Особенности политической системы 1930 х гг. Возвышение сталина


Политическая система СССР 30-х гг. являлась особой формой тоталитаризма. Под тоталитарным режимом подразумевают политический строй, при котором государственная власть в обществе сосредоточена в руках какой-либо одной группы (политической партии), уничтожившей в стране демократические свободы и возможность появления политической оппозиции. При таком режиме правящая группа полностью подчиняет жизнь общества своим интересам и сохраняет власть благодаря насилию, массовым репрессиям, духовному подчинению населения. «Тоталитарная система» - это: 1. Насильственное установление однопартийной системы; 2. Уничтожение оппозиции внутри самой правящей партии; 3. Полное сращивание партийного и государственного управления; 4. Ликвидация системы разделения законодательной, исполнительной и судебной властей; 5. Создание массовых общественных организаций, с помощью которых партия обеспечивает контроль над обществом; 6. Приведение к единообразию всей общественной жизни; 7. Авторитарный способ мышления; 8. Культ национального вождя; 9. Массовые репрессии. Партия в СССР являлась ядром тоталитарной системы. На всех государственных постах в стране находились члены правящей большевистской партии. Назначением и смещением государственных деятелей ведали не государственные, а партийные инстанции. Политбюро принимало окончательные решения о создании и закрытии наркоматов, о назначении и снятии руководителей. Ни один закон в стране не мог быть принят без предварительного одобрения его в Политбюро. Члены партии, работающие в государственных и судебных органах, были обязаны беспрекословно выполнять прежде всего решения вышестоящих партийных инстанций. К концу 30-х годов ВКП(б) утратила остатки демократизма, исчезли диспуты, воцарилось полное единство. Население было охвачено официальными массовыми организациями (профсоюзы, ВЛКСМ, пионерская организация), которые подчинялись партии. Вся идейно-воспитательная работа была направлена на возвеличивание Сталина, на поиск врагов народа, на идеологическое обоснование сталинского политического курса. Сталин создал систему карательных органов против инакомыслящих, а также потенциально опасных. В начале 30-х годов прошли политические процессы над прежними оппонентами большевиков – бывшими меньшевиками и эсерами, почти все они были расстреляны. Был создан секретный отдел НКВД, занимавшийся уничтожением политических противников власти. В 30-50е годы по обвинению в государственной измене были вынесены приговоры около 4 млн. человек.(убийство Кирова, Рыкова, Бухарина). Началом расправы с беспартийной интеллигенцией, старыми специалистами стало «шахтинское дело», призванное объяснить хозяйственные трудности вредительством. Были расстреляны 48 руководителей пищевой промышленности по обвинению в организации продовольственных трудностей. Были проведены массовые аресты экономистов-аграрников, агрономов и др.специалистов с/х. (процесс над несуществующей Трудовой крестьянской партией). Были арестованы крупнейшие ученые-историки – Платонов, Дружинин, группа авиаконструкторов, микробиологов, физиологов. С помощью террора Сталин пытался ликвидировать социальную напряженность в стране. В 1936 г была принята новая Конституция. Она провозглашала ликвидацию частной собственности и создание 2-х форм собственности – государственной и колхозно-кооперативной. Политической основой СССР были признаны Советы депутатов трудящихся. Компартии отводилась роль руководящего ядра общества. Конституция представляла всем гражданам основные права и свободы – свободу совести, слова, печати, собраний. Высшим руководящим органом страны стал Верховный Совет СССР, состоящий из двух палат – Совета Союза и Совета Национальностей. В реальной жизни большинство норм Конституции оказалось пустой декларацией. Функции по распоряжению социалистической собственностью и политическая власть сосредоточились в руках Сталина и партийно-государственного аппарата и оказались отчужденными от народа.

Политическая система СССР в 1930-е гг.

Утверждение всœевластия партийного аппарата и сращивание его функций с функциями государственных органов власти составили сущность сталинизма, который приобрел форму режима личной власти (культа личности). Сталинизм имел свою социальную базу: активную - ближайшее окружение вождя и пассивную - народные массы, в числе которых рабочие, сельская беднота͵ среднее крестьянство, маргинальные слои. В 20-е гᴦ. в руках Сталина было сосредоточено всœе дело назначения руководящих кадров в стране, размещения их на различных уровнях номенклатуры. К серединœе 30-х можно считать политическую систему сталинизма окончательно сложившейся, что и было закреплено в новой Конституции СССР, которая была принятая на VIII съезде Советов 5 декабря 1936 ᴦ. и действовала до 1977 ᴦ. Конституция законодательно закрепляла "победу социалистического строя" в СССР. Высшим органом государственной власти объявлялся Верховный Совет СССР (вместо съезда Советов), а между его сессиями - Президиум. Конституция запрещала эксплуатацию человека человеком, ликвидировала классовые ограничения в избирательной системе, устанавливала всœеобщие, равные прямые выборы при тайном голосовании. В 1939 ᴦ. на ХVIII съезде ВКП(б) было заявлено "о победе социализма в основном" и о "переходе к развернутому строительству коммунизма". В советской политической модели тех лет присутствовали признаки, традиционно относимые к социализму: отсутствие эксплуататорских классов; замена частной собственности коллективистской; плановость, распространявшаяся на всœе народное хозяйство; гарантированное право на труд, бесплатное всœеобщее среднее образование; всœеобщее избирательное право. Формально-юридически устанавливалось наличие двух форм социалистической собственности - государственной и групповой (кооперативно-колхозной), хотя сложившаяся к тому времени директивная экономика характеризовалась фактически полным огосударствлением средств производства. Сталинизм существовал как цельная, исключительно жесткая, авторитарная идеология, охватившая собой всœе сферы жизни общества. В ее базе лежал марксизм-ленинизм, еще более упрощенный и измененный. Политический режим, сложившийся в СССР к концу 30-х годов, имел тоталитарный характер.
Размещено на реф.рф
Его основными чертами были: стирание границы между государством и обществом; сосредоточение власти в руках партийного аппарата (власть при этом не была ограничена законом и опиралась на репрессии); культ личности вождя; тотальный контроль над обществом и личностью; запрещение политической оппозиции и свободомыслия; тенденция к распространению вовне советских идей и порядков; обстановка "желœезного занавеса" (ᴛ.ᴇ. ограничения в области политических и гуманитарных контактов с зарубежными странами в условиях внешнеторговой государственной монополии).

Существуют и другие точки зрения на характер политического строя СССР 30-х годов. Сторонники первой точки зрения считают реальной победу социалистического строя в СССР, хотя в деформированном виде. В качестве аргументов приводятся такие признаки, как - ликвидация частной собственности, эксплуататорских классов, плановость, социальные права. Гипертрофированная роль государства и репрессивных органов, репрессии и т.д. признаются проявлением деформации, происшедшей под воздействием ряда факторов, в т.ч. отсталости страны, личности Сталина, враждебного СССР окружения и пр.

По мнению других авторов, сталинизм представлял собой один из крайних, экстремальных, а именно - ультралевый вариант общемирового общественного развития (в отличие от ультраправого - фашистского и в противоположность неолиберальному - американскому и западноевропейскому).

Конституция СССР 1936 года (неофициальные названия: ʼʼСталинская конституцияʼʼ, реже - ʼʼКонституция победившего социализмаʼʼ) - основной закон СССР, принятый VIII Всесоюзным чрезвычайным съездом Советов 5 декабря 1936 года, и действовавший до 1977 года.

Конституция провозгласила, что социализм в СССР победил и в основном построен. Это означало, что уничтожена частная собственность на средства производства и эксплуататорские классы (и следовательно диктатура пролетариата - пройденный этап), победили социалистические производственные отношения. Экономической основой провозглашалась плановая социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, которая имела ʼʼлибо форму государственной собственности (всœенародное достояние), либо форму кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединœений)ʼʼ.

Впервые в истории Советского государства Конституция 1936 года всœем гражданам предоставляла равные права:

всœеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании;

право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и болезни, право на образование (бесплатное).

Провозглашалась свобода совести, слова, печати, собраний и митингов, а также неприкосновенность личности и тайна переписки.

Земля, её недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, желœезнодорожный, водный, наземный и воздушный транспорт, банки, средства связи объявлялись всœенародным достоянием; земля, занимаемая колхозами, передавалась им в вечное пользование.

В статье 126 раздела "Основные права и обязанности граждан" Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков) провозглашалась представителœем ʼʼруководящего ядраʼʼ всœех общественных и государственных организаций (в Конституции 1924 года партия не упоминалась).

Высшей законодательной властью в стране объявлялся двухпалатный Верховный Совет СССР, а в перерывах между его сессиями - Президиум Верховного Совета СССР. В конституции отсутствовала должность единоличного президента страны, а функции ʼʼколлективного президентаʼʼ возлагались на Президиум Верховного Совета; предусматривалось равенство палат Верховного Совета и его право создавать следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу; закреплялась ответственность депутатов перед избирателями и право отзывать тех, кто не оправдывал оказанное им доверие.

Правительство страны сохраняло своё название - Совет Народных Комиссаров СССР, но в 1946 году оно было преобразовано в Совет Министров СССР. Правительство являлось высшим исполнительным органом, подотчетным Верховному Совету и его Президиуму.

Впервые в текст Конституции была включена специальная глава, устанавливающая основные права и обязанности граждан. Декларировалось право граждан на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости и при потере трудоспособности, на образование, свобода слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, неприкосновенность личности и жилища, тайна переписки. На практике, однако, большинство из этих прав постоянно нарушалось. Попытки реально использовать конституционное право на свободу слова влекли за собой преследование со стороны органов НКВД и осуждение за ʼʼантисоветскую агитациюʼʼ. Некоторые права власти сознательно не включили в текст Конституции, к примеру, право на свободу передвижения.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, Конституция СССР 1936 ᴦ. или, как ее еще называли, ʼʼСталинская Конституцияʼʼ, являлась во многом декларативным документом, прикрывавшим многочисленные нарушения законности в условиях тоталитарного режима.

Политическая система СССР в 1930-е гг. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Политическая система СССР в 1930-е гг." 2017, 2018.


Завершение формирования аппарата принуждения

Революция «сверху», развернувшаяся в конце 1920-х годов, внесла серьезные изменения во внутреннюю политику правящей партии, реанимировавшей военно-коммунистические методы управления страной, базировавшейся на принуждении и насилии. Большевики рассматривали революцию как апогей самой ожесточенной и непримиримой борьбы классов. В годы революции и гражданской войны как класс перестала существовать крупная буржуазия. Теперь пришла очередь мелкобуржуазных слоев - этой, по мнению большевиков, благоприятной питательной среды для буржуазного перерождения еще не совсем окрепшего советского общества. Наиболее многочисленной, а значит и особенно опасной, являлась прослойка сельской буржуазии - кулаки, по которым и был нанесен сокрушительный удар.

Поскольку в исправительно-трудовые лагеря стали направлять огромное число лиц, причисленных к классово-враждебным элементам, в структуре ОГПУ создали Главное Управление лагерей (ГУЛАГ). Труд заключенных широко использовался в народном хозяйстве. Заключенные добывали уголь и руду, нефть и золото, строили железные и шоссейные дороги, заготавливали древесину, выращивали хлеб, овощи, занимались животноводством. До 200 тыс. заключенных периодически привлекались для выполнения наиболее тяжелых работ на государственных предприятиях многих отраслей промышленности, включая оборонные, даже на ударных стройках пятилеток.

В первой половине 30-х годов завершилось формирование мощного, строго централизованного административно-политического аппарата принуждения. Милиция, ранее находившаяся в двойном ведении НКВД союзной республики и исполкомов местных Советов, была выведена из-под контроля республиканских и местных властей и подчинена непосредственно ОГПУ СССР. Органы ОГПУ самостоятельно вели следствия, устраивали судебные процессы, выносили приговоры и приводили их в исполнение. В июле 1934 г. ОГПУ было преобразовано в НКВД СССР. При нем стал действовать внесудебный орган - Особое совещание.

Обновилось территориально-административное деление СССР, основу которого, после упразднения округов, составили области и районы. Новая единообразная территориально-административная структура способствовала усилению централизованного управления страной.

Советы оставались в стороне от коллективизации, что породило у определенной части партийцев скептицизм в отношении их жизнеспособности в сельских местностях. Однако предложения о замене сельсоветов правлениями колхозов не прошли. Перед Советами были поставлены задачи «повернуться лицом к ударничеству в промышленности и колхозному строительству». В конце 1930 - начале 1931 гг. провели перевыборы Советов, чтобы обеспечить широкое представительство в них колхозников и ударников.

В конце 1932 г. в СССР устанавливается паспортный режим. Паспорта вводились для жителей городов, рабочих поселков, районных центров, новостроек, совхозов, МТС и др. Сельское население (колхозники) паспортов не получало и учитывалось по спискам, которые велись сельсоветами. Свобода передвижения колхозников ограничивалась. По существу, они были прикреплены к деревне.

Внедрение паспортной системы сопровождалось жестокой политикой чистки городов. По решению Политбюро (апрель 1933 г.) организовывались «трудовые поселения», куда ссылались крестьяне, саботирующие хлебозаготовки, а также бежавшие в города кулаки, нашедшие работу на промышленных предприятиях. На принудительные работы были осуждены тысячи людей.

Искоренение организованной оппозиции

В разгар коллективизации организуются крупные публичные политические процессы. В ноябре 1930 г. проходил процесс над Промышленной партией («Промпартией»), в ходе которого по обвинениям во «вредительской деятельности» был осужден ряд высокопоставленных специалистов, якобы связанных с разведками империалистических государств и разрабатывавших в качестве их агентов планы интервенции против СССР. В марте 1931 г. в Верховном суде началось слушание дела «Союзного бюро меньшевиков», которое обвинили в пособничестве иностранным спецслужбам.

В условиях острых антагонизмов в аграрном секторе и роста социального напряжения в городах политические процессы начала 1930-х годов играли роль «превентивного удара» правящего режима по его «потенциальным противникам» в среде «старой» интеллигенции, представители которой работали в сфере государственного управления, в армии, в вузах, научных учреждениях и др. По мнению партийной верхушки, «буржуазные специалисты» могли сыграть роль идейных вождей или, по крайней мере, «пятой колонны» в случае широкомасштабных социально-классовых конфликтов, угроза которых была вполне реальной. В этих же целях в партии разворачивалась кампания по дискредитации лидеров «правой оппозиции», «идейно разгромленных» в конце 1920-х годов, но, с точки зрения сталинского окружения, имевших серьезное влияние в партийных массах и способных при определенных условиях перехватить политическую инициативу.

На XVI съезде партии (июнь - июль 1930 г.) было организовано обличение «правого уклона». Бухарин на съезде не присутствовал. Рыкова, Томского и Угланова вынудили признать «свои ошибки» и публично раскаяться. Тем не менее, в декабре 1930 г. Пленум ЦК ВКП(б) освободил Рыкова от обязанностей председателя Совнаркома СССР и члена Политбюро. Совнарком возглавил верный соратник Сталина - Молотов, а членом Политбюро стал Орджоникидзе.

Сталин последовательно искоренял последние ростки оппозиционности в высших эшелонах власти. В декабре 1930 г. из состава ЦК ВКПб) были выведены кандидаты в члены Политбюро, председатель Совнаркома РСФСР Сырцов и секретарь Закавказской парторганизации Ломинадзе. Сырцову инкриминировали неверие в обоснованность ускорения индустриализации, а Ломинадзе ставили в вину намерение притормозить темпы сплошной коллективизации в своем регионе. Тем самым партийное руководство предупреждало коммунистов, что самые строгие меры будут приняты не только за попытки встать в оппозицию, но и за колебания и сомнения в реализации «генеральной линии» партии.

В начале 1930-х годов в правящей партии уже не было организованной оппозиции сталинскому курсу. Возникали лишь локальные очаги протеста сложившимся в стране порядкам. М. Рютин, один из непримиримых противников «новой оппозиции», создал в августе 1932 г. «Союз марксистов-ленинцев», противопоставлявший себя «Сталину и его клике». Обличая Сталина, М. Рютин писал, что «гигантская централизация всего аппарата пролетарской диктатуры и сила политической инерции привели к тому, что Сталин, нажимая на одну кнопку террора, заставляет служить своим интересам весь механизм партии, Советов, профсоюзов, кооперации и др. Все винтики -большие и маленькие, второстепенные и первостепенные -хотят они или не хотят, «верят» они или «не верят», вынуждены вращаться вместе со всей машиной».

Организация М. Рютина просуществовала всего месяц. В сентябре 1932 г. начались аресты. В октябре на объединенном Пленуме ЦК и Президиума ЦКК Сталин провел решение о немедленном исключении из партии всех, «знавших о существовании этой группы». Коллегия ОГПУ приговорила Рютина к расстрелу. Однако ряд членов Политбюро (Киров, Орджоникидзе, Куйбышев) выступили против расстрела видного в прошлом большевика. Под их влиянием Сталину пришлось согласиться на замену смертного приговора Рютину 10-ью годами тюремного заключения.

Дальнейшие процессы по искоренению партийной оппозиции были связаны со смертью С. М. Кирова, которая послужила толчком к дальнейшему развитию политики репрессий.

Реакция на убийство Кирова последовала мгновенно. Уже 1 декабря 1934 г. было принято постановление Президиума ЦИК СССР о порядке ведения дел по подготовке или совершению террористических актов. Сроки следствия по данной категории дел сокращались до 10 дней. Обвинительное заключение вручалось обвиняемому всего за сутки до суда, в котором дело рассматривалось без прокурора и адвоката. Обжалование приговора и подача ходатайств о помиловании не допускались. Приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно. По этому закону только в декабре 1934 г. было репрессировано 6501 чел. Позже (сентябрь 1937 г.) аналогичный порядок вводился и по делам о вредительстве и диверсиях. В марте 1935 г. принят закон о наказании членов семей изменников Родины, а в апреле указ ЦИК СССР разрешил привлекать к уголовной ответственности детей с 12 лет.

ЦК ВКП (б) разослал всем партийным организациям закрытое письмо «О последствиях событий, связанных со злодейским убийством товарища Кирова». В нем декабрьская трагедия связывалась с «троцкистско-зиновьевским заговором» и коммунистов призвали изгонять из партийных рядов «приспешников» Троцкого, Зиновьева и Каменева. В январе 1935 г. Зиновьева и Каменева с группой их сторонников предали суду. На закрытом процессе Зиновьева осудили на 10 лет, Каменева - на 5, и на разные сроки тюремного заключения - всех остальных обвиняемых.

В марте-апреле 1935 г. Особым совещанием НКВД СССР старые и авторитетные большевики, принадлежавшие в начале 1920-х годов к «рабочей оппозиции» - Шляпников, Медведев, Масленников и другие, были осуждены на различные сроки заключения.

В 1935 г. проводилась проверка партийных документов, которой занимались партийные органы совместно с НКВД. В ходе ее собирались досье на коммунистов. За коммунистами, исключенными в процессе проверки из партии, устанавливалась слежка, многие из них арестовывались. На 1 декабря 1935 г. в связи с исключением из партии было арестовано более 15 тыс. чел.

Главный удар был нанесен по бывшим политическим соперникам Сталина, их действительным и мнимым сторонникам в партии. В политике правящей партии четко обозначилась тенденция к чистке партийных кадров и прежде всего старых коммунистов. Еще до начала августовского процесса (29 июля) ЦК ВКП(б) разослал всем партийным комитетам письмо, где утверждалось, что троцкисты и зиновьевцы сформировали террористические группы в Москве, Ленинграде, Горьком, Минске, Киеве, Баку и других городах. Они орудуют в стране, говорилось в письме, под «личиной коммунистов», и каждый большевик обязан распознать врагов, «как бы хорошо они ни маскировались». Это был откровенный призыв к партии искать врагов в собственных рядах, что имело далеко идущие последствия. Однако широкомасштабные карательные акции последовали не сразу. Партийное руководство пыталось продолжить политику «умиротворения» общества, дать ему передышку от предшествующей борьбы с кулаками, «вредителями», «оппозиционерами», «социально-чуждыми элементами» и другими категориями «врагов».

Конституция СССР 1936 г

Один из существенных элементов политики «умиротворения» общества касался разработки и принятия новой Конституции. 5 декабря 1936 г. чрезвычайный VIII съезд Советов СССР принял новую Конституцию, которая внесла серьезные изменения в структуру органов власти. Упразднялись областные, республиканские и всесоюзные съезды Советов. Их место заняли районные, городские, областные, республиканские Советы, избираемые всем населением путем прямого голосования, что приближало советскую систему к представительным органам традиционного (парламентско-муниципального) типа. Вместо ВЦИК образовался Верховный Совет СССР, избираемый всем населением и состоящий из двух палат - Совета Союза и Совета национальностей.

Серьезной реформе подверглась избирательная система. Вводилось всеобщее, прямое, равное и тайное голосование. Избирательными правами наделялись все граждане СССР независимо от их социального происхождения. Упразднялось различие в нормах представительства рабочих и крестьян. Расширились общедемократические права граждан. В Конституции провозглашался целый ряд социальных прав новых для конституционного права - право на труд, на отдых, на получение образования, на материальное обеспечение в старости или в случае потери трудоспособности и др. Эти принципы получили общемировое признание и стали важным компонентом любой современной системы взглядов на гражданское общество.

Конституция 1936 г. провозглашала и другие демократические права, во многом заимствованные из западноевропейской традиции, такие, как свобода совести, свобода слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий, неприкосновенность личности, жилья, независимость судов и право обвиняемых на защиту.

Закладывался фундамент государственной идеологии, в основе которой лежало не учение о классовой борьбе, а социальное примирение, общность граждан или, говоря языком тех лет, «морально-политическое единство советского общества». Конституция отражала эволюцию государственного строительства в СССР в сторону формирования государственности традиционного типа с представительными формами власти, развитой системой органов государственного управления, с атрибутами, необходимыми любому государству.

Новая Конституция была нужна генсеку и потому, что он хотел видеть себя не только вождем партии, но и всей страны. Сталин, провозгласив в Конституции «нерушимое единство» рабочих и крестьян, трудовой интеллигенции, наций и народностей СССР, превращался в вождя многонационального советского народа, державы, раскинувшейся на просторах одной шестой части планеты. Конституция как бы подводила итог государственного строительства, которым он руководил, и была призвана показать миру, что, возглавив страну, лежащую в руинах гражданской войны, именно он, Сталин, привел ее к победе социализма. Культ Сталина вступал в новую фазу развития, отличавшуюся, как ни парадоксально, если иметь в виду принятие в целом демократичной Конституции, беспрецедентными по масштабам репрессиями.

Изменения в политической системе

В 1930-е годы серьезные изменения претерпела политическая система советского общества. Ядро этой системы - ВКП(б) все больше врастало в государственные структуры и интенсивно огосударствлялось. Сталинские репрессии выбили поколение старых большевиков из политической жизни, и на их смену пришли молодые кадры, мало отличавшиеся от управленцев в собственном смысле этого слова. С января 1934 г. по март 1939 г. на руководящие партийные и государственные посты было выдвинуто более 500 тыс. новых работников. В 1939 г. только из 333 секретарей обкомов, крайкомов и ЦК национальных компартий 293 чел. являлись выдвиженцами XVII съезда ВКП(б). Причем среди этого важнейшего звена партийного руководства 61,6 % составляли молодые люди в возрасте от 26 до 35 лет, 29,4 % - от 36 до 40 лет. В абсолютном большинстве (80,5 %) это были коммунисты, вступившие в партию после 1923 г. В начале 1937 г. картина была иной: среди секретарей обкомов, крайкомов и ЦК нацпартий коммунисты с дореволюционным партстажем составляли 38,6 % и 41,6 % имели партстаж с 1918 по 1920 г. В 1939 г. еще меньшим партстаж был у секретарей райкомов, горкомов и окружкомов партии - 93,5 % этих руководителей вступили в партию после 1924 г. Таким образом, партийная власть перешла от «старой большевистской гвардии» к выдвиженцам Сталина.

Полное единогласие, строгая иерархия, жесткое администрирование, военная дисциплина, укоренившиеся в ВКП(б), соответствующим образом отражались на всей советской политической системе, имевшей мало общего с той моделью, которая была зафиксирована в Конституции 1936 г.

На сферу государственного управления решающее воздействие оказывали задачи социально-экономических преобразований, которые решались через механизм административно-силового принуждения, что неизбежно вело к формированию мощного репрессивного аппарата, внесудебных учреждений типа «троек», к усилению централизации в управлении страной, прочному внедрению административно-директивных методов управления, повышению роли партийно-государственного аппарата в организации политической, хозяйственной, социальной, культурной жизни страны и соответственно к затуханию той активности общественных организаций, которая была характерна для них в 20-е годы.

Комсомол, возглавляемый в 30-е годы ярким молодежным лидером Косаревым, переживал сложный период развития. Комсомольцы были ударной силой строек первых пятилеток и своим поистине героическим трудом обеспечили успехи индустриализации. Они с необыкновенной жаждой знаний учились и пополняли ряды интеллигенции, достигали высот науки, культуры, творчества. Многие воспитанники комсомола достойно проявили себя на государственном поприще, в армии, в науке, образовании и культуре. Вместе с тем для развития ВЛКСМ как общественно-политической организации были характерны те же тенденции, что и для партии. В своей внутренней организационной структуре комсомол во многом копировал ВКП(б): действовали те же ЦК, обкомы, крайкомы, райкомы ВЛКСМ с профессиональными комсомольскими работниками, выступавшими от имени сотен тысяч рядовых комсомольцев и руководившими многочисленными комсомольскими организациями примерно теми же методами, что и партийные функционеры. Они точно так же, как и партаппарат, главную задачу видели в исполнении партийных директив вышестоящих партийных органов. Несмотря на это, партийное руководство суживало сферу деятельности комсомола. В апреле 1936 г., после пятилетнего перерыва, что противоречило уставу, собрался X съезд ВЛКСМ. На нем был принят новый устав ВЛКСМ, согласно которому комсомол лишался даже формального права активно влиять на общественно-политические процессы. Отныне сфера его деятельности ограничивалась воспитанием своих членов в духе преданности делу Ленина-Сталина, производственной и культурно-просветительной работой.

Сужался и круг деятельности профсоюзов, которые были лишены исконного права регулирования трудовых отношений и оплаты труда. С 1934 г. уходит в прошлое традиция заключения коллективных договоров. В 1937 г. отмирает последний пережиток рабочего контроля, так называемый «треугольник», когда, кроме директора, в принятии решений по производственным делам принимали участие партийные и профсоюзные организации предприятия. По сути, полностью сворачивалась даже видимость участия рабочих в управлении производством.

Советские общественные организации свою главную задачу видели в тесном сотрудничестве с партией и государством. К этому их обязывала политика правящего режима. В государстве рабочих и крестьян, согласно теоретическим представлениям большевиков, должен действовать такой политический механизм, который вбирает в себя все общественные организации трудящихся, так как они по своей социально-классовой природе идентичны собственно государству, являющемуся также одной из форм организации людей труда.

Юридически высшим органом государственной власти в СССР, согласно Конституции 1936 г., являлся Верховный Совет СССР, а высшим органом государственного управления - Совет народных комиссаров. Однако высшая власть концентрировалась в Политбюро ЦК ВКП(б).

Именно Политбюро, которое формально по партийному уставу формировалось ЦК ВКП(б) и было ему подотчетно, определяло не только основные направления внутренней и внешней политики страны, но и рассматривало массу второстепенных проблем, выступало главным арбитром при сглаживании ведомственных противоречий, непосредственно организовывало исполнение многих своих постановлений и старалось контролировать всю пирамиду власти.

Политбюро требовало от парторганизаций всех уровней активно заниматься хозяйственными делами. Эта установка находила воплощение во многих директивах. Так, в феврале 1941 г. XVIII партконференция записала в своих решениях: «необходимо, чтобы партийные организации систематически влезали в дела промышленных предприятий, железных дорог, пароходств и портов, выясняли их нужды и запросы и помогали хозяйственным организациям в их повседневной работе по руководству промышленностью и транспортом». Конференция обязала парторганизации усилить контроль за работой наркоматов и предприятий, вести учет оборудования, расходов сырья, материалов топлива, следить за продажей оборудования, поддерживать чистоту и порядок на предприятиях и пр. Партийное руководство всячески содействовало врастанию парторганизаций в хозяйственные структуры, рассматривая их как важное звено в механизме реализации пятилетних планов.

Политбюро осуществляло свою власть как через партийные, так через органы государственного правления и общественных организаций.

Стремление центра к жесткому руководству экономикой с опорой на административные рычаги управления влекло за собой упрочившуюся практику мелочной опеки деятельности предприятий, что сковывало, ограничивало самостоятельность, деловую инициативу, предприимчивость руководителей фабрик и заводов. Жизнь по «указке сверху» усугублял бюрократизм государственных структур, который стал распространенным хроническим заболеванием как сложившейся системы управления народным хозяйством, так и общества в целом. Негативные последствия этих явлений становились все более очевидными, о чем свидетельствуют многочисленные критические статьи центральной и местной прессы тех лет.

С бюрократизмом боролись различными средствами: от «политико-воспитательной» работы со служащими и управленческим персоналом до репрессий. Важная роль отводилась мерам партийного воздействия. В 1939 г. XVIII съезд ВКП(б) принял новый устав партии, который обязывал первичные парторганизации контролировать деятельность администрации. Кроме того, новый устав предоставил ЦК ВКП(б) право назначать парторгов ЦК на особо важные для страны предприятия и стройки. Парторги ЦК наделялись самыми широкими полномочиями и стояли над хозяйственными руководителями. Институт парторгов ЦК восстанавливал практику чрезвычайных органов управления, зародившуюся в годы «военного коммунизма».

Реальная политическая власть концентрировалась в партийных органах. Советы лишь формально, по Конституции, являлись политической основой советского общества. В 1930-е годы их деятельность в основном замыкается на решении хозяйственных и культурно-просветительских задач. Широкое распространение получили различные секции Советов и депутатские группы, нередко работавшие непосредственно на предприятиях и в колхозах. И хотя в середине 1930-х годов количество секций и групп при Советах возросло в 4 раза, а объединяемый ими актив вырос с 2,3 до 3,6 млн. чел., эта огромная армия советских активистов создавала лишь фон «народной власти», не имея отношения к реальным рычагам управления государством.



1. особенности(условия) формирования нового общественного строя

1.1 . Особенностью России 1920-х гг . являлось экономическое отставание от передовых капиталистических стран, несформированность гражданского общества, низкий культурный уровень населения. Сюда следует отнести также своеобразие социальной структуры, которое заключалось в преобладании крестьянства в общем составе населения.Доля сельских жителей в четыре раза превышала долю горожан (81-82% против 18-19% к концу 1920-х гг.). Эта часть российского общества являлись носителями традиционалистского сознания, которому был близок комплекс идей социалистического учения. Рабочие также не отличались высокой сознательностью, большинству были чужды ценности капиталистической системы.

1.2. Низкий социально-экономический и культурный уровень. Свыше половины взрослого населения России было неграмотным (1926 г.- 43% в возрасте 9-49 лет). К 1936 г. среди рабочих было 4 млн. человек неграмотных и 3 млн. малограмотных. Малообразованные, они в силу своего низкого социального статуса, так же, как и основная масса крестьянства, слабо интересовались политическими процессами. Только сознательная вера в светлое будущее вселяла в них убежденность в правоте избранных партией методов его приближения. Как писал Н.А.Бердяев, появилось новое поколение молодежи, которое оказалось способным с энтузиазмом отдаться осуществлению пятилетнего плана, которое понимает задачу экономического развития не как личный интерес, а как социальное служение.

1.3 . Марксизм-ленинизм и характер коммунистической партии . Завершившаяся Гражданская война привела к окончательному установлению однопартийной системы в СССР и господству единой марксистко-ленинской идеологии с ее принципами классовой борьбы и классовой непримиримости. Под влиянием двух войн и социального противостояния произошло установление в стране диктатуры партии, которая привела к деформациям в общественно-политической системе советского государства. Строгая централизация и партийная дисциплина, а также предпринятые меры по борьбе с внутрипартийными фракциями в ВКП(б) привели к установлению единомыслия в ее рядах.

1.4. Бюрократизация государственного и партийного аппарата. В течение 20-х гг. стало заметным усиление позиций узкого слоя управленцев, именуемого бюрократией (или номенклатурой). Окончательная концентрация власти в ее руках произошла после перехода к форсированному развитию. Огосударствление экономики резко усилило роль и полномочия управленцев, которые превратились в распорядителей коллективной собственности. Низкий уровень профессиональной и политической культуры партийных работников вынуждал их аппелировать к авторитету власти, однако полностью не исключал инициативу с мест.

1.5. Амбиции большевистских лидеров . Лидеры партии большевиков не были лишены политических амбиций. Это показал ход внутрипартийной борьбы 20-х гг., который по сути превратился в схватку за лидерство в партии. Победителем из нее вышел Сталин, о котором еще в 1922 г. В.И.Ленин написал, что он, сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руказ необъятную власть. Нелестная оценка была дана также Троцкому как человеку, чрезмерно хватающему самоуверенностью и чрезмерным увлечением чисто административной стороной дела. Личностный фактор стал одной из главных причин раскола в партии (чего так опасался Ленин).

Сталин, отличавшийся особой жестокостью и жаждой абсолютной власти, раправился с политическими оппонентами, для чего им был предпринят важный пропагандистский ход. Он вынес из сферы узких внутрипартийных споров на поверхность популистский лозунг о возможности победы социализма в одной стране, благодаря чему получил широкую поддержку в массах. Это дало повод общественному коллективистскому сознанию оценивать дело Сталина как продолжение дела Ленина.

1.6. Внешнеполитические факторы Особое значение для складывания политического режима советского типа имел международный фактор. Необходимость преодоления технико-экономической отсталости при отсутствии внешних источников накопления служило одной из причин чрезвычайной мобилизации материальных сил и ресурсов. Атмосфера капиталистического окружения, нагнетание военной угрозы, жизнь в ожидании постоянной опасности и неотвратимости войны наложила отпечаток на моральное состояние в обществе. Образ внешнего врага одновременно помогал создавать образ врага внутреннего. В этой ситуации люди готовили себя к лишениям, преодолению трудностей, самопожертвованию, они поддерживали политику партии, направленную против тех, кто мешал строить социализм.

2. характер общественно-политической системы СССР

2.1. Социалистический строй. К середине 30-х советскую партийно-государственную систему можно считать окончательно сложившейся, что и было закреплено в новой Конституции СССР.

2.1.1. Конституция СССР , принятая на VIII Чрезвычайном съезде Советов 5 декабря 1936 г. и действовавшая до 1977 г., законодательно закрепляла победу социалистического строя в СССР. Высшим органом государственной власти объявлялся Верховный Совет СССР (вместо съезда Советов), а между его сессиями - Президиум. Конституция провозглашала ликвидацию частной собственности на средства производства, эксплуатацию человека человеком. Были сняты классовые ограничения в избирательной системе, устанавливались всеобщие, равные прямые выборы при тайном голосовании. В 1939 г. на ХVIII съезде ВКП(б) было заявлено о победе социализма в основном и о переходе к развернутому строительству коммунизма.

2.1.2. В советской политической модели тех лет присутствовали признаки, традиционно относимые к социализму : отсутствие эксплуататорских классов; замена частной собственности коллективистской; плановость, распространявшаяся на все народное хозяйство; гарантированное право на труд, бесплатное всеобщее среднее образование, медицинское обслуживание; всеобщее избирательное право. Формально-юридически устанавливалось наличие двух форм социалистической собственности - государственной и групповой (кооперативно-колхозной), хотя сложившаяся к тому времени директивная экономика характеризовалась фактически полным огосударствлением средств производства.

Но этими признаками характеристика советского строя не ограничивалась.

2.2 .Утверждение всевластия партийного аппарата и сращивание его функций с функциями государственных органов власти составили сущность советского политического режима 30-х годов, который приобрел форму режима личной власти (культа личности). Пирамида высших руководителей ВКП(б) и советского государства замыкалась на Генеральном секретаре ЦК И.В. Сталине, решения которого должны были беспрекословно выполняться. Кроме того, к 20-м гг. в руках Сталина было сосредоточено все дело назначения руководящих кадров в стране, размещения их на различных уровнях пирамиды государственной власти.

2.3. Социальная база. Сложившийся общественно-политический режим имел свою социальную базу: активную - ближайшее окружение вождя, советская партийная номенклатура на местах, и пассивную. Последнюю предсталяли рабочие, сельская беднота, среднее крестьянство, маргинальные слои.

2.4 . Сталинский режим опирался на жесткую, авторитарную идеологию , охватывавшую собой все сферы жизни общества. В ее основе лежал марксизм-ленинизм, но еще более упрощенный и измененный. Пропаганда ленинизма служила превращению его в объект веры, в своеобразную новую, социалистическую религию.

При этомСталин, которого с 1929 г. называли не иначе как Ленин наших дней, стремился объединить в сознании народа свою жизнь и деятельность с революцией, большевизмом и ленинизмом. Он добивался возвеличивания собственной роли в истории партии, признания ее непогрешимости. Краткий курс истории ВКП(б), вышедший в 1938 г. под его редакцией, также служил целям унификации мировоззрения народа.

2.5. Идеологизация культуры и всех сторон жизни вылилась в требование соблюдения принципа партийности искусства. Литература, живопись, музыка должны были отражать революционную борьбу пролетариата и успехи строительства социализма, воспитывать советских людей в духе преданности делу партии и коммунизма. Все стороны жизни получили идейное обоснование, в науке также провозглашался класовый подход.

2.6. Был установлен партийно-государственный контроль над различными сферами общественной жизни . Партийная, комсомольская, пионерская, огосударствленная профсоюзная организации, формально общественные, а фактически руководимые партией, содержавшиеся государством союзы писателей, композиторов, художников - эти и другие организации, добровольные общества, включая домоуправления, охватывали все возрастные, социальные и профессиональные группы советских людей, контролировали различные стороны жизни общества и отдельных его членов.

Даже личная, в том числе, семейная жизнь могла стать предметом обсуждения и осуждения на собраниях общественности.

2.7.Культурная революция привела к формированию нового типа сознания и нового человека, с одной стороны, вдохновленного идеей светлого будущего, уверенного в правильности генеральной линии партии, а, с другой - вынужденного постоянно опасаться стать жертвой ошибки карательных органов.

3. Политические репрессии

Составной частью сталинского режима 30-х годов явились террор и репрессии.

2.1. Цели установления реперессивного режима.

2.1.1. Форсированная индустриализация и ускоренная коллективизация должны были опираться на внеэкономическое принуждение, выражавшееся в массовом терроре и создании политико-идеологической и социально-психологической атмосферы для массового энтузиазма.

2.1.2. Помимо этого, требовалось объяснить гражданам страны, причины снижения уровня жизни , постоянных экономических проблем, дефицита потребительских товаров. Генеральный прокурор СССР А.Я .Вышинский на одном из процессов прямо заявил, что именно деятельность вредительских организаций объясняет, почему здесь и там у нас перебои, почему вдруг у нас при богатстве и изобилии продуктов нет того, нет другого, нет десятого.

2.1.3. Важной целью организаторов политических процессов было стремление сгустить в стране атмосферу всеобщего недоверия и подозрительности, убедить массы в необходимости закручивания гаек, установления полного, тотального контроля государства и партии над всеми сторонами общественной жизни. Только в этих условиях возможно было развитие и укрепление диктатуры партии и лично ее вождя.

2.2. Подавление инакомыслия в среде интеллигенции. Первоначально власти инспирировали ряд политических процессов против буржуазных специалистов (в 1928 г. - Шахтинское дело; 1930 г. - процесс против несуществовавшей Трудовой крестьянской партии - Н.Д. Кондратьева, А.В. Чаянова, Л.Н. Юровского; такой же мифической процесс против так называемой Промпартии- Л.К. Рамзин, И.А. Иконников, В.А. Ларичев ). За 1931 г. репрессии затронули около 5% общего числа специалистов промышленности, транспорта и сельского хозяйства.

Позже репрессии и дискриминация интеллигенции были смягчены, так как процессы сыграли свою роль, подчинив эту социальную группу режиму. Кроме того, выяснилось, что спецеедство лишало народное хозяйство, науку и образование необходимых и незаменимых кадров.

2.3. Начало репрессий против партийно-государственного аппарата, армии.

2.3.1. В начале 30-х гг. сталинской системе попытались противостоять немногочисленные и к тому времени уже не представлявшие серьезной угрозы режиму антисталинские группировки: в 1930 г. это была группа С.И. Сырцова и В.В. Ломинадзе ; 1932 г. - группа А.П. Смирнова, Н.Б. Эйсмонта, В.Н. Толмачева , а также группа М.Н. Рютина (Союз марксистов-ленинцев ), выступившая в манифесте Ко всем членам ВКП(б) против террора и сталинской диктатуры в партии. Сталин расправился со всеми, однако известно, что на XVII съезде ВКП(б) в 1934 г. он получил наименьшее количество голосов при выборах в ЦК (оглашенные результаты были фальсифицированы счетной комиссией). Позже 1108 человек из 1966 делегатов этого съезда победителей также были репрессированы.

В дальнейшем репрессии накатывали волнами.

2.3.2. 1934-1938. После убийства С.М. Кирова в декабре 1934 г. Сталин получил повод для развертывания новой кампании репрессий. В 1935 г. Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев были осуждены на 10 лет как нравственные пособники убийства Кирова. Они же стали главными обвиняемыми на Первом московском открытом процессе (по делу Московского центра) летом 1936 г., где были приговорены к смертной казни 16 человек. В годы так называемого большого террора (1936-1940 гг.) продолжилась расправа над бывшими лидерами внутрипартийной оппозиции - Н.И. Бухариным, А.И. Рыковым, Г.Л. Пятаковым, К.Б. Радеком и другими. В январе 1937 г. и в марте 1938 г. были организованы соответственно Второй (Пятакова-Радека) и Третий (Рыкова-Бухарина) процессы. Вслед за этим был осужден и организатор первых репрессий, руководитель НКВД Г . Ягода. Его заменил на этом посту Н. Ежов, также расстрелянный в 1938 г. за перегибы и шпионаж.

Контроль за деятельностью Коминтерна, полностью установленный ВКП(б) и лично Сталиным, привел к тому, что сталинские репрессии обрушились на искавших политическое убежище в СССР зарубежных коммунистов, социал-демократов, представителей других антифашистских сил.

2.4. Террор в Красной Армии . К этим процессам примыкал закрытый процесс 1937 г. по делу о так называемой Антисоветской троцкистской организации в Красной Армии. Маршалы М.Н. Тухачевский, И.П. Уборевич, а позже И.Э. Якир, В.К. Блюхер и другие военачальники обвинялись в шпионаже, подрыве боевой мощи Красной Армии.

Всего за годы большого террора в Красной Армии было репрессировано 40 из 80 тыс. командиров (из них - 90% командующих армиями и корпусами, половина командиров полков).

2.5. Репрессии в национальных районах . Репрессии затронули партийные, советские, хозяйственные кадры, представителей интеллигенции практически всех республик СССР. Так, в Грузии в ходе сталинского террора пострадало не менее 50 тыс. человек, в Азербайджане - 100 тыс., в Белоруссии и Прибалтике - 1-2% населения и т.д.

Виновными в предательстве объявлялись целые народы. Перед войной в составе высланных народов насчитывалось примерно 2,5 млн. человек (из них 1,4 млн. немцев; много корейцев; из Крыма были выселены татары, греки, болгары, армяне).

Репрессии имели тяжелые последствия для демографической ситуации в стране (прямые людские потери в годы кризиса составили по различным данным от 4-5 до 12 млн.человек).

4.3. Общественно-политический строй, сложившийся в СССР к концу 30-х годов, имел следующие характерные черты: стирание границы между государством и обществом; контроль над обществом и личностью; запрещение политической оппозиции и свободомыслия, сосредоточение власти в руках партийно-государственного аппарата (власть при этом не была ограничена законом и опиралась на репрессии); культ личности вождя; тенденция к распространению вовне советских идей и порядков; .

Существуют различные точки зрения на характер политического строя СССР 30-х годов. Сторонники одной из них считают реальной победу социалистического строя в СССР, хотя в деформированном виде. В качестве аргументов приводятся такие характерные признаки, как - ликвидация частной собственности, эксплуататорских классов, плановость, социальные права. Гипертрофированная роль государства и репрессивных органов, репрессии и т.д. рассматриваютсяздесь как проявление деформации, происшедшей под воздействием многих факторов, в т.ч. отсталости страны, враждебного СССР капиталистического окружения, личности самого Сталина и пр.

В ряде работ с утверждением сталинизма связывается становление тоталитарного общества в СССР, истоки которого обнаруживаются уже в годы правления Ленина и даже в более ранней историей России.

По мнению других авторов, сталинизм представлял собой один из экстремальных (в условиях кризиса) вариантов общемирового общественного развития, а именно ультралевый, в отличие от ультраправого - фашистского и в противоположность неолиберальному - американскому и западноевропейскому.

В результате внутрипартийной борьбы высшая власть в стране оказалась в руках Сталина. Сталин для достижения личной власти использовал партийный аппарат. Несмотря на то, что с 1912 г. Сталин входил в ЦК, а с 1919 г. в политбюро, он особо себя нигде не проявил. Назначив Сталина генсеком (возглавил Секретариат), его товарищи по партии так и не поняли, какая сила в личных делах партийцев. Используя Секретариат, Сталин сумел расставить своих людей на важные посты, а также на местах. Ему удалось расширить ЦК за счет своих сторонников. Все это помогло Сталину одержать победу во внутрипартийной борьбе.

Борьба с оппозиционными партиями и массовые репрессии в СССР

В декабре 1921 г. ЦК ВКП(б) принял решение провести открытый судебный процесс по делу партии эсеров. Суд состоялся в июне – августе 1922 г. К высшей мере наказания было приговорено 12 человек (приговор был смягчен). Состоявшаяся в августе 1922 г. XII партийная конференция признала все социалистические партии антисоветскими (антигосударственными). Были закрыты все печатные издания этих партий. Часть меньшевиков была выслана за границу. В середине 1920-х гг. были ликвидированы последние подпольные группы эсеров и меньшевиков.

На рубеже 1920–30-х гг. в СССР начинаются массовые репрессии.

Одними из первых открытых политических процессов были «шахтинское дело» и «дело Промпартии» .Началась кампания по искоренению «вредительства в народном хозяйстве». Репрессиям были подвергнуты десятки тысяч старых интеллигентов.

"Шахтинское дело". В начале 1928 г. ряд специалистов был обвинен в разрушении угольной промышленности в Шахтинском угольном бассейне Донбасса.

"Дело Промышленной партии". Верхушка старой буржуазной инженерно-технической интеллигенции в промышленности была обвинена в срыве обороны СССР и стремлении облегчить международному империализму возможности для организации антисоветской интервенции.

В 1928 г. Сталин на июльском пленуме ЦК ВКП(б) сформулировал тезис о том, что «по мере нашего продвижения вперед сопротивление капиталистических элементов будет возрастать, классовая борьба будет обостряться». Чрезмерно высокая концентрация власти в руках генерального секретаря ВКП(б) И.В. Сталина, его методы руководства породили недовольство среди части старых большевиков, которые предприняли попытку отстранения Сталина от руководства партией.

Оппозиция Сталину группировалась вокруг председателя Совнаркома РСФСР С.И. Сырцова и секретаря Закавказского крайкома ВКП(б) В.В. Ломинадзе, бывших ответственных работников московской парторганизации М.Н. Рютина и П.А. Галкина, наркомов В.Н. Толмачева и А.П. Смирнова. Они прямо поставили перед ЦК вопрос о замене И.В. Сталина на посту генерального секретаря. М.Н. Рютин подготовил специальный манифест "Ко всем членам ВКП(б)", в котором призвал "покончить" с руководством И.В. Сталина. Рютинский манифест был распространен на XVII съезде ВКП(б) (январь 1934 г.). Четверть делегатов съезда (300 человек) поддержала требование манифеста и проголосовала против вхождения И.В. Сталина в новый состав ЦК.


С 1929 по 1936 гг. в партии прошла серия генеральных чисток. Около 40 % коммунистов, вызывавших сомнения в «надежности», были исключены из рядов партии. В октябре 1932 г. М.Н. Рютина и его сторонников обвинили в создании «буржуазной кулацкой организации по восстановлению в СССР капитализма». М.Н. Рютин был приговорен к расстрелу (приговор был смягчен).

1 декабря 1934 г. был убит первый секретарь Ленинградского обкома партии С.М. Киров . Причины этого убийства до сих пор до конца не ясны, хотя в настоящее время наиболее убедительной является точка зрения, что это было бытовое убийство. Во всяком случае, убийство С.М. Кирова было использовано для усиления репрессий. В этот же день было принято постановление Президиума ЦИК, которое предписывало дела обвиняемых в подготовке «террористических актов» вести ускоренными темпами. Приговоры выносили специальные «тройки», в которые входили первый секретарь райкома партии, председатель райисполкома и представитель ГПУ.

В августе 1936 г. состоялись процессы над Г.Е. Зиновьевым, Л.Б. Каменевым; в январе 1937 г. – над К.Б. Радеком, Г.Л. Пятаковым; в июне 1937 г. – над М.Н. Тухачевским, в марте 1938 г. – над Н.И. Бухариным, А.И. Рыковым. Политические процессы были показательными и имели цель нанести удар по противникам сталинских методов строительства социализма.

Аресты «врагов народа» начались в 1935–1936 гг., достигли пика в 1937 г. и постепенно затихли к 1939 г.

Особенности политической системы СССР 1930-х гг.

Характерные черты советской политической системы 1930-х гг.

1. Колоссальная роль государства в жизни общества (огосударствление всех сторон жизни, общество лишено возможности влиять на власть).

2. Неразделенность властей. Происходит окончательное сращивание государственного и партийного аппарата. Все принципиальные вопросы решались в Политбюро ЦК ВКП(б). Верховный Совет и СНК их только утверждали и реализовывали. Со временем Политбюро и Секретариат приобрели огромные функции, позволявшие им, кроме внутрипартийных дел, вмешиваться в любые сферы государственной жизни. После смерти Ленина Секретариат ЦК начинает перехватывать у Политбюро инициативу, превращаясь из организационно-технического органа партии в политический.

3. Сосредоточение власти в руках одного человека – вождя (культ вождя).

4. Утверждение однопартийной системы, причем партия превратилась в своеобразную корпорацию, ставшую ядром советского общества.

5. Господство единой идеологии, в основу которой был положен марксизм-ленинизм.

6. Составной частью политики стали репрессии против реальной и потенциальной оппозиции и инакомыслия в целом.

7. Фактическая ликвидация конституционных прав и свобод при их декларировании.

2. НЭП (1921 – 1928гг.)

НЭП (новая экономическая политика) представлял собой комплекс социально-экономических мер: разрешение товарно-денежных отношений, свободного найма труда, концессий, упорядочивание финансовой системы, создание нового механизма управления экономикой на основе рынка и хозрасчета и в целом отказ понимания социализма как безраздельного господства государственной собственности.