Что такое метод теории организации. Основные элементы теории организации. Объект, предмет и методы теории организации

Термин «организация» происходит от лат. Organizo - «сообщаю стройный вид, устраиваю» и определяется в науке как внутренняя упорядоченность, структурированность, согласованность взаимодействия относительно самостоятельных частей в системном объекте.

Словарь русского языка определяет ряд значений слова «организация», и в общем случае характеризует ее как упорядоченное состояние элементов целого и процесс по их упорядочению в целесообразное единство. Среди них:

Действие по значению глагола организовать и организоваться (основать, подготовить, объединить, устроить и др.).

То же, что и организованность (внутреннее состояние, дисциплина, порядок и др.).

Объединение отдельных лиц, общественных групп или государств, имеющее четкую структуру, определенные задачи, а также какое-либо учреждение.

Характер строения, устройства чего-либо, например, кустарная организация производства.

Физическое или психическое строение отдельного существа, например слабая, болезненная организация живого организма.

Организация как явление носит универсальный характер и наблюдается во всех процессах и явлениях окружающего нас мира и в нас самих. «Без организации, организованности нет никакого реального бытия - небытие можно только мыслить, никакого реального, живого представления о нем нет, потому что абсолютно бессвязное (неорганизованное) представление не есть представление, оно - вообще ничего. Без понятия организации нет понятия системы».

В кибернетике, общей теории систем понятие организации связывается с неустойчивой упорядоченностью, подвижностью, изменчивостью системы.

Организация в интерпретации основоположника организационной науки А. Богданова носит всеобъемлющий характер. Присущие ей проявления находят свое реальное воплощение и в творениях человеческих рук, и в творениях природы.

В теории организации используются, главным образом, следующие семантические значения понятия «организация»:

Во-первых, как совокупность действий, процессов, ведущих к образованию упорядоченного состояния элементов целого - «организация как процесс»;

Во-вторых, как результат организационных процессов, осуществляемых природой и человеком - «организация как система»;

В-третьих, как внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимосвязанность частей целого - «организация как состояние системы».

Теория человеческих отношений и различные поведенческие школы рассматривают в качестве объекта организации людей, а в качестве предмета исследования - мотивы поведения людей в организации. В теории организации объектом изучения выступает организационный опыт окружающей нас действительности. При этом основные задачи познания заключаются в систематизации данного опыта, в осмыслении способов организации природы и человеческой деятельности, объяснении и обобщении этих способов, установлении тенденций и закономерностей их развития.

Объект - это то, на что направлена познавательная деятельность исследователя, а предмет - исследуемые с определенной целью стороны, свойства, отношения объекта. В теории организации объектом изучения выступает организационный опыт создания различного рода организаций, процессы их функционирования, а также исследование организационных законов. При этом необходимо помнить, что законы организации едины для любых объектов, а сами разнородные явления отождествляются через аналогию связей и закономерностей. Теперь перейдем с уровня теории организации на уровень теории организаций с целью конкретизации объекта приложения этой науки.

Объектом приложения теории организаций выступают преимущественно социально-экономические системы, прежде всего хозяйствующие субъекты: промышленные, торговые, строительные организации и предприятия, научно-исследовательские институты, учебные заведения всех видов, государственные учреждения, различимые в зависимости от выполняемых ими задач, применяемых средств и размеров. Любая из перечисленных организаций представляет собой сложную социально-экономическую и техническую систему. Наиболее часто встречающимся на практике организационным делением социальных систем является деление на подсистемы, связанные с осуществлением определенных функций системы. Основные элементы социальных систем - это люди, предметы и средства труда.

Объект теории организации - это регулируемые и самоорганизующиеся процессы, происходящие в общественных организационных системах, совокупность организационных отношений, как по вертикали, так и по горизонтали: организация и дезорганизация, субординация и координация, упорядочение и согласование, т.е. взаимодействие людей по поводу организации совместной деятельности, производства материальных благ, воспроизводства самих себя как субъектов общественных изменений. Объект теории организации носит многоуровневый характер - от общества в целом, его основных подсистем до первичных предпринимательских, государственных и общественных организаций.

Предмет теории организации - организационные отношения, т.е. связи и взаимодействия между различного рода целостными образованиями их структурными составляющими, а также процессы и действия организующей и дезорганизующей направленности. В предмет теории организации целесообразно включать основные методы, категории, понятия, раскрывающие суть данной науки, характер организаторской деятельности. Все категории теории организации можно разделить на три относительно самостоятельные группы:

2. категории, преимущественно отражающие организационные явления и процессы, происходящие в социальных и социально-экономических системах (организационная система, организация, структура организации, миссия, цель организации, лидер организации, формальная и неформальная организации, законы организации, организационная культура и др.);

3. категории, раскрывающие технологию организаторской деятельности и управления (правила, процедуры, циклы, коммуникации, разрешение противоречий, конфликтов, композиция, типизация, классификация и др.).

На уровне теории организаций социальных систем их главная особенность заключается в том, что их организующим началом является совместный труд. Именно он связывает совместно работающих людей между собой и со средствами и предметами труда и является системообразующим фактором. Как связующий фактор он объединяет все внутрисистемные процессы в единый интегрированный процесс, ориентированный на достижение конкретной цели организации. Труд связывает три основных элемента социальной системы - людей, средства и предметы труда. Чтобы организация существовала, необходимо обеспечить связи между людьми и этими основными элементами, то есть соответствующим образом соединить их между собой в пространстве и во времени.

Эти связи и являются предметом и результатом организационной деятельности в социальных системах, то есть конкретные организационные отношения - предмет организационной науки. Человек выступает активным элементом социальной системы, рациональная организация трудового процесса предполагает рациональные связи в элементарной системе, которые обеспечиваются целесообразной планировкой и оснащением рабочего места, применением определенных приемов и методов труда.

Элементарная часть (человек, предметы и средства труда) входит в состав более крупной подсистемы, поэтому необходимо обеспечить существование устойчивых связей между элементами подсистемы. Затем необходимо обеспечить устойчивые связи между подсистемами и установить правила, определяющие порядок их взаимоотношений, выраженных через организационную структуру. И наконец, система должна иметь устойчивые связи с внешним окружением. Именно совокупность этих связей внутренних и внешних и является предметом организационной науки.

Под методом (от греч. Methodos - буквально «путь к чему-либо») понимается упорядоченная деятельность по достижению определенной цели. Научный метод связан с действиями ученого и представляет собой совокупность мыслительных или физических операций, осуществляемых в ходе исследования. В нем заключено знание процедур для получения нового знания (метод не описывает объект изучения, а дает инструмент для изучения).

Метод теории организации - набор теоретико-познавательных и логических принципов и категорий, а также научного (формально-логического, математического, статистического, собственно организационного) инструментария для исследования системы организационных отношений. К основным методам теории организации относятся: индуктивный (движение мысли от единичного к всеобщему), статистический (заключается в количественном учете факторов и частоте их повторяемости, способствует нахождению устойчивых связей и закономерностей между организационными отношениями), абстрактно-аналитический (позволяет определять законы явлений, отражающие связи и постоянные тенденции; мысленное выделение существенных свойств и связей предмета, отвлечение от частностей), сравнительный (заключается в подборе сходных организаций как объектов исследования для выяснения процессов изменения, развития, динамики исследуемого явления - ваша организация развив как зарубежная) и др.

Социальная система обычно рассматривается с двух точек зрения:

Статики, под которой следует понимать структуру связей между ее элементами и подсистемами. Эта структура связей отображается организационной структурой системы или ее частью;

Динамики, под которой следует понимать деятельность, направленную на установление и обеспечение целесообразных связей между элементами и частями системы, обуславливающих ее нормальное функционирование. Эти связи отображают движение материальных, энергетических и информационных потоков. Обе точки зрения дополняют и обуславливают друг друга.

Таким образом, физическим воплощением организационной деятельности является комплекс целенаправленных действий организатора (или группы организаторов), ориентированных на:

Создание новой организационной структуры системы;

Совершенствование существующей организационной структуры системы - реструктуризация системы (перепланировка частей, упразднение действующих и создание новых технологий и т.д.);

Техническое перевооружение системы (без изменения существующей структуры и т.д.);

Расширение действующей системы (на территории действующей организации);

Эксплуатацию имеющихся систем;

Реализацию рациональных форм и методов организации разнообразных процессов в пространстве и во времени (информационных, производственных, финансовых и т.п.).

В самой простой форме цикл организации социально-экономической системы включает три основные фазы:

1. организационный анализ;

2. проектирование организации;

3. внедрение организации.

На практике этот упрощенный цикл можно разделить на целый ряд этапов. Такой методологический подход к определению сущности организационных процессов позволяет:

Во-первых, четко обозначить области организационной деятельности в социально-экономических системах - это установление и обеспечение целесообразных связей в сфере деятельности организации;

Во-вторых, дает возможность взглянуть на эту деятельность как на проектирование и обеспечение относительно полной структуры целесообразных связей, обуславливающих эффективное функционирование социально-экономической системы.

Из одних и тех же элементов путем комбинации взаимного их расположения и связей можно получить по существу разные системы, с разным уровнем организации и разным уровнем эффективности.

Наука о теории организаций должна охватывать: проектирование и развитие социально-экономических систем и протекающих в них процессов, а управление имеет целью поддержание систем в заданных пороговых значениях конкретных параметров. При этом организация непосредственно соотносится с категорией управления. С системных позиций они могут рассматриваться как свойства системы:

Организация как состояние, мера упорядоченности системы;

Управление как изменение уровня ее организованности.

В центре проектирования и развития организации стоит человек.

Организационная модель новой (или усовершенствованной) системы должна включать, таким образом, подсистемы и элементы структуры, обеспечивающие:

Осуществление установленной для системы цели;

Бесперебойную деятельность системы и составляющих ее частей;

Минимальный уровень эксплуатационных расходов;

Оптимизацию условий труда и т.д.;

Максимальный эффект.

Инструментом теоретического исследования предмета теории организации является научный метод.

Под методом теории организации понимается упорядоченная деятельность по достижению определенной цели, способ достижения какой-либо цели. Задача теории организации состоит в анализе, систематизации и осмыслении организационного опыта, состоящего из множества факторов. Перейдем к конкретным методам изучения теории организации на уровне социальных систем.

Конкретными методами изучения теории организации являются:

Эмпирический метод - наблюдение, восприятие и сбор информации;

Системный подход в организации, представляющий собой логический образ мышления, согласно которому процесс выработки и обоснования любого решения осуществляется исходя из общей цели системы и подчинения достижению этой цели деятельности всех подсистем, включая планы развития и другие параметры указанной деятельности. При этом эта система рассматривается как часть более крупной системы, а общая цель системы согласуется с целями этой крупной системы;

Синергетический метод - выявление общих закономерностей и единства методов описания и моделирования процессов эволюции и самоорганизации: физических, биологических, социальных, экологических и других естественных и искусственных систем;

Методы математического моделирования - метод линейного программирования, теория очередей и др.

организационный упорядоченность наука

1. ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ: ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ

Теория организации изучает современные организации (предприятия, учреждения, общественные объединения), отношения, возникающие внутри этих организаций, поведение организаций и их связь с внешней средой.

Теория организации как научная дисциплина изучает общие свойства, законы и закономерности создания и развития организации как единого целого. Положения теории организации базируются на экономических законах и законах ряда наук: теории систем, кибернетики, теории управления и др. Вместе с тем эта наука опирается и на специфические, присущие только ей законы и закономерности. В теории организации сформулированы принципы, на основе которых осуществляются построение, функционирование и развитие организаций.

Теория организации как самостоятельная область знаний имеет свой объект и предмет исследования, свой понятийный аппарат. Объект – это явление, которое исследует та или иная наука. Объектом теории организации являются социальные организации, т. е. организации, объединяющие людей. Предмет науки определяет то, чем занимается данная наука, какие стороны объективной действительности она изучает. Предметом теории организации как науки являются организационные отношения, складывающиеся между людьми в процессе их совместного труда в организациях различного типа.

Организационные отношения – это отношения:

1) выражающие объективные формы объединения людей и вещественных факторов трудовых процессов;

2) между людьми, возникающие по поводу совместного труда работников;

3) обеспечивающие связи между технической стороной деятельности организаций и отношениями собственности.

Общим методом науки «теория организации» является диалектический метод исследования. Для решения конкретных задач наука использует системный подход, под которым понимается систематизированный метод мышления, в соответствии с которым процесс принятия и обоснования решений базируется на определении общей цели системы и последовательном подчинении общей цели множества подсистем, планов их развития, а также показателей и стандартов работы. Практическое значение теории организации состоит в выработке форм, методов и условий, реализация которых способна обеспечить эффективное построение, функционирование и развитие организаций.

Из книги Налоговое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

3. Предмет налогового права. Понятие и сущность налоговых отношений Предмет налогового права составляют имущественные и тесно связанные с ними организационные отношения, направленные на формирование централизованных денежных фондов государства и муниципальных

Из книги Налоговое право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

1. Понятие, предмет и метод налогового права (НП) НП – система финансово-правовых норм, регулирующих налоговые правоотношения.Три подхода по поводу природы НП, его места в правовой системе: 1. НП – правовой институт финансового права который обособленно от него

Из книги Бюджетирование и контроль затрат в организации автора Виткалова Алла Петровна

1.1.1. Понятие, объект, назначение бюджетирования Бухгалтерский управленческий учет тесно связан со сметным (бюджетным) планированием и контролем, которое является его составной частью. Сложные рыночные процессы, с одной стороны, воздействуют на колебания объемов

Из книги Налоговое право. Конспект лекций автора Белоусов Данила С.

23.1. Понятие и предмет международного налогового права Термин «международное налоговое право» употребляться применительно к нормам, регулирующим налоговые отношения с участием иностранных организаций и граждан.Развитие международных отношений привело к заключению

Из книги Комплексный экономический анализ предприятия. Краткий курс автора Коллектив авторов

1.1. Понятие, предмет и задачи экономического анализа Содержание экономического анализа (ЭА) понятно из следующего определения.ЭА представляет собой комплексное системное изучение экономики предприятий, организаций, всех субъектов рыночных отношений, а также их

Из книги Экономическая статистика автора Щербак И А

27. Предмет и задачи статистики доходов. Понятие «система показателей» Процессы формирования и использования доходов населения представляют собой поступление в его распоряжение ресурсов в денежной и натуральной форме, получаемых за счет трудовой деятельности,

автора

Вопрос 2 Экономическая теория: предмет и метод

Из книги Экономическая теория автора Вечканова Галина Ростиславовна

Вопрос 36 Микроэкономика: предмет, объект, метод

Из книги Микроэкономика автора Вечканова Галина Ростиславовна

Вопрос 1 Микроэкономика: предмет, объект, метод. ОТВЕТПРЕДМЕТ МИКРОЭКОНОМИКИ. Микроэкономика – составная часть экономической теории, изучающая экономические взаимоотношения между людьми и определяющая общие закономерности их хозяйственной

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

1.1. Экономическая теория: предмет, метод, функции

Из книги Мировая экономика автора Шевчук Денис Александрович

Глава II ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Иногда приходится встречаться с мнением, согласно которому разграничение предмета и объекта науки не имеет существенного значения для осознания и понимания ее особенностей, более того, – что такое разграничение носит

Из книги Все об ипотеке автора Афонина Алла Владимировна

1.1. Понятие ипотеки, ее предмет и формы Термин «ипотека» используют в следующих случаях:1) когда говорят о залоге недвижимого имущества, находящегося в собственности залогодателя (например, земельных участков, строений и сооружений) с целью получения ипотечного

Из книги Экономическая статистика. Шпаргалка автора Яковлева Ангелина Витальевна

Вопрос 1. Понятие экономической статистики, ее предмет и методы Экономическая статистика является одной из наиболее важных отраслей статистики как научной деятельности и вида практической деятельности органов государственной статистики.Экономическая статистика

автора

Предмет и объект анализа Объект нашего действия есть всегда социотехнический объект. Мы очерчиваем его определенные границы, исходя из наших целей, и затем переводим эту сложнейшую реальность в тот или иной схематизм. Мы, с одной стороны, создаем связку между этой схемой

Из книги Путеводитель по методологии Организации, Руководства и Управления автора Щедровицкий Георгий Петрович

Предмет и объект Здесь работает представление о предмете и объекте. Мы имели знаковую форму - и Кондильяк первым обратил внимание на системность знаковой формы, - а теперь начали обсуждать вопрос, каким же является объект, и начали проецировать на объект те расчленения,

Из книги Экономический анализ автора Климова Наталия Владимировна

Вопрос 1 Предмет, объект и содержание экономического анализа Термин «анализ» происходит от греческого слова analysis «разложение, расчленение».Экономический анализ представляет собой способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого

Тема 1. Теория организации и ее место в системе научных знаний

КраткиЙ конспект лекций по ДИСЦИПЛИНЕ

Теория организации выделилась из теории управления. Если теория управления отвечает на вопрос «зачем и как воздействовать на объект», то теория организации отвечает на вопрос « чем управлять?».

Понимание организации создает основу для изучения управления.

Теория организации изучает принципы, закономерности и законы создания, функционирования, реорганизации и ликвидации организаций.

Объект теории организации – организационные системы. Объект теории организации носит многоуровневый характер – от общества в целом, его основных подсистем до предпринимательских, государственных и общественных организаций.

Предмет теории организации – организационные процессы и, прежде всего, отношения по поводу организации совместной деятельности людей для достижения поставленной цели.

2) категории, преимущественно отражающие организационные явления и процессы, происходящие в социальных и социально-экономических системах (организационная система, организация, структура организации, миссия, цель организации, лидер организации, формальная и неформальная организация, законы организации, организационная культура и др.);

3) категории, раскрывающие технологию организаторской деятельности и управления (правила, процедуры, циклы, коммуникации, разрешение противоречий, конфликтов, композиция, типизация, классификация и др.).

Близкими по содержанию и предмету исследования являются такие научные направления, как общая теория систем, кибернетика, теория катастроф, синергетика, а также прикладные теории социального направления: психология, социология организаций, организационное поведение и др. При всей сложности общих проблем, решаемых этими родственными научными направлениями, каждое из них имеет свой определенно очерченный круг исследуемых задач.

Так, кибернетика изучает законы функционирования особого вида систем, называемых кибернетическими, которые связаны с восприятием, запоминанием, переработкой и обменом информацией.

Инструментом теоретического исследования предмета является научный метод. Под методом (от греч. methodos – буквально «путь к чему-либо») понимается упорядоченная деятельность по достижению определенной цели.

Метод теории организации – набор теоретико-познавательных и логических принципов и категорий, а также научного (формально-логического, математического, статистического, собственно организационного)



инструментария для исследования системы организационных отношений.

Организационные процессы носят всеприродный характер и не могут быть описаны методами какой-либо одной дисциплины. Поэтому на ряду с методами исследования систем управления (индуктивный, дедуктивный, статистический, абстрактно-аналитический, сравнительный методы и др.) широко используются такие подходы как комплексный, функциональный, системный и исторический.

Рисунок 1. Подходы к изучению проблем организации

Системный подход – рассмотрение организации как системы. Исследование целостности объекта, выявление многообразия типов связей в нем и сведение их в единую картину.

Комплексный подход – раскрытие новых свойств организации посредством изучения объекта в междисциплинарном плане на стыке различных наук;

Функциональный подход – рассмотрение организации с функциональных позиций. Раскрытие ее функциональной целостности и законов поведения (функционирования).

Исторический подход – рассмотрение организации во времени, с позиций ее истории и раскрытия закономерностей ее перехода из одного качественного состояния в другое.

Можно выделить четыре основных вопроса, на которые должна ответить теория организации как наука:

1) определение размеров и границ организации;

2) определение способа упорядочивания элементов организации;

3) определение элементарной единицы (“атома”) организации;

4) определение способа адаптации организации к изменениям.

1.2 Место теории организации в системе научных знаний

Теория организации выделилась из теории управления в самостоятельную дисциплину, в связи с возрастающей значимостью знаний о природе и свойствах управляемого объекта для повышения эффективности целенаправленной деятельности по переводу объекта в желаемое состояние, что собственно и есть управление.

Теория организации использует подходы и достижения смежных дисциплин:

– психологии, социологии, антропологии в части выявления места и роли человека в становлении и функционировании социальных систем, группового поведения, процессов социализации, коммуникаций, природы социальных конфликтов, статуса власти, бюрократии;

– экономической теории в части исследований отношений собственности, рыночного и государственного регулирования, макро- и микроэкономических аспектов функционирования объектов хозяйствования, проблем эффективности и ее измерения, методов экономического стимулирования;

– стратегического менеджмента в части необходимости формировать цели и стратегию организации как основу для ее построения, обеспечения внутренних и внешних взаимодействий в соответствии с избранным курсом.

Предметом теории организации являются организационные отноше­ния между организационными объектами, как по горизонтали, так и по верти­кали. К организационным объектам относятся люди и образования, в которых они функционируют, в том числе: страны мирового содружества; организа­ции России (концерны, банки, фирмы и т.д.); структурные подразделения ор­ганизаций (управления, отделы); первичные образования (группы).

Рассматриваются структурные и процессорные организационные отно­шения при создании, функционировании, реорганизации и прекращении дея­тельности организационных объектов.

Структурные отношения включают: воздействия, взаимодействия и противодействия. Процессорные отношения включают: массовые, групповые и единичные, равенства и подчинения, зависимые, частично зависимые и не­зависимые, постоянные и случайные, последовательные и параллельные, не­прерывные и дискретные, межорганизационные и внутриорганизационные, по поводу управления, экономики, политики, права и другие.

Воздействие - это однонаправленное действие по передаче приказа, распоряжения, совета, просьбы одного объекта (субъекта) организационных отношений другому. Например, заказчик выдает работу исполнителю - это воздействие, направленное от субъекта к объекту; бригадир просит началь­ника цеха выделить ему дополнительные ресурсы - это воздействие, направ­ленное от объекта к субъекту; студент приглашает своих однокурсников прийти к нему на свадьбу - это воздействие, направленное от объекта к объ­екту.

Взаимодействие - это долговременная положительная реакция со сто­роны объекта управления (подчиненного) на воздействие субъекта управле­ния. Противодействие - это долговременная отрицательная реакция объекта управления на воздействие субъекта управления.

Организационные отношения подлежат регламентации, в основе кото­рой лежит принятый или установленный порядок нахождения объекта во времени и в пространстве.

Исходя из сказанного, можно уточнить, что теория организации – это научная организация организаций, а ее предметом изучения является фор­мальная организация.



Задачи дисциплины можно сформулировать следующим образом:

1) определение природы и сущности организации как экономической структурной единицы, ее основных признаков и характеристик;

2) изучение принципов и закономерностей развития функционирования и развития формальной организации;

3) ознакомление с основами классификации организаций и с особенно­стями основных типов организаций;

4) изучение основ организационного проектирования, т.е. построения организационных систем;

5) анализ внешних факторов и внутренних составляющих формальной организации;

6) изучение тенденций развития современных организационных форм и их взаимодействия.

Аспекты изучения организации:

1) строение организации – изучение целей, иерархии, состава, струк­туры;

2) функционирование организации – типы организационных отношений, поведение индивидов, процесс принятия решений;

3) управление в организации – взаимодействие подчиненных и руково­дителей, стили руководства;

4) развитие организации – проектирование и создание новых организа­ций, тенденции развития, инновации (нововведения).

Таким образом, при изучении дисциплины «Теория организации» можно использовать подход, предполагающий рассмотрение триединства понятия «организация» :

- организация как объект (явление) – это искусственное объединение людей, являющееся элементом или частью общественной структуры и выполняющее определенные функции (в таком понимании слово «организация» относится к сложным формациям, таким как предприятия, фирмы, банки, органы власти, учреждения, добровольные союзы и т.д.);

- организация как процесс (управления) – это совокупность мероприятий, обеспечивающих взаимосвязь между элементами системы в процессе ее существования (в этом смысле организация представляет собой процесс управления деятельностью людей, т.е. «организовывание»);

- организация как воздействие (действие, налаживание чего-либо) – это упорядочивание или налаживание действий какого-либо объекта (применительно к предприятию речь может идти о разработках схемы организационной структуры или организационном проектировании).

В курсе «Теория организации» используются все три смысла термина «организация», поскольку речь идет и об организациях как управляемых объектах, и об организационной деятельности, связанной с управлением коллективом, и о проектировании организаций с разработкой их организационных структур. Поэтому «теорию организации» можно считать самостоятельной концепцией современного менеджмента.

Контрольные вопросы:

1. Почему процесс формирования научной теории всегда является циклическим?

2. Что изучает теория организации?

3. Каким образом теория организации сформировалась в качестве самостоятельной дисциплины?

4. Какое место занимает теория организации в системе научных знаний?

5. Какие смежные научные дисциплины используются при изучении теории организации?

6. Какая связь между организацией и обществом?

7. В чем проявляется уникальность свойств организации по сравнению с другими объектами окружающего мира?

8. Может ли существовать организация без общества и общество без организаций?

9. Каковы особенности работы организаций в условиях формирования новых рыночных отношений в России?

10. Охарактеризуйте основные признаки организации?

11. Что такое социальная организация?

12. Что заставляет людей объединяться в организации?

13. Охарактеризуйте мотивы, служащие исходным моментом для создания организации?

14. Что является предметом «Теории организации», и каковы ее основные задачи?

Тесты для самоконтроля:

1. Выберите правильное утверждение с позиции теории организации:

2. Какое определение лучше подходит под характеристику дисциплины «Теория организации»?

3. Этот метод исследования эффективно применяется в теории организации, предусматривающий иссле­дования путем перехода от общего к частному. Сначала создается теория или методология, а затем объясняются или предсказываются единичные или групповые события. О чем идет речь?

А) Дедукция В) Дифференциация
Б) Индукция Г) Интеграция

4. Что понимается под термином «организация» в узком смысле слова с позиции дисциплины «Теория организации»?

5. Какой тип мотивации характерен для организаций делового типа?

6. Здесь характерен рациональный или целе­вой подход к анализу природы организации. Эта точка зрения высказана в традиционной литературе по методам управления, где организацию рассмат­ривают как рациональное средство достижения определенных целей. О чем идет речь?

7. Данный подход заостряет внимание на таких свойствах, процессах и ме­ханизмах адаптации организации, которые делают ее динамической, деятель­ной единицей. Эта точка зрения, в основном, ориентирована на модель, которая подразумевает, что организация встречается с неопределенно­стью различной степени и должна развивать средства приспособления к из­меняющейся среде.

9. Это искусственное объединение людей, являющееся элементом или частью общественной структуры и выполняющее определенные функции. О каком аспекте триединства понятия «организация» идет речь?

10. Главным признаком организации является.

Теория организации выделилась из теории управления. Если теория управления отвечает на вопрос «зачем и как воздействовать на объект», то теория организации отвечает на вопрос « чем управлять?».

Понимание организации создает основу для изучения управления.

Теория организации изучает принципы, закономерности и законы создания, функционирования, реорганизации и ликвидации организаций.

Объект теории организации – организационные системы. Объект теории организации носит многоуровневый характер – от общества в целом, его основных подсистем до предпринимательских, государственных и общественных организаций.

Предмет теории организации – организационные процессы и, прежде всего, отношения по поводу организации совместной деятельности людей для достижения поставленной цели.

2) категории, преимущественно отражающие организационные явления и процессы, происходящие в социальных и социально-экономических системах (организационная система, организация, структура организации, миссия, цель организации, лидер организации, формальная и неформальная организация, законы организации, организационная культура и др.);

3) категории, раскрывающие технологию организаторской деятельности и управления (правила, процедуры, циклы, коммуникации, разрешение конфликтов, композиция, типизация, классификация и др.).

Близкими по содержанию и предмету исследования являются такие научные направления, как: общая теория систем, кибернетика, синергетика.

При всей сложности общих проблем, решаемых этими родственными научными направлениями, каждое из них имеет свой определенно очерченный круг исследуемых задач.

Так, кибернетика изучает законы функционирования особого вида систем, называемых кибернетическими, которые связаны с восприятием, запоминанием, переработкой и обменом информацией.

Инструментом теоретического исследования предмета является научный метод. Под методом (от греч. methodos – буквально «путь к чему-либо») понимается упорядоченная деятельность по достижению определенной цели.

Метод теории организации – набор теоретико-познавательных и логических принципов и категорий, а также научного (формально-логического, математического, статистического, собственно организационного) инструментария для исследования системы организационных отношений.

Организационные процессы носят всеприродный характер и не могут быть описаны методами какой-либо одной дисциплины. Поэтому на ряду с методами исследования систем управления (индуктивный, дедуктивный, статистический, абстрактно-аналитический, сравнительный методы и др.) широко используются такие подходы как комплексный, функциональный, системный и исторический.

Рис. 1. Подходы к изучению проблем организации

Системный подход – рассмотрение организации как системы. Исследование целостности объекта, выявление многообразия типов связей в нем и сведение их в единую картину.

Ситуационный подход – рассмотрение организации в конкретных обстоятельствах внешней среды.

Функциональный подход – рассмотрение организации с функциональных позиций. Раскрытие ее функциональной целостности и законов поведения (функционирования).

Процессный подход – рассмотрение организации как совокупности процессов.

Исторический подход – рассмотрение организации во времени, с позиций ее истории и раскрытия закономерностей ее перехода из одного качественного состояния в другое.

Комплексный подход – раскрытие новых свойств организации посредством изучения объекта в междисциплинарном плане на стыке различных наук;

Можно выделить четыре основных вопроса, на которые должна ответить теория организации как наука:

1) определение размеров и границ организации;

2) определение способа упорядочивания элементов организации;

3) определение элементарной единицы (“атома”) организации;

4) определение способа адаптации организации к изменениям.

1.2 Место теории организации в системе научных знаний

Теория организации выделилась из теории управления в самостоятельную дисциплину, в связи с возрастающей значимостью знаний о природе и свойствах управляемого объекта для повышения эффективности целенаправленной деятельности по переводу объекта в желаемое состояние, что собственно и есть управление.

Теория организации использует подходы и достижения смежных дисциплин:

– психологии, социологии, антропологии в части выявления места и роли человека в становлении и функционировании социальных систем, группового поведения, процессов социализации, коммуникаций, природы социальных конфликтов, статуса власти, бюрократии;

– экономической теории в части исследований отношений собственности, рыночного и государственного регулирования, макро- и микроэкономических аспектов функционирования объектов хозяйствования, проблем эффективности и ее измерения, методов экономического стимулирования;

– стратегического менеджмента в части необходимости формировать цели и стратегию организации как основу для ее построения, обеспечения внутренних и внешних взаимодействий в соответствии с избранным курсом.