Монастырь ставроникита. Ставроникита, монастырь, святая гора, афон Афон святая гора монастырь ставроникита

Монастырь расположен в северо-восточной части Афонского полуострова между Ивером и Пантократором, в часе ходьбы от Карей. Его постройки – на высоком каменистом берегу, который с севера и востока омывается морем. Эта обитель теснее и меньше всех афонских монастырей. В четырехугольных стенах – тесные кельи в три этажа и трапезная, в южной стене – монастырские ворота и при них высокая сторожевая башня, откуда в иные времена братия постоянно следила за приближением морских пиратов. В башне находится ризница.

Ставроникита в переводе с греческого означает «крест Никиты». Название можно объяснить тем, что некогда здесь подвижником Никитой был поставлен крест, по древней традиции Горы ставить кресты на распутиях и перекрестках дорог, или же основателем монастыря был кресторез Никита. За неимением письменных источников первоначальный период истории обители окутан завесой тайны. Возможно, в XIII веке, как и прочие монастыри Афона, Ставроникита был разграблен и разрушен пиратами. Последствием этого явилась зависимость обители (засвидетельствованная, например, в 1287 году) от монастыря Кутлумуш, а впоследствии и от Филофея.

По преданию, на месте, где ныне возвышается Ставроникита, издревле стояла малая обитель (монидрион) во имя Пророка и Крестителя Господня Иоанна, которая была разграблена арабами и долгое время пребывала в запустении. Проживавший на покое на Святой Горе Константинопольский Патриарх Иеремия I (1520–1543) решил основать на этом месте новый монастырь – также во имя Предтечи Иоанна. Прибыв с благой целью на берег моря, Иеремия стал свидетелем того, как рыбаки, закинув сети, вытащили вместо обычного улова мозаичную икону Святители Николая.

Более семисот лет эта чудотворная икона плавала в морских водах, выброшенная иконоборцами, но ничуть не повредилась. К лику Святителя приросла большая перламутровая раковина. Когда стали отдирать раковину, на челе Николая Угодника образовалось подобие раны – до самого зрачка левого глаза, и из этой раны истекла кровь. Усмотрев в чуде и в самом явлении иконы особенное указание свыше, Патриарх Иеремия I освятил вновь воздвигнутый соборный храм уже не в честь св. Предтечи, а во имя Святителя Николая, куда с большой торжественностью и был перенесен чудотворный явленный образ.

В Ставрониките он известен под именем «Стридис», что означает «устрица». Раковина, приросшая к иконе, нашла себе достойное употребление. Из одной части Патриарх Иеремия I сделал блюдце для верха Богородичной просфоры, а из другой – панагию, икону Богородицы, носимую на груди архиереем. Этой панагией Константинопольский Патриарх Иеремия II († 1595) при своем прибытии в Москву благословил первого Российского Патриарха Иова. В числе прочих исторических редкостей перламутровая панагия хранилась в Патриаршей ризнице в Москве.

Соборный храм в честь Святителя Николая, построенный в XVI веке, в том же столетии был расписан Феофаном Критским. Его прекрасные фрески сохранились и в трапезной. Несмотря на сильные пожары 1607 и 1741 годов, Никольский храм не пострадал. Он отличается от прочих афонских церквей тем, что в его основании не крест, а четырехугольник. Святитель Николай встречает всякого пришельца в монастырь Ставроникиты.

Фреска с его необычным изображением находится при входе в обитель: Божий Угодник в святительском одеянии сидит на внушительном троне, Свт. Николай как будто царствует в полюбившемся ему монастыре, занимающем 15-е место в иерархии Афона. Царствует и одновременно благотворит, ибо Ставроникита – один из самых бедных на Афоне, его владения невелики – они простираются всего лишь на полчаса ходу в длину и в ширину. Обитель содержится за счет общих источников Святой Горы, которыми распоряжается Священный Кинот.

В келлии Честного Креста, принадлежащей монастырю Ставроникита, подвизался до своей кончины старец Тихон Русский (1884–1968), последний великий русский старец на Афоне. В последние четыре года его жизни с ним общался прославленный греческий старец Паисий Эзнепидис (1924–1994). В 1966 году старец Тихон постриг о. Паисия в великую схиму. В 1968 году ученик Паисия иеромонах Василий Гонтикакис принял на себя игуменство Ставроникитской обители, которая была на грани упразднения из-за недостаточного числа монахов.

Насельники монастыря пригласили старца Паисия, который покинул свою пустыню-келлию свв. Архангелов, принадлежащую Иверскому Предтеченскому скиту, и пришел в Ставроникиту, приняв на себя обязанности настоятеля. Он трудился вместе с другими, поварничал, заботился о переустройстве обители. После кончины старца Тихона, согласно его святой воле, схимонах Паисий удалился в келлию Честного Креста, сохраняя общение со Ставроникитой. В этой келлии старец Паисий жил десять лет: с духовной стороны это был наиболее плодотворный период монашества, который подготовил его к старческому служению для многих тысяч приходящих за советом в кутлумушскую келлию Панагуда, куда он переселился в 1979 году.

Монастырская пристань Ставроникиты располагает каменным «гаражом» для малых судов. В XVII веке молдавский воевода Стефан Кантакузен построил акведук, обеспечивающий обитель в изобилии питьевой водой.

После многочисленных пожаров в монастыре уцелело 160 рукописей, из них 60 на пергаменте, в том числе греческая псалтирь XII века. Кроме чудотворной иконы Свт. Николая, в Ставрониките хранится часть Животворящего Древа Креста Господня, частицы мощей многих святых: святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, архидиакона Стефана, Сорока мучеников Севастийских, великомученика Феодора Стратилата, святителя Амвросия Медиоланского. В братии монастыря около 25 монахов.

  • Почтовый адрес, индекс – 63086 Кариес Святая Гора Афон
  • Телефон монастыря - (+30) 23770 23255
  • Факс -
  • Телефонный центр -
  • Представительство монастыря в Кариесе (Столица Афона) - (+30) 23770 23270
  • Представительство монастыря в Салониках - (+30) 2310 235826
  • Факс -
  • Престольный праздник – Святой Николай Мирликийский Чудотворец
  • Дата основания – 10-ый век
  • Иерархическое место – 15/20
  • Монастыри с которыми находятся в управлении в Парламенте Афона – Ватопед, Кутлумуш, Каракал, Ставроникита.
  • Общежительный строй монастыря с – 1968 года, Благословение Патриарха Афинагора Α′
  • Игумен – Священно Архимандрит Тихон (1990)
  • Количество монахов – 35 монастырских, 13 келлиотов
  • Кельи и Кафисмы (отшельнические поселения) принадлежащие монастырю – Келий, Кафисмы.

История и современность

Монастырь Ставроники́та (греч. Μονή Σταυρονικήτα) - один из афонских монастырей, занимающий в святогорской иерархии 15-е место. Находится в восточной части Афонского полуострова; основан в X веке.

Своё название монастырь получил от предания о том, что на его месте когда-то жил отшельник Никита, изготавливавший кресты (Ставроникита - значит «крест Никиты»). Первоначальная обитель была посвящена Иоанну Крестителю, но была полностью разрушена в эпоху Крестовых походов. Современный монастырь основал константинопольский патриарх Иеремия I. Благодаря обретению на его месте иконы Николая Чудотворца XIII- XIV вв. соборный храм был освящён во имя этого святого.

Монастырь имеет небольшие размеры, обнесён каменной крепостной стеной с высокой башней, стены завершают келейные постройки монастыря. Сегодня в монастыре живут 30 монахов.

Византийский период

Монастырь был основан в начале XI века и был назван в честь своего основателя. Примечательно, что в документах XII века отсутствуют любые упоминания об этой обители. Опустев, Ставроникита был передан в управление проту, как келья, а затем был отдан протом Кутлумушу, при условии, что тот восстановит монастырь. Уже в 1313 году Ставроникита упоминается в документах как независимая обитель, но вскоре эта независимость была утеряна вновь, так как монастырь был передан Филофею.

Турецкое владычество

В 1535 году келью Ставроникита выкупил у монастыря Филофей пришедший на Афон Григорий – игумен монастыря Гиромериу в Феспротии (Эпир). Григорию настолько понравилось это место, что он заплатил сумму в 4000 акче.

Целью Григория стало восстановление Ставроникиты и возвращение ему статуса монастыря. В 1536 году Григорию удалось не только восстановить некоторые здания, но и заручиться особым указом патриарха, с которым он был в дружеских отношениях, где говорилось, что Ставроникита является патриаршим, ставропигиальным монастырем. После смерти Григория и вследствие большого пожара монастырь вновь начал приходить в упадок. Так как парламент Святой Горы был заинтересован в том, чтобы на этом месте существовала обитель, что было обусловлено удачным местоположением, позволявшим отслеживать пиратские корабли, парламент обратился к патриарху с просьбой взять под личный контроль восстановление монастыря. Начиная с 1540 года, в Ставрониките возобновились работы по восстановлению монастыря. Новый главный храм Ставроникиты посвятили Святому Николаю, которого особо почитал патриарх. Проявлением особого благоволения патриарха стала передача Ставрониките участка земли на полуострове Кассандра. Перепись 1808 года относит к монастырю Ставроникита 48 монахов, из которых 25 жили в его стенах.

Наши дни

Для путешественников, направляющихся на северо-запад в сторону Иериссоса от монастыря Иверон, потребуется час ходьбы, чтобы добраться до монастыря Ставроникита. Этот монастырь видно издалека, так как он возвышается над морем вместе со своей высокой башней. Территория монастыря ограничена скалистым природным ландшафтом, вследствие чего эта обитель является самой маленькой на Святой Горе.

Главный храм монастыря, также самый маленький на Афоне, находится на востоке узкого центрального двора. Он был построен в 1536 году во время восстановления монастыря на месте старого храма обители, но, в то время как предыдущий храм был посвящен Богородице, новый храм посвящен святому Николаю. За исключением небольших ремонтных работ и пристройки нартекса, храм сохранился в первозданном виде до сегодняшнего дня. Небольшие размеры храма не позволили следовать закрепившемуся типу главного храма на Святой Горе. Таким образом, в этом храме нет ни ниш, ни пристроенных часовен; он был расписан в 1546 году Феофаном с острова Крит и его сыном Симеоном. Резной деревянный иконостас, согласно надписи, датирующей его, был создан в 1743 году. В главном храме хранится также чудотворная икона Святого Николая.

На территории монастыря расположены 4 часовни, одна из них посвящена Иоанну Предтече и украшена великолепными фресками. За территорией монастыря находятся ещё две часовни. Ввиду небольшой площади центрального двора здесь нет купели и трапезной, которые расположены на верхнем этаже южной стороны галереи.

К Ставрониките относятся около 34 калив поселения Капсала, расположенного южнее монастыря, на расстоянии часа ходьбы. 11 келий также подчиняются обители. Одна из двух келий в Карьесе используется как представительство.

Путеводитель по монастырю

Причал монастыря считается особенно живописным. Здесь построено двухэтажное здание, на первом этаже которого располагается мастерская. 2 каменных здания слева и справа от тропы, ведущей в монастырь, вмещают в себя соответственно ещё 2 мастерских. Поднимаясь по тропе к монастырю, паломник проходит через кладбищенский храм, посвященный Святому Дмитрию. Недавно в этом храме старый притвор был заменён на новый, более просторный. Две колонны старого притвора сегодня можно увидеть в ограждении территории храма. В самом храме присутствуют фрески 1798 года, созданные на средства проигумена Дионисия с острова Митилини. Под храмом располагается костница.

Вход в монастырь находится в южном крыле. Остановившись перед входом можно полюбоваться на великолепный вид Эгейского моря, а также на укрепленные стены монастыря и на каменный акведук.

Главный храм монастыря - единственный на Святой Горе, построенный не в соответствии с устоявшимся здесь архитектурным типом. Вследствие ограниченности территории, по бокам от алтарной части отсутствуют дополнительные комнаты. Храм и притвор расписаны великолепными фресками Феофана Критского.

Справа от входа в притворе изображается святой мученик Лука с острова Митилини. Над входом в главный храм через притвор изображается Христос между Богородицей и святым Николаем. Слева и справа изображаются 2 вселенских собора. В верхней части западной стены храма можно увидеть изображение Иисуса в редкой сцене Недреманное Око. На соседней стене изображается патриарх Иеремия I, как ктитор (основатель монастыря), держащим в руках макет обители. Стоит обратить внимание также нас сцену входа в Иерусалим, где Христос изображается приближающимся к Иерусалиму с правой стороны. Особо интересными считаются фигуры детей, которые постепенно снимают с себя одежду, чтобы постелить ее под ноги Спасителю. Христос Вседержитель окружён изображением ангелов. Здесь стоит обратить внимание на ангела, который изображён анфас на уровне левого плеча Вседержителя, поднявший свои руки.

На колоннах слева и справа располагаются иконы Богородицы и Христа, происходящие, скорее всего, из кельи Всех Святых (представительство монастыря в Карьесе). У правой восточной колонны в проскинитарии находится . Это мозаичная икона, выловленная сетями рыбаков монастыря. На иконе была найдена прикрепившаяся к ней устричная раковина в месте, где изображается лоб святого. Согласно преданию, когда раковину отделили от иконы, на лбу появилась рана, из которой заструилась кровь. Раковина хранится в специальном серебряном обрамлении, на котором существует надпись на славянском языке, пересказывающая строфы гимна Достойно Есть.

У восточной колонны находится икона Честного Иоанна Предтечи, предводителя монашеского войска.

Иконостас главного храма - необычайно высокий, деревянный, позолоченный, был построен в 1743 году. Здесь можно увидеть знаменитые иконы 12 праздников и Распятие Феофана Критского, которые, очевидно, ранее украшали предыдущий иконостас.

В храме царит полумрак, ощущение которого усугубляется за счёт мраморных инкрустацией в полу и стоящих повсюду подсвечников.

Колокольня находится в юго-восточном крыле, справа от входа. За счёт ограниченной территории в монастыре отсутствует купель. На территории обители существуют 5 часовен:

  • Святых Архангелов 1667 года, в южном крыле;
  • Богородицы или Животворящего Источника 1840 года, в юго-восточном крыле, где хранится примечательная икона Богородицы Платитеры;
  • Святого Элефтерия 1840 года, в юго-восточном крыле, на верхнем этаже трапезной;
  • Честного Иоанна Предтечи 1546 года, справа от трапезной, в стороне юго-восточного угла, с фресками, которые относят руке самого Феофана;
  • Святой Анны на четвёртом этаже башни, которая была построена между 1546 и 1607 годом.

За стенами монастыря, на расстоянии 10 минут пешего пути, на северо-западе, находится часовня Святых Мучеников, построенная в 1785 году. Ранее существовали также кельи, используемые, как исихастирий.

Внутренний двор монастыря является самым маленьким на всей Святой Горе Афон. В его восточной части располагается главный храм. Фактическое отсутствие внутреннего двора компенсируется пространством перед входом, где располагается акведук с водохранилищем, а перед ними - сады монастыря.

Трапезная находится на первом этаже юго-восточного крыла. Здание соединяется с часовней Честного Иоанна Предтечи. Над входом существует памятная надпись 1744 года. Фрески конхи и южной стены - работа художника Феофана.

Ризница располагается в башне, где хранятся великолепные сосуды, расшитые золотом одежды, кресты, удивительные работы из дерева и другие сокровища. Особо примечательными считаются переносные иконы: святого Николая, святого Иоанна Богослова, святых Петра и Павла, 3 иерархов, святых Андрея и Марка, Благовещение Богородицы, пророка Ильи и другие.

Библиотека находится на нижнем этаже северного крыла. Здесь хранятся 169 греческих кодексов с Богословскими, музыкальными текстами, а также с литургиями.

Башня находится сбоку от центрального входа, в центре южного крыла. Это прямоугольное сооружение высотой 25 м. После произведенного здесь ремонта, ризница была перенесена в башню, вместе с хранилищем икон.

Частицы Мощей

Частицы Мощей Святых, Праведной Анны (матери Пресвятой Богородицы), Иоанна Крестителя, частица Никомедийских мучеников (20.000 замученых), Священномучеников Фоки и Харалампия, Мучеников Трифона, Христофора, Иоасафа Царя Индийского, Великомучеников Пантелеимона и Артемия, Святой Девы Параскевы, Новомучеников Луки и Арсения Каподокийского.


Игумен: архим. Тихон.

Тел. и факс (30-377) 23255.

Монастырь Ставроникита (греч. Μονή Σταυρονικήτα) — один из афонских монастырей, занимающий в святогорской иерархии 15-е место. Находится в восточной части Афон а ; основан в X веке.

Предание 1 версия:

Своё название монастырь получил от предания о том, что на его месте когда-то жил отшельник Никита, изготавливавший кресты (Ставроникита — значит «крест Никиты»).

Предание 2 версия:

Монастырь Ставроникита, в котором я ноче вал, греческий - есть, впрочем, часть здесь и малороссиян, которым предоставлен для рус ской службы небольшой параклис (церковь). Настоящий монастырь основан Константино-польским Патриархом Иеремиею в 1653 году

Местность монастыря красива. С южной сто роны он окружен огородными нивами, а с запа да расположен пред ним фруктовый сад. Тополь остается исключительною редкостью последне го, потому что здесь только и мог я заметить это красивое дерево; в прочих местах Святой Горы не встречал.

Вид отсюда на Афон - открытый. Самый монастырь, впрочем, очень сжат и тесен. Малороссияне как ни предубеждены против москалей, но нас приняли здесь очень хорошо и в духе искреннего странноприимства.

Чай и лозное были лучшим утешением для утомив шейся плоти нашей. В особенности первый, то есть чай, ныне входит в состав необходимостей нашей афонской жизни, конечно, по нашей родо вой к нему привычке в России.

Самые греки, крайне дивившиеся поначалу чайной нашей прихоти и за редкость передававшие своим еди-ноплеменникам, что русские «огонь пьют», не прочь от чашки чаю, особенно в случае хворости или холоду. Бывает, что, оставляя флитжани своего ароматного каве (кофе), они приходят к нам в холодные дни осени и зимы и, морщась, приговаривают:

Крио! Поли крио! Чай тора полла кала! (Холодно, очень холодно! Чай теперь - пре красное дело!)

Предание- www.сайт

На Капсале недалеко от монастыря жил отец Тихон Русский

.....После Карули он перешел на мыс Капсалы (выше Калиагры), в келлию, принадлежавшую монастырю Ставроникита, и принял на себя заботу об одном старце. Когда этот старец умер, он, взяв у него заранее благословение, остался жить в его каливе. С тех пор он не только не ослабил своих духовных подвигов, но еще больше их усилил, за что и получил обилие благодати Божией, подвизаясь с ревностью и великим смирением.

Божественная благодать явила его людям, и многочисленные страждущие начали стекаться к нему за советом и утешением. Некоторые просили его принять священный сан, чтобы он мог еще больше помогать людям, через Таинство исповёди подавая им оставление грехов. Он и сам постепенно убедился, что действительно существует такая необходимость помогать людям, и согласился принять рукоположение.

Однако в его келлии не было храма, хотя он теперь был необходим. Не было у него также денег, но было великое упование на Господа. Итак, он помолился и пошел в Карею, веря, что Бог пошлет ему деньги, необходимые для строительства храма. Не успел еще отец Тихон дойти до Карей, как издали его заметил дикей русского скита пророка Илии (скит, бывший до недавнего времени русским; относится теперь к монастырю Пантократора - перев.) и подозвал к себе. Когда он подошел ближе, тот говорит ему: "Один добрый христианин из Америки прислал мне немного долларов, чтобы я отдал их на строительство храма тому, у кого его нет. У тебя нет храма, поэтому возьми эти деньги себе".

Старец заплакал от волнения и благодарности Богу, поблагодарил также дикея и сказал: "Господь да помилует его", то есть человека Божия, который послал ему это благословение. Благий Господь, как Сердцеведец, позаботился о Своем храме еще прежде, чем старец попросил Его об этом, чтобы тогда, когда он будет просить деньги, они уже были готовы. Бог услышал его, потому что и старец с детства слушался Его и соблюдал заповеди Божий, получая за это небесные благословения.

Затем он нашел двух монахов-строителей, чтобы они, трудясь, в то же время творили молитву (обычно строительные работы на Святой Горе выполняются мирскими рабочими, но для строительства своего храма отец Тихон решил их не нанимать - перев.). Когда храм был закончен, он освятил его в честь Честного Креста, так как особо почитал его, а также с той целью, чтобы естественным образом избегать храмовых празднеств, потому что в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня положен пост, и день этот печальный. Старец не любил престольных праздников, потому что они нарушают безмолвие и отвлекают. Но при этом по своему безмолвническому крестовоскресному уставу духовно он имел праздник каждый день, строго подвизаясь и почти совсем не имея человеческого утешения в ущелье Калиагры, откуда созерцал небо и где переживал райские радости вместе с Ангелами и святыми. Когда кто-либо спрашивал его: "Ты здесь в пустыне живешь один?" - старец отвечал: "Нет, я живу вместе с Ангелами и Архангелами, со всеми святыми, с Божией Матерью и Христом".

Действительно, он постоянно чувствовал присутствие святых и помощь своего Ангела-хранителя. Однажды я пришел к нему и обнаружил, что, поднимаясь по ступенькам, он упал навзничь и застрял в дверях, так как на нем было много одежды. Я с трудом его поднял. Когда после этого я его спросил: "Что бы ты делал сам, старче, если бы меня здесь не оказалось?" - он с удивлением посмотрел на меня и уверенно ответил: "Мой Ангел-хранитель поднял бы меня".

Хотя он жил в пустынном месте один и в келлии у него почти ничего не было, он ничего и не желал иметь, чтобы внутри него пребывал Христос, потому что, где Христос, там рай, и для отца Тихона удел Божией Матери был земным раем.

На протяжении многих лет он не выходил в мир. Однако один раз, когда в Капсале случился пожар, его вместе с другими отцами вынудили поехать в Фессалоники в качестве свидетеля. Когда старец вернулся на Святую Гору, отцы спрашивали его:

- Какими тебе показались город и люди после стольких лет, что ты не видел мира? Старец отвечал:

- Я видел не город с людьми, но лес с каштановыми деревьями.

Старец достиг такого духовного состояния святости потому, что очень полюбил Христа, смирение и бедность. В его келлии нельзя было увидеть ни одной удобной вещи, которой мог бы пользоваться человек. То, что он имел у себя в келлии, можно было в любом количестве найти выброшенным где-нибудь в канаве. Однако, какими бы старыми ни были вещи отца Тихона, для духовных людей они имели большую ценность, потому что были освящены. Даже на какие-то его тряпки люди смотрели с благоговением и брали их с собой как благословение. Все старое и неуклюжее, что он носил на себе, не казалось безобразным, так как украшалось внутренней красотой его души. Скуфьи он шил себе сам большой мешочной иглой из кусочков рясы. Несмотря на это, они распространяли вокруг себя большую благодать, чем драгоценные митры владык (если, конечно, в сердце епископа нет "драгоценной жемчужины" - Мф.13,46).

Однажды посетитель сфотографировал старца, как он был: в скуфье в виде мешочка и в пижаме, которую набросили ему на плечи, чтобы он не мерз. И сейчас смотрящие на эту фотографию отца Тихона думают, что он носил архиерейскую мантию, хотя это всего-навсего старая пестрая пижама.

Очень по душе ему были убогие вещи. Также он любил нестяжательность, которая сделала его свободным и дала ему духовные крылья. И так, с окрыленной душой, он сурово подвизался, не чувствуя телесного труда, как ребенок не ощущает усталости, когда исполняет волю своего отца, но, наоборот, чувствует любовь и нежность отца, которые, конечно, даже мысленно невозможно сравнить с Божественным благодатным утешением.

Как я уже сказал, его рукоделием были духовные подвиги: пост, бдение, молитва, поклоны и так далее, и не только за самого себя, но и за всех (живых и усопших). Когда он уже состарился и не мог подниматься после земного поклона, то привязал высоко толстую веревку и держался за нее, чтобы вставать. Таким образом, он и в старости продолжал делать поклоны, с благоговением поклоняясь Богу. Он соблюдал это правило до тех пор, пока не слег в кровать, после чего, отдохнув двадцать дней, перешел в истинную и Вечную Жизнь, где со Христом отдыхает уже вечно. До самой старости он постоянно соблюдал то же правило сухоядения, какое имел в молодости. Приготовление пищи он считал пустой тратой времени: хорошо приготовленная еда не соответствует монашеской жизни. Естественно, что после стольких подвигов и при таком его духовном устроении хорошая пища не вызывала у него никаких чувств, ибо в нем обитал Христос, Который услаждал его и питал райской пищей.

Во время своих бесед он всегда говорил о сладком рае, и из его глаз текли слезы умиления. Когда мирские люди спрашивали его о чем-либо, его сердце не отвлекалось на суетное.

То малое, что необходимо было ему для поддержания своего существования, он получал от своего небольшого рукоделия: каждый год он писал по одной Плащанице и получал за это пятьсот или шестьсот драхм (старец научился иконописи, живя в русском Белозерской скиту - перев.). На эти деньги он жил целый год.

Как я уже сказал, вкушал он мало и был очень неприхотливым в пище: одну смокву он разрезал на две части и съедал за два раза. Он говорил мне: "Ох-ох-ох, дитя мое, она слишком большая для меня!" - тогда как мне для насыщения нужно было съесть килограмм таких смокв.

Каждое Рождество старец покупал себе одну селедку, чтобы все радостные дни святок проводить с разрешением на рыбу. Однако скелет от нее он не выбрасывал, а подвешивал на бечевке. Когда приходил Господский или Богородичный праздник и разрешалась рыба, он кипятил в пустой консервной банке немного воды, два или три раза окунал скелет селедки в воду, чтобы вода начала немного пахнуть, и затем бросал в нее немного риса. Так он соблюдал разрешение на рыбу и осуждал себя за то, что в пустыне даже рыбный суп ест! Скелет он затем опять подвешивал на гвоздь до следующего праздника, вываривал, пока тот не становился белым, и только тогда выбрасывал.

Когда он замечал, что люди относятся к нему с благоговением, огорчался и говорил им: "Я не подвижник, а лжеподвижник".

Только под конец своей жизни он согласился на небольшой уход со стороны тех, кто его особо любил, так как не хотел доставлять им огорчения.

Когда кто-либо жертвовал ему что-нибудь съестное, он держал это у себя, а затем отсылал старцам в Капсалу. Если ему присылали деньги, он отдавал их одному благочестивому бакалейщику, чтобы тот покупал хлеб и раздавал его бедным.

Однажды кто-то прислал ему из Америки денежный перевод. Когда старец забирал его на почте, это заметил один мирянин и, будучи побежден помыслом сребролюбия, ночью пришел в келлию старца, чтобы ограбить его, надеясь найти у него еще и другие деньги. Вор не знал, что даже то, что старец тогда получил, он тотчас же отдал господину Федору, чтобы тот купил хлеба для бедных. Помучив старца, - сдавив ему горло веревкой, - он убедился, что у него действительно нет денег, и собрался уходить. Тогда отец Тихон говорит ему вдогонку: "Бог да простит тебя, дитя мое".

Этот злодей затем пошел к другому старцу с той же целью, однако там был схвачен полицией и сам рассказал, что был также у отца Тихона. Полицейский послал жандарма и попросил старца прийти на допрос, потому что вор должен был предстать перед судом. Старец огорчился и говорит жандарму: "Дитя мое, я простил вора от всего сердца".

Однако тот не придал словам старца ни малейшего значения, так как выполнял приказ, и принуждал его идти вместе с ним: "Давай быстро, старец! Здесь тебе нет ни "прости", ни "благослови"!"

В конце концов начальник пожалел старца и разрешил ему вернуться из Иериссоса к себе в келлию, потому что он плакал, как малое дитя, думая, что случившееся с ним станет причиной наказания для грабителя.

Когда он вспоминал об этом случае, то не мог своим умом понять происшедшее и говорил мне: "Ох-ох-ох, дитя мое, у этих мирских другой устав! Нет у них ни "благослови", ни "Бог да простит"!"

Сам же старец всегда употреблял слово "благослови" во всех его монашеских значениях, смиренно испрашивая благословения от других, чтобы затем и самому преподать благословение с пожеланием: "Бог да благословит тебя".

После обычного приветствия он заводил посетителей в храм, и они вместе пели "Спаси, Господи, люди Твоя..." и "Достойно есть..." Если была хорошая погода, выходили на улицу, под маслину, и он присаживался с гостями минут на пять. Затем с радостным видом вставал и говорил на ломаном греческом языке: "Я сейчас... угощение".

Он набирал воды из цистерны и наполнял ею кружку посетителя, затем также наполнял свою жестянку (консервную банку, которую он использовал также в качестве чайничка). Потом находил какой-нибудь лукум, иногда засохший, а иногда изъеденный муравьями, который, будучи благословением отца Тихона, не вызывал никакого отвращения. Приготовив все, старец осенял себя крестным знамением, брал воду и говорил: "Сначала я, благословите!" - и ждал, пока посетитель скажет ему: "Господь да благословит тебя", - иначе же не пил воды. После этого и сам преподавал благословение. Благословение от других он считал необходимостью, причем не только от священников или монахов, но также и от мирян, молодых и старых.

После угощения он ждал, не обратятся ли к нему посетители со своими вопросами. Если же видел, что перед ним человек праздный, который пришел только для того, чтобы как-то провести свое время, говорил ему: "Дитя мое, в ад пойдут и ленивые, а не только грешные".

Если же тот оставался и не уходил, старец оставлял его, заходил в храм и начинал молиться, и посетителю в результате приходилось уходить. Когда опять кто-нибудь хотел воспользоваться простотой старца для той или иной своей цели, отец Тихон с помощью Божественного просвещения узнавал это и говорил ему: "Дитя мое, я не знаю по-гречески. Пойди к какому-нибудь греку. Он тебя поймет хорошо".

Конечно, он никогда не жалел сил и времени, если видел у людей духовный интерес. Устами преподавая советы, сердцем и умом он молился. Молитва его была самодейственная, сердечная. Люди, которые приближались к нему, чувствовали это, потому что уходили укрепленными. И старец благословлял их, пока они не исчезали из вида.

Однажды его посетил отец Агафангел Иверит, будучи тогда еще диаконом. Когда он уходил, на дворе стояла тьма, так как еще не рассвело. Отец Тихон предвидел опасность, которая подстерегала диакона, и в этот раз даже поднялся на ограду своей хибарки, непрестанно его благословляя. Дойдя до косогора, диакон увидел, что старец все еще его благословляет. Он пожалел его и крикнул, чтобы тот не утомлял себя и шел в свою келлию. Однако тот невозмутимо, с поднятыми руками, подобно Моисею, продолжал молиться и благословлять. Тем временем, беспечно шествуя по своему пути, диакон внезапно попал в засаду охотников, которые выжидали кабанов. Один охотник выстрелил, но молитвы старца спасли диакона от смерти, а охотника от тюрьмы. Поэтому старец всегда говорил мне: "Дитя мое, никогда не приходи ко мне ночью, потому что ночью ходят звери, а охотники выжидают их в засадах..."

Также другому монаху, который помогал ему как певчий, он говорил, чтобы тот приходил на Божественную литургию утром, с рассветом. Во время же литургии он просил его оставаться в небольшом коридоре за пределами храма и там петь "Господи, помилуй": он хотел чувствовать себя в полном одиночестве и быть свободным в молитве. Когда начиналась Херувимская песнь, отец Тихон был восхищаем благодатью на двадцать-тридцать минут, так что певец должен был много раз повторять Херувимскую до тех пор, пока не услышит его шаги на Великом Входе. Когда я после этого спрашивал его: "Что ты видишь, старче?" - он мне отвечал: "Херувимы и Серафимы славословят Бога".

Также он говорил: "Меня через полчаса опускает мой Ангел-хранитель, и тогда я продолжаю Божественную литургию".

Некогда его посетил отец Феоклит Дионисиат. Так как двери у отца Тихона были закрыты, а из храма доносилось умилительное пение, он не захотел беспокоить никого стуком в дверь и решил подождать, пока закончат службу, думая, что поют уже запричастный стих. Вскоре, открыв дверь, к нему вышел отец Тихон. Когда отец Феоклит вошел внутрь, то не нашел там никого. Тогда он понял, что это было ангельское пение.

Когда отец Тихон состарился и немощи все более давали себя знать, совершать Божественную литургию приходили отец Максим и отец Агафангел из Иверского монастыря, находящегося рядом. Они оставляли ему также Святые Дары, потому что он причащался каждый день. Благодаря своей благочестивой жизни он был всегда к этому готов.

Для отца Тихона почти каждый день года был пасхальным, и он всегда жил пасхальной радостью. Постоянно из его уст было слышно: "Слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже". Он и всем советовал: "Будем говорить "Слава Тебе, Боже" не только тогда, когда нам хорошо, но и тогда, когда к нам приходят испытания, ибо Господь попускает их как лекарство для души".

Старец очень скорбел о душах, страдавших от безбожной власти в России. Он говорил мне со слезами на глазах: "Дитя мое, Россия еще несет епитимью от Бога, но все переживет".

О себе старец совсем не заботился. Он также ничего не боялся, потому что имел великий страх Божий (был как бы связан им) и благоговение. Поскольку он подвизался с великим смирением, то не подвергался также опасности духовного падения. Следовательно, как ему можно было чего-либо бояться и что могло его устрашить? Демоны ли, которые трепещут при виде смиренного человека, или смерть, о которой он постоянно думал и к которой с радостью готовился? Он даже вырыл себе могилу, чтобы она была уже готовой, а также поставил крест, который тоже сделал сам, и написал на нем, прозревая время своей кончины, следующее: "Грешный Тихон, иеромонах, 60 лет на Святой Горе. Слава Тебе, Боже".

Всегда со "Слава Тебе, Боже" старец начинал любое дело и "Славой" заканчивал. Уже примирившись с Богом, он больше говорил "Слава Тебе, Боже", чем "Господи Иисусе Христе, помилуй мя". Он жил, как мы видели, в Божественном горнем мире, принимая участие в небесном славословии вместе с Ангелами во время Божественной литургии.

Так как в сердце у него возгорелся пламень Божественной любви, его, как я уже говорил, не волновали суетные вещи. Келлия у него была маленькой. В ней был один столик, на котором стояли иконы, а также неугасимая лампада и кадильница. Рядом висела его схима и потертая ряса. С другой стороны стены висело Распятие, а в углу лежали три доски, служившие ему кроватью, с рваным одеялом вместо матраца. Укрывался он старым стеганым одеялом с вылезшими наружу кусками ваты, которую растаскивали мыши, чтобы устилать себе норы. Сверху так называемой подушки лежало Евангелие и книга с беседами святителя Иоанна Златоуста. Пол его келлии, хотя и был дощатым, казался оштукатуренным, потому что его никогда не подметали. Грязь, попадавшая снаружи, вместе с волосами из бороды и головы, которые падали на протяжении многих лет, образовала настоящую штукатурку.

Отец Тихон придавал значение не очищению келлии, но очищению своей души, поэтому и сподобился стать сосудом благодати Божией. Он постоянно омывал свою душу слезами и пользовался толстыми полотенцами, потому что обычных ему уже не хватало. Старец достиг высокого духовного состояния. Его душа стала очень чувствительной, но поскольку его ум постоянно пребывал в Боге, он приобрел телесную бесчувственность, и поэтому не испытывал ни малейшего беспокойства ни от мух, ни от комаров, ни от вшей, которых у него были тысячи. Все его тело было искусано, а одежда покрыта красными пятнами. Помысел говорит мне, что, если бы насекомые даже шприцами сосали его кровь, он все равно этого не чувствовал бы. В келлии старца всему предоставлялась полная свобода: от насекомых до мышей.

Однажды один монах, увидев у него всюду снующих мышей, говорит ему:

- Отче, хочешь, я принесу тебе кошку? Тот ответил:

- Нет, дитя мое, у меня уже есть кошка, в полтора раза больше обычной. Она приходит сюда, и я ее кормлю, глажу, а затем она уходит в свою каливу внизу ложбины и там безмолвствует.

Это была лиса, постоянно посещавшая старца, как добрая соседка.

У него была также дикая кабаниха, которая каждый год выводила потомство возле изгороди его садика, находясь под защитой старца. Когда отец Тихон видел охотников, проходивших в тех местах, то говорил им: "Дети мои, здесь нет больших свиней. Уходите".

Охотники думали, что нет диких кабанов, и уходили.

Святой старец, как заботливый отец, людям давал пищу духовную, а диких зверей кормил тем немногим, что имел. Но еще больше насыщал их своей обильной любовью, а мелким насекомым позволял питаться своей кровью.

Старец был крепкого телосложения, однако от многих подвигов постепенно истощился. Когда кто-либо спрашивал его: "Как поживаешь, старче, здоров ли?", - он отвечал: "Слава Тебе, Боже, хорошо, дитя мое. Я не болею, однако чувствую немощь".

Он очень огорчался, когда видел упитанных юношей, а особенно упитанных монахов, так как тучность несовместима с ангельским образом.

Однажды его посетил очень тучный мирянин и рассказал следующее:

- Старче, я имею телесную брань и нечистые помыслы, которые не дают мне никакого покоя.

Отец Тихон ответил ему:

- Если ты, дитя мое, послушаешься меня, то я с помощью благодати Христовой сделаю тебя Ангелом. Постоянно произноси, дитя мое, молитву: "Господи Иисусе Христе, помилуй мя", а также проводи все дни на хлебе и воде, лишь в субботу и воскресенье принимая пищу с небольшим количеством постного масла. Делай также по сто пятьдесят поклонов ночью, а после этого прочитывай канон Божией Матери, одну главу из Евангелия и житие святого на этот день.

Через шесть месяцев, когда мирянин опять посетил старца, тот не смог его узнать, потому что он полностью избавился от лишнего веса и с легкостью проходил через узкие двери его храма. Старец спросил его:

- Как сейчас твои дела, дитя мое? Тот ему ответил:

- Сейчас я действительно чувствую себя, как Ангел, потому что меня не беспокоят ни плоть, ни нечистые помыслы. После того как я похудел, мне стало очень легко.

Такими практическими советами он наставлял людей, искавших его помощи. Кроме приобретенного опыта, он, благодаря своим суровым аскетическим подвигам, получил также Божественное просвещение. После наставлений следовали молитвы, силу которых очень чувствовали его посетители.

Он почти никогда не снимал своей епитрахили, так как часто случалось, что, поднимая ее с одного человека, он тут же простирал ее над другим, снимая с людей их грехи и подавая им облегчение через Таинство Божественной исповеди. То, в чем ему исповедовались, он тут же забывал и, таким образом, всегда видел людей хорошими, имея о всех одни чистые помыслы, так как его сердце и ум очистились.

Однажды один игумен спросил его:

- Старче, который из братии киновии самый чистый?

Отец Тихон ему ответил:

- Отче святый, все братия чисты.

Он никогда не ранил человека, но исцелял его раны бальзамом любви Христовой. Он говорил страждущей душе: "Дитя мое, Христос тебя любит, Он простил тебя. Христос любит больше всего грешников, которые каются и живут в смирении".

Он всегда подчеркивал важность смирения и говорил о нем так: "Один смиренный человек имеет больше благодати, чем множество людей. Каждое утро Бог благословляет мир одной рукой, но, когда видит смиренного человека, благословляет его двумя руками. Да, дитя мое, тот, кто имеет больше смирения, - больше всех!"

Также о девственниках он говорил, что им следует иметь и смирение, иначе они не спасутся одним своим девством, ибо ад переполнен гордыми девственниками.

- Если кто-то превозносится тем, что он девственник, - говорил отец Тихон, - Христос скажет ему: "Так как ты не имеешь также и смирения, ступай в ад". Тогда как тому, кто был грешником, но покаялся и теперь живет смиренно, с сокрушением сердца исповедуя, что является грешником, Христос скажет: "Иди, дитя мое, сюда, в сладчайший рай".

Кроме важности смирения и покаяния, он подчеркивал также важность размышлений о Божественных предметах, то есть того, чтобы ум человека постоянно пребывал в Боге. Также он говорил о необходимости изучения Священного Писания и святоотеческих творений: "Эвергетиноса" (книга названа так по имени монаха Павла Эвергетиноса, жившего в XI веке и составившего душеполезный сборник из отрывков святоотеческих творений - перев.), "Добротолюбия", Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, Максима Исповедника, Симеона Нового Богослова, аввы Макария и аввы Исаака.

- Изучение этих трудов, - повторял старец, - и душу согревает, и ум очищает. И тогда человек начинает ревностно подвизаться, приобретая добродетели. Когда же он не подвизается, то приобретает страсти.

Однажды он спросил меня:

- Ты, дитя мое, какие книги читаешь? Я ему ответил:

- Авву Исаака.

- Да, дитя мое, это великий святой! Ни одной мушки не убил авва Исаак.

Этими словами старец хотел подчеркнуть великую духовную чувствительность святого.

Отец Тихон старался подражать святому Исааку не только исихастским духом, но и духовным благородством своих чувств, а также тем, что не отягощал собой ни одного человека. Он говорил монахам, что они должны жить аскетической жизнью, освобождать себя от попечений, а не работать, как рабочие, и не есть, как миряне, потому что трудом монаха являются поклоны, пост, молитва, и не только о себе, но и обо всем мире, о живых и об умерших. Работать же нужно немного, чтобы иметь самое необходимое и не отягощать других. Ибо от чрезмерного труда и попечений человек забывает Бога. Старец говорил:

- Фараон давал народу израильскому много труда и еды, чтобы тот забыл Бога.

Перед духовной беседой старец имел обыкновение сначала творить молитву, призывать Духа Святого, чтобы Он просветил его. То же самое он советовал делать и другим. Он говорил: "Господь оставил нам Святого Духа, чтобы Он нас просвещал. Он является Владыкой мира. Поэтому наша Церковь всякое богослужение начинает с молитвы "Царю Небесный, Утешителю, Душе истины"". Когда он говорил так о Святом Духе, лицо его изменялось, и многие благочестивые люди замечали эту перемену.

Некоторые посетители тайком фотографировали старца. Другие же испрашивали на то его благословение, и он с простотой позволял им это делать. Он немедленно вставал, шел в храм и надевал схиму. В одну руку он брал крест, а другой оправлял свою длинную бороду, собирая ее в пучок, и выглядел таким образом, как настоящий патриарх Авраам, особенно в последние годы своей жизни, когда стал полностью убеленным как внутри, так и снаружи. Приготовившись к фотографированию, он становился под маслиной, будучи в этот момент похожим на маленького ребенка. Созрев духовно, старец стал подобен малому незлобивому дитяти, каковым нас призывает уподобляться Христос.

Монахи, пользовавшиеся его духовными советами, когда он состарился, стали чаще посещать его, чтобы оказать ему какую-либо помощь. Они спрашивали его:

- Старче, может, ты хочешь, чтобы мы накололи тебе дров?

Он отвечал:

- Потерпите, если я не умру летом, тогда наколете мне дров на зиму.

В 1968 году он почувствовал приближение смерти и начал постоянно говорить о ней. Последние телесные силы оставляли его. После праздника Успения Божией Матери (15 августа) он слег и пил одну только воду, так как чувствовал внутренний жар. Однако, даже находясь в таком состоянии, он по-прежнему не хотел, чтобы кто-нибудь жил рядом с ним и препятствовал его непрестанной молитве.

Когда приблизилась последняя неделя его земной жизни, он попросил меня остаться с ним, потому что нам вскоре предстояло разлучиться, ибо он должен был отойти в Жизнь Вечную. Однако даже на протяжении этих десяти дней он не оставлял меня возле себя на все время, но после того, как я оказывал ему небольшую помощь, просил меня уходить в соседнюю келейку и там молиться. Конечно, у меня не было всего необходимого, чем я мог бы облегчить его положение. Но поскольку его изнуренное тело никогда не знало отдыха, то даже малейшая помощь казалась ему очень значительной.

Однажды я купил два лимона и сделал из них лимонад. Выпив немного, он освежился и с удивлением посмотрел на меня: "Ну и ну, дитя мое, эта вода очень хорошая! Где ты ее нашел? Христос да даст тебе сорок золотых венцов".

Кажется, он никогда не пил лимонада, а если и пил, то только когда был очень маленьким, и уже забыл его вкус.

Так как он неподвижно лежал в кровати, лишившись последних телесных сил, и не мог подняться, чтобы пойти в храм Честного Креста, где с благоговением служил литургию на протяжении многих лет, то попросил меня принести ему для утешения крест со святого престола. Когда он увидел крест, его глаза засияли. С благоговением облобызав его, он сжал его в своей руке - крепко, со всей силой, которая у него оставалась. Я перевязал крест стебельком василька и говорю ему:

- Старче, хорошо пахнет? Он мне ответил:

- Рай, дитя мое, пахнет намного лучше.

В один из последних дней его жизни я вышел, чтобы принести ему немного воды. Когда, вернувшись, я открыл дверь и вошел в келлию, он вдруг посмотрел на меня с удивлением и спросил:

- Ты святой Сергий?

- Нет, старче, я Паисий.

- Только что, дитя мое, здесь была Божия Матерь, святой Сергий и святой Серафим. Куда они пошли?

Я понял, что что-то произошло, и спросил:

- Что сказала тебе Матерь Божия?

- Пройдет праздник, и Она меня заберет.

То был вечер накануне Рождества Божией Матери, 7 сентября 1968 года, и через три дня, 10 сентября, старец упокоился в Господе.

За день до своей кончины он сказал мне:

- Завтра я умру и хочу, чтобы ты не спал, и я мог бы тебя благословить.

В тот вечер мне было особенно жаль его, потому что он принял на себя труд три часа непрестанно держать свои руки у меня на голове, благословляя и лобызая меня в последний раз. В благодарность за воду, которую я поднес ему напоследок, он сказал мне:

- Возлюбленный мой Паисий, мы, дитя мое, будем иметь любовь во веки веков. Любовь наша имеет великую цену. Ты будешь молиться здесь, а я - на Небе. Верую, что Бог помилует меня, потому что шестьдесят лет, дитя мое, я, будучи монахом, непрестанно повторял: "Господи Иисусе Христе, помилуй мя".

Также он сказал:

- Теперь я буду служить в раю. Ты же молись здесь, и я каждый год буду приходить, чтобы повидаться с тобой. Если ты останешься в этой келлии, я буду рад. Однако, как Богу угодно, дитя мое. У меня есть для тебя припасы - консервы на три года. И он показал мне шесть маленьких баночек сардин и четыре баночки кальмаров, которые кто-то давно принес ему и которые остались у него лежать на том же месте, куда их положил посетитель. (Для меня этих консервов не хватило бы и на неделю.)

Старец повторял:

- Мы, дитя мое, будем иметь великую любовь во веки веков, и я буду каждый год приходить повидаться с тобой. Из его глаз все время лились слезы.

Воистину, те последние десять дней, которые я находился возле старца, были для меня самым большим благословением Божиим, так как за это время я получил большую пользу, чем в любой другой мой приход сюда, ибо мне была дана возможность немного пожить рядом с ним и лучше узнать его. Наибольшее впечатление на меня произвело то, насколько сильно его волновал вопрос спасения души. Рядом с его кроватью лежали приготовленные письма, которые мне сразу же после его смерти следовало разослать почтой его знакомым епископам, чтобы они его поминали. Он завещал мне пригласить епископа, чтобы тот прочитал над ним разрешительную молитву. Также он заповедал оставить его в могиле до Второго Пришествия Христова и не вынимать из земли (согласно традиции, на Святой Горе Афон кости всех умерших монахов извлекают из могилы через три года после смерти; затем их перемывают и складывают в особые хранилища - костницы - перев.).

Я сообщил в монастырь, что наступили последние часы отца Тихона, и оттуда пришел отец Василий, чтобы вместе со мной приготовить его к отшествию. Было видно, как мало-помалу старец угасал, словно лампада, в которой масло заканчивается и остается только в фитиле, так что огонь делает уже свои последние вспышки.

Освященная душа его отошла от нас, оставив нам свое тело и невосполнимую пустоту. Мы вдвоем приготовили тело, а утром оповестили о смерти старца других отцов. Священники, которые знали отца Тихона, с благоговением совершили его отпевание. Своим отшествием он оставил в наших душах боль, так как его присутствие утоляло боль и подавало утешение. Теперь старец будет посещать нас с Небес, подавая нам еще большую помощь. Ибо он сам обещал: "Я буду приходить каждый год, чтобы увидеться с тобой".

Прошло целых три года, но он мне не являлся. У меня уже начали возникать помыслы: "Может быть, я в чем-то согрешил?" Однако через три года он посетил меня. Если старец подразумевал, что "каждый год" начнется через три года, это меня очень утешает, тогда выходит, что причина задержки была не во мне.

Итак, первое посещение было 10 сентября 1971 года, после полуночи. Творя молитву Иисусову, я внезапно увидел старца, входящего в келлию. Я бросился ему в ноги, обнял их и начал с благоговением лобызать. Однако непонятным для меня образом он высвободился из моих рук. Я лишь увидел, как он вошел в храм и исчез там. Конечно, любой растеряется, если с ним произойдет такое. Так же, как не сможет объяснить этого с помощью логики, почему это и называется чудом. Я сразу же зажег свечу - когда все это произошло, у меня горела одна только лампада, - чтобы отметить в календаре день появления старца и запомнить его. Когда я увидел, что то был день смерти отца Тихона (10 сентября), очень огорчился и начал укорять себя, что совершенно об этом забыл. Верю, что добрый отец простил меня, так как весь тот день от рассвета до заката у меня в каливе были посетители. Я забегался, устал и совершенно обо всем забыл, иначе бы я что-нибудь предпринял, чтобы и самому получить пользу и старцу доставить маленькую радость всенощной молитвой.

Не знаю, являлся ли он другим до того, как впервые посетил меня. Во всяком случае один раз он явился в моей келлии одному незнакомому мне монаху (жившему ранее в монастыре Каракаллы), отцу Андрею.

Тот пришел ко мне в келлию, чтобы я помог ему в одном деле. При этом ни я его не знал, ни он меня. Он ожидал меня снаружи, под маслиной, думая, что меня нет дома. Я же был в мастерской, и меня не было слышно: я покрывал лаком иконки. Закончив дело, я запел "Святый Боже..." и вышел. Когда отец Андрей увидел меня, с ошеломленным видом рассказал следующее:

- Пока я ждал тебя под маслиной, веки у меня смежились, однако я продолжал все чувствовать. И вот вижу я некоего старца, выходящего вон из-за тех кустов розмарина, и он мне говорит:

- Кого ты ждешь? Я ему отвечаю:

- Отца Паисия.

Старец мне сказал:

- Он здесь, - и показал пальцем на келлию.

В тот момент я услышал, как ты поешь "Святый Боже...", и ты вышел. Отец Паисий, это, должно быть, какой-то святой - я это сразу почувствовал. Такое я уже видел и раньше!

Тогда я рассказал ему немного о старце и сказал, что там, за кустами, находится его могила. Вокруг нее я посадил кусты розмарина, которые выросли и скрыли ее, чтобы его останки не попирали ногами, ибо он завещал не вынимать их из могилы.

Думаю, из того немногого, что я упомянул и что написал о жизни честного старца, многое поймут те, которые имеют опыт духовной жизни. Те, которые живут смиренно и незаметно, понимают, насколько несправедливо видеть в святых одни только внешние добродетели, которые нельзя скрыть, и только их описывать, тогда как настоящее духовное богатство святых является для нас почти неизвестным. То немногое, что мы обычно знаем о святых, становится известным либо потому, что они не смогли этого скрыть, либо из-за того, что их великая любовь заставила сотворить эту духовную милостыню.

Только Бог знает духовную меру святых. Даже сами святые ее не знали, так как измеряли только свои грехи, а не свою духовную меру. Имея в виду это правило святых, которые не любили человеческих похвал, я постарался ограничиться в описании лишь необходимым.

Верю, что рад будет и отец Тихон и не станет жаловаться, как жаловался ему его друг старец Силуан, когда отец Софроний в первый раз опубликовал его жизнеописание. Тогда старец Силуан явился отцу Тихону и сказал: "Этот благословенный отец Софроний написал множество похвал в мой адрес. Я бы этого не хотел".

Поэтому они и являются святыми. Бог прославил их, потому что они избегали человеческой славы.

Молитвы отца Тихона и всех ведомых и неведомых святых да помогут всем нам в эти трудные времена, которые мы переживаем. Аминь.

(Ниже приведена молитва старца, которую он написал с великой скорбью и многими слезами и которую посылал страждущим душам в Россию подобно бальзаму из удела Божией Матери.)

Слава Христовой Голгофе!

О Божественная Голгофа, освятившаяся Кровью Христовой! Просим тебя, скажи нам, сколько тысяч грешников благодатью Христовой, покаянием и слезами ты очистила и ввела в Брачный Чертог рая! О Христе Царю, Своей неизреченной любовью и благодатью Ты наполнил кающимися грешниками все небесные дворцы. Ты и здесь, долу, всех милуешь и спасаешь. И кто может достойно возблагодарить Тебя, даже если бы имел ангельский ум! Грешники, поспешите. Святая Голгофа открыта, и Христос благоутробен. Припадите к Нему и облобызайте Его святые ноги.

Только Он, будучи благоутробным, может исцелить ваши язвы! О! Мы будем счастливы, когда многоблагоутробный Христос удостоит нас с великим смирением, страхом Божиим и горячими слезами омывать Его пречистые ноги и с любовью лобызать их. Тогда благоутробный Христос соблаговолит омыть наши грехи и откроет нам двери рая, где в великой радости вместе с Архангелами и Ангелами, Херувимами и Серафимами и со всеми святыми мы будем вечно славить Спасителя мира, Сладчайшего Иисуса Христа, Агнца Божия, вместе со Отцем и Святым Духом, Единосущную и Нераздельную Троицу.

Иеромонах Тихон, Святая Гора.

Жизнеописание старца составлено 26 мая 1977 года, в день памяти святого апостола Карпа, в келлии Честного Креста, монастыря Ставроникита. Слава Тебе, Боже!

Монах Паисий.

Монастырь Ставроникита (греч. «Ιερά Μονή Σταυρονικήτα»), 15 в диптихе афонских монастырей, посвящен святому Николаю Чудотворцу. Располагается на северо-восточной стороне Святой Горы Афон, на скале возле берега моря.

Нынешнее название монастыря, согласно одной из афонских традиций, возникло в результате соединения имен двух монахов – Ставрос (Σταύρος) и Никитас (Νικήτας). Прежде чем начать строительство монастыря, они проживали в двух кельях в здешних местах. Другая традиция считает основателем монастыря Никифора Ставроникиту, военачальника императора Иоанна Цимисхия, который оставил монастырю свое имя. Есть и третья версия, согласно которой монастырь был построен патрикием Никитой, который праздновал свои именины 15 сентября. На следующий день после Воздвижения Честного Креста (14 сентября): в результате соединения слова «крест» (σταυρός) и имени ктитора и возникло название монастыря.

Основание монастыря теряется в сообщениях многих традиции. Однако из документа прота Никифора (1012) явствует, что старинный монастырь с таким названием существовал с начала XI века. Этот и три других документа подписал «Никифор, монах Стравоникиты». Энклитическое послание Павла Ксиропотамского (1016) подписывает то же лицо, но как монах «Ставроникиты» – вариант, получивший преобладание вплоть до настоящего времени. Эти и последующие письменные свидетельства подтверждают точку зрения, согласно которой Ставроникитский монастырь был в числе множества афонских монастырей. Они были основаны уже в первые годы организованной монашеской жизни на Афоне.

Главный соборный храм монастыря, посвященный Святому Николаю, – самый малый из соборов всех афонских монастырей. Он был построен в середине XVI века на месте более раннего собора Богородицы.Собор находится к востоку от монастырского двора. Он располагает очень ценными фресками критской школы, автором которых являются знаменитый живописец Феофан Критский и его сын Симеон (1546).

На территории Ставроникиты пять параклисов: Иоанна Крестителя, праведной Анны, Архангелов, в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», мч. Елевферия.

Ставроникитскому Монастырю принадлежат также 33 каливы в селении Капсала и 4 кельи в Карее.

В соборе монастыря (в правой проскиниме) хранится известная чудотворная икона «Стридас» – мозаичный образ святителя Николая Чудотворца . С обретением иконы связано предание. В XVI веке рыбак выловил образ из моря, вероятно, его выкинули иконоборцы в IX веке. Более 700 лет пролежала икона в воде, но при этом прекрасно сохранилась. На лике святителя была раковина, когда ее отделили, то на этом месте осталась язва, как на теле. Из раковины было сделано блюдо для Богородичных просфор и панагия, переданная в дар Патриарху всея Руси Иову, затем затерявшаяся во время революции. В левой проскиниме имеется икона Иоанна Крестителя(второй покровитель монастыря), которому по преданию был посвященный храм.

Святыни : Паломники могут приклониться к частице мощей Свт. Николая Чудотворца, миро от Святителя Николая, частям мощей Иоанна Предтечи, первомч. архидиак. Стефана, прав. Анны, св. Фоки, мучеников, в Никомидии пострадавших, свтт. Амвросия Медиоланского, Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова, вмчч. Артемия и Пантелеимона, свв. бессрр. Космы и Дамиана, мчч. Карпа, еп. Фиатирского, Папилы диакона, мчч. Елевферия и Трифона, мц. Параскевы, прп. Феодора Стратилата и частью Животворящего Креста.

Паломничество на Афон - Ставроникитский монастырь
Чтобы посетить монастырь Ставроникита Святой Горы, паломнику необходимо получить разрешение, визу на въезд на Афон – так называемый диамонитирион , который нужно предварительно заказывать заранее с помощью нашего сервиса.
«ГЕНИКО » диамонитирион (общее разрешение на 20 монастырей) - дает право оставаться на ночлег в любом монастыре Святой Горы (при наличии свободных мест). Можем оказать содействие в организации размещения в монастыре и забронировать места для ночлега .
Паломники желающие посетить монастыри Афона, которые располагаются на восточном побережье (м.Хиландар - м.Эсфигмен - м.Ватопед - м.Пантократор - м.Ставроникита - м.Иверон - м.Каракал – Морфону), могут отправиться на скоростном катере из поселка Иериссос. При этом необходимо заранее зарезервировать места на скоростной катер и следует предупреждать нашу службу, позоботиться для того чтобы получить диамотирион у капитана парома при посадке на катер в п.Иериссос.
Паломники могут добраться до Ставроникитскоого Монастыря а)паромом из поселка Иериссос; б) на маршрутке из Кареи(административная столица Афона); в)пешком от Кареи 1 час 10мин ходьбы, или от м. Пантократора 1 час ходьбы.

К монастырю Ставроникита можно добраться как от монастыря Пантократор по морю, так и пешком – от Кариеса. Находится он на восточном побережье Афона, прямо на скале, между монастырем Иверов и монастырем Пантократора. Согласно одной версии, он основан в 10 веке на месте монастыря Харитона. По другой версии на месте, где стоит монастырь, были кельи Ставро и Никиты. В 1531 году монастырь испытывает период упадка и его продают как келью Григорию Ксеромерити за 4.000 аспро (мелкая монета). В 1533 году монастырь снова был опустошен. Но очень скоро, в 1541 году, Патриарх Иеремия I (1537-1545 гг.) восстановил его, окрестив храм именем "Ставроаигиакос" в честь Святого Николая. В 1607 году монастырь снова сгорел, но вскоре монахи сами восстановили его. В 1760 году монастырю был подарен находящийся в Бухаресте небольшой монастырь Святых Апостолов.

Соборный храм монастыря находится в маленьком дворике. Расписан он в 1546 году известным критским иконописцем Феофаном и его сыном в традициях критской школы. В правой капители есть древняя мозаичная икона Святого Николая. Совершенно случайно она попала в сети рыбаков, вышедших в море. Согласно преданию у Святого на лбу была устрица. Ее позднее удалили, но икона с тех пор стала носить имя Святого Николая Устричного.

В библиотеке монастыря хранится 58 пергаментных кодексов (11-19 веков), 2 шелковых, 109 написанных на бумаге (14-19 век), 3 пергаментных свитка и достаточное количество печатных изданий.

Среди сохранившихся настенных росписей трапезной и знаменитая "Тайная Вечеря". В числе святынь монастыря: часть нижней челюсти Великого Предтечи, мирон Святого Николая Чудотворца, собрание разных частей мощей несчастных мучеников (во времена Диоклитиана), часть левой руки Святой Феопромиторы Анны, часть от лика Святого мученика Фомы, часть мощей Святой Макрины, сестры Василия Великого, часть одной руки первомученика Святого Стефана и др.

На территории монастыря расположены еще 4 часовни, вне его – еще 2 часовни. Монастырю принадлежат также 9 келий на его подворье и 2 – северо-восточнее Кариеса, одна из которых является представительством. Монастырю принадлежат еще 34 Каливы в Капсала.

Смотри также:

Святая Гора – единственная в мире монашеская республика, автономная область, в политическом отношении принадлежащая Греческой Республике, а в церковном – Вселенской Константинопольской Патриархии. Нез

Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь расположен в юго-западной части Святой Горы, между портом Дафнии и монастырем Ксенофонта. Построенный неподалеку от берега живописной бухты, он имеет пои

Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь издревле имел на Святой Горе принадлежащие ему монашеские скиты и кельи, где подвизались русские иноки. Наиболее известными, сохранившимися и по сей день

В лесной долине на северо-восточной стороне Святого Афона, в 45 метрах от моря на высоте 50 метров расположился Святой монастырь Хиландар. Основан он был сербскими царями Рацко и Стефаном I Немани (ег

На вершине одной из гор Афона, на высоте 160 метров, южнее ущелья, в 1 часе ходьбы от моря находится Святой монастырь Зограф. До Кариеса от монастыря 3,5 часа ходьбы. Монастырь был основан в 10 веке т

Монастырь Есфигмен находится в глубоком живописном ущелье на северо-восточной стороне Святого Афона. С двух сторон он сжат горами, чему и обязан своим названием – «сжатый". По преданию, монастырь был