Необходима ли лицензия на вывоз тбо. Нужна ли лицензия на вывоз мусора. Как получить лицензию на транспортировку отходов

Юридическая компания ООО «ГМП-Проект» оказывает услуги по получению разрешительной документации разных надзорных органов. Обращайтесь к нам, если требуется лицензия на вывоз пищевых отходов, твердых бытовых (ТБО), медицинских с определенным сроком действия по закону. Мы подготовим документы для получения лицензии на вывоз отходов и представим его на согласование в лицензирующий орган. Сотрудничая с нами, вы сможете сэкономить массу своего времени, бюджет, а главное - будете уверены в получении и подлинности разрешительных документов.

Для чего нужно получение лицензии: вывоз отходов по всем правилам

Получить разрешение на вывоз бытовых отходов требуется каждому юридическому лицу (физлицу, имеющему статус ИП), которое ведет свою деятельность в сфере обращения с отходами. Это нужно, чтобы избежать многотысячных штрафов и приостановления деятельности на долгий срок.

Как получить лицензию на вывоз отходов

Для того чтобы получить разрешение на вывоз бытовых отходов (лицензия на вывоз ТБО), предоставляют документы, свидетельствующие о:

  • наличии у организации (ИП) специализированного оборудования для вывоза ТБО (авто- или спецтехника, оснащенная грузозахватными механизмами, а также имеющая определенную грузоподъемность);
  • наличии в штате персонала, подготовленного к работе с ТБО (прошедшего курсы повышения квалификации и т.д). Данный факт должен подтверждаться сертификатами;
  • соблюдении санправил для имущества, которое потенциальный лицензиат планирует использовать в работе.

Порядок предоставления документов регулируется постановлением Правительства РФ по обращению с мусором.

Лицензия на вывоз медицинских отходов: срок действия по закону, оформление и другие особенности документа

  • Лицензия на вывоз бытовых отходов (медицинских, пищевых) выдается на срок 5 лет.
  • Оформляется лицензия на вывоз твердых бытовых отходов в срок до 45 рабочих дней.
  • Если лицензия на вывоз отходов не получена, то деятельность организации в сфере обращения с отходами неправомерна и наказывается денежными штрафами (от 1000 до 250 000 руб.).
  • Если перемещение отходов происходит на территории определенного участка, принадлежащего компании или ИП, то такая деятельность лицензированию не подлежит.
  • Лицензия (вывоз бытовых отходов) выдается Ростехнадзором и территориальными подразделениями данной организации.
  • В лицензии указываются виды твердых бытовых отходов, которые разрешается вывозить.
  • За оформление лицензии взимается госпошлина.
  • Лицензия на вывоз отходов действует на всей территории РФ.
  • Роспотребнадзор постоянно ведет наблюдение за лицензиатами. Проводятся проверки их деятельности (раз в 3 года или внепланово, если имеются жалобы или сигналы, что работа по вывозу мусора выполняется с нарушениями). Если факт нарушений выявлен, то действие лицензии приостанавливается до тех пор, пока они не будут устранены. Грубые нарушения норм вывоза ТБО являются причиной отзыва лицензии.
  • Если квалификация работников компании не соответствует требованиям, предъявляемым к работе с отходами, работодатель проводит их обучение, стоимость которого зависит от сроков, количества обучающихся и от некоторых других факторов.

Специалисты компании ООО «ГМП-Проект» имеют опыт работы, связанной с успешным получением лицензий на вывоз мусора и др. Мы не только подготавливаем необходимый пакет документов для получения лицензии, но и помогаем:

  • подготовить и обучить ваших сотрудников для лицензирования;
  • переоформить лицензию;
  • разобраться в причинах отказа в выдаче данного документа;
  • в прохождении проверок вашей компанией.

ТБО или твердые бытовые отходы в настоящее время составляют большую часть отходов на полигонах и свалках, и создают изрядные проблемы при вывозе и утилизации мусора. Упомянутые сложности возникают не столько из-за самой процедуры утилизации, порядок которой давно уже утвержден и поставлен на поток в десятках и сотнях предприятий, занимающихся сбором и вывозом бытового мусора, сколько из-за количества возникающих отходов. И с недавнего времени — из-за изменившегося законодательства.

До 2016 года проблема вывоза и утилизации бытовых отходов относилась к разряду жилищных услуг. С 01.01.2016 года вступил в силу Федеральный закон № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» , в соответствии с которым само понятие твердых бытовых отходов отошло в прошлое. Теперь бытовой мусор, никак не изменившийся по составу и по количеству, называется «твердыми коммунальными отходами». И то, что на первый взгляд кажется простым изменением формулировок, на деле несет множество новых понятий и новых проблем, которые мы планируем рассмотреть подробнее:

Расчет накопления ТКО. С 2016 года твердые бытовые отходы рассчитываются по определенным нормативам за единицу времени. Для всех групп потребителей этот норматив разный — так владелец квартиры в жилом доме и хозяин магазина, расположенного в том же здании, будут платить разные суммы — и устанавливается муниципалитетом или субъектом РФ. Однако правила этого расчета нормативов и массы отходов устанавливаются исключительно правительством РФ.

Второй проблемой, пожалуй, еще более существенной и сложной для реализации, стало появление региональных операторов — предприятий, которые заключают с обслуживающими организациями специальный договор на сбор, вывоз и утилизацию ТКО. Со стороны правительства эта мера была введена, в первую очередь, для того, чтобы вытеснить с рынка недобросовестные организации , вывозящие мусор в обход законодательства и оставляющие его на стихийно организованных нелегальных свалках, тем самым, уменьшив количество таких свалок. Выбранный же оператор обязан установить схему обращения с отходами.

По документам создание таких региональных операторов — вопрос решенный. На деле же, как водится, все гораздо сложнее. Большая часть субъектов РФ должна была определиться с выбором региональных операторов еще к осени 2015 года, однако уже на тот момент Минприроды отмечало, что российские города не готовы к изменениям. Также неясным остается вопрос с тарифами на обслуживание для региональных операторов: правительством рассматривается проект Постановления "О правилах регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами" , но проект еще не принят и, как следствие, законодательного акта, который регламентировал бы порядок установления тарифов, опять же, еще не существует.

В настоящее время ситуация складывается непростая. Прежде всего, по факту сами региональные операторы отсутствуют — компании, занимающиеся вывозом и утилизацией мусора, в большинстве своем не готовы взяться за такой объем работ, который предполагает должность регионального оператора. У них не хватает средств и технологий, чтобы утилизировать некоторые специфические виды твердых отходов, а зачастую нет и желания принимать на себя такую ответственность.

Кроме этого возникают вопросы с лицензированием деятельности компаний, занятых вывозом ТКО. Документ, утверждающий требования к получению лицензий такими организациями, Постановление Правительства РФ № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности» , было издано 3 октября 2015 года, и переоформить лицензии в соответствии с новыми требованиями также успели далеко не все — по сообщению Росприроднадзора, на сегодняшний день с этим справилось только 20% организаций .

В результате сложившаяся ситуация частично напоминает проблему утилизации медицинских отходов : есть мусор, который необходимо собрать, вывезти и утилизировать, есть огромная потребность в том, чтобы сделать это правильно и безопасно как для экологии, так и для здоровья окружающих людей, но не имеется четко прописанной законодательной базы, позволяющей это осуществить. Новый документ до сих пор вызывает множество сомнений и вопросов, Минприроды и Росприроднадзор сообщают о сокращении количества полигонов, где можно хранить твердые отходы, и фактически как организациям, вывозящим мусор, так и потребителям, остается ждать принятия новых нормативных документов в этой сфере.

Для квалифицированного вывоза строительного и бытового мусора требуются специальные документы.

Для квалифицированного легального осуществления вывоза строительного и бытового мусора в Москве и Московской области требуются специальные документы (разрешения и лицензии). Компания «МСК» имеет их все, поскольку ведет коммерческую деятельность (сбор и вывоз мусора) и, конечно, предоставляет отчетность о своей работе.

Лицензия на вывоз мусора

Так как многие виды мусора содержат опасные для окружающей среды и человека вещества, то для вывоза мусора требуется лицензия, которая удостоверяет возможности компании перевозить и обезвредить потенциально опасные отходы. Лицензия на вывоз мусора выдается по решению служб экологического, атомного и технического надзора России на срок 5 лет. Данная лицензия подтверждает, что компания (например, «МСК») имеет в своем активе спецтехнику, средства на вывоз мусора на оборудованные полигоны, а также то, что в ее штате есть квалифицированные сотрудники, которые способны осуществить такую деятельность. Само собой, далеко не все компании, которые предлагают вывоз мусора, имеют подобную лицензию, но отслеживать работу таких организаций – задача служб надзора.

В лицензии на вывоз мусора указывается: наименование и форма юридического лица, которое оказывает услуги вывоза мусора, а также местонахождение, реквизиты (идентификационный номер), перечень услуг и сроки действия лицензии. Этих данных вполне достаточно для осуществления контроля над деятельностью компании, которая подает документы на лицензирование.

Разрешение на вывоз мусора

Компания «МСК» имеет разрешение на вывоз (перемещение) строительного мусора, грунта и кирпичного лома, а также вывоз опасных отходов на полигоны и захоронение таких отходов в Москве и Московской области. Такие разрешения нужны каждой организации, которая занимается предоставлением услуг в данной области.

Документы на вывоз мусора

Дополнительно многие компании, которые предлагают вывоз и утилизацию мусора, заключают специальные договора с полигонами для хранения и утилизации твердых бытовых отходов, а также строительного мусора в Москве и Подмосковье. Это позволяет вывозить мусор централизованно на конкретный полигон, готовый принять требуемые объемы отходов.

Талоны на объем утилизированного мусора

При заключении договора с оборудованным полигоном компания получает талоны, в которых указывается объем утилизированного мусора, из которых следует, что мусор выгрузили в конкретном месте. Как правило, в таких талонах указывается количество контейнеров. Это также является одним из документов, свидетельствующих о законности мер, предпринимаемых компанией по вывозу мусора в Москве.

Наша компания «МСК» готова предоставить по запросу все документы, подтверждающие легитимность проводимых операций по вывозу мусора, в т.ч. строительных отходов на санкционированные полигоны. Свяжитесь с нами, чтобы уточнить сроки их предоставления, если в том возникнет необходимость.

С июля 2017 года каждая организация или физическое лицо, желающее заниматься сбором и вывозом отходов, должно получить соответствующее разрешение. Лицензия на вывоз мусора дает право заниматься подобной деятельностью и является подтверждением того, что сбор и транспортировка бытовых и промышленных отходов осуществляется без нарушения экологических норм.

Разновидности отходов

Твердые бытовые и , или, говоря проще, мусор, появляется в процессе человеческой жизни и деятельности. Все отходы можно поделить на 2 большие группы:

  1. Органические - к ним относятся бумага, древесина, пищевые отходы и пр. Они быстро разлагаются и не наносят вреда окружающей среде.
  2. Неорганические - разлагаются в течение многих лет, нанося при этом существенный вред природе.

Кроме того, весь бытовой и промышленный мусор принято разделять на классы по степени их опасности для человека и экологии. Всего существует 5 классов. Распределение происходит следующим образом:

Для работы со всеми видами нужна лицензия на вывоз мусора.

Деятельность, подлежащая лицензированию

До 2017 года лицензированию подлежала лишь деятельность, связанная с хранением и переработкой отходов - свалки, мусоросжигательные заводы и пр. Сейчас Федеральное законодательство предполагает получение разрешения на следующие виды работ:

На этот счет существует ряд нормативных документов. Чтобы получить лицензию на мусор, необходимо строго придерживаться всех законодательных норм и правил в этом отношении.

Требования к соискателям

Получить разрешение на право вывоза и переработки ТБО может физическое или юридическое лицо. Для физического лица обязателен статус индивидуального предпринимателя. В любом случае человек или организация должны подготовить пакет необходимых документов и соответствовать некоторым требованиям.

Для получения соискатель должен:

Если претендент на получение лицензии планирует заниматься вывозом и утилизацией мусора 5 класса, проблем с получением, как правило, не возникает. Те предприниматели или организации, которые планируют заниматься отходами 1−4 классов, должны будут предварительно пройти ряд проверок.

Порядок получения разрешения

Процедура лицензирования вывоза мусора не займет у предпринимателя много времени. Государственная политика предполагает всяческое содействие лицам и предприятиям, занимающимся проблемами экологии.

Получение лицензии включает в себя несколько этапов:

Для получения лицензии необходимо будет предоставить в Роспотребнадзор пакет документов. В него должны входить:

  1. Заключение санитарно-эпидемиологической службы о соответствии зданий, механизмов и приспособлений действующим санитарным нормам и правилам. Это условие является строго обязательным для соискателя на лицензирование.
  2. Заявление действующего образца.
  3. Свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и о постановке на учет в налоговой инспекции.
  4. Копии учредительной документации.
  5. Квитанции, подтверждающие оплату лицензионного сбора.
  6. Документы, подтверждающие наличие необходимого транспорта, помещений и оборудования для ведения подобной деятельности.
  7. Трудовые договоры с действующими сотрудниками.
  8. Документы, разрешающие работникам обслуживать отходы 1−4 класса.

Очень важно правильно заполнить бланк заявления. В него должны быть внесены следующие данные:

Куда подаются документы

Собранные документы подаются в орган лицензирования в том населенном пункте, где зарегистрирован ИП или находится юридический адрес предприятия. Сделать это нужно в течение 5 дней после подачи заявления. На рассмотрение заявки соответствующей организации отпущено 60−90 дней.

Если все документы оформлены правильно, органы государственной власти идут навстречу таким заявлениям. Обычно процент отказов бывает минимальным.

Переоформление и продление

Если предприниматель или организация изменяет размещение лицензируемого объекта или класс вывозимых отходов, необходимо в течение 2 недель уведомить об этом органы, занимающиеся лицензированием. Уведомление должно подаваться в письменном виде.

Ежегодно проводятся плановые проверки предприятий по вывозу отходов. Проверяющая организация обязана уведомить об этом предпринимателя не менее чем за 10 дней до предполагаемой даты визита. Длительность работ по контролю и проверке деятельности предпринимателя или фирмы не должна превышать 30 дней.


По результатам проведенного исследования составляются акты, которые подписывают все участники комиссии. В случае несогласия индивидуального предпринимателя с заключением он может отразить это в акте.

Если во время проверки комиссией выявлены нарушения, она дает предписание об устранении в течение определенного срока. Причинами приостановки лицензии могут быть:

Прекращение действия лицензии может быть произведено в судебном порядке или без суда. Действие лицензии может быть полностью прекращено в следующих случаях:

  1. Если предприниматель своевременно не устранил выявленные нарушения.
  2. При ликвидации предприятия.
  3. Если предприниматель не вносил лицензионного сбора в течение 3 месяцев.

После устранения выявленных нарушений лицензию требуется возобновлять.

Работа в других регионах

Территориальный вопрос деятельности зависит от того, какой именно орган выдавал лицензию. Если разрешение было получено в федеральных отделениях, предприниматель имеет право собирать, вывозить и перерабатывать мусор на территории всей страны.

Если лицензия на вывоз отходов была получена в региональных органах власти, предпринимателю необходимо создать письменное уведомление о том, что он планирует осуществлять свою деятельность за пределами региона, где зарегистрирован. Этот документ направляется в органы лицензирования того региона, где планируется проведение работ.

В этом уведомлении обязательно указываются:

К отправляемому заявлению обязательно прилагается заверенная копия лицензии. Проверить наличие у физического или юридического лица разрешения можно в специальном реестре учета выданных лицензий.

Информация о компании КСК ГРУПП

КСК групп ведет свою историю с 1994 года. С момента основания и по сегодняшний день компания входит в число лидеров рынка консультационных услуг в области аудита, налогов, права, оценки и управленческого консультирования. За 20 лет работы реализовано более 2000 проектов для крупнейших российских компаний.

КСК групп предлагает комплексное и практическое решение наиболее актуальных задач, стоящих перед финансовыми и генеральными директорами компаний и собственниками бизнеса. Индивидуальный подход, глубокое понимание потребностей и целей клиентов в сочетании с практическими знаниями позволяют решать эти задачи максимально эффективно.

Коллектив КСК групп – это команда из более чем 350 специалистов, имеющих уникальный опыт реализации проектов как для средних, так и для крупнейших российских корпораций.

В настоящее время КСК групп предлагает полный спектр услуг и решений для бизнеса:

  • аудит по российским и международным стандартам;
  • налоговый и юридический консалтинг;
  • аутсорсинг и автоматизация бизнес-процессов;
  • решения по привлечению финансирования;
  • маркетинговые решения и разработка бизнес-стратегии;
  • управленческий и кадровый консалтинг;
  • оценка и экспертиза;
  • сопровождение сделок с капиталом;
  • Due-diligence.

С 1 июля 2015 года деятельность по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию ().

Этой же позиции придерживалась и судебная практика.

Так, например, ФАС Уральского округа, рассмотрев дело о привлечении к административной ответственности общества, основным видом деятельности которого являлось производство общестроительных работ, установил следующее.

Деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов не является деятельностью, от которой общество получало бы прибыль, то есть не является предпринимательской.

Таким образом, общество не может быть привлечено к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения. Кроме того, материалами дела подтверждено, что обществом заключены договоры на передачу отходов специализированным предприятиям.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что обществу не требуется специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (постановление ФАС Уральского округа от 10 декабря 2007 г. № Ф09-10106/07-С1).

Аналогичный подход продемонстрирован в , .

Таким образом, по аналогии судебной практики, сложившейся в ходе применения ранее действовавшего законодательства, можно сделать выводы о том, что и сейчас строительной компании, в результате деятельности которой образуется строительный мусор и которая привлекает специализированную организацию для его вывоза, лицензия не потребуется.

Если же строительная компания в рамках выполнения строительно-монтажных работ осуществляет вывоз мусора со строительной площадки самостоятельно, без привлечения специализированной организации, в таком случае лицензия необходима.

Для получения такой лицензии строительная компания должна обладать специальной техникой, иметь в штате специалистов, прошедших соответствующее обучение, а также удовлетворять иным требованиям, установленным .

Здесь следует отметить, что осуществление деятельности по вывозу мусора без лицензии может повлечь неблагоприятные последствия в виде привлечения к административной ответственности (), уголовной ответственности (), вплоть до ликвидации юридического лица согласно .

Кроме того, лицо, претендующее на налоговую выгоду, обязано проявить должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента, проверив его правомочие на заключение сделки, в том числе наличие лицензии. В обратном случае негативные последствия выбора недобросовестного контрагента будут лежать на строительной компании.

Подведем итог вышесказанному. Строительным компаниям, самостоятельно осуществляющим вывоз мусора со строительных площадок, необходимо получить соответствующую лицензию.

Компаниям, которые заключают договоры со специализированными организациями, необходимо проверить наличие соответствующей лицензии у контрагента, а в договоре на вывоз мусора рекомендуется указать, что заниматься сбором отходов непосредственно с мест их образования будет специализированная организация.

Обращаем внимание, что после 1 января 2016 года осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I–IV классов опасности без лицензии не допускается ().

Ирина Хмыз ,
ведущий юрисконсульт департамента сопровождения строительства и проектов КСК групп