Безударная гласная в корне слова: правила и исключения. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением слова. Безударные гласные

Безударные гласные в личных глагольных окончаниях

Глаголы с безударными личными окончаниями спрягаются следующим образом:

  • всe глаголы на -ить, а также 6 глаголов на -еть: вертеть, видеть, зависеть, обидеть, смотреть, терпеть - и 4 глагола на -ать: гнать, держать, дышать, слышать - относятся ко II спряжению, и в них пишутся окончания -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят);
  • все прочие глаголы относятся к I спряжению, и в них пишутся окончания -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют).

Исключение: глаголы брить и зиждиться - I спряжения (бреешь, бреют; зиждется, зиждутся).

Приставочные глаголы следуют спряжению бесприставочных глаголов, от которых они образованы, например: выпить, выпьешь (ср. пить, пьёшь) - I спряжения; выспаться, выспишься (ср. спать, спишь) - II спряжения.

Глагол хотеть в ед. ч. имеет окончания I спряжения (хочешь, хочет), а во множ. ч. окончания II спряжения (хотим, хотите, хотят).

Безударные соединительные гласные

1. В сложных словах соединительными гласными между основами могут быть только о и е, например: водопровод, товарооборот, москворецкий, сороконожка, земледелие, жизнеописание, кровеносный, лжесвидетель, кашевар, писчебумажный, овцеводство, чаепитие, своекорыстный, растениеводство. В немногих сложных словах, первая часть которых образована от слов с мягкой основой, возможна соединительная гласная о, например: коновязь (ср. коневодство), кровообращение (ср. кровеносный), также баснописец, зверолов.

2. От соединительной гласной следует отличать падежное окончание первой части сложного слова, например: умалишённый, сумасшедший, пятиалтынный, сорокарублёвый, сорокалетний, но: девяностолетний, столетний.

Безударные гласные в корнях слов

Гласные а и о в корнях зар и зор, рас(т) и рос(т), равн и ровн, гар и гор, плав и плов:

  • зар — пишется в словах заря, зарница, озарять (под ударением - за́рево, лучеза́рный) и во всех образованных от них словах (озарение и др.);
  • зор — пишется под ударением в отдельных словах и формах: зо́рька, зо́ренька, зо́рюшка, зо́ри, зорь, зо́рю (бить, играть зорю).
  • рас(т)- пишется в глаголах расти, растить, вырастать, наращать и т. п. и во всех образованных от них словах, например: растение, произрастание, ращение, сращение, возраст и т. п., а также в слове отрасль;
  • рос(т)- пишется в прошедшем времени и в причастии прошедшего времени от расти, например: рос, росла, росло, росший, вырос, выросший и т. п., а также в словах заросль, поросль, водоросль, недоросль, росток и в образованных от них словах.
  • равн — пишется преимущественно в словах, которые связываются по значению с равный («одинаковый»), например: равномерный, равнозначный, сравнить, равнение, равнять(ся), поравняться, всё равно;
  • ровн — пишется преимущественно в словах, связанных по значению с ровный («гладкий», «прямой»), например: ровнять, сровнять и т. п., уровень;

В слове равнина пишется а:

  • гар — пишется под ударением, например: зага́р, нага́р, а также в словах и́згарь, вы́гарки;
  • гор — пишется в остальных случаях, например: загорелый, нагореть.
  • плав — пишется во всех случаях, кроме слов пловец, пловчиха, плывуны.

Чередование а и о в глаголах:

  • скакать - выскочить, кланяться - поклониться, касаться - коснуться, предлагать - предложить, излагать - изложить и т. п. а также макать - мочить и в образованных от них словах: скакун - выскочка, касательство - прикосновение, облагание - обложение и др.

«В корнях бер — - бир -, дер — - дир -, мер — - мир -, пер — - пир -, тер — - тир -, блест — - блист -, жег — - жиг -, стел — - стил -, чет — - чит -, пишется и, если дальше следует суффикс -а -… в противном случае пишется е…

Исключения: сочетать, сочетание.

Чередование и и е в глаголах:

  • сжигать - сжечь, выжигать - выжечь и т. п.;
  • постилать - постелю, расстилать - расстелюи т. п.;
  • раздирать - раздеру, удирать - удеруи т. п.;
  • отпирать - отпереть, запирать - заперетьи т. п.;
  • стирать - стереть, растирать - растеретьи т. п.;
  • умирать - умереть, помирать - помереть, замирать - замеретьи т. п.;
  • избирать - изберу, прибирать - приберуи т. п.;
  • вычитать - вычесть, прочитать - прочестьи т. п.;
  • сидеть - сесть, а также блистать - блестеть.

Литература: Розенталь Д. Э. и др., Справочник по право­писанию, произношению, литературному редактированию. - М.: ЧеРо, 1999.

Безударные гласные в суффиксах

1. Следует различать суффиксы существительных -ик,(-ник, -чик) и -ек. Первый из них сохраняет гласную при склонении, а во втором она является беглой, например: столик - столика, дворник - дворника, стаканчик - стаканчика, но: ножичек - ножичка, овражек - овражка, барашек - барашка.

2. Следует различать суффиксы существительных -ец- и -иц-:

— (с беглым е), например: комсомолец - комсомольца, европеец - европейца;

  • в существительных женского рода пишется -иц

Например: конница, лестница;

  • в существительных среднего рода пишется -ец

Если ударение стоит после суффикса, и -иц-, если ударение предшествует суффиксу, например: пальтецо́, но: пла́тьице.

У существительных среднего рода известен также суффикс -ц — с беглым е, которое появляется в род. пад. множ. ч., например: блюдце (блюдец), щупальце (щупалец).

Примечание. От написаний существительных мужского рода с суффиксом -ец- следует отличать написания слов заяц и месяц.

3. Следует различать суффиксы -ечк- и -ичк-.

Суффикс -ечк — пишется:

а) в существительных женского и среднего рода, которые образуются от слов, имеющих в род. пад. множ. ч. суффикс -ек

— с беглым е, например: нянечка (нянек - нянька), леечка (леек - лейка), печечка (печек - печка), окошечко (окошек - окошко); также в ласкательных собственных именах мужского и женского рода, например: Ванечка, Олечка, Анечка;

б) в существительных среднего рода, образованных от существительных на -мя, например: время - времечко, семя - семечко.

Суффикс -ичк — пишется в существительных женского рода, образованных от слов с суффиксом -иц -, например: лестница - лестничка, пуговица - пуговичка, ножницы - ножнички.

4. Следует различать правописание -инк- и -енк- в существительных:

  • -инк- пишется в существительных, образованных от слов на -ина, например: проталина - проталинка, скважина - скважинка, соломина - соломинка;
  • -енк- пишется в существительных уменьшительных женского рода, образующихся от слов с основой на -н- и имеющих в род. пад. множ. ч. беглое е, например: башенка (башня - башен), песенка (песня - песен), вишенка (вишня - вишен), сосенка (сосна - сосен).

Пишется -енк- также в существительных женского рода, обозначающих лиц женского пола, например: нищенка, француженка, черкешенка, монашенка; так же пишется слово лесенка.

5. В ласкательных именах существительных на -нька может быть перед н только о или е , например: берёзонька, липонька, бабонька, Веронька, Лизонька, лисонька (но не «Лизанька», «лисанька»), полосонька (но не «полосынька»); Петенька, Оленька, Марфенька, Сереженька, Зоенька (но не «Петинька», «Зоинька»), душенька, ноченька; также волосоньки (но не «волосыньки»).

Однако в словах заинька, паинька, баиньки пишется -инька (-иньки), а в существительных, образованных от слов на -ыня, пишется -ынька, например: милостынька (от милостыня).

6. Следует различать правописание уменьшительных (ласкательных) имён существительных с суффиксами -ушк-, -юшк- и -ышк-, -ишк- и др.:

  • в существительных женского рода пишется -ушка (-юшка), например: бабушка, матушка, коровушка, Аннушка, волюшка;
  • в существительных мужского рода у имён одушевлённых пишется -ушка (-юшка), например: дедушка, батюшка, соловушка, Ванюшка, Николушка;
  • в существительных среднего рода пишется -ышко, например: пёрышко, солнышко, стёклышко, гнёздышко.

Отдельные существительные мужского рода употребляются с суффиксами -ышек-, -ушек-, -еше, например: колышек, воробышек и воробушек, хлебушек (также хлебушко), камешек и камушек, краешек. Отдельные существительные среднего рода употребляются с суффиксом -юшк-, например: горюшко, полюшко, морюшко.

Кроме того, в существительных мужского, среднего и женского рода может употребляться суффикс -ишк — (-ишка, -ишко), вносящий уменьшительно-пренебрежительное значение, например: фанфаронишка, сараишко, платьишко, именьишко, шинелишка (ср. плутишка, воришка, дворишко, пальтишко).

7. Следует отличать существительные с суффиксом -атай, склоняющиеся как имена существительные мужского рода, от существительных с суффиксом -ат- и окончанием -ый, склоняющихся как полные прилагательные, например: ходатай - ходатая, ходатаи, ходатаев, но: вожатый - вожатого, вожатые, вожатых.

8. От суффикса прилагательных -ев- (соевый, краевой, ключевой; ср. рублёвый) следует отличать суффикс -ив- (милостивый, ср. ленивый) с его производными -лив- и -чив-, например: придирчивый, заносчивый, заботливый, словоохотливый.

9. В прилагательных, образованных от существительных, пишется суффикс -ян- (после шипящих -ан-), если ударение стоит после суффикса, например: земляно́й, травяно́й, жестяно́й, костяно́й, нефтяно́й, вощано́й, платяно́й, дровяно́й.

Если же ударение стоит перед суффиксом, то в одних прилагательных пишется -ян- (после шипящих -ан-), в других - -енн- (что устанавливается в словарном порядке), например: гли́няный, ко́жаный, сере́бряный, ве́тряный (ветряная оспа, мельница), ма́сляный (масляная краска) при клю́квенный, соло́менный. В прилагательных, образованных при помощи суффикса -н- от основ на -мен- (им. пад. ед. ч. на -мя), пишется -енн-, например: временный (время, времени), пламенный, племенной, семенной, стременной. (В качестве существительного известна в литературе также форма стремянный.)

10. В страдательных причастиях прошедшего времени, а также в прилагательных и существительных, образовавшихся из этих причастий, пишется суффикс -ан(н)-, -ян(н)- , если соответствующий глагол оканчивается на -ать (-ять), и суффикс -ен(н)-, если соответствующий глагол оканчивается на -еть, -ить, на -ти (-ть) после согласных, на -чь, например: привязанный, вязанный (причастие), вязаный (прилаг.), увиденный, израненный, раненный (причастие), раненый (прилаг.), намасленный, выведенный, остриженный, настоянный, расковырянный, расстрелянный (от расстрелять), застреленный (от застрелить), навешанный (от навешать, например: навешано много белья), навешенный (от навесить, например: дверь навешена), мешаный, мешанина (от мешать), вымешенный (от вымесить), веяный, веяние, крашеный, крашенина (ткань), замороженный (причастие), мороженое (сущ.), валяный (но: валенки).

Страдательные причастия от глаголов равнять и ровнять с приставками оканчиваются на -енный: выравненный («сделанный равным») и выровненный («сделанный ровным») и т. п.; от мерять, мучать страдательные причастия оканчиваются, как и от мерить, мучить, на -енный: меренный, мученный (ср. измеренный, измученный и т. п.).

11. В причастиях настоящего времени пишутся суффиксы:

-) (действ.), -ем

— (страд.), если глаголы, от которых они образованы, - I спряжения, например: пишущий, борющийся, читающий, читаемый;

-) (действ.), -им

— (страд.), если глаголы, от которых они образованы, - II спряжения, например: значащий, дышащий, видящий, сто́ящий, видимый.

Примечание 1. Причастие движимый пишется с суффиксом -им-.

Примечание 2. От глагола брезжить действительное причастие пишется брезжущий.

12. Прилагательные, оканчивающиеся на -йный, пишутся в краткой форме мужского рода с е перед н , например: спокойный - спокоен, знойный - зноен, буйный - буен, прямолинейный - прямолинеен.

Но от достойный краткая форма - достоин (достоинство), однако причастие - удостоенный, удостоен (от удостоить).

13. Прилагательные, оканчивающиеся на неударяемые -инский или -енский, группируются по написанию следующим образом:

1) Прилагательные оканчиваются на -инский:

а) если от соответствующих существительных употребительно притяжательное прилагательное на -ин, например: се́стринский (сестра - сестрин), Мари́инский (Мария - Мариин), А́ннинский (Анна - Аннин), Са́ввинский (Савва - Саввин);

б) если они образованы от географических названий (склоняемых и несклоняемых), оканчивающихся на -и (-ы), например: гря́зинский (Грязи), мыти́щинский (Мытищи), хи́мкинский (Химки), со́чинский (Сочи), то́пкинский (Топки), та́лсинский (Талсы);

в) если они образованы от географических названий, оканчивающихся на -а (-я), например: жи́здринский (Жиздра), я́лтинский (Ялта), Охтинский (Охта), ро́нгинский (Ронга), балаши́хинский (Балашиха), е́льнинский (Ельня).

Примечание. Некоторые прилагательные, образованные от существительных на -а (-я), в соответствии с прочно установившейся традицией сохраняют написание с -енский, например: пре́сненский (Пресня), пе́нзенский (Пенза).

2) Прилагательные оканчиваются на -енский, если они принадлежат к другим словообразовательным типам, например: гро́зненский (Грозный), городи́щенский (Городище), заре́ченский (Заречье), фру́нзенский (Фрунзе), коло́менский (Коломна), песо́ченский (Песочня), горше́ченский (Горшечное).

14. В прилагательных на -чий, образованных от существительных на -шка, перед ч пишется е в положении не под ударением , например: стару́шечий, куку́шечий, ко́шечий, лягу́шечий, индю́шечий, но известны и образования на -ачий с ударяемым а, например: коша́чий, лягуша́чий, индюша́чий.

15. В числительных собирательных четверо, пятеро и т. д., а также в образованных от них прилагательных четверичный, пятеричный и т. д. перед р пишется е.

16. В суффиксах степеней сравнения в безударном положении всегда пишется е , например: громче, старше, краси́вее (краси́вей), краси́вейший.

17. В глаголах, оканчивающихся в неопределённой форме на -вать, необходимо для правильного написания безударного гласного перед в различать следующие типы:

1) глаголы, оканчивающиеся в 1-м лице ед. ч. на -ую (-юю), а в неопределённой форме на -овать (-евать), например: беседую - беседовать, заведую - заведовать, горюю - горевать;

2) глаголы, оканчивающиеся в 1-м лице ед. ч. на неударяемые -ываю, -иваю, а в неопределённой форме на 1неударяемые -ывать, -ивать, например: развёртываю - развёртывать, закручиваю - закручивать;

3) глаголы, оканчивающиеся в 1-м лице ед. ч. на ударяемое -ваю, а в неопределённой форме на ударяемое -вать; в этих глаголах перед в пишется та же гласная, что и в неопределённой форме соответствующих глаголов без суффикса -ва- (т. е. непосредственно перед -ть), например: одолева́ю - одолева́ть (одоле́ть), запива́ю - запива́ть (запи́ть), застыва́ю - застыва́ть (засты́ть). Сюда же относятся глаголы, оканчивающиеся в 1-м лице на -ю (без -ва-): застава́ть - застаю́ (заста́ть), достава́ть -достаю́ (доста́ть).

Кроме того, необходимо иметь в виду следующие глаголы, оканчивающиеся на -ева́ть - -ева́ю (с ударением на -ва́):

  • затмева́ю - затмева́ть,
  • застрева́ю - застрева́ть,
  • намерева́юсь - намерева́ться,
  • обурева́ет - обурева́ть,
  • продлева́ю - продлева́ь,
  • растлева́ю - растлева́ть,
  • увещева́ю - увещева́ть.

18. В суффиксах однократных глаголов на -ану́ть пишется а , например: долбану́ть, стегану́ть, садану́ть.

В глаголах колону́ть (ср. колоть), захолону́ть (ср. холод), полосону́ть пишется о.

19. В глаголах, означающих изменение какого-либо состояния, пишется -енеть , например: леденеть, костенеть, деревенеть, остервенеть, остолбенеть, оцепенеть; переходные глаголы этого типа оканчиваются соответственно на -енить, например: леденить, окровенить и др.

20. Следует отличать глаголы непереходные с основой на -е , например: обессилеть, обессилею (стать бессильным, лишиться силы), опостылеть, опостылею (стать постылым), выздороветь, выздоровею (стать здоровым) от соответствующих им переходных глаголов с основой на -и, например: обессилить, обессилю (сделать кого-нибудь бессильным, лишить силы), ослабить, ослаблю.

Безударные конечные гласные в наречиях и предлогах

1. Следует различать -о, -е, -у, -а (-я) на конце наречий, образованных соединением предлогов с местоимениями и краткими прилагательными:

  • наречия с приставками за-, на- оканчиваются на -о, например: замертво, запросто, налево, насколько, настолько;
  • наречия с приставкой в- оканчиваются на -о или на -е, например: влево, вправо, но: вкратце, вчуже, вскоре;
  • наречия с приставкой по- оканчиваются на -у, например: поровну, понемногу, поскольку, постольку;
  • наречия с приставками до-, из- (ис-), с- (со-) оканчиваются на -а или -я, например: досыта, издавна, слева, а также иссиня, изжелта (в составе сложных прилагательных).

Примечание. Hapяду с образованиями на -а (снова и т. п.) существуют параллельные им образования на -у (смолодy, сослепу и т. п.).

2. Наречие впоследствии, как образовавшееся из предлога в и существительного в предл. пад., пишется с и на конце.

3. Пишутся с е на конце, как образовавшиеся из предлога в и существительного в вин. пад., предлоги вследствие, в продолжение (какого-нибудь времени), в течение (какого-нибудь времени).

Безударные гласные в приставках

1. В приставке, если на нее не падает ударение, всегда пишется раз-, рас-, а не роз-, рос-. Например: раздать (при ро́здал), расписание, расписка (при ро́спись).

2. Следует различать правописание приставок при- и пре-.

  • Приставка при- имеет следующие основные значения:

а) близости, например: приморье, прибрежный, приуральский;

б) приближения, прибавления, например: придвигать, приделать, приписать, пристроить;

в) неполного действия, например: приоткрыть, приподнять, присесть.

  • Приставка пре- имеет два основных значения:

а) значение высшей степени качества или действия, предобрый, премилый, пренеприятный, превозносить, преуспевать;

б) значение, сходное со значением приставки пере-, например: прервать, преломляться, преградить.

В некоторых словах значение приставок пре- и при- не вполне ясно. Например: презирать, преподавать, преследовать, пригодный. О написании таких слов следует справляться в орфографическом словаре.

Гласные в некоторых безударных падежных окончаниях

1. Существительные с суффиксом -ищ, если они мужского или среднего рода, оканчиваются в им. пад. ед. ч. на -е, например: домище, верблюдище, узилище, болотище. Если же они женского рода, то оканчиваются в им. пад. ед. ч. на -а, например: коровища, ручища, грязища.

2. Существительные мужского рода с суффиксами -ушк -, -юшк-, -ишк-, -ышк-, обозначающие предметы одушевленные, а также все существительные женского рода с теми же суффиксами оканчиваются в им. пад. ед. ч. на -а, например: дедушка, батюшка, мальчишка, старичишка, человечишка, соловушка, нянюшкa, ручишка.

Существительные мужского рода, обозначающие предметы неодушевленные, а также все существительные среднего рода имеют в им. пад. ед. ч. после этих суффиксов окончание -о, например: хлебушко, дворишко, перышко, пальтишко.

В окончании им. пад. ед. ч. одушевленных существительных мужского рода после суффиксов -к — и -л — пишется -а-, например: гуляка, запевала, верзила, объедала; так же пишутся просторечные собственные имена типа Гаврила, Кирила, Михайла (употребляющиеся наряду с Гавриил, Кирилл, Михаил).

Исключение составляют древнерусские и украинские имена и фамилии на -ко, например: Михалко, Шевченко, а также старинные и областные

собственные имена на -ло, например: Ярилo, Михайло Ломоносов.

3. В существительных мужского и среднего рода в предл. пад. и в существительных женского рода на -а (-я) в дат. и предл. пад. ед. ч. пишется в неударяемом положении и только в том случае, если ему предшествует тоже и, например: о гении, о Кии, в «Вии», по реке Бии, в отделении, по возвращении, при содействии, к Марии, о Марии; в остальных случаях в неударяемом положении пишется е, например: о клее, в платье, в ущелье, в устье, в Закавказье, на взморье, на перепутье, к Марье, о Марье, о счастье.

4. В род. падеже множ. ч. от существительных, оканчивающихся в ед. ч. на неударяемые -ья и -ье, пишется -ий, а от существительных, оканчивающихся на -ья́ и -ьё под ударением, пишется -ей, например: шалунья - шалуний, ущелье - ущелий, но: скамья - скамей, ружьё - ружей.

5. В фамилиях на -ин (-ын) и на -ов (-ев) пишется в твор. пад. ед. ч. -ым (согласно склонению прилагательных), напримеp: Павел Лисицын - Павлом Лисицыным, Иван Тургенев - Иваном Тургеневым.

Примечание. В иностранных фамилиях на -ин и -ов пишется в твор. пад. ед. ч. -ом (согласно склонению существительных), например: Грин -

Грином, Дарвин - Дарвином, Бюлов - Бюловом.

6. В названиях населённых пунктов на -ин (-ын), -ов (-ев), -ино (-ыно), -ово (-ево) пишется в твор. пад. ед. ч. -ом, например: город Псков - городом Псковом город Львов - городом Львовом, город Саратов - городом Саратовом, город Канев - городом Каневом, город Калинин - городом Калинином, город Киров - городом Кировом, село Марьино - селом Марьином, село Лисицыно - селом Лисицыном, село Крюково - селом Крюковом.

В безударных слогах гласные произносятся иначе, чем под ударением, - более кратко и с меньшим мускульным напряжением органов речи (этот процесс в лингвистике называется редукцией). В связи с этим гласные без ударения меняют своё качество и произносятся иначе, чем ударные.

Кроме того, без ударения различается меньшее количество гласных, чем под ударением: различающиеся под ударением гласные в той же морфеме (например, в корне) в безударном положении перестают различаться, например:сама и сома - [сам́а], лиса и леса - [л"ис́а] (этот процесс называется нейтрализацией).

В русском языке в безударном положении различается 4 гласных звука: [а], [у], [ы], [и]. Безударные [а], [и] и [ы] отличаются в произношении от соответствующих ударных: они произносятся не только более коротко, но и с несколько иным тембром, что вызвано меньшим мускульным напряжением при их произношении и, как следствие, смещением органов речи к более нейтральному положению (положению покоя). Поэтому их обозначение при помощи тех же транскрипционных знаков, что и ударные гласные, в известной мере условно.

Звуки [о] и [э] в русском языке встречаются только под ударением. Исключение составляют лишь несколько заимствований (какао [каќао], каноэ [кан́оэ]) и некоторые служебные слова, например союз но (ср., например, произношение предлога на и союза но: Я пошёл на выставку, но выставка была закрыта).

Качество безударного гласного зависит от твёрдости / мягкости предшествующего согласного звука.

После твёрдых согласных произносятся звуки [у] (рука [руќа]), [а] (молоко[малаќо]), [ы] (мыловар [мылав́ар], живот [жыв́от], желтеть [жылт"́эт"],лошадей [лашыд"́эй"]).

После мягких согласных произносятся звуки [у] (любить [л"уб"́ит"]), [и] (миры[м"ир́ы], часы [ч"ис́ы], лежать [л"иж́ат"]).

Как видно из приведённых примеров, один и тот же безударный гласный может отображаться на письме разными буквами:

[у] - буквами у (пустой [пуст́ой"]) и ю (бюро [б"ур́о]),

[а] - буквами а (жара [жар́а]) и о (постель [пас"т"́эл"]),

[ы] - буквами ы (мыслитель [мысл"́ит"ил"]), и (жизнь [жыз"н"]), а (жалеть[жал"́эт"] / [жыл"́эт"] - в некоторых словах после твёрдых непарных [ж], [ш], [ц] возможна вариативность произношения), е (железо [жыл"́эза]),

[и] - буквами и (пистон [п"ист́он]), е (медок [м"ид́ок]), а (часок [ч"ис́ок]), я (ряды[р"ид́ы]).

Сказанное выше о соответствии безударных гласных и обозначающих их букв можно обобщить в схему, удобную для использования при транскрибировании:

После твёрдого согласного, кроме [ж], [ш], [ц]:

у [у] рука [ру]ка

а [а] сама [са]ма

о [а] сома [са]ма

ы [ы] вымыть вы[мы]ть

е [ы] тестировать [ты]стировать

После [ж], [ш], [ц]:

у [у] шуметь [шу]меть

е [ы] шестой [шы]стой

о [ы] шоколад [шы]колад

о [а] шокировать [ша]кировать

а [а] шары [ша]ры

а [ы] лошадей ло[шы]дей

ы [ы] цыплёнок [цы]плёнок

и [ы] широкий [шы]рокий

После мягкого согласного:

ю [у] любить [л"у]бить

у [у] чудесный [ч"у]десный

и [и] миры [м"и]ры

е [и] менять [м"и]нять

я [и] пятак [п"и]так

а [и] часы [ч"и]сы

В начале фонетического слова:

у [у] урок [у]рок

а [а] арба [а]рба

о [а] окно [а]кно

и [и] игра [и]гра

э [и] этаж [и]таж

Эти фонетические законы регулируют произношение безударных гласных во всех безударных слогах, кроме отдельных заимствований и служебных слов (см. выше), а также фонетической подсистемы заударных окончаний и формообразующих суффиксов. Так, в этих морфемах представлено произношение отражаемого на письме буквой я безударного [а] после мягкого согласного: буря [б́ур"а], мойся [м́ой"с"а], читая [ч"ит́ай"а].

Комплекс 3 описывает систему безударных гласных иначе. В нём сказано, что под ударением гласные произносятся чётко; звуки [и], [ы], [у] произносятся отчётливо и в безударных слогах. На месте букв о и а в безударных слогах произносится ослабленный звук [а], отличающийся меньшей отчётливостью (обозначается как [а]). На месте букв е и я в безударных слогах после мягких согласных произносится [иэ], то есть средний между [и] и [э] звук (п[иэ]тёрка, с[иэ]ло). После твёрдых шипящих [ж], [ш] и после [ц] на месте е произносится [ыэ] (ж[ыэ]лать, ш[ыэ]птать, ц[ыэ]на). В некоторых безударных слогах вместо [а] произносится краткий гласный [ъ], близкий к [ы] (м[ъ]локо), после мягких произносится краткий гласный [ь], близкий к [и] (читает - [ч"ит́аj"ьт]).

Представляется, что этот материал требует некоторого комментария.

Во-первых, необходимо обозначить названия этих гласных: [иэ] («и, склонное к э»), [ыэ] («ы, склонное с э»), [ъ] («ер»), [ь] («ерь»).

Во-вторых, надо пояснить, когда произносятся звуки [а], [ыэ] и [ъ], а когда [иэ] и [ь]. Их разграничение зависит от позиции по отношению к ударению и к началу фонетического слова. Так, в первом предударном слоге (слоге перед ударным гласным) и в позиции абсолютного начала слова безударный гласный длиннее, чем в остальных безударных слогах (непервом предударном и заударном); именно в этих позициях произносятся гласные [а], [ыэ] и [иэ].

Звуки [а] и [ыэ] встречаются после твёрдых согласных ([ыэ] - только после [ж], [ш], [ц]) и обозначаются на письме буквами а (сама [сам́а], лошадей[лъшыэд"́эj"]), о (сома [сам́а]), е (желтеть [жыэлт"́эт"]).

Звук [иэ] встречается после мягких согласных и обозначается буквами е(метель [м"иэт"́эл"), а (часы [ч"иэс́ы]), я (рядок [р"иэд́ок]).

Звук [ъ] произносится после твёрдых согласных в непервом предударном и заударных слогах и обозначается буквами а (паровоз [пърав́ос]), о (молоко[мълаќо]), е (желтизна [жълт"изн́а]).

Звук [ь] произносится после мягких согласных в непервом предударном и заударных слогах и обозначается буквами е (переход [п"ьр"их́от]), я (рядовой[р"ьдав́оj"]), а (часовой [ч"ьсав́оj"]).

Представленное в этом комплексе произношение безударных гласных называется в лингвистике «эканьем» и, представляя так называемую «старшую» произносительную норму, является устаревшим (см. также далее подраздел «Орфоэпия»).

Таким образом, в безударных слогах гласные произносятся иначе, чем в ударных. Однако это изменение качества гласных на письме не отражается, что обусловлено основным принципом русской орфографии: на письме отражаются только самостоятельные, смыслоразличительные признаки звуков, а их изменение, вызванное фонетическим положением в слове, на письме не отражается. Из этого следует, что безударное положение гласного - сигнал орфограммы. С точки зрения правил правописания безударные гласные можно разделить на три группы: проверяемые ударением, непроверяемые ударением (словарные), гласные в корнях с чередованиями.

Русский язык является одним из богатейших в мире. В то же время он считается структурой со сложным грамматическим строем. Поэтому очень часто произношение слов не определяет их правильного написания. Примеров такого несовпадения можно привести массу: в слове "посолить" безударная гласная в корне слова "о" слышится и произносится как "а". Как же быть в этом случае? Как не ошибиться в таких написаниях? В статье рассмотрим эти вопросы подробнее.

Безударные гласные в корне слова

Практически все сомнительные случаи попадают под то или иное правило. Сложность зачастую создают безударные гласные буквы в корне слова. Существует несколько способов разрешения данной ситуации. В простейшем варианте следует написание проверять родственным или несколько измененным словом. В результате должна получиться конструкция, в которой сомнительный звук стоит в "сильном" (ударном) положении. Если такое слово существует, то говорят о том, что вызывающая вопрос буква - это проверяемая безударная гласная в корне слова. Например: города - город; вода - воды. Но не для всех случаев подходит такой способ проверки написания. Например, таким образом не устанавливается слова или написание букв о-ё после шипящих. Например: подгореть - угар, шёлк и крыжовник. Тем не менее основная часть корней в русских словах пишется в соответствии с морфемным принципом русской орфографии. Он гласит, что правописание конструктивных элементов слова находится вне зависимости от их произношения.

Как проверить безударные гласные в корне слова?

Существуют несложные действия, совершив которые, пишущий сможет проверить сомнительный случай. Чтобы установить, какую букву употреблять, нужно:

Найти корень в слове (например, болеет - корень "бол").

Подобрать родственное слово с ударением на проблемную гласную (болеет - больно).

Особый случай - буква "ё", которая всегда находится в "сильной" (ударной) позиции. Это означает, что в словах одного корня в слабом положении будем писать "е". Например: вёсны - весна, звёзды - звезда, налёт - налетать.

Определение ударением гласной в корне позволяет правильно писать все однокоренные слова: весна - весной - весенний, морской - море - заморский.

Словарные случаи

Когда безударная гласная в корне слова не поддаётся проверке указанным выше способом, следует обратиться к справочной литературе. Написание таких "трудных" случаев следует запомнить. Эти слова в русском языке не подчиняются общим правилам и поэтому называются словарными. А знание правильного написания одного такого речевого элемента позволяет правильно писать и все родственные конструкции. К примеру, возьмём слова вагон, диван, вазелин, винегрет, археолог, президент, экскаватор . В этих случаях проверочные основы не подобрать, но их написание можно запомнить. Что нам это дает? Мы будем знать написание всех их однокоренных слов и производных форм: вагон - вагонный, вагоновожатый; диван - диваны, диванный; вазелин - вазелиновый .

Двойные сомнительные

Мы выяснили, как проверяется одна безударная гласная в корне слова. А если таких букв две, то как быть? Например, в словах молотить, голосит . В таких случаях следует опять же поступать по правилам. Необходимо подобрать родственные конструкции: молотить - молот, молотит; голосит - голос, многоголосие. Таким образом, мы для себя можем сформулировать правило под названием "безударная гласная в корне слова, которую можно проверить путём подбора родственного речевого элемента". В этих случаях буква должна слышаться явно, так как она находится под ударением. В случае наличия двух сомнительных букв следует подобрать несколько родственных речевых элементов. В одном ударение будет падать на одну безударную гласную, а в другом, соответственно, на другую, как показано в примерах выше.

Буквы "о" и "а"

У многих вызывает затруднения чередующая безударная гласная в корне. Это связано с некоторыми расхождениями в правилах для тех или иных речевых элементов. Например:

КОС - КАС, где "а" пишется, при наличии за корнем суффикса "а" (коснуться - прикасаться).

ЛОЖ - ЛАГ, где перед согласной "ж" пишем букву "о", а перед согласной "г" пишем "а". Пример: положить - возлагать.

КЛОН - КЛАН, где в безударном положении пишем только "о". Пример: наклониться.

ТВОР - ТВАР, где в безударной позиции пишем "о". Пример: творец (исключение в данном случае - утварь).

ГОР - ГАР, где "а" бывает в слове только в "сильной" позиции. Буква "о" употребляется в безударном положении. Пример: загар, загорит.

ЗОР - ЗАР. Пишем, наоборот, под ударением букву "о". В слабой позиции используется буква "а". Пример: заря - зори. Исключения здесь: птица-зорянка, (решили) зоревать.

РАСТ - РОС, где в позиции перед буквосочетанием СТ и согласной Щ пишем "а". В случаях, когда употребляется "с", то перед ней используется "о". Пример: подрастать, выращивать. Но при этом: росли. В качестве исключений следует запомнить: росток, ростовщик, наименование города Ростов, мужское имя Ростислав, подростковый, отрасль.

РАВН - РОВН, где "а" употребляется в словах со значением "равный по каким-то параметрам", а "о" - в словах со значением на ровной поверхности. Пример: уровень, уравнение.

МОК - МАК, где МАК пишется при смысловом значении окунать в жидкость, а МОК - пропускать жидкость. Пример: обмакнуть, но намокать.

Употребление "е" и " и"

Для чередующихся корневых гласных Е-И правило написания одинаково для всех идентичных корней - пишем гласную И при наличии в закорневой позиции суффикса А, при его отсутствии ставим Е:

БИР - БЕР: уберём - убирать;

ДИР - ДЕР: сдерёт - сдирать;

МИР - МЕР: замереть - умирать;

ПИР - ПЕР: отпереть - запирать;

ТИР - ТЕР: оттереть - оттирать;

ЖИГ - ЖЕГ: поджигать - сжёг;

СТИЛ - СТЕЛ: расстилать - постелить;

БЛИСТ - БЛЕСТ: блестеть - блистать.

Правописание букв О-Ё после шипящих

В таких случаях в сильной позиции пишем корневую гласную букву Ё, если при изменении слова в корне появляется гласная Е. Например: дешёвый - дешевле; жёрдочка - жердь. Это же правило действует, если при изменении слова ударение переходит на соседний слог: чёлка - чело; бечёвка - бечева. Во всех остальных случаях в корне после шипящей следует писать букву "о".

Прочие сочетания

Сегодня в русском языке есть корни с неполногласными сочетаниями -ра-, -ре-, -ле-, -ла- и прочие, пришедшие из старославянского языка, которым соответствуют полногласные корневые буквосочетания -оро-, -оло-, -ере-, -ело-. Слова, содержащие такие буквосочетания, не требуют проверки ударением, их нужно просто узнавать. Примеры: город (русск.) - град (ст. слав.); здоровье (русск.) - здравие (ст. слав.); молодёжь (рус.) - младое (ст. слав.); золото (рус.) - злато (ст. слав.); берег (рус.) - брег (ст. слав.); дерево (рус.) - древо (ст. слав.); шлем (рус.) - шелом, ошеломлённый (ст. слав..); молоко (рус.) - млечный (ст. слав.). Чаще всего такие полногласные и неполногласные буквосочетания сразу определяемы и, как правило, не вызывают трудностей. Однако не все такие соответствия могут быть восстановлены в современном нам русском языке. Примеры: корова - крава; мороз - мраз. В некоторых словах второй вариант древнеславянского корня сохранился только в других славянских языках. Пример старославянского корня в русском языке сохранился в слове Бологое - наименовании населённого пункта. Исходным словом является "благо".

Слова современного русского языка, вошедшие в него из старославянского, зачастую бывают со стилистической окраской (град, брег, злато и прочие), так как они были неотъемлемой частью книжной, поэтической речи, торжественной и высокопарной. Это был литературно-книжный сакральный язык всех славянских народов, живших в 9-11 в, на который была переведена с древнегреческого языка и Библия, на нём велись богослужения. Есть слова старославянской эпохи, которые за долгое время пребывания в составе русского языка претерпели изменения в значении, утратив былую возвышенно-торжественную окрашенность, и стали обычными, вполне нейтральными по смыслу, то есть обрели новое значение. Примеры: омонимичные слова глава - руководитель города, делегации и прочего, и глава - часть издания, книги, статьи.

Русский язык, как известно, один из богатейших в мире. Лексическая структура настолько разнообразна, что кроме общепринятых правил существуют дополнительные положения, исключения и прочие инструменты, способствующие графическому изображению устной речи. Орфография объединяет правила о том, как корректно писать слова и значимые их части. В дисциплине содержатся сведения о дефисных и раздельных начертаниях, употреблении и способах переноса. Всю эту систему называют еще правописанием. Существует три принципа построения конструктивных элементов речи: морфологический, фонетический и семантический. В статье рассмотрим некоторые основные правила, которые содержит язык (русский).

Безударная гласная: общие сведения

Пользуясь графикой, правописание формирует начертание слов в одном правильном образе и грамматической форме. Благодаря данной системе конструкции имеют один-единственный графический образ. Он обычно обладает определенным значением, не связанным со звуковой стороной элемента речи. Все безударные гласные в корне можно разделить на несколько групп. Для каждой из них существуют свои правила. В статье рассмотрим, что собой представляют слова с безударными гласными.

Распространенные случаи

Начнем изучать безударные гласные, проверяемые ударением. Разберем для начала термин. Проверяемые безударные гласные представляют собой элементы, которые вызывают определенные сомнения при написании в ряде случаев. Для устранения этих сложностей существуют слова, в которых сомнительные звуки находятся в сильной позиции. Благодаря этому пишущий видит, как нужно правильно написать безударные гласные в корне. Например: вода (водный) или жара (жар), лиса (лисы). В этих присутствуют проверяемые безударные гласные.

Словарные конструкции

Выше была описана безударная гласная корня, проверяемая ударением. Рассмотрим случаи, когда в речи нет конструкции, в которой было бы ясно, как следует писать букву в "слабой" позиции. То есть присутствует непроверяемая безударная гласная. Такие элементы в достаточном количестве содержатся в справочной литературе. Их нужно запомнить. Это, например, какие слова? Безударные гласные есть и в заимствованных, и в исконно русских конструкциях: винегрет, утилитарный, палисадник, привилегия. В этот же список можно включить слова антагонизм, бифштекс, канонада, инициатива, макака. Сюда же относятся слова бриолин, демагог, кобура, бадминтон, дирижабль, кабала, криминология, панорама, оптимизм, панегирик. Также в списке имеются достаточно известные понятия: смятение, наваждение, вестибюль, волынка, деликатес, иждивение, макулатура, оказия. Непроверяемая безударная гласная присутствует в таких элементах, как: пластилин, диапазон, конфорка, обаяние, кощей, туннель, абориген, эсперанто. И это далеко не весь список. В начале изучения этих конструкций пишущие часто обращаются к справочной литературе.

Соединительные буквы

В речи применяются разные слова с безударными гласными. В некоторых конструкциях буквы выполняют соединительную функцию. Такая необходимость возникает в случаях образования сложных конструкций. Как правило, такие структуры состоят из двух Соединительную функцию выполняют определенные буквы. В этих случаях несложно запомнить, какие безударные гласные присутствуют в конструкциях.

Так, при сращении частей интернационального характера применяются "е" и "о". Соединительная гласная используется в письме после парных и одновременно В этом случае используют "о". После парных и одновременно мягких, а также шипящих "ц" и "ж" используется "е". Примеры слов, где встречаются такие буквы: мировоззрение, сторублёвый, мышеловка, сенокос, грязеводолечебница, овцеводство, древнерусский, тысячелетний, москворецкий, девяностолетний, диктофон. В этот же список можно включить: работодатель, одноразовый, пылесос, свежеокрашенный, мореплаватель. К рассматриваемой категории относят: общедоступный, звукорежиссёр, маслосыроваренный, чаепитие. Среди таких конструкций также присутствуют: коневодство и конокрад, кровеносный и кровоподтёк, песнетворчество и песнопение, дальнеприцельный и дальнозоркий и другие.

Буквы "о", "а", "я", "и", "ы"

Рассмотрим другие с безударными гласными. Букву "о" принято писать после "е" или "и" в конструкциях, которые имеют первую часть с основами на -ей, -ия и -ея. Например: бактерия (бактерионоситель), религия (религиоведение), химия (химиотерапия), трахея (трахеобронхит), история (историография), музей (музеология, но исключение: музееведение). В ряде случаев предусмотрено вместо "е" и "о" использовать буквы, совпадающие с падежными окончаниями речевых элементов, основные части которых присутствуют в сложных сочетаниях. Применяются:

1. "Я" - в словах, которые имеют первую половину:

  • "себя" (к примеру, себялюбивый; но есть слова-исключения: себестоимость);
  • "время" (пример: времяпрепровождение, времяисчисление);
  • "имя": (имяславие);
  • "семя" (семязачаток; но исключения: семенохранилище, именослов, семеноводство).

2. "А" - в таких речевых элементах, как "сумасшедший" и "умалишенный", а также в конструкциях, которые в первых частях имеют:

  • "сорока-" (сорокасвечовый, сорокалетие, сорокачасовый; но: сорокоуст, сороконожка);
  • "полутора-" (полуторагодовалый, полуторатонный, полуторасталетний).

"И" и "ы"

Буква "и" употребляется в словах, которые имеют в первых половинах некоторые числительные. Примеры: семимесячный, десятилетка, шестидесятилетие, тридцатитомный, триединый, трилистник, триипостасный, триединство (но: треножник, треугольный). К этому же списку относят такие конструкции, как: вертихвостка, сорвиголова, дяди-Стёпин, вырвиглаз.

1. В сложных словах (в окончании их первых половин) ставятся "и" и "а":

  • авиа-, аква-, мега-, медиа-, макси-, милли-, мини- (а также все слова, имеющие такие первые части).

2. Буква "и" употребляется также в словах с частями:

  • -метрия (например, дозиметрия);
  • -фицировать и -фикация (например, электрифицировать).

3. Буква "ы" присутствует в таких элементах речи, как, например, "Анны-Петровнин" или "бабы-Дусин".

Заимствованные конструкции

Есть такие речевые элементы, к которым нельзя применить правила орфографии. Это происходит в тех случаях, когда относятся к разным языкам. Например, безударные сочетания "ра", "ла", (врата, глава), являясь неполногласными, имеют старославянское происхождение и всегда пишутся с буквой "а". В корне же слов с таким сочетанием, употребляемых сегодня, соответствует "оро", "оло" (ворота, голова).

Правила орфографии нельзя распространить на иноязычные конструкции, так как слова с безударными гласными могут отличаться от тех, в которых сомнительный компонент находится в сильной позиции.

Правила для речевых элементов с чередующимися "о" и "а"

У некоторых глаголов в совершенном виде (если это слова с безударной гласной "о" например) нельзя использовать для проверки глагольные конструкции в несовершенном. Например: опоздать - поздно, а не опаздывать; проглотить - глотка, а не проглатывать и так далее. Другими словами, в этих случаях нельзя пользоваться для проверки глаголами с несовершенным суффиксом -ива- (-ыва-). Также в сомнительном случае "топтать" следует использовать форму "топчет", но не "втаптывать".

Случаи чередования "е" и " и"

Внимательно следует относиться к написанию слов с омонимичными корнями. В таких конструкциях сомнительные элементы произносятся одинаково, но при написании они обозначены разными буквами. Можно сравнить попарно: посидеть (сидя) и поседеть (сед). После мягкой согласной и шипящей буква "е" произносится в соответствии с ударением как "е", так и "о". При письме обозначается как "е", так и "ё". Пример: шелестеть (шелест) и шелка (шёлк).

Написание сомнительных букв после "ц"

При написании нерусских собственных имен, к примеру, географических названий, после согласной "ц" в словах следует писать "ю" и "я". Пример: Цюрих. Если слог ударный, то писать следует "о", в случае если буква так и произносится. Ее же следует писать в производных от этого слова. Пример: цокать, цокотать. Также использовать букву "о" следует в иноязычных словах. Пример: герцог. При написании слов с буквой "ц" в корне следует писать букву "и", а не "ы", например, в слове "цирк". Но в этом правиле существует ряд исключений, когда в слове необходимо писать букву "ы": цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц и производные от них. Их следует запомнить.

Трудные случаи в орфографии

Существуют некоторые конструкции, которые не попадают под правила. Их необходимо запомнить. Например, при написании такого слова, как "бархат", в сильной позиции употребляется буква "а" (бархатистый), а вот в безударном положении использовать следует "о" (бархотка). При написании такого речевого элемента, как "детвора", в слабом положении следует писать "е". Эта же буква применяется и в основном слове "дети", где под ударением находится и пишется "е", и в производном от него - "детский". Однако при написании элемента речи "дитя" использовать следует букву "и". Так же как и в слове "дитятко", где под ударением пишется "и". Сложности могут возникнуть с таким речевым элементом, как "магнит". Это слово (греческое по своему происхождению) в ряде однокоренных конструкций имеет ударный гласный "е", а в слабом положении звук обозначен как "е", так и "и". Пример: магнит, магнетик; магнитола, магнетизм.

Присутствие таких вариантов в орфографическом написании поддерживается побочным ударением во вводной части сложных слов на буквы "е" или "и". Так же они различаются и при произношении. В корне финансового термина "дебет" второй гласный в однокоренных словах всегда является безударным. В такой конструкции, как "дебетовать", он передается буквой "е", а в слове "дебитор" - буквой "и". В основах таких слов как "инфекция" и "дезинфекция" в положении ударения пишется "е". В слабой позиции употреблять следует "и". При написании различие в использовании букв можно объяснить происхождением источника основы. В таких случаях определение правильности написания осуществляется при помощи справочного издания.

Роль правописания в практике

Орфография выполняет функцию средства языкового общения в письменном виде. Этот факт, несомненно, делает ее довольно значимой дисциплиной для общества. Орфография и вся система развития звуковой базы языка в целом находятся в постоянном взаимодействии. Принятые правила правописания являются обязательными для всех пишущих людей, не важно, составляет человек письмо, статью, заявление или подает объявление в газету. Не зря орфографию начинают изучать с начальных классов. Для детей она входит в обязательную школьную программу как один из основных предметов. При написании исконно русских или следует использовать строго установленные правила. Если сомнительное положение не подчиняется ни одному из них, то следует обратиться к справочной литературе, найти сложный случай и постараться запомнить его.

Как правильно писать: халодный или холодный, корабль или карабль, выростет или вырастет? Данные вопросы возникают у большинства людей, давно окончивших общеобразовательное учреждение, и у тех, кто еще в процессе обучения. Как правило, такая путаница связана с тем, что на гласную букву в корне названных слов не падает ударение.

Безударные гласные - это верный путь к ошибочному написанию письма. Но если изучить все необходимые правила, то можно легко создать грамотный текст.

В чем заключается сложность?

В русском языке существует довольно много выражений, при написании которых возникают разные вопросы касательно их «правильности». Так, все слова, имеющие в корне безударную гласную, можно разделить на 3 группы:

  • безударная гласная в корне, проверяемая ударением слова;
  • слова, у которых имеются буквы в корне;
  • слова, имеющие непроверяемую безударную гласную в корне.

Чтобы правильно написать письмо, следует знать, как именно пишется безударная гласная в корне. Правило для таких слов существует не одно, а несколько (для каждого случая отдельное). Рассмотрим их более подробно.

ударением слова

В корне которого стоит безударная гласная? Ответим на этот вопрос прямо сейчас. К нему необходимо подобрать однокоренное проверочное слово, где на ту же самую букву будет падать ударение. После такой проверки в неударном слоге корня можно смело ставить такую же гласную, что стоит в ударном слоге.

Примеры слов

Чтобы стало более понятно, как осуществляется проверка безударных гласных в корне на практике, приведем несколько примеров:

  • Как написать правильно слово «ух...дить». Для начала следует подобрать проверочные слова. В качестве них могут выступать «ход» или «уход». Как вы успели заметить, в этих словах ударение падает на «о». Именно поэтому сомнений в том, как пишется безударный слог, не должно возникать («ухОдить»).
  • Как написать правильно слово «аргум...нтировать»? Для него так же необходимо подобрать проверочное слово. Например, «аргумент». Ударение в нем падает на «е». Следовательно, правильно будет «аргумЕнтировать».

Особенности правила

Безударная гласная в корне, проверяемая ударением слова, - это самое простое правило в орфографии. Однако во время такой проверки могут возникнуть трудности. Ведь очень важно подобрать правильные в противном случае можно легко допустить ошибку.

Итак, рассмотрим слова «посв...щение» и «просв...щение». Проверочным словом для «посвящение» является «святость», поэтому его следует писать через букву «я». Проверочным словом для «просв...щение» является «свет». В связи с этим его необходимо писать через букву «е».

Рассмотрев эти примеры, можно смело сделать вывод о том, что используемые проверочные слова должно быть однокоренным (то есть максимально близкими по смыслу).

Какие трудности могут возникнуть?

Несмотря на то что правило «Безударная гласная в корне, проверяемая ударением слова», довольно простое, при его использовании все же могут возникнуть трудности. С чем они связаны? Дело в том, что при написании некоторых слов возникает сложность в том, чтобы подобрать для них подходящие проверочные слова.

Рассмотрим несколько из них:

  • покорять — покорный;
  • образцовый — образчик;
  • постигать — постигнуть;
  • извинение — невинный;
  • пастух — подпасок или пас;
  • неиссякаемый — иссякнуть;
  • поглощать — глотка;
  • нагромождать — громоздкий;
  • обнажать — наг;
  • разлиновать — линия.

Примечание

Гласные «а» и «о» в корнях глаголов совершенного вида ни в коем случае нельзя проверять глаголами несовершенного вида.

Приведем примеры:

  • Проглотить - глотка. Использовать слово «проглатывать» нельзя.
  • Опоздать - поздно. Использовать слово «опаздывать» нельзя.
  • Затопить - затопит. Использовать слово «затапливать» нельзя.
  • Раздвоить - двое. Использовать слово «раздвоить» нельзя.

Используя это правило на практике и обращая внимание на его особенности, вы сможете грамотно составить любой текст или письмо.

Слова, у которых имеются чередующиеся гласные буквы в корне

В русском языке имеется огромное количество корней, в которых чередуются. Таким образом, в одних словах данные корни пишутся с одной гласной, а в других - с другой. Следует особо отметить, что подобные выражения можно довольно легко принять за те, которые необходимо проверять при помощи ударного слога. В связи с этим список таких корней необходимо запомнить. При этом выбор той или иной гласной может зависеть от наличия в словах суффикса -а- , от значения корня, а также от ударения или буквы, следующей за ней. Приведем в пример несколько таких корней:

  • -лож- — -лаг-;
  • -кос- — -кас-;
  • -бер- — -бир-;
  • -ня- — -нима-;
  • -чет- — -чит-;
  • -мер- — -мир-;
  • -мя- — -мина-;
  • -мак- — -мок-;
  • -дер- — -дир-;
  • -блест- — -блист-;
  • -жа- — -жима-;
  • пер- — -пир-;
  • -стел- — -стил-;
  • -рос- — -раст-, -ращ-;
  • -жег- — -жиг-;
  • -ча- — -чина-;
  • -равн- — -ровн-;
  • -тер- — -тир- и проч.

Слова, имеющие непроверяемую безударную гласную в корне

В некоторых случаях правописание безударных гласных в корне не поддается ни одному из представленных правил. В таких ситуациях учителя и преподаватели требуют их просто запомнить. Однако их настолько много, что заучить данные слова проблематично. В связи с этим рекомендуется записать их на отдельном листочке и использовать его тогда, когда у вас возникают сложности во время грамотного написания письма.

Представим неполный список слов, написание которых требуется знать наизусть:

  • авангард, авантюра, агроном, альманах, апельсиновый, апелляция;
  • баллон, багровый, беседующий, берлога, беспрецедентный;
  • вакцина, великолепный, вариант, вакансия, великий, вестибюль, винегрет, виртуоз, ветеран, восхищение, витраж;
  • гениальность, гербарий, гимназист, гипотеза, гипноз, горячий, горизонт;
  • диагноз, директор, дорогие, документ, дорожный;
  • железнодорожный, желать;
  • заинтересовать, завтрашний;
  • иждивенец, игнорировать, информационный, интерес, инцидент, информация;
  • календарь, карьерист, колыхать, комментарий, коммуникабельный, компаньон;
  • лелеять, лазурь, лингвистический, лиловый;
  • мандариновый, метафора, механика, миниатюра, молоко;
  • наваждение, неохотно, наречие;
  • озабоченный, околдовать, оригинальный, ошеломлённый;
  • панорама, пейзаж, поролон, президент, привилегия, прогреметь;
  • реальный, режим, рецензия, решить;
  • симпатия, собака, сражаться, стереотип, стипендия;
  • торопливый, торжественный, традиционный;
  • утрамбовать, удостоен, уничтожать;
  • филармония, философия, фразеологизм;
  • характер, характеристика;
  • церемония;
  • человек;
  • шедевр;
  • экспозиция, элемент, эксперимент, этикетка.