Яблочный спас какого. Медовый Спас когда наступает

Яблочный Спас 2016 года какого числа празднуется, интересует многих. Яблочный Спас относится к одним из любимых в народе праздников, которые отмечают, как верующие люди, так и те, кто далеки от религиозных воззрений. История праздника, традиции, обряды, приметы и рецепты к праздничному столу можно узнать из данной статьи.

Яблочный Спас 2016 года какого числа: история праздника, традиции, приметы и обряды. Яблочный Спас наиболее популярен из трех спасов. Он отмечается через пять дней после первого, Медового Спаса. Дата праздника не меняется, каждый год он празднуется 19 августа. В этот день отмечается также большой христианский праздник Преображение Господне. Языческий и православный праздник соединились в один, и люди стали нести в храм яблоки нового урожая для освящения. На Руси издревле Яблочный Спас был связан со сбором урожая. Православным запрещалось употреблять в пищу плоды до 19 августа. Зато с этого дня яблоки и приготовленные из них блюда начинали есть в больших количествах.

Яблочный Спас 2016 года какого числа: история праздника, традиции, приметы и обряды. 19 августа во всех храмах проводится божественная Литургия. Верующие в этот день должны явиться в церковь в белых одеждах. Главный обряд на Спас – это освящение плодов. Считалось, что яблоки, окропленные святой водой, имеют аромат плодов, произраставших в Эдемском саду. В этот день каждый должен угостить фруктами нищих и больных, а также посетить могилы близких и оставить несколько яблочек там. По древним поверьям, сходив в церковь на Спаса, после этого можно загадать желание. Для этого нужно откусить от освященного яблока и подумать о своем желании. По приметам, на Яблочный Спас нельзя отгонять мух, так как в этот день они приносят удачу. В Древней Руси верили, что муха, сев на одежду или руки, может принести человеку удачу. На Яблочный Спас можно было узнать погоду на осень и зиму. Если 19 августа идет дождь, то осень и зима также будут слякотными, а если в праздник на улице солнечно и тепло, то осень ожидается сухой, а зима малоснежной.

Яблочный Спас 2016 года какого числа: история праздника, традиции, приметы и обряды, рецепты к праздничному столу. На Яблочный Спас все хозяйки старались приготовить вкусные блюда к праздничному столу. И, конечно, в составе большинства из них присутствовали яблоки. Яблоками, яблочными пирогами, вареньем и другими блюдами угощали всех пришедших в гости, а также просто прохожих на улице. Считалось, что это приносит удачу на весь год. В этот день женщины стряпали вкуснейшие яблочными пироги, варили варенье, компоты, делали заготовки на зиму. Также готовили запеченные яблоки, которые очень нравятся детям. Рецепты запеченных яблок к праздничному столу достаточно просты к исполнению, а о пользе яблок знают все без исключения.

Яблочный Спас 2016 года какого числа: рецепты к праздничному столу. Для приготовления запеченных яблок с медом и корицей нужно взять 4 яблока среднего размера, 4 столовые ложки меда, 4 грецких ореха, 2 чайные ложки корицы и один стакан воды. Из промытых и обсушенных полотенцем плодов нужно вырезать сердцевину так, чтобы из яблока получился своеобразный стаканчик. Затем внутрь каждого яблока кладется по пол чайной ложки меда и пол чайной ложки корицы. Яблоки выкладываются в форму, сверху присыпаются измельченными грецкими орехами и заливаются оставшимся медом. Запекать блюдо нужно в течение 20 минут при температуре 200 градусов.

Сейчас лето, и народ уже вовсю интересуется — Медовый Спас 2017 года какого числа наступает, чтобы подготовиться вовремя как следует. Все ответы найдете ниже в статье, это интересно!

Традиции православных праздников возникали и менялись еще в стародавней Руси. Под влиянием переплетения христианства и язычества возникло много интересных и причудливых православных праздников, а август особо ими насыщен. В этом месяце православные верующие отмечают три праздника Спаса: Медовый (Мокрый, Маковый), Яблочный и Ореховый. Их история начиналось еще в то время, когда язычники отмечали окончание лета и устраивали праздники урожая. Они пробовали созревшие плоды и славили природу, которая подарила им их.

Слово «Спас» образовалось от сокращенного слова «Спаситель». В церкви так называют Христа, за то, что он является спасителем человеческого рода. Однако слово «спас» имеет и другие глубокие языческие корни. Так у древних славян назывался бог, которого просили о помощи при сборе урожая и его сохранности.

Медовый Спас – это праздник, который отмечается самым первым их трех Спасов. Свое название этот праздник получил благодаря древнему обычаю вынимать впервые в этот день соты. Наши предки считали, что если не собрать мед из ульев в этот день, то его унесут соседские пчелы. Пасечники относили мед в церковь для освещения.


После освещения этот мед считался целебным, и применяли его в разнообразных лечебных целях. Кусочки сот с медом раздавали детям. Из меда готовили разные блюда: медовые лепешки, пряники и блины.

По-другому этот праздник называется Изнесением древ Животворящего Креста Господня. По сведениям исторических источников, в городе Константинополе, из-за многочисленных болезней людей в августе, на городских улицах носили Древо Креста Господня. Оно помогало исцелить и защитить народ. Это действо продолжалось несколько дней, до 29 августа.

Спас на воде

Первый, Медовый Спас можно также назвать Спасом на воде или, по-другому, Мокрый Спас. Это название возникло из-за обычая проводить в этот день малое водосвятие. В давней Руси шел в те времена крестный ход на речки и родники для освещения воды в них. После освещения люди часто купались в водоемах и мыли домашний скот. Они верили, что таким образом получают здоровье, и смывают усталость и все свои грехи. После Мокрого Спаса нельзя было купаться, поэтому люди старались накупаться до окончания лета. Вода в речках после праздника становилась холодной и зацветала. В этот день зарывались старые колодцы и проходили освящение новые.

Праздник Маковея


Существует третье по счету название Медового Спаса – Маковей. В этот Спас в церквях люди освящали мак. К приходу этого дня мак полностью вызревал. Из него готовились различные блюда: маковые рулеты, булочки, вываренный в меду мак. Празднование Маковея приходилось на (когда в 2016 году?), поэтому еда была постной, но не менее вкусной.

В древней Руси на Маковея люди делали букеты-обереги, или «маковейчики». Народ верил, что эти букетики защищали их от разных бед и болезней на протяжении целого года. После установления христианства православные продолжают собирать эти букеты. В наше время их освящают в церкви. На Медовый Спас 2016 года можно приобрести готовый букетик, но лучше составить его самому. На Руси считалось, что собрать целебный букет должны все женщины и девушки. Раньше такой оберег собирали из семнадцати трав. В наше время в состав маковейчика должны входить:

Плоды калины – как символ женской красоты и любви;
цветки календулы – как защита от всяких хворей;
цветы подсолнуха – как символ солнца;
овес – для богатства и хорошего урожая;
ласковец-для мира и согласия в каждом доме;
душица- для плодовитости и продолжения рода;
мята – для покоя, и добра;
донник – для полного примирения после ссоры;
тирлич – для привлечения кавалеров к девушке;
ветки полыни и обязательно — головки мака.
Собранные травы обвязываются красной ленточкой и освящаются в храме. Такой букетик будет защищать всю семью целый год от всех напастей и бед.

Медовый Спас когда наступает в 2017 году?


Православные всегда празднуют Медовый Спас в августе, 14 числа (дата праздника неизменна). В 2016 году он выпадает на воскресенье. На этот праздник во всех храмах проводят освещение воды, меда, травы, цветов и мака. К празднику готовятся блюда, в составе которых есть с мак: маковые рулеты и булки, (смотрите рецепты с фото). Пекутся медовые пряники, медовики и готовятся напитки с медом. Приготовленными блюдами нужно угостить родных и друзей, а также бедных людей.

Освященный в церкви мак можно разложить по дому — он защитит семью от неприятностей, болезней и бед. Подсушенный маковейчик ставится на подоконник. Мед, освященный в храме на Спас, можно применять для лечения болезней.

По народным поверьям, в первый Спас женщинам полностью прощались все их прегрешения и грехи. Все люди имеют грехи: кто — мелкие, кто – крупные. Жизнь складывается таким образом, что грешат все, кроме святых. Если верить приметам, то в этот Спас, женщине можно вымолить прощение за любой грех и он ей простится. Для полного прощения, нужно в этот день оказать любую помощь нуждающимся людям. Человек, который сделает это – получит Божье благословение.

Хотите узнать всё о спасах в 2016 году? В этой статье вы найдёте исчерпывающие ответы на интересующие вас вопросы об ореховом, яблочном и медовом спасах.

Спасы в 2016 году

14 августа 2016 года начинается Успенский пост, который продлится до праздника Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа.

В этот же день отмечается праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста, в народе именуемый “Медовым Спасом” .

Ничего не смущает, не режет слух в этих словах? Я понимаю, что «посягаю на святое», и все же… Ведь слово «спас» от слова «Спаситель», а слово - не пустой звук, тем более, если это - имя. В особенности, если это имя Божие.

За последние свыше двадцати лет мы привыкли, что накануне праздников Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня , Его Преображения и Нерукотворного Образа, в СМИ обязательно появляются «просветительские» материалы на их тему. К сожалению, зачастую они выдержаны в ключе земледельческой магии, что сводит на нет пользу даже той информации, которая хотя бы вскользь дается о сути праздников.

Мы порой слишком привыкаем к словам и словосочетаниям, не задумываясь, что слово - продукт своеобразного «круговорота веществ в природе». Те или иные представления и понятия обретают имена в результате формирования своего содержания. Имена в свою очередь продолжают формировать сознание, как индивидуальное, так и массовое.

Вы никогда не задумывались о метаморфозе слова «настоящий»? Когда-то (да и сейчас некоторые люди используют это слово в таком смысле) под ним понималось «теперешнее», то, что есть в данный момент. В наше время за этим словом прочно закрепился смысл чего-то истинного, верного, непоколебимого, неподдельного, чуждого фальши, эфемерности. Случайно? Отнюдь. Эта сравнительно новая смысловая нагрузка - следствие искажения нашего мировоззрения, смещения приоритетов, преобладания ценностей временных; да - тленных, да - преходящих, но реальных, потому что они - настоящие: вот они, родимые, здесь, их пощупать можно, прочувствовать. Что «там» - это еще видно будет… и будет ли? А вот «это» - здесь и сейчас. А если и не «сей час», то в «ближайший час»: наши радости и скорби земные - это «настоящее» (во всех смыслах), все же прочее - так… А потому «с волками жить - по-волчьи выть», мы - люди немощные, грешные, но Господь милостив и Матерь Божия да святые все с за нас заступятся и спасение наше - дело решенное. Только почитать Бога и наших перед Ним заступников надо, что опять же очень просто: в храм на праздники ходить, фрукты-овощи святить - учат в… ох! Да, совсем чуть не забыл: раз в год обязательно собороваться надо, чтобы не заморачиваться с грехами на исповеди, потому как в соборовании забытые грехи прощаются, и тогда можно в душе своей не копаться. И всё! И живи как все…

Такое, вот, «настоящее», но только никакое не Православие получается.

Беда, разумеется, не в народной культуре и не в крестьянских традициях. Культура христианская естественно формируется в лоне определенной среды и несет на себе ее отпечаток. Другое дело, что, во-первых, не все, что является отпечатком среды - неотъемлемая часть христианской культуры, а во-вторых… «мера во всем», как говорил мудрый Демокрит. Ведь не в меде да овощах-фруктах проблема. Традиции эти красивы, исполнены глубокого смысла, да только глубина эта становится парадоксально недостижимой именно из-за преобладания обрядного начала! Прилагательное («медовый », «яблочный », «ореховый», «хлебный») определяет в религиозном сознании содержание существительного «Спас». Не то, чтобы все напрочь забыли о каком «Спасе» речь, хотя и подобное бывает, как, например, на Западе, когда, празднуя «Рождество », многие не знают, что именно они так весело отмечают, Чей День Рожденья справляют.

Аграрная составляющая теснит изначальное содержание понятий этих праздников аналогично тому, как это произошло с понятием «настоящее». Только в обратном порядке: в случае с «настоящим» временному и преходящему придан вес незыблемого и надежного, а в случае со «Спасами» - вечное, истинное, и в силу этого абсолютно надежное, подменяется (при сохранении личины некой незыблемой твердыни) тленным, временным, а уже что является символом поклонения духу мира сего - вода, плоды, полотно ли - неважно. Достаточно перевести внимание, сместить акценты, и подмена произведена.

Удручающее впечатление производят многие люди, приходящие в эти праздники в храм освятить конкретные банки с медом, плоды. Они или приходят к концу службы только, чтобы получить «ритуально-магическую услугу», и скучают, порой не очень терпеливо дожидаясь, «когда начнется», или еще хуже: являются довольно рано, чтобы удобно расположить свое приношение на столе и потом не отводят очей от своих кульков, «отстаивая» службу, но не участвуя в ней…

Постоянным прихожанам еще как-то удается объяснить, что освящаются не только конкретные плоды, а весь урожай тем, что его начатки приносятся в жертву, т.е., принесенное, по идее, должно оставаться в храме или там же раздаваться, и этой жертвой освящается все, что у тебя на огороде, в саду, на пасеке, дома, в магазине и на базаре, наконец, то, что ты собираешься приобрести и кормить свою семью - все это освящается твоим «принесением начатков Богу»: жертвой благодарения Небесному Отцу за Его заботу о нас, грешных, без которой ни урожая не было бы, ни средств, приобрести пищу.

Если вдуматься, эти праздники между собой очень крепко связаны. Только не аграрной составляющей. Преображаясь, Господь заранее укрепляет апостолов, как сказано в праздничном кондаке: «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша; да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние». Нетварный свет Преображения разрывает, рассеивает мрак отчаяния: мрак придавивший апостолов после страданий и крестной смерти их Учителя; мрак, окутывающий и отравляющий нас, порой, очень крепко.

Свет Преображения достигает до наших сердец, если мы в минуты, казалось бы, безраздельного владычества мрака вспоминаем о Кресте и сораспятии Христу, вспоминаем, что Крест - символ не столько страданий, сколько любви, которая хотя и не ищет страданий, страдания для нее не цель, но при необходимости она принимает их, радуясь о тех, за кого приносится жертва, радуясь о своей душе, которая очищается смиренным и благодушным перенесением скорбей.

И если Господь приоткрыл на Фаворе Свою славу, то через крестный путь в каждом из нас отмывается и восстанавливается образ Божий, проявляясь и просиявая в нашей душе через все большее уподобление Первообразу, о чем нам напоминает Господь в празднике, посвященном созданию Его первой, нерукотворной иконы.

Ореховый Спас 2016 года какого числа празднуется, известно всем православным, ведь в этот день завершается также Успенский пост. История третьего Спаса, традиции и приметы праздника можно узнать, ознакомившись с данной публикацией.

Ореховый Спас 2016 года какого числа: история, традиции и приметы праздника. Ореховый Спас – это третий Спас, который отмечают христиане. До этого прошел уже Медовый и Яблочный Спас. Свое название праздник получил после того, как глава города Эдессы Авгарь излечился от проказы, получив в подарок полотно с изображением Иисуса Христа. Он направил своего художника Анания к Спасителю с просьбой об исцелении. Художник пытался изобразить черты Иисуса, но у него не получилось. Тогда Спаситель умылся и вытерся полотенцем и на ткани остался его лик. Это полотенце было доставлено в Эдессы и защищало его от горестей и болезней. Спас на Холсте является временем продажи и освящения холстов и полотен помимо Орехового получил название Холщовый Спас, Малый Спас, Хлебный Спас.

Ореховый Спас 2016 года какого числа: история, традиции и приметы праздника. Ореховый Спас празднуется 29 августа и завершает строгий Успенский пост. С этого дня разрешалось собирать орехи в лесу и стряпать хлеб из муки нового урожая. В этот день нужно также приобрести холщовое полотно. Хлеб и орехи приносили в церковь для освящения, а затем они становились главными продуктами праздничного стола. В день Орехового Спаса хозяйки пекли хлеб из муки нового урожая, добавляя в тесто орехи. Женщина должна была встать на рассвете, насыпать столько горстей муки, сколько членов в ее семье и произнести: «Мука-мука, ты сильна, подари всей родне силы и добра». Первую испеченную буханку хозяйка отдавала мужу, провожая его на работу в поле. Затем каждый в семье съедал кусок свежего хлеба, заедая его медом.

Ореховый Спас 2016 года какого числа: история, традиции и приметы праздника. В это день в дом приглашали родных и друзей, накрывая богатый стол. Так как пост уже завершился, то готовили мясные и рыбные блюда. Также обязательно готовили блюда с орехами, яблоками, медом, а также пироги с грибами. В этот день знахарки готовили лечебную настойку на перепонках грецких орехов. Ореховые прутья, собранные в этот день, использовали для изготовления веников для бани. Они считались целебными. На ореховый Спас самая старшая женщина в доме при помощи орехового прута, смоченного в колодезной воде, освящала все углы дома. Существовала примета для незамужних девушек. Мать девицы на выданье обходила девять счастливых домов и просила по ореху. Затем эти орехи должна была съесть девушка. Считалось, что после этого она вскоре найдет мужа и будет жить счастливо.

Ореховый Спас 2016 года какого числа: история, традиции и приметы праздника. В это день бесплодные пары могли попросить у орешника ребеночка. Накануне Орехового Спаса муж с женой шли к орешнику, обнимали его и просили дать такой же урожай, как у него. Затем надо было собрать столько орехов, сколько они живут вместе, и положить их под кровать. Утром женщина несла орехи в церковь для освящения. Издревле считалось, что ребенок, рожденный на Ореховый Спас, будет сильным и крепким. Бабушки делали ему талисман из трех орехов, нанизанных на красную нить. Талисман вешали над кроваткой, а когда малышу исполнялся год, прятали, доставая только тогда, когда ребенок заболевал.

Пора трех Спасов - радостное время для православного христианина. И так было всегда. Еще наши далекие предки в эти дни старались отложить работу и обратиться к природе, к Богу, к самим себе.

Медовый Спас

Он наступает 14 августа, в первый день Успенского поста . К этому времени ульи уже переполнены, а пасечники готовы собирать первый урожай. Люди верующие делают это обычно с молитвой, с особым благоговением. Затем мед относят в церковь для освящения. Такой продукт считается целебным, поэтому пробуют его все - от мала до велика. Он от любых хворей может избавить!

Хорошим делом считается в медовый спас угостить медком просящего. Недаром есть поговорка: «На Первый Спас и нищий медку попробует ». Дома освященный мед нужно разложить в красивые пиалы, поставить в центр стола. Можно испечь медовые пряники, пироги, булочки. Но важно помнить: идет пост, а значит, тесто тоже должно быть постным.

Еще одно название этого праздника - Спас на воде. Дано оно неспроста. По преданию, именно в этот день принял крещение князь Владимир. До сих пор в Медовый Спас совершается малое водоосвящение. Вся вода считается святой, дающей силы, прогоняющей усталость и болезни. Неплохо искупаться в этот день, особенно если водоем предварительно был освящен.

Считается, что на Первый Спас женщины должны замаливать свои грехи. Они им будут прощены, и можно после этого начинить новую, чистую от дурных помыслов жизнь.

Яблочный Спас

С наступлением Яблочного Спаса, 19 августа , заканчивается лето и начинается осень. По крайней мере, так всегда считалось. Спорить с этим трудно: действительно, многие замечают, что после этого дня становится значительно холоднее. Второй Спас у каждого из нас, конечно, связан с яблоками. Считается, что до этого дня их есть нельзя. Особенно свято чтят это правило матери, потерявшие своих детей. Есть предание, согласно которому умерший ребеночек на том свете не получит гостинца, если его мама будет есть яблоки до наступления Яблочного Спаса. Зато в сам праздничный день можно лакомиться плодами сколько угодно! Обязательно следует с утра их освятить и отнести пару штучек на могилки умерших родственников.

По пути не забудьте угостить всех знакомых, зайдите в гости к родным, не пройдите мимо нищего. Только после этого можно самому попробовать яблочко. Дома неплохо будет испечь яблочный пирог, сварить варенье. Все блюда по- прежнему должны быть постными.

Спас на горе - так еще называют этот праздник. На гору Фавор поднялся однажды Иисус Христос с тремя своими учениками. Добрался до ее вершины, взошел на нее и мгновенно преобразился. Одежда его засверкала белизной, лицо засияло. Отсюда и еще один праздник, который отмечается в этот день - Преображение Господне. Он напоминает нам о необходимости духовного очищения и совершенствования.

Ореховый Спас

29 августа христиане отмечают праздник Орехового Спаса . Официально у него сразу несколько названий. Прежде всего, почему Ореховый? Дело в том, что к этому дню в лесу как раз поспевают орешки. Их можно идти собирать и лакомиться ими. Тогда же заканчивается уборка хлеба. Отсюда и второе название - Хлебный Спас. Печь хлеб в этот день - сам Бог велел. Его также нужно освятить в церкви и раздать всем просящим. К хлебу в праздничный день следует относиться с особым чувством. Проронить хотя бы одну крошку уже считается грехом. Не забудьте в этот день поблагодарить Господа за пищу, которую он нам дает.

В честь нерукотворного образа Иисуса Христа праздник также носит название Спас на полотне. Добрая женщина дала Спасителю платок, чтобы вытереть пот, пока Он шел на Голгофу. Поблагодарил ее Господь, утерся, а когда вернул платок, женщина ахнула. На нем остался запечатленным лик Иисуса. Отчасти благодаря этому преданию до сих пор считается, что в этот день хорошо торговать холстами, полотнами, особенно если на них изображен священный лик.

После трех Спасов пора прощаться и с летом. Позади прекрасная пора, но впереди еще лучше, дай Бог!