Историк кареев. Николай иванович кареев. Труды Н. И. Кареева

Николай Иванович Кареев

Н.И. Кареев - выдающийся русский ученый – историк и социолог, крупнейший представитель классического позитивизма в социологии, один из основателей отечественной социологии, настойчивый и убежденный последователь и популяризатор учения Конта и других западных философов и социологов.

Николай Иванович Кареев родился 24 ноября 1850 г. (6 декабря - по новому стилю) в Москве. В 1873 окончил Московский университет (где под руководством В.И.Герье занимался историей Великой французской революции). В юности испытал влияние идей Л.Фейербаха, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова и особенно Д.И.Пи­сарева, а в дальнейшем - субъективистов П.Л.Лаврова и Н.К.Михай­ловского. Вместе с тем, Кареев разработал свой собственный взгляд на субъективный фактор: он отождествлял его с личностью, рассматриваемой в качестве элемента общества.

В 1879-84 гг. Кареев был профессором Варшавского, а затем Петербургского университетов. С 1910 г. - член-корреспондент Российской академии, с 1929 почётный член АН СССР. В 1870-х гг. Кареев написал свой лучший труд «Крестьяне и крестьянский во­прос во Франции в последней четверти XVIII века» (1879); в 1881 году вышел его «Очерк истории французских крестьян с древнейшего времени до 1789 года». Кареев закрепил за русской наукой приоритет в области конкретного изучения крестьянского вопроса накануне и в период Великой Французской революции.

Политические взгляды Кареева можно охарактеризовать как умеренный либерализм, но несмотря на всю умеренность своего либерализма, Кареев в 1899 году был уволен в связи со студенческими волнениями из Петербургского университета, куда вернулся лишь в 1906 году. Во время Революции 1905-07 гг. вошёл в ряды кадетской партии и был избран членом 1-й Государственной Думы. В курсе Кареева «История Западной Европы в новое время» (т. 1-7, 1892-1917) отводилось существенное место социально-экономическим процессам. В 1911-15 гг. Кареев приступил к разработке истории парижских революционных секций. В 1924-25 гг. опубликовал 3-томную ра­боту «Историки Французской револю­ции» - первый сводный обзор историо­графии Великой французской революции не только в русской, но и в зарубежной литературе.

Помимо основательных чисто исторических работ, оказавших серьезное влияние на многих отечественных и зарубежных историков, Кареев плодотворно занимался разнообразными методологическими проблемами социологии. Так, он рано и независимо от немецких неокантианцев поставил вопрос об особенностях обобщения в естественных и гуманитарных науках, о типологическом анализе и др. Внимательно следя за историей становления мировой и русской социологии, он быстро откликался на очередные новинки в этой области то статьей, то рецензией. Часто завязывалась полемика. Статьи объединялись в сборники и многократно переиздавались.

Кареев пришел в науку в то время, когда шли усиленные поиски аргументов в пользу самостоятельности социологии. Он активно включился в эту работу и наряду с разработкой конкретных тем в области социологии и истории создал ряд оригинальных исследовании по общим вопросам теории и методологии социологического знания.

Кареев принадлежал к субъективной школе, стремясь систематизировать многие ее уроки, защитить от критики со стороны марксистов, неокантианцев, религиозной социальной метафизики. Среди конкретных социологических проблем особое внимание уделял междисциплинарным отношениям социологии (особенно с психологией), роли личности в истории, прогрессу и др. Наиболее значителен его вклад в разработку истории социологической науки, он является основателем и зачинателем известной "русской традиции" историко-критического обозрения социологических школ и направлений, в которую входили влиятельные социологи - М.Ковалевский, В.Хвостов, П.Сорокин, П.Тимашев и др. Кареев - один из первых удачных библиографов социологии и составитель ранних учебных программ по этой дисциплине. Идейное наследие Н. Кареева многопланово и обширно и философско-исторические и социологические работы в нем занимают весомое место.

Кареев, в основном, оставался приверженцем позитивистских установок при изучении реальных факторов ("эмпирических событий"). Главную задачу для себя он видел в открытии законов развития человечества с помощью точных методов исследования. Общество как организованное целое - социальный прогресс, социальная организация, контроль и регуляция - все эти факторы, тесно связанные между собой, утверждал Кареев, и образуют основу закономерного, развития общества как сложной системы психических и практических взаимодействий личности.

Кареев дал определение социологии как абстрактной науки, занимающейся изучением природы и генезиса общества, его основных сил и их взаимоотношений, а таете происходящих в нем процессов, независимо от времени и места их возникновения.

"Социология, - писал он, - есть общая абстрактная наука о природе и генезисе общества, об основных его элемента факторах и силах, об их взаимоотношениях, о характере процессов, в ней совершающихся, где бы и когда бы все это ни существовало и ни происходило".

В работе "Общие основы социологии" Кареев развивает свое представление о социологии. Он пишет: "Социология берет общество интегрально, имея в виду, что государство, право и народное хозяйство, обособленно взятые для изолированного изучения, существует только в абстракте, что реально нет государства, в котором не было бы права и хозяйства, что нет хозяйства без государства и права и что нет, наконец, и последнего без первых двух".

Основной источник социологии Кареева – позитивизм, особенно – контизм. Вместе с тем Кареев выступал с критикой его теорий - не принял тезиса Конта, согласно которому вся история может быть представлена трехфазной схемой, выражающей законы движения наук в соответствии с формами миросозерцания; отрицательно относился к игнорированию Контом значения политической экономии для построения социологии. классификации наук, считая ее неполной. Огюст Конт, по мнению Кареева, в силу неразвитости психологического знания в тот период сделал скачок от биологии к социологии, минуя психологию. «Между биологией и социологией мы ставим психологию, но не индивидуальную, а коллективную», - писал Кареев. Коллективная психология способна, по его мнению, стать подлинной основой социологии, поскольку все общественные явления есть в конечном счете духовное взаимодействие между отдельными людьми.

Главные проблемы социологии, согласно Карееву, таковы: 1) социология как наука; 2) научный и этический элемент в ней; 3) отношения социологии с другими общественными науками, а также с биологией и психологией; 4) экономический аспект общества; 5) социальная структура; 6) прогресс как сущность исторического процесса и 7) роль личности в истории.

Кареев придавал большое значение развитию теоретической социологии. В соответствии с принципами позитивизма Кареев рассматривал социологию как чисто теоретическую дисциплину, стремящуюся исключительно к познанию объективных тенденций общественного развития и не допускающую в своих построениях каких-либо оценок, выходящих за пределы того, что доступно проверке.

Николай Иванович Кареев

Кареев Николай Иванович (1850-1931), российский историк, член-корреспондент АН СССР (1925; член-корреспондент Петербургской АН с 1910 года, член-корреспондент РАН с 1917 года), почетный член АН СССР (1929). Труды по аграрной истории Франции 2-й половины XVIII века, истории Французской революции конца XVIII века; курс по новой истории Западной Европы.

Кареев Николай Иванович (1850–1931). Русский историк и социолог-позитивист, один из основателей научной социологии в России. Последовательный сторонник О. Конта, популяризатор и критик его учения. На формирование взглядов Кареева большое влияние оказали антропологические идеи Л. Фейербаха и Н.Г. Чернышевского . Как социолог Кареев был близок к субъективной школе. Основатель русскойтрадиции в философии истории. Разрабатывал теорию личности, вопросы методологии социальных наук, истории социологии. Подвергал критике с позиций позитивизма марксистскую социологию. Разработал концепцию социологического образования. Автор первого систематического лекционного курса социологии (1897), фундаментальных трудов по теории и истории социологии.

А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011 .

Кареев Николай Иванович - русский историк и философ, социолог. Профессор европейской истории Петербургского университета. Вслед за П. Л. Лавровым и Н. К. Михайловским - сторонник т. н. «субъективного метода в социологии». Основные идеи Кареева связаны с интерпретацией взглядов представителей «первого позитивизма» (Конта , Спенсера , Милля ): «разум, мысль, идея принадлежат не миру в целом, но миру в границах человеческого познания» («Основные вопросы философии истории». СПб., 1883, т. 1, с. 326), поэтому смысл истории заключается не в некоем абсолютном значении, но в ее значении для человека. Вместе с тем Кареев отказывается от идеи Конта (и Гегеля) о закономерности исторического процесса. Кареев считает, что история никоим образом не может мыслиться как линейный процесс; она - «живая ткань линий, неправильных и извилистых, переплетающихся самым разнообразным и неожиданным образом» (там же, с. 153). История как совокупность случайных событий приобретает смысл только в аспекте субъективной ее оценки (прежде всего моральной), идея прогресса значима для Кареева лишь в применении к судьбам человечества. Основные вопросы философии истории раскрываются через философское осмысление конкретного исторического процесса. Пытаясь построить непротиворечивую систему социальных наук, Кареев выделяет теоретическую и конкретно-историческую философию истории; общая теория истории подразделяется на историческую гносеологию, или историку, и социологию, включающую в себя социальную статику и социальную динамику. История и социология выступают как взаимодополняющие дисциплины, предмет и метод которых не сводимы друг к другу. Труды Кареева в области истории и социологии имели большой общественный резонанс в академической среде на рубеже 19 - 20 столетий.

А. И. Резниченко

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010 , т. II, Е – М, с. 217.

Кареев Николай Иванович (24.11 (6.12). 1850, Москва - 18.02.1931, Ленинград) - историк, социолог, гимназический товарищ и биограф В. С. Соловьева. Кареев сочетал в себе способности конкретного историка и теоретика. В этих областях его соч. включают античную, средневековую, новую и новейшую истории. Его магистерскую диссертацию «Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последней четверти XVIII в.» (1879) К. Маркс назвал превосходной. «История Западной Европы в новое время» в 7 т. (1892-1917), по мнению академика В. П. Бузескула, для своего времени - труд беспрецедентный по обширности и всесторонности освещения. Весом его вклад в проблематику исторической теории. Здесь на первое место надо поставить «Основные вопросы философии истории» (В 3 т., 1883-1890, 3-й т. был издан как дополнение под названием «Сущность исторического процесса и роль личности в истории») и сборник статей против марксизма «Старые и новые этюды об экономическом материализме» (1896). Его перу принадлежит также множество статей, связанных с оценкой современных ему направлений в философии истории и социологии. Как теоретик истории Кареев - сторонник «первого позитивизма» (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. С. Милль, Э. Литтре), той его ветви, которая в России была связана с народнической субъективной социологией. Кареев придерживается идеи о сложной структуре исторического знания. Философия истории подразделяется, по Карееву, на две части: теоретическую а конкретно-историческую и представляет собой философское рассмотрение конкретного хода всеобщей истории. Далее идет общая теория истории, которая, в свою очередь, подразделяется на социальную гносеологию (теорию исторического знания, или историку) и социологию, традиционно состоящую из социальной статики и социальной динамики. Последняя включает социальную морфологию, имеющую дело с результатами движения, и теорию исторического процесса (или историологию), т. е. учение о самом механизме развития общества. Если Конт растворял конкретную историю в социологии, то для Кареева они взаимозависимые, но особые науки. Как и некоторые другие позитивисты, Кареев отрицал «Систему позитивной политики» Конта, считавшего исторический процесс закономерным. Кареев отрицает его закон трех стадий в развитии общества как целого, полагая, что он относится только к сфере мышления. Кареев не согласен с отождествлением Контом всякой абстракции с закономерностью. Конт не различает эволюцию и прогресс, не видит их разную природу, у Кареева же прогресс связан с субъективной этической оценкой, а эволюция - объективный процесс. Конт не разделяет теорию и метод, Кареев на таком разделении настаивает. Критические оценки современных социальных теорий у Кареева связаны с идеей их преодоления как односторонних. Он выступает за их синтез, стремится к соединению прагматической и социально-культурной теорий, философии истории и социологии, психологических и экономических концепций. Его целью было также преодоление концепций, отрицающих закономерности исторического процесса и, наоборот, все сводящих только к ним, и равным образом отказ от теорий, переоценивающих роль исторических героев и тех, которые решающую роль отводят массам. Кареев принадлежал к первому поколению позитивистов в российской академической среде, которое было подготовлено социологической публицистикой (Писарев, Михайловский, Лавров и др.). Он пережил все этапы становления социологии в России, принимая активное участие в этом процессе, и был его историографом. Долгие годы оставалась неопубликованной его большая работа «Основы русской социологии». Издана в 1996 году.

Б. Г. Сафронов. Н. Г Самсонова

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина . Сост. П.П. Апрышко , А.П. Поляков. – М., 2014 , с. 266-267.

Сочинения: Историко-философские и социологические этюды. М., 1895; Введение в изучение социологии. М., 1897; Собр. соч. Спб.. 1912-1913. Т. 1: История с философской точки зрения; Т. 2: Философия истории в русской литературе; Т. 3: Сущность исторического процесса и роль личности в истории; Историка (Теория исторического знания). Спб., 1913 (2-е изд. Пг., 1916); Общие основы социологии. Пг., 1919 (М., 2010); Основы русской социологии. Спб., 1996; Прошлое и пережитое. М., 1990; Историология. Теория исторического процесса. М., 2011.

Литература: Бузескул В. П. Всеобщая история и ее представители в России в XIX и начале XX в. Ч. 1-2. Л., 1929- 1931; Могильницкий Б. Г. Политические и методологические идеи в русской медиевистике. Томск, 1960; Мягков ГII Русская историческая школа. Методологические и идейно-политические позиции. Казань, 1988; Золотарев В. П. Историческая концепция Н. И. Кареева. Л., 1988; Сафролов Б. Г. Н. И. Кареев о структуре исторического знания. М., 1994; Погодин С. Н. Русская школа историков: Н. И. Кареев. И. В. Лучицкий, М. М. Ковалевский. Спб., 1998: Социология истории Н. И. Кареева. Спб., 2000; Н. И. Кареев: человек, ученый, общественный деятель. Сыктывкар, 2002; Поздеева Г Г. Историософские взгляды Н. И. Кареева. Глазов. 2010.

Кареев Николай Иванович (24.XI (6.XII).1850 - 18.II.1931) - русский историк нового времени. Из небогатой дворянской семьи. В 1879-1885 годы - профессор Варшавского, затем Петербургского университетов. С 1910 года - чл.-корр. Российской АН, с 1929 года - почетный член АН СССР. Окончил в 1873 году Московский университет, где под руководством В. И. Герье изучал французскую буржуазную революцию конца 18 века. В юности подвергся воздействию революционных просветителей, в частности идей Д. И. Писарева. В дальнейшем испытал сильное влияние идеологов народничества П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского. Уже в 70-х годах Кареев ознакомился с "Капиталом" К. Маркса, что отразилось на его первом крупном исследовании. Оставался, однако, типичным эклектиком-идеалистом, разделяя позитивистско-эволюционистские взгляды своих либеральных сверстников. В политическом отношении также примыкал к либералам пореформенного поколения - конституционалистам и сторонникам социальных реформ.

В обстановке демократического подъема конца 70-х годов, когда, по словам Кареева, "крестьянский вопрос... в сознании русского общества был центральным социальным вопросом", Кареев выпустил лучший свой труд (магистерскую дисс.) - "Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последней четверти XVIII в." (М., 1879, переведен в 1899 на франц. яз.), за которым последовал в 1881 году "Очерк истории французский крестьян с древнейшего времени до 1789 г.". До Кареева основной - крестьянский - вопрос французской буржуазной революции не подвергался серьезному анализу даже во Франции, и Кареев, таким образом, закрепил своей книгой за русской наукой приоритет в конкретном его изучении. Оперируя богатым печатным и архивным материалом, в том числе избирательными наказами 1789 года, он первым из историков показал, что над французским крестьянством вплоть до конца 18 века тяготел не только не ослабевавший, но еще более усиливавшийся феодальный гнет (позднее назван феодальной реакцией). Тем самым был опровергнут широко распространенный во французской историографии 2-й половины 19 века тенденциозный тезис А. Токвиля, будто уже и до революции феодальные отношения постепенно отмирали и крестьяне стали в своей массе свободными земельными собственниками. Одновременно Кареев нарисовал яркую картину еще, впрочем, не завершившегося ко времени революции раскола франц. "...полусредневекового крестьянства на деревенскую буржуазию и пролетариат" (Ленин В. И., Соч., т. 1, с. 231). При всей своей либерально-буржуазной ограниченности Кареев уделял известное внимание борьбе народных масс за ликвидацию феодальных отношений в период революции. Маркс назвал сочинение Кареева превосходным (см. Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с рус. политич. деятелями, 1951, с. 232-233), Энгельс - "лучшей работой о крестьянах" (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Избр. письма, 1953, с. 407). Вслед за Кареевым этот же круг проблем разрабатывали, начиная с 90-х годов, с разных точек зрения М. М. Ковалевский и И. В. Лучицкий, которых нередко объединяют с Кареевым общим термином "русская школа" в изучении аграрного вопроса в период французской буржуазной революции конца 18 века.

В условиях споров 80-х годов о путях дальнейшего развития России и обострившегося в связи с этим интереса широких кругов к общим проблемам исторической науки Кареев написал труд (докторскую дисс.) "Основные вопросы философии истории" (т. 1-3, М., 1883-90), пронизанную эклектизмом. Здесь и в других многочисленных историко-философских и социологических работах он противопоставлял историю социологии, отрицая фактически ее подлинно научный характер. Становясь на позиции крайнего субъективизма, Кареев объявлял, подобно Михайловскому, содержанием философии истории "идеальный мир норм, мир должного, мир истинного и справедливого, с которым будет сравниваться действительная история". С тех же субъективно-идеалистических позиций Кареева с 90-х годов упорно боролся против марксизма, отождествляя его с "экономическим материализмом". Был за это наряду с Михайловским справедливо раскритикован и достаточно осмеян, по выражению В. И. Ленина (см. Соч., т. 5, с. 365), Г. В. Плехановым в его книге "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю", написанной как "ответ гг. Михайловскому, Карееву и комп.".

При всей умеренности своего либерализма Кареев в 1899 года был уволен в связи со студенческими волнениями из Петербургского университета, куда вернулся лишь в 1906 году. В годы первой русской революции вошел в ряды кадетской партии и был избран членом 1-й Государственной думы.

С периодом профессуры Кареева в Варшаве связан ряд его книг и статей по истории Польши (""Падение Польши" в ист. лит-ре", СПБ, 1888; "Ист. очерк польского сейма", М., 1888, и др.). После перехода Кареев в Петербургский университет начал выходить его также эклектический по своей методологии, но ценный по богатству материала курс - "История Западной Европы в новое время" (т. 1-7, СПБ, 1892-1917). В этом курсе, доведенном до начала 1-й мировой войны, отводилось существенное место, в отличие от других современных ему русских и иностранных руководств, не только политической и культурной истории, но и социально-экономическим процессам. Кареев не прекращал и своих занятий французской революцией 18 века, систематически откликаясь на посвященные ей работы в русской и зарубежной литературе ("Что сделано в ист. науке по вопросу о положении франц. "рабочих перед революцией 1789 г."", СПБ, 1911; "Беглые заметки по экономической истории Франции в эпоху революции", СПБ, 1911, и др.). В 1910 году Кареев приступил к разработке важного, но тогда еще слабо изученного материала по истории парижских революционных секций (Неизд. док-ты по истории парижских секций 1790-1795 гг., СПБ, 1912; Неизд. протоколы парижских секций 9 термидора II года, СПБ, 1914; Парижские секции времен Франц. революции (1790-1795), СПБ, 1911; Политич. выступления парижских секций во время Великой революции, "Рус. богатство", 1912, No 11, и др.). Уже после Великой Октябрьской социалистической революции Кареев опубликовал в 1924-1925 годы работу "Историки Французской революции" в 3 томах - непревзойденный пока по полноте историографический обзор основных трудов в этой области, рассматриваемых, однако, автором с его прежней либерально-буржуазной точки зрения.

Б. Г. Вебер. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965 .

Сочинения: Список трудов К. в сб.: Из далекого и близкого прошлого, П.-М., 1923, с. 7-18, а также в его труде: Историки Франц. революции, т. 3, Л., 1925, с. 298-300 (работы по Франц. революции).

Литература: Маркс К., (Письмо) M. M. Ковалевскому. Апрель 1879 г., в кн.: Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с рус. политич. деятелями, 2 изд., М., 1951, с. 232-33; Энгельс Ф., (Письмо) К. Каутскому. 20 февраля 1889 г., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, М., 1953, с. 407-11; Бузескул В., Всеобщая история и ее представители в России в XIX и нач. XX века, ч. 1, Л., 1929, с. 153-68; Вебер Б. Г., Первое рус. исследование франц. бурж. революции XVIII в., в сб.: Из истории социально-политич. идей, М., 1955, с. 642-63; Фролова И. И., Значение исследований Н. И. Кареева для разработки истории франц. крестьянства в эпоху феодализма, в сб.: Ср. века, вып. 7, 1955, с. 315-34; Очерки истории ист. науки в СССР, (т.) 2, М., 1960, с. 461-83, 503.

Далее читайте:

Историки (биографический указатель).

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Историко-философские и социологические этюды. М., 1895;

Старые и новые этюды об экономическом материализме. СПб., 1896;

Историка (Теория исторического знания). СПб., 1916;

Общие основы социологии. Пг., 1919.

Литература:

Бузескул В. П. Всеобщая история и ее представители в России в XIX и начале XX в. Ч. 1-2. Л., 1929- 1931;

Могильницкий Б. Г. Политические и методологические идеи в русской медиевистике. Томск, 1960;

Мягков Г.П. Русская историческая школа. Методологические и идейно-политические позиции. Казань, 1988;

Золотарев В. П. Историческая концепция Н. И. Кареева. Л., 1988;

Сафролов Б. Г. Н. И. Кареев о структуре исторического знания. М., 1994;

Погодин С. Н. Русская школа историков: Н. И. Кареев. И. В. Лучицкий, М. М. Ковалевский. Спб., 1998:

Социология истории Н. И. Кареева. Спб., 2000;

Н. И. Кареев: человек, ученый, общественный деятель. Сыктывкар, 2002;

Поздеева Г Г. Историософские взгляды Н. И. Кареева. Глазов. 2010.

КАРЕЕВ, НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ (1850–1931), русский историк, философ, социолог. Родился 24 ноября (6 декабря) августа 1850 в семье мелкопоместного дворянина в Москве. Получил дворянское воспитание, окончил 1-ю Московскую губернскую гимназию. Одноклассниками по гимназии были В.С.Соловьев (сын знаменитого историка), Н.А.Писемский (сын писателя). По окончании гимназии в 1869 поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Учился у Ф.И.Буслаева , С.М.Соловьева , В.И.Герье . По рекомендации последнего по окончании университета был оставлен при кафедре всеобщей истории для приготовления к профессорскому званию. В 1876 сдал магистерские экзамены и уехал во Францию для сбора материала по теме диссертации. Магистерскую (т.е. кандидатскую) диссертацию Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последней четверти ХVIII в. успешно защитил в Московском университете в 1879. Работа представляла собой крупный вклад в изучение плохо исследованного вопроса, в том же году вышла отдельной книгой на русском языке, а затем была переведена на французский.

Став магистром, некоторое время преподавал в Московском университете историю Европы 19 в., затем уехал в Варшаву, где занял место экстраординарного профессора в местном университете. Был сторонником русско-польского сближения на основе равноправного партнерства, отрицавшего политику самодержавия. С этих позиций читал курс всеобщей истории, занялся изучением прошлого Польши. Опубликовал несколько работ на эту тему, в том числе Падение Польши в исторической литературе (1888), Исторический очерк польского сейма (1888), Польские реформы ХVIII в. (1890) и др. Свидетельством доверия к нему поляков стало избрание Кареева в 1902 членом-корреспондентом Краковской Академии наук.

Работая в Варшаве, подготовил и в 1884 защитил в Москве докторскую диссертацию Основные вопросы философии истории (опубликована в 3-х томах в 1883–1890), в которой с позиций модного в те времена позитивизма детально проанализировал взаимоотношения философии и исторического знания. По мнению Кареева, история – это наука преимущественно эмпирическая и описательная («кладовая фактов»), а философия истории – наука теоретическая и конкретно-историческая, исследующая закономерности общественных изменений. Важнейшими в историческом процессе являются экономический и социальный факторы. Вместе с тем большое значение для исторического прогресса имеют идеи, умственная жизнь общества, деятельность отдельных личностей.

В 1885 Кареев переехал в Петербург, работал сначала приват-доцентом, а затем профессором по курсу всеобщей истории в столичном университете. Одновременно преподавал на Высших женских курсах, в Александровском лицее, в Политехническом институте. На базе университетских курсов подготовил и опубликовал семитомный (в 9 книгах) труд История Западной Европы в новое время (1892–1917). Другим важным исследованием стала книга Сущность исторического процесса и роль личности в истории (1890). Большой популярностью пользовались гимназические учебники Кареева. Так, Учебная книга новой истории (1900) выдержала 15 изданий и была переведена на болгарский, сербский и польский языки, Учебная книга истории средних веков (1900) – 9 изданий, Учебная книга древней истории (1901) – 8 изданий.

Придерживаясь либеральных и демократических взглядов, Кареев выступал противником политики властей в отношении высшей школы. Вместе с некоторыми профессорами Петербургского университета подписал письмо министру народного просвещения, в котором протестовал против репрессий в отношении участников студенческих волнений 1899. За это был уволен из университета и с Высших женских курсов. Вернулся к преподаванию лишь во время Первой русской революции.

В годы революции участвовал в депутации ряда литературных и общественных деятелей Петербурга, обратившихся к властям с просьбой отказаться от применения силы против народной манифестации 9 января 1905. За участие в депутации был арестован и несколько дней провел в Петропавловской крепости. Вступил в конституционно-демократическую (кадетскую) партию. В 1905 был избран в Государственную думу от партии кадетов.

После октябрьской революции не эмигрировал. Но публиковать статьи и книги становилось все труднее. В условиях коммунистической перестройки высшего образования как «буржуазный» специалист был уволен из университета. Испытывал материальные лишения: голод, безденежье и, как результат, – болезни и слабость. Радостным событием для 79-летнего ученого стало его избрание в 1929 почетным членом Академии наук СССР и назначение высокой пенсии. Но в то же время большевики арестовали его сына Константина (дочь Елена вышла замуж за художника Г.С.Верейского и стала известной детской писательницей); в связи с так называемым академическим делом начались репрессии против близких друзей по научной и профессорской среде.

Николай Иванович Кареев

Н.И. Кареев - выдающийся русский ученый – историк и социолог,

крупнейший представитель классического позитивизма в социологии, один

из основателей отечественной социологии, настойчивый и убежденный

последователь и популяризатор учения Конта и других западных философов

и социологов.

новому стилю) в Москве. В 1873 окончил Московский университет (где

под руководством В.И.Герье занимался историей Великой французской

революции). В юности испытал влияние идей Л.Фейербаха,

Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова и особенно Д.И.Писарева, а в

дальнейшем - субъективистов П.Л.Лаврова и Н.К.Михайловского. Вместе с

тем, Кареев разработал свой собственный взгляд на субъективный фактор:

он отождествлял его с личностью, рассматриваемой в качестве элемента

общества.

В 1879-84 гг. Кареев был профессором Варшавского, а затем

Петербургского университетов. С 1910 г. - член-корреспондент Российской

академии, с 1929 почётный член АН СССР. В 1870-х гг. Кареев написал

свой лучший труд «Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в

последней четверти XVIII века» (1879); в 1881 году вышел его «Очерк

истории французских крестьян с древнейшего времени до 1789 года».

Кареев закрепил за русской наукой приоритет в области конкретного

изучения крестьянского вопроса накануне и в период Великой Французской

революции.

Политические взгляды Кареева можно охарактеризовать как умеренный

либерализм, но несмотря на всю умеренность своего либерализма, Кареев в

1899 году был уволен в связи со студенческими волнениями из

Петербургского университета, куда вернулся лишь в 1906 году. Во время

Революции 1905-07 гг. вошёл в ряды кадетской партии и был избран членом

1-й Государственной Думы. В курсе Кареева «История Западной Европы в

новое время» (т. 1-7, 1892-1917) отводилось существенное место

социально-экономическим процессам. В 1911-15 гг. Кареев приступил к

разработке истории парижских революционных секций. В 1924-25 гг.

сводный обзор историографии Великой французской революции не только в

русской, но и в зарубежной литературе.

Помимо основательных чисто исторических работ, оказавших серьезное

влияние на многих отечественных и зарубежных историков, Кареев

плодотворно занимался разнообразными методологическими проблемами

социологии. Так, он рано и независимо от немецких неокантианцев

поставил вопрос об особенностях обобщения в естественных и гуманитарных

науках, о типологическом анализе и др. Внимательно следя за историей

становления мировой и русской социологии, он быстро откликался на

очередные новинки в этой области то статьей, то рецензией. Часто

завязывалась полемика. Статьи объединялись в сборники и многократно

переиздавались.

Кареев пришел в науку в то время, когда шли усиленные поиски

аргументов в пользу самостоятельности социологии. Он активно включился

в эту работу и наряду с разработкой конкретных тем в области социологии

и истории создал ряд оригинальных исследовании по общим вопросам теории

и методологии социологического знания.

Кареев принадлежал к субъективной школе, стремясь

систематизировать многие ее уроки, защитить от критики со стороны

марксистов, неокантианцев, религиозной социальной метафизики. Среди

конкретных социологических проблем особое внимание уделял

междисциплинарным отношениям социологии (особенно с психологией), роли

личности в истории, прогрессу и др. Наиболее значителен его вклад в

разработку истории социологической науки, он является основателем и

зачинателем известной "русской традиции" историко-критического

обозрения социологических школ и направлений, в которую входили

влиятельные социологи - М.Ковалевский, В.Хвостов, П.Сорокин, П.Тимашев

и др. Кареев - один из первых удачных библиографов социологии и

составитель ранних учебных программ по этой дисциплине. Идейное

наследие Н. Кареева многопланово и обширно и философско-исторические и

социологические работы в нем занимают весомое место.

Кареев, в основном, оставался приверженцем позитивистских

установок при изучении реальных факторов ("эмпирических событий").

Главную задачу для себя он видел в открытии законов развития

человечества с помощью точных методов исследования. Общество как

организованное целое - социальный прогресс, социальная организация,

контроль и регуляция - все эти факторы, тесно связанные между собой,

утверждал Кареев, и образуют основу закономерного, развития общества

как сложной системы психических и практических взаимодействий личности.

Кареев дал определение социологии как абстрактной науки,

занимающейся изучением природы и генезиса общества, его основных сил и

их взаимоотношений, а таете происходящих в нем процессов, независимо от

времени и места их возникновения.

"Социология, - писал он, - есть общая абстрактная наука о природе

и генезисе общества, об основных его элемента факторах и силах, об их

взаимоотношениях, о характере процессов, в ней совершающихся, где бы и

когда бы все это ни существовало и ни происходило".

В работе "Общие основы социологии" Кареев развивает свое

представление о социологии. Он пишет: "Социология берет общество

интегрально, имея в виду, что государство, право и народное хозяйство,

обособленно взятые для изолированного изучения, существует только в

абстракте, что реально нет государства, в котором не было бы права и

хозяйства, что нет хозяйства без государства и права и что нет,

наконец, и последнего без первых двух".

Основной источник социологии Кареева – позитивизм, особенно –

контизм. Вместе с тем Кареев выступал с критикой его теорий - не принял

тезиса Конта, согласно которому вся история может быть представлена

трехфазной схемой, выражающей законы движения наук в соответствии с

формами миросозерцания; отрицательно относился к игнорированию Контом

значения политической экономии для построения социологии. классификации

наук, считая ее неполной. Огюст Конт, по мнению Кареева, в силу

неразвитости психологического знания в тот период сделал скачок от

биологии к социологии, минуя психологию. «Между биологией и социологией

мы ставим психологию, но не индивидуальную, а коллективную», - писал

Кареев. Коллективная психология способна, по его мнению, стать

подлинной основой социологии, поскольку все общественные явления есть в

конечном счете духовное взаимодействие между отдельными людьми.

Главные проблемы социологии, согласно Карееву, таковы: 1)

социология как наука; 2) научный и этический элемент в ней; 3)

отношения социологии с другими общественными науками, а также с

биологией и психологией; 4) экономический аспект общества; 5)

социальная структура; 6) прогресс как сущность исторического процесса и

7) роль личности в истории.

Кареев придавал большое значение развитию теоретической

социологии. В соответствии с принципами позитивизма Кареев рассматривал

социологию как чисто теоретическую дисциплину, стремящуюся

исключительно к познанию объективных тенденций общественного развития и

не допускающую в своих построениях каких-либо оценок, выходящих за

пределы того, что доступно проверке.

Кареев не был согласен с Контом относительно задач социологии,

которые основоположник социологии выразил следующим афоризмом: "Знать,

чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы господствовать". Кареев писал:

""Социология подобно всякой положительной науке о том, что есть, как

оно есть, должна быть беспартийной и надклассовой... Чтобы сохранить

свой научный характер. социология должна не только не решать вопрос о

наилучшем устройстве общества, но даже не брать на себя предсказаний о

том, каково будет дальнейшее развитие существующего общества, потому

что и в этой области гаданий многое подсказывается чаяниями сердца.

Поскольку социология есть наука о законах явлении, в ней нет места и

для нравственной оценки, так как посложней могут подлежать только

отдельные явления и поступки людей, разные между ними отношения и

определенные социальные нормы".

Придавая большое значение теоретической форме знания и проблеме

метода в научном исследовании, Кареев занимался обоснованием

выполняемых теорий объяснительной (экспликативной) и предписывающей

(нормативной) функций.

Н.И.Кареев, за несколько лет до западных социологов пришел к мысли

о необходимости разделения всех общественных наук по характеру

изучаемого объекта на науки о явлениях (феноменологические - история,

философия истории) и о законах (номологические), к которым отнес и

социологию. Становление социологии как самостоятельной науки об

обществе ставило задачу определения ее места в кругу других наук, как

естественных, так и гуманитарных, выработки своего особого метода,

отличного от прочих, четкого определения проблематики и

исследовательской программы. Особого внимания в этом отношении

заслуживает вклад Н.И.Кареева, который наиболее полно разрабатывал в

рассматриваемый период вопрос о методах социальных наук.

В основу классификации наук об обществе Кареев положил степень

обобщения ими социальных явлений или уровень абстракции. В соответствии

с этим он выделил три основные науки - историю и другие родственные ей

науки: социологию и философию истории, - каждая из которых имеет свой

предмет, метод и уровень обобщения информации.

Кареев сопоставляет две науки - историю и социологию, и приходит к

выводу, что они неразрывно связаны между собой. История доставляет

социологу необходимый фактический материал, помогая тем самым

формировать полную картину движения человеческого бытия; социология

вырабатывает способы понимания исторических событий и фактов.

Кареев считает, что в задачу истории входит выявление источников

информации, их критическая проверка, описание индивидуальных и

неповторимых явлений прошлого. История, следовательно, есть

описательная наука, представляющая предварительную стадию изучения

общества. "Задача истории, - пишет Кареев, - не в том, чтобы открывать

какие-либо законы (на то есть социология) или давать практические

наставления (это - дело политики), а в том, чтобы изучать конкретное

прошлое без какого бы то ни было поползновения предсказать будущее, как

бы изучение прошлого и ни помогало в иных случаях предвидению того, что

может случиться и наступить". Отвергая идею рассмотрения истории как

номологической науки (т.е. изучающий закон общества), Кареев видит ее

цель, во-первых, в добывании фактов, во-вторых, установлении реальных

взаимосвязей между ними и, в-третьих, в первичных их обобщениях.

Становясь на позиции крайнего субъективизма, Кареев объявлял,

подобно Михайловскому, содержанием философии истории «идеальный мир

норм, мир должного, мир истинного и справедливого, с которым будет

сравниваться действительная история». С тех же субъективно-

идеалистических позиций с 1890-х гг. боролся против марксизма, называя

его «экономическим материализмом». Известен ряд критических работ

Кареева, в которых он обосновывает свой взгляд на теорию марксизма как

научно-несостоятельное направление в социологии.

Кареев много сделал в области изучения проблемы личности,

глубокую разработку которой считал главным призванием социологии.

Личность рассматривается им как субъект психических переживании, мыслен

и чувств, желании и стремлении, составляющий исходный пункт социальных

процессов.

Личность в теории Кареева - субъект истории, соединяющий в себе

антропологические, психологические и социальные начала. Именно такое

понимание личности составляет основу того субъективизма, на котором так

настаивал ученый как на методе познания социальных явлений. Он

утверждает, что субъективизм неизбежен в изучении общества, поскольку и

отдельные события, и общественный процесс в целом оцениваются с точки

зрения определенного идеала.

Общество в социологии Кареева выступает в абстрактной форме, вне

его исторических, экономических и прочих особенностей. Общество, по

Карееву, есть сложная система психических и практических взаимодействий

личностей. Оно делится на две части: на культурные группы и социальную

организацию. Культурные группы есть предмет индивидуальной психологии.

Отличительными признаками культурных групп являются не природные

свойства, а те привычки, обычаи, традиции, которые возникают в

результате воспитания. Вторая сторона общества – социальная организация

– результат коллективной психологии и изучается социологией. Социальная

организация – это совокупность экономической, юридической и

политической сред. Основанием для такой схемы у Кареева выступает

положение личности в обществе: ее место в самой социальной организации

(политический строй); защищаемые государственной властью частные

отношения к другим лицам (право); ее роль в экономической жизни

(экономический строй). Для Кареева социальная организация – показатель

пределы личной свободы.

Главными достижениями всей научной мысли XIX в. Кареев, как и

другие ученые, считал открытие двух основных методов познания общества

Сравнительно исторического (позволяющего представить статистическую

картину общества, его горизонтальный срез) и эволюционного

(позволяющего представить общество в развитии, динамике, состоящей в

смене ряда фаз или культурных типов, т.е. осуществить вертикальный

Если сравнительно исторический метод занимается сходными

историческими явлениями, выявлением реально существующих их типов, то

задача эволюционного метода состоит в анализе процессов их развития,

стадий или фаз этого процесса, а также выяснением причин их

возникновения, оформления и смены.

Кареев, не отрицая роли экономического фактора в истории,

первостепенную роль отводил фактору психическому, что позволило учесть

сложный характер человеческих поступков, роль творческих и волевых

импульсов. Человеческое поведение он рассматривает как единство

социального и индивидуального; достижение общественного идеала

реализуется исключительно через действия отдельных индивидов. Такая

трактовка личности лежит в основании концепции индивидуализма

субъективной школы. К позиции субъективной школы близки взгляды Кареева

и на отношение субъективного и объективного, суть которых состоит в

том, что безразличная к индивидуальному существованию среда

перерабатывается личностью в ходе его практических действий и в

соответствии с ее идеалом, в результате чего и создаются все

человеческие формы бытия.

Особое место в историко-социологических трудах Кареева занимает

анализ процесса проникновения идей позитивизма в русскую социологию и

формирование здесь на их основе наиболее значительных тенденций. В

истории русской социологии им были отмечены как наиболее влиятельные -

субъективная школа и марксистская социология; противостояние этих

течений он использовал в качестве определяющего признака при разработке

периодизации истории отечественной социологии. В истории социологии

России Кареев выделяет три крупных периода: конец 60-х - середина 90-х

годов XIX в.; с середины 1890-х до 1917 г.; после 1917 г. Первый этап

соответствует периоду зарождения субъективной школы. Второй

характеризуется одновременным развитием марксистской и немарксистской

социологий, сопровождаемый борьбой между ними. Третий отмечен

установлением господства марксистской социологии и, как это

представлялось Карееву, намечавшейся возможностью сближения

"экономизма" и "психологизма". Кареев высказал оригинальный подход к

изучению культуры, в определение которой он включил всю совокупность

результатов психологического взаимодействия между людьми. Содержание

человеческой культуры в концепции Кареева представлено в виде двух

крупных пластов.

Один из них объединяет такие продукты духовной деятельности как

язык, религию, искусство, науку, философию; другой состоит из структур,

обеспечивающих функционирование общества: государство. народное

хозяйство, право.

В заключении необходимо отметить, что Н.И.Кареев великолепно знал

историю социологии. Его труды явились одной из первых в России попыток

осмысления общих закономерностей развития социологии, анализ ее успехов

и неудач.

Кареев наряду с большой научно-исследовательской работой в течение

всей своей жизни - преподавал историю и социологию, создал много работ,

посвященных задачам преподавания истории и социологии, выступая в этой

области как теоретик и методист. Он заботился о совершенствовании

системы школьного и вузовского образования, ходатайствовал о создании

кафедр социологии в российских университетах, занимался научным поиском

в области методов обучения, изучал традиции. сложившиеся в российской

системе образования. Преодолевая характерную для русского

обществоведения того времени публичность, Кареев заботился об усилении

профессионализма в подготовке квалифицированных социологов.

Список литературы:

1. Гусейнова Ф.Д. «Социология. Учебное пособие.», ч. 2. М., 1997.

2. «Антология русской классической социологии» / под. ред.

Клементьева и Панковой. М., 1995.

4. Гофман А.Б. «Семь лекций по истории социологии» М., 1995.

5. Радугин А.А., Радугин А.К. «Социология: курс лекций» М., 1996.

Помимо основательных чисто исторических работ, оказавших серьезное влияние на многих отечественных и зарубежных историков, Кареев плодотворно занимался разнообразными методологическими проблемами социологии. Так, он рано и независимо от немецких неокантианцев поставил вопрос об особенностях обобщения в естественных и гуманитарных науках, о типологическом анализе и др. Внимательно следя за историей становления мировой и русской социологии, он быстро откликался на очередные новинки в этой области то статьей, то рецензией. Часто завязывалась полемика. Статьи объединялись в сборники и многократно переиздавались.

Кареев пришел в науку в то время, когда шли усиленные поиски аргументов в пользу самостоятельности социологии. Он активно включился в эту работу и наряду с разработкой конкретных тем в области социологии и истории создал ряд оригинальных исследовании по общим вопросам теории и методологии социологического знания.

Кареев принадлежал к субъективной школе, стремясь систематизировать многие ее уроки, защитить от критики со стороны марксистов, неокантианцев, религиозной социальной метафизики. Среди конкретных социологических проблем особое внимание уделял междисциплинарным отношениям социологии
(особенно с психологией), роли личности в истории, прогрессу и др. Наиболее значителен его вклад в разработку истории социологической науки, он является основателем и зачинателем известной "русской традиции" историко-критического обозрения социологических школ и направлений, в которую входили влиятельные социологи - М.Ковалевский, В.Хвостов, П.Сорокин, П.Тимашев и др. Кареев - один из первых удачных библиографов социологии и составитель ранних учебных программ по этой дисциплине. Идейное наследие Н. Кареева многопланово и обширно и философско-исторические и социологические работы в нем занимают весомое место.

Кареев, в основном, оставался приверженцем позитивистских установок при изучении реальных факторов ("эмпирических событий"). Главную задачу для себя он видел в открытии законов развития человечества с помощью точных методов исследования. Общество как организованное целое - социальный прогресс, социальная организация, контроль и регуляция - все эти факторы, тесно связанные между собой, утверждал Кареев, и образуют основу закономерного, развития общества как сложной системы психических и практических взаимодействий личности.

Кареев дал определение социологии как абстрактной науки, занимающейся изучением природы и генезиса общества, его основных сил и их взаимоотношений, а таете происходящих в нем процессов, независимо от времени и места их возникновения.

"Социология, - писал он, - есть общая абстрактная наука о природе и генезисе общества, об основных его элемента факторах и силах, об их взаимоотношениях, о характере процессов, в ней совершающихся, где бы и когда бы все это ни существовало и ни происходило".

В работе "Общие основы социологии" Кареев развивает свое представление о социологии. Он пишет: "Социология берет общество интегрально, имея в виду, что государство, право и народное хозяйство, обособленно взятые для изолированного изучения, существует только в абстракте, что реально нет государства, в котором не было бы права и хозяйства, что нет хозяйства без государства и права и что нет, наконец, и последнего без первых двух".

Основной источник социологии Кареева – позитивизм, особенно – контизм. Вместе с тем Кареев выступал с критикой его теорий - не принял тезиса Конта, согласно которому вся история может быть представлена трехфазной схемой, выражающей законы движения наук в соответствии с формами миросозерцания; отрицательно относился к игнорированию Контом значения политической экономии для построения социологии. классификации наук, считая ее неполной. Огюст Конт, по мнению Кареева, в силу неразвитости психологического знания в тот период сделал скачок от биологии к социологии, минуя психологию. «Между биологией и социологией мы ставим психологию, но не индивидуальную, а коллективную», - писал Кареев. Коллективная психология способна, по его мнению, стать подлинной основой социологии, поскольку все общественные явления есть в конечном счете духовное взаимодействие между отдельными людьми.

Главные проблемы социологии, согласно Карееву, таковы: 1) социология как наука; 2) научный и этический элемент в ней; 3) отношения социологии с другими общественными науками, а также с биологией и психологией; 4) экономический аспект общества; 5) социальная структура; 6) прогресс как сущность исторического процесса и 7) роль личности в истории.

Кареев придавал большое значение развитию теоретической социологии. В соответствии с принципами позитивизма Кареев рассматривал социологию как чисто теоретическую дисциплину, стремящуюся исключительно к познанию объективных тенденций общественного развития и не допускающую в своих построениях каких-либо оценок, выходящих за пределы того, что доступно проверке.

Кареев не был согласен с Контом относительно задач социологии, которые основоположник социологии выразил следующим афоризмом: "Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы господствовать". Кареев писал: ""Социология подобно всякой положительной науке о том, что есть, как оно есть, должна быть беспартийной и надклассовой... Чтобы сохранить свой научный характер. социология должна не только не решать вопрос о наилучшем устройстве общества, но даже не брать на себя предсказаний о том, каково будет дальнейшее развитие существующего общества, потому что и в этой области гаданий многое подсказывается чаяниями сердца. Поскольку социология есть наука о законах явлении, в ней нет места и для нравственной оценки, так как посложней могут подлежать только отдельные явления и поступки людей, разные между ними отношения и определенные социальные нормы".

Придавая большое значение теоретической форме знания и проблеме метода в научном исследовании, Кареев занимался обоснованием выполняемых теорий объяснительной (экспликативной) и предписывающей (нормативной) функций.

Н.И.Кареев, за несколько лет до западных социологов пришел к мысли о необходимости разделения всех общественных наук по характеру изучаемого объекта на науки о явлениях (феноменологические - история, философия истории) и о законах (номологические), к которым отнес и социологию. Становление социологии как самостоятельной науки об обществе ставило задачу определения ее места в кругу других наук, как естественных, так и гуманитарных, выработки своего особого метода, отличного от прочих, четкого определения проблематики и исследовательской программы. Особого внимания в этом отношении заслуживает вклад Н.И.Кареева, который наиболее полно разрабатывал в рассматриваемый период вопрос о методах социальных наук.

В основу классификации наук об обществе Кареев положил степень обобщения ими социальных явлений или уровень абстракции. В соответствии с этим он выделил три основные науки - историю и другие родственные ей науки: социологию и философию истории, - каждая из которых имеет свой предмет, метод и уровень обобщения информации.

Кареев считает, что в задачу истории входит выявление источников информации, их критическая проверка, описание индивидуальных и неповторимых явлений прошлого. История, следовательно, есть описательная наука, представляющая предварительную стадию изучения общества. "Задача истории, - пишет Кареев, - не в том, чтобы открывать какие-либо законы (на то есть социология) или давать практические наставления (это - дело политики), а в том, чтобы изучать конкретное прошлое без какого бы то ни было поползновения предсказать будущее, как бы изучение прошлого и ни помогало в иных случаях предвидению того, что может случиться и наступить". Отвергая идею рассмотрения истории как номологической науки (т.е. изучающий закон общества), Кареев видит ее цель, во-первых, в добывании фактов, во-вторых, установлении реальных взаимосвязей между ними и, в-третьих, в первичных их обобщениях.

Становясь на пози­ции крайнего субъективизма, Кареев объяв­лял, подобно Михайловскому, содержа­нием философии истории «идеальный мир норм, мир должного, мир истинно­го и справедливого, с которым будет срав­ниваться действительная история». С тех же субъективно-идеалистических позиций с 1890-х гг. боролся против марксизма, называя его «экономическим материа­лизмом». Известен ряд критических работ Кареева, в которых он обосновывает свой взгляд на теорию марксизма как научно-несостоятельное направление в социологии.

Кареев много сделал в области изучения проблемы личности, глубокую разработку которой считал главным призванием социологии. Личность рассматривается им как субъект психических переживании, мыслен и чувств, желании и стремлении, составляющий исходный пункт социальных процессов.

Личность в теории Кареева - субъект истории, соединяющий в себе антропологические, психологические и социальные начала. Именно такое понимание личности составляет основу того субъективизма, на котором так настаивал ученый как на методе познания социальных явлений. Он утверждает, что субъективизм неизбежен в изучении общества, поскольку и отдельные события, и общественный процесс в целом оцениваются с точки зрения определенного идеала.

Общество в социологии Кареева выступает в абстрактной форме, вне его исторических, экономических и прочих особенностей. Общество, по Карееву, есть сложная система психических и практических взаимодействий личностей. Оно делится на две части: на культурные группы и социальную организацию. Культурные группы есть предмет индивидуальной психологии. Отличительными признаками культурных групп являются не природные свойства, а те привычки, обычаи, традиции, которые возникают в результате воспитания. Вторая сторона общества – социальная организация – результат коллективной психологии и изучается социологией. Социальная организация – это совокупность экономической, юридической и политической сред. Основанием для такой схемы у Кареева выступает положение личности в обществе: ее место в самой социальной организации (политический строй); защищаемые государственной властью частные отношения к другим лицам (право); ее роль в экономической жизни (экономический строй). Для Кареева социальная организация – показатель пределы личной свободы.

Главными достижениями всей научной мысли XIX в. Кареев, как и другие ученые, считал открытие двух основных методов познания общества - сравнительно исторического (позволяющего представить статистическую картину общества, его горизонтальный срез) и эволюционного (позволяющего представить общество в развитии, динамике, состоящей в смене ряда фаз или культурных типов, т.е. осуществить вертикальный срез).

Если сравнительно исторический метод занимается сходными историческими явлениями, выявлением реально существующих их типов, то задача эволюционного метода состоит в анализе процессов их развития, стадий или фаз этого процесса, а также выяснением причин их возникновения, оформления и смены.

Кареев, не отрицая роли экономического фактора в истории, первостепенную роль отводил фактору психическому, что позволило учесть сложный характер человеческих поступков, роль творческих и волевых импульсов. Человеческое поведение он рассматривает как единство социального и индивидуального; достижение общественного идеала реализуется исключительно через действия отдельных индивидов. Такая трактовка личности лежит в основании концепции индивидуализма субъективной школы. К позиции субъективной школы близки взгляды Кареева и на отношение субъективного и объективного, суть которых состоит в том, что безразличная к индивидуальному существованию среда перерабатывается личностью в ходе его практических действий и в соответствии с ее идеалом, в результате чего и создаются все человеческие формы бытия.

Особое место в историко-социологических трудах Кареева занимает анализ процесса проникновения идей позитивизма в русскую социологию и формирование здесь на их основе наиболее значительных тенденций. В истории русской социологии им были отмечены как наиболее влиятельные - субъективная школа и марксистская социология; противостояние этих течений он использовал в качестве определяющего признака при разработке периодизации истории отечественной социологии. В истории социологии России Кареев выделяет три крупных периода: конец 60-х - середина 90-х годов XIX в.; с середины 1890-х до 1917 г.; после 1917 г. Первый этап соответствует периоду зарождения субъективной школы. Второй характеризуется одновременным развитием марксистской и немарксистской социологий, сопровождаемый борьбой между ними. Третий отмечен установлением господства марксистской социологии и, как это представлялось Карееву, намечавшейся возможностью сближения "экономизма" и "психологизма". Кареев высказал оригинальный подход к изучению культуры, в определение которой он включилвсю совокупность результатов психологического взаимодействия между людьми. Содержание человеческой культуры в концепции Кареева представлено в виде двух крупных пластов.

Один из них объединяет такие продукты духовной деятельности как язык, религию, искусство, науку, философию; другой состоит из структур, обеспечивающих функционирование общества: государство. народное хозяйство, право.

В заключении необходимо отметить, что Н.И.Кареев великолепно знал историю социологии. Его труды явились одной из первых в России попыток осмысления общих закономерностей развития социологии, анализ ее успехов и неудач.

Кареев наряду с большой научно-исследовательской работой в течение всей своей жизни - преподавал историю и социологию, создал много работ, посвященных задачам преподавания истории и социологии, выступая в этой области как теоретик и методист. Он заботился о совершенствовании системы школьного и вузовского образования, ходатайствовал о создании кафедр социологии в российских университетах, занимался научным поиском в области методов обучения, изучал традиции. сложившиеся в российской системе образования. Преодолевая характерную для русского обществоведения того времени публичность, Кареев заботился об усилении профессионализма в подготовке квалифицированных социологов.

Список литературы:

1. Гусейнова Ф.Д. «Социология. Учебное пособие.» , ч. 2. М., 1997.

2. «Антология русской классической социологии» / под. ред. Клементьева и Панковой. М., 1995.

4. Гофман А.Б. «Семь лекций по истории социологии» М., 1995.

5. Радугин А.А., Радугин А.К. «Социология: курс лекций» М., 1996.