Международное морское право. Понятие, принципы, источники Международное морское право понятие принципы институты

Понятие международного морского права

Международное морское право представляет собой развитую систему норм, определяющих статус морских пространств, их дна и ресурсов, порядок пользования ими." Это одна из древнейших отраслей международного права, но в наше время она преобразилась в соответствии с требованиями жизни.^В 1958 г. были приняты четыре Женевских конвенции по морскому праву: об открытом море, территориальном море и прилежащей зоне, континентальном шельфе, рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. Однако ряд актуальных вопросов остались нерешенными.

Это потребовало созыва новой конференции, которая продолжалась 10 лет и в 1982 г. приняла Конвенцию по морскому праву, которая пока не вступила в силу, не собрав необходимого числа ратификаций. Главная причина в несогласии ряда морских государств с установленным ею режимом морского дна. СССР подписал, но не ратифицировал Конвенцию.

Конвенция подтвердила давний принцип морского права - свободу открытого моря, в соответствии с которым открытым морем могут свободно пользоваться на основе равноправия все государства, разумеется в рамках международного права. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо его части своему суверенитету. Режим открытого моря охватывает свободу судоходства, включая военное, свободу рыбной ловли, научных исследований и др., при условии уважения прав и законных интересов других государств и международного сообщества в целом. Свобода открытого моря определяет и свободу воздушного пространства над ним.

Конвенция также отразила влияние на морское право основных принципов международного права. Принцип неприменения силы нашел отражение в принципе мирного использования моря. Разные авторы неодинаково формулируют принципы Конвенции. Проф. А. П. Мовчан кроме отмеченных относит к ним также принципы: общего наследия человечества, рационального использования и сохранения живых морских ресурсов, охраны морской среды.

Конвенция внесла существенные новеллы и в конкретные институты и нормы. Сделала общепризнанным 12-мильный предел территориального моря, ввела новые институты: исключительную экономическую зону, концепцию архипелажного государства, режим свободного прохода через международные проливы. Но самое важное нововведение состоит в установлении режима исследования и эксплуатации ресурсов морского дна за пределами национальной юрисдикции.

Территориальное море и прилежащая зона

Территориальное море - полоса морского пространства определенной ширины, начинающаяся у берега суши или у границы внутренних морских вод, на которую распространяется суверенитет прибрежного государства. Иначе говоря - это часть государственной территории (территориальные воды). Выделяются эти воды в особую категорию в силу специфики их режима. Суверенитет в данном случае осуществляется с соблюдением норм международного права, определяющих их режим. Своеобразный компромисс между суверенитетом и интересами международного судоходства.

Конвенция установила предельную ширину территориального моря - 12 морских миль. Большинство государств приняло максимальную ширину. Вместе с тем 32 государства, в основном морские державы, придерживаются ранее существовавшего предела - 3 мили, а более 10 государств претендуют на 200-мильные воды. Закон о Государственной границе РФ 1993 г. подтвердил традиционную для страны 12-мильную ширину. Если расстояние между берегами противолежащих государств менее 24 миль, то территориальное море разграничивается равноотстоящей линией.

Что же касается особенностей территориального суверенитета в данном случае, то они состоят в предоставлении судам всех государств права свободного прохода. Проход должен быть непрерывным и быстрым, а также мирным. В отношении военных кораблей может быть установлено правило о предварительном уведомлении. Подводные лодки следуют на поверхности и поднимают свой флаг. При проходе суда должны соблюдать установленные прибрежным государством правила, соответствующие международному праву. Дополнительные меры безопасности устанавливаются для судов с ядерными двигателями или перевозящими ядовитые грузы. Общеизвестны аварии танкеров в территориальном море, в результате которых был нанесен большой ущерб прибрежным государствам.

Уголовная юрисдикция государства распространяется на иностранное судно, проходящее через его территориальные воды только в том случае, если преступление затрагивает интересы этого государства, его граждан. Основанием может служить также просьба капитана, дипломатического представителя либо консула об оказании помощи. Особо выделяется такое основание, как пресечение незаконной торговли наркотиками. Если же иностранное судно проходит через территориальное море после выхода из внутренних вод государства, то последнее может принимать любые меры для ареста или расследования на борту судна.

Что касается гражданской юрисдикции, то она возможна в случае, если речь идет об обязательствах или ответственности, связанных с проходом через воды прибрежного государства.

При нарушении военным кораблем законов прибрежного государства последнее может потребовать немедленного выхода из территориального моря. Не только военные корабли, но и другие государственные суда, не эксплуатируемые в коммерческих целях, обладают иммунитетом. Ответственность за причиненный ими ущерб несет государство флага.

Прилежащая зона - полоса открытого моря, прилегающая к территориальному морю государства, в которой оно осуществляет специализированную юрисдикцию. Дело в том, что быстроходность современных судов не дает возможность обеспечить надежный контроль за ними в пределах территориальных вод. Поэтому прибрежному государству предоставлено право контроля в дополнительной полосе для предотвращения нарушений его таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных норм в пределах его территории, включая территориальное море. Соответственно говорят о таможенной, фискальной, иммиграционной, санитарной зоне. В этом случае мы имеем дело с одним из примеров ситуации, когда международное право расширяет юрисдикцию государства во имя обеспечения его интересов. Ширина прилежащей зоны определяется государством, но не может быть больше 24 миль, которые отсчитываются от тех же исходных линий, что и территориальные воды. Иначе говоря, последние как бы включаются в прилежащую зону, но со своим режимом. Некоторые страны определили ширину зоны в 18 миль, а США в 12 миль.

Проливы

Морские проливы имеют важное значение для морского судоходства, значительно сокращая время в пути и расходы. Велико их значение и для военного судоходства, особенно крупных морских держав. Не случайно США практически в ультимативной форме поставили на Конференции по морскому праву вопрос о максимальной свободе прохода военных кораблей через проливы. Наиболее важны для судоходства такие проливы, как Гибралтарский, Ла-Манш, Сингапурский. Для нашей страны особое значение имеют Черноморские и Балтийские проливы.

В Конвенции речь идет о международных проливах, под которыми понимаются такие, которые используются для международного судоходства и ведут из одной части открытого моря или исключительной экономической зоны в другую. Конвенция не затрагивает проливов, в которых режим определен специальными конвенциями. Примером могут служить Черноморские проливы.

Режим Черноморские проливов определен Конвенцией, подписанной в Монтрё в 1936 г. Он предусматривает свободу невоенного судоходства для судов всех стран. Что же касается военных кораблей, то они должны предварительно уведомлять правительство Турции. Только черноморские страны могут проводить через проливы линейные корабли и подводные лодки. Для нечерноморских государств установлены и другие ограничения в от-. ношении прохода военных кораблей в Черное море.

Режим международных проливов представляет еще один пример изъятия из суверенной юрисдикции во имя обеспечения общих интересов, в данном случае интересов международного судоходства. Проливы, их берега и воды входят в состав государственной территории. Однако суверенитет осуществляется с ограничениями, установленными международным правом в отношении свободного прохода морских судов и летательных аппаратов, который должен быть прямым и не наносить ущерба прибрежным государствам. В пределах, установленных международным правом, эти государства могут принимать правила, относящиеся к транзитному проходу. Гражданская и уголовная юрисдикция в отношении транзитных судов осуществляется прибрежным государством в том же объеме, что и при транзите через территориальное море.

Исключительная экономическая зона

Исключительная экономическая зона (ИЭЗ) представляет собой район, прилегающий к территориальному морю, шириной не свыше 200 миль, для которого международное право установило особый правовой режим. Отсчет ширины производится от той же береговой линии, от которой исчисляется ширина территориального моря. Смысл особого режима в том, что права прибрежного государства и права других государств определяются международным правом. В данном случае имеет место новое явление, когда государство обретает суверенные права на международное пространство благодаря международному праву. Как известно, в других случаях права государства вытекают из его суверенитета.

Правда, эти права носят специальный характер. Речь идет о правах в целях разведки, разработки и сохранения как живых, так и неживых ресурсов, как в водах, так и на дне и его недрах. Прибрежное государство обладает правом управления экономической деятельностью в зоне. Из этого видно, что концепция ИЭЗ носит исключительно экономический характер и не означает полной юрисдикции прибрежного государства, что отражено и в ее названии.

Международное морское право (ММП) -это совокупность принципов и норм, регламентирующих

международно-правовой режим морских пространств Мирового океана и регулирующих взаимоотношения субъектов международного права на различных категориях морских пространств .

Источники : процесс кодификации ММП можно объединить в три этапа:

    с 1920-х гг. до создания ООН. Первый этап связан с деятельностью Лиги Наций. В 1930 г. была созванаГаагская конференция для рассмотрения проекта Международной конвенции о территориальных водах , сыграла в целом позитивную роль в становлении норм ММП.

    с начала деятельности ООН по 1958 г. Второй этап кодификации норм международного морского правасвязан с деятельностью ООН.

      докладе, представленном Комиссией международного права Генеральной Ассамблее в 1950 г., был сде-лан обзор различных вопросов, касающихся режима открытого моря. КМП на восьмой сессии одобрила за-ключительный доклад по морскому праву.

Конференция ООН по морскому праву проходила в Женеве с 24 февраля по 27 апреля 1958 г. Конференция одобрила четыре конвенции и Факультативный протокол:

    Конвенция об открытом море . Конвенция вступила в силу 30 сентября 1962 г. СССР ратифициро-вал ее 20 января 1960 г.

    Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне . Конвенция вступила в силу 10 сентября 1964 г. СССР ратифицировал ее 20 октября 1960 г.

    Конвенция о континентальном шельфе . Конвенция вступила в силу 10 июня 1964 г. СССР ратифи-цировал ее 20 октября 1960 г.

    Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря . Конвенция вступила в силу

Однако Женевские конвенции 1958 г. оказались неудовлетворительными, так как не регламентировали но-вые аспекты деятельности государств в Мировом океане (например, на морском дне за пределами конти-нентального шельфа). Они не определяли ширину территориального моря, внешний предел континенталь-ного шельфа, не регулировали процессы осуществления морских научных исследований и передачи техно-логии. Отсутствовал специальный механизм разрешения споров по морским вопросам.

    с середины 60-х гг. до 1982 г.

На третьей конференции ООН была выработана и в 1982 г. подписана Конвенция ООН по морскому пра-ву . Вступила в силу в 1994 г. Россия ратифицировала её в 1997 г. Данное международное соглашение сталоосновным источником международного морского права. Конвенция ООН 1982 г. уточняет, развивает и ко-дифицирует морское право.

Конвенция обстоятельно регламентирует проблемы торгового и военного судоходства, устанавливает тер-риториальное море шириной в 12 миль, подтверждает традиционные права плавания в открытом море и мирного прохода, включая право транзитного прохода, через проливы; в ней рассматриваются вопросы морских коридоров и схем разделения движения, а также права уголовной и гражданской юрисдикции го-сударств флага, прибрежных государств и портов над судами, находящимися в их водах.

В Конвенции впервые закреплены права прибрежных государств во вновь созданных исключительных эко-номических зонах шириной 200 морских миль в отношении живых и неживых ресурсов и охватываются также вопросы другой экономической деятельности; она касается прав доступа к морю и от моря госу-дарств, не имеющих выхода к морю, и свободы их транзита; создает пересмотренный режим юрисдикции над континентальным шельфом; устанавливает режим для архипелажных вод.

Конвенция определяет статус и режим морского дна за пределами континентального шельфа и создает но-вую международную организацию - Международный орган по морскому дну (МОД) с его оперативным

подразделением - Предприятием в целях управления и осуществления разведки и разработки минераль-ных ресурсов дна океана как часть «параллельной системы», охватывающей также частные предприятия. Конвенция включает положение, которое редко встречается в многосторонних договорах: она предусматри-вает не только урегулирование споров, связанных с Конвенцией, но и принудительное судебное решение по просьбе одной из сторон в споре, если процедура примирения и другие средства не приведут к достижению соглашения. В качестве одного из средств для этого она учреждает специальный Международный трибунал по морскому праву. Она предусматривает также образование арбитражей для рассмотрения споров по ры-боловству, судоходству, предотвращению загрязнения, научным исследованиям и т. д.

    данной отрасли международного морского права действуют ряд специальных принципов :

    • Свободы открытого моря. Он закреплён в ст. 87 Конвенции ООН по морскому праву. Он означает, что открытое море открыто для всех государств, независимо от того имеют ли они выход к морю или нет.

      Использование открытого моря в мирных целях. Он закреплён в общей форме в ст. 88 Конвенции ООН по морскому праву. Это положение закреплено в отношении: морского дна (ст.141), исключи-тельной экономической зоны (ст. 58) и т.д.

      Рационального использования морских ресурсов. Согласно ст. 117 и ст. 119 Конвенции ООН по мор-скому праву, все государства должны сотрудничать с другими государствами в принятии мер, кото-рые окажутся необходимыми для сохранения ресурсов открытого моря и перечисляются данные

    Предотвращение загрязнения морской среды. Этот принцип закреплялся в таких конвенциях как: «О гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью» 1969 г. и др.

    Свобода морских научных исследований. В соответствии со ст. 238 Конвенции ООН по морскому праву все государства и международные морские организации имеют право проводить научные ис-следования с соблюдением правил и требований, указанных в этой же Конвенции.

    Кроме того, к специальным принципам относятся: полный иммунитет военных кораблей от ино-странной юрисдикции, исключительная юрисдикция государства флага на судне, оказание помо-

щи и спасения на море, ответственности государств за деяния в Мировом океане и др.

Среди различных международных организаций, важное место занимает Международная морская органи-зация (ИМО), в рамках которой созданы и функционируют пять комитетов: по безопасности мореплавания, по тех-ническому сотрудничеству и др. ИМО подписало более 40 соглашений о сотрудничестве с другими межправитель-ственными организациями.

Комиссия по границам континентального шельфа создана на основании ст. 76 и Приложения II к Конвен-ции 1982 г. Цель Комиссии – давать рекомендации прибрежным государствам, относительно внешних границ континентального шельфа. Границы государств, установленные на основе данных рекомендаций, являются оконча-тельными и должны признаваться всеми государствами.

Межправительственная океанографическая комиссия (МОК), в соответствии с Конвенцией 1982 г. яв-ляется «компетентной международной организацией» в системе ООН в области морских научных исследований и распространения.

Международное морское право

Международное морское право (международное морское публичное право) - совокупность принципов и правовых норм , устанавливающих режим морских пространств и регламентирующих отношения между государствами по вопросам использования Мирового океана . В настоящее время большинство норм международного морского права объединены в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Все остальные международные договоры (в том числе двусторонние и региональные соглашения), содержащие предписания, касающиеся этой отрасли, в основном дополняют или детализируют нормы Конвенции.

Субъекты

Субъектами международного морского права являются субъекты международного права , т. е. государства и международные межправительственные организации.

Источники

Длительное время единственным источником международного морского права являлись обычаи .

В настоящее время основным источником международного морского права является Конвенция ООН по морскому праву 1982 года. Международные отношения в сфере международного морского права регулируются также следующими конвенциями:

  • Женевские конвенции 1958 года;
  • Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года;
  • Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78);
  • Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года;
  • Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несению вахты 1978 года;
  • Конвенция о международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 года;
  • Договор по Антарктике 1959 года

и многими другими.

Помимо многосторонних договоров государства заключают также локальные двусторонние и многосторонние договоры по различным вопросам морской деятельности:

  • Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтах 1973 года;
  • Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря 1974 года;
  • Конвенция о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана 1980 года;
  • Конвенция о защите Чёрного моря от загрязнения 1992 года;
  • Конвенция об охране морских живых ресурсов Антарктики 1980 года;
  • Конвенция по защите морской среды Каспийского моря 2003 года.

Принципы международного морского права

Принцип свободы открытого моря

Этот принцип - один из старейших в международном морском праве. Описание ему дал ещё Г. Гроций в своей работе «Mare liberum» г. Сегодня, согласно Конвенции ООН по морскому праву, он гласит: «Никакое государство не может претендовать на подчинение открытого моря или его части своему суверенитету; оно открыто для всех государств - как имеющих выход к морю, так и не имеющих его» ст.89. Свобода открытого моря включает в себя:

  • свободу судоходства;
  • свободу полётов;
  • свободу прокладки трубопроводов и кабелей;
  • свободу возводить искусственные острова и другие установки;
  • свободу рыболовства;
  • свободу научных исследований;

Кроме этого, устанавливается, что открытое море должно использоваться в мирных целях.

Принцип исключительной юрисдикции государства над судами своего флага в открытом море (ст. 92 Конвенции по морскому праву)

Этот принцип гласит - торговое судно в открытом море подчиняется исключительной юрисдикции государства своего флага и в его законную деятельность не вправе вмешиваться никто, кроме случаев, когда:

  • судно занимается пиратством ;
  • судно занимается работорговлей ;
  • судно занимается несанкционированным вещанием, т. е. передаёт в нарушение международных правил радио- и телепрограммы, предназначенные для принятия населением (за исключением сигналов бедствия). В этом случае арестовать судно и конфисковать аппаратуру может:
    • государство флага судна;
    • государство регистрации вещательной установки;
    • государство, чьим гражданином является лицо, осуществляющее вещание;
    • любое государство, где могут приниматься передачи;
    • любое государство, санкционированной связи которого такое вещание чинит помехи.
  • судно не имеет национальности (плывёт без флага);
  • судно плывёт без флага или под флагом иностранного государства, но в действительности имеет ту же национальную принадлежность, что и задерживающий военный корабль.

Принцип мирного использования мирового океана

Принцип суверенитета государств над внутренними морскими водами и территориальным морем

Принцип защиты морской среды

По иному - принцип предотвращения загрязнения морской среды . Впервые закреплён в Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. в виде установления запретных для слива нефти с судов зон.

Принцип иммунитета военных кораблей

Принцип гласит - военные и иные государственные суда, используемые в некоммерческих целях обладают иммунитетом . Ограничение этому - случаи, когда такие суда нарушают правила мирного прохода через территориальные воды иностранного государства. Власти этого государства могут потребовать немедленно покинуть их территориальные воды. А за любой ущерб, нанесённый военным судном в результате нарушения правил мирного прохода, несёт международную ответственность государство флага.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года

Конвеция ООН по морскому праву предусматривает нормативное регулирование следующих международно-правовых институтов:

  • территориальное море и прилежащая зона;

Права государств, не имеющих выхода к морю

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года устанавливает определённые права для государств, не имеющих выхода к морю, т. е. государств, которые не имеют морского побережья:

Это интересно

Примечания

Ссылки

  • Ф. С. Бойцов, Г. Г. Иванов, А. Л. Маковский. «Морское право» (1985)
  • Международное морское право. Учебное пособие. Под ред. С. А. Гуреева. М, «Юридическая литература», 2003 г.
  • База данных документов по морскому праву Rise::Морское право

1. Понятие и источники международного морского права.

2. Внутренние морские воды: понятие, правовой режим.

3. Территориальные воды: понятие, отсчет ширины территориальных вод, правовой режим.

4. Международные проливы и каналы.

5. Понятие и правовой режим прилежащей зоны.

6. Исключительная экономическая зона.

7. Континентальный шельф.

8. Открытое море: понятие свободы открытого моря.

1. Международное морское право - отрасль современного международного права, представляющая собой совокупность принципов и норм, которые устанавливают правовой статус и режим морских пространств и регулируют отношения между субъектами международного права в связи с их деятельностью в Мировом Океане.

Источниками международного морского права являются действующие международные договоры и международные обычаи. Первая конференция ООН по морскому праву, на которой присутствовали 86 государств, в 1958 г. приняла четыре действующие и сегодня Женевские конвенции: о территориальном море и прилежащей зоне, об открытом море, о континентальном шельфе, о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. Вторая конференция ООН, проходившая в 1960 г. и посвященная, в основном, установлению единого лимита ширины территориальных вод, закончилась безрезультатно.

Третья конференция ООН, проходившая с 1973 по 1982 гг. при участии большинства государств мира и многих международных организаций, приняла Конвенцию ООН по морскому праву, состоящую из 17 частей, 320 статей и 9 приложений. Эта конвенция подтвердила и существенно дополнила положение Женевских конвенций 1958 г., касающихся территориального моря, континентального шельфа, прилежащей зоны, открытого моря. Наряду с этим в нее был включен ряд новых положений: впервые установлены статус международного района морского дна за пределами континентального шельфа и режим разработки его ресурсов. Кроме того, были введены новые виды морских пространств - исключительная экономическая зона и воды архипелагов и определен их правовой режим. Новой для международно-правовой практики в этой конвенции была система мирного урегулирования споров, касающихся деятельности государств по исследованию и использованию морских пространств и ресурсов.

2. Внутренние морские воды составляют часть территории прибрежного государства, на них распространяется его суверенитет. К ним относятся воды портов, заливов, бухт, лиманов, а также воды, расположенные в сторону берега от исходных линий территориального моря, и так называемые исторические воды. Внешней границей внутренних морских вод в портах является прямая линия, которая соединяет наиболее выдающиеся в море портовые сооружения.



Прибрежное государство в силу суверенитета, осуществляемого над внутренними морскими водами, определяет их правовой режим. В частности, оно устанавливает порядок входа иностранных судов в его внутренние морские воды. Иностранное судно во внутренних морских водах следует законам и другим правилам прибрежного государства в том, что касается его таможенного, санитарного и иммиграционного контроля, безопасности судоходства, охраны окружающей среды. Рыболовство и промыслы возможны только с разрешения прибрежного государства. На торговые суда, находящиеся во внутренних морских водах, распространяется юрисдикция (уголовная, гражданская, административная) прибрежного государства.

3. Территориальные воды (территориальное море) - это морская полоса шириной 12 морских миль, прилегающая к берегу или к внутренним морским водам (и/или к водам архипелагов) государства, на которую распространяется его суверенитет. Этот суверенитет осуществляется с учетом норм международного права и распространяется на воздушное пространство над территориальным морем, на его дно и недра.

В XVII ст. ширину территориального моря связывали с пределом видимости с берега или с дальностью стрельбы береговых батарей ("правило орудийного выстрела") - 3 морские мили. Однако длительное время вопрос о ширине территориального моря не находил решения из-за значительных разногласий в позиции и тактике государств, и только Конвенция 1982 г. установила, что государство имеет право само определять ширину территориального моря в пределах 12 морских миль.

Отсчет ширины территориального моря осуществляется:

1) от линии наибольшего отлива вдоль берега;

2) от условной линии внутренних вод;

3) от прямых исходных ("базисных") линий, соединяющих точки морского побережья, выдающихся в море (такой метод применяется в местах, где береговая линия глубоко изрезана или вдоль берега есть ряд островов).

Основой правового режима территориального моря является суверенитет прибрежного государства. В этом правовой режим территориального моря сходен с правовым режимом внутренних морских вод. Различия же сводятся к изъятиям, которые установлены международным правом. Одним из основных изъятий является право мирного прохода , которое понимается как плавание судов всех государств через территориальное море, чтобы пересечь его, пройти во внутренние воды или выйти из них. Проход является мирным, пока не нарушается надлежащий, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. Прибрежное государство имеет право принять меры, чтобы предотвратить проход, не являющийся мирным. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Подлодки должны проходить на поверхности и под своим флагом. Прибрежное государство может по соображениям безопасности и без дискриминации в отношении флага на определенный период приостановить право мирного прохода в тех или иных районах своего территориального моря, своевременно объявляя об этом. Иностранные суда не могут облагаться никакими сборами, за исключением сборов за предоставленные услуги.

Вопрос о юрисдикции решается в зависимости от того, является ли осуществляющее право мирного прохода судно военным или торговым. На торговые суда не распространяется гражданская юрисдикция прибрежного государства. В большинстве случаев уголовная юрисдикция также не распространяется, кроме случаев, когда:

1) последствия преступления распространяются на прибрежное государство;

2) преступление нарушает покой в стране или добрый порядок в территориальном море;

3) капитан судна или любое должностное лицо государства флага обратится к местной власти с просьбой о помощи;

4) такие мероприятия являются необходимыми для прекращения противозаконной торговли наркотиками и психотропными веществами.

В отношении военных кораблей действует принцип иммунитета, т.е. на них не распространяется уголовная и гражданская юрисдикция прибрежного государства. Вместе с тем, если военный корабль не следует законам и правилам прибрежного государства в отношении прохода через его территориальные воды, то власти этого государства может требовать, чтобы он немедленно покинул пределы его территориального моря.

4. Международные проливы - это естественные сужения, соединяющие части открытого моря или исключительной экономической зоны и используемые для международного судоходства и воздушной навигации (ст.8 Конвенции ООН о морском праве 1982 г.). Такие проливы, будучи естественными и, в большинстве случаев единственными или более короткими, выходами в океан, имеют для большинства стран мира большое значение как мировая транспортная магистраль. Поэтому Конвенцией о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. было установлено право беспрепятственного прохода через международные проливы, а Конвенцией о морском праве 1982 г. это право было изменено на право "транзитного прохода".

Транзитный проход - это осуществление свободного судоходства и полета только с целью непрерывного и быстрого транзита через международный пролив между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны.

В международных проливах все суда и летательные аппараты пользуются правом транзитного прохода. Транзитный проход не распространяется на проливы, проход через которые в целом или частично регулируется давно заключенными и действующими международными соглашениями.

Государства, граничащие с проливами, должны не препятствовать транзитному проходу или останавливать его и должны сообщать о любой известной угрозе для судоходства или пролета.

Компетенция прибрежных государств относительно регулирования транзитного прохода:

Установление морских коридоров и схем движения судов;

Предотвращение и уменьшение загрязнения окружающей среды;

Запрещение рыболовства;

Регулирование грузовых и разгрузочных работ.

Международные каналы - это искусственные водные пути, соединяющие моря и океаны и используемые для международного судоходства. Такие каналы составляют неотъемлемую часть территории государств - владельцев каналов.

В основе правового регулирования судоходства по таким каналам лежат принципы уважения суверенных прав государств - владельцев каналов и невмешательства в их внутренние дела; неприменения силы или угрозы силой при разрешении споров в отношении использования каналов; запрещения боевых действий в зоне каналов; возможности прохода для военных и гражданских судов всех национальностей и т.д.

5. Прилежащая зона - это район открытого моря, прилежащий к внешней границе территориальных вод, шириной 24 морские мили, измеряемых от тех же исходных ("базисных") линий, что и территориальное море.

Развитие морского судоходства уже в XVII в. привело к тому, что 3-мильный лимит не мог полностью защитить права прибрежного государства, прежде всего в торговле. Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г., Конвенция ООН о морском праве 1982 г. явились итогом развития этого института на национальном и международном договорном уровнях. Конвенция 1982 г. устанавливает допустимый предел прилежащей зоны в 24 морские мили, и это находит обоснование в том, что она наконец установила 12-мильный предел ширины территориального моря. Прилежащая зона устанавливается для контроля прибрежным государством, чтобы не допустить нарушения таможенного, санитарного, иммиграционного или фискального законодательства в пределах его территории или территориального моря, а также для наказания за нарушение этого законодательства иностранными судами или членами их экипажей в тех же пределах.

Контроль предусматривает право остановить судно, провести осмотр и, если выяснится, что имело место нарушение, принять все необходимые меры для расследования обстоятельств нарушения и наказания за него.

6. Исключительная экономическая зона - это морской район, расположенный за пределами территориального моря и прилегающий к нему шириной не более 200 морских миль, измеряемых от тех же исходных ("базисных") линий, что и территориальное море.

Исключительная экономическая зона является новым институтом международного морского права, появившимся в результате работы Третьей конференции ООН по морскому праву. При разработке положений, относящихся к исключительной экономической зоне, столкнулись два подхода - притязание на распространение суверенитета прибрежного государства на значительные пространства открытого моря и стремление сохранить в наиболее полном виде свободу открытого моря. Согласованные решения Конвенции 1982 г. достигнуты путем компромисса.

В этом районе действует особый правовой режим, установленный Конвенцией. Прибрежное государство имеет суверенные права на разведку, разработку и сохранение живых и неживых ресурсов в водах, на морском дне и в его недрах, на управление ими и другие виды деятельности, связанные с экономической разведкой и разработкой в этой зоне. Прибрежное государство определяет допустимый улов живых ресурсов в этой зоне. Если возможности прибрежного государства не позволяют ему использовать весь допустимый улов в своей зоне, то оно на основании соглашения предоставляет доступ другим государствам.

Прибрежное государство также имеет юрисдикцию в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений; морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды.

Все другие государства пользуются в исключительной экономической зоне свободой судоходства, полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов при условии соблюдения соответствующих положений Конвенции 1982 г. Все государства при осуществлении своих прав в исключительной экономической зоне обязаны соблюдать законы и правила, принятые прибрежным государством в соответствии с Конвенцией 1982 г. и другими нормами международного права.

7. Континентальный шельф - это морское дно и его недра, расположенные за пределами территориального моря прибрежного государства до внешних границ материка или до 200 миль от исходных ("базисных") линий, от которых измеряется ширина территориального моря. Если подводная окраина материка простирается более чем на 200 миль, внешняя граница континентального шельфа должна находиться не более чем за 350 миль от исходных линий или не более чем за 100 миль от изобаты 2500 м.

Прибрежное государство над континентальным шельфом осуществляет суверенные права с целью разведки и разработки его ресурсов. Эти права исключительны в том смысле, что, если прибрежное государство не проводит разведку и разработку ресурсов шельфа, то никто не имеет права этого делать без его согласия.

Права прибрежного государства на континентальный шельф не касаются правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над ним. Все страны имеют право прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе любого прибрежного государства.

8. В Конвенции об открытом море 1958 г. открытое море определено как пространство, расположенное за внешней границей территориального моря, открытое для общего и равноправного пользования всех наций без права распространения на него суверенитета какого-либо государства. Конвенция 1982 г. усложнила пространственный признак, установив, что ее положения, относящиеся к открытому морю применяются ко всем частям моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государств-архипелагов.

Основу правового режима открытого моря составляет принцип свободы открытого моря. Конвенция предусматривает следующие свободы:

1) судоходства;

2) полетов;

3) прокладки кабелей и трубопроводов;

4) рыболовства;

5) возводить искусственные острова и другие сооружения и свободу научных исследований.

Эти свободы имеют как прибрежные, так и неприбрежные государства с учетом интересов других государств в использовании свободы открытого моря. Каждое государство имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море.

По общему правилу, никто, кроме государства флага, не может осуществлять юрисдикцию над любым судном в открытом море. Исключения из юрисдикции государств флага сводятся к следующему:

1) право военного корабля останавливать и осматривать суда других государств, подозреваемые в повреждении кабеля либо когда есть основания подозревать такие суда в занятии пиратством, работорговлей или для проверки флага, когда судно, хотя и несет иностранный флаг или отказывается его поднять, в действительности имеет ту же национальность, что и военный корабль.

2) так называемое "преследование по горячим следам"; преследование должно начаться, когда иностранное судно находится во внутренних морских водах, территориальном море или прилежащей зоне прибрежного государства и у властей этого государства есть достаточно оснований считать, что это судно нарушило его законы и правила.

К обязательствам государства флага в открытом море относится принятие всех необходимых мер, обеспечивающих безопасность в море.

Право прокладки кабелей и трубопроводов в открытом море одновременно предусматривает ответственность физических или юридических лиц за причиненный вред или порчу как собственных, так и кабелей и трубопроводов иных государств.

При реализации принципа свободы рыболовства каждое государство должно принять необходимые меры для сохранения живых ресурсов моря и соблюдения интересов прибрежных государств.

Международное морское право является одной из старейших отраслей международного права и представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, определяющих право­вой режим морских пространств и регулирующих отношения между государствами, другими участниками правоотношений в связи с их деятельностью по использованию морей, океанов и их ресурсов.

Источники. Первоначально морское право создавалось в форме обычных норм; его кодификация была проведена в середине XX в. I Конфе­ренция ООН по морскому праву завершилась принятием в Женеве в 1958 г. четырех конвенций: об открытом море; о территориальном море и прилежащей зоне; о континентальном шельфе; о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. II Конференция, проходившая в 1960 г., успеха не имела. На III Конференции была принята Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.

Ввиду своеобразия морской деятельности подавляющее большинство норм международного морского права не встречается в других областях международно-правового регулирования. Пространства морей и океанов на нашей планете с международно-правовой точки зрения подразделяются на: 1) пространства, находящиеся под суверенитетом различных государств и составляющие территорию каждого из них; 2) пространства, на которые не распространяется суверенитет ни одного из них. В состав территории страны, имеющей морское побережье, входят части моря, расположенные вдоль его берегов и именуемые внутренними морскими водами и территориальным морем. В состав территории государств, состоящих полностью из одного и более архипелагов, входят архипелажные воды, расположенные между островами внутри архипелага. Внутренние морские воды, территориальное море и архипелажные воды - лишь небольшая часть Мирового океана. Огромные пространства морей и океанов за их пределами не входят в состав территории и не подчинены суверенитету ни одного из государств, то есть имеютиной правовой статус.

Внутренние морские воды . В состав территории каждого государства, имеющего морское побережье, входят внутренние морские воды. Международные соглашения и национальные законы различных государств относят к ним воды, находящиеся между берегом государства и прямыми исходными линиями, принятыми для отсчета ширины территориального моря. Внутренними морскими водами прибрежного государства считаются также: 1) акватории портов, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других сооружений портов; 2) море, полностью окруженное сушей одного и того же государства, а также море, все побережье которого и оба берега естественного входа в него принадлежат одному и тому же государству 3) морские бухты, губы, лиманы и заливы, берега которых принадлежат одному и тому же государству и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль. Иностранные невоенные суда могут заходить во внутренние воды с разрешения прибрежного государства и должны соблюдать его законы. Прибрежное государство может устанавливать в отно­шении иностранных судов национальный режим (такой же, какой предоставляется своим судам); режим наибольшего благоприятст­вования (предоставление условий не худших, чем те, которыми пользуются суда какого-либо третьего государства); специальный режим (например, для судов с ядерными силовыми установками и т.п.).

Прибрежное государство осуществляет во внутренних водах все права, вытекающие из суверенитета. Оно регулирует судоходство и рыболовство; на этой территории запрещено заниматься каким-либо промыслом или научными исследованиями без разрешения компетентных органов прибрежного государства. На деяния, совер­шенные во внутренних водах на иностранных невоенных судах, рас­пространяется юрисдикция прибрежного государства (если иное не установлено международным договором - например, соглашения­ми о торговом судоходстве). Иммунитетом от юрисдикции прибреж­ного государства пользуются лишь иностранные военные корабли, находящиеся во внутренних водах с согласия прибрежного государ­ства.

Территориальное море Территориальные воды (территориальное море) - это морской пояс, расположенный вдоль берега или непосредственно за внутрен­ними морскими водами прибрежного государства и находящийся под его суверенитетом. Острова, находящиеся за пределами территори­ального моря, имеют свое собственное территориальное море. Одна­ко прибрежные установки и искусственные острова территориаль­ных вод не имеют. Ширина территориального моря у подавляющего большинства государств составляет 12 морских миль. Боковая граница территори­альных вод смежных государств, а также границы территориального моря противолежащих государств, берега которых отстоят друг от друга менее чем на 24 (12+12) мили, определяется международными договорами. Основанием для признания за прибрежным государством права на включение территориального моря в состав его государственной территории послужили очевидные интересы этого государства в отношении как защиты своих береговых владений от нападений со стороны моря, так и обеспечения существования и благополучия своего населения за счет эксплуатации морских ресурсов прилегающих районов. Суверенитет прибрежного государства распространяется на поверхность и недра дна территориального моря, а также на воздушное пространство над ним. Положения о распространении суверенитета прибрежного государства над территориальным морем содержатся в ст. 1 и 2 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года и ст. 2 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Естественно, что в территориальном море действуют законы и правила, установленные прибрежным государством. В территориальном море суверенитет прибрежного государства осуществляется, однако, с соблюдением права иностранных морских судов пользоваться мирным проходом через территориальное море других стран. Конвенция ООН по морскому праву указывает, в частности, что проход не является мирным, если проходящее судно допускает угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства либо любым другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН, осуществляет маневры или учения с оружием любого вида, любой акт, имеющий целью затронуть оборону или безопасность прибрежного государства, равно как и любой другой акт, не имеющий прямого отношения к проходу. Прибрежное государство вправе принимать в своем территориальном море необходимые меры для недопущения прохода, который не является мирным. Оно может также без дискриминации между иностранными судами временно приостановить в определенных районах своего территориального моря осуществление права мирного прохода иностранных судов, если такое приостановление существенно важно для охраны его безопасности, включая проведение учений с использованием оружия. Такое приостановление вступает в силу только после должного оповещения о нем (дипломатическим путем или через «Извещения мореплавателям», или иным образом). По Конвенции при осуществлении права мирного прохода через территориальное море иностранные суда обязаны соблюдать законы и правила, принимаемые прибрежным государством в соответствии с положениями Конвенции и другими нормами международного права. Эти правила могут касаться: безопасности судоходства и регулирования движения судов; сохранения ресурсов и предотвращения нарушения рыболовных правил прибрежного государства; защиты окружающей среды; морских научных исследований; таможенного, и иммиграционного режимов.

Открытое море. За внешней границей территориального моря находятся про­странства морей и океанов, которые не входят в состав территориаль­ных вод какого-либо государства и образуют открытое море. Откры­тое море не находится под суверенитетом ни одного из государств, все государства имеют право пользоваться на началах равенства от­крытым морем в мирных целях (свобода мореплавания, полетов, научных исследований и т.д.). В соответствии со ст. 87 Конвенции 1982 г. все государства (в том числе и не имеющие выхода к морю) имеют в открытом море право на: свободу судоходства; свободу полетов; свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы; свободу рыболовства; свободу возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые международным правом; свободу научных исследований. Открытое море резервируется для мирных целей. Никакое госу­дарство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету. В открытом море судно подчиняется юрисдикции того государст­ва, под флагом которого оно плавает. Судно рассматривается как часть территории государства, в котором оно зарегистрировано.

Прилежащая зона - это зона открытого моря ограниченной ши­рины, примыкающая к территориальному морю прибрежного государства. Государство в прилежащей зоне осуществляет свою юрис­дикцию в целях обеспечения своих таможенных, санитарных, имми­грационных и иных правил. По Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. ширина прилежащей зоны не может пре­вышать 12 миль от тех же исходных линий, от которых отмеряется и территориальное море. Иными словами, право на прилежащую зону имеют те государства, территориальное море которых меньше 12 миль. Согласно Конвенции по морскому праву 1982 г., прилежа­щая зона распространяется на расстояние до 24 миль.Цель установления прилежащей зоны - предотвращение воз­можного нарушение законов и правил прибрежного государства в пределах его территориальных вод и наказание за нарушение этих законов и правил, совершенное в пределах его территории. В послед­нем случае может осуществляться преследование по горячим следам.

Континентальный шельф - это затопленная морем часть мате­риковой территории. Согласно Конвенции о континентальном шельфе 1958 г. под континентальным шельфом понимается морское дно (включая его недра), простирающиеся от внешней границы территориального моря до установленных международным правом пределов, над которым прибрежное государство осуществляет су­веренные права в целях разведки и разработки его природных бо­гатств. Согласно Конвенции 1958 г. под континентальным шель­фом понимается поверхность и недра морского дна подводных рай­онов, примыкающих к берегу, но находящихся вне зоны террито­риального моря до глубины 200 м или за этим пределом, до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов, а также поверхность и недра подобных районов, примыкающих к берегам островов. Таким обра­зом, внешней границей шельфа является изобата - линия, соеди­няющая глубины в 200 м. богатства шельфа включают минеральные и прочие неживые ресурсы поверхности и недр мор­ского дна шельфа, а также живые организмы «сидячих» видов - организмы, которые в период своего промыслового развития при­креплены ко дну или передвигаются только по дну (раки, крабы и т.п.). Если на один и тот же континентальный шельф имеют право государства, берега которых расположены друг против друга, грани­ца шельфа определяется соглашением между этими государства, а при отсутствии соглашения - по принципу равного отстояния от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. В некоторых случаях споры о разграничении континентального шельфа рассматривались Международным Судом ООН, который и определял границы шельфа.