Что посетить в монастыре. Монастырские правила. Возможно ли приехать на Валаам семьей с детьми и жить в своих палатках

Как вести себя в монастыре

Чаще всего чудотворные иконы хранятся в монастырях, и, чтобы помолиться перед такой иконой, паломники едут в обитель. Для людей неискушенных в правилах паломничества поездка в монастырь - дело непростое. Ведь любая православная обитель - отдельный мир, который живет по своим строгим правилам и законам. Помните старинную русскую поговорку: «В чужой монастырь со своим уставом не ходи»? Очень правильная поговорка! Мы не можем вести себя в монастыре так же, как ведем в миру, за его стенами. Мы обязаны неукоснительно соблюдать все правила той обители, в которую приехали паломниками.

Поэтому, если вы решите поехать в Иверский (или какой-то другой) монастырь поклониться чудотворным иконам, мощам святых угодников Божиих, внимательно прочитайте перед поездкой «Памятку паломника», которую предлагает вам обитель.

*
Памятка паломника

Перед входом
*
Подходя к храму, православные люди совершают крестное знамение и поясной поклон. При этом взирают на святые купола и кресты.

Крестное знамение должно совершаться благоговейно. Крестясь, человек изображает на себе символ Христовых страданий за грехи человеческие. Небрежное совершение крестного знамения является грехом.

Внутри храма
*
Входя на паперть, мы еще раз осеняем себя крестным знамением, потому что здесь уже есть святые иконы. Необходимо оставить все разговоры, не относящиеся к храму, к Церкви, за порогом.

Миновав паперть, мы входим в храм. Сделав несколько шагов, чтобы не мешать тем, кто входит за вами, мы поворачиваемся к алтарю, то есть на восток, и совершаем три поясных поклона с крестным знамением.

После этого можно подойти к свечному ящику, где продаются свечи, книги, мелкая церковная утварь. Можно поздороваться со знакомыми, обратиться с вопросом к церковнослужителю. Но если вы пришли в храм, когда богослужение уже началось, то здороваться и разговаривать не следует до его окончания.

Купив свечи, вы можете поставить их к иконам, но при условии, что к подсвечникам перед ними можно свободно подойти. Если в церкви много народа, то свечи лучше передать, назвав икону, к которой вы хотели бы поставить свечу. Как правило, подсвечник стоит у каждой большой иконы. На аналое, посреди храма, находится икона праздника, на которой изображено празднуемое событие (например, Воскресение Христово) или же святой, память которого совершает Церковь в этот день. В первую очередь, по возможности, подойдите к ней и приложитесь. Прикладываться нужно следующим образом: дважды совершите крестное знамение с поясным поклоном, благочестиво поцелуйте икону, и снова, перекрестившись, поклонитесь святыне.

Когда начинается служба, вы должны находиться на том месте, где вам удобно стоять, молиться. Переходить с места на место во время богослужения не следует.

*
Молитва в храме
*

Придя в храм помолиться, не торопитесь. Пусть пройдет некоторое время, в душе наступит покой, и вы сможете сосредоточенно произнести про себя те слова, ради которых пришли. Может быть, вначале лучше поставить свечи перед иконами тех святых, кому вы хотите помолиться, или к которым хотите приложиться. Тогда вы почувствуете то необходимое духовное настроение, в котором будет легко и благодатно совершать молитву. Постарайтесь, чтобы вы никому не мешали, и вам никто не мешал. Не следует бороться за место перед иконами, лучше уступить.

Большую часть времени, когда открыт храм, в нем совершается то или иное богослужение, и лучше всего принять в нем молитвенное участие. Полезно приходить в церковь ради богослужения, ибо оно устроено так, что любая наша нужда - духовная или телесная - находит удовлетворение в православном богослужении.

Если позволяет время, никогда не уходите раньше, чем кончится богослужение. Часы, проведенные в храме, всегда вернутся вам сторицею - духовной и телесной пользой. Даже если вы не понимаете языка богослужения, но имеете глубокую внутреннюю необходимость слиться с общим ходом богослужения, быть вместе со всеми молящимися и со священником, оставайтесь в храме, проникайтесь молитвенным настроением, которое в нем живет. Даже стоя в храме в безмолвии, вы своим благоговейным настроением тоже являетесь участником соборной молитвы. В случае, когда, вдруг, непонятным становится содержание молитв или начинают рассеиваться мысли, старайтесь читать Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

Громкие разговоры и неумеренная жестикуляция в храме не приняты. И конечно, недопустимы сигналы мобильного телефона, а тем более разговоры по нему.
*

Внешний вид
*
Женщины должны быть одеты в платье с длинными рукавами или в блузку (также с длинными рукавами) с юбкой, закрывающей ноги ниже колен.

Мужчины надевают брюки (но не шорты) и рубашку с длинными рукавами. Джинсы допустимы, если не рваные и не грязные. Вообще вся одежда должна быть чистая и опрятная. По праздникам она может быть и нарядная и соответствовать цветам облачений духовенства и украшениям храма.

Волосы у мужчины должны быть аккуратно уложены и связаны (если длинные), чтобы не попадали на святыни, к которым он будет прикасаться; у женщин волосы должны быть под платком. Не приветствуется яркая и обильная косметика, которая оставляет следы на священных предметах, при лобзании их. Не допускается приходить в храм сильно надушенными.
*

Обращение к духовенству
*
Если вам нужно подойти к священнику, можете спросить церковных служителей, пришел ли священник, который вам нужен, и где его найти. Если священник находится в алтаре, вы можете попросить церковнослужителя, чтобы его позвали. Если же священник не может выйти, то вы не должны огорчаться или сетовать на это; когда священник занят подготовкой к богослужению, он не должен отвлекаться.

Когда подойдете к священнику, поклонитесь ему в пояс и попросите его благословить вас.

Для этого сложите ладони крестом: правую на левую, ладонями вверх и преклоните голову. Священник осенит вас крестным знамением. Получив благословение, поцелуйте руку священника, благословляющую вас, как невидимую руку Самого Христа. После этого вы можете задать вопрос. Если священник торопится, а ваш вопрос безотлагательный, постарайтесь сформулировать его кратко, без лишних подробностей. Если вы хотите поговорить со священником или исповедоваться, то спросите, когда он сможет это сделать. Желательно договориться об этом заранее.

*
Обращаться к священнику следует так:
*
если вы не знаете имени священника, то скажите просто - «батюшка». Это русская форма обращения, она учтива, проста и приятна слуху;

Если имя священника вам известно, то можно назвать его, например «отец Евсевий» или «отец Борис». Подобная форма обращения возможна и по отношению к диакону, хотя «батюшкой» его называть не принято. Не принято также распространившееся сейчас обращение к священникам «святой отец».

К чтецам, пономарям и певцам обращаются просто по именам (имени и отчеству). Фамилии в церкви не употребляются.

Если вам придется обращаться к епископу, то к его имени нужно прибавить «Владыко», например «Владыко Лев». Благословения при встрече можно попросить у епископа так же, как и у священника.

Никогда не думайте, что священнику некогда с вами разговаривать и что вы не должны докучать ему своими вопросами, что священнику не до вас. Священник в храме - ваш пастырь, он должен ответить на ваши духовные запросы, помочь вам. Поэтому важные для себя вопросы, которые без священника вы не можете решить, не скрывайте из ложной скромности.

Что надо знать о монастырском этикете

В монастыре более строгая дисциплина, чем на приходе (в мирских храмах). И, хотя промахи новопришедших обычно прощаются, покрываются любовью, желательно ехать в монастырь, уже зная начатки монастырских правил.

Обращение к монахам

Для того чтобы верно обратиться к насельнику монастыря, необходимо знать, что в обителях есть послушники, рясофорные монахи (иноки), мантийные монахи, схимонахи. В мужском монастыре часть монахов имеет священнический сан (служат диаконами - иеродиакон, священниками - иеромонах). Обращение в монастырях выглядит следующим образом.

В мужском монастыре к наместнику можно обратиться с указанием его должности («отец наместник, благословите») или с употреблением имени («отец Никандр, благословите»).

Если монах имеет священнический сан, к нему можно обратиться «батюшка» и спросить благословения.

К монаху, имеющему постриг, но не имеющему священнического сана, обращаются «отец», к послушнику - «брат» (если послушник в преклонном возрасте - «отец»).

В обращении к схимникам, если употребляется сан, добавляется приставка «схи» - например:

«Прошу Ваших молитв, отец схиархимандрит».

О монастырских правилах

Монастырь - это особый мир. И нужно время, чтобы усвоить правила монашеского общежития.

Придя в монастырь паломником или трудником, помните, что в монастыре на все испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют.

Из монастыря без благословения выходить нельзя.

Оставляют вне монастыря все свои греховные привычки и пристрастия (вино, табак, сквернословие и т. п.).

Разговоры ведут только о духовном, не вспоминают про мирскую жизнь, не поучают друг друга, но знают только два слова - «прости» и «благослови».

Без ропота довольствуются пищей, одеждой, условиями сна.

Не ходят в чужие келии, кроме случаев, когда бывают посланы наместником. При входе в келию творят вслух молитву: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас». Не входят в келию, покуда не услышат в ответ: «Аминь».

При работе на послушаниях стараются щадить немощного, который работает рядом, любовью покрывая погрешности в его работе.

Садясь за стол в трапезной, соблюдают порядок старшинства. На молитву, которую творит подающий пищу, отвечают «Аминь», за столом молчат и внимают чтению.

К богослужению не опаздывают, разве только при занятости на послушании.

В Иверском монастыре

На стоянке перед монастырем находится корпус, где располагаются церковная лавка и паломническая служба. В лавке вы можете приобрести платочки, длинные юбки, если не взяли нужную одежду с собой. В паломнической службе нужно согласовать свои приезд и ночлег, если вы собираетесь остаться в монастыре на какое-то время.

Согласовав приезд или ночлег, вы направляетесь за благословлением к отцу наместнику архимандриту Ефрему в наместнический корпус, который находится внутри монастыря. Получив благословение, ждете, когда вас расселят и разъяснят правила проживания.

Если вы собираетесь прожить в монастыре более двух дней, вам назначат послушания (посильный труд во славу Божию).

Гулять по острову, купаться в Святом Озере можно только с благословления наместника. Загорать, распивать спиртные напитки, устраивать пикники и жечь костры на территории острова запрещено. Курить разрешается только в специально отведенных для этого местах.

После 22-00 выходить из келий можно только по необходимости (например, если вы готовитесь к отъезду).

Накануне отъезда надо испросить благословение наместника; перед отъездом необходимо навести порядок в келии.

Известна любовь православного народа к монастырям. Их сейчас в Русской Православной Церкви около 1000. И в каждом из них, кроме насельников, есть трудники, паломники, приезжающие для того, чтобы укрепиться в вере, благочестии, поработать во славу Божию над восстановлением или благоустройством обители.

В монастыре более строгая дисциплина, чем на приходе. И, хотя промахи новопришедших обычно прощаются, покрываются любовью, желательно ехать в монастырь, уже зная начатки монастырских правил.

Возглавляет монастырь священноархимандрит — правящий архиерей или (если монастырь ставропигиальный) сам Патриарх.

Однако непосредственно управляет монастырем наместник (это может быть архимандрит, игумен, иеромонах). Женский монастырь управляется игуменией.

Ввиду необходимости четкой отлаженности монастырской жизни (а монашество - это духовный путь, настолько выверенный и отшлифованный вековой практикой, что его можно назвать академическим) в монастыре каждый несет определенное послушание.

Первый помощник и заместитель наместника — благочинный. В его ведении все богослужение, выполнение уставных требований. Именно к нему обычно направляют по вопросу размещения приезжающих в монастырь паломников.

Важное место в монастыре принадлежит духовнику, который духовно окормляет братию. Причем это не обязательно должен быть старец (как в смысле возраста, так и в смысле духовных дарований).

Из опытной братии выбираются:

казначей (отвечает за хранение и распределение с благословения наместника пожертвований),
ризничий (отвечает за благолепие храма, облачений, утвари, хранение богослужебных книг),
эконом (отвечает за хозяйственную жизнь монастыря, ведает послушаниями приехавших в монастырь трудников),
келарь (отвечает за хранение и заготовку продуктов),
гостиничный (отвечает за размещение и проживание гостей монастыря) и другие.
В женских монастырях эти послушания несут насельницы монастыря, за исключением духовника, который назначается архиереем из числа опытных и обычно пожилых монахов.

Обращение к монахам

Для того чтобы верно обратиться к насельнику (насельнице) монастыря, необходимо знать, что в обителях есть послушники (послушницы), рясофорные монахи (монахини), мантийные монахи (монахини), схимонахи (схимонахини). В мужском монастыре часть монахов имеет священнический сан (служат диаконами, священниками). Обращение в монастырях выглядит следующим образом.

В мужском монастыре

К настоятелю можно обратиться с указанием его должности ("отец настоятель, благословите") или с употреблением имени ("отец Никон, благословите"), возможно, и просто "батюшка". В официальной обстановке: "Ваше Высокопреподобие" (если настоятель — архимандрит или игумен) или "Ваше Преподобие" (если иеромонах). В третьем лице говорят: "отец настоятель", "отец Гавриил".

К благочинному обращаются: с указанием должности ("отец благочинный"), с добавлением имени ("отец Павел"), "батюшка". В третьем лице: "отец благочинный" ("обратитесь к отцу благочинному") или "отец... (имя)".

К духовнику обращаются: с употреблением имени ("отец Иоанн") или просто "батюшка". В третьем лице: "что посоветует духовник", "что скажет отец Иоанн".

Если эконом, ризничий, казначей, келарь имеют священнический сан, к ним можно обратиться "батюшка" и спросить благословения. Если они не рукоположены, но имеют постриг, говорят: "отец эконом", "отец казначей"

Иеромонаху, игумену, архимандриту можно сказать: "отец... (имя)", "батюшка".

К монаху , имеющему постриг, обращаются: "отец", к послушнику —"брат" (если послушник в преклонном возрасте —"отец"). В обращении к схимникам , если употребляется сан, добавляется приставка "схи" — например: "Прошу Ваших молитв, отец схиархимандрит".

В женском монастыре

Игуменья , в отличие от монахинь, носит золотой наперсный крест или крест с украшениями и имеет право благословлять. У нее поэтому просят благословения, обращаясь таким образом: "мать игуменья; или с употреблением имени: "мать Варвара", "матушка Николая" или просто "матушка". (В женском монастыре слово "матушка" относится только к игуменье. Поэтому если говорят: "Так считает матушка", подразумевают игуменью.)

В обращении к монахиням говорят: "мать Евлампия", "мать Серафима", но в конкретной ситуации можно просто "матушка". К послушницам обращаются: "сестра" (в случае преклонного возраста послушницы возможно обращение "матушка").

Не находит духовного обоснования практика некоторых приходов, где прихожанок, работающих на кухне, в швейной мастерской и т.п., называют матушками. В миру матушкой принято называть только жену священнослужителя.

О монастырских правилах

Монастырь — это особый мир. И нужно время, чтобы усвоить правила монашеского общежития.

Придя в монастырь паломником или трудником, помните, что в монастыре на все испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют.

Из монастыря без благословения выходить нельзя.

Оставляют вне монастыря все свои греховные привычки и пристрастия (вино, табак, сквернословие и т.п.).

Разговоры ведут только о духовном, не вспоминают про мирскую жизнь, не поучают друг друга, но знают только два слова —"прости" и "благослови".

Без ропота довольствуются пищей, одеждой, условиями сна.

Не ходят в чужие келии, кроме случаев, когда бывают посланы настоятелем. При входе в келию творят вслух молитву: "Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас" (в женском монастыре: "Молитвами святых матерей наших...").

Не входят в келию, покуда не услышат из-за двери: "Аминь".

Избегают вольного обращения, смеха, шуток.

При работе на послушаниях стараются щадить немощного, который работает рядом, любовью покрывая погрешности в его работе.

При взаимной встрече приветствуют друг друга поклонами и словами:
"Спасайся, брат (сестра)"; а другой отвечает на это: "Спаси, Господи".

Садясь за стол в трапезной, соблюдают порядок старшинства. На молитву, которую творит подающий пищу, отвечают "Аминь", за столом молчат и внимают чтению.

К богослужению не опаздывают, разве только при занятости на послушании.

Оскорбления, встречающиеся на общих послушаниях, переносят смиренно, приобретая тем опытность в духовной жизни и любовь к братии.

Памятка паломнику

На паломнике должен быть нательный крест.

Требуется иметь при себе документы, подтверждающие личность.

— икону Божией Матери "Одигитрии" (Путеводительницы) или чудотворца Николая — покровителя путешествующих
— молитвослов и Псалтирь

Позаботьтесь, чтобы у вас были деньги на обратную дорогу (если таковая предполагается).

Перед путешествием желательно взять письменное благословение у Вашего духовника или священника Вашего прихода.

Аристарх (Лоханов), игумен. Что надо знать о православном церковном этикете. М., 2001
Духовный руководитель и отношение к нему православного христианина. М., 1993

Посетители обнаружили на этой странице, выполнив поиск:

официальный сайт горнальского монастыря, пряжевская икона, Богородица, Горналь, горнальский монастырь, Свято-Николаевский Белогорский мужской, пустынь, Мирополье, крестный ход, чудотворная икона, Питирим, Гуево, Суджа, Курск, заказать требы, мощевик Иосафа Белгородского, Курская епархия, Русская православная церковь, история горнальского монастыря, чудотворная икона, крестный ход на украину, чудотворная икона Божией Матери, образ пресвятой богородицы, gornal.prihod, паломник, требы в монастыре,

Монастырь – место особого присутствия Божия, место, где живут иноки – люди, удалившиеся из мира, посвятившие свою жизнь служению Богу. Монастырский уклад создает условия для постоянного сохранения молитвенной сосредоточенности, к которой стремятся живущие в обители. Приезжая в монастырь, должно вести себя тихо, скромно, внимательно и благоговейно.

Внешний вид

В монастырь нужно приходить в скромной несоблазнительной одежде, без неподобающих надписей и изображений.

Женщинам следует быть с покрытой головой, без яркой косметики.
Одежда должна быть с длинным рукавом, юбка или платье — приличной длины (ниже колен). Не подобает христианке носить мужскую одежду – брюки и шорты, для мужчин шорты также недопустимы.

Христианин должен всегда носить нательный крест.

В храме

В храм входить нужно спокойно и с благоговением. Мужчинам следует снять головной убор. Перед входом совершают троекратное крестное знамение с поклонами.

Громкие разговоры и неумеренная жестикуляция в храме неуместны. Мобильные телефоны в храме нужно отключать.

Подходя к иконе или мощевику, дважды осените себя крестом, приложитесь и перекреститесь в третий раз.

С вопросами можно обратиться к дежурному за свечным ящиком; не нужно разговаривать с другими сестрами.

На территории монастыря

Свободный вход разрешен только в храм (при соблюдении правил). По территории обители можно ходить только по благословению и, как правило, с монастырским сопровождающим. Вход в жилые и хозяйственные помещения монастыря запрещается.

Недопустимо: шуметь, громко разговаривать и смеяться, курить, употреблять спиртные напитки или наркотические вещества и пребывать на территории монастыря в состоянии опьянения, использовать громкоговорящую аппаратуру, играть на музыкальных инструментах, употреблять нецензурную брань, вести непристойные разговоры, плевать и сорить, входить на территорию монастыря с животными, производить без благословения видео- и фотосъемку, вести разговоры с насельницами и воспитанницами монастыря; непочтительно вести себя и нарушать предписанные правила поведения.

В течение всего времени пребывания в монастыре звук в мобильных телефонах должен быть отключен.

Паломникам и трудникам

Необходимо предъявить паспорт, сообщить телефоны ближайших родственников.

Паломники должны соблюдать внутренний распорядок, установленный в монастыре.

  • Помните, что в монастыре на все испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют.
  • Оставляют вне монастыря все свои греховные привычки и пристрастия (вино, табак, сквернословие и т. п.).
  • Не ведут разговоров о мирской жизни, никого не поучают, на все замечания отвечают: «простите».
  • Без ропота довольствуются пищей, одеждой, условиями сна.
  • Соблюдают молитвенную тишину.
  • Не ходят в чужие келии.
  • При входе в келию творят вслух молитву: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас». Не входят в келию, пока не услышат из-за двери: «Аминь».
  • Избегают вольного обращения, смеха, шуток.
  • Садясь за стол в трапезной, соблюдают порядок. За столом молчат и внимают чтению.
  • К богослужению не опаздывают, только при занятости на послушании.
  • Из монастыря без благословения не выходят.

Известна любовь православного народа к монастырям. В каждом из них, кроме насельников, есть трудники, паломники, приезжающие для того, чтобы укрепиться в вере, благочестии, поработать во славу Божию над восстановлением или благоустройством обители. В монастыре более строгая дисциплина, чем на приходе. И хотя промахи новопришедших обычно прощаются, покрываются любовью, желательно ехать в монастырь, уже зная начатки монастырских правил.

Духовно-административное устройство монастыря

Возглавляет монастырь священноархимандрит - правящий архиерей или (если монастырь ставропигиальный) сам Патриарх. Однако непосредственно управляет монастырем наместник (это может быть архимандрит, игумен, иеромонах). В древности он назывался строителем, или игуменом. Женский монастырь управляется игуменией.

Ввиду необходимости четкой отлаженности монастырской жизни (а монашество - это духовный путь, выверенный и отшлифованный вековой практикой) в монастыре каждый несет определенное послушание. Первый помощник и заместитель наместника - благочинный. В его ведении все богослужение, выполнение уставных требований. Именно к нему обычно направляют по вопросу размещения приезжающих в монастырь паломников.

Важное место в монастыре принадлежит духовнику, который духовно окормляет братию. Причем это не обязательно должен быть старец (как в смысле возраста, так и в смысле духовных дарований).

Из опытных братий выбираются: казначей (отвечает за хранение и распределение с благословения наместника пожертвований), ризничий (отвечает за благолепие храма, облачений, утвари, хранение богослужебных книг), эконом (отвечает за хозяйственную жизнь монастыря, ведает послушаниями приехавших в монастырь трудников), келарь (отвечает за хранение и заготовку продуктов), гостиничный (отвечает за размещение и проживание гостей монастыря) и другие.

В женских монастырях эти послушания несут насельницы монастыря, за исключением духовника, который назначается архиереем из числа опытных и обычно пожилых монахов.

Обращение к монахам

Для того чтобы верно обратиться к насельнику (насельнице) монастыря, необходимо знать, что в обителях есть послушники (послушницы), рясофорные монахи (монахини), мантийные монахи (монахини), схимонахи (схимонахини). В мужском монастыре часть монахов имеет священный сан (служат диаконами, священниками).

Обращение в монастырях выглядит следующим образом.

В мужском монастыре. К наместнику можно обратиться с указанием его должности («отец наместник, благословите») или с употреблением имени («отец Никон, благословите»), возможно и просто «батюшка» (употребляется редко). В официальной обстановке: «Ваше Высокопреподобие» (если наместник - архимандрит или игумен) или «Ваше Преподобие» (если иеромонах). В третьем лице говорят: «отец наместник», «отец Гавриил».

К благочинному обращаются: с указанием должности («отец благочинный»), с добавлением имени («отец Павел»), «батюшка». В третьем лице: «отец благочинный» («обратитесь к отцу благочинному») или «отец… (имя)».

К духовнику обращаются: с употреблением имени («отец Иоанн») или просто «батюшка». В третьем лице: «что посоветует духовник», «что скажет отец Иоанн».
Если эконом, ризничий, казначей, келарь имеют священнический сан, к ним можно обратиться «батюшка» и спросить благословения. Если они не рукоположены, но имеют постриг, говорят: «отец эконом», «отец казначей».

Иеромонаху, игумену, архимандриту можно сказать: «отец… (имя)», «батюшка».

К монаху, имеющему постриг, обращаются: «отец», к послушнику - «брат» (если послушник в преклонном возрасте - «отец»). В обращении к схимникам, если употребляется сан, добавляется приставка «схи» - например: «Прошу ваших молитв, отец схиархимандрит».

В женском монастыре. Игумения, в отличие от монахинь, носит золотой наперсный крест и имеет право благословлять. У нее поэтому просят благословения, обращаясь таким образом: «мать игумения»; или с употреблением имени: «мать Варвара», «матушка Николая» или просто «матушка». (В женском монастыре слово «матушка» относится только к игумении. Поэтому, если говорят: «Так считает матушка», подразумевают игумению.)

В обращении к монахиням говорят: «мать Евлампия», «мать Серафима», но в конкретной ситуации можно просто «матушка». К послушницам обращаются: «сестра» (в случае преклонного возраста послушницы возможно обращение «матушка»).

О монастырских правилах

Монастырь - это особый мир. И нужно время, чтобы усвоить правила монашеского общежития. Для мирян укажем лишь на самое необходимое, что нужно соблюдать в монастыре при паломничестве. Придя в монастырь паломником или трудником, помните, что в монастыре на все испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют.

Из монастыря без благословения выходить нельзя.

Оставляют вне монастыря все свои греховные привычки и пристрастия (вино, табак, сквернословие и т.п.).

Разговоры ведут только о духовном, не вспоминают про мирскую жизнь, не поучают друг друга, но знают только два слова: «прости» и «благослови».
Без ропота довольствуются пищей, одеждой, условиями сна, употребляют пищу только на общей трапезе.

Не ходят в чужие кельи, кроме случаев, когда бывают посланы настоятелем. При входе в келью творят вслух молитву: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас» (в женском монастыре: «Молитвами святых матерей наших…»). Не входят в келью, покуда не услышат из-за двери: «Аминь».
Избегают вольного обращения, смеха, шуток.

При работе на послушаниях стараются щадить немощного, который работает рядом, любовью покрывая погрешности в его работе.

При взаимной встрече приветствуют друг друга поклонами и словами: «Спасайся, брат (сестра)»; а другой отвечает на это: «Спаси Господи». В отличие от мира, за руку друг друга не берут.

Садясь за стол в трапезной, соблюдают порядок старшинства. На молитву, которую творит подающий пищу, отвечают: «Аминь», за столом молчат и внимают чтению.
К богослужению не опаздывают, разве только при занятости на послушании.

Оскорбления, встречающиеся на общих послушаниях, переносят смиренно, приобретая тем опытность в духовной жизни и любовь к братии.

Мы рады видеть Вас в нашей обители и желаем, чтобы это посещение принесло Вам душевную пользу. Весь уклад монастырской жизни способствует молитвенному настроению, удалению от греха, очищению от страстей. Должно вести себя как можно тише, скромнее, внимательнее, стремясь, чтобы монастырь повлиял на Вас, а не Вы на монастырь. Монастыри отличаются более строгой дисциплиной, более длительными службами, чем приходские храмы. Чтобы максимально извлечь пользу от пребывания в монастыре необходимо соблюдать следующие правила, которые приняты не только в целях сохранения церковного организма, но и как путь восхождения ко Христу.

Как вести себя в монастыре (общие правила)

  • Монастырские ворота открываются в 5:00 ч., закрываются в 22:00 ч. (зимой могут закрываться раньше). Не благословляется выходить за ворота или ходить по территории после 22.00 ч.
  • Внешний вид паломника должен соответствовать виду православного христианина. Одежда должна быть закрытой, без неподобающих надписей и изображений, неуместны шорты, бриджи. Не принято в монастырях женщинам находиться в брюках, коротких юбках, с непокрытой головой, с открытыми плечами и глубоким декольте. Вся одежда должна быть чистая и опрятная.
  • Для приехавших (мужчин и женщин) в неподобающей одежде у охранника можно получить платок и юбку, которые нужно вернуть обратно после посещения монастыря.
  • Не приветствуется косметика, которая оставляет следы на священных предметах, когда к ним прикладываешься.
  • В монастыре запрещено: курить, распивать спиртные напитки, находиться в нетрезвом состоянии, вести непристойные разговоры, сквернословить, плевать, бегать по территории монастыря, громко разговаривать и смеяться, использовать громкоговорящую аппаратуру, играть на музыкальных инструментах без благословения.
  • Запрещается заходить на территорию монастыря с животными (только по благословению).
  • Вход в жилые и хозяйственные помещения монастыря запрещается, если на то нет особого благословения игумении. Категорически запрещено заходить в кельи сестер.
  • Необходимо соблюдать чистоту в монастыре и на всей прилегающей к нему территории.
  • Во время Богослужения, пожалуйста, выключайте мобильные телефоны.
  • Фото- и видеосъемка внутри храмов и помещений, а также сестер и детей монастырского приюта запрещена. Разрешается снимать храмы только снаружи.
  • Купаться в источнике надо в рубашках.
  • На берегу речки Сольбы святое место. Пляж устраивать нельзя. Купаться также в рубашках. Убедительная просьба на источнике и речке СОБЛЮДАТЬ ТИШИНУ!
  • Не принято вести длительные разговоры с сестрами монастыря и детьми монастырского приюта. Также это касается экскурсий, которые проводят сестры. Недопустимы вопросы личного характера.
  • Нельзя, прикасаться к сестрам, обнимать их.
  • Не разрешается дарить или передавать сестрам и детям вещи, деньги, литературу без благословения игумении или благочинной.
  • В настоящее время в монастыре ведутся строительные работы. Чтобы не подвергать свою жизнь опасности и не отвлекать от работы строителей, просьба не заходить в рабочую зону, не трогать находящиеся на территории механизмы, инструменты, транспортные средства и не фотографировать их.
  • Въезд на машине на территорию монастыря запрещен, исключение – благословение игумении или благочинной.
  • Очень радостно, что сейчас многие приводят в храм детей, приобщают их к вере, посещают с ними монастыри. Однако надо помнить, что обитель – это святое место, где нельзя допускать шума, нельзя мешать другим людям. Если Вы едете в монастырь с детьми, то нельзя оставлять их без присмотра. На территории монастыря нужно соблюдать тишину, с благоговением относиться к монастырским храмам. Играть и резвиться дети могут за территорией монастыря на специальной детской площадке.
  • Храм в монастыре открыт весь день до окончания вечернего богослужения. В любое время можно прийти помолиться, подать записки.
  • Есть известное выражение: “В чужой монастырь не приходят со своим уставом”. Даже если кажется, что вы лучше знаете и правильнее понимаете что-то, следует подчиняться принятым в данном монастыре правилам.

Нарушителей правил охрана имеет право удалить с территории монастыря.