Традиции воронежского края кратко. Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие по реке Воронеж. Закрепление нового материала

Конспект урока

Цели: познакомить детей с достопримечательностями Воронежа, как

центром столицы Черноземья, с названиями улиц нашего города;

развивать моторику, творческое мышление;

воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и ответственности,

эстетический вкус.

Оборудование: тетрадь -учебник «Краеведение», интерактивная доска,

доклады учащихся.

Ход урока.

I. Организационный момент.

-Здравствуйте. Сегодня у нас на уроке гости. Повернитесь к ним, посмотрите, какие

они доброжелательные. Давайте мысленно пожелаем всем отдохнуть на нашем

уроке. Садитесь. (На экране появляются раскрывающиеся лепестки разных цветов).

-Вдохните.... Как хорошо, что мы вместе. Мы все счастливы и здоровы. Мы

помогаем друг другу. Мы дополняемдруг друга. Мы нужны друг другу. Пусть этот

день несёт нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.

Улыбнитесь друг другу. Вот с таким настроением мы и начнём наш урок.

- Сегодня мы продолжим путешествие по России. К нам в гости приехали наши

знакомые Серёжа и Надя. Они никогда не были в нашем городе, им очень хочется

мы с вами будем экскурсоводами.

II. Изучение нового материала.

Дитя веков, Воронеж, город мой,

Тебя лелеяла равнина Дона,

Колоколов торжественные звоны,

Лесов и рек обманчивый покой.

Задуман ты быть картой козырной,

Надежной крепостью, врагам заслоном,

Оплотом веры, твердости законов,

Указам царским, волей и судьбой.

О, сколько же ты в жизни повидал!

Разрушен был, из пепла вновь воспрял,

С ушедшим временем всегда был в связке.

Ушли века - в истории они,

А в сквере Петр! Тревожат наши дни

Седого парка дремлющие краски.

- Первая наша остановка будет называться «Герб Воронежа».

- Наш город был основан в 1586 году на высоком берегу реки Воронеж как

пограничная крепость на юге Русского государства. Богатая земля позволяла людям

разводить скот и заниматься земледелием. Город состоял из деревянных срубов с

башнями, с которых велось наблюдение и охрана города от нападения врага.

На гербе Воронежа изображен щит, золотая гора, на которой серебряный кувшин, из

которого течет серебряная вода, сверху корона. Герб обрамлен колосьями пшеницы,

что указывает на земледельческий характер города. Льющаяся из кувшина вода

означает, что город стоит на реке.

- Найдите и отметьте герб Воронежа (для проверки у доски.)на стр. 60учебника

«Краеведение». Там вам даны гербы 3х городов. Отметьте герб нашего города и

запомните, как выглядит главный символ Воронежа.

- Так какой же из 3, герб нашего города?

человека. Кто он? Мы узнаем, собрав картинку на с.61 тетради по краеведению.

- Итак, кто это? Рассказ о Петре I.

важнейшим политическим центром на юге России, так как это связано с

началом строительства военных морских кораблей в Воронеже. Став центром

российского кораблестроения Воронеж превратился в крупный индустриальный

город. Начали строиться специализированные заводы, фабрики, мастерские.

Что позволило за три месяца (февраль - апрель) создать довольно крупный

парусно- гребной флот. В этом состоит морской подвиг нашего города,

запечатленный в веках.

За полтора десятка лет город вырос, стал крупным населенным пунктом.

Население города выросло в 4 раза и составило примерно 50 тысяч человек. В ту

пору далеко не каждый европейский город имел такое население.

Некоторое время Воронеж: фактически играл роль столицы. Царь со двором -

представлены не только дипломатами, но и капитанами, генералами,

корабельными мастерами. Существовала, как и в Москве, немецкая (т.е.

иностранная) слобода. Учреждена почтовая связь с Москвой, обновлена

старинная дорога на Москву.

Первый памятник «отцу русского флота» Петру 1 установлен в 1860 году. Во

время войны он был уничтожен, но вновь восстановлен в Петровском сквере,

уютном и очень красивом уголке Воронежа.

- В настоящее время есть молчаливый свидетель деятельности Петра 1. Это

Успенская церковь на набережной Воронежского водохранилища. В этом храме

служил святой земли Воронежской Митрофаний. Он был великим советчиком Петра

1. О святом Воронежской земли прочитайте в тексте.

-Епископ Митрофан оказывал поддержку Петру I . который организовал в

Воронеже корабельную верфь для строительства флота. В своих проповедях он

поддерживал это начинание царя, он содействовал строительству кораблей,

жертвовал крупные суммы на кораблестроение, считал возможным

заимствовать с Запада технические знания. Царь, в свою очередь, с уважением

относился к святителю.

-Воронежцы всегда помнили и помнят о деятельности Петра в воронежском

крае, о той известности, которую он принес ему в результате этой

деятетельности. В память о великом святом в Воронеже был построен

Благовещенский собор, в котором покоятся мощи Митрофания Воронежского.

- Как Митрофаний Воронежский поддерживал Петра 1в его начинаниях?

- Как воронежцы в настоящее время помнят о великом святом?

Физ. минутка.

- Продолжаем наше путешествие. Следующая остановка «Люди, которые

прославили наш город».

- В самом центре нашего города расположилась Никитинская площадь. Свое

название она получила в 1911 году, когда ее украсил памятник великому русскому

поэту Ивану Саввичу Никитину. Он писал о родной природе, о тяжелом

крестьянском труде, о страданиях бедныхлюдей. Его произведения известны во

всем мире.

Весело сияет

Месяц над селом;

Белый снег сверкает

Синим огоньком.

Месяца лучами

Божий храм облит;

Крест под облаками,

Как свеча, горит.

Пусто, одиноко

Сонное село;

Вьюгами глубоко

Избы занесло.

Тишина немая

В улицах пустых,

И не слышно лая

Псов сторожевых...

- В центре города стоит памятник первому лауреату Нобелевской премии среди

русских писателей Ивану Алексеевичу Бунину. Он остался в памяти людей как автор

замечательных стихов, рассказов, романов.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

- Самый уютный поэтический уголок города Кольцовскийсквер. Он назван так в

честь нашего земляка Алексея Васильевича Кольцова, который вошел в нашу жизнь

песнямиистихами. Он знаком нам с детства. Его стихи переведены на десятки

языков народов мира.

Все творенья в божьем мире

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №95» г. Воронеж

Конспект занятия по познавательному развитию

/подготовительная группа/

Воспитатель: Азарова И.П.

Тема: «Путешествие в прошлое Воронежа»

Цель: Продолжить формировать понятие «Родина». Познакомить с

историей создания, названия, гербом Воронежа. Вызвать желание узнать больше об истории Воронежа. Воспитывать любовь, уважение и гордость к своей малой Родине. Развивать познавательный интерес, любознательность. Активизировать связную речь, мышление, память.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций

современного и старого города, карт г. Воронежа и области, картин о Петре 1, парусниках той эпохи. Заучивание стихов и пословиц о Родине. Чтение книг «Родной Воронеж», «Воронеж. Визитная карточка»

Материалы: средства ТСО, д/и «Найди свое место», «Доплыви до моря», коллекция природных материалов, герб Воронежа, картины о Петре 1, старый город, парусники.

Ход занятия:

Ребята, мы с вами живем в удивительно красивой, богатой и большой

стране.

Как называется наша страна?

Кто президент России?

Как называется столица России?

Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина - значит родная, как мать и отец. Родину не выбирают, она дается каждому человеку от рождения.

Ребята, а какие пословицы о Родине вы знаете?

«Всякому мила своя сторона»

«Везде хорошо, а дома лучше»

«Своя земля и в горе мила»

  • Родина моя - бескрайняя Россия...

И Сибирь, и Волга, и Урал...

Все места для русского святые,

Где бы ты в России не бывал.

Каждая березка, кустик каждый,

Задремавшие в снегу поля-

Все напомнит нам о самом важном -

Только здесь родимая земля!

И куда б судьба не заносила,

Не дано забыть нам об одном -

Эта неоглядная Россия -

Есть единственный наш отчий дом!

Воронеж - наша Родина, мы здесь родились и живем, нашему городу уже больше 400 лет. А всегда ли наш город был таким красивым, кирпичным и большим? И сегодня, я вам предлагаю совершить необычное путешествие в прошлое, в историю нашего города. А попасть мы туда сможем на волшебном поезде, но прежде нужно правильно найти место в вагоне.

Д/и «Найди свое место». (Дети по карточкам находят свои места и садятся в поезд. Слышится гудок поезда, стук колес.

Ребята, вот поезд и вернул нас в прошлое, давайте выйдем и

прогуляемся по древнему Воронежу.

Что представлял наш город первоначально?

Кто считается основателем Воронежа?

Какую роль выполняла крепость Воронеж?

(В 1585 г. На берегу реки Воронеж воевода Сабуров построил деревянную крепость. Воронежская земля приняла на себя первые удары войска хана Батыя в 1237г. Воронеж - стал городом воином, защитником.)

История нашего города неразрывно связана с историей России. Именно на воронежских просторах 300 лет назад молодой русский царь Петр 1 начал строить первые военные корабли.

России флот необходим -

Так Петр подумал и решил:

А где вода, и лес, и люди,

Что это дело не загубят?

Да на Воронеже - реке!

И царь садиться налегке

И мчит смотреть Воронеж - град,

И сосны перед ним стоят

И катят волны реки - полны

Здесь мы построим русский флот

И царь уж сам топор берет

И тешит бревна, парус ставит.

И вот под сводами заставы

Тесно от лодок, кораблей

Для покорения морей.

Для чего нужен был флот?

Сколько лет велось строительство?

(Строительство велось 15 лет. Флот нужен был России, чтобы охранять границы и получит выход к Черному морю.)

За два года в Воронеже был построен целый флот: 300 лодок, галеры,

парусники. Но построить - мало, надо, чтобы корабли вышли к морю.

В Воронеже много рек. Какие реки вы знаете? (Воронеж, Дон,

Усманка, Хопер, Битюг, Ведуга)

А как же с реки Воронеж можно доплыть до черного моря?

Д/и «Доплыви до моря»

Ребята, а как благодаря Петру 1 стали называть Воронеж?

Как вы понимаете это выражение? (Воронеж - колыбель русского

флота. Колыбель - это детская подвесная кроватка, где качали

младенцев. Колыбель - это место возникновения зарождения чего-то.

Воронеж - это место, где возник русский флот.)

А как в современном Воронеже называется то место, где Петр 1

когда-то строил корабли? (Адмиралтейская площадь. Имя этой

площади дола Успенская Адмиралтейская церковь - единственная сохранившаяся свидетельница кораблестроения на реке Воронеж. Именно в этом храме освящались, а затем спускались на воду первые русские военные суда.)

Физкультминутка.

Ребята, у каждого города, страны есть свой отличительный знак. Как

он называется? (Герб.) Герб - это щит, защита города. Герб всегда

отражает историю каждого города. Слово «герб» в переводе с

немецкого языка означает «наследство». Разработкой гербов

занимаются особые должностные лица - герольды. У Воронежа было

много гербов.

Ребята, давайте рассмотрим герб Воронежа и расскажем, что означает

каждый элемент герба. (Каждая часть рисунка имеет свой смысл:

зубцы в верхней части означают крепость, так как Воронеж изначально

строили, как крепость для защиты от врагов. В центре герба на

каменной крутой горе лежит перевернутый кувшин из которого

вытекает ручей (река), что означает неиссякаемые богатства. Хлебные

колосья вокруг герба говорят о плодородной и урожайной

Воронежской земле)

Ребята, а как еще называют Воронеж, если говорят о плодородной

земле? (Воронеж - столица Черноземья.)

В Воронеже очень богатая, плодородная, черноземная почва. Даже в

Париже находится образец земли из Панинского района, как эталон

почвы.

Но наш край богат не только плодородной черноземной почвой.

Какие еще минералы встречаются в Воронежском крае? (Мел, глина,

песок, гранит.) (Дети рассматривают образцы минералов.)

Последние исследования показали, что на Воронежской земле есть и

золото, но оно находится на большой глубине. Но золото запретили

есть много удивительных мест, поражающих своей красотой,

захватывающих своим очарованием. Одно из них - Дивногорье.

Что же это за место? (Это меловые горы, столбы - дивы, в которых

монахи сделали пещеры. Было время, когда хотели уничтожить эти

пещеры, но в 1991 году создали музей - заповедник «Дивногорье».)

Ребята, а что вы знаете о граните? (Гранит - это могучий

строительный камень. Если внимательно приглядеться, то можно

увидеть, что он состоит из каменных зерен. Зерна разные по цвету и

виду)

Глина - удивительный минерал. На воде хорошо замешивается, становится мягкой и податливой. Но стоит положить изделие из глины

в огонь - оно не сгорит, не рассыплется, а наоборот крепче станет. Со

дна моря ученые поднимают глиняные вазы, которые пролежали

несколько тысячелетий.

Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Вам оно понравилось? Но нам пора возвращаться, занимать свои места в нашем поезде. А чтобы нам не скучно было ехать домой, давайте споем песню «Моя Россия».


Материалы к районному семинару преподавателей технологии 17.04.08.

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ПЛАНА УРОКА
«Традиции русской народной культуры Воронежской области»

Цель: 1. Расширить знания детей по истории искусства Воронежского края.

2. Воспитывать духовно-нравственную личность на основе привития

чувства патриотизма, любви к родному краю, уважения к народным

традициям.

3. Развивать у учащихся чувство прекрасного.
Оборудование: уголок избы с предметами крестьянского быта, старинные предметы домашнего обихода (вышитые рушники, тканые и вязаные дорожки, глиняная посуда, и т.д.), праздничный женский костюм Воронежской губернии; медиаустановка с презентацией «Народный костюм Воронежского края».
Ход урока.
I. Воронежский край всегда славился народными умельцами. Они использовали для своих изделий все богатство природного материала. Это – глина, соломка, лоза и другие. Это глиняные игрушки. Это изделия из соломки и лозы. А этот узор выкован из металла. Перед нами жилой дом с элементами пропильной резьбы. Деревянное и кованое кружево выполняли мужчины, а полотняное и шерстяное – женщины. На слайде мы видим женщину за ткацким станком. Из-под ее рук появляются узоры необыкновенной красоты на домотканых коврах. А это – более тонкая работа. Ею украшали, например, полотенца для красного угла.
Дорогие девочки! Мы с вами провели большую исследовательскую работу по изучению народных традиций Воронежского края. Познакомились с бытом, основными занятиями, традициями наших предков. Собрали экспонаты старины, посетили Новоусманский краеведческий музей.

Удивительно, но каждая девочка, уже к 14 годам должна была уметь и прясть, и ткать, и вышивать, и готовить, и по хозяйству все уметь. Каждая девушка готовила себе приданое. Перед свадьбой устраивали выставку ее работ, по ним судили – какая она будет хозяйка. Один рушник из такой коллекции мы подарили в музей. Его изготовила наша односельчанка к своему бракосочетанию.
На сегодняшнем уроке мы подведем итог нашей исследовательской работы, посвященной изучению традиций русского народного прикладного искусства.
(На фоне слайдов)
Россия! Русь!

Куда я ни взгляну…

За все твои страдания и битвы…

Люблю твою, Россия, старину,

Твои леса, погосты и молитвы.

Люблю твои избушки и цветы,

И небеса, горящие от зноя,

И шепот ив у омутной воды

Люблю навек, до вечного покоя.

Россия! Русь!

Храни себя! Храни!
Жизнь наших предков складывалась из труда по освоению ремёсел. Все это происходило в русской избе.

II. «Знакомство с бытом и основными занятиями русских людей»

(На фоне слайда «вид комнаты» + русская печь) (Ученики):
У хороших хозяев в избе все сверкало чистотой. На стенках – расшитые белые полотенца; пол, стол. Скамьи выскоблены, на кровати – кружевные оборки, подзоры, оклады икон начищены до блеска.

Войдя в избу, сразу обратишь внимание на красный угол, то есть красивый. Здесь стояли стол, скамейки, висели иконы. Это особое место для гостей. Печь занимала почти пол-избы.

Правый от печки угол назывался бабий кут, или середа.

Здесь командовала хозяйка, все было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка. Отсюда и слово закуток.
Почти все в избе делалось своими руками. Долгим зимним вечером резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти, корзины. Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели: стол, лавки, скамьи (лавки со спинками), стольцы (табуретки), сундуки – все делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавалось от поколения к поколению. Поэтому не удивительно, что обычные бытовые предметы становились все совершеннее. Появлялись народные умельцы, зарождались промыслы. Любая обиходная вещь, будь то детская люлька или ковш, подзор или полотенце, - все украшалось резьбой, вышивкой, росписью или кружевом, причем принимало определенный, традиционный образ, ассоциировалось с окружающей природой. Например, ручка солонки (заметим, что соль в деревянной солонке всегда оставалась сухой) часто выглядела как голова коня; на полотенце чаще вышивались петухи; на люльке вырезалось и раскрашивалось солнышко.
А сколько нужно было потрудиться, чтобы изготовить убранство дома.

(мини-экскурсия по экспонатам)

(Учитель):

Действительно, долгими зимними вечерами девушки собирались вместе – пряли, вышивали, вязали, плели кружева и при этом пели.

Давайте не будем нарушать традиций наших предков, займемся рукоделием.

(дети вышивают и поют)
III. «Из истории народного костюма»
Из глубины веков до сегодняшних дней дошла до нас поговорка: «По одежке встречают…». Сотни лет назад нашим предкам достаточно было один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, каково его общественное положение и «гражданское состояние» - совершеннолетний он или нет, сочетался ли браком и т. д. Такая визитная карточка позволяет сразу решить, как вести себя с незнакомцем и чего от него ждать.

Простой люд стремился украсить себя, и в народе было придумано много способов окраски тканей домашнего производства. Краску делали, используя разные растения: зверобой, василек, чернику, листья бузины, кору ольхи, дуба, шелуху лука и другие.

Природа никогда не признавала бесцветья, и это качество она заложила в душу русского народа. Вот почему в создании идейно-художественного образа русской одежды цвет – один из самых важных компонентов. Цвет служит своего рода символическим языком, посредством которого русский человек с древнейших времен стремился выразить свои чувства и мысли, свою духовную связь с окружающим его миром природы и, наконец, свою любовь к самому цвету как к чудесному явлению природы.

Самым любимым цветом в русском народном искусстве и особенно в одежде был красный. Каждый цвет имел определенный символический смысл.

Красно-оранжевый – цвет солнечного света и тепла.

Яркий малиновый и нежно-розовый цвета символизировали закаты и восходы солнца.

Зеленый цвет символизировал растительный мир.

Желтый цвет был символом кратковременной разлуки, ультрамариновый – воды и неба, а также целомудрия, верности, белый – горя и смерти. Редко применялся голубой и означал бескровность, холод, страх.

Коричневый цвет вообще был исключен из палитры и практически не применялся. Его пренебрежительно называли линялым, грязным, чумным, то есть несущим какую-либо заразу.

Фиолетовый цвет применялся очень редко, в основном, вместо синего.

И, наконец, черный цвет – излюбленный в Воронежском крае. Черный цвет символизировал землю и вечный покой. Для жителей Воронежской губернии черный цвет символизировал чернозем.
Наиболее широкое распространение в Воронежской губернии получил тип рубахи .

Рукава рубахи замужней женщины украшались богаче и ярче, чем рукава девичьей рубахи. Каждая женщина в своем сундуке имела целый набор рубах на любой случай жизни: будничные, праздничные, воскресные, для свадьбы, для престольного праздника. Рукава праздничных рубах украшались с большим художественным вкусом. Вставной палик рукава обряжался разнообразной по технике вышивкой, узорами, выполненными из полос кумача и блесток, обсадкой по контуру рисунка бисером, полосками ажурных кружев и многими другим материалами.

Все материалы были гармонично подобраны и образовывали единое целое; рукава напоминали крылья сказочных птиц.

Орнамент девичьей рубахи не отличался от женской, но был беднее в цветовом отношении. Больше было черного цвета и меньше яркого: красного или малинового, меньше золота, бисера и блесток. Однако девичья рубаха была не менее красива, чем женская. Согласно утвердившейся веками народной традиции вышивать рукава своей рубахи должна была сама девушка, в противном случае ее засмеют на селе, прозовут непряхой, неумехой, да и замуж такую девушку хорошие женихи не возьмут, ей брезговали, считая неработящей.

Другое название рубахи в русском языке было «сорочка », «сорочица ». Это очень старое слово, и некоторые исследователи усматривают разницу между рубахой и сорочкой. Длинная рубаха шилась из более грубой и толстой материи, тогда как короткая и легкая сорочка – из более тонкой и мягкой. Если для богатых она служила нижним бельем, то для бедных могла быть единственной одеждой. Словами «нет рубахи на теле» определяли предел нищеты. В наше время про человека, который в делах потерял неудачу, тоже иногда говорят, что он «без рубахи остался», а о добром человеке говорят: «последнюю рубаху отдаст».

Первоначально рубахи шили широкими и длинными, с рукавами значительно длиннее рук. Не закатав рукава, работать в рубахе было невозможно. Именно с этих далеких времен берет свое начало выражение «спустя рукава», то есть кое-как, плохо.
Комплекс одежды девушки – сарафанный. По яркости, цветовой броскости и богатству украшений он был несколько беднее женского, но не менее красив. Он состоял из черного шерстяного сарафана, рубахи, головного убора – клеенки, которую в некоторых местах называли обручем, набора платков, подшальников и шалей, набора обуви, перешитой шубы, корсетки, куцки, летника, нашейных украшений: кругового и висячего мониста и каскада стеклянных бус. Основной частью комплекса девичьей одежды в Воронежской губернии был глухой многоклинный сарафан из тонкой шерстяной ткани домашней выделки, всегда черного цвета.

Сарафан – явление чисто русское.
Однако до того, как в гардеробе женщины появились юбки, они носили поневу . Это одежда типа юбки, но края ее не сшиты между собой. Поневу носили только замужние женщины. Поверх нее надевался передник.

Наряд девушки состоял из рубахи с шерстяным поясом, поверх которой надевался фартук. В канун совершеннолетия, на именины, подруги надевали девушке поневу. После этого девушку можно было сватать.

Многие виды старинных понев Воронежской губернии по богатству, художественным качествам были самыми красочными нарядами из всех южновеликорусских губерний.

По декоративно-художественному оформлению поневы разных местностей различались между собой, однако все они имели общие черты.

Основное поле поневы, как правило, было черным и разбивалось на квадраты красными, реже синеватыми, ровными вертикальными и горизонтальными шириной 0,5-1 сантиметр полосками. Черные окна квадратов символизировали участки черноземного поля, а полосы означали овраги, дороги, тропы, межи и реки на земле. В каждом селе такие квадраты-клетки были разных размеров. Размер клеток указывал, много или мало земли имеют крестьяне в селе.

По нижнему краю поневы проходила полоса шириной от 10 до 25 сантиметров, которая сплошь заполнялась тканым и вышитым пышным геометрическим орнаментом. Детали орнамента символически изображали то, что растет на земле. Называлась эта полоса окладом, который внизу заканчивался поясом-тесьмой. Богатство украшения оклада зависело от достатка и мастерства владелицы поневы.
Пояс дополнял костюм и мужчин, и женщин. На бедрах, поверх рубах и поневы, подпоясывалась покромка.

Валенная обувь – валенки , катанки – появились только в XIX в. Ее делали из овечьей шерсти. Изготовление валенок было делом трудоемким, поэтому и стоили они дорого. Небогатая семья имела, как правило, только одну пару валенок на всех, и носить их приходилось по очереди или по старшинству.

Самой распространенной обувью русского народа были лапти . Причем, зачастую плелись они не только из лыка, но и из бересты, коры ивы, березы, дуба, вяза. На одну пару лаптей требовалось ободрать три-четыре деревца.

В других странах лапти не носили. Когда на Всемирной выставке 1889 г. в Париже в российском павильоне были выставлены лапти, они привлекли всеобщее внимание. Французы спорили: одни говорили, что в такой обуви ходят все русские, другие утверждали, что лапти надевают только в торжественных случаях.

Без головного убора комплекс одежды был бы неполным и согласно обычаю древних восточных славян даже и не мыслился. С непокрытой головой, «простоволосой», женщина не показывалась ни на людях, ни на улице. Ни даже дома. Формы и украшения головных уборов были изумительно красивы. Они делились на девичий и женский.

Если женщинам обычай не позволял ходить и работать с непокрытой головой, то девушек он не касался. Они заплетали волосы в одну трехпрядную косу и могли ходить и работать с непокрытой головой. Когда девушка выходила замуж, она заплетала не одну, а две косы, открытый тип головного убора заменялся на закрытый.

Кичка - головной убор очень древнего происхождения.

Большую популярность в губернии имел также женский головной убор сорока .

Одним из красивейших и оригинальных женских головных уборов в нашем крае был кокошник . Кокошник изготовляли только редкие мастерицы. Шился он из дорогих декоративных материалов.

Любимым убором и для девушек, и для женщин был платок. Он был очень красив и удобен в пользовании. Замужние женщины надевали платки поверх кичек и кокошников, девушки же – прямо на обнаженную голову.

Старинные русские тканые шали и набивные платки и сегодня восхищают своей красотой.

Платки и шали вырабатывались и в Воронежской губернии. Около полутора веков назад пуховые шали крепостных ткачих воронежской помещицы Веры Андреевны Елисеевой из Нижнедевицкого уезда своими художественными и техническими качествами не только подняли на высшую ступень авторитет русского народного искусства в самой России, но и снискали мировую славу. Стоили шали баснословно дорого и как великая ценность продавались только за золото. Воронежские шали и мерное полотно под названием кашемировое не замедлили привлечь внимание зарубежных деловых людей. Турецкие купцы, например, умоляли Елисееву, чтобы она продала им хотя бы мерное полотно. Они увозили его к себе в Турцию, разрезали на куски, пришивали к ним свою бахрому и затем продавали в Багдаде и Басре, выдавая за всемирно известные в то время шали индийского княжества Кашмир. Представители английского двора почитали за честь приобрести именно воронежскую шаль у Веры Елисеевой.
(слайд с изображением мужского костюма)

Помимо нательного крестика мужчины снаружи поверх рубах носили кипарисовые крестики. Крестики эти указывали на то, что владелец их совершил паломничество пешком в святые места: Киево-Печёрскую лавру, подмосковный Троице-Сергиевский монастырь или Иерусалим. Число крестов соответствовало количеству совершенных паломничеств
Учитель музыки : Во многих русских песнях говорится о труде, о рукоделии. Ленивых не прославляли, а корили. Мы приготовили одну из таких песен – «В низенькой светёлке»

(Выход в костюме.)

На мне надет подлинный костюм Воронежской губернии. Расскажите – что на мне надето?...

А какие пословицы об одежде, о ленивых и трудолюбивых вы знаете?

В таком наряде и в мир и в пир ходили. А русские хороводы украшали собой жизнь наших предков. Я предлагаю вам поводить хоровод.
Частушки:

Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идёт.
Наши руки крендельком,

Щёки, будто яблоки.

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.
Я куплю себе свистульку,

Буду трели выводить.

Мастеров славной России

Никогда нам не забыть.
Ты играй, моя гармошка,

Ты подружка, подпевай, мастеров Руси великой

(Учитель)

Христиане сознательно и охотно относились к труду. Христианин не может и не должен сидеть без дела.

(сообщение сопровождается слайдами)
Пресвятая Дева Мария жила при храме. В храме учили ее грамоте, Закону Божьему и рукоделию: прясть, ткать, шить. Она любила молиться Богу и читать священные книги.
Мы знаем совсем немного о жизни Иисуса в раннем возрасте.

Так как Иосиф был плотником, то Иисус помогал ему в этой работе, и сам стал плотником. Иисус повиновался Своим земным родителям. Всем детям надо повиноваться своим родителям. Одна из десяти заповедей Божьих гласит так: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле».
Царская семья.

С появлением детей государыня отдала им все свое внимание. Она не приглашала к дочерям гувернанток. Она не могла видеть без дела своих дочерей. Великие княжны должны были быть всегда заняты. Чудные работы и вышивки выходили из под их быстрых ручек. Две старшие взрослые дочери, Ольга и Татьяна, работали вместе с матерью в своем лазарете во время войны. Там они были обыкновенными сестрами, перевязывая раны солдатам и офицерам.
Сейчас идет Великий пост. Во время поста христиане молитвенно устремляются к Богу, желают проявить любовь к своим ближним, ограничить свой эгоизм, очистить душу покаянием. Закончится пост Праздником Праздников – Пасхой.

Мы уже готовимся к празднику и разучили пасхальное песнопение.

(Дети поют)

V. «Заключение»

(Учащиеся обращаются к гостям и дарят подарочки)

Русский народ всегда был хлебосольным и славился гостеприимством. Мы очень рады видеть вас в нашей школе и хотим подарить вам скромные подарочки, выполненные ученицами нашей школы. Пусть в ваших домах всегда царят уют, добро и согласие.
(Учитель) подведение итогов

Девочки, мне бы хотелось, чтобы вы понимали и ценили красоту, бережно хранили память о прошлом, любили свою историю и Родину
И сегодня, мы не просто подвели итог нашей работы, не подозревая того, защитили большой, серьезный, коллективный творческий проект. Я поздравляю вас с защитой первого творческого проекта и хочу пожелать вам чтобы вы всегда с такой же любовью, уважением относились к истории и культуре своего народа.
(сладкий приз + поздравительный слайд)

Цель: приобщение детей к историко-культурным традициям родного края через активизацию их творческого потенциала.

Задачи:
расширение и углубление знания детей о культуре, истории, традициях жителей Воронежского края;

формирование эмоционально-положительное отношение к этнокультурному наследию;

развитие умения отражать этнокультурные традиции в разных видах детского творчества;

воспитание чувства национальной гордости за свой народ, его культурное наследие, внимательного отношения к слову, культуре речи.

Ход деятельности

Воспитатель : Дети, какое ваше самое любимое занятие дома или в детском саду?

Ответы детей

Включается презентация (дети свободно располагаются на ковре)

1 слайд

Воспитатель : игры бывают разные и их огромное множество. Но многие из них пришли к нам из далекой старины. Во все века и времена дети любили играть.

2 слайд

Воспитатель : русские народные игры имеют многовековую историю. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, лапту и салочки, состязались в ловкости. В разные времена года играли в различные игры. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.

Что такое обрядовые игры, как вы думаете?

Ответы детей

А вы хотите поиграть вместе со мной в старинные игры, в которые играли у нас в Воронежской губернии? (Ответы детей).

Воспитатель : у меня есть колесо времен года, оно нам укажет на время года и мы поиграем в календарные игры.

Дети крутят импровизированное колесо с четырьмя цветами, обозначающими времена года. На каком цвете остановится стрелка, об играх такого времени года и пойдет речь.

3 слайд Зима

Воспитатель : зимой устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по деревням с песнями и с плясками.

« »

Детская игра, в старое время бытовавшая во время Масленицы: дети, подражая взрослым, изображали обрядовое катание на тройках. Мальчики, девочки брались по двое или по трое за руки, прикусывали зубами веревочки, концы которых держал кучер, и бежали.

«Коробочка»

Брали «коробочку» (льдинку или замерзший кусок навоза), вставали в круг, выбирали водящего, который старался пнуть «коробочку» так, чтобы она обязательно коснулась ноги, понравившейся ему девушки. А она, следя за ее движением, подскакивала, стараясь избежать соприкосновения. При этом играющий не должен был выходить из круга и вырывать руки из рук соседей справа и слева. И так игра продолжалась, пока мороз не проникал за воротники овечьих шубок и тулупов.

Играем в каждую из этих игр.

4 слайд Весна

В Воронежской области был обычай «водить кобылу»: «На четвёртый день „водили кобылу“. На палке делали голову, привязывали хвост, накрывали веретьем. Сверху на эту лошадь садились желающие покататься. Мужчина наряжался цыганом и водил эту кобылу по улице. Когда кобыла падала, тогда цыган „грыз“ ей ухо и она вставала» . У умелых коневодцев (парней, изображавших кобылу) лошадь «умела» танцевать и вставать на дыбы, она лягала всех подряд, а особенно девок.

В пасхальном ритуале важное место занимала обрядовая еда: пасха, кулич и крашеные яйца. Пасха является самым главным христианским праздником и по сей день.

5 слайд Лето

Главное место в летних праздниках принадлежит Троице. В Воронежской губернии обрядовый комплекс включал в себя следующие ритуальные действия: украшение домов травою и цветами, ветвями березы и клена, гадания, кулачные бои, завивание венков, поминовение предков, обрядовые игрища. Распространенным обрядом было завивание венков из травы или веток клена.

Праздник летнего солнцеворота (Иван Купала) обозначал наступление самого важного момента трудовой деятельности крестьянина-земледельца - жатвы. В этот день разжигали костры и прыгали через них; плели и гадали на венках; обязательно купались в реке - «чтобы не болеть».

«Бубенцы»

Это старая русская игра. Играющие встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, а другому завязывают глаза. Все остальные поют: Тpынцы-бpынцы, бубенцы, Диги-диги-диги-дон Отгадай, откуда звон! После этих слов игрок с завязанными глазами должен по звуку бубенца поймать увертывающегося от него участника. Когда участник с бубенцом пойман, он становится водящим, а второй игрок становится в общий круг.

Играем в игру.

6 слайд Осень

Осенью, после сбора урожая на ярмарках и гуляниях популярностью пользовались состязания силачей в поднятии камней и прочих тяжестей, толкании бревна; бои на бревне: когда два участника садились друг перед другом на высоко закрепленном бревне и старались сбить друг друга на землю ударами мешков с опилками или палками, обмотанными тряпьем.

«Репа»

Забава по мотивам русской народной сказки «Репка». Все играющие встают друг за другом, обхватив предыдущего вокруг пояса. Первый игрок обхватывает небольшой ствол дерева или столб. «Дед» начинает тянуть последнего играющего, стараясь оторвать его от остальных. Есть и другой вариант игры: Игроки садятся друг против друга, упираясь ногами в ноги соперника. Руками держатся за палку. По команде начинают, не вставая с места, тянуть друг друга на себя. Выигрывает тот, кто перетянет соперника

Играем в игру.

Воспитатель: Вот в такие игры, многие из которых мы играем до сих пор пришли к нам из старины. Какая из игр вам понравилась больше всего?

Откуда в конопле русалки, почему на свадьбе невесту оплакивали и зачем местные крестьянки носили сопли и роги

Проект «Мы, воронежцы», организованный отделением Гильдии межэтнической журналистики, открылся лекцией «Как собиралась Воронежская область. Откуда у воронежцев взялись цоканье, андарак и квитка». В книжном клубе «Петровский» ее провела народный мастер Воронежской области Елена Матвеева. Она рассказала о том, из каких земель приезжали в наш край первые поселенцы, какие традиции и обычаи они привозили с собой и как смешение разных культур дало неповторимый воронежский колорит.

Защитники и трудяги

Территория нынешней Воронежской области стала заселяться в конце XVI века для защиты южных границ Российского государства. По царскому повелению сюда переводили военных и свободных государственных крестьян из самых разных уголков Руси. Так в новых крепостях и городках появились и казаки из Малороссии и с польско-литовской границы, и крестьяне из Костромской, Ярославской, Рязанской губерний, Подмосковья и Мордовии. Все они приезжали со своими говорами, традициями, культурой, костюмом.

Сохранить все это богатство помогал, в том числе, и уклад жизни. Наша губерния долгое время оставалась аграрной. Когда на севере полным ходом развивалась промышленность, торговля и связи с «зарубежьем» (через северные моря), в воронежском крае сохранялся ручной труд, выращивалась конопля для ткачества. Еще в 1950-е годы в воронежских избах стучали ткацкие станки.

Это сегодня упоминание конопли вызывает смех и шуточки. А ведь именно эта техническая культура много веков кормила, одевала и обеспечивала деньгами воронежского крестьянина. Из конопли ткали изумительные ткани, из ее зерен делали масло, варили кашу. Из ее остатков от изготовления ткани крутили бечевку и плели легкую летнюю обувь, а позже делали канаты, веревку и парусину для кораблестроения, что позволяло заработать.

Да, конопля могла в какой-то момент и усыпить человека, - рассказывает Елена Матвеева.- Как-то в селе Першино Нижнедевицкого района мы спросили у бабушек: «А русалки у вас водятся?» (рядом с селом был пруд). Они ответили: «А как же, были». - «А где они у вас были?». - «Ну как где, в конопях. Мы когда были маленькие, нам говорили не ходить в поле, когда конопля цветет, а то русалки усыпят и не проснешься».

Не надо психотерапии

Чтобы уберечься от влияния не только русалок, но любой другой нечистой силы, наши предки придумали множество способов. Одним из самых действенных считались обереги. Оберегом могла быть и резьба на окне избы (нечисть не проникнет в дом), и вышивка на одежде (злая сила не проберется к телу). Вышивку делали по вороту (чтобы голова крепче сидела на плечах), на мужских косоворотках – по левой стороне, возле сердца, на рубахах - по линии колена, чтобы ноги были сильные и здоровые.

Обязательно украшали концы одежды (подол, рукава) – чтобы защитить ее, например, пока она сохнет после стирки. Считалось, что так в наряды не проникнет нечистая сила. На концы длинного украшения под названием грибатка женщины вешали иконку или крестик: так наши суеверные люди соединяли языческую символику, силу и христианскую. На спину вешали назадень - оберег, который защищал от дурного слова или взгляда, брошенного в след. А на свадьбе молодым никогда не подавали каравай на полотенце с вышивкой в виде винограда – чтобы муж не стал пьяницей.

Человек жил в окружении этих оберегов, которые сам делал и шил, с твердой уверенностью, что ему никто и ничто не повредит. И никакие психотерапевты не были нужны, - объясняет Елена Матвеева.

Одежда вместо паспорта

В целом костюм был для наших предков настоящим паспортом. Взглянув на него, можно было понять возраст его обладателя, его этническую принадлежность, степень благосостояния, состав семьи и даже характер.


Самой типичной одеждой воронежской крестьянки была понева – своеобразная юбка, кусок ткани, обернутый вокруг бедер. Она была черной (символ воронежских черноземов) с клеткой из красной нити (символ межи, дороги, реки). Из-за ношения поневы крестьянки получили от более состоятельных соседок название «поневницы» Хотя на самом деле этот предмет одежды – настоящее произведение искусства.

Еще одним типично воронежским знаком была счетная гладь – техника вышивки, в которой выполняли, например, орнамент на плече рубахи. Это очень тонкая работа, где один стежок мог составлять длину двух-трех нитей. Работу воронежских мастериц узнавали по всей России именно благодаря счетной глади. А самыми любимыми орнаментами наших предков были знаки солнца, земли и воды – всего того, что обеспечивало народ урожаем, а значит, давало жизнь и благосостояние семье. Одним из главных воронежских головных уборов была сорока с золотым челышком и позательнем.

Под нее женщина надевала так называемые роги - очень древнее языческое украшение. В дохристианский период женщина поклонялась древней богине Мокоши, покровительнице домашнего очага. Выйдя замуж, без особого рогатого головного убора она даже не могла появиться на улице. Если она после свадьбы не успевала сделать такой головной убор, то брала ухват и шла на улицу с ухватом. Его рога были ее защитой. Со временем языческое понимание украшения утерялось, но сорока осталась непременными атрибутом крестьянки воронежско-белгородского пограничья.

Общим для всех женщин любой этнической группы было одно: волосы замужней должны быть полностью убраны под головной убор. Считалось, что они таят в себе колдовскую силу, а потому их надо прятать. И именно поэтому во всех сказках Баба Яга ходит растрепанной.

По требованию времени Каждый населенный пункт предъявлял к внешнему виду своих жителей свои требования. И соблюдать их надо было неукоснительно. Если человек, переехав из другого места, не менял «чужую» одежду на новую, он становился изгоем, пустым местом. Общество не принимало его.


Так, в селе, где жили потомки переселенцев с польско-литовской границы, женщины носили андарак – юбку с полосками красного, зеленого и белого цвета. Малоросские крестьянки носили короткий фартук (завеску), жилетку-безрукавку (корсетку) и украшенный цветами головной убор (квитку). Головные уборы жительниц Землянского уезда напоминают мордовские: здесь было много переселенцев из Мордовии, да и многие ездили туда на заработки. Цуканы Каширского района, переселенные из Подмосковья, привезли с собой не только «московские» названия (Каширское, Коломенское), но и одежду с длинными, почти до земли рукавами. Эта деталь одежды хранила свидетельство более высокого, боярского или дворянского происхождения предков, которые могли не утруждать себя работой. А вот их потомки придумали делать в рукавах прорези, чтобы просунуть в них руки – для работы. Сами рукава завязывались за спиной. Отсюда и пошло выражение «работать спустя рукава», ведь в такой одежде хорошо выполнить работу просто невозможно.

Да и надевать надо было строго определенный набор предметов. Например, взрослая женщина Павловского уезда носила на шее множество украшений: гайтан (узорная широкая бисерная лента), круговой монист с подвесками (их называли «сопли») и сверху – каскад бус.

Очень строгими были и обряды, сопровождавшие важные жизненные события. Например, на венчание девка должна была надеть скромный сарафан белого цвета. Такую же белую рубаху носили старухи и вдовы. А все потому, что белый считался цветом скорби, горя. Белый сарафан невесты был свидетельством печали: далеко не всегда замуж выходили за знакомого человека и не знали, как сложится жизнь. Потому и печалились. Так возникли свадебные плачи: плакала невеста, оплакивали ее и подружки. Накануне свадьбы девушку сажали дома и никуда не выпускали, а если выводили на улицу, то накрывали двумя-тремя платками, чтобы свету белого не видела. Свадебный обряд был сродни похоронному: невеста уходит из этой жизни как девушка, как член родной семьи, и возрождается уже в новой семье как женщина. Этот обряд давал ей новый статус, и на следующий день она уже надевала праздничную одежду, ей повивали голову, надевали новый головной убор.

Интересно, что в старые времена люди старались не жениться и не брать замуж человека из другого села. Ведь там могли жить люди другой этнической группы, с другими традициями и культурой, одеждой. Различия в культуре и традициях иногда могли быть непреодолимыми. Вместе с тем, с течением времени они стирались, особенности смешивались. Сейчас не в каждом селе помнят о своем происхождении или истоках каких-то традиций. Однако именно это разноцветье составляет картину Воронежской области – разнообразную и самобытную.

Фото Елены Матвеевой и из открытых источников