Как мозг держится в черепе. Под тяжестью собственного черепа: почему так сложно прокачать мозг. Цвет мозга: наш мозг серый

Несмотря на то, что наш головной мозг – один из самых защищенных органов тела, все-таки при авариях и несчастных случаях этой защиты часто оказывается не достаточно. Одной из самых тяжелых черепно-мозговых травм остается внутричерепная гематома (кровоизлияние). О ее коварстве «Правде.ру» рассказал нейрохирург клиники ЦЭЛТ, кандидат медицинских наук Андрей Ходневич.

Внутричерепная гематома бывает обычно двух типов. Чаще эпидуральной, которая образуется над твердой оболочкой мозга (по латыни – dura), и субдуральной – под твердой оболочкой мозга. Чем страшна гематома? Давайте, представим то, что находится у нас в голове.

Внутри черепной коробки расположен мозг, который омывается мозговой жидкостью и кровь. Все вместе занимает объем от полутора до 2 литров. Жидкости несжимаемы, а значит, если кровь при ударе и разрыве сосуда начинает изливаться в полость черепа, то обычно происходит смещение мозга – дислокация.

Если в этот процесс не вмешается врач, больной может умереть. Дело в том, что мозг, сдавливаемый гематомой, начинает перемещаться, как правило, в отверстие намета мозжечка и в большое затылочное отверстие, где голова переходит в позвоночник.

На уровне этих отверстий в стволе мозга расположены двигательные, чувствительные пути, центр дыхания и единый путь оттока спинномозговой жидкости из головного мозга – своеобразный водопровод. Теперь представьте, с какой скоростью будет нарастать в черепной коробке лишний объем, если водопровод окажется перекрыт. В этом случае только хирургическое вмешательство способно спасти больного.

Эпидуральные гематомы обычно образуются в том месте, куда пришелся удар. Субдуральные, напротив, появляются на противоположной стороне черепа. Бывает, что у человека образуются сразу две гематомы – и там, и там. Причем, симптомы могут быть очень нечеткими.

В медицинской практике были случаи, когда люди не могли осознать свою болезнь. У человека, например, сильно болит голова, но сам он ее как головную боль не оценивает. Такое происходит, если повреждается правое полушарие мозга.

Говорить о симптомах гематомы сложно. Поначалу они могут вообще не проявляться. Точный диагноз на ранних стадиях травмы часто позволяют поставить лишь специальные исследования и прежде всего, компьютерная томография. Поэтому при любой травме головы лучше сразу обратиться к нейрохирургу или неврологу.

На наше счастье гематомы образуются не очень часто. От общего числа травм головы, они составляют не более 10%. Но именно они дают большой процент смертности. Если больной поступает в больницу бес сознания и с гематомой, то шансов выжить у него – 50%. Здесь даже оснащенность стационара отходят на второй план, поскольку поврежден ствол головного мозга.

Сегодня все большее распространение получает щадящий метод удаления внутричерепных гематом. В отличие от метода трепанации черепа по всей площади гематомы, когда нужен глубокий наркоз, высок риск развития отека мозга, не всегда удается поставить на место выпиленную косточку, используется эндоскопический метод.

Гематома, как правило, имеет полужидкое состояние, и ее можно удалить через небольшое отверстие с помощью гибкого эндоскопа, снабженного, в том числе и видеокамерой. Это снижает травматичность операции и помогает уточнить распространенность гематомы. Нередко во время операции мы обнаруживаем рядом с одной гематомой вторую, которую не показали проведенные исследования.

После таких операций люди обычно не получают инвалидность, как после обширных трепанаций черепа, когда пациент помимо дефектов самого черепа, становится ходячей метеослужбой, чувствуя любые изменения давления, влажности и т.д.

Ваш мозг - очень сложный орган. Это контроллер ваших мыслей и тела. От его здоровья зависит вся ваша жизнь. Чтобы укрепить здоровье мозга, необходимо постоянно стимулировать его деятельность. Как это сделать?

— Упражняйте ваш мозг, а не только ваше тело. Многие, закончив школу и университет, прерывают свое обучение. Это неправильно. Нужно постоянно получать новые знания и навыки.
— Выучите иностранный язык, освойте какой-нибудь музыкальный инструмент, изучите историю вашего города и т.д.
— Не злоупотребляйте алкоголем. Алкоголь в умеренных количествах безвреден, но чрезмерное его употребление может привести к смерти клеток мозга.
— Работайте. Многие люди с нетерпением ждут выхода на пенсию, мечтая распрощаться с работай. А между тем, именно работа поддерживает активность нашего мозга.
— Будьте в курсе последних событий и новостей. Постоянно подпитывайте ваш мозг свежей информацией, анализируйте ее.
— Попробуйте послушать музыку, которую раньше никогда не слышали. Это поднимет активность вашего мозга и даст вам положительные эмоции.
— Танцуйте. Танцы полезны для души и тела. Они развивают координацию, ориентацию в пространстве, навыки общения и укрепляет здоровье.
— Для нормальной работы вашему мозгу необходим отдых, а для этого вы должны получать достаточное количество сна. Это приблизительно 8-9 часов в сутки.
— Выражайте благодарность. Это подарит вам положительные эмоции, а положительные эмоции помогут вам уменьшить стресс, неблагоприятно влияющий на здоровье тела и мозга.
— Пойте вслух. Пение улучшает память и поднимает настроение - это отличный способ избавиться от стресса.
— Не пытайтесь сосредоточиться на нескольких вещах одновременно. Мозг устроен так, что если вам необходимо решить какую-либо задачу, вы должны сосредоточиться на ней полностью.
— Не упускайте возможность вздремнуть в течение дня. Это избавит вас от чувства усталости и ощущения затуманенности мозга. Закройте глаза на 10 минут и расслабьтесь.
— Пейте больше воды. Питьевая вода поддерживает гидратацию клеток мозга и помогает им нормально функционировать.
— Развивайте мелкую моторику. Вышивайте, играйте в кубик-рубик, лепите из пластилина - все это очень весело и стимулирует работу мозга.
— Будьте любопытны. Изучайте мир вокруг себя, читайте познавательные книги, путешествуйте.
— Используйте оба полушария. Левое полушарие помогает нам решать логические и математические задачи, а правое отвечает за наш творческий потенциал. Используйте оба полушария, а не только то, которое у вас является доминирующим.
— Если вам необходимо что-то запомнить или выучить - прогуляйтесь. Ходьба, как и любые другие физические действия, насыщает мозг кислородом. Ходите с лекций или семинаров пешком. Это поможет вам лучше усвоить материал.
— Больше общайтесь. Общение активизирует работу вашего мозга. К тому же вы сможете узнать от своих собеседников много нового.
— Смейтесь чаще. Смех способствует выделению эндорфинов, которые поднимают настроение, и укрепляют иммунную систему.
— Учите новые слова. Непрерывное обучение стимулирует здоровую работу мозга. Каждый день учите новое слово. Это сделает вас более красноречивым и интересным собеседником.
— Питайтесь правильно. Избегайте жирной пищи и отдавайте предпочтение овощам и фруктам. Также для улучшения мозговой деятельности очень полезен темный шоколад.

Возможно, вы видели рекламу, которая предлагает увеличить силу вашего мозга при помощи каких-либо веществ, инструментов или техник, как правило за деньги. Маловероятно, что хоть что-то из этого имеет малейший эффект, потому что, если бы это было так, то подобные методики были бы гораздо популярнее, а мы все становились бы все умнее и наш мозг увеличивался бы до тех пор, пока мы не погибли бы под тяжестью собственного черепа. Однако как на самом деле можно увеличить силу мозга и прокачать интеллект?

Наверное, для этого можно было бы выявить различия между мозгом глупого и умного человека, а потом найти способ превратить первый во второй? Есть один момент, который кажется в корне неправильным: мозг умного человека, судя по всему, потребляет меньше энергии.

Это противоречащее здравому смыслу утверждение основано на результатах исследований со сканированием мозга, благодаря которым можно непосредственно наблюдать и регистрировать активность мозга. Например, для этого используется функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ). Это сложная методика, при которой людей помещают в МРТ-сканер и наблюдают за их метаболической активностью (то есть смотрят, какие ткани и клетки тела «заняты работой»). Для метаболизма нужен кислород, который переносится кровью. Аппарат фМРТ различает насыщенную и не насыщенную кислородом кровь и может высчитать, в какой момент первая превращается во вторую. Активнее всего это происходит там, где усиленно идет метаболизм. Например, в тех областях мозга, которые заняты выполнением какой-либо задачи. В общем, при помощи фМРТ можно наблюдать за активностью мозга и видеть, в какой момент какая-либо часть мозга становится особенно активной. Если человек выполняет задание на память, области мозга, ответственные за обработку воспоминаний, будут активированы сильнее, чем обычно, что и будет заметно на сканах. В результате можно считать, что именно те области, где замечена повышенная активность, и связаны с .

На самом деле все не так просто, потому что мозг все время активируется множеством различных способов. Для того чтобы найти более «активные» участки, нужно уметь фильтровать и анализировать данные. Тем не менее львиная доля современных исследований, посвященных поиску областей мозга, ответственных за определенные функции, применяет фМРТ.

* Рэймонд Кеттелл со своим студентом Джоном Хорном в ходе исследований с 1940-х по 1960-е годы выделили два типа интеллекта: текучий и кристаллизованный. Текучий интеллект - способность использовать информацию, работать с ней, применять ее и так далее. Для того чтобы сложить кубик Рубика, нужен текучий интеллект, равно как и для того чтобы понять, почему ваш супруг с вами не разговаривает, хотя вы не помните, что вы сделали не так. В обоих случаях вы получаете новую информацию и должны разобраться, как с ней поступить, чтобы получить подходящий вам результат. Кристаллизованный интеллект - это хранящаяся в вашей памяти информация, которую вы можете использовать, чтобы лучше справляться с жизненными ситуациями. Например, чтобы вспомнить имя актера, сыгравшего главную роль в фильме из глубоких 1950-х, нужен кристаллизованный интеллект. Способность назвать все столицы в Северном полушарии - тоже кристаллизованный интеллект. Кристаллизованный интеллект нужен для изучения второго (третьего, четвертого) языка. Кристаллизованный интеллект - это накопленные вами знания, а текучий интеллект - это насколько хорошо вы можете их использовать или справляться с ситуациями, где требуется разобраться с чем-то для вас незнакомым.

Вы можете ожидать, что ответственная за определенное действие область станет активней, когда ей надо будет выполнять это действие, подобно тому, как напрягается бицепс у тяжелоатлета, когда тот понимает гирю. Но нет. В некоторых исследованиях, например в исследовании, проведенном Ларсоном совместно с другими учеными в 1995 году, был получен противоречащий всем ожиданиям результат: при выполнении заданий на текучий интеллект * у испытуемых наблюдалась , за исключением тех из них, кто справлялся с заданием очень хорошо .

Поясню: люди с высокой степенью текучего интеллекта очевидно не использовали область мозга, связанную с текучим интеллектом. Это казалось довольно бессмысленным - например, как если бы, взвешивая людей, вы обнаружили бы, что весы реагируют только на худых. Дальнейший анализ показал, что у более умных испытуемых все-таки возникала активность в префронтальной коре, но только когда им давали по-настоящему сложные задания. Из этого можно сделать несколько интересных выводов.

Интеллект - продукт работы не одной специализированной области мозга, а нескольких взаимосвязанных. Судя по всему, у умных людей эти связи и соединения гораздо лучше организованы и более эффективны, поэтому в целом требуют меньше активации. Представьте, что области мозга работают подобно автомобилям: если один автомобиль рычит, как стая львов, изображающих ураган, а другой бесшумен, это совсем не значит, что первый автомобиль лучше. В данном случае он шумит и дергается, поскольку пытается сделать то, на что более эффективная модель легко способна. Все больше исследователей согласны с тем, что именно охват и эффективность связей между (префронтальная кора, теменная доля и так далее) оказывают бóльшее влияние на интеллект. Чем лучше человек может общаться и взаимодействовать, тем быстрее в его мозге происходит обработка информации и тем меньше усилий требуется для вычислений и принятия решений.

Это подтверждается исследованиями, демонстрирующими, что целостность и плотность в мозге является надежным показателем интеллекта. Белое вещество - это еще один вид мозговой ткани, который нередко игнорируют. Все внимание направлено на серое вещество, однако белое вещество не менее важно, поскольку составляет 50% мозга. Возможно, оно менее популярно, потому что не «делает» так много. В сером веществе происходит вся важная активность, а белое вещество состоит из пучков и связок частей нейронов, передающих активацию в другие области (это называется «аксон», длинная часть типичного нейрона). Если бы серое вещество было заводом, белое вещество было бы дорогами, необходимыми для отправки груза и поставки материалов.

Чем лучше две области мозга связаны при помощи белого вещества, тем меньше энергии и усилий необходимо, чтобы согласовать их работу и процессы, за которые они отвечают, поэтому их труднее обнаружить при помощи сканирования. Это как искать иголку в стоге сена, только вместо стога здесь множество иголок, и все вместе они сложены в стиральную машинку.

Дальнейшие исследования со сканированием мозга предполагают, что толщина мозолистого тела так же связана с уровнем общего интеллекта. Мозолистое тело - это «мост» между правым и левым полушарием. Это большой пучок белого вещества, и чем он толще, тем больше связей между правым и левым полушарием и тем лучше они могут взаимодействовать друг с другом. Если воспоминание, которое хранится в одном полушарии, понадобится префронтальной коре другого полушария, то более толстое мозолистое тело сделает доступ к нему легче и быстрее. Судя по всему, эффективность связи между полушариями существенно влияет на то, насколько успешно человек сможет применить свой интеллект к решению задач и проблем. Как следствие, люди, у которых довольно разные по структуре мозги (то есть у них отличается размер определенных областей, их расположение в коре и т.п.), могут иметь одинаковый уровень интеллекта. Точно так же две игровые консоли, сделанные разными фирмами, могут быть одинаково мощными.

Теперь мы знаем, что эффективность важнее силы. Как благодаря этому знанию мы можем стать умнее? Очевидно, при помощи образования и учебы. Все, что вы узнаете, активно изучая новые факты, информацию и понятия, существенно увеличит ваш кристаллизованный интеллект, а текучий интеллект улучшается при его активном использовании. Новые знания и тренировка новых навыков могут вызвать настоящие анатомические изменения мозга. Мозг - пластичный орган, он способен физически приспосабливаться к предъявляемым ему требованиям. Нейроны образуют новые синапсы, когда кодируют новое воспоминание, и подобного рода процесс наблюдаются по всему мозгу.

Например, двигательная кора в теменной доле отвечает за планирование и контроль произвольных движений. Различные части двигательной коры управляют различными частями тела. За управление корпусом отвечает не очень большой участок моторной коры, потому что при помощи корпуса мало что можно сделать. Он нужен для дыхания и для того, чтобы куда-то крепились руки. В то же время для управления руками и лицом отведено гораздо больше моторной коры, потому что им необходим очень строгий контроль. Исследования показали, что у музыкантов с классическим образованием, например скрипачей и пианистов, области моторной коры, отвечающие за контроль движений рук и пальцев, достигают огромных размеров. Эти люди совершают руками все более сложные и замысловатые движения (как правило, очень быстрые), их мозг меняется, чтобы обеспечить такое поведение.

То же относится и к гиппокампу, ответственному за эпизодическую и пространственную память (способность запоминать места и пути перемещения). Исследования профессора Элеоноры Магуайр с ее коллегами показали, что у лондонских водителей такси, которые умеют ориентироваться в огромной и невероятно сложной лондонской дорожной сети, задняя часть гиппокампа - участок, ответственный за навигацию, - была увеличена. Однако эти исследования проводились преимущественно во времена, когда спутниковых навигаторов и GPS еще не было. Так что неизвестно, какой бы они дали результат в наши дни.

Есть даже некоторые данные (правда, большинство из них получены на мышах, а насколько умны могут быть мыши?), что изучение новых навыков и обретение новых способностей действительно приводит к усилению задействованного в этом белого вещества, благодаря улучшению свойств миелина вокруг нервов (специальной оболочки, созданной вспомогательными клетками, которая регулирует скорость и эффективность передачи сигнала). Получается, что «прокачать» мозг технически возможно.

Это хорошая новость. А вот плохая.

Для всего, о чем я писал выше, нужно много времени и усилий, и даже тогда результат получится очень ограниченным. Мозг слишком сложен. Количество функций, за которые он отвечает, до нелепости велико. Как следствие, легко повысить способность, контролируемую одной областью мозга, не повлияв на остальные. Музыкант может исключительно хорошо знать, как читать ноты, слушать тональности, разделять звуки и так далее, но это не значит, что он будет так же хорош в математике или языках. Повысить уровень общего, текучего интеллекта сложно. Он - результат работы нескольких областей мозга и связей между ними. Его невероятно сложно «увеличить» при помощи строгого набора заданий или методов.

Несмотря на то что мозг сохраняет пластичность на протяжении всей жизни человека, его строение и структура по большей части «неизменны». Длинные тракты и пути из белого вещества были заложены на более ранних этапах нашей жизни, когда мозг только развивался. К тому времени, когда мы достигаем примерно двадцати пяти лет, наш мозг развивается практически полностью. С этого момента начинается тонкая настройка. По крайней мере, так на данный момент принято думать. И поэтому в целом считается, что текучий интеллект у взрослых «зафиксирован» и сильно зависит от генетических факторов и факторов воспитания, которые действовали, пока мы росли (в том числе жизненные установки наших родителей, наше образование и социальное происхождение).

Этот вывод разочарует большинство людей, особенно тех, кто хочет найти быстрое решение, легкий ответ, краткий путь к повышенным умственным способностям. Наука о мозге ничего такого не допускает. Тем не менее многие все равно предлагают различные способы «прокачать» мозг.

Бесчисленное множество компаний продают в наши дни игры и упражнения для «тренировки мозга», которые, как утверждается, способны повысить уровень интеллекта. Головоломки и задачи, как правило, различной степени сложности. Если вы будете достаточно часто решать их, то действительно постепенно начнете справляться с ними все лучше. Но только с ними. На сегодняшний день нет подтвержденных данных о том, что любой из этих продуктов может увеличить уровень общего интеллекта. Благодаря им вы просто начинаете хорошо играть в определенную игру, но это не значит, что для этого мозгу пришлось усилить все остальные функции - он слишком сложен для этого.

Некоторые студенты при подготовке к экзаменам начали принимать Риталин, Аддерол и другие медикаменты, предназначенные для лечения и подобных заболеваний, чтобы стать более сосредоточенными и усидчивыми. Полученный ими результат очень ограничен и быстро проходит, а вот отдаленные последствия приема таких сильных препаратов, влияющих на работу мозга, без всяких показаний к этому, окажутся достаточно нехорошими. Кроме того, подобные «эксперименты» скорее всего сыграют против вас: если вы неестественно задерете свою способность к концентрации при помощи лекарств, ваши внутренние резервы истощатся, в результате чего вы гораздо быстрее выгорите и (например) проспите экзамен, к которому готовились.

Лекарства, предназначенные для улучшения или усиления работы мозга, называются ноотропы, то есть «таблетки для ума». Большинство из них относительно новы и влияют только на отдельные функции, например на внимание или память. Об их влиянии на общий интеллект в долгосрочной перспективе можно только гадать. Самые сильные из них применяются в основном при нейродегенеративных заболеваниях, таких как болезнь Альцгеймера, когда мозг, по сути, невероятно быстро деградирует.

Также считается, что целый ряд пищевых продуктов (например, рыбий жир) увеличивает общий интеллект, но и это сомнительно. Они могут слегка улучшать какой-нибудь аспект работы мозга, но этого недостаточно для постоянного и глобального усиления интеллекта.

Сейчас рекламируются даже технические методы влияния на мозг, например транскраниальная микрополяризация (ТКМП). Джамила Беннаби с соавторами в 2014 году обнаружила, что ТКМП (во время которой через целевые области мозга пускают постоянные микротоки) действительно улучшает память, речь и другие функции как у здоровых, так и у психически больных испытуемых, при этом, судя по всему, у нее нет практически никаких побочных эффектов. Насколько эта методика дает достоверные результаты, еще нужно подтвердить в других исследованиях и обзорах, чтобы широко применять ее в терапевтических целях.

Несмотря на это, многие фирмы уже начали продавать устройства, которые, как заявляется, используют ТКМП для того, чтобы человек, например, мог лучше играть в видеоигры. Я не стану утверждать, что эти устройства не работают. Но если они действительно работают, значит, эти компании продают устройства, активно влияющие на работу мозга (подобно сильным лекарствам), причем механизмы этого влияния разработаны не научным образом и не имеют научного объяснения, людям, у которых нет специального образования и которых никто не контролирует. Точно так же можно было бы продавать антидепрессанты в супермаркетах, рядом с шоколадками и батарейками.

Итак, вы можете увеличить свой интеллект, но для этого нужно много времени и усилий - недостаточно просто продолжать делать то, что вы уже умеете и/или знаете. Если вы начинаете делать что-то по-настоящему хорошо, ваш мозг настолько привыкает к этому, что, по сути, перестает осознавать, что вы что-то делаете. А если он не осознает какую-то деятельность, то и не приспосабливается к ней, и так возникает эффект самоограничения.

Для повышения интеллекта надо быть очень целеустремленным или очень умным, чтобы перехитрить собственный мозг.

На недавнем TED Дэниел Дж. Амен - доктор медицины, нейробиолог, нейропсихиатр - рассказывал о том, что его рабочей группе дали исследования снимков мозга 83000 пациентов.

Цитируя мимоходом Достоевского, он рассказал о том, что существует определенная взаимосвязь между состоянием мозга (его здоровьем, наличием или отсутствием травм) и разрушительными формами поведения, плохой памятью или даже деменцией, качеством координации движений и поз. И то, что еще вчера лечили таблетками и психотерапией, теперь можно вылечить специальной системой мер, восстанавливающих головной мозг. Прекрасная новость, не имеющая непосредственного отношения к теме статьи, но показывающая, как сложен мозг и его функции.

Действительно, почти все, что происходит с нашим организмом, - это результат той или иной активности головного мозга. Но мозг - это своеобразный двигатель, которому нужно топливо. Им является информация, которую поставляют каналы ощущений. Зрительный канал поставляет визуальные ощущения, слуховой - звуковые, наша кожа переносит мозгу массу информации обо всем, что ее касается. Мозг воспринимает запахи, вкус, данные о равновесии, о состоянии суставов, мышц и внутренних органов. Поток информации воспринимается мозгом в виде ощущений, а затем, в процессе обработки этой информации, формируются образы. За их формирование отвечает другой психический процесс - восприятие. Восприятие работает так, что при контакте с предметом мы воспринимаем его целостно, суммируя и приумножая ощущения ото всех каналов. Например, про лимон мы можем рассказать и о том, как он выглядит, и о том, как он пахнет, какой он на ощупь и вкус. Люди с развитым воображением могут даже почувствовать повышенное слюноотделение, как будто во рту оказалась долька кислейшего лимона. Если вы, читая эти строки, тоже это чувствуете - у вас богатое воображение.

Образ - результат работы восприятия. Именно с образами дальше имеют дело все прочие психические процессы, и именно с работы с образами мы начинаем интеллектуальную тренировку в Advance. Сознательной работе с образами большинство людей совсем не уделяет времени. Детям проще - они порой в голове проигрывают целые сцены и игры. Поэтому у них этот этап тренировки проходит с меньшими затратами энергии.

Сознательное манипулирование образами - вот с чего надо начинать. Представьте себе машину. Получилось? Теперь представьте ее… Оранжевой! Если вдруг вы исходно имели дело с оранжевой машиной, то перекрасьте ее в фиолетовый, например.

Для тренировки перекрасьте и все остальные предметы. Теперь к оранжевой/фиолетовой машине прикрутите желтые бамперы и в три раза увеличьте фары.

Получилось? Давайте сделаем передние колеса автомобиля квадратными, а задние - треугольными; добавим на крышу огромный розовый бантик и вместо антенны прикрепим параболическую тарелку. Покрутите получившийся объект в своем воображении, рассмотрите его со всех сторон.

Простое, незатейливое упражнение, но с подвохом. Представьте, что вам надо проделывать это за 1–2 секунды и от эффективности этого процесса зависит качество запоминания информации. Это упражнение - основа качественного запоминания. Как это работает? Наш мозг хорошо запоминает:

  • то, на чем мы сосредотачиваемся;
  • то, что привлекает внимание, являясь раздражителем, - что-то яркое, громкое, острое на вкус и пр.;
  • то, что необычно;
  • то, что вызвало эмоции.

Пока мы перекрашивали и трансформировали машину, мы были сосредоточены на этом образе. В процессе трансформации мы сделали машину необычной, яркой, ну и, представляя итоговый вариант с бантом и тарелкой на крыше, скорее всего вы улыбнулись, то есть испытали эмоции. Условия выполнены, оптимальный образ для запоминания создан.

Как только работа с образами начнет проходить легко и быстро, вы заметите ТЗС - три замечательных следствия:

  • Вам станет очень легко осваивать любые технологии развития памяти, поскольку часть непосредственно основана на этом упражнении, а на другую часть тренированность в образном мышлении влияет косвенно, но очень заметно;
  • Вам начнет нравиться это упражнение. Вы заметите, что можете работать с образами быстро, «прогонять» их через всю историю изменений;
  • У многих учеников заметно повышается креативность, поскольку именно умение сознательно трансформировать образ, манипулировать им, поворачивая, заглядывая внутрь, присматриваясь к деталям, - это то, чем отличаются многие творческие люди.

Таким образом, работа с образами на курсах в Advance или самостоятельно дома - это отличное начало большой работы по приведению головного мозга в тонус, необходимый для обучения и выполнения интеллектуальной работы.

Поддерживать в тонусе нужно не только мышцы. Ученые доказали - новые связи между нейронами, клетками головного мозга могут создаваться всю жизнь.

Есть специальные упражнения, которые помогут оставаться всегда в хорошей форме, чтобы не подводила память, концентрация внимания мозговых процессов была на высоком уровне.

Как тренировать мозг

Делать непривычное

Самое простое, с чего можно начать - менять свои привычки. Например, периодически добираться до работы новым маршрутом или ходить за покупками в разные магазины, а не только в тот, что возле дома.

Привычка - это застой, а застой - это деградация. Если вы возьмете вилку, ручку, ложку другой рукой, будут задействованы другие участки мозга. Начнут формироваться новые нейронные связи.

Физическая активность

Треть структуры мозга отвечает за моторные функции, поэтому для тренировки полезны любые физические упражнения. Даже если мы очень умные, но мы много сидим, мозг будет не в самой лучшей форме. В три раза реже случается деменция, то есть слабоумие, у людей с хорошей осанкой.

Мелкая моторика и аналоги

Известно, что мозг отлично развивают занятия с использованием мелкой моторики пальцев – от вязания/вышивания до складывания мозаик.

Прекрасным действием обладают упражнения с участием пальцев – например, их непривычные соединения. Попробуйте «простейший» трюк: одновременно соедините на одной руке большой и безымянный пальцы, а на другой – мизинец и указательный. Получилось? Ваш мозг в отличном состоянии. Не вышло? Есть к чему стремиться!

Лицевая гимнастика

Мышцами лица управляет мозг. Человек с развитой мимикой всегда обладает живым и гибким интеллектом.

Хорошая новость в том, что лицевая гимнастика помогает не только уменьшить внешние признаки старения, но и улучшить состояние нашего мозга.

Очень просто, но сразу под силу далеко не каждому – с закрытыми глазами попробуйте сделать полные и максимально ровные круги глазными яблоками. Сделайте несколько раз в ту и другую стороны. Чувствуете, как во время круга вы словно натыкаетесь на препятствие и круг перестает быть ровной линией? Тогда вам тоже есть над чем поработать.

Гимнастика для глаз улучшает зрение и делает более ясным ум. Словом, оно того стоит!

Интеллектуальные занятия

Еще один действенный метод тренировать мозг - нагружать его интеллектуально. Например, читать каждый день хотя бы по двадцать минут. Систематизируется всезнание, улучшается лексика, грамматика. Это все способствует развитию интеллекта.

Так и различные игры на сообразительность, головоломки, кроссворды и задачи. В спокойном расслабленном состоянии активность мозга минимальна, а при обдумывании вопросов интеллектуальной игры, она начинает расти. Мы видим, что появляется альфа ритм, один из наших ведущих ритмов. Мозговая активность возрастает, мозг работает. Чем более активен мозг, тем лучше он тренируется.

Как тренирует мозг именитый профессор

Юрию Васильевичу Курносову в этом году будет шестьдесят пять. Доктор философских наук, профессор, писатель книг по научной публицистике, руководитель аналитической школы целенаправленно тренирует свой мозг уже сорок три года. Ведет ежегодные блокноты, называет их личной интеллектуальной мастерской.

Это – как пульт управления самим собой. Выращиваются новые качества, тренируется память, совершенствуются аналитические навыки.

В каждом ежегоднике двадцать один раздел: интересные факты, банк идей, новые планы, люди, проекты и даже юмор. Все события, происходящие в жизни, Юрий Васильевич записывает и анализирует. А когда нужно, может восстановить любой факт.

Обязательно в письменном виде? Можно гаджеты?

Нет, гаджетам – твердое «нет». Там совсем другая система мышления формируется. При записи информации на бумаге от руки она быстрее и лучше запоминается, а значит, и мозг в этот момент работает эффективнее.