Как попасть в парижские катакомбы. Катакомбы парижа. Как попасть в катакомбы

August 29th, 2013

Под мостовыми Парижа тянутся сотни километров галерей. В древности они служили каменоломнями, откуда впоследствии, в Средние века, добывали известняк и гипс для строительства города. У этих подземных тоннелей богатая история.

Известняк и гипс начали добывать на берегах парижской Сены еще со времен античности. А уже к 12 веку разработки подземных ресурсов составляли одно из важнейших направлений экономики. Дело в том, что новые модные веяния требовали совершенно иных архитектурных решений. Всего за несколько веков в Париже были возведены десятки аббатств, соборов, церквей, замков, в том числе известные всем дворцовый комплекс Лувр и собор Нотр-Дам де Пари.

К 15 веку разработки велись уже на двух уровнях. Получалось, что сеть каменоломен теперь имела второй этаж, расположенный гораздо ниже. Близ выходов устанавливали специальные колодцы, оснащенные лебедками. Они-то и поднимали огромные каменные блоки на поверхность. Если в 12 веке добыча велась на окраине города, то уже к 17 веку территории, отведенные под каменоломни, увеличились настолько, что практически весь Париж оказался буквально над пустотой.

Все это привело к тому, что участились обвалы подземных галерей. В начале 18 века длинные подземные коридоры начали укреплять, а добыча гипса и известняка была запрещена. Сегодня сеть катакомб расположилась подо всей территорией Парижа. Общая длина подземных галерей составляет около 300 километров, но все же большая их часть расположилась на левом берегу Сены.

Однако бывшим парижским каменоломням, после прекращения дальнейшей разработки известняка, нашли новое применение. В 1763 году Парламент Парижа постановил перенести все кладбища, находящиеся в пределах крепостной стены, в катакомбы. К этому государство подтолкнула катастрофическая переполненность мест последнего упокоения. Порой в могилах было захоронено по 1500 человек, а огромные холмы-курганы возвышались над тротуарами на высоте до 6 метров. Кроме того, на кладбищах массово селились разбойники, колдуны и другие опасные люди.

К тому же, в 1780 году рухнула стена, отделявшая кладбище Невинных от жилых домов на соседней улице рю де ля Линжери. Подвалы домов заполнились останками покойников вперемешку с нечистотами. И тогда парижские власти решили перенести захоронения в бывшие каменоломни Томб Иссуар за городской чертой.

Подземный некрополь открыли для посетителей. Хотя предполагалось хоронить здесь лишь древние кости с кладбища Невинных, за годы революций в катакомбы сбросили множество тел погибших и казненных. Перезахоранивали здесь и останки, покоившиеся прежде на других городских кладбищах. Как правило, это было связано с изменяющейся политической обстановкой. Так в катакомбах очутились мощи министров Людовика XIV - Кольбера и Фуке, деятелей революции Дантона, Лавуазье, Робеспьера и Марата. Нашли пристанище в бывших каменоломнях и знаменитые французские литераторы - Франсуа Рабле, Шарль Перро, Жак Расин, физик Блез Паскаль, чьи останки перенесли сюда с закрытых городских кладбищ…

За все время существования парижских катакомб произошло немало и необъяснимых таинственных случаев. Один из них был описан в «Газетт дэ Трибюно» в разделе судебной хроники от 2 марта 1846 года. В заметке говорилось: «Недалеко от места сноса старых зданий, где в скором времени пройдет новая улица, соединяющая Сорбонну и Пантеон (улица Кюжас), находится строительная площадка некоего торговца деревом по имени Лерибль. Площадка граничит с жилым домом, стоящим в стороне от других зданий. Каждую ночь на него обрушивается настоящий каменный дождь. Причем камни настолько крупные, а неизвестная рука бросает их с такой силой, что они наносят видимый ущерб постройке — выбиты окна, сломаны оконные рамы, разбиты двери и стены, как будто дом перенес осаду. Обыкновенному человеку это сделать явно не под силу. У дома торговца был установлен полицейский патруль, на месте строительных работ на ночь спускали цепных псов, но установить личность разрушителя не удалось». Мистики уверяли: все дело в растревоженном покое мертвецов из катакомб. Однако проверить эту теорию не представилось возможности – загадочные камнепады прекратились так же внезапно, как и начались.

А помните «Призрака Оперы»:

«Позже стало известно, что Эрик просто нашел этот тайный коридор, и долгое время только он один знал о его существовании. Этот ход был прорыт во времена Парижской Коммуны, для того чтобы тюремщики могли отводить своих пленников прямо в казематы, оборудованные в подвалах, потому что коммунары захватили здание вскоре после 18 марта 1871 года и устроили наверху площадку для запуска воздушных шаров, разносивших по окрестностям их подстрекательские прокламации, а в самом низу сделали государственную тюрьму.»

— СПб.: Ред Фиш ТИД Амфора, 2004.

Шарль Гарнье, выигравший конкурс на лучший проект оперного театра, не подозревал, что строительство займет без малого пятнадцать лет: начавшись во времена империи, закончится уже при республике. Не предполагал он и тех событий, что доведется пережить его детищу.

Опера в начале строительства.

На дворе 1861 год. Определено место под строительство. И первая задача: прочный глубоко заложенный фундамент, способный выдержать каркасную конструкцию сцены весом в 10 тыс. тонн и опущенную на 15 метров под землю. Кроме того, в подвальные помещения не должна была проникать вода, поскольку там собирались хранить театральный реквизит. Начали рыть котлован, и со второго марта по тринадцатое октября восемь паровых машин круглосуточно откачивали воду — от площади Республики до дворца Шайо пролегали грунтовые воды, подпитываемые ручьями, впадавшими в Сену. Чтобы наверняка обезопасить подвалы, Гарнье принимает решение строить двойные стены.

В самом начале строительства, когда ничего, кроме этого подземелья, еще и не было, на стройку пришел один новый рабочий, и, внимательно оглядев подземелье, восторженно поделился с Гарнье, не зная, кто он такой: «Как красиво! Прямо, как тюрьма!» Гарнье задумался, что же за жизнь должна была быть у этого парня, если тюрьма являлась для него образцом красоты. Слова рабочего, как выяснилось позже, были пророческими.

Недостроенная опера в 1896 году

«Итак, мы с виконтом… повернули камень и спрыгнули в жилище Эрика, которое тот соорудил между двойными стенками фундамента театра. (Кстати, Эрик был одним из первых мастеров каменной кладки у Шарля Гарнье, архитектора Оперы, и продолжал работать тайком, в одиночестве, когда строительство официально было приостановлено на период войны, осады Парижа и Коммуны .)»

«Призрак Оперы» Гастон Леру [пер. с фр. В. Новикова].
- СПб.: Ред Фиш ТИД Амфора, 2004

19 июля 1870 года Франция объявила войну Пруссии. Войска Бисмарка наносили французской армии поражение за поражением, и уже в сентябре Париж оказался на осадном положении. Ни о каком продолжении строительства речи быть не могло. Недостроенное здание Оперы располагалось недалеко от Вандомской площади — театра боевых действий, и войска воспользовались огромными помещениями будущего театра. Здесь были устроены продовольственные склады, снабжавшие провизией военных и гражданских лиц, а также там был походный госпиталь и склад боеприпасов. Кроме того, судя по всему, на крыше располагался комплекс противовоздушной обороны (или площадка для воздушных шаров).

В январе 1871 года осада Парижа была снята. Шарль Гарнье из-за лишений осадного положения серьезно заболел и в марте уехал в Лигурию, чтобы подлечиться. Вместо себя он оставил помощника Луи Люве (Louis Louvet ), исправно сообщавшего Гарнье о состоянии дел в Опере.

Архитектор покинул Париж вовремя, потому что в это же время в городе начались волнения, вылившиеся в революцию. Лидеры Коммуны планировали заменить Гарнье на другого архитектора, но не успели — к Парижу подошла 130-тысячная армия во главе с будущим президентом Франции маршалом Мак-Магоном.

Коммуна. Сражение в катакомбах. Фото из совр. экспозиции катакомб.

Возможно, так выглядел проход коммунаров. Фото из катакомб, источник см.

Прямых указаний на это нет, но вполне вероятно, что в Опере, под землей, коммунары устроили тюрьму, слишком заманчиво выглядели подвальные помещения. Известно, что на исходе Коммуны в 1871 году в катакомбах Парижа были проведены расстрелы монархистов. Кто знает, может быть, это было именно под Гранд Опера.

Парижские катакомбы вообще место довольно известное — шутка ли, их протяженность свыше 300 километров! (Для посетителей официально открыта малая часть тоннелей). При этом катакомбы занимают всего лишь одну восьмисотую от всех подземных сооружений современного Парижа!

В 1809 году катакомбы обрели современный вид: коридоры, полные ровных рядов костей и черепов — чтобы как можно сильнее впечатлить посетителей. Здесь покоятся около шести миллионов парижан – почти в три раза больше нынешнего населения города. Самые поздние захоронения относятся к эпохе Французской революции, самые ранние – к эре Меровингов, им более 1200 лет. Катакомбы строились в бывших известняковых карьерах, местный камень использовали еще древние римляне, из этих камней построены Нотр-Дам и Лувр.

Республиканские войска вытеснили коммунаров из Оперы 23 мая, и уже 28 мая Коммуна прекратила свое существование. А в июне в Париж вернулся Шарль Гарнье. 30 сентября 1871 года строительные работы в театре возобновились, и 5 января 1875 года состоялось торжественное открытие.

«Вскоре я стала внушать ему такое доверие, что он брал меня на прогулку на берег озера — он в шутку называл его Авернским, — и мы катались в лодке по его свинцовым водам.»

«Призрак Оперы» Гастон Леру [пер. с фр. В. Новикова].
- СПб.: Ред Фиш ТИД Амфора, 2004.

Дайвер в резервуаре

Никакого озера под зданием театра нет. Там расположен водный резервуар длиной 55 метров и глубиной 3,5 метра. В нем живут сомы, которых кормят сотрудники Оперы. Плавать по резервуару на лодке нельзя - и никогда не было возможно из-за слишком низких потолков. Попасть в него могут только любители дайвинга.

Подвалы по требованию техники безопасности электрифицированы и хорошо освещены. Тем не менее… тем не менее, парижская сеть тоннелей настолько разветвлена и разнообразна, что оставляет простор для воображения. И кто сказал, что дав волю воображению и придумав подземное озеро, Гастон Леру обманул нас и в главном — в реальности Эрика. Прятать тайну лучше всего на виду — в первых строках романа, в которых автор утверждает, что Призрак Оперы существовал на самом деле.

Резервуар

А в ноябре 2012 года французский телеканал «TF1″ показал новый пятиминутный репортаж, посвященный подземному озеру Гранд Опера. Этот репортаж включает в себя редкие съемки подземного резервуара, рассказывается о его истории и строении, о том, как и для чего сейчас его используют… Не обошлось там, конечно же, и без упоминания Призрака Оперы. Отрывки из этого репортажа были показаны новостными каналами в других странах, в том числе и в России — у нас о нём сообщил Первый телеканал.

В годы Второй мировой в одной из каменоломен был оборудован бункер, где размещался секретный штаб оккупантов, а всего в 500 метрах от него - штаб лидеров движения Сопротивления. Во время холодной войны там же разместили бомбоубежища, куда предполагалось эвакуировать парижан в случае ядерной атаки.

Сегодня катакомбы - одно из самых популярных мест для экскурсий, но лишь небольшая часть их открыта для обозрения. Вход туда находится на площади Денфер-Рошеро. На стенах галерей висят таблички с названиями проходящих вверху улиц. Под наиболее значительными постройками были прежде выбиты изображения цветка лилии - символа французской монархии. Но после революции большинство этих рисунков было уничтожено.

По обе стороны длиннющих тоннелей лежат бесконечные ряды человеческих костей, увенчанных черепами. Так как воздух здесь сухой, останки не слишком поддаются разложению. Остальные, как рассказывают, контролирует специальная подземная полиция. Поговаривают о том, что в этих засекреченных тоннелях водятся призраки, а то и живые мертвецы.

Одна из легенд о Парижских катакомбах рассказывает о фантастическом существе, обитающем в галереях под парком Монсури. Говорят, что оно обладает удивительной подвижностью, но передвигается только в потемках. В 1777 году парижане нередко сталкивались с ним, причем встречи эти, как правило, предвещали смерть или потерю кого-то из близких.
Другая легенда связана с бесследным исчезновением людей. Так, в 1792 году сторож церкви Валь-де-Грас, пользуясь революционной неразберихой, повадился совершать рейды за бутылями с вином, хранившимися в подземелье под находившимся поблизости аббатством. Однажды он отправился за очередным «уловом» и больше не вернулся. Лишь 11 лет спустя в подземелье обнаружили его скелет…

Ходят слухи, что в наши дни катакомбы облюбовали для своих ритуалов многочисленные секты. Кроме того, завсегдатаями этих мест являются так называемые катафилы (люди, увлеченные историей подземного Парижа) и «подземные туристы».

Еще одно мистическое подземелье Парижа лежит под театром Гранд Опера. У здания непростая история. Строительство театра едва не сорвалось из-за подземных вод, скапливавшихся под фундаментом. Из-за этого никак не могли заложить фасад. В конце концов, архитектор Шарль Гарнье придумал выход - отгородить подвальные помещения двойной стеной. Именно в ней разместил свою вымышленную «комнату пыток» писатель Гастон Леру, автор знаменитого романа «Призрак Парижской оперы», по которому впоследствии было поставлено несколько кинофильмов и один мюзикл… В 1871 году в здешних подвалах казнили коммунаров, а годом спустя тут приключился страшный пожар…

Призрак в Гранд Опера - отнюдь не авторский вымысел. Согласно легенде, таинственное привидение и по сей день появляется в одной из лож. Более того, в контрактах директоров оперного театра всегда присутствует пункт, запрещающий сдавать зрителям ложу №5 в первом ярусе.

Однажды, в 1896 году, в опере давали «Фауста». Когда актриса, примадонна Карон, исполнявшая роль Маргариты, произнесла реплику: «О, тишина! О, счастье! Непроницаемая тайна!» - с потолка вдруг сорвалась массивная люстра из бронзы и хрусталя. По неизвестной причине оборвался один из противовесов, поддерживавших эту махину. Семитонное сооружение рухнуло на головы зрителей. Многих ранило, но по какой-то счастливой случайности погибла лишь одна консьержка… В происшествии все увидели некий мистический знак. До сих пор его приписывают проделкам Призрака оперы.

А что такое оссусарий?

ОССУА́РИЙ (от лат. os, род. п. ossis - кость), вместилище для пепла, праха, костных останков, остающихся после трупосожжения. Трупосожжение широко практиковалось у тюркских и ближневосточных народов в различные исторические периоды в качестве основного действия при подготовке покойного к захоронению, но особенное распространение оссуарии получили у зороастрийцев. В оссуарии собирали прах с остывшего погребального костра.

Сами оссуарии, по-преимуществу глиняные (также каменные или алебастровые), имели форму сосуда, перекрытого крышкой, на которой порой символически изображался в скульптуре или рельефе «лик» покойного. Иногда на стенках сосуда процарапывались подписи мемориального благопожелательного характера. Могли выполнятся в виде сундучка, шкатулки прямоугольной или квадратной формы. На стенках и на крышке могла выполняться инкрустация из камня, черепицы и других материалов.Оссуарии либо собирались в семейные прахохранилища-усыпальницы, либо погребались в земле.

А теперь давайте пройдемся по катакомбам вместе с блогером samnamos

Схема катакомб системы GRS. Изначальное зарождение выработок датировано 1260 г. В связи с частыми оползнями в 1813 г. поступил указ о запрете дальнейшего развития системы.

2. Карстовая карта подземных выработок по всему Парижу. В 1777 г. из-за многочисленных провалов на юге города, указом короля Людовика XVI была учреждена Генеральная инспекция каменоломен, задачей которая было составление плана всех каменоломен и их укрепление. Это была первая подобного рода гос. структура в мире. На протяжении века десятки подземных рабочих и инженеров, даже во время Революций, укрепляли, засыпали и наносили на карты многочисленные галереи и камеры выработок бывших каменоломен.

3. По очень узкой винтовой лесенке спускаемся на отметку -10 м. Здесь расположена небольшая галерея и очередной заход до отметки ~ минус 25 метров.

4. Первое впечатление немного обыденное. Я ожидал увидеть что- то на подобии подмосковных систем. Все горазо цивильнее.

5. Некоторые подвалы стоящих сверху домов соединены с системой.

6. Подобные коридоры распластались на десятки метров до различных входов, постепенно вливаясь в одно русло (В форме елочки)

7. Один из штреков с выходом в подвал.

8. Часто кладка не отесана

9. Раньше на этом месте находилась камера выработок известняка, которую во время укрепительных работ полностью засыпали и заложили камнем снаружи.

10. С другого ракурса. На фоне видна дверь, ведущая в вентиляционную шахту, соединенную с метрополитеном, судя по звуку проезжающих где — то рядом поездов.

>
О, Париж! Эпицентр любви, кладезь романтики и впечатлений, столица чувств, воспетая Виктором Гюго. Далеко не всем приезжим известно, что Париж, город любви и тёплых чувств, стоит на костях семи миллионов человек. Около двухсот лет назад, когда места для захоронения умерших закончились, король приказал выкопать все тела и сбросил в известняковую яму близ города. Впоследствии эта грубая антисанитария стала причиной страшных болезней и новых смертей.
Затем все, кто хотел с достоинством проводить своих близких в мир иной начали постройку склепов, в конце концов объединённых в огромные подземные коридоры, отделанные костями умерших людей. Так появились небезызвестные парижские катакомбы. С тех пор и до сегодняшнего дня, столица Франции стоит на самом большом массовом захоронении в истории человечества.

Но Париж не всегда был таким ярким и красочным, как сейчас. Представьте себе, что еще в начале XIX века этот город был достаточно темным и даже неуютным. Вспомните роман Эжена Сю « Парижские тайны», читая его, мы явно недоумеваем разве это описание столь любимого и восхваляемого ныне Парижа. Не может быть, скажете Вы.
Но все было на самом деле и Эжен Сю описывал реалии того времени. «Лабиринт темных, узких, извилистые улочки», где стояли дома «одного цвета с грязью» и «рамами, источенными червями». Описание, которое рисует совершенно другую картину города.
Улочки города больше походили на трущобы, а водопровод был только в одном из пяти зданий города. Из-за антисанитарии страдали в первую очередь сами парижане, в городе часто были эпидемии холеры, которые унесли не одну жизнь местных жителей.
Все изменилось после прихода к власти императора Наполеона III, он искренне любил город и не раз говорил, что «Париж – это сердце Франции». В помощь ему пришел барон Османн, архитектор, которому Париж обязан своим нынешним внешним видом. Османн провел массу реформ, благодаря которым трущобы исчезли с «карты города», на их место пришли красивые бульвары с высокими зданиями, появились красивейшие парки, широкие магистрали.
Изменения претерпела и «колыбель» Парижа – остров Сите. В то время остров Сите был одним из самых небезопасных районов города, где преступность, воровство и проституция были полноправными хозяевами острова. Все изменилось с приходом Османна, он снес все старые дома и церкви, здесь же и появился первый полицейский участок, обеспечивающий порядок в районе.
Благодаря барону Османну Париж «приобрел» 64 новых улицы, было построено более 40 тыс. зданий, 585 км канализационных путей.
Город полностью преобразился, теперь Париж было не узнать. С каждым днем появлялись все новые и новые улицы и кварталы. Именно Османну Париж обязан появлением улицы Риволи, Страсбургского бульвара, Севастопольского бульвара, бульвара Ришара Ленуара и бульвара Мажента. Площадь Звезды, от которой улицы отходят 12-тью лучами-проспектами, площадь Оперы, площадь Италии тоже творения архитектора Османна.
«Стоп! Это место - империя смерти». Эти слова начертаны на специальной гранитной табличке у входа в Парижские катакомбы - подземный проход, в котором были обнаружены кости 6 миллионов человек. Реконструкция, продолжавшаяся четыре месяца, обошлась городу в 400 тыс. долларов. И хотя общая протяженность катакомб около 300 км, для туристов открыт участок длиной немногим более 1,5 км. Теперь самые бессстрашные из туристов смогут совершить жуткое и страшное путешествие по сырым коридорам катакомб, где по сторонам валяются груды человеческих костей и черепов. Происхождение катакомб связано с периодом строительства Парижа: именно отсюда добывались каменные глыбы, использовавшиеся для возведения домов, дворцов и мощения улиц. Позднее, в 18-19 веках, глубокие и широкие проходы заполнили человеческими останками, перенесенными сюда, чтобы «разгрузить» переполненные городские и пригородные кладбища. Под землей, под нескончаемым потоком автомобилей и пешеходов, скрываются сотни километров таинственных галерей и сотни кубометров костей и черепов, смешанных с бетоном.
Вход в Город Тьмы находится на площади Денфер-Рошеро и всегда открыт для посетителей, желающих посмотреть на бесконечные ряды аккуратно уложенных человеческих костей. И надо сказать, что после Эйфелевой башни, Лувра и собора Парижской Богоматери это - самое посещаемое место в Париже. Парижские катакомбы - это наследие древности. Уже во времена Античности на берегах Сены добывали известняк и гипс открытым способом. Промышленные разработки подземных ресурсов начались с XII века. Первый известняк добыли под территорией современного Люксембургского сада. Именно из него построен, например, построен Лувр, Сен-Шапель и собор Парижской Богоматери. Так что под Парижем всегда бродили люди, кто - по каким-то делам, кто - из праздного любопытства. Репутация у парижских катакомб - далеко не самая лучшая. К XVII веку земли, заключавшие в себе бывшие каменоломни, оказались в черте Парижа, а значительная часть его жилых районов - возведенной фактически над пустотой. В апреле 1777 года король Людовик XVI издал специальный Указ о создании Генеральной инспекции каменоломен. Эта Инспекция существует и поныне. На перекрестках подземных галерей развесили таблички с названием проходящих сверху улиц, под наиболее значимыми, в религиозном и общественном отношениях, зданиями на стенах подземных галерей выбивали символ французской монархии - цветок лилии.
Почти в то же самое время, когда была создана знаменитая Инспекция, парижские каменоломни, получив еще одно, новое назначение, обрели и новое имя, - Города Тьмы. В Средние века высокий уровень смертности стал причиной того, что все кладбища, находившиеся в черте Парижа, оказались донельзя переполненными. Например, на кладбище Невинных, которое функционировало с XI века и находилось всего в нескольких сотнях метров от Лувра, уровень поверхности внутри кладбищенской ограды был на 6 метров выше уровня тротуаров всех прилегающих к нему улиц.
В 1785 году Государственный совет постановил перенести кладбище Невинных в бывшие каменоломни Томб Иссуар, находящиеся вне черты города. Подземные «загробные хоромы» должны были быть оборудованы соответствующим образом - их надлежало украсить христианской символикой и соответствующими моменту фразами, напоминающими возможным посетителям о тленности и суетности жизни и величии и неизбежности смерти.
Со временем в катакомбах оказались останки деятелей королевской эпохи: министров Людовика XIV - Фуке и Колбера. После Реставрации монархии с кладбища Еррансис были перенесены останки Дантона, Лавуазье и Робеспьера, с Сен-Этьен-дю-Мон - Марата. С кладбища Сен-Бенуа сюда переместились кости сказочника Шарля Перро. Литературный мир «представлен» в подземельях костями Рабле (прежде захороненного в монастыре Августина), а также Расина и Блеза Паскаля (ранее они покоились в Сен-Этьен-дю-Мон).
Помимо сохранения бренных останков предков жителей столицы парижские каменоломни использовались также и во многих других, более прозаических целях. С 1814 года, рядом с костями, в них выращивают великолепные шампиньоны, варят пиво, хранят вино и устраивают экзотические кафе.
Сегодня Парижские подземные галереи - это место встреч людей, называющих себя катафилами. Это люди, увлеченные историей подземного Парижа, сохранением его наследия и традиций. В отличие от первых «завсегдатаев» подземного царства, нынешние катафилы располагают точными планами и прекрасно ориентируются на местности. У них существуют свои ритуалы и традиции. Например, каждый уважающий себя катафил регулярно пишет так называемые «трактаты». Как правило, это - небольшие послания, часто в форме комиксов, призывающие уважать и охранять катакомбы, рассказывающие какие-то забавные истории из жизни автора или даже его абстрактные философские размышления. Обычно катафил делает несколько копий каждого трактата, которые потом прячет в укромных местах в подземных галереях. Найденные же «произведения» являются весьма серьезным объектом коллекционирования.

Парижские катакомбы даже с большой натяжкой сложно назвать какой-нибудь визитной карточкой города. О них вообще мало кто знает, но если вы хотите оказаться в совершенно необычном, весьма загадочном и даже немного пугающем месте, то вам непременно должно здесь понравиться.

По сути парижские катакомбы представляют собой довольно-таки разветвленную сеть извилистых подземных тоннелей, которые образовались в процессе добычи известняка. А этот строительный материал был жизненно необходим для возведения многочисленных дворцов и соборов в Париже.

Вообще про парижские катакомбы можно сказать, что - общая протяженность всех тоннелей и пещер составляет примерно от 190 до 300 километров, их общая площадь точно превышает 11 тысяч квадратных метров. Потом по предварительным данным здесь похоронено около 6 миллионов человек. Для туристического посещения открыты не все катакомбы - только 2,5 километра из них, а всего ежегодно их посещает порядка 160 тысяч человек.

Начинается путешествие в знаменитые парижские катакомбы в небольшом павильоне, который находится неподалеку от станции метро Denfert-Rochereau. Вам надо будет ориентироваться скульптуру льва, создателем которой является автор знаменитой Статуи Свободы - Фредерик Бартольди. Боле точный адрес - 1, avenue du Colonel Henri Rol-Tanguy. Открыто для посещения ежедневно, кроме понедельника с 10 утра и до 17 часов дня. За входной билет надо будет заплатить от 8 до 10 евро, дети же до 14 лет проходят бесплатно. Посещать катакомбы можно только в составе экскурсии, самостоятельные посещения здесь не допускаются.

В каком точно веке начались подземные разработки, ученые так до сих пор еще и не установили, известно только, что уже к XVII веку часть многих жилых районов города Парижа находилась над катакомбами. В то время город сильно разрастался и была велика опасность обрушений. Во второй половине XVIII века правящий король Людовик XVIII даже издал специальный указ с целью подробного изучения и инспекции каменоломен. В результате проведенных работ были установлены специальные укрепительные конструкции, предотвращающие разрушения подземных тоннелей.

Говоря о парижских катакомбах нельзя в первую очередь забывать об Оссуарии, который считается одной из главнейших составляющих этой сети тоннелей. Дело в том, что история этого места началась еще в далеком XI веке с кладбища Невинных. В те времена здесь захоранивали людей, погибших от бубонной чумы и в результате резни в Варфоломеевскую ночь. Тогда тут было похоронено около 2 миллионов человек. Естественно, что некрополь стал рассадником смертельной инфекции, и поэтому захоронения в городской черте в 1763 году были запрещены.

Тогда останки стали дезинфицировать, вывозить и складывать в заброшенной уже в то время каменоломне Томб-Исуар, находящейся на глубине в 17 метров. Тогда кости и черепа попросту складывали друг на друга, поэтому в результате и оказалась целая стена. А уже в 1768 году был основан Оссуарий в катакомбах Парижа. В то время он представлял собой 780 метров галерей, которые расположились по своеобразному кругу. Это место с останками умерших людей получило негласное название Города Тьмы. Во время Второй Мировой войны парижские катакомбы широко использовались членами освободительного движения, они здесь прятались от оккупантов.

Попав внутрь подземелья, вы сможете увидеть не только множество костей и черепов, но и различные памятники с экспонатами, а на стенах рисунки и весьма отчетливые следы от давних работ каменотесов. На стенах подземной галереи вы также разглядите «черную черту», служившую линией-ориентиром для рабочих того времени. Тогда еще и понятия не было об электричестве.

После того, как вы пройдете по лабиринту, вы окажетесь в «ателье» - широкой части катакомб, сохранившейся практически в своем первозданном виде. Еще столетия назад некрополь был широко украшен барельефами и скульптурами, но к сожалению многие из них не сохранились до наших времен. А завершите вы свой маршрут в инспекторской галерее.

Ах, несравненный Париж! Дом Эйфелевой башни, Лувра, Собора Парижской Богоматери, старых романтических улиц и кафе... Но постойте-ка, это сезон Хэллоуина, поэтому оставим эти места для другой статьи. На этот раз речь пойдет о том, что также расположено в Париже, но вовсе не является милым. Вы можете этого не знать, но под городом существует ещё один город, известный как «Империя Мёртвых» (Empire of the Dead). Эти катакомбы Парижа являются одними из самых крупных и самых страшных катакомб в мире, и чтобы показать вам, насколько страшным может быть это место, мы представляем вашему вниманию эти двадцать пять жутких фотографий парижских катакомб, самого крупного некрополя в мире.

25. Чтобы добраться до катакомб, посетителям советуют проехать на метро и сойти на станции Денфер-Рошеро (Denfert Rochereau). У входа в катакомбы есть ворота с табличкой с надписью «Arrête! C"est ici l"empire de la Mort», что означает «Стоп! Здесь покоится Империя Смерти».


24. Зачастую приходится ждать по 4 часа, чтобы войти, потому что число посетителей ограничено до 200 человек за один раз, а большую часть времени сотни людей толпятся у входа.


23. Если зловещий знак и длинная очередь не являются достаточным препятствием, то знайте, что вам придётся спуститься на 130 ступеней 18 метров вглубь парижского подземелья.


22. Узкие и скользкие каменные проходы, заполненные заплесневелым, влажным воздухом, послужат началом для того, что, безусловно, будет одним из самых страшных туров в вашей жизни.


21. С этого момента в катакомбах остаётесь только вы, тёмные жуткие туннели и нескончаемые массы костей. Тур занимает приблизительно 45 минут и охватывает лишь крошечный отрезок катакомб длиной в 2 километра.


20. Изначально катакомбы служили туннелями и пещерами для добычи камня во времена Римской империи.


19. Добыча камня продолжалась без ограничений до XV-го века, когда городские улицы, из-под которых вытащили множество камней, начали разрушаться и рассыпаться.


18. В то время никто не знал о том, насколько длинными были туннели и где они проходили. Поэтому люди начали рисовать карту лабиринта и поддерживающих валов. Он по-прежнему не отображён полностью, но сегодня мы знаем, что общая длина катакомб составляет приблизительно 322 километра в длину.


17. В 18 веке Париж столкнулся с проблемой переполненных кладбищ. Чума и другие эпидемии опустошали население города, и уже не хватало места для захоронения останков мёртвых.


16. В качестве решения этой неприятной проблемы король приказал переместить останки из всех парижских кладбищ в катакомбы. Потребовались годы, чтобы этого достичь.


15. Вскоре после того как работы по перемещению останков были завершены, некоторые части катакомб были открыты для публики. Эти места, украшенные костями, стали популярным местом развлечений для аристократии. Многие известные люди, включая Наполеона Бонапарта (Napoleon Bonaparte) и Отто фон Бисмарка (Otto von Bismarck), посетили катакомбы в то время.


14. На сегодняшний день в катакомбах находятся останки более чем 6 миллионов (некоторые источники даже говорят 7 миллионов) мёртвых людей.


13. Люди, которые исследуют неизведанные области катакомб, известны как «Катафилы» (Les Cataphiles), что означает «любители подземелья».


12. Существуют десятки входов в катакомбы, но большинство из них были замурованы. Туристы могут попасть только через официальный вход во дворце Денфер Рошеро.


11. Центр города был подрыт до такой степени, что здесь было построено лишь несколько больших зданий.


10. Некоторые из костных кладок носят практически художественный характер, например, кладка в форме сердца в одной из стен, образованная черепами, встроенными в окружающие большеберцовые кости.


9. Во время Второй мировой войны система туннелей также использовалась солдатами. Немецкие солдаты, например, установили подземный бункер в катакомбах под лицеем Монтень (Lycée Montaigne), старшей школой в 6-м парижском округе.


8. Прогулка мимо такого количества человеческих останков может оставить неизгладимое впечатление. Некоторые туристы даже утверждают, что они чувствовали, как черепа на самом деле смотрели на них.


7. На протяжении долгих лет многие люди терялись и погибали в катакомбах. Одной из самых известных историй является история о человеке по имени Филибер Аспэр (Philibert Aspairt), который потерялся в катакомбах в 1793 году и был найден мёртвым 11 лет спустя. К сожалению, когда Филибер был обнаружен, от него осталось не так уж много: лишь скелет, держащий набор ключей. Но, возможно, самой грустной частью истории является тот факт, что он был всего в нескольких метрах от выхода. Он был похоронен на том месте, где был найден, и катафилы приходят к его могиле, чтобы отдать дань уважения.


6. Поскольку большинство катакомб лежат приблизительно в 30 метрах под поверхностью, ниже, чем парижское метро, температура не меняется в течение всего года. Она всегда равна приблизительно 12 градусам Цельсия.


5. В 2009 году в связи с актами вандализма и воровства некоторых черепов, катакомбы были закрыты с октября по декабрь.


4. В последние годы катакомбы также стали пристанищем тайных, незаконных подпольных организаций. Следовательно, этот район начал охранять полицейский патруль.


3. Прогуливаясь по катакомбам, вы заметите, что единственными костями, которые видно, являются кости рук, ног и черепа. Некоторые другие кости, более случайной формы, были использованы для создания опорных стен в разрушенных и поврежденных частях катакомб.


2. Видя столько человеческих черепов, вы не можете не задаться вопросом о личностях этих людей. Кто они? Как они выглядели? Как они умерли?


1. 45-минутный тур может показаться недолгим, но, проведя это время среди мёртвых, большинство туристов рады вновь увидеть дневной свет.

Париж называют городом любви, романтики, моды и стиля, а еще его называют «городом на костях». Такое название город получил благодаря обширной сети подземных тоннелей, на которых, буквально, примостился Париж.

Парижские Катакомбы или les Catacombes de Paris, пожалуй, самое не парижское и мрачное место во всей столице. Бывшие каменоломни, превратившиеся в одну из популярнейших достопримечательностей Парижа. В них хранятся воспоминания о целых эпохах. В них томятся души миллионов.

Неожиданное открытие. История Парижских катакомб.

В 1774 году, за неделю до Рождества, у главных таможенных ворот на южной окраине Парижа, как обычно, было оживленно, въезд в город был запружен транспортом. Город наполнял свои рынки, готовился к праздникам. И все бы было как обычно, но повозка, шедшая из Орлеана, попала в яму на центральной дороге, ведущей в Париж.

В любом другом месте никого бы не удивила яма размером с лошадь, однако эта яма появилась внезапно. Эта часть дороги называлась Rue d’Enfer или Адовая улица. Спустя несколько часов, скот у таможенных ворот охватила паника, крыши стоящих домов покосились, раздался ужасающий треск, и облако пыли поднялось в воздух. Когда пыльная завеса приоткрылась, домов, расположенных вдоль восточной стороны улицы Денфер, не было. На этом месте зияла огромная расщелина, названная впоследствии «вратами ада». Это был первый признак надвигающейся катастрофы, в результате которой почти двадцать квадратных километров между Монмартром и улицей Монтань-Сен-Женевьев могли быть стерты с лица земли.

Спасение Парижа

Спустя чуть более двух лет, в Париже появился человек, чье имя было широко известно всей Европе. Архитектор Шарль-Аксель Гийомо прибыл в Париж из Рима для осмотра места обрушения и оценки надежности работ, которые велись последние два года, чтобы предотвратить последующие катастрофы. Он стал инспектором каменоломен.

В течение следующих двенадцати лет Шарль-Аксель занимал этот пост и творил чудо там, где мог, под землей. Была составлена карта каменоломен в масштабе 1:216, это была более точная карта, чем карта самого Парижа. Многочисленные каменные обвалы были превращены в красивые закрученные конусы каменной кладки.

Страшные тоннели были укреплены и облагорожены стенами из известняка, на гладких поверхностях которых были вырезаны надписи с указанием номера работ, архитектора и даты. Первые два года Гийомо «рисовал» подземный город. Каждая его линия превращалась в улицу. Он прорыл коридоры под фасадами домов и «верхний» Париж получил свое зеркальное отражение. Названия улиц были выгравированы на плитах, а цветок лилии означал, что где-то поблизости есть церковь или монастырь. Через десять лет, когда все части подземной карты были сложены воедино, история города открылась перед Гийомо.

Оссуарий

Кладбище Невинных появилось в IX веке за пределами города. Оно считалось действующим почти 900лет, прежде чем однажды жители разрастающегося города не обнаружили в своих подвалах человеческие останки. Тогда Гийомо предложил перенести все останки многовековой давности в склеп, который он разрешил организовать в укрепленных каменоломнях. Помимо этого сюда будут перенесены все трупы, загрязняющие городскую среду. Для этой цели было выделено 12 000 квадратных метров под улицей Денфер. В память о Риме, Гийомо назвал склеп Катакомбами.

В 1786 году началось перемещение умерших парижан. Больше года жителям не давали спать свет факелом, молитвенные песни священников и скрипучие повозки, заполненные человеческими костями. Там были монахи с монастырских кладбищ, жертвы Варфоломеевской ночи и их убийцы-католики, были и останки с безымянных кладбищ, появившихся еще до крещения города в III веке.

Количество скелетов, перевезенных за пятнадцать месяцев, было в десять раз больше, чем население Парижа на тот момент. Внизу кости разбирали и раскладывали в колонны и ряды, выкладывали стены из берцовых костей, и составляли украшения из черепов. После революции Катакомбы приняли и останки аристократов, павших в том перевороте. А позже и сам Шарль-Аксель Гийомо оказался среди безымянных костей, обретя покой в сырости своего шедевра.

Для желающих посетить катакомбы

Сегодня лишь небольшая часть Катакомб открыта для посещения. Однако, там ничего не изменилась за два с лишним века. Попасть на экскурсию может каждый желающий, найдя павильон на площади Денфер-Рошро, рядом с одноименной станцией метро. На следующий день после дождя, скорее всего, Катакомбы будут закрыты, так как вода, просочившаяся через грунт, подтапливает подземелье. Очередь в бывшие каменоломни едва ли не такая же, как на Эйфелеву башню, об этом стоит помнить при планировании посещения этого таинственного, мрачного и мистического места, где покоятся свидетели всех трагедий Парижа.

Как добраться?

Добраться до входа в парижские катакомбы проще всего на метро, станция Denfert-Rochereau .



|
|