Перспективные вертолеты будущего. Камов против Миля: каким видят российские КБ ударный вертолет будущего. Камов и Миль: кто победит

Вертолеты бывают военные – они убивают. А бывают «мирные» – они спасают. Не будь их, порой было бы невозможно эвакуировать раненых из труднодоступных районов или доставить гуманитарную помощь в регион стихийного бедствия. Сегодня речь пойдет о гражданских вертолетах, о новейших разработках отечественного и зарубежного вертолетостроения и о концептах далекого будущего. Россия находится в числе мировых лидеров по производству вертолетов, и с каждым годом объем выпускаемой продукции растет.

Если в 2007 году авиационные предприятия страны произвели чуть больше 100 винтокрылых машин, то в 2012 году – почти 300. За последнее время на мировом рынке вертолетостроения Россия вышла на третье место. По итогам 2013 года холдинг «Вертолеты России», в состав которого входят все вертолетостроительные компании страны, выпустил более 300 вертолетов, считая гражданские и военные.

Динамика не может не радовать, но здесь есть и свои нюансы. Дело в том, что почти все модели российских вертолетов в основе своей были разработаны еще в СССР. Конечно, вечно стоять на месте и при этом навязывать борьбу ведущим мировым производителям не получится. На каком-то этапе наследие Советского Союза себя исчерпает, а принципиально новые разработки требуют соответствующего финансирования и наличия кадрового потенциала. Среди моделей российских винтокрылых машин особняком стоят легкие вертолеты – Ансат и Ка-226 – они были созданы уже после краха Союза. Но эти вертолеты, как и некоторые другие новые модели, не получили широкого распространения ни в России, ни за ее пределами. Ведь принципиально новая техника всегда нуждается в доработке, а в суровых условиях 1990-х финансирование новых разработок было весьма условным. Таким образом, реализация многих проектов началась только сейчас, с большим опозданием.

Даже в наше время самой большой популярностью пользуются модели, разработанные на базе легендарного советского вертолета Ми-8. С одной из таких машин мы и начнем.

Ми-8 / ©Armedman

Ми-8 – один из самых массовых вертолетов в мировой истории. Всего с 1965 года по наши дни было построено около 12 тыс. таких машин. Ми-8 используют более чем в 50 странах мира. Вертолет себя отлично зарекомендовал как в мирных, так и в военных целях.

На авиасалоне МАКС-2013 дебютировал перспективный вертолет Ми-171А2. Близкое родство новой модели с «восьмеркой» видно невооруженным глазом: Ми-171А2 унаследовал многие черты от своего прародителя, сочетая простоту и надежность с требованиями XXI века. При создании этой машины были в полном объеме учтены пожелания операторов. Новый многофункциональный вертолет может брать на борт до 24 пассажиров и перевозить на внешней подвеске до 5 т груза. Во время испытаний была подтверждена заявленная максимальная скорость – 280 км/ч. В сравнении с предыдущими модификациями Ми-8, Ми-171А2 имеет более мощный двигатель, усовершенствованную конструкцию фюзеляжа и принципиально новую электронику.

Ми-17 / ©Вертолеты России

Комплекс бортового оборудования Ми-171А2 / ©UKBP

Отечественные авиастроители связывают большие надежды с новым многоцелевым вертолетом Ми-38. Разработка перспективной машины началась еще в 1980-е годы. Планировалось, что «тридцать восьмой» придет на замену Ми-8/Ми-17. С тех пор много воды утекло, и проект претерпел большие изменения. Как и подавляющее большинство современных вертолетов, новая машина имеет «стек­лянную кабину», в которой вместо аналоговых приборов установлены электронные дисплеи. Планируется, что будет построено множество модификаций Ми-38, предназначенных для решения самых разных задач. В пассажирской модификации вертолет будет способен брать на борт до 32 пассажиров. В других версиях он сможет использоваться для транспортировки грузов, эвакуации раненых, патрулирования морского пространства и иных целей. Помимо гражданских, планируется создание и военного варианта.

Ми-38 / ©Вертолеты России

Особенность новой машины – широкое применение композитных материалов. В частности, из композитов сделаны лопасти и несиловые элементы фюзеляжа Ми-38. На сегодняшний день машина проходит испытания, всего построено четыре прототипа.

Ми-38 / ©Вертолеты России

На Московском вертолетном заводе имени Миля ведется разработка еще одного долгостроя – многоцелевого вертолета Ми-54. Эта машина призвана не столько составить конкуренцию Ми?38, сколько дополнить его и другие новые модификации Ми-8/17. Все-таки, Ми-54 – вертолет несколько другого класса.
Если максимальная взлетная масса Ми-38 составляет 15,6 т, то взлетная масса Ми-54 не достигает и 5 т. Он меньше и компактней средних российских многоцелевых вертолетов. Ми-54 может вмещать от 10 до 12 пассажиров и предназначен для решения самых разных задач: перевозки грузов, спасательных операций, патрулирования. Также он может использоваться как вертолет бизнес-класса.

Ми-54 / ©Вертолеты России

Несмотря на всю инновационность, судьба Ми-54 с самого начала обещала быть непростой. Проект появился на свет в ненужное время, в ненужном месте – в начале 1990-х, когда рассчитывать на успех разработки не приходилось. До сих пор проект находится на стадии исследовательских работ, и его будущее остается туманным. Гораздо меньше опасений внушает судьба детища ОАО «Камов» – новейшего многоцелевого вертолета Ка-62. Эта красивая машина представляет собой пассажирский вариант военно-транспортного Ка-60 «Касатка». От базовой модели Ка-62 унаследовал много черт – как внешних, так и внутренних. Например, гражданская модификация будет оборудована двигателем РД-600 – такой же агрегат установлен на «Касатке». По своим потенциальным возможностям новая машина близка к Ми-54: максимальная взлетная масса вертолета Камова составляет 6,5 т, а пассажировместимость не превышает 15 человек. Как и Ми-54, Ка-62 может быть востребован в бизнес-сегменте. Очевидно, новый вертолет также сможет взять на себя часть функций, которые до сих пор выполняет Ми-8. Разработчики Ка-62 отмечают большой экспортный потенциал своего детища: при его создании были учтены пожелания потенциальных заказчиков из других стран.

С какими бы сложностями ни столкнулись отечественные авиастроители, очевидно одно – новые вертолеты «Миля» и «Камова» имеют большой потенциал. При этом из всех российских проектов в области вертолетостроения Ми-38 и Ка-62 можно считать самыми перспективными.

Ка-62 / ©Вертолеты России

Двигатель Ка-62 / ©Wikipedia

Вертолет будущего

Когда речь идет об инновациях в области авиастроения, то впереди планеты всей, конечно, американцы. В 2008 году совершил полет экспериментальный скоростной вертолет Sikorsky X2. Отличительной особенностью новой модели стало наличие толкающего винта, расположенного в хвосте вертолета (по типу гребного винта у морских судов). Такая компоновка позволила X2 развить невероятную для вертолета скорость – 460 км/ч, установив новый мировой рекорд горизонтальной скорости среди винтокрылых машин. Несущие винты Sikorsky X2 имеют соосную схему, при которой один винт расположен над другим – широкое признание она получила благодаря советской военной разработке Ка-50. Несмотря на то, что в программу X2 было вложено 50 млн долларов, в 2011 году она была закрыта. Однако наработки, полученные в ходе испытаний, будут использованы для нового проекта – перспективного боевого винтокрыла Sikorsky S-97 Raider.

Sikorsky X2 / ©Sikorsky

S-97 / ©Sikorsky

Однако рекорд скорости, установленный американскими инженерами, продержался недолго: недавно его побили уже в Европе. В 2010 году в воздух поднялся экспериментальный Eurocopter X3. Базовой моделью для нового проекта послужил многоцелевой вертолет A?rospatiale AS.365 Dauphin. В одном из испытательных полетов X3 развил скорость 487 км/ч. Помимо этого, новый вертолет успел установить еще один мировой рекорд – по скорости вертикального спуска. X-Cube, как уже успели окрестить новую разработку, сочетает в своей конструкции вертикальную и горизонтальную тягу. Помимо несущего винта, вертолет имеет пропеллеры и небольшие крылья «самолетного» типа.

Eurocopter X3 / ©Eurocopter

Как и его американскому собрату, новому вертолету не суждено пойти в серию. Eurocopter X3 является экспериментальной моделью, основная задача которой заключается в отработке новых возможностей. Но можно быть полностью уверенным, что испытания X3 не пройдут даром. Опыт, накопленный европейскими авиастроителями, будет использован для создания нового скоростного вертолета, получившего обозначение LifeCraft.

Очень скоро на мировом рынке вертолетостроения укрепятся позиции Китая. Компания Aviation Industry Corp – ведущее вертолетостроительное предприятие Поднебесной – прорабатывает самые разные концепты вертолетов будущего. Главное, что объединяет все эти разработки – очень высокая скорость полета. Так, китайцы представили концепт тяжелого вертолета Blue Whale. Согласно планам самих разработчиков, скорость воздушного судна должна будет достигать 700 км/ч! Впечатляет и максимальная грузоподъемность аппарата, которая составит 20 т.

Blue Whale имеет четыре поворотных винта, каждый из которых оборудован четырьмя лопастями. Во время взлета и посадки пропеллеры создают вертикальную тягу, а когда аппарат находится в полете – горизонтальную, как у конвертоплана. На базе Blue Whale планируется и создание военного вертолета.

Blue Whale / ©AVIC

С целью отработки технологий создания скоростных вертолетов китайцы разрабатывают и беспилотный скоростной Jueying-8. Беспилотник имеет соосную схему, а заявленная скорость должна будет составить 400 км/ч.

С просьбой прокомментировать возможность реализации инновационных проектов в области вертолетостроения мы обратились к старшему преподавателю Национального аэрокосмического университета имени Жуковского Павлу Солянику: «Вопрос реализации новых схем в области вертолетостроения лежит, прежде всего, в плоскости экономической целесообразности. Несомненно, вертолеты имеют огромные достоинства: они способны зависать в воздухе, осуществлять вертикальный взлет и посадку. Но во время взлета или посадки вертолет тратит много топлива. При этом расход топлива во время полета не столь велик. Если мы оборудуем винтокрылую машину тянущим или толкающим винтом, увеличится скорость полета, но вырастет и расход топлива. Таким образом, вертолет может потерять одно из своих главных достоинств – экономичность. Поэтому разработка скоростных вертолетов будущего должна быть экономически целесообразна».

Российский концепт

Сегодня и в России вплотную подошли к проработке концепта вертолета будущего. Одним из самых удивительных проектов по праву считается реактивный Ка-90, впервые представленный в 2008 году. Аппарат будет взлетать как обыкновенный вертолет, с помощью несущего винта, а когда окажется в воздухе и наберет нужную скорость – сложит винт и включит турбореактивный двигатель, развивая 800 км/ч и более. Впрочем, этот смелый проект может быть сопряжен с массой рисков. Например, совершенно неясно, как именно будет обеспечиваться устойчивость и управляемость Ка-90. Второй вопрос – сможет ли себя окупить столь технологически сложная машина?

Еще одна перспективная разработка «Камова» – пассажирский вертолет Ка-92. Летательный аппарат имеет соосную схему несущих винтов, плюс один толкающий. Крейсерская скорость новой машины должна составить 450 км/ч, пассажировместимость – 30 человек. Одна из главнейших его особенностей – большая дальность полета, достигающая 1500 км. Разработку новой винтокрылой машины планируется закончить к 2020-му году. Из всех концептов, представленных фирмой «Камов», самый тяжелый – Ка-102. Согласно планам разработчиков, взлетная масса воздушного судна будет достигать 30 т, и при скорости до 500 км/ч оно сможет перевозить по 80-90 пассажиров.

Ка-92 / ©Камов

Новый вертолет создается по продольной схеме с двумя горизонтальными несущими винтами, причем задний расположен несколько выше переднего. Такая же схема реализована на известном американском военно-транспортном вертолете Boeing CH–47 Chinook. Судя по всему, разработчики также намерены оборудовать свое детище двумя турбореактивными двигателями. В случае успешной реализации проекта, Ка-102 в будущем сможет взять на себя часть функций, которые сейчас выполняет тяжелый вертолет Ми-26.

Не отстают от камовцев и конструкторы «Миля»: не так давно они представили концепт среднего многофункционального вертолета будущего, получившего условное обозначение Ми-X1. Реализован он по привычной схеме с одним несущим и одним толкающим винтами. Концепция Ми-X1 перекликается с концепцией американского экспериментального вертолета Piasecki X–49. И хотя новый проект лишен революционных инноваций, его будущее видится куда более реалистичным, нежели строительство футуристических Ка-90 или Ка-102. Как бы там ни было, классические вертолеты будут востребованы на рынке еще очень долго.

Ка-90 / ©Vitaly V. Kuzmin

Ка-90 / ©Камов

Традиционные вертолеты типа Ми-8 радикально не изменятся, – говорит известный российский авиационный специалист Павел Булат. – Их конструкция приблизилась к оптимуму лет 30 назад. Скоростные концепты, на мой взгляд, будущего не имеют: они дороже самолетов, бизнес-джетов такой же вместимости. Вертикальный взлет такого принципиального значения не имеет, так как это дорогие салонные модели. Хотя наши Ка-90, Ка-92, Ка-102, Ми-Х1 концептуально не хуже Sicorsky Х2 и Eurocopter. Просто не ясно само предназначение таких аппаратов. Вертолеты ждет сугубо функциональное и утилитарное будущее. Наверное, подрастут летные качества, упростится механика, появятся реактивные лопасти. Если же говорить о безаэродромных скоростных транспортных средствах, то это что-то совсем из другой оперы, какие-то гибридные схемы на основе самолетов, а не вертолетов.

Одним из знаковых событий 2018 года в мировой авиации должен стать первый полет нового вертолета SB-1, над созданием которого работают американские компании «Сикорский» (в настоящее время входит в состав «Локхид Мартин») и «Боинг» в рамках реализуемой Сухопутными войсками (СВ) США программы Future Vertical Lift (FVL) , что можно перевести с английского как «Перспективный летательный аппарат вертикального взлета и посадки».

SB-1 «Дифайэнт» (Defiant, в переводе с английского - «дерзкий») представляет собой так называемый демонстратор технологий - прототип перспективного единого многоцелевого, а фактически легковооруженного или разведывательно-ударного вертолета среднего класса (Joint Multi-Role Technology Demonstrator - JMR TD).

С точки зрения общей технической концепции проект SB-1 является дальнейшим развитием идей «Сикорского», реализованных в вертолетах X2 и S-97 «Рейдер» (Raider, в переводе с английского - «рейдер» или «налетчик»). Фактически «Дифайэнт» конструктивно представляет собой увеличенный и несколько модифицированный под круг назначенных для него в рамках программы FVL задач вариант «Рейдера». При этом взлетная масса SB-1 достигнет 30 тыс. фунтов (ок. 13.600 кг), в то время как у S-97 она составляет около 11,4 тыс. фунтов (ок. 5.170 кг), а у экспериментального X2 - всего 6 тыс. фунтов (ок. 2.700 кг).

«Наша ключевая задача - продемонстрировать возможность масштабирования технологии, - приводит слова президента «Сикорский Милитари Системс» Самира Мехты еженедельник Aviation Week & Space Technology . - Х2 подтвердил правильность решений с точки зрения физики и проектирования, «Рейдер» - представитель следующего класса грузоподъемности, а JMR - следующего за ним класса. И каждое увеличение в размерах - вызов с технологической точки зрения. Мы не хотим оставить место для сомнений, и потому построим наш демонстратор по программе JMR в полной размерности».

Комбинированный вариант

SB-1 «Дифайэнт» - это комбинированный вертолет, который оснащен как несущим, так и хвостовым толкающим воздушными винтами. В данном случае несущие винты - соосного типа, противоположного вращения, четырехлопастные с жестким креплением композитных лопастей, созданные по т.н. «концепции наступающей лопасти». Впервые такая схема была реализована еще при жизни Игоря Сикорского на экспериментальном S-69 (XH-59A), который совершил первый полет в варианте обычного вертолета 26 июля 1973 года, а в варианте гибридного вертолета с двумя турбореактивными «пропульсивными» двигателями - в марте 1977 года. Максимальная скорость горизонтального полета тогда составила 238 узлов (441 км/ч), а при полете со снижением - 263 узла (487 км/ч).

В результате применения данной схемы, по расчетам разработчиков, скорость «Дифайэнт» по сравнению с вертолетами классической схемы возрастет на 185 км/ч, боевой радиус - на 60%, а «характеристики на режиме висения при эксплуатации в условиях высокогорья и жаркого климата» - на 50%. В частности, по заявлению разработчиков, вертолет SB-1 при температуре окружающего воздуха +35 град. по Цельсию сможет выполнять висение вне зоны влияния земли на высотах до 6 тыс. футов (1.829 м) над уровнем моря. Кроме того, это позволяет снизить акустическую заметность машины и в целом повысить ее живучесть на поле боя.

При этом соосные несущие винты, которые, как указывают американцы, превосходят по эффективности аналогичного типа винты на российском ударном вертолете Ка-52 «Аллигатор», позволяют снизить силу направленной вниз струи, повышая эффективность и безопасность десантных (эвакуационных) операций. В материалах разработчиков также указывается, что примененные на SB-1 несущие винты позволяют снизить т.н. зону обратного обтекания и тем самым повысить их аэродинамическое качество. Кроме того, лопасти выполнены складывающимися, обеспечивая базирование SB-1 на борту кораблей различного класса и в условиях городской застройки, а также позволяя осуществлять его переброску военно-транспортными самолетами. Вертолет оснащается современной электродистанционной системой управления.

В целом, как можно увидеть, концепция скоростного многоцелевого вертолета у компаний «Сикорский» и «Боинг» в значительной мере схожа с концепцией скоростного вертолета, взятой специалистами фирмы «Камов» за основу при создании вертолета Ка-92. Только хвостовой винт выполнен обычным, а не соосным, как у российской машины.

Отличительные особенности

В грузовой кабине перспективного вертолета, размеры которой будут на 50% больше кабины UH-60 «Блэк Хок», смогут разместиться 12 десантников с вооружением, а экипаж составит 4 человека. В случае необходимости транспортно-десантный вертолет может быть быстро переоборудован в медико-эвакуационный, рассчитанный на перевозку 8 носилочных раненых.

Отличительными особенностями вертолета также являются:

Усовершенствованная трансмиссия;

Система активного подавления вибрации;

Убирающееся шасси;

Система дозаправки топливом в полете, что позволяет обеспечить вертолету значительные дальность и продолжительность полета, необходимые для участия в экспедиционных операциях;

Широкие сектора применения бортового вооружения.

По мнению летчика-испытателя компании «Боинг» Фрэнка Конвэя, задействованного в испытаниях вертолета SB-1, «Дифайэнт» отличают: хороший обзор из кабины; современные жидкокристаллические индикаторы в составе приборного оборудования кабины пилотов; хорошие управляемость и маневренность на скоростях вплоть до 250 узлов (ок. 460 км/ч); устойчивость на висении, а также способность - благодаря наличию хвостового толкающего винта - совершать горизонтальный полет хвостом назад и быстро сбрасывать скорость во время «снижения с пикированием». Вертолет может легко набирать и сбрасывать скорость, выполнять движение из стороны в сторону, а также зависать над точкой с опущенным или поднятым на угол 20 град. носом. Особым же, по мнению Конвэя, достоинством SB-1 является «сочетание скорости и дальности полета турбовинтового самолета и управляемости и маневренности вертолета на малых скоростях полета».

По расчетам разработчиков, прототип SB-1 с двумя модифицированными турбовальными (ТВаД) двигателями Honeywell T55 в классе тяги 4.000 л.с. (такие же стоят на транспортных «чинуках») будет способен развивать скорость не менее 250 узлов (ок. 460 км/ч), но на требуемую заказчиком дальность 229 морских миль (ок. 424 км) смогут совершать полет лишь серийные машины. Последним для этого потребуется новый ТВаД, который планируется создать на основе экспериментальных двигателей семейства FATE (Future Affordable Turbine Engine), проектируемых компанией «GE Авиэйшн» (GE Aviation).

Сроки переносятся

В августе 2014 года разработчики получили от Управления прикладных технологий Армейской авиации СВ США контракт на постройку демонстратора технологий в рамках первого этапа программы JMR и в том же году успешно выполнили предварительную, а в начале 2016 года - критическую оценку проекта перспективного вертолета. В том же году началась сборка, но его летные испытания все же были перенесены разработчиком на начало 2018 года.

Точная причина переноса сроков первого полета не обнародовалась. «Все идет не так быстро, как мы хотели бы», - только и сообщил руководитель программы «Дифайэнт» в компании «Боинг» Пэт Доннелли. Однако на международной выставке вооружений и военной техники Defence & Security Equipment International Exhibition (DSEI) , проходившей в Лондоне с 12 по 15 сентября 2017 года, Дэн Бейли - директор программы JMR/FVL в Научно-исследовательском и инженерно-техническом центре авиационного и ракетного вооружения СВ США - в интервью еженедельнику Defense News сообщил, что это может быть вызвано проблемами, с которыми разработчики столкнулись в процессе изготовления лопастей новых несущих винтов.

В окончательном варианте запрос на продолжение работ по единому перспективному вертолету среднего класса, одним из претендентов на победу в котором и является SB-1 «Дифайэнт», должен быть обнародован заказчиком в 2019 году. После этого, если желания заказчика совпадут с возможностями разработчиков, вполне возможно, что в обозримом будущем мы увидим эту машину на службе в вертолетных эскадрильях всех видов и родов войск американских вооруженных сил. Подписание контракта с победителем конкурса запланировано на 2025 год. Впрочем, как показывает многолетний опыт, все еще может не один раз измениться, и не исключено, что в результате до финиша дойдет, если дойдет вообще, образец летательного аппарата совершенно иного вида.

Вертолеты появились над полями боев относительно скоро после завершения Второй мировой войны. Первое массовое применение винтокрылых машин состоялось во время корейского конфликта, и первопроходцами в этом стали американцы. Первоначально вертолеты выполняли функцию разведчиков, корректировщиков огня, эвакуировали раненых (благодаря использованию вертолетов для эвакуации выживаемость раненых бойцов в армии США выросла в несколько раз). На заре своей военной карьеры вертолеты не выполняли ударных функций.

У нового типа летательных аппаратов было немало противников: отмечалась небольшая скорость вертолетов, их недостаточная защищенность даже от стрелкового оружия. Но опыт применения ударных вариантов этих машин в итоге развеял все опасения, и вертолеты прочно заняли место на поле сражения.

Через некоторое время мир вошел в эпоху окончательного обрушения колониальной системы, и в разных уголках планеты вспыхнули вооруженные конфликты, для которых были характерны активные партизанские действия. Оказалось, что вертолеты, в отличие от боевых самолетов, прекрасно подходят для борьбы с партизанами.

Переломным моментом в истории боевых вертолетов стал октябрь 1973 года, когда во время арабо-израильского конфликта 18 израильских вертолетов «Кобра » в одном вылете уничтожили 90 египетских танков. С этого дня одной из основных задач боевых вертолетов стала борьба с бронетехникой.

В Советском Союзе не сразу разглядели потенциал вертолетов, но затем принялись быстро наверстывать упущенное. В 1971 году появился первый опытный образец ударного советского вертолета Ми-24 . Эта легендарная машина до сих пор стоит на вооружении России и многих других стран. За время своей долгой службы «крокодил» успел поучаствовать в десятках конфликтах, прошел суровые испытания афганской войны и претерпел многочисленные усовершенствования. Если американский вертолет Bell UH «Хьюи» — это символ вьетнамской войны, то Ми-24 «крокодил» — это символ войны в Афганистане.

Ми-24 был задуман как летающая БМП: кроме мощного вооружения и броневой защиты, он имел десантный отсек, в котором мог доставлять пехоту на поле боя, а затем поддерживать ее огнем. Но в действительности получилось так, что десантирование с Ми-24 проводилось крайне редко, и как правило, вертолет применялся как ударная машина. Так что попытка создания многоцелевого вертолета вышла не совсем удачной, и в середине 70-х годов прошлого века в СССР решили создать боевой вертолет нового поколения. Для разработки перспективной ударной машины был объявлен конкурс между КБ Миля и Камова. В результате этого соревнования появились на свет самые лучшие на сегодняшний день боевые вертолеты России: Ми-28 «Ночной охотник» и Ка-50 «Черная акула» (и Ка-52 «Аллигатор»).

Ми-28 «Ночной охотник»

Технические характеристики вертолета Ка-50 «Черная акула»

Одной из основных причин прекращение производства Ка-50 стала как раз «одноместность» этого вертолета». Пилотировать вертолет на малых высотах – очень непросто, еще сложнее вести при этом огонь по противнику. Вертолет соосной схемы довольно сложен в пилотировании и требует от пилота серьезного мастерства. Поэтому на смену Ка-50 «Черная акула» пришел Ка-52 «Аллигатор».

Ка-52 – двухместная модификация Ка-50. Вертолет отличается от своего предшественника измененной носовой частью и комплексом нового радиоэлектронного оборудования. Ка-52 изначально задумывался как командирская машина, координирующая действия группы вертолетов Ка-50.

На Ка-52 установлен многофункциональный навигационный комплекс «Аргумент-2000», который делает вертолет всепогодным и способным летать в любое время суток. Он состоит из поисково-прицельной системы ГОЭС-451 и обзорно-пилотажной системы.
Вооружение аналогично вооружению Ка-50.

Еще одной интересной машиной, которая в различных комплектациях уже поставляется в Вооруженные силы и гражданским заказчикам, является вертолет «Ансат», разработанный и изготовленный на Казанском вертолетном заводе. «Ансат» построен по классической одновинтовой схеме, имеет два газотурбинных двигателя. Он может поднимать до 1300 килограмм груза или 9 пассажиров.

Первый свой полет «Ансат» совершил в 1999 году. Машина универсальна: может перевозить грузы, пассажиров, использоваться в качестве медицинского и поисково-спасательного вертолета. Казанские конструкторы создали модификацию « » — учебный вертолет для обучения курсантов военных училищ.

Стремительный Ми

В прессе появилась информация о разработке нового высокоскоростного вертолета в КБ имени Миля. В 2019 году проект новой машины должен быть закончен. В 2014-2015 годах на этот проект из государственного бюджета планировалось выделить 4 миллиарда рублей.

Изначально в этой программе участвовало и КБ имени Камова, но проект КБ Миля был признан более удачным. Новый вертолет должен иметь дальность полета до 1,5 тысячи километров и развивать скорость до 450 км/ч. Вертолет создается для потребностей гражданской авиации.

Можно добавить, что созданием скоростного вертолета занимаются и в других странах. В частности, сейчас подобную машину разрабатывают в Sikorsky Aircraft.

Старый конь борозды не портит

На сегодняшний день в России осталось большое количество старых, проверенных временем Ми-24. Еще в 1999 году была разработана программа модернизации этих вертолетов. Обновленная машина получила обозначение Ми-35 . Она производится для нужд Министерства обороны России и экспортируется за рубеж.

В новом вертолете установлена новая тепловизорная система и приборы ночного видения. Кроме того, Ми-35 оборудован системой спутниковой навигации, позволяющей точно определить координаты машины.

К началу 2014 года для министерства обороны России было изготовлено 24 Ми-35, еще почти 50 единиц планировалось передать российским военным к 2019 году.

Ми-171А2 и Ми-38

Еще одной интересной машиной, находящейся на стадии государственных испытаний, является вертолет Ми-171А2. Это не что иное как глубокая модернизация знаменитого Ми-8 . По сути, эта машина — продолжение славных традиций вертолетов Ми-8/17, выполненная на современном технологическом уровне, с использованием самых современных технологий и материалов. На новом вертолете будут установлены современная система управления, силовая установка, будет переделан салон. В 2014 году вертолет был сертифицирован, в 2016-м началось его серийное производство.

Еще одной репликой Ми-8/17 является грузопассажирский вертолет Ми-38 . В эту машину было внесено множество модификаций. Современная авионика, полностью стеклянная кабина, широкое использование композитных материалов. Несущие винты вертолета выполнены полностью из композитных материалов и не требуют замены в течение всего срока службы машины.

Создано несколько модификаций Ми-38, способные выполнять разные функции: возить пассажиров и грузы, выполнять поисково-спасательные работы. В 2014 году проводились испытательные полеты, а в начале 2015-м состоялась сертификация Ми-38.

Видео о новейших российских вертолетах

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Известные военные эксперты рассказали «ПолитЭксперту» о боевых задачах, которые может выполнять скоростной ударный вертолет, конструкторский облик которого сейчас обсуждается Минобороны РФ.

Представитель холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский сообщил, что Министерству обороны РФ до конца ноября 2018 года будут представлены сразу три проекта скоростного ударного вертолета с различными конструкторскими решениями, передает ТАСС. По словам Богинского, первый вариант должен быть выполнен в традиционном варианте с одним несущим винтом и одним рулевым. Второй вариант предполагает совмещение двух винтов, как в Ка-52 «Аллигатор», только с дополнительными движителями в хвосте. Третий – вертолет с комбинированной силовой установкой и пропеллерами по бокам.

Военный эксперт, экс-начальник зенитно-ракетных войск РФ Сергей Хатылев сообщил «ПолитЭксперту», что программа по созданию подобной скоростной винтокрылой машины была написана довольно давно. Сообщалось, что новый вертолет должен быть разработан к 2020 году, однако подобный проект изначально не получил финансирование, поскольку представители промышленности его не поддержали.

Хатылев сообщил, что одной из главных целей для скоростных вертолетов является ликвидация воздушных целей.

Помимо основных задач по осуществлению воздушной поддержки наземных сил, современный вертолет должен эффективно уничтожать даже малоразмерные БПЛА. Причем отслеживание и поражение целей на земле и в воздухе должно вестись одновременно, используя технологичные автоматизированные системы наведения и целеуказания, - сообщил Хатылев.

Военный эксперт журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков, в свою очередь, сообщил, что винтокрылые машины выполняют довольно обширный спектр боевых задач.

Но при создании такого вертолета есть определенные задачи, которые влияют на его конструктивные особенности, потому что он, в отличие от самолета, летает с помощью несущих лопастей и воздушного винта. И нужно рассматривать вопрос конструкции этого винта, чтобы вертолет был управляемым. Для Министерства обороны нужна быстрая машина, так называемая армейская авиация. Раньше так называли вертолеты. Они всегда сопровождали сухопутные войска, обеспечивая воздушное прикрытие и выполнение ряда задач. Например, по эвакуации, поддержке, в некоторых случаях разведки, борьбы с бронированной техникой противника и морской авиацией. Когда мы говорим про новые вертолеты, сейчас требуются более скоростные машины. Бывают ситуации, когда требуется молниеносное решение.

В ответе на вопрос о том варианте, который может выбрать Минобороны, Леонков сообщил, что сейчас определяются основные боевые задачи для такой техники.

Существуют технические характеристики, которые мне не известны. Когда проводится такого рода выборка, обычно Министерство обороны разрабатывает так называемые технические требования тех задач, которые должен выполнять боевой вертолет. Представители ведомства рассматривают характеристики машины, что в случае если проект будет соответствовать этим требованиям, то появится техническое задание, на основании которого и будет создаваться этот вертолет. Поэтому три концепции создания скоростного вертолета, который должен поддерживать скорость свыше 400 км/ч. Он должен быть достаточно быстрым.

По словам эксперта, вертолеты обладают довольно обширными боевыми возможностями, которые дают им преимущества перед ударными самолетами.

Поднимать истребители долго, а если рядом есть, например, площадка вертолетов, и если есть скоростные винтокрылые машины, то можно среагировать достаточно быстро. К тому же вертолеты способны на такие маневры, которые не подвластны самолётам. Вертолёты могут зависать в воздухе, вести агрессивный огонь, перемещаться в любую сторону, а именно туда, где происходят боевые действия и при этом вести огневую поддержку. Всё это делает вертолёты очень интересным инструментом.