Шел снег и был. Вскоре пули начали свисать около наших ушей и несколько стрел воткнулись около нас в землю и в частокол Шёл снег и был мороз по утрам н, русский язык. Комплексный анализ текста «Степь»

1)Использование маяков началось в глубокой древности
2)С большими кошками барса роднит узор на голове
3)Около нашего дома построили целый квартал
4)Земля для кометы стала своего рода раскаленной сковородкой
_________________________________
Укажите двусоставное предложение:
1)Люблю тебя, Петра творенье...
2)Бездонную бочку водой не наполнишь
3)В избе жарко натопленно
4)Вода залила подвал
__________________________________
Укажите нераспространненое предложение:
1)Люблю пройтись весенним утром по лесу
2)Лес молчит и млеет
3)Присутствующие говорили и тихо пели
4)Присутствующие много говорили и пели

Есть у меня внучка. Однажды она говорит:

У Веры в субботу день рождения. Она пригласила меня в гости. Нужно купить ей какой-нибудь подарок. Что бы ей подарить?
Мама начала давать советы, но тут в разговор вмешался я:
-А у моих друзей в детстве был написанный закон: в дни рождения дарить только то, что сделано своими руками.
-Ну, знаешь, дедушка! В нашем классе скажут, что я жадная и что я плохая подруга,-сказала внучка.

Напишите кто по вашему, прав дедушка или внучка. Озаглавьте сочинение, составте план.

Напишите изложение плиз***вот текст:Наш двор мало, чем отличался от других тогдашних киевских дворов, зажатых старыми домами, выстоявшими в войну.

Дворы захлестывала перенаселенность. И если с улицы уцелевшие фасады с лепными карнизами и кариатидами хранили какую-то благопристойность, то во дворах беспорядочно громоздились деревянные пристройки, сараи, наружные лестницы и галереи чудовищной архитектуры, грубо попирая всяческие законы целесообразности и планировки. Земля в центре двора была так сбита и истоптана ногами, что уже с ранней весны трескалась и становилась похожей на контурную карту. Но без этого рыжего бесплодного клочка земли мы, младшее поколение, вряд ли могли продолжиться как биологический вид: двор был нашей крепостью, спортплощадкой, ристалищем честных мужских поединков, он нянчил нас и лелеял, но и наставлял синяки, после которых мы его еще сильнее любили. По воскресеньям двор не принадлежал нам. Все, что поддавалось мытью, вытряхиванью, чистке и стирке, выносилось с беззастенчивой откровенностью во двор. Окна расцветали пестрыми лоскутными одеялами, выбивались половики, надраивались медные тазы - близился сезон варки варенья, скоблились лестницы коридоров; словно ярое стремление навести идеальную чистоту возместить убогость послевоенного быта. Двор часто просыпался под зычные крики Зины, затевавшей стирку. Она вытаскивала под окна долбленое деревянное корыто и, заткнув подол юбки за пояс так, что были видны круглые медные колени, самозабвенно Месила в пухлом облаке пара белье, а ее муж, тихий Миша, прекрасный слесарь и водопроводчик,; таскал из недр двора, от колонки, воду. К полудню развешанные на веревках простыни полоскались на ветру, словно сюда вплыл и бросил якорь парусный корвет. Чисто выстиранные и развешанные простыни были флагом единения всех соседей. Дружная борьба за чистоту делала их как бы членами одного родового клана, не то собравшегося переселяться, не то ждущего гостей. С утра мы находились в круговерти праздника, бестолково путались под ногами, затевали игры, которые тут же ломались - нас с шумом выставляли за пределы двора. Под горячую руку перепадало и мужчинам, обсевшим самодельный стол под развесистым каштаном, чтобы забить воскресного “козла”. Впрочем, здесь женские наскоки обычно пропадали втуне, мужья не спешили приобщиться к домашней работе, один лишь Мишуня, неизменно предававший мужскую солидарность, шастал с виноватой улыбкой от крана к корыту.

Сократите текст пожалуйста до 70-90 слов

Неприятности начались в конце лета, когда в старом деревенском доме
появилась кривоногая такса Фунтик. Фунтика привезли из Москвы.
Однажды черный кот Степан сидел, как всегда, на крыльце и, не торопясь, умывался. Он лизал растопыренную пятерню, потом, зажмурившись, тер изо всей силы обслюненной лапой у себя за ухом. Внезапно Степан почувствовал чей-то пристальный взгляд. Он оглянулся и замер с лапой, заложенной за ухо. Глаза Степана побелели от злости. Маленький рыжий пес стоял рядом. Одно ухо у него завернулось. Дрожа от любопытства, пес тянулся мокрым носом к Степану - хотел обнюхать этого загадочного зверя.
- Ах, вот как!
Степан изловчился и ударил Фунтика по вывернутому уху.
Война была объявлена, и с тех пор жизнь для Степана потеряла всякую прелесть. Нечего было и думать о том, чтобы лениво тереться мордой о косяки рассохшихся дверей или валяться на солнце около колодца. Ходить приходилось с опаской, на цыпочках, почаще оглядываться и всегда выбирать впереди какое-нибудь дерево или забор, чтобы вовремя удрать от Фунтика.
У Степана, как у всех котов, были твердые привычки. Он любил по утрам обходить заросший чистотелом сад, гонять со старых яблонь воробьев, ловить желтых бабочек-капустниц и точить когти на сгнившей скамье. Но теперь приходилось обходить сад не по земле, а по высокому забору, неизвестно зачем обтянутому заржавленной колючей проволокой и к тому же такому узкому, что временами Степан долго думал, куда поставить лапу.
Вообще в жизни Степана бывали разные неприятности. Однажды он украл и съел плотицу вместе с застрявшим в жабрах рыболовным крючком - и все сошло, Степан даже не заболел. Но никогда еще ему не приходилось унижаться из-за кривоногой собаки, похожей на крысу. Усы Степана вздрагивали от негодования.
Один только раз за все лето Степан, сидя на крыше, усмехнулся.
Во дворе, среди курчавой гусиной травы, стояла деревянная миска с мутной водой - в нее бросали корки черного хлеба для кур. Фунтик подошел к миске и осторожно вытащил из воды большую размокшую корку.
Сварливый голенастый петух, прозванный "Горлачом", пристально посмотрел на Фунтика одним глазом. Потом повернул голову и посмотрел другим глазом. Петух никак не мог поверить, что здесь, рядом, среди бела дня происходит грабеж.
Подумав, петух поднял лапу, глаза его налились кровью, внутри у него что-то заклокотало, как будто в петухе гремел далекий гром. Степан знал, что это значит, - петух разъярялся.
Стремительно и страшно, топая мозолистыми лапами, петух помчался на Фунтика и клюнул его в спину. Раздался короткий и крепкий стук. Фунтик выпустил хлеб, прижал уши и с отчаянным воплем бросился в отдушину под дом.
Петух победно захлопал крыльями, поднял густую пыль, клюнул размокшую корку и с отвращением отшвырнул ее в сторону - должно быть, от корки пахло псиной.
Фунтик просидел под домом несколько часов и только к вечеру вылез и сторонкой, обходя петуха, пробрался в комнаты. Морда у него была в пыльной паутине, к усам прилипли высохшие пауки.

Дня через два она послала меня в Дубечню, и я был несказанно рад этому. Когда я шел на вокзал и потом сидел в вагоне, то смеялся без причины, и на меня смотрели, как на пьяного. Шел снег, и был мороз по утрам, но дороги уже потемнели, и над ними, каркая, носились грачи. Сначала я предполагал устроить помещение для нас обоих, для меня и Маши, в боковом флигеле, против флигеля госпожи Чепраковой, но в нем, как оказалось, издавна жили голуби и утки и очистить его было невозможно без того, чтобы не разрушить множества гнезд. Пришлось волей-неволей отправляться в неуютные комнаты большого дома с жалюзи. Мужики называли этот дом палатами; в нем было больше двадцати комнат, а мебели только одно фортепиано да детское креслице, лежавшее на чердаке, и если бы Маша привезла из города всю свою мебель, то и тогда все-таки нам не удалось бы устранить этого впечатления угрюмой пустоты и холода. Я выбрал три небольших комнаты с окнами в сад и с раннего утра до ночи убирал их, вставляя новые стекла, оклеивая обоями, заделывая в полу щели и дыры. Это был легкий, приятный труд. То и дело я бегал к реке взглянуть, не идет ли лед; все мне чудилось, что прилетели скворцы. А ночью, думая о Маше, я с невыразимо сладким чувством, с захватывающею радостью прислушивался к тому, как шумели крысы и как над потолком гудел и стучал ветер; казалось, что на чердаке кашлял старый домовой. Снег был глубокий; его много еще подвалило в конце марта, но он растаял быстро, как по волшебству, вешние воды прошли буйно, так что в начале апреля уже шумели скворцы и летели в саду желтые бабочки. Была чудесная погода. Я каждый день перед вечером ходил к городу встречать Машу, и что это было за наслаждение ступать босыми ногами по просыхающей, еще мягкой дороге! На полпути я садился и смотрел на город, не решаясь подойти к нему близко. Вид его смущал меня. Я все думал: как отнесутся ко мне мои знакомые, узнав о моей любви? Что скажет отец? Особенно же смущала меня мысль, что жизнь моя осложнилась и что я совсем потерял способность управлять ею, и она, точно воздушный шар, уносила меня бог знает куда. Я уже не думал о том, как мне добыть себе пропитание, как жить, а думал — право, не помню о чем. Маша приезжала в коляске; я садился к ней, и мы ехали вместе в Дубечню, веселые, свободные. Или, дождавшись захода солнца, я возвращался домой недовольный, скучный, недоумевая, отчего не приехала Маша, а у ворот усадьбы или в саду меня встречало неожиданно милое привидение — она! Оказывалось, что она приехала по железной дороге и со станции пришла пешком. Какое это было торжество! В простеньком шерстяном платье, в косыночке, со скромным зонтиком, но затянутая, стройная, в дорогих заграничных ботинках — это была талантливая актриса, игравшая мещаночку. Мы осматривали наше хозяйство и решали, где будет чья комната, где у нас будут аллеи, огород, пасека. У нас уже были куры, утки и гуси, которых мы любили за то, что они были наши. У нас уже были приготовлены для посева овес, клевер, тимошка, греча и огородные семена, и мы всякий раз осматривали все это и обсуждали подолгу, какой может быть урожай, и все, что говорила мне Маша, казалось мне необыкновенно умным и прекрасным. Это было самое счастливое время моей жизни. Вскоре после фоминой недели мы венчались в нашей приходской церкви, в селе Куриловке, в трех верстах от Дубечни. Маша хотела, чтобы все устроилось скромно; по ее желанию, шаферами у нас были крестьянские парни, пел один дьячок, и возвращались мы из церкви на небольшом тряском тарантасе, и она сама правила. Из городских гостей у нас была только моя сестра Клеопатра, которой дня за три до свадьбы Маша послала записку. Сестра была в белом платке и в перчатках. Во время венчания она тихо плакала от умиления и радости, выражение лица у нее было материнское, бесконечно доброе. Она опьянела от нашего счастья и улыбалась, будто вдыхала в себя сладкий чад, и, глядя на нее во время нашего венчания, я понял, что для нее на свете нет ничего выше любви, земной любви, и что она мечтает о ней тайно, робко, на постоянно и страстно. Она обнимала и целовала Машу и не зная, как выразить свой восторг, говорила ей про меня: — Он добрый! Он очень добрый! Перед тем, как уехать от нас, она переоделась в свое обыкновенное платье и повела меня в сад, чтобы поговорить со мною наедине. — Отец очень огорчен, что ты ничего не написал ему, — сказала она, — нужно было попросить у него благословения. Но в сущности он очень доволен. Он говорит, что эта женитьба поднимет тебя в глазах всего общества и что под влиянием Марии Викторовны ты станешь серьезнее относиться к жизни. Мы по вечерам теперь говорим только о тебе, и вчера он даже выразился так: «наш Мисаил». Это меня порадовало. По-видимому, он что-то задумал, и мне кажется, он хочет показать тебе пример великодушия и первый заговорит о примирении. Очень возможно, что на днях он приедет сюда к вам. Она несколько раз торопливо перекрестила меня и сказала: — Ну, бог с тобою, будь счастлив. Анюта Благово очень умная девушка, она говорит про твою женитьбу, что это бог посылает тебе новое испытание. Что ж? В семейной жизни не одни радости, но и страдания. Без этого нельзя. Провожая ее, я и Маша прошли пешком версты три; потом, возвращаясь, мы шли тихо и молча, точно отдыхали. Маша держала меня за руку, на душе было легко и уже не хотелось говорить о любви; после венчания мы стали друг другу еще ближе и родней, и нам казалось, что уже ничто не может разлучить нас. — Твоя сестра — симпатичное существо, — сказала Маша, — но похоже, будто ее долго мучили. Должно быть, твой отец ужасный человек. Я стал рассказывать ей, как воспитывали меня и сестру и как в самом деле было мучительно и бестолково наше детство. Узнав, что еще так недавно меня бил отец, она вздрогнула и прижалась ко мне. — Не рассказывай больше, — проговорила она. — Это страшно. Теперь уже она не расставалась со мною. Мы жили в большом доме, в трех комнатах, и по вечерам крепко запирали дверь, которая вела в пустую часть дома, точно там жил кто-то, кого мы не знали и боялись. Я точно там жил кто-то кого мы не знали я боялись. Я вставал рано, с рассветом, и тотчас же принимался за какую-нибудь работу. Я починял телеги, проводил в саду дорожки, копал гряды, красил крышу на доме. Когда пришло время сеять овес, я пробовал двоить, скородить, сеять, и делал все это добросовестно, не отставая от работника; я утомлялся, от дождя и от резкого холодного ветра у меня подолгу горели лицо и ноги, по ночам снилась мне вспаханная земля. Но полевые работы не привлекали меня. Я не знал сельского хозяйства и не любил его; это, быть может, оттого, что предки мои не были земледельцами и в жилах моих текла чисто городская кровь. Природу я любил нежно, любил и поле, и луга, и огороды, но мужик, поднимающий сохой землю, понукающий свою жалкую лошадь, оборванный, мокрый, с вытянутою шеей, был для меня выражением грубой, дикой, некрасивой силы, и, глядя на его неуклюжие движения, я всякий раз невольно начинал думать о давно прошедшей, легендарной жизни, когда люди не знали еще употребления огня. Суровый бык, ходивший с крестьянским стадом, и лошади, когда, они, стуча копытами, носились по деревне, наводили на меня страх, и все мало-мальски крупное, сильное и сердитое, был ли то баран с рогами, гусак или цепная собака, представлялось мне выражением все той же грубой, дикой силы. Это предубеждение особенно сильно говорило во мне в дурную погоду, когда над черным вспаханным полем нависали тяжелые облака. Главное же, когда я пахал или сеял, а двое-трое стояли и смотрели, как я это делаю, то у меня не было сознания неизбежности и обязательности этого труда, и мне казалось, что я забавляюсь. И я предпочитал делать что-нибудь во дворе, и ничто мне так не нравилось, как красить крышу. Я ходил через сад и через луг на нашу мельницу. Ее арендовал Степан, куриловский мужик, красивый, смуглый, с густою черною бородой, на вид — силач. Мельничного дела он не любил и считал его скучным и невыгодным, а жил на мельнице только для того, чтобы не жить дома. Он был шорник, и около него всегда приятно пахло смолой и кожей. Разговаривать он не любил, был вял, неподвижен, и все напевал «у-лю-люлю», сидя на берегу или на пороге. К нему приходили иногда из Куриловки его жена и теща, обе белолицые, томные, кроткие; они низко кланялись ему и называли его «вы, Степан Петрович». А он, не ответив на их поклон ни движением, ни словом, садился в стороне на берегу и напевал тихо: «у-лю-лю-лю». Проходил в молчании час-другой. Теща и жена, пошептавшись, вставали и некоторое время глядели на него, ожидая, что он оглянется, потом низко кланялись и говорили сладкими, певучими голосами: — Прощайте, Степан Петрович! И уходили. После того, убирая оставленный ими узел с баранками или рубаху, Степан вздыхал и говорил, мигнув в их сторону: — Женский пол! Мельница в два постава работала днем и ночью. Я помогал Степану, это мне нравилось, и когда он уходил куда-нибудь, я охотно оставался вместо него.

270. Прочитайте отрывок из рассказа «Степь». Выпишите из текста в таблицу причастия, выполните их морфемный разбор.
Какие ещё глагольные формы встречаются в тексте?
Сначала, далеко впереди, где небо сходится с землёю, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-жёлтая полоса’, через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы; что-то тёплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.
Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля - всё, побуревшее от зноя, рыжее и полумёртвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтоб вновь зацвести. Над дорогой с весёлым криком носились старички, в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы. Стадо куропаток, испуганное бричкой, вспорхнуло и со своим мягким «тррр» полетело к холмам. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку.
Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид. Трава поникла, жизнь замерла. Загорелые холмы, буро-зелёные, вдали лиловые, со своими покойными, как тень, тонами, равнина с туманной далью и опрокинутое над ними небо, которое в степи, где нет лесов и высоких гор, кажется страшно глубоким и прозрачным, представлялись теперь бесконечными, оцепеневшими от тоски...
Как душно и уныло! Бричка бежит, а Егорушка видит всё одно и то же - небо, равнину, холмы... Музыка в траве приутихла. Старички улетели, куропаток не видно. Над поблекшей травой, от нечего делать, носятся грачи; все они похожи друг на друга и делают степь ещё более однообразной.
Летит коршун над самой землёй, плавно взмахивая крыльями, и вдруг останавливается в воздухе, точно задумавшись о скуке жизни, потом встряхивает крыльями и стрелою несётся над степью, и непонятно, зачем он летает и что ему нужно. А вдали машет крыльями мельница...
(А. Чехов)
Причастия настоящего времени
Действительные
Страдательные
Причастия прошедшего времени
Действительные
Страдательные
1. Найдите в первых двух абзацах текста предложение, осложнённое однородными членами с обобщающим словом, и выпишите его. Чем ещё осложнено это предложение? Графически объясните знаки препинания.
2. Выпишите из первого абзаца слова, образованные приставочносуффиксальным способом, определите их часть речи.
3. Какими средствами выразительности являются выделенные фрагменты текста?
4. Выпишите существительные с чередующимися корнями, выделите корни и объясните их написание.

Приложение № 2

Работы учащихся, выполненные к уроку-зачёту «Повторение пройденного за курс девятилетней школы»

Комплексный анализ текстов, выполненный учащимися.

План работы с текстом.

    1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

      Докажите, сто это текст.

      Как связаны предложения в этом тексте? Какие средства связи здесь использованы?

      Определите тему, основную мысль текста.

      Озаглавьте текст.

      Составьте план текста.

      Каким типом речи является данный текст (повествование, описание, рассуждение)?

      Определите стиль текста, докажите своё мнение.

      Каково лексическое значение подчёркнутого слова?

      Есть ли в тексте многозначное слово, заимствованное слово (поработайте со словарями)?

      Подберите синонимы, антонимы к какому-либо слову.

      Какие орфограммы встретились в этом тексте? (Сгруппируйте слова по видам орфограмм).

      Сделайте фонетический разбор любого слова.

      2-3 слова разберите по составу.

      Произведите морфологический разбор любого слова.

      Найдите сложное предложение. Произведите его синтаксический и пунктуационный разбор.

Работа № 1

Комплексный анализ текста «Степь».

Степь

Перед глазами ехавших расстилалась широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов…

Над поблекшей травой носятся грачи, все они похожи друг на друга и делают степь ещё более однообразной. Летит коршун над самой землёй. А вдали машет крыльями мельница…Для разнообразия мелькнет в бурьяне булыжник, вырастет на мгновенье серая каменная баба и высохшая ветла, перебежит дорогу суслик…И опять бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи…

Но вот навстречу едет воз со снопами. А вот на холме показывается одинокий тополь. За тополем ярко-желтым ковром от верхушки холма до самой дороги тянутся полосы пшеницы.

Но вот промелькнула и пшеница. Опять тянется равнина, холмы, небо; опять носится над землей коршун. Вдали по – прежнему машет крыльями мельница.

…Вся местность не походила на вчерашнюю. Далеко впереди белели колокольни и избы какой-то деревни. В промежутках между изб и за церковью синела река, а за нею туманилась даль. Вместо дороги по степи тянулось что-то необыкновенно широкое, размашистое и богатырское.

А.П.Чехов

2-8 Перед нами текст. В нем дана группа предложений, связанных по смыслу и с помощью лексико-грамматических средств. Писатель рисует картину степи, показывая предметы и их местонахождение. (Перед глазами…расстилалась…равнина; над поблекшей травой носятся грачи; летит коршун над самой землей; вдали машет крыльями мельница; мелькнет в бурьяне…булыжник и т.п.).

Почти все предложения содержат сведения о том, где что-то находится, и сообщение о том, что находится. В большинстве своём предложения связаны параллельно, имеются лишь отдельные случаи цепной связи (…тополь ← за тополем…;

…избы ← …между изб.)

Степь показана через восприятие мальчика, который едет поступать в гимназию. Текст условно можно разделить на две части. Заголовок текста «Степь» совпадает с темой. Первая микротема «Однообразие степного пейзажа», вторая – «Степь, вовсе не похожая на вчерашнюю». Главная мысль – показать смену настроения героя, навеянного картинами степи.

В I-ой части (она включает 3 абзаца) передаётся однообразие мира, увиденного мальчиком, во II-ой – изменения, произошедшие в пейзаже. В основу композиции отрывка положен приём антитезы. Стиль текста – художественный.

В I-ой картине степь рисуется различными языковыми средствами: лексическими и синтаксическими. Но главную роль здесь играет лексика. Повтор слов, называющих то неизменное, постоянное, что видит герой (холмы, равнина, коршун, грачи, мельница), сочетается с повтором целых конструкций, с использованием слов, подчёркивающих однообразную картину (опять, по-прежнему, тянется, машет, однородные члены, бессоюзные сложные предложения).

Все другие предметы здесь случайны, они лишь изредка появляются перед глазами ехавших и быстро исчезают (Для разнообразия мелькнет в бурьяне булыжник…). Поэтому для характеристики тополя автор использует эпитет одинокий, вводит указательное слово вот, привлекающее наше внимание к новым деталям, наряду с глаголами несовершенного вида настоящего времени (носятся, делают, бегут, едят, показывается) употребляет глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида со значением мгновенного действия (промелькнула).

Во второй картине текста показана местность, не походившая на вчерашнюю. Герой увидел новые предметы, более разнообразные и яркие. Вместо основного цвета поблекшей травы появляются краски, создающие чувство радости: белели, синели. Это ощущение усиливается и характеристикой дороги. Описывая дорогу, писатель использует эпитеты: что-то широкое, размашистое и богатырское.

Таким образом, автором созданы две противоположные картины степи с помощью различных изобразительных средств языка: эпитетов (широкая, бесконечная равнина, поблекшей травой, серая каменная баба, высохшая ветла, одинокий тополь, ярко-жёлтым ковром); метафор (носятся грачи, машет крыльями мельница, вырастет… каменная баба).

Синтаксис представлен простыми предложениями, которые осложнены однородными членами, причастным оборотом; бессоюзными сложными предложениями и сложносочиненным предложением.

Эмоциональность, образность – вот отличительные черты данного стиля.

9. Для разнообразия мелькнет в бурьяне булыжник …*

Слово бурьян однозначное. В толковом словаре С.И.Ожёгова указывается его лексическое значение: общее название высоких сорных трав. Сад зарос бурьяном.

Слово бурьян имеет синоним – трава, который тоже употребляется в тексте.

Слово бурьян является общеупотребительным, стилистически нейтральным (никаких помет, связанных с особенностями употребления, в словаре нет)

10.А вдали машет крыльями мельница …*

Существительное мельница является многозначным. В толковом словаре С.И.Ожегова указываются его значения:

    предприятие, здание с приспособлениями для размола зерна. Водяная, паровая, ветряная мельница. Воевать с ветряными мельницами (перен.: против воображаемого противника). На чью-то мельницу воду лить (перен.: действовать в чью-нибудь пользу);

    ручная машинка для размола зерен. Кофейная мельница;

    аппарат для тонкого помола каких-нибудь материалов (спец.). Барабанная мельница.

В данном контексте слово употреблено в первом значении. Слово мельница является нейтральным, то есть может употребляться во всех стилях речи.

11. Вдали по-прежнему машет крыльями мельница.

Лексическое значение слова вдали можно объяснить с помощью подбора синонимов : вдалеке, далеко.

Слово вдали является общеупотребительным, стилистически нейтральным.

Вдали – вблизи (антонимы) .

На большом расстоянии, далеко. На малом расстоянии, близко.

Вблизи ли производилась работа – он был вдали от неё…

Н..Гоголь «Мертвые души»

(М.Р.Львов «Школьный словарь

антонимов русского языка»)

Употребление синонимов вдали, далеко в тексте помогают автору избежать повторения слова, выразить мысль более точно.

12.Орфограммы.

1) Проверяемая безударная гласная в корне: беско нечная, ле тит, вда ли, высо хшая, бе лели.

2) Чередующиеся гласные в корнях слов: рассти лалась, выра стет, ра внина.

3) Буква – и – после шипящих: ши рокая, перебежи т, размаши стое.

4) Буква з-с на конце приставок: рас стилалась, бес конечная, раз машистое.

5) Дефисное написание слов: по- прежнему, какой- то, ярко- жёлтым (слож.прил.обозн.цвет).

6) Удвоенная -н- : каменная ← камень, перехваченная ← перехватить.

7) Гласные е-и в окончании глаголов I и II спряжения:

Мàшет – махать (I спр.); вырастет – растёт (I спр.); едет – ехать (I спр.);

носится – носиться (II спр.)

13. Серая – се-ра-я [ с` эрайа]

с [ с`] – согл., глух., пар. [с-з], мягкий, парный [с`- с]

е – [ э ] – гласн., ударный

р – [ р ] – согл., сонор.,непарный; твердый, пар.[ р-р ]

а – [ а ] – гласн.,безудар.

я- [ й`] – согл.,сонорн.непар., мягкий непар

[ а ] – гласн.,безуд.

____________________________________________

5 букв 6 звуков

14. Каменная 2 , по-прежнему 2

Каменная; каменная ← камень (суффиксальный способ)

По-прежнему; по-прежнему ← прежний (приставочно-суффиксальный способ).

15. Перехваченная 3 – причастие

Равнина (какая?) перехваченная; Н.Ф. – перехваченный

Пост.пр.:сов.в., страд.,прош.вр.; непост.пр.:полн.ф., ед.ч.,ж.р., в им.пад.

Равнина (какая?) перехваченная цепью холмов.

пр. сущ. гл. пр. сущ. сущ. гл. пр. сущ. прил. прил.

16. Для разнообразия мелькнет в бурьяне булыжник , вырастет на мгновенье серая каменная

сущ. пр. прич. сущ. гл. сущ. сущ.

баба и высохшая ветла , перебежит дорогу сусли к. (Пов.,невоскл.,3 гр.осн.-сложное, бессоюз)

[ 1) ==== ─── ], [ 2) ==== ─── и ───] , [ 3) ==== ─── ] .

МОУСОШ № 2 г.Кстово

Удалова Татьяна

Работа № 2

Комплексный анализ текста «Поговорим о бабушках».

Давайте поговорим о стариках – о собственных, родных бабушках. Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда уже не хочется. Во всё вмешивается, делает замечания даже при ребятах. Кутает, когда все во дворе давно раздетые бегают, а то придет к школе в дождь и стоит с плащом и с зонтиком, позорит только. Ну что делать с такой бабушкой? И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдержатся трудно. Внутри как будто пружина сжимается 3 и хочет распрямиться, вытолкнуть 2 возражения.

Знаешь, что делать с бабушкой? Надо прощать. Она-то сколько прощает тебе? Терпеть – это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, а ты-то знаешь, что во многом сильнее её, здоровей, шустрей. Нет, не за то, что она тебе «жизнь отдает». Просто потому, что бабушке твоей осталось жить меньше, чем тебе, и потому, что старость - довольно тяжкое и печальное 2 время жизни. Всё своё, личное, у неё позади – заботы, радости, тревоги интересная жизнь, надежды. И только ты – её единственная забота, её последняя радость, её постоянная тревога, её основной жизненный интерес, её тайная надежда.

А потом, у каждого возраста есть особенности. Вот и у стариков они есть – ворчать, вспоминать прошлое, поучать. Ты же не будешь обижаться на грудного младенца, если он кричит 4 . Это его возрастная 2 особенность, ему положено кричать. Не обижайся и на стариков: им по возрасту положено ворчать и поучать. Тебе сейчас трудно представить себя старым, а все-таки попытайся.

И.Медведева

2-8 В данном тексте автор призывает читателя задуматься над отношением к пожилым людям. Задача автора – воздействовать на читателя, убедить его. Этот текст публицистического стиля. Характерны для данного стиля риторические вопросы (Ну что делать…), обращение к собеседнику (давайте поговорим, знаешь, что делать, твой, тебе, ты…), побудительные и восклицательные предложения, однородные члены (ее единственная забота, её …радость…и т.д.), инверсия, усиливающая эмоциональность высказывания (И стыдно бывает…И только ты…Вот у стариков…), параллельная связь предложений, в которых присутствует только новая информация, а известная опускается (надоедает…Во всё вмешивается…Надо прощать. Терпеть…), использование союзов, частиц с усилительным значением (И стыдно…; она-то …; ты-то …; И только ты…; а потом…).

Чтобы эффективно воздействовать на читателя, на его воображение и чувства, автор использует средства эмоционального воздействия, то есть эпитеты (маленький, беспомощный; сильнее её, здоровее, шустрей; тяжкое и печальное время); сравнения (как будто пружина сжимается; меньше, чем тебе); градацию (и только ты – её последняя радость, её постоянная тревога, её основной жизненный интерес, её тайная надежда); разговорные слова (шустрей, поучать).

Текст имеет вводную и основную части, и концовку. В основной части можно выделить две микротемы.

В 1-ом абзаце – зачин – Ох уж эта бабушка! Это предложение со значением оценки, выраженным не столько словами, сколько интонацией. В нем характеризуется бабушка, но не конкретная, чья-то, а многих, т.е. типичная. При этом автор выступает не от своего имени, а от лица внуков, выражая их мысли и чувства. Интересным в отрывке являются два момента: во-первых, во всех предложениях опущено указание на лицо, которое характеризуется; во-вторых, признаки «предмета» даются через его действия, потому и употреблены глаголы,. Настоящее время подчеркивает, что эти признаки постоянны. Использование довольно длинного ряда одинаково построенных параллельно связанных предложений с опущенными средствами связи (она, бабушка) – выразительный прием публицистического стиля.

Два последних предложения абзаца относятся к другому типу речи. Слова стыдно, трудно сдержаться говорят о том, что здесь передается внутреннее состояние человека. Указание на лицо, испытывающее это состояние, отсутствует, чем усиливается значение обобщенности (имеется в виду: каждому, любому стыдно, трудно…). Эмоциональность повышает использование инверсии – обратного порядка слов, усиленного частицей и.

Следующая часть текста – это ответ автора на вопрос: что же делать? Ответ построен как цепь рассуждений с одним тезисом: Надо прощать…Терпеть…Опекать, беречь. К этому тезису автор использует несколько рядов доводов. Сначала аргументируется каждая часть тезиса: прощать, потому что…; терпеть, потому что… (при этом связка потому что опущена). Затем автор приводит два доказательства ко всему тезису, первый из них строит как доказательство от противного: 1) Нет, не за то, что…; Просто потому, что…; 2) А потом у каждого…; Вот и у стариков… Каждый из этих аргументов развернут. При первом из них есть уточнение высказанной мысли, объяснение того, почему старость – печальное время жизни. При втором есть дополнительный аргумент (Ты же не будешь обижаться…) и вывод: Не обижайся и на стариков…

План текста.

1) Давай поговорим о стариках - о собственных, родных бабушках.

2) Ох уж эта бабушка!

3) Что же делать с бабушкой?

4) Не обижайся и на стариков

9 Опекать, беречь.

Глагол опекать является многозначным. «Словарь русского языка» С.И.Ожегов дает следующие толкования этого слова: 1) осуществлять опеку над кем-нибудь. Опекать сирот;

2) заботиться, иметь попечение о ком-нибудь. Опекать младших; 3) в некоторых спортивных играх: неотступно следя за одним из игроков соперника, подавлять его активность (разг.). Опекать нападающего.

В нашем предложении слово опекать употреблено во втором его значении. В этом же предложении употреблен синоним беречь. Возможные синонимы: заботиться, беспокоиться.

10 А то придет к школе и сидит с плащом и с зонтиком *…

Зонтик (голл.яз.):

    1. приспособление для защиты от дождя, солнца, натягивающийся округлый кусок ткани, с помощью спиц соединенный с длиной ручкой. Складной зонтик. Как рыбке зонтик нужен кто-нибудь (нужно что-нибудь) (совершенно не нужен, не нужно; разг., шутл.);

      соцветие, у которого все цветки расположены в одной плоскости (спец).

В нашем предложении слово зонтик употреблено в его первом значении, является заимствованным, многозначным, общеупотребительным.

Во втором его значении может употребляться в качестве научного термина (семейство зонтичных), т.е. в толковом словаре имеется помета (спец.).

Слово зонтик может иметь эмоциональную окрашенность (Как рыбке зонтик…), в этом случае эмоционально-экспрессивная окрашенность слова обозначается в словаре следующим образом: разг.(разговорное), шутл. (шутливое).

11. Пусть она считает тебя маленьким * и беспомощным…

Прилагательное маленький является многозначным. В этом предложении маленький употреблено в одном из своих значений: маленький, то есть малолетний. В данном случае лексическое значение слова объясняется путем подбора синонима.

Слово маленький употребляется и в других значениях: 1) небольшой о размерам, по количеству. Маленький домик. Синонимы: крошечный, крохотный ничтожный. Маленькая неприятность.

Слово маленький может иметь эмоциональную окрашенность (разг.). Например: по маленькой (выпить) (разг.) – немного. Моё дело маленькое (разг.) – это меня не касается, я не отвечаю за это.

В нашем случае к слову маленький можно подобрать антоним взрослый.

Маленькие дети тяжелы на коленях, а большие – на сердце. (Пословица).

Когда я был ребёнком, я старался быть похожим на большого…Сколько раз это желание – не быть похожим на маленького, в моих отношениях с Сережей, останавливало чувство, готовое излиться, и заставляло лицемерить.

Л.Н.Толстой «Детство»

(см. «Школьный словарь антонимов русского языка» М.Р.Львова).

Роль синонимов и антонимов в тексте.

В тексте много синонимов: собственные – родные (бабушки), маленький – беспомощный, тяжкое – печальное (время), вмешивается – делает замечания; заботы – тревоги; сильнее – здоровее – шустрей.

Синонимы, используемые в тексте, разнообразят речь, помогают избежать не -

Не случайны в тексте и антонимы: старики – младенцы; маленький – старый.

Данные антонимы – слова эмоциональной окраски. Они помогают автору противопоставить мудрость пожилых людей максимализму, отсутствию терпимости молодых, то есть автор использует приём антитезы.

№ 12. Орфограммы.

    1. Проверяемая безударная гласная в корне слова: поговорим – говор, сдержаться – держит, опекать – опека.

      Чередующиеся гласные о-а в корнях раст-ращ-рос: возраста, возрастная.

      Буквы с-з в приставках: сдержаться, сжиматься, беспомощным, вспоминать, возрасту.

      Гласные е-и в окончаниях глаголов I и II спряжения:

надоедает – надоедать (I спр.), заставляет – заставлять (I спр.)

    1. ь после шипящих в глаголах: беречь (неопр.ф.гл.), знаешь – 2 л.ед.ч.,

будешь – 2л.ед.ч.

    1. – не – с глаголами: не хочется, не будешь, не обижайся.

      Одна и две –н - в суффиксах прилагательных: единственная ← единство, жизненная ← жизнь, постоянная ← постоянство.

      Дефисное написание слов: она-то, все-таки, ты-то.

13. Свое* - сво-е [ свай`о ]

с- [ с ] – сог., глух.парн. [ с-з ], тверд.пар. [ с-с ]

в- [ в ] – сог.,звон.парн. [ в-ы ], твер.пар.[ в-в ]

о- [ а – глас.,безуд.

е [ й`] – согл.,сонор.непар., мяг.непар.

[ о ] – глас., ударный

_______________________________________

Вытолкнуть; вытолкнуть ← толкнуть (приставочный способ);

Возрастная; возрастная ← возраст (суффиксальный способ);

Печальное; печальное ← печаль (суффиксальный способ).

15. Сжимается 3 – глагол

    Пружина (что делает?) сжимается. Н.Ф. – сжиматься

    Пост.пр.: нес.в, возврат, I спр., непереход; непост.пр.: изъяв.н.,наствр.,ед.ч.,3л.

    Пружина (что делает?) сжимается.

16. Ты же не будешь обижаться на грудного младенца, если он кричит.

(Повест, невоскл., сложное -2-г.о., союзное, сложноподчиненное, состоит из главного [Ты же не будешь обижаться на грудного младенца] и придаточного условия (…если он кричит), придаточное прикрепляется к главному при помощи подчинительного союза если и отвечает на вопрос: при каком условии?

При каком условии

, (если…)

Выполнила ученица 10 «Б» класса

МОУ СОШ № 2

Кедяркина Оксана

Работа № 3

Комплексный анализ текста «Круговорот воды в природе»

Ученые выяснили, что на земном 3 шаре существует круговорот воды. Что же это за явление?

Под влиянием солнечных лучей с поверхности нашей планеты испаряется огромное количество воды. Испарившуюся влагу подхватывают воздушные течения. Когда пары попадают в верхние холодные слои атмосферы*, они сгущаются 4 . Так из мельчайших капелек образуются облака.

Влага, пролитая дождями на сушу, стекает с высоких мест в более низкие. Отдельные струйки соединяются и превращаются в ручьи 1 . Те в свою очередь дают начало рекам. После короткого или долгого пути они достигают океана или моря.

Часть выпавших осадков по трещинам и порам проникают в глубь земной коры. Эти воды тоже устремляются к океану.

Снег, выпавший в холодное время года на равнинах и в горах, образует снежный 2 покров и ледники 2 . Весной и летом талые воды стекают в русла рек и уносятся в океан.

Значит, рано или поздно 2 вода, испарившаяся из Мирового океана, разными путями снова попадает а него. Так замыкается круговорот воды в природе.

(По А.Муранову)

№ 2-8 В тексте раскрывается сущность явления, называемого круговорот воды в природе. Автор не просто сообщает сведения, а с их помощью с научных позиций объясняет явление, характеризуя его. Текст адресован всем, желающим понять суть процесса. Этот отрывок из научной книги относится к научному стилю речи. Именно задачей автора – объяснить явление – определяются особенности текста, как точность, обобщенность, неэмоциональность. Эти особенности проявляются благодаря отбору содержания и языковых средств. Речь идет об установленных наукой постоянно повторяющихся фактах. При этом используются слова с отвлеченным значением, термины (суша, солнечные лучи, влага, осадки и др.), глаголы, которые обозначают обобщающие действия (попадают, превращаются, достигают и т.п.), глагольные формы настоящего времени со значением постоянного действия.

Текст является разновидностью научного рассуждения, в котором устанавливаются логические связи между различными фактами действительности: даются объяснения, формируются причины и следствия, приводятся доказательства, делаются выводы и обобщения.

Явление, рассмотренное в тексте, представляет собой процесс. Чтобы объяснить, в чем он состоит, автор выделяет основные его компоненты и показывает существенную между ними связь. Таким образом, главная задача пишущего – вскрыть выявленные ученым взаимосвязи между такими фактами в жизни природы: наличие рек, морей, океанов – образование облаков – выпадение осадков – попадание воды в реки, моря, океаны. Эти взаимосвязи нельзя наблюдать, их можно только логически обосновать. Вот почему текст следует считать рассуждением.

Однако это рассуждение своеобразно: не доказательство с тезисом, аргументом и выводом, а объяснение. Рассмотрим, как оно построено.

В первых трех предложениях констатируется три факта: испаряется вода, пары подхватываются воздушными потоками, в холодных слоях атмосферы они сгущаются. Взаимосвязь этих фактов, во-первых, вытекает из смысла сказанного, а во-вторых, передается путем цепной (1-е и 2-е предложения) и параллельной (-е и 3-е) связи предложений. Ещё более прочно эти факты увязываются воедино благодаря последнему предложению части: Так…образуются облака. Важную роль в передаче значения обобщения играет наречие «так», оно и подчеркивает, что всё предыдущее было объяснением того, как образуются облака.

В трех следующих абзацах речь идет о продолжении процесса. Внимание фиксируется на одной и той же мысли: вода, вернувшаяся на землю в виде выпавших из облаков осадков, снова попадает в реки, моря и океаны. Предложение, выражающее эту мысль, есть в каждой из частей, оно везде последнее. То, что такой повтор мысли не случаен, подчеркнуто использованием частицы тоже (Эти воды тоже устремляются….) .

Три рассмотренных абзаца имеют единое обобщение. Его назначение – показать, что все части текста служат ответом на один вопрос: куда девается вода, выпавшая на землю в виде осадков? Иначе говоря, фраза, обобщающий смысл который подчёркнут словом значит, свидетельствует: в предыдущих частях текста объяснялось, как вода, попавшая на землю в виде дождя и снега, возвращается в Мировой океан. Итоговым предложением (Так замыкается… ) ещё раз уточняется, что рассмотренный процесс – это и есть то явление, которое называется круговорот воды в природе.

Таким образом, данное понятие раскрывается путем объяснения того, как происходит соответствующий процесс.

План текста.

    Что представляет собой круговорот воды в природе?

    1. Как образуются облака?

2. Как вода возвращается в Мировой океан?

III. Так замыкается круговорот воды в природе.

Атмосфера (греч.Atmos -пар + сфера), - ы,ж.

    Газообразная оболочка, окружающая Землю, другие планеты, Солнце и звезды. Атмосфера Земли.

    Перен. Окружающие условия, обстановка. Атмосфера доверия.

    Единица давления.

В предложении (Когда пары попадают в верхние холодные слои атмосферы, они сгущаются) слово атмосфера употребляется в первом его значении, является заимствованным (греч.) и многозначным. Может употребляться в переносном значении. Например: товарищеская атмосфера, в атмосфере дружбы. В переносном значении это слово употребляется в текстах художественного или публицистического стиля.

№ 11. Под влиянием солнечных лучей с поверхности нашей планеты испаряется огромное количество воды.

Огромный, - ая,-ое, мен,-мна. Очень большой. Огромная толпа. Огромное впечатление.

Слово огромное является однозначным, общеупотребительным, стилистически нейтральным.

Синонимы к слову огромное – великое, громадное, колоссальное, гигантское, исполинское.

Антонимами к этому слову являются слова: небольшое, маленькое, незначительное, невеликое, ничтожное.

№ 12. Орфограммы, которые встретились нам в этом тексте, можно разделить на следующие группы:

    ь в глаголах на-ться и тся (испаряется – 3 л.ед.ч.; сгущаются – 3 л.мн.ч.;

устремляются – 3 л.мн.ч.);

    гласные в падежных окончаниях прилагательных в форме м.р., род.п. (короткого, долгого)

    непроверяемые гласные в корне слова (облака, планета, океан);

    проверяемые безударные гласные в корне слова (холодное, вода, выяснили, земной);

    Гласные в окончаниях глаголов I и II спряжения (существует – I спр., стекает - I спр., смыкается - I спр., образует - I спр., уносятся - II спр.);

    Орфограмма – пробел (под влиянием, из капелек, в русла, в него).

Пункторграммы.

    1. Запятая в сложноподчиненном предложении (Ученые выяснили, что на земном шаре существует круговорот воды – сложноподчиненное с придаточным изъяснительным. Когда пары попадают в верхние слои атмосферы, они сгущаются - сложноподчиненное с придаточным времени).

      Обособление согласованных определений, выраженных причастным оборотом.

Влага, пролитая дождями на сушу, стекает с высоких мест в более низкие.

Снег, выпавший в холодное время года на равнинах и в горах, образует снежный покров и ледники.

Ручьи – ручь-и [ руч`й‘и ]

р – [ р` ] – согл., зв.непар., тв,.пар. [ р-р`]

у – [ у ] – глас.,безуд.

ч – [ ч`] – согл.,глух.непар.,мяг.непар.

и – [ й`] – согл., зв.непар., мяг.непар.

[ и ] – глас., ударный

_____________________________________

Снежный; снежный ← снег (суффиксальный способ);

Поздно; поздно ← поздний (суффиксальный способ);

Ледники; ледники ← лед (суффиксальный способ);

(На) земном 3 (шаре) – прил.

    На шаре (каком?) земном; н.ф. – земной.

    Пост.-относит., непост.-ед.ч.,м.р.,пред.п.

    На шаре (каком?) земном.

Когда пары попадают в верхние холодные слои атмосферы, они сгущаются.

(Повес.,невоскл., 2 г.о. – сложное, союзное, сложноподчиненное, состоит из главного (они сгущаются)) и придаточного (Когда пары попадают в верхние холодные слои атмосферы), которое стоит перед главным, отвечает на вопрос когда?, прикрепляется к нему при помощи подчинительного союза когда и является придаточным времени.

(Когда…), .

Прид.времени главное

Выполнила ученица 10 «В» класса

МОУ СОШ № 2 г. Кстово