Икона и молитва, которые помогут во время родов. Еще о том, что католическая "мадонна" - не пресвятая богородица Происхождение и значение


Казанская:

Смоленская

Иверская (Портатисса)

Толгская

Владимирская

Вопрос.
Какого цвета волосы у Пресвятой Богородицы?

Ответ мы знаем исключительно по письменному Преданию. На всех (по крайней мере известных мне) иконах Пресвятой Богородицы волосы полностью закрыты.

это не случайность или прихоть. Это иконописный канон.

теперь посмотрим на католических "мадонн".
Для более менее объективности возьмем разных авторов.

Рафаэль

Боттичелли

Беллини

Все очевидно. У мадонны распущенные волосы с искусной прической. Или вообще без покрывала, или с чисто символическим прозрачным или спущенным так, что видны волосы (а у большинства мадонн еще и обнаженные плечи)

нет, можно найти почти канонические изображения со скрытыми волосами

Или того же Беллини "красные херувимы"

Но это капля в море. Подавляющий "мэйнстрим" такой.
Это специфика европейского возрождения, скажут маститые искусствоведы.

Это примерно как отвечать на вопрос, "почему мужик идет с топором и с лезвия капает кровь?" фразой "это такая специфика мужика, идущего по улице".

ПОЧЕМУ такая специфика?
А специфика очень простая. Убранные под покрывало волосы - это традиционный видимый символ замужней женщины.
Распущенные напоказ волосы - это традиционный видимый символ блудницы.

Это не я придумал. И это не только частная этническая особенность
Это Священное Писание.
Пророк Иезекииль.
Господь находит брошенного Израиля.и берет Себе в невесты"и облекóхъ тя́ въ пестроты́ и обýхъ тя́ въ червлéны, и препоя́сахъ тя́ виссóномъ и воз-ложи́хъ на тя́ трихáптонъ ," (Иез. 16,10)

Израиль же становится блудницей, которая распахивает ноги свои перед всяким мимоходящим. И Господь говорит:
", и остáвятъ тя́ нáгу и безстýдну: " (Иез. 16, 39)

Греческий текст: καὶ ἀφήσουσίν σε γυμνὴν καὶ ἀσχημονοῦσαν"
Оставят тебя нагой и несхимной - НЕПОКРЫТОЙ.
Непокрытой - значит бесстыдной.
Что же это за такая бесстыжая "мадонна"?
Вавилонская блудница.

байки про "особенности европейского художественного стиля" - это прикрытие для очевидной символики.
"Стиль возрождения " ПРЕКРАСНО знает как надо изображать Богородицу и почему именно так а не иначе.

Вот тот же Беллини изображает Сретение

Смотрите как закрыты другие замужние жены. Такое впечатление, что Пресвятая Богородица - это не дама с младенцем, а ее соседка.

И еще про Вавилонскую блудницу.
Какой культ сопутствует культу Астарты?

Спросим у пророка Иезекииля.
"И заклáла еси́ чáда твоя́ и далá еси́ я́, внегдá при--неслá еси́ и́хъ на жéртву и́мъ." (Иезек. 16,21)
Этот культ совершенно на днях мы наблюдали на улицах Москвы.

И конечно отрубленные кровавые головы мертвых младенцев. сопровождающие "мадонну"

Это такой стиль возрождения.

И уж совсем чисто совпадение - вот

На этой "мадонне" Жана Фуке 15 века не вавилонская блудница с антихристом в окружении черных и красных демонов, у которых кровь сочится из глаз и ртов.
Каждый здесь узнает Целомудреннейшую и Чистейшую Херувимов. Правда?

В комментах "исскуствовед" - я уж не знаю, идейный или в штатском.
Пытается доказать, что мадонна это Пресвятая Богородица тем, что
1. Мадонна - это не исключительное имя Пресвятой Богородицы, а всех итальянских дам
2. Что для итальянских дам 15-16 века нормально было ходить с непокрытой головой, поэтому это не бесстыдство.
3. "мадонны" на картинах изображены не так, как полагалось быть замужней женщине в эпоху Римской империи, а так, как это принято в Италии в эпоху написания.

Просто в качестве иллюстрации, что творится в голове "искусствоведов".
Видимо, это разновидность психологов.

Беременность для женщины - благословенье Божье, а материнство - главная миссия представительниц прекрасного пола на Земле. К беременности и родам женщине следует готовиться физически, психологически и духовно.

Православные традиции при родоразрешении

Ещё сто лет назад каждая женщина, готовящаяся стать матерью, во всём уповала на волю Божью. Повитуха никогда не приступала к помощи роженице, предварительно не помолившись. В момент родов все домочадцы стояли перед зажженной лампадой и молились Богородице об удачном родоразрешении. Молитва перед родами была обязательной и для самой роженицы. Эпоха атеизма изменила мировосприятие людей, однако современное общество всё активнее возрождает православную веру, духовность в душах и социуме. Потому и сегодня всё больше женщин прибегают с мольбой к Высшим силам - сначала чтоб зачать, затем выносить и родить. Чудеса, происходящие по вере и мольбам верующих, убеждают в милости и любви Господа к своим чадам.

Духовная подготовка к родам

Верующая во время беременности часто обращается к Небесным силам. Священники настаивают на том, что в период вынашивания ребёнка каждая женщина должна посещать храм, исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин. Главной помощницей беременной весь период вынашивания малыша является икона Пресвятой Богородицы. Святой лик явил немало чудес по вере, в том числе и дарование материнства. Молитва должна сопровождать беременную все девять месяцев, не только в храме, но и дома женщина может обращаться к Небесной покровительнице и защитнице. «По вере нашей да будет нам…» - молитва в момент родов творит чудеса: известны случаи, когда у рожениц, произносящих слова молитвы, стихала боль, облегчался процесс родоразрешения, останавливалось кровотечение. Священники утверждают, что для женщины одинаково важна молитва во время беременности, молитва перед родами, молитва во время родов.

Небесные покровители матери и младенца

Задаваясь вопросом: «Кому молиться? К какой иконе лучше обращаться?», женщина в душе понимает, что главной помощницей будет Богородица, к которой люди всегда обращаются в момент скорби и испытаний. Будучи непорочной и чистой, Пресвятая Дева родила Сына безболезненно, однако за свою земную жизнь она в полной мере испытала, что такое боль и страдания. Потому и откликается на молитвенные просьбы верующих. Покровительницей беременной женщины считаются сразу несколько Святых Ликов Богоматери: икона «Помощница в родах», «Скоропослушница», «Взыграние младенца», «Целительница» и многие другие чудотворные иконы. Не останется равнодушным к искренним мольбам о помощи и покровительстве и Спаситель, поэтому молитвы, возносимые у иконы Иисуса Христа, также имеют действенную силу. Не менее действенны молитвы Ксении Петербуржской, Анастасии Узоразрешительнице. Однако большинство верующих считают, что главной помощницей роженицы является всё-таки икона Богородицы «Помощница в родах».

История обретения чудотворного образа

Свою современную историю чудотворный образ ведёт с 90-х годов двадцатого столетия. Именно тогда явилась православному миру икона «Помощница в родах». Где находится подлинный лик, достоверно неизвестно, но однажды, в период Великого Поста, список с этой иконы был обретен в Серпухове. Отец Владимир получил её в дар от набожной старушки, которую причащал на дому. Долгие годы богоборчества икона хранилась на чердаке, затем явилась миру под именем «Помощница в родах». С тех пор немало чудес зафиксировано от этого образа по молитвенным обращениям верующих. Многие бесплодные женщины познали радость материнства: усердная молитва перед иконой «Помощница в родах» творит чудеса. Есть два варианта изображения Богоматери на этом чудесном списке:

Богоматерь изображена в полный рост с поднятыми руками вверх, Превечный Младенец расположен на уровне её груди.

Пресвятая Дева изображена с непокрытой головой и сложенными руками, Спаситель находится в утробе матери.

Православный образ Святой Девы

Православные каноны предопределяют изображение Богоматери с покрытой головой, потому многие духовные служители считают, что второй вариант иконы имеет западное происхождение. Однако у православных христиан значимой святыней считается и икона «Помощница в родах», на которой Божья Мать изображена вместе с Младенцем в утробе. Обретённый образ отец Владимир установил в храме, сочинив к нему акафист. Теперь беременные женщины и их родственники читают акафист Богородице, стоя перед иконой, тем самым значительно облегчая течение беременности, уменьшают боль в родах.

Есть и каноническая молитва, которую произносят перед этой чудесной иконой будущие матери. Сила молитвы не сравнима ни с чем. Особенно сильным считается молитвенное обращение, произносимое из «самой глубины души». Послание Небесным силам, оформленное искренне, с глубоким посылом всегда будет услышано и «по молитвам нашим дано нам будет..»

Значение иконы для православных

Икона «Помощница в родах» призвана помогать роженицам, название святого образа говорит само за себя. Беременные женщины обращаются к иконе с просьбой благополучно выносить, родить здорового малыша. Некоторые из тех, у кого беременность осложнена патологиями, просят исцеления и удачного родоразрешения. К иконе стекаются и обращаются не только беременные женщины, но и те, кто не может понести в силу некоторых причин. Молитвы об исцелении от бесплодия также слышит Небесная Покровительница, многие после молитвенного обращения обрели счастье материнства. Но не только в этом помогает икона «Помощница в родах». Молитва о даровании душевного покоя, здорового духа и бодрости, веры в милость Всевышнего бывает услышана прежде всего, ибо истинно сказано: «Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся возле тебя…».

Чудеса Святого Образа

Священники кафедрального собора святителя Николая в Серпухове, где находится чудесный образ, постоянно наблюдают паломничество прихожан, которых привлекает чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Чудеса по молитвам, исходящие от святого лика, постоянно утверждают торжество истинной веры в милость Господнюю. Отчаявшаяся семейная пара, похоронившая шестерых мертворожденных малышей, обратились за помощью к образу «Помощница в родах». Всю седьмую беременность супруги вместе усердно молились образу, пили святую воду, и в положенный срок на свет появилась здоровая девочка. Уникальный случай исцеления от иконы зафиксирован не только священнослужителями, но и сотрудниками роддома. Малыш, неправильное положение в утробе матери которого грозило осложненными родами, по молитвам перед иконой за ночь перевернулся и расположился правильно.

Место иконы в доме

В старину в светлице, где спала беременная женщина, обязательно вешали икону с ликом Пресвятой Богородицы для защиты матери и малыша. Современные православные женщины также предпочитают лицезреть святой лик ежедневно, но часто задаются вопросом: «Где в доме должна находиться икона «Помощница в родах»?» Священнослужители отвечают на вопрос однозначно: икона должна находиться там, где легче всего будет возносить молитвы к ней. Если удобно повесить на стену, пусть она висит на стене, можно поставить на полку и прикроватную тумбочку, главное, чтоб святой образ был приобретён в храме и освящён. Лучшим вариантом будет нахождение иконы в той комнате, где постоянно обитает будущая мать, так как в первую очередь эта икона - для беременных. «Помощница в родах» отмечает день почитания 8 января, молятся ей не только за беременных, но и просят за здравие новорожденных. Сегодня практически в каждом родильном доме находится такой образ, вешают его в палатах, а главное, в родильном зале. Считается, что в том роддоме наименьшее количество неблагополучных родов, в котором роженицу встречает этот святой образ.

Образ Божией Матери «Помощница в родах» относится и иконографическому типу Иммакулата, что переводится как «чистый, незапятнанный». «Поможение родам» (другое название иконы) особенно необходима женщинам, которые молятся о благополучном разрешении родов. Не меньше она помогает и тем, кто желает избавиться от бесплодия.

Происхождение и значение

Исторический путь иконы Божией Матери «Помощница в родах» никому не известен. Сведений о месторасположении подлинника тоже нет.

О помощи в любых делах, связанных с деторождением, всегда молили именно Богородицу, которая сама стала Матерью Младенца Иисуса, а после видела смерть и Воскрешение своего Сына. Именно она может понять боль и переживания беременной или желающей родить женщины, а также оказать ей нужное покровительство.

История обретения

Во время Великого Поста протоиерей Владимир Андреев причащал на дому одну старушку, которая была очень обрадована известием о том, что приход Никольского собора в Серпухове будет возрождён. В честь этого события она передала протоирею, хранившийся ранее на чердаке оклад. Образ был обрамлён закопчённой ризой, но после того, как слои многолетней пыли были счищены реставраторами, открылся лик Богоматери «Помощницы в родах».

После этого икона стала причиной множества чудесных событий, которые были засвидетельствованы и описаны Владимиром Андреевым, а для того, чтобы её увидеть в Серпухов начали стекаться паломники со всего света.

Описание

В каноничном исполнении икона Божией Матери «Помощница в родах» имеет два различных варианта:

  1. Богоматерь стоит во весь рост, её руки воздеты к небу в молитве. Перед ней (на уровне груди) изображён Богомладенец.
  2. Голова Пресвятой девы непокрыта, немного наклонена, а волосы распущены (учитывая эту тонкость, многие полагают, что происхождение данного варианта – западное). Цвет верхнего одеяния – красный с золотистым отливом. На плечах иногда изображаются звёздочки. Нижние одежды – тёмно-зелёные (тоже с позолотой). Пальцы правой руки частично перекрывают пальцы левой. Ниже сложенных вместе ладоней Девы изображён Спаситель. Его правая рука протянута в благословляющем жесте, а пальцы сложены так, что образуют монограмму его (Иисуса Христа) имени, составленную из букв греческого алфавита. Левую руку Богомладенец держит на своём колене. Изображение в целом размещено на полумесяце.

Помимо этих двух утвердившихся типов образа существует и множество других, отличающихся деталями и стилем написания.

Где находится

На территории России «Помощницу в родах» найти довольно трудно. Обретение одного из списков произошло не так давно – в 1993 году. Он был передан в Серпухов, в Никольский собор и его разместили в приделе Богоматери «Поможение Родам». Считается, что этот образ обладает чудотворной силой и оказывает помощь в случае осложнений при беременности, либо бесплодия.

Также списки образа можно увидеть в:

  • Храме Спаса Преображения на Болвановке (Москва);
  • Красносельском храме Всех Святых (Москва);
  • Измайловском Свято-Троицком соборе (Санкт-Петербург);
  • Храме Рождества Христова (Екатеринбург).

О чём молиться

В соответствии с названием икону Божией Матери «Помощница в родах» нужно просить о благополучном родоразрешении. Она одаривает будущих матерей спокойствием и надеждой, помогает родить здоровых детей, несмотря на неутешительные прогнозы врачей. Некоторые усердными молитвами смогли добиться излечения от бесплодия и дождались наступления беременности.

Кроме того, ей стоит помолиться, чтобы:

  • беременность в целом протекала легче;
  • ребёнок принял правильное положение;
  • облегчить течение родов;
  • справиться с частым у беременных депрессивным состоянием и страхами;
  • набрать бодрости, силы духа;
  • обрести надежду на то, что все тяготы разрешатся благополучно.

Обретя духовную силу и поддержку Богоматери, любая женщина сможет справиться с трудностями чадорождения и даже ощутить от них радость. Для обращения к ней есть специальные молитвы, но знать их совсем не обязательно, главное просить Деву о помощи от всего сердца и тогда она услышит.

День почитания: 8 января/26 декабря (по новому/по старому стилю). В этот же день празднуется день близкой по значению иконы Богородицы «Блаженное чрево».

Икона Божьей Матери "Помощь в родах"

Святой образ чудесно появился в 1993 году в российском городе Серпухове. В период Великого поста настоятель храма Николы Белого причащал на дому старушку, которая попросила внучку достать с чердака икону Божией Матери. Образ с потемневшей ризой, весь в паутине и многолетней пыли был отдан священнику в храм. Известно, что по молитвам к этому образу роды проходят успешно, исцеляет он и от бесплодия. Сейчас чудотворная икона находится в Никольском кафедральном соборе Серпухова.

В марте 2006 года храм в честь святыни был открыт также в Киеве. В Украине по благословению Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины, праздник в честь иконы Божией Матери «Помощница в родах» установлен 3 октября.

Икона Пресвятой Богородицы «Помощь в родах» также именуется «В родах Помощница» , «Помощница в родах» «Поможение родам» , и «Помогательница женам чады рождати» . Перед образом молятся о зачатии, об исцелении от бесплодия, о благополучном разрешении бремени и рождении здоровых детей, так как Богородица Сама прошла все тяготы чадорождения, равно как и Спаситель прошел тот же путь рождения, что и человек. Безболезненно разрешившись от бремени, Божия Матерь является сильной заступницей перед Богом всех обремененных и страждущих. Икону «Помощь в родах» вносят в комнату беременной женщины и в родильную палату. По молитвам перед образом благополучно проходят роды даже при различных осложнениях.

Храм иконы Божией Матери «Помощница в родах» при Киевском городском роддоме № 4 (в настоящее время Киевский городской центр репродуктивной и перинатальной медицины)

Известны три варианта образа «Помощь в родах »: в старинном варианте Пресвятая Богородица с покрытой головой стоит в полный рост с молитвенно поднятыми вверх руками, а на уровне Ее груди изображается младенец Иисус в одеянии. В современном варианте Богородица изображается с непокрытой головой, распущенными волосами и сведенными на груди перстами, ниже которых помещается Богомладенец без одеяний. Третий вариант образа известен как почитаемая икона Божией Матери «Слово плоть бысть» Албазинская, святыня русского Приамурья. Названием иконы служат слова из Евангелия от Иоанна «И слово плоть бысть» («И слово стало плотью») (Ин.1:14). Сейчас икона хранится в новом Благовещенском кафедральном соборе. На этом образе Богоматерь с покрытой головой держит руки ниже Богомладенца без одеяний. Иконографический тип иконы – «Иммакулата» («Пречистая»).
Известная чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Помощь в родах » была явлена в подмосковном городе Серпухове в 1993 году. Образ «Помощь в родах » находится в кафедральном соборе во имя (или «освящённом во имя Святителя Николая», либо просто «соборе Святителя Николая») святителя Николая («Николы Белого»), где каждую субботу перед ней совершается молебен с водосвятием. В 2005 году была обретена икона «Помощница в родах» письма второй половины XVIII века в Хабаровске. Чтимая икона «Помощница в родах» есть и в Москве в Спасо-Преображенском храме на Болвановке.

Празднование иконе Божьей матери «Помощь в родах» происходит 8 января (26 декабря по старому стилю). Праздник собора Пресвятой Богородицы, приходящийся на этот день также известен в народе под прозванием «Бабьи каши». На Руси это был день повивальных бабок, акушерок и рожениц.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ея иконой, именуемой «Помощь в родах »
Прийми, Госпоже Богородительнице, слезная моления рабов Твоих, к тебе притекающих. Зрим тя на святей иконе во чреве носящую Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа. Аще и безболезненно родила еси Его, обаче матерния скорби веси и немощи сынов и дщерей человеческих зриши. Темже тепле припадающе к цельбоносному образу Твоему, и умиленно сей лобызающе, молим Тя, всемилостивая Владычице: нас грешных осужденных в болезнех родити и в печалех питати чада наша, милостивно пощади и сострадательно заступи, младенцы же наша, такожде и родившия их, от тяжкаго недуга и горькия скорби избави. Даруй им здравие и благопомощие, да и питаемии от силы в силу возрастати будут, и питающия их исполнятся радостию и утешением, яко да и ныне предстательством Твоим из уст младенец и сущих Господь совершит хвалу Свою.
О мати Сына Божия! Умилосердися на матери сынов человеческих и на немощныя люди Твоя: постигающия нас болезни скоро исцели, належащыя на нас скорби и печали утоли, и не презри слез и воздыханий рабов Твоих. Услыши нас в день скорби пред иконою Твоею припадающих, и в день радости и избавления прийми благодарная хваления сердец наших. Вознеси мольбы наша ко престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет ко грехом и немощем нашим и пробавит милость Свою ведущим имя Его, яко да и мы, и чада наша, прославим Тя, милосердную Заступницу и верную Надежду рода нашего, во веки веков.

Каждые роды – это чудо: о действенной помощи женщинам образа Божией Матери «Помощница в родах»

С давних времен в минуты страданий при рождении детей женщины прибегают с особенно горячей молитвой к Спасителю и Пречистой Его Матери. В благочестивых семействах и в наше время можно видеть икону Богоматери, называемую «Помощница в родах». На этой иконе Пресвятая Дева изображена стоящей в рост и воздевающей руки горе, с Младенцем при персях, как на иконе Знамения.

Перед этой иконой преклоняются в горячих молитвах матери, призывая на помощь преблагословенную Деву Марию, безболезненно родившую Христа Спасителя. К Ней взывают матери в страшную, полную тайны минуту, веруя, что Она сильная перед Богом Заступница и Помощница всех страждущих и обремененных. Празднование образу «Помощница в родах». совершается 26 декабря / 8 января, в день Собора Пресвятой Богородицы, вместе с другой близкой ему по духовному смыслу иконой Божией Матери «Блаженное Чрево».

Многие прибегающие к Царице Небесной получают от Нее утешения и помощь в скорбях и болезнях. Ее всесильное заступничество дает благополучный исход разрешению всех болезней и страдний. Молитвенно взывают к Божьей Матери, Сына с просьбой о благополучном исходе родов, рождении здорового младенца, даровании сил для перенесения родовых болей.

Молятся Божией Матери и Ее чудесному образу «Помошница в родах» и сами роженицы, и их мужья, и благочестивые родственники.

Своим опытом делится врач акушер-гинеколог, Людмила Николаевна Коваль, которая более 20 лет помогает женщинам. Людмила Николаевна работает в Ратновской центральной районной больнице Волынской области. К нам в Центр «Семья в радость» приезжала на семинар о православной психологии, где и поделилась с нами своим опытом веры.

«Когда я веду занятия по подготовке к родам, обязательно рассказываю женщинам и их родственникам о том, что самая действенная помощь в родах – это молитва. У нас ведь народ верующий, православный. Показываю икону «Помощница в родах». И многие женщины в родах обращаются к Божией Матери, предстательнице за всех христиан, за помощью. Когда схватки еще не активные, поют молитву «Богородице, Дево, радуйся…». Если в родах участвуют родственники, также молитвенно просят о роженице и ребенке, с верой читают Акафист Божией Матери к образу ее «Помощница в родах». По молитве матери и отца получают рождение здорового ребенка, менее болезненность для матери.

Бывает так, что образуется проблема в родах, например, затягивается процесс раскрытия шейки матки, тогда все вместе – я, врач и женщина – молимся Божией Матери. Икона «Помощница в родах» всегда со мной в родильном зале, часто сами женщины приносят с собой в родильный дом этот образ. И Пресвятая Богородица приходит на помощь, роды проходят естественно, без осложнений, радуется мать, радуется отец и я вместе с ними.

Каждые роды – это чудо: как мудро и удивительно Господь создал человека! Как врач, акушер-гинеколог с многолетним опытом работы, могу сказать, что многократно по молитвам к Божией Матери к Господу нашему Иисусу Христу, женщины и их рождающиеся детки получали помощь. А я благодарю за то, что смогла стать ее свидетелем. Пресвятая Богородице, спаси нас!»

Тропарь иконе Божией Матери «Помощница в родах», глас 4

Ангелов лицы благоговейно Тебе служат, / и вся Силы Небесныя немолчными гласы Тя ублажают, / Помощнице в родах, / усердно молим Тя, Богородице, / да пребудеши в славе Господа, / чрез икону Тобою явленную / и светозарный луч славы чудес Твоих / да восхитит от тьмы, с верою Тебе молящихся, // и вопиющих Богу: Аллилуиа.

Молитвы иконе Божией Матери «В родах Помощница»

Молитва первая

Приими, Госпоже Богородительнице, слезная моления рабов Твоих, к тебе притекающих. Зрим тя на святей иконе во чреве носящую Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа. Аще и безболезненно родила еси Его, обаче матерния скорби веси и немощи сынов и дщерей человеческих зриши. Темже тепле припадающе к цельбоносному образу Твоему, и умиленно сей лобызающе, молим Тя, всемилостивая Владычице: нас грешных осужденных в болезнех родити и в печалех питати чада наша, милостивно пощади и сострадательно заступи, младенцы же наша, такожде и родившия их, от тяжкаго недуга и горькия скорби избави. Даруй им здравие и благопомощие, да и питаемии от силы в силу возрастати будут, и питающия их исполнятся радостию и утешением, яко да и ныне предстательством Твоим из уст младенец и ссущих Господь совершит хвалу Свою. О Мати Сына Божия! Умилосердися на матери сынов человеческих и на немощныя люди Твоя: постигающия нас болезни скоро исцели, належащыя на нас скорби и печали утоли, и не презри слез и воздыханий рабов Твоих. Услыши нас в день скорби пред иконою Твоею припадающих, и в день радости и избавления прийми благодарная хваления сердец наших. Вознеси мольбы наша ко престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет ко грехом и немощем нашим и пробавит милость Свою ведущим имя Его, яко да и мы, и чада наша, прославим Тя, милосердную Заступницу и верную Надежду рода нашего, во веки веков.

Молитва вторая

О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, в земной жизни нас не оставляющая! К кому молитвы вознесу, к кому слезы и воздыхания принесу аще не к Тебе, всех верных Утешение! Со страхом, верою, любовию, Мати Живота, молю: Да вразумит Господь люди православныя во спасение, да даст рождать нам чад Тебе и Сыну Твоему во благоугождение, да соблюдет нас в чистоте смирения, в надежде о Христе спасения, и дарует нам всем, в покровах благодати Твоея, земное утешение. Храни нас под сению милости Твоей, Пречистая, молящимся о родах помози, наветов злых свободи, тяжких бед, напастей и смертей отврати. Даждь благодатное прозрение, дух сокрушения о гресех, даждь зрети всю высоту и чистоту дарованнаго нам Христова учения; храни нас от погибельнаго отчуждения. Да вси, благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небесного успокоения и тамо с возлюбленными Твоими, со всеми святыми прославим в Троице Единого Бога: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Статью подготовили: Иерей Александр Пчельников, клирик храма Всех святых.

Иванна Братусь, руководитель центра развития семьи «Семья в радость».

Никольский Собор г. Серпухова

С реди памятников архитектуры позднего классицизма в городе Серпухове храм Николы Белого, занимает бесспорно первое место как по художественным достоинствам, так и по своему градостроительному значению (он служит главной высотной доминантой для целого района старой, исторически сложившейся застройки).

Н икольский храм на Калужской улице имеет длительную и сложную строительную историю. Первоначально он был деревянным. Таковым он фигурирует в документах XVI - начала XVII вв. (в частности, в описях г. Серпухова 1552 г. и 1620 г.). "Только храм в честь Николая Чудотворца в 1649 г. является уже каменным, отчего стали называть его Николою Белым... Это была первая каменная церковь в городе и на посаде, вторую подобную церковь построили в сельце в честь жен Мироносиц, затем третьим каменным храмом стал Троицкий собор в 1696 г.", - читаем мы в Истории Серпухова П. Симсона.

В ысказывалось предположение о том, что в строительстве первой каменной церкви Николая Чудотворца, предшественницы нынешней, принимали участие зодчие из Ярославля. Оно основывается на близости композиционного построения здания, о котором можно составить представление по сохранившемуся старинному рисунку, с характерными особенностями ярославских культовых сооружений XVII в.

В 1713 году издается указ о постройке каменной церкви в честь свт. Николая. Инициатором постройки являлся подьячий Земской избы г. Серпухова Михаил Попов. Уже в марте 1721 года Михаил Попов пишет: "...и ныне я по своему обещанию вместо той ветхой церкви каменную построил и верх на той церкви сделал по чину". В том же году храм освятили.

Х рам представлял собой тогда увенчанный одной главой четверик с алтарной пристройкой, имевшей симметрично расположенные шатровые завершения над жертвенником и диаконником. Здание было сложено из тесаных блоков местного известняка. Отсюда и происходит ставшее общепринятым местное название храма - Никола Белый. В таком виде памятник просуществовал до 30-х гг. XIX вв.

В 1831 г. был составлен проект перестройки здания церкви. Сохранились проектные чертежи с фасадами и разрезами за подписями: Архитектор Таманский и архитектор Шестаков. Поскольку инициалы обоих зодчих в подписях на чертежных листах отсутствуют, встает вопрос об идентификации этих лиц с теми или иными "каменных дел мастерами", которые известны историкам русской архитектуры.

В собранных М.В. Дьяконовым материалах к словарю архитекторов XVIII-XIX в.в., работавших в Москве и Подмосковье, есть данные о трех Таманских и шести Шестаковых. Однако при ближайшем знакомстве с биографиями всех их, удается выяснить, что поставить свои подписи под сохранившимися в архиве проектными чертежами могли в 1831 г. только двое из них: Федор Михайлович Шестаков (родившийся в 1787 г. и умерший в 1836 г.; академик Императорской Академии Художеств, проектировавший многие культовые постройки для Москвы, Коломны, Дмитрова и т.д.) и Иван Трофимович Таманский (родился в 1775 г., умер в 1850 г.; ученик М.Ф. Казакова; работал в основном в Москве, но часто командировался по делам в различные места Московской губернии).

В 1835 г. началось строительство ныне существующего храма Святителя Николая с приделами святителя Алексия Митрополита Московского и преподобного Кирилла Белоезерского.

В озведенный в 1835-1857 гг. храм Николы Белого является прекрасным образцом московского ампира. Он выстроен из кирпича и отштукатурен, имеет во внешнем декоре белокаменные детали. Мощный четверик с одной апсидой и двумя боковыми папертями-портиками несет большую купольную ротонду. Примыкающие к основному объему с запада четырехстолпная трапезная и многоярусная колокольня претерпели в ходе их соору-жения некоторые изменения по сравнению с проектом.

П осле революции 1917 г. богослужебная жизнь в храме Николы Белого прервалась не сразу. Примечателен факт посещения храма Святителем Тихоном 2 июня 1924 года. Именно им, Патриархом Всероссийским, был присвоен храму статус Кафедрального Собора, после чего значение Николы Белого в городе возросло. В 1928 г., во время церковного раскола, кафедра боровшегося с ним епископа Серпуховского Мануила (Лемешевского) находилась в Никольском соборе. Известно также, что после закрытия Владычного женского монастыря почитаемый в городе образ Божией Матери "Неупиваемая Чаша" находился именно в храме Николы Белого. Однако и его постигла участь многих храмов Серпухова, в 1929 г. его закрыли. По рассказам старожилов иконы собора были снесены на р. Нара и сожжены на ее льду.

Н еприязнь к церкви, кощунственно взращиваемая в людях новой властью, дала себя знать и здесь: колокольня, величественно возносившаяся над городом с середины XIX века, была частично разрушена, образ святителя Николая на внешней стене храма постоянного подвергался надругательствам. Но как рассказывают жители прилегающих к храму домов, наблюдавшие это осквернение, всякий раз на следующее утро образ святого чудо-творца обновлялся, являя Божию силу и будто предрекая новую жизнь поруганному собору.

В каком-то смысле собор оказался счастливее других храмов. Некоторое время в нем находилась городская макаронная фабрика, что, возможно, спасло его от окончательного разрушения. Во время войны здесь были устроены прачечные. В последнее время пе-ред открытием помещение храма использовал штаб гражданской обороны под хим. склад, который был размещен в соборе по настоянию председателя Исполкома города С. Н. Кудрякова с главной целью - избежать сноса храма, а такие предложения были!

В канун 1000-летия крещения Руси о Соборе Николы Белого, как ярчайшем архитектурном памятнике заговорили вновь. Среди планов использования храма рассматривалась возможность превращения его в концертный зал. Но милостью Божией в 1995 г. он был возвращен верующим как подворье Высоцкого монастыря, с 1998 г. - приходской храм. В 1995 г. во время пребывания Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в Серпухове Администрация города вручила Предстоятелю русской Православной Церкви ключи от храма. В 1999 г. на средства благотворителей, городской администрации и горожан были приобретены колокола. Колокол весом 1380 кг имеет четыре иконы-клейма: Спасителя, Божией Матери, Святителя Николая Чудотворца и образ небесного покровителя Управляющего Московской Епархией Высокопреосвященнейшего Ювеналия Митрополита Крутицкого и Коломенского - святого Ювеналия Патриарха Иерусалимского. На восстановленной колокольне звучит 300 - пудовый благовестник.

С 2002 года восстанавливать Собор стала входящая в Группу компаний СУ-155 фирма "Стромальянс". В 2003 году уроженцем города Серпухова, - благотворителем Михаилом Балакиным храму подарен колокол весом 5 тонн, отлитый специально для серпуховского собора ярославскими мастерами.

З а последние годы в соборе Николы Белого восстановлены и обустроены кроме главного алтаря еще четыре придельных: во имя святителя Алексия Московского, преподобного Кирилла Белоезерского, новомучеников и исповедников серпуховских и иконы Божией Матери "Поможение родам". Многое сделано по благоустройству территории храма. В ночное время собор Николы Белого словно облит светом, струящимся по стенам и окнам, и как зажженная свеча светит всему городу.

О собого внимания достойна внутренняя роспись собора. На своде купола изображена вся земная история, начиная от предвечного совета Святой Троицы о сотворении мира, ветхозаветных патриархов и пророков, учителей Церкви, до Российских святителей и мучеников. Солнечный свет озаряет храм, проходя между изображений святых апостолов, напоминая об истинном Солнце - Иисусе Христе. Среди икон Спасителя и Его Пречистой Матери, сонм русских святых: святителей и благоверных князей, воинов и монахов и, конечно же, святой Николай Чудотворец в житийном изображении его чудотворений. Храмовая живопись - это библия в красках. Вечная книга, приводящая к спасению, раскрыта для верующих в Серпуховском кафедральном соборе.

В еличественные царские врата главного алтаря увенчиваются арочной сенью, на которой расположены иконы страстной седмицы: Вербное воскресение, предательство Иуды, неправедный суд мирского властителя, распятие, погребение и, наконец, светлое Воскресение.

В память о шестерых новомучениках - жителях Серпухова в соборе освящен один из приделов. Но не только живопись и архитектуру возродили в соборе Николы Белого: здесь восстановлена и полноценная приходская жизнь. При соборе сегодня имеется общедоступная библиотека, действуют две воскресные школы: детская и взрослая. Духовенство собора опекает Серпуховский Военный институт, следственный изолятор и детские приют и интернат, педагогический и гуманитарный колледжи...

В соборе находится чудотворный образ Божией Матери "Поможение родам", пред которым совершаются молебны с акафистом, составленным настоятелем собора протоиереем Владимиром Андреевым, а также местночтимые образа святого Николая Чудотворца, великомученика Пантелеимона, мученика Вонифатия, новомучеников и исповедников Серпуховских.

Места (престольные праздники)

О празднике

С неза­па­мят­ных вре­мен в ми­ну­ты же­сто­чай­ших стра­да­ний при рож­де­нии де­тей, ко­гда смерть так близ­ка, жен­щи­ны при­бе­га­ют с осо­бен­но го­ря­чей мо­лит­вой к Спа­си­те­лю и Пре­чи­стой Его Ма­те­ри. В бла­го­че­сти­вых се­мей­ствах и в на­ше вре­мя мож­но ви­деть ико­ну Бо­го­ма­те­ри, на­зы­ва­е­мую «По­мощь в ро­дах». На ней Бо­го­ма­терь изо­бра­жа­ет­ся сто­я­щей в рост с воз­де­ты­ми для мо­лит­вы ру­ка­ми и с Пред­веч­ным Мла­ден­цем на лоне. Этот об­раз на­по­ми­на­ет несколь­ко ико­ну «Зна­ме­ние».

Су­ще­ству­ет еще древ­няя ико­на Бо­го­ро­ди­цы «По­мо­га­тель­ни­цы же­нам ча­ды рож­да­ти». На ней Бо­жия Ма­терь изо­бра­же­на с от­кры­той го­ло­вой и рас­пу­щен­ны­ми во­ло­са­ми. Ру­ки Ее сло­же­ны на гру­ди, при­чем пер­сты ле­вой ру­ки до по­ло­ви­ны по­кры­ва­ют пер­сты пра­вой. Ни­же сло­жен­ных рук изо­бра­жен Пред­веч­ный Мла­де­нец, дес­ной ру­кой бла­го­слов­ля­ю­щий, а ле­вую дер­жа­щий на ко­лене. Из-под ко­рот­кой одеж­ды Его вид­ны око­неч­но­сти ног. На Бо­го­ма­те­ри верх­няя одеж­да крас­ная с про­зо­ло­тью, име­ю­щая на каж­дом пле­че по зо­ло­той звез­доч­ке. Ниж­няя же одеж­да тем­но-зе­ле­но­го цве­та с по­зо­ло­той и с зо­ло­ты­ми звез­доч­ка­ми и та­кой же ото­роч­кой по во­ро­ту и ру­ка­вам. Го­ло­ва Бо­жи­ей Ма­те­ри несколь­ко на­кло­не­на. На Спа­си­те­ле одеж­да жел­тая с по­зо­ло­той, на гру­ди от­ли­ва­ю­щая в тем­но-зе­ле­ный цвет. Все изо­бра­же­ние по­ме­ще­но на по­лу­ме­ся­це.

Ссылки

Тропарь

Мати Бога нашего, во утробе заченши Христа Жизнодавца, помощи в рождении Того не потребовала еси, темже легце разрешитися рабом Твоим благослови и помози, и младенцев их во время благопотребное родитися имущих, под покров Твой, яко Матерь, молим, приими: Ты бо еси в родах Помощница, Заступница рабом Твоим.

Кондак

Слез Евиных разрешение, пророческих писаний исполнение, от Духа Святаго Богомладенца заченшая, и во яслех Вифлеемских Того смиренно родившая, к Тебе прибегаем яко Хранительнице жен и младенцев, к Тебе воздыхаем и Тя величаем: радуйся, Благоутробная Мати, в родах Помощница.

Молитва

Молитва первая Пресвятей Богородице в честь иконы Ея «Помощница в родах»

Приими, Госпоже Богородительнице, слезная моления рабов Твоих, к Тебе притекающих. Зрим Тя на святей иконе во чреве носящую Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа. Аще и безболезненно родила еси Его, обаче матерния скорби веси и немощи сынов и дщерей человеческих зриши. Темже тепле припадающе к цельбоносному образу Твоему и умиленно сей лобызающе, молим Тя, Всемилостивая Владычице: нас, грешных, осужденных в болезнех родити и в печалех питати чада наша, милостивно пощади и сострадательно заступи, младенцы же наша, такожде и родившия их, от тяжкаго недуга и горькия скорби избави; даруй им здравие и благомощие, да и питаемии от силы в силу возрастати будут, и питающия их исполнятся радостию и утешением, яко да и ныне предстательством Твоим из уст младенец и ссущих Господь совершит хвалу Свою. О Мати Сына Божия! Умилосердися на матери сынов человеческих и на немощныя люди Твоя: постигающия нас болезни скоро исцели, належащия на нас скорби и печали утоли и не презри слез и воздыханий рабов Твоих. Услыши нас в день скорби, пред иконою Твоею припадающих, и в день радости и избавления приими благодарная хваления сердец наших. Вознеси мольбы наша ко Престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет ко грехом и немощем нашим и пробавит милость Свою ведущим имя Его, яко да и мы, и чада наша, прославим Тя, Милосердную Заступницу и верную Надежду рода нашего, во веки веков. Аминь.