10 июня церковный календарь. Церковный Православный праздник июня. Всем преподобным отцам, во Святой Горе Афонской просиявшим

Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших. Глас 1-й.
. Свт. Игнатия, еп. Ростовского (1288). Прп. Елены Дивеевской (1832).
Свт. Геронтия, митр. Московского и всея России (1489) 1 . . . Свт. Германа, еп. Парижского (576). . Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших (переходящее празднование в Неделю 2-ю по Пятидесятнице) (служба может быть перенесена на субботу, 27 мая).
Прмчч. Макария Моржова, Дионисия Петушкова, сщмч. Николая Аристова диакона, мчч. Игнатия Маркова и Петра Юдина (1931); прп. Ираклия Мотяха исп. (1936); прмц. Гермогены Кадомцевой (1942).
и икон Божией Матери.

Служба совершается по Октоиху и Минее-Май (М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. Ч. 3). На утрене поется величание Всем святым, в земле Русской просиявшим.

1. Тропарь и кондак свт. Геронтия см. в приложении 4.

Тропарь и кондак воскресные 1-го гласа (см. приложение 1) Тропарь русских святых, глас 8: ́Якоже плод кра́сный Твоего́ спаси́тельнаго се́яния,/ земля́ Росси́йская прино́сит Ти, Го́споди, вся святы́я, в той просия́вшия./ Тех моли́твами в ми́ре глубо́це// Це́рковь и страну́ на́шу Богоро́дицею соблюди́, Многоми́лостиве. Ин тропарь русских святых, глас 4: Иерусали́ма Вы́шняго гра́жданы,/ от земли́ на́шея возсия́вшия/ и Бо́гу во вся́цем чину́ и вся́ким по́двигом угоди́вшия,/ прииди́те, воспои́м, ве́рнии:/ о всеблаже́ннии земли́ Росси́йския засту́пницы,/ моли́теся ко Го́споду,/ да поми́лует сию́ от гне́ва Своего́,/ исцеля́я сокруше́ние ея́,// и ве́рныя лю́ди своя́ уте́шит. Кондак русских святых, глас 3: Днесь лик святы́х, в земли́ на́шей Бо́гу угоди́вших, предстои́т в Це́ркви/ и неви́димо за ны моли́тся Бо́гу./ А́нгели с ним славосло́вят,/ и вси святи́и Це́ркве Христо́вы ему́ спра́зднуют,/ о нас бо мо́лят вси ку́пно// Преве́чнаго Бо́га. Величание русских святых: Ублажа́ем вас,/ чудотво́рцы на́ши сла́внии,/ зе́млю Ру́сскую доброде́тельми ва́шими озари́вшии/ и о́браз спасе́ния нам// светоявле́нно показа́вшии.

Сегодня мы празднуем день Всех святых, в земле Русской просиявших. Это наши сродники и сограждане, это наши братья и сестры, которые явили образ святости, Божественный идеал человеческой жизни. Это герои духа, многие из которых стали героями нашей литературы – той самой, что берет свое начало еще в житийной литературе Древней Руси и которая питала и питает своими мощными духовными корнями культуру нашего народа. Святые угодники невдалеке от нас – мы даже не представляем, как они близки нам, как они стоят сегодня рядом с нами. И тот, кто идет против небесного воинства, против духовной рати Руси, никогда не сможет одержать победы, потому что эта рать – у Бога и Бог вместе с нею.

10 июня отмечается 5 православных церковных праздников. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 10 июня

Петров пост (Апостольский) — 7 день

Многодневный пост. Установлен в честь памяти апостолов Петра и Павла.

Петров пост - один из самых коротких и наименее строгих постов в православной религии. Это время связано с воспоминанием о двух апостолах, Петре и Павле, и имеет свои приметы и традиции.

Петров пост начинается через неделю после празднования Троицы, и в это время церковь призывает православных христиан соблюдать все церковные заветы. Во время поста вспоминают апостолов, которые повсеместно распространили христианство и помогали людям утвердиться в вере. Вспоминая великомучеников, все верующие благодарят их за праведные дела и неустанно молятся Высшим Силам об обретении милости и прощения. Летний пост предназначен не только для усмирения тела, но и духа. Соблюдая воздержание, каждый помогает своей душе очиститься от грехов, совершенных вольно и невольно.

Преподобного Никиты исповедника, епископа Халкидонского

День памяти Халкидонского епископа Никиты. Годы жизни: 2-я половина VIII — начало IX века. Преследовался иконоборцем Львом Армянином, был отправлен в ссылку.

Никита исповедник, Халкидонский епископ, жил во 2-й половине VIII века. Преподобный Никита, епископ Халкидонский, с юных лет посвятил себя Богу, отрекшись от мира. За святую жизнь был рукоположен в епископы. Сделавшись архипастырем, он заботился только о том, чтобы быть добрым примером для своей паствы. Святитель Никита отличался милосердием, помогал бедным, заботился о сиротах и вдовах, заступался за обижаемых. Во время правления иконоборца Льва Армянина (813 — 820) святитель Никита мужественно обличал иконоборческую ересь и убеждал своих пасомых благоговейно чтить образы Христа, Божией Матери и угодников Божиих. За эту настойчивость он перенес много страданий от гражданской власти, был подвергнут мучениям и отправлен в ссылку. Святой исповедник Никита скончался в начале IX века. У мощей его совершались чудеса исцеления. В каноне службы ему, написанном Константинопольским пресвитером Иосифом, прославляется также брат святителя Никиты — святой Игнатий.

Святителя Игнатия Ростовского, епископа

Считается днем памяти святого ростовского чудотворца Игнатия. Жил до 1288 года.

Святой Игнатий был епископом в Ростове. В молодых летах он ушел в монастырь, где за святую жизнь поставили его архимандритом. Затем в 1262 г. он был сделан и епископом. Св. Игнатий основал первую обитель Святой Троицы в Белозерском крае, откуда выходили иноки для распространения под его руководством христианской веры между чудью и корелами. Два раза предпринимал он тяжелое путешествие в татарскую Орду по церковным делам. Святительствовал 25 лет и прославился чудотворениями еще при жизни, почему после смерти мощи его не были погребены в земле, а положены открыто в храме, где и почивают доселе. Скончался святой Игнатий в 1288 г.

Святителя Геронтия, митрополита Московского и всея России

Празднование памяти Московского митрополита Геронтия. Жил до 1489 года.

Святитель Геронтий был возведен на первосвятительскую кафедру 29 июня 1471 года. Прежде он был настоятелем Симонова монастыря в Москве и епископом Коломенским.

Время правления святителя Геронтия ознаменовано расширением церковного строительства. При участии святителя был восстановлен после пожара митрополичий дом и построен Успенский собор в Кремле, освящение которого состоялось 12 августа 1479 года. 24 августа произошло торжественное перенесение мощей святителя Петра в новый собор.

Святитель Геронтий обладал твердым характером и отстаивал независимость Церкви от вмешательства даже великого князя Иоанна III. Будучи непреклонным в делах церковных, святитель всегда был добрым советчиком и союзником великого князя в делах государственных.

До самой своей блаженной кончины святитель благополучно управлял церковными делами. Преставился он 28 мая 1489 года накануне праздника Вознесения Господня. Погребен святитель Геронтий в Успенском соборе Кремля. Вскоре началось его почитание, в XVII веке уже была известна в соборе икона святителя.

27 января 2001 года имя святителя Геронтия, митрополита Московского и всея России, было включено в Собор Московских святых.

Священномученика Евтихия, епископа Мелитинского

Священномученик Евтихий, епископ Мелитинский, сотрудник святых апостолов, пострадал за Христа в городе Мелитине в I веке.

* Преподобного Никиты исповедника, епископа Халкидонского (IX). * Святителя Игнатия, епископа Ростовского (1288).
Священномученика Евтихия, епископа Мелитинского (I). Мучеников Еликониды (244); Крискента, Павла и Диоскорида (326). Священномученика Елладия, епископа (VI-VII). Преподобной Филофеи. Святителя Геронтия, митрополита Московского и всея Руси (1489). Мучеников Софрония (ок. 1510); Димитрия (1794); Захарии (1802). Преподобной Елены Дивеевской (1832). Преподобномученика Макария (Моржов), иеромонаха (1931). Преподобномученика Ираклия (Мотяха), схимонаха, Алма-Атинского (1936). Священномученика Василия (Преображенского) пресвитера, Ярославского (1940). Икон Божией Матери: Никейской (304), Антиохийской, и Чухломской (Галичской) "Умиление" (1350).

Преподобный Никита, епископ Халкидонский

Никита исповедник, Халкидонский епископ, жил во 2-й половине VIII века. Преподобный Никита, епископ Халкидонский, с юных лет посвятил себя Богу, отрекшись от мира. За святую жизнь был рукоположен в епископы. Сделавшись архипастырем, он заботился только о том, чтобы быть добрым примером для своей паствы. Святитель Никита отличался милосердием, помогал бедным, заботился о сиротах и вдовах, заступался за обижаемых. Во время правления иконоборца Льва Армянина (813 - 820) святитель Никита мужественно обличал иконоборческую ересь и убеждал своих пасомых благоговейно чтить образы Христа, Божией Матери и угодников Божиих. За эту настойчивость он перенес много страданий от гражданской власти, был подвергнут мучениям и отправлен в ссылку. Святой исповедник Никита скончался в начале IX века. У мощей его совершались чудеса исцеления. В каноне службы ему, написанном Константинопольским пресвитером Иосифом, прославляется также брат святителя Никиты - святой Игнатий.

Святой Игнатий

Святой Игнатий был епископом в Ростове. В молодых летах он ушел в монастырь, где за святую жизнь поставили его архимандритом. Затем в 1262 г. он был сделан и епископом. Св. Игнатий основал первую обитель Святой Троицы в Белозерском крае, откуда выходили иноки для распространения под его руководством христианской веры между чудью и корелами. Два раза предпринимал он тяжелое путешествие в татарскую Орду по церковным делам. Святительствовал 25 лет и прославился чудотворениями еще при жизни, почему после смерти мощи его не были погребены в земле, а положены открыто в храме, где и почивают доселе. Скончался святой Игнатий в 1288 г.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
22.05.2019 -
23.05.2019 -
24.05.2019 -

Высокое, нищетою - богатство. Отче, Никита, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак преподобному Никите исповеднику, епископу Халкидонскому, глас 8

Све́тлостию дел твои́х просия́л еси́, преподо́бне,/ апо́стольскаго престо́ла наследник был еси́, Ники́то,/ и, я́ко со́лнце, облиста́л еси́ твое́й па́стве, о́тче,/ вся Боже́ственных уче́ний испо́лнь./ Те́мже зове́м ти:// ра́дуйся, Халкидо́ну удобре́ние.

Перевод: Славой дел твоих просиял ты, наследник апостольского престола был ты, Никита, и, как солнце, озарил твою , отче, наполнив все Божественным учением. Потому взываем к тебе: «Радуйся, Халкидона украшение».

Святителю Игнатию, епископу Ростовскому

Тропарь святителю Игнатию, епископу Ростовскому, глас 4

Благове́рия просве́щся уче́нии,/ святи́тельства прие́м па́ству/ и апо́столов насле́дник быв,/ тем прия́л еси́ от Бо́га дар чуде́с, святи́телю о́тче Игна́тие,/ моли́ Христа́ Бо́га,// да спасе́т ду́ши на́ша.

Перевод: Просветившись учением благой веры, ты принял паству как святитель и был наследником апостолов, потому и принял ты от Бога дар чудес, святитель отче Игнатий, моли Христа Бога о спасении наших душ.

Тропарь святителям Леонтию, Исаие и Игнатию, епископам Ростовским, глас 4

Апо́стольским преда́нием, истинней ве́ре пропове́дницы,/ и от тьмы к све́ту Богоразу́мия челове́ком наста́вницы,/ и за ны к Бо́гу моле́бницы,/ на Небе́сная любо́вь возложи́сте к Лю́бящему вы./ И ны́не на Небеси́ со А́нгелы и со все́ми святы́ми ликовству́юще/ у Престо́ла сла́вы всех Царя́, Христа́ Бо́га на́шего,/ святи́и чудотво́рцы Лео́нтие, и Иса́ие, и Игна́тие,/ моли́те дарова́ти стране́ на́шей мир,/ на враги́ одоле́ние,/ Це́ркви единомы́слие// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Перевод: Проповедники истинной веры, согласной с апостольским преданием, и от тьмы к свету разумения Бога наставники людям, и за нас к Богу молитвенники, для Небесной любви вверившие себя Любящему вас. И сейчас на Небесах с Ангелами и со всеми святыми радуясь у Царя всех, Христа Бога нашего, святые чудотворцы Леонтий, Исаия и Игнатий, молите даровать стране нашей мир, победу над врагами, единомыслие Церкви и душам нашим великую милость.

Тропарь святителям Ростовским, глас 4

Святи́телие прему́дрии,/ па́ствы ва́шея учи́телие богопросвеще́ннии,/ ве́ру ева́нгельскую в лю́дех преумно́жившии,/ любве́ Небе́сныя на земли́ достоподража́тельнии о́брази,/ лю́ди страны́ Росто́вския и Яросла́вския приобща́вшии спасе́нию,/ служи́телие вои́стинну Бо́жии/ и соприча́стницы апо́столов досто́йнии яви́лися есте́,/ Лео́нтие священному́чениче, Иса́ие, Игна́тие, Иа́кове, Фео́доре/ и златослове́сниче Росси́йский Дими́трие,/ Христа́ Бо́га моли́те/ о архиере́ех, на престо́ле ва́шем прее́мницех,/ о лю́дех, благоче́стно вас почита́ющих,/ о стране́ на́шей правосла́вней// и о всей Христо́вей Це́ркви.

Перевод: Святители премудрые, вашей просвещенные Богом учителя, преумножившие в людях Евангельскую веру, достойные подражания примеры Небесной любви на земле, приобщавшие людей Ростовской и Ярославской земли ко спасению, истинные служители Божии и верные последователи , священномученик Леонтий, Исаия, Игнатий, Иаков, Феодор и златоуст российский Димитрий, Христа Бога молите об архиереях, преемниках ваших на престоле, о людях, благочестиво вас почитающих, о стране нашей Православной и о всей Церкви Христовой.

Кондак святителю Игнатию, епископу Ростовскому

Яви́ся днесь пресве́тлая па́мять твоя́,/ святи́телю преблаже́нне Игна́тие,// в ми́ре све́тло сия́ющи и явля́ющи всем Боже́ственное сия́ние.

Перевод: Сегодня настал день, святитель преблаженный Игнатий, пресветлой памяти твоей, в мире ярко сияющей и являющей всем Божественное сияние.

Кондак святителям Леонтию, Исаие и Игнатию, епископам Ростовским, глас 8

Я́ко во вселе́нней трие́ вели́цыи святи́телие,/ бы́сте вы благоче́стием и доброде́телию наста́вницы Росто́ву/ и, благове́рием прии́мше па́ству, ста́до Христо́во упасо́сте/ и ве́чный поко́й насле́довасте./ Мо́лим вас, святи́и чудотво́рцы,/ пода́ти доброде́телем исправле́ние,/ и боле́знем на́шим исцеле́ние, и собла́зном избавле́ние,/ и душа́м спасе́ние, да зове́м вам:// ра́дуйтеся, гра́ду на́шему Росто́ву похвала́ и утвержде́ние.

Перевод: Как , вы были наставники в и Ростову и, с благой верой приняв , упасли стадо Христово и наследовали вечный покой. Молим вас, святые чудотворцы, подать нам достижение добродетелей, исцеление наших болезней, избавление от и спасение душам, да взываем к вам: «Радуйтесь, города нашего Ростова сила и честь».

Кондак святителям Ростовским, глас 4

Но́ваго Заве́та Бо́га с челове́ки храни́телие,/ ева́нгельских за́поведей исполни́телие,/ в до́брых де́лех соверше́ннии,/ святи́телие му́дрии, преподо́бнии и пра́веднии Богоно́снии,/ зе́млю Росто́вскую и Яросла́вскую/ облагоуха́вшии моли́твами,/ имену́емии вси и неимену́емии,/ явле́ннии и сокрове́ннии,/ предстоя́ще Живонача́льней Тро́ице,/ не отступа́йте от нас ду́хом/ и Боже́ственное милосе́рдие преклони́те к нам,/ да с дерзнове́нием сла́ву Вы́шних Бо́гу вси прино́сим,/ да пребу́дет на земли́ мир неруши́мый,/ любо́вь же и благоволе́ние// посреде́ всех челове́к.

Перевод: Хранители Нового Завета людей с Богом, исполнители Евангельских заповедей, совершенные в добрых делах, святители мудрые, и , землю Ростовскую и Ярославскую облагоухавшие молитвами, названные все и неназванные, явленные и сокрытые, предстоящие , не отступайте духовно от нас и расположите к нам Божественное милосердие, чтобы мы все с славили в Вышних Бога, да пребудет на земле нерушимый мир, любовь и доброжелательство среди всех людей.

Преподобной Елене Дивеевской

Тропарь преподобной Елене Дивеевской, глас 5

Ди́вно бы́сть ко Го́споду призва́ние твое́, сла́вно бы́сть и равноа́нгельное житие́, кро́тко бы́сть твое́ крестоноше́ние, чу́дно бы́сть смиренному́дрие твое́. Послу́шлива была́ еси́ да́же до ча́ши сме́ртныя и из Диве́евской оби́тели в Небе́сную взошла́ еси́. Ра́дуйся, Еле́но преподо́бная, и не оста́ви ны предста́тельством твои́м.

Перевод: Удивительно было твое призвание ко Господу, славной была и жизнь, подобная ангельской, с несла ты свой крест, чудесно было твое. Ты была послушна даже до смертной чаши и из Дивеевской обители взошла в Небесную (обитель). Радуйся, Елена, и не покидай нас в заступничестве твоем.

Тропарь преподобным Александре, Марфе и Елене Дивеевским, глас 4

Яви́лися есте́ земли́ Росси́йския украше́ние, нача́льницы оби́тели Диве́евския преподо́бныя ма́тери на́ша Алекса́ндро, Ма́рфо и Еле́но, благослове́ние Цари́цы Небе́сныя исполнившия и дерзнове́ние ко Го́споду стяжавшия, моли́те у престо́ла Пресвяты́я Тро́ицы о спасе́нии ду́ш на́ших.

Перевод: Вы стали украшением Российской земли, начальницы обители Дивеевской матери наши Александра, Марфа и Елена, Царицы Небесной исполнившие и ко Господу заслужившие, молите у о спасении душ наших.

Кондак преподобной Елене Дивеевской, глас 4

Ми́ра суету́ оста́вивши, блаже́нная Еле́но, в Диве́евскую оби́тель всели́лася еси́, и от избра́нника Влады́чицы Пречи́стыя услы́шала еси́: вску́ю сме́рти убоя́лася еси́? По́двигом до́брым подвиза́лася еси́, тече́ние сконча́ла, ве́ру соблюла́ еси́. Про́чее у́бо соблюда́ется вене́ц пра́вды ти, его́же возда́ст ти Госпо́дь в день он, я́ко всем возлюби́вшим явле́ние Его́. Потщи́ся же ско́ро приити́ к Пра́ведному Судии́.

Перевод: Мира суету оставив, Елена, ты поселилась в Дивеевской обители, и от избранника Владычицы Пречистой услышала ты: «Почему ты боишься смерти?» Ты подвигом добрым, жизнь завершила и веру сохранила (). А теперь готовится тебе венец правды, который воздаст тебе Господь, в определенный Им день, как и всем, возлюбившим явление Его (). Постарайся же скоро прийти к Праведному Судие ().

Кондак преподобным Александре, Марфе и Елене Дивеевским, глас 8

Диве́евския свети́льницы всесве́тлыя, преподо́бныя ма́тери на́ша Алекса́ндро, Ма́рфо и Еле́но, в поще́нии, бде́нии, моли́тве и труде́х до́бре подвиза́лися есте́ и по сме́рти на́с освещаете чуде́с источеньми и исцеля́ете неду́гующих души́; моли́те Христа́ Бо́га грехо́в оставле́ние дарова́ти любо́вию чту́щим святу́ю па́мять ва́шу.

Перевод: Дивеевские светильники преяркие, преподобные матери наши Александра, Марфа и Елена, в пощении, молитве и трудах хорошо и после смерти освещаете нас потоками чудес и исцеляете больные души. Молите Христа Бога даровать прощение грехов всем с любовью почитающим святую память вашу.

Молитва преподобной Елене Дивеевской

О, преподо́бная и богоно́сная ма́ти Еле́но, Диве́евская сла́во и похвало́, от огнеды́шащего зми́я, тя поглоти́ти тща́вшагося, моли́твами ко Го́споду и де́вственнаго жития́ обетова́нием чуде́сно изба́вленная, святы́м преподо́бным Серафи́мом ко и́ночеству предугото́ванная и Самому́ Го́споду уневе́щенная, нача́льницею общи́ны деви́ческия избра́нная, оба́че слуго́ю всем смиренному́дренно я́вльшаяся, послу́шлива да́же до сме́рти ста́рцу твоему́ бы́вшая, по словеси́ его́ за бра́та твоего́ многострада́льнаго младо́ю уме́ршая, еще́ на земли́ Цари́цу Небе́сную и Христа́ Го́спода ви́девшая и во оби́тели Небе́сныя восхище́нная, моли́ся за ны, малоду́шныя и непослу́шливыя, да и мы сподо́бимся благода́тнаго вразумле́ния, скоре́йшаго исправле́ния и ве́чнаго спасе́ния. Ами́нь.

Святителю Геронтию, митрополиту Московскому

Тропарь святителю Геронтию, митрополиту Московскому, глас 6

Днесь душа́ вся́ка весели́тся/ на па́мять успе́ния святи́теля Христо́ва Геро́нтия,/ прему́дрости ревни́теля/ и кро́тости учи́теля,/ смире́нию наказа́теля,/ уче́нием Боже́ственных слове́с ве́рныя наслади́вшаго./ Ру́сскаго митрополи́та похва́лим,/ святи́тельства па́ству прии́мшаго,/ украси́вшаго Це́рковь Христо́ву./ Тем и Христо́с ви́дя твое́ благопроизволе́ние,/ причте́ тя в лик пра́ведных,/ святи́телю Геро́нтие,/ моли́ Христа́ Бо́га и Пречи́стую Богоро́дицу// непреста́нно о всех нас.

Перевод: Сегодня всякая душа радуется в день памяти святителя Христова Геронтия, ревнителя премудрости и учителя , наставника , насладившего верующих учением слова Божия. Русского митрополита прославим, принявшего как святитель, украсившего Церковь Христову. Потому и Христос, видя твое доброе намерение, причел тебя к собранию праведных, святитель Геронтий, моли Христа Бога и Пречистую Богородицу не переставая обо всех нас.

Кондак святителю Геронтию, митрополиту Московскому, глас 2

Бо́жиим Ду́хом и́ночество вожделе́/ и восприя́ Ду́ха Свята́го благода́тию,/ и святи́тельства са́на сподо́бился еси́,/ содержа́ще престо́л Ру́сския Митропо́лии,/ и бысть па́стырь и учи́тель от ро́да ру́сскаго,/ пасы́й ста́до Христо́во слове́сных ове́ц,/ и обре́те благода́ть от Го́спода, Геро́нтие святи́телю,/ Ему́же всегда́ о нас непреста́нно моли́ся,// спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Устремившись Божиим Духом к монашеству и восприняв , ты удостоился святительского сана, владея престолом Русской Митрополии, и был и учителем от рода русского, пасущим стадо Христово духовных овец, и обрел ты благодать от Господа, святитель Геронтий, Ему же всегда о нас не переставая молись, о спасении наших душ.

«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» () . Без любви никого нет на свете: любят родителей и родных, любят благодетелей и покровителей. Но чувство любви к родителям, родным, покровителям и благодетелям естественно и строится само собой в сердце; оттого и цены ей не дает Господь.

Настоящая же христианская любовь опробуется отношением к недругам. Не только какая-нибудь легкая и случайная неприятность не должна погашать нашей любви к другим, но даже напасть и гонение, бедствия и лишения, намеренно вражески причиняемые. Мы должны не только благословлять этих людей, но еще благотворить им и молиться за них. Присмотрись, есть ли в тебе такое расположение к недругам твоим, и по тому суди, есть ли в тебе христианская любовь, без которой нет спасения?

Не бойтесь попасть в неловкое положение, сделав что-то в храме не так. Христиане приходят в церковь не для оценки ближних, а для общественной молитвы и участия в Таинствах. Изучите , они совсем несложны.

Если же какой-то незрелый христианин (не по физическому, а по духовному возрасту), движимый неисцелёнными страстями, грубо делает вам замечание, пожалейте его и не вступайте в спор. Спокойно попросите у него прощения за то, что невольно лишили его душевного равновесия. Внутренне помолитесь за вразумление несчастного, возможно у него было трудное детство и родители не научили его азам нравственного поведения. Помните, что обида - признак гордости, а жалость - предтеча любви.
Церковь - это больница, у каждого из нас свои симптомы болезни, поэтому нехорошо осуждать ближнего за то, что у него не такая же болезнь, как у нас. Ещё неразумнее лишать себя Церкви Божией на основании неразумных поступков других людей. Если мы приходим в храм к Богу, то люди нам помешать точно не смогут.

В любом храме один Хозяин - Бог. Учительство в храме является обязанностью епископа и священника, другие имеют право это делать исключительно по их благословению и только в отношении тех, кто сам желает этого или своими действиями мешает молящимся (или святотатствует).

Митрополит Сурожский Антоний в одну из литургий вышел на проповедь и сказал:
«Вчера вечером на службу пришла женщина с ребёнком. Она была в брюках и без платка. Кто-то из вас сделал ей замечание. Она ушла. Я не знаю, кто ей сделал замечание, но я приказываю этому человеку до конца своих дней молиться о ней и об этом ребёнке, чтобы Господь их спас. Потому что из-за вас она может больше никогда не прийти в храм ». Развернулся и ушёл. Это была вся проповедь.

Диве́евския свети́льницы всесве́тлыя, преподо́бныя ма́тери на́ша Алекса́ндро, Ма́рфо и Еле́но, в поще́нии, бде́нии, моли́тве и труде́х до́бре подвиза́лися есте́ и по сме́рти на́с освещаете чуде́с источеньми и исцеля́ете неду́гующих души́; моли́те Христа́ Бо́га грехо́в оставле́ние дарова́ти любо́вию чту́щим святу́ю па́мять ва́шу.

Перевод: Дивеевские светильники преяркие, преподобные матери наши Александра, Марфа и Елена, в пощении, молитве и трудах хорошо и после смерти освещаете нас потоками чудес и исцеляете больные души. Молите Христа Бога даровать прощение грехов всем с любовью почитающим святую память вашу.

Молитва преподобной Елене Дивеевской

О, преподо́бная и богоно́сная ма́ти Еле́но, Диве́евская сла́во и похвало́, от огнеды́шащего зми́я, тя поглоти́ти тща́вшагося, моли́твами ко Го́споду и де́вственнаго жития́ обетова́нием чуде́сно изба́вленная, святы́м преподо́бным Серафи́мом ко и́ночеству предугото́ванная и Самому́ Го́споду уневе́щенная, нача́льницею общи́ны деви́ческия избра́нная, оба́че слуго́ю всем смиренному́дренно я́вльшаяся, послу́шлива да́же до сме́рти ста́рцу твоему́ бы́вшая, по словеси́ его́ за бра́та твоего́ многострада́льнаго младо́ю уме́ршая, еще́ на земли́ Цари́цу Небе́сную и Христа́ Го́спода ви́девшая и во оби́тели Небе́сныя восхище́нная, моли́ся за ны, малоду́шныя и непослу́шливыя, да и мы сподо́бимся благода́тнаго вразумле́ния, скоре́йшаго исправле́ния и ве́чнаго спасе́ния. Ами́нь.

Святителю Геронтию, митрополиту Московскому

Тропарь святителю Геронтию, митрополиту Московскому, глас 6

Днесь душа́ вся́ка весели́тся/ на па́мять успе́ния святи́теля Христо́ва Геро́нтия,/ прему́дрости ревни́теля/ и кро́тости учи́теля,/ смире́нию наказа́теля,/ уче́нием Боже́ственных слове́с ве́рныя наслади́вшаго./ Ру́сскаго митрополи́та похва́лим,/ святи́тельства па́ству прии́мшаго,/ украси́вшаго Це́рковь Христо́ву./ Тем и Христо́с ви́дя твое́ благопроизволе́ние,/ причте́ тя в лик пра́ведных,/ святи́телю Геро́нтие,/ моли́ Христа́ Бо́га и Пречи́стую Богоро́дицу// непреста́нно о всех нас.

Перевод: Сегодня всякая душа радуется в день памяти святителя Христова Геронтия, ревнителя премудрости и учителя , наставника , насладившего верующих учением слова Божия. Русского митрополита прославим, принявшего как святитель, украсившего Церковь Христову. Потому и Христос, видя твое доброе намерение, причел тебя к собранию праведных, святитель Геронтий, моли Христа Бога и Пречистую Богородицу не переставая обо всех нас.

Кондак святителю Геронтию, митрополиту Московскому, глас 2

Бо́жиим Ду́хом и́ночество вожделе́/ и восприя́ Ду́ха Свята́го благода́тию,/ и святи́тельства са́на сподо́бился еси́,/ содержа́ще престо́л Ру́сския Митропо́лии,/ и бысть па́стырь и учи́тель от ро́да ру́сскаго,/ пасы́й ста́до Христо́во слове́сных ове́ц,/ и обре́те благода́ть от Го́спода, Геро́нтие святи́телю,/ Ему́же всегда́ о нас непреста́нно моли́ся,// спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Устремившись Божиим Духом к монашеству и восприняв , ты удостоился святительского сана, владея престолом Русской Митрополии, и был и учителем от рода русского, пасущим стадо Христово духовных овец, и обрел ты благодать от Господа, святитель Геронтий, Ему же всегда о нас не переставая молись, о спасении наших душ.

Всем преподобным отцам, во Святой Горе Афонской просиявшим

Тропарь всем преподобным отцам, во Святой Горе Афонской просиявшим, глас 1

Пусты́ни Афо́нския отцы́,/ А́нгелы во пло́ти,/ испове́дники вку́пе и преподо́бныя,/ святи́тели же и му́ченики в пе́ниих почти́м,/ подража́юще доброде́телем их,/ зову́ще согла́сно и глаго́люще:/ сла́ва Просла́вльшему вы,/ сла́ва Венча́вшему вы,// сла́ва в беда́х предста́тели нам вы Показа́вшему.

Перевод: Пустыни Афонской отцов, Ангелов во плоти, вместе с , святителей и в молитвенных песнопениях почтим, подражая их , взывая единым гласом и говоря: «Слава Прославившему вас, слава Венчавшему Вас, слава Показавшему вас нашими заступниками в бедах».

Кондак всем преподобным отцам, во Святой Горе Афонской просиявшим, глас 4

Онебеси́вшия Го́ру сию́,/ и показа́вшия в ней житие́ а́нгельское,/ и мно́жество мона́хов собра́вшия отцы́,/ прииди́те, благохва́лим вси, к ним взыва́юще:/ вся́кия беды́ и искуше́ния нас изба́вите,/ мно́жество преподо́бных,// Афо́нская похвало́.

Перевод: Отцов, сделавших Гору эту причастной Небесам, и явивших на ней ангельскую жизнь, и множество монахов собравших, придите прославим все, к ним взывая: «От всяких бед и искушений нас избавьте, множество преподобных, честь для Афона».

Молитва всем преподобным отцам, во Святой Горе Афонской просиявшим

О, блаже́ннии и святи́и отцы́, преподо́бнии, святи́телие, священному́ченицы и преподобному́ченицы, мироточи́вии и чудотво́рцы, земни́и А́нгели и Небе́снии челове́цы, сея́ Святы́я Горы́ насе́льницы и украси́телие, по Богоро́дице на́ши предста́телие пред Го́сподем, благоде́телие и назира́телие, ца́рское победоно́сное ополче́ние, в телесе́х победи́вшее безтеле́сныя де́моны, Цари́цы Небе́сныя Пречи́стыя Богоро́дицы мироуха́ннии цве́ти, светлоплодови́тая древеса́ мы́сленнаго сего́ рая́ Присноде́вы, ре́ки приснотеку́щия дарова́ний духо́вных! Приими́те похва́льная словеса́ сия́, я́же вам прино́сим, я́коже Госпо́дь прия́т вдови́цы две ле́пте, и о́бщее пра́зднество, соверша́емое на́ми в честь и па́мять ва́шу, объими́те, я́ко воню́ благоуха́ния и же́ртву благоприя́тну: не и́мамы бо и́но что принести́ по до́лгу благоде́телем на́шим за вели́кая благодея́ния, я́же прия́хом и и́мамы приити́ от вас. Ей, испове́дуем, я́ко мы грех ра́ди на́ших не́смы досто́йни жи́ти на ме́сте сем и именова́тися сынми́ ва́шими, но вы за благосе́рдие ва́ше не отрица́йтеся бы́ти нам отцы́. Не забыва́йте нас, смире́нных, но соблюда́йте свяще́нныя монастыри́ ва́ша и вся скиты́ и ке́ллии и нас, живу́щих в них, сохраня́йте и избавля́йте от вся́каго искуше́ния и напа́сти в житии́ сем, в бу́дущем же ве́це да сподо́бимся святы́ми ва́шими моли́твами блаже́нства ку́пно с ва́ми, сы́нове со отцы́ свои́ми, ста́до с па́стыри свои́ми, ученицы́ со учи́тели свои́ми, и да услы́шим от вас о́ный блаже́нный глас ко Го́споду: се мы и де́ти, я́же дал еси́ нам, Го́споди! И, ра́дующеся, воздади́м вся́кую сла́ву, честь и поклоне́ние Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Позвал Господь Петра и Андрея, и они тотчас, оставя все, пошли за Ним. Позвал Он Иакова и Иоанна, и они тоже тотчас оставили все и пошли за Господом. Отчего же они так скоро и охотно пошли? Оттого, что увидали лучшее. Таков уж закон у нас в душе, что, узнав и вкусив лучшее, она отвращается от худшего и бросает его. Тут совершается то же, что потом Господь изобразил в притче о сокровище, сокрытом на селе, и о бисере многоценном. Это сокровище и бисер - вера в Господа и общение с Ним по силе веры.

Обладателями этого мы нарицаемся еще в крещении. Отчего же мы так мало ценим такое сокровище и, мало ценя, меняем на пустошь? Оттого, что во время воспитания не вводят нас во вкус этого сокровища, и оно становится чуждо нашему сердцу. Сердце наше не знает этого лучшего. Оно знает только, что из нехорошего меньше нехорошо и что больше, и на этом основывает свой взгляд.

Правила благочестия (церковного этикета) , они совсем несложны.

Если же какой-то незрелый христианин (не по физическому, а по духовному возрасту), движимый неисцелёнными страстями, грубо делает вам замечание, пожалейте его и не вступайте в спор. Спокойно попросите у него прощения за то, что невольно лишили его душевного равновесия. Внутренне помолитесь за вразумление несчастного, возможно у него было трудное детство и родители не научили его азам нравственного поведения. Помните, что обида - признак гордости, а жалость - предтеча любви.
Церковь - это больница, у каждого из нас свои симптомы болезни, поэтому нехорошо осуждать ближнего за то, что у него не такая же болезнь, как у нас. Ещё неразумнее лишать себя Церкви Божией на основании неразумных поступков других людей. Если мы приходим в храм к Богу, то люди нам помешать точно не смогут.

В любом храме один Хозяин - Бог. Учительство в храме является обязанностью епископа и священника, другие имеют право это делать исключительно по их благословению и только в отношении тех, кто сам желает этого или своими действиями мешает молящимся (или святотатствует).

Митрополит Сурожский Антоний в одну из литургий вышел на проповедь и сказал:
«Вчера вечером на службу пришла женщина с ребёнком. Она была в брюках и без платка. Кто-то из вас сделал ей замечание. Она ушла. Я не знаю, кто ей сделал замечание, но я приказываю этому человеку до конца своих дней молиться о ней и об этом ребёнке, чтобы Господь их спас. Потому что из-за вас она может больше никогда не прийти в храм ». Развернулся и ушёл. Это была вся проповедь.