Боевой вертолет будущего. Американцы показали боевые вертолеты будущего. Перспективы развития боевых вертолётов

Передвижение войск является нелегкой задачей, и всё становится еще сложнее, когда нужно перемещаться по воздуху. Армия США совместно с НАСА разрабатывают новый парк вертолетов для выполнения боевых задач в будущем. Некоторые модели, разработанные в начале 60-х, все еще находятся в эксплуатации, а ведь с тех пор технологии значительно шагнули вперед. И, как мы видим, на этих арт-изображениях, следующее поколение вертолетов будет сильно отличаться от нынешнего.

Последний журнала Army Technology рассматривает то, какими могут быть новые вертолеты. В августе Пентагон заказал компаниям Sikorsky-Boeing и Bell Helicopter два прототипа.

В дизайне SB-1 Defiant от Sikorsky имеется толкающий воздушный винт, который позволит вертолету взлетать быстрее, чем летательным аппаратам с роторами.

Sikorsky-Boeng SB-1 Концепт

V-280 Valor от Bell Helicopter’s выглядит как облегченная версия V-22 Osprey, но его предполагаемая скорость составляет 500 км/ч, и он сможет перевезти в два раза меньше солдат, чем V -22. Он планируется в трех версиях - вариант для перевозки людей или оборудования, медицинская модель для эвакуации и боевой вертолет, оснащенный ракетами.

V-280 Valor Концепт

Планируется, что он сможет перевозить отряд из 12 солдат плюс 4 члена экипажа, летать на высоте более 2000 метров при высоких температурах и преодолевать расстояние 3800 километров без дозаправки. Нед Чейз, директор программы, говорит, что разрабатывать объединенный летательный аппарат вместо нескольких отдельных версий немного дешевле и быстрее. Но другие объединенные проекты с большим количеством требований показывают, что это не всегда так.

С чем третий крупнейший производитель вертолетов в мире будет завоевывать рынок в будущем?

В пятерку вертолетов будущего вошли легкие многоцелевые машины Ансат и Ка-226Т , средний многофункциональный вертолет Ка-62 , обладатель пяти мировых рекордов Ми-38 и модернизированный транспортно-пассажирский Ми-171А2 .

АНСАТ
Разработка: 1994 год
КВЗ
Стадия проекта: испытания в 2013 году
Грузоподъемность: 1,3 т
Пассажиры: 8


Легкий вертолет «Ансат», способный перевозить до 8 пассажиров или 1,3 т груза, разработан Казанским вертолетным заводом (КВЗ). Первый опытный экземпляр был создан в 1997 году, в 2004 году начался серийный выпуск. С тех пор завод произвел 20 машин с электронной системой управления, которую было решено заменить на гидромеханическую. Испытания первого опытного вертолета с новой системой управления начнутся во второй половине 2013 года.

КА-226Т
Разработка: модификация Ка-226 1997 года
ОКБ Камова
Стадия проекта: сертификация в 2013 году
Грузоподъемность: 1,2 т
Пассажиры: 7


Легкий вертолет Ка-226Т (способен перевозить до семи пассажиров или 1,5 т. груза) - модификация Ка-226, который ОКБ Камова создало в 1997 году. Осенью 2013 года, по планам, вертолет будет полностью сертифицирован. Благодаря модульности конструкции может использоваться для спасения терпящих бедствие или стать скорой медицинской помощью, патрулировать особо охраняемые зоны и десантировать специальные подразделения на необорудованные для этого площадки, перевозить грузы на внешней подвеске или внутри кабины.

КА-62
Разработка: 1990 год
ОКБ Камова

Грузоподъемность: 2 т
Пассажиры: 15


Средний вертолет Ка-62 (15 пассажиров или 2 т. груза) разрабатывается компанией «Камов» с 1992 года. Полноразмерный макет был впервые показан в 1995 году, затем работу по этому проекту были свернутся из-за нехватки средств. Повторная презентация состоялась в 2012 году уже в рамках холдинга «Вертолеты России». По утвержденным планам, первый полет Ка-62 состоится летом 2013 года, первые поставки начнутся в 2015 году. У вертолета уже есть первый заказчик - бразильская компания Atlas Táxi Aéreo.

МИ-38
Разработка: 1987 год
КБ Миля
Стадия проекта: производство в 2015 году
Грузоподъемность: 6 т
Пассажиры: 30


Проектирование среднего многоцелевого вертолёта Ми-38 (до 30 пассажиров или 6 т. груза) началось в 1987 году для замены Ми-8/Ми-17, серийное производство планировалось наладить в 1998 году. На сегодня завершена сборка третьего опытного прототипа, который в ближайшее время планируется передать разработчику вертолета – КБ имени Миля для проведения летных испытаний. На КВЗ собирают четвертый прототип. Начало серийного производства вертолета Ми-38 в Казани запланировано на 2015 год.

МИ-171А2
Разработка: модификация Ми-8 1961 года,
КВЗ
Стадия проекта: производство в 2015 году
Грузоподъемность: 5 т
Пассажиры: 24


Средний многоцелевой вертолет Ми-171А2 (до 26 пассажиров или 5 т. груза) – очередная модификация советских Ми-8, производство которых было налажено еще в 1965 году (с тех пор было выпущено 12 000 Ми-8 и их модификаций). Сейчас осуществляется сборка первого опытного образца вертолета Ми-171А2. На финальной стадии сборки находится новая авионика, новое радиоэлектронное оборудование, устанавливаются новые двигатели ВК-2500. Предполагается, что первый прототип будет представлен в августе этого года. Сертификации вертолета запланирована на конец 2014 года, серийное производство на 2015 год.

Принципиально новая модификация ударного вертолета Ми-28Н («Ночной охотник») должна поступить в войска в конце 2017 - начале 2018 года. Испытания Ми-28НМ только , а его уже называют «вертолетом будущего» и говорят, что новинка существенно превосходит знаменитый и самый распространенный в мире AH-64 Apache.

Ми-28 изначально оказался вертолетом с непростой судьбой. Его разработка началась в конце 1970-х. Первые полеты опытный образец совершил в 1982 году. К концу 1980-х новый вертолет презентовали на международных авиасалонах. А потом начались 90-е, которые в истории Вооруженных сил России стали одним из самых тяжелых периодов.

Однако несмотря на все сложности, конструкторы продолжили заниматься машиной, хотя процесс и пошел значительно медленнее. В 1996 году в воздух впервые поднялась модернизированная версия Ми-28 - Ми-28Н, заслужившая самые лучшие отзывы. Но только в 2005 году начались ее государственные испытания, завершившиеся в конце 2008 года. Лишь 15 октября 2008 года «Ночной охотник» был официально принят на вооружение.

В 2009 - 2011 годах в войска поступили первый серийные Ми-28Н. Сегодня он находится на вооружении в ВКС РФ, ВВС Ирака и Алжира. Боевое крещение «Ночной охотник» прошел в Сирии. И вот уже в самом ближайшем будущем он может предстать перед нами в новом обличье.

Одновременно с завершением государственных испытаний Ми-28Н российские конструкторы приступили к работе над принципиально новой модификацией вертолета - «Изделием 296» или Ми-28НМ. Тактико-технические характеристики его до сих пор держатся в тайне, но с началом летных испытаний кое-что все-таки просочилось в СМИ.

От своего предшественника он будет отличаться сразу по многим параметрам.

Командир 344-го Центра боевой подготовки и переучивания лётного состава армейской авиации в Торжке полковник :

«Мы присутствовали на макетной комиссии этого вертолета. Даже внешне он будет отличаться от Ми-28, отличия будут видны невооруженным глазом. Первое и самое основное — это будет вертолет с двойным управлением, на нем будет стоять совсем другое вооружение и оборудование».

Масса и размеры бортового радиоэлектронного оборудования для Ми-28НМ , возросла скорость обмена информации между блоками. Новый вертолет сможет успешно летать над безориентирной местностью и искать места приземления.


Фото: https://pp.vk.me

Для Ми-28НМ созданы новые лопасти несущего винта, которые позволят увеличить его максимальную скорость на 10% (сейчас для Ми-28Н она составляет 300 км/ч). Но и это не главное.

«Создание перспективного локатора на базе российских технологий вполне возможно, хотя говорить о технических решениях пока нельзя, поскольку они секретны, но то, что эта система будет превышать по своим характеристикам аналог в виде системы Longbow, которая установлена на американском вертолете AH-64 Apache, - совершенно точно. (...) В плане средств РЭБ и локаторов мы лучше, чем западные системы, потому что гасим западные радары, далеко видим, далеко слышим».

Заместитель министра обороны России :

«Это всепогодный, всесуточный вертолет — в этом его кардинальные отличия. Он получит практически новый навигационный комплекс, разведывательный комплекс, новую оптику, новую систему управления, которая позволяет осуществлять "слепую" посадку. Ми-28НМ обладает всеми преимуществами вертолета, который сегодня востребован на рынке. Испытания на финише сейчас».

Советник первого заместителя гендиректора КРЭТ :

«Лазерная станция подавления предназначена для увода атакующих ракет противника от защищаемого вертолёта. В ближайшее время планируется завершение испытаний лазерной станции подавления, получение соответствующей литеры для серийного производства и оснащения всех выпускаемых вертолётов указанной системой».


Фото: Пресс-служба холдинга "Вертолеты России"

Очевидно, испытания нового ударного вертолета произвели на военных самое лучшее впечатление.

Главком Воздушно-космических сил РФ Виктор Бондарев , что Ми-28НМ пойдет в строй в конце 2017 - начале 2018 года, и подвел итоги модернизации машины:

На нем увеличили вооружение, увеличили тягу двигателей, плюс ко всему защита вертолета от переносных зенитных ракетных комплексов стоит в полном объеме. И, конечно, двойное управление.

Бондарев Виктор Николаевич

Темпы модернизации Вооруженных сил России как всегда впечатляют. Впрочем, иначе и нельзя. Против нас и наших союзников идет не только информационная, но и гибридная война, в ходе которой некоторые «партнеры» проявляют удивительное благодушие по отношению к террористическим группировкам, превращающимся в итоге в настоящие армии, обладающие собственной артиллерией и бронетехникой. Одним из наших ответов на такого рода угрозы и станет Ми-28НМ, способный эффективно уничтожать танки, бронемашины, артиллерийские установки, огневые позиции и медленно летящие воздушные цели. И уже сегодня он сделал серьезную заявку на то, чтобы стать одним из лучших ударных вертолетов в мире.

Компании «Sikorsky Aircraft» и «Boeing» показали на днях видео концептуального вида боевого вертолета, который станет основой винтовой авиации американской армии, пишет авторитетный военно-технический журнал janes.com .
Скриншот с видео «Sikorsky /Boeing ».

После многочисленных лет борьбы с исламистами в Ираке и Афганистане Пентагон пришел к выводу, что вертолетный парк американских вооруженных сил постепенно устаревает и вырабатывает ресурс. В боевых условиях машины летали в пять раз чаще, чем в мирное время, работали в критических режимах, получали повреждения, падали на землю из-за повреждения от огня противника и технических проблем. В связи с этим еще в 2009 году начали программу «будущей машины вертикального взлета» - «Future Vertical Lift» (FVL) , в рамках которой должны создать вертолет с использованием новейших технологий и материалов. Планируется, что новая машина будет иметь большую дальность, способность нести больший груз, будет более маневренной, надежной и удобной для экипажа и ремонтников.

Видео с аккаунта Lockheed Martin, владельца компании «Sikorsky ».

При этом FVL станет «семейной» платформой для создания машин различного назначения, в связи с чем заменит большинство вертолетов Сухопутных войск США - и ударных, и транспортных, и разведывательных. Платформы FVL будут производиться в «средней» и «тяжелой» версиях. Первые заменят вертолеты «Apache» и «Black Hawk», а последние - вертолеты «Chinook». «Sikorsky» и «Boeing» объединились вместе, чтобы поднять в воздух вертолет «Sb-1 Defiant» - демонстратор средневесовой версии вертолета. Опубликованное видео демонстрирует будущий вид именно этой машины в ударной и военно-транспортной версиях.
Транспартны варыянт «Defiant ».

Конкурентом вертолета «Sikorsky» и «Boeing» в борьбе за масштабный военный заказ является «V-280 Valor» компании «Bell». Компания предлагает конвертоплан - то есть машину с поворотными винтами, которая может использоваться и как винтовой самолет, и как вертолет. Таким образом компания планирует создать универсальную машину, которая может подниматься без разбега, а потом двигаться с пока недостижимой для вертолетов скоростью и на невероятное расстояние. Конвертоплан будет иметь скорость до 560 км/ч, дальность полета до 3,900 км. К тому же конвертоплан, как и «Defiant», будет иметь возможность дозаправки в воздухе. Экипаж транспортной машины будет состоять из 4 человек, из них 2 пилотов и 2 операторов боевых систем, также машина сможет брать 14 человек десанта. Кроме транспортного варианта «Bell» разрабатывает также ударную версию «V-280 Valor» и уже заинтересовала своей машиной не только Сухопутные войска США, но и Корпус морской пехоты. Ожидается, что первые прототипы «V-280 Valor» и «Sb-1 Defiant» появятся в этом году, после чего военные и инженеры начнут длинные испытания, чтобы выбрать наиболее эффективную разработку.

Известные военные эксперты рассказали «ПолитЭксперту» о боевых задачах, которые может выполнять скоростной ударный вертолет, конструкторский облик которого сейчас обсуждается Минобороны РФ.

Представитель холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский сообщил, что Министерству обороны РФ до конца ноября 2018 года будут представлены сразу три проекта скоростного ударного вертолета с различными конструкторскими решениями, передает ТАСС. По словам Богинского, первый вариант должен быть выполнен в традиционном варианте с одним несущим винтом и одним рулевым. Второй вариант предполагает совмещение двух винтов, как в Ка-52 «Аллигатор», только с дополнительными движителями в хвосте. Третий – вертолет с комбинированной силовой установкой и пропеллерами по бокам.

Военный эксперт, экс-начальник зенитно-ракетных войск РФ Сергей Хатылев сообщил «ПолитЭксперту», что программа по созданию подобной скоростной винтокрылой машины была написана довольно давно. Сообщалось, что новый вертолет должен быть разработан к 2020 году, однако подобный проект изначально не получил финансирование, поскольку представители промышленности его не поддержали.

Хатылев сообщил, что одной из главных целей для скоростных вертолетов является ликвидация воздушных целей.

Помимо основных задач по осуществлению воздушной поддержки наземных сил, современный вертолет должен эффективно уничтожать даже малоразмерные БПЛА. Причем отслеживание и поражение целей на земле и в воздухе должно вестись одновременно, используя технологичные автоматизированные системы наведения и целеуказания, - сообщил Хатылев.

Военный эксперт журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков, в свою очередь, сообщил, что винтокрылые машины выполняют довольно обширный спектр боевых задач.

Но при создании такого вертолета есть определенные задачи, которые влияют на его конструктивные особенности, потому что он, в отличие от самолета, летает с помощью несущих лопастей и воздушного винта. И нужно рассматривать вопрос конструкции этого винта, чтобы вертолет был управляемым. Для Министерства обороны нужна быстрая машина, так называемая армейская авиация. Раньше так называли вертолеты. Они всегда сопровождали сухопутные войска, обеспечивая воздушное прикрытие и выполнение ряда задач. Например, по эвакуации, поддержке, в некоторых случаях разведки, борьбы с бронированной техникой противника и морской авиацией. Когда мы говорим про новые вертолеты, сейчас требуются более скоростные машины. Бывают ситуации, когда требуется молниеносное решение.

В ответе на вопрос о том варианте, который может выбрать Минобороны, Леонков сообщил, что сейчас определяются основные боевые задачи для такой техники.

Существуют технические характеристики, которые мне не известны. Когда проводится такого рода выборка, обычно Министерство обороны разрабатывает так называемые технические требования тех задач, которые должен выполнять боевой вертолет. Представители ведомства рассматривают характеристики машины, что в случае если проект будет соответствовать этим требованиям, то появится техническое задание, на основании которого и будет создаваться этот вертолет. Поэтому три концепции создания скоростного вертолета, который должен поддерживать скорость свыше 400 км/ч. Он должен быть достаточно быстрым.

По словам эксперта, вертолеты обладают довольно обширными боевыми возможностями, которые дают им преимущества перед ударными самолетами.

Поднимать истребители долго, а если рядом есть, например, площадка вертолетов, и если есть скоростные винтокрылые машины, то можно среагировать достаточно быстро. К тому же вертолеты способны на такие маневры, которые не подвластны самолётам. Вертолёты могут зависать в воздухе, вести агрессивный огонь, перемещаться в любую сторону, а именно туда, где происходят боевые действия и при этом вести огневую поддержку. Всё это делает вертолёты очень интересным инструментом.