Оружие давида сканворд. Каким было оружие Давида

Русский Новый год - праздник, вобравший в себя обычаи язычества, христианства и европейского просвещения. 20 декабря 1699 года вышел указ императора Петра I «О праздновании Нового года», в одночасье перебросивший всю страну на три месяца вперед - привыкшие к сентябрьской встрече нового года россияне 1700 год должны были встречать уже 1 января..

Языческое эхо

До конца XV века завершением годичного цикла на Руси считалась весна (такие же представления до сих пор бытуют в некоторых странах Средней Азии). До принятия православия праздник этот был связан исключительно с языческими поверьями. Славянское язычество, как известно, было тесно переплетено с культом плодородия, поэтому новый год встречали тогда, когда земля пробуждается от зимнего сна - в марте, с первым весенним равноденствием.

Ему во время зимнего солнцеворота предшествовали 12-дневные «Коляды», от которых до наших дней дошла традиция «ряжеными» ходить по домам и петь песни, разбрасывая у порога зерно. И сегодня во многих отдаленных уголках России и СНГ «ряженым» принято отдавать блины и кутью, а в древности эти блюда выставляли на окна, чтобы задобрить духов.

Колядование дошло до нас из языческих времен. Фото: Commons.wikimedia.org

С принятием православия обрядовая сторона встречи нового года, конечно, изменилась. Православная церковь долгое время не придавала ему большого значения, но в 1495 году добралась и до этого праздника - он был официально назначен на 1 сентября. В этот день в Кремле проводились церемонии «О начатии нового лета», «На летопровождение» или «Действо многолетнего здоровья». Празднование открывали патриарх и царь на соборной площади московского Кремля, их шествие сопровождалось колокольным звоном. С конца XVII века царь и свита выходили к народу в самых нарядных одеждах, то же было велено делать и боярам. Выбор пал на сентябрь, поскольку считалось, что именно в сентябре Бог сотворил мир. За исключением торжественной церковной службы, Новый год отмечали как любой другой праздник - с гостями, песнями, плясками и угощением. Назывался он тогда иначе - «Первый день во году».

Зима близко

Традиция сохранялась почти 200 лет, после чего в жизнь русского народа ворвался вихрь перемен по имени Петр Алексеевич Романов. Как известно, молодой император почти сразу после восхождения на престол начал жесткие реформы, направленные на искоренение старых традиций. Попутешествовав по Европе, он вдохновился голландской манерой отмечать Новый год. Кроме того, вышагивать в расшитом золотом облачении по соборной площади ему совсем не хотелось - хотелось того веселья, что он видел за границей.

20 декабря 1699 года (по старому летоисчислению это был 7208 год), на пороге нового столетия, император издал указ, гласивший: «…Волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года».

Фрагмент указа Петра I от 1699 года. Фото: Commons.wikimedia.org

Указ был длинным и очень подробным. В нем оговаривалось, что всем следует в эти дни украшать дома еловыми, сосновыми и можжевеловыми ветвями и не снимать украшений до 7 января. Знатным и просто состоятельным гражданам велено было в полночь палить из пушек на дворах, стрелять в воздух из ружей и мушкетов, а на Красной площади был устроен грандиозный фейерверк.

На улицах император распорядился жечь костры из дров, хвороста и смолы и поддерживать огонь в течение всей праздничной недели. К 1700 году почти все европейские страны уже перешли на григорианский календарь, поэтому Россия стала праздновать Новый год на 11 дней позже, чем Европа.

Пугающая перемена

1 сентября осталось церковным праздником, но после петровской реформы как-то отошло на второй план. В последний раз чин летопроводства был совершен 1 сентября 1699 года в присутствии Петра, который сидел на кремлевской соборной площади на престоле в царской одежде, принимал от патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом, как делал его дед. После этого с благолепным осенним празднованием было покончено - волей Петра традиции просвещенной Европы слились с языческой природой, от которой остались обряды дикого веселья.

Для простого народа это все было так же непонятно, как в свое время для бояр - необходимость брить бороды и одеваться на западный манер. Переполох, который случился поначалу, описал в историческом романе «Петр I» Алексей Толстой:

«Звона такого давно не слышали на Москве. Говорили: патриарх Адриан, ни в чем не смея перечить царю, отпустил пономарям на звон тысячу рублев и пятьдесят бочек крепкого патриаршего полпива. Вприсядку отзванивали колокола на звонницах и колокольнях. Москва окутана была дымами, паром от лошадей и людей… Сквозь колокольный звон по всей Москве трещали выстрелы, басом рявкали пушки. Вскачь проносились десятки саней, полные пьяных и ряженых, мазанных сажей, в вывороченных шубах. Задирали ноги, размахивая штофами, орали, бесновались, на раскатах вываливались кучей под ноги одуревшему от звона и дыма простому народу. Царь с ближними, с князем-лапой, старым беспутником Никитой Зотовым, со всешутейшими архиепископами, - в архидьяконовой ризе с кошачьими хвостами, - объезжал знатные дома. Пьяные и сытые по горло, - все равно налетали, как саранча, - не столько ели, сколько раскидывали, орали духовные песни, мочились под столы. Напаивали хозяев до изумления и - айда дальше. Чтобы назавтра не съезжаться из разных мест, ночевали вповалку тут же, на чьем-нибудь дворе. Москву обходили с веселием из конца в конец, поздравляли с пришествием нового года и столетнего века. Посадские люди, тихие и богобоязненные, жили эти дни в тоске, боялись и высунуться со двора. Непонятно было - к чему такое неистовство? Черт, что ли, нашептывал царю мутить народ, ломать старый обычай - становой хребет, чем жили... Хоть тесно жили, да честно, берегли копейку, знали, что это так, а это не так. Все оказалось дурно, все не по нему. Не признававшие крыжа и щепоти собирались в подпольях на всенощные бдения. Опять зашептали, что дожить только до масленой: с субботы на воскресенье вострубит труба Страшного суда...»

6 января первые в российской истории «прозападные» торжества окончились в Москве крестным ходом на Иордань. Вопреки старинному обычаю, царь не шел за духовенством в богатом облачении, а стоял на берегу Москвы-реки в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы с золотыми пуговицами и позументом.

Бояре и служилые тоже не избежали императорского внимания - их обязали облачиться в венгерские кафтаны и жен своих одеть в иностранные платья. Для всех это была настоящая мука - рушился веками установленный уклад, а новые правила выглядели неудобными и устрашающими.

Такой способ встречи Нового года повторялся каждую зиму, и постепенно все же прижились и новогодние елки, и полуночные пушечные залпы, и маскарады.

Завершается второе десятилетие XXI века, и мы вступаем в 2020 год, который будет . Согласно восточному (китайскому) календарю, Новый 2020 год пройдет под знаком . Федеральное агентство новостей представляет интересные факты о праздновании Нового год, без сомнения, самого любимого праздника в России.

Почему Новый год отмечают 1 января: история праздника

В древности разные народы отмечали наступление Нового года в различное время, в основном весной или осенью, согласно земледельческому календарю. На Руси Новый год довольно долго отмечали осенью, после сбора урожая.

Идея отмечать Новый год 1 января принадлежит римскому императору Юлию Цезарю , начало этой традиции было положено в 46 году до нашей эры. Праздник был посвящен божеству римского пантеона - двуликому Янусу , который, благодаря двум лицам, обращен и в прошлое, и в будущее. Название месяцев также в основном римские - так январь назван в честь Януса.

Постепенно обычай начинать Новый год 1 января перекочевал в Европу, а затем - при императоре Петре I - в Россию. Это произошло в 1700 году. При Петре новогодние празднования фактически носили обязательный характер, не менее обязательными считались и обильные возлияния. Изначально новогодний праздник (в отличие от Рождества) задумывался как полностью светский, и особых ограничений по части поведения не предусматривал, вплоть до откровенных вольностей.

Тогда же в России по примеру Германии стали использовать ель как новогоднее и рождественское дерево. Вечнозеленая ель символизировала вечную жизнь, а также древо познания, запретный плод которого погубил прародительницу Еву . Новогоднюю ель изначально было принято украшать яблоками, орехами и сладостями, которые затем заменили игрушками - стеклянными и из других материалов.

Неотъемлемой частью новогодних и тесно с ними связанных рождественских праздников стали Санта-Клаус и его российский аналог - Дед Мороз . Санта-Клаус - это святитель Николай Чудотворец , который был милостивым и щедрым святым, одаривавшим детей и взрослых.

Российский Дед Мороз более светский персонаж, связанный с народными поверьями о властелине холода из славянских мифов. В отличие от западного Санты, у Деда Мороза есть юная родственница - внучка Снегурочка .

Почему в России Новый год отмечают раньше Рождества

На Западе, как известно, сначала отмечается Рождество Христово , праздник в значительной мере семейный, а затем - Новый год, который является публичным торжеством.

В России все наоборот: сначала довольно-таки пьяный Новый год, который (о ужас!) приходится на время Рождественского поста , а уж потом само Рождество. Объяснение этой странности историческое.

Дело в том, что, в отличие от западного мира, Российская империя так и не перешла на григорианский календарь и жила по юлианскому, отстававшему от европейского на 13 дней. Сразу после революции создатель советского государства Владимир Ленин убрал отставание и ввел в стране григорианский календарь, «передвинув» время вперед на 13 дней. Однако антисоветски настроенная Русская православная церковь современный календарь так и не признала, хотя попытки такие делались.

Так и повелось - православная церковь в России отмечает Рождество по юлианскому календарю - с 6 на 7 января . Бо льшая часть населения, позволяя себе новогодние излишества, тем не менее, отмечает Рождество, согласно православным традициям. Этому способствует и то, что сегодня в России Рождество - это выходной день.

На память об этой исторической коллизии остался неофициальный, абсолютно светский и чисто российский праздник - Старый Новый год , который отмечается с 13 на 14 января .

Современные традиции празднования Нового года

После революции Новый год стали отмечать не сразу из-за сходства праздника с религиозным Рождеством, которое в первые годы советской власти было под официальным запретом. В начале 1930-х годов празднование Нового года вернули, взяв рождественскую атрибутику, но переиначив ее не просто на светский, а именно на советский лад - звезда на елке пятиконечная, игрушки в виде советских символов и так далее.

Вернули и Деда Мороза, но, чтобы полностью скрыть его связь со святым Николаем, добавили Снегурочку, чисто фольклорный образ из славянских легенд.

К 70-м годам прошлого века в СССР выработался определенный новогодний ритуал, который с некоторыми современными нюансами сохранился и поныне. Это оливье, селедка под шубой и мимоза, бутерброды с красной икрой, жаркое, мандарины и шампанское. Мода на эти атрибуты жива и поныне, как сохранилось и новогоднее обращение руководителя страны к гражданам. Затем бьют куранты, под первый удар которых все чокаются бокалами с новогодним напитком и загадывают желание.

К новогодним традициям относится и специальным образом , где непременным атрибутом является знаменитая «Ирония судьбы» Эльдара Рязанова , а также всевозможные «Голубые огоньки» и их более современные клоны.

Сегодня Новый год - это почти декада (новогодние и рождественские каникулы), тогда как в советские времена отдыхали только 1 января. Поскольку сейчас появились официальные новогодние ночные развлечения, в праздничную ночь принято не только выпивать и закусывать дома, но и участвовать в уличных гуляниях, а также запускать фейерверки. Последняя традиция, пришедшая из Китая, стала неизменным атрибутом праздника.

Китайский Новый год

Мода праздновать Новый год китайского календаря (в 2020 году это ) пришла в СССР и в Восточную Европу в 70-х годах прошлого века вместе с увлечением восточной экзотикой, а также эзотерикой, астрологией и прочими, скажем прямо, лженауками. , и теперь каждый Новый год полки магазинов заполоняют изображения животного-символа, а в связи с этим массу различных советов.

Кстати, пусть никого не смущает, что Новый год по восточному календарю наступит только 25 января 2020 года: начинать чествовать Крысу стоит уже заранее - прямо в новогоднюю ночь

Новогодние приметы

Есть большое количество новогодних примет, как народных, так и более современных, в том числе связанных с китайским календарем.

Главная традиция звучит так: как Новый год встретишь, так его и проведешь. Поэтому нужно встречать праздник в нарядной обнове, за хорошо накрытым столом, в радости и веселье. Тогда, согласно примете, весь год пройдет весело, сытно и в достатке.

Также до Нового года принято убрать жилище и раздать долги - это залог чистого и спокойного года.

Какие цвета предпочитает Крыса

Чтобы по всем правилам почтить хозяйку наступающего года Крысу, нужно в ее любимые цвета, к которым относится белый, черный, а также все оттенки красного, желтого оранжевого, коричневого, охристого и так далее. Не стоит одеваться в ярко-синее (крыса боится воды), а также наряжаться под леопарда или змею (кошки и змеи - природные враги крыс).

Желательно использовать в наряде металлические аксессуары , особенно приветствуется серебро .

Что поставить на стол

Стол должен быть разнообразным, с салатами, мясным и сырным изобилием, фруктами, овощами и выпечкой (Крыса всеядна и обладает отменным аппетитом), но роскошествовать в ущерб разумности не стоит. Хозяйка года - восточная Крыса - хлебосольна и щедра, но при этом разумна и экономна.

Что дарить в год Крысы

Подарки желательно делать , поскольку Крыса - существо практичное. Уместно дарить деньги, расчетливая Крыса это оценит.

Новогодние гадания

О новогодних гаданиях ФАН писал ранее, самым эффектным является коллективная . Как провернуть это веселое дельце, и какие еще есть , читайте в материале Федерального агентства новостей .

А самое главное (кстати, ) - это хороший новогодний настрой. Именно он поможет не только весело встретить, но и хорошо провести весь предстоящий год.

Новый Год — самый любимый праздник в нашей стране! Выходные, веселье, встречи с друзьями, нарядные елки и запах хвои, звон бокалов с шампанским, мерцание огней…

Нововведения Петра I в празднование нового года

Традицию празднования Нового Года ввел в России Петр I, желая идти в ногу с западом, запретил праздновать новый год осенью, специальным указом перенеся праздник на 1 января.

В те времена Рождество Христово в России приходилось на 25 декабря (по Юлианскому календарю), и Новый Год праздновался уже после Рождества. Это означало, что 1 января не приходилось на рождественский пост, который в те времена строго соблюдался всеми, а значит, в праздник люди могли не ограничивать себя в еде и питье. Первый Новый год в России был шумно отмечен парадом и фейерверком в ночь с 31 декабря на 1 января 1700 года.

Столицей тогда была Москва, Петербург еще не был построен, поэтому все празднования проходили на Красной площади. Однако с нового 1704 года торжества были перенесены в северную столицу. Главным на новогоднем празднике в те времена было не застолье, а массовые гуляния. Петербургские маскарады устраивались на площади близ Петропавловской крепости, и Петр не только сам принимал в участие в народных гуляниях, но и обязывал к этому вельмож. Тех, кто не являлся на празднества под предлогом болезни, осматривали медики. Если причина оказывалась неубедительной, на провинившегося накладывали штраф: он на глазах у всех должен был выпить огромную чару водки.

После маскарада неумолимый царь зазывал к себе в императорский дворец узкий круг особо приближенных (человек 80 — 100). Двери обеденной залы по традиции запирали на ключ, чтобы никто раньше чем через 3 дня не пытался покинуть помещение. Такое соглашение действовало по настоянию Петра. Бражничали в эти дни безмерно: большинство гостей к третьему дню тихо сползали под лавку, не тревожа остальных. Выдерживали такое новогоднее застолье только самые крепкие.

Зимний Новый год в России прижился не сразу. Однако Петр был настойчив и безжалостно карал тех, кто пытался по старой традиции отмечать новый год 1 сентября. Он также строго следил, чтобы к 1 января дома вельмож и простолюдинов украшались еловыми, можжевельниковыми или сосновыми ветками. Ветви эти полагалось наряжать не игрушками, как сейчас, а фруктами, орехами, овощами и даже яйцами.

Причем, все эти продукты служили не просто украшением, но и символами: яблоки — символом плодородия, орехи — непостижимости божественного промысла, яйца — символом развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия.

Со временем россияне привыкли к новому зимнему празднику. Вечер накануне нового года стали называть «щедрым». Обильный праздничный стол, по народному поверью, как бы обеспечивал благополучие на весь предстоящий год и считался залогом богатства семьи. Поэтому его стремились украсить всем тем, что хотели бы иметь в достатке в своём хозяйстве.

Императрица Елизавета I продолжила традицию празднования Нового года, начатую ее отцом. Предновогодние и новогодние торжества стали неотъемлемой частью дворцовых празднеств. Елизавета, большая любительница балов и увеселений, устраивала во дворце роскошные маскарады, на которые сама любила являться в мужском костюме. Но в отличие от разгульной петровской эпохи, в елизаветинские времена придворным торжествам и застольям была придана чинность.

При Екатерине II Новый год тоже отмечали с размахом, и получила широкое распространение традиция дарить новогодние подарки. Под Новый год в императорский дворец свозилось огромное количество различных подношений.

В начале XIX века в России стало популярно шампанское — напиток, без которого сегодня не обходится ни одно новогоднее застолье. Правда, сначала россияне восприняли игристые вина с подозрением: их называли «напитком дьявола» из-за вылетающей пробки и пенной струи из бутылки. По легенде, широкую популярность шампанское завоевало после победы над Наполеоном. В 1813 году, войдя в Реймс, русские войска на правах победителей опустошили винные погреба знаменитого дома «Мадам Клико». Однако госпожа Клико даже не пыталась остановить грабеж, мудро решив, что «убытки покроет Россия». Проницательная мадам, как в воду глядела: слава о качестве ее продукции разнеслась по всей России. Уже через три года, предприимчивая вдова получала из Российской империи больше заказов, чем у себя на родине.

К царствованию императора Николая I относится появление первой в России и Петербурге публичной новогодней елки. До этого, как уже было сказано, россияне украшали дом лишь хвойными ветками. Впрочем, для украшения годилось любое дерево: вишня, яблоня, береза. В середине 19 века наряжать стали уже только елки. Первая наряженная красавица засветилась огоньками в помещении в 1852 году. А к концу ХIХ века этот обычай стал уже привычным не только в русских городах, но и в деревнях.

В 60-е годы XIX века повар-француз Люсьен Оливье изобрел Салат «Оливье». Он был владельцем трактира «Эрмитаж», который в те времена находился на Трубной площади. По всем статьям это был не трактир, а самый высокоразрядный парижский ресторан. Главной достопримечательностью эрмитажной кухни сразу же стал салат «Оливье».

Способ приготовления салата Люсьен Оливье держал в тайне и с его смертью секрет рецепта считался утерянным. Тем не менее, основные ингридиенты были известны и в 1904 году рецептура приготовления салата была воспроизведена.

Вот его состав; 2 рябчика, телячий язык, четверть фунта паюсной икры, полфунта свежего салата, 25 штук отварных раков, полбанки пикулей, полбанки сои кабуль, два свежих огурца, четверть фунта каперсов, 5 яиц вкрутую.

Для соуса: майонез провансаль должен быть приготовлен на французском уксусе из 2 яиц и 1 фунта прованского (оливкового) масла, однако, по отзывам знатоков, это было не то. Но, попробуйте приготовить.

С Рождества в Петербурге начала ХХ века начинался сезон балов и праздничных гуляний. Для детей устраивались многочисленные елки с обязательными подарками, для народных развлечений строились ледяные дворца и горы, давались бесплатные спектакли. Самым торжественным моментом встречи Нового года был выход Высочайших особ в Зимнем.

По традиции Рождество Христово и Сочельник петербуржцы встречали дома, в кругу семьи. А вот в новогоднюю ночь заказывали столики в ресторанах или увеселительных заведениях. Ресторанов в то время в Петербурге было великое множество — на любой вкус и кошелек. Были ресторации аристократические: «Кюба» на Большой Морской улице, или «Медведь» на Большой Конюшенной. Более демократичный «Донон» собирал за своими столиками писателей, художников, ученых, выпускников Училища правоведения.

Столичный бомонд — люди искусства и литературы — устраивали свои вечера в фешенебельном «Контане», на Мойке. В программе вечера — лирический дивертисмент с участием лучших русских и иностранных артистов, виртуозный румынский оркестр; дамам бесплатно подносились цветы. Литературная молодежь обычным ресторанам предпочитала артистические кабаре. Самым колоритным из них была «Бродячая собака» на Михайловской площади.

Но наряду с такими ресторанами для интеллигентной публики существовали заведения совсем иного рода. Зимний кафешантан «Вилла Родэ», появился в Петербурге в 1908 году. На сцене выступали танцовщицы, хор цыган. Барышням и дамам из приличных семей посещать это заведение не рекомендовалось.

Новый год при советской власти. Смена календаря.

После революции, в 1918 году по ленинскому указу Россия перешла на Григорианский календарь, который к 20 столетию обогнал Юлианский на 13 дней. 1 февраля 1918 года было сразу объявлено 14-ым. Но Православная церковь этого перехода не приняла и объявила, что будет праздновать Рождество по прежнему Юлианскому календарю. С тех самых пор православное Рождество в России отмечается 7 января (25 декабря по старому стилю). В 1929 году произошла отмена Рождества. С ней отменялась и елка, которая называлась «поповским» обычаем. Был отменен Новый год. Бывшие праздники превратилось в обычные рабочие дни. Елка была признана «поповским» обычаем. «Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов!» — писали детские журналы. Но во многих семьях Новый Год продолжали устраивать, хотя и делали это с большой осторожностью — елку ставили тайно, плотно занавесив окна. Вероятно, именно в те годы Новый год в России стали отмечать не маскарадами и плясками, а застольем. Ведь праздновать приходилось тайно, чтобы не разбудить соседей. Так продолжалось до 1935 года. Однако, в конце 1935 года в газете «Правда» появилась статья Павла Петровича Постышева «Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!».

Общество, еще не забывшее красивый и светлый праздник, отреагировало достаточно быстро, и «высочайшая директива» изменилась.

Выяснилось, что Новый Год — это чудесный праздник, который может к тому же лишний раз свидетельствовать о достижениях страны Советов — в продаже появились елки и елочные украшения. Пионеры и комсомольцы взяли на себя организацию и проведение новогодних елок в школах, детских домах и клубах. 31 декабря 1935 года елка вновь вошла в дома наших соотечественников.

С 1936 года в Москве, устанавливается самая главная детская Елка России в Кремле.

Танцы и маскарады были практически полностью исключены из новогодней программы: в тесных квартирах приходилось выбирать: либо стол, либо пляски. С появлением в советских семьях телевизоров стол победил окончательно. Главным действом в Новый год стало открытие бутылки «Советского шампанского» под бой кремлевских курантов.

На Новый год телевидение всегда готовило обширную развлекательную программу: особенно популярны были ежегодные «Голубые огоньки». Позже стали появляться специальные «новогодние» фильмы.

Однако традиции встречи Рождества в России были уже утеряны. Несколько поколений советских людей, воспитанных в духе атеизма, не понимали ни сути, ни формы этого праздника. Впрочем, дополнительный выходной приняли с удовольствием. Возрождение празднования Православного Рождества в России в каком-то смысле поставило под угрозу многолетнюю «советскую» традицию встречи Нового года. 31-го декабря начинается последняя неделя перед Рождеством: по христианским канонам это время покаяния, воздержания и молитвы. И вдруг посреди строгого поста по сложившейся «светской» традиции накрываются самые пышные и самые вкусные столы. О каких «традициях празднования Рождества» может идти речь? Неизвестно как в будущем разрешится этот парадокс, возникший из-за нежелания русской церкви переходить на «новый стиль». Пока противостояние между светской и церковной традиции уверенно выигрывает Новый год, который уже много лет удерживает позицию любимого семейного праздника россиян.