Описание фреской джотто в капелле скровеньи. Магия старинных фресок: капелла Скровеньи в Падуе. Время работы, стоимость билетов

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Джотто, Капелла дель Арена (Скровеньи), Падуя, ок. 1305 (Часть 1 из 4)

    ✪ Джотто, Капелла дель Арена (Скровеньи), Падуя, ок. 1305 (Часть 2 из 4)

    ✪ Джотто, Капелла дель Арена (Скровеньи), Падуя, ок. 1305 (Часть 4 из 4)

    ✪ ДЖОТТО. "Капелла Скровеньи". Библейский сюжет

    ✪ Джотто, Капелла дель Арена (Скровеньи), Падуя, ок. 1305 (Часть 3 из 4)

    Субтитры

    Это капелла Скровеньи - маленькая частная капелла, соединённая с дворцом, который принадлежал семье Скровеньи. Семья Скровеньи поручила Джотто украсить эту капеллу фресками. Её называют «Капелла дель Арена» из-за соседства с древнеримской ареной. Когда заходишь внутрь, как сейчас… Надо сказать, она выше, чем я ожидала. Возникает особое чувство - в окружении картин, когда находишься в помещении, стены которого сплошь покрыты фресками. Здесь много сюжетных сцен, но даже в этих сценах попадаются «обманки» - фальшивые мраморные панели. Возникает ощущение, что это камень, хотя на самом деле это часть картины. И на потолке то же самое. Здесь написано синее небо со звёздами и образами Христа, Марии, и других святых и фигур. Часовня Скровеньи очень строго организована. Сверху вниз спускаются три ряда картин. Я думаю, это своего рода спираль с изложением последовательной истории. Она начинается с родителей Богородицы, затем показано рождение Марии, её свадьба, а затем мы переходим на второй уровень, где показана жизнь Христа и его проповеди. Затем, в нижем ряду, показаны Страсти, события в самом конце земной жизни Христа и сразу после его смерти. Всё это появилось, как ни странно это сознавать сегодня, благодаря греху ростовщичества, который лежал тяжёлым грузом на совести Энрико Скровеньи, которому принадлежал дворец рядом, которому принадлежала эта земля, который построил эту часовню и нанял Джотто. Его отец был ростовщиком, сам Энрико был ростовщиком. То есть он брал проценты. Как сейчас, если вы берёте кредит в банке, вы платите проценты. Когда вы перечисляете деньги на кредитную карту, вы платите комиссию. И в католическом мире профессия банкира приносила очень много денег, но в рамках этой системы убеждений вела прямо в ад. И Данте, великий позднесредневековый поэт, в своей самой известной поэме «Божественная комедия» отправляет отца Скровеньи в один из самых ужасных кругов ада. Энрико всё это сильно беспокоило, и поэтому он с точки зрения католицизма сделал доброе дело. Он построил эту капеллу во искупление своего греха ростовщичества в надежде, что это поможет его душе попасть в рай. Мы видим самого Энрико в этой часовне, на стене над входом, где Джотто написал Страшный суд: Энрико стоит на коленях, протягивая капеллу Деве Марии. Он протягивает её трём Мариям, Дева Мария стоит в центре. Обратите внимание, где написан Энрико: он на стороне благословенных. В изображении Страшного суда мы видим Христа наверху. Проклятые находятся от него слева, а благословенные - справа, и именно здесь изображён Энрико. А отправную точку всего этого цикла мы видим в верхней части триумфальной арки на противоположной стене, где Бог призывает к себе Гавриила и говорит ему отправиться к Деве Марии и сообщить ей, что она станет матерью спасителя человечества - Христа. Интересно то, что Джотто использовал живописное панно, когда писал Бога. Это не фреска. Интересно, что он решил использовать более консервативный стиль, менее «земной», взамен стиля, который мы видим на фресках. Вернёмся к Благовещенью. На этой стене мы видим те же иллюзии, которыми наполнены все фрески. Посмотрите на Марию и ангела. Джотто создал архитектурное пространство для каждого из них. Это не живописные панно с золотым фоном, символизирующим божественное пространство, Мария и ангел находятся в земном окружении. Вот ещё один прекрасный пример того, как показывали архитектуру, создавали ощущение объёма, даже в эту эпоху, до линейной перспективы. Две сцены ниже Благовещенья - это прекрасные пустые архитектурные пространства, комнаты с масляными лампами, свисающими с потолка, где искусно создано ощущение объёмной светотени. Это пример нарочитого натурализма, он отражает интерес Джотто к миру, к настоящему, физическому пространству, в котором существует человечество. Subtitles by the Amara.org community

Церковь

Эта земля была приобретена им в феврале 1300 года у некоего Манфредо Далесманини . Согласно документам, несохранившееся здание, к которому примыкала капелла, было достаточно обширным: помещение для горячих бань, конюшни, два донжона , двое входных ворот, выходящих на монастырь эремитов и реку .

Церковное разрешение на строительство ораториума (часовни) было выдано 31 марта 1302 года. Часовня планировалась как сооружение приватного (частного) характера и, по заявлению епископа Падуи, большого наплыва публики в ней не ожидалось. Однако после строительства она была открыта для посещения. Прихожанам капеллы папской буллой от 1 марта 1304 года отпускались грехи.

Украшение интерьера капеллы владелец поручил Джотто , первому художнику Италии того времени. Встречается предположение, что Энрико построил церковь в искупление грехов своего ростовщика-отца - Реджинальдо , которого даже Данте поместил в 7-й круг Ада в своей «Божественной комедии » (XVII, 64-75). Занимался ростовщичеством и сам Энрико - папа Бенедикт XI отпустил ему этот грех .

Энрико обязал наследников в своем завещании делать пожертвования этому храму. Его могила с мраморным портретным изображением во весь рост находится в апсиде , а портретное изображение - в сцене Страшного суда на противоположной стене, где он преподносит модель капеллы Богоматери. Искусствоведы причисляют это живописное изображение к числу первых портретов в западноевропейской живописи. Он предшествует даже портрету Иоанна Доброго . Дополнительная тонкость - фигура донатора Скровеньи выполнена в тех же пропорциях, что и сакральные фигуры, которым он предстоит, без какого-либо иератического соподчинения с уменьшением его в масштабах. Исследователи отмечают особое внимание, которое художник уделил образу донатора: пятнадцать блаженных за спиной Скровеньи написаны за один рабочий день, исполнение портрета Энрико заняло четыре .

Архитектура здания

Архитектором церкви стал фра Джованни или же сам Джотто. Строитель выбрал самый простой вариант в плане - прямоугольник размером 20×9 м с одним нефом и алтарной апсидой. Здание перекрыто коробовым сводом , высота потолка 13 м. На фасаде - трехчастное готическое окно. С правой стороны, выходившей на улицу, шесть окон. Левая сторона, примыкавшая к дому Скровеньи - глухая.

Очевидно, здание изначально планировалось под росписи - все стены гладкие, тут нет ни карнизов, ни колонн, ни выступающих ребер.

Дальнейшая судьба капеллы

После окончания росписей Джотто в г. церковь была освящена второй раз и окончательно открыта. Церемония была пышной - для большей торжественности Скровеньи 16 марта 1305 года взял напрокат ткани и ковры из венецианской церкви Сан Марко. Роспись оставшейся апсиды выполнена в 1310-х гг. учениками Джотто из Романьи . Мраморный алтарь работы скульптора Джованни Пизано , другого лидирующего мастера той эпохи, украшают два ангела с подсвечниками и мадонна с младенцем.

Хотя церковь предназначалась для семейного пользования, тем не менее, её открывали для публики в дни праздника Благовещения. Она привлекала очень большое количество восхищенной публики, что даже служило причиной жалоб соседних монахов-эремитов на отток посетителей и упреков роду Скровеньи в суетности и тщеславии.

О судьбе здания в последующие века известно мало. В XIX веке оно чуть было не была уничтожено из-за своих новых владельцев: ими был разрушен украшавший её входной портик и было снесено примыкающее палаццо Энрико Скровеньи . Это обнажило фасад и оставило левую сторону церкви без надежной опоры. Наконец, в г. храм отошел к городскому муниципалитету , который предпринял серьёзные шаги по спасению церкви и фресок, состояние которых серьёзно ухудшились.

Последние значительные восстановительные работы в капелле длились около семи лет и завершились в 2002 году . Во время них фрески были тщательно очищены от копоти и нагара и отреставрированы.

Фрески Джотто

Росписи были заказаны вскоре после открытия церкви и закончены около г., спустя 2 года работы Джотто. Художнику приходилось работать в спешке, и с этим связано, в частности, несовершенство фрески «Страшный суд » , которую он во многом предоставил заботам своих учеников. Под вопросом также точное авторство цикла Аллегорий Пороков и Добродетелей. Руку подмастерьев находят и во многих второстепенных персонажах основных циклов. Всего росписями покрыто более 900 кв. м. стен. Фрески выполнены в три яруса, причем верхний расположен на изгибе свода.

Как отмечал в начале XX века художественный критик Павел Муратов , работа Джотто в капелле «дошла до нашего времени в хорошем состоянии, её почти вовсе не коснулась опасная заботливость реставраторов. Ничто не умаляет важности и драгоценности этого источника жизни всего итальянского искусства».

Стиль и новшества

Создавая фрески, Джотто руководствовался как Евангелиями , так и апокрифическими текстами (в особенности «Золотой легендой » и протоевангелием Иакова «История Иакова о рождении Марии» ). Это позволило ему весьма разнообразить сюжетный набор. (В выборе сюжетов Джотто помогал богослов Альтеградо де Катанеи - художник изобразил его держащим на плече макет капеллы в сцене преподнесения его Богоматери).

Художник решает тему в виде ряда драматических эпизодов, соблюдая в каждом единство времени и места. Благодаря простоте ситуаций и выразительности жестов ему удается передать задуманные эпизоды. Каждая отдельная фреска капеллы, несмотря на полную согласованность всего живописного убранства, является отдельным законченным произведением. Характерная черта композиции - энергичное построение объёмов и пространства, отказ от подробной передачи предметов материального мира, обобщения - условные скалистые горы, здания. Джотто покончил с боязнью пустоты, характерной для искусства средневековья.

Мастер устанавливает чёткую пропорцию между живописными пространствами, следуя перспективным решениям треченто , предваряющим перспективу Ренессанса. Строгая упорядоченность расположения пространственных планов организует всю ритмику интерьера и неторопливый, размеренный темп повествования. Во фресках, расположенных справа от центральной оси продольных стен капеллы, художник сдвинул перспективную точку немного левее, расположенных слева - правее. Таким образом Джотто подчинил общую композицию центральной точке зрения, одновременно он согласовал фрески с естественным освещением, источником которого является окно на западной стороне часовни.

Используемый колорит - светлый и праздничный. Основную ноту задает глубокий лазурный цвет, который применяется в качестве фона.

Новые стилистические приёмы: вместо чётких профилей - мягкие, непрерывные линии, светлые тона карнации . Для передачи выразительности взгляда используется коричневое затемнение вокруг глаз. Для изображения молчаливого присутствия какого-либо персонажа часто используется обратный ракурс. Четко и реалистично, с пониманием анатомии человеческого тела, прорисованы складки. Фигуры становятся массивными, тяжеловесными, «плотскими». Лица персонажей фресок зачастую ярко индивидуализированы . Герои решительно отличаются от условных и рафинированных персонажей византийского и готического искусства. Композиция строится на реальных отношениях между персонажами, выраженными во взглядах, мимике и жестах, а не на идеях или каноне .

Сегодня эти росписи с их плотными, коренасты­ми фигурами и скупыми пейзажными фонами могут показаться архаичными в своей наивной повествовательности, но тогда, на рубеже средне­вековья и нового времени, это было смелым новаторством. Джотто разрушил иконописную застылость фигур, он заставил их двигаться, жестикулировать, выражать свою страсть, горечь, гнев и восторг. (М.В. Алпатов)

Стоит отметить новизну другого использованного Джотто приёма - иллюзорную архитектурную декорацию, и цикл Аллегории Добродетелей и Пороков, выполненный монохромно, как если бы это были мраморные барельефы . Подобное решение в будущем ляжет в основу особого жанра фресковой декорации, который будет иметь большой успех в эпоху кватроченто и чинквеченто , хотя в случае капеллы Скровеньи оно было вызвано её теснотой и необходимостью Джотто создавать архитектурные обманки для расширения пространства.

7. Рождество Богородицы 8. Введение во храм 9. Церемония посохов 10. Моление о чуде посохов 11. Бракосочетание Марии 12. Свадебная процессия

Арка пресбитерия с росписями на триумфальной арке перед абсидой продолжает историю Марии:

13. Архангел Гавриил получает поручение отправиться к деве Марии 14. Фигура архангела Гавриила из Благовещения 15. Фигура девы Марии из Благовещения - находится по другую сторону проема, напротив Гавриила 16.

Капелла Скровеньи (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Италию
  • Горящие туры в Италию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Капеллу Скровеньи можно назвать настоящей сокровищницей западного искусства. Великий Джотто расписал ее фресками, которые были революционными для своего времени. Нужно заметить, что произошло это задолго до эпохи Ренессанса, во время полного господства готического стиля в искусстве. Свою непростую работу художник завершил всего за пару лет.

Искусно расписанная небольшая капелла изнутри кажется большим собором. В своих фресках Джотто постарался приблизить образы библейских персонажей к обычным людям. Именно поэтому старый Иосиф дремлет в ожидании рождения Иисуса, а Иуда весь сжался от поцелуя Христа.

Именно в капелле Скровеньи впервые было изображено рождение Спасителя - раньше художники предпочитали не касаться этой темы. Роспись покрывает капеллу в три яруса. Среди сюжетов рождение Девы Марии, Тайная вечеря, Страшный суд, аллегорические изображения пороков и добродетелей.

На фреске «Поклонение волхвов» изображена комета Галлея, которая пролетела над землей в 1301 г., как раз, когда строилась капелла.

Капеллу построил Энрико Скровеньи. Первоначально церковь носила имя Святой Марии Милосердной, но прижилось «народное» название, данное в честь архитектора. Своим щедрым подарком для жителей Падуи он пытался искупить грехи отца, ростовщика Реджинальдо. Скупость Реджинальдо была так известна, что Данте даже увековечил его имя в «Божественной комедии».

Осмотр капеллы Скровеньи

По вечерам в капелле Скровеньи проводятся специальные программы Giotto under Stars. Гости могут увидеть звездное небо, а также анимированное представление с участием актеров из культурной ассоциации teatrOrtaet, которые в костюмах персонажей 14 века расскажут историю капеллы Скровеньи. Экскурсия проводится только на итальянском языке.

Практическая информация

Адрес: Italia, Padova, Piazza Eremitani, 8. Веб-сайт (на англ. яз.).

Время работы: капелла открыта для посещения круглый год с 9:00 до 19:00. В разное время года доступны визиты разной продолжительности:

  • в марте, апреле, мае, с 1 по 15 июня, августе, сентябре, октябре и с 1 по 15 декабря - 15 минут;
  • в январе, феврале, с 16 по 30 июня, июле, ноябре и с 16 по 31 декабря - 20 минут.

Внутрь здания пускают небольшими группами каждые 20 минут. Доступ посетителей в капеллу строго ограничен - это вынужденная мера. Нельзя нарушать определенный температурный режим и влажность воздуха в помещении, иначе древние фрески могут померкнуть.

Программа Giotto under Stars проходит с 25 марта по 4 ноября и с 27 декабря по 6 января (кроме 31 декабря и 1 января) со вторника по воскресенье с 19:00 до 22:00 (последний вход в 21:20), продолжительность программы - 40 минут. Максимальное количество посетителей - 25 человек.

Вход: для взрослых - 8 EUR, для детей от 6 до 17 лет, студентов до 27 лет и пенсионеров от 65 лет - 6 EUR, для детей до 5 лет - 1 EUR. Со вторника по субботу посетить капеллу можно с гидом (группы каждые 15 минут с 12:15 до 13:30, последний вход в 13:15), стоимость - 2 EUR с человека. Входной билет в капеллу Скровеньи действителен также для входа в городской музей Эремитани и во дворец Цукерманна . Цены на странице указаны на январь 2019 г.

Капелла в Италии бывшего купца Энрико Скровеньи на вид довольно неприметна и скромна внешне. Но внутри находятся настоящие сокровища – фрески, автором которых является итальянский мастер Джотто.

История строительства

Капелла Скровеньи (она же – капелла дель Арена) была заложена в в 1300 году. Ранее на этом месте располагался обширный древнеримский амфитеатр – его основание было использовано при строительстве храма как фундамент.

Первоначальное название капеллы, посвященной Богоматери, – Церковь Святой Марии Милосердной.

Название нынешнее – Скровеньи – капелла получила по имени человека, который передал значительные средства для строительства сего церковного строения, Энрико Скровеньи, богатого падуанского купца.

В 1300 году он купил землю в этом районе и приказал построить здесь дворец и домовую капеллу. По одной из версий, Скровеньи был движим вовсе не религиозными мотивами: он строил эту церковь для того, чтобы замолить грехи собственного отца, осужденного за ростовщичество.

Строительство домовой церкви и дворца длилось почти 2 года, и в 1305 году церковь была освящена (в честь Мадонны делль Карита). Для ее росписи Скровеньи пригласил известного итальянского художника и архитектора Джотто ди Бондоне.

Изначально Capella degli Scrovegni задумывалась как обычная домовая церковь для семейства купца. Такой она и была первые годы после строительства и освящения. Но со временем находилось все больше желающих взглянуть на фрески знаменитого мастера, и в капеллу потянулись другие прихожане, в том числе – из соседней церкви Эремитани, что вызвало огромное неудовольствие среди монахов Эремитани.

Был даже выражен официальный протест падуанскому епископу , но епископ разрешил посещение церкви Скровеньи и другим прихожанам.

В 1328 году за ряд деяний Энрико Скровеньи был изгнан из Падуи . Несмотря на изгнание, в своем завещании от 1336 года (умер Энрико в Венеции) Скровеньи обязал своих наследников ежегодно делать пожертвования в этот храм.

Спустя столетие дворец и домовую капеллу приобрело еще одно богатое семейство Падуи – семья Фоскари-Градениго. После смерти главы семейства церковь на некоторое время пришла в запустение .

В начале XIX века (1825-1827) дворец, принадлежавший Экрико Скровеньи, была разобран, а церковь осталась – через 50 лет ее приобрел муниципалитет Падуи . Тогда же, в XIX веке, после реставрации, Capella degli Scrovegni впервые распахнула двери для желающих посмотреть на знаменитые фрески.

Последняя реконструкция капеллы дельи Скровеньи была произведена в 2002 году (и касалась по большей части реставрации фресок).

На страницах нашего сайта вы также узнаете о такой достопримечательности, как мост , и чем знаменито это сооружение!

Еще об одной популярной достопримечательности Италии — мост Вздохов в Венеции, и чем привлекает туристов это романтичное место читайте .

Где находится церковь Санта Мария Маджоре, и описание знаменитых мозаик, находящихся в этой базилике Рима, узнайте .

Описание достопримечательности

Capella degli Scrovegni – довольно простая однонефная церковь . По форме она напоминает прямоугольник (высота здания – 13 метров, ширина – 9 м., в длину – 20 метров).

Стены церкви прямые, без архитектурных излишеств, выступов и ниш, — то есть, церковь проектировалась таким образом, что стены изначально будут покрыты именно фресками. Единственное исключение – это южная стена с 6-ю окнами, а также западный портал. Вся северная стена – ровная и гладкая.

Если присмотреться, то можно увидеть, что боковые балки, пьедестал и лоджии верхнего яруса – нарисованные. Сделано это было специально, чтобы показать перспективу на гладком и ровном пространстве, не нанося при этом ущерба для фресок.

Каждая стена посвящена отдельным циклам фресок . Фрески Джотто в капелле Скровеньи в Падуе описывают моменты жизни Иисуса и его Матери. Отдельные сцены посвящены ее жизни, обручению с Иосифом, моменту Благовещения. Верхний свод посвящен циклу «Аллегории пороков и добродетелей».

В этой капелле на фресках было впервые изображено рождение Христа . Почему-то ранее тема рождения художниками не затрагивалась, многие предпочитали обходить ее стороной, описывая другие стороны жизни Спасителя.

Эти фрески в корне отличались от всех написанных ранее – Джотто «очеловечил» всех религиозных персонажей, фигуры и лица были детальны и реалистичны . Впервые персонажи росписей и фресок Джотто в капелле дель Арена в Падуе приобретают объем и живые эмоции.

Впервые же фигуры приобрели глубину, обозначены тени и светотени – изображения получаются уже не такими «плоскими», как раньше, и манера художественной передачи Джотто стала поворотным моментом в европейской живописи того времени.

Преобладающие цвета фресок – лазурный (весьма дорогостоящая краска по тем временам) , оранжевый, желтый, золотой и розовый.

Лучше всего сохранились фрески, которые писались в технике «влажной штукатурки» — цвета остались такими же яркими. А вот изображениям в технике «сухой фрески» повезло куда меньше – цвета (особенно красные и зеленые тона) потускнели, штукатурка местами осыпалась.

Примечателен факт, что Джотто при изображении Вифлеемской звезды взял за основу комету Галлея, которая как раз проходила над землей в1301 году.

О знаменитых работах Джотто, которые находятся в капелле Скровеньи, узнаете из следующего видеоролика:

Время работы, стоимость билетов

Несмотря на то, что церковь маленькая и неприметная снаружи, попасть в нее не так-то просто. Для посещения Capella degli Scrovegni нужна предварительная запись . Это касается посещения в «высокий сезон», когда наплыв туристов очень большой. Если посещать Падую во время низкого сезона, попасть в капеллу значительно проще.

Капелла открыта для посещений:

  • январь – февраль,
  • середина июня – конец июля,
  • ноябрь,
  • декабрь: с 16 по 24 и с 27 по 31 число.

Так что придется учитывать этот фактор, если собираетесь посетить Падую и добраться до капеллы. Бронировать дату и время посещения необходимо заранее (интернет-бронь совершается не менее чем за 24 часа до посещения, в день бронирования посетить капеллу не получится) на сайте: http://www.cappelladegliscrovegni.it/index.php/en/ .

Время работы – с 9 утра и до 19 часов вечера.

В капелле установлен лимит присутствующих – одновременно в помещении может находиться не более 25 человек.

Время визитов также ограничено – группа туристов может пребывать в капелле не более 40 минут. Из них 15 минут будет демонстрироваться ролик об истории строительства церкви, а после – свободное время для знакомства с фресками Джотто.

художник: Джотто ди Бондоне
годы жизни: 1267-1276(предположительно) – 1337
виды изобразительного искусства: живопись, фрески, резьба по дереву, проект колокольни
стиль: проторенессанс

Капелла дель Арена - одна из самых достойных достопримечательностей города Падуя, которую обязательно должен посетить каждый гость города. Роскошная внутренняя роспись, фрески руки великого мастера - Джотто - компенсируют аскетичный экстерьер капеллы дель Арена и превращают её в достояние мирового искусства.

Капеллу построили в начале 1300 годов на руинах древнеримского амфитеатра. Архитектурные составляющие строения свидетельствуют о том, что изначально создатели капеллы планировали отвести ключевую роль интерьеру - росписи и фрескам. Отсутствие перегородок, лепнины, большие плоскости должны были стать основой для религиозных сюжетов. Капелла была возведена во имя “Благовещенья”. Роспись капеллы поручили Джотто.

Самыми ранними из произведений Джотто считаются выполненные им фрески для капеллы дель Арена в Падуе. Фрески представляют собой отдельные сцены, которые заставляют сердца зрителей замирать от восхищения.

Джотто ди Бондоне. Фрески для капеллы дель Арена в Падуе

Фрески расположены в три горизонтальных ряда. Сцены из жизни Девы Марии, её родителей, святых Иоакима и Анны наполняют верхний ряд. В среднем ряду - сцены из жизни Христа. Страсти Господни и Воскресенье - представлены в нижнем, третьем ряду. Примечательно, что нижний ряд расположился на высоте всего 3 метра под полом, что предоставляет посетителям прекрасную возможность насладиться деталями фресок вблизи.

Во времена Джотто фреска была новым жанром искусства, а Джотто стал одним из первых великих мастеров этого жанра, родоначальником новой итальянской живописи. Несколько столетий именно фреска была тестом на степень одарённости художника. Вся сложность заключалась в том, что фреска писалась по влажной штукатурке разведёнными в воде красками. Поэтому у художника не было возможности исправить ошибку, так как штукатурка быстро высыхала. Иногда размеры росписей были огромные. Для того, чтобы справиться с работой, художнику нужны были не только твёрдая рука и острый глаз, но и выносливость. Создание фресок считали “мужской” работой. Именно поэтому Микеланджело, например, называл панельную живопись “занятием для женщин и слабаков”. Техника таких влажных фресок получила название “ буон фреско ” . Самым главным преимуществом такой техники была высокая стойкость: краска и штукатурка становились единым целым и первоначальный колорит, созданным художником, сохранялся надолго.

Джотто начал писать фрески в капелле дель Арена в 1303 году. Интересный факт - ни одна из этих фресок не была подписана Джотто. Его авторство подтверждается двумя литературными источниками 1313 года. Согласно одному источнику, Джотто работал в капелле дель Арена в 1303 - 1306 годах. В другом документе говорится, что возведение капеллы началось в 1303 году, и Джотто написал фрески к моменту окончания строительства.

Джотто ди Бондоне. “Встреча у золотых ворот”

“Встреча у золотых ворот”. Это рассказ о встрече Иоакима с Анной, родителей Девы Марии, у Золотых ворот после изгнания Иоакима. Чувственность, чистота человеческих взаимоотношений, сила добра и любви - мощный набор добродетелей, который заставляет задерживать взгляд на фреске долго и испытывать необъяснимое чувство душевного тепла.

Джотто ди Бондоне. “ Бегство в Египет

Название произведения, которое предвещает суету и тревогу не соответствует тому, что мы видим на фреске. Спокойствие, душевная тишина, таинство, неторопливость и где-то настороженность. Величественная каменистая пустыня, процессия, размеренный ход. У Джотто “бегство” менее всего похоже на бегство.

Джотто ди Бондоне. “Поцелуй Иуды”

Сила взгляда, поз, жестов - два главных героя изображены на фреске как единое целое, которое легко можно отделить от общего сюжета фрески. Встреча рая и ада, художественным венцом которой стал поцелуй Иуды. Тревога и ожидание неисчерпаемой боли - вот драматический эффект, которого смог достичь Джотто.

Верхняя часть фрески была выполнена в технике сухой фрески, которая отличалась своей непрочностью. Из-за сильной податливости к разрушениям Вазари называл такую технику “ужасным изобретением”. К сожалению, это “ужасное изобретение” лишило современников возможности лицезреть мелкие детали фрески “Поцелуй Иуды” (в частности оружие стражников), которые были подлинно созданы Джотто.

Джотто ди Бондоне. “Оплакивание Христа”

“Оплакивание Христа” - одна из центральных тем в Европейской религиозной живописи. Это настоящий шедевр Джотто и жемчужина капеллы дель Арена. Аналогов напряжения в живописи того периода нет. Центром композиции являются два сближенных лица: мёртвого Христа и его матери. Такое решение резко усиливает драматизм изображенного.

Человеческие пороки и добродетели - всего 14 образов, Джотто выразил их под главными фресками капеллы дель Арена, по мраморному цоколю. Своеобразный урок преподносит творец человечеству: зло будет повергнуто в пучину Ада, а доброта человеческая будет вознаграждена в Раю. Подчёркивают монументальность образов - серые оттенки, в которых Джотто выполнил эти работы. Серый словно превращает художество в каменные изваяния. Важно отметить, что именно Джотто впервые применил в истории живописи такую технику. Со временем, такая техника получала своё официальное название - “ гризайль ” .

Узкие глаза персонажей, крупные черты лица, широкие скулы, крепкое телосложение персонажей - это почерк Джотто. Каждая деталь фресок несёт смысл, каждая фигура - значение. Эмоции, чувства, жесты героев фресок Джотто наделяют капеллу Дель Арена мистической силой, которой не в силах противостоять ни один посетитель.

фото с сайтов: ibiblio . org , guardian . co . uk , freechristimages . org , photofromtheworld . com , eldibujante . com , artprojekt . ru ,

Также вы можете инициировать обсуждение интересных вам тем на нашего портала.

Джотто ди Бондоне: картины, фрески, творчество, фото работ, биография - на портале 2 queens . ru !

Росписи капеллы дель Арена кисти Джотто являет собой величайший шедевр итальянского искусства по технике выполнения, замыслу и творческому гению, и являются уникальным для того времени живописным ансамблем. В Падую Джотто приехал уже зрелым художником с собственной уникальной живописной манерой, в период расцвета его таланта, по приглашению Энрико Скровеньи в 1304 или в 1305 году, где он расписал капеллу для Скровеньи и выполняет несколько других работ, которые не сохранились.

Росписью капеллы дель Арена Джотто совершил переворот в европейской живописи. Падуанские фрески стали настоящим откровением для Италии начала XIV века, в них можно сразу увидеть все достоинства творчества мастера, обеспечившие ему в истории искусства почетное положение великого новатора, являющегося образцом для других художников. Художник здесь устанавливает четкую пропорцию между живописными пространствами, предваряя перспективу Ренессанса.

Светотень

Росписью капеллы дель Арена Джотто совершил переворот в европейской живописи, именно здесь начинается новый ее этап, когда пластические качества предметов и глубина пространства становятся главной задачей живописи, когда первостепенное значение приобретает моделировка объема тенью и в связи с этим свет начинает трактоваться не как средневековое цветоизлучение, но как реальное освещение, определенным образом направленное в отличие от средневекового «цветоизлучения».

И хотя Джотто не всегда выдерживает эту единую направленность, и, хотя тела и предметы на его произведениях еще не отбрасывают теней, тем не менее он впервые утвердил светотень, что она на столетия стала непреложным требованием европейской живописи.

Техника создания фресок

Фрески капеллы сравнительно хорошо сохранились благодаря тому, что были созданы, в основном, в технике «буон фреско», при которой краски наносятся на влажную штукатурку. При высыхании штукатурка и краска образуют единое целое, что позволяет надолго сохранить первоначальный колорит.

Отдельные цвета, особенно - ультрамарин, некоторые зеленые и красные тона, были нанесены в технике «сухой фрески» - краска наносится на сухую штукатурку, эти детали подверглись сильному разрушению.

Едва заметные полоски, отделяющие один участок штукатурки от другого, позволяют определить количество дней, затраченных художником на работу над фреской. Фрески писали по влажной штукатурке, каждый раз нанося ее столько, чтобы художник мог расписать этот участок за один день (пока поверхность остается влажной). Если данный участок не отличался сложностью, за день расписывалась большая площадь дневной; в противном случае - поменьше. При подсчете оказалось, что Джотто провел за работой в капелле дель Арена 852 дня, даже учитывая то, что вероятно ему помогали ученики, над созданием падуанского ансамбля фресок он трудился не менее двух лет.

Здание капеллы дель Арена

Капеллу освятили в 1305 г. в честь Мадонны делла Карита, а в 1306 г. роспись стен была, вероятно, закончена. То, что ее выполнение было поручено Джотто, недвусмысленно подтверждается хрониками XIV века.

Сравнительно небольшая капелла дель Арена, построенная в начале 1300-х гг. на руинах древнеримского амфитеатра, возможно, по проекту самого Джотто - в форме вытянутого прямоугольника с коробовым сводом - довольно обширная (20 метров в длину, 9 метров в ширину и 13 метров в высоту) однонефная церковь, ее стены, лишенные архитектурных членений, образуют большие плоскости, интерьер ее прост. Изначально спланированные обширные настенные поверхности капеллы явно предназначалось для фресок, поскольку, кроме шести окон южной стены и западного портала, в ней нет ни архитектурных делений, ни скульптурных украшений, ни карнизов, ни колонн, ни выступающих ребер. Особенно примечательна северная сторона капеллы, некогда примыкавшая к дому, лишена окон, и словно специально была создана для росписей. Художник должен был решить сложную задачу - найти определенную систему расположения росписей, позволяющую не только украсить, но и ритмически организовать этот пустой интерьер.

Благодаря фрескам Джотто с их сияющими красками и ясностью форм, сравнительно небольшое помещение капеллы производит впечатление большого пространства. Композиции Джотто составляют празднично-нарядный ансамбль, заключенные в нарядное орнаментальное обрамление, сияющие интенсивными, густыми тонами ультрамарина, розово-красных, голубых, желтых, фисташково-зеленых красок, выделяющиеся холодновато-синем фоне. Колорит у Джотто играет важную роль - он не только выражает небесную символику, но и помогает придать реальную убедительность, пластическую объемность фигурам и предметам, выделить главных героев, выявить идейный смысл композиции.

Фрески капеллы

Каждая отдельная сцена небольшого размера в соотношении к общей поверхности стены (2,31x2,02 м). На длинных стенах капеллы расположены в три ряда небольшие самостоятельные композиции, посвященные жизни Богоматери и Христа, связанные друг с другом как сцены одного рассказа. Каждая композиция, являясь частью целого, может восприниматься и как самостоятельное произведение. Фрески расположены ровными рядами и заключены в прямоугольники - почти так, как расчленены на прямоугольники фасады проторенессансных зданий. Собственно, это картины, написанные на стенах.

Нижний ряд начинается сравнительно невысоко - на расстоянии 3 метров от пола, а третий ряд расположен на высоте более семи с половиной метров. Размер каждой фигуры около одного метра, потому сцены второго яруса воспринимаются с трудом, не говоря уже о третьем ярусе. Все же именно в пределах этих небольших сцен зарождается у Джотто тип монументального стенного панно , которое затем становится главной декоративно-композиционной темой монументальной живописи Ренессанса.

Джотто выполнил сцены в стиле Чимабуе и Арнольфо ди Камбьо, которые руководствовались принципами композиционной ясности и цельного объемного пространства фигур. В интерьере Капеллы дель Арена, расписанной Джотто, уже торжествует принцип расчленения и равновесия.

Повествование неторопливо и незамысловато, исполнено спокойного достоинства. Религиозные сцены Джотто изображает в земной обстановке,- вместо золотого грунта византийцев у него являются пейзаж или здания. Некоторые из сцен Джотто заимствует из византийского искусства (ориентируясь преимущественно на миниатюры церковных книг), но перерабатывает их, оживляя новою жизнью. Персонажи фресок изображены на фоне природного и архитектурного пейзажа. Обстановка, место действия всюду намечены очень скупо: условными архитектурными павильонами, напоминающими раздвижные декорации на сценической площадке. Тонкие колонки, портики, арки нужны только для того, чтобы показать, что действие происходит в помещении или около него, чтобы выделить ту или иную мизансцену, создать обрамление для фигуры. Там, где фоном служит пейзаж, он похож на знакомые нам горки в русских иконах. И нигде никаких подробностей. Никаких красочных вспышек. Светлые, холодные краски, гладкая фактура. Опуская второстепенные детали, он концентрирует внимание зрителя на значимых жестах и позах, очерчивая фигуры густым выразительным контуром.

В каждой сцене участвует несколько действующих лиц, исполненных сдержанности, достоинства и силы духа, наделены величавым обликом. Герои Джотто теряют традиционный византийский иконописный облик коренасты, широколицы, все они имеют схожий тип лица - продолговатого, с тяжелым подбородком и близко поставленными глазами. Персонажи закутаны в хламиды простого покроя из тяжелых, однотонных тканей, задрапированных в крупные складки. Джотто первым начал реалистически писать одежды, используя складки, как бы намечающие скрытую под тканью объемную форму. Боккаччо писал, что герои художника - совершенно живые люди, лишь не могут говорить. При этом какие-то отзвуки византийских канонов можно услышать и в его творчестве. Так, святые персонажи (как и полагается в иконописи) у него снабжены нимбами.

В своих композициях Джотто показывает различные эмоции персонажа, стороны его характера, его нравственное состояние. На сегодняшний вкус, художник действует временами очень неуверенно, но путь, который он наметил, впоследствии приведет к высшим взлетам Ренессанса. Даже Микеланджело, которого мы знаем, никогда бы не было, не сделай Джотто эти первые, неуверенные, на наш взгляд, шаги.

Открытие расписанной капеллы

25 марта 1305 года, после окончания расписных работ, состоялась вторая церемония освящения этой небольшой церкви. Слава о его художественных нововведениях привлекала в капеллу верующих, из-за чего даже возник конфликт с соседней церковью Эремитани (Отшельников). Капитул монахов отшельников выразил в связи с этим официальный протест епископу города Падуи, обвиняя Энрико Скровеньи в гордыне.

Открытие капеллы для публичных посещений совпало с всплеском интереса к творчеству Джотто, которым был отмечен конец XIX века. Судьба хранила эти сокровища и в годы Второй мировой войны. На Падую не раз сыпались бомбы, но ни одна из них не попала в капеллу. Чувствуется в этом факте мистическое дыхание.