Конспект урока "бессоюзное сложное предложение". Конспект урока "бессоюзное сложное предложение" Урок по теме бессоюзное предложение

Конспект урока в технологии проблемного диалога по теме : «Что такое бессоюзное сложное предложение»

Цели:
1) Выяснить, чтотакое бессоюзное сложное предложение и его отличительные признаки.

2) Формировать умение видеть проблему, вырабатывать гипотезу, наблюдать, давать определения понятиям.

3) Формировать умение работать в группах.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

В молодости не научишься работать -
в старости останешься с пустыми руками…
(пословица)

Ход урока

Приставка в слове беспокойный (бес-)

Корень - часть речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного (союз).

Суффикс как в слове сонный (-Н-)

Окончание прилагательного в ср. роде ед. числа

Учитель: в результате у нас получилось слово?

Учитель: сформулируйте тему урока.

Запись нескольких предложений для наблюдения:

А.Семь раз отмерь один раз отрежь.

Б.Чин следовал ему он службу вдруг оставил. В.Молодёжь ушла в клубе стало скучно.

1.Какие записаны предложения? Докажите и графически. А знаки препинания какие?

2) Какой вывод следует? Что можно предположить?

3) Попробуйте сформулировать цель нашего урока

Помогает сформулировать цели урока.

Организует работу в группах (№1.работа с материалом учебника: стр.94-101)

Наблюдает, помогает в случае затруднения

№2. Создать таблицу о правилах постановки знаков препинания между простыми предложениями в БСП:

1 группа запятая (стр.96,упр.216,)

2 группа должна подумать над смыслом простых предложений в составе БСП и определить, когда же в них ставится точка с запятой (стр.96,упр.217)

3 группа должна подумать над смыслом простых предложений в составе БСП и определить, когда же в них ставится двоеточие (стр.98,упр.220)

4 группа должна подумать над смыслом простых предложений в составе БСП и определить, когда же в них ставится тире (стр.101,упр.229)

Организует работу с данным материалом:

1.укажите номера бессоюзных сложных предложений: (1) Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. (2) Колосья тихо бьют вас по лицу васильки цепляются за ноги перепела кричат кругом лошадь бежит ленивой рысью. (3) Вот и лес. (4) Тень и тишина. (5) Статные осины высоко лепечут над вами длинные висячие ветки берез едва шевелятся могучий дуб стоит как боец подле красивой липы. (И.С.Тургенев)

2.расставьте знаки препинания в одном из предложений и графически докажите.

3. найти БСП в текстах ОГЭ (В№1-№4)

Приложение №1.

1. Стало быстро темнеть, пришли тучи летние, грянул первый гром.

2. Лягушки, какие только были в лужах, заволновались так сильно, что от них заволновалась вода.

3. После проливного теплого дождя Петя занялся рыбой: он поставил в торфяном пруду сети на карасей.
4. Там, на берегу, около сетей, стояло десять маленьких березок, веточки их еще были голые, без листочков.

5. Солнце садилось пухлое, и, когда село, началась живая ночь: пели все соловьи, все лягушки орали...

6. Но так часто на свете бывает, что, когда всем хорошо, бедному человеку приходит в голову бедная мысль и не дает ему радоваться.
7. Пете тоже не спалось, и вот пришло ему в голову, что пришли воры и унесли сети.
8. Вот почему Петя на рассвете бежит к своим сетям и уже издали видит, что там, где он сети поставил, теперь стоят люди - верно, воры.
9. В ужасной злобе бежит он туда и вдруг останавливается, улыбается, ему стыдно: это не люди - это за ночь березы оделись в зелень и как будто люди стоят.

Тармакова Елена Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СШ №8
Населённый пункт: Город Бор Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Урок по теме "Бессоюзное сложное предложение" с элементами ФГОС
Дата публикации: 07.12.2016
Раздел: среднее образование

Технологическая карта.
Уроке русского языка в 9 классе (с элементами ФГОС) Учитель: Тармакова Е.В. Тема урока: «Понятие о БСП. Интонация в БСП». Тип урока: Урок открытия новых знаний УУД Л- личностные П- познавательные Р- регулятивные К- коммуникативные № п\п Этапы урока Цель и содержание учебного материала. Функции и виды деятельности учителя Формы и виды деятельности учащихся Планируемые результаты УУД Оценка результатов деятельности ученика 1
Мотивация к

учебной

деятельности

Цель:
выработать на личностно значимом уровне внутреннюю готовность к учебной деятельности –Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: письменные принадлежности, учебник. - Готовы к работе? Создаёт условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность (хочу!) Активизирует требования к ученику со стороны учебной деятельности (- надо!) - устанавливает тематические рамки учебной деятельности (могу!) Ученики встали, настроились на работу, проверили наличие учебных предметов, поделились эмоциями. Самоопределение к деятельности – (Л); Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);
2 Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии 1.Сравнительный анализ предложений. 2. Самопроверка
Цель
: подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий - Ребята, сегодня на уроке нам предстоит открыть много нового. Этот материал включён в экзаменационные задания. А свои открытия я вам предлагаю начать с работы над ранее изученным материалом.(Слайд 2) Распределите предложения в зависимости от их вида: ПП, ССП, СПП. Какие из предложений не относятся ни к одной группе? Почему? - Проверьте себя. (Слайд 3) И оцените. Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) и предоставляет индивидуальные задания на повторение изученного материала. Организует подготовку к изучению нового материала. Воспроизводят и фиксируют ЗУНы, достаточные для построения нового способа действий. Актуализируют изученный ранее материал (знаю, могу) Пытаются выполнить самостоятельно индивидуальные задания на повторение, необходимые для изучения нового материала на данном уроке. -Мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение)-П; -осознанные и произвольные речевые высказывания – К; -волевая саморегуляция в затруднении – Р; -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – К; -аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации- К. Устная оценка учителя. Самооценка учащихся. 3 Выявление места и причины затруднения.
Цель:
поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации Учитель выступает в роли организатора. После ответов детей уточняет цель и Выдвигают гипотезы решения задачи. Формулируют конкретную цель Самоопределение – Л; Смыслообразование –Л; Мыслительные
Запишите эти предложения в тетрадь, подчеркните грамматические основы, обозначьте предикативные части. Как они связаны? - Сделайте вывод, какие предложения мы будем сегодня изучать на уроке? (Слайд 4) -сформулируйте свои, важные д л я в а с, ц е л и у р о к а. Используйте опорные слова: 1)Познакомиться с … 2)Учиться …(Слайд 5) -Сообщение целей урока учителем. - Запишите тему урока в тетрадь. (Какое орфографическое правило надо повторить, чтобы правильно написать слово «бессоюзное»?) (Слайд 6) тему урока. своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения(чему учиться) Предлагают и согласовывают тему урока. Ведут записи в тетради. операции – П; Самостоятельное выделение и формирование цели-Р; Выдвигают гипотезы и обосновывают их-П; Развитие монологической речи -К 4 Построение проекта выхода из затруднения. Работа с теоретическим материалом учебника.
Цель:
построить новый способ действия и сформировать умение применять его при решении задачи, которая вызвала затруднение. - Где мы с вами можем получить более подробную Учитель выступает в роли организатора. Следит за хронометрией урока. Учащиеся работают с теоретическим материалом учебника, используя знаковую систему. Пытаются решить причину затруднения. Мыслительные операции – П; -поиск и выделение необходимой информации- П. Установление причинно – следственных связей Устная оценка учителя
информацию о БСП? Из каких источников? (из книги) - Я предлагаю вам поработать с теоретическим материалом учебника.). с.94-95 - Что вы будете выяснять? (что такое БСП). - Делимся на группы -эксперты -поэты -художники -картографы -символисты -навигаторы -плановики Презентуют свои «проекты» -П; 5 Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
определить роль интонации в БСП, реализовать новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа. - В БСП, как и в союзных, простые предложения объединены в одно сложное для того, чтобы между ними установить определённые смысловые отношения. Учитель выступает в роли организатора. Организует процесс совместного творчества. Организует обсуждения учащихся. Следит за хронометрией урока Фиксирует новый способ действия (алгоритмы) на доске На основе изученного учащимися материала они разрабатывают алгоритм применения нового знания, используя схемы, чертежи и др. Применяют новый способ действий к задаче, которая вызвала затруднения. Фиксируют преодоление возникшего раннее затруднения. Работают в группах. Формирование критического и творческого мышления Умение сверять свои действия с целью- Р Развитие связной речи, умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, умение учиться подтверждать аргументы фактами- К Самостоятельное создание способов решения проблем Устная оценка учителя
-Преобразуйте простые предложения в сложное бессоюзное. Произнесите с разной интонацией.(слайд 7) Бабушка сердилась. Внучка не слушалась.(Слайд 8) Вывод: При бессоюзной связи смысловые отношения между частями СП не явно выражены и должны извлекаться адресатом речи из содержания частей с опорой на общие знания слушающего и говорящего. Схема: (Слайд 9)Виды интонации и смысловые отношения в БСП. Виды интонации и смысловые отношения в БСП
перечислительная

интонация
при соединительных отношениях между частями БСП
пояснительная интонация
при причинно- пояснительных отношениях между частями БСП
результативно-

следственная

интонация
при противопоставлении или времени, условии и следствии творческого и поискового характера
6 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.
Цель:
усвоение учащимися новых способов действия.
(Слайд 10) Алгоритм

анализа БСП:
найти грамматические основы; определить интонацию и определить смысловые отношения между частями БСП; поставить необходимый знак препинания; построить схему БСП.
Для слабых учащихся:
подписать карточку; подчеркнуть грамматические основы, построить схему, указав смысловые отношения между частями БСП. Для сильных учащихся: Заменить ССП и СПП БСП. (См. Приложение) Организовывает работу на новый способ действия Организует самопроверку учебных решений по эталону. Создаёт (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка, для уч-ся допустивших ошибки. Предоставляет возможность выявления причин ошибок и их устранения (индивидуальная коррекционная деятельность) Учащиеся пошагово проверяют свои действия самостоятельного задания. Оценивают свои результаты в освоении нового способа действия. Выполняют предложенные учителем задания. Осознанные и произвольное речевые высказывания – К; Построение логической цепи рассуждений и доказательств- К,Р Умение преодолевать трудности в выполнении –Л. Мыслительные операции –П Все познавательные УУД + контроль, коррекция, оценка –Р + все ЛУУД: умение преодолевать трудности Самооценка. Устная оценка учителя. 7 Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
включить новый способ действий в систему знаний, при этом повторить и закрепить раннее изученные способы подготовки к изучению следующих разделов. - Давайте подведём итог нашего урока. Какую тему мы Организует выполнение заданий, в которых новый способ действий связан с ранее изученными. Организует тренинг ЗУНов, раннее сформированных Выявляют и фиксируют границы применимости новых знаний. Выполняют предложенные учителем задания. Оценивают свои результаты в Все познавательные УУД + контроль, коррекция, оценка –Р, формирование критического и творческого мышления, Самооценка.
Задание, аналогичное 13 в тестах ОГЭ Самопроверка. изучили? Что мы пытались с вами выяснить на уроке? - Где нам может понадобиться эта тема? - А сейчас я вам предлагаю поработать над предложениями. (Слайды 11 -15) (СЛАЙД 16) - Какой вывод мы с вами можем сделать о проделанной работе? доведением их до автоматизма. освоении нового способа действия. 8 Домашнее задание - Ребята, над чем вы будете работать дома? Выучить понятие о БСП, упр.214(А), 215 (В) Слайд 17 Инструктаж Определяет домашнее задание для самостоятельной работы с элементами выбора и творчества. Выбор задания Планирование, прогнозирование –Р Оценивание трудности выполнения –Л. Самооценка 9 Рефлексия учебной деятельности 1.Обмен мнениями 2.Оценивание Цель: оценка учащимися собственной учебной деятельности, осознание методов построения и границ применения нового способа действий - А теперь давайте поделимся Организует рефлексию (по вопросам) и самооценку собственной учебной деятельности. Какова была цель Соотносят цель и результат учебной деятельности Фиксируют степень соответствия. Намечают цели дальнейшей Рефлексия способов и условий действий – П; Контроль и оценка способов своей деятельности -Р; Самооценка на основе критерий успешности- Самооценка. Устная оценка учителя.
деятельности впечатлениями от сегодняшнего урока. Я понял…. Я узнал…..и т.д. Что можно было сделать по- другому? - Ребята, в чём вы испытали затруднение? - Что у нас получилось лучше всего? (слайд 18) - А теперь я вам предлагаю подумать немножко и оценить свою работу на уроке. (Листы оценивания на партах) - Кто получил 5? Почему? 4. Почему?...... урока? Достиг ли урок цели? Что нового узнали? деятельности. Л; Адекватное понимание успешности или неуспешности; Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – К; Планирование успешного сотрудничества - К Следование моральным нормам и этическим требованиям - Л

Работа на карточках.
А Фамилия, имя
________________________________________________Вариант 1.
Прочитайте предложения. Подчеркните грамматические основы. Постройте схему предложения, определите смысловые отношения между частями БСП. Расставьте, где нужно, запятые. ОБРАЗЕЦ:

последовательность событий

, , .
1.Под окном зашумели птицы, туман ушёл из сада, всё кругом озарилось весенним светом. 2.Царь ступил на двор широкий, там, под ёлкою высокой, белка песенки поёт золотой орех грызёт. 3. За селом синел далёкий лес, рожь качалась, колос созревал. 4. Всю дорогу от станции до хутора молчали: говорить мешала тряская езда. А Фамилия, имя
________________________________________________Вариант 2.
Прочитайте предложения. Подчеркните грамматические основы. Расставьте запятые. Постройте схему предложения, определите смысловые отношения между частями БСП. ОБРАЗЕЦ:
Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер.

(последовательность событий)

, , .
1. В глазах у меня потемнело голова закружилась. 2. Трескался лед снег шуршал о каменную стену сторожки и скрипел под ногами. 3. Снег слепил лицо порошил глаза ветер вертел его седыми вихрями вокруг труб миноносца. 4. Слабо шурша падали шишки вздыхая шумел лес.

Для сильных учащихся: В

Заменить ССП и СПП БСП.
Фамилия, имя________________________________________________
Вариант 3.
Прочитайте предложения. Определить их вид. Замените ССП и СПП бессоюзными сложными. Подумайте, какой знак нужно поставить между частями БСП. Подчеркните грамматические основы в записанных предложениях, составьте схемы, укажите смысловые отношения между частями. Образец
: Если с

кучно тебе жить, займись чем-нибудь. (СПП). - Скучно тебе жить –

займись чем-нибудь.
– .
(Условие)
1.В глазах у меня потемнело, и голова закружилась. 2.Однако пора спать, потому что уже без четверти шесть. 3.Когда ехал сюда, рожь только начинала желтеть.
ЛИСТ ОЦЕНКИ___
(фамилия, имя)
_________________________________________________

1 задание:
Распределить предложения по группам.
2 задание:
Индивидуальное задание.
3 задание:
Нахождение БСП.
За урок я

поставлю

себе

оценку:

« »
Сегодня на уроке: Я понял(а)………………………… ……………………………………… ………………………………………… ………………………………………….. Я узнал(а)…………………………. …………………………………………….. ……………………………………………… ……………………………………………. Лучше всего у меня получилось………………………….. ………………………………………………. ……………………………………………… ……………………………………………….. Я испытал(а) затруднение в… ……………………………………………… ……………………………………………… ……………………………………………… ……………………………………………… Думаю, что этот материал мне пригодится…………………………. ……………………………………………… ……………………………………………… ………………………………………………

Литература
1. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2008.Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова. Научный редактор: - академик РАО, доктор филологических наук Н.М.Шанский. 2. Воителева А.Д. Русский язык. Дидактические материалы. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2005 3. Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 9 классе. М.: Просвещение, 2010г. 4. Капинос В.И. и др. Сборник тестовых заданий для тематического итогового контроля по русскому языку 9 класс. - М.: Интеллект-Центр, 2000. 5. Русский язык. Поурочные планы. 9 класс. Т. И. Ермоленко. Издательство «Учитель», Волгоград 2007

Урок русского языка в 9 классе

Тема: Бессоюзное сложное предложение

Цели:

    Изучение бессоюзного сложного предложения: смысловые отношения,

знаки препинания, средства связи в БСП.

    Развитие связной устной и письменной речи, синтаксической,

пунктуационной грамотности; умения сворачивать информацию в опорную схему, таблицу.

    Воспитание культуры речи, нравственное воспитание.

Тип урока:получение новых знаний

Методы:проблемный,поисковый,словесный

Оборудование: таблица сложных предложений,презентация

Ход урока:

    Организационный момент. Психологический настрой. Формулировка цели урока, сообщение о лексической теме урока, предусматривающей размышления: «Умение держать язык за зубами – признак культуры человека»

    Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

1) Составление схемы классификации сложного предложения (запись на доске), ее рассмотрение, обсуждение.

Сложное предложение

Союзное Бессоюзное

Учитель с подачи учащихся на доске чертит схему, по ходу задавая вопросы:

Охарактеризуйте сложное предложение.

Ответ:

Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений, связанных двумя способами:

1) при помощи интонации и союзов или союзных слов;

2) при помощи интонации (без союзов и союзных слов).

2. На какие группы делятся союзные предложения?

Союзные предложения делятся на две группы:

1) сложносочиненные;

2) сложноподчиненные.

В чем их отличие?

Какие предложения называются бессоюзными?

Какие знаки препинания ставятся между частями БСП?

3. Работа над новым материалом. Исследование проблемной ситуации.

Работа с текстом

Учащимся (предварительно) раздаются листы с текстом легенды.

Чтение текста учащимся.

День был ясный, летний. Cверху пекло. Возле поскотины клони­лись к земле рябенькие кукушкины башмачки; на длинных хрустких стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики, и, на­верное, только пчелы слышали, как они звенели. Возле муравейника на обогретой земле лежали полосатые цветки-граммофончики, и в го­лубые их рупоры совали головы шмели. Они надолго замирали, вы­ставив мохнатые зады, должно быть, заслушивались музыкой. Бере­зовые листья блестели, осинник сомлел от жары, сосняк по увалам был весь в синем куреве. Над Енисеем солнечно мерцало, и сквозь это мерцание едва проглядывали красные трубы известковых печей, по­лыхающих по ту сторону реки. Тени скал лежали недвижно на воде, и светом их размывало, рвало в клочья, будто старое тряпье.

Железнодорожный мост в городе, видимый из нашего села в яс­ную погоду, колыхался тонким кружевцем, и, если долго смотреть на него, он истончался и кружевце истончалось и рвалось.

Вдруг за ближним каменным мысом защелкали по дну кованые шесты, и из-за мыса показалась лодка; трое мужиков разом выбрасыва­ли из воды шесты. Сверкнув отшлифованными наконечниками, шесты разом падали в воду, и лодка, зарывшись по края в реку, рвалась впе­ред, откидывая на стороны волны. Взмах шестов, перекидка рук, тол­чок - и лодка вспрыгнула носом, ходко подалась вперед, к берегу.

(По В. Астафьеву)

К какому стилю речи вы относите этот текст?

Работа по плану:

    Нахождение в тексте БСП.

    Замена БСП сложными предложениями с союзами.

    Объяснение расстановки знаков препинания.

    Вывод учащихся:

Бессоюзные сложные предложения можно заменить:

А) сложносочиненными предложениями с сочинительными союзами

В) сложноподчиненными предложениями с подчинительными союзами.

    Составление схем:

БСП , сочинительные союзы и, а, но .

БСП , подчинительные союзы (так как, потому что,

поэтому, если, когда, так что).

    Работа с текстом учебника с.126, с.130, с.133

    Первичное закрепление.

    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Конструирование БСП, выбор знаков препинания (: или -).

Стоит жара.

День будет жаркий.

Все краски в природе поблёкли.

Дождик прошёл по садовой дорожке.

К вечеру, по-видимому, соберется гроза.

Солнце сильно палит.

Всё ожило и засмеялось.

К полудню на горизонте появились тучи.

6. Рефлексия деятельности(итог)

Какую тему мы рассмотрели сегодня?

Назовите знаки препинания в БСП.

Чем можно заменить БСП?

Какова главная мысль лексического материала?

Какие пословицы, связанные с нашей темой, вы знаете?

6 . Оценки за урок.

7. Домашнее задание п.31-33, правило с.190-191, у.193.

Урок для 9 класса на тему

«БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Предмет : русский язык

Тема:

Класс : 9

Продолжительность: 45минут

Технологии : технология встречных усилий учителя и учащегося;

информационно-коммуникационная технология

Цели:

    Образовательные:

    обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о бессоюзном сложном предложении; совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме.

    совершенствование умения находить БСП в тексте

    Развивающие:

    развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;

    развитие умения аргументировать, доказывать;

    развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания;

    правильно расставлять знаки препинания в указанных конструкциях.

    Воспитательные:

    формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли и значении БСП;

    активизирование познавательной деятельности учащихся;

    обеспечение благоприятной психологической обстановки.

Методы : диалогический, коллективный, самостоятельный.

Тип : комбинированный

Оборудование: компьютер, учебник, карточки.

Ход урока

1. Начало урока. «Разминка».

Цель – создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу.

Приём «Кроссворд » (при решении которого ученики прочтут название вида сложного предложения, который и будет темой урока)

Учитель: отгадайте слово в кроссворде и подумайте, как оно может быть связано с новой, пока неизвестной темой урока.

Б

    Приставка в слове беспокойный (бес-)

    Корень - часть речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного. (Союз).

    Суффикс как в слове сонный (-Н-)

    Окончание прилагательного в ср.роде ед.числа

Учитель: в результате у нас получилось слово?

Ответы учащихся.

Учитель: сформулируйте тему урока.

Ответы учащихся.

Запись темы в тетрадь : «Бессоюзное сложное предложение»

2. Постановка учебной цели, создание ситуации «вызова».

Цель « вызова» заключается в создании ситуации преодоления: учитель и ученик сознательно ставит себе или партнёру задачу, решение которой потребует определённых усилий.

Приём «Цель и цели»

Учитель: сформулируйте свои, важные для вас цели урока. Используйте опорные слова:

1)Познакомиться с …

2)Учиться …

Учащиеся формулируют цели урока.

Сообщение целей урока учителем.

3. Контрольно-подготовительный

    «Знаю – не знаю»

Соединить стрелками соответствие

Сложносочинённое предложение

Учитель: что вы знаете по теме? (что я знаю?)

    Ответы учащихся.

    Задание классу: Выяснить, какие предложения простые, а какие сложные.

Диктант с буквенными обозначениями

-Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.

-Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.

-Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал.

-Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгою.

-Валить на товарища собственную вину – подлость в кубе.

-Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.

(Проверка: один учащийся демонстрирует свою запись на индивидуальной доске, класс сверяется:

С)

4. Повторение

Блиц-опрос:

Какие предложения называются сложными?

Какие две группы сложных предложений вы знаете?

Чем отличаются союзные сложные предложения от бессоюзных?

Какие предложения называются бессоюзными?

Составьте предложения по схеме:

, , .

    Изучение новой темы.

Учитель: обратимся к схеме: Предложение

Сл Пр С Б ССП СПП БСП

Учитель: Я предлагаю вам просмотреть теоретический материал на ваших столах и отметить знакомую информацию +, незнакомую -, знаком? информацию, нуждающуюся в дополнительных разъяснениях

Бессоюзное сложное предложение

Бессоюзное сложное предложение (БСП) противопоставлено союзным предложениям по отсутствию союзных средств. Части БСП связаны по смыслу и интонационно. В русском языке представлены следующие типы бессоюзных предложений: 1. Между частями наблюдается смысловое равноправие , части соединены перечислительной интонацией, порядок следования частей свободный: Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки (А. С. Пушкин). Справа от меня шел овраг, изгибаясь, как змея; слева петляла неширокая, но глубокая речка. 2. Части БСП неравноправны: вторая часть поясняет первую (или отдельные слова в ней) в каком-либо отношении, части соединены пояснительной интонацией, порядок следования частей фиксированный: а) вторая часть раскрывает содержание первой (= а именно ): Всё было необычно и страшно: в комнате слышны какие-то шорохи . б) вторая часть дополняет смысл первой (= что ): Я выглянул в окно (и увидел): над лесом занимался рассвет. в) вторая часть раскрывает причину того, о чем сказано в первой (= потому что ): Я удивился: в двери торчала записка. Как правило, в предложениях этого типа в первой части заключена основная часть высказывания, а вторая часть поясняет, дополняет содержание первой (является функциональным эквивалентом придаточного предложения). 3. Части БСП неравноправны и соединены особой контрастной интонацией (первая часть предложения характеризуется высоким тоном, вторая - резким понижением тона), порядок следования частей фиксированный: а) в первой части содержится указание на условие или время совершения действия: Тише едешь - дальше будешь. Прихожу к колодцу - никого уже нет (М. Ю. Лермонтов). В этом случае первая часть БСП является функциональным эквивалентом придаточного условия или времени, а вторая часть - аналогом главной части. б) во второй части содержится указание на неожиданный результат действия или быструю смену событий: Не успел я моргнуть - мяч уже в воротах. в) вторая часть заключает в себе сравнение с тем, о чём сказано в первой части: Молвит слово - соловей поет. г) вторая часть содержит противопоставление: Семь раз примерь - один раз отрежь. Сравнение СПП и БСП.
    Ель хороша только при сильном солнечном свете, потому что тогда ее чернота просвечивает самой густой и сильной зеленью. (СПП, причина) Разд..ется выстрел, а волк прод..лжает бежать. (ССП, противопоставление) Тихо стоит еловый бор на пригорке, и ветер не шелохнет даже листочка м..л..дых осинок и березок. (ССП, одновременность действий) Множество т..мноватых тучек с неясно обрисованными краями расп..лзались по бледно-голубому небу, и довольно крепкий ветер непрерывно мчался, не разг..няя зноя. (ССП, последовательность действий)
- Можно ли данные предложения превратить в бессоюзные? Запишите их, подумайте, как изменятся знаки препинания. Выберите правильную интонацию при чтении. (Чтение получившихся предложений.(1 ученик)) - Что изменилось? (Убрали союзы, и смысловые отношения теперь выражаются менее четко) - Как мы все-таки устанавливаем эти отношения и передаем в устной речи и на письме? (Из содержания простых предложений, входящих в БСП. Интонация. Различные знаки препинания (, - :) Подведем небольшой итог : Дайте определение БСП. (БСП – это сложное предложение, части которого соединены по смыслу и интонационно, без помощи союзов.)
6.Закрепление

1.Работа с текстом: наблюдение за расстановкой знаков препинания, выбор правильной интонации, выразительное чтение

(Сильные учащиеся получают текст без знаков препинания, пробуют их расставить сами, работы сдают на проверку учителю).

Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысцой.

Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.

(И. Тургенев)

Чем объясняются различия в постановке знаков препинания во втором и последнем предложениях?

(Во втором предложении автор перечисляет, что он видит, когда идет к лесу. Между предложениями, которые представляют собой простые, схожие по строению предложения, перечислительная интонация с небольшими паузами, показывающая смену впечатлений. Это требует постановки запятой.

В последнем предложении автор описывает картину лесной тишины и покоя. Замедленный темп речи, паузы между предложениями становятся продолжительными (о тишине нельзя говорить быстро, громко), голос понижается; в простых предложениях есть другие знаки препинания. В этом предложении ставится точка с запятой.)

2.Работа с текстом

«Положи свое сердце у чтения»

(1)Книга и чтение были предметом прославления во все времена и у всех народов. (2)Еще при зарождении письменности почти шесть тысяч лет назад в одном египетском папирусе было написано: «Положи свое сердце у чтения». (3)Какие удивительные и задушевные слова!

(4)Книга и чтение – это великие учителя и воспитатели человеческих душ. (5)Вдумаемся в слова А.И. Герцена: «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. (6)Она росла вместе с человечеством, в ней кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца».

(7)Русский историк и писатель Н.М. Карамзин писал, что история ума представляет две главные эпохи изобретение букв и изобретение типографии. (8)Все другие были их следствием.

(9)История письменности – это история человеческой культуры.

Внимательно прочитайте текст.

Найдите БСП.

3. Выполнение теста с последующей проверкой.

Допишите, образуя бессоюзные сложные предложения.

А. Нас охватило чувство страха… (причина)

Б. Я давно не писал другу письмо… (противопоставление)

В. Раздался удар грома…(быстрая смена событий)

Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания.

А. Любите книгу, так как она откроет нам много интересного.

Б. Я повторил приглашение, но он ничего не ответил.

Продолжите предложение

Даша задумчиво перелистывала страницы книги… чтобы получились предложения следующих типов

А. простое с однородными членами (без союзов).

Б. бессоюзное сложное,

7. Рефлексивный этап урока

    Чему научились сегодня на уроке?

    Какое задание было самым интересным для вас? Почему?

    Какое задание показалось трудным и почему?

    Чему вы учились, работая в паре?

8 . Итог урока:

    Ребята, вспомните, пожалуйста, какие цели вы ставили перед собой в начале урока?

    Достигли ли вы их?

Учитель. Мне очень хочется узнать ваше мнение о нашем сегодняшнем уроке. На парте перед каждым из вас – розовые и голубые цветы. Если вам понравилось на уроке и вы узнали что-то новое, прикрепите к вазе розовый цветок, если не понравилось –голубой (приём «Букет настроения»)

9. Определение домашнего задания.

Чтоб упрочить ваши знания,

Даю домашнее задание.

Варьирую задание на дом по уровням.

Первый уровень, обязательный, - то, что должны знать все члены учебной группы.

Домашнее задание второго уровня (понятийного) выполняют те, кто считает, что хорошо знает предмет.

Всем: 1. Выучить правило на стр. учебника

На выбор: 2. Написать сочинение

«Роль знаков препинания в бессоюзном сложном предложении»

3.Кроссворд по теме «Бессоюзное сложное предложение»

10. Выставление оценок.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13 ПОСЁЛКА ИСКРА

БУДЕННОВСКОГО РАЙОНА»

Конспект

урока русского языка по теме

«Бессоюзное сложное предложение»

9 класс

с аспектным анализом

Учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 13 п. Искра Будённовского района

Панькина Галина Борисовна

Тема урока: «Бессоюзное сложное предложение»

Цели: образовательные:

Дать понятие о БСП, формирование умений устанавливать

смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях;

Формирование умения определять смысловые отношения между частями БСП;

- употреблять БСП в своей речи для решения определенных коммуникативных задач.

Развивающие:

Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;

- развитие умения аргументировать, доказывать;

Развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания;

Воспитательные:

Формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли и значении БСП;

- активизирование познавательной деятельности учащихся;

- обеспечение благоприятной психологической обстановки.

Методы : диалогический, коллективный, самостоятельный.

Тип : комбинированный

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, карточки.

Оборудование: мультимедийная презентация, тексты романа А.С.Пушкина « Евгений Онегин», раздаточный материал с текстом « Летний вечер»

Ход урока

1 Организационный момент

Эпиграф.

Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются; так, подобны они гвоздям и клею, которыми части такой махины сплочены и склеены бывают. И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых слоёв и склеек много, так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нем союзов меньше. М.Ломоносов

2. Актуализация знаний -Сегодняшний урок мы с вами, ребята, посвящаем повторению материала о бессоюзном сложном предложении. Вспомним…

- Какие предложения называются бессоюзными сложными?

- Чем отличаются бессоюзное сложное предложение от сложносочиненного и сложноподчиненного?

- Какие знаки препинания ставятся в бессоюзном сложном предложении?

Между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного выражаются разные смысловые отношения: перечисление, последовательность, сопоставление, пояснение, несоответствие, условие, причина, следствие, время, цель и т.д.

- Где используется это свойство бессоюзных сложных предложений?

3. Изучение нового материала

Анализ фрагментов из отдельных глав романа « Евгений Онегин»

Обратимся к 5 главе романа А.С.Пушкина « Евгений Онегин», в частности к эпизоду « Сон Татьяны».

« И снится чудный сон Татьяне…»

Чтение данного эпизода (читает подготовленный ученик)

Какова роль сна Татьяны в структуре произведения?

Сон Татьяны реалистичен и символичен одновременно. Приоткрывая для нас внутреннюю психологическую характеристику героини, он выполняет и композиционную роль, связывая содержание предшествующих глав с теми трагическими событиями, которые разыграются в 6 главе.

То, что мы узнаем о будущей драме чуть раньше, характеризует Татьяну как умного, чуткого человека. Она стоит значительно выше своей среды. То зверье, увиденное во сне, напоминает соседей Лариных, только внешне похожих на людей. Увиденное во сне говорит о том, что она могла верно оценить окружающих её людей.

Анализ 11 строфы:

Ей снится, будто бы она

Идёт по снеговой поляне

Печальной мглой окружена;

В сугробах снежных перед нею

Шумит, клубит волной своею

Кипучий, темный и седой

Поток, не скованный зимой;

Какой знак БСП здесь используется? (точка с запятой )

Анализ 12 строфы.

Как на досадную разлуку,

Татьяна ропщет на ручей;

Не видит никого, кто руку

С той стороны подал бы ей;

Но вдруг сугроб зашевелился,

И кто ж из – под него явился?

Почему и здесь Пушкин использует точку с запятой?

Анализ 14 строфы.

Татьяна в лес; медведь за нею;

Снег рыхлый по колено ей;

То длинный сук ее за шею

Зацепит вдруг, то из ушей

Златые серьги вырвет силой;

Почему точка с запятой ставятся между столь короткими предложениями?

Как называется такой прием намеренного пропуска члена предложения?

Анализ 16 строфы.

Опомнилась, глядит Татьяна:

Медведя нет; она в сенях;

За дверью крик и звон стакана,

Как на больших похоронах;

Не видя тут на капли толку,

Глядит она тихонько в щелку;

И что же видит? … за столом

Сидят чудовища кругом.

Один в рогах, с собачьей мордой,

Другой с петушьей головой,

Здесь ведьма с козьей бородой,

Тут остов чопорный и гордый,

Там карла с хвостиком, а вот

Полужуравль и полукот.

Почему в этой строфе поэт ставит двоеточие?

Какой еще знак стоит в бессоюзном сложном предложении?

Сравните два эпизода: «Сон Татьяны» и « Именины Татьяны»

Кого напоминают вам гости на именинах в доме Лариных?

Чтение фрагмента письма Татьяны « Другой, …нет, никому на свете не отдала бы сердца я..»

Как называется такой прием сравнения образов?

Чем еще интересен данный отрывок?

Что достигается этим?

Анализ 18 строфы.

Он знак подаст – и все хохочут;

Он пьет - все пьют и все кричат;

Он засмеется – все хохочут;

Нахмурит брови – все молчат.

Почему в данном фрагменте в БСП стоят тире?

Выводы.

Почему А.С.Пушкин так много использует бессоюзных сложных предложений в данных фрагментах.

Литературовед Б.В.Томашевский писал, что « у Пушкина проза обладает значительно более простым синтаксисом, чем стих».

4. Первичное закрепление

Мы рассмотрели случаи употребления бессоюзных сложных предложений в поэтической речи. А сейчас обратим внимание на употребление БСП в прозе. Многие русские писатели поднимали вопрос о роли прозы и поэзии в жизни человека. И. А.Бунин часто размышлял об эстетической природе разных родов словесного искусства. В 1912 году он высказался по тому вопросу на редкость убежденно: «…не признаю …деления художественной литературы на стихи и прозу. Такой взгляд мне кажется неестественным и устаревшим. Поэтический элемент стихийно присущ произведениям изящной словесности как в стихотворной, так и в прозаической форме». Сам художник весьма быстро достиг такого мастерства, осуществив свое же пожелание: Анализ предложения:

Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь; сырую свежесть позднего вечера сменила полуночная сухая теплынь, и ещё долго было ей лежать мягким пологом на заснувших полях; ещё много времени оставалось до первого лепета, до первых шорохов и шелеста утра, до первых росинок зари.

Какие знаки бессоюзного сложного предложения поставлены в данном предложении?

Что особенного в данном предложении?

Сравнение ночи с мягким пологом, именно мягким, а не тяжелым,

который, конечно, давил бы, а не лежал на заснувших полях.

Лексический повтор:

Ещё долго было еще много времени до первого лепета, до первых

шорохов, до первых росинок.

5. Самостоятельная работа учащихся с коллективной проверкой:

Задание : расставить недостающие знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях, объяснить условия их постановки на индивидуальных листах.

Летний день .

В летние туманные дни нельзя стрелять: птица, выпорхнув у вас из- под ног, тотчас же исчезнет в беловатой мгле неподвижного тумана. Всё проснулось, все молчит. Вы проходите мимо дерева - оно не шелохнется: оно нежится. Вы видите длинную черную полосу и принимаете ее за близкий лес; вы подходите – лес превращается в высокую грядку полыни на меже.

Вот ветер мягко шевельнётся, и клочок бледно – голубого неба смутно выступит сквозь редеющий, словно задымившийся пар;

Золотисто – желтый луч ворвется вдруг, заструится длинным потоком, ударит по полям, упрется в рощу, и опять все заволоклось. Как несказанно великолепен и ясен становится день, когда свет торжествует, а последние волны разогретого тумана то скатываются и расстилаются скатертями, то извиваются и исчезают в голубой сияющей вышине.

Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение. И.С.Тургенев

6. Подведение итогов урока.

    1. Какова роль тире в предложении

Высоко над нами прошумел ветер - предвестник бури.

А) разделяет подлежащее и сказуемое

Б) обозначает пропуск члена предложения

В) разделяет части бессоюзного сложного предложения

Г) отделяет приложение

2. Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы.

Б) предложения рисуют быструю смену событий

В) второе предложение заключает в себе вывод, следствие

из того, о чем говорится в первом предложении

3.Объясните, почему стоит двоеточие в бессоюзном сложном

предложении Перебрав по пальцам знакомые сёла, я обнаружил: они все стояли на реке.

А) второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом

Б) второе предложение поясняет первое, раскрывает его содержание

В) второе предложение распространяет один из членов первого предложения

Домашнее задание: выписать из романа А.С.Пушкина « Евгений Онегин» примеры на все случаи постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.