Международное право понятие предмет источники. Предмет регулирования международного права

Уставом Организации Объединенных Наций (ст. 1) закреплены основные цели международного сотрудничества государств на современном этапе, а именно:

1. Поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения угрозы миру и устранения ее, а также для подавления актов агрессии или других нарушений мира и реализовывать мирные средства в соответствии с принципами справедливости и международного права улаживания или разрешения международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира.

2. Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира.

3. Осуществлять международное сотрудничество в решении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка, религии и т.

Само содержание указанных целей определяет то, что их можно достичь только путем общения государств между собой в соответствии с принципами международного права. Такие международные отношения по поводу решения экономических, социальных, гуманитарных и других проблем обусловливают появление их регулятора: юридически обязательных правил, норм поведения для участников этих отношений. Происходит процесс возникновения норм международного права, в свою очередь регулируют отношения государств и других субъектов международного права между собой.

В начале освоения предмета международного публичного права зачастую путают правовые нормы по общественными отношениями, которые ими регулируются. Следует подчеркнуть ошибочность такого восприятия правовых норм не как регулятора, а как предмета регулирования. Такое восприятие и такие взгляды могут привести к растворению права в фактических отношениях. Понимание этого имеет существенное значение для освоения науки права.

Целесообразно подчеркнуть и то, что сфера действия международного права всегда узкая от сферы распространения международных связей, значительно багатоманитниши за правовые нормы, которые регулируют. Вообще право может только приблизиться к реалиям, но никогда не в состоянии охватить их во всей полноте. Однако оно является эффективным регулятором международных отношений.

Сам термин "международные отношения" мы употребляем в широком смысле. Это и двусторонние или многосторонние отношения между государствами, и различные виды отношений между государствами, международными, межправительственными организациями и державоподибнимы образованиями и другими участниками международного общения.

Процесс взаимовлияния и взаимозависимости международных отношений и международного права является предметом исследования в теории международного права уже достаточно давно. Так, еще в конце XIX в. профессор Киевского университета (св. Владимира) А. Эйхельман при подготовке своей "Хрестоматии российского международного права" отмечал, что законами и договорами определяются международные отношения России. А Венские соглашения 1815 создали "систему европейских международных отношений" после разгрома наполеоновской армии.

Таким образом, становится очевидным определения, предметом международно-правового регулирования являются международные отношения:

Международные экономические отношения;

Международные культурные отношения;

Международные политические отношения;

Международные социальные отношения и тому подобное.

Международные отношения, урегулированные нормами международного права, представляют собой международные правоотношения, включают следующие виды:

Отношения между государствами - двусторонние и многосторонние, то есть охватывающие международное сообщество в целом;

Отношения между государствами и международными межправительственными организациями;

Отношения между государствами и державоподибнимы образованиями;

Отношения между международными межправительственными организациями;

Отношения между государствами и другими субъектами международного права и т.д.

Объект международного права

Для понимания сути международного публичного права очень важным является вопрос о его объект. Не следует путать это понятие а объектом права и правоотношений, входящие во внутреннюю компетенцию государства. Для международного права имеют значение только те явления, по поводу которых суверенными государствами и другими субъектами устанавливаются международные отношения.

Объектом международного права является все то, по поводу чего субъекты международного права вступают в правоотношения на основе принципов и норм международного права.

Таким объектом могут быть:

Материальные и нематериальные блага,

Действие или воздержание от действия.

При этом под материальными и нематериальными благами, неотделимыми от них интересами государств имеются в виду, например, общий мир и безопасность народов, взаимовыгодное экономическое и другое сотрудничество, культурное развитие народов. Этот перечень не является исчерпывающим.

Например главным событием государственного визита в Украину Президента Российской Федерации было подписание президентами двух государств Договора о дружбе, партнерстве и сотрудничестве (31 мая 1997). Договор содержит нормы о статусе Черноморского флота на территории Украины. В этом случае именно параметры раздела Черноморского флота, взаиморасчеты и условия его базирования в Севастополе и является объектом международных правоотношений между Украиной и Российской Федерацией.

Сегодня понятие международного права, предмет международного права и другие аспекты этого явления подробно изучаются юристами всего мира. Данная юридическая совокупность норм и регуляторов оказывает большое влияние на жизнь и взаимоотношения всех современных стран.

Основы международного права

Главным объектом международного права являются те отношения мирового сообщества которые не могут регулироваться Почему оно появилось? Потому что некоторые объекты законодательства просто неподвластны властям одной страны. Именно поэтому понятие международного права, предмет международного права и другие его особенности в первую очередь затрагивают международные отношения.

Другим его объектом являются организации, органы и институты, объединяющие разные государства. Общее международное право необходимо им, так как нет власти, которая бы руководила их деятельностью. При этом сами государства продолжают быть независимыми друг от друга. Понятие международного права, предмет международного права не затрагивают их внутреннего законодательства.

Международное частное право

В чем заключаются понятие и предмет международного частного права? Впервые термин появился в XIX веке. Это совокупность норм, необходимых для регламентации частно-правовых отношений в том случае, если они возникают в международном пространстве. Сокращенно это явление называют МЧП.

Принцип невмешательства

В Уставе ООН закреплена норма, согласно которой государства не должны вмешиваться во внутренние дела другого государства. Ни одна власть не имеет права применять или поощрять использование политических и экономических мер, направленных на подчинение другой страны или получение любых преимуществ над объектом такой политики.

Принцип невмешательства прямо вытекает из принципа суверенитета и неприменения силы. Понятие, предмет и функции международного права формулировались много лет, и только в 1970 году все вышеперечисленные нормы были зафиксированы в Уставе ООН как обязательные для всех членов мирового сообщества.

Самоопределение народов

Для дипломатии и политической карты мира весомым является принцип самоопределения народов. ООН признает каждую нацию в качестве коллективного лица, имеющего право самому определять свое будущее. В связи с этим международное сообщество относится к иностранному игу, интервенции и ущемлению прав этнических меньшинств как к преступлению против человечества.

Присоединение к государству новых территорий, разделение страны, передача территории от одного государства другому - все это может происходить только в соответствии со свободно выраженной волей населения данных регионов. Для этого есть специальные политические инструменты - выборы и референдумы.

Сотрудничество государств

ООН и вся мировая правовая система были созданы для того, чтобы власти всех стран могли найти общий язык. Об этом гласит принцип государственного сотрудничества, который заключается в том, что любые государства, вне зависимости от их политических, экономических и социальных отличий, должны сотрудничать друг с другом для поддержания безопасности во всем мире.

Есть и другие «узлы», в которых необходима международная солидарность. Все государства должны сотрудничать, чтобы установить всеобщее уважение к правам и основным свободам человека. С этими понятиями связана проблема построения гражданского общества во многих странах мира, обладающих несовершенной политической системой, авторитарными режимами и т. д.

Сегодня сотрудничество государств также необходимо в области культуры, науки и искусства. Укрепление взаимосвязей ведет к всеобщему прогрессу и процветанию. Часто для такого сотрудничества используют площадку ООН. Например, в Организации Объединенных Наций создано Международное агентство по атомной энергетике.

Международное право: понятие и предмет регулирования. Система международного права

По лекции: Международное право – система договорных и обычных международно-правововых норм, выражающих согласованную волю государств и других субъектов международного права и направленных на регулирование международных правоотношений.

Особенности международного права:

1. Предмет международно -правового регулирования – международные правоотношения:

Отношения между государствами

Отношения участием других публично правовых субъектов (международные организации, нации, борющиеся на независимость, государствоподобные образования)

Отношения с участием частноправовых субъектов (физических и юридических лиц)

Так же предметом является некоторые внутригосударственные отношения

2. Субъекты международного права: государства, международные межправительственные организации, нации, борющиеся за независимость, государствоподобные образования.

3. Источники: международный договор, международный обычай, акты международных судов, акты международных организаций, конференций, доктрина.

4. Способ образования норм и функционирования международного права – согласование между государствами.

5. Отсутствие центрального аппарата принуждения

Система международного права

Системообразующие элементы международного права:

· Основные принципы международного права (устав ООН, Декларация о принципах международного права, Хельсинский акт)

· Общие принципы права

· Общесистемный институт: институт международной ответственности, правопреемства, международная правосубъектность

· Отрасли международного права

Критерии деление международного права на отрасли:

Предмет регулирования

Отраслевые принципы

· Метод – согласование воли государства


Принципы международного права: понятие, акты, их закрепляющие и конкретизирующие

Из Википедии: Принципы международного права - это наиболее важные и общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни, так же являются критерием законности других норм, выработанных государствами в сфере международных отношений, а также законности фактического поведения государств.

Соблюдение принципов международного права является строго обязательным. Отменить принцип международного права можно, только отменив общественную практику, что не под силу отдельным государствам или группе государств. Поэтому любое государство обязано реагировать на попытки в одностороннем порядке «поправить» общественную практику с помощью нарушения принципов.

Основными источниками принципов международного права являются Устав ООН, Декларация о принципах международного права 1970 года и Хельсинкский заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года.

В доктрине международного права выделяют десять универсальных принципов:

· Принцип неприменения силы и угрозы силой;

· Принцип разрешения международных споров мирными средствами;

· Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств;

· Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом;

· Принцип равноправия и самоопределения народов;

· Принцип суверенного равенства государств;

· Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву;

· Принцип нерушимости государственных границ;

· Принцип территориальной целостности государств;

· Принцип уважения прав человека и основных свобод.


Источники международного права: понятие и виды. Толкование статьи 38 Статута Международного Суда ООН

По лекции : Источники МП:

1. Международный договор

2. Международный обычай

3. Акты международных организаций, конвенций

4. Акты международных судов

Ст.38 международного статута ООН – суд ООН при рассмотрении дел придерживается международного права. В данной статье перечислены источники , которыми руководствуется суд ООН: международные конвенции, обычай, общие принципы права, для установления содержания норм МП могут приниматься судебные решения и доктрины.

Международный договор

Определение в ст.2 ВК - это международное соглашение, заключенное между государствами (это в ВК, а также существуют договоры заключенные международными организациями) письменной форме и регулируемое МП независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документов, а также независимо от его конкретного наименования.

Классификация международных договоров

1. По числу участников

1) Двусторонние

2) Многосторонние

Универсальные

Региональные

1) закрытые – участвуют ограниченное число государств

2) открытое – участвуют любое государство

3.по названиям

1) договор

2) соглашение

4) конвенция

7) протокол и т.д.

Международный обычай

Обычай

Обычай проходит две стадии:

1. формируется всеобщим правилом поведения

2. становится обязательным

структура обычая:

1. межгосударственная практика:

Повторяемой;

Длительной.

обыкновениями

2. Субъективный элемент opinion uris

1. Официальное заявление государства

2. Практика международных организация

3. Практика международных судов

4. Практика национальных судов

5. Односторонние акты государства

6. Национальное законодательство

7. Международные договоры

8. Проекты договоров и т.д.

Сравнение обычая и договора

Акты международный организаций, как источник мп

1. Некоторые международные организации принимают акты нормативного характера (юридически не обязательны). Примеры: акты организации по бюджету организации, о приеме организаций в члены организации

2. Акты международных организаций в области технического регулирования. Пример: акты (ИКАЛ)??, акты ВОЗ, акты ИМО, акты МОТ

3. Некоторые акты содержат индивидуальные предписания, порождающие юридические обязательства (резолюция Совбеза ООН).

4. Международные организации вправе заключать международный договор.

5. Участвуют в формировании международного обычая.


Международный обычай

Обычай – это доказательство всеобщей практики, принятый в качестве правовой формы.

Международный обычай формируется в результате сформировавшейся практики между государствами, которая в дальнейшем признается ими юридически обязательной (пример, свобода открытого моря, неприкосновенность космического пространства).

Обычай проходит две стадии:

3. формируется всеобщим правилом поведения

4. становится обязательным

структура обычая:

3. межгосударственная практика:

Она должна быть всеобщей (должно следовать правилу большинство государств), но не абсолютно универсальной;

Устойчивой, последовательной, но не однообразной;

Повторяемой;

Длительной.

Правила, сформировавшиеся на практике именуются обыкновениями (постоянное оказание экономической помощи)

4. Субъективный элемент opinion uris – это признание государствами, сформировавшегося на практике правила поведения в качестве юридически обязательного.

Источники (средства) установления содержания международного обычая

9. Официальное заявление государства

10. Практика международных организация

11. Практика международных судов

12. Практика национальных судов

13. Односторонние акты государства

14. Национальное законодательство

15. Международные договоры

16. Проекты договоров и т.д.

Сравнение обычая и договора

Договор и обычай имеют одинаковую юридическую силу.

МНОГОСТРОННИЕ ДОГОВОРЫ.

Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 года установила общее правило, согласно которому новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником. НО новое независимое государство путем уведомления о правопреемстве может стать участником любого многостороннего договора, который был в силе (а также не вступивший в силу на момент правопреемства, но заключенный под условием ратификации, принятия) в отношении территории, являющейся объектом правопреемства.

Если из договора явствует или иным образом установлено, что применение этого договора в отношении нового независимого государства было бы несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом изменило бы условия его действия, то новое государство в таком договоре участвовать не может.

Если из договора следует, что участие в этом договоре любого другого государства требует согласия всех его участников , новое независимое государство может установить свой статус в качестве участника этого договора только при наличии такого согласия.

ДВУСТРОННИЕ ДОГОВОРЫ.

Двусторонний договор считается находящимся в силе между новым независимым государством и другим государством-участником, если:

Они явственно договорились об этом

ОБЪЕДИНЕНИЕ ГОСУДАРСТВ

В случае объединения двух или нескольких государств в одно государство любой договор, находящийся в силе в отношении любого из них, продолжает находиться в силе в отношении этого государства. Исключение: если из договора явно следует, что применение этого договора в отношении государства-преемника не совместимо с объектом и целями этого договора.

Континуитет России.

Под континуитетом помается продолжение Россией осуществления предусмотренных в договорах прав и обязанностей бывшего СССР.

Его главное выражение:

1. продолжение членства РФ в ООН, в СБ. Государства СНГ, за исключением Украины и Республики Беларусь, самостоятельно должны были вступать в ООН, становиться участниками договоров о правах человека, о разоружении и иных международно-правовых документов.

2. ответственность РФ, как ядерной державы. (Казахстан, Украина, Беларусь – получили на тот момент статус не ядерных держав и были вынуждены присоединиться к договору о не распространении ядерного оружия).

3. Выполнение РФ обязательств СССР по договорам с США об уменьшении ядерной

опасности.

4. так же это получило продолжение в международных договорах с Францией, Италией,

Бельгией, Испанией, Чехией.

Данный вид отношений не противоречит понятию правопреемственности, а просто является одним из видов. И это так же не означат, что были ущемлены права других государств, которых находились на территории бывшего СССР.


17. Реализация МП: понятие, формы, содержание.

Реализация - это воплощение норм международного права в поведении, деятельности государств и других субъектов, это практическое осуществление нормативных предписаний. В официальных документах ООН, в различных изданиях получил распространение термин "имплементация" (англ. "implementation" - осуществление, проведение в жизнь).

Можно выделить следующие формы реализации.

Соблюдение. В такой форме реализуются нормы-запреты. Субъекты воздерживаются от совершения действий, которые запрещены нормами международного права. Например, при соблюдении Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 г. Одни государства (ядерные) не передают кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также контроль над таким оружием, а другие (неядерные) государства не производят и не приобретают ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства. В таких ситуациях пассивность субъектов свидетельствует о том, что нормы права реализуются.

Исполнение. Данная форма предполагает активную деятельность субъектов по осуществлению норм. Исполнение характерно для норм, предусматривающих конкретные обязанности, сопряженные с определенными действиями. В таком виде сформулированы, например, нормы Пактов о правах человека 1966 г. Статья 21 Международного пакта о гражданских и политических правах, в частности, гласит: "Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте...".

Использование. В этом случае имеется в виду осуществление предоставленных возможностей, содержащихся в нормах международного права. Решения об использовании нормативных положений принимаются субъектами самостоятельно. В данной форме реализуются так называемые управомочивающие нормы. В отличие от первых двух случаев здесь нет жесткого предписания конкретного поведения (действия либо воздержания от него). Так, в ст. 90 Конвенции ООН по морскому праву сказано: "Каждое государство независимо от того, является ли оно прибрежным или не имеющим выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море".

Реализация представляет собой процесс, когда соответствующие субъекты, которым адресована норма, действуют в согласии с ее положениями.

Процесс реализации международного права в целом, т. е. с учетом тех особенностей, которые присущи реализации отдельных договоров (иных международно-правовых актов) и норм, включает два вида деятельности:

1) непосредственную фактическую деятельность (соответствующую требованиям норм) по достижению социально значимого результата (например, перемещение ракет, пусковых установок, оборудования из районов развертывания и их ликвидация в соответствии с Договором между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 г.). В результате такой деятельности субъекты достигают

определенного состояния, приобретения, сохранения или уничтожения предмета;

2) правовое и организационное обеспечение фактической деятельности. Оно представляет собой деятельность определенных органов с целью создания правовой базы для осуществления фактической деятельности, соответствующей нормам международного права, в том числе в тех случаях, когда в этой деятельности необходимо "навести порядок", т. е. если обнаружится нарушение (несоответствие деятельности нормам или отказ от такой деятельности) либо угроза нарушения. Правовое и организационное обеспечение включает в себя правотворчество, контрольную и правоприменительную (правоохранительную) деятельность и ее результатом является правовой акт - нормативный или иной (например, в ст. 24 Договора между Россией и Францией от 7 февраля 1992 г. говорится, что "Российская Федерация и Французская Республика будут заключать по мере надобности отдельные соглашения и договоренности в целях реализации положений настоящего Договора").


Согласие

В праве издавна существует принцип, согласно которому согласие исключает противоправность деяния (volenti non fit injuria). Этот общий принцип права, естественно, присущ и международному праву.

Самооборона

Самооборона как обстоятельство, исключающее противоправность деяния, является общим принципом права, присущим и международному праву. Его правильное понимание состоит в следующем - силу дозволено отражать силой, но пусть это делается умеренно, для самообороны, чтобы предотвратить ущерб, а не для мести.

Контрмеры

В соответствии с международным правом нарушение обязательства одним субъектом оправдывает принятие потерпевшим субъектом контрмер, которые не должны представлять собой уг­розу силой или ее применение. Контрмеры - это действия, которые были бы противоправными, если бы не осуществлялись в ответ на правонарушение в целях обеспечения прекращения противоправного деяния и получения возмещение ущерба.

К контрмерам относят обычно реторсии, репрессалии.

Форс-мажор

В отношениях, регулируемых как внутренним, так и между­народным правом, имеют место ситуации, события, порождаемые непреодолимой силой - форс-мажором (лат.- vis major).

Это побудило различные отрасли внутреннего права установить нормы, определяющие права и обязанности субъектов права в случае таких событий. Quod alias non fuit licitum n?cessitas licitum facit - необходимость делает законным то, что было бы незакон­ным при иных условиях. Этот общий принцип права имеет силу и для международного права. В международном праве под форс-мажором понимается ситуация, при которой субъект вынужден действовать вопреки международному обязательству в результа­те действия непреодолимой силы или не поддающегося контро­лю непредвиденного события. Бедствие

Анализ международной практики свидетельствует, что случаи бедствия, в основном, связаны с воздушными и морскими судами, которые проникают на территорию иностранного госу­дарства из-за плохих погодных условий, технической неисправ­ности и т.п. Состояние бедствия как обстоятельство, оправдывающее поведение, которое в ином случае было бы противо­правным, предусмотрено рядом конвенций.

Состояние необходимости

Состояние необходимости как обстоятельство, исключающее противоправность, является общим принципом права. N?­cessitas vincit legem - необходимость преобладает над правом. И еще: право не требует невозможного - lex non cogit ad impossi-bilitia. Различие между форс-мажором и необходимостью видит­ся, прежде всего, в том, что непреодолимая сила создает усло­вия, в которых соответствующее поведение является не только необходимым, но и непреднамеренным. В случае состояния не­обходимости выбор поведения всегда является преднамеренным. Недопустим выход за пределы того, что было абсолютно необходимым, - bonum necessarium extra terminus necesitatis non est bonum.

Виды.

Договоры могут классифицироваться по кругу участников:

Двусторонние

Многосторонние:

Универсальные (общие, в которых участвуют или могут участвовать все субъекты МП);

Договоры с ограниченным числом участников.

Договоры также могут быть:

Закрытыми (к ним, как правило, относятся двусторонние договоры. Участие в таких договорах третьих лиц предполагает согласие их участников);

Открытыми (может участвовать любое гос-во, и такое участие не зависит от согласия сторон договора).

В зависимости от органа гос. власти:

Межгосударственные (от имени государства);

Межправительственные (от имени Правительства);

Межведомственные (в пределах своих полномочий).

От нормативного содержания:

Правообразующие (многократное применение);

Договоры – сделки (рассчитаны на разовое применение)

По объекту регулирования:

Политические: о союзе, ненападении, нейтралитете, сотрудничестве, дружбе, мире и др.

Экономические: об экономической помощи, поставках, строительстве, кредитах, платежах, расчетах и др.

По специальным вопросам: о научном и культурном сотрудничестве, здравоохранении, правовой помощи и др.

Военные: ограничение вооружений и вооруженных сил, размещений войск за границей, поставки военной техники и др.

По форме: письменные и устные, «джентльменские соглашения»

По сроку действия:

бессрочные, определенно-срочные и неопределенно-срочные.

По названию: договор, конвенция, пакт, соглашение, устав, протокол.


Подготовка и принятие текста договора. Полномочия.

Полномочия. Договор заключается представителями государств. Для этой цели им выдаются специальные документы - полномочия, определяющие, на совершение каких действий по заключению договора уполномочено данное лицо. Полномочия выдаются компетентными органами государства в соответствии с национальным законодательством. Определенные должностные лица в силу своего служебного положения и в пределах своей компетенции вправе представлять свое государство и совершать действия по

заключению договора без специальных полномочий.

В Венской конвенции о праве международных договоров приводится перечень таких лиц: а) главы государств; б) главы правительств; в) министры иностранных дел; г) главы дипломатических представительств; -д) представители государств на международных конференциях и в международных организациях.

Если заключается международный договор с участием международной организации, то специальные полномочия для этой цели не требуются лицу, которое в соответствии с правилами организации рассматривается как представляющее эту организацию.

Подготовка текста договора. Текст договора разрабатывается на переговорах (непосредственных или по дипломатическим каналам), на конференциях или в рамках международных организаций.

Переговоры по выработке текста договора ведутся либо непосредственно, либо с использованием дипломатических средств. Государства через уполномоченных лиц доводят до сведения друг друга свои позиции по обсуждаемой проблеме (или представляют конкретные проекты договора). Затем на основе их тщательного изучения и оценки они предлагают для согласования возможные изменения, уточнения позиций и соответственно проекта договора. Путем взаимных уступок и компромиссов проект подвергается изменениям до тех пор, пока он не станет приемлемым для всех участников.

Иногда для подготовки договора по сложной проблеме используются и дипломатические каналы, и переговоры на уровне делегаций, и встречи министров иностранных дел, и встречи на высшем уровне.

Принятие текста договора . Для подтверждения того, что текст договора является окончательно согласованным (т. е. изменению не подлежит) и подлинным документам, необходимо соответствующим образом оформленное его принятие (установление аутентичности- подлинный, действительный, верный). Оно может быть предварительным и окончательным.

Предварительное принятие текста договора осуществляется посредством голосования, парафирования, подписания.

Путем голосования, как правило, принимается текст договора, подготовленный на международной конференции или в международной организации. Это решение оформляется актом - резолюцией международной конференции или соответствующего органа международной организации, которая принимается большинством голосов (простым или двумя третями в зависимости от правил, одобренных на конференции или в организации).

Парафирование - это скрепление инициалами уполномоченных лиц каждой страницы договора в знак согласия с текстом. Такая форма предварительного принятия текста договора применяется в отношении двусторонних договоров или договоров с небольшим числом участников (например, были парафированы Договор между СССР и ФРГ о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве, некоторые соглашения стран СНГ и др.). Парафированный договор подлежит окончательному принятию.

Подписание ad referendum - условное, предварительное, требующее подтверждения компетентного органа государства.

Форма окончательного принятия текста договора - подписание . Оно порождает определенные юридические последствия: а) дает право подписавшему государству выразить согласие на обязательность договора; б) обязывает подписавшее государство не лишать договор его объекта и цели до вступления в силу.


Основания.

Национальным законодательством может быть определен перечень тех договоров, которые подлежат ратификации. Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" включает в этот перечень следующие виды договоров Российской Федерации: а) исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом; б) предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина; в) о территориальном разграничении Российской Федерации с другими государствами, включая договоры о прохождении Государственной границы Российской Федерации, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа. Российской Федерации; г) об основах межгосударственных отношений, по вопросам обороноспособности Российской Федерации и обеспечения

международного мира и безопасности (в том числе по вопросам разоружения), а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности; д) об участии Российской Федерации в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий Российской Федерации или устанавливают

юридическую обязательность решений их органов для Российской Федерации.

Равным образом подлежат ратификации международные договоры, при заключении которых стороны условились о последующей ратификации (ст. 15). В перечень договоров, подлежащих ратификации, внесены дополнения: ратификации подлежат международные договоры РФ в области добычи, производства и использования драгоценных металлов и драгоценных камней (ч. 3 ст. 24 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" от 26 марта 1998 г.) и международные договоры РФ, касающиеся перемещенных культурных ценностей, равно как и любые другие международные договоры РФ, касающиеся ее культурного достояния (ст. 23 Федерального закона "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" от 15 апреля 1998 г.).

Процедура.

Международные договоры Российской Федерации ратифицируются Федеральным Собранием РФ. Государственная Дума Федерального Собрания рассматривает внесенный Президентом или Правительством на ратификацию международный договор. После обсуждения в комитетах и комиссиях принимается решение о ратификации в форме федерального закона.

Такой закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания. Принятый им федеральный закон о ратификации направляется Президенту для подписания и опубликования. Один из примеров: Федеральный закон "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях" принят Государственной Думой РФ 12 сентября 1997 г., одобрен Советом Федерации РФ 24 сентября 1997 г., подписан Президентом РФ 5 октября 1997 г., опубликован в "Российской газете" 8 октября 1997г.


Устав ООН. История.

Основные положения Устава были выработаны на конференции представителей СССР, США и Великобритании, а так же Китая, состоявшейся в августе 1944 года. Здесь были определены название Организации, структура ее устава, цели и принципы, вопросы правового положения органов. Окончательный текст Устава был согласован на Конференции Объединенных Наций с Сан–Франциско (апрель – июнь 1945 года) с участием представителей 50 государств, причем СССР, США, Великобритания и Китай выступали как приглашающие державы.

Торжественная церемония подписания Устава состоялась 26 июня 1945 года, Устав подлежал ратификации подписавшими его государствами в соответствии с их конституционной процедурой. Ратификационные грамоты сдавались на хранение Правительству США, выполняющему функции депозитария. Предусматривалось, что Устав вступит в силу после сдачи на хранение ратификационных грамот СССР, США, Великобританией, Китаем и Францией, то есть тех государств, которые получили постоянное членство в ООН, и большинством государств, подписавших Устав.

Устав ООН. Содержание, изменение, пересмотр .

Устав ООН состоит из преамбулы и 19 глав, охватывающих 11 статей. Неотъемлемой частью его является Статут Международного Суда. Устав закрепляет цели, принципы ООН, регламентирует вопросы членства, структуру ООН, компетенцию и порядок функционирования главных органов ООН. Есть в Уставе главы, посвященные региональным соглашениям, международному экономическому и региональному сотрудничеству, несамоуправляющимся территориям и системе опеки.
Поправки, то есть изменение отдельных положений Устава, имеющие частный характер, принимаются Генеральной Ассамблеей ООН 2/3голосов членов и вступают в силу после ратификации 2/3 членов.
Пересмотр . Требуется созыв Генеральной конференции членов Организации, что допускается с согласия 2/3 членов Генеральной Ассамблеи ООН. Решение принимает Генеральная конференция 2/3, поправки вступают при их ратификации 2/3 членов Организации.

Цели и принципы ООН.

Цели:
1. Поддерживать международный мир и безопасность, принимать коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру, подавление актов агрессии или других нарушений мира, улаживать и разрешать международные споров и ситуация, которые могут привести к нарушению мира.
2. Развивать дружественные отношения между нациями и совместно принимать меры для укрепления всеобщего мира.

3. Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера.

4. Быть центром для согласования действий нации в достижении этих общих целей.
Принципы:
1. Суверенное равенство всех членов Организации

2. Добросовестное выполнение принятых на себя обязательств.

3. Разрешение международных споров мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность.

4. Воздержание от угрозы силой.

5. Оказание ООН ее членами всемерной помощи во всех принимаемых ею в соответствии с Уставом действиях.
6. Обеспечение того, чтобы государства не члены ООН действовали в соответствии в принципами Устава.
7. Невмешательство ООН в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.
Членство в ООН . Членами ООН являются суверенные государства. По процедуре оформления членства различаются первоначальные и вновь принятые члены.

Первоначальные – те, которые принимали участие в учредительной конференции в Сан-Франциско в 1945 году, подписали и ратифицировали Устав ООН.

Прием в члены ООН открыт для всех миролюбивых государств, которые примут на себя содержащиеся в Уставе обязательства и которые, по суждению Организации, могу и желают эти обязательства выполнять.

Процедура:
1. Государство подает заявление Генеральному секретарю ООН.

2.Прием производится постановлением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности. Первоначально заявление рассматривается учрежденным при Совете Безопасности комитетом по приему новых членов, которая делает доклад с выводами. Рекомендация Совбеза считается действительной, если за нее проголосовали не менее 9 членов Совета, включая всех постоянных членов. На сессии Генеральной Ассамблеи решение о приеме выносится большинством в 2 /3 присутствующих и участвующий в голосовании членов Ассамблеи.


Генеральная ассамблея ООН.

Генеральная Ассамблея ООН состоит из всех членов ООН. Каждое государство имеет не ее сессиях делегацию в количестве не более пяти представителей и пяти заместителей представителей; при этом делегация имеет один голос.

Согласно Уставу Организации Объединенных Наций, Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций имеет следующие функции и полномочия :

· рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе в области разоружения, и делать соответствующие рекомендации;

· обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, и делать рекомендации в отношении таких вопросов, за исключением случаев, когда какой-либо спор или ситуация находятся на рассмотрении Совета Безопасности;

· обсуждать любые вопросы в пределах Устава или относящиеся к функциям любого органа Организации Объединенных Наций и, за теми же исключениями, делать рекомендации по этим вопросам;

· организовывать исследования и делать рекомендации в целях содействия международному сотрудничеству в политической области; развития и кодификации международного права; содействия осуществлению прав человека и основных свобод и международному сотрудничеству в экономической, социальной и гуманитарной областях, а также в области культуры, образования и здравоохранения;

· получать и рассматривать доклады Совета Безопасности и других органов Организации Объединенных Наций;

· рассматривать и утверждать бюджет Организации Объединенных Наций и устанавливать размер начисляемых взносов государств-членов;

· избирать непостоянных членов Совета Безопасности и членов других советов и органов Организации Объединенных Наций и, по рекомендации Совета Безопасности, назначать Генерального секретаря.

Вспомогательные органы Генеральной Ассамблеи подразделяются на следующие категории: комитеты,комиссии, правления, советы, группы, рабочие группы и проч.

Международное право, как правовая система

Международное право, как наука – совокупность научных знаний, система взглядов на проблемы международного права и его развитие.

Международное право, как учебная дисциплина – совокупность приемов и методов по изучению международного права.

История МЧП. Зарождение международного права

Существует несколько точек зрения по вопросу о времени появления международного права:

  • Международное право возникло вместе с возникновением государств, когда государства для регулирования своих взаимоотношений стали создавать правовые нормы;
  • Международное право возникло в средние века, когда государства осознали необходимость создания общих для них норм международного права и стали им подчиняться;
  • Международное право возникло в новое время, когда появились крупные централизованные суверенные государства и сформировались политические союзы государств.

Наиболее распространенной является первая точка зрения. Согласно данной точке зрения существуют следующие этапы формирования международного права:

  • Международное право Древнего мира (до 5 в.н.э.);
  • Международное право Средних веков (5-17 вв.);
  • Международное право Буржуазного времени (17-19 вв.);
  • Международное право первой половины 20 столетия;
  • Современное международное право (с момента принятия Устава ООН в 1945 г.).

Особенности международного права

  • Предмет регулирования – отношения суверенных и независимых друг от друга субъектов;
  • Субъекты права – субъектами международного права являются государства, государствоподобные образования, нации и народы, борющиеся за свою независимость и международные организации;
  • Источники – международно-правовые нормы выражены в форме международных договоров, международных обычаев, актов международных конференций и т.п.;
  • – нормы международного права создаются субъектами совместно на основе свободного волеизъявления равноправных участников;
  • – исполнение норм международного права обеспечивается государственными органами, не существует надгосударственных механизмов принуждения. Принуждение может производиться только государствами (индивидуально или коллективно).

Система международного права

Система международного права – это совокупность взаимосвязанных принципов и норм, регулирующих международно-правовые отношения.

В систему международного права входят:

  • Отрасли (право внешних сношений, право международных договоров и т.д.);
  • Подотрасли международного права (консульское право, дипломатическое право и т.д.);
  • Институты международного права (институт представительства и т.д.);
  • Нормы международного права;
  • Общепризнанные принципы международного права.

Также, в системе международного права выделяют следующие отношения:

  • Отношения государственного характера;
  • Отношения негосударственного характера.

Функции международного права

Функции международного права – основные направления деятельности субъектов международного права:

  • Стабилизирующая – международно-правовые нормы направлены на стабилизацию международных отношений, установление определенного правопорядка;
  • Охранительная – состоит в обеспечении охраны международных отношений;
  • Регулятивная – устанавливает определенный правопорядок, наделяя правами и обязанностями субъекты международного права.

Соотношение международного и внутригосударственного права

Международное и внутригосударственное право – 2 правовые системы, имеющие как сходства, так и отличия.

Отличия:

  • Предмет регулирования – предметом международного права являются отношения суверенных и независимых друг от друга субъектов (международное частное право регулирует отношения с участием физических и юридических лиц), а предметом внутригосударственного права являются отношения между субъектами национального права;
  • Субъекты права – субъектами международного права являются государства, государствоподобные образования, нации и народы, борющиеся за свою независимость и международные организации, а субъектами внутригосударственного права являются физические лица, юридические лица и публичные образования;
  • Источники – источниками международного права являются международные договоры, международные обычаи, акты международных конференций и т.п, а источниками внутригосударственного права является национальное законодательство;
  • Способ создания правовых норм – нормы международного права создаются субъектами совместно на основе свободного волеизъявления равноправных участников, а нормы внутригосударственного права издаются компетентными государственными органами;
  • Способ обеспечения исполнения норм – исполнение норм международного права обеспечивается государственными органами, не существует надгосударственных механизмов принуждения. Принуждение может производиться только государствами (индивидуально или коллективно). А исполнение норм внутригосударственного права контролируется компетентными органами этого государства.

Сходства:

  • Направление деятельности – и международное, и внутригосударственное право направлено на регулирование общественных отношений и установление мира и правопорядка;
  • Структура права – и международное, и внутригосударственное право состоит из норм права.

Соотношение международного права, внешней политики и дипломатии

Международное право – система норм и правил, регулирующих отношения между субъектами международного права.

Внешняя политика общий курс государства в международных отношениях.

Дипломатия – инструмент осуществления внешней политики государства.

Таким образом, дипломатия – часть внешней политики, внешняя политика – часть международного права.

Международное право развивается под влиянием совокупности внешнеполитических курсов государств, а дипломатия, в свою очередь, обеспечивает достижение общего знаменателя при осуществлении государствами своей внешней политики.

  • 6. Роль актов международных конференций и международных организаций в мп регулировании.
  • 8. Субъекты мп: понятие и виды. Международная правосубъектность фл.
  • Классификация в зависимости от статуса
  • В зависимости от участия в создании норм международного права
  • Международная правосубъектность индивидов
  • 9. Государство – как субъект международного права
  • Аномальные субъекты - Ватикан и Мальтийский Орден.
  • 10. Участие субъекта рф в международных отношениях.
  • 11. Признание государств и правительств.
  • Акты регулирующие правопреемство:
  • Объекты правопреемства:
  • 13.Правопреемство в отношении международных договоров.
  • 14. Правопреемство в отношении государственной собственности, государственных долгов и государственных архивов.
  • 15. Правопреемство в связи с прекращением существования ссср.
  • 16) Ответственность в мп: основание, виды.
  • 17) Международные судебные органы: общая характеристика.
  • 18) Международное право в деятельности российских судов.
  • 20) Международный договор: понятие, структура, виды.
  • 21) Подготовка и принятие текста договора. Полномочия.
  • 22) Согласие на обязательность мд. Ратификация мд. Депозитарий и его функции.
  • 23) Ратификация международных договоров рф: основания, процедура.
  • 24) Оговорки к мд.
  • 25) Вступление в силу мд.
  • 26) Регистрация и опубликование мд.
  • 27) Недействительность мд.
  • 28) Прекращение действия мд.
  • 29) Обсе (организация по безопасности и сотрудничеству в Европе).
  • 30) Оон: история, устав, цели, принципы, членство.
  • 31) Генеральная Ассамблея оон.
  • 32) Совет безопасности оон.
  • 33) Операции оон по поддержанию мира.
  • 34) Международный суд оон.
  • 35) Содружество независимых государств.
  • 36) Совет Европы.
  • 37) Европейский Союз.
  • 39) Система органов внешних сношений.
  • 40) Дипломатическое представительство: понятие, порядок создания, виды, функции.
  • 41) Консульское учреждение: понятие, порядок создания, виды, функции.
  • 42) Привилегии и иммунитеты диппредставительств и консульских учреждений.
  • 43) Привилегии и иммунитеты дипломатических агентов и консульских дл.
  • 44) Понятие территории в мп. Классификация территорий по правовому режиму.
  • 45) Государственная территория: понятие, состав, правовой режим.
  • 46) Государственная граница: понятие, виды, прохождение, порядок установления.
  • 47) Режим границ. Пограничный режим.
  • 48) Внутренние морские воды: состав, правовой режим.
  • 49) Территориальное море: порядок отсчета, правовой режим.
  • 50) Исключительная экономическая зона: понятие, правовой режим.
  • 51) Континентальный шельф: понятие, правовой режим.
  • 52) Открытое море: понятие, правовой режим.
  • 53) Район дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции: понятие, правовой режим.
  • 54) Правовой режим космического пространства и небесных тел.
  • 55) Правовой статус космических объектов. Ответственность за ущерб, причинённый ко.
  • 56) Правовое регулирование международных полетов над государственной территорией в международном воздушном пространстве.
  • 58) Международные стандарты прав и свобод человека. Правовое регулирование ограничений п. И с. Ч.
  • 59) Международные механизмы обеспечения и защиты п. И с. Ч: общая характеристика. Международные органы по защите п. И с. Ч.
  • 60) Европейский суд по правам человека: цель, компетенция, структура, характер принимаемых решений.
  • 61) Порядок рассмотрения индивидуальных жалоб в еспч.
  • 62) Международно-правовые вопросы гражданства. Правовой статус иг: мп регулирование.
  • 64) Преступления против мира и безопасности человечества (международные преступления).
  • 65) Преступления международного характера.
  • 66) Международный организационно-правовой механизм борьбы с преступностью. Интерпол.
  • 68) Правовая помощь по уголовным делам: общая характеристика.
  • 79-80) Выдача лиц для привлечения к ответственности или для приведения приговора в действие и передача осужденных для отбывания наказания.
  • 71) Система коллективной безопасности.
  • 82) Применение силы по современному международному праву: правовые основания и порядок.
  • 83) Разоружение и меры укрепления доверия.
  • 84) Вооруженные конфликты: понятие, виды.
  • 74) Запрещенные средства и методы ведения военных действий.
  • 75) Защита жертв войны.
  • 76) Окончание войны и её правовые последствия.
  • 1.Международное прав: понятие и предмет регулирования. Система международного права.

    Международное право – сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путём соглашений, и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения.

    Предмет международного права – международные отношения – отношения, выходящие за пределы компетенции и юрисдикции какого-либо государства. Включает отношения:

    Между государствами – двусторонние и многосторонние отношения;

    Между государствами и международными межправительственными организациями;

    Между государствами и государствоподобными образованиями;

    Между международными межправительственными организациями.

    2. Применение международного права в сфере внутригосударственных

    отношений.

    3. Нормы международного права: понятие, особенности, порядок создания, виды.

    Нормы - это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений государств и иных субъектов МП, рассчитанные на неоднократное применение.

    У международно-правовых норм есть свои особенности:

      В предмете регулирования. Регулирует межгосударственные отношения и иные.

      В порядке её создания. Норма создается не в результате повелевания, а в результате согласования интересов.

      По форме закрепления. Выделяют:

      1. Нормы, закрепленные в договоре

        Обычные нормы

    В МП нет специальных нормотворческих органов, нормы МП создаются самими субъектами МП, преимущественно государством.

    В процессе создания норм – 2 стадии:

    1.достижение соглашения относительно содержания правила поведения

    2.выражение согласия на обязательность данного правила поведения.

    Классификация норм международного права:

      По юридической силе

      • Императивные

        Диспозитивные

      По сфере действия

      • Универсальные нормы (не ограничены не территориально, ни числом участников)

        Локальные нормы (ограниченные; например, устав СНГ)

        • Региональные

          Нерегиональные

      По числу участников

      • Многосторонние нормы

        Двусторонние нормы

      По методу регулирования

      • Обязывающие нормы

        Запрещающие нормы

        Управомочивающие нормы

      По форме закрепления

      • Документально-закрепленные нормы

        Обычные нормы

    4. Принципы международного права: понятие и акты их закрепляющие и конкретизирующие.

    Принципы международного права - это наиболее важные и общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни, так же являются критерием законности других норм, выработанных государствами в сфере международных отношений, а также законности фактического поведения государств.

    Основными источниками принципов международного права являются Устав ООН, Декларация о принципах международного права 1970 года и Хельсинкский заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года

    В доктрине международного права выделяют десять универсальных принципов:

      Принцип неприменения силы и угрозы силой

    Впервые этот принцип был закреплен в п. 4 ст. 2 Устава ОНН, впоследствии он был конкретизирован в документах, принятых в форме резолюций ООН, в том числе в Декларации о принципах международного права 1970 года, Определении агрессии 1974 года, Заключительном акте СБСЕ 1975 года, Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 года. Обязанность неприменения силы распространяется на все государства, а не только на государства-члены ООН.

      Принцип разрешения международных споров мирными средствами

    Согласно п. 3 ст. 2 Устава ООН. Данный принцип конкретизирован в Декларации о принципах международного права 1970 года. Устав ООН предоставляет сторонам, участвующим в споре, свободу выбора таких мирных средств, которые они считают наиболее подходящими для разрешения данного спора. Многие государства в системе мирных средств отдают предпочтение дипломатическим переговорам, с помощью которых разрешается большинство споров.

      Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств

    Современное понимание данного принципа в общей форме зафиксировано в п. 7 ст. 2 Устава ООН и конкретизировано в декларации о принципах международного права 1970 года. Международное право не регулирует вопросы внутриполитического положения государств, поэтому вмешательством считаются любые меры государств или международных организаций, с помощью которых они попытаются препятствовать субъекту международного права решать дела, входящие в его внутреннюю компетенцию.

      Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом

    В соответствии с Уставом ООН государства обязаны «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера», а также обязаны «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры». Конкретные формы сотрудничества и его объем зависят от самих государств, их потребностей и материальных ресурсов, внутреннего законодательства.

      Принцип равноправия и самоопределения народов

    Безусловное уважение права каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития является одной из принципиальных основ международных отношений. В соответствии п. 2 ст. 1 Устава ООН, одна из важнейших целей ООН - «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов

      Принцип суверенного равенства государств

    Данный принцип отражен в п. 1 ст. 2 Устава ООН, который гласит: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов». Поскольку государства являются равноправными участниками международного общения, все они обладают принципиально одинаковыми правами и обязанностями.

      Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву

    Принцип добросовестного выполнения обязательств закреплен в Уставе ООН, Сог1ласно п. 2 ст. 2 Устава, «все Члены Организации Объединённых Наций добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации».

      Принцип нерушимости государственных границ

    Данный принцип регламентирует отношения государств по поводу установления и охраны разделяющей их территории границы и решения спорных вопросов в связи с границей. Идея нерушимости границ впервые получила свое правовое оформление в договоре СССР с ФРГ от 12 августа 1970 г., а затем в договорах ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ. С этого времени нерушимость границ стала нормой международного права. А далее в декларациях ООН 1970 о принципах и СБСЕ 1975 года.

      Принцип тер11риториальной целостности государств

    Этот принцип утвердился с принятием Устава ООН, который запретил угрозу силой или ее применение против территориальной целостности (неприкосновенности) и политической независимости любого государства.

      Принцип уважения прав человека и основных свобод

    Обозначен в преамбуле Устава ОНН и в различных декларациях. Являются внутренним делом государства.

    "