Как живут родственники погибших в синае. Боль, страх и слёзы. Как спустя год живут родственники погибших над Синаем. человек до сих пор не похоронены

Все зависит от того, сколько времени прошло с момента события, и в каком состоянии находится человек, чей родственник скончался. Лучше всего об этом написано в книге "Экстремальные ситуации. Справочник практического психолога" (автор И.Г. Малкина-Пых).

Кратко, в зависимости от состояния:

1) Все произошло только что, человек находится в шоковом состоянии

Самое главное - окружить человека ненавязчивой заботой, дать ему то, чего он хочет. В данном случае психолог должен ориентироваться на текущие желания человека (дать ему воды, укрыть пледом). Психолог является ресурсом для человека, в такой ситуации, его основная задача стать опорой, за счет которой утративший сможет выбраться в состояние переживания горя утраты.

Лучше всего - находиться рядом, то есть в шаговой доступности. Если человек открыт к общению - поддержать его, стараться задавать вопросы так, чтобы утративший раскрывал уже начатую тему, а не начинал новую (а лучше больше слушать), обращать внимание на самочувствие человека в данный момент, на то, что он испытывает. Если закрыт - отойти, но быть поблизости.

Самое главное - стать для человека опорой, всецело поддержать его. Не надо нарочито смещать внимание человека со случившегося, это чревато тем, что осознание трагедии у него затянется. Если родственник погибшего хочет говорить о произошедшем - надо говорить.

Основные проявления шокового состояния - оцепенение, внешнее спокойствие, возможна истерика, невозможность "слышать" других, воспринимать внешнюю информацию.

2) С момента утраты прошло какое-то время, человек находится в состоянии горя

После того, как человек вышел из шокового состояния, он попадает в состояние горя. Оно характерно тем, что утративший может часами рассказывать во всех подробностях о случившемся. И, опять же, ни в коем случае нельзя его останавливать, пусть говорит. Это очень важно, так как через вербализацию произошедшего человек осознает произошедшее (как бы заново переживая случившееся, привыкает к мысли об утрате), а затем и начинает смиряться. Кроме того, таким образом человек выплескивает эмоции, снижая этим внутреннее напряжение. Никогда не говорите человеку в такой ситуации: "пора забыть", "хватит горевать уж", "перестань думать об этом, и пройдет" - чревато не только эмоциональным срывом, но и застреванием в горевании, если он последует вашему совету.

Основная задача на данном этапе - дать выговориться, стать для человека ресурсом сил для успешного переживания горя.

3) С момента утраты прошло достаточно времени, человек пережил состояние горя и начал восстанавливаться

В состоянии восстановления человеку требуется помощь в поиске ресурсов. Так как оно начинается частично еще в состоянии горя, стоит помнить о том, что человек растерян. К поддерживающим ресурсам относятся внешние и внутренние источники поддержки, которые есть у человека. Например, прогулка с собакой, спорт, встречи с друзьями, родными, занятие любимым делом и пр. Задача психолога обратить внимание на эти ресурсы, направив тем самым клиента на путь восстановления.

Иногда человеку надо заново учиться "жить" без погибшего, так как их быт был настолько тесно связан.

Основные задачи - поддержка в поиске ресурсов, которые поспособствуют дальнейшему восстановлению.

4) С момента утраты прошло достаточно времени, но человек не смог пережить горе и впал в состояние патологического горя

В этом случае психолог должен составить профессиональную оценку состояния клиента и сделать вывод, стоит ли ему обратиться к психотерапевту, либо же достаточно психологической помощи. Зачастую патологические состояния возникают из-за неспособности человека самостоятельно найти ресурсы для выхода из горя, в таком случае психолог помогает раскрыть их.

В октябре 2015 года самолет компании «Когалымавиа» вылетел из Шарм-эль-Шейха в Петербург. Заложенная на борту бомба взорвалась над Синайским полуостровом, погибли 224 человека: семь членов экипажа и 217 пассажиров, 25 из которых - дети.

«Бумага» поговорила с семьями погибших и узнала, как они живут спустя два года после трагедии, почему родственники жертв судятся за компенсацию и как в Петербурге увековечивают память о самой крупной катастрофе в российской авиации.

В 2015 году Лариса и Анатолий Пульяновы собирались в отпуск в Абхазию. Изначально их сын Роман предлагал поехать в Египет. Лариса категорически отказалась: она не хотела лететь на самолете и много тратить на путешествие - на даче тогда заново отделывали комнату к свадьбе Романа и его невесты Татьяны Мокиевской.

Роман с Татьяной, несмотря на протесты мамы, полетели в отпуск в Египет. 31 октября они вместе с еще 222 находившимися на борту рейса A321 погибли в результате взрыва самолета.

Все эти два года мы думаем о гибели сына: ты просыпаешься с этим и засыпаешь, думаешь об этом в течение дня. Мы не сходим с ума - поплачем, бывает. Но я понимаю, что это чувство до конца и оно уже не отпустит никогда, - говорит Анатолий Пульянов.

Раньше у нас каждый день начинался со звонка Романа и его вопроса: «Родители, как вы там?», а заканчивался: «Родители, как день прошел?», - вспоминает Лариса. «У меня погиб лучший друг. Такие отношения редко бывают у отца с сыном, но у нас было именно так», - делится Анатолий.

Роман и Татьяна

Однажды Анатолий забрел в недостроенную кочегарку, где было темно, отовсюду торчала арматура и острые куски металла. Однако мужчина не пострадал. «Думаем, это Роман уберег. Мы так стараемся думать, чтобы не погибнуть. Ведь уже есть родственники погибших, которые умерли за два года, - поясняет Лариса. - С нами постоянно происходят вещи, которые подтверждают, что есть маленькая связь, и их очень много накопилось за два года. Я знаю, что смерть - это еще не конец. Чувствую это».

Несмотря на то, что пара очень скучает по сыну, они не одиноки. С ними постоянно общаются хорошие друзья Романа - одна знакомая, Мария, звонит почти каждый день. Еще Пульяновы ходят на встречи участников благотворительного фонда «Рейс 9268», в котором состоят семьи погибших пассажиров. Когда супруги общаются с ними, они чувствуют, что их понимают.

Как работает фонд, созданный после трагедии

Прототипом фонда стала закрытая группа для родственников, которую в первые дни после трагедии создал петербуржец Александр Войтенко. В авиакатастрофе погибли его 37-летняя сестра Ирина и 14-летняя племянница Алиса. Александр с сестрой жили в разных городах, но постоянно общались.

Первые два месяца нам не отдавали тела. Нужно было собрать всех вместе, чтобы у нас появилось единое информационное пространство, так проще. И в конечном счете мы решили, что нужно создать свой фонд: когда оформлено юридическое лицо, легче общаться с администрацией города или СК и оказывать материальную и юридическую помощь.

Фото: группа благотворительного фонда «Рейс 9268» во «ВКонтакте»

Председателем совета фонда стала директриса петербургской школы Ирина Захарова; во взорвавшемся самолете летела ее 28-летняя дочь, сотрудница МЧС Эльвира Воскресенская. Первое собрание родственников, где и было решено создать фонд, прошло в актовом зале школы, которой руководит Захарова.

Все останки родственникам выдали только в мае. Семь человек так, по словам Войтенко, и остались неопознанными.

Сейчас в группе фонда почти 40 тысяч подписчиков из Уфы, Белгорода, Воронежа, Калининграда и других городов. Войтенко называет их большой семьей, где люди всегда помогают друг другу. Среди них обычные россияне, которые считают, что эта трагедия затронула их лично. Сам Александр считает, что катастрофа над Синаем так или иначе коснулась каждого.

Несколько дней назад родственникам погибших вручили сборники стихов «Шагнувшие в вечность», часть из них написала участница группы Арина Король. Войтенко вспоминает, что та начала предлагать помощь родственникам с первых дней и до сих пор почти каждый день пишет стихи, посвященные погибшим. А еще одна участница - Ирина Солья - помогает фонду организовывать мероприятия: концерты и праздники для детей. Так, недавно участники фонда сажали вместе деревья, а после этого организовали чаепитие. В катастрофе над Синаем Арина и Ирина не теряли близких, но всё равно воспринимают трагедию как личную.

Главная цель фонда - сохранение памяти обо всех погибших. 28 октября на Серафимовском кладбище над могилой с неопознанными останками жертв катастрофы открыли памятник «Сложенные крылья», его создали на деньги властей Петербурга. В годовщину, 31 октября, на Румболовской горе открыли мемориал «Сад памяти».

Как город поддерживает семьи погибших и что делает для сохранения памяти

Когда всё только произошло, нам очень помогали психологи МЧС, профессионалы высокого уровня: они выводили людей из состояния шока. Потом эстафету подхватили психологи районных служб соцзащиты: за всеми нуждающимся были закреплены социальные психологи. По прошествии полутора лет мы поняли, что связи со специалистами ослабли, а время не лечит, всё равно нужна социальная поддержка, - рассказывает соучредитель фонда, профессор ВШЭ, Валерий Гордин.

По его словам, после того, как анонсировали программу, по которой фонд был готов оплачивать анонимные консультации психологов, за ними обратилось несколько десятков человек. Психологи, по словам Гордина, говорят, что у родственников погибших возникают фантомные боли.

У Валерия в авиакатастрофе погиб сын 28-летний Леонид вместе со своей невестой Александрой Илларионовой. Леня очень любил животных и был, как вспоминает отец, стихийным зоозащитником. Однажды, когда Гордин собрался заводить кошку, уговаривал не покупать питомца, а взять из приюта. А когда у самого Леонида потерялся кот Кыся, тот искал питомца вместе с волонтерами.

Тогда отец относился к убеждениям Леонида с иронией и не последовал совету. После гибели молодого человека он решил организовать фонд «Ленькин кот », который помогает животным.

Фонд «Ленькин кот» на «Ночи музеев»

Гордин всё еще руководит «Ленькиным котом», его отношение к зоозащите изменилось. Мужчина говорит, что подходит к делу прагматично, и подробно рассказывает, как изменился фонд. Он планирует открыть второй центр по прокату ветеринарного оборудования, чтобы ветклиникам и желающим помочь было удобнее добираться, и школу зооволонтеров, которые будут помогать бездомным котам.

Валерий считает, что после трагедии власти города повели себя достойно, всегда откликались на просьбы родственников. Сейчас депутаты вместе с вице-губернатором Албиным помогают построить храм в районе «Балтийской жемчужины». При храме планируют обустроить просветительский центр, где будут оказывать и социальную помощь.

«Не только родственникам погибших, но и жителям района. На мой взгляд, это очень важно и символично», - отмечает Гордин.

Против строительства храма год назад выступали местные жители, которые утверждали, что он не имеет никакого отношения к «Балтийской жемчужине», а вопрос о возведении решили, не посоветовавшись с ними.

Гордин рассказывает, что оппоненты «в какой-то степени» остались:

Кому-то нравится идея сохранения памяти, кому-то кажется, что ее надо задвинуть подальше в ящик. Мы встречались, объясняли свою позицию. Очень надеюсь, что в ближайшее время храм будет сооружен,- пояснил Гордин.

Петербуржцы опасались, что строительство храма отсрочит создание школ и поликлиник. По данным «КП», недовольные в письме обратились к Владимиру Путину.

Какую поддержку получают родственники экипажа в Москве и что известно о выплатах им

То, что делают в Петербурге для увековечения, - это всё большая заслуга фонда. Для нас это имеет большое значение. Если нам построят еще и духовно-просветительский центр - это будет еще одно место, куда мы сможем приехать и поклониться памяти родных и близких, - говорит отец 25-летнего бортпроводника Алексея Филимонова, москвич Андрей Филимонов.

Андрей рассказывает, что эти два года регулярно созванивается и списывается с родственниками экипажа. Почти все они живут в Москве и Подмосковье, стараются чаще встречаться и поддерживать друг друга. Иногда приезжают на встречи фонда в Петербурге.

25-летний Алексей, по словам отца, попал на борт в последний момент: он не должен был работать на этом рейсе: по дороге в аэропорт его машина сломалась на МКАД, в итоге молодой человек пропустил свой рейс и попал в резерв. Его вызвали за 12 часов до вылета, чтобы заменить другую бортпроводницу.

У родственников экипажа своя отдельная группа «ВКонтакте», и все эти два года их поддерживают подписчики. С некоторыми из них семьи погибших теперь знакомы лично и регулярно встречаются. Андрею дарят иконы и стихи о сыне, из Петербурга присылают сувениры.

Андрей и Алексей Филимоновы

Раньше у нас катастрофы в основном происходили по вине экипажа. Но в этом случае наши близкие оказались в той же ситуации, что и пассажиры. Это был терроризм. Шансов на спасение не было никаких. Главное, чтобы нас не забывали.

По словам Филимонова, никому из родственников погибших членов экипажа «Когалымавиа» так и не выплатила компенсацию. Об этом же в группе благотворительного фонда

Со дня авиакатастрофы в Раменском районе, где разбился вылетевший из Домодедово АН-148 «Саратовских авиалиний» с 71 пассажиром на борту, прошло почти два месяца. В поле, где произошло крушение воздушного судна, судя по тому, что на эту территорию, по словам живущих в пятистах метрах местных жителей, последний месяц не ступала нога ни криминалистов, ни спасателей, а эпицентр аварии даже не был обнесён красно-белой «змейкой», были закончены все работы. На пустыре был воздвигнут памятный мемориал, куда возлагали цветы родственники погибших и все, кому небезразлично это горе. Последний раз скорбящие стихийно собирались на этом месте на 40 дней после трагедии. Но некоторым из них пришлось бросить все свои дела и приехать перед Пасхой на поле, ставшее могилой для тех, кто летел тем злосчастным рейсом. Приехать не только для того, чтобы помянуть безвременно ушедших, но для того, чтобы остановить тот беспредел, который творится в настоящее время на месте, где разбился самолёт, заполненный людьми.

В тот день, когда у мемориала близкие собрались на 40 дней помянуть ушедших, ещё лежал снег. Родные погибших обменялись контактами с местными жителями на всякий случай. Из разных побуждений, кто-то надеялся, что найдётся что-то из вещей их родственников, кто-то рассчитывал, что может быть обнаружено то, что сможет пролить свет на причину трагедии. Звонков конечно никто не ждал, большинство смирились со случившимся, принялись за повседневные хлопоты, но из деревни Аргуново и села Степановское всё-таки позвонили.

В трубке был неуверенный голос. Интонации прыгали, мужчине явно было не удобно. Как будто бы переминаясь с ноги на ногу, звонивший всё-таки заговорил. Он начал с того, что понимает, как мне тяжело и скорбит вместе со всеми, но... после продолжительной фразы он сказал, что его дом находится в 500 метрах от места крушения и после того, как погода наладилась, на улице потеплело и начал сходить снег — жить рядом с полем стало невозможно, - рассказывает родственница одного из погибших пассажиров рейса «Москва-Орск».

По словам женщины, ей позвонил Дмитрий (имя изменено), с которым она обменялась телефонами на 40 дней со дня трагедии. Дмитрий во время телефонного разговора рассказал ей, что над полем стоит зловоние, трупный запах, а сама земля усеяна фрагментами обломков самолёта, личными вещами пассажиров и частями тел. Он и его соседи обращались во все инстанции, но их везде отказывались слушать. Мужчина позвонил для того, чтобы родственники помогли местным жителям, чтобы они приехали и сами увидели, что творится на месте крушения самолёта.

После того, как мне рассказали, что поступают сигналы от местных жителей, я и ещё две родственницы погибших отправились на место трагедии. 6-го апреля, накануне Пасхи, мы приехали на место, возложили цветы на мемориал и немного прошлись по полю. То, что мы увидели было ужасно..., - рассказала Юлия Синицына,потерявшая в авиакатастрофе мать.

Со слов девушки, она видела своими глазами кожу, кости и фрагменты человеческих тел. Всё поле было усыпано наушниками, плеерами, кредитками, ключами, зарядками, одеждой и другими вещами пассажиров. Помимо этой ужасной картины над полем стоял едкий запах, а сам пустырь напоминал свалку.

Мы начали звонить во все инстанции: в полицию, в МЧС, в Следственный комитет. Но приехал только глава сельского поселения Ульянинское Сергей Анурьев. Чиновник заверил нас, что ещё утром было проведено оперативное совещание и на нём были запланированы все необходимые работы на понедельник.

После праздников девушки вновь приехали на поле в Раменский район. В понедельник около 13.00 они увидели в поле одну белую спецмашину МЧС, которая уехала, как только они приблизились к ней. Родственники погибших не увидели на поле никаких изменений за исключением пары поэлителеновых мешков с мелкими вещами и решили вернуться в машину и объехать поле кругом. С другой стороны они всё же увидели «луч света». На трассе стоял полный спасателей автобус. Но ни кинологов, ни криминалистов, ни следователей в этом штабе не было.

У меня случилась истерика. Мне даже пришлось вызывать Скорую. Однако кроме того, что спасатели вышли в поле всего на два часа, якобы проводить какие-то работы — никаких существенных изменений не было. В 17.00 весь отряд, около 60-ти человек вернулись в автобус и уехали. Я записала обращение к Владимиру Путину, с просьбой разобраться в случившемся. Ведь нельзя же, чтобы эти самые работы проводились без собак и специалистов!

По некоторым данным, 10 апреля на место трагедии ожидается визит губернатора Оренбургской области и высокопоставленных представителей СКР. Юлия Синицына и другие родственники также планирую приехать на место, где случилась трагедия.

Замоскворецкий суд Москвы зарегистрировал исковое заявление родственников погибших в авиакатастрофе над Синайским полуостровом. Защищать интересы обвинения в суде будут российский адвокат Анатолий Кучерена и его американский коллега Стивен Маркс, которые недовольны «мизерными суммами» выплат пострадавшим. Впрочем, итоговые суммы иска могут быть в разы меньше, а тяжба рискует затянуться на годы, считает экспертное сообщество. В подробностях резонансного судебного процесса разбирался «360».

В четверг, 19 октября, потерпевшие по делу о крушении самолета A321 над Синайским полуостровом подали коллективный иск на сумму в 93 миллиарда рублей (около 1,4 миллиарда евро), сообщила редакции «360» пресс-секретарь Замоскворецкого суда Москвы Эмилия Хиль.

Иск был подан сегодня. Ответчиками по иску заявлены страховые компании «Ингосстрах» и «Альянс Глобал Корпорейт энд Спешиэлти», туристическая компания Brisco, российская авиакомпания «Когалымавиа», а также компания «Эиркап». Общая сумма иска составляет 1,383 миллион долларов

Эмилия Хиль.

Решение о принятии иска к производству должно быть принято в течение пяти рабочих дней, отметила представитель суда. Коллективный иск подали 118 родственников погибших в катастрофе А321 в воздушном пространстве Египта.

В пресс-службе страховой организации «Ингосстрах», которая стала одним из участников судебного процесса «360» сообщили, что компания пока еще не получала официального уведомления. «На сегодняшний день СПАО „Ингосстрах“ полностью выполнило свои обязательства по урегулированию страхового случая, связанного с крушением 31 октября 2015 года воздушного судна Airbus 321–200 авиакомпании „Когалымавиа“, выполнявшего рейс № 7К-9268 по маршруту Шарм-Эль-Шейх - Санкт-Петербург », - отметили в компании.

Осенью 2016 года «Ингосстрах» в своем пресс-релизе рассказал , что все обязательства перед пострадавшими были выполнены. Согласно федеральному закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика», родственники жертв теракта получили в общей сложности почти 405 миллиона рублей в счет компенсации материального и морального ущерба.

«Мизерные выплаты»


РИА Новости / Игорь Руссак

Накануне на защиту потерпевших встали российский адвокат Анатолий Кучерена и американский правозащитник Стивен Маркс, в практике которого насчитывается десяток судебных тяжб, связанных с выплатами компенсаций пострадавшим в авиакатастрофах.

Юристов возмутил размер компенсаций родственникам погибших. Кучерена настаивает на пересмотре размер выплат пострадавшим, поскольку семьи погибших получили «мизерные гроши» и «вольные суммы», происхождение которых неизвестно, рассказал адвокат «Интерфаксу».

Полис страхования ответственности перевозчика содержит значительно более высокие суммы - свыше 750 миллионов долларов США. Однако компания «Ингосстрах» ограничилась выплатой лишь 2 миллиона рублей - минимальной суммой, предусмотренной Воздушным кодексом РФ и законом «Об обязательном страховании ответственности перевозчика»

Анатолий Кучерена.

Правозащитник добавил, что суммы совершенных «Ингосстрахом» выплат варьируются от 600 тысяч до 2 миллионов рублей. Помимо этого, страховое возмещение получили родственники только 197 пассажиров, а близким 20 погибших вовсе не выплатили компенсаций. Как пояснил сам «Ингосстрах» компания не имела законных оснований для страхового возмещения этим пассажирам, так как их родственники не попадали в список лиц, имеющих право на получение возмещения в соответствии с 67-ФЗ РФ.

Анатолий Кучерена и его американский коллега решились на судебную тяжбу почти спустя два года после катастрофы, поскольку в апреле этого года Россия присоединилась к Монреальской конвенции, которая регулирует правила международных воздушных перевозок. Согласно документу, максимальные компенсации в случае гибели пассажиры могут доходить до 8,7 миллионов долларов.

Многолетние тяжбы

Адвокаты имеют все шансы выиграть этот коллективный иск, однако получить заявленную сумму в полном объеме вряд ли получится, так как суд будет досконально изучать исковое требование на предмет соразмерности, пояснил в беседе с редакцией «360» адвокат, юрист Александр Трещев.

Все крупные компании боятся коллективных исков, потому что суммы требований на порядок выше, чем отдельные одиночные иски. Зачастую компании, получившие столь огромные иски, предпочитают обанкротиться, нежели чем выплачивать такие средства. Впрочем, многие договариваются еще до суда и получают компенсации, поэтому в итоге иск может превратиться из коллективного в индивидуальный

Александр Трещев.

Эксперт подчеркнул, что исковые тяжбы могут длиться годами и итоговые суммы компенсаций бывают в разы меньше ранее заявленных. «Требования адвокатов всегда завышены, потому что часто они ведут иск на условиях того, что в случае выигрыша получат половину всего размера выплат. В моей практике были дела, которые длились 18 лет и заканчивались очень небольшим компенсационным портфелем», - резюмировал Трещев.

Авиасообщение между Россией и Египтом было прервано в ноябре 2015 года по инициативе Москвы после крушения самолета российской авиакомпании «Когалымавиа», которое произошло 31 октября 2015 года. Лайнер совершал рейс из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург. На его борту находились 217 российских туристов и семь членов экипажа, все они погибли. ФСБ квалифицировала случившееся как теракт. В связи с инцидентом авиасообщение между РФ и Египтом было прервано, оно не восстановлено до сих пор.

С.-ПЕТЕРБУРГ, 27 окт — РИА Новости. Со времени катастрофы лайнера Airbus A321 над Синайским полуостровом, жертвами которой стали 224 человека, прошло почти три года. О том, как и ради чего сейчас живут родственники погибших, рассказали глава благотворительного фонда "Рейс 9268" петербурженка Ирина Захарова, потерявшая единственную дочь — сотрудницу МЧС Санкт-Петербурга Эльвиру Воскресенскую, и иерей Сергий Кубышкин.

Ирина Евгеньевна совмещает работу в школе с обязанностями председателя совета благотворительного фонда "Рейс 9268". Как и прежде, в школе действует площадка для сбора родственников погибших в авиакатастрофе. В гибель дочери она не может полностью поверить до сих пор - Эльвира просто еще не вернулась из рейса.

Один на один с горем

Ирина Захарова признается, что спустя три года после авиакатастрофы боль потери не утихла.

"Жизнь идет, появляются какие-то новые моменты в жизни, новые события, и они просто немного отвлекают. Ты переключаешь свое внимание, когда приходишь на работу, куда-то едешь или путешествуешь. Просто переключаешь свое внимание, и не более того. А когда остаешься один на один со своим горем… Как время может вылечить, если я каждый вечер прихожу домой и понимаю, что дочки нет?" — говорит она.

"И чем дальше, тем это осознается острее. Когда случилась беда, казалось, что это неправда, что пройдет какое-то время, кто-то войдет и скажет, что все это ерунда, просто какая-то ошибка, все исправимо… Мы моложе не становимся. С каждым днем понимаем, что родителям, которые потеряли единственных детей, будет тяжелее всего. Мы остались одни. Мужу своему я говорю, что мы должны с ним умереть в один день - ухаживать будет некому", — говорит Ирина.

Строить храм пока не на что

"Работа нашего фонда продолжается постоянно, кому-то из родственников нужна психологическая помощь, кому-то — материальная помощь, кто-то нуждается в помощи при устройстве детей в детский садик или школу. Наша деятельность самого разного характера, и порой ее даже спланировать невозможно", — рассказывает Захарова.

Несмотря на то, что деятельность фонда "Рейс 9268" его члены совмещают со своей основной работой, к третьей годовщине они сделали немало для увековечения памяти близких.

В прошлом году были открыты два мемориала: один на Серафимовском кладбище в Петербурге, другой в Ленинградской области.

Петербургский памятник — два сложенных крыла самолета и саркофаг с посвящением — возведен на месте захоронения неопознанных останков жертв. Он расположился на Центральной аллее, недалеко от мемориала погибшим подводникам "Курска".

В Ленинградской области мемориал открыли на Румболовской горе. Это коридор из заостренных стальных плит, на которых высечены имена всех 224 погибших. Между плитами расположены цилиндрические конструкции, напоминающие трубы органа.

"Главная дальнейшая наша работа - возведение социально-просветительского центра помощи людям, потерявшим своих близких, с храмом святого Димитрия Солунского. В будущий центр мы не планируем привлекать сотрудников социальной службы. Я очень благодарна социальному комитету город и его сотрудникам. Но, к сожалению, работники социальных служб не всегда могут выполнять ту роль, которая в нужный момент необходима. Иногда это происходит по схеме "помощь ради галочки". От таких услуг мы отказывались. Необходимо было человеческое тепло, а не "пятнадцать минут у меня на вас есть". Мы прошли через этот ужас и не сделаем так больно другим людям, как делали нам", — говорит Ирина.

В апреле этого года фонд получил правоустанавливающие документы на земельный участок для строительства социального центра и храма. Однако средств на строительство пока нет.

"Денег от пожертвований мало. Вся Россия вздрогнула от того, что произошло, было собрано порядка 3,5 миллиона рублей. На эти деньги мы пока и существуем. Строительство социального центра с храмом обойдется в сумму около 150 миллионов рублей. Наши средства в фонде пока с этой цифрой несоизмеримы. К тому же много денег от собранной суммы ушло на согласование проектов строительства", — рассказывает Захарова.

Авиакатастрофа над Синаем. Предварительные итоги расследования 31 октября 2015 года самолет "Когалымавиа", выполнявший рейс Шарм-эш-Шейх - Санкт-Петербург, потерпел крушение над Синаем. Расследование причин катастрофы не закончено. Специальная комиссия накануне отправила обломки лайнера в лабораторию по сплавам для проведения детального исследования..

"Пережили все, кроме нас"

"Мы постоянно пытаемся напоминать о себе, но сейчас, наверное, столько разных бед в России, что мы со своей трагедией ушли на задний план. Случается что-то страшное, например, убийства в Керчи, и все говорят об этом. А нашу беду общество уже пережило. Это мы ее не пережили. Но мы все равно продолжим сбор средств, будем обращаться к олигархам. Правда, сказать, что из этого получится, сейчас пока трудно. И напоминаем обществу о нашей трагедии с единственной целью, чтобы уберегли люди себя от гибели, чтобы еще раз напомнить о страшном зле под названием терроризм, а не ради жалости к себе", — замечает глава фонда.

По ее словам, родственники продолжают плотно общаться между собой.

"По выходным на кладбище приходим - вот и собрались. Недавно субботник на Аллее памяти в лесополосе детского лагеря "Дюны" провели. Хотели там посадить краснолистные клены, как в "Саду Памяти", но, насколько я знаю, эти деревья оказались не приспособлены для нашего климата. Лесник посоветовал дубки. Но даже они не все прижились за год. Ждем, что скоро предложит нам на выбор более морозоустойчивые и засухоустойчивые растения, чтобы посадить их по количеству погибших", — говорит Захарова.

"Знают, что сказать"

У будущего настоятеля храма святого Димитрия Солунского отца Сергия в катастрофе погиб друг, а у наставника — сын. Священник ни на минуту не сомневается, что храму - быть.

"Издревле на Руси строились всем миром. Столько уже чудес было - самым главным стало то, что мы вообще получили участок для строительства. Я не сомневаюсь, что храм будет построен", — говорит он.

По словам отца Сергия, социальный центр при храме будет открыт для всех, кому потребуется помощь после утраты близких.

"Я, как священник, каждый день сталкиваюсь с горем людей, которые теряют своих детей. К сожалению, у нас не развита традиция обращения за помощью к психологу, и в таких ситуациях люди уходят в депрессию, алкоголизм или просто молча ставят свечку в храме, ни с кем не поговорив. Теперь в Петербурге сложилась традиция: на наших панихидах теперь собираются родственники жертв и других терактов, например, погибших при взрыве в петербургском метрополитене. И когда люди из нашего фонда видят плачущих в сторонке маму и дочь, потерявших во взорванном метро мужа и папу, они подходят к ним и уже знают, что сказать. Такую помощь мы уже можем оказывать", — отмечает он.

Священник сам крестил некоторых родственников погибших при теракте и их внуков. "Люди потеряли своих близких, им больше не на кого опереться. Моя задача - дать опору в боге, я считаю это делом своей жизни. У каждого человека свой путь к богу, это может быть путь страданий и испытаний, на котором он волен делать выбор между добром и злом", — говорит отец Сергий.

31 октября 2015 года произошла крупнейшая в истории российской и советской авиации катастрофа: лайнер Airbus A321 авиакомпании "Когалымавиа", который летел из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург, разбился на Синае. На борту находились 217 пассажиров и семь членов экипажа, все они погибли. Расследование продолжается до сих пор, одной из главных версий считается взрыв на борту в результате теракта.