Сообщение по теме международного дня распространения грамотности. Когда отмечают Международный день грамотности? История праздника День распространения грамотности

В школе нас обучают грамотному правописанию и чтению. Со временем большинство понимает, что грамотность играет одну из первых ролей в формировании человека как личности. Образованным людям легче шагать по жизни, перед ними открываются двери, они могут реализовать свой потенциал и развить задатки, таланты и способности. Грамотность - не только право, но и обязанность каждого. Именно с целью ее распространения среди населения Земли был утвержден всемирный праздник.

Кто празднует

Международный день грамотности отмечают те, кто только начинает познавать ее азы или уже давно «грызет» этот гранит науки, а также те, кто делится знаниями с детьми и студентами. В некоторых городах, селах и поселках России проводят олимпиады и викторины по русскому языку, распространяют листовки, преподают уроки грамотности в библиотеках, раздают книги.

История праздника

В этот день, 8 сентября 1965 года, была открыта Всемирная конференция министров образования по ликвидации неграмотности, которая проходила в столице Ирана. Именно по предложению ее участников был утвержден данный праздник.

7 декабря 1987 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций в своей резолюции № A/RES/42/104 провозгласила 1990-й «Международным годом грамотности». 18 января 2002 года в аналогичном документе под № A/RES/56/116 она утвердила «Десятилетие грамотности ООН» с 1 января 2003 г. Через год резолюцией № A/RES/57/166 был одобрен и утвержден «План действий ООН для Десятилетия грамотности», в котором ЮНЕСКО назначено координирующим органом.

Во время Всемирного форума по образованию ООН, который прошел в г. Дакаре (Сенегал) в апреле 2000 г. были взяты обязанности по повышению качества образования и уровня грамотности к 2015 году. Одним из направлений деятельности является проведение мероприятий по развитию степени образованности у девочек и женщин, которые по разным причинам не посещают (не посещали) школу. Каждый год этот международный праздник посвящен разной тематике, но цель остается одна - повышение показателей грамотности населения.

В 1989 году в Республике Корея была учреждена награда короля Сечжона за работу в этой области. Лауреатам вручается премия в размере 20 тысяч долларов США.

Мировая статистика показала, что больший процент неграмотных (37% взрослых) проживает в Индии.

Перепись населения 2010 г. показала, что в России основное общее и высшее образование имеют 91% жителей страны, из них 60% с профессиональным образованием. Таким образом, количество неграмотных уменьшилось почти в 2 раза в сравнении с 2002 годом.

День грамотности.

(конкурсная программа для учеников 1-4 классов)

Цели: познакомить детей с праздником «Днем грамотности», способствование развитию устной речи детей, умению четко отвечать на поставленные вопросы.

1 .Учитель: С каждым годом все большее количество людей учится читать и писать, в мире сейчас свыше 4 миллиардов человек считаются грамотными. Но еще более 860 миллионов взрослых остаются неграмотными, а около 100 миллионов детей не ходят в школу.

Что же такое грамотность? "Грамотностью называют умение человека осмысленно читать и писать простые тексты на родном языке. Для ребенка минимальной степенью грамотности считается регулярное посещение начальной школы" (Большая советская энциклопедия).

Международный день грамотности - один из международных дней, отмечаемых в системе Организации Объединенных Наций. Он был учрежден ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации «Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности», состоявшейся в Тегеране в сентябре 1965 года

1-чтец

Грамотность всегда важна,

Это нам не ново:

Одну букву изменил -

И другое слово.

С грамотности Днём, друзья,

Вас хочу поздравить,

Пожелать вам запятые

В нужном месте ставить.

Чтобы не было сомнений,

Как же правильно писать,

И в хорошем настроении

Постоянно пребывать.

2 .Несмотря на заметные успехи многих стран, более 860 миллионов взрослых остаются неграмотными, а более 100 миллионов детей не ходят в школу. Бесчисленное множество детей, молодых людей и взрослых, охваченных школьными или другими образовательными программами, не соответствуют уровню, необходимому для того, чтобы их можно было считать грамотными в условиях сегодняшнего мира, который становится все более сложным.
Менее 50 стран обеспечивают всеобщий доступ к начальному образованию.
Около 20 % взрослого населения мира неграмотны.

Ликвидация безграмотности в СССР началась с 1918 года. Тогда массово стали открывать школы для подростков, а также неграмотных взрослых. Были созданы спецкурсы, занимающиеся подготовкой учителей для работы с неграмотным население. К 30-м годам проблема неграмотности перестала носить острый социальный характер, к 40-м годам задача ликвидации неграмотности была почти решена, а уже в 50-е годы СССР стал практически полностью грамотной страной.

Напомним, что каждый год Международный день грамотности проходит под разными девизами. В этом году девиз Международного дня грамотности – The Power of Literacy (переведём его на русский язык, перефразируя Френсиса Бэкона, так: «Грамотность – сила!» Чтобы современного человека можно было причислить к категории грамотных людей, ему не достаточно уметь только считать и писать. В наше время необходимо быть всесторонне развитой личностью.

2-чтец

Не надо к маме приставать,

Не надо к бабушке идти:

Прочти, пожалуйста! Прочти!

Не надо умолять сестрицу:

Ну, почитай еще страницу!

Не надо звать.

Не надо ждать.

А можно взять

3 .Грамотность является одним из прав человека, средством расширения личных свобод и возможностей, а также инструментом развития индивидуального человеческого потенциала и общества в целом. Возможности получения дальнейшего образования также определяются уровнем грамотности.

Грамотность лежит в основе базового образования для всех, она является обязательным условием для искоренения нищеты, ограничения роста населения, достижения гендерного равенства и обеспечения устойчивого развития, мира и демократии. Программа «Образование для всех» (ОДВ) основана на распространении грамотности, и для этого есть веские причины.

Качественное базовое образование дает учащимся навыки, необходимые в последующей жизни и для дальнейшего обучения. Грамотные родители с большей вероятностью отдадут своих детей в школу. У грамотного человека больше возможностей для получения непрерывного, продолжающегося образования, а грамотные общества обладают лучшими механизмами адаптации к возникающим проблемам развития.

3-чтец

Грамотным быть -

Хорошо,

А неграмотным -

Ужасно!

Если в школу

Не ходить,

Можно стать

Совсем

Несчастным!

4.ГРАМОТА , грамата ж. уменье читать и писать; иногда одно только первое, уменье читать. Народ говорит: знать грамоти . || Граматой назыв. всякое царское письмо, писание владетельной особы; ныне рескрипт; || свидетельство на пожалование лицу или общине прав, владений, наград, отличий. || Народ зовет граматой или граматкой всякое письмо или записку, и даже всякий клок бумажки. Живи в тиши, а к нам граматки пиши . Пишет граматки, да просит памятки. Грамоте учиться, всегда пригодится. Грамота тверда, да язык шепеляв . По старой памяти, что по грамате . По грамоте осекся, цифирь не далась. И сам тому не рад, что грамоте горазд. Грамота не соха. Живая грамота, устная речь. Мертвая грамата (крепость) не на вольного

Азбука наука, а ребятам бука (мука).

Выбирай книгу, как выбираешь друга.

Грамоте учиться – всегда пригодится.

Золото добывают из земли, а знания из книг.

Испокон века книга растит человека.

Книга не пряник, а к себе манит.

Книга не самолет, а за тридесять земель унесет.

Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.

Мир освещается солнцем, а мир знаньем.

Неграмотный как слепой, а книга глаза открывает.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Одна хорошая книга лучше многих сокровищ.

С книгами знаться – ума набраться.

Хорошая книгалучший друг.

5. Самые древние русские книги, дошедшие до нашего времени, относятся к XI столетию. Но рукописные книги, конечно, существовали и раньше. Они пришли к нам вместе с принятием христианства. Руси требовались грамотные люди. В то время дети учились читать и писать в церковноприходских школах по книгам, которые были на Руси: Апостол, Евангелие и Псалтирь. Вот как пишет поэтесса Н.Кончаловская:

5чтец.И в старину учились дети –

Их учил церковный дьяк, -

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б – как Аз да Буки,

В – как Веди, Г – Глаголы

И учитель для науки

По субботам всех порол.

Вот какой чудной в начале

Наша грамота была!

УЧИТЕЛЬ: Посвящение в читатели первоклассников.(дарят буклеты)

Загадки для первоклассников:

1. Тридцать три сестрички –

Ростом невелички.

Если знаешь наш секрет,

Мы покажем целый свет. (Буквы.)

2 .Грамоты не знаю, а весь век пишу. (Карандаш, авторучка.)

3 .Языка не имеет,

А у кого побывает,

Тот много знает. (Книга.)

4 .У стены большой и важный

Дом стоит многоэтажный.

Мы на нижнем этаже

Всех жильцов прочли уже. (Книжный шкаф.)

5. Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга.)

Конкурсная программа.Презентация.

Литература:

1.В.И.Даль. Пословицы русского народа. Москва: И. «ЭКСМО»,2007г.

2.Мой школьный праздник: сценарии, конкурсы, викторины.- Донецк: И. «Донеччина»,2006г.

3.Презентация «Международный День Грамотности» и «Конкурсная программа»

В условиях современного мира быть грамотным очень важно. Но, к сожалению, сегодня на нашей планете живут миллиарды взрослых и детей, уровень грамотности которых совершенно не соответствует нынешним требованиям. Именно им и посвящен нынешний Всемирный день грамотности.

Идея проводить ежегодно такой праздник принадлежит обществу ЮНЕСКО. В 1965 году 8 сентября в Тегеране торжественно была открыта конференция, на которой и был рассмотрен и решен главный вопрос – «Устранение и ликвидация неграмотности в мире». После этого в 1966 году ЮНЕСКО учредила День грамотности, при этом дата нового праздника совпадает с днем открытия конференции.

На сегодняшний день технический и научный прогресс впечатляет своими темпами развития. Поэтому каждый человек, дабы идти в ногу со временем и чувствовать себя членом цивилизованного общества, должен быть образованным и грамотно обученным. Поэтому сегодня ЮНЕСКО трудится над внедрением специальных программ для распространения грамотности среди всех слоев населения нашей планеты.

Каждый год праздник проводится под особым девизом, к примеру «Значение грамотности для женщин», «Грамотность и здоровье», «Грамотность расширяет личные возможности» и т.п.


Международный день грамотности 2020 - поздравления

Приятна грамотная речь –
Внимать ей хочется безмерно!
А грамотностью пренебречь –
Путь в никуда отнюдь не верный!

И я хочу вам пожелать,
Чтоб грамотность вас окружала!
Ее основы постигать,
Она чтоб в жизни помогала!

Чтоб все желания сбылись,
И всё у вас отлично было –
Желаю, чтобы ваша жизнь
Вас грамотностью наделила!

Грамотность всегда важна –
Всем и каждому нужна!
Может грамотная речь
Много выгод вам извлечь.

Я желаю в день такой
Только счастья всей душой!
Если грамотными быть –
Можно к целям вам спешить!

К месту будете всегда!
Не грустите никогда,
Чтобы счастье к вам пришло,
Чтобы в жизни повезло!

Примите поздравления
В День грамотности вы!
Желаю вам везения!
И к грамоте – любви.

Пусть всё у вас получится,
Исполнятся мечты!
Добра, благополучия
Без лишней суеты.

Чудес желаю истинных,
Чтоб в жизни не грустить!
В себя вы верьте искренне,
Чтоб грамотными быть!

Открытка на Международный день грамотности 2020

Нажмите на репост, чтобы скопировать в соц. сеть

Русский язык считается самым трудным в мире после китайского в плане изучения. Для нас – русских – это дико, а вот иностранцам вполне близко и понятно. И произношение, и диалекты, и обилие уменьшительно-ласкательных словечек, синонимов, омонимов, и, наконец, грамматика – все дается большинству из иностранцев, изучающих «великий и могучий», с большим трудом. Однако если безграмотность им простительна, то нас данный факт позорит. Впрочем, подобное явление имеет место быть независимо от языка, на котором говорит человек. Международный день грамотности призван устранить пагубный недуг, возникающий как последствие нежелания учиться и осваивать родную или нужную речь.


История праздника Международный день грамотности

Международный день грамотности отмечают ежегодно 8 сентября. Данный праздник учредила ЮНЕСКО чуть менее полувека назад – в 1966 году. Поводом к этому событию послужила рекомендация «Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности». Мероприятие проходило в Тегеране на год раньше, осенью.


Известно, что до сих пор в мире множество безграмотных людей, не умеющих толком не писать, не читать, несмотря на явный прогресс во всех сферах жизни, особенно в области информации. Ведь кроме продвинутых Европы и Америки есть также Африка, Азия, где немало народов, не имеющих представления о том, как важно владеть навыками письма, притом уметь правильно применять их на практике.

Статистика подтверждает вышесказанное. Действительно, в настоящее время более 15% населения земного шара является безграмотным. Вряд ли вы удивитесь, узнав, что 2/3 данного показателя приходится на долю женского пола. Почти 40% неграмотных взрослых проживает в Индии, 1/5 часть – в государствах Африки. Впрочем, даже в странах достаточно высокоразвитых все еще остаются люди, не владеющие в полной мере навыками письма и чтения. Это каждый пятый человек или 160 млн. жителей. В государствах-членах ЕС безграмотны 75 млн. человек. Что касается непосредственно детского поколения, то на планете более сотни млн. ребят не посещают школьные учебные заведения.



Понятное дело, ситуация в середине XX века была хуже в разы. Таким образом, ЮНЕСКО преследовала учреждением Международного дня грамотности самую главную цель: объединить и активизировать усилия мировой общественности в процессе повсеместного распространения грамотности и осуществления ликбеза.


2002 год был очень важен для тех, кто создал Международный день грамотности и прилагал все усилия для его процветания. Генеральная Ассамблея ООН объявила «Десятилетие грамотности Организации Объединенных Наций». А годом позже она же утвердила «План действий ООН для Десятилетия грамотности», поручив ЮНЕСКО «должность» координатора, обязанного проводить специфические мероприятия в рамках данного события.

Каждый год Международный день грамотности проходит под определенным девизом. Так, в 2006 году тема праздника звучала как «Грамотность обеспечивает устойчивое развитие», в 2007 – «Грамотность и здоровье», а 4 года назад лозунгом даты являлся тезис «Значение грамотности для женщин». В прошлом, 2013 году, мероприятия Международного дня грамотности организовывали под эгидой темы «Грамотность в XXI веке».



В Международный день грамотности проводятся множество симпозиумов, церемоний награждения, коллоквиумов и семинаров. Премии вручают за определенные достижения в сфере деятельности, связанной с ликвидацией безграмотности. Например, есть премия имени Кинг Седжонга – обладателями ее становятся лица, добившиеся конкретных результатов в процессе распространения грамотности по земному шару. Другая награда – премия имени Конфуция – находит своих героев в области насаждения грамотности в сельской местности, а также среди женского населения.

Каковы планы ЮНЕСКО на счет дальнейших действий в сфере ликбеза? Основная задача, что стоит перед сотрудниками миротворческой организации, заключается в следующем: добиться к 2015 году сокращения числа безграмотного взрослого населения вдвое, делая особый акцент на женской половине. Иными словами, планируется реализация стратегии «Образование для всех».

Понятие грамотности

Со школьной скамьи нам внушают, что необходимо уметь бегло и правильно читать и писать без ошибок. Иными словами, приучают к грамотности. Ведь человеку грамотному открыты многие двери по жизни. Но грамотность – это не только определенные навыки письма, чтения, правильная речь и умело построенные предложения. Грамотность – это еще и двигатель прогресса (имеется в виду личностное и духовное развитие). Грамотный человек ощущает себя на высоте, умным, компетентным и чувствует, что многое ему по плечу. Благодаря грамотности субъект в состоянии раскрыть в себе заложенный потенциал, развить природные задатки, способности и таланты, а заодно продемонстрировать их публике.


Уровень грамотности человека на определенном этапе жизни служит критерием, по которому можно определить – вероятно ли дальнейшее обучение и развитие индивидуума или нет. Вы можете возразить, что сегодня «деньги решают все». Действительно, множество некомпетентных сотрудников в настоящее время наводняют фирмы различной направленности труда. И это очень плохо – страдает качество производимых товаров и услуг, процесс контактирования производителя и реализатора. Реализатора и потребителя. На основании всего перечисленного можно сделать вывод: грамотность – это право и одновременно обязанность каждого из нас, а также инструмент культурного и цивилизованного развития общества.

Причины безграмотности

Международный день грамотности - прекрасный повод подумать над причинами безграмотности.

Почему ребенок вырастает неграмотным, несмотря на то, что и родители с ним регулярно занимаются, и в школу он ходит, и от природы дана умная голова? Если обратиться с таким вопросом к специалистам, а именно психологам и социологам, то мы получим следующие ответы:

  • Отсутствие любви к чтению. Как следствие – нет привычки ежедневно брать в руки интересную книгу и погружаться в вымышленный, такой притягательный мир. Сегодня мало кто читает, а лица, которые не игнорируют данный процесс, выбирают совсем не то для чтения.
  • Интернет-общение – достаточно влиятельный фактор. Пользователи Сети уже давно выработали свой виртуальный сленг. Вдобавок частое сокращение слов и допущение орфографических ошибок невольно дублируются в стандартную письменную речь.
  • Учебная подготовка. К сожалению, в школах и ВУЗах сегодня она хромает. Все потому, что компетентность педагогов зачастую оставляет желать лучшего. А еще многие преподаватели ленятся выполнять в полной мере свои обязанности.
  • Лень самого обучающегося. Тоже немаловажный фактор развития безграмотности в человеке. Зачем читать книгу, если можно поиграть в увлекательную компьютерную игру или погонять мяч во дворе с друзьями?

Каждый из нас должен ратовать за грамотность – по крайней мере, свою и своих близких. В противном случае произойдет обратное развитие личности, и теория Дарвина осуществится на практике, только в обратную сторону…

(International Literacy Day). Впервые он был проведен в 1966 году по инициативе Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности, состоявшейся в Тегеране (Иран) в сентябре 1965 года, и был приурочен к дате торжественного открытия этой конференции.

Грамотность — определенная степень владения человеком навыками чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Один из базовых показателей социально-культурного развития населения.

Конкретное содержание понятия грамотности менялось исторически, расширяясь с ростом общественных требований к развитию человека — от элементарных умений читать, писать, считать к владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков (функциональная грамотность).

Грамотность — один из основных элементов, необходимых для обеспечения устойчивого развития, она помогает людям принимать правильные решения относительно экономического роста, социального развития и экологической интеграции. Грамотность является основой обучения на протяжении всей жизни и играет основополагающую роль в создании устойчивых, мирных и процветающих обществ.

По данным ЮНЕСКО, в мире проживают 758 миллионов взрослых, которые не могут читать или писать простые предложения. Примерно две трети из них составляют женщины.

Начиная с 2000 года, показатели уровня грамотности взрослых улучшились , достигнув 85% в глобальном масштабе, но в странах Африки к югу от Сахары, в Южной и Западной Азии по-прежнему преобладают самые низкие показатели.

Грамотность среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет в настоящее время благодаря доступности школьного образования достигла 91%.

Женщины составляют две трети всех неграмотных взрослых — 63%, молодые женщины составляют 59% от неграмотной молодежи, что соответствует 115 миллионам человек.

В 2016 году , в 50-ю годовщину Международного дня грамотности, ЮНЕСКО отмечает этот день под лозунгом "Читая прошлое, пишем будущее". Главным мероприятием, станет двухдневная конференция в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, которая пройдет 8-9 сентября. На конференции будут присуждены премии за распространение грамотности, также на мероприятии будет объявлено о создании Глобального альянса в поддержку распространения грамотности.

Ежегодно ЮНЕСКО присуждает пять премий за распространение грамотности: три премии имени Конфуция (The UNESCO Confucius Prize for Literacy) за распространение грамотности, учрежденные в 2005 году при поддержке правительства КНР, и две премии имени короля Сечжона (The UNESCO King Sejong Literacy Prize) за распространение грамотности, учрежденные в 1989 году при поддержке правительства Южной Кореи.

В 2016 году лауреатами Премии ЮНЕСКО имени короля Сечжона за распространение грамотности стали Центр информационной помощи и общинного развития за программу "Книги для сельских районов Вьетнама" и Научно-исследовательский институт языков и культур Азии Университета Махидол (Таиланд) за проект в области двуязычного/многоязычного образования Patani Malay-Thai.

Премии ЮНЕСКО имени Конфуция в этом году были присуждены министерству базового образования ЮАР за Массовую кампанию по распространению грамотности Kha Ri Gude ("Давайте учиться"), организации Jan Shikshan Sansthan в Керале (Индия) за программу "Развитие профессиональных навыков в интересах устойчивого развития", Управлению Сенегала по вопросам распространения грамотности и национальных языков за Национальную программу в области образования посредством ИКТ для неграмотной молодежи и взрослых.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников