Урок биологии "аквариум". Конспект занятия «Экскурсия в океанариум Oбобщение и повторение изученного

С 1 октября 2019 г. по 30 апреля 2020 г. Приморский океанариум приглашает школьников принять участие в программе «Урок в океанариуме» в рамках проекта «Просветительская среда».

Внимание! На новогодних выходных проект «Просветительская среда» не работает! Просим записываться на посещение проекта с 15 января 2020 г .

ПРОГРАММА «УРОК В ОКЕАНАРИУМЕ»

Занятия в рамках программы «Урок в океанариуме» проводятся в экспозициях. Продолжительность занятия — от 45 до 90 мин.

Расписание начала занятий: 10:00 (для начальных классов), 11:00 (после посещения выступления в дельфинарии), 14:00, 15:00 (после посещения выступления в дельфинарии)

Занятия проводятся бесплатно для школьников и сопровождающих их взрослых (один взрослый на 10 учеников включая учителя). Группа школьников — до 30 человек. В рамках занятия школьники смогут посетить выступление морских млекопитающих в дельфинарии в 11:00 и 15:00. Правила участия в программе «Урок в океанариуме»

ВАЖНО: В программу занятий не входит экскурсия по всем экспозициям океанариума! Тематические экскурсии предлагаются на платной основе

ВАЖНО!

Занятие проводится для одного класса до 30 детей одного возраста.

- «Урок в океанариуме» проходит в ограниченном количестве экспозиций и НЕ ВКЛЮЧАЕТ обзорную экскурсию.

Поездка в океанариум может быть организована родителем, но присутствие педагога с классом ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Сопровождающие лица по правилам программы следят за дисциплиной группы и помогают раздавать и собирать материалы занятия.

Дети должны иметь при себе пишущие принадлежности в день занятия.

Необходимо приезжать за 20 минут до начала занятия.

Как стать участником программы «Урок в океанариуме»:

Запись на занятия производится через регистрационную форму . Организатор посещения заполняет заявку и пересылает на электронную почту . Заявка может считаться принятой только после получения подтверждения по электронной почте!

В ответ на заявку организатор получает описание занятия для подготовки к нему класса, памятку для педагога , ответственного за посещение, и памятку для сопровождающих (1 взрослый на 10 детей, включая преподавателя).

- Описание занятия предназначено для педагога, который повторяет с классом нужную тему. Памятки передаются педагогу, ответственному за посещение и сопровождающим, которые должны ознакомиться с ними и поставить подписи.

За 6 дней до посещения «Урока в океанариуме» (четверг накануне) организатор посещения отправляет на электронную почту oceaneducation@сайт скан-копию приказа директора школы с указанием количества и возраста детей (класса), ФИО преподавателя, сопровождающего класс, а также скан памятки , подписанной педагогом.

За 2 дня до посещения «Урока в океанариуме» на электронный адрес oceaneducation@сайт необходимо отправить ФИО сопровождающих лиц, скан памятки, подписанный сопровождающими лицами и номер автобуса (в случае, если на момент подачи заявки и приказа не было информации по данным позициям).

Замена взрослого, сопровождающего детей, возможна не позднее, чем за 2 дня до посещения, и об этом необходимо уведомить контактное лицо от Приморского океанариума.

При посещении педагогу , ответственному за посещение, необходимо иметь при себе:

  • оригинал приказа директора школы,
  • подписанный оригинал памятки педагогу,
  • подписанный оригинал памятки сопровождающим,
  • паспорт.

Сопровождающим лицам иметь при себе паспорта.

Цель : сформировать знания о водном биогеоценозе .

Задачи :

    Отработать умение определять взаимосвязи организмов в аквариуме и причины неустойчивости равновесия этой искусственной системы.

    Ознакомить с правилами ухода за аквариумом.

Оборудование : аквариумы, «Цепи питания в аквариуме».

В начале занятия в короткой беседе мобилизуются знания студентов о том, что такое «биогеоценоз», «пищевые связи», «цепи питания», «экологические группы организмов». В беседе студенты вспоминают также о том, что различные водные и наземные биогеоценозы различаются по видовому составу населяющих их организмов, по условиям обитания и по размерам занимаемых территорий. Преподаватель сообщает, что с особенностями водных биогеоценозов студенты ознакомятся на ближайших занятиях, и предлагает на данном занятии рассмотреть простейшую искусственную экологическую систему- аквариум. Преподаватель поясняет, что аквариум можно рассматривать как модель биогеоценоза, так как в нем, как и в любом биогеоценозе, имеются органические компоненты- растения, животные и микроорганизмы, неорганические- вода и грунт, имеется комплекс взаимосвязей между организмами и факторами неживой природы.

Затем преподаватель ставит перед студентами задачу определить основные экологические группы организмов в аквариуме. Студенты устанавливают, что в аквариуме есть все основные группы организмов,характерные для биогеоценоза: создатели органического вещества – одноклеточные и многоклеточные водоросли и другие водные растения; потребители-водные беспозвоночные и рыбы, питающиеся растениями, одноклеточными микроорганизмами, другими беспозвоночными; разрушители- различные микроорганизмы, которые разлагают органические вещества до простых неорганических соединений. Преподаватель поясняет, что растительноядных животных называют потребителями первого порядка, а плотоядных- потребителями второго порядка. Между всеми экологическими группами организмов устанавливаются различные взаимосвязи, прежде всего пищевые связи. Растения в процессе фотосинтеза поглощают из воды соли и углекислый газ, выделяемый организмами, обитающими в аквариуме. Животные поглощают кислород, выделяемый растениями, поедают растения или других животных- обитателей аквариума.

Преподаватель предлагает одному из студентов изобразить на доске(а остальным- в тетрадях) схему взаимосвязей между основными группами организмов в аквариуме.

Затем преподаватель предлагает студентам рассмотреть таблицу «Цепи питания в аквариуме» и отметить особенности этих цепей питания. Студенты отмечают, что цепи питания в аквариуме очень короткие - всего 2-3 звена. Преподаватель поясняет, что длина цепей питания зависит от видового состава населяющих биогеоценоз организмов. В аквариуме видовой состав очень беден. На такой небольшой территории может существовать только ограниченное число организмов. В природе такой биогеоценоз, с бедным видовым составом и короткими цепями питания, не смог бы существовать. Жизнь в аквариуме поддерживается искусственно: создается нужная температура воды, освещенность, насыщенность воды кислородом, извне привносятся недостающие звенья цепей питания.

На конкретных примерах рассматриваются возможные причины нарушения равновесия в аквариумах с разным видовым составом организмов и способы устранения этих нарушений. Так, в аквариуме, где есть водные растения, улитки, дафнии, плотоядные рыбы, равновесие нарушается из-за недостатка пищи для рыб: рыбы поедают дафний быстрее, чем они размножаются. В цепи питания выпадает одно звено- дафнии. Для поддержания жизни в аквариуме необходимо периодически вносить извне дафний и другой корм для рыб.

Если в аквариуме нет улиток, вода и стенки становятся мутными, бурно развиваются одноклеточные зеленые водоросли (вода в аквариуме «цветет»), условия жизни в аквариуме ухудшаются. Устранить эти нарушения можно, заселив аквариум улитками, которые поедают водоросли, различные органические остатки и очищают аквариум.

В последующей обобщающей беседе обсуждаются правила ухода за аквариумом, выясняют, какой водой и грунтом следует заполнять аквариум, какими водными растениями, беспозвоночными и рыбами заселить его, какой температурный и воздушный режим следует соблюдать, чем и как кормить рыб, и др.

В конце занятий преподаватель дает студентам задания. Одной группе студентов поручает оформить на сменном стенде колонку «Аквариум» (привести практические рекомендации по созданию аквариума и уходу ха ним). Другой группе дается задание подготовить к следующему занятию доклады на темы « Значение водной растительности в жизни водоема», «Рыбы наших водоемов», «Ценные и промысловые рыбы». Третьей группе студентов преподаватель предлагает провести наблюдение за жизнью в аквариуме: очисткой стенок аквариума улитками, рождением и развитием молоди рыб; привыканием рыб к месту и времени кормления и др.

Отдельным студентам по их желанию можно дать задания провести специальные наблюдения. Содержание заданий приводится ниже.

Задание 1. Проведите наблюдения за рыбами гурами (петушками или скаляриями) в период нереста и после него. Ответьте на вопросы:

    Как ведут себя рыбки перед икрометанием? Во время его?

    Проявляется ли у рыб этого вида забота о потомстве?

    Имеются ли внешние различия между самкой и самцом в период нереста?

    Сохраняются ли внешние различия полов после нереста?

    Влияют ли внешние условия (количество корма, температура, освещение и др.) на размножаемость рыб в аквариуме.

    Сколько времени проходит с момента нереста до выклюва молоди из икры?

Задание2. Проведите наблюдения за аквариумными рыбками и выясните биологические особенности размножения рыб различных видов (гуппи, меченосцы, петушки, гурами, золотые рыбки).

Ответьте на вопросы:

    Какие рыбы мечут икру? Для каких рыб характерно живорождение?

    Рыбы каких видов проявляют заботу о потомстве?

    В чем особенности поведения рыб каждого из видов перед нерестом(перед рождением мальков)?

    У рыб каких видов внешние различия между особями разных полов появляются в период размножения? В чем они проявляются?

    У рыб каких видов внешние различия между самцами и самками имеются всегда, независимо от их физиологического состояния?

Задание 3. Некоторые рыбы имеют свойство приобретать окраску, сходную с фоновой окраской окружающей среды обитания (покровительственную). Для наблюдения за изменением окраски рыб проведите следующие опыты.

    В аквариум со светлым грунтом посадите несколько речных окуньков, отметьте в тетради, какая у них окраска. Через сутки установите, изменилась ли окраска рыб. Данные занесите в тетрадь.

    Перенесите окуньков в аквариум с темным грунтом(темная галька или хорошо промытый древесный уголь). Отметьте, какие изменения произошли в окраске рыб и за какой промежуток времени. Пронаблюдайте, происходит ли подобное с обычными видами аквариумных рыб. Результаты опытов занесите в тетрадь.

Ромела Арушанян
Конспект занятия «Экскурсия в океанариум»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка Детский сад №69 «Золотой ключик» .

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе на тему

«Экскурсия в океанариум »

Составила и провела :

Воспитатель

МБДОУ д/с №69

«Золотой ключик» .

Арушанян Р. Р. -

Интегрированное занятие «Экскурсия в океанариум » во второй младшей группе

Интеграция образовательных областей :

Познавательная,

Речевая,

Художественно-эстетическая

Тема : «Экскурсия в океанариум » (конспект интегрированного занятия )

Цель : расширять первоначальные знания детей о морях и океанах и обитателях морского дна.

Задачи :

Развивать воображение,

Творческие способности,

Мелкую моторику рук,

Самостоятельность и инициативу воспитанников;

Воспитывать эстетическое отношение к природе.

Методы и приёмы : беседа, экскурсия в океанариум в д/саду (1 этаж) вопросы, ответы, игра, рассказывание, рассматривание иллюстраций,

Предварительная работа : беседы на тему : «Вода» , «Океаны и моря » , «Обитатели морского дна» , чтение энциклопедических изданий.

Словарная работа : океанариум , шторм, омывают, экскурсовод , обитатель.

Оборудование и атрибуты : выставка ракушек, макеты морского дна- в океанариум (д/сад 1 этаж) , выставка обитателей морских глубин, иллюстрации морских животных, бумага для рисования, гуашь для рисования рыб ладонью, салфетки,музыкальное сопровождение.

Ход занятия

1. Вводная часть. Организационный момент.

Воспитатель : Какой сегодня прекрасный день. Давайте улыбнёмся друг другу. Как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы.

Воспитатель : Ребята, у каждого человека есть мечта. Скажите, о чём вы мечтаете? (Ответы детей) .

Воспитатель : У меня тоже есть мечта. Я мечтаю, хотя бы один раз спустится на дно морское и полюбоваться красотою подводного мира, поэтому я предлагаю вам совершить экскурсию в одно необычное и удивительное место -в океанариум (д/сад 1 этаж) . Хотите?

Дети : Да.

Воспитатель : А экскурсоводом буду я .

Воспитатель : Но сначала приглашаю вас слушать подводного мира. (Звучит глухой шум- это рокот моря во время шторма) .

Воспитатель (крутит глобус) :

На земле четыре океана

омывают континенты, страны,

к суше разливаются морями.

В ней проложены дороги кораблями.

То штормят моря, то спят спокойно.

Ветру по моря гулять привольно.

Суши в этом мире меньше чем воды.

Под водой растут волшебные сады,

Они дивных обитателей полны

Разной формы цвета величины.

Воспитатель : Ребята, а теперь выходим из группы и дружно идем за мной. Мы с вами в океанариуме (1 этаж) . Океанариум - это большой дом для обитателей океанов и морей . А какие океаны и моря вы знаете ?: Тихий океан , Атлантический, Северно-ледовитый Индийский, Чёрное море, Красное, Жёлтое (Дети повторили после объяснения воспитателя) . Океанариум - это маленькая модель большого океана . Его создал наш бывший работник Муравьёв Виктор Виленович, своими руками с помощью кисти и краски.

Ребята, океанариум , это очень трудное для произношения слово. Давайте попробуем его повторить, помогая себе хлопками. Приготовьте руки. О-ке-а-на-ри-ум. (хлопки на каждый слог) А теперь давайте ещё раз похлопаем и посчитаем, сколько в этом слове слогов. (Дети повторяют хлопки) . Сколько слогов в этом слове? (Ответы детей.) .

Правильно в этом слове шесть слогов.

Дети, а кто может жить в океанариуме ? (Дельфины, рыбы, крабы, осьминоги)

А как можно назвать этих обитателей ласково? (Рыба - рыбонька, рыбка, краб- крабик, осьминог-осьминожек)

2. Основная часть.

Воспитатель : Ну, что ж, нам пора начинать экскурсию . Посмотрите, здесь нас ждут первые обитатели. Кто это? (Крабы)

Боком, боком, ходит краб, встретит рыбку- цап- царап!

Скажите, чем покрыто туловище краба? (Панцирем)

А с помощью чего передвигается краб? (Краб передвигается с помощью щупалец)

А что ещё есть у краба? (У краба есть клешни и глаза)

Ребята, один краб - много крабов

Ребята, посмотрите крабу очень скучно плавать одному. Давайте мы его повеселим, и поиграем в игру “Море волнуется раз».

Физкультминутка.

Море волнуется раз! (Шагаем на месте)

Море волнуется два! (Наклоны влево, вправо)

Море волнуется три!

Морская фигура замри! (Присели)

Воспитатель : Продолжаем нашу экскурсию . Ребята, отгадайте загадку :

“У кого ноги растут из головы? ” (Осьминог)

А сколько ног у осьминога? (У осьминога восемь ног)

Ребята, скажите, а что делают осьминоги под водой? (Плавают)

А что делают, когда прячутся от хищников? (Прячутся, уплывают)

Кто ещё может рассказать об осьминоге?

Дети : Осьминог когда сердится, меняет цвет. Может стать белым или выпускает чернильное пятно, чтобы отпугнуть врагов.

А что делают осьминоги друг с другом? (Играют)

Воспитатель : Продолжаем нашу экскурсию .

Ребята, кто может рассказать, из каких частей состоит рыба?

Дети : У рыбы есть голова, туловище, жабры, хвост и плавники. При помощи хвоста и плавников рыба плавает в воде, при помощи жабр она дышит.

Воспитатель : Молодцы! Всё правильно. А что еще мы видим в океанариуме . Ответы детей (водоросли, ракушки, морские звезды,морского коня)

Воспитатель : На этом наша экскурсия заканчивается и мы возвращаемся в группу.

Воспитатель : А теперь занимаемся свои места за столами. Перед вами у каждого лежит лист. гуашь в в тарелке. Мы должны нарисовать рыбки в океане . Но вместо кисточек мы используем наши пальчики и ладошки. (Показ образца) .

Воспитатель : - Молодцы ребята, хорошо справились с заданием. Давайте покажем друг другу свои работы.

3. Итог занятия .

Воспитатель :

Ребята, где мы сегодня с вами побывали? океанариуме ) .

А что мы там видели?

Каких обитателей встретили?

Что вам запомнилось интересного? (Ответы детей)

С морскими обитателями знакомы вы теперь.

Всем спасибо!

Добавлено фото с экскурсии .

Публикации по теме:

Конспект занятия «Весенняя экскурсия в лес» «Весенняя экскурсия в лес» Цель: Показать детям изменения, происходящие в природе в связи с наступлением тепла (земля покрылась травой,.

Советую побывать в океанариуме. Очень интересно. Целью было пополнить свои знания и приобщить своих детей к природе водного и подводного.

Интегрированное занятие «Экскурсия в океанариум» во второй младшей группеИнтеграция образовательных областей: - познавательная, -речевая,.

Конспект интегрированного занятия «Экскурсия по телецентру» Задачи: Образовательная: способствовать накоплению умений считать до 10 и обратно, упражнять в количественном и порядковом счете, ориентировке.

С 19 сентября каждую среду Приморский океанариум открыт только для организованных групп дошкольников, школьников и студентов. Там начинают работу роект «Просветительская среда». Об этом сообщает «Приморская газета» со ссылкой на пресс-службу океанариума.

Каждую среду в течение учебного года океанариум посещают порядка 500 человек, и большинство из них школьники. На «Урок в океанариуме» приезжают школьники не только из Владивостока, но и из других населённых пунктов Приморья и даже из Хабаровского края

— Наиболее популярны «Уроки в океанариуме» для школьников всех классов, — уточнила начальник отдела экологического просвещения Наталья Мирошникова. — 13 занятий разработаны на основе федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, из них пять — специально для младших классов. Ученики этого возраста — самые активные участники «Просветительской среды», поэтому мы расширили количество занятий для начальной школы, а для первых классов вводим занятия с игровыми модулями. Также «Уроки в океанариуме» позволяют углубиться в темы, которые мало изучают в школе, участвуя в проекте можно узнать о мире микроскопических организмов или эволюции жизни на Земле и в океане.

Занятия в рамках проекта «Урок в океанариуме» разработаны по таким предметам, как биология, окружающий мир и география. Они проходят в экспозициях, где дети могут увидеть животных в условиях, схожих с естественной средой их обитания. Все занятия проводятся бесплатно, но на них необходимо записываться заранее. Информация по записи находится на вкладке «Просветительские программы», также мы предлагаем тематические экскурсии, школьные мастер-классы и лабораторные занятия.

— У каждого занятия в океанариуме обязательно присутствует экологическая составляющая, мы рассказываем детям, как беречь и сохранять водную среду и её обитателей, — добавила начальник службы обеспечения исследований Приморского океанариума Ольга Шевченко. — Во время занятий мы показываем, каким разнообразным и хрупким может быть окружающий мир и объясняем, что каждый из нас несёт ответственность за его сохранение.

Востребованность «Урока в океанариуме» привела к тому, что со временем он вырос в большой образовательный проект «Просветительская среда», в рамках которой проходят игровые экскурсии для дошкольников, а также экскурсии для воспитанников детских домов, коррекционных школ и реабилитационных центров. Помимо этого, по средам на базе Приморского океанариума организованы занятия для студентов различных специальностей — биологов, экологов, дизайнеров, а также для иностранных студентов, изучающих русский язык. Почти 20 тысяч ребят уже приняли участие в «Просветительской среде».