без его помощи. Особенно он нужен тогда, когда важно вовремя проснуться. Люди отдыхают. Они спокойно спят. Они уверены, что будильник их не подведёт. Когда наступает нужное время, он изо всех сил звонит (будильник звонит). Бывает так, что его хозяин крепко спит и не слышит звонка. Поэтому он снова и снова звонит, звонит. Частенько ему достается за настойчивость. Но он не обижается. Главное ведь сделать то, что тебе поручили».

С телефоном:

«Телефону тоже помогает настойчивость тех, кто пользуется им. Однажды ему пришлось звонить очень долго. Его хозяин был уверен, что звонка ждут в доме его друзей. Он набрал нужный номер, но никто не ответил ему. Хозяин подождал. Но в ответ по-прежнему молчание. Настойчивый человек продолжал ждать. Прошло еще время. Он ждал. Представляю, как раззвонился телефон в доме друзей его хозяина. Вдруг в трубке что-то щелкнуло, и послышался знакомый голос. Оказалось, что дети шалили и спрятали телефон под подушку, поэтому родители не сразу услышали телефонный звонок. Если бы не настойчивость их друга, очень важный разговор не состоялся бы».

Стук в дверь. Учитель делает вид, что не замечает, продолжает говорить о том, как часто в жизни нам нужно проявлять настойчивость. Все это время стук в дверь продолжается, он становится все громче и громче. Дети должны подсказать, что кто-то стучит в дверь.

  • Кто это?

В класс входит кто-нибудь из настойчивых взрослых.

Библейская история:

  1. Иисус в Капернауме.
  2. Четыре мужчины бегут к дому их друга.
  3. Описание больного.
  4. Друзья несут больного к дому, где находится Иисус.
  5. Толпа мешает друзьям показать больного Иисусу.
  6. Друзья находят лестницу и разбирают крышу.
  7. Больной у ног Иисуса.
  8. Больной здоров благодаря настойчивой вере друзей.

Повторение библейской истории по рисунку.

Золотой стих:

2Пар.14:11«…Помоги же нам, Господи, Боже наш, ибо мы на Тебя уповаем…»

Всякий раз, когда возникает препятствие на пути, нужно сказать: «Помоги же нам, Господи, Боже наш, ибо мы на Тебя уповаем». Дети делятся на 3 группы:

  1. «Помоги же нам».
  2. «Господи, Боже наш».
  3. «Ибо мы на Тебя уповаем».

Каждая группа несколько раз повторяет свое словосочетание. Дети выстраиваются в шеренгу и каждый, говоря по слову из золотого стиха, выступает вперед. Потом можно поменять группы местами.

Поделка:

«Помощь другу» Раскрасить и согнуть по линиям сгиба.

Применение:

  1. «Помоги другу» — спросить детей: чем они могли помочь своему другу, который заболел.(позвонить ему, навестить вместе с родителями, рассказать о уроке в воскресной школе, помолиться вместе с ним и т. д.). Попросить их поделиться в следующее воскресение, на уроке воскресной школы, чем они смогли помочь своему другу.
  2. Молитва. Спросить детей, бывали ли в их жизни ситуации, когда они обещали родителям быть послушными, но не смогли. Или молились о чём-то, но не получили просимого. Призвать детей не отчаиваться, но быть настойчивым и продолжать молиться

Христос приходит в сотворенный им мир и исцеляет душу от греха. У человека есть четыре помощника в этом деле спасения: презрение к себе (смирение), исповедь согрешений, обещание воздерживаться от зла и молитва к Богу. Так толкуют святые отцы евангельскую историю об исцелении расслабленного, случившуюся вечером, две тысячи лет тому назад в зимнем и сыром рыбацком поселке на берегу библейского озера Кинерет. Рассказывает игумен АГАФАНГЕЛ (Белых) - координатор сектора миссионерских станов Синодального миссионерского отдела.

1 «Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме.
2 Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.
3 И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо;
4 и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.
5 Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.
6 Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих:
7 что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?
8 Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?
9 Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?
10 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - говорит расслабленному:
11 тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.
12 Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали».
(Мк. 2:1-12)

Мало кто обращал внимание на то, что среди множества городов, упоминаемых евангелистами, только один носит название «своего города» Иисуса. Так его именует Матфей: «…и прииде во свой град». И это не Вифлеем, где родился, Господь, Не Назарет, где Он вырос, и даже не Иерусалим. Это Кфарнахум, - «дом утешения», один из городов, где наиболее явлено было сил Его, который «вознесся до неба» и которому суждено за неверие низвергнутся до ада: «земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе».

Библейскому Капернауму ныне уже более двух с половиной тысяч лет. В евангельские вре-мена этот рыбацкий поселок процветал благодаря своему местоположению на границе государства Ирода Антипы. Через него пролегали торговые пути с побережья Средиземного моря до Сирии и Малой Азии. Окрестный народ промышлял на жизнь добычей местной галилейской рыбки тиляпии, - ее до сих пор предлагают в тамошних ресторанах, как «рыбу апостола Петра». После завоевания Палестины римлянами в городе находились отряд легионеров и таможня на пути из Кесарии в Дамаск.

Именно в Капернауме Христос поселяется после заключения под стражу Иоанна Предтечи, там звучит Его первая проповедь о близком Царстве Небесном, там Он призывает на апостольское служение Петра, Андрея, братьев Зеведеевых: Иоанна Богослова и Иакова, и Левия Матфея.

Была зима. «Молитесь, чтоб бегство ваше не случилось зимою», - говорил Спаситель, пред-сказывая разрушение Иерусалима. Дороги в Палестине зимою от непрерывных дождей становились непроходимы. Христос возвращается с проповеди по галилейским селениям обратно в Капернаум, потому что путешествие в это время было затруднительным и опасным. В этом небольшом селении на берегу озера Кинерет, кстати, самого низкого в мире пресноводного водоема, - 200 метров ниже уровня мирового океана, известного нам как Тивериадское (или Генисаретское) море, все от мала до велика знали Учителя, поэтому, когда прошел слух о том, что он вернулся в город, многие, по обычаю, пришли чтобы послушать Его.

Также, по обычаю, к нему приносили больных для исцеления: «При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых. И весь город собрался к дверям» (Мк. 1:32). Народ теснился у входа в небольшое жилище Петра, - скорее всего, именно там находил пристанище Господь. И четыре человека, несшие на носилках парализованного, не смогли «за многолюдством» приблизится к Господу. Кто были эти люди, кем им приходился расслабленный? Мы этого не знаем.

Обычно принято рассматривать этот евангельский эпизод как свидетельство того, что молитва ближних за кого-либо способна повлиять на спасение. Что именно по вере принесших было даровано расслабленному и здравие, и прощение грехов. Но вот святитель Григорий Палама, его же день ныне (31 марта) мы празднуем, считал, что дело обстояло иначе. Действительно, в других случаях Христос не спрашивал веры ни с дочери Иаира, ни с дочери хананеянки, ни со слуги сотника, ни с сына царедворца, там же, - в Капернауме. Но в этих эпизодах и не возможно было требовать веры от самих исцеленных: дочь Иаира была мертва, дочь хананеянки - безумна, слуга сотника и сын царедворца вообще находились в других местах.

Здесь же - расслабленный был рядом и, более того, паралич тела вовсе не означает отсутствия воли и разума. Тяжелая болезнь приподняла его над житейскими заботами и плотскими удовольствиями, - тем, что препятствует деятельной вере. Он был грешник, этот человек, лежащий на носилках и не могущий пошевелиться, и болезнь его была страшной: часто паралич заканчивался скорой смертью. Ветхозаветный закон ясно говорит о том, что наказанием за грех является смерть. Телесная немощь в логике Откровения, - следствие искажения человеческой природы преступлением Божией воли. И расслабленный хорошо понимал эту ужасающую логику высшего закона нашего естества. Но благая надежда двигала им и его ближними, готовыми нарушить общественный порядок, разрушить глиняную крышу чужого дома, ставшего для них обителью последней надежды, и войти в это пространство особого присутствия Божия ради того, чтобы сотворить дело любви.

Часто между болезнью и грехом есть очевидная связь. Поэтому, чтобы исцелить болезнь, надо сначала уничтожить последствия греха. Видимо, расслабленный едва надеялся получить прощение, почему Спаситель и ободрил его словами: «Дерзай, чадо!» - так в этом месте у Матфея. Он был кающийся грешник, этот человек, и именно поэтому Христос, видя веру их - его и его друзей, вначале произносит слова о прощении его грехов, а потом уже, обличая неправедные мысли фарисеев, приказывает ему предстать перед всеми в здравом теле.

Великий Предвечный Логос, «имже вся быша», нисходит во град Свой, - в сотворенный им мир, и исцеляет душу, несущую на себе последствия греха, - смертельное расслабление и болезнь. Четыре помощника человеку в этом деле спасения: презрение к себе (смирение), исповедь согрешений, обещание на будущее воздерживаться от зла и молитва Богу . Так образно толкуют святые отцы эту евангельскую историю, случившуюся вечером, две тысячи лет тому назад в зимнем и сыром рыбацком поселке на берегу библейского озера Кинерет.

В Евангелиях только у Марка и только в этом отрывке говорится, что Сын Человеческий имеет право прощать грехи. И если мы слышим от Него этот ободряющий призыв: «Дерзай, чадо», у нас остается лишь один вопрос: что сделать далее, чтобы услышать, подобно Капернаумскому расслабленному, - «Прощаются тебе грехи твои»?