Музей религии английская наб 44. Особняк Н. П. Румянцева (начало) (по Английской наб.). Где находится и как добраться

Был построен в 1740-х годах для князя Михаила Васильевича Голицына. При правлении Анны Иоанновны князь М. В. Голицын специальным указом был вызван из Москвы в Санкт-Петербург для строительства здесь своего особняка. Дом был построен согласно общему плану застройки набережной, разработанному Комиссией о Санкт-Петербургском строении. Двухэтажное типовое здание мало выделялось среди всех окружающих его построек.

После смерти князя в 1749 году особняком владел его сын Александр, который в свою очередь детей не имел. Александр Михайлович Голицын скончался в 1774 году. Затем участком владели английские купцы Бель, Вар. Вообще, аренда особняков англичанами в этом районе не была редкостью. Поэтому набережная и стала называться Английской.

В 1802 году дом приобрёл граф Николай Петрович Румянцев, сын Петра Александровича Румянцева-Задунайского и Екатерины Михайловны Голицыной. Памятный обелиск "Румянцева победам" , посвящённый отцу Николая Петровича, установлен в сквере на противоположном берегу Невы.

В 1808 году граф стал министром иностранных дел, одновременно оставаясь в должности министра коммерции. За заключение им Фридрихсгамского договора, по которому Российской Империи отошла Финляндия, он получил звание государственного канцлера. По этому поводу в доме Румянцева был устроен приём, описанным графом Жозефом де Меестром:

"Граф Николай Румянцев, всё ещё живущий на положении холостяка, 6-го сего месяца открыл свой канцлерский дом большим обедом для министров, высших чинов Империи и членов дипломатического корпуса; всех нас собралось пятьдесят персон. Ничто не может превзойти великолепия сей трапезы, где выставлен был подаренный в Париже фарфор; на каждой тарелке изображён какой-нибудь античный персонаж по образцу камней Наполеоновского Музея. Он получил целую библиотеку книг, великолепно напечатанных и роскошно переплетённых, но мы их не видели. Впрочем, я получил приглашение зайти как-нибудь утром полистать их. Скоро у него будет великолепный бал и ужин, на которые соберётся весь двор. Знатоки полагают, что обед стоит 3 000 рублей; поскольку канцлер имеет 300 000 ренты и не женат, у него нет никакой надобности стеснять себя" [Цит. по: 1, с. 194, 195].

После ухода в отставку в 1814 году граф Румянцев целиком и полностью посвятил себя организациям научных исследований в области русской истории. В его доме хранились богатые коллекции письменных памятников, монет, медалей, предметов декоративно-прикладного искусства. Здесь была библиотека из 28 500 книг, куда входили труды русских учёных XVIII - начала XIX века, издания русских летописей, работы русских путешественников. Более 13 000 книг было на иностранных языках.

Хозяин особняка жил в парадных помещениях второго этажа. Здесь находились три больших зала с наборным паркетом, золотой лепниной на стенах и израсцовыми печами. Весь третий этаж был отдан под хранение коллекций.

Понимая ценность своей коллекции, Румянцев задумал отдать её в пользу государства вместе с особняком. Дом на набережной отдавался под музей. Жилые корпуса со стороны Галерной улицы должны были стать доходными домами, прибыль с которых шла бы на нужны музея.

В 1824 году для перестройки особняка под музей Румянцев пригласил молодого архитектора Василия Алексеевича Глинку. Зодчий сохранил пропорции и объём здания, но полностью изменил облик фасада. Особняк Румянцева был украшен двенадцатиколонным портиком. В тимпане помещён барельеф работы скульптора И. П. Мартоса "Апполон-Мусагет на Парнасе в окружении девяти муз и матери их Мнемозины". Размещённые рядом атрибуты наук и искусств символизировали увлечения хозяина дома. За этот архитектурный проект Глинка был удостоен звания академика.

В 1826 году скончался Н. П. Румянцев. Его младшему брату Сергею Петровичу было поручено продолжить создание первого в России частного публичного музея. На фронтоне здания в 1831 году разместили надпись: "От государственного канцлера Румянцева на благое просвещение". Были перестроены внутренние помещения, приобретена специальная музейная мебель. В одном из залов была размещена галерея с портретами родственников Румянцева. В 1828 году С. П. Румянцев заказал портрет своего старшего брата английскому художнику Д. Доу, который в до время работал над портретами для Военной галереи 1812 года Зимнего дворца . Портрет Н. П. Румянцева стал последней работой Доу в Санкт-Петербурге.

Открытие музея состоялось 28 мая 1831 года. Он был открыт для бесплатного посещения всеми желающими, без сословных ограничений. Здесь проводились публичные чтения, лекции, концерты. В 1830-1855 годах в особняке Румянцева размещалось Общество поощрения художеств.

Музей работал благодаря финансированию С. П. Румянцевым. После его смерти в 1838 году состояние здания и коллекций стало ухудшаться. В 1845 году музей был передан в управление Императорской Публичной библиотеке, однако в целом ситуация не улучшилась. Прибыль доходных домов отдавалась не музею, а на нужды Публичной библиотеки. Вместе с тем, особняк Румянцева стал требовать капитального ремонта.

Стали возникать предложения перевести музей Румянцева в Москву. Это аргументировалось тем, что в Санкт-Петербурге уже работало достаточно много просветительских учреждений (Публичная библиотека, Эрмитаж, Кунсткамера), а в Москве из таковых находился лишь Университет.

Переезд музея вызвал большой общественный резонанс. Негативной реакции общественности не помешало и решение не предавать дело о переезде огласке. Учёные Петербурга во главе с В. В. Стасовым написали письмо-протест со словами:

"Собрание Румянцева - одно из величайших достопримечательностей Петербурга, это нечто такое, чем наш город мог гордиться наравне с Эрмитажем <...> со всем, что у нас есть самого великого, самого значительного, самого редкого и самого великолепного <...> Нарушение прав Петербурга на один из его лучших исторических памятников было бы невозвратимою потерею для здешних исследователей русской истории и древности" [Цит. по: 1, с. 199].

Несмотря на возражения петербуржцев, музей в 1861 году переехал. С тех пор коллекции располагаются в доме Пашкова на Неглинке.

В 1863 году особняк приобрёл журналист и писатель Адальберт-Войтех Викентьевич Старчевский. Для переустройства общественного здания в жилое им был приглашён архитектор Антон Иоганнович Цим. Однако средств на соответствующие работы не хватило и здание было продано.

Далее особняк Румянцева менял своих владельцев, в 1882 году его приобрела жена герцога Лейхтенбергского Зинаида Дмитриевна Богарне. После продажи Мариинского дворца в 1884 году герцог Лейхтенбергский и Зинаида Богарне поселились в доме на Английской набережной. Здесь же поселилась дочь герцога от первого брака Дарья. В 1893 года она вышла замуж за князя Льва Михайловича Кочубея. Детство их детей Натальи и Евгения прошло в этом особняке, принадлежавшем им до 1916 года.

Для семьи Богарне особняк переустраивал архитектор Александр Александрович Степанов. Здание требовало срочного ремонта из-за деформации цокольного этажа. В результате нижняя часть дома была значительно усилена, здесь появился крытый каменный подъезд. Две боковые двери были превращены в окна, а центральная дверь расширена. Для установки мраморной лестницы Степанов создал стене здания полукруглую форму, выдвинутую во двор. Парадные помещения были оформлены в стиле историзма: Дубовый кабинет, Белый (Танцевальный) зал, Концертный зал.

В самом начале XX века особняк Румянцева перешёл к зятю герцога Лейхтенбергского - князю Льву Михайловичу Кочубею. От него дом перешёл сыну князя Евгению Львовичу.

В 1916 году особняк Румянцева был приобретён "Обществом товарных складов, страхования и транспортирования товаров". Был создан проект перестройки здания, который не был реализован из-за революционных событий. После 1917 года помещения особняка занимали офисы и коммунальные квартиры.

В 1938 году особняк Румянцева был передан Музею истории и развития Ленинграда, размещавшемуся тогда в Аничковом дворце . Для него здание было в значительной степени реконструировано. Музей в этом особняке был открыт только после Великой Отечественной войны в 1955 году. В 1953 году он стал называться Государственным музеем истории Ленинграда. Отделение этого музея работает здесь и сейчас.

В 2003 году проводилась реставрация парадных залов особняка. Им был возвращён облик, который они имели в 1880-х годах.

см. Особняк Н. П. Румянцева ( по Галерной ул .)

На участке в первой трети XVIII в. была усадьба князя Михаила Васильевича Голицына. В 1774 г. князь умер, не оставив наследников.

В 1780-х гг. дом принадлежал англичанину Фаркварсану, котрый продал его английскому купцу Варе.

    Н. П. Румянцев

    Д. Доу.
    Портрет
    Н. П. Румянцева.

    Герб
    Румянцевых

    Герцог Евгений
    со второй супругой
    графиней Зинаидой
    Дмитриевной Богарне.

    Старая открытка.

    План здания.

    Английская набережная.
    Старая открытка.

    Набережная Красного флота.
    Фото 1934 г.
    Добавил - .

    Вид вестибюля.
    Фото 1906 г. Фотоателье Буллы

    (добавил )

    Гостиная
    Фото 1906. Фотоателье Буллы

    (добавил )

    Вид лестницы в доме.
    Фото 1906 г. Фотоателье Буллы
    photoarchive.spb.ru 18.01.2013
    (добавил )

    Концертный зал.
    Фото 1906 г. Фотоателье Буллы
    photoarchive.spb.ru 17.01.2013
    (добавил )

    Потолок парадной лестницы
    с Английской набережной.
    Фото 1906 г. Фотоателье Буллы
    photoarchive.spb.ru 18.01.2013
    (добавил )

    "Театры
    Ленинграда"
    1964 г. С. 10

Постепенная застройка набережной началась со строительством Санкт-Петербурга. В начале XVIII в. эта часть новой столицы, со всех сторон окруженная водой наиболее страдала от наводнений и была весьма неблагоприятной для строительства. В определенные своего существования набережная носила разные названия. Первоначально она называлась Нижней. В отличии от Верхней - ныне Дворцовой.

С 1740-х этот участок набережной был отдан под застройку частными домами. Строительство, начатое еще при Петре, продолжалось при Анне Иоанновне. Императрице хотелось, чтобы Нижняя набережная была застроена «знатным строением». Ею издан был указ, которым хозяева участков обязывались строить каменные дома и укреплять берега Невы. Подобным указом велено было выслать из Москвы князя Михаила Голицына для постройки каменных палат на участке, где ныне расположен дом № 44.Эти участком владели два поколения князей Голицыных.

Следующими владельцами были поочередно английские купцы Фаркварсен и Варра. Для содействия торговым отношениям с Англией, владельцы домов, сдающие жилье английским купцам, освобождались от воинского постоя. Поэтому здания Нижней набережной успешно сдавались внаем. С начала XIX в. набережная получает название Английская.

С 1802 по 1826 г. дом принадлежал Николаю Петровичу Румянцеву (1754-1826) - выдающемуся государственному деятелю, покровителю наук, меценату и коллекционеру. Н. П. Румянцев - сын героя екатерининского времени Петра Александровича Румянцева-Задунайского, образованный и воспитанный в духе просветительских идей XVIII в. принадлежал к особому типу людей, для которых любовь к отечеству воплощалась в собирательстве и сохранении памятников национальной истории.

Государственная служба Румянцева началась в 1781 г. с назначения на должность чрезвычайного посланника и полномочного представителя России во Франкфурте-на-Майне. В течение 14 лет он представлял интересы России в Европе. При имепаторе Александре I Румянцев занимал важнейшие государственные посты. В 1801-1809 - директор водных коммуникаций, в 1802-1811 - министр коммерции, 1808-1814 - министр иностранных дел, с 1809 г. - Государственный канцлер Российской Империи, в 1810-1812 - председатель Государственного Совета.

После выхода в отставку в 1814 г. Румянцев направил все силы и средства на изучение российской истории. Ему удалось сплотить вокруг себя плеяду блестящих ученых, историков, археографов, составивших «Румянцевский кружок». В него входили Ф. П. Аделунг, А. В. Востоков, К. Ф. Калайдович, Н. Н. Бантыш-Каменский, К. И. Кеппен, митрополит Киевский Евгений (Болховитинов) и др. Члены кружка собирали древние рукописи, старинные книги, древности, монеты. Их деятельности увенчалась публикацией исторических и литературных памятников. Издание «Собрания государственных грамот и договоров» стало выдающимся событием русской исторической науки 1-й четверти XIX в.

Н. П. Румянцев «превратил здание на Английской набережной из скромного дома частного человека, купца, в парадный, во вкусе Наполеоновского времени, дом важного государственного человека, богача и аристократа, у которого бывал сам император». Первоначальные перестройки были осуществлены после 1802 г. только внутри здания. Жилые покои графа располагались в трех комнатах окнами на Неву, а во всех остальных помещениях особняка находились его бесценные сокровища. Довольно скромный фасад, мало чем отличавшийся от находившихся рядом домов не отвечал внутреннему содержанию дома. В 1824 г. государственный канцлер граф Н. П. Румянцев приглашает для составления проекта по переделке особняка молодого, только что вернувшегося из пенсионерской поездки по Западной Европе архитектора Василия Алексеевича Глинку. «Проект этот был по тогдашним понятиям настолько хорош и даровит, что Академия художеств дала за него Глинке звание академика…» Перед архитектором стояла довольно сложная задача - практически без изменения пропорций создать новый фасад, который бы сразу привлекал внимание. В. А. Глинка прекрасно справился с задачей, закрыв фасад мощным, сильно выдвинутым двенадцатиколонным портиком, установленным на высокий цоколь. Колонны портика с капителями коринфского ордера подчеркивают его монументальность. Портик увенчан фронтоном, в тимпане которого помещен горельеф, созданный скульптором И. П. Мартосом. Здесь представлена сцена из древнегреческой мифологии: «Аполлон-Мусагет-Мусагет на Парнасе в окружении девяти муз и их матери Мнемозины», по сторонам - атрибуты наук и искусств. Перестройка фасада была осуществлена до 1825 г.

Румянцев собрал огромную библиотеку (около 30 тыс. томов), около 200 редкостных этнографических предметов, коллекцию восточных и античных монет; его минералогическая коллекция насчитывало около 14 тыс. минералов.

Н. П. Румянцев скончался в 1826 г. и по завещанию был похоронен в Гомеле. Все коллекции и дом на Английской набережной по его просьбе были переданы российскому народу «на благое просвещение». Все хлопоты об устройстве в доме музея взял на себя его младший брат Сергей Петрович Румянцев. Он вел дела о передаче дома в казну, коллекций на государственное храниение, подарил музею свою библиотеку и картинную галерею, заказал художнику Д. Доу портрет Н. П. Румянцева.

28 марта 1828 г. Николай I подписал указ «Об учреждении Румянцевского музеума» , Государственный Совет утвердил его устав и штат сотрудников. 23 ноября 1831 г. музей был открыт для широкой публики. Коллекции Румянцевского музея включали рукописи, собрание печатных и рукописных книг, минц-кабинет (около полутора тысяч греческих, римских и восточных монет), коллекцию минералов, произведения скульптуры и живописи, в том числе работы А. Кановы, А. П. Антропова, В. Л. Боровиковского, а также этнографические коллекции, привезенные О. Е. Коцебу из кругосветного плавания. В 1837 г. коллекция пополнилась собранием капитана I-го ранга Ю. Ф. Лисянского, переданным его сыном П. Ю. Лисянским по духовному завещанию.В 1838 г. по Высочайшему повелению в музей были переданы 135 документов на имя графов Румянцевых от военного министра.

В разные годы в штате Румянцевского музея состояли поэт и переводчик А. Х. Востоков (1781-1864), поэт А. Н. Майков (1821-1897). В 1843-1844 гг. в музее работала комиссия по освидетельствованию состояния имущества и управления Румянцевским музеумом, выявившая ряд недостатков. В 1845 г. музей был передан в управление Императорской Публичной библиотеки. В 1850 г. согласно указу Правительствующего Сената музей был причислен к министерству Императорского двора. С 1846 г. помощником директора Публичной библиотеки и официальным управляющим Румянцевским музеумом был назначен писатель, музыкант, энциклопедист В. Ф. Одоевский (1803-1869). В 1860 г. по предложению Одоевского была создана комиссия, которая внесла заключение о неудовлетворительном состоянии здания. В это время шли конфиденциальные переговоры о передаче коллекций в Москву. Ученые и писатели Петербурга, узнав о переводе, были возмущены, но вопрос уже был решен. В. В. Стасов и другие ученые направили письмо-протест в газету «Санкт-Петербургские ведомости», но цензура не допустила его публикации. Записка Стасова на имя председателя Комитета министров великого князя Константина Николаевича осталась без ответа.

1 сентября 1861 г. Румянцевский музей был переведен в Москву. В 1862 г. было утверждено «Положение о Московском Публичном музеуме и Румянцевском музеуме (МПМ и РМ). Являясь примером собирания культурного наследия на основе частной инициативы, Румянцевский музей пополнялся новыми отдельными экспонатами и целыми коллекциями. Для московских меценатов и коллекционеров дар музею почитался за честь.

В 1925 г. Государственный Румянцевский музей преобразован в Государственную библиотеку СССР им. Ленина (с 1992 г. - Российская государственная библиотека). Во время реорганизации Румянцевского музея его уникальные экспонаты пополнили коллекции ведущих музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Иркутска, Владимира, Ростова Великого Иванова и других городов, и волею судеб последних десятилетий ХХ в. оказались за пределами России - в Киеве, Феодосии, Ялте, Гомеле, Ташкенте и др. городах

В 1863 г. дом на Английской наб. приобретает А. В. Старчевский, талантливый журналист, писатель, переводчик, сотрудник ежемесячного журнала «Библиотека для чтения» - одного из первых массовых русских изданий (1834-1865). В 1863 г. он становится редактором газеты «Сын Отечества» - ежедневной газеты либерального и либерально-народнического направления. Энциклопедически образованный, владеющий многими европейскими и восточными языками, Старчевский сделал ее одной из самых популярных в Петербурге. Кроме того им был создан ряд учебников и словарей. Очевидно дом на набережной был выбран Старчевским не случайно. Еще в 1846 г., в январском номере «Журнала Министерства Народного Просвещения» появилась статья, в которой он впервые поставил вопрос о вкладе Николая Петровича Румянцева в отечественную науку, напомнил о неоспоримых заслугах графа.

При Старчевском было произведено одно из капитальных изменений корпусов и частичная перестройка внутренних помещений. Цель перестроек - вновь изменить функцию здания, перестроить его из общественного в жилое. Для этой работы был приглашен архитектор Антон Иоганнович Цим. А. И. Цим превращает дом в доходный и надстраивает 3-й этаж. Сохранив порядок разбивки окон, архитектор полностью меняет лепной декор, выделяя окна парадного второго этажа более сложными наличниками. В главном доме Цим увеличивает высоту окон третьего этажа, над входом сооружает тройной металлический навес в виде зонтика на трех чугунных колонках, который должен был послужить контрфорсом для отклоняющегося портика главного фасада. Внутри здания проводится капитальный ремонт. В главном корпусе была устроена трехмаршевая металлическая центральная лестница, прямоугольная в плане, идущая на высоту всех трех этажей. А. В. Старчевский владел зданием до 1870 г.

В 1882 г. дом покупает герцог Евгений Максимилианович Лейхтенбергский для своей жены Зинаиды Дмитриевны Богарне. Евгений Максимилианович Романовский 5-й герцог Лейхтенбергский, граф Богарне (1847-1901) - второй сын в семье великой княгини Марии Николаевны, дочери императора Николая I, и герцога Максимилиана Лейхтенбергского. Е. М. Лейхтенбергский воевал в Туркестане в 1860-1867 гг., позднее командовал бригадой улан в русско-турецкой компании 1877-1878 гг., за что получил чин генерала. В 1869 г. герцог Евгений вступил в морганатический брак с Дарьей Константиновной Опочининой (1845-1870), правнучкой фельдмаршала М. И. Кутузова. В этом же году Дарья Константиновна получила для себя и для потомства титул графини Богарне. В 1870 г. родилась их дочь Дарья (Долли), которая была названа в честь матери, скончавшейся в результате тяжелых родов. В 1878 г. герцог вступил во второй брак с Зинаидой Дмитриевной Скобелевой (1856-1899), сестрой знаменитого генерала Скобелева. По Указу императора Александра II от 1878 г., а в 1889 г. Специальным указом Императора Александра III получила персональный титул светлейшей герцогини Лейхтенбергской. В 1882 г. по заказу новой хозяйки в доме начались работы по перестройке интерьеров под руководством арх. А. А. Степанова. З. Д. Богарне была женщиной, обладавшей обаянием магической силы. О чем писали в своих воспоминаниях ее современники. К сожалению, она не долго блистала, как «царица большого света». В возрасте 43-х лет она скончалась после непродолжительной болезни.

Парадная гостиная. Согласно «Описи большого дома Румянцевского музеума», составленной в 1846 г. в этом зале, помимо больших глобусов Земной и Небесной сфер, хранился сафьяновый ларец с рескриптами и грамотами на имя графов Румянцевых. В 1884 г. архитектор А. А. Степанов оформил этот небольшой зал, имитируя стиль «Людовика XVI», т.к. высокое положение заказчиков, членов императорской фамилии, требовало соответствующей декоративной отделки парадных залов особняка. В лепном декоре присутствуют охотничьи мотивы, а в рельефных десюдепортах - античные вазы. Потолок украшен лепными розетками в виде цветочных венков. Гостиная была прекрасно освещена четырьмя одинаковыми люстрами, сохранившимися до наших дней. Убранство зала конца XIX в. было разностильным в духе историзма. Среди прочих предметов мебели здесь находился небольшой шкафчик красного дерева с росписью на дверцах, работы французского мебельщика Анри Дассона, представлявший собой копию с работы Адама Вейсвейлера XVIII в.(аналогичный шкаф в экспозиции ГМЗ «Павловск»). Правая стена практически полностью занята зеркалом (17,89 кв. м), заключенным в лепную золоченую раму. Зеркало установлено в 1910 г. При огромных размерах оно выполнено единым стеклом и является единственным в городе подобным зеркалом. Первоначально на этом месте был большой гобелен итальянской работы предположительно по рисунку Паоло Веронзе. На соседней стене находился парадный портрет Екатерины II., копия с работы Ж.-Б. Лампи старшего (1751-1830).

Музыкальный зал. В период существования в особняке Румянцевского музея в залах второго этажа невской анфилады располагались Мраморная и Портретная комнаты. Украшенные соответственно скульптурой и живописью. После приобретения особняка 9 июля 1884 г. графиней З. Д. Богарне эти помещения подверглись большим изменениям. Желая увеличить архитектурное пространство помещения, предназначавшегося для музыкального зала, Степанов объединил почти равные пространственные объемы. Вместо трех залов окнами на Неву был сделан один анфиладный. Большой и светлый зал, расписанный под желтый мрамор, получил оформление в духе историзма. В лепном декоре угадываются черты стиля «Людовика XV». Плоскости стен, разделенные пилястрами, декорированы лепными гирляндами и стилизованными акантами, переходящими на потолок. Зал украшали два больших декоративных панно Гюбера Робера (1733-1808): «Прогулка по долине» и «Развалины храма» из собрания князя Л. Е. Кочубея, а также шпалера из серии «История Дон Кихота» французской работы 1770-х гг. На мануфактуре Гобеленов было выткано две таких серии, отличавшиеся лишь по цвету. Они были выполнены по картонам художника Ш.-А. Куапеля (1694- 1752) в мастерских П. Козетта и К. Одрана.

Дубовая лестница была выполнена в конце 1880-х гг. русскими мастерами по проекту архитектора А. А. Степанова вместо располагавшейся раньше в этой части дома боковой металлической лестницы. Перила и настенные панели лестницы украшены затейливой резьбой. Лестница состоит из пяти маршей и соединяет три этажа. В первом этаже выход на нее возможен с двух противоположных сторон: из дубового кабинета и дубовой гостиной. Потайная в первом этаже. На втором лестница выходит в антикамеру. Ведущую к парадным залам. Стены этой комнаты также были полностью декорированы дубовыми панелями, а потолок - профилированными кессонами. Завершение лестницы оригинальным световым фонарем прямоугольной формы позволило решить проблему ее освещения.

В первые послевоенные годы был отреставрирован фасад в варианте максимально приближенном к авторскому замыслу. При создании экспозиций было сохранено архитектурно-художественное убранство и объемы залов. В начале 1980-х гг. произведена реставрация помещений 1-го этажа: Дубового зала, Дубовой лестницы, Мавританской гостиной, «Черного кабинета», вестибюля и парадной лестницы. С 1998 по 2000 гг. отреставрированы залы 3-го этажа лицевого корпуса с приспособлением их под экспозицию «НЭП. Образ города и человека» и комнаты первого этажа - бывшая «Дамская гостиная».

В этот же период проводились работы по капитальной реставрации фасада с устранением аварийной деформации портика. В комплекс работ входило: укрепление фундамента, скрепление фасадной стены с внутренними продольными стенами металлическими штырями, установка распределительной балки на уровне второго этажа, реставрация фасадной стены и портика с восстановлением лепного декора и горельефа во фронтоне. С 1999 г. велись работы в залах 2-го этажа лицевого корпуса, сохранивших свои объемы с начала XIX в. В 2002 г. началась реставрация вестибюля и залов анфилады 2-го этажа.

Особняк Румянцева, прежде чем «попасть в руки» хозяина, чье имя он носит сегодня, ранее принадлежал другому знатному роду – Голицыным. Еще при правлении Анны Иоанновны князь Михаил Васильевич в срочном порядке был вызван в Северную столицу для обустройства здесь своего поместья. Двухэтажный, построенный в 1740-х годах, дом не выделялся из общего плана застройки городской Английской набережной, ставши первым каменным домом, ее украшающим.

Через несколько лет особняк перешел в руки сына покойного князя Голицына – Александра. Скончался тот в 1774 году, не оставив после себя потомков. Поэтому участок неоднократно побывал во владении английских купцов, арендующих его.

В начале XIX века здание приобрел граф Николай Румянцев. Спустя несколько лет он стал министром иностранных дел, одновременно пребывая в должности министра коммерции. Такое событие пышно отпраздновали в именном особняке: обед собрал до 50-ти WIP-персон – министров, членов дипломатического корпуса и высших чинов империи. В дар граф Румянцев получил, среди прочего, огромную библиотеку книг отменной печати и переплета. Много лет посвятив работе и затем, уйдя в отставку, граф Румянцев занялся организацией научных исследований, касающихся русской истории. Все располагало к этому «хобби»: и личная библиотека, состоящая из 30 тысяч книг с трудами ученых, русскими летописями и работами путешественников, письменные памятники, медали и монеты, а также многочисленные предметы декоративно-прикладного искусства.

Я сам музей себе воздвиг…

Атмосфера особняка словно располагала к работам в области изучения русской истории. Сам хозяин удобно разместился в парадных помещениях второго этажа: в его распоряжении были три огромных зала с паркетом, стенами, украшенными золотой лепниной, и изразцовыми печами. А вот третий этаж был отведен под хранение коллекций.

Граф Румянцев, зная о бесценности своей коллекции, по велению сердца принял решение передать ее государству вместе с драгоценной «оправой» – особняком. Таким образом сам дом на английской набережной должен был стать первым российским частным публичным музеем, а жилые помещения на улице Галерной – доходными домами, вся прибыль которых покрывала бы потребности музея.

Идея зародилась – оставалось воплотить ее в жизнь. Сие серьезное дело Румянцев отдал в руки молодого архитектора Василия Глинки. Зодчий сохранил и пропорции, и объем здания, но фасад перетерпел полное изменение. Благодаря стараниям Глинки особняк приобрел новое «стильное» украшение – двенадцатиколонный портик и барельеф работы скульптора Ивана Мартоса. Размещенные друг подле друга характерные для науки и искусства предметы, красноречиво свидетельствовали об увлечении хозяина особняка. За все это архитектурное великолепие Глинку удостоили звания академика.

Граф Николай Румянцев скончался в 1826 году, а продолжил создание музея его младший брат – Сергей Петрович.

Так уже под его руководством были переоборудованы внутренние помещения, а комнаты украсила специальная музейная мебель.

Как дань памяти знатному прошлому рода Румянцевых, в одном из залов поместили портретную галерею предков. Сергей Петрович даже заказал портрет своего старшего брата художнику-англичанину Джорджу Доу. Открытие музея припало на 28 мая 1831 года. Его особой примечательностью стало бесплатное посещения для всех желающих. Заведение сразу стало использоваться для публичных чтений, лекций и концертов. Кроме того, около 25 лет в румянцевском особняке размещалось Общество поощрения художеств.

Переезд музея в Москву

Музей процветал благодаря капиталовложениям Сергея Румянцева, а вот после его смерти состояние и здания, и коллекций стало стремительно приходить в упадок. Музей передали Императорской Публичной библиотеке, что тоже не лучшим образом отразилось на его финансовом состоянии: прибыль с доходных домов шла на содержание библиотеки. Видя положение дел, высшие чины стали предлагать перевести музей Румянцева в Москву. Это решение вызвало негативную реакцию среди общественности. Ученые писали письма-протесты, общество негодовало, но переезд таки состоялся. С тех пор коллекции располагаются в доме на столичной Неглинке.

Когда зданию суждено быть музеем…

Участь дома Румянцевых предрешил журналист и писатель Старчевский, приобретя его в 1863 году. Общественное здание начали переустраивать в жилое, но средств для подобной работы не хватило. Около 20 лет особняк менял своих владельцев, пока его не купила жена герцога Лейхтенбергского. Чета поселилась на Английской набережной вместе со взрослыми детьми. Переустройством особняка занялся архитектор Александр Степанов, укрепив нижнюю часть дома и создав крытый каменный подъезд. Претерпели изменения и окна с дверьми, появилась мраморная лестница. Парадные помещения оборудовали в историческом стиле. Уже в начале XX века особняк Румянцева перешел к зятю герцога – князю Льву Кочубею, а затем и к сыну князя.

В 1916 году дом опять должен был поменять владельца, но из-за революционных событий план не был реализован. После 1917 года помещения особняка Румянцева занимали коммунальные квартиры и офисы. А в 1938 году здание передали Музею истории и развития Ленинграда, но музей открылся лишь спустя годы – после Великой Отечественной, получив название Государственного музея истории Ленинграда. Его отделение работает здесь до сих пор.

Вернуть прежний облик парадным залам музея было решено в 2003 году. Так к 300-летнему юбилею города в особняке завершились реставрационные работы. Посетители могут лицезреть воссозданные по состоянию на 1880-е годы интерьеры залов.

Спустя столетия потомки помнят об уникальном человеке – меценате и просветителе графе Румянцеве, собравшем редкостную коллекцию древностей. А особняк графа, бывший в свое время одним из центров культурной жизни города, сейчас является памятником огромного историко-культурного значения.

В 1802 году граф Румянцев выкупил здание на Английской набережной у семьи Голицыных. Впоследствии этот дом под руководством графа стал центром наук и хранилищем исторических экспонатов.

Предыстория

Когда Румянцев был за рубежом по долгу службы, он начал коллекционировать предметы русской культуры и истории, уделяя особое внимание первым печатным книгам, старинным рукописям, церковным книгам, государственным документам. Ему удалось воссоздать собрания, удивляющие качеством и богатством.

Историческая справка

В 1814 году Румянцев подал прошение об отставке и полностью занялся изучением русской истории. Он собрал около себя ученых, итогом научной работы которых стало издание нескольких десятков книг и основание музея.

В 1824 г. граф начал реконструкцию Румянцева был оформлен величественным 12-колонным портиком. Под крышу этого роскошного строения был помещен горельеф известного скульптора И. Мартоса со сценой из древнегреческой мифологии. Таким предстает перед нами дворец и в наше время.

В 1826 году граф Румянцев ушел из жизни, поручив своему брату сделать из дома со всеми его коллекциями музей. Желание графа было исполнено, и в доме основан музей, в экспонаты которого вошли все предметы, собранные графом. Посещение музея какое-то время оставалось полностью бесплатным, и войти внутрь и познакомиться с представленными экспонатами мог любой человек. Но после кончины брата графа, на деньги которого жил музей, в истории особняка начался период регресса.

Ближе к концу XIX века музей перенесли в Москву. Сам особняк Румянцева поменял многих хозяев. После 1917 года его комнаты и залы разобрали самые разные структуры.

В 1938 году особняк Румянцева был сдан во владение Музею истории и развития Ленинграда.

Современность

К 2003 году особняк Румянцева в Санкт-Петербурге был полностью отреставрирован. Интерьер залов был восстановлен согласно их виду и убранству в 1880-х годах. На сегодняшний день в особняке располагаются экспозиции проходят тематические выставки и музыкальные вечера.

Особняк Румянцева, точнее, музей, обустроенный внутри, располагает 4 постоянными экспозициями: "История здания и его владельцев", "НЭП. Образ города и человека", "От будней к праздникам. Этюды из 30-х гг." и "Ленинград в годы войны".

В помещениях первой экспозиции можно увидеть историческую документацию, связанную с самим особняком, копии его архитектурных планировок, посмотреть интерьер особняка в начале XX века, познакомиться с данными обо всех собственниках этого дома и увидеть их лица на портретах. Один из подразделов экспозиции рассказывает о самом графе Румянцеве.

Вторая экспозиция отражает времена НЭПа в истории города. В помещениях и комнатах воссозданы типовые виды Петербурга того времени: "Мастерская сапожника", "Ресторан", "Ателье модистки", "Коммунальная кухня" и другие. Звучащая музыка и пробегающая на экране городская кинохроника позволяют посетителям целиком погрузиться в атмосферу тех лет. Кроме того, в экспозиции есть различные печатные материалы: афиши кинофильмов, календари, газеты, книги.

Третья экспозиция поведает гостям о 30-х годах. Здесь можно посмотреть одежду тех времен, предметы обихода и фотоснимки, продукцию, которую производили фабрики того периода.

Четвертая экспозиция посвящена блокаде Ленинграда. Здесь можно увидеть бомбоубежище и знаменитую записную книжку школьницы рассмотренную на Нюрнбергском процессе, а также доказательства голода во время войны ‒ заменители продуктов и блокадный хлеб.

Особняк Румянцева в СПб: отзывы

Место это действительно заслуживает внимания. Жители Петербурга и гости города выделяют интересные коллекции, которыми располагает особняк Румянцева. Фото есть в статье, и можно сказать, что само здание имеет поистине впечатляющий вид.

Заключение

Особняк графа Румянцева уже со времен своего основания стал жизни Северной столицы. Граф выполнил бесценную просветительскую работу на безвозмездных началах: он собрал уникальную коллекцию самых разных исторических предметов, древних рукописей, церковных книг и других памятников русской истории и культуры.