Шахид Хан: история успеха. Завоевание всего мира. Шахид Хан: выйти из своей зоны комфорта

Шахид Хан, предприниматель пакистанского происхождения, миллиардер, владелец компании Flex-N-Gate, родился 18 июля 1950 года в Лахоре (Пакинстан) в семье со средним достатком. Его отец владел небольшим строительным бизнесом, а мать была профессором математики.

После окончания школы родители дали 16-летнему сыну 500 долларов и отправили учиться в университет штата Иллинойс (США). Юноша должен был жить в общежитии университета, но приехал рано, когда жилой корпус был ещё закрыт, и он оказался на улице в чужой стране. Хан решил переночевать в хостеле, однако оплата в 3 доллара за ночь показалась ему слишком высокой. Тогда студент начал работать посудомойщиком за 1,2 доллара в час.

В 1970 году, за год до окончания учебы, Хан поступил на работу в компанию Flex-N-Gate, основанную в 1956 году и занимавшуюся мелкосерийным производством деталей для автомобилей. Учёбу молодой человек совмещал с работой. Он упорно решил разбогатеть и к делу относился с полной отдачей. В 1971 году, окончив обучение, Шахид Хан получил диплом инженера и занял должность технического директора компании. На тот момент Flex-N-Gate не отличалась технологичностью, и Хан занялся внедрением инноваций и обучением сотрудников. Однако за пять лет его упорного труда практически ничего не изменилось, поскольку руководство компании не желало тратить деньги, низкий уровень производительности труда в компании их вполне устраивал.

Учитывая такое положение, Шахид Хан решил заняться решением проблемы самостоятельно. Для внедрения новой технологии нужны были деньги, и в 1978 году Хан взял кредит в 50 тысяч долларов и добавил к ним 13 тысяч из собственных сбережений. Предприниматель основал компанию Bumper Works по производству бамперов по собственной технологии. Выпускаемая продукция вскоре привлекла внимание крупнейших автоконцернов, в числе которых были такие гиганты, как General Motors и Chrysler.

Однако руководство Flex-N-Gate решило отобрать у Хана изобретение и подало иск о краже коммерческих секретов. Хан понял, что судебные разбирательства могут разорить его фирму. Денег на дорогого адвоката не было, компания ощутимой прибыли пока не приносила, и шансы проиграть дело были высоки. Хан нанял самого дешёвого адвоката, а сам отправился в университетскую библиотеку, чтобы подготовить линию защиты. В итоге суд вынес решение в его пользу, а Верховный суд штата Иллинойс в 1980 году окончательно закрыл дело.

Когда Flex-N-Gate оказалась на грани банкротства, Шахид Хан решил её выкупить. Спрос на бамперы продолжал расти, бизнес уверенно развивался, выпускаемой продукции требовалось в 200 раз больше, и корпорация General Motors предложила предпринимателю передать производство более крупной компании. Хан пошёл на сделку, сочтя такое решение GM обоснованным, поскольку ему было не по силам увеличить производство до требуемого уровня.

Позже Хан понял свою ошибку: он слишком рано начал работать с крупными заказчиками. Теперь он стал искать партнёра, с которым мог бы вместе расти и развиваться, чтобы выйти на уровень, который необходим автомобильным гигантам. В этом ему оказало помощь руководство GM: его связали с японским производителем Isuzu. После решения проблем с переговорами (незнание языка и др.) Хан всё-таки получил контракт.

Несмотря на то, что заказов было вполне достаточно и от Isuzu, Хан продолжал искать партнёров в Японии, и в 1984 году к числу его клиентов добавилась Toyota. К 1987 году Flex-N-Gate стала единственным поставщиком бамперов для новой версии пикапов японского бренда. Производство росло, и в 80-х годах в число клиентов Flex-N-Gate вошла ещё и Mazda, а в 90-х годах к ним, помимо Chrysler и GM, добавились Dodge, Mitsubishi, Hummer, Ford и другие.

В 1999 году для производства компонентов и изделий из пластмассы, необходимых для автомобилей, была основана дочерняя компания Flex-N-Gate Plastics и создано специальное подразделение по доставке запасных деталей на Chrysler Warren Truck.

Таким образом, в 90-е годы Шахид Хан из рядового предпринимателя пакистанского происхождения стал ключевым поставщиком американских и японских автоконцернов и удостоился наград за свою успешную деятельность.

Flex-N-Gate стала активно скупать другие компании. Первой была поглощена Ventra Group, выпускающая пластиковые бамперы. В 2004 году Flex-N-Gate собралась купить Dynamit Nobel Kunststoff ― подразделение немецкой компании MG Technologies AG по производству пластмассы, которая владела 22 заводами и была ведущим игроком на европейском рынке автомобильных комплектующих. Сделка оценивалась в сумму 513 млн долларов, однако покупка не состоялась, и MG Technologies AG обвинила Flex-N-Gate в невыполнении обязательств. В 2006 году суд обязал Хана возместить ущерб, нанесённый несостоявшейся сделкой.

В том же году продажи Flex-N-Gate достигли 2,5 млрд долларов, и Хан за 6,5 млн долларов покупает компанию Oris Automotive Parts Alabama по производству аксессуаров для внедорожников. Удачная сделка способствовала получению выгодного контракта от Mercedes-Benz International.

В 2007 году Flex-N-Gate решила купить завод компании Visteon в городе Милан штата Мичиган. Однако, как выяснилось, Шахид Хан в период с 1999 по 2003 год не доплатил налогов на сумму в 85 млн долларов. Налоговая служба США (IRS) посчитала, что Хан и его жена участвовали, по меньшей мере, в пяти сомнительных сделках. Тяжба длилась два года, и, как сообщил сам предприниматель, в 2009 году он заплатил налоги на сумму около 68 млн долларов. По мнению редакции Forbes, Хан выплатил 85 млн и в 2011 году погасил штраф в 40 % этой суммы.

В 2009 году Хан увеличил выпуск бамперов, с этой целью он выкупил четыре завода у Meridian Automotive Systems. Спустя три года компания приобрела у Ford завод Sandunsky Lighting по производству осветительных приборов.

В 2014 году журнал Forbes поместил Flex-N-Gate на 92-ю позицию в списке крупнейших частных компаний США. Продажи достигли уровня в 4,5 млрд долларов, при этом 91 % приходился на Северную Америку.

В 2016 году, по данным СМИ, Flex-N-Gate имела в собственности 54 предприятия по всему миру, а её штат достиг 17 тысяч сотрудников. В дальнейшие планы компании входит поглотить ещё семь европейских заводов, принадлежащих Plastic Omnium, во Франции, Испании и Германии.

Помимо этого, в 2016 году Шахид Хан решил диверсифицировать свой бизнес и приобрёл отель Four Seasons Toronto за 172 млн долларов. При этом отель сейчас, как и раньше, управляется сотрудниками Four Seasons Hotels and Resorts. Кроме всего прочего, Хан ― владелец компании Bio-Alternatives, которая занимается производством биодизельного топлива, а также Smart Structures ― компании по обеспечению экономически эффективного управления мостами.

В 2011 году Шахид Хан вышел на спортивный рынок, где его первым приобретением за 770 млн долларов стала американская футбольная команда Jacksonville Jaguars. Этой покупкой бизнесмен не ограничился и в 2013 году за 200 млн фунтов приобрёл английский «Фулхэм» ― старейший футбольный клуб Лондона. Однако в сезоне 2013-2014 г. клуб покинул высший дивизион национальной лиги и появились информация, что предприниматель хочет продать «Фулхэм» и купить другой столичный клуб ― «Тоттенхэм». Однако до завершения сделки дело не дошло.

Шахид Хан занялся благотворительностью и с 2012 по 2014 годы пожертвовал около 5 млн долларов на гранты по семейным и детским программам, в 2015 году ― 2,1 млн долларов ― местным некоммерческим организациям. Ежегодно он дарит около 11 тысяч билетов на спортивные матчи, и это обходится ему около полумиллиона долларов. Хан и его жена активно помогают университету Иллинойса, на их деньги построен теннисный комплекс и расширена библиотека. В 2007 году бизнесмен открыл фонд Khan Foundation, который пожертвовал более 5 млн долларов библиотекам и различным организациям, занимающимся медицинскими исследованиями.

Пакистанский миллиардер Шахид Хан, состояние которого оценивается в 8,4 млрд долларов, внесён в список 100 величайших бизнес-умов современности, опубликованный 23 сентября 2017 года журналом Forbes.

Большинство эмигрантов, отправляясь в Америку, свято верит в то, что это – страна больших возможностей. Но, лишь единицы из тех, кто ежегодно ступает на «землю свободы», осмеливаются использовать эти возможности полностью – большинство эмигрантов так и остаются на вторых ролях, выполняя функции обслуживающего персонала для тех, кто действительно смог воплотить в жизнь пресловутую американскую мечту. Когда 16-летний сын пакистанского строителя прилетел учиться в Америке искусству инженера, у него в кармане были 500 долларов, казавшиеся любому жителю его родной страны целым состоянием, и здравый смысл. Умело используя эти две составляющих, Хан сумел завоевать Америку и стать миллионером.

Первые открытия

Самыми большими потрясениями для молодого пакистанца стали цены, казавшиеся ему заоблачными, и свобода действий, о которой его согражданам приходилось только мечтать. В первую неделю, проведенную в Америке, он понял, что здесь можно и, главное нужно работать – только так можно достичь успеха. За время учебы Хан подрабатывал посудомойщиком, уборщиком, курьером – главное, казалось ему, не оставаться без дела. Но при этом юный эмигрант умел ставить четкие цели и достигать их, поэтому учебу он закончил с отличием, что позволило ему сразу же попасть в компанию по производству запчастей для автомобилей на должность технического директора.

С этого момента к успеху Шахид Хана ведет исключительно его здравый смысл. Испытав шок от того, что бампера на заводе изготавливали по совершенно невыгодной технологии, неоправданно затягивавшей производственный процесс (для получения 1 изделия необходимо было сварить целых 15 деталей), он начал разработку более совершенной технологии, с которой был готов выйти непосредственно на ведущих автопроизводителей.

Путь к успеху

Взяв небольшой кредит, он основал собственное предприятие, процесс изготовления бамперов в котором, строился исключительно на разработанных Ханом чертежах. Теперь для создания изделия было достаточно цельного куска стали, а сложные «выкройки» навсегда ушли в прошлое. Благодаря инновационной технологии, вес бампера значительно уменьшился, что несказанно обрадовало двух гигантов американской автомобильной индустрии – клиентами Хана стали Chrysler и General Motors.

Снижение веса автомобиля, во-первых, значительно сократило расход топлива, а во-вторых, позволило свободно импортировать автомобили из Японии, которые раньше не соответствовали ограничениями по массе. За два года он достиг столь значительного успеха, что смог купить своего первого работодателя, что позволило ему значительно расширить производственную базу.

Завоевание всего мира

До определенного времени компания, открытая пакистанским эмигрантом, успешно развивалась, поставляя сравнительно небольшие партии бамперов основным американским производителям автомобилей. Но при этом объем производственных площадей продолжал оставаться незначительным, что вынудило Хана отказаться от огромного заказа, предложенного ему General Motors. Осознав, что необходимо переходить на новый уровень развития, но отчетливо понимая при этом, что огромные концерны не будут ждать, того момента, когда он сможет открыть новые производственные площади, Шахид Хан понял, что нужно искать такого заказчика, который позволит его фирме развиваться вместе с ним, какое-то время не увеличивая объемы заказов.

Идеальным вариантом для этого казались японцы, начавшие постепенное завоевание американского авторынка, но, во-первых, Хан не имел выхода на них, а во-вторых, совершенно не владел японским для того чтобы вести переговоры. Но столь «незначительные» детали не остановили бизнесмена, и он выпросил у руководства концерна General Motors контакты руководителя отдела японской корпорации, занимавшейся поставкой авто в США. Затем, наняв несколько студентов из Японии, он приступил к переговорам, и провел их настолько успешно, что получил первый контракт на производство партии бамперов.

Идея Хана о том, что его компания получит шанс развиваться и расти вместе с увеличением поставок японских машин в Америку, оказалась правильной, и, постепенно наращивая темпы производства, он сумел вывести производство бамперов на мировой уровень. К середине 90-х годов Хан был единственным поставщиком бамперов для конце
рна Toyota, что позволило ему достичь ежегодной суммы оборота в 1 млрд. долларов.

Сегодня бампера, созданные компанией Шахид Хана, можно увидеть в любой точке мира, а предприятие, созданное на основе небольшого убыточного заводика, стали крупнейшими производителями запчастей для автомобилей.

История Шахид Хана – это удивительный пример того, как можно заработать деньги благодаря собственной находчивости и умению внедрять новаторские идеи даже в самом консервативном деле. Он на своем примере успешно доказал – любой бизнес можно начать практически с нуля, главное – стремиться к успеху и не бояться рисковать.

Пакистанец Шахид Хан приехал в США учиться. Он собирался стать инженером, а стал одним из самых преуспевающих американских бизнесменов. Он поднял разорившееся предприятие по производству автозапчастей и создал на его основе огромный завод с оборотом более $3 млрд.

Приехав в США учиться на инженера, Шахид Хан остался в стране и создал одну из крупнейших компаний по производству комплектующих для автомобилей.

Только благодаря тяжелой работе и проницательному уму Шахид Хан из Пакистана смог на основе разорившегося предприятия по выпуску автозапчастей построить промышленный гигант с выручкой $3,4 млрд.

Недавно он купил одну из худших команд американской Национальной футбольной лиги (НФЛ), рассчитывая и ее превратить в нечто грандиозное. Мы с Ханом едем по пыльной проселочной дороге в Дэнвилл, штат Иллинойс, он рассказывает мне об упадке американской промышленности. "Здесь был завод Allith-Prouty, он закрылся, 1400 людей потеряли работу", – говорит Хан, указывая на заколоченное здание слева от нас.

Человек триста работали раньше на соседнем сварочном заводе. "И он тоже закрыт", – пожимает плечами Шахид. Еще 7000 человек потеряли работу, когда закрылся завод по производству погрузочных машин Hyster. Мы едем дальше, вокруг какие-то обшарпанные склады, где штабелями сложены призраки былых надежд, снесенные бульдозерами. Там было потеряно 800 рабочих мест, а здесь – 1200, мы будто туристы, гуляющие среди развалин "золотого века" промышленности. Хан грустно улыбается и качает головой: "Вокруг нас – тридцать тысяч исчезнувших рабочих мест".

Внешность у 62-летнего Хана очень яркая: иссиня-черные волосы и лихо закрученные кверху усы. Его блестящий белый Grand Cherokee составляет разительный контраст с окружающей нас разрухой. В последние 40 лет, пока Дэнвилл и остальные города Индустриального пояса стремительно разорялись, Хан не менее стремительно богател.

Flex-n-Gate – одна из крупнейших компаний по производству автозапчастей в Северной Америке. Хан, ее единоличный владелец и генеральный директор, построил ее практически с нуля. Сейчас у Flex-n-Gate 13 000 сотрудников и 52 завода по всему миру. В 2011 году ее объем продаж достиг $3,4 млрд, а Forbes оценил состояние Хана в $2,5 млрд (179-е место в списке богатейших американцев).

В любом случае это огромное достижение, а для выходца из пакистанской семьи и вовсе чудо. Судьба Хана – типичнейший пример воплощения той самой "американской мечты", которая последние 150 лет вдохновляет людей со всего мира. Еще это пример того, что способные, мотивированные иммигранты не только не забирают работу у местных, а наоборот создают рабочие места.

Хан приехал в Америку учиться на инженера в Университете Иллинойса. У него было только $500, которые сэкономил его отец, владелец маленькой строительной фирмы в Пакистане. Когда 16-летний Хан прилетел, общежитие было еще закрыто, поэтому свою первую ночь он провел в хостеле Молодежной христианской организации. Ужин и комната обошлись ему в $3 – астрономическая цена по меркам Пакистана.

Но на следующее утро, слоняясь по кухне, Хан впервые столкнулся с американским чудом: он понял, что может за несколько часов компенсировать вчерашние расходы, моя посуду. "Я просто обалдел! – рассказывает Хан. – Мне платили $1,2 за час, это больше, чем заработок 99% населения Пакистана. Я впервые почувствовал себя по-настоящему свободным".

Хан с головой погрузился в учебу. За месяц до своего 21-летия он окончил университет с дипломом бакалавра и стал техническим директором в компании Flex-N-Gate, производящей запчасти. Она в то время делала бамперы для машин весьма непродуктивным способом: сваркой ни много ни мало 15 деталей.

"Когда об этом вспоминаю, я спрашиваю себя, какого черта они делали!?" – говорит Хан. В течение следующих семи лет Хан внимательно следил за производством, пытаясь использовать свой инженерный опыт, чтобы упростить процесс сборки. Но была проблема: его идеи никого на самом деле не интересовали, ведь компания производила запчасти для вторичного рынка. Чтобы по-настоящему что-то поменять, Хану надо было работать непосредственно на автопроизводителей. Он приступил к работе и добился удивительных результатов.

Спроектированные им бамперы делались из одного куска стали (а не из 15), благодаря чему задняя часть пикапов сильно "похудела" – это положительно сказывалось на расходе топлива. В 1978 году Хан, располагая лишь небольшим кредитом, создал свое собственное предприятие, которое назвал Bumper Works. И у него сразу появились клиенты. Компания General Motors импортировала японские пикапы Isuzu, но те не соответствовали требованиям по массе, а у Chrysler была похожая проблема с автомобилем Dodge D50. Обоим пикапам "диета для бамперов" от Хана пошла на пользу.

Правда, счастье длилось недолго. Через неделю после того, как Хан ушел из Flex-N-Gate, компания подала на него в суд за кражу коммерческих секретов. Из-за нехватки средств Хан нанял самого дешевого адвоката, а по ночам сам сидел в библиотеке родного университета и выстраивал линию защиты.

Хан выигрывал процесс за процессом, и в 1980 году, после того как Верховный суд Иллинойса отклонил вторую апелляцию Flex-N-Gate, он купил своего бывшего работодателя. Flex-N-Gate ежемесячно теряла по $50 000, поэтому Хан приобрел компанию по балансовой стоимости активов.

И тут бизнесом Хана заинтересовалась General Motors. Хорошая новость заключалась в том, что им понравился новый дизайн бампера и они собирались использовать его для целого ряда моделей. А плохая – производство таких масштабов было Flex-N-Gate просто не по плечу, и GM собиралась передать разработку более крупным производителям. "Они все правильно сделали. У нас был не такой бизнес, чтобы увеличить количество производимых деталей с 200 до 40 000 в день", – рассказывает Хан.

Но даже из этого случая он постарался извлечь дополнительную выгоду. Хан знал, что у General Motors близкие отношения с Isuzu, которая собиралась начать в экспорт автомобилей в США в небольших объемах. Он попросил General Motors помочь ему, на что ему ответили: "Вот тебе имя и номер того парня в Японии. Дерзай!"

Хан нанял японских студентов в качестве переводчиков и стал постепенно завоевывать доверие начальников Isuzu. Он выбрал самый подходящий момент: японские производители нацелились на США, и им нужны были там поставщики. А компания Хана получила возможность развиваться вместе с ними. Вскоре Flex-N-Gate начала работать с Mazda, а потом Хану удалось заполучить святая святых – Toyota. К 1989 году его компания стала единственным поставщиком бамперов для Toyota. К 2001 году объем продаж Flex-N-Gate превысил $1 млрд.

Конечно, не обошлось без ошибок: так, Хан пользовался "налоговыми убежищами", впоследствии запрещенными налоговой службой. В итоге ему пришлось заплатить около $85 млн недоимок, а в прошлом апреле еще и 40% штрафа за некоторые из них.

Сейчас Хан продолжает судиться с консультантами по финансовым вопросам, утверждая, что это они сбили его с толку. Но эти проблемы не остановили рост его компании. В прошлом году у 2/3 из 12,8 млн легковых автомобилей и пикапов, проданных на территории США, были комплектующие от Flex-N-Gate.

Когда состояние Хана стало расти, он стал внимательно изучать рейтинги команд НФЛ в Forbes, раздумывая над тем, чтобы приобрести одну из них: Хан – футбольный фанат еще с университетских времен. В 2010 году он победил на аукционе по продаже 60% футбольного клуба St. Louis Rams. Правда, миноритарный пакет вместе с правом выкупить другие акции клуба оставался у миллиардера Стэна Кронке. В итоге он воспользовался своим правом, а для Хана два года переговоров были потрачены впустую.

Но судьба дала ему второй шанс. Владелец Jacksonville Jaguars Уэйн Вивер сообщил Хану, что хочет продать команду. Вивер, один из основателей сети обувных магазинов Nine West, – талантливый бизнесмен, но даже ему надоело бороться с проблемами Джексонвилла. Это четвертый с конца по размеру рынок для клубов НФЛ: в округе проживает всего 1,4 млн человек. С 2007 года Jacksonville Jaguars не играли в плей-офф, с 1999 года они не побеждали в дивизионе и никогда не участвовали в Супер Боуле. По данным опроса ESPN, лишь 0,4% фанатов НФЛ назвали Jaguars своей любимой командой: это поставило ее на последнее, 32-е место.

Но наученный горьким опытом с Rams, Хан не стал медлить. В октябре 2011 года он встретился с Вивером в баре и предложил финальную цену, написав ее на салфетке. Хан заплатил за Jacksonville Jaguars $620 млн деньгами, одолжив у Flex-N-Gate на $300 млн, и взял на себя обязательства по обслуживанию долга клуба на $150 млн. Хан стал первым представителем этнических меньшинств, кто владеет командой в НФЛ.

Все были уверены, что если кто-то и приобретет Jacksonville Jaguars, то только для того, чтобы перевезти их в Лос-Анджелес. Это второй по величине город Америки, но у него нет своей команды НФЛ. У Хана, который умеет увидеть возможности даже в самой безвыходной ситуации, другие мысли на этот счет: конечно, проще всего было начать с переезда в Лос-Анджелес, но он предпочитает оставаться на месте.

Хан считает, что смена владельца – отличный шанс для команды изменить представление о себе как о провалившемся проекте. Он нанял нового главного тренера, "гуру атаки" Майка Муларки. А новая стратегия клуба нацелена на превращение команды из локального в региональный бренд. Для увеличения числа болельщиков на стадионе Хан разрешил им приносить свою еду и сделал бесплатным вход для детей.

Но самый смелый план Хана – международная экспансия. Он уже договорился о проведении "домашнего" матча в Лондоне: раз в сезон, контракт действуют четыре ближайших года. "Если перенести пару матчей команды с большого рынка, например, Филадельфии, то это будет дорого стоить владельцу. Но в случае Jaguars матчи в Лондоне – отличная возможность", – поясняет Эрик Грубман, исполнительный вице-президент НФЛ.

По мнению Хана, зарубежные матчи привлекут туристов и бизнесменов: "Я недавно был в Германии, беседовал с управляющими одного производителя автозапчастей. И знаете, что я сделал? Подарил им всем футболки с эмблемой Jaguars и их именами. Они были просто в восторге, так как недавно смотрели Суперкубок. У них был единственный вопрос: а Джексонвилл – это вообще где?"

Эндрю Брент, финансовый аналитик НФЛ, считает, что кризисная ситуация с Jaguars далека от разрешения. Хан и сам понимает, что все не так просто – ведь его жизнь никогда и не была простой. Но он по-прежнему настроен позитивно: "Человек может добиться чего угодно. Нужно лишь много трудиться, самому творить свою судьбу, ну и немного удачи".

Только благодаря тяжелой работе и проницательному уму Шахид Хан из Пакистана смог на основе разорившегося предприятия по выпуску автозапчастей построить промышленный гигант с выручкой $3,4 млрд. Недавно он купил одну из худших команд американской Национальной футбольной лиги (НФЛ), рассчитывая и ее превратить в нечто грандиозное.

Мы с Ханом едем по пыльной проселочной дороге в Дэнвилл, штат Иллинойс, он рассказывает мне об упадке американской промышленности. «Здесь был завод Allith-Prouty, он закрылся, 1400 людей потеряли работу», - говорит Хан, указывая на заколоченное здание слева от нас. Человек триста работали раньше на соседнем сварочном заводе. «И он тоже закрыт», - пожимает плечами Шахид. Еще 7000 человек потеряли работу, когда закрылся завод по производству погрузочных машин Hyster.

Мы едем дальше, вокруг какие-то обшарпанные склады, где штабелями сложены призраки былых надежд, снесенные бульдозерами. Там было потеряно 800 рабочих мест, а здесь - 1200, мы будто туристы, гуляющие среди развалин «золотого века» промышленности. Хан грустно улыбается и качает головой: «Вокруг нас - тридцать тысяч исчезнувших рабочих мест».

Внешность у 62-летнего Хана очень яркая: иссиня-черные волосы и лихо закрученные кверху усы. Его блестящий белый Grand Cherokee составляет разительный контраст с окружающей нас разрухой. В последние 40 лет, пока Дэнвилл и остальные города Индустриального пояса стремительно разорялись, Хан не менее стремительно богател. Flex-n-Gate - одна из крупнейших компаний по производству автозапчастей в Северной Америке. Хан, ее единоличный владелец и генеральный директор, построил ее практически с нуля. Сейчас у Flex-n-Gate 13 000 сотрудников и 52 завода по всему миру. В 2011 году ее объем продаж достиг $3,4 млрд, а Forbes оценил состояние Хана в $2,5 млрд (179-е место в списке богатейших американцев).

В любом случае это огромное достижение, а для выходца из пакистанской семьи и вовсе чудо. Судьба Хана - типичнейший пример воплощения той самой «американской мечты», которая последние 150 лет вдохновляет людей со всего мира. Еще это пример того, что способные, мотивированные иммигранты не только не забирают работу у местных, а наоборот создают рабочие места.

Хан приехал в Америку учиться на инженера в Университете Иллинойса. У него было только $500, которые сэкономил его отец, владелец маленькой строительной фирмы в Пакистане. Когда 16-летний Хан прилетел, общежитие было еще закрыто, поэтому свою первую ночь он провел в хостеле Молодежной христианской организации. Ужин и комната обошлись ему в $3 - астрономическая цена по меркам Пакистана.

Но на следующее утро, слоняясь по кухне, Хан впервые столкнулся с американским чудом: он понял, что может за несколько часов компенсировать вчерашние расходы, моя посуду. «Я просто обалдел! - рассказывает Хан. - Мне платили $1,2 за час, это больше, чем заработок 99% населения Пакистана. Я впервые почувствовал себя по-настоящему свободным».

Хан с головой погрузился в учебу. За месяц до своего 21-летия он окончил университет с дипломом бакалавра и стал техническим директором в компании Flex-N-Gate, производящей запчасти. Она в то время делала бамперы для машин весьма непродуктивным способом: сваркой ни много ни мало 15 деталей. «Когда об этом вспоминаю, я спрашиваю себя, какого черта они делали!?» - говорит Хан. В течение следующих семи лет Хан внимательно следил за производством, пытаясь использовать свой инженерный опыт, чтобы упростить процесс сборки. Но была проблема: его идеи никого на самом деле не интересовали, ведь компания производила запчасти для вторичного рынка. Чтобы по-настоящему что-то поменять, Хану надо было работать непосредственно на автопроизводителей.

Он приступил к работе и добился удивительных результатов. Спроектированные им бамперы делались из одного куска стали (а не из 15), благодаря чему задняя часть пикапов сильно «похудела» - это положительно сказывалось на расходе топлива. В 1978 году Хан, располагая лишь небольшим кредитом, создал свое собственное предприятие, которое назвал Bumper Works. И у него сразу появились клиенты. Компания General Motors импортировала японские пикапы Isuzu, но те не соответствовали требованиям по массе, а у Chrysler была похожая проблема с автомобилем Dodge D50. Обоим пикапам «диета для бамперов» от Хана пошла на пользу.

Правда, счастье длилось недолго. Через неделю после того, как Хан ушел из Flex-N-Gate, компания подала на него в суд за кражу коммерческих секретов. Из-за нехватки средств Хан нанял самого дешевого адвоката, а по ночам сам сидел в библиотеке родного университета и выстраивал линию защиты.

Хан выигрывал процесс за процессом, и в 1980 году, после того как Верховный суд Иллинойса отклонил вторую апелляцию Flex-N-Gate, он купил своего бывшего работодателя. Flex-N-Gate ежемесячно теряла по $50 000, поэтому Хан приобрел компанию по балансовой стоимости активов.

И тут бизнесом Хана заинтересовалась General Motors. Хорошая новость заключалась в том, что им понравился новый дизайн бампера и они собирались использовать его для целого ряда моделей. А плохая - производство таких масштабов было Flex-N-Gate просто не по плечу, и GM собиралась передать разработку более крупным производителям. «Они все правильно сделали. У нас был не такой бизнес, чтобы увеличить количество производимых деталей с 200 до 40 000 в день», - рассказывает Хан. Но даже из этого случая он постарался извлечь дополнительную выгоду. Хан знал, что у General Motors близкие отношения с Isuzu, которая собиралась начать в экспорт автомобилей в США в небольших объемах. Он попросил General Motors помочь ему, на что ему ответили: «Вот тебе имя и номер того парня в Японии. Дерзай!»

Хан нанял японских студентов в качестве переводчиков и стал постепенно завоевывать доверие начальников Isuzu. Он выбрал самый подходящий момент: японские производители нацелились на США, и им нужны были там поставщики. А компания Хана получила возможность развиваться вместе с ними. Вскоре Flex-N-Gate начала работать с Mazda, а потом Хану удалось заполучить святая святых - Toyota. К 1989 году его компания стала единственным поставщиком бамперов для Toyota. К 2001 году объем продаж Flex-N-Gate превысил $1 млрд.

Конечно, не обошлось без ошибок: так, Хан пользовался «налоговыми убежищами», впоследствии запрещенными налоговой службой. В итоге ему пришлось заплатить около $85 млн недоимок, а в прошлом апреле еще и 40% штрафа за некоторые из них. Сейчас Хан продолжает судиться с консультантами по финансовым вопросам, утверждая, что это они сбили его с толку. Но эти проблемы не остановили рост его компании. В прошлом году у 2/3 из 12,8 млн легковых автомобилей и пикапов, проданных на территории США, были комплектующие от Flex-N-Gate.

Когда состояние Хана стало расти, он стал внимательно изучать рейтинги команд НФЛ в Forbes, раздумывая над тем, чтобы приобрести одну из них: Хан - футбольный фанат еще с университетских времен. В 2010 году он победил на аукционе по продаже 60% футбольного клуба St. Louis Rams. Правда, миноритарный пакет вместе с правом выкупить другие акции клуба оставался у миллиардера Стэна Кронке. В итоге он воспользовался своим правом, а для Хана два года переговоров были потрачены впустую.

Но судьба дала ему второй шанс. Владелец Jacksonville Jaguars Уэйн Вивер сообщил Хану, что хочет продать команду. Вивер, один из основателей сети обувных магазинов Nine West, - талантливый бизнесмен, но даже ему надоело бороться с проблемами Джексонвилла. Это четвертый с конца по размеру рынок для клубов НФЛ: в округе проживает всего 1,4 млн человек. С 2007 года Jacksonville Jaguars не играли в плей-офф, с 1999 года они не побеждали в дивизионе и никогда не участвовали в Супер Боуле . По данным опроса ESPN, лишь 0,4% фанатов НФЛ назвали Jaguars своей любимой командой: это поставило ее на последнее, 32-е место.

Но наученный горьким опытом с Rams, Хан не стал медлить. В октябре 2011 года он встретился с Вивером в баре и предложил финальную цену, написав ее на салфетке. Хан заплатил за Jacksonville Jaguars $620 млн деньгами, одолжив у Flex-N-Gate на $300 млн, и взял на себя обязательства по обслуживанию долга клуба на $150 млн. Хан стал первым представителем этнических меньшинств, кто владеет командой в НФЛ.

Все были уверены, что если кто-то и приобретет Jacksonville Jaguars, то только для того, чтобы перевезти их в Лос-Анджелес. Это второй по величине город Америки, но у него нет своей команды НФЛ. У Хана, который умеет увидеть возможности даже в самой безвыходной ситуации, другие мысли на этот счет: конечно, проще всего было начать с переезда в Лос-Анджелес, но он предпочитает оставаться на месте.

Хан считает, что смена владельца - отличный шанс для команды изменить представление о себе как о провалившемся проекте. Он нанял нового главного тренера, «гуру атаки» Майка Муларки. А новая стратегия клуба нацелена на превращение команды из локального в региональный бренд. Для увеличения числа болельщиков на стадионе Хан разрешил им приносить свою еду и сделал бесплатным вход для детей.

Но самый смелый план Хана - международная экспансия. Он уже договорился о проведении «домашнего» матча в Лондоне: раз в сезон, контракт действует четыре ближайших года. «Если перенести пару матчей команды с большого рынка, например, Филадельфии, то это будет дорого стоить владельцу. Но в случае Jaguars матчи в Лондоне - отличная возможность», - поясняет Эрик Грубман, исполнительный вице-президент НФЛ.

По мнению Хана, зарубежные матчи привлекут туристов и бизнесменов: «Я недавно был в Германии, беседовал с управляющими одного производителя автозапчастей. И знаете, что я сделал? Подарил им всем футболки с эмблемой Jaguars и их именами. Они были просто в восторге, так как недавно смотрели Суперкубок. У них был единственный вопрос: а Джексонвилл - это вообще где?»

Эндрю Брент, финансовый аналитик НФЛ, считает, что кризисная ситуация с Jaguars далека от разрешения. Хан и сам понимает, что все не так просто - ведь его жизнь никогда и не была простой. Но он по-прежнему настроен позитивно: «Человек может добиться чего угодно. Нужно лишь много трудиться, самому творить свою судьбу, ну и немного удачи»