Пуп Земли – гора Кармил. Там, где пророчествовал пророк божий илия Гора кармил пророк илия

В Святую Землю мы вылетели 25 февраля в день Иверской Божией Матери. На взлете молились Илье пророку, вспоминая его восхождение на огненной колеснице, а на посадке - пророку Елисею, вспоминая получение им милоти Ильи на земле.
В аэропорту Бен-Гурион нас встретил Александр Фрел (о нем я расскажу позже).
Еще с прошлой поездки у нас остался должок: мы так и не смогли тогда посетить место подвигов св.пророка Ильи - гору Кармил. И поэтому прямо из аэропорта направились на эту священную гору.
Через час пути перед нами предстала растянувшаяся к морю вершина, которая издали напоминала огромный холм. Именно на вершине этой горы великий пророк Илья совершил жертвоприношение Истинному Богу и посрамил жрецов Ваала.
Об этом рассказывается в 18 главе 3-й Книги Царств. Илья пророк, видя, что нечестивый царь Ахав насадил культ Ваала в Израиле, повелел собрать весь народ на гору Кармил, а также жрецов Ваала. Илия обличил отступление народа, сравнив его с хромотой: «Долго ли вам хромать на оба колена?» Он предложил испытание веры: «Если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте», - и повелел жрецам Ваала принести в жертву тельца: «Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог». Это была духовный поединок. Жрецы Ваала призывали имя идола от утра до вечера. Илия пророк не был лишен чувства юмора и иронично комментировал: «Кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется!» Но не было ни голоса, ни ответа, ни слуха. Тогда Илия восстановил разрушенный и поруганный жертвенник Господень из двенадцати камней, повелел трижды обильно полить жертвенного тельца водою, чтобы ни у кого не осталось сомнения, и вознес молитву: «Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их к Тебе». В это время с неба снизошел огонь на жертву и не оставил ничего от нее, ни дров, ни камней. Пораженный народ, воскликнул: «Господь есть Бог, Господь есть Бог»! Жрецы были преданы смерти.
Это была битва вер. Какую же крепкую и неколебимую веру нужно было иметь, чтобы решиться на такое состязание?! Какую нужно было иметь уверенность, что Господь не оставит в решительную минуту?! Господь не посрамил своего пророка, дал ему по его вере! Илья победил 850 жрецов. Это была духовная битва Давида и Голиафа. Этот день можно назвать ветхозаветным днем Торжества Православия.
Могли ли забыть это святое место?! Оно сохранилось в памяти потомков. Сейчас это место называется Мухрака, что в переводе с арабского означает «огненное место», то есть «место жертвоприношения».
На вершине находится латинский монастырь кармелитов с таким же названием.
Монастырь возник в XII веке в эпоху крестоносцев. Монахи взяли своим названием не только имя горы, но и само их облачение первоначально также походило на милоть Ильи: с белыми и темными полосами, напоминавшими следы опалений во время падения с огненной колесницы.

При входе в монастырь первым нас встретил Илья пророк в виде статуи, вознесенной на высокий постамент.

Силуэт памятника видишь на фоне неба. Илья изображен с высоко поднятым коротким и закругленным мечем в руке, типа ятагана, напоминает полководца, вставшего в атаку. Илья поражает жрецов Ваала. Видеть святого с мечом непривычно, у нас такая иконография не известна. (У нас, кажется, только Николая Чудотворца изображают на иконах с открытым мечем).
У этой статуи интересная история. Жрецы Ваала все же попытались взять реванш спустя две с половиной тысячи лет.
Она была создана в Германии в начале I Мировой войны, и, видимо, должна была вдохновить немецкие войска на ратные подвиги. Ее привезли сюда и установили перед монастырём. Однако турецкие войска, после поражения Германии, ограбили монастырь, разрушив его строения и сбросив статую. Только после II Мировой войны статую нашли в роще за монастырем причем в плачевном состоянии: оторванные голова, правая рука, проржавевшая железная часть остова. Главу статуи обнаружили в колодце, а руку с мечом так и не нашли. Такова была месть жрецов Ваала спустя тысячелетия.
Но статуя была восстановлена, а рука с мечем воссоздана по сохранившимся фотографиям. Это была очередная победа Ильи.
В монастыре проживает сейчас около 10 монахов, но мы никого из не видели, кроме двух «братьев» в свечной лавке.
В храме, представляющем собой небольшую по размерам базилику, престол в алтаре сложен из 12 камней, символизирующих собой 12 колен Израиля, точно так как у пророка Ильи: «И взял Илия двенадцать камней, по числу колен сынов Израиля» (Царства 3:18-31).
Смотровая площадка расположена на крыше здания, примыкающего к храму.

Когда мы взошли на эту площадку, дух захватило. Перед взором открылась одна из самых красивых панорам Святой Земли. На западе был виден краешек Средиземного моря - Хайфский залив, на севере горы Галилеи с возвышающейся вершиной Фавора, а за ним в далекой дымке и самая высока вершина - Хермон. На западе - Изреэльская долина. На юге - открывались просторы Самарии. Здесь вся Святая Земля была как на ладони.
Здесь становится понятным, почему пророк Илья выбрал для своего подвига именно гору Кармил. Во-первых, потому, что язычники именно здесь помещали своих идолов, и Илья хотел победить врага, как говорится, на «его же поле». Но также и потому, что это место само своею красотой прославляло истинного Творца. Гора Кармил, густо покрытая могучими лесами, с высокой вершиной, возносящейся над морем, сама была нерукотворным храмом Бога Живого. Исповедание истинной веры пророка Ильи было пред «лицем всея земли».
Мы послужили молебен пророку Илье. Молитва здесь невольно получается какая-то особая, энергичная. Здесь нельзя молиться иначе. Это был первый наш молебен на Святой Земле. Он сразу задал высокую планку горячей сердечной молитвы на все дни нашего паломничества.
Здесь на Кармиле делаешь еще одно открытие. С Кармила хорошо виден Фавор и наоборот с Фавора также виден Кармил. А ведь Илья явился на Фаворе вместе со Христом во время Преображения Господня. И беседовал с ним. Беседа была о жертве Христа. Нужно помнить, что время этой беседы гора Кармил, на которой Илья явил прообраз жертвы Христа, была в поле зрения небесных собеседников. В этом смысле гора Кармил является своего рода предтечей горы Фавор.

Из Мухраки мы доехали до Хайфы, проезжали через друзские поселения Далия, эль-Кармель и Усфия. В черте города на склонах Кармила расположена главная обитель Ордена кармелитов Стелла Маррис.
Историческое предание свидетельствует что на месте нынешнего латинского монастыря была древняя византийская обитель, основанная еще равноапостольной царицей Еленой. Раскопки археологов подтверждают это предание.
Главная святыня обители - Пещера пророка Ильи, в которой он молился о ниспослании дождя. Мы спускались в эту небольшую пещеру, в которой устроен престол с скульптурным изображением св.Ильи на горнем месте.

Мы помолились о благорастворении воздухов как здесь, так и у нас на Руси. Сохранилось предание, что в этой пещере останавливалось Святое семейство, возвращаясь из Египта в Назарет. Это предание отражено в росписи купола храма, возведенного над пещерой, а также в особой рождественской инсталляции в притворе храма.
В этот день мы постоянно вспоминали пророка Илью и невольно назвали его - Ильин день. Завершился он в русском храме в Хайфе, и это стало главным открытием нашего Ильина дня.
В ограду русского храма мы входили, когда вечерняя мгла быстро ложилась на склоны Кармила. Клумбы вокруг небольшого храма благоухали весенними цветами и свежей зеленой травой. Нас встретил гостеприимный настоятель протоиерей Мирослав с матушкой, арабкой по происхождению. Храм не так часто посещают паломники, поэтому батюшка нас встретил с неподдельным радушием. Храм оказался небольшим, без центрального купола, что, как оказалось, имеет вполне конкретное историческое объяснение.
Отец Мирослав рассказал нам непростую историю храма.
В 1909 году Русской духовной миссией в Иерусалиме удалось приобрести покрытый густым лесом участок земли в верхней части города Хайфы.
Однако местные турецкие власти категорически воспротивились строительству русского храма. Разрешили построить только дом с трапезной для паломников, прибывавших из России морем в Хайфу. В 1912 году начальник миссии архимандрит Леонид (Сенцов) вновь просил о разрешении строительства храма. Но турецкие власти также были против.
Тогда архимандрит Леонид на свой страх и риск пристроил к зданию «столовой» алтарь, сделал иконостас из мрамора, поставил колокольню. Он решил воспользоваться юбилеем 300-летия Романовых в храмоздательных целях. Чтобы усилить значимость храма, он объявил его памятным в честь 300-летия Дома Романовых, в честь которого русский участок в Хайфе предложено было именовать «Романовским подворьем». Запрет на строительство такого храма грозил Турции уже дипломатическими проблемами. Власти не смогли отказать и выдали разрешение в начале 1913 года. А 14 ноября 1913 г., в день священного бракосочетания Государя Императора Николая Александровича и и Государыни Имератрица Александры Федоровны, храм во имя Ильи Пророка был торжественно освящен патриархом Иерусалимским Дамианом.
Так юбилей Дома Романовых помог воздвигнуть последний до 1917 года русский храм на Святой Земле.
О существовании Романовского подворья на горе Кармил я даже не подозревал. Рассказ отца Мирослава для всех нас стал настоящим открытием. Представьте себе, отправиться в «царское паломничество» и попасть в первый же православный храм на «Романовское подворье»!
- Сегодня утром мы были на Леушинском подворье в Санкт-Петербурге, а вечером оказались на Романовском подворье на Кармиле! Дивны дела Твои, Господи! Значит мы на верном пути.
Отец Мирослав благословил послужить молебен с отверстыми Царскими вратами. Мы молились Илье пророку, соединив эту молитву с молебном Царственным мученикам, виновникам создания этого храма.

Потом я совершил литию памяти Романовых, на которой назвал всех государей Дома Романовых.
Во время молитвы я подумал, что посвящение Романовского подворья Илье пророку тоже символично. Не только потому, что Илья подвизался на этой горе, но ведь он был еще и наставников и обличителем царей. Здесь Илья пророк открылся как царский пророк, небесный покровитель Романовского подворья.
Храм весь украшен росписями на тему жития пророка Ильи. Со всех стен на нас смотрел великий пророк, и мы сразу ощутили себя у него в гостях.
После молебна отец Мирослав провел нас по парку храма. Нас конечно заинтересовало, как уроженец Прикарпатских гор оказался женат на арабке. О.Мирослав удовлетворил наше любопытство. Оказалось, что он учился в нашем городе - в Петербургской духовной семинарии, где и познакомился со студенткой регентских курсов юной арабской красавицей Ириной, родом из Иерусалима. Рукоположен во священники отец Мирослав был в 1991 г. прямо в храме Гроба Господня. Это уже была судьба. Он был направлен в Хайфу, возрождать в храм Илии Пророка. После революции в храме какое-то время служил арабский священник о.Николай, в последние десятилетия службы в храме проводились редко. Регулярные службы возобновились только с приездом о.Мирослава. Он подвизается здесь уже более 20 лет. В первые годы службы проходили в пустом храме, приходской жизни как таковой не было, но шли годы, и храм пополнялся новыми прихожанами. В 2000-летию Рождества Христова храм был обновлен и освящен Святейшим Патриархом Алексием II.
Вместе с о.Мирославом нас провожал его сын Николай, который прекрасно говорит как по-русски, так и по-арабски. Я на прощание взял у него краткий урок арабского, спросил, как будет по-арабски «Христос воскресе». Отрок Николай тут же научил меня: «Аль-Масих кан!» С этим возласом мы и покинули Романовское подворье на Кармиле.

«Паси народ Твой жезлом Твоим, овец наследия Твоего обитающих уединенно в лесу среди Кармил» (Мих.7:14)

Гора Кармил (совр. Джебель Мар Элиас ) - гора пророка Илии, одна из гор Палестины, над которой произошел еще один из описанных в Библии космических взрывов .

Словом Кармил обозначается и весь двадцатипятикилометровый горный хребет, который оканчивается у Средиземного моря горой Кармил. У северного склона горы Кармил расположен современный порт Хайфа. А с юга священная гора Кармил закрывает легендарный город Акко (Акка), имя которого стало нарицательным и вошло в десятки древних легенд .

Описание этого космического взрыва приводится в Библии. Ветхозаветная легенда сообщает, что пророк Илия на горе Кармил вызвал на состязание четыреста пятьдесят жрецов Ваала , и на глазах всего Израиля и царя Ахава вызванным с неба огнем доказал, что «Господь есть Бог» . Легенда сообщает, что огонь, подобный сверкающим гигантским молниям сошел с неба на жертвенник, и сжег искупительную жертву и даже камни жертвенника . А ослепительно-яркое пламя небесного огня накрыло всю гору, ослепив всех, видевших это явление. Это произошло на самом высоком месте горы Кармил, называемом Мухрара , что по-арабски означает «сожжение» .

И мне не раз попадались свидетельства древних авторов не только об оплавленных до стекловидного состояния камнях, но и об огромных сожженных камнях, которые после воздействия небесного огня «совсем не имели веса» .

Предание об Илии сохраняется и у мусульман. Сама гора Кармил арабами обычно называется Мар-Элиас, то есть Святой Илия , а вся окружающая ее местность - «Божий сад» , или «Божий виноградник». И мы должны запомнить эти мифологические термины, ибо они часто встречаются в мифологических текстах и обозначают место космической катастрофы.
На горе Кармил паломникам обязательно покажут источник и пещеру Илии, в которой Илия скрывалсяот Ахава и его жены Иезавели.

Над пещерой пророка Илии стоит храм в форме креста , алтарь которого сложен из 12 камней, - по числу колен Израилевых.

Гора Кармил дала название и католическому ордену кармелитов, а некогда здесь была обитель во имя пророка Илии.
По легенде, в день, когда Бог вознес Илию на небо, и перед Илией и сопровождавшим его Елисеем, расступились воды Иордана - «от иерихонских труб» пал Иерихон. А в Иордании, в районе Вади Харрар , где принял крещение Иисус Христос, есть «Холм святого Илии», с которого пророк и вознесся на небеса. Здесь явились ему «колесница огненная и кони огненные… и понесся Илия в вихре на небо» (4 Цар 2: 11-12). То есть весь этот обширный район подвергся воздействию космического огня.

Гора Кармил входит в состав «Мегиддоновых гор» , т.е. гор, которые в совокупности обозначают место битвы небесных ангелов и демонов - Армагеддон. Это было место крупного космического взрыва Ноева потопа, и мы легко можем определить радиус эпицентра этого космического взрыва , ведь расстояние от холма Мегиддо до горы Кармил составляет 35 километров . То есть диаметр зоны поражения космического взрыва «Армагеддон» составлял, как минимум, семьдесят километров.

С середины второго тысячелетия до н.э. и до наших дней, гора Кармил является местом, почитаемом иудеями, и одним из самых желанных мест для христианских паломников .А по свидетельству Тацита и Светония, гора Кармил почиталась святою и всеми язычниками, которые считали ее «жилищем Зевса».

Космический взрыв «Армагеддон» был далеко не самым значимым событием Критской космической катастрофы.

Ведь «пуп Земли» Гуэль - эр - Ришат, который тоже образовался во время Критской космической катастрофы, значительно превысил размеры «Армагеддона» .

Наименование горы «Виноградник Божий» (Керем-Эль) происходит от винограда, который когда-то в изобилии рос на её склонах.

Высшая точка горы - или хребта - находится между городом и друзским поселением Осфия к юго-востоку от Хайфы, в этом месте высота хребта Кармель составляет 546 м над уровнем моря.

На этой вершине возведена телебашня Хайфы. На соседней вершине расположен кампус Хайфского университета.

Среднегодовая температура на Кармеле - плюс 19 °C. Примерное количество осадков - 600 мм в год, в отдельных местах - до 900 мм. Раз в несколько зим на вершинах гор выпадает снег (например зимой 2005/2006 года), но он крайне тонок и редко держится более нескольких часов.

Географические особенности и геологическое строение

Внешне хребет Кармель напоминает гигантский утюг, направленный на северо-запад. «Нос» «утюга» врезается в Средиземное море, образуя с севера Хайфский залив. Вся северо-западная часть хребта находится в городской черте Хайфы.

Утёсы подходят очень близко к воде, обрываясь вниз крутым склоном, поросшим хвойно-лиственным лесом.

В самом узком месте скалистое основание утёса отделяет от вод Средиземного моря не более нескольких десятков метров. Этот промежуток занят железной дорогой Хайфа-Тель-Авив и четырёхполосной улицей Хагана, которая переходит затем в 4-е междугородное шоссе Хайфа-Тель-Авив.

Происхождение хребта Кармель - вулканическое, однако ни сколько-нибудь значительного вулканического кратера, ни больших базальтовых массивов, образующихся вследствие извержений, на хребте нет.

Можно сказать, что гора Кармель - несостоявшийся вулкан: давление магмы заставило подняться скалистое основание, образовав горный хребет, однако сама магма на поверхность не прорывалась.

Горообразовательная деятельность в районе Хайфы давно прекратилась, и небольшие землетрясения, сотрясающие Хайфу раз в 3-4 года, связаны исключительно с проходящим менее чем в сотне километров центральным каналом Сирийско-африканского тектонического разлома, являющегося частью Восточно-африканской рифтовой зоны.

Большая часть материала, составляющего гору Кармель, - это осадочные породы, известняк и мел, следы простиравшегося когда-то над этой местностью моря Тетис. Мягкость этих материалов объясняет существование в горе Кармель множества больших и маленьких пещер.

Исторические находки на территории хребта Кармель

Пещеры горы Кармель издавна использовались людьми для жилья. На западном склоне горы Кармель, в окрестностях города , в пещерах и Схул в 1929–34 гг. были найдены костные остатки людей вместе с каменными орудиями леваллуазского типа и костями ископаемых животных.

В пещере Табун обнаружен почти полный скелет женщины неандертальского типа и нижняя челюсть мужского черепа с отчётливым подбородочным выступом.

В пещере Схул открыты кости десяти скелетов разной сохранности (характеризуются большими индивидуальными различиями и сочетанием неандертальских и современных особенностей в строении черепа и др. частей скелета).

Находки относятся к периоду 45-40 тыс. лет тому назад. Одни учёные считают, что население пещер Кармеля - результат смешения людей неандертальского и современного типа; другие видят в них эволюционный переход от древних людей к новым. Это открытие позволило выделить новый подвид предков человека, который, правда, не всеми учёными признаётся.

Другие открытия, сделанные на основании находок на горе Кармель, заставили пересмотреть некоторые предположения относительно неандертальцев.

Многие верят, что пещера, в которой будущий царь Давид скрывался от гнева царя Саула, тоже находится в горе Кармель. Это связано с геологическими особенностями южных районов Израиля, в которых, согласно Ветхому Завету, родился царь Давид - из-за небольшого количества осадков там крайне мало подходящих для укрытия пещер.

Таким образом, все сколько-нибудь удобные для беглеца с юга пещеры находятся в горе Кармель или севернее. Но до пещер в более северных горных грядах добираться дольше, а единственная удобная дорога с юга на север в любом случае проходит по побережью, мимо подножия горы Кармель. Некоторые даже считают, что пещера, послужившая укрытием пророку Илие, и та, где укрывался Давид - одна и та же.

Флора и фауна хребта Кармель. Государственный заповедник

Осадочные породы, из которых, как было сказано выше, состоит хребет, являются превосходным источником минеральных солей для плодородной почвы. Фантастическое плодородие склонов горы, особенно в сочетании с мягким климатом и большим количеством осадков, было известно ещё в древние века и вошло в легенды.

Как следует из названия горного хребта, в древности на склонах горы Кармель в изобилии рос виноград. Однако мусульмане, властвовавшие над этой местностью без малого тысячу лет, вырубили виноградники, а турки во времена Османской империи вырубали леса, поэтому к началу XX в. леса сохранились лишь на небольшой части горного массива.

Фонд охраны природы Керен Каемет ле-Исраэль и Государство Израиль прилагают множество усилий, чтобы восстановить леса горы Кармель.

Сейчас большая часть леса на горе Кармель - это кедровый лес, высаженный фондом. (Лес только называется кедровым; в иврите просто нет отдельного слова для обозначения иерусалимской сосны).

Однако вследствие страшного лесного пожара весной 2005 г. хвойный лес на юго-западных склонах сильно пострадал. На освободившихся площадях собираются высадить лиственные леса, которые, из-за более низкого содержания смолы в деревьях, будут гореть хуже.

В декабря 2010 г. на горном хребте вновь случился крупномасштабный пожар (крупнейший в истории Израиля), в результате которого пострадал ряд населённых пунктов.

В результате возгорания автобуса с курсантами израильской тюремной службы ШАБАС, попавшего в зону пожара, погиб 41 человек. В ходе пожара было эвакуировано 15 тыс. жителей, а огонь удалось погасить лишь спустя несколько дней при помощи пожарной авиации (около 30 самолётов), посланной в Израиль рядом стран.

В лесах преобладает иерусалимская сосна, таворский дуб, фисташковые деревья, встречается дикая маслина. В увлажнённых района встречается лавр. В начале мая склоны гор покрыты зелёной травой, на фоне которой растут алые колониты (цветы, похожие на маки).

Весной цветут розовые и белые цикламены, жёлтые крокусы и колючий ракитник, позже расцветает белый люпин и жёлтая календула. В низинах, вблизи озёр и болот можно увидеть влаголюбивые тропические растения: папирус, олеандры; на поверхности водоёмов - жёлтую и белую кувшинку.

В Кармельских лесах до сих пор водятся дикие кабаны, волки. Очень часто встречается шакал. Часто можно встретить средиземноморскую лисицу. Весьма распространён барсук. Встречается дикобраз. Из грызунов-вредителей можно отметить полёвок, крыс.

Встречается также олень благородный, лань, газель, гривастый баран, муфлон, кролики, зайцы. Широка популяция ежей. Искусственно поддерживается популяция орлов.

В лесах живут также совы, ястребы, филины, сычи и др... Водятся дикие кошки: одичавшие домашние, рысь, леопард, (правда, численность последнего исчисляется единицами, а величиной он немногим больше обычной кошки). Часто можно встретить даманов.

В парке сосуществуют десятки видов насекомых. Среди них следует отметить саранчу, богомолов, тараканов. Самые крупные из них имеют в длину до 90 мм, отлично летают и часто приживаются в квартирах.

Встречается много видов бабочек. Разнообразны жуки. Распространена пчела медоносная. Следует отметить досаждающих людям москитов, комаров, слепней, мух, но их не столь много, как в России.

В целях сохранения дикой природы на горе Кармель основан гигантский национальный парк, открытый для туристов. В парке проложено множество пешеходных и велосипедных маршрутов, продолжительность которых - от получаса до 18 часов.

Сходить с проложенных и тщательно помеченных дорожек строжайше запрещено. На границе национального парка организованы автомобильные стоянки с кемпингами, туалетами и водопроводом. На этих стоянках разрешается разжигать костры. В пределах парка запрещена ночёвка в палатках.

Кроме того, в парке основан заповедник «Хай-Бар», целью которого является восстановление популяции крупных животных в лесах севера Израиля.

Фотогалерея





Гора Кармель или Кармил, была хорошо известна народам, обитающим на ближнем востоке, ведь каждый раз, когда из Евразии, кто-то хотел нанести «дружественный визит» в Африку, или на оборот, они проходили или проплывали мимо нее. Если вы посмотрите на карту мира и вспомните, что самолеты появились не так давно, да и мореплавание долгое время было только вдоль берегов, то поймете, что все эти «дружественные» визиты делали по суше или вдоль берега и таки через нас. Прежде чем описать геологию, географию и животный мир горы Кармель, мы немного поговорим о ее названии. Имя, или название горы Кармель (Кармил) упоминается много раз в Танахе (ветхий завет) в разных сочетаниях.

Есть предположение, что название сочетает в себе два слова на иврите: Керем и Эль. Слово Эль, можно перевести как Божество или Бог, а со словом Керем история чуть подлиннее. Дело в том, что Керем можно перевести как; виноградник, оливковая роща и миндальный сад. Зачастую перевод слова Керем ведется от того, что выращивают на местности, но большая часть людей привыкла словом Керем называть виноградник. В Галилее есть долина разделяющая ее на верхнюю и нижнюю Галилее , и эта долина называется Бикат (долина) Бейт (дом) ха-Керем. В данном случае, ее название переводят как долина дома Олив, но на горе Кармель нам известна давняя история выращивания именно винограда. Кармель иногда упоминают в смысле плодородной земли. Так, например у Йирмийау (Иеремия): «И привел Я вас в землю плодородную, чтобы ели (вы) плоды ее и блага ее». Может быть, вы удивитесь, но на иврите (язык оригинала) в месте, где написана «плодородная земля», стоит только одно слово – Кармель. Так же слово Кармель употребляют для описания сушеных зерен: «никакого нового хлеба, ни сушеных зерен, ни зерен сырых не ешьте до того дня, в который принесете приношения Богу вашему» Ваикра 23-14 (Левит 23-14). Как вы правильно догадались, на языке оригинала в тексте вместо слова «сушеные зерна» написано – Кармель. Кармель стал идеалом красоты: «Голова твоя на тебе, как Кармель, и волосы на голове твоей, как пурпур». Относительно границ горы Кармель, то сегодня все очень просто потому, что вдоль нее со всех сторон есть дороги. Прежде чем вы начнете представлять себе границы Кармеля, скажу, что форма горы напоминает треугольник, и на каждом из ее углов расположился город. На северном углу Хайфа , на южном Зихрон Яаков , и на западном Йокнеам. С запада проходит дорога номер 4, а дороги 70 и 75 огибают гору с юга и востока, пока не соединяются с 4 дорогой, которая огибает Хайфу с севера. Геология Кармеля, как геология большей части Израиля состоит из осадочных пород, таких как известняк, хотя местами (Керен Махараль) есть вкрапления туфа.

На сегодняшний день в мире все еще много подводных вулканов, так и под горой Кармель в очень далеком прошлом, когда она еще была частью дна большого древнего моря, началось подводное извержение. Но силы тогда у подводных вулканов хватило только на то, что бы приподнять дно этого моря, но не прорвать его. Таким образом когда уровень мирового океана понизился а материки и тектонические платы еще немного подвигались, над сушей стала возвышаться гора Кармель. Самая высокая точка горы Кармель 546м, но так как окружающая вершину местность имеет свои вершины не на много ниже, то в общем на горе эта самая высокая точка мало заметна. Кстати Кармель единственная гора на территории Израиля, за исключением Рош ха Никра , которая окунается в море. Йирмийау (Иеремия): «как Фавор среди гор и как Кармил при море». На счет растительности и животного мира. На Кармеле преимущественно растет средиземноморский лес, состоящий из низкого кустарника и невысоких дубов, фисташек, встречается так же рожковое дерево и еще несколько представителей средиземноморского леса. В наше время большую часть горы Кармель засадили сосновым лесом, часть которого пострадала при большом пожаре в 2010 году. Животный мир горы Кармель очень богат и богатство ему возвращает заповедник Хай Бар Кармель . Дело в том, что до приезда немцев из известной германской колонии , что в Хайфе , популяция животных на горе Кармель была в разы больше. Немцы привезли сюда любовь к охоте, и конечно же много охотничьих ружей. В то время с Кармеля практически исчезла так называемая Иранская лань, которую сегодня успешно возвращают в природу.

К этой же категории можно отнести и европейскую косулю, которую у нас называют Эяль ха Кармель. В большом количестве на Кармеле водятся дикие кабаны, шакалы, а так же часто можно встретить мангустов. Сегодня на горе Кармель есть заповедник есть несколько древних городищ в том числе Кастра, на месте которой сегодня находится одноименный центр торговли и искусств . На вершине горы есть так же две друзские деревни Далият эль Кармель и Осфия, которые относительно молодые и находятся, в том числе на останках более древних поселений. Гора Кармель уникально своим местоположением и очень рекомендуема в плане походов, и туристических поездок выходного дня. Фото из википедии.

H G Я O L

Наименование горы, возможно, происходит от др.-евр. כרם (керем ), со значением «виноградник ». Высшая точка горы - или хребта - находится между городом Хайфа и друзским поселением Исфия к юго-востоку от Хайфы, в этом месте высота хребта Кармель составляет 546 метров над уровнем моря. На этой вершине возведена телебашня Хайфы. На соседней вершине расположен кампус Хайфского университета .

Среднегодовая температура на Кармеле - плюс 19 °C. Примерное количество осадков - 600 мм в год, в отдельных местах - до 900 мм. Раз в несколько зим на вершинах гор выпадает снег (например зимой 2005/2006 года), но он крайне тонок и редко держится более нескольких часов.

Географические особенности и геологическое строение [ | ]

Внешне хребет Кармель напоминает гигантский утюг, направленный на северо-запад. «Нос» «утюга» врезается в Средиземное море, образуя с севера Хайфский залив . Вся северо-западная часть хребта находится в городской черте Хайфы . Утёсы подходят очень близко к воде, обрываясь вниз крутым склоном, поросшим хвойно-лиственным лесом. В самом узком месте скалистое основание утёса отделяет от вод Средиземного моря не более нескольких десятков метров. Этот промежуток занят железной дорогой Хайфа - Тель-Авив и четырёхполосной улицей Хагана, которая переходит затем в 4-е междугородное шоссе Хайфа - Тель-Авив.

Происхождение хребта Кармель - вулканическое , однако ни сколько-нибудь значительного вулканического кратера , ни больших базальтовых массивов, образующихся вследствие извержений, на хребте нет. Можно сказать, что гора Кармель - несостоявшийся вулкан: давление магмы заставило подняться скалистое основание, образовав горный хребет, однако сама магма на поверхность не прорывалась.

Горообразовательная деятельность в районе Хайфы давно прекратилась, и небольшие землетрясения , сотрясающие Хайфу раз в три-четыре года, связаны исключительно с проходящим менее чем в сотне километров центральным каналом Сирийско-Африканского тектонического разлома, являющегося частью Восточно-Африканской рифтовой зоны . Бо́льшая часть материала, составляющего гору Кармель, - это осадочные породы, известняк и мел , следы простиравшегося когда-то над этой местностью моря Тетис . Мягкость этих материалов объясняет существование в горе Кармель множества больших и маленьких пещер.

Исторические находки на территории хребта Кармель [ | ]

Пещеры горы Кармель издавна использовались людьми для жилья. На западном склоне горы Кармель, в окрестностях города Зихрон-Яаков , в пещерах Табун и Схул в 1929-1934 гг. были найдены костные остатки людей вместе с каменными орудиями леваллуазского типа и костями ископаемых животных.

Пещера Илии-пророка в Хайфе.

В пещере Табун обнаружен почти полный скелет женщины неандертальского типа и нижняя челюсть мужского черепа с отчётливым подбородочным выступом. В пещере Схул открыты кости десяти скелетов разной сохранности (характеризуются большими индивидуальными различиями и сочетанием неандертальских и современных особенностей в строении черепа и др. частей скелета). Находки относятся к периоду 45-40 тыс. лет тому назад. Одни учёные считают, что население пещер Кармеля - результат смешения людей неандертальского и современного типа; другие видят в них эволюционный переход от древних людей к новым. Это открытие позволило выделить новый подвид предков человека, который, правда, не всеми учёными признаётся.

Другие открытия, сделанные на основании находок на горе Кармель, заставили пересмотреть некоторые предположения относительно неандертальцев. В пещере Кебара на горе Кармель был найден скелет неандертальца , жившего 60 тысяч лет назад, у которого полностью сохранилась подъязычная кость , совершенно идентичная кости современного человека. Так как от подъязычной кости зависит способность говорить, то учёные были вынуждены признать, что неандерталец мог обладать этой способностью .

Кроме того, учеными были обнаружены фрагменты первых украшений, сделанных из просверленных раковин. Две такие бусины, датируемые 100 тыс. лет до нашей эры, нашли при раскопках уже упоминавшейся пещеры Схул (Skhul ).

Кармель в Библии [ | ]

В пещерах Кармеля скрывался когда-то пророк Илия (Элияху ). Сейчас (англ. Cave of Elijah ), в которой, по преданию, он жил, является религиозным центром поклонения иудеев и христиан. Эта пещера находится в городской черте Хайфы , практически прямо под единственной в Хайфе линией канатной дороги, у подножия горы. На вершине горы пророк молил Бога о прекращении трёхлетней засухи. Место, в котором Илия-пророк победил жрецов Ваала (эта история описана в 18-й главе Третьей книги Царств), называется «Мухрака» - что на арабском означает «Огненное место». Мухрака находится в северо-восточной части горы Кармель, оттуда открывается вид на всю долину Изреэль . Мухрака расположена на высоте 482 м, в 27 км от Хайфы и в 13 км от Мегиддо .

Флора и фауна хребта Кармель. Государственный заповедник [ | ]

Осадочные породы, из которых, как было сказано выше, состоит хребет, являются превосходным источником минеральных солей для плодородной почвы. Фантастическое плодородие склонов горы, особенно в сочетании с мягким климатом и большим количеством осадков, было известно ещё в древние века и вошло в легенды.

Как следует из названия горного хребта, в древности на склонах горы Кармель в изобилии рос виноград . Однако мусульмане, властвовавшие над этой местностью без малого тысячу лет, вырубили виноградники, а турки во времена Османской империи вырубали леса, поэтому к началу XX века леса сохранились лишь на небольшой части горного массива. Фонд охраны природы Керен Каемет ле-Исраэль и Государство Израиль прилагают множество усилий, чтобы восстановить леса горы Кармель.

Сейчас большая часть леса на горе Кармель - это лес из сосны алеппской , высаженный фондом. Однако вследствие страшного лесного пожара весной 2005 года хвойный лес на юго-западных склонах сильно пострадал. На освободившихся площадях собираются высадить лиственные леса, которые, из-за более низкого содержания смолы в деревьях, будут гореть хуже.

В декабре 2010 года на горном хребте вновь случился крупномасштабный пожар (крупнейший в истории Израиля), в результате которого пострадал ряд населённых пунктов. В результате возгорания автобуса с курсантами израильской тюремной службы ШАБАС , попавшего в зону пожара, погибло 44 человека. В ходе пожара было эвакуировано 15 000 жителей, а огонь удалось погасить лишь спустя несколько дней при помощи пожарной авиации (около 30 самолётов), посланной в Израиль рядом стран.

В Кармельских лесах до сих пор водятся дикие кабаны , волки . Очень часто встречается шакал . Часто можно встретить средиземноморскую лисицу . Весьма распространён барсук . Встречается дикобраз . Из грызунов-вредителей можно отметить, крыс . Встречается также олень благородный , лань , газель , муфлон , кролики , зайцы . Широка популяция ежей . Искусственно поддерживается популяция орлов. В лесах живут также совы, ястребы , филины , сычи и др.. Водятся дикие кошки: одичавшие домашние, рысь , леопард , (правда, численность последнего исчисляется единицами, а величиной он немногим больше обычной кошки). Часто можно встретить даманов .

В парке сосуществуют десятки видов насекомых. Среди них следует отметить саранчу , богомолов , тараканов . Самые крупные из них имеют в длину до 90 мм, отлично летают и часто приживаются в квартирах. Встречается много видов бабочек . Разнообразны жуки . Распространена медоносная пчела . Следует отметить досаждающих людям москитов , комаров , слепней , мух .

В целях сохранения дикой природы на горе Кармель основан гигантский национальный парк , открытый для туристов. В парке проложено множество пешеходных и велосипедных маршрутов, продолжительность которых - от получаса до 18 часов. Сходить с проложенных и тщательно помеченных дорожек строжайше запрещено. На границе национального парка организованы автомобильные стоянки с кемпингами , туалетами и водопроводом. На этих стоянках разрешается разжигать костры. В пределах парка запрещена ночёвка в палатках. Кроме того, в парке основан заповедник «Хай-Бар Кармель », целью которого является восстановление популяции крупных животных в лесах севера Израиля.