О блоге
Ведическая культура подобна древу желаний. Каждый сможет найти в ней всё, что необходимо для поддержания полноценной и счастливой жизни. В ней сосредоточено великое множество знаний и наук: от кулинарии и науки о здоровье аюрведы, помогающей справляться с повседневными вопросами, до таких глобальных наук, как социология, психология, политика, связанных с процветанием всего общества и каждой индивидуальной личности с ее потребностями, предназначением, и той уникальной ролью, которую она может сыграть, занимая свое истинное положение.

ТРИ ВИДА МОЛИТВЫ

Однажды святой суфий увидел во сне одного [покойного] ученого и спросил его: «Как те науки, по поводу которых ты спорил и вел полемику?» Тот разжал свою руку, дунул на нее и сказал: «Все улетело как мелкая пыль. И принесли мне пользу только два рака‘ата молитвы, что искренне были исполнены мной глубокой ночью!»

Молитва. С нее начинается духовная жизнь. В любой религии, будь то безличное учение или теистическое, молитве отводится особая роль.

В обычной жизни, как правило, мы начинаем молиться в сложных жизненных ситуациях, когда теряем контроль над обстоятельствами и не видим решения проблем. Либо когда стремимся к чему-то очень ценному, но никак не можем это получить. Тогда молиться легко, у нас есть мотивация, мы быстро находим и слова, которые хотим сказать Богу, и время, чтобы это сделать. Когда же всё стабильно, нам трудно начать молиться, мы не понимаем смысла общения с Богом. Что я буду говорить Господу, если мне от него сейчас ничего не нужно?

Но, если мы решили следовать духовному пути, нам необходимо учиться правильно обращаться к Богу, воспринимать Его, как Высшую Личность, как нашего друга и защитника. Без такого понимания очень сложно прогрессировать. Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита синдху» объясняет, что существует 3 уровня духовной практики: начинающий, устойчивый и совершенный, и, по мере духовного продвижения, меняется и качество самой  молитвы.

Первому, начинающему, уровню соответствует Сампрартханатмика, что значит «совершенная молитва». В духовной жизни всё начинается с молитвы о том, чтобы почувствовать привязанность к Кришне, посвятить ум, речь и тело Ему одному. Отсюда приставка «сам» – полностью. Вначале нам нужно осознать свою раздвоенность и лицемерие: одна часть нашего «я» хочет к Богу, неутомимо рвётся к Нему, но другая не то, что не хочет, а всячески стремится в противоположную сторону.  Это первое, с чем мы сталкиваемся, когда предпринимаем робкие попытки заниматься авторитетной духовной практикой и соприкасаемся с Богом. Поэтому эта молитва о совершенстве, о восстановлении целостности. О том, чтобы почувствовать привлекательность Бога и отдать ему своё тело, ум и речь. Мы ясно понимаем, что никакой истиной привязанности к Кришне у нас нет, и просим Господа о том, чтобы она появилась. Но даже эта привязанность – не результат моих усилий, не моё реальное желание. Она приходит от Кришны, как милость.

На следующем, устойчивом, уровне практики появляется Даиньябоддхика«пробуждающая молитва». На этом уровне человек восстанавливает некую целостность, его желание посвятить себя Кришне уже становится искренним, все части его «я» стремятся к Господу. Но возникает другая серьёзная проблема – прозрение к своему несовершенству.

На первом этапе мы не можем реально увидеть всю степень своего падения, и это благословение Бога. Если бы мы честно увидели все свои греховные склонности, оскорбления и корыстные мотивы, то впали бы в глубокую депрессию.

На первом этапе мы не можем реально увидеть всю степень своего падения, и это благословение Бога. Если бы мы честно увидели все свои греховные склонности, оскорбления и корыстные мотивы, то впали бы в глубокую депрессию. Поэтому Кришна вначале даёт нам кривое зеркало нашего собственного ума вместо реальности. Мы видим себя если не как святого, то уж точно не хуже остальных. Как минимум, честными, смиренными и аскетичными. Начальный уровень всегда сопряжен с самолюбованием.

Но вторая ступень преданности начинается с трезвого понимания, сколько глупостей мы совершили, скольких оскорбили людей, сколько проявили эгоизма, равнодушия или гнева. Это состояние человека перед судом. Бхактивинод Тхакур в «Бхаджана-рахасье» приводит молитвы из «Стотра-ратны» Ямуначарьи: «Нет такого оскорбления и греха, которые я не совершил многократно. И теперь пришел день, когда я стою перед Тобой. Судный день пришел, и у меня нет иного прибежища кроме Тебя, Господь!» Молитва – это всегда предстояние перед Богом. Но благодаря интенсивной практике, духовному опыту и милости – внутри такого человека появляется горячее желание только служить, не отвлекаясь ни на что другое.

Этот вид молитвы идет вторым, потому что вначале всё наше смирение, терпение и «возвышенность» – лишь кокетство и «пыль в глаза». На уровне твердой практики приходит настоящее понимание своей некомпетентности и упование только на милость Бога. Служение, повторение Святого Имени, вера в Гуру – это всё, что нужно, чтобы быть счастливым.

Третьему, совершенному, уровню духовной практики соответствует молитва Лаласамайи«настоящее совершенство». Это стадия сильного влечения к Кришне, когда преданный хочет, чтобы привязанность его стала ещё сильнее и превратилась в конкретное служение. Это молитва о том, чтобы Кришна исполнил горячее желание служить ему определённым образом. Она рождается из  понимания своей духовной природы и желания служить именно так, как хочет Кришна.

Любая молитваэто прежде всего знак предания себя. Это знак того, что мы признаем свою неспособность сами себя защитить. Чтобы призвать милость Бога, мы должны в особом настроении молиться, чувствуя беспомощность.  Если беспомощности нет в молитве, она не дойдёт до Бога. Бхактивинода Тхакур говорит, что Кришна слышит только те молитвы, в которых звучит шаранагати, или предание себя. Это состояние, когда человек говорит: «Я сам ничего не могу. Я понимаю, что я завишу от Тебя. Я не сам по себе, я завишу от Тебя, о, мой Господь! Пожалуйста, услышь меня и приди ко мне на помощь!»

По материалам лекции Бхакти Вигьяна Госвами Махараджа «Молитвы Царицы Кунти»
Коррекция — Вера Чеснокова, Анна Димитренко
Иллюстрации — Лиля Финикова
07.10.2016
Милость Туласи
{:ru}Растение Туласи - одно из самых почитаемых в Индии. Значение слова Туласи - "несравненная"....
14.10.2016
Что взять с собой в паломничество?
{:ru}Путешествие в Святую обитель, конечно же, заключается не в физическом перемещении и первых шагах...
Written by:

Администратор Mantra Yoga Project, блогер, вегетарианец. Автор раздела Philosophy, Event&Art "Все, что нам нужно - звёздное небо над головой и нравственный закон внутри нас." Administrator Mantra Yoga Project, blogger, vegetarian. Author section Philosophy, Event & Art "All we need - the starry sky above and the moral law within us."

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *