Тест тактика взаимодействия. Тест. Тактика поведения в конфликте. Интерактивный аспект общения проявляется в

Тест: Стратегии (стили) поведения в конфликтной ситуации

(тест Томаса - Килменна, адаптация Н.В. Гришиной,

В опроснике по выявлению типичных форм поведения в конфликтной ситуации 12 суждений в различных сочетаниях сгруппированы в 30 пар. В каждой паре вам необходимо выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики вашего поведения. То есть, выберите одно из двух суждений, которое в большей мере соответствует вашему поведению. Затем по приведенному в конце опросника ключу определите степень выраженности у вас какой-либо стратегии. Полученные данные не являются конечными и могут изменяться с течением жизни. В интерпретации к полученным данным вы можете получить консультацию о том, в каких случаях какой стиль поведения лучше использовать.

Тест:

  1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.

Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

  1. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

  1. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
  1. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Б. Я стараюсь добиться своего.

  1. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно.

Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

  1. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состо ят все затронутые интересы и вопросы.

  1. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

Б. Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.

  1. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

  1. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом наши отношения.

Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

  1. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б.Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

  1. А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

  1. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

  1. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своём мнении, если он также идет мне навстречу.

  1. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы

Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса чтобы со временем решить его окончательно.

  1. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

  1. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

  1. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей точкой зрения и другого человека.

Б. Я отстаиваю свои желания.

  1. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждою из нас.

Б. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

  1. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

  1. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

  1. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

  1. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

  1. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего,

Б. Улаживая ситуацию я стараюсь найти поддержку у другого.

  1. А. Я предлагаю позицию.

Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

  1. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы совместно с другим заинтересованным человеком добиться успеха.

Количество баллов, набранных вами по каждой шкале, дает представление о выраженности у вас тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

Обработка результатов теста

Соперничество

(«Берсеркер»)

Сотрудничество

(«Виртуоз»)

Компромисс

(«Клейстер»)

Избегание

(«Камикадзе»)

Приспособление

(«Душа-человек»)

Баллы по столбцам переведите в проценты для удобства интерпретации (100% = 30 баллов).

Интерпретация результатов теста

Выраженность стиля в конфликтном общении

В рамках представленной модели различают пять основных стратегий поведения: соперничество («Берсеркер» - образное название переговорной стратегии); избегание («Камикадзе»); сотрудничество («Виртуоз»); приспособление («Душа-человек») и компромисс («Клейстер»).

«БЕРСЕРКЕР» (стиль соперничества). Этот тип поведения жёстко ориентирован на победу, не считаясь с собственными затратами, что можно определить выражением «идёт напролом». Эта стратегия отражает такую форму борьбы за ресурс, которой одна сторона выходит несомненным победителен. Эта стратегия оказывается необходимой в том случае, если определенное лицо, облечённое властью, должно навести порядок ради всеобщего благополучия. Однако стратегия поведения «Берсеркер» редко приносит долгосрочные результаты - проигравшая сторона может не поддержать решение, принятое вопреки ее воле, или даже попытаться саботировать его.

«КАМИКАДЗЕ» (стиль уклонения).

Стратегия поведения «камикадзе» может быть тем не менее вполне разумным шагом, если переговорная ситуация не затрагивает прямых интересов человека или вовлеченность в него не отражается на его развитии. С другой стороны, такое поведение может толкнуть противника на завышение требований или ответный уход вместо участия в совместном поиске решений, может также привести к непомерному обострению проблемы. Отсутствие противодействия давлению провоцирует усиление давления. Нередко уклонение от переговоров сознательно или бессознательно применяется в качестве наказания, чтобы заставить другую сторону изменить свое отношение к проблеме.

«ДУША-ЧЕЛОВЕК». Стратегия улаживания конфликта направлена на максимум во взаимоотношениях, часто за счет минимума в достижении личных целей. Это установка на доброжелательность за счет собственных потерь, так называемая «игра в прятки», но, конечно, до определенного предела, так как инстинкт самосохранения развит у всех людей.

Стратегия улаживания может быть разумным шагом, если конфронтация по поводу незначительных разногласий может носить чрезмерный стресс во взаимоотношения на данном этапе или в том случае, если другая сторона не готова к диалогу.

«КЛЕЙСТЕР» (стиль компромисса). Взвешенность, сбалансированность и осторожность - основная установка этого типа поведения. Для данной стратегии одинаково значимы и личные цели, и взаимоотношения. Стремление в любом случае идти на нормализацию отношений является слабым местом этой стратегии в переговорах с «берсеркером». Стратегия компромисса не предполагает анализа объема информации, «клейстер» терпит обмен мнениями, но чувствует себя неловко, т.к. у него нет своей позиции, его поведение зависит от уступок с другой стороны. Компромисс требует определенных навыков в ведении переговоров, чтобы каждый, участник чего-то добился. Такое решение проблемы подразумевает, что делится какая-то конечная величина, и что в процессе ее раздела претензии всех участников не могут быть удовлетворены полностью.

ВИРТУОЗ» (стиль сотрудничества). «Виртуоз» не принимает тактики избегания, так как уважает партнера. Он не эксплуатирует слабости «камикадзе» и «душа-человека», потому что стремится к диалогу в решении проблемы. С «берсеркером» он тоже ведет себя честно, противопоставляет ему мирные средства и здравый смысл. «Виртуоз» всегда готов к переговорному процессу, в котором имеет веер предложений-альтернатив.

При взаимодействии двух «виртуозов» партнеры признают свои разногласия, подчеркивая общую основу для взаимодействия. Они не занимаются взаимной перепалкой и обвинениями - в интересах дела эмоции отбрасываются.


Диагностика эффективности внеурочной деятельности
Цель диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.

Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников

Личность самого воспитанника

Детский коллектив

Профессиональная позиция педагога
Методы и методики мониторинга изучения детского коллектива


Цели и задачи

Ожидаемые результаты

Методы и методики мониторинга

Создавать условия для формирования детского коллектива как средства развития личности

Сформированность детского коллектива (благоприятный психологический микроклимат, сплоченность коллектива, высокий уровень развития коллективных взаимоотношений, развитость самоуправления, наличие традиций и т.п.)

Сформированность мотивации воспитанников к участию в общественно полезной деятельности коллектива

Сформированность коммуникативной культуры учащихся


Методика выявления организаторских и коммуникативных склонностей (по В.В. Синявскому и Б. А. Федоришину)

Методика-тест «Тактика взаимодействия» (по А. Криулиной)

Методика «Мы - коллектив? Мы - коллектив... Мы - коллектив!» (стадии развития коллектива)

Методика «Какой у нас коллектив?» (по А.Н. Лутошкину)

Методика «Наши отношения»

Методика «Творческие задания»

Игра «Лидер»

Методика «Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общественного коллективов»

Социометрия

Методика «Психологическая атмосфера в коллективе»

Методика «Сочинения учащихся»

Игровая методика «Мишень»

Методика определения лидера

Методики: «Психологический климат коллектива», «Индекс групповой сплоченности»

Методика «Эмоционально-психологический климат»

Характеристика психологического климата коллектива

Методика изучения мотивации межличностных выборов

Методика «Лесенка»

Методика диагностики организованности коллектива

Игровая методика «Лидер»

Методика «Творческий коллектив»

Методика определения уровня развития самоуправления

Цветопись (по А.Н. Лутошкину)

Методика «Определение уровня развития классной группы» (по А.Н. Лутошкину)

Методика «Ребячья мозаика»

Комплекс методик и методов диагностирования воспитанности детей



Включение ребенка в систему общешкольных дел воспитательной системы позволяет реализовать учебный план 1 классов, участвующих во введении ФГОС, в части «Внеурочная деятельность». Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

Организация внеурочной деятельности обучающихся является одним из важнейших направлений развития воспитательной системы школы.

ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ, СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ
Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе

Цель диагностики: изучение социально-психологической адаптации ребенка к школе (заполняют родители).

Инструкция : Выберите утверждение, наиболее точно отражающее состояние ребёнка на данный момент

I шкала «Успешность выполнения школьных заданий»

5. Правильное безошибочное выполнение школьных заданий.

4. Небольшие помарки, единичные ошибки.

3. Редкие ошибки, связанные с пропуском букв или их заменой.

2. Плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок: частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий.

1. Плохое усвоение программного материала по всем предметам.

II шкала «Степень усилий, необходимых ребёнку для выполнения школьных заданий»

5. Ребенок работает легко, свободно, без напряжения.

4. Выполнение школьных заданий не вызывает у ребёнка особых затруднений.

3. Иногда работает легко, в другое время проявляет упрямство, выполнение заданий требует некоторого напряжения для своего завершения.

2. Выполнение школьных заданий требует от ребёнка определённой степени напряжения.

1. Ребёнок отказывается работать, может плакать, кричать, проявлять агрессию.

III шкала «Самостоятельность ребёнка при выполнении школьных заданий»

5. Ребёнок сам справляется со школьными заданиями.

4. Работает самостоятельно, почти не обращаясь к помощи взрослого.

3. Иногда обращается за помощью, но чаще выполняет задания сам.

2. Ребёнок мог бы справляться со школьными заданиями самостоятельно, но предпочитает делать их с помощью взрослого.

1. Для выполнения ребёнком школьных заданий требуется инициатива, помощь и постоянный контроль со стороны взрослого.

IV шкала «Настроение, с которым ребёнок идёт в школу»

5. Ребёнок улыбается, смеётся, с хорошим настроением идёт в школу.

4. Спокоен, деловит, нет проявлений сниженного настроения.

3. Иногда бывают проявления сниженного настроения.

2. Случаются проявления отрицательных эмоций:

а) тревожность, огорчение, иногда страх;

б) обидчивость, вспыльчивость, раздражительность.

1. Преобладание депрессивного настроения или агрессии (вспышки гнева, злости).

V шкала «Взаимоотношения с одноклассниками».

5. Общительный, инициативный, легко контактирует с детьми, у него много друзей, знакомых.

4. Малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети.

3. Сфера общения несколько ограниченная: общается только с некоторыми ребятами.

2. Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступать с ними в контакт.

1. а) Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться в одиночестве.

б) Инициативен в общении, но часто проявляет негативизм по отношению к детям: ссорится, дразнится, дерётся.

VI шкала «Общая оценка адаптированности ребёнка»

5. Высокий уровень адаптированности.

4. Уровень адаптированности выше среднего.

3. Средний уровень адаптированности.

2. Уровень адаптированности ниже среднего.

1. Низкий уровень адаптированности.

Обработка результатов:

19-30 баллов – зона адаптации;

13-18 баллов – зона неполной адаптации;

0-12 баллов – зона дезадаптации.


Интервью «Волшебный мир»

Цель диагностики: знакомство с ребенком (младшим школьником), его главными проблемами. В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот и т. п. По ходу интервью идентификация со всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника.

Данная методика является удобным средством установить контакт с ребенком, позволяя ему пережить в игре многие значимые для него моменты. В этом заключается психотерапевтический эффект данной методики. После каждого ответа ребенка следует спросить, почему он сделал бы то или иное дело, превратился бы в кого-то и т.д. Эти объяснения являются основой для содержательной интерпретации результатов.

Обследование рекомендуется проводить наедине с ребенком. Ответы на вопросы интервью следует записывать дословно. Использовать магнитофон не рекомендуется, поскольку это может внести напряженность в общение, вызвать ответную зажатость, скованность ребенка, отвлечь его от содержания беседы. В свою очередь, эмоциональный контакт с ребенком в ходе интервью необходим для перехода к дальнейшему этапу диагностической работы или к психокоррекции.

Текст методики

Нравятся ли тебе сказки? Маленькие дети всегда любят сказки. Ты, конечно, уже не маленький (ая), но, я думаю, тебе понравится такая немного сказочная игра.

Представь себе, что у тебя есть волшебная ракета, которая перенесла тебя в сказочную страну. Там все, как в сказке: и люди сказочные, и ты тоже. Можешь себе такое представить?

А теперь скажи мне, кем бы ты хотел быть в этой сказочной стране? Почему?

А кем бы ты не хотел быть в сказочной стране? Почему? Мы еще на минутку задержимся здесь. Теперь представь себе, что ты волшебник (фея): ты очень сильный, с помощью волшебства ты можешь все, что захочешь. Ты можешь создавать, изменять, расколдовывать, сделать так, чтобы что-нибудь совсем исчезло.

Так скажи мне, волшебник, что бы ты сделал? И зачем? Ты все еще волшебник (фея). Ты садишься в ракету и возвращаешься назад, в привычный нам мир. Прежде всего, давай зайдем к тебе домой - представь себе это.

Теперь ты у себя дома. Ты - всемогущий волшебник, что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для папы, для мамы и т. д.)

Затем волшебник попадает в школу.

В твоих силах что-то сделать, изменить, уничтожить, сделать так, как ты хочешь.

Вот теперь ты в школе. Что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для учителей, одноклассников?) Почему?

Теперь ты, волшебник, играешь с ребятами. Что бы ты сделал для них? Почему?

Чуть не забыли о тебе!

Что бы ты сделал для себя? Почему?

Что бы ты изменил или уничтожил? Почему?

А для меня, волшебник, что бы ты сделал? Почему?

Спасибо, ты - настоящий волшебник!

Если бы ты стал волшебником, ты мог бы принять какой угодно облик, превратился бы в кого или во что хочешь.

Скажи, во что или в кого ты бы хотел превратиться? Почему?

А во что или в кого ты ни за что не хотел бы превратиться? Почему?

Ты можешь превратиться в любое животное.


в) маленький козленок, олененок

г) змея


д) орел

е) мышь


ж) обезьяна

з)тигр


и)заяц

к) собака

л) птичка (например, синица).

Ты отлично справился с заданием.

Ты - волшебник, у тебя огромные возможности, ты можешь выбрать одно из трех: стать маленьким ребенком, взрослым или остаться таким, какой ты есть.

- Скажи, кем ты хочешь быть - маленьким, взрослым или таким, как есть? Почему?

А почему ты не хочешь стать... (1-й невыбранный вариант)?

А почему... (2-й невыбранный вариант)?

- А хотел бы ты стать девочкой (мальчиком)? Почему?

Ты отлично справился с заданием, но каждая игра кончается, и наша тоже. И теперь ты снова не волшебник, а (имя, фамилия ребенка).

А кстати, тебе нравится твое имя? Не нравится? Почему? А фамилия? Не нравится? Почему? Хотел ли бы ты, чтоб тебя звали по-другому? Почему? И как тебя зовут родители, друзья в классе, ребята?

Очень хорошо, давай представим себе (только это уже будет не сказочная игра), что все твои желания исполняются, любые, но только 3.

а. - Ты каким бы животным хотел стать? Почему?

б. - А каким животным ты не хочешь быть? Почему?

Конечно, ты знаешь много зверей и зверят. Я буду называть тебе разных животных, а ты будешь говорить, хотел бы ты стать кем-то из них или нет, и почему.

А почему а, б, в?

Отлично. А подумай:

а. - Чего больше всего боятся дети? Почему?

б. - Что доставляет детям наибольшую радость? Почему?

в. - А что приносит им наибольшие огорчения? Почему?
- Молодец! Что тебе понравилось больше всего в игре?

Интерпретация результатов

Интерпретация данных в значительной степени базируется на ответах ребенка на вопросы «почему», «зачем», поскольку в них дети говорят о своих потребностях, значимых переживаниях. Другой основой интерпретации является содержательный анализ ответов, который позволяет углубить представление о переживаниях ребенка и о реальной житейской ситуации. Невербальные проявления также дают много информации для психолога-практика. Именно по ним можно судить о глубине переживаний ребенка, субъективной значимости тех или иных проблем, о которых он упоминает. Наконец интересные результаты дает и формальный анализ высказываний: их длина, развернутость, лексика, грамматическое построение могут подтвердить или поставить под сомнение предложения, возникающие в ходе интерпретации результатов.

В целом при интерпретации результатов следует учитывать, что идентификация ребенка с волшебником задана инструкцией и, следовательно, является осознанной, вследствие чего высказывания ребенка могут быть подвержены тенденции к социально одобряемым ответам, т.е. стремлению показать себя в лучшем свете.
Мой круг общения

Цель: выявление круга и характера взаимодействия ребенка с окружающими его сверстниками, родителями и учителями.

Организация обследования:

Давай представим, с кем и где тебе приходится общаться в течение всего дня, каждому найдем место («дом») в этом круге твоего общения.

Инструкция: организатор диагностики рисует круг, последовательно разделив круг на четыре сектора (сферы общения). После проведения вертикальной черты образуется два сектора «школа» - слева, и «вне школы» - справа. Горизонтальная черта выделяет сектора «сверстников» и «взрослых».

Теперь «заселим» каждый «дом» людьми, с которыми тебе приходится сталкиваться близко. Это могут быть приятные люди (друзья, приятели), а могут среди них оказаться и неприятные. Ты бы с ними и не хотел (а) общаться, но приходится по самым разным причинам.

Инструкция: организатор диагностики вводит с помощью условного обозначения (прямоугольника на окружности) всех названных ребенком детей и взрослых, при этом выясняет возраст, обстоятельства взаимодействия.

«Давай обозначим в твоем кругу людей, с которыми у тебя сложились добрые отношения, и тех, общение с которыми тебя огорчает».

Инструкция: в ходе этой процедуры прямоугольники штрихуют красным или синим карандашом, организатор диагностики узнает многие подробности, обстоятельства, характер оценок сложившихся отношений, причины затруднений в общении, силу эмоционального переживания радостных и огорчительных социальных контактов.

«Давай в центре большого круга нарисуем твой «дом», напишем твое имя. Используя два карандаша: темный – «недоброжелательный», «неприятный» и светлый – «радостный», «приветливый», покажем, кто как к кому относится, кто больше друг другу доставляет радости, кто неприятен.

Инструкция: организатор диагностики проводит линии от центра («Я» ребенка) к соответствующим прямоугольникам на внешней окружности. В каждом случае выясняется мнение ребенка о характере отношения к нему партнера по общению, соответственно стрелкой обозначается направление и мера выраженности отношения.
Диагностика воспитанности

(для начальной школы, адаптировано профессором А.Н.Свиридовым)

Инструкция: прочтите утверждения и оцените их по пятибалльной системе




Показатель

Суждение

Балл

1

Самовоспитание

1 . Стараюсь следить за своим внешним видом.

2. Я управляю собой, своим поведением

3. Стараюсь быть терпимым к взглядам и мнениям других.


2

Отношение к здоровью

4. Соблюдаю правила личной гигиены.

5. Стараюсь заниматься спортом для укрепления здоровья (секции, группы, самоподготовка и т.п.).

6. Стараюсь правильно и регулярно питаться.

7. Соблюдаю режим дня



3

Отношение к искусству

8. Посещаю культурные центры (театры, музеи, выставки, библиотеки и т.д.).

9. Занимаюсь художественным или прикладным творчеством



4

Отношение к природе

10. Стараюсь сохранять природу.

11. Помогаю природе (сажаю деревья, ухаживаю за животными и т.д.).



5

Адаптированность

12. Прислушиваюсь к мнению старших.

13. Стараюсь поступать так, чтобы мои поступки признавались окружающими.

14. Стремлюсь не ссориться с друзьями


7

Автономность

15. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

16. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

17. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.


8

Нравственность

18 Я умею прощать людей.

19. Мне нравится помогать другим.

20.. Стараюсь защищать тех, кого обижают

МЕТОДИКА "ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ" (М. Рокич)

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни".

Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.

М. Рокич различает два класса ценностей:

терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Инструкция: "Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию".

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются "конкретные" и "абстрактные" ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.

МЕТОДИКА "ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ" (М. Рокич)

Бланк тестируемого________________

Список А (терминальные ценности):



– активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

–жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

– здоровье (физическое и психическое);

интересная работа;

– красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

– любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

– материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

– наличие хороших и верных друзей;

– общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

– познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

– продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

– развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

– развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

– счастливая семейная жизнь;

– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

– творчество (возможность творческой деятельности);

– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):



– аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

– воспитанность (хорошие манеры);

– высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

– жизнерадостность (чувство юмора);

– исполнительность (дисциплинированность);

– независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

– непримиримость к недостаткам в себе и других;

– образованность (широта знаний, высокая общая культура);

– ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);

– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

– смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;

– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

– честность (правдивость, искренность);

– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

– чуткость (заботливость).

Поведение участников конфликта включает в себя действия, направленные на оппонента. Социальную реальность конфликта составляют взаимные реакции, направленные на реализацию интересов каждой стороны и на ущемление интересов оппонента. Поскольку действия оппонентов вливают на них, вытекающих из предыдущих действий другого участника, то в любом конфликте они приобретают характер взаимодействия.

Стратегия поведения в конфликте - это ориентация личности или группы по конфликту, установка на определенные формы поведения в конфликтной ситуации.

Традиционно конфликтологи выделяют пять основных стратегий поведения в конфликтных ситуациях, описанных К. Томасом, хотя в научных трудах они могут иметь несколько разные названия:

1) доминирование (соперничество, конкуренция, борьба);

2) сотрудничество (сотрудничество, кооперация, интеграция)

3) уклонения (ухода, игнорирование)

4) приспособления (уступчивость)

5) компромисс.

Эти стратегии различаются в зависимости от ориентации участников конфликта на реализацию собственных целей или на цели партнера.

От того, какую стратегию выбирают участники конфликта, часто зависит его ход и конечный результат. Стратегии уклонения и приспособления являются пассивными, они фактически направлены на то, чтобы не допустить развития конфликта. Поэтому психологов интересуют прежде всего стратегии сотрудничества и соперничества. Для тех, кто выбирает первую стратегию, присуща кооперативная ориентация, а для тех, кто выбирает соперничество - конкурентная. Однако в реальной конфликтной ситуации возможен проявление одновременно двух таких на первый взгляд противоречивых стратегий.

Интересен подход Дж. Рубина и Д. Пруйта. Они, воспользовавшись моделью К. Томаса и обобщив ее, выделили три основные стратегии поведения в конфликте:

1) наступательная стратегия соперничества: предусматривает любые попытки урегулировать конфликт на условиях одной из сторон без учета интересов другой стороны;

2) стратегия решения проблемы - прилагаются усилия, чтобы выяснить проблемы, которые разделяют стороны, разработать и принять взаимовыгодное решение;

3) стратегия уступок - одна из сторон идет на снижение своих притязаний.

Эти общие стратегии поведения реализуются в частных тактиках. Тактика (от греческого слова т ^ о - шикую войска) - это совокупность приемов воздействия на оппонента, средство реализации стратегии. Одну и ту же тактику можно применять в рамках различных стратегий.

Наибольший интерес вызывают тактики, которые участник конфликта применяет при выборе стратегии соперничества.

Дж. Рубин и его коллеги отмечают, что тактики соперничества не плохи сами по себе, негативным оказывается результат, к которому приводит применение этих тактик. Тактики соперничества условно можно разделить на легкие (те, последствия применения каких либо благоприятные, или по крайней мере нейтральные для другой стороны) и тяжелые (ведут к неблагоприятным для другой стороны последствий). Обычно тактики соперничества чаще всего применяют по принципу нарастания их последствий - от легких до тяжелых.

Тактика "обольщения" - это поведение, которое направлено на то, чтобы воздействовать на другого, восхваляя его достоинства. Этой тактике свойственна определенная психологическая особенность: чем меньше заинтересованный человек в достижении успеха, в случае применения этой тактики, то легче его достичь. Это объясняется тем, что если другая сторона осознает стремление первой стороны произвести хорошее впечатление связано с заботой о собственных выгодах, то она будет более настороженно относиться ко всем ее попыток в этом направлении. Первая группа тактик "обольщения" - лесть. Применяя эту тактику, участник взаимодействия рассчитывает на то, что людям сложно плохо относиться к тем, кто их хвалит. Однако похвала должна иметь меру, иначе ее будут воспринимать как неискреннее. Следующая группа тактик "обольщения" - "единство взглядов". Выражая согласие относительно высказываний другой стороны, первая сторона стремится создать впечатление, что их позиции схожи. Однако при применении этой тактики нужно избегать впечатления, что согласие продиктована какими-то скрытыми мотивами, и не произвести на другую сторону впечатление человека, который бездумно соглашается с любой точкой зрения. Третья категория тактик "обольщения" заключается в предоставлении услуг: люди хорошо относятся к тому, кто делает им что-то приятное. Четвертая категория - это тактики самопрезентащи: надо так подать свои достоинства, чтобы другая сторона признала их привлекательными. Итак, тактики "обольщения" имеют целью заставить оппонента пойти на уступки благодаря обаянию и хитростям. Для успешного применения этих тактик главной является условие, чтобы другая сторона не заподозрила того, кто прибегает к ним, в корысти.

Следующий тип тактик - "скуйовджування перья" - применяют с целью сбить с толку другую сторону, смутить ее и тем самым ослабить ее упрямство в нежелании идти на уступки. Такого эффекта можно достичь, строя свое поведение в манере, противоположной манеры поведения оппонента. Другой вариант - заставить соперника чувствовать или безответственным, или некомпетентным. Чтобы такие тактики были успешными, нужно, как и в случае применения первой группы тактик, чтобы противоположная сторона не догадывалась об истинных намерениях.

Третья группа тактик - скрытые упреки. Под видом невинных замечаний относительно реальных фактов они призваны задеть и огорчить другого. Собственно говоря, тот, кто применяет такую тактику, пытается вызвать у другого чувство вины. Чувство вины можно вызвать тремя способами:

1) напомнить человеку о давних вины;

2) показать его мелкие грешки как значительно более серьезные;

3) заставить почувствовать ответственность за ошибки, эта сторона не допускала.

Однако эти тактики могут оказаться неэффективными из-за того, что другая сторона может не заметить, что ей внушают чувство вины, а может переживать это чувство, но не осознавать его причины. Самое главное, что нужно помнить - это то, что при применении тактики скрытых упреков интересы, которые лежат в основе конфликта, не обсуждаются, а потому проблема, по сути, не решается.

Четвертая группа тактик - убедительная аргументация, которая заключается в том, что одна из сторон - участниц конфликта - склоняет другую сторону к снижению притязаний, руководствуясь логическими доводами. Такую тактику можно реализовать двумя способами:

1) одна из сторон должна попытаться убедить другую, что имеет законные основания добиваться разрешения спора в свою пользу;

2) одна из сторон должна убедить другую в том, что снижение притязаний пойдет ей на пользу.

Пятая группа тактик - угрозы. Они заключаются в том, что одна из сторон выражает намерения вести себя так, чтобы повредить другой стороне, если она не будет выполнять предъявленных ей требований. Такая тактика является самой распространенной формой социального влияния в спорах сторон. Угрозы отличаются от обещаний тем, что содержат указания на негативные последствия для другой стороны. Угрозы применить силу действуют часто гораздо успешнее, чем применение самой силы, а поэтому они являются очень эффективным средством воздействия. их действенность объясняют тем, что люди обычно больше стараются избежать возможных потерь, чем получить возможную вознаграждение. Также и сторона, которая угрожает другой, в любом случае оказывается в выигрыше: даже если угрозы не выполняются, то противник склонен расценивать это не как слабость, а как проявление гуманности.

Серьезная проблема в применении тактики угроз заключается в том, что другая сторона также может к ней прибегнуть. Если же на угрозу соответствуют угрозой, то это приводит к усилению враждебности.

Последняя тактика - тактика несклоняемых, или позиционных, обязательств, суть которой заключается в том, что одна из сторон конфликта удастся к определенным действиям и гарантирует, что не отступится от выбранной линии поведения. Тогда происходит переложение ответственности за последствия конфликта на другого участника. Примером применения такой тактики могут стать забастовки, голодовки, бойкоты. В случае успешного применения такая тактика обычно заставляет оппонента идти на уступки. Однако применение этой тактики может быть связано с определенным риском для обеих сторон конфликта.

Предлагаемый тест имеет целью определить характерную для Вас тактику поведения в конфликтных ситуациях. Он состоит из 30 пунктов, в каждом из которых имеется два суждения, обозначенные буквами А и Б (они иногда повторяются в разных пунктах). Сравнив указанные в пункте два суждения, каждый раз выберите из них то, которое является более типичным для Вашего поведения и обведите его вариант кружком.

1. А/ Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б/ Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем согласны мы оба.

2. А/ Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б/ Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.

3. А/ Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б/ Я стараюсь успокоить другого и стремлюсь, главным образом, сохранить наши отношения.

4. А/ Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б/ Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5. А/ Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

6. А/ Я стараюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Б/ Я стараюсь добиться своего.

7. А/ Я стараюсь отложить решение сложного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б/ Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться чего-то другого.

8. А/ Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б/ Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9. А/ Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих

разногласий.

Б/ Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. А/ Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б/ Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. А/ Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б/ Я стараюсь успокоить другого и стремлюсь, главным образом, сохранить

наши отношения.

12. А/ Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б/ Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу мне.

13. А/ Я предлагаю среднюю позицию.

Б/ Я пытаюсь убедить другого в преимуществах своей позиции.

14. А/ Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б/ Я пытаюсь показать другому логику и преимущество своих взглядов.

15. А/ Я стараюсь успокоить другого и стремлюсь, главным образом, сохранить наши отношения.

Б/ Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16. А/ Я стараюсь не задеть чувства другого.

Б/ Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. А/ Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б/ Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. А/ Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б/ Я дам возможность другому в чем-то оставаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19. А/ Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б/ Я стараюсь отложить решение сложного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20. А/ Я пытаюсь немедленно разрешить наши разногласия.

Б/ Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. А/ Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б/ Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. А/ Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и той, которая отстаивается другим.

Б/ Я отстаиваю свои желания.

23. А/ Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Б/ Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя

ответственность за решение спорного вопроса.

24. А/ Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти

навстречу его желаниям.

Б/ Я стараюсь убедить другого в необходимости прийти к компромиссу.

25. А/ Я пытаюсь показать другому логику и преимущество своих взглядов.

Б/ Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26. А/ Я предлагаю среднюю позицию.

Б/ Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого.

27. А/ Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б/ Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. А/ Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б/ Улаживая спорную ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29. А/ Я предлагаю среднюю позицию.

Б/ Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих

разногласий.

30. А/ Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б/ Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы могли

совместно с другим заинтересованным человеком добиться успеха.

КЛЮЧ

Соперничество: 3а, 6б, 8а, 9б, 10а, 13б, 14б, 16б, 17а, 22б, 25а, 28а.

Сотрудничество: 2б, 5а, 8б, 11а, 14а, 19а, 20а, 21б, 23а, 26б, 28б, 30б.

Компромисс: 2а, 4а, 7б, 12б, 13а, 18б, 20б, 22а, 24б, 26а, 29а.

Избегание: 1а, 5б, 6а, 7а, 9а, 12а, 15б, 17б, 19б, 23б, 26а, 29б.

Приспособление: 1б, 3б, 4б, 11б, 15а, 16а, 18а, 21а, 24а, 25б, 27б, 30а.

По соотно­шению направленности на себя и направленности на партнера можно судить о развитии стратегии взаимодействия человека. Под стратегией взаимодействия мы будем понимать совокупность доминирующих особенностей поведения человека в отношениях с другими людьми, проявляющихся в той или иной социальной си­туации. Выделяют пять основных стратегий взаимодействия : со­перничество, компромисс, сотрудничество, приспособление и из­бегание (Р.Блейк, Д.Моутон, К.Томас). В современной социаль­ной психологии и психодиагностике данные стратегии связывают обычно с поведением человека в конфликтной ситуации. Однако они могут быть рассмотрены и применительно к обычным соци­альным ситуациям в связи с особенностью критериев, положен­ных в основу их определения.

1. Соперничество заключается в стремлении человека добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Конкуренция и соревнование представляют собой виды соперничества. При та­кой стратегии взаимодействия в выигрыше остается только одна из сторон. Данная стратегия часто ведет к конфликту, поскольку соперничающие субъекты стремятся добиться своего любой це­ной, настойчиво защищая свою точку зрения. Для того чтобы прийти к согласию, необ­ходимо встать на позицию другого. Соперничающие субъекты заинтересованы в том, чтобы именно интересы их конкурентов не были удовлетворены. В такой ситуации возникает замкнутый круг. С одной стороны, невозможно решить проблему, не взаимо­действуя с партнером. С другой - именно проигрыш конкурента является залогом успеха. Таким образом, при данной стратегии выиграть может только наиболее сильный соперник, другой, со­ответственно, терпит поражение.

2. В большинстве социальных ситуаций взаимодействия исполь­зуется стратегия компромисса , для которого характерно стремле­ние субъектов взаимодействия идти на взаимные уступки и реализовывать свои интересы с учетом интересов противоположной стороны. Так как субъекты уступают друг другу, они не могут реализовать свои интересы полностью, поэтому компромисс предполагает выделение основных и второстепенных потребностей. Основные потребности обязательно реализуются в процессе взаимодействия. Таким образом, проблема решается с учетом ин­тересов обеих сторон, которые жертвуют лишь второстепенными потребностями.

3. Сотрудничество - такая стратегия взаимодействия, которая позволяет партнерам придти к альтернативе, полностью удовле­творяющей интересы обеих сторон. Эта стратегия - довольно редкая, ибо необходимо много условий для ее реализации: во-первых, относительно благоприятная социальная ситуация; во-вторых, психологическая совместимость участников взаимодей­ствия; в-третьих, их желание идти навстречу друг другу и т.д. По своей психологической сущности сотрудничество и компромисс похожи, поскольку обе стратегии связаны с соглашением, к кото­рому приходят обе стороны.

4. Приспособ­ление означает жертвование собственными интересами ради инте­ресов другого человека.

5. Для избегания (ухода в сторону) характерно как отсутствие стремления к удовлетворению интересов другого человека, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

Стратегии соперничества, компромисса и сотрудничества отно­сятся к активным стратегиям, свойственным инициативным и пред­приимчивым людям, уверенным в своих силах. Индивиды с менее активной социальной позицией и сниженной самооценкой, скорее всего, выбирают стратегии приспособления и избегания.

Тест содержит две части: «Избегающий конфликта» и «Действующий напролом». Обе части теста содержат по 10 утверждений. Каждое из них требует ответа «Да» или «Нет». Вы должны будете сделать свой выбор. За ответ «Да» начисляете 1 балл, за ответ «Нет» - 0 баллов. С помощью этого теста Вы можете оценить себя, а также интересующее Вас лицо.

«Избегающий конфликта»

1. Всегда проигрываете в конфликте Да Нет

2. Считаете, что конфликта надо избегать Да Нет

3. Выражаете свое мнение извиняющимся тоном Да Нет

4. Считаете, что проиграете, если выразите несогласие Да Нет

5. Удивляетесь, почему другие Вас не понимают Да Нет

6. Говорите о конфликте на стороне оппонента Да Нет

7. Воспринимаете конфликт весьма эмоционально Да Нет

8. Считаете, что в конфликте не следует демонстрировать свои эмоции Да Нет

9. Чувствуете, что надо уступить, если хочешь разрешить конфликт Да Нет

10. Считаете, что люди всегда с трудом выходят из конфликта Да Нет

Оценка результатов. Сумма баллов, равная 8-10, означа­ет, что в Вашем поведении выражена тенденция к конфликтности; 4-7 - средневыраженная тенденция к конфликтному поведению; 1-3 - тенденция не выражена.

«Действующий напролом»

1. Часто подтасовываете факты Да Нет

2. Действуете напролом Да Нет

3. Ищете слабое место в позиции оппонента Да Нет

4. Считаете, что отступление ведет к «потере лица» Да Нет

5. Используете тактику «затыкания» рта оппоненту Да Нет

6. Считаете себя знатоком Да Нет

7. Нападаете на человека, а не на проблему Да Нет

9. Считаете, что выигрыш в аргументах очень важен Да Нет
10. Отказываетесь от дискуссии, если она идет не в

соответствии с Вашим замыслом Да Нет

Оценка результатов. Сумма баллов, равная 8-10, свидетельствует о явной тенденции действовать напролом; 4- 7 - по­казывает, что имеет место средневыраженная тенденция действовать напролом; 1-3 - означает, что тенденция действовать напролом не выражена.

6.4.4.Тест «Оценка стратегий поведения в конфликте» по методике Дж. Г. Скотта. Очевидно, что положительные результаты может принести любая из пяти известных Вам стратегий поведения в конфликте, если она отвечает требованиям ситуации. Однако мно­гие из нас тяготеют к преимущественному использованию одной из стратегий, не столько сообразуясь с объективными обстоятельствами, сколько исходя из собственных внутренних побуждений, устоявшихся привычек. В будущем Вы обязательно сможете расширить репертуар стратегий, но сейчас постарайтесь определить свой «любимый» стиль поведения в конфликтных ситуациях при помощи таблицы Дж. Г. Скотта. Заполняя таблицу, представьте себе свое обычное поведение в конфликтных ситуациях за последние несколько лет.



Проранжируйте стратегии по пяти указанным категориям. Для этого последовательно поставьте цифры (от 1 до 5) в каждой из четырех колонок таблицы.

Цифра 1 означает, что стиль занимает первое место (ранг) по категории, цифра 5 - последнее место (ранг).

Заполненная таблица даст Вам наглядное представление о том, какой из стилей Вы используете чаще всего, какой лучше всего, какой чаще всего приносит наилучшие результаты и какой наи­более комфортен для Вас. Это может быть один и тот же стиль (Ваш любимый) или разные стили. Любой результат дает Вам информацию для размышлений, если Вы хотите сделать свое поведение в конфликтной ситуации более эффективным, развив способности использовать различные стили.