Философия бытия. Философия бытия и его формы Бытие философ

БЫТИЕ (греч. ousia; лат. esse) - философское понятие, концептуализирующее наличие явлений и предметов, а не содержательный их аспект. Может пониматься как синоним понятий «существование» и «сущее» или же отличаться от них смысловыми оттенками. Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • БЫТИЕ - БЫТИЕ - англ. being/eodstence; нем. Sein. Понятие, обозначающее существующее; противоположность небытию. Социологический словарь
  • БЫТИЕ - БЫТИЕ (греч. εἶναι, οὐσία; лат. esse) – одно из центральных понятий философии. «Вопрос, который издревле ставился и ныне постоянно ставится и доставляет затруднения, – вопрос о том, что такое сущее» (Аристотель, «Метафизика» VII, 1). Новая философская энциклопедия
  • бытие - См.: 1. бывать 2. быть Толковый словарь Даля
  • Бытие - [книга Библии] сущ., с., употр. нечасто Бытие - это название первой книги Ветхого Завета. Первая глава Бытия. | Я открыл Библию на первой странице и начал с книги Бытия. Толковый словарь Дмитриева
  • Бытие - Первая книга канона священных ветхозаветных книг. Название (в греческом переводе LXX толковников: γένεσις - происхождение, начало; отсюда - славянское "бытие") получила от своего содержания: происхождение мира (1 глава)... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • бытие - Бытность, существование, пребывание, присутствие, наличность ср. !! жизнь, присутствие Словарь синонимов Абрамова
  • бытие - сущ., кол-во синонимов: 10 быдлобытие 1 бытиё 1 век 36 дни 16 жизнь 39 житие 6 окружающий мир 3 существенность 31 существование 21 юдоль 9 Словарь синонимов русского языка
  • Бытие - I Бытие́ философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки Б. и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения. Большая советская энциклопедия
  • бытие - 1. бытие I бытие ср. Объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания человека (в философии). II бытие, бытиё разг. ср. см. бытье Совокупность условий материальной жизни общества. III бытие ср. Жизнь, существование. || противоп. Толковый словарь Ефремовой
  • бытие - Бытие, бытия, бытия, бытий, бытию, бытиям, бытие, бытия, бытиём, бытиями, бытии, бытиях Грамматический словарь Зализняка
  • БЫТИЕ - БЫТИЕ - философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно. Несводимое лишь к материально-предметному миру, бытие обладает различными уровнями: органическая и неорганическая природа, биосфера, общественное бытие... Большой энциклопедический словарь
  • бытие - -я, ср. 1. филос. Объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания; материя, природа. Материализм берет природу за первичное, дух - за вторичное, на первое место ставит бытие, на второе - мышление. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм. Малый академический словарь
  • бытие - ЖИЗНЬ - СМЕРТЬ Прижизненный - посмертный (см.) - Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? что такое жизнь, что смерть? - спрашивал он себя. Л. Толстой. Война и мир. Дай мне ясной жизни, судьба, дай мне гордой смерти, судьба!... Словарь антонимов русского языка
  • Толковый словарь Ожегова
  • Исходным понятием, на базе которого строится философская картина мира, является категория бытия.

    Один из ключевых разделов философии, изучающих проблему бытия - онтология (от греч. ontos - сущее, logos - слово, учение, т.е. учение о сущем). Онтология - учение о фундаментальных принципах существования природы, общества, человека.

    Становление философии начиналось именно с изучения проблем бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь разрабатывала проблемы онтологии, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологическую, логическую, аксиологическую, этическую, эстетическую проблематику. Однако, все они, так или иначе, имеют своим основанием онтологию.

    Парменид (представитель элейской школы древнегреческой философии, существовавшей в VI-V вв. до н.э.) был первым из философов, кто выделил категорию бытия и сделал ее предметом специального философского анализа. Парменид первым попытался понять мир, применяя к многообразию вещей философские понятия предельной общности (бытие, небытие, движение).

    Категория бытия является отглагольным понятием, т.е. образовано от глагола «быть». Что значит быть? Быть - значит существовать. Синонимами понятия бытия могут выступать такие понятия как реальность, мир, действительность.

    Бытие охватывает все реально существующее в природа обществе, мышлении. Таким образом, категория бытия - есть самое общее понятие, предельно общая абстракция, которая объединяет самые различные предметы, явления, состояния, процессы по общему признаку существования. В бытии выделяют две разновидности реальностей: объективную и субъективную.

    Объективная реальность - все то, что существует вне и независимо от сознания человека.

    Субъективная реальность - это все то, что принадлежит человеку и вне его существовать не может (это мир психических состояний, мир сознания, духовный мир человека).

    Таким образом, бытие - это объективная и субъективная реальности в своей совокупности.

    Бытие как совокупная реальность существует в основных четырех формах:
    1. Бытие природы. При этом различают:

    • Первую природу. Это бытие вещей, тел, процессов, нетронутых человеком, все то, что существовало до появления человека: биосфера, гидросфера, атмосфера и др.
    • Вторую природу. Это бытие вещей и процессов, созданных человеком (преобразованная человеком природа). Сюда относят орудия труда различной сложности промышленность, энергетика, города, мебель, одежда выведенные сорта и виды растений и животных и т.д.

    2. Бытие человека. В этой форме выделяется:

    • Бытие человека в мире вещей. Здесь человек рассматривается как вещь среди вещей, как тело среди тел, как объект среди объектов, который подчиняется законам конечных, преходящих тел (т.е. биологическим законам, циклам развития и гибели организмов и т.д.).
    • Собственное человеческое бытие. Здесь человек рассматривается уже не как объект, а как субъект, который подчиняется не только законам природы, но и существует как социальное, духовно-нравственное существо.

    3. Бытие духовного (это сфера идеального, сознания и бессознательного), в котором можно выделить:

    • Индивидуализированное духовное. Это личностное сознание, сугубо индивидуальные процессы сознания и бессознательного каждого человека.
    • Объективированное духовное. Это надындивидуальное духовное. Это все то, что является достоянием не только отдельного человека, но и общества, т.е. это «социальная память культуры», которая хранится в языке, книгах, картинах, скульптуре и т.д. Сюда относят и различные формы общественного сознания (философия, религия, искусство, мораль, наука и т.д.).

    4. Бытие социального, которое подразделяется на:

    • Бытие отдельного человека в обществе и в прогрессе истории, как социального субъекта, носителя социальных отношений и качеств.
    • Бытие самого общества. Охватывает всю совокупность жизнедеятельности общества как целостного организма, включая материально-производственную и духовную сферу, многообразие культурно-цивилизационных процессов.

    БЫТИЕ-ДЛЯ-ИНОГО И В-СЕБЕ-БЫТИЕ (нем. Sein-fur-Anderes и Ansichsein) – категории «Науки логики» Гегеля. Вводятся во 2-й главе 1-го раздела. Категориальная группа, в которую входят эти понятия, обозначается словом «реальность» (Realitsst). Связь этих категорий Гегель очерчивает следующим образом: сначала обнаруживается единство чистого бытия и ничто, фиксируемое категорией становления; затем совершается переход к наличному бытию (Dasein). «Наличное бытие как таковое есть непосредственное, безотносительное...

    Бытие-в-мире

    БЫТИЕ-В-МИРЕ (In-der- Welt-Sein) – первый экзистенциал, который анализирует Хайдеггер в «Бытии и времени» (раздел «Экзистенциальная аналитика», § 12, слл.). Необходимо начать с предельно общего сознания того, как мир являет себя человеку, с того, что человек находит себя в мире. «Мир» в этом смысле являет себя в самой первой, размытой и неопределенной форме как место, в котором человек «находится». «Бытие-в-мире» более изначально, нежели всякое познание, т.е.

    Бытие в философии 20 века

    БЫТИЕ В ФИЛОСОФИИ 20 века Возрождение интереса к проблеме бытия в 20 веке, как правило, сопровождается критикой неокантианства и позитивизма. При этом философия жизни (Бергсон, Дильтей, Шпенглер и др.), считая принцип опосредования спецификой естественных наук и ориентирующегося на них сциентизма (опосредованное знание имеет дело только с отношением, но никогда – с самим бытием), апеллирует к непосредственному знанию, интуиции – но не интеллектуальной интуиции рационализма 17 в., а интуиции иррациональной, сродни художественной.

    Бытие в философии 19 века

    БЫТИЕ В ФИЛОСОФИИ 19 века. Принцип тождества мышления и бытия, панлогизм Гегеля вызвал широкую реакцию в философии 19 века. Поздний Шеллинг и Шопенгауэр противопоставили Гегелю волюнтаристскую концепцию бытия. С позиций реализма критику немецкого идеализма повели Ф. Тренделенбург, И.Ф. Гербарт, Б. Больцано. В защиту натуралистической трактовки бытия как единичного природного индивида выступил Фейербах. Существование отдельной личности, не сводимое ни к мышлению, ни к миру всеобщего, противопоставил Гегелю Кьеркегор.

    Бытие в философии 17–18 веках

    БЫТИЕ В ФИЛОСОФИИ 17–18 веках. По мере того как в философии 17 века дух, разум теряет свой онтологический статус и выступает как противополюс бытия, гносеологическая проблематика становится доминирующей, а онтология перерастает в натурфилософию. В 18 веке вместе с критикой рационалистической метафизики бытие все чаще отождествляется с природой (из которой выводятся принципы также и социальной жизни), а онтология – с естествознанием. Так, Гоббс, считая предметом философии тело (естественные тела – продукты природы и искусственные, созданные человеческой волей – государства), исключает из ведения философии всю ту сферу, которая в античности носила название «бытия» в противоположность изменчивому становлению...

    Бытие [средневековое понимание]

    ПОНИМАНИЕ БЫТИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА определили две традиции: античная философия, с одной стороны, и христианское Откровение – с другой. У греков понятие бытия, так же как и совершенства, связано с понятиями предела, единого, неделимого и определенного. Соответственно беспредельное, безграничное осознается как несовершенство, небытие. Напротив, в Ветхом и Новом заветах совершеннейшее сущее – Бог – есть беспредельное всемогущество, а потому здесь всякое ограничение и определенность воспринимаются как признак конечности и несовершенства.

    Бытие как понятие древнегреческой философии

    БЫТИЕ, СУЩЕЕ КАК ПОНЯТИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ. В теоретически рефлектированной форме понятие бытия впервые предстает у элеатов. Бытие есть, а небытия нет, говорит Парменид («О природе», В6), ибо невозможно ни познать, ни выразить небытие – оно непостижимо. «Ибо мыслить – то же, что быть... Можно лишь говорить и мыслить, что есть; бытие ведь есть, а ничто не есть...» (Лебедев А.В.Фрагменты, ч. 1, с. 296).

    Бытие (НФЭ, 2010)

    БЫТИЕ (греч. εἶναι, οὐσία; лат. esse) – одно из центральных понятий философии. «Вопрос, который издревле ставился и ныне постоянно ставится и доставляет затруднения, – вопрос о том, что такое сущее» (Аристотель, «Метафизика» VII, 1). Онтология – учение о бытии – составляет со времен Аристотеля предмет т.н. «первой философии». В зависимости от того, как тот или иной мыслитель, школа или направление трактует вопрос о бытии, его связи с познанием, с природой (физика) И смыслом человеческого существования (этика), определяется общая ориентация данного направления.

    Бытие (СЗФ.ЭС, 2009)

    БЫТИЕ (греч. einai, ousia; лат. esse) - одно из центральных понятий философии. Возрождение интереса к проблеме бытия в 20 веке, как правило, сопровождается критикой и . При этом философия жизни, считая принцип опосредования спецификой естественных наук и ориентирующегося на них

    БЫТИЕ (греч. ousia; лат. esse) - философское понятие, концептуализирующее наличие явлений и предметов, а не содержательный их аспект. Может пониматься как синоним понятий «существование» и «сущее» или же отличаться от них смысловыми оттенками. Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • БЫТИЕ - БЫТИЕ - англ. being/eodstence; нем. Sein. Понятие, обозначающее существующее; противоположность небытию. Социологический словарь
  • бытие - См.: 1. бывать 2. быть Толковый словарь Даля
  • Бытие - [книга Библии] сущ., с., употр. нечасто Бытие - это название первой книги Ветхого Завета. Первая глава Бытия. | Я открыл Библию на первой странице и начал с книги Бытия. Толковый словарь Дмитриева
  • Бытие - Первая книга канона священных ветхозаветных книг. Название (в греческом переводе LXX толковников: γένεσις - происхождение, начало; отсюда - славянское "бытие") получила от своего содержания: происхождение мира (1 глава)... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • БЫТИЕ - БЫТИЕ - категория, фиксирующая основу существования (для мира в целом или для любой разновидности существующего); в структуре философского знания выступает предметом онтологии (см. Новейший философский словарь
  • бытие - Бытность, существование, пребывание, присутствие, наличность ср. !! жизнь, присутствие Словарь синонимов Абрамова
  • бытие - сущ., кол-во синонимов: 10 быдлобытие 1 бытиё 1 век 36 дни 16 жизнь 39 житие 6 окружающий мир 3 существенность 31 существование 21 юдоль 9 Словарь синонимов русского языка
  • Бытие - I Бытие́ философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки Б. и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения. Большая советская энциклопедия
  • бытие - 1. бытие I бытие ср. Объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания человека (в философии). II бытие, бытиё разг. ср. см. бытье Совокупность условий материальной жизни общества. III бытие ср. Жизнь, существование. || противоп. Толковый словарь Ефремовой
  • бытие - Бытие, бытия, бытия, бытий, бытию, бытиям, бытие, бытия, бытиём, бытиями, бытии, бытиях Грамматический словарь Зализняка
  • БЫТИЕ - БЫТИЕ - философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно. Несводимое лишь к материально-предметному миру, бытие обладает различными уровнями: органическая и неорганическая природа, биосфера, общественное бытие... Большой энциклопедический словарь
  • бытие - -я, ср. 1. филос. Объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания; материя, природа. Материализм берет природу за первичное, дух - за вторичное, на первое место ставит бытие, на второе - мышление. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм. Малый академический словарь
  • бытие - ЖИЗНЬ - СМЕРТЬ Прижизненный - посмертный (см.) - Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? что такое жизнь, что смерть? - спрашивал он себя. Л. Толстой. Война и мир. Дай мне ясной жизни, судьба, дай мне гордой смерти, судьба!... Словарь антонимов русского языка
  • Толковый словарь Ожегова
  • Изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия - одна из главных в фило-софии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в пер-вую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бы-тия, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, иные философские проблемы.

    2. Каково же содержание философской категории "бытие"? Для ее рас-крытия можно выделить ряд положений: окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окру-жающий мир) есть; окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе; материя и дух - единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть.

    Данные положения (признаки) обобщаются понятием субстанции - самостоятельной сущности, которая для своего существования не нуж-дается ни в чем, кроме самой себя.

    Таким образом, бытие - это реально существующая, стабильная, самосто-ятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

    3. Основными формами бытия являются:

    Материальное бытие - существование материальных (обладающих про-тяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлении природы, окружающего мира;

    Идеальное бытие - существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объекти-визированного (внеиндивидуального) духовного бытия;

    Человеческое бытие - существование человека как единства материаль-ного и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;

    Социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бы-тие (жизнь, существование, развитие) самого общества.

    Среди бытия также выделяются:

    Ноуменалъное бытие (от слов "ноумен" - вещь сама по себе) - бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблю-дает его со стороны;

    Феноменальное бытие (от слова "феномен" - явление, данное в опыте) - кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект. Практика доказывает, что, как правило, ноуменальное и феноменаль-ное бытие совпадают.

    Небытие - состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему. Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не существовать, отсутствовать). При-меры небытия: еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные пред-меты; люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.


    Материя (материальное бытие)

    1. Из всех форм бытия наиболее распространенной является материаль-ное бытие.

    В философии существует несколько подходов к понятию (категории) "материя":

    Материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы - дух, человек, общество - порождение материи;

    По утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие;

    Объективно-идеалистический подход - материя объективно существует как порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа;

    Субъективно-идеалистический подход - материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (феномен - кажущееся явление, "галлюцинация") субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа; позитивистский - понятие "материя" ложно, поскольку его нельзя дока-зать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.

    В современной российской науке, философии (как и в советской) утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи, со-гласно которому материя есть объективная реальность и основа бы-тия, первопричина, а все иные формы бытия - дух, человек, общество - проявления материи и производны от нее.

    2. Элементами структура материи являются: неживая природа, живая природа, социум (общество).

    Каждый элемент материи имеет несколько уровней.

    Уровнями неживой природы являются: субмикроэлементарный (кварки, глюоны, суперструны - мельчайшие единицы материи, меньшие, чем атом), микроэлементарный (адроны, состоящие из кварков, электроны), ядерный (ядро атома), атомарный (атомы), молекулярный (молекулы), уровень единичных вещей, уровень макротел, уровень планет, уровень систем планет, уровень галактик, уровень систем галактик, уровень метагалактик , уровень Вселенной , мира в целом.

    К уровням живой природы относятся: доклеточный (ДНК , РНК , белки), клеточный (клетка), уровень многоклеточных организмов, уровень видов, уровень популяций, биоценозы , уровень биосферы в целом.

    К уровням социума относятся: отдельный индивид, семья, группа, коллективы разных уровней, социальные группы (классы, страты), этносы, нации, расы, отдельные общества, государства, союзы государств, человечество в целом.

    3. Характерными чертами материи являются: наличие движения, самоорганизация, размещенность в пространстве и времени, способность к отражению.

    4. Движение - неотъемлемое свойство материи. Выделяются: механическое движение, физическое движение, химическое движение, биологическое движение, социальное движение.

    Движение материи:

    Возникает из самой материи (из заложенных в ней противоположно-стей, их единства и борьбы);

    Сеобъемлюще (движется все: отталкиваются и притягиваются атомы микрочастицы; идет постоянная работа живых организмов - работа сердце, система пищеварения, осуществляются физические процессы движутся химические элементы, движутся живые организмы, движут реки, осуществляется круговорот веществ в природе, постоянно развивается общество, Земля, другие небесные тела движутся вокруг своей оси и вокруг Солнца (звезд); звездные системы движутся в галактиках, галактики - во Вселенной);

    Постоянно (существует всегда; прекращение одних форм движения за-мещается возникновением новых форм движения).

    Движение также может быть:

    Количественным - перенос материи и энергии в пространстве;

    Качественным - изменение самой материи, перестройка внутренней струк-туры и возникновение новых материальных объектов и их новых качеств.

    Количественное движение (самоизменение материи) делится на: динамическое и популяционное.

    Динамическое движение - изменение содержания в рамках старой фор-мы, "раскрытие потенциала" прежних материальных форм.

    Популяционное движение - кардинальное изменение структуры объек-та, которое приводит к созданию (возникновению) совершенно ново-го объекта, переходу от одной формы материи к другой. Популяцион-ное движение-изменение может происходить как эволюционно, так и "эмержментно" (путем ничем не обусловленного "взрыва").

    5. Материя имеет способность к самоорганизации - созданию, совершен-ствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил. Всеобщей формой внутренних изменений, на основе которых проис-ходит самоорганизация, является так называемая флуктуация - посто-янно присущие материи случайные колебания и отклонения.

    В результате данных спонтанных изменений и отношений (флуктуации) существующие связи между элементами материи изменяются, а также появляются новые связи - материя приобретает новое состояние, так называемую "диссипативную структуру", которая отличается неустой-чивостью.

    Дальнейшее развитие возможно по двум вариантам:

    1) "диссипативная структура" укрепляется и окончательно превращается в новый вид материи, но только при условии энтропии - притока энергии из внешней среды - и затем развивается по динамическому типу;

    2) "диссипативная структура" распадается и гибнет - либо в результате внутренней слабости, неестественности, непрочности новых связей либо из-за отсутствия энтропии - притока энергии из внешней среды.

    Учение о самоорганизации материи получило название синергетики.

    Крупным разработчиком синергетики являлся русский, а затем бельгийский философ И. Пригожий.

    6. Материя имеет расположение во времени и пространстве.

    По поводу расположенности материи во времени и пространстве фило-софами выдвигалось два основных подхода: субстанциональный и реляционный.

    Сторонники первого - субстанционального (Демокрит , Эпикур) - счи-тали время и пространство отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией, а отношение между материей и про-странством и временем рассматривали как межсубстанциональные.

    Сторонники второго - реляционного (от лат. relatio - отношение) (Арис-тотель , Лейбниц , Гегель) - воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов.

    В настоящее время более достоверной (исходя из достижений науки) выглядит реляционная теория, исходя из которой:

    Время - форма бытия материи, которая выражает длительность суще-ствования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе из развития;

    Пространство - форма бытия материи, которая характеризует ее про-тяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материаль-ных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

    Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совер-шается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.

    Теория относительности, открытая в середине XX в. Альбертом Эйнш-тейном:

    Подтвердила правильность реляционной теории - то есть понимание вре-мени и пространства как отношений внутри материи;

    Перевернула прежние взгляды на время и пространство как вечные, неизменные величины.

    С помощью сложных физико-математических расчетов Эйнштейном было доказано, что если какой-либо объект будет двигаться со скорос-тью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта время, и пространство изменятся - пространство (материальные объекты) уменьшится, а время замедлится.

    Таким образом, пространство и время относительны, и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел.

    Четвертым базовым свойством материи (наряду с движением, способностью к самоорганизации, размещенности в пространстве и времени) является отражение.

    Отражение - способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем Материальным доказательством отражения является наличие следов (одного материального объекта на другом материальном объекте). следы человека на грунте, следы грунта на обуви человека, царапины эхо, отражение предметов в зеркале, гладкой поверхности водоема.

    Отражение бывает: физическим, химическим, механическим.

    Особый вид отражения - биологический, который включает в себя стадии: раздраженности, чувствительности, психического отражения.

    Высшим уровнем (видом) отражением является сознание. Согласно ма-териалистической концепции сознание - это способность высокооргани-зованной материи отражать материю.