Для каких паукообразных характерно развитие с метаморфозом. Паукообразные. Артериальная кровь возвращается в сердце по

55. В процессе фотосинтеза источником кислорода (побочного продукта) является: а) АТФ
б) глюкоза;
в) вода; +
г) углекислый газ.

56. Из компонентов растительной клетки вирус табачной мозаики поражает: а) митохондрии;
б) хлоропласты; +
в) ядро;
г) вакуоли.

57. Из названных белков ферментом является: а) инсулин;
б) кератин;
в) тромбин; +
г) миоглобин.

58. В хлоропластах растительных клеток светособирающие комплексы расположены а) на наружной мембране;
б) на внутренней мембране;
в) на мембране тилакоидов; +
г) в строме.

59. Неаллельное взаимодействие генов при дигибридном скрещивании может дать во втором поколении расщепление: а) 1:1;
б) 3:1;
в) 5:1;
г) 9:7. +

60. При браках между людьми европеоидной и негроидной расы во втором поколении обычно не бывает людей с белым цветом кожи. Это связано с: а) неполным доминированием гена пигментации кожи;
б) полимерностью генов пигментации кожи; +
в) эпигеномной наследственностью;
г) нехромосомной наследственностью.

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Бактерии вызывают заболевания : I. возвратный тиф. + II. сыпной тиф. + III. малярия. IV. туляремия. + V. гепатит. а) II, IV;
б) I, IV, V;
в) I, II, IV; +
г) II, III, IV, V.

2. Корни могут выполнять функции: I. образования почек. + II. образования листьев. III. вегетативного размножения. + IV. поглощения воды и минеральных веществ. + V. синтеза гормонов, аминокислот и алкалоидов . + а) II, III, IV;
б) I, II, IV, V;
в) I, III, IV, V; +
г) I, II, III, IV.

3. Если оборвать (обрезать) кончик главного корня: I. корень погибнет. II. все растение погибнет. III. рост корня в длину прекратится. + IV. растение выживет, но будет слабым. V. начнут расти боковые и придаточные корни. + а) III, IV, V;
б) III, V; +
в) I, IV, V;
г) II, IV, V.

4. Среди паукообразных развитие с метаморфозом характерно для : I. пауков. II. клещей. + III. сольпуг. IV. сенокосцев. V. скорпионов. а) II; +
б) II, III;
в) I, IV;
г) I, II, III, V.

5. Животными, ведущими прикрепленный (сидячий) образ жизни, но имеющими свободноплавающих личинок, являются: I. кораллы. + II. губки. + III. асцидии. + IV. коловратки. V. усоногие раки. + а) I, II, III, IV;
б) I, II, III, V; +
в) I, III, IV;
г) I, II, III, IV, V.

6. Хорда сохраняется в течение всей жизни у : I. окуня. II. осетра. + III. акулы. IV. миноги. + V. ланцетника. + а) I, II, III, IV;
б) III, IV, V;
в) II, III, V;
г) II, IV, V. +

7. Нерестится только один раз в жизни : I. севрюга. II. сардина. III. горбуша. + IV. красноперка. V. речной угорь. + а) II, III, V;
б) III, V; +
в) I, III, V;
г) I, II, III, V.

8. Аллантоис выполняет у амниот функцию : I. газообмена. + II. терморегуляции. III. запасания воды. IV. накопления мочи. + V. пищеварения. а) I, III, IV;
б) I, IV; +
в) I, II, IV, V;
г) I, II, III, IV.

9. В почечном клубочке в норме практически не фильтруются: I. вода. II. глюкоза. III. мочевина. IV. гемоглобин. + V. альбумин плазмы. + а) I, II, III;
б) I, III, IV, V;
в) II, IV, V;
г) IV, V. +

10. Каждая популяция характеризуется : I. плотностью. + II. численностью. + III. степенью изоляции. IV. независимой эволюционной судьбой. V. характером пространственного распределения. + а) I, II, V; +
б) I, IV, V;
в) II, V;
г) II, III, IV.

11. К хищникам, как правило охотящимся из засады, относятся : I. волк. II. рысь. + III. ягуар. + IV. гепард. V. медведь. + а) II, III, IV, V;
б) I, IV;
в) I, II, III, V;
г) II, III, V. +

12. Из перечисленных животных в состав тундрового биоценоза входят : I. белка. II. хорек. III. песец. + IV. лемминг. + V. зеленая жаба. а) I, II, III, IV;
б) II, III, IV, V;
в) III, IV; +
г) III, IV, V.

13. Аналогичные органы, развившиеся в ходе эволюции: I. жабры рыбы и жабры рака. + II. крылья бабочки и крылья птицы. + III. усики гороха и усики винограда . + IV. волосы млекопитающих и перья птицы. V. колючки кактуса и колючки боярышника . + а) I, III, IV, V;
б) I, II, IV, V;
в) I, II, III, V; +
г) I, II, III, IV.

14. Из названных полимеров к неразветвленным относятся : I. хитин. + II. амилоза. + III. гликоген. IV. целлюлоза. + V. амилопектин. а) I, II, IV; +
б) I, II, III, IV;
в) II, IV, V;
г) III, IV, V.

15. В организме человека гормональные функции выполняют соединения : I. белки и пептиды. + II. производные нуклеотидов. III. производные холестерина. + IV. производные аминокислот. + V. производные жирных кислот. + а) III, IV, V;
б) I, III, IV, V; +
в) III, V;
г) II.

Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25.

1. Печеночные мхи – низшие растения.

2. Гаметы у мхов образуются в результате мейоза.

3. Крахмальные зерна – это лейкопласты с накопленным в них крахмалом. +

4. После оплодотворения семязачатки превращаются в семена, а завязь в плод.

5. У всех беспозвоночных животных оплодотворение внешнее.

6. Гемолимфа насекомых выполняет те же функции, что и кровь позвоночных животных.

7. У всех представителей отряда пресмыкающихся сердце трехкамерное.

8. У домашних животных головной мозг, как правило, больше, чем у их диких предков.

9. Первые крокодилы были сухопутными рептилиями. +

10. Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.

11. В отличие от большинства млекопитающих для человека характерно наличие семи шейных позвонков и двух затылочных мыщелков.

12. В желудочно-кишечном тракте человека все белки перевариваются полностью.

13. Гипервитаминоз известен только для жирорастворимых витаминов . +

14. Мозг человека потребляет примерно вдвое больше энергии на грамм веса, чем у крысы.

15. При тяжелой физической работе температура тела может подниматься до 39 градусов. +

16. С вирусными инфекциями обычно борются с помощью антибиотиков .

18. Суккуленты легко переносят обезвоживание.

19. Сукцессия после вырубки леса является примером вторичной сукцессии. +

20. Дрейф генов может играть роль эволюционного фактора только в очень малочисленных популяциях. +

21. Генетическая информация у всех живых организмов хранится в виде ДНК.

22. Каждой аминокислоте соответствует один кодон.

23. У прокариот процессы трансляции и транскрипции происходят одновременно и в одном и том же месте. +

24. Самые крупные молекулы в живых клетках – молекулы ДНК. +

25. Все наследственные заболевания связаны с мутациями в хромосомах.

Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 12,5. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

1. [мах. 2,5 балла] Соотнесите красящие реактивы (1 – глицерин; 2 – гематоксилин; 3– фуксин; 4 – хлор–цинк–йод; 5 – раствор Люголя) с эффектами от их применения в процессе приготовления микропрепаратов: А – окрашивание ядер клеток; Б – окрашивание цитоплазмы; В – окрашивание зерен крахмала в клетках; Г – просветление препарата; Д – окрашивание целлюлозных оболочек клеток.

Красящие реактивы

Эффект применения

2. Известно, что высокое содержание солей в почве создает в ней резко отрицательный водный потенциал, что ведет к нарушению поступления воды в клетки корня растения, а иногда и к повреждению клеточных мембран. Выберите приспособления, встречающиеся у растений, произрастающих на засоленных почвах. 01. Клетки корня солеустойчивых растений способны поглощать соли и выделять их через секретирующие клетки на листьях и стебле;
02. Содержимое клеток солеустойчивых растений обладает более отрицательным водным потенциалом, по сравнению с клетками других растений;
03. Клетки характеризуются высоким содержанием солей;
04. Цитоплазма клеток этих растений обладает низкой гидрофильностью;
05. Цитоплазма клеток солеустойчивых растений обладает большой гидрофильностью;
06. Клетки солеустойчивых растений характеризуются менее отрицательным водным потенциалом, нежели в окружающем их почвенном растворе;
07. Интенсивность фотосинтеза у растений, произрастающих на засоленных почвах, низкая;
08. Интенсивность фотосинтеза у этих растений высокая.

Ответ:

01, 02, 03, 05, 08.

3. На рисунке изображен поперечный срез проводящего пучка картофеля (Solanum tuberosum ). Соотнесите основные структуры проводящего пучка (А–Д) с их обозначениями на рисунке.
А – основная паренхима;
Б – наружная флоэма;
В – камбий;
Г – ксилема;
Д – внутренняя флоэма.


Обозначение

Структура

4. Установите, в какой последовательности (1 – 5) происходит процесс редупликации ДНК.

раскручивание спирали молекулы

воздействие ферментов на молекулу

отделение одной цепи от другой на части молекулы ДНК

присоединение к каждой цепи ДНК комплементарных нуклеотидов

образование двух молекул ДНК из одной

Последовательность

Процессы

5. Установите соответствие между органическим соединением (А – Д) и выполняемой им функцией (1 – 5).

Функции

Соединение

Образец матрицы ответов на задания теоретического тура

Фамилия ________________________ Шифр _____________

Имя ________________________

Класс ________________________

Шифр ________________________

Матрица ответов
на задания Всероссийской олимпиады школьников
по биологии. 201
1-1 2 уч. год. ______ класс

Задание 1.

41-50

Теоретический тур муниципального этапа XXVIII всероссийской олимпиады школьников по биологии,

2011–12 учебный год

10-й–11-й классы (максимально – 122,5 балла)

Часть I. Задание включает 60 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. Максимальное количество баллов, которое можно набрать, – 60 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). На каждый вопрос выберите только один ответ, который Вы считаете наиболее полным и правильным. Индекс выбранного ответа внесите в матрицу ответов.

1. Среди брюхоногих моллюсков живородящими являются:

а) лужанка; в) прудовик;

б) голый слизень; г) виноградная улитка.

2. У какого организма АТФ синтезируется не в митохондриях?

а) мукор; в) амёба;

б) кишечная палочка; г) хламидомонада.

3. После удвоения двух пар хромосом количество хроматид в них равно:

а) 2; б) 4; в) 8; г) 16.

4. Какой из признаков человека обладает наиболее широкой нормой

реакции:

а) цвет глаз; в) группа крови;

б) количество пальцев; г) жизненная ёмкость лёгких.

5. В какой группе все растения относятся к классу Двудольные?

а) капуста, фасоль, пшеница;

б) вишня, картофель, тюльпан;

в) горчица, салат латук, абрикос;

г) лилия, роза, мята.

6. Каким путём передаётся краснуха?

а) пищевым; в) трансмиссивным;

б) воздушно-капельным; г) контактно-бытовым.

7. В каком случае указан состав нуклеотида РНК?

а) тимин-рибоза-фосфат;

б) цитозин-дезоксирибоза-фосфат;

в) урацил-рибоза-фосфат;

г) гуанин-дезоксирибоза-фосфат.

8. Что возникло раньше?

а) автотрофное питание; в) эукариотическое строение клетки;

б) аэробное окисление; г) половой процесс.


9. В образовании цитоскелета участвует (ют):

а) эндоплазматическая сеть; в) жгутики;

б) микротрубочки; г) клеточный центр.

10. Для кого характерно развитие с полным метаморфозом?

а) мухи; в) вши;

б) клопы; г) тараканы.

11. Сходное внутреннее строение имеют

а) митохондрии и хлоропласты;

б) аппарат Гольджи и лизосомы;

в) рибосомы и клеточный центр;

г) лизосомы и эндоплазматическая сеть.

12. У цветковых растений в результате митоза образуются:

а) два спермия; в) споры в микроспорангии;

б) споры в мегаспорангии; г) гаплоидные клетки в микроспорангии.

13. Группы клеток, стимулирующих развитие органов и тканей

зародыша, называют:

а) организаторами; в) ингибиторами;

б) компенсаторами; г) направляющими.

14. Расщепление по фенотипу 3: 1 при скрещивании двух растений

гороха с гладкими семенами свидетельствует о том, что обе

родительские особи:

а) гомологичные; в) гомозиготные;

б) гетерогаметные; г) гетерозиготные.

15. Расщепление во втором поколении по фенотипу 12: 3: 1 окраски

шерсти является результатом взаимодействия

16. От зверозубых ящеров млекопитающие унаследовали

а) четырехкамерное сердце; в) волосяной покров;

б) строение зубной системы; г) питание животной пищей.

17. Мозговое вещество надпочечников выделяет гормон

а) тироксин; в) адреналин;

б) инсулин; г) глюкагон.

18. Передний мозг человека отвечает за

а) болевую и температурную чувствительность;

в) защитные и пищеварительные рефлексы;

г) ориентировочные рефлексы на зрительные и звуковые раздражения.

19. Тромбоциты – это

а) межклеточное вещество эпителиальной ткани;

б) специализированные клетки эпителиальной ткани;

в) межклеточное вещество соединительной ткани;

г) специализированные клетки соединительной ткани.

20. Приспособленность живых организмов объяснил изначальной

целесообразностью

а) Ч. Дарвин; в) Ж.-Б. Ламарк;

б) К. Линней; г) А. Уоллес.

21. Приспособленность организмов к неизменным условиям среды

формируется в процессе естественного отбора

а) движущего; в) дизруптивного (раскалывающего);

б) стабилизирующего; г) балансирующего.

22. Биологическим фактором эволюции, обеспечивающим

формирование у питекантропов умения добывать огонь, явилось

а) проявление заботы о потомстве;

б) противопоставление большого пальца руки;

в) увеличение объёма мозга;

г) групповое сотрудничество.

23. В кембрии наиболее широко были распространены

а) стегоцефалы; в) ракоскорпионы;

б) трилобиты; г) бесчелюстные рыбы.

24. Обратная транскрипция характерна для

а) одноклеточных грибов; в) прокариот;

б) простейших; г) вирусов.

25. От древних семенных папоротников произошли

а) современные папоротники; в) плауновидные;

26. Среди позвоночных только для земноводных характерно

а) наружное оплодотворение;

б) развитие с превращением;

в) пониженный обмен веществ;

г) непостоянная температура тела.


имеются у

а) муравьёв; в) шмелей и ос;

б) наездников; г) майского жука.

28. Деятельность гипофиза находится под контролем

а) гипоталамуса; в) коры надпочечников;

б) щитовидной железы; г) коры больших полушарий.

29. Ориентировочные рефлексы относятся к

а) безусловным, видовым; в) безусловным, приобретённым;

б) условным, приобретённым; г) индивидуальным, наследуемым.

30. Миграцию особей относят к движущим силам эволюции, так как она

может привести к

а) увеличению разнообразия генофонда;

б) усилению борьбы за существование;

в) усилению мутационного процесса;

г) возникновению приспособлений.

31. Способность развития новых организмов из отдельных бластомеров

утрачивается у зародыша в связи с

а) дифференциацией клеток;

б) отсутствием организатора;

в) формированием энтодермы;

г) наступлением паузы в делении клеток.

32. Расщепление во втором поколении по фенотипу 15: 1 окраски семян

пшеницы является результатом

а) аллельных генов по типу неполного доминирования;

б) неаллельных генов по типу комплементарности;

в) аллельных генов по типу кодоминирования;

г) неаллельных генов по типу полимерии.

33. Обратная транскрипция – это процесс синтеза

а) РНК на ДНК; в) белка на РНК;

б) ДНК на РНК; г) белка на ДНК.

имеются у

а) беззубки; в) прудовиков;

б) виноградных улиток; г) слизней.

35. На родство плоских и круглых червей указывает сходное строение

системы

а) нервной; в) дыхательной;

б) кровеносной; г) пищеварительной.


36. Деятельность щитовидной железы регулируется

а) мозговым веществом надпочечников;

б) корой больших полушарий;

в) корой надпочечников;

г) гипофизом.

37. В природе для реальных популяций характерен следующий признак

а) популяционные волны;

б) неизменность генофонда;

в) свободное скрещивание особей;

г) отсутствие миграционного процесса.

38. Появление на суше папоротникообразных произошло в

а) перми; в) девоне;

б) кембрии; г) карбоне.

39. Отношение типа «хищник – жертва» характерно для сокола

сапсана и

а) голубя; в) грифа;

б) коршуна; г) беркута.

40. Наименьшее генотипическое сходство особей одного вида характерно

для разных

а) родов; в) подвидов;

б) семейств; г) популяций.

41. Организмы поддерживают свою целостность и осуществляют

различные функции благодаря способности

а) к размножению;

б) к обмену веществ и энергий;

в) изменять свое строение и функции;

г) передавать свои свойства по наследству.

42. Движение цитоплазмы и ее органоидов осуществляется с помощью

а) каналов эндоплазматической сети;

б) микротрубочек и микронитей;

в) ресничек и жгутиков;

г) клеточного центра.

43. В основе полового размножения лежит

а) обязательно процесс оплодотворения;

б) образование половых клеток;

в) обмен генетической информацией;

г) участие в размножении обязательно двух организмов.


44. Эктодерма, расположенная на спинной стороне эмбриона, является

организатором для формирования

а) мышечной ткани; в) мезодермы;

б) нервной трубки; г) энтодермы.

45. Расщепление во втором поколении по фенотипу 13: 3 окраски

оперения у кур является результатом взаимодействия

а) неаллельных генов по типу эпистаза;

б) неаллельных генов по типу полимерии;

в) аллельных генов по типу кодоминирования;

г) аллельных генов по типу неполного доминирования.

46. Видоизменение любого органа растения связано с

а) изменением его функций;

б) сезонным похолоданием;

в) недоразвитием конуса нарастания;

г) влиянием специфических стимуляторов.

47. Прогрессивным признаком цветковых растений является

а) появление сложных листьев;

б) формирование разветвленной корневой системы;

в) формирование плодов;

г) размножение семенами.

48. Кожно-мускульный мешок отсутствует у

а) плоских и круглых червей;

б) круглых червей и моллюсков;

в) моллюсков и членистоногих;

г) членистоногих и кольчатых червей.

49. У пресмыкающихся в связи с переходом к жизни в наземно-

воздушной среде впервые

а) в сердце сформировались два желудочка и предсердие;

б) появился второй круг кровообращения;

в) появился пояс передних конечностей;

г) сформировались ячеистые лёгкие.

являются

а) насекомые; в) ракообразные;

б) моллюски; г) кольчатые черви.

51. Деятельность надпочечников регулируется непосредственно

а) гипофизом; в) щитовидной железой;

б) гипоталамусом; г) корой больших полушарий.

52. Продолговатый мозг человека отвечает за

а) смену фаз сна и бодрствования;

б) регуляцию постоянства внутренней среды;

в) регуляцию мышечного тонуса и равновесия;

г) рефлекторное осуществление вдоха и выдоха.

53. Под воздействием изоляции как движущей силы эволюции в

популяции происходит

а) увеличение разнообразия генофонда;

б) усиление борьбы за существование;

в) усиление мутационного процесса;

г) закрепление ее генетического различия.

54. Географическому видообразованию должно предшествовать

а) насыщение популяции мутациями;

б) расселение особей на большие территории;

в) освоение особями новых условий обитания;

г) образование новой популяции путем гибридизации.

а) в карбоне; в) в триасе;

б) в мелу; г) в палеогене.

56. Отношение типа «хищник – жертва» характерно для норки и

а) лисицы; в) хорька;

б) куницы; г) ондатры.

57. Укажите имя ученого, который первым попытался доказать, что

самозарождение жизни невозможно

а) Л. Пастер; в) Ф.Реди;

б) Л. Спалланцани; г) Ж. Бюффон.

58. Забота о потомстве наиболее развита у

а) сусликов; в) дельфинов;

б) белок; г) кенгуру.

59. Атавизмом не является

а) многососковость; в) формирование шейных ребер;

б) аппендикс; г) хвостатость.


60. Вещество, играющее роль медиатора в синапсах, называется

а) адреналин; в) инсулин;

б) норадреналин; г) муцин.

Часть II . Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех-пяти возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать, – 25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который Вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Кровообращение у позвоночных осуществляется по:

I. Артериям;

II. Артериолам;

III. Венам;

IV. Венулам;

V. Капиллярам.

а) I, II, V; в) I, III, IV, V;

б) II, III, IV; г) I, II, III, IV, V.

2. Для протекания фотосинтеза необходимы следующие условия:

III. Углекислый газ;

IV. Кислород;

V. Минеральные вещества.

б) I, II, IV, V; г) I, II, III, V.

3. Представителей типа хордовых характеризуют:

I. Вторичная полость тела;

II. Вторичный рот;

III. Двусторонняя симметрия;

IV. Трехслойность;

V. Отсутствие внутреннего скелета.

а) I, II, III, IV; в) II, IV, V;

б) I, II, III, IV, V; г) I, III, IV, V.

4. Гладкая мышца содержит:

I. Актин, миозин, тропомиозин;

II. Только актин;

III. Только миозин;

IV. Актин и тропонин;

V. Использует А.Т.Ф.

а) III, IV, V; в) I, II, III, IV;

б) I, V; г) II, III, IV, V.

5. Какие условия первичной атмосферы Земли способствовали синтезу

органических соединений?

I. Наличие возможных источников энергии для образования химических связей;

II. Присутствие значительного количества О 2 ;

III. Наличие в атмосфере Земли различных микроорганизмов;

IV. Наличие водяных паров с примесью других газов при почти полном отсутствии О 2 .

а) I, II, III; в) II, III;

б) I, II, III, IV; г) I, IV.

6. В каких органеллах клетки синтезируются белки?

I. Хлоропласты; III. Митохондрии;

II. Рибосомы; IV. Эндоплазматическая сеть.

б) I, II, IV; г) II, III, IV.

7. Где образуются субъединицы рибосом?

I. Цитоплазма;

III. Вакуоли;

IV. Ядрышко;

V. Аппарат Гольджи.

а) II, IV; в) I, II, III, IV;

б) I, II, III; г) I, III, IV, V.

8. В каком состоянии находятся хромосомы к началу деления клетки?

I. Спирализованные; III. Двухроматидные;

II. Деспирализованные; IV. Однохроматидные.

а) I, II; в) I, IV;

б) I, II, III; г) II, III, IV.

9. Перечислите основные этапы аэробной диссимиляции

I. Подготовительный;

II. Гликолиз;

III. Брожение;

IV. Дыхание;

V. Цепь переноса электронов.

а) I, II, IV, V; в) I, IV, V;

б) II, III, IV, V; г) II, III, V.

10. Какие лучи спектра поглощает хлорофилл?

I. Красные; III. Фиолетовые;

II. Зеленые; IV. Синие.

а) I, II, III; в) I, II, III, IV;

б) I, III, IV; г) IV, V.

11. Что представляет собой гаструляция?

I. Образование многоклеточного зародыша;

II. Образование зародышевых листков;

III. Образование вторичной клетки;

IV. Образование многоклеточного зародыша.

а) II, IV; в) II, III, IV;

12. Какие факторы антропогенеза обеспечили развитие прямохождения?

I. Высвобождение верхних конечностей в процессе труда;

II. Мутационный процесс;

III. Стадный образ жизни;

IV. Движущая форма естественного отбора;

V. Ограничение свободного скрещивания между особями разных

популяций.

а) II, IV, V; в) I, II, III, IV, V;

б) I, IV, V; г) II, IV, V.

13. Какие мышцы получили наибольшее развитие в связи с

прямохождением?

I. Затылочные;

II. Спинные;

III. Грудные;

IV. Ягодичные;

V. Икроножные.

а) I, III, IV, V; в) III, IV, V;

б) I, II, IV, V; г) I, II, III, IV, V.

14. Какие вещества относятся к факторам свёртывания крови

I. Тромбопластин;

II. Липаза;

III. Тироксин;

IV. Фибриноген;

V. Протромбин.

а) I, IV; в) I, IV, V;

б) I, II, III; г) I, II, III, IV.

15. Какие органы инервирует вегетативная нервная система?

I. Сердце;

II. Желудок;

III. Сосуды;

V. Мышцы рук.

а) I, II; в) I, II, III, V;

б) I, II, III; г) I, II, III, IV.

16. Бактерии вызывают заболевания:

I. Возвратный тиф;

II. Сыпной тиф;

III. Малярия;

IV. Туляремия;

V. Гепатит.

а) II, IV; в) I, II, IV;

б) I, IV, V; г) II, III, IV, V.

17. Если оборвать (обрезать) кончик главного корня:

I. Корень погибнет;

II. Всё растение погибнет;

III. Рост корня в длину прекратится;

IV. Растение выживет, но будет слабым;

V. Начнут расти боковые и придаточные корни.

а) III, IV, V; в) I, IV, V;

б) III, V; г) II, IV, V.

18. Среди паукообразных развитие с метаморфозом характерно для:

I. Пауков;

II. Клещей;

III. Сольпуг;

IV. Сенокосцев;

V. Скорпионов.

а) II, III; в) I, IV;

б) II; г) I, II, III, V.


19. Животными, ведущими прикреплённый (сидячий) образ жизни, но

имеющими свободноплавающих личинок, являются:

I. Кораллы;

III. Асцидии;

IV. Коловратки;

V. Усоногие раки.

а) I, II, III, IV; в) I, III, IV;

б) I, II, III, V; г) I, II, III, IV, V.

20. Хорда сохраняется в течение всей жизни у

II. Осетра;

III. Акулы;

IV. Миноги;

V. Ланцетника.

а) I, II, III, IV; в) II, III, V;

б) III, IV, V; г) II, IV, V.

21. Каждая популяция характеризуется

I. Плотностью;

II. Численностью;

III. Степенью изоляции;

IV. Независимой эволюционной судьбой;

V. Характером пространственного распределения.

а) I, II, V; в) II, V;

б) I, IV, V; г) II, III, IV.

22. Аналогичные органы, развивающиеся в ходе эволюции:

I. Жабры рыбы и жабры рака;

II. Крылья бабочки и крылья птицы;

III. Усики гороха и усики винограда;

IV. Волосы млекопитающих и перья птиц;

V. Колючки кактуса и колючки боярышника.

а) I, III, IV, V; в) I, II, III, V;

б) I, II, IV, V; г) I, II, III, IV.

23. В организме человека гормональные функции выполняют

соединения:

I. Белки и пептиды;

II. Производные нуклеотидов;

III. Производные холестерина;

IV. Производные аминокислот;

V. Производные жирных кислот.

а) III, IV, V; в) III, V;

б) I, III, IV, V; г) II.

24. Из названных полимеров к нерастворимым относятся:

II. Амилоза;

III. Гликоген;

IV. Целлюлоза;

V. Амилопектин.

а) I, II, IV; в) II, IV, V;

б) I, II, III, IV; г) III, IV, V.

25. К хищникам, как правило, охотящимся из засады, относятся:

III. Ягуар;

IV. Гепард;

V. Медведь.

а) II, III, IV, V; в) I, II, III, V;

б) I, IV; г) II, III, V.

Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «Да» или «Нет» . Максимальное количество баллов, которое можно набрать, – 25.

  1. Печёночные мхи – низшие растения.
  2. Гаметы у мхов образуются в результате мейоза.
  3. Крахмальные зёрна – это лейкопласты с накопленным в них крахмалом.
  4. Гемолимфа насекомых выполняет те же функции, что и кровь позвоночных животных.
  5. У всех беспозвоночных животных оплодотворение внешнее.
  6. Первые крокодилы были сухопутными животными.
  7. В желудочно-кишечном тракте все белки перевариваются полностью.
  8. При тяжёлой физической работе температура тела может подниматься до 39 градусов.
  9. Сукцессия после вырубки леса является примером вторичной сукцессии.
  10. Дрейф генов может играть роль эволюционного фактора только в очень малочисленных популяциях.
  11. Все наследственные заболевания связаны с мутациями в хромосомах.
  12. Самые крупные молекулы в живых клетках – молекулы ДНК.
  13. У прокариот процессы трансляции и транскрипции происходят одновременно и в одном и том же месте.
  14. Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.
  15. Генетическая информация у всех живых организмов хранится в ДНК.
  16. По строению черепа можно определить, была ли змея ядовитой или нет.
  17. В период покоя процессы жизнедеятельности у семян прекращаются.
  18. Усики гороха и усики огурца – аналогичные органы.
  19. Жёлчный пузырь не относится к железам, так как он не секретирует ферментов.
  20. Жгутик – обязательный компонент бактериальной клетки.
  21. Моховидные являются тупиковой ветвью эволюции.
  22. Все гормоны являются производными аминокислот, пептидов или белков.
  23. Брызгальце хрящевых рыб – это остаток одной из жаберных щелей.
  24. Бесполое размножение хламидомонады происходит при наступлении неблагоприятных условий.
  25. Головной мозг у позвоночных животных возникает из того же слоя зародыша, что и эпидермис.

Часть IV . Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия между содержанием 1 и 2 столбцов. Максимальное количество баллов, которое можно набрать, – 12,5. Заполните матрицы заданий в соответствии с требованиями заданий.

1. Установите соответствие между строением и функциями клетки и органоидами, для которых они характерны (максимально – 2,5 балла)

2. Установите соответствие между видами организмов и направлениями эволюции, по которым в настоящее время происходит их развитие (максимально – 2,5 балла).

3. Установите соответствие между типами экологических взаимоотношений организмов и организмами, отражающими эти отношения (максимально – 2,5 балла).

4. Установите, в какой последовательности (1–5) происходит процесс редупликации ДНК (максимально – 2,5 балла)

А. Раскручивание спирали молекулы.

Б. Воздействие ферментов на молекулу.

В. Отделение одной цепи от другой части молекулы ДНК.

Г. Присоединение к каждой цепи ДНК комплементарных нуклеотидов.

Д. Образование двух молекул ДНК из одной.

5. Установите соответствие между органическим соединением (А–Д) и выполняемой им функцией (1–5) (максимально – 2,5 балла)

1. Компонент клеточной стенки грибов. А. Крахмал.

2. Компонент клеточной стенки растений. Б. Гликоген.

3. Компонент клеточной стенки бактерий. В. Целлюлоза.

4. Запасной полисахарид растений. Г. Муреин.

5. Запасной полисахарид грибов. Д. Хитин.

Соединение

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии 2010-2011у.г.

11 класс

Часть I . Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать 30 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов .

    В благоприятных условиях спора бактерии:
    а) делится, образуя 3 – 6 новых спор;
    б) сливается с другой спорой с последующим делением;
    в) погибает;
    г) прорастает в новую бактериальную клетку. +

    Оформленных оболочкой ядер нет в клетках водорослей:
    а) зеленых;
    б) красных;
    в) бурых;
    г) сине-зеленых. +

    Большинство клеток зародышевого мешка цветковых растений имеет:
    а) гаплоидный набор хромосом; +
    б) диплоидный набор хромосом;
    в) триплоидный набор хромосом;
    г) тетраплоидный набор хромосом.

    Человек употребляет в пишу орган(-ы) цветной капусты:
    а) видоизмененную верхушечную почку;
    б) утолщенный реповидный стебель;
    в) видоизмененное соцветие; +
    г) боковые видоизмененные почки.

    Корневые шишки – это сильно утолщенные:
    а) придаточные корни; +
    б) корневые волоски;
    в) главные корни;
    г) воздушные клубни.

    Муха цеце является переносчиком трипаносом, вызывающих у человека:
    а) сонную болезнь; +
    б) восточную язву;
    в) малярию;
    г) кокцидиоз.

    Развитие личинок из яиц, отложенных аскаридами происходит:
    а) при температуре 37 о С, высокой концентрации СО 2 , в течение двух недель;
    б) при температуре 20-30 о С, высокой концентрации СО 2 , в течение двух недель;
    в) при температуре 37 о С, высокой концентрации О 2 , в течение недели;
    г) при температуре 20-30 о С, высокой концентрации О 2 , в течение двух недель. +

    В отличие от круглых червей, у кольчатых червей появилась:
    а) пищеварительная система;
    б) выделительная система;
    в) кровеносная система; +
    г) нервная система.

    Рабочие пчелы являются:
    а) самками, отложившими яйца и приступившими к уходу за потомством;
    б) самками, у которых не развиты половые железы; +
    в) молодыми самками, способными через год отложить яйца;
    г) самцами, развившимися из неоплодотворенных яиц.

    Усложнение кровеносной системы соответствует эволюции хордовых в ряду следующих животных:
    а) жаба – кролик – крокодил – акула;
    б) акула – лягушка – крокодил – кролик; +
    в) акула – крокодил – лягушка – кролик;
    г) крокодил – акула – жаба – собака.

    Целлюлоза, попавшая в желудочно-кишечный тракт человека:
    а) не расщепляется из-за отсутствия специфического фермента;
    б) частично расщепляется бактериями в толстом кишечнике; +
    в) расщепляется α-амилазой слюны;
    г) расщепляется панкреатической α-амилазой.

    Какова реакция среды в двенадцатиперстной кишке:
    а) слабокислая;
    б) нейтральная;
    в) слабощелочная; +
    г) щелочная.

    К вирусным заболеваниям не относится:
    а) корь;
    б) клещевой энцефалит;
    в) краснуха;
    г) дифтерия. +

    Пищевая цепь – это:
    а) последовательность организмов в природном сообществе, каждый элемент которой является пищей для следующего; +
    б) последовательное прохождение пищи по различным разделам пищеварительного тракта;
    в) зависимость растений от травоядных животных, их, в свою очередь, от хищников;
    г) совокупность всех пищевых связей в экосистеме.

    Постоянное вмешательство со стороны человека требуется для существования:
    а) экосистем пресных вод;
    б) природных экосистем суши;
    в) экосистемы Мирового океана;
    г) агроценозов. +

    В природных условиях естественными носителями возбудителя чумы являются:
    а) птицы;
    б) грызуны; +
    в) копытные;
    г) человек.

    В обширных лесных массивах Севера часто проводятся так называемые концентрированные рубки с использованием тяжелой техники, которые приводят:
    а) к смене лесных экосистем болотными; +
    б) к опустыниванию или полному разрушению экосистем;
    в) к увеличению доли более ценных с точки зрения хозяйства пород деревьев;
    г) к процессу превращения в почве органических остатков в гумус.

    Две породы собак, например, болонка и немецкая овчарка, это животные:
    а) одного вида, но с разными внешними признаками; +
    б) двух видов, одного рода и одного семейства;
    в) двух видов, двух родов, но одного семейства;
    г) одного вида, но обитающие в разных условиях окружающей среды.

    Первые наземные позвоночные произошли от рыб:
    а) лучеперых;
    б) кистеперых; +
    в) цельноголовых;
    г) двоякодышащих.

    Контуры тела летяги, сумчатой летяги, шерстокрыла очень сходны. Это является следствием:
    а) дивергенции;
    б) конверген­ции; +
    в) параллелизма;
    г) случай­ного совпадения.

    Число хромосом при половом размножении в каждом поколении возрастало бы вдвое, если бы в ходе эволюции не сформировался процесс:
    а) митоза;
    б) мейоза; +
    в) оплодотворения;
    г) опыления.

    При партеногенезе организм развивается из:
    а) зиготы;
    б) вегетативной клетки;
    в) соматической клетки;
    г) неоплодотворенной яйцеклетки. +

    Матрицей для трансляции служит молекула:
    а) тРНК;
    б) ДНК;
    в) рРНК;
    г) иРНК. +

    Кольцевая ДНК характерна для:
    а) ядер грибов;
    б) клеток бактерий; +
    в) ядер животных;
    г) ядер растений.

    Ионы магния входят в состав:
    а) вакуоли;
    б) аминокислот;
    в) хлорофилла; +
    г) цитоплазмы.

    В процессе фотосинтеза источником кислорода (побочного продукта) является:
    а) АТФ
    б) глюкоза;
    в) вода; +
    г) углекислый газ.

    Из компонентов растительной клетки вирус табачной мозаики поражает:
    а) митохондрии;
    б) хлоропласты; +
    в) ядро;
    г) вакуоли.

    В хлоропластах растительных клеток светособирающие комплексы расположены
    а) на наружной мембране;
    б) на внутренней мембране;
    в) на мембране тилакоидов; +
    г) в строме.

    При браках между людьми европеоидной и негроидной расы во втором поколении обычно не бывает людей с белым цветом кожи. Это связано с:
    а) неполным доминированием гена пигментации кожи;
    б) полимерностью генов пигментации кожи; +
    в) эпигеномной наследственностью;
    г) нехромосомной наследственностью.

Часть II . Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.Максимальное количество баллов, которое можно набрать 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

    Бактерии вызывают заболевания :
    I . возвратный тиф. +
    II . сыпной тиф. +
    III . малярия.
    IV . туляремия. +
    V . гепатит.
    а) II, IV;
    б) I, IV, V;
    в) I, II, IV; +
    г) II, III, IV, V.

    Корни могут выполнять функции:
    I . образования почек. +
    II . образования листьев.
    III . вегетативного размножения. +
    IV . поглощения воды и минеральных веществ. +
    V . синтеза гормонов, аминокислот и алкалоидов. +
    а) II, III, IV;
    б) I, II, IV, V;
    в) I, III, IV, V; +
    г) I, II, III, IV.

    Если оборвать (обрезать) кончик главного корня:
    I . корень погибнет.
    II . все растение погибнет.
    III . рост корня в длину прекратится. +
    IV . растение выживет, но будет слабым.
    V . начнут расти боковые и придаточные корни. +
    а) III, IV, V;
    б) III, V; +
    в) I, IV, V;
    г) II, IV, V.

    Среди паукообразных развитие с метаморфозом характерно для :
    I . пауков.
    II . клещей. +
    III . сольпуг.
    IV . сенокосцев.
    V . скорпионов.
    а) II; +
    б) II, III;
    в) I, IV;
    г) I, II, III, V.

    Хорда сохраняется в течение всей жизни у :
    I . окуня.
    II . осетра. +
    III . акулы.
    IV . миноги. +
    V . ланцетника. +
    а) I, II, III, IV;
    б) III, IV, V;
    в) II, III, V;
    г) II, IV, V. +

    Нерестится только один раз в жизни :
    I . севрюга.
    II . сардина.
    III . горбуша. +
    IV . красноперка.
    V . речной угорь. +
    а) II, III, V;
    б) III, V; +
    в) I, III, V;
    г) I, II, III, V.

    В почечном клубочке в норме практически не фильтруются:
    I . вода.
    II . глюкоза.
    III . мочевина.
    IV . гемоглобин. +
    V . альбумин плазмы. +
    а) I, II, III;
    б) I, III, IV, V;
    в) II, IV, V;
    г) IV, V. +

    Каждая популяция характеризуется :
    I . плотностью. +
    II . численностью. +
    III . степенью изоляции.
    IV . независимой эволюционной судьбой.
    V . характером пространственного распределения. +
    а) I, II, V; +
    б) I, IV, V;
    в) II, V;
    г) II, III, IV.

    К хищникам, как правило охотящимся из засады, относятся :
    I . волк.
    II . рысь. +
    III . ягуар. +
    IV . гепард.
    V . медведь. +
    а) II, III, IV, V;
    б) I, IV;
    в) I, II, III, V;
    г) II, III, V. +

    Из перечисленных животных в состав тундрового биоценоза входят :
    I . белка.
    II . хорек.
    III . песец. +
    IV . лемминг. +
    V . зеленая жаба.
    а) I, II, III, IV;
    б) II, III, IV, V;
    в) III, IV; +
    г) III, IV, V.

Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать 25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

          Печеночные мхи – низшие растения.

          Гаметы у мхов образуются в результате мейоза.

          Крахмальные зерна – это лейкопласты с накопленным в них крахмалом. +

          После оплодотворения семязачатки превращаются в семена, а завязь в плод.

          У всех беспозвоночных животных оплодотворение внешнее.

          Гемолимфа насекомых выполняет те же функции, что и кровь позвоночных животных.

          У всех представителей отряда пресмыкающихся сердце трехкамерное.

          У домашних животных головной мозг, как правило, больше, чем у их диких предков.

          Первые крокодилы были сухопутными рептилиями. +

          Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.

          В отличие от большинства млекопитающих для человека характерно наличие семи шейных позвонков и двух затылочных мыщелков.

          В желудочно-кишечном тракте человека все белки перевариваются полностью.

          Гипервитаминоз известен только для жирорастворимых витаминов. +

          Мозг человека потребляет примерно вдвое больше энергии на грамм веса, чем у крысы.

          При тяжелой физической работе температура тела может подниматься до 39 градусов. +

          С вирусными инфекциями обычно борются с помощью антибиотиков.

          Можно изучать кругообороты питательных веществ посредством ввода радиоактивных маркеров в природные или искусственные экосистемы. +

          Суккуленты легко переносят обезвоживание.

          Сукцессия после вырубки леса является примером вторичной сукцессии. +

          Дрейф генов может играть роль эволюционного фактора только в очень малочисленных популяциях. +

          Генетическая информация у всех живых организмов хранится в виде ДНК.

          Каждой аминокислоте соответствует один кодон.

          У прокариот процессы трансляции и транскрипции происходят одновременно и в одном и том же месте. +

          Самые крупные молекулы в живых клетках – молекулы ДНК. +

          Все наследственные заболевания связаны с мутациями в хромосомах.

Часть 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий. Максимальное количество баллов, которое можно набрать 10 (по 2,5 балл а за каждое тестовое задание).

      Установите, в какой последовательности (1 – 5) происходит процесс редупликации ДНК.

Последовательность

Процессы

      Установите соответствие между органическим соединением (А – Д) и выполняемой им функцией (1 – 5).

1. Компонент клеточной стенки грибов

2. Компонент клеточной стенки растений

3. Компонент клеточной стенки бактерий

4. Запасной полисахарид растений

5. Запасной полисахарид грибов

А. Крахмал

Б. Гликоген

В. Целлюлоза

Г. Муреин

Функции

Соединение

3. Установите соответствие между классами брюхоногих и двустворчатых моллюсков .

Признаки

1. Брюхоногие моллюски

2. Двустворчатые моллюски

А. Тело расчленено на голову, туловище и ногу

Б. Органы дыхания - жабры

В. Органы дыхания - легкие

Г. Наличие в глотке особого образования - терки

Д. Имеется два сифона

4. Установите соответствие между семействами розоцветные и мотыльковые.

Семейства

Признаки

1. Розоцветные

2. Мотыльковые

А. В цветке много тычинок и пестиков

Б. В цветке десять тычинок и один пестик

В. Плод - боб

Г. Плоды – костянка, яблоко, ложная ягода

Д. Тычинки сросшиеся в трубку (9) и одна свободная

Матрица ответов на олимпиады школьников по биологии.
2010/2011 уч. год. 11 класс

Задание 1. [ 3 0 баллов]

Задание 2. [ 2 0 баллов]

Задание 3.

прав. "ДА"

неправ "нет"

прав. "ДА"

неправ "нет"

Задание 4. [ 10 баллов]

      Последовательность

      Процессы

Функции

Соединение

3.

1Документ

... Всероссийской олимпиады школьников . Результаты выполнения заданий ... 2010 - 2011. Макаров Илья Всероссийская олимпиада школьников . Муниципальный этап по немецкому языку Грамота Биктимирова Рената Всероссийская олимпиада школьников . Муниципальный этап по ...

Вместо наружного оплодотворения, которое было свойственно далеким водным предкам паукообразных, у них развилось внутреннее оплодотворение, сопровождаемое в примитивных случаях сперматофорным осеменением или у более развитых форм копуляцией.

Сперматофор представляет собой мешочек, выделяемый самцом, в котором находится порция семенной жидкости, защищенной таким образом от высыхания во время пребывания на воздухе. Самец у лжескорпионов и у многих клещей оставляет сперматофор на почве, а самка захватывает его наружными половыми органами. Обе особи при этом совершают "брачный танец", состоящий из характерных поз и движений.

Самцы многих паукообразных переносят сперматофор в половое отверстие самки с помощью хелицер. Наконец, у некоторых форм имеются копулятивные органы, а сперматофоры отсутствуют. В ряде случаев для копуляции служат части тела, не связанные непосредственно с половой системой, например видоизмененные концевые членики педипальп у самцов пауков ( рис. 405).

Большинство паукообразных откладывает яйца. Однако у многих скорпионов, лжескорпионов и у некоторых клещей наблюдается живорождение. Яйца большей частью крупные, богатые желтком.

У паукообразных встречаются различные типы дробления, однако в большинстве случаев имеет место поверхностное дробление. Позднее за счет дифференциации бластодермы образуется зародышевая полоска. Поверхностный слой ее образован эктодермой, более глубокие слои представляют мезодерму, а самый глубокий слой, прилегающий к желтку, - энтодерма. Остальная часть зародыша одета лишь эктодермой. Формирование тела зародыша происходит главным образом за счет зародышевой полоски.

В дальнейшем развитии следует отметить, что у зародышей сегментация бывает выражена лучше, а тело состоит из большего числа сегментов, чем у взрослых животных. Так, у зародышей пауков брюшко состоит из 12 сегментов, сходно со взрослыми ракоскорпионами и скорпионами, причем на 4 - 5 передних имеются зачатки ножек ( рис. 406). При дальнейшем развитии все брюшные сегменты сливаются, образуя цельное брюшко.

У скорпионов конечности закладываются на 6 сегментах переднебрюшия ( рис. 406). Передняя пара их дает половые крышечки, вторая - гребенчатые органы, а развитие прочих пар связано с образованием легких.

Все это указывает на то, что класс Arachnida произошел от предков с богатой сегментацией и с конечностями, развитыми не только на головогруди, но и на брюшке (переднебрюшии). Почти у всех паукообразных развитие прямое, но у клещей имеется метаморфоз.

Класс паукообразных объединяет свыше 36 000 видов наземных хелицеровых, относящихся более чем к 10 отрядам.

Arachnida - высшие хелицеровые членистоногие с 6 парами головогрудных конечностей. Они дышат посредством легких или трахей и обладают помимо коксальных желез выделительным аппаратом в виде мальпигиевых сосудов, лежащих в брюшке.

Строение и физиология. Внешняя морфология. Тело паукообразных чаще всего состоит из головогруди и брюшка. В образовании головогруди участвуют акрон и 7 сегментов (7-й сегмент недоразвит). У сольпуг и некоторых других низших форм воедино спаяны лишь сегменты 4 передних пар конечностей, тогда как задние 2 сегмента головогруди свободны, а за ними следуют ясно разграниченные сегменты брюшка. Таким образом, у сольпуг имеются: передний отдел тела, по сегментарному составу отвечающий голове трилобитов (акрон + 4 сегмента), так называемый пропельтидий; два свободных грудных сегмента с ногами и сегментированное брюшко. Сольпуги, следовательно, принадлежат к паукообразным с наиболее богато расчлененным телом.

Следующий по степени расчлененности отряд - скорпионы , у которых головогрудь слитная, но за ней следует длинное 12-сегментное, как у Gigantostraca , брюшко, подразделяющееся на более широкое переднебрюшие (из 7 сегментов) и узкое заднебрюшие (из 5 сегментов). Тело заканчивается тельсоном, несущим искривленную ядовитую иглу. Таков же характер сегментации (только без подразделения брюшка на два участка) у представителей отрядов жгутоногих, лже-скорпионов, сенокосцев, у некоторых клещей и у примитивных членистобрюхих пауков.

Следующий этап слияния туловищных сегментов обнаруживают большинство пауков и некоторые клещи . У них не только головогрудь, но и брюшко представляют сплошные нерасчлененные отделы тела, однако у пауков между ними имеется короткий и узкий стебелек, образованный 7-м сегментом тела. Максимальная степень слияния сегментов тела наблюдается у ряда представителей отряда клещей, у которых все тело цельное, без границ между сегментами и без перетяжек.

Как уже говорилось, головогрудь несет 6 пар конечностей. Две передние пары участвуют в захвате и размельчении пищи - это хелицеры и педипальпы. Хелицеры располагаются впереди рта, чаще всего у паукообразных они в виде коротких клешней (сольпуги, скорпионы, лжескорпионы, сенокосцы, некоторые клещи и др.). Они обычно состоят из трех члеников, концевой членик играет роль подвижного пальца клешни. Реже хелицеры заканчиваются подвижным когтевидным члеником или имеют вид двучленистых придатков с заостренным и зазубренным краем, которым клещи прокалывают покровы животных.

Конечности второй пары, педипальпы, состоят из нескольких члеников. При помощи жевательного выроста на основном членике педипальп размельчается и разминается пища, тогда как прочие членики составляют род щупальца. У представителей некоторых отрядов (скорпионы, лжескорпионы) педипальпы превращены в мощные длинные клешни, у других - похожи на ходные ноги. Остальные 4 пары головогрудных конечностей состоят из 6-7 члеников и играют роль ходных ног. Они заканчиваются коготками.


У взрослых паукообразных брюшко лишено типичных конечностей, хотя они, несомненно, произошли от предков, обладавших хорошо развитыми ножками на передних брюшных сегментах. У эмбрионов многих паукообразных (скорпионов, пауков) на брюшке закладываются зачатки ножек, которые лишь впоследствии подвергаются регрессу. Впрочем, и во взрослом состоянии брюшные ножки иногда сохраняются, но в модифицированном виде. Так, у скорпионов на первом сегменте брюшка есть пара половых крышечек, под которыми открывается половое отверстие, на втором - пара гребенчатых органов, которые снабжены многочисленными нервными окончаниями и играют роль осязательных придатков. И те, и другие представляют видоизмененные конечности. Такова же природа и легочных мешков, расположенных на сегментах брюшка у скорпионов, некоторых пауков и лжескорпионов.

От конечностей берут свое начало и паутинные бородавки пауков. На нижней поверхности брюшка впереди порошицы у них находится 2-3 пары бугорков, усаженных волосками и несущих трубковидные протоки многочисленных паутинных желез. Гомология этих паутинных бородавок брюшным конечностям доказывается не только их эмбриональным развитием, но и строением их у некоторых тропических пауков, у которых бородавки особенно сильно развиты, состоят из нескольких члеников и даже по виду напоминают ножки.

Покровы хелицеровых состоят из кутикулы и подлежащих слоев: гиподермального эпителия (гиподермы) и базальной мембраны. Сама кутикула представляет сложное трехслойное образование. Снаружи располагается липопротеиновый слой, надежно предохраняющий организм от потери влаги при испарении. Это позволило хелицеровым стать настоящей сухопутной группой и заселить самые засушливые районы земного шара. Прочность кутикуле придают белки, задубленные фенолами и инкрустирующие хитин.

Производными кожного эпителия являются некоторые железистые образования, в том числе ядовитые и паутинные железы. Первые свойственны паукам, жгутоногим и скорпионам; вторые - паукам, лжескорпионам и некоторым клещам.

Пищеварительная система у представителей разных отрядов хелицеровых сильно варьирует. Передняя кишка обыкновенно образует расширение - снабженную сильными мышцами глотку, которая служит в качестве насоса, втягивающего полужидкую пищу, так как паукообразные не принимают твердую пищу кусками. В переднюю кишку открывается пара небольших "слюнных желез". У пауков секрет этих желез и печени способен энергично расщеплять белки. Он вводится в тело убитой добычи и приводит содержимое ее в состояние жидкой кашицы, которая затем всасывается пауком. Здесь имеет место так называемое внекишечное пищеварение.

У большинства паукообразных средняя кишка образует длинные боковые выпячивания, увеличивающие вместимость и всасывающую поверхность кишечника. Так, у пауков от головогрудной части средней кишки к основаниям конечностей идут 5 пар слепых железистых мешков; аналогичные выпячивания имеются у клещей, сенокосцев и других паукообразных. В брюшной отдел средней кишки открываются протоки парной пищеварительной железы - печени; она выделяет пищеварительные ферменты и служит для всасывания питательных веществ. В клетках печени происходит внутриклеточное пищеварение.

Выделительная система паукообразных по сравнению с мечехвостами имеет совершенно иной характер. На границе между средней и задней кишкой в пищеварительный канал открывается пара большей частью ветвящихся мальпигиевых сосудов. В отличие от Тгаcheata они энтодермального происхождения, т. е. образуются за счет средней кишки. Как в клетках, так и в просвете мальпигиевых сосудов есть многочисленные зерна гуанина - главного продукта выделения паукообразных. Гуанин, как и мочевая кислота, экскретируемая насекомыми, обладает малой растворимостью и удаляется из организма в виде кристаллов. Потери влаги при этом минимальны, что важно для животных, перешедших к жизни на суше.

Кроме мальпигиевых сосудов паукообразные обладают еще и типичными коксальными железами - парными мешковидными образованиями мезодермальной природы, лежащими в двух (реже в одном) сегментах головогруди. Они хорошо развиты у зародышей и в молодом возрасте, но у взрослых животных более или менее атрофируются. Вполне сформированные коксальные железы состоят из концевого эпителиального мешочка, петлевидно извитого канала и более прямого выводного протока с мочевым пузырьком и наружным отверстием. Концевой мешочек отвечает ресничной воронке целомодукта, отверстие которой замкнуто остатком целомического эпителия. Коксальные железы открываются у основания 3-й или 5-й пары конечностей.

Нервная система Arachnida разнообразна. Будучи связанной в происхождении с брюшной нервной цепочкой кольчатых червей, у паукообразных она обнаруживает четко выраженную тенденцию к концентрации.

Головной мозг имеет сложное строение. В его состав входят два отдела: передний, иннервирующий глаза, - протоцеребрум и задний - тритоцеребрум, посылающий нервы к первой паре конечностей - хелицерам. Характерный для других членистоногих (ракообразные, насекомые) промежуточный отдел мозга - дейтоцеребрум у паукообразных отсутствует. Связано это с исчезновением у них, как и у остальных хелицеровых, придатков акрона - антеннул, или усиков, которые иннервируются именно от дейтоцеребрума.

Метамерность брюшной нервной цепочки всего яснее сохраняется у скорпионов. У них имеется помимо головного мозга и окологлоточных коннективов большая ганглиозная масса в головогруди на брюшной стороне, дающая нервы к 2-6-й парам конечностей и 7 ганглиев, на протяжении брюшного отдела нервной цепочки. У сольпуг кроме сложного головогрудного ганглия на нервной цепочке сохраняется еще один узел, а у пауков уже вся цепочка слилась в головогрудный ганглий.

Наконец, у сенокосцев и клещей нет даже явственного разграничения между головным мозгом и головогрудным ганглием, так что нервная система образует вокруг пищевода сплошное ганглиозное кольцо.


Органы чувств Arachnida разнообразны. Очень важные для паукообразных механические, осязательные раздражения воспринимаются различно устроенными чувствительными волосками, которые особенно многочисленны на педипальпах. Специальные волоски - трихоботрии, расположенные на педипальпах, ногах и поверхности туловища, регистрируют колебания воздуха. Так называемые лировидные органы, представляющие собой небольшие щели в кутикуле, к перепончатому дну которых подходят чувствительные отростки нервных клеток, являются органами химического чувства и служат для обоняния. Органы зрения представлены простыми глазами, которые имеются у большинства паукообразных. Они расположены на дорзальной поверхности головогруди и обычно их бывает несколько: 12, 8, 6, реже 2. У скорпионов, например, имеется пара срединных более крупных глаз и 2-5 пар боковых. У пауков чаще всего 8 глаз, расположенных обычно в две дуги, причем средние глаза передней дуги крупнее остальных.

Скорпионы узнают себе подобных лишь на расстоянии в 2-3 см, а некоторые пауки - за 20-30 см. У пауков-скакунов (сем. Salticidae ) зрение играет особенно важную роль: если самцам замазать глаза непрозрачным асфальтовым лаком, то они перестают различать самок и производить характерный для периода спаривания "любовный танец".

Органы дыхания Паукообразных разнообразны. У одних - это легочные мешки, у других - трахеи, у третьих и те и другие одновременно.

Только легочные мешки имеются у скорпионов, жгутоногих и у примитивных пауков. У скорпионов на брюшной поверхности 3-6-го сегментов переднебрюшия располагаются 4 пары узких щелей - дыхалец, которые ведут в легочные мешки. В полость мешка вдаются многочисленные параллельные друг другу листовидные складки, между которыми остаются узкие щелевидные пространства, в последние проникает через дыхательную щель воздух, а в легочных листочках циркулирует гемолимфа. У жгутоногих и низших пауков имеются лишь две пары легочных мешков.

У большинства других паукообразных (сольпуги, сенокосцы, лжескорпионы, часть клещей) органы дыхания представлены трахеями. На 1-2-м сегментах брюшка (у сольпуг на 1-м членике груди) имеются парные дыхательные отверстия, или стигмы. От каждой стигмы внутрь тела отходит пучок длинных, тонких, слепо замкнутых на концах воздухоносных трубочек эктодермального происхождения (образуются как глубокие впячивания наружного эпителия). У лжескорпионов и клещей эти трубочки, или трахеи, устроены просто и не ветвятся, у сенокосцев они образуют побочные веточки.

Наконец, в отряде пауков оба рода дыхательных органов встречаются совместно. У низших пауков, как уже отмечалось, имеются только легкие; в числе 2 пар они расположены на нижней стороне брюшка. У остальных пауков сохраняется лишь одна передняя пара легких, а позади последних имеется пара трахейных пучков, открывающихся наружу двумя стигмами. Наконец, у одного семейства пауков (Caponiidae ) легких нет вовсе, а единственные органы дыхания - 2 пары трахей.

Легкие и трахеи паукообразных возникли независимо друг от друга. Легочные мешки, несомненно, более древние органы. Считается, что развитие легких в процессе эволюции было связано с видоизменением брюшных жаберных конечностей, которыми обладали водные предки паукообразных и которые были похожи на жаброносные брюшные ножки мечехвостов. Каждая такая конечность впятилась внутрь тела. При этом образовалась полость для легочных листочков. Боковые края ножки приросли к телу почти на всем протяжении, кроме того участка, где сохранилась дыхательная щель. Брюшная стенка легочного мешка соответствует, следовательно, самой бывшей конечности, передний участок этой стенки - основанию ноги, а легочные листочки произошли от жаберных пластинок, находящихся на задней стороне брюшных ножек предков. Такое толкование подтверждается развитием легочных мешков. Первые складчатые зачатки легочных пластинок возникают на задней стенке соответствующих зачаточных ножек прежде, чем конечность углубится и превратится в нижнюю стенку легкого.

Трахеи возникли независимо от них и позже их как органы, более приспособленные к воздушному дыханию.

У некоторых мелких паукообразных, в том числе у части клещей, органы дыхания отсутствуют, и дыхание совершается через тонкие покровы.



Кровеносная система. У форм с ясно выраженной метамерией (скорпионы) сердце представляет длинную трубку, залегающую в переднебрюшии над кишечником и снабженную по бокам 7 парами щелевидных остий. У других паукообразных строение сердца более или менее упрощается: так, у пауков оно несколько укорочено и несет всего 3-4 пары остий, а у сенокосцев число последних сводится до 2-1 пары. Наконец, у клещей сердце в лучшем случае превращается в короткий мешочек с одной парой остий. У большинства клещей в связи с их малыми размерами сердце совершенно исчезает.

От переднего и заднего концов сердца (скорпионы) или только от переднего (пауки) отходит по сосуду - передняя и задняя аорты. Кроме того, у ряда форм от каждой камеры сердца отходит по паре боковых артерий. Концевые веточки артерий изливают гемолимфу в систему лакун, т. е. в промежутки между внутренними органами, откуда она поступает в перикардиальныи участок полости тела, а затем через остии - в сердце. Гемолимфа паукообразных содержит дыхательный пигмент - гемоцианин.

Половая система. Паукообразные раздельнополы. Половые железы лежат в брюшке и в наиболее примитивных случаях парные. Очень часто, однако, происходит частичное слияние правой и левой гонад. Иногда у одного пола гонады еще парны, тогда как у другого слияние уже произошло. Так, у самцов скорпионов имеются два семенника (каждый из двух трубок, связанных перемычками), а у самок - один цельный яичник, состоящий из трех продольных трубок, соединенных поперечными спайками. У пауков в одних случаях гонады сохраняют обособленность у обоих полов, в других же у самки задние концы яичников срастаются, и получается цельная гонада. От гонад отходят всегда парные половые протоки, которые у переднего конца брюшка сливаются вместе и открываются наружу половым отверстием, последнее у всех паукообразных лежит на первом сегменте брюшка. У самцов имеются различные дополнительные железы, у самок нередко развиваются семяприемники.

Развитие. Вместо наружного оплодотворения, которые было свойственно далеким водным предкам паукообразных, у них развилось внутреннее оплодотворение, сопровождаемое в примитивных случаях сперматофорным осеменением или у более развитых форм копуляцией. Сперматофор представляет собой мешочек, выделяемый самцом, в котором находится порция семенной жидкости, защищенной таким образом от высыхания во время пребывания на воздухе. Самец у лжескорпионов и у многих клещей оставляет сперматофор на почве, а самка захватывает его наружными половыми органами. Обе особи при этом совершают "брачный танец", состоящий из характерных поз и движений. Самцы многих паукообразных переносят сперматофор в половое отверстие самки с помощью хелицер. Наконец, у некоторых форм имеются копулятивные органы, а сперматофоры отсутствуют. В ряде случаев для копуляции служат части тела, не связанные непосредственно с половой системой, например видоизмененные концевые членики педипальп у самцов пауков.

Большинство паукообразных откладывает яйца. Однако у многих скорпионов, лжескорпионов и у некоторых клещей наблюдается живорождение. Яйца большей частью крупные, богатые желтком.

У паукообразных встречаются различные типы дробления, однако в большинстве случаев имеет место поверхностное дробление. Позднее за счет дифференциации бластодермы образуется зародышевая полоска. Поверхностный слой ее образован эктодермой, более глубокие слои представляют мезодерму, а самый глубокий слой, прилегающий к желтку,- энтодерма. Остальная часть зародыша одета лишь эктодермой. Формирование тела зародыша происходит главным образом за счет зародышевой полоски.

В дальнейшем развитии следует отметить, что у зародышей сегментация бывает выражена лучше, а тело состоит из большего числа сегментов, чем у взрослых животных. Так, у зародышей пауков брюшко состоит из 12 сегментов, сходно со взрослыми ракоскорпионами и скорпионами, причем на 4-5 передних имеются зачатки ножек. При дальнейшем развитии все брюшные сегменты сливаются, образуя цельное брюшко. У скорпионов конечности закладываются на 6 сегментах переднебрюшия. Передняя пара их дает половые крышечки, вторая - гребенчатые органы, а развитие прочих пар связано с образованием легких. Все это указывает на то, что класс Arachnida произошел от предков с богатой сегментацией и с конечностями, развитыми не только на головогруди, но и на брюшке (переднебрюшии). Почти у всех паукообразных развитие прямое, но у клещей имеется метаморфоз.

Литература: А. Догель. Зоология беспозвоночных. Издание 7, переработанное и дополненное. Москва "Высшая школа", 1981